Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Взаимодействие автора с героем в процессе создания портретного фильма: этико-профессиональные особенности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В диссертационном исследовании используются основные методологические принципы гуманитарных наук: теории и истории телевидения, психологии, философии. Диссертант опирается на общенаучные методы: аналитический, сравнительный, структурный, типологический, экспериментальный. Разработка положений диссертации осуществлялась на базе метода системного анализа, в том числе корреляционного анализа… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Этика взаимодействия автора с героем телевизионного произведения
    • 1. 1. Понятие и сущность этики телевизионного журналиста
    • 1. 2. Законодательное регламентирование журналистской этики: сравнительный анализ главных документов
    • 1. 3. Взаимодействие автора с героем телевизионного произведения: практика применения этических норм
  • Краткие
  • выводы
  • Глава 2. Особенности взаимодействия автора с героем телепроизведения в различных моделях коммуникации
    • 2. 1. Особенности взаимодействия автора с героем телепроизведения в межличностной и массовой коммуникации
    • 2. 2. Особенности взаимодействия автора с героем телепроизведения в непосредственной и опосредованной коммуникации
    • 2. 3. Особенности взаимодействия автора с героем телепроизведения в вербальной и невербальной коммуникации
  • Краткие
  • выводы
  • Глава 3. Влияние современных тенденций телевизионной коммуникации на процесс взаимодействия автора с героем телепроизведения
    • 3. 1. Коммерциализация: влияние на процесс взаимодействия автора с героем телепроизведения
    • 3. 2. Рейтинговые войны: влияние на процесс взаимодействия автора с героем телепроизведения
    • 3. 3. Жанровые и языковые особенности современных телепрограмм: влияние на процесс взаимодействия автора с героем телепроизведения
      • 3. 3. 1. Жанровые особенности телевизионных программ: понятие, сущность, влияние на процесс взаимодействия автора с героем телепроизведения
      • 3. 3. 2. Языковые особенности телевизионных программ: понятие, сущность, влияние на процесс взаимодействия автора с героем телепроизведения
    • 3. 4. Интеграция современных тенденций телевизионной коммуникации в практику взаимодействия автора с героем телевизионного произведения
  • Краткие
  • выводы

Взаимодействие автора с героем в процессе создания портретного фильма: этико-профессиональные особенности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность.

Возрастающая роль работников информационной сферы в политической, экономической и духовной жизни общества — свидетельство интенсивной интеграции электронных СМИ в социум, несомненный признак современного этапа развития России, объективный факт. Деятельность субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений неоднократно становились предметом изучения теоретиков телевидения. Совокупность взглядов на современную российскую телевизионную коммуникацию, опубликованных в научных изданиях, в прессе, на официальных сайтах государственных и общественных учреждений, позволяет сделать вывод о необходимости постоянного повышения уровня профессионального мастерства литературных сотрудников телевидения, в том числе, соблюдения ими норм, предписываемых законодательством Российской Федерации, этическими кодексами и корпоративными документами. Сформировать у профессионального сообщества представление о необходимости проведения единой политики в данном направлении — задача, несомненно, своевременная.

Существенные коррективы в отношения участников телевизионной коммуникации вносят глобализация, коммерциализация, нестабильность потребностей аудитории и, как следствие, жестокая конкуренцияактуальные приметы развития электронных средств массовой информации России. Адаптировавшись к экономической и политической ситуации, телевизионные бизнесмены заинтересованы в сохранении стабильности. Учитывая, что большинство наиболее удачных телепроектов непосредственно или опосредованно имеют отношение к политике, владельцы каналов не инициируют появления принципиально новых программ. Отсюда однообразие форматов. Косвенно эта тенденция поддерживается незаинтересованностью рядовых сотрудников телевизионных компаний в качественном прогрессе. Частое отсутствие прямой материальной зависимости исполнителей от уровня программ губит большинство конструктивных инициатив. Как представляется, телеспециалистам необходимы очевидные, зримые в краткосрочной перспективе стимулы. Попытки внедрения нематериальных поощрений, например, профессиональных премий, в ряде случаев оказываются неэффективными. Отчасти это может быть связано с ментальностью творческих сотрудников телевидения, создающих программный контент, а стало быть, вовлеченных в процесс взаимодействия с героями телевизионных произведений. Медиаисследователи отмечают, что в профессию идут специалисты определенного склада. У многих из них первостепенной является материальная мотивация, вследствие чего потребность творческого роста не всегда приоритетна1. Подобное отношение к работе влечет ряд негативных тенденций, справедливо критикуемых телезрителями.

В связи с этим анализ современного состояния телевизионной коммуникации, в том числе, взаимодействия журналиста с героями его произведений — насущная потребность и серьезная научная проблема. Теория тележурналистики располагает исследованиями, посвященными смежным вопросам. Однако со времени их появления телевизионный мир претерпел значительные изменения: политические, социокультурные, структурные, содержательные, технологические и др. Актуальное исследование этой тематики в контексте проблем современной.

1 К такому выводу пришел, например, профессор Вайне Свобода, посетивший факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова с авторским курсом лекций в рамках четвертой летней школы по журналистике и коммуникациям «Индустрия СМИ в США и России: журналист в условиях рынка» 20−25.06.2005. отечественной телевизионной коммуникации представляется своевременным.

Данное диссертационное исследование, предпринятый на его страницах анализ и сделанные выводы, как представляется, могут мотивировать творческих сотрудников телевидения к качественному росту. Системный подход к проблеме взаимодействия журналиста с героем портретного фильма структурирует традиционные процессы телевизионной коммуникации, выявляет их закономерности, может стать основой дальнейшего развития методов взаимодействия тележурналиста-автора с героями его произведений. Таким образом, диссертация имеет актуальную научную и практическую значимость, приобретая в рамках формирования информационного общества особое значение для социальной и духовной жизни человека.

При этом углубленный анализ взаимодействия телевизионного журналиста с героем весьма скромен, в отечественной и зарубежной литературе ощутим недостаток специализированных работ, посвященных обозначенной проблематике. Данные обстоятельства обусловили выбор темы диссертационного исследования.

Цель и задачи исследования

.

Целью диссертации является комплексный анализ этико-профессиональных особенностей взаимодействия автора с героем портретного фильма. Диссертант намерен определить, какое влияние журналист и герой оказывают друг на друга в процессе взаимодействия, а также — косвенно в момент эфира — на телеаудиторию. Исследование задумано таким образом, чтобы уделить внимание не только ситуациям, возникающим в новостной журналистике, но и в более крупных жанровых формах, в том числе, в авторских проектах, вовлекающих в беседу приглашенных гостей и аудиторию. В диссертации использован личный опыт автора в работе над жанром портретного фильма — одним из наиболее сложных с этической точки зрения при взаимодействии тележурналиста с героем.

Диссертант представляет теоретическое обоснование сущности и основных направлений творческой деятельности участников телевизионной коммуникации в объеме, необходимом для раскрытия темы. В исследовании описаны схемы взаимодействия тележурналиста с героем, для различных ситуаций разработаны альтернативные поведенческие модели, выявлены инструменты влияния на развитие взаимодействия. Специальный раздел работы посвящен изучению языковых особенностей общения журналиста с героями.

Для достижения вышеизложенных целей поставлены следующие задачи:

• провести анализ этико-профессионального аспекта взаимодействия автора с героем в системе связей современной отечественной телевизионной коммуникации;

• исследовать влияние актуальных тенденций телевизионной коммуникации на процесс подготовки портретного фильма, в частности взаимодействие журналиста с героями его произведений;

• определить актуальные проблемы современного телепроизводства, связанные с процессом взаимодействия тележурналиста с героем, в том числе лингвистического характера;

• предложить пути решения выявленных проблем.

Объект исследования.

Объектом исследования является процесс взаимодействия автора с героем портретного фильма. Диссертант обращает внимание на возможности оптимизации отдельных направлений телевизионной коммуникации, апеллирует к опыту соотечественников, анализирует зарубежные инновации. Описаны актуальные тенденции современного российского ТВ, оказывающие латентное влияние на психологию общения. Значительное внимание уделено вопросам, связанным с невербальной коммуникацией как неотъемлемой частью процесса взаимодействия.

Предмет исследования.

Предметом исследования являются автор и герой телевизионного произведения. Менее пристальное внимание — по мере необходимости — будет уделено остальным действующим лицам и сегментам телевизионной коммуникации, имеющим непосредственное отношение к этико-профессиональному аспекту процесса взаимодействия тележурналиста с героем.

Теоретические основы и методы исследования.

Теоретической и методологической базой диссертации послужили фундаментальные положения современной теории журналистики. Основу работы составили труды российских и зарубежных авторов по теории журналистики и коммуникации. В ряду отечественных авторов можно назвать В. А. Аграновского, Э. Г. Багирова, E.JI. Вартанову, М. Е. Голдовскую, Н. А. Голядкина, С. В. Дробашенко, В. В. Егорова, Г. В. Лазутину, Р. П. Овсепяна, А. С. Панарина, Г. Г. Почепцова, Е. П. Прохорова, Л. Л. Реснянскую, М. И. Шостак и др.- среди зарубежных авторов — Б. Льюиса, К. Маккалаха, М. Рабигера, Д. Рэндалла, Ч. Файрстоун, Э. Фихтелиуса, Ю. Хабермаса, У. Шрамма.

Диссертация была бы неполной без привлечения материалов, близких вопросам телевизионной коммуникации. Автор преимущественно опирается на следующие работы:

• фундаментальные труды в области теории телевидения. Этим проблемам посвящены исследования Р. А. Борецкого, B.C. Саппака, А. Я. Юровского и др.

• работы, посвященные анализу телевизионной коммуникации, теоретических принципов и практики функционирования ее средств. Среди них разработки М. Макклюэна, Г. Н. Вачнадзе, В. В. Гаспаряна, Я. Н. Засурского, JI.M. Земляновой, JI.B. Матвеевой, B.JI. Цвика и др.

• книги режиссеров, продюсеров, телеведущих — У. Отта, Л. Г. Парфенова и др.

• немногочисленные теоретические и, главным образом, практические разработки, непосредственно посвященные анализу различных аспектов взаимодействия журналиста с героем. Среди них — работы Д. С. Авраамова, С. А. Муратова и др.

Большую роль в формировании авторской концепции диссертации сыграли идеи Э. Берна и Г. В. Кузнецова. В ряду специализированных работ, посвященных проблемам взаимодействия тележурналиста с героем, целесообразно отметить труды В. М. Березина.

В диссертационном исследовании используются основные методологические принципы гуманитарных наук: теории и истории телевидения, психологии, философии. Диссертант опирается на общенаучные методы: аналитический, сравнительный, структурный, типологический, экспериментальный. Разработка положений диссертации осуществлялась на базе метода системного анализа, в том числе корреляционного анализа, группировки фактических данных и выборочных обследований, метода экспертных оценок и сравнений, графического метода. В процессе работы над диссертацией также использовались иные научные методы: теоретическое обобщение и анализ литературных источниковпросмотр и анализ многочисленных портретных фильмов, бесед и интервью с их создателямиметод включенного наблюдения за процессом творческой деятельности режиссеров, сценаристов, операторов и других создателей программ и фильмов. Сказался опыт работы автора в крупных государственных и коммерческих телевизионных компаниях, частных производящих студиях, компаниях-вещателях, а также педагогическая практика в области телевизионной журналистики.

Исходной информацией для оптимизации процесса взаимодействия автора с героем портретного фильма послужили:

• эмпирические исследования российских и зарубежных ученых, описывающие основные характеристики данного процесса;

• нормативно-правовые документы, регулирующие взаимодействие журналиста с героем в процессе подготовки телевизионного произведения к эфиру;

• экспериментальные данные исследований, посвященных практической телевизионной проблематике.

Научная новизна исследования.

Развитие теории телевизионной журналистики как науки закономерно влечет сегментацию задач, которые время ставит перед исследователями. Растет необходимость постановки все более конкретных целей, отражающих переход от общего теоретического рассмотрения масштабных проблем к анализу их частных аспектов. Данная тенденция обусловила максимальное сужение автором темы от проблем современной российской телевизионной коммуникации к узкоспециальному процессу взаимодействия автора с героем телевизионного произведения, наиболее наглядному в рамках производства портретного фильма. Специализированные исследования данного вопроса практически не проводились, а встречающиеся в научной и популярной литературе по тележурналистике отдельные теоретические положения, рассматривающие вопросы взаимодействия, представлены неполно.

Научная новизна работы представлена следующими положениями и выводами:

• впервые комплексно рассмотрены важнейшие аспекты взаимодействия телевизионного журналиста с героем в рамках производства портретного фильма, а именно:

1. соотношение этических норм важнейших документов, а также практика их применения («Хартия телерадиовещателей» и «Этический кодекс российского тележурналиста» — сравнительный анализ положений);

2. особенности взаимодействия в различных сегментах коммуникации (межличностная и массовая, непосредственная и опосредованная, вербальная и невербальная модели);

3. влияние на процесс взаимодействия современных тенденций телевизионной коммуникации, а именно коммерциализации и рейтинговых войн;

• впервые анализ практики общения тележурналиста с' героем дает комплексное представление о производстве портретного фильма;

• впервые подвергнуто системному анализу влияние жанровых и языковых свойств телевизионных программ на процесс взаимодействия тележурналиста с героем;

• впервые систематизированы и обобщены теоретические положения о взаимодействии автора с героем портретного фильма, в том числе по разным структурным, технологическим, ситуативным группам, а также разработаны конструктивные методы решения наиболее часто возникающих проблем;

• впервые разработаны актуальные профессиональные параметры, которым должен соответствовать современный специалист в области телевизионного производства в процессе взаимодействия с героем.

Гипотеза научного исследования.

Сознательное, целенаправленное, конструктивное влияние журналиста на телевизионную коммуникацию и телевизионной коммуникации на журналиста взаимно обусловлено. Заинтересованность автора в общении с героем, соблюдение им профессионального этического кодекса, понимание телевизионной технологии, способность находить уникальные черты в каждом герое, аккумулировать их и своевременно воплощать в нестандартных творческих решениях представляются обязательными условиями успешного телепроизводства с точки зрения взаимодействия тележурналиста с героем.

Диссертант аккумулирует комплексное рассмотрение теоретических основ телевизионной журналистики, в том числе анализ применения теоретических навыков на собственной практике, в систему. Процесс взаимодействия подвергнут рассмотрению с учетом наиболее актуальных и значительных тенденций телевизионной коммуникации современной России. Эффективность процесса взаимодействия автора с героем зависит от активной позиции и конкретных действий телевизионного журналиста. В работе детально изучены факторы, задействованные в этом процессе. В сегменте производства портретных фильмов предложена долгосрочная концепция накопления репутационного капитала, позволяющая абстрагироваться от рейтинговой зависимости.

Основные положения, выносимые на защиту:

• этический принцип самоограничения, декларируемый цеховыми документами, без подкрепления системными изменениями в телевизионной журналистике представляется недостаточно эффективным инструментом. Пока он не станет экономически более выгоден, нежели альтернативный путь — необязательное соблюдение этических правил по отношению к герою и к зрителю — принципиальные изменения в телевизионной коммуникации представляются маловероятными;

• применение сотрудниками производящих телекомпаний конструктивных инноваций в области этико-профессионального аспекта взаимодействия с героем может способствовать повышению качественного уровня телепрограмм, что, по мнению ряда авторитетных исследователей, в настоящее время является насущной необходимостью;

• жанровые и языковые особенности портретного фильма оказывают существенное влияние на процесс взаимодействия тележурналиста с героем;

• значение телевизионной коммуникации для всех ее участников постоянно возрастает. Вместе с ним возрастает ответственность журналистов перед телекомпанией, перед зрителем, перед собой. Телевизионные специалисты должны отвечать все более высоким требованиям, предъявляемым к их личным и профессиональным качествам. Возникает объективная потребность в разработке новых параметров подготовки профильных специалистов, что влечет за собой необходимость создания профессиональных образовательных программ, учитывающих особенности работы современного тележурналиста.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Теоретическая значимость исследования заключается в разработке оригинальной системы рекомендаций, которые авторы портретных фильмов могут использовать в случае возникновения кризисных ситуаций в процессе взаимодействия с героями при подготовке телевизионного произведения к эфиру.

Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты могут быть использованы законодательными и исполнительными органами власти России при разработке нормативных документов в сфере телепроизводства. Полученные в диссертации результаты, выводы и предложения могут лечь в основу корпоративных рекомендаций телевизионным журналистам. Диссертация потенциально полезна как исследователям теоретических аспектов телевизионной коммуникации, так и тележурналистам-практикам: корреспондентам, редакторам, режиссерам, продюсерам и иным специалистам в области аудиовизуальных средств массовой информации, в чьи обязанности входит взаимодействие с героем.

Отдельные положения работы могут быть использованы в процессе обучения студентов специальности «Телевизионная журналистика» на факультетах журналистики российских ВУЗов, в том числе института повышения квалификации работников телевидения и радиовещания.

Апробация результатов работы.

Разработанные в диссертации инновации прошли экспериментальную проверку при прохождении педагогической практики под контролем научного руководителя, а также во время чтения автором курса лекций в центре дополнительного образования «Новая волна» при мэрии г. Дмитрова.

Основные положения и выводы, содержащиеся в диссертационном исследовании, апробированы в опубликованных научных статьях, в том числе в журналах из перечня ВАК ведущих лицензированных научных изданий. Доклады по материалам диссертации прочитаны на российских и международных научно-практических конференциях.

По теме диссертации опубликованы 9 статей общим объемом 2 печатных листа.

Структура диссертации.

Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и семнадцати приложений. Общий объем работы 244 страницы, включая 157 страниц основного текста, содержащего 14 таблиц и 2 схемы.

Заключение

.

В диссертации проанализирована технология создания портретного фильма, в том числе — распределение ролей внутри съемочной группы, рассмотрены потенциальные схемы взаимодействия автора с героем телевизионного произведения на всех стадиях производства.1.

Обращаясь к этическому аспекту взаимодействия тележурналиста с героем, автор находит различия между государственным законодательством и корпоративными рекомендациями, проводит сравнительный анализ двух важнейших документов, регламентирующих сферу этического регулирования телевизионной журналистики — «Хартии телерадиовещателей» и «Этического кодекса российского журналиста». В результате анализа мы пришли к следующим выводам:

• законодательная база телевизионной журналистики в области регулирования этических вопросов несовершенна и требует логического развития не только в виде цеховых документов, носящих рекомендательный характер, но и корпоративных установок, алгоритмически регламентирующих поведение журналиста в типовых проблемных ситуациях;

• принцип самоограничения, декларируемый цеховыми документами, без подкрепления системными изменениями в области телевизионной журналистики представляется неэффективным инструментом. Пока он не станет экономически более выгодным, нежели альтернативный путь — необязательное соблюдение этических правил по отношению к герою — принципиальные изменения в системе телевизионной коммуникации представляются.

1 Для этих целей были созданы схемы № 1 и 2. См. с. 99−100 диссертационного сочинения. маловероятными.

Автор представил в диссертационном исследовании одну из потенциальных долгосрочных схем стимулирования профессиональной этики — репутационную. В соответствии с предложенной концепцией, следование этическим нормам является показателем высокого статуса канала, студии, программы. Известные игроки телевизионного бизнеса не могут позволить себе неэтичное по отношению к героям поведение, позиционируя соблюдение репутационных обязательств как приоритетное направление долгосрочного развития. Дальнейшая разработка указанного направления видится осуществимой в ближайшем будущем после детального изучения принципов экономического функционирования российских электронных СМИ и их влияния на исследуемую проблематику.

Необходимо заметить, что в большинстве профессиональных конфликтов журналистская этика уступает диктату владельца канала. Принадлежность крупнейших электронных СМИ частным компаниям, подчиняющимся авторитету государства, позволяет осуществлять вещательную политику лишь с учетом позиции власти.

Рассмотрение практики применения этических норм снабжено примерами интеграции в процесс взаимодействия автора с героем телепроизведения ролевой модели Эрика Берна. Поведенческая концепция известного психолога, адаптированная к нуждам тележурналистики, легитимирует профессиональные приемы, интуитивно найденные опытными документалистами. Молодые авторы, ознакомившись с научным обоснованием практического метода, основанного на модели Берна, форсируют рост профессионального мастерства.

Особенности взаимодействия тележурналиста с героем в различных сегментах телевизионной коммуникации систематизированы в сводную таблицу. В работе рассмотрены нюансы соблюдения современных правил делового этикета в отношении одежды, электронной переписки, звонков со стационарных и мобильных телефонов.

В сегменте межличностного общения автор подвергает анализу каждый из семи базовых типов коммуникативного воздействия тележурналиста на героя: заражение, внушение, подражание, вторжение, уход, самораскрытие, вовлечение.

В диссертационном исследовании рассмотрены основные тенденции современной телевизионной коммуникации: коммерциализация, рейтинговые войны, а также универсализация творческих и технических профессий на ТВ.

Коммерциализация российского телевидения коренным образом изменила принципы работы творческих сотрудников, вынудив их не только информировать, поучать и развлекать, но и зарабатывать. Опираясь на актуальные статьи топ-менеджеров российского ТВ, описывающих свои методы управления телевизионными активами, основываясь на собственном опыте, а также резюмируя информацию, полученную в личных беседах с дикторами центрального телевидения Игорем Кирилловым, Татьяной Судец, Юрием Ковеленовым, Татьяной Веденеевой, Инной Ермиловой, Алексеем Дружининым и Еленой Коваленко, автор, моделирует потенциальную альтернативу притоку материальных средств из рекламного сегмента. Идея заключается в переводе рекламных блоков в менее агрессивную форму — продакт плэйсмент (Product Placement). Примеры использования товаров определенных торговых марок непосредственно в теле программы приведены в параграфе 3.1 «Коммерциализация: влияние на процесс взаимодействия автора с героем телепроизведения». Применение данной формы привлечения денежных средств к телевизионным передачам всех типов представляется проблематичным, однако в случае с портретными фильмами она может использоваться весьма успешно.

Тема коммерциализации российского телевидения не могла быть раскрыта в необходимом объеме без рассмотрения феномена рейтинговых войн. Каналы прилагают максимум усилий, чтобы увеличить стоимость рекламного времени в своих проектах. Помимо перманентного введения разнообразных усовершенствований в сами программы были изысканы сотни дополнительных возможностей привлечения зрительского внимания к ведущему, передаче, каналу. Прямыми или косвенными участниками многих инноваций стали тележурналисты и герои сюжетов, фильмов, программ. В работе раскрыты механизмы программирования, контрпрограммирования, сквозного анонсирования и прочих эффективных инструментов в борьбе за рейтинг. Обращено внимание на содержательные изменения, происходящие под воздействием рейтинговых войн.

В работе уделено внимание влиянию жанровых и языковых свойств телевизионных программ на процесс взаимодействия тележурналиста с героем. Выявлено, что наибольшее влияние прослеживается в группе жанров художественной публицистики, т.к. именно здесь контакт автора с героем телевизионного произведения наиболее интенсивен и продолжителен.

В процессе анализа особенностей звучащего слова нами определено, что языковые особенности портретного фильма могут оказывать на процесс взаимодействия тележурналиста с героем следующее влияние:

• диктовать выбор видеоряда;

• формировать культурную матрицу фильма вследствие взаимосвязи прямой речи героя с закадровым текстом;

• замещать в речи тележурналиста и героя канцеляризмы, профессионализмы и научную терминологию общеупотребительной лексикой ввиду необходимости придания фильму качества доступности всей аудитории;

• стимулировать образность синхронов, использование в авторском тексте литературных и поэтических приемов.

Аналитические выкладки, основанные на изучении практической части, собраны в таблицы. Рассмотрены десятки примеров из практики создания автором диссертации портретных фильмов, вышедших в эфир центральных телеканалов России. Сценарии фильмов, фрагменты которых использованы в тексте работы, в полном объеме приведены в приложении. Описанный практический опыт позволит читателю перенять полезные ремесленные приемы и не повторить разобранных ошибок. Уникальная информация поможет журналисту.

• ознакомиться с базовыми типами коммуникативного воздействия на героя;

• систематизировать устные и письменные ресурсы, доступные автору портретного фильма для предварительного исследования героя телепроизведения;

• усвоить навыки работы с наиболее распространенными техническими приспособлениями, опосредующими процесс взаимодействия тележурналиста с героем;

• найти контраргументы, способные переубедить героя в случае нежелания принимать участие в съемках портретного фильма;

• детально изучить факторы, оказывающие непосредственное и опосредованное влияние на результат интервью.

Беседа интервьюера с его визави проходит в двух измерениях: очевидном, выражаемом словами, и скрытом, проявляющемся в невербальных сигналах. Внимательный интервьюер в телевизионных программах нередко замечает несоответствие вербального и невербального сегментов коммуникации. Тот, кто подмечает изменения в мимике и жестах собеседника, сможет прийти к пониманию его истинной позиции. Диссертационное сочинение позволяет журналисту усвоить основы следующих навыков:

• анализируя контакт глаз, по характеру взгляда понимать его значение;

• из динамики позы делать вывод относительно внутреннего состояния собеседника.

Автор представил в работе теоретическое обоснование сущности и основных направлений творческой деятельности участников телевизионной коммуникации в объеме, заявленном темой диссертационного сочинения. В исследовании описаны возможные схемы взаимодействия тележурналиста с героем, разработаны альтернативные поведенческие модели для различных ситуаций, выявлены основные факторы, имеющие влияние на развитие взаимодействия. На основании работ ведущих исследователей в области теории телевизионной журналистики, а также, опираясь на собственный опыт, мы определили потенциальные препятствия на пути производства телевизионного продукта и выработали пути их преодоления. Таким образом, данное диссертационное сочинение является комплексным исследованием процесса взаимодействия журналиста с героем в рамках современной российской телевизионной коммуникации. Работа призвана помочь тележурналисту добиться главной цели, стоящей перед ним в процессе взаимодействия — передать сущность героя методами телевидения. Также знакомство с тезисами диссертации может минимизировать риски в процессе производства портретного фильма и направить вектор действия человеческого фактора в созидательном направлении.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Д.С. Профессиональная этика журналиста: парадоксы развития, поиски, перспективы. — М.: Мысль, 1991. — 252 с.
  2. С.Ю. Информационное вещание на ТВ. Опыт Ленинградского-Петербургского телевидения. — СПб.: СПбГУП, 2003. -218 с.
  3. В. Вторая древнейшая. Беседы о журналистике. -М.: Вагриус, 1999.-416 с.
  4. В.Л. От замысла до экрана. М.: Изд-во МНЭПУ, 1996. -303 с.
  5. .Ч. Информационная элита: корпорации и рынок новостей. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. — 212 с.
  6. Г. Ю. Комментарий к Закону РФ о СМИ / Г. Ю. Арапова, А. А. Глисков, Д. Г. Шишкин. М.: Стэнси, 2002. — 276 с.
  7. Э.Г. Очерки теории телевидения. М.: Искусство, 1978.- 152 с.
  8. Э.Г. Место телевидения в системе средств массовой информации и пропаганды. М.: МГУ, 1976. — 119 с.
  9. Э.Г. Телевидение, XX век / Э. Г. Багиров, И. Г. Кацев. -М.: Искусство, 1968. 304 с.
  10. В.Н. Понятия чести и достоинства, оскорбления и ненормативности в текстах права и средств массовой информации / В. Н. Базылев, Ю. А. Бельчиков, А. А. Леонтьев, Ю. А. Сорокин. -М.: Права человека, 1997. 127 с.
  11. Г. П. Кабельно-спутниковое телевидение: Мировой опыт. М.: ВГИК, 1999. — 98 с.
  12. Г. П. Конвергенция медиа и журналистики. М.: ВГИК, 2002.-109 с.
  13. И.К. Особенности национального телевидения. М.: Воскресенье, 2000. — 236 с.
  14. В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. -М.: РИП-холдинг, 2004. 174 с.
  15. Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений- Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы. М.: Гранд- ФАИР-Пресс, 1999. — 473 с.
  16. Ю.А. Проблема времени в художественном телевидении. -М.: Искусство, 1977. 127 с.
  17. Н.Н. Массовая коммуникация и общение. М.: Знание, 1988.-78 с.
  18. Р.А. В бермудском треугольнике ТВ. М.: Икар, 1999.-202 с.
  19. Р.А. Осторожно, телевидение! М.: Икар, 2002. — 260с.
  20. Р.А. Телевидение на перепутье. М.: ПИАНО, 1998. -186 с.
  21. Р.А., Кузнецов Г. В. Журналист ТВ: за кадром и в кадре. М.: Искусство, 1990. — 152 с.
  22. С.Л. Межличностный диалог и его основные атрибуты. Психология с человеческим лицом. Гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. М.: Смысл, 1997. — 415 с.
  23. Д. Теле-, радионовости и меньшинства / Д. Браун, Ч. Файерстоун, Э. Мицкевич. -М.: Интерпракс, 1994. 183 с.
  24. Ю.П. Массовые коммуникации, системные особенности. М., 2000. — 234 с.
  25. Ю.П. Парадигма массовой коммуникации. М., 2000. -312 с.
  26. Н.В. Типология жанров современной экранной продукции / Н. В. Вакурова, Л. И. Московкин. М.: Институт современного искусства, 1997. — 220 с.
  27. Е.Л. Финская модель на рубеже столетий: информационное общество и СМИ Финляндии в европейской перспективе. М.: МГУ, 1999.-164 с.
  28. А.Д. Слово в российском телеэфире: Очерки новейшего словоупотребления. М.: Флинта, 2003. 223 с.
  29. Г. Н. Всемирное телевидение: Новые средства массовой информации их аудитория, техника, бизнес, политика. — Тбилиси: Ганатлеба, 1989. — 670 с.
  30. В. Под знаком ТВ. М.: Искусство, 1987. — 217 с.
  31. Т.П. Информационное общество: сущность, черты, проблемы. М., 1995. — 111 с.
  32. B.C. Журналист и информация / B.C. Воскобойников, В. К. Юрьев. М.: РИА «Новости», 1993. — 164 с.
  33. .Д. Мастерство эфирного выступления: Учеб. пособие / Б. Д. Гайдамакова, С. К. Макарова, В. И. Новикова, М. П. Оссовская. М.: Аспект Пресс, 2004. — 283 с.
  34. В.В. Тележурналистика: вчера, сегодня, завтра. М., 1995.-57 с.
  35. М. Техника и творчество (Опыт экранной публицистики). М.: Искусство, 1985. — 143 с.
  36. Н.А. Краткий очерк становления и развития отечественного и зарубежного телевидения. — М.: ИПК работников ТВ и РВ, 2001.- 163 с.
  37. Н.А. Методы исследования средств массовой коммуникации. -М.: ИПК, 1997. 213 с.
  38. Н.А. ТВ информация в США. М.: ИПК, 1995. 228 с.
  39. Н.А. Телепрограммирование в США: специфика и приемы. М., 1997. 175 с.
  40. Е. А. Интернет для журналиста. М.: Медиасоюз, 2001. — 143 с.
  41. А.А. Средства массовой информации постсоветской России. -М.: РУДН, 1996. 167 с.
  42. Е.Ф., Философский энциклопедический словарь / Ред. Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко. М.: Инфра-М, 2002.
  43. П.С. Приключения имиджа: Типология телевизионного образа и парадоксы его восприятия. М.: Искусство, 1991. -219 с.
  44. И.М. Российский журналист в посттоталитарную эпоху: некоторые особенности личности и профессиональной деятельности. М.: Восток, 1996. — 190 с.
  45. Э. Беседы о масс-медиа / Э. Дэннис, Дж. Мэррил. М.: Вагриус, 1997. 383 с.
  46. В.В. Телевидение и зритель. М.: Мысль, 1977. — 196 с.
  47. В.В. Телевидение между прошлым и будущим. М.: Воскресенье, 1999. — 416 с.
  48. В.В. Телевидение: Теория и практика. М., 1992. — 190с.
  49. В .В. Терминологический словарь телевидения: основные понятия и комментарии. М.: ИПК, 1997. — 92 с.
  50. Т. Профессия журналист. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.-318 с.
  51. И.И. Масс-медиа второй республики. М.: МГУ, 2002. — 270 с.
  52. Я.Н. Телерадиоэфир: История и современность / Я. Н. Засурский, Л. Д. Азарх, Л. Д. Болотова и др. М.: Аспект Пресс, 2005. — 237 с.
  53. Я.Н. Система средств массовой информации России: Учебное пособие для вузов / Я. Н. Засурский, М. И. Алексеева, Л. Д. Болотова и др. М.: Аспект Пресс, 2003. — 259 с.
  54. Л.М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества: Толковый словарь терминов и концепций. -М.: МГУ, 1999.-300 с.
  55. Л.М. Современная американская коммуникативистика: теоретические концепции, проблемы, прогнозы. -М.: МГУ, 1995.-268 с.
  56. Искусство разговаривать и получать информацию: Хрестоматия / Под ред. Б. Н. Лозовского. М.: Высшая школа, 1993. — 301 с.
  57. И. Критика практического разума: Сб. СПб.: Наука, 1995.-528 с.
  58. Кара-Мурза С. Манипулирование сознанием. М.: Алгоритм, 2000. — 832 с.
  59. Д. Как завоевать друзей и оказать влияние на людей. -М.: Прогресс, 1989. 217 с.
  60. П.П. Телевидение в нашей жизни. М., 1998. — 184 с.
  61. А.А. Основы тележурналистики и телерепортажа. — Бишкек: изд-во КРСУ, 2001. 230 с.
  62. К.К. Информационная цивилизация. М., 2002. — 334 с.
  63. В.А. Этика. Эстетика / В. А. Кондрашов, Е. А. Чичина. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. — 512 с.
  64. В.П. Социология коммуникации. — М.: Международный университет бизнеса и управления, 1997. 302 с.
  65. Р.Д. Контакт. М.: Наука, 1974. — 243 с.
  66. Е.Е. Слово и изображение в рекламе / Е. Корнилова, Ю. Гордеев. Воронеж: Кварта, 2001. — 222 с.
  67. Е.Е. Телевизионная реклама. — СПб.: Флинта, 2006.- 384 с.
  68. В.В. Основы психолингвистики и теории коммуникации: Курс лекций. М.: Гнозис, 2001. — 269 с.
  69. .В. Частотный словарь языка массовой коммуникации. Воронеж: изд-во Воронеж, ун-та, 1992. — 218 с.
  70. Г. В. Так работают журналисты ТВ. М.: изд-во Моск. ун-та, 2004. — 395 с.
  71. Г. В. ТВ-журналистика: Критерии профессионализма.- М.: РИП-холдинг, 2002. 220 с.
  72. Г. В. Телевизионная журналистика: Учебник. 3-е издание / Редколлегия: Г. В. Кузнецов, B.JI. Цвик, А .Я. Юровский. — М.: Высшая школа, 2003. 304 с.
  73. С. Страх и трепет. М.: Республика, 1993. — 382 с.
  74. Г. В. Основы творческой деятельности журналиста. М.: Аспект Пресс, 2000. 238 с.
  75. Г. В. Профессиональная этика журналиста. М.: Аспект Пресс, 2000. — 238 с.
  76. К.Л. Автономия телевидения и государство / К. Л. Ламэй, Э. Мицкевич, Ч. Файрстоун. М.: Знак, 1999. — 208 с.
  77. А.А. Психология общения: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Смысл, 2005. — 365 с.
  78. Ю.А. Время. Люди. Микрофон. М., 1974. — 320 с.
  79. Ю.М. Диалог с экраном / Ю. М. Лотман, Ю. Цивьян. -Таллин: Александра, 1994. 214 с.
  80. М.М. Технология интервью. М.: Аспект Пресс, 2005.192 с.
  81. . Диктор телевидения. М.: Искусство, 1973. — 146 с.
  82. Д. Социальная психология. Минск: Попурри, 2001. —847 с.
  83. К. Новости на ТВ. М.: Мир, 2000. — 214 с.
  84. М. Телевидение. Робкий гигант. Телевидение вчера, сегодня, завтра. М.: Искусство, 1987. — 437 с.
  85. М.К. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1986.-414 с.
  86. К. Карьера в журналистике: Типология профессионального становления и поведения журналиста. М., 1996. — 228 с.
  87. Л.В. Связь с аудиторией в телекоммуникации. Ч. 1, 2 / Л. В. Матвеева, Н. Б. Шкопоров. М., 1990. — 315 с.
  88. Л.В. Психология телевизионной коммуникации / Л. В. Матвеева, Т. Я. Аникеева, Ю. В. Мочалова. — М.: Психология, 2000. 267 с.
  89. С.А. Встречная исповедь. — М., 1988. 213 с.
  90. С.А. Выносится на обсуждение. М., 1985. — 242 с.
  91. С.А. Диалог: телевизионное общение в кадре и за кадром. -М.: Аспект Пресс, 1983.-201 с.
  92. С.А. Люди, которые входят без стука / С. А. Муратов, Г. В. Фере.-М., 1971.-304 с.
  93. С.А. Пристрастная камера. М.: Аспект Пресс, 2004. -185 с.
  94. С.А. ТВ эволюция нетерпимости: (История и конфликты этич. представлений). — М.: Логос, 2000. — 238 с.
  95. С.А. Телевизионное общение в кадре и за кадром. — М.: Аспект Пресс, 2003. 201 с.
  96. С.А. Телевидение в поисках телевидения. М.: МГУ, 2001.- 176 с.
  97. Р.П. История новейшей отечественной журналистики (Февр. 1917 нач. 90-х г.) — М.: МГУ, 1999. — 125 с.
  98. С.И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. М.: Азбуковник, 1999. — 939 с.
  99. Отт У. И. Вопрос + ответ = интервью. М.: Моск. рабочий, 1991.-380 с.
  100. Отт У. И. Телевизионное знакомство. М.: Искусство, 1992.250 с.
  101. В.В. Очерки по истории Российского телевидения. М.: Воскресенье, 1999. — 416 с.
  102. А.С. Искушение глобализмом. -М.: ЭКСО-Пресс, 2003.-415 с.
  103. И.Н. Технология информационной войны. -М.: КСП+, 2003.-319 с.
  104. Л. Нам возвращают наш портрет: Заметки о телевидении / Л. Парфенов, Е. Чекалова. М.: Искусство, 1990. — 326 с.
  105. И.Е. Сто одна теленеделя с Ириной Петровской. -М.: гуманитарный центр «Монолит», 1998. 406 с.
  106. Пиз А. Язык телодвижений: Как читать мысли окружающих по их жестам. М.: Эксмо, 2003. — 284 с.
  107. Е.В. Телевидение взаимодействия: Интерактивное поле общения. М.: Аспект Пресс, 2004. — 222 с.
  108. Н.К. Информационная телепередача: эфир, ведущие, зрители. -М.: Восточный ветер, 1997. 314 с.
  109. Г. Г. Коммуникативные технологии XX века. — Москва Киев: Рефлбук, 2000. — 128 с.
  110. Г. Г. Информационные войны. М.: Ваклер, 2000.573 с.
  111. Г. Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. -М.: Ваклер, 1999.-348 с.
  112. Г. Г. Пропаганда и контрпропаганда. М.: Центр, 2004.-252 с.
  113. Г. Г. Теория коммуникации. Киев: Ваклер, 2001.651 с.
  114. М. Телевидение, телекоммуникации и переходный период: право, общество и национальная идентичность. М.: МГУ, 2000. -121 с.
  115. A.M. Российский энциклопедический словарь. -М.: Большая Российская энциклопедия, 2001. 1023 с.
  116. Е.П. Введение в теорию журналистики: Учеб пособие. М.: Изд-во МГУ, 2005. — 366 с.
  117. Е.П. Журналистика и демократия. М.: Аспект Пресс, 2004. — 350 с.
  118. Е.П. Исследуя журналистику: Теоретические основы, методология, методика, техника работы исследователя. М.: РИП-Холдинг, 2005. — 200 с.
  119. Е.П. Правовые и этические нормы в журналистике. -М.: Аспект Пресс, 2007. 230 с.
  120. JI.JI. Двусторонняя коммуникация: методика организации общественного диалога. М.: Пульс, 2001. — 22 с.
  121. М.И. Беседы о кинорежиссуре. — М.: Бюро пропаганды советского киноискусства, 1975. 366 с.
  122. И.Д., Цуккерман И. И. Художественное изображение в телевидении. -М., 1987. 127 с.
  123. C.JI. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2003. — 508 с.
  124. Д. Универсальный журналист. СПб.: Терция, 1996.341 с.
  125. B.C. Телевидение и мы: Четыре беседы. 3-е изд. -М.: Искусство, 1988. 167 с.
  126. .М. Культурология телевидения. М., 2001. — 298 с.
  127. .М. Телевидение и культура. М.: Знание, 1988. — 48с.
  128. .М. Философские проблемы массовой информации и коммуникации. -М., 1998. 315 с.
  129. В.А. Азбука телевидения. М.: Аспект Пресс, 2003.-221 с.
  130. С.В. Телевизионная речь: Функции и структура. М.: издательство МГУ, 1976. — 218 с.
  131. С.В. Русская речь в массмедийном пространстве. М.: Медиа Мир, 2007. 341 с.
  132. Л.Г. Профессия: журналист. -М.: Аспект Пресс, 2003.-253 с.
  133. Ф.С. Четыре теории прессы / Ф. Сиберт, У. Шрамм, Т. Питерсон. М.: Вагриус, 1998. — 223 с.
  134. И.Ф. Природа художественного образа. М.: Знание, 1982.-64 с.
  135. Г .Я. Язык современной публицистики. М.: Флинта, 2005.-230 с.
  136. B.C. Смысл любви. М.: Современник, 1991. — 524 с.
  137. А.Г. Телевидение, кино, видео. М., 2001. — 512 с.
  138. Сорок мнений о телевидении: Зарубежные деятели культуры и телевидении / Сост. Голядкин Н. А. М., 1978. — 165 с.
  139. Е.П. Массовая коммуникация: сущность и состояние в современной России. -М.: Граница, 2005. 183 с.
  140. В.М. Журналист меняет профессию: Необычные перевоплощения во имя истины. — Владивосток: Дальневосточное книжное издательство, 1990. 207 с.
  141. Н.И. Монтаж как средство художественной выразительности. М.: Аспект Пресс, 2004. — 236 с.
  142. В.В. Беседы о журналистике. 2-е издание, исправленное и дополненное. — М.: Молодая гвардия, 1985. — 205 с.
  143. В.В. У истоков публицистики. М., 1989. — 225 с.
  144. Д.Н. Толковый словарь русского языка. — М.: Терра, 1996.- 1562 с.
  145. Л.Н. Социология массовой коммуникации. СПб.: Питер, 2003. — 396 с.
  146. Э. Десять заповедей журналистики. Вэрнамо: Utbildningsradion, 1999. — 155 с.
  147. Э. Человек для себя- Революция надежды- Иметь или быть? М.: Флинта, 2006. — 602 с.
  148. ФэнгИ. Теленовости: Секреты журналистского мастерства. — М.:ИПК, 1985.- 143 с.
  149. Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М.: Наука, 1992.- 176 с.
  150. Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб.: Наука, 2006. — 377 с.
  151. B.JI. Введение в журналистику. М.: Изд-во МНЭПУ, 1997.-91 с.
  152. B.JI. Журналист с микрофоном. М.: Изд-во МНЭПУ, 2000. — 307 с.
  153. B.JI. Телевизионная журналистика: История, теория, практика. М.: Аспект Пресс, 2004. — 382 с.
  154. B.JI. Телевизионные новости России / B.JI. Цвик, Я. В. Назарова. М.: Аспект Пресс, 2002. — 171 с.
  155. Ф.И. Основы теории коммуникации. -М.: Перспектива, 2002. 245 с.
  156. Н.Э. Введение в теорию журналистики. Учебно-методический комплекс для студентов заочной формы обучения. -Тюмень: Изд-во Тюменского Гос. ун-та, 2004. 254 с.
  157. JI.C. Влияние средств массовой коммуникации на интересы детей и молодежи / JI.C. Школьник, B.C. Хелемендик. М.: НИИОП, 1989.-316 с.
  158. М.В. Средства массовой информации: системные характеристики. М., 1995. — 45 с.
  159. Н.Б. Как психологически правильно брать интервью: Методические рекомендации. -М., 1990. 58 с.
  160. М.И. Репортер: профессионализм и этика. М.: РИП-Холдинг, 1999.-2001 с.
  161. Шум Ю. А. Журналистское расследование. М.: Фонд защиты гласности, 2000. — 116 с.
  162. В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. — М.: Линка-Пресс, 1997. 166 с.
  163. С.М. Монтаж. -М.: ВГИК, 1998. 192 с.
  164. Р. Телевидение, радио и приватизация: вопросы собственности, рекламы и программной политики в меняющемся рынке средств массовой информации / Р. Энтман, Р. Рид, Э. Мицкевич, Ч. Файрстоун. М.: Ливр, 1998. — 80 с.
  165. А.Я. История советской телевизионной журналистики. М.: Изд-во МГУ, 1982. — 351с.
  166. А.Я. Телевидение поиски и решения. 2-е изд. — М.: Искусство, 1983.-223 с.
  167. К. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1993.-527 с.
  168. Е.С. Психология деловых отношений: Учебнс*-практическое пособие. М.: МЭСИ, 1999. — 120 с.
  169. Е.С. Эффективные технологии управления персоналом. — СПб.: Питер, 2003. 120 с. 1. Книги на английском языке
  170. Busby J. Mass Communication in a New Age / J. Busby, J. Linda. -Scott, Foresman and com., 1993. 312 p.
  171. Christians N. Media Ethics / N. Christians, J. Clifford, others. -Longman, 1992. 245 p.
  172. Killenberg С. Before the Story. Interviewing and Communication Skills for Journalists / C. Killenberg, R. Anderson. St. Martin’s Press, 1989. -267 p.
  173. Linklater K. Freeing the natural voice. New York, 1993. — 430 p.
  174. Metzler K. Creative Interviewing: the writer’s guide to gathering information by asking questions. 2nd ed. N.J., 1989. 232 p.
  175. Ward W. Reporting in Depth / W. Ward, H. Hiley. Mayfield Publishing, 1996.-331 p.1. Статьи и публикации
  176. А.И. Глобальное средство массовой информации // Мир медиа XXI. 1999.-№ 1.
  177. К.А. Массовая коммуникация как тип субъект-объектных отношений // Материалы научно-практической конференции: Журналистика в 2005: Трансформация моделей СМИ в постсоветском пространстве. 2006. — 31 января — 4 февраля.
  178. Э.Г. Эволюция представлений о природе телевидения // ВМУ. Серия X. Журналистика. 1984. — № 6.
  179. Вашингтон расставляет сети. // Итоги. 2000. — 18 апреля.
  180. Взгляд в будущее через сеть. // Среда. 1999. — 6 июля.
  181. Н. Информация, язык, общество. // Техника молодежи. 1994. -№ 12.
  182. Виртуальная реальность бытия. // Версия. 1999. — 9 сентября.
  183. Г. С. Политизация общества и журналистика // ВМУ. Серия X. Журналистика. 1990. — № 4.
  184. В.Г. Информационные технологии политической борьбы в российских условиях // Политические исследования. — 2000. № 3.
  185. Ю.Гуревич С. М. Где твоя ниша? // Журналист. 1993. -№ 11.
  186. П.Добродеев О. Б. Информация это империя без чувств. // Новая газета. — 1999.-№ 10.
  187. Доктрина информационной безопасности РФ // Российская газета. — 2000. 28 сентября.
  188. З.Ефимов Н. Становление рынка массовой информации // Вестник Московского университета. Серия X. Журналистика. 1992. — № 4.14.3асурский Я. Н. Информационное общество и СМИ // Вестник РФФИ. М., 1999. -№ 3 (17).
  189. Я.Н. Информационное общество сегодня и завтра // Информационное общество. М., 2001. — № 3.
  190. Я.Н. Информационное общество, Интернет и новые СМИ // Информационное общество. М., 2001. — № 2.
  191. Я.Н. Не поучиться ли у Мэр дока? // Правда. 1990. — 28 мая.
  192. Я.Н. Новое политическое мышление и международный обмен информацией // Вестник Московского университета. Серия X. Журналистика. 1988. — № 6.
  193. Я.Н. Средства массовой информации в информационном обществе //Информационное общество. — 1999. — № 6.
  194. В.Ф. Персонаж в телерекламе: психологические ифункциональные характеристики // Материалы научно-практической конференции «СМИ и реалии нового века». Часть 2. 2003. — 3−5 февраля.
  195. С.И. Серийная информационная зависимостьтелеаудитории: благо или зло? // Материалы 12-й международной конференции «Организационно-правовые, финансовые и научно-технические аспекты современного телерадиовещания». 2004. 5−9 апреля.
  196. М.А. «Мобильный» репортер как новый тип журналиста // Материалы научно-практической конференции: Журналистика в 2005: Трансформация моделей СМИ в постсоветском пространстве. -2006. 31 января — 4 февраля.
  197. Комиссия по развитию телерадиовещания начала работу // Телецентр. 2006. — № 3 (17).
  198. Г. В. Для себя ничего не надо // Журналист. 1999. — № 11.
  199. Г. В. Что надо знать будущим телезвездам // Журналист. — 1998. Специальный выпуск.
  200. Г. В. Портрет или. говорящая фотокарточка? // Телефорум. 1999. -№ 1.
  201. JI. Роль восприятия публицистического текста в современной массовой коммуникации // Материалы научно-, практической конференции: Журналистика в 2005: Трансформация моделей СМИ в постсоветском пространстве. 2006. — 31 января — 4 февраля.
  202. А.А. Патриотизм как профессиональная составляющая журналиста // Материалы научно-практической конференции: Журналистика в 2005: Трансформация моделей СМИ в постсоветском пространстве. -2006. 31 января — 4 февраля.
  203. Л.В. Коммуникативный акт в условиях опосредствования // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1996. — № 4.
  204. .Н. Информационно-психологическое воздействие СМК // Материалы научно-практической конференции: Журналистика в 2005: Трансформация моделей СМИ в постсоветском пространстве. -2006. 31 января — 4 февраля.
  205. В.В. Краткие характеристики типов личности / В. В. Мень, А. А. Овчаров // Соционика и психология. 1999. — № 5−6.
  206. В.Ф. Соотношение слова и изображения в телевизионной журналистике // ВМУ, серия «Журналистика». 1969. — № 2.
  207. Я.В. Конкуренция на российском рынке телевизионных новостей // ВМУ, серия «Журналистика». 2000. — № 2.
  208. Е.В. О роли анонса на телевидении// Материалы научно-практической конференции «СМИ и реалии нового века». Часть 2. -2003. 3−5 февраля.
  209. И.Е. Каждый народ достоин своего ТВ // Журналист. -1999.-№ 3−4.
  210. И.Е. После бала, или ОРТ, не помнящее родства // Известия. 1999. — 10 апреля.
  211. И.Е. Телевидение для богатых в бедной стране // Журналист. 1998. — № 2.
  212. Д. Психосемантический анализ стереотипов русского характера: кросскультурный аспект / Д. Пибоди, А. Г. Шмелев, М. К. Андреева, А. Е. Граменицкий // Вопр. психологии. 1993. — № 3.
  213. В.М. Методы совершенствования межличностного познания // Вестник МГУ. 1998. — № 2.
  214. В.В. Ящик для троглодитов? // Огонек. 1995. — № 48.
  215. Е.П. Формирование социальной позиции журналиста // ВМУ. Серия X. Журналистика. 1992. — № 1.
  216. И. Четвертая власть во власти первой // Новое время. — 1997. — № 8.
  217. Э.М. Время: в кавычках и без //Известия. 1990. — 6 апреля.
  218. Э.М. Я расстался с иллюзиями. // Журналист. 1990. -№ 9.
  219. Е.В. Убеждение и внушение как методы психологического воздействия // Материалы научно-практической конференции «СМИ и реалии нового века». Часть 2. 2003. — 3−5 февраля.
  220. М.В. Общие «правила игры» для всех участников коммуникации в сфере СМИ // Материалы научно-практической конференции: Журналистика в 2005: Трансформация моделей СМИ в постсоветском пространстве. —2006. 31 января — 4 февраля.
  221. A.M. Новые правила хорошего тона // GQ. 2006. — Ноябрь.
  222. B.JI. Государственное и коммерческое телевидение: границы континуума // Материалы 12-й международной конференции «Организационно-правовые, финансовые и научно-технические аспекты современного телерадиовещания». 2004. — 5−9 апреля.
  223. B.JI. Новая геополитическая обстановка и проблемы реформирования телекоммуникационной системы. В сб.: Актуальные проблемы журналистики. — М., 1997.
  224. B.JI. Особенности реформирования отечественной системы телевидения в условиях информационного рынка (Два «передела» телевизионной собственности) // ВМУ. Серия X. Журналистика. -1998.-№ 3.
  225. B.JI. Формирование новой системы телекоммуникаций: тенденции и проблемы // ВМУ. Серия X. Журналистика. 1994. -№ 5.
  226. М.И. Диалог и полемика // Журналист. 1998. — № 2.
  227. М.И. Журналистика новостей // Журналист. 1997. — № 9.
  228. М.И. Интервью // Журналист. — 1997. — № 11.
  229. М.И. Роли и маски журналиста // Журналист. 1998. — №№ 11−12.1. Нормативно-правовые акты
  230. Законодательство о СМИ: учебно-практические материалы / Под. ред. А. Г. Рихтера. М.: Центр «Право и СМИ», 1999. — 431 с.
  231. А.С. Актуальные проблемы телевизионного творчества. Электронный ресурс. Режим доступа: http://evartist.narod.ru/text6/46.htm.
  232. Хартия телерадиовещателей. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.unesco.ni/files/cd/ci-acts/texts/319.htm.
Заполнить форму текущей работой