Проблемы развития этнической региональной журналистики: На примере татарской печати Нижегородской области
От централизации к региональному — общий путь развития СМИ многих стран. Это происходит потому, что местные СМИ могут более точно учитывать особенности региона, национальный, конфессиональный, образовательный, возрастной состав аудитории, использовать факты, явления и привлекать авторов, которых жители региона знают лучше. Это делает региональные СМИ более авторитетными, доступными, понятными… Читать ещё >
Содержание
- DIAEA ПЕРВАЯ ФАКТОРЫ, ОБУСЛОВИВШИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ ТАТАРСКОЙ ПЕЧАТИ
- 1. 1. Роль просветителей в становлении татарской общественно-публицистической мысли в Нижегородском регионе
- 1. 2. Особенности формирования национального самосознания нижегородских татар в период зарождения общенациональной татарской печати
- 1. 3. Попытки основания периодической печати на татарском языке в Нижегородском регионе в послереволюционные годы
- 1. 4. Начало формирования татарских журналистских кадров
- ГЛАВА ВТОРАЯ. ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ И ЖАНРОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НИЖЕГОРОДСКОЙ ТАТАРСКОЙ ПЕЧАТИ (1930−2005)
- 2. 1. Краевые издания
- 2. 2. Районные газеты в годы массовой коллективизации и борьбы за всеобщую грамотность
- 2. 3. Татарская печать Горьковской области в годы Великой Отечественной войны и послевоенного десятилетия
- 2. 4. Этническая региональная журналистика второй половины XX в
Проблемы развития этнической региональной журналистики: На примере татарской печати Нижегородской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Прежде чем приступить к освещению темы работы, будет уместно дать хотя бы краткую справку о нижегородских татарах. Нижегородские татары относятся к сергачской или старинной алатырской (ц-окающей) группе татар, компактно проживающей на юго-восточной окраине Нижегородской области, известной как Татарская Степь — название, ставшее общепринятым как в просторечии, так и в научной литературе. Издревле в этой местности проживали тюркоязычные племена.
Далекие предки нынешних нижегородских татар — сергачских мишарейбуртасы, кипчаки, булгары и маджары — заселяются на этих землях уже в X — XII вв., когда они относились сначала к государству Буртас, а затем к Волжской Булгарии. В 1250—1350 гг. сюда переселяются тюркоязычные народы, бежавшие с верховья Суры от золотоордынских набегов. В 1361 г. в Запьяне появился золотоордынский хан Секиз-бей и, как отмечено в русских летописях, «за Пиана все пограбил» и «обрывся рвом и ту седе», то есть здесь обосновался. К этому времени относится появление «зажитий» — селений, что нашло отражение в русских летописях. Летописцы сообщают, что в 1367 г. золотоордынский князь Тимер-Булат бежал «за реку за Пиану, и тамо множество татар избища, и по зажитиям множество». К середине XIV в. Нижнепьянско-Сурское междуречье добивается определенного могущества, и предки сергачских мишарей делают попытку создания самостоятельного княжества, которая была пресечена золотоордынскими князьями.
Создание татарских сел Нижегородчины1 представляет собой длительный процесс, растянувшийся с начала XIV до XVII столетия включительно. Закрепление населения на этих территориях происходило неравномерно. Исходя из имеющихся устных и письменных свидетельств о появлении селений, этот Под понятием Нижегородчина (Нижегородский регион, Нижегородский край) подразумевается современная территория Нижегородской области. процесс выглядит следующим образом: к XIV — XV вв. восходит основание первых пяти деревень (письменная история этих селений начинается позднее). К первой половине XVI в. относится становление еще трех селений. На рубеже XVI — XVII вв. появились свидетельства о возникновении еще 15 деревень. Серединой XVII в. фиксируются остальные татарские населенные пункты.
В результате стихийных и организованных поселений на протяжении более ста верст в бассейне реки Пьяна появляется целая сеть татарских селений, расположенных от 2 до 7 верст друг от друга.
Вплоть до начала XVIII в. большинство из татаро-мишарских сел по административно-территориальному делению относились к Алатырскому уезду. В 1708 г. они отходят в Казанскую губернию, а в 1714 г., с образованием Нижегородской губернии, переходят в ее состав. В 1779 г. передаются в Казанское, а затем — в Нижегородское наместничество. Позднее десять деревень отходят в Симбирское наместничество, со временем преобразованное в Симбирскую губернию. Административно-территориальное воссоединение татарских селений Нижегородчины произошло в 1922 г.
По данным последней Всероссийской переписи населения 2002 г., татары представляют второй по численности народ в Нижегородской области и составляют 50 609 человек (1,58% к общему числу населения). На территории области расположено 35 татарских поселений, 17 из которых находятся в Краснооктябрьском районе. Много татар проживает в крупных городах областиН. Новгород, Дзержинск, Бор, Кстово.
Нижегородские татары составляют крупную диаспору в Москве (больше 40% татарского населения столицы), Санкт-Петербурге, Таллинне, Финляндии, Швеции, а также в СНГ.
Нижегородские татары-мишари представляют одну из наименее изученных в этнологическом отношении групп татар. Однако большинство ученых склоняются к тому, что этногенез татар-мишарей и казанских татар имеет однокорневую основу. Их объединяют общность истории, религии, языка, культуры и быта. Татары-мишари — неотъемлемая составная часть татарского народа, отличающаяся особенностями языка, культурными традициями и характерной ментальностью.1.
Наряду с другими народами России татары сохраняют свою идентичность не столько в отдельном государстве или административно-территориальной единице, сколько в едином информационно-культурном пространстве, которое формируется и существует благодаря системе образования, культуры, науки и СМИ. Татарское информационно-культурное пространство, составной частью которого является татарская журналистика, как сложная система накопления и распространения информации об истории и современном состоянии татарского народа, представляет собой универсальную среду для научно-исследовательской работы по проблемам татарского народа. Особая роль каналов массовой коммуникации в развитии самосознания татарского народа обусловлена дисперсносной расселенностью татар по регионам Российской Федерации и других стран, а также его приоритетным значением в этномобилизации татар. В частности, процессы этнокультурного возрождения и развития татар в начале, в 90-е гг. XX в. и в настоящее время самым прямым образом связаны с динамичной деятельностью национальных СМИ.
В свете указанной проблемы представляется актуальной постановка и решение задач обеспечения информационных потребностей татар, проживающих за пределами Республики Татарстан. Способы успешного решения этой задачи во многом определяются уровнем изученности данной проблематики.
Актуальность темы
Начиная с 90-х гг. в субъектах РФ приобрела актуальность проблема этнической идентичности, связанная с ростом.
1 Подробнее см.: Хафизов М. З. Нижегородские татары. — Н. Новгород, 1998. — С. 7−11- Закиев М. З. Татары: проблемы истории и языка. -Казань, 1995. — С. ЗЗ, 74,82- Мухамедова Р. Г. К проблеме этногенеза татар-мишарей//Татарика. — Вампала, 1987. — С.242−251- Орлов А. М. Мещера, мещеряки, мишаре. —Казань, 1992. — С.6−28- Сенюткин С. Б. История татар Нижегородского Поволжья с последней третиXVдо началаXX вв.: Монография. — Н. Новгород, 2001. — С. 93−140: Феткуллин КР. Край, овеянный легендами. Татарская жемчужина Нижегородчины. — Н. Новгород, 2004. — С. 5−21. национального самосознания и этноцентризма в регионах. Ее значение проявляется в ходе переоценки многих реальных факторов и сложившихся стереотипов национальной истории, культуры и других этнических особенностей. Актуальность данной проблемы для современной России подтверждается разработкой региональных программ для СМИ в рамках принятой и подписанной Президентом РФ В. В. Путиным Государственной федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе (2001;2005 гг.)». Недооценка роли СМИ в этом вопросе приводит к обострению межнациональных и межконфессиональных отношений. Потому что печатные и электронные средства массовой коммуникации играют важную роль в становлении гражданского общества, его самосознания.
Актуальность вопроса изучения национальной татарской прессы, являющейся в современных условиях ведущим источником формирования ценностной ориентации, убеждений и общественного мнения татарского народа, обусловлена тем, что на сегодняшний день в России функционирует более 135 газет и журналов на татарском языке, во многих регионах действуют радиои телепередачи для татар, осуществляется трансляция спутникового телеканала «Новый век».
От централизации к региональному — общий путь развития СМИ многих стран. Это происходит потому, что местные СМИ могут более точно учитывать особенности региона, национальный, конфессиональный, образовательный, возрастной состав аудитории, использовать факты, явления и привлекать авторов, которых жители региона знают лучше. Это делает региональные СМИ более авторитетными, доступными, понятными и полезными. Регионализация способствует более широкому распространению достижений национальной культуры, показу самобытности, народного творчества, поддержки традиций населения конкретного региона. Характерно, что до 1925 г. больше половины всех татарских газет и журналов издавались за пределами Татарстана, а в числе издателей и редакторов татарской печати 1905;1924 гг. выходцы из других регионов составляли как минимум добрую половину [19, с.24−25]. В сложившихся условиях, когда казанские татарские издания практически потеряли читательскую аудиторию, находящуюся за пределами республики, именно региональные татарские СМИ призваны проявлять себя как серьезный общественный инструмент формирования этнокультурного и духовного факторов консолидации татарского народа как этноса.
Сегодня татарская общественность ставит на повестку дня в качестве одного из актуальных вопросов целесообразность выделения специальной отрасли научно-аналитической и информационной деятельности о татарских СМИ под условным наименованием «татмедиаведение» [81, с. 125−126,137]. То есть наряду с развитием отраслей «Татарика», «Татароведение» в рамках новой специальности появилась необходимость составления базы данных об истории и современном состоянии всех типов средств массовой коммуникации, участвующих в формировании и функционировании татарской этнокультурной общности. В свете сказанного несомненна актуальность данной работы.
В Нижегородском регионе в разное время функционировали 15 татароязычных средств массовой информации и сегодня он занимает лидирующие позиции по насыщенности татарских СМИ среди субъектов РФ, где традиционно компактно проживают татары.
Обращение к теме истории нижегородской татарской журналистики актуально потому, что вопросы зарождения, становления и функционирования татароязычной периодической печати за пределами Республики Татарстан, в частности в Нижегородской области, остаются практически неисследованным пластом истории татарской культуры. Географические рамки этнической журналистики не ограничиваются Татарстаном, где живет лишь четвертая часть татарского народа. Актуальность изучения этой темы обусловлена тем, что воссоздание целостной картины национальной татарской печати позволит представить историю татарского народа как единого этноса.
Неизученность данного пласта духовной жизни татарского народа и, как следствие, отсутствие полной и ясной картины татароязычной печати в Нижегородской области в частности, в других регионах в целом, есть прямой результат традиции, закрепленной советской партийно-государственной политикой еще в 40-х гг. прошлого столетия: писать о татарах в узких рамках Татарстана. В итоге региональная печать осталась за скобками истории Татарской АССР. В настоящей работе впервые региональная этническая печать рассматривается в плоскости единого общенационального информационно-культурного пространства в качестве объекта научного исследования.
Степень научной разработанности темы. На рубеже XX — XXI столетий в условиях кардинального переосмысления нашей истории пристальное внимание со стороны исследователей обращается на изучение богатейшего наследия национальной прессы: открываются неизведанные страницы истории, выявляются новые «старые» имена, внесшие вклад в развитие этнической журналистики. Однако анализ современного состояния научных и статистических материалов о татарах показывает, что изучение татарских СМИ как объекта научного исследования находится на низком уровне. Это обусловлено отсутствием специальной научно-аналитической структуры с достаточным финансированием и, главное, не осознанием татарской общественностью необходимости комплексного изучения истории татарских СМИ как важнейшего инструмента этнической мобилизации, функционирования национальной культуры и родного языка, консолидации и развития татарского этноса. Мало было сделано в этом направлении и в рамках столетнего юбилея национальной периодической печати, который отмечался в 2005 г. и невольно остался в тени тысячелетия Казани.
По справедливому замечанию профессора Василя Гарифуллина, несмотря на то, что последние десятилетия в данной области знания отмечены известными успехами, в целом история татарской печати мало изучена, а имеющие исследования в свете новых взглядов на прошлое татарского народа требуют критического и новаторского переосмысления в более объективном и научном плане [96, с.5−6]. О легальных революционно-демократических и пролетарских изданиях написано много научных трудов, а либеральная периодика в силу догматических стереотипов по-прежнему остается мало разработанной. Практически не исследована татарская печать советского периода. Да сих пор не ведется научных исследований по истории тюрко-татарской эмигрантской печати, а имеющая литература по теме носит публицистической характер, архивные материалы слабо вводятся в научный оборот.
Татароязычные СМИ, которые издавались и издаются за пределами Татарстана, остаются необозримым полем деятельности для историков журналистики. Отсюда фрагментарность в изучении данной проблематики, вследствие чего до сегодняшнего дня не написана фундаментальная работа по истории национальной журналистики (несмотря на то, что в плане развития этнических СМИ татары занимали и занимают лидирующее положение в России и являлись, по выражению академика Миркасыма Усманова, «первопроходцами» для ряда мусульманских народов), что, в свою очередь, тормозит, подготовку полноценной учебной программы по истории татарской печати — одной из основных профилирующих дисциплин, преподаваемых на отделениях татарской журналистики в институтах и университетах.
В силу разных причин печать достаточно многочисленной и активной части единого этноса, функционирующей вне пределов своей исторической родины, остается на многие годы неизвестной для исторического и общественного сознания. В историографии национальная пресса рассматривается по своеобразному принципу «единого потока», т. е. без попыток проведения региональной дифференциации. Вместе с тем объектом изучения выступают, в первую очередь, отдельные периодические издания Казани и двух-трех крупных городов с высокой насыщенностью татарского населения, среди которых Нижний Новгород не присутствует. Тем не менее представляют интерес исследования отдельных филологов, историков и публицистов, в которых в той или иной мере нашли отражение те или иные аспекты истории татарской печати в нижегородском регионе, а также жизнь и деятельность видных нижегородских публицистов.
Важный вклад в анализ становления и функционирования газет и журналов в 1905;1917 гг. в регионах Российской империи, общих закономерностей их развития внесли работы Г. Ибрагимова [31], Ф.-С.Казанлы [38], Дж. Валидова [16], И. Рамиева [66], А. Рахима [67], М. Гайнуллина [21], Р. Нуруллиной [61−62], М. Мардиевой [47], Ф. Агзамова [1], С. Нафигова [57] и других.
Некоторые сведения о подвижнической деятельности нижегородских татарских мастеров пера содержатся в исследованиях Ш. Марджани [46], Р. Фахретдинова [120], Дж. Валидова [16], А. Сагди [72], Х. Миннегулова [49]. Несомненную ценность представляют очерки истории М. Хафизова [127], в которых тема «Литература и печать на родном языке» выделена в отдельный параграф. Весомую лепту в изучение краткой библиографии отдельных изданий внесла Р. Нуруллина [61]. Определенный вклад в исследование издания литературы на татарском языке в Н. Новгороде внес академик Абрар Каримуллин [40- 41- 42- 43]. Интересные аспекты о неутомимой деятельности X. Фаизханова в области создания прессы поднимались в многочисленных работах М. Усманова [87- 88- 89- 90]. Представляют интерес сведения о неизвестных научной общественности трудах Х. Фаизханова, которые обнаружил Р. Марданов [45]. Насыщенностью фактическим материалом отличается работа Х. Хамидуллы [125], где содержатся важнейшие сведения о первых татарских писателях и журналистах на Нижегородчине. Хотя и в отрывочном виде, аспекты деятельности отдельных татарских изданий в нижегородском регионе затрагиваются в публикациях местных журналистов и краеведов (С.Сабиров, А. Садретдинов, Х. Нариманова, М. Аляутдинов, О. Аймалетдинов и другие). Достойна внимания статья З. Башировой [15], в которой известный публицист прослеживает первые годы деятельности газеты «Октябрь коммунасы».
В целом, тема диссертации научно не разработана и не освещена в специальной литературе. По фрагментарной информации трудно воссоздать всю богатую палитру нижегородской печати на татарском языке, что подтверждает необходимость системной, научно обоснованной разработки данной темы.
Основной целью диссертации является комплексный анализ процесса зарождения, становления и развития нижегородской татарской печати и выявление типологических и жанровых особенностей этнической региональной журналистики на примере татарской печати Нижегородской области на различных этапах функционирования.
Конкретные задачи работы сводятся к следующему:
• определение условий и предпосылок возникновения периодической печати на татарском языке в Нижегородском регионе;
• прослеживание процесса создания национальной прессы в крае;
• раскрытие основных этапов возникновения, становления и развития местной печати на татарском языке;
• анализ жанровой структуры нижегородской татарской журналистики;
• типологическая характеристика нижегородских газет на татарском языке;
• исследование тематического содержания, идейно-политической направленности, характера программных выступлений, передовиц и рубрик татарских СМИ Нижегородчины.
Источниковой базой исследования в настоящей работе являются татарские периодические издания, выходившие в Нижегородском регионе в период с 1907 по настоящее время. В процессе работы также привлекались архивные источники. Поисковая работа проводилась в фондах государственного архива Нижегородской области (ГАНО), Центра документации новейшей истории Нижегородской области (ЦДНИНО), Российской государственной библиотеки (Москва), Российской национальной библиотеки (С-Петербург), Научной библиотеки им. Н. И. Лобачевского Казанского государственного университета,.
Книжной палаты Республики Татарстан, Нижегородской государственной областной универсальной научной библиотеки (Н.Новгород).
Еще одной группой источников исследования явились рукописи, эпистолярные, литературные и журналистские материалы, которые часто указывали верные направления поиска научной истины. В качестве источников также использованы личные воспоминания очевидцев, их потомков, сведения многочисленных респондентов. Редкие материалы были обнаружены в местных музеях и частных коллекциях.
Предметом исследования явились динамика и особенности развития, типологическая, жанровая и тематическая характеристика татарских СМИ Нижегородской области с момента возникновения до начала XXI в.
В диссертации обобщена многолетняя научно-исследовательская и журналистская работа соискателя, при подготовке которой использовались как методы научного исследования, так и журналистские методы сбора информации. Тема исследования потребовала комплексного подхода. Этот подход и определил окончательную методику исследования, в основу которой положены принципы научной объективности, целостности и историзма, единства теории и практики, сравнительно-сопоставительный метод и метод аргументирования.
Методологическую базу исследования составили научно-теоретические разработки таких ученых, как Ф. Агзамов [1], Р. Амирханов [10- 11], М. Гайнуллин [21], И. Низамов [59−60], Р. Нуруллина [61−62], Е. Прохоров [65], А. Тертычный [85], М. Черепахов [131] и др.
Научная новизна исследования состоит в том, что впервые целенаправленно изучен процесс становления и развития татарской печати в Нижегородском регионе. Настоящая работа является по сути первым комплексным исследованием типологической и жанровой структуры, тематического содержания национальной печати в отдельно взятом регионе.
Научная новизна диссертации в значительной мере заключается еще и в том, что анализ длительного процесса зарождения, а затем развития татароязычной печати в Нижегородском регионе рассматривается в динамике развития общенациональной татарской прессы. В ходе исследования отражаются как уникальные, не характерные для других групп татарской нации специфические черты, так и общие закономерности развития печатного слова на татарском языке.
В работе раскрыты около тридцати имен, ранее известных и неизвестных, определено их заслуженное место в истории печати. В диссертации они не только упоминаются, но и, по мере возможности, дается их краткая биография.
Совершенно новую информацию представляют страницы, посвященные изданиям «Т (эрекъкый» («Прогресс»), «Беренче адым» («Первый шаг»), «Колхозчы» («Колхозник»), «Горьковская коммуна», ранее неизвестных исследователям журналистики.
Новизна исследования определяется и обогащением источниковедческой базы татарской печати. Впервые вводится в научный оборот широкий комплекс архивных документов и материалов, в том числе касающийся виднейших татарских просветителей — Г. Тукая, Г. Исхаки, М. Бигиева, С. Максуди, Ю. Акчуры и других.
Теоретическая и практическая значимость исследования определяется возможностью использования ее результатов, теоретических положений и фактологического материала при изучении особенностей региональной этнической печати. Данное исследование вносит существенный вклад и, самое главное, открывает новые перспективы для постановки и решения ряда вопросов в области истории, теории и практики журналистики.
Введение
в научный оборот новых материалов и источников в контексте исследуемой проблемы, способствует новым творческим изысканиям в области национальной прессы. В качестве исторического и источникового материала диссертация может быть использована при разработке учебных программ, методических пособий и рекомендаций, при составлении хрестоматийных и обзорных работ, при подготовке курсов лекций и спецкурсов, семинарских занятий на факультетах и отделениях журналистики в высших учебных заведениях.
Диссертация может быть полезна для широкого круга исследователей в разных областях знаний (филологов, историков, политологов, этносоциологов), преподавателям вузов и школ, студентам, а также читательской аудитории, интересующейся историей национальной прессы и духовной культурой татарского народа.
Сделанные в работе обобщения и выводы, а также фактологический материал представляют интерес для специалистов, работающих в области печати и позволяют внести коррективы в сложившуюся информационную политику и журналистскую практику, в деятельность современных СМИ.
Апробация результатов исследования. Работа над диссертацией продолжалась на протяжении более десяти лет (с 1994 г.). Автором опубликованы на страницах печати более тридцати научно-популярных очерков по исследуемой теме. По результатам исследования сделаны доклады на научно-практических конференциях «Сто лет татарской периодической печати. История, современность, будущее» (Казань, 2005), «Язык современных СМИ: основные проблемы и тенденции» (Н.Новгород, 2005), «Фаизхановские чтения» (Н.Новгород, 2006), итоговой научной конференции КГУ «Образование и наука» (Казань, 2006). Основные положения диссертации изложены в работе «История нижегородской татарской журналистики» [96], которая издана по решению кафедры татарской журналистики КГУ (протокол № 4 от 21 декабря 2004 г.) и в сборнике «Сто лет татарской периодической печати. История, современность, будущее: материалы научно-практической конференции», а также в публикациях в научном альманахе «Тонус"1.
Диссертация обсуждена на заседании кафедры татарской журналистики Казанского государственного университета им. В.И.Ульянова-Ленина в феврале.
1 Тонус. — 2005. № 12. С. 138−143- Таи же. — 2006. № 14, — С. 1175−179.
2006 г. и рекомендована к защите.
Объем, и структура работы определена ее целью и задачами, а также логикой исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и научной литературы.
ВЫВОДЫ.
Период с 1957 по 1965 гг. диссертант обозначил как период расцвета нижегородской татарской журналистики. Несмотря на то, что в этот период в области выходила всего одна газета на татарском языке и по количественным показателям национальная региональная печать достаточно сильно сдала свои позиции, но по качественным критериям, в том числе по своим функциям и уровню развития, она значительно продвинулась вперед.
На газетных страницах широко представлены такие жанры, как публицистическая статья, корреспонденция. Используются самые разнообразные формы сатирического арсенала: критическая статья, реплика, карикатура, шарж, фотообвинение, а фельетон становится одним из основных жанров. Второе рождение переживает очерк. Как самостоятельный жанр оформляются воспоминания. Впервые появляется полемическая статья. Значительно расширяется тематика, появляются новые тематические рубрики.
Начало 60-х гг. XX в. ознаменовалось расширением типологической номенклатуры нижегородской татарской журналистики. В 1962 г. увидела свет региональная двуязычная газета «Колхоз правдасы», а в 1963 г. региональная городская газета «Ленин байрагы», которая также выходила на двух языкахрусском и татарском. Диссертант квалифицировал газету «Колхоз правдасы», как оригинальную, а «Ленин байрагы» как дубляж с русского на татарский.
Главной темой этих изданий явилась пропаганда передовых идей, новаторского опыта и достижений передовиков, что привело к изменению структуры жанрового арсенала. • Больше места отводится материалам, способствующим расширению кругозора читателей, проведению досуга, заботе о здоровье, информации для семейного чтения и, как следствие, преимущественно используются информационные жанры — заметка, информация, репортаж, отчет, интервью. Практически отсутствуют глубоко содержательные материалы аналитического характера. Из литературно-публицистических жанров представлены только зарисовка и портретный очерк. Сатирические жанры почти не востребованы. В целом данная тенденция была характерна для всей советской журналистики.
Начиная с 1965 по 1990 гг. в Горьковской области не издавалось ни одной татарской газеты. В данный период, который диссертант охарактеризовал как период затухания нижегородской татарской журналистики, предпринимались попытки возродить выпуск татарских газет, однако они не увенчались успехом. Единственным СМИ на татарском языке в Горьковской области в эти годы была радиостудия при газете «Знамя коммунизма» Краснооктябрьского района (19 651 979), основная тематика которой определялась текущими задачами партии и государства. В небольших объемах давалась информации по истории, образованию и культуре татар. Жанровый арсенал радиопрограмм составляли информационные жанры (информация, интервью, репортаж, обзор прессы).
Возрождение нижегородской татарской печати связано с демократическими переменами в конце 90-х гг. XX в.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В результате научного анализа, изучив процесс зарождения, становления и развития нижегородской татарской печати, типологическую, тематическую и жанровую структуры татарских изданий Нижегородской (Горьковской) области автор пришел к следующим выводам:
1. Национальная татарская журналистика Нижегородчины за десятилетия активнейшей деятельности накопила огромный опыт, создала и сохранила богатейшие традиции, воспитала в своих рядах не одно поколение талантливых, высокопрофессиональных мастеров пера и слова. Однако самобытные страницы и сложная внутренняя структура этнической печати в Нижегородском регионе до последнего времени в научном плане были не проработаны. Данная диссертация является первым научным исследованием жанровой структуры и типологии этнической печати в отдельно взятом регионе РФ .
2. В ходе исследования установлено, что нижегородская татарская печать сформировалась, с одной стороны, под влиянием общенациональной татарской печати, как ее составная часть, с другой — продолжила традиции отечественной русской журналистики. Подобный синкретизм определяет особенности зарождения, создания, формирования и развития системы татарской печати в Нижегородском крае.
Специфичность становления нижегородской татарской печати заключается и в том, что на протяжении многих лет она формировалась не как единый информационный комплекс, помещенный в определенные географические и политические границы, а как две отдельные, не связанные между собой журналистские школы. Первая — печать нижегородских татарских эмигрантов в Финляндии, вторая — пресса, появившаяся и продолжающая существовать на родине при поддержке государства. Нижегородские татарские журналистские школы в лице видных своих представителей оказали значительное влияние на становление и развитие общенациональной татарской журналистики в целом, и этнической печати в отдельных регионах и странах в частности.
3. В истории нижегородской татарской журналистики отчетливо прослеживается пять периодов, каждый из которых рассматривается в эволюции: период борьбы за создание (вторая половина XIX — 1930) — период возникновения и становления (1930;1957) — период расцвета (1957;1965) — период затухания (1965;1990) — период возрождения (начиная с 1990;х). Процесс создания этнической прессы в регионе автор условно подразделил на три основных этапа: подготовительный (предпосылочный) (вторая половина XIX в) — эпоха трех революций (1905;1917) — постооктябрьский период (1918;1930).
В результате комплексного анализа диссертант пришел к выводу, что к концу XIX в. создаются реальные предпосылки возникновения татарской печати в Нижегородском регионе. Передовые представители татарской общественности края имели материальные и духовные средства и огромное желание для создания собственной прессы, но сначала царское правительство, а затем большевистский режим по политическим мотивам вплоть до 1930 г. противодействовали изданию периодической печати на татарском языке в Нижегородском регионе.
Предвестниками нового явления на Нижегородчине — журналистики на языке нацменьшинств стали народный фольклор и просветительская деятельность нижегородских татарских мыслителей, писателей и философов второй половины XIX века. У истоков публицистического слова стояли прогрессивно мыслящие мусульманские просветители братья Хусаин и Габдулгаллям Фаизхановы, Ризван Мялай, Габдулкотдус Ягъкуб, Садек Юнысов, Хамидулла Альмушев, реформаторские идеи которых вышли за региональные рамки и стали предвестниками джадидистского движения в России. Первые журналисты и издатели из среды нижегородских татар были «подготовлены» уже во второй половине XIX в. и именно в этот период осваиваются навыки восприятия печатной информации.
В диссертации вводится широкий комплекс новых архивных документов и материалов о контактах нижегородских татар с видными представителями передовой татарской интеллигенции (Г.Тукай, Г. Исхаки, М. Бигиев, С. Максуди, Ю. Акчура, И. Гаспринский и т. д.) и доказывается, что нижегородские татары материально поддерживали издание первых общенациональных татарских газет в России.
Автор этих строк установил, что первым татарским изданием в Нижегородском регионе была нелегальная газета «Тэрекъкый» («Прогресс»), которая издавалась в 1907;1908 гг., а первым легальным изданием — рукописный журнал «Безнен ижат» («Наше творчество»), выходивший с 1919 по 1941 гг. История коммунистической печати берет свое начало со стенгазеты «Авыл авазы» («Голос деревни»), издававшейся регулярно в 1924;1930 гг.
Несмотря на то, что нижегородские татары в этот период выдвинули из своей среды не так много ярких журналистов и писателей, отдельные из них приняли самое активное участие в создании и развитии этнической печати в других регионах России и за рубежом в качестве редакторов, литературных сотрудников и издателей.
4. В рамках исследования проанализированы содержание, идейно-политическая направленность, характер тематики, программных выступлений, передовиц, рубрикатора татарских изданий Нижегородчины и выявлены особенности и общие черты развития татарского печатного слова в Нижегородской области. В ходе анализа эволюции национальных СМИ диссертант пришел к выводу, что нижегородские национальные газеты заметно обогатили татарскую печать, расширили ее горизонты, жанровый и тематический диапазон.
В Нижегородском регионе в разное время функционировали 15 татароязычных средств массовой информации, и сегодня он занимает лидирующие позиции по насыщенности татарских СМИ среди субъектов РФ, где традиционно компактно проживают татары. Пиком — вершиной количественной динамики татарской прессы стал 1932 г., когда в крае одновременно функционировали четыре наименования татарских газет. Получают развитие разные типы печати — краевая газета, районка, многотиражка, журнал, спецвыпуски русской газеты на татарском языке, молнии, стенные газеты, рукописные издания.
Типологическая дифференциация нижегородских татарских изданий советского периода осуществляется по вторичным признакам — периодичность, аудитория, а не по содержанию, которое является практически одинаковым. Все СМИ в большинстве случаев относятся к общеполитическим изданиям, кроме журнала «Беренче адым», который можно отнести к специализированному типу изданий и обозначить как литературно-публицистический. Важно отметить что существует и другой тип издания — ведомственный («Колхозчы»). Характеризируя типологическое своеобразие печати Горьковской области, следует упомянуть о спецвыпусках на татарском языке областной газеты «Горьковская коммуна», которые носили временный характер, но выполнили важнейшую информационно-коммуникативную функцию. В советской татарской журналистике Горьковской области отсутствуют периодические издания для детей, молодежи, женщин, по интересам и т. д.
С началом демократических перемен в конце XX в. появились принципиально новые типы изданий — молодежные («Беренче укытучы»), религиозные («Мадина-аль-Ислам») и т. д. Получили развитие электронные СМИ.
5. Татарская пресса Нижегородской области в советской период руководствовалась не только количественными (тираж, число селькоров, периодичность, объем), что само по себе существенно, но и качественными показателями. Богатая гамма жанров, форм подачи материала, оформления и структурирования номера и других составляющих печатного слова говорит о том, что этническая печать в Горьковской области была довольна высока по своему уровню и своим функциям. При всей ограниченности содержания и чрезмерной идеологизированности, печать того периода явилась важным фактором развития национальной культуры и общественночпублицистической мысли, она много способствовала развитию и совершенствованию жанрового спектра и форм подачи журналистской литературы.
Жанровая палитра национальных газет региона рассматривается в динамике их развития. В ходе исследования установлено, что, помимо информационных и аналитических жанров, получает развитие художественно-публицистические. В разные этапы развития широко представлены такие жанры, как очерк, фельетон, публицистическая статья, причина популяризации которых исходит из особенностей эпохи, где новое сталкивается со старым, зарождаются совершенно новые формы жизнедеятельности.
Национальные газеты явились подлинной литературной площадкой для местных литераторов. Через стихи и рассказы они пришли к многоплановым жанрам (повесть, поэма, комедия) и более совершенным образам. Развитие литературы способствует возникновению литературной критики и зарождению таких жанров, как рецензия и обозрение.
6. Вклад нижегородских татарских изданий в татарскую публицистику, в первую очередь, определяет содержание публикуемых материалов. С этой целью исследованы состояние и динамика развития тематики этих изданий. Острые и актуальные выступления превратили татарские газеты в арену совершенствования публицистического мастерства, поиска новых творческих путей. В публикациях региональных татарских газет нашли отражение основные тенденции развития татарской публицистики. Хотя «национальная форма» советских изданий была обеспечена лишь языком, публицистика того периода внесла существенный вклад в отражение проблем национальной культуры, образования, просвещения, развития литературы и книгоиздательской деятельности на татарском языке, тем самим способствуя развитию национального самосознания и духовной консолидации татар. Действительность, борьба за переустройство жизни давала нижегородским тогда горьковским) публицистам богатый материал для наблюдений и обобщений. В ряду значительных мастеров публицистического слова советского периода диссертант называет имена К. Наджми, А. Туряя, Д. Фатхи, З. Башировой, Ф. Фейзи, Р. Уразаева, Ф. Юсипова, И. Невретдинова, Х. Наримановой, А. Мухсинова, публицистическое наследие которых представляет большой научный интерес. Заметный след в татарской публицистике и литературе оставили А. Салахетдинов и Р. Башкуров, расцвет публицистического таланта которых приходится на 60−70 гг. XX в.
В центре внимания публицистов находятся социально-экономические, политические и хозяйственно-бытовые вопросы, однако в их творчестве находят широкое отражение и проблемы образования, культуры и просвещения татарского народа, насущные, жизненные проблемы простых людей, как татар, так и представителей других национальностей, проживающих на территории Нижегородского региона. Стремление доходчиво и выразительно писать по актуальным вопросам, к публицистичности материалов, отработанности их формы и стиля компенсируют узость тематики публицистических произведений той эпохи.
Перспективы исследования. Исследование особенностей развития нижегородской татарской журналистики в данной монографии выявляет перспективные направления в этой области, которые ученым предстоит осветить в ближайшем будущем. Глубинная сложность идет от не изученности духовного наследия татар-мишарей. На сегодняшний день истоки словесности татар-мишарей остаются мало разработанной темой. Как правило, определение этих истоков фиксируется на уровне гипотетического знания. В ходе исследования мы столкнулись с необходимостью более масштабных усилий и не только филологов и историков, но и археологов, этнографов, лингвистов, социологов, обществоведов.
Со всей очевидностью можно констатировать, что особенно актуальной остается задача по расширению источниковой базы рукописных сочинений татарских мыслителей второй половины XIX в. В первую очередь следует ввести в научный оборот труды братьев Фаизхани, X. Альмушева, Р. Мялая и Г. Ягъкубова. Требует изучения в научном плане фольклор нижегородских татар в частности, истоки словесности татар-мишарей в целом, как составная часть духовного наследия татарского народа. До сих пор не изучено публицистическое наследие К. Наджми, А. Туряя, А. Салахетдинова, Р.Башкурова.
Актуальной является разработка эволюции развития татарской эмигрантской печати и публицистики, отдельные страницы которой нашли отражение в данной диссертации.
Одним из главных направлений, вытекающих из выводов этой диссертации, является разработка крупных концептуальных и сводных работ по региональной национальной журналистике, что в совокупности даст возможность воссоздания широкой ретроспективы татарской печати в частности, отечественной журналистики в целом.
Список литературы
- Агзамов, Ф.И. Этапы развития татарской печати Текст. / Ф. И. Агзамов // Тонус. 1996. — № 1.- С. 90−97.
- Аймалетдинов, О.Х. Спецвыпуски на татарском языке Текст. / О. Х. Аймалетдинов // Нижегородская правда. 1995. — 17 июня.
- Алимова, Ю. Хамидулла хазрат Текст. / Ю. Алимова // Авылым хэберлере. -2001.- № 6−9.- На тат. яз.
- Аляутдинов, М.К. Из истории районки Текст. / М. К. Аляутдинов // Сельские вести. 2000. — 17 мая.
- Аляутдинов, М.К. Наставник поэтов Текст. / М. К. Аляутдинов // Авылым хэберлере. 2000. — 12 янв. — На тат. яз.
- Аляутдинов, М.К. Неугомонный человек Текст. / М. К. Аляутдинов // Авылым хэберлере. 2000. — 15 марта. — На тат. яз.
- Аляутдинов, М.К. О товарищах по ремеслу Текст. / М. К. Аляутдинов // Авылым хэберлере. 2000. — 16 июня. — На тат. яз.
- Аляутдинов, М.К. Свинцовая пыль в груди Текст. / М. К. Аляутдинов // Авылым хэберлере. 2000. — 10 апр. — На тат. яз.
- Аминов, А.Д. Татары Санкт-Петербурга Текст. / А. Д. Аминов С-Пб, 1994. — с.
- Амирханов, Р.У. Татарская демократическая печать (1905−1907 гг.) Текст. / Р. У. Амирханов Москва: Наука, 1988. — 191 с.
- Амирханов, Р.У. Татарская дореволюционная пресса в контексте «Восток-Запад- (на примере развития русской культуры) Текст. / Р. У. Амирханов Казань:
- Татар, кн. изд-во, 2002. 240 с.
- Антология татарской поэзии. Казань, 1954.
- Ахмаров, Г. О языке и народности мишарей Текст. / Г. Ахмаров // ИОАИЭ, т. XIX, вып. 2. Казань, 1903.
- Батманов, К. Охрана военных тайн важнейшая задача Текст. / К. Батманов // Бюллетень Главлита РСФСР и ОВЦ для районов. — 1934. — № 8. — С. 25−27.
- Баширова, З.Х. В славные боевые годы Текст. / З. Х. Баширова // Октябрь коммунасы. 1961.-5 мая. — На тат. яз.
- Васильева, А.Н. Газетно-публицистический стиль Текст. / А. Н. Васильева -Москва: Русский язык, 1982.- 198 с.
- Волин, Б. Предварительная цензура основная задача райлитов Текст. / Б. Волин // Бюллетень Главлита РСФСР и ОВЦ для районов. — 1934. — № 8. — С.15.
- Гайнанов, P.P., Марданов Р. Ф., Шакуров Ф. Н. Татарская печать начала XX Bej Библиографический указатель Текст. / Р. Р. Гайнанов, Р. Ф. Марданов, Ф. Н. Шакуров -Казань: Изд-во «Милли китап», 2000.- 316 с. На тат. яз.
- Гайнетдинов, Р.Б. Тюрко-татарская политическая эмиграция: начало XX века -30-е годы Текст. / Р. Б. Гайнетдинов Набережные Челны:
- ООО «Камский издательский дом», 1997.- 160 с.
- Гарифуллин, В. 3. Нескромные успехи скромного юбиляра Текст. / В. З. Гарифуллин // Татарстан. 2005.- № 11.- С.72−74.
- Гарифуллин, В.З. Способы формирования журналистского текста Текст. / В. З. Гарифуллин Казань: Школа, 2000. — 172 с.
- Гарифуллин, В.З. Типы структурной организации журналистского текста (на примере татарских газет) Текст. / В. З. Гарифуллин Казань: Татар, кн. изд-во, 1997.- 187 с. — На тат. яз.
- Головский, В. Материалы о цензуре из Смоленского архива Текст. / В. Головский // Досье на цензуру. 2004.- № 20. — С. 207−222.
- Духовные лидеры народа Текст. // Ислам на Нижегородчине.- 2003.- С.З.
- Есин, Б. И. История русской журналистики (1703−1917) Текст. Б. И. Есин -Москва: Наука, 2000. 464 с.
- И лучший собеседник книга Текст. // Ислам на Нижегородчине. — Н. Новгород 2003.-С.16.
- Ибрагимов, Г. Революционное движение среди татар Текст. / Г. Ибрагимов -Казань: Татар, кн. изд., 1984 — 263 с. — На тат. яз.
- Ибрагимов, Р.Ф. В районном Сергаче областная газета Текст. / Р.Ф.Ибрагимо1 Сергач. — 2000.- С. 362−363.
- Ибрагимов, Р.Ф. В защиту национальных интересов Текст. / Р. Ф. Ибрагимов // Туган як. 2005. — 9 дек. — На тат. яз.
- Ибрагимов, Р.Ф. Новые возможности, новые методы Текст. / Р. Ф. Ибрагимов // Туган як. 1995. — 9 дек. — На тат. яз.
- Исхаков, Д. Введение в историческую демографию Волго-Уральских татар Текст. / Д. Исхаков Казань, 1993.
- Исхаков, Д. Историческая демография татарского народа (ХУШ-ХХ вв.) Текст. Д. Исхаков Казань, 1993.- е.
- Исхаков, Д. Этнографические группы татар Волго-Уральского региона Текст. / Д. Исхаков Казань, 1993. — с.
- Казанлы, Ф.-С. Татарская журналистика Текст. / Ф.-С.Казанлы // Татарстан хэберлере. 1922.- 5 мая. — На тат. яз.
- Кариев, Г. Габдулла Тукай на Макарьевской ярмарке Текст. / Г. Кариев //
- Авылым хэберлере. 2001. — 19 мая. — На тат. яз.
- Каримуллин, А.Г. Из истории печатного слова Текст. / А. Г. Каримуллин -Казань: Изд-во КГУ, 1984. 40 с.
- Каримуллин, А.Г. Судьба моего народа Текст. / А. Г. Каримуллин Казань: Тат.кн.изд-во, 1996. — 423 с. — На тат. яз.
- Каримуллин, А.Г. Татарская книга начала XX века Текст. / А. Г. Каримуллин Казань: Татар, кн. изд-во, 1974. 319 с.
- Каримуллин, А.Г. Татарское государственное издательство и татарская книга России (1917−1932) Текст. / А. Г. Каримуллин Казань: Татар, кн. изд-во, 1999.-320 с.
- Костомаров, В. Г. Русский язык на газетной полосе. Некоторые особенности я современной газетной публицистики Текст. / В. Г. Костомаров Москва: Изд-во МГУ, 1971.-267 с.
- Марданов, Р.Ф. Вновь обнаруженные рукописи Фаизханова Текст. / Р. Ф. Марданов // Туган як. 2004. — 4 июня. — На тат. яз.
- Марджани, Ш. Мустафад аль ахбар фи ахвали Казан ва Болгар/ Сост. Н. Хайруллин Текст. / Ш. Марджани — Казань: Татгосиздат, 1989.415 с. — На тат. яз.
- Мардиева, М.Б. Очерки истории татарской журналистики Текст. / М. Б. Мардиева Казань: Изд-во КГУ, 2003.- 134 с. — На тат. яз.
- Мектебе и медресе в Нижегородском крае XVIII XIX вв. Текст. // Ислам на Нижегородчине. — 2003. — С. 11.
- Миннегулов, X. 270 лет первой татарской книге Текст. / Х. Миннегулов // Туган як. 1992.- 19−26 июня. — На тат. яз.
- Муксинов, А. Поэт-земляк // Ленинское знамя Текст. / А. Муксинов 1964. -№ 23. — На тат. яз.
- Мухамедова, Р. Г. К проблеме этногенеза татар-мишарей Текст. / Р. Г. Мухамедова // Татарика. Вампала, 1987. — С. 242−251.
- Наджми, К. Редактор // Произведения Текст. / К. Г. Наджми Казань: Тат.кн.изд-во, 1980.- 351 с. — На тат. яз.
- Наджми, К. ??? /Вместо обозначения проблемы Текст. / К. Г. Наджми // Кызыл Татарстан. 1927. — 12−18 февр. — На тат. яз.
- Нариманова, Х.А. Воспоминания Текст. / Х. А. Нариманова // Авылым хэберлере. 2001. — 3 февр., 19 мая. — На тат. яз.
- Нариманова, Х.А. Всю жизнь в газетном деле Текст. / Х. А. Нариманова // Авылым хэберлере. 2004. — 23 июля. — На тат. яз.
- Народное творчество татар Текст. Казань: Татгосиздат, 1989. Т. 1−3. — На тат. яз.
- Нафигов, С. Формирование и развитие татарской общественно-политической мысли (1895−1917) Текст. / С. Нафигов Казань: Изд-во КГУ, 1964. — 240 с.
- Нижегородская пресса Текст. // Ред.-сост. В. Д. Подковырин Кстово: ОАО «Кстовская типография», 2004.- 48 с.
- Низамов, И.М. Сила печатного слова Текст. / И. М. Низамов Казань: Татар, кн. изд-во, 1981.- 144 с. — На тат. яз.
- Низамов, И.М. Татарский очерк: вчера, сегодня, завтра Текст. / И. М. Низамов -Казань: Лаборатория оперативной полиграфии филиала КГУ в Набережных Челнах, 2003. 71 е.- На тат. яз.
- Нуруллина, P.M. Газеты и журналы на татарском языке (1905−1985) Текст. / Р. М. Нуруллина Казань, 1989. — 88 с.
- Нуруллина, P.M. Из истории татарской периодической печати (демократические газеты 1905−1907 гг.) Текст. Р. М. Нуруллина Казань: Идел-пресс, 2002. — 71 е.- На тат. яз.
- Орлов, А.М. Мещера, мещеряки, мишаре Текст. / А. М. Орлов Казань: Татар, кн. изд-во, 1992.- с. 112.
- Павлов, А. Пути-дороги журналистские // История журналистики Кубани Текст. / А. Павлов Краснодар: Издательство «Периодика Кубани», 2002. — 240 с.
- Прохоров, Е.П. Искусство публицистики: Размышления и разборы Текст. / Е. П. Прохоров Москва: Советский писатель, 1984.- 359 с.
- Роот, А. А. Герцен и традиции Вольной русской прессы Текст. / А. А. Роот -Казань: Изд-во КГУ, 2001. 352 с.
- Сабиров, С.В. Алимя Текст. / С. В. Сабиров // Туган як. 1996. — 1 июня. — На тат. яз.
- Сабиров, С.В. Первые мастера пера Текст. / С. В. Сабиров // Туган як. — 1991.-6 дек. На тат. яз.
- Сабиров, С.В. Записки краеведа Текст. / С. В. Сабиров Н. Новгород: Изд-во НИМ «Махинур», 2004. — 100 с.
- Садретдинов, А. Из истории районки Текст. / А. Садретдинов // Авылым хэберлере, — 1998. 18 июля. — На тат. яз.
- Саркисян, Е. В. История периодической печати Нижегородского региона Часть 1 (1838−1941) Текст. / Е. В. Саркисян Н. Новгород:
- НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, 2002.- 66 с.
- Саркисян, Е. В. История периодической печати Нижегородского региона Часть 2 (1941 -2002) Текст. / Е. В. Саркисян Н. Новгород:
- НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, 2003.- 88 с.
- Сафиуллина, Ф.С. Стиль и мастерство Текст. / Ф. С. Сафиуллина -Казань: Татар, кн. изд-во, 1985.- 166 с. На тат. яз.
- Сенюткин, С.Б. История татар Нижегородского Поволжья с последний трети Х до начала XX вв.: монография Текст. / С. Б. Сенюткин Н. Новгород:1. Изд-во ННГУ, 2001. 416 с.
- Сенюткина, О. Н. Первый съезд мусульман России Текст. / Сенюткина — Н. Новгород: Изд-во НИМ «Махинур», 2005.- 76 с.
- Справочник. СМИ на татарском языке Текст. Казань, 2005.- 22 с.
- Сто лет татарской периодической печати. История, современность, будущее: материалы научно-практической конференции Текст. Казань: Изд-во КГУ, 2005.- 144 с.
- Татарский век глазами национальной элиты. 100 выдающихся татар Текст. -Казань: ИД «Парадигма», 2005. 656 с.
- Татарский энциклопедический словарь Текст. Казань: Ин-тут тат. энц. АН РТ 2002.- 830 с.-Натат. яз.
- Тауфик, А. Сменив перо на штык Текст. / А. Тауфик //Авылым хэберлере. -2002. 16 ноября. — На тат. яз.
- Тертычный, А. А. Жанры периодической печати Текст. / А. А. Тертычный -Москва: Аспект-пресс, 2000.-312 с.
- Туряй, А.З. Классовый товарищ Текст. / А. З. Туряй Казань, 1930. -32 с. — На тат. яз.
- Усманов, М.А. Заветная мечта Хусаина Фаизханова Текст. / М. А. Усманов -Казань, 1980.- с. На тат. яз.
- Усманов, М.А. Мечта Хусаина, сына Фаизхана Текст. / М. А. Усманов // Казан утлары. 1971. — № 3.- С. — На тат. яз.
- Усманов, М.А. От прошлого к настоящему Текст. / М. А. Усманов -Казань, 1990.- с. На тат. яз.
- Усманов, М.А. По следам рукописей Текст. / М. А. Усманов -Казань, 1994. с. — На тат. яз.
- Ученова, В. В. Гносеологические проблемы публицистики Текст. / В. В. Ученова Москва: Изд-во МГУ, 1971.- 147 с.
- Файзуллин, Р. Односельчанка Текст. / Р. Файзуллин // Авылым хэберлере. -2004. 23 апр. — На тат. яз.
- Феткуллин, К.Р. Возвращение из прошлого Текст. / К. Р. Феткуллин // Туган як. 1995. — 18 ноября. — На тат. яз.
- Феткуллин, К.Р. Зеркало эпохи (о газете «Сталин байрагы») Текст. / К. Р. Феткуллин // Туган як. 1996. — 27 июля — 3 авг. — На тат. яз.
- Феткуллин, К.Р. Из истории борьбы за издание татарской газеты Текст. / К. Р. Феткуллин // Авылым хэберлере. 2004. — 21 мая. — На тат. яз.
- Феткуллин, К.Р. История нижегородской татарской журналистики Текст. / К. Р. Феткуллин Н. Новгород: Типография «Растр-НН», 2005.- 216 с. — На тат. яз.
- Феткуллин, К.Р. Колхозная правда Текст. / К. Р. Феткуллин // Туган як. 1996.-21 сент. — На тат. яз.
- Феткуллин, К.Р. Край, овеянный легендами. Татарская жемчужина Нижегородчины Текст. / К. Р. Феткуллин Н. Новгород: Типография «Растр-НН», 2005. — 88 с.
- Феткуллин, К.Р. Красный профессор Текст. / К. Р. Феткуллин // Туган як. -1996. 13 июня-20 июля. — На тат. яз.
- Феткуллин, К.Р. Краснооктябрьский район. Страницы истории Текст. / К. Р. Феткуллин Арзамас: ОАО «Арзамасская типография», 2002. — 64 с.
- Феткуллин, К. Р. Кто ты, Садек абзи Текст. / К. Р. Феткуллин // Авылым хэберлере. 2003. — 22 ноября. — На тат. яз.
- Феткуллин, К.Р. Нажиб Тагири Текст. / К. Р. Феткуллин // Туган як. 1996. 1−15 июня. — На тат. яз.
- Феткуллин, К.Р. Народное устное творчество Текст. / К. Р. Феткуллин // Туган як. 1995. — 23 сент. — На тат. яз.
- Феткуллин, К. Р. Ленинское знамя Текст. / К. Р. Феткуллин //
- Туган як. 11 янв. — На тат. яз.
- Феткуллин, К.Р. Певец железных песен Текст. / К. Р. Феткуллин // Туган як. 1995. — 25 февр.-15 апр. — На тат. яз.
- Феткуллин, К. Р. Первая татарская газета на Нижегородчине Текст. / К. Р. Феткуллин // Туган як.- 1995.- 2 сент.-7 окт. На тат. яз.
- Феткуллин, К. Р. Первые мастера пера Нижегородчины Текст. / К. Р. Феткуллин // Туган як. -1995. 18 июля. — На тат. яз.
- Феткуллин, К. Р. Первый редактор Текст. / К. Р. Феткуллин // Сельские вести. 2004. — 16 февр.
- Феткуллин, К. Р. Первый шаг Текст. / К. Р. Феткуллин // Туган як. 1996. — 10 февр. — На тат. яз.
- Феткуллин, К. Р. По следам писателя. Кави Наджми 95 Текст. / К. Р. Феткуллин // Туган як. — 1996. — 14 дек. — На тат. яз.
- Феткуллин, К. Р. Районная газета в годы войны Текст. / К. Р. Феткуллин // Сельские вести. 2005. — 4 февр.
- Феткуллин, К. Р. Садек абзи Текст. / К. Р. Феткуллин Н. Новгород: «Растр-НН», 2005. 7 172 с.
- Феткуллин, К. Р. Связующая нить времен (о газете «Октябрь коммунасы») Текст. / К. Р. Феткуллин // Туган як. — 1996. 3 февр.-2 марта. — На тат. яз.
- Феткуллин, К. Р. Следы кандалов на запястье Текст. / К. Р. Феткуллин -Н. Новгород: «Принт-экспресс», 2001. 192 с. — На тат. яз.
- Феткуллин, К. Р. Там, где рождаются поэты Текст. / К. Р. Феткуллин // Туган як. 1996. — 6−13 июля. — На тат. яз.
- Феткуллин, К. Р. «Туган як» продолжает традиции «Яна авыл» Текст. / К. Р. Феткуллин // Туган як. 1995.- 9 дек. — На тат. яз.
- Феткуллин, К. Р. У истоков Текст. / К. Р. Феткуллин // Авылым хэберлере. 1999. — 26 апр. — На тат. яз.
- Феткуллин, К. Р. Это наша с тобой биография Текст. / К. Р. Феткуллин // Сельские вести. 2004. — 16 февр.
- Феткуллин, К., Бадиева А. Человек своего времени Текст. / К. Р. Феткуллин, А. М. Бадиева // Туган як. 1995. — 21 окт. — На тат. яз.
- Фахретдинов, Р. Асар Текст. / Р. Фахретдинов Оренбург, 1908.- Т.2. — На тат.
- Хабутдинов, А.Ю. Духовное управление мусульман Текст. / А.Ю. Хабутдинов//Минарет. 2004.- № 3. — С. 30−31.
- Хакимов, Р., Якубов, В. Борьба нового и старого в исламе Текст. / Р. Хакимов, В. Якубов // Минарет. 2004.- № 3. — С 54−63.
- Хамидулла, Х.Н. История Янапара Текст. / Х. Н. Хамидулла // Туган як.-1992.- 26 июня-4 сент. На тат. яз.
- Хафизов, М.З. Гаяз Исхаки в Н. Новгороде Текст. / М. З. Хафизов // Татарстан. 1999.- № 12.- С.42−43. На тат. яз.
- Хафизов, М. 3. Нижегородские татары: Очерки истории Текст. / М. З. Хафизов -Н. Новгород: ГИПП «Нижполиграф», 1998.- 224 с.
- Хафизов, М. 3. Об одном неопубликованном письме поэта Текст. / М. З. Хафизов // Авылым хэберлере. 2001. — 15 сент. — На тат. яз.
- Хафизов, М.З. Трагедия в татарской деревнеТекст. / М. З. Хафизов -Н. Новгород, 1999. 154 с.
- Хафизов, М.З. Человек уходит песня остается Текст. / М. З. Хафизов // Авылым хэберлере. — 2000. — 19 янв.- 5 февр. — На тат. яз.
- Черепахов, М. С. Проблемы теории публицистики Текст. / М.С.Черепахов
- Москва: Мысль, 1973. 272 с.
- Шанцев, В. П. С днем рождения, «Туган як» Текст. / В. П. Шанцев // Туган як. 2005. — 9 дек.
- Юзеев, А. Татарская философская мысль конца XVIII—XIX вв.. Текст. / А. Юзеев Казань: Татар, кн. изд-во, 2001.- 192 с.