Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование оптимальной стратегии предприятия с использованием технологии бенчмаркинга

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Идея заимствования и применения передового опыта близка российским промышленным предприятиям. В условиях централизованного управления народным хозяйством существовал сравнительный (межзаводской) анализ, основой которого было сопоставление показателей экономической эффективности работы отдельных (как правило, родственных) предприятий, производственных объединений с целью объективной оценки… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Экономическая сущность формирования оптимальной стратегии 9 предприятия
    • 1. 1. Формирование стратегии в ретроспективе маркетинга
    • 1. 2. Анализ методов формирования стратегии предприятия
  • 2. Модель процесса формирования оптимальной стратегии 45 предприятия с использованием технологии бенчмаркинга
    • 2. 1. Моделирование процесса формирования оптимальной стратегии 45 предприятия с использованием технологии бенчмаркинга
    • 2. 2. Выбор и обоснование критериев оптимальности стратегии
    • 2. 3. Выбор и обоснование оптимальной стратегии предприятия
  • 3. Применение модели процесса формирования оптимальной стратегии предприятия с использованием технологии бенчмаркинга

Формирование оптимальной стратегии предприятия с использованием технологии бенчмаркинга (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Развитие рыночных отношений в России, ее включение в международное разделение труда, возрастающая роль потребителя в формировании спроса на конкретные виды продукции как по количеству, так и по качеству ставят перед наукой и практикой управления отечественными машиностроительными предприятиями новые задачи, требующие интенсивного изучения и практического решения. Одной из них является включение систематического процесса формирования стратегии в систему управления предприятием. В современных условиях стратегия играет ключевую роль в эффективной деятельности предприятий и оказывает решающее влияние на конкурентоспособность выпускаемой ими продукции.

Сложность и многоплановость проблем, касающихся формирования стратегии предприятия, привлекают большое внимание к ним со стороны отечественных и зарубежных ученых и практиков. Многообразие условий хозяйственной деятельности, высокая неопределенность и динамичность внешней среды требуют формирования системы взаимосогласованных стратегических решений по отдельным направлениям деятельности предприятия, определяющих его внутреннее и внешнее поведение. Существуют классические методы подготовки стратегических решений (модели BCG, GE/McKinsey, Shell/DPM, ADL/LC, SWOT-анализ, SPACE-анализ, PIMS-анализ и т. п.), но результатом их применения является комплексная характеристика текущей ситуации, возможных проблем и перспектив развития как всего предприятия, так и отдельных областей его деятельности. В конкретной социально-экономической ситуации остается актуальной проблема выбора методов формирования стратегии, оптимизации состава ее элементов и организации последующей корректировки.

Для отечественных машиностроительных предприятий вышеперечисленные проблемы приобретают особую значимость. Это во многом обусловлено тем, что успехи и неудачи в их деятельности связываются не только и не столько с динамикой мировой или внутригосударственной конъюнктуры, сколько с правильным или ошибочным выбором стратегических решений каждым из них. В настоящее время отечественные машиностроительные предприятия в основном ведут самостоятельный поиск эффективного стратегического решения. Зачастую это обходится дорого, заканчивается отрицательным результатом, так как решение оказывается неадаптированным к условиям рынков. В этой связи представляется актуальным совершенствование существующих и использование новых инструментов разработки стратегических решений. Одним из таких направлений может стать применение технологии бенчмаркинга.

Бенчмаркинг определяется как технология систематической оценки происходящих на предприятии процессов и их сравнения с процессами предприятий-лидеров с целью собственного совершенствования. Зарубеж-нымй учеными, занимающимися исследованиями технологии бенчмаркинга, являются G.H. Watson, R.C. Camp, G. Leidig, W. Krokowski, G. Reves, E. Pfleger, S. Bresin.

Идея заимствования и применения передового опыта близка российским промышленным предприятиям. В условиях централизованного управления народным хозяйством существовал сравнительный (межзаводской) анализ, основой которого было сопоставление показателей экономической эффективности работы отдельных (как правило, родственных) предприятий, производственных объединений с целью объективной оценки результатов их деятельности и внедрения передового опыта. Наибольший вклад в создание и развитие теории сравнительного (межзаводского) анализа внесли в свое время К. Кремке, A.M. Вершинин, А. П. Воробейчиков, М. З. Кауфман, А. Д. Шеремет. Работы названных авторов сохраняют свое научное значение и в настоящее время, но в них не могли быть учтены современные условия хозяйствования (международная торговля, глобальный характер конкуренции, децентрализованное принятие решений), а также определенные требования, предъявляемые к отечественным машиностроительным предприятиям в области мировых стандартов качества продукции и качества управления. Кроме того, в условиях централизованного управления народным хозяйством разработка стратегических решений осуществлялась на уровне отраслей, министерств и ведомств в целом. Отдельные же предприятия не были субъектами, самостоятельно формирующими стратегии своего развития. Сравнение используемых стратегий с теми, которые применяют современные предприятия-лидеры, пока еще не вошло в повседневную практику деятельности отечественных машиностроительных предприятий. Однако тенденции к этому имеются.

На основе вышесказанного необходимо отметить ограниченность существующих методов выбора оптимальной стратегии: 1) их использование в практических условиях требует дополнительных методических пояснений- 2) основным фактором выбора стратегии является интуиция лица, принимающего решение- 3) отсутствует возможность оценить оптимальность разработанной стратегии до того, как начнут проявляться ее результаты. В этой связи представляется актуальным формирование стратегии предприятия не только с использованием технологии бенчмаркинга, но и научно обоснованных методов оптимизации. Это обусловило выбор темы диссертационного исследования и определило его цель.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационного исследования является совершенствование процесса формирования стратегии предприятия. Целевая направленность диссертационной работы предопределила исследование и решение следующих взаимосвязанных задач:

— исследование теоретических и методических основ процесса формирования стратегии предприятия;

— разработка предложений по совершенствованию процесса формирования стратегии предприятия;

— проектирование модели процесса формирования оптимальной стратегии предприятия с использованием технологии бенчмаркинга;

— определение критериев выбора оптимальной стратегии и обоснования целесообразности ее использования в условиях предприятия;

— практическое использование спроектированной модели процесса формирования оптимальной стратегии с использованием технологии бенчмаркинга на машиностроительном предприятии.

Объектом исследования является машиностроительное предприятие, осуществляющее хозяйственную деятельность на рынке России и международных рынках.

Предметом исследования является процесс формирования стратегии машиностроительного предприятия.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования являются работы отечественных и зарубежных ученых в области формирования стратегии предприятия, моделирования экономических процессов, международного разделения труда, материалы научно-практических семинаров и конференций, посвященных современным проблемам стратегического управления и развития предприятий. В частности, в своем исследовании автор опирался на работы М. Портера, И. Ансоффа, Ф. Котлера, К. Эндрюса, А. Томпсона, А. Стрикленда, Д. Хана, Г. Л. Азоева, И.А. Арен-кова, Е. Г. Багиева, О. С. Виханского, Е. П. Голубкова, Г. Я. Гольдштейна, А. П. Денисова, B.C. Ефремова, А. Д. Канчавели, Г. Б. Клейнера, А. А. Колобова, Н. Н. Тренева, Р. А. Фатхудцинова, В. И. Черенкова.

Информационной базой исследования выступают материалы периодической печати, экономическая литература, аналитические материалы предприятия полиграфического машиностроения ОАО «Конструкторско-производственный центр Полиграфмаш» (далее будет использоваться аббревиатура ОАО «КПЦ Полиграфмаш»),.

В процессе диссертационного исследования при решении поставленных задач использовались системный подход, методы моделирования, оптимизации, экспертных оценок.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что в нем впервые системно и комплексно смоделирован и применен в условиях конкретного машиностроительного предприятия процесс формирования оптимальной стратегии с использованием технологии бенчмаркинга, в т. ч.:

— предложено использовать технологию бенчмаркинга как инструмент совершенствования процесса формирования стратегии, отличительной особенностью которого является необходимость заимствования и применения передового опыта при разработке линии поведения предприятия на рынке. Установлено, что технология бенчмаркинга позволяет повысить эффективность и качество принимаемых управленческих решений;

— построена концептуальная модель процесса формирования оптимальной стратегии предприятия с использованием технологии бенчмаркинга (стандарт IDEF0), которая 1) комплексно описывает основные аспекты данного процесса с учетом специфики применения технологии бенчмаркинга- 2) позволяет системно его структурировать- 3) формирует информационную основу для принятия стратегических и тактических управленческих решений. В данной модели используется уточненная классификация критериев выбора оптимальной стратегии. Ее отличительной особенностью является построение критериев выбора оптимальной стратегии, полученных на основе модификации классических критериев принятия решений в условиях неопределенности (Вальда, Сэвиджа, Гурвица, Байеса, Лапласа, максимакса и минимина);

— разработаны методика и практические рекомендации по выбору оптимальной стратегии маркетинга с использованием технологии бенчмаркинга для предприятия полиграфического машиностроения ОАО «КПЦ Полиграфмаш».

Практическая значимость диссертации. Практическое значение диссертационного исследования заключается в том, что его результаты, выводы и предложения позволяют повысить научную обоснованность, системность, эффективность, качество принимаемых решений, касающихся формирования оптимальной стратегии (как комплексной, так и отдельных ее элементов) и управления предприятием в целом. Построенная модель процесса формирования оптимальной стратегии с использованием технологии бенчмаркинга имеет практическое значение для высшего руководства предприятия, функциональных и линейных руководителей любых предприятий (крупных, средних и малых) различных отраслей промышленности, ведущих свою хозяйственную деятельность как на рынке России, так и на международных рынках.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертации опубликованы в журнале «Вопросы экономических наук» (Москва, 2004), сборнике научных трудов «Региональная экономика в информационном измерении: модели, оценки, прогнозы» (Барнаул, 2003), докладывались и обсуждались на Первой общероссийской научно-технической конференции «Вузовская наука — региону» (Вологда, 2003), всероссийской научно-практической конференции «Организация производства в трансформационной экономике: теория и практика» (Воронеж, 2002).

По материалам диссертации опубликовано 4 научные работы (объем -1,04 п.л.), в т. ч. в соавторстве 1 работа (объем — 0,1 п.л.).

Результаты диссертационного исследования, которые касаются формирования оптимальной стратегии с использованием технологии бенчмаркинга, приняты к практическому использованию службой маркетинга предприятия полиграфического машиностроения ОАО «КПЦ Полиграфмаш», что подтверждено справкой о внедрении.

Объем и структура работы. Диссертационная работа изложена на 166 страницах, состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы из 180 наименований, содержит 16 рисунков, 25 таблиц, 7при-ложений.

Заключение

.

Переход России к рыночной экономике приводит к необходимости постоянного совершенствования системы управления отечественными машиностроительными предприятиями, в частности к необходимости совершенствования процесса формирования стратегии предприятия (как комплексной, так и отдельных ее элементов). В современных условиях использование научно обоснованных методов оптимизации в стратегическом планировании обеспечивает адаптацию предприятия к объективным условиям внешней среды, а также к усилению его конкурентных позиций за счет гибкого реагирования на изменения внешней среды.

Стратегия — это инструмент, востребованность которого повышается пропорционально уровню неопределенности среды функционирования предприятия. Стратегия является обязательным элементом системы стратегического управления предприятием.

В диссертационной работе определено, что глобальный характер конкуренции, необходимость мониторинга как рисков, так и возможностей, открывающихся во внешней среде предприятия, обусловливают необходимость использования технологии бенчмаркинга в процессе формирования стратегии. Таким образом, бенчмаркинг становится инструментом совершенствования процесса формирования стратегии предприятия.

При выполнении диссертационного исследования установлено, что технология проведения бенчмаркинга схожа с существовавшим в нашей стране в доперестроечный период сравнительным (межзаводским) анализом. Однако при переходе к рыночным отношениям отечественные промышленные предприятия утратили методы проведения межзаводского анализа в связи с исчезновением централизованного управления. Современные условия (открытая международная торговля, глобальный характер конкуренции, децентрализованное принятие решений, требования в области мировых стандартов качества продукции и качества управления) требуют от отечественных предприятий непременного заимствования мирового опыта в целях развития, со.

147 хранения, поддержания, восстановления их конкурентоспособности, а также соблюдения терминологии, принятой на международном рынке.

Бенчмаркинг является одним из распространенных методов управления бизнесом в крупных международных корпорациях. В Японии, США и других странах программы бенчмаркинга развиваются при определенной государственной поддержке, так как считается, что благодаря заимствованию и применению передового опыта выигрывает экономика страны в целом. На международных рынках многие организации считают престижным выступать в качестве предприятия-эталона, так как это повышает их инвестиционную привлекательность.

Технология бенчмаркинга позволяет предприятию формировать эффективные стратегии и методы ведения хозяйственной деятельности, которые являются результатом тщательного анализа опыта многих субъектов рынка, их ошибок и успехов.

В диссертационной работе построена концептуальная модель процесса формирования оптимальной стратегии предприятия с использованием технологии бенчмаркинга (стандарт IDEF0). Данная модель 1) комплексно описывает основные аспекты процесса формирования стратегии предприятия с учетом специфики применения технологии бенчмаркинга- 2) позволяет системно его структурировать- 3) формирует информационную основу для принятия стратегических и тактических управленческих решений.

В диссертационной работе концептуальная модель процесса формирования стратегии предприятия представлена иерархически упорядоченными и взаимосвязанными диаграммами. Основными блоками названной модели, подвергшимися дальнейшей декомпозиции, явились: ситуационный анализ с использованием технологии бенчмаркинга, формулирование и выбор оптимальной стратегии, обоснование оптимальной стратегии.

В концептуальной модели процесса формирования оптимальной стратегии с использованием технологии бенчмаркинга использовалась уточненная классификация критериев выбора оптимальной стратегии. Отличительной особенностью уточненной классификации стало построение критериев выбора оптимальной стратегии, полученных на основе модификации классических критериев (Вальда, Сэвиджа, Гурвица, Байеса, Лапласа, максимакса и минимина) при зависимости функции выбора стратегии от параметров (прибыли, риска в виде потерь, вероятности состояния внешней инфраструктуры). В диссертационной работе было установлено, что вышеперечисленные параметры оказывают наибольшее влияние на результат выбора стратегии предприятия как на внутреннем рынке, так и на международных рынках.

В концептуальной модели процесса формирования оптимальной стратегии предприятия с использованием технологии бенчмаркинга использовались как количественные критерии оптимальности, так и качественные. Необходимость их взаимного применения определялась наличием на рынках определенных условий, которые невозможно формализовать. Варьируя уровнями параметров количественных критериев, лицо, принимающее решение, имеет возможность моделировать различные ситуации. В диссертационной работе показаны варианты применения вышеперечисленных критериев в зависимости от условий ситуации, в которой принимается решение.

При оценке целесообразности применения выбранной оптимальной стратегии в условиях конкретного предприятия в диссертационной работе была предложена корректировка формулы экономической эффективности путем введения фактора риска. Это позволило на этапе обоснования стратегии учитывать допустимые уровни рисков, а также определять направления корректировки выбранной стратегии.

Построенная концептуальная модель при практическом ее применении позволяет встроить механизм формирования оптимальной стратегии с использованием технологии бенчмаркинга в текущую деятельность конкретного подразделения предприятия, в функции которого входит формирование стратегических и тактических решений. Цикличность выполнения описанного процесса позволяет формировать базу данных бенчмаркинга на предприятии, повышает эффективность выполнения процесса формирования стратегии, снижает суммарные затраты на повторное проведение цикла бенчмаркинга.

Построенная концептуальная модель была практически применена для формирования оптимальной стратегии маркетинга предприятия полиграфического машиностроения ОАО «КПЦ Полиграфмаш» (период 2001;2004 гг.).

На основе экспертного анализа внутренней инфраструктуры предприятия (группа экспертов из числа ведущих сотрудников данного предприятия) была обозначена необходимость усиления его позиций на рынке России, а также необходимость выхода предприятия на международные рынки с существующей номенклатурой продукции при условии совершенствования структуры сервисного обслуживания потребителей. В результате был идентифицирован предмет бенчмаркинга — организация сервисного обслуживания. Выбор данного предмета исследования обусловлен также его несоответствием в настоящее время международному уровню и тем, что он является одним из основных показателей конкурентных преимуществ предприятий в наукоемких машиностроительных отраслях.

В результате проведения ситуационного анализа с использованием технологии бенчмаркинга были сформулированы готовые стратегические решения в области организации сервисного обслуживания потребителей, в настоящее время активно используемые объектами бенчмаркинга. Они были проанализированы группой экспертов на возможность использования в условиях ОАО «КПЦ Полиграфмаш», оценены на оптимальность и эффективность. В результате анализа полученных результатов была рекомендована поэтапная реализация следующих стратегий:

— организация партнерства с сервисными компаниями, расположенными ближе к потребителям предприятия;

— организация веб-сайта предприятия с подробными каталогами выпускаемого оборудования, наглядными изображениями образцов машин, видеои анимационными пособиями по его работе и обслуживанию;

— обеспечение постоянной связи с потребителями предприятия с помощью электронной почты и горячей телефонной линии.

В связи с этим соискателем сделан вывод о том, что на ОАО «КПЦ По-лиграфмаш» необходимо дальнейшее совершенствование организации сервисного обслуживания потребителей путем диверсификации его видов. Данный результат нашел практическое применение в деятельности службы маркетинга ОАО «КПЦ Полиграфмаш».

В процессе использования спроектированной модели: 1) сформирована база данных бенчмаркинга, которая является актуальной для дальнейших исследований с использованием технологии бенчмаркинга- 2) созданы предпосылки повышения эффективности и качества принятия решений в области стратегического управления данным предприятием- 3) наметился рост числа повторных заказов полиграфического оборудования для поставок как на рынок России, так и на внешние рынки.

Практическое использование построенной модели позволяет рекомендовать ее для систематического применения при формировании стратегии маркетинга машиностроительного предприятия на различных рынках (в т.ч. международных).

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

1. Хомякова С. В., Черных Е. Н. Бенчмаркинг как метод обеспечения конкурентоспособности промышленного предприятия // Организация производства в трансформационной экономике: теория и практика: Материалы всероссийской научно-практической конференции. — Воронеж: ВГТУ, 2002. — Ч. 2. -С.101 -103 (0,1 пл.).

2. Хомякова С. В. Моделирование и оценка оптимальной стратегии предприятия на международных рынках на основе бенчмаркинга // Региональная экономика в информационном измерении: модели, оценки, прогнозы: Сборник научных трудов / Под ред. Е. Ю. Иванова, P.M. Нижегородцева. — МоскваБарнаул: Изд-во «Бизнес-Юнитек», 2003. — С.236 — 244 (0,45 п.л.).

3. Хомякова С. В. Некоторые аспекты формирования стратегии маркетинга предприятия полиграфического машиностроения // Вузовская наука — региону: Материалы Первой общероссийской научно-технической конференции. -Вологда: ВоГТУ, 2003. — С. 425 — 427 (0,26 п.л.).

4. Хомякова С. В. Модель процесса формирования оптимальной стратегии на внешних рынках с использованием технологии бенчмаркинга // Вопросы экономических наук. — 2004. — № 2. — С. 223 — 226 (0,23 п.л.).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. М.: Е&М, 1996.
  2. О.А. Экономические стратегии регулирования входных барьеров на российских товарных рынках // Маркетинг: проникновение на рынки.-2001. -№ 6.
  3. Аквалон. Все для полиграфии и выпуска упаковки. М.: Аквалон, 2002.
  4. В.А., Цзоу Вэй (КНР). Исследование концептуальных аспектов маркетинга в Китае // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. -№ 3.
  5. Т. Практический маркетинг / Пер. с англ. Под общей ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб: Питер, 2001. — 400 с. — (Серия «Теория и практика менеджмента»).
  6. С.И. Принятие решений в маркетинговых ситуациях. http://www.clis.rU/market/arhiv/1998/l/2.htnil.
  7. А.В., Андрейчикова О. Н. Анализ, синтез, планирование решений в экономике. М.: Финансы и статистика, 2000. — 386с.: ил.
  8. И. Стратегическое управление / Пер. с англ. Под ред. Л. И. Евенко. М.: Экономика, 1989.
  9. Апостроф. Полиграфическое и флексографское оборудование. М.: Apostrof, 2001 — 2002.
  10. И.А., Багиев Е. Г. Бенчмаркинг и маркетинговые решения. -СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1997.
  11. А.В., Попов Е. В. Синергизм коммуникационного инструментария // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. — № 1. — С. 3 — 22.
  12. Г. Л., Богданова Е. Л. Маркетинг-статистика. http://marketing.spb.ru/read/m9/14.htm.
  13. Г. Л., Моисеева Н. К., Никифорова С. В. Международный маркетинг. СПб: Питер, 2001. — 512 е.: ил. — (Серия «Учебники для вузов»).
  14. М.А., Татарян Г. А. Методика межзаводского технико-экономического анализа. М.: «Экономика», 1968.
  15. В.А., Синельников А. В. Развитие организации в конкурентной среде // Менеджмент в России и за рубежом. 2000. — № 6.
  16. А.Н. Модели внешнеэкономических связей стран СНГ и их влияние на интеграционные процессы в Содружестве: Учебное пособие /Финансовая академия при Правительстве РФ. М.: ФА, 2003. — 91с.
  17. С.Б. Методология экономического анализа деятельности хозяйствующего субъекта: Учебное пособие / С. Б. Барнгольц, М.В. Мельник- Финансовая академия при Правительстве РФ. М.: Финансы и статистика, 2003. — 240с.
  18. Н.И. Технология безопасности бизнеса: конкурентная разведка. Издательство «Юристь». М., 2002.
  19. И.К., Данченок JI.A., Короткое А. В., Романов А. А. Маркетинг: Учебно-практическое пособие / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. М.: МЭСИ, 1998. -211с.
  20. Я.Е. Механизм формирования стратегии развития фирмы: Авт. дисс. канд. экон. наук: 08.00.05. Екатеринбург, 2001.
  21. В., Хавранек П. М. Руководство по оценке эффективности инвестиций: Пер. с англ. перераб. и дополн. изд. М.: АОЗТ «Интерэксперт», «ИНФРА-М», 1995. — 528с.: табл., граф.
  22. Г., Шмидт С. Экономический анализ инвестиционных проектов / Пер. с англ.- Под ред. Л. П. Белых. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.
  23. А.О. Малое предпринимательство. Организационные и правовые основы деятельности. 2-е изд. — М.: «Ось-89», 1998. — 336с.
  24. Большой экономический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна. 3-е изд. стереотип. — М.: Институт новой экономики, 1998. — 864 с.
  25. В.А., Маркова В. Д. Особенности маркетинга технологических нововведений // Маркетинг. 1997. -№ 1.-С. 57−61.
  26. Л.Б. Внешнеэкономическая деятельность регионов России: Учебное пособие для вузов /Под общ. ред. В. Г. Глушковой. М.: АРКТИ, 2002. — 320 с.
  27. Вендров A.M. CASE-технологии. Современные методы и средства проектирования информационных систем. М.: Финансы и статистика, 1998. — 176с.: ил.
  28. Е.С. Исследование операций. М.: Советское радио, 1972.
  29. А. М. Сравнительный анализ хозяйственной деятельности промышленных предприятий. М., 1970.
  30. Дж. Маркетинговый план. СПб: Питер, 2001. — 256с.: ил. -(Серия «Наука делать деньги»).
  31. О.С., Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. М., 1995.
  32. Внешмальтиграф. ПолиграфИнтер 2002. — М. — 2002.
  33. Внешнеэкономическая деятельность: Учебник / Под ред. Б. М. Смитиенко, В. К. Поспелова. М.: Мастерство, 2002. — 304 с.
  34. А. П., Кауфман М. 3. Межзаводской экономический анализ. -М., 1971.
  35. Л.Г. Благоприятная внешняя среда маркетинга основа становления рыночной экономики в Чешской республике // Маркетинг. — 1997. — № 2. — С. 77 — 86.37. ГАРТ. М. — 2002, № 5.
  36. Е.П., Голубкова Е. Н., Секерин В. Д. Маркетинг: выбор лучшего решения. М.: Экономика, 1993. — 222с.
  37. Е.П. Исследование рынков // Маркетинг в России и за рубежом. 1999. — № 1.
  38. Е.П. Контроль маркетинга // Маркетинг. 1997. — № 1. -С. 111 -120.
  39. Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. М.: Издательство «Финпресс», 1998. — 416 с.
  40. Е.П. Организация маркетинга // Маркетинг. 1996. — № 6. -С. 106−118.
  41. Е.П. Стратегическое планирование и роль маркетинга в организации // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. — № 3.
  42. Г. Я. Стратегический менеджмент. http://www.aup.ru/books/m24/4.htm.
  43. А.В. Принципы организационного построения стратегического маркетинга на промышленном предприятии // Маркетинг. -1996.-№ 6.-С. 56−74.
  44. В.А. Маркетинговое консультирование. http://www.aup.ru/books/m27/2 2.htm.
  45. В.М. Экономический риск: сущность, методы измерения, пути снижения. М.: Дело и сервис, 1999.
  46. И.Б., Титова Н. Л. Тенденции изменения конкурентоспособности отечественной продукции // Маркетинг. 1997. -№ 1. — С. 20−34.
  47. Т.П., Ходимчук М. А. Системы искусственного интеллекта в разработке корпоративных маркетинговых стратегий // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. — № 5.
  48. Деловое планирование (Методы, Организация. Современная практика): Учеб. пособие / Под ред. В. М. Попова. М.: Финансы и статистика, 1997. -368 е.: ил.
  49. А.П. Инвестирование в экономику России с использованием западных источников: Учебное пособие. Рыбинск: РГАТА, 2003. — 87с.
  50. А.П. Международное разделение труда и совместное предпринимательство: Учебное пособие. Рыбинск: РГАТА, 1999. — 137с.
  51. А.П. Совместное предпринимательство в экономике России: проблемы теории и практики (Организационно-экономические аспекты). -Рыбинск, 1995.
  52. С., Симкин JL, Брэдли Дж. Практическое руководство по маркетинговому планированию. СПб: Питер, 2001. — 256с.: ил. — (Серия «Маркетинг для профессионалов»).
  53. П.Ф. Задачи менеджмента в XXI веке. М., 2000.
  54. К. Введение в управленческий и производственный учет. М.: Аудит, 1994. — 560с.
  55. С.В. Международная конкурентоспособность производителей: факторы, определяющие положение на рынках и конкурентные преимущества (на примере США) // Маркетинг в России и за рубежом. 2002. — № 1.
  56. Ю.А. Методика сегментирования рынка продукции производственного назначения (основное технологическое оборудование) Н Маркетинг в России и за рубежом. 2002. — № 1. — С. 3 — 13.
  57. B.C. Классические модели стратегического анализа и планирования: модель ADL/LC // Менеджмент в России и за рубежом. -1998.-№ 1.
  58. B.C. Стратегическое планирование в бизнес-системах. М.: Издательство «Финпресс», 2001.
  59. B.C. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования / Учебное пособие. М.: Издательство «Финпресс», 1998.
  60. Т.В. Формирование стратегии и программы развития внешнеэкономической деятельности машиностроительного предприятия: Дис.. канд. экон. наук: 08.00.05. Санкт-Петербург, 1991. — 179с.
  61. .А., Забелина Т. А. Этапы большого пути: (очерки истории Рыбинского ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени завода полиграфических машин). Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1982. -287с.: ил.
  62. П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2001. — 496с. — (Серия «Высшее образование»).
  63. П.С. Роль маркетинга в решении проблемы конурентоспособности российских товаропроизводителей // Маркетинг. -1996.-№ 6.-С. 20−31.
  64. Г. Л., Патрушева Е. Г. Экономические основы конкурентоспособности предпринимательского дела. Учебное пособие. -Ярославль, 1996 г. 86 с.
  65. А.Б., Картышев С. В., Постников А. В. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций. Изд. 2-е, стереотипное. -М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1997.
  66. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. Л. Н. Оголевой. М.: ИНФРА-М, 2002. — 238 с.
  67. О.Н. Формирование стратегии предприятия: (Анализ процессов принятия управленческих решений): Дис.. канд. экон. наук: 08.00.05. Сыктывкар, 1999. — 152с.: ил.
  68. Исследование операций. Зайченко Ю. П. Издательское объединение «Вища школа». 1975. 320 с.
  69. И.А. Вывоз капитала за рубеж необходимый элемент глобального маркетинга российских компаний // Маркетинг. — 1997. — № 2. -С. 57 — 64.
  70. А.К., Подлесных В. И., Серова JI.C. Практический менеджмент: В деловых играх, хозяйственных ситуациях, задачах и тестах: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2000. — 367с.
  71. М.А., Нехашкин А. Н. Методологические принципы формирования российского менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом. 1999. — № 3.
  72. М.Б. Маркетинговые стратегии компаний зарубежных стран: Дис.. канд. экон. наук: 08.00.14. -М., 1996. 192с.
  73. У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика. М.: Прогресс, 1982. 325 с.
  74. Ю.Ю. Оценка рисков финансово-хозяйственной деятельности предприятий на этапе принятия управленческого решения // Менеджмент в России и за рубежом. 2000. — № 5.
  75. Кини P. JL, Райфа X. Принятие решений при многих критериях: предпочтения и замещения. М.: Радио и связь, 1984. 560с.
  76. Д.В. Выбор оптимальной стратегии на основе SWOT-анализа. В кн.: Принятие решений в бизнесе на основе моделирования. — М.: ИВАКО Аналитик, 2000.
  77. Д.В. Совершенствование методов стратегического планирования деятельности предприятия с использованием системы компьютерных моделей: Дис.. канд. экон. наук: 08.00.13. М., 2001. -169с.
  78. Ю.Е. Оценка влияния факторов внешней среды на экспортную стратегию предприятия // Менеджмент в России и за рубежом. -2002.-№ 1.
  79. Г. Б., Тамбовцев B.JI. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопасность. М.: Экономика, 1997.
  80. А.А., Фалько С. Г. Инновационные процессы и маркетинг на предприятии // Вестник МГТУ. Сер. Машиностроение. 1995. — № 1.
  81. О.П., Трифилова А. А., Коршунов И. А. Роль инноваций в процессе формирования стратегии предприятия // Менеджмент в России и за рубежом. 2000. — № 3.
  82. Ю.Г. Товарная конкурентоспособность и ее количественное представление (для технически сложных изделий) // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. — № 2.
  83. Корпоративное управление. Владельцы, директора и наемные работники акционерного общества / Под ред. М. Хасселя. М.: «Джон Уайли Энд Санз», 1996.
  84. Г. В. Организационно-экономические основы формирования и реализации стратегии конкуренции промышленного предприятия: Авт. дисс. канд. экон. наук: 08.00.05. Орел, 2001.
  85. Д.Д., Саввиди И. И., Стаханов В. Н. Маркетинг и логистика фирмы. М.: ПРИОР, 2000.
  86. Котлер, Филип, Армстронг, Гари, Сондерс, Джон, Вонг, Вероника. Основы маркетинга: Пер. с англ.- 2-е европ. изд. М.- СПб.- К.- Издательский дом «Вильяме», 2001. — 944 е.: ил. — Парал. тит. англ.
  87. Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. Общ. ред. и вступ. ст. Е. М. Пеньковой. М.: Прогресс, 1990. — 736 с.
  88. А.И. и др. Управление проектами (Зарубежный опыт). -СПб.: «ДваТри», 1993. 443с.
  89. А.И. Введение в организационное поведение и организационное моделирование: Учебное пособие. М.: Дело, 2003. — 944 с.
  90. К. Межзаводской сравнительный анализ в социалистической промышленности как метод вскрытия и использования резервов производства. -М., 1965.
  91. Г. В. Японский менеджмент и теория международной конкурентоспособности. М., 2000.
  92. Л.Г. Вероятностное моделирование в финансово-экономической области: Учебное пособие. М.: Альпина Паблишер, 2002. -224 с.
  93. . Л.Г. О некоторой общей схеме формирования критериев оптимальности в играх с природой // Вестник Финансовой академии. 2000. -№ 2(14).
  94. Ф.М. Мировой рынок: конъюнктура, цены и маркетинг. М.: Международные отношения, 1993. — 264с.
  95. А.И. Интеграционный маркетинг: новая форма управления рыночной деятельностью и ее актуальность для России // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. — № 1. — С. 23 — 29.
  96. М.Н. Методологические аспекты оценки рисков // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. — № 6.
  97. И.В., Косов В. В. Инвестиционный проект: методы подготовки и анализа. М.: Изд-во БЕК, 1996. — 304с.
  98. С.А., Павлова Е. Г. Стратегическое планирование: Учебное пособие /Финансовая академия при Правительстве РФ.- М.: ФА, 2002. 180 с.
  99. Л.И. Экономико-математический словарь / Словарь современной экономической науки. Изд. 4-е, перераб. и доп. М.: Изд-во «ABF», 1996.
  100. И.И., Шапиро В. Д. и др. Реструктуризация предприятий и компаний. / И. И. Мазур, В. Д. Шапиро и др. Справочное пособие / Под ред. И. И. Мазура. М.: Высшая школа, 2000. — 587с.: ил.
  101. И.И., Шапиро В. Д. и др. Управление проектами. / И. И. Мазур, В. Д. Шапиро и др. Справочное пособие / Под редакцией И. И. Мазура и В. Д. Шапиро. М.: Высшая школа, 2001 — 875 е.: илл.
  102. .И. Сравнительный экономический анализ в машиностроении. М.: «Машиностроение», 1973. — 240 с.
  103. Д., МакГоуэн К. Методология структурного анализа и проектирования SADT / Пер. с нагл. М.: МетаТехнология, 1993.
  104. Менеджмент организации. Учебное пособие. Румянцева З. П., Саломатин Н. А., Акбердин Р. З. и др. М.: ИНФРА — М, 1995. — 432 с.
  105. В.Ф. Формирование стратегии фирмы в условиях рыночных преобразований: Дис.. канд. экон. наук: 08.00.05. Н. Новгород, 2000. -162с.
  106. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 2002.
  107. Методические рекомендации по балльной оценке конкурсных заявок и квалификации поставщиков, участвующих в конкурсах на размещение заказов на поставки товаров для государственных нужд. Письмо Минэкономики РФ от 02.06.2000 №АС-751/4−605.
  108. Е.А. Основы бенчмаркинга // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. -№ 1.
  109. Е.А. Основы бенчмаркинга: внешний сопоставительный анализ // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. — № 5.
  110. Е.А. Основы бенчмаркинга: внутренний сопоставительный анализ // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. — № 4.
  111. Е.А. Основы бенчмаркинга: использование методов бенчмаркинга и TQM в сфере творческого труда // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. — № 6.
  112. Е.А. Основы бенчмаркинга: основные принципы концепции и планирование бенчмаркингового проекта // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. — № 3.
  113. Е.А. Основы бенчмаркинга: эволюция концепций качества // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. — № 2.
  114. Е.А. Стратегический менеджмент и стратегический маркетинг: проблемы взаимосвязи и взаимопроникновения // Менеджмент в России и за рубежом. 1999. — № 2.
  115. Н.К., Забелин П. П. Модель для управления медиа-планированием // Маркетинг. 1997. — № 1. — С. 62 — 73.
  116. Н.К. Международный маркетинг: Учебное пособие. М.: Центр экономики и маркетинга, 1998. — 320 е.: ил.
  117. И.Р. Необходимость усиления мотивационных аспектов менеджмента для стран с трансформирующейся экономикой // Менеджмент в России и за рубежом. 2000. — № 5.
  118. Никое Россидес. Рыночная стоимость торговой марки: ее значение для построения маркетинговой стратегии // Маркетинг в России и за рубежом. -2001.-№ 2.
  119. Основы предпринимательского дела / В. А. Анташов, Е. С. Зотова, М. В. Кузнецов и др. М.: МП «Тригон», 1992. — 432с.
  120. Оценка бизнеса: Учебник /Под ред. А. Г. Грязновой и М. А. Федотовой. -М.: Финансы и статистика, 2003. 512 с.
  121. Печатное дело. М. — 2000, № 11(18). — 2001, № 12(33). — 2002, № 14(54).
  122. Т., Уотерман Р. В поисках успешного управления. М., 1986.
  123. Планирование на предприятии. Учебник. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1999. — 328с.
  124. Н.Н. Система стратегического планирования промышленного предприятия: Авт. дисс.. канд. экон. наук: 08.00.05. -Воронеж, 2001.
  125. Полиграф Бизнес. М. — 1999, № 8(36). — 2001, № 10(62), № 8(60), № 4(56).-2002, № 2(66).
  126. Полиграфинтер 2002. — М. — 2002.
  127. Полиграфист и издатель. М. — 2001, № 9, 10.
  128. Е.В., Попова JI.H. Маркетинговый аудит // Маркетинг. 1997. -№ 2. — С. 43 — 52.
  129. С.А. Стратегическое управление: Модульная программа для менеджеров. М., 2000.
  130. М. Международная конкуренция / Пер. с англ.- Под ред. и с предисловием В. Д. Щетинина. М.: Междунар. отношения, 1993.
  131. Н.Н. Формирование системы стратегического маркетинга при реформировании промышленных предприятий: Авт. дисс.. канд. экон. наук: 08.00.05. Пенза, 2001.
  132. Н.Н. Стратегическое управление фирмой в кризисных условиях: Дис.. канд. экон. наук: 08.00.05. Москва, 1999.
  133. А.Р., Радионов Р. А. Управление сбытовыми запасами и оборотными средствами предприятия (практика планирования): Учебное пособие. М.: Издательство «Дело и Сервис», 1999. — 400с.
  134. Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий / Пер. с англ. -М.: Радио и связь, 1993. 320с.
  135. Ю.В. Методические основы территориального стратегического планирования (на примере республики Карелия): Авт. дисс.. канд. экон. наук: 08.00.05. Петрозаводск, 2001.
  136. В.Н., Тимофеева О. А., Калюкин А. А., Захаров Р. А. Учет риска при принятии управленческих решений на этапе формирования бюджета // Менеджмент в России и за рубежом. 2000. — № 3.
  137. Семь нот менеджмента / Под ред. В. Красновой и А. Привалова. Изд. 2-е. М.: ЗАО «Журнал Эксперт», 1997. — 176с.
  138. Семь этапов процедуры бенчмаркетинга. Попытка приложить американские и заадноевропейские схемы к отечественным условиям // Современный капитал. 2003. — № 7.
  139. М.Э. Концепция международного маркетинга // Маркетинг в России и за рубежом. 1998. — № 1.
  140. М.Э., Сейфуллаева М. Э. Интернационализация экономики России как предпосылка реализации международного маркетинга // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. — № 2.
  141. В.Б. Принятие стратегических решений в нечеткой обстановке. -М.: ИНПРО-РЕС, 1995. 228с.
  142. Э.А. Выбор иностранного партнера при внешнеэкономической деятельности // Маркетинг. 1997. — № 2. — С. 53 — 56.
  143. Сошникова J1.A., Тамашевич В. Н., Уебе Г., Шефер М. Многомерный статистический анализ в экономике: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. В. Н. Тамашевича. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. — 598 с.
  144. Стратегия бизнеса: аналитический справочник. Под общей редакцией академика РАЕН, д.э.н. Г. Б. Клейнера. Москва: «КОНСЭКО», 1998.
  145. .Е. Методы сбора и использовании маркетинговой информации: Учебно-практич. пособие. М.: Юристъ, 2001. — 256с. (Сер.: Practica).
  146. А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов / Пер. сангл. под ред. Зайцева Г. Л., Соколовой М. И. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. — 576 с.
  147. Н.Н. Методология стратегического управления предприятием на основе самоорганизации. Авт. дисс.. докт. экон. наук: 08.00.13 Москва, 2001 г.
  148. Н.Н. Стратегическое управление: учебное пособие для вузов. -М.: «Издательство ПРИОР», 2000. 288 с.
  149. Управление инновациями. Факторы успеха новых фирм / Сост. и общ. ред. Н. М. Фонштейн. Пер. с англ. М.: «Дело Лтд», 1995. — 224с.
  150. Р.А. Стратегический маркетинг: Учебник. М.: ЗАО «Бизнес-школа"Интел — Синтез», 2000. — 640 с.
  151. Финансовый менеджмент. М.: Carana Corporation Usaid — РЦП, 1997.
  152. Ю., Шелухин И., Белов А. Все лучшее себе // Секрет фирмы. — 2002. — № 1 (10).
  153. Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга: Пер. с нем./ Под ред. и с предисл. А. А. Турчака, Л. Г. Головача, М. Л. Луашевича. -М.: Финансы и статистика, 1997. 800 е.: ил.
  154. Хван Юн Соп. Выбор стратегии поведения иностранных фирм на российском рынке (сравнительный ситуационный анализ факторов): Авт. дисс. докт. экон. наук: 08.00.05. Москва, 2001.
  155. С.В. Модель процесса формирования оптимальной стратегии на внешних рынках с использованием технологии бенчмаркинга // Вопросы экономических наук. 2004. — № 2. — С. 223 — 226.
  156. С.В. Некоторые аспекты формирования стратегии маркетинга предприятия полиграфического машиностроения // Вузовская наука региону: Материалы Первой общероссийской научно-технической конференции. — Вологда: ВоГТУ, 2003. — С. 425 — 427.
  157. В.Н. Руководителю о принятии решений. 2-е изд., испр. и доп. — М.: ИНФРА-М, 1996. — 272с.
  158. В.И. Международный маркетинг: Учебное пособие. 2003.
  159. В.В. Формирование стратегического потенциала предприятия: Авт. дисс. канд. экон. наук: 08.00.05. Санкт-Петербург, 2001.
  160. П.С. Стратегическое планирование в корпоративных промышленных объединениях (методологические и организационные аспекты): Авт. дисс. канд. экон. наук: 08.00.05. Москва, 2001.
  161. В.Д. и др. Управление проектами. СПб.: «ДваТри», 1996. -610с.
  162. А.Д. Комплексный экономический анализ деятельности предприятия. М., 1974.
  163. П.З. Достижение конкурентных преимуществ во внешней торговле // Маркетинг в России и за рубежом. 1999. — № 4.
  164. С.Е. Динамическое моделирование функционирования предприятия и формирование стратегии его поведения в конкурентной среде: Авт. дисс. канд. экон. наук: 08.00.13. Москва, 2001.
  165. Abell D.F., Hammond J.S. Strategic market planning: Problems and analytical approaches. Englewood cliffs (N.J.): Prentice Hall, 1979.
  166. Bresin S. Pratiquer le benchmarking, 1995.
  167. Camp R.C. Benchmarking. The Search for Indastry Best Practices That Lead to Superior Performance, ASQC Industry Press, Milwaukee, Wisconsin, 1989.
  168. Kehoe W. Strategic management planning. The PIMS model // Advanced management. N.Y., 1983.
  169. W. Сравнение с лучшими в мире конкурентами. Бенчмаркинг в управлении снабжением, 1993.
  170. Leidig G. Benchmarking Lernen von den Besten, Leistung und Qualitaut steigern, in: Informationen Betriebswirtschaft 1/1995, Hsrg.: Bundesverband Druck E.V., Wiesbaden, 1995.
  171. G., Pfleger E. Мировой класс в качестве стандарта как подняться к вершинам с помощью бенчмаркинга, 1993.
  172. Watson G.H. IL Benchmarking / edizione italiana А/ cura di Piercarlo Ceccarelli, Franco Angeli. Milano, 1995.
Заполнить форму текущей работой