Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Эффективность правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений и судебная практика

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основными критериями эффективности правовых норм, позволяющими полно судить об эффективности, являются цель, средство и результат правового регулирования. Показателями же эффективности будут служить различные варианты их соотношения, которые определяют степень эффективности правовых норм (низкую, среднюю, высокую). Особенностью «лестницы целей» в трудовом праве является то, что большинство… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Общая характеристика правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений
    • 1. Метод, механизм и средства правового регулирования как общетеоретические категории с позиции современной науки
    • 2. Особенности правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений
  • Глава 2. Определение эффективности правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений
    • 1. Понятие эффективности правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений
    • 2. Критерии и показатели эффективности правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений
    • 3. Условия (факторы) обеспечения эффективности правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений
    • 4. Основные проблемы и пути повышения эффективности правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений на современном этапе
  • Глава 3. Роль судебной практики в повышении эффективности регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений
    • 1. Место судебной практики в системе источников трудового права
    • 2. Общая характеристика деятельности судов по повышению эффективности регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений

    § 3. Деятельность судов различных уровней, повышающая эффективность правового регулирования трудовых и иных, непосредственно связанных с ними отношений (районные суды, окружные, городские суды, Верховный суд, Конституционный суд).

Эффективность правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений и судебная практика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования. Вопросы эффективности правового регулирования трудовых отношений на сегодняшний день достаточно мало изучены. В то же время меняющаяся правовая действительность требует повышения эффективности правового регулирования, в том числе и трудовых отношений. К сожалению, на практике правовые нормы, в том числе и регулирующие трудовые отношения, часто являются неэффективными, что приводит к значительному снижению качества правового регулирования. Акты, содержащие нормы права сначала принимаются компетентными органами, потом по многу раз изменяются и дополняются и в конце концов отменяются или прекращают свое действие в связи с принятием другого нормативно-правового акта. Данная ситуация негативно сказывается как на субъекте так и на объекте правового регулирования.

Более того, в настоящее время наблюдается широкое применение судебной практики в качестве источника трудового права. Однако судебная практика не включена законодателем в перечень источников трудового права (ст. 5 ТК РФ). Такое несовпадение законодательства с реальностью также негативно сказывается на эффективности правового регулирования трудовых отношений.

Настоящая работа является комплексным исследованием вопросов эффективности правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений. В работе сформулировано понятие эффективности правового регулирования трудовых отношений, определены критерии, показатели и условия правового регулирования трудовых отношений, предложены пути повышения эффективности правового регулирования трудовых отношений. Кроме того, в работе подробно рассмотрены вопросы влияния судебной практики на эффективность правового регулирования трудовых отношений. Включение судебной практики в перечень источников трудового права рассматривается автором как один из путей повышения эффективности правового регулирования. Результаты данного исследования в могут быть полезны в деятельности, как законодательных так и правоприменительных органов, что в целом может повысить эффективность правового регулирования трудовых отношений.

Однако, рассматривая проблемы эффективности правового регулирования трудовых отношений, следует признать их исключительную многогранность и недостаточную разработанность, требующую объединения усилий теоретиков и практиков. В данном исследовании сделан акцент на изучение критериев, условий и показателей эффективности правового регулирования трудовых отношений, основных путей ее повышения, а также подробно вопросы влияния судебной практики на эффективность правового регулирования трудовых отношений.

Уровень научной разработанности проблемы. При проведении диссертационного исследования автором использовались положения и выводы, в том числе и в области эффективности правового регулирования трудовых отношений, сделанные в работах ученых-трудовиков Акопова Д. Р., Александрова Н. Г., Аристовой С. В., .Бару М. И., Бегичева Б. К., Безиной.

A. К., Глазырина В. В., Головиной С. Ю., Горохова Б. А., Дмитриевой И. К., Ершова В. В., Ершовой Е. А., Забрамной Е. Ю., Иванова С. А., Иосифиди Д. Г., Крыжан В. А., Кудрявцева В. Н.3 Маврина С. П., Миронова В. И., Молодцова М. В., Никитинского В. И., Нургалиевой Е. Н., Нуртдиновой А. Ф., Рогожина Н. А., Ставцевой А. И., Хныкина Г. В., Шаповал Е. А.

Данное исследование проведено также с использованием теоретических положений, выработанных отечественными и зарубежными учеными в области философии права, теории государства и права, конституционного права, и других правовых отраслей, затрагивающих вопросы эффективности норм права и места судебной практики среди источников права. Указанные вопросы рассматривались в работах Бережнова.

B. А., Брауде И. Д., Керимова Д. А., Марченко М. Н. Монастырского Д. А., Морозова А. В., Пиголкина А. С.

Цель и задачи диссертационного исследования. Целью настоящей работы являлось комплексное исследование проблем эффективности правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений для выявления факторов, влияющих на состояние такой эффективностиразработка на научной основе предложений по совершенствованию законодательства в целях повышения эффективности правового регулирования трудовых отношений. Особое внимание в работе уделено судебной практике как одному из факторов, влияющих на эффективность правового регулирования.

Достижению указанной цели способствовало решение следующих задач:

— раскрытие правовой природы механизма правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений;

— выявление целей механизма правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений;

— определение категории «эффективность нормы трудового права»;

— выявление основных критериев, показателей и условий эффективности норм трудового права;

— определение понятия «судебная практика» и «правовые позиции», выявление их соотношения с нормами права и нормативно-правовыми актами;

— анализ влияния деятельности судов различных уровней на эффективность правового регулирования трудовых, и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Методологическая основа работы. Методологическую основу диссертационного исследования составили следующие методы научного познания: системный, функциональный, анализа, синтеза, теоретического моделирования, аналогии и др. Принципы диалектики, которые предполагают изучение правовых явлений с точки зрения их непрерывного развития, занимают ведущие позиции в исследовании проблем эффективности правового регулирования. Диалектические принципы позволяют проникнуть в сущность эффективности правового регулирования, выяснить его природу. Системный подход — один из результативных средств изучения сложных, развивающихся категорий, к числу которых относится и эффективность правового регулирования. Системный подход обеспечивает целостное, непротиворечивое видение эффективности правового регулирования, его критериев и условий. Как важное познавательное средство в настоящей работе рассматривается сравнительноправовой метод, используемый в ходе сравнения нормы права и судебной правовой позиции, нормативно-правового акта и акта судебной практики. В диссертации используются и анализируются данные статистики, которые позволили определить некоторые показатели эффективности правового регулирования.

Объектом исследования в данной работе являлась судебная практика как источник трудового права и ее влияние на эффективность правового регулирования трудовых отношений.

Предмет исследования составляли теоретические представления об эффективности правового регулирования трудовых отношений и месте судебной практики среди источников трудового права.

Научная новизна настоящего диссертационного исследования заключается в следующем:

— предложен новый подход к пониманию механизма правового регулирования трудовых отношений и эффективности его действия;

— сформулированы критерии и условия эффективности норм трудового права, предложены пути ее повышения;

— сформулировано понятие судебной практики как источника трудового права, определено ее место в системе источников трудового права;

— показано влияние судебной практики как источника трудового права на эффективность правового регулирования трудовых отношений.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Определяя понятие «механизм правового регулирования», в том числе и «механизм правового регулировании трудовых отношений» необходимо исходить из того, что целью правового регулирования является придание общественным отношениям правовой формы, трансформация их в «правоотношения».

2. Рассматривая вопрос об эффективности правового регулирования, приходится возвращаться к вопросу об эффективности отдельной правовой нормы. Таким образом, изучение эффективности правового регулирования возможно только посредством изучения эффективности отдельных правовых норм. Основным критерием эффективности является цель правовой нормы.

3. Эффективность правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений — это научная категория, характеризующаяся качественным состоянием процесса правового регулирования трудовых отношений в его целостности с учетом юридических, политических, социальных, нравственных и других характеристик.

4. Под условиями эффективности правовой нормы понимаются те обстоятельства (факторы), от которых зависит реализация ее способности оказать благотворное воздействие на общественные отношения в заданном направлении. Условия эффективности правовых норм можно классифицировать на следующие категории: условия, относящиеся к процессу правотворчества, условия относящиеся к особенностям правосознания и поведения граждан, условия, связанные с действием, реализацией правовых норм.

Основными путями повышения эффективности правового регулирования трудовых отношений являются: обеспечение развития трудового законодательства в соответствии с научно обоснованной концепциейобеспечение системности трудового законодательства, упорядочение внутренних правовых связей в немповышение качество законодательствасовершенствование механизма реализации законавведение системы контроля состояния эффективности законодательстванеобходимо усовершенствование системы санкций и мер ответственности в сфере правового регулирования трудовых отношений.

Источником трудового права можно признать не судебную практику вообще, а акты судебной практики, содержащие правовые позиции. Включение судебной практики в перечень источников трудового права значительно повысит эффективность трудового законодательства. Судебная практика оказывает положительное влияние на эффективность правовых норм, в том числе и норм трудового права. При помощи правовых позиций, выработанных судебной практикой, устраняются пробелы в законодательстве и преодолеваются правовые коллизии, формируется понятийный аппарат трудового права. В ряде случаев правовые позиции в последующем закрепляются законодательно.

Деятельность судов всех уровней оказывает положительное влияние на эффективность правового регулирования трудовых отношений, однако источником трудового права могут быть признаны только акты Конституционного и Верховного судов.

Судебная практика судов низшего звена помогает выявить и проанализировать существующие в законодательстве проблемы (пробелы, противоречия, неточности, коллизии, несоответствие общественным потребностям и т. п.), снижающие эффективность правового регулирования общественных отношений.

Теоретическая и практическая значимость результатов работы. Сформулированные в работе теоретические положения и выводы вносят определенный вклад в разработку одной из важнейших проблем науки трудового права, а также могут способствовать дальнейшему накоплению теоретических знаний об эффективности правового регулирования трудовых отношений и влиянии судебной практики на такую эффективность.

Результаты исследований могут быть использованы как при подготовке учебных программ, так и в практической деятельности компетентных органов в области трудового права.

Апробация результатов исследования. Диссертация подготовлена, обсуждена и одобрена на кафедре трудового права МГУ им. М. В. Ломоносова.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, объединяющих восемь параграфов, заключения, списка использованной литературы и нормативно-правовых актов.

Заключение

.

В результате проведенного диссертационного исследования автором были теоретически обоснованы следующие выводы:

1. Категорию «механизм правового регулирования» нельзя определить, не определив предварительно цели правового регулирования. По мнению ряда ученых, с которым согласен и автор, правовое регулирование есть воздействие на поведение людей и общественные отношения при помощи правовых средств, которые по сути своей представляют не что иное, как механизм правового регулирования. Общественные отношения, проходя через механизм правового регулирования, выходят из него в измененной, а именно правовой форме. Таким образом, основная цель, задачи и предназначение правового регулирования, и, естественно, его механизма, придавать существующим общественным отношениям правовую форму. Сам термин «механизм» можно понимать, как минимум, в двух значениях. Во-первых, механизм можно понимать как систему, устройство, определяющее порядок какого-либо действия. Во-вторых, механизм можно понимать и как совокупность промежуточных состояний и процессов, которые претерпевает какое-либо явление, например, регулируемые правом общественные отношения. По мнению Б. А. Горохова, с которым следует согласиться, механизм правового регулирования трудовых отношений целесообразно определять как совокупность промежуточных процедур (процессов) регулирования, приводящего к смене состояний трудовых отношений. В этом смысле трудоправовой механизм регулирования общественных отношений можно определить как совокупность юридических процедур, используемых целенаправленно и последовательно для смены состояний трудовых отношений166. Особенности механизма правового регулирования трудовых отношений связаны со спецификой труда как объекта правового.

166 Горохов Б. А. Современное правовое регулирование социально-трудовых отношений в России: средства, механизм, источники и особенности. Диссер. канд. юрид. наук. Спб. 2006. С. 55.

138 регулирования. Такие особенности реализуются прежде всего через систему органов социального партнерства. РТК, отраслевые и территориальные комиссии по регулированию социально-трудовых отношений принимают участие в разработке, обсуждении и реализации нормативно-правовых актов в сфере труда.

2. В числе специфических средств правового регулирования в трудовом праве можно выделить систему договоров и соглашений. В настоящее время коллективные договоры и соглашения как специфические правовые акты выполняют несколько взаимосвязанных и взаимодействующих функций.

Во-первых, это защитная функция, которая проявляется в том, что коллективно-договорные соглашения защищают работников от экономически более сильного работодателя при определении условий труда. То, чего не может добиться каждый работник в отдельности, становится возможным, если они объединяются в своих требованиях к работодателю.

Во-вторых, это функция социального партнерства. Момент заключения коллективного договора и соглашения означает удачное завершение переговорного процесса и достижение сторонами компромисса, что в определенной степени становится залогом стабильности и социального мира в обществе. Социальное партнерство на всех уровнях и в разнообразных формах помогает сглаживать трудовые конфликты и разногласия между работниками и работодателями.

В-третьих, нормотворческая функция. Выполняя нормотворческую функцию, коллективные договоры и соглашения улучшают нормы законов и подзаконных актов, восполняют пробелы в законодательстве, ориентируют законодателя на совершенствование и упорядочение трудового права.

2. Категорию «эффективность правового регулирования трудовых отношений» можно определить как соотношение меэ/сду результатами правового регулирования и его целью (придание общественным отношениям характера правоотношений). Однако, на наш взгляд, такое определение вряд ли может иметь серьезное практическое значение. Учитывая все разнообразие существующих общественных отношений и регулирующих их правовых норм, практически невозможно определить какие общественные отношения и в какой степени урегулированы правом. Изучение эффективности правового регулирования возможно только посредством изучения эффективности отдельных его элементов, что снова возвращает нас к вопросу об эффективности правовой нормы.

3. На современном этапе развития трудовых отношений достижение цели правового предписания не может быть единственным критерием эффективности правовой нормы. На наш взгляд, соответствие результата правового регулирования поставленным целям выражает собой только формальный аспект эффективности. Речь идет о так называемой юридической или инструментальной эффективности права, которая характеризуется результативностью самого механизма правового регулирования, его способностью достигать цели, поставленной законодателем. Однако, для законодателя, и прежде всего для общества не безразлично, какими именно способами и средствами юридические цели будут реализовываться. Поэтому при анализе эффективности важно соотносить полученный результат не только с целью, но и со средствами ее осуществления, учитывать, посредством каких затрат она достигается. Исходя из изложенного можно дать следующее определение эффективности правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Эффективность правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отноъиений — это научная категория, отражающая качественное состоянием процесса правового регулирования трудовых отношений в его целостности с учетом экономических, политических, социальных, юридических, нравственных и других целей.

4. Основными критериями эффективности правовых норм, позволяющими полно судить об эффективности, являются цель, средство и результат правового регулирования. Показателями же эффективности будут служить различные варианты их соотношения, которые определяют степень эффективности правовых норм (низкую, среднюю, высокую). Особенностью «лестницы целей» в трудовом праве является то, что большинство отраслевых целей выработаны и установлены на уровне международных норм и содержатся в Конвенциях и Рекомендациях Международной организации труда. К таким целям можно в частности отнести достижение свободы труда во всех институтах трудового права, свободы волеизъявления при заключении, изменении, расторжении трудового договора, свободы выбора вопросов для ведения коллективных переговоров и заключения коллективного договора, запрет принудительного труда, запрет дискриминации в сфере труда по любым признакам. В настоящее время все эти цели нашли свое адекватное закрепление в российском законодательстве (Конституция РФ, ТК РФ).

5. Под условиями эффективности правовой нормы понимаются те обстоятельства (факторы), от которых зависит реализация ее способности оказать благотворное воздействие на общественные отношения в заданном направлении. Иначе говоря, это факторы, существенно влияющие на раскрытие нормой права своего внутреннего свойства (эффективности) на превращение заложенной в ней возможности в реальную действительность.167.

Условия эффективности правовых норм можно классифицировать на следующие категории:

• условия, относящиеся к процессу правотворчества (правильный выбор круга общественных отношений, подлежащих правовому регулированию, определение цели правового воздействия и социальной ценности нормы, своевременность разработки правовых норм, опосредование в правовых предписаниях социальных, экономических и политических потребностей общества, установление адекватной формы нормативного акта,.

167 Ф Н Фаткуллин, Л. Д Чулюкин Социальная ценность и эффективность правовой нормы Казань 1977.

141 учет принципов системного подхода, соблюдение правил законодательной техники);

• условия, связанные с действием, реализацией правовых норм, в том числе наличие соответствующей материально-технической и кадровой базы;

• условия, относящиеся к особенностям правосознания и поведения граждан, соблюдающих и нарушающих требования правовой нормы.

6. Автором сформулированы следующие основные пути повышения эффективности норм трудового права:

— развитие трудового законодательства должно происходить в соответствии с научно обоснованной концепцией. Следует отметить, что в сфере трудового права данная задача частично решена с помощью системы трехсторонних соглашений. В системе соглашений трудового права следует особо выделить Генеральное соглашение, которое представляет собой разновидность соглашения, заключаемого социальными партнерами, правовой акт, регулирующий социально рудовые отношения между работниками и работодателями. Генеральное соглашение осуществляет косвенное воздействие на правовое регулирование трудовых отношений. Причем, не на договорное, а на государственное, в основном законодательное регулирование, осуществляя своеобразное планирование законодательной деятельности. Привлечение к такому планированию представителей работников и работодателей не только демократизирует процесс управления, но и способствует получению достоверной информации о состоянии трудовых отношений, существующих пробелов в праве, необходимости регулирования новых видов общественных отношений.

— требуется обеспечить системность трудового законодательства, упорядочение внутренних правовых связей в нем;

— необходимо значительно повысить качество законодательства. Для соблюдения данного условия необходимо внимательно подходить к выбору предмета законодательного регулирования, определять его с учетом текущих интересов общества и государства, а также научной обоснованности законодательного процесса. При принятии нормативно правовых актов необходимо неукоснительно соблюдать законодательную технику;

— необходимо совершенствование механизма реализации закона;

— требуется введение системы контроля состояния эффективности законодательства. Это означает, что информация, получаемая органами законодательной, исполнительной и судебной власти, а также органами прокуратуры должна систематизироваться и использоваться для выявления конкретных потребностей в совершенствовании законодательства;

— необходимо усовершенствовать систему санкций и мер ответственности в сфере правового регулирования трудовых отношений. Полагаем, что глава 62 ТК «Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права» должна быть коренным образом переработана законодателем. Целесообразным является объединение всех норм об ответственности в одной главе, что придало бы ей большую целостность и определенность. По возможности, законодателю необходимо избегать отсылочных норм, устанавливая конкретный размер ответственности прямо в тексте ТК. И, конечно, повышение уровня эффективности правового регулирования трудовых отношений невозможно без увеличения размера конкретных санкций и приведения их в соответствие с тяжестью совершаемых правонарушений.

7. Источником трудового права в формально-юридическом смысле можно признать не судебную практику вообще, а акты судебной практики, содержащие правовые позиции. Акты судебной практики как источник права вообще, и трудового права в частности, по своей «юридической силе» в любом случае находятся ниже любых нормативно-правовых актов, и в случае противоречия между судебными правовыми позициями и положениями нормативно-правовых актов должны применяться последние. Акты судебной практики продолжают свое действие в течение всего времени действия интерпретируемого закона.

8. Судебная практика оказывает положительное влияние на эффективность правовых норм, в том числе и норм трудового права следующими основными путями:

— устранение пробелов в законодательстве и преодоление правовых коллизий;

— формирование понятийного аппарата трудового права;

— восприятие законом правовых позиций, выработанных судебной практикой.

9. Деятельность судов всех уровней оказывает положительное влияние на эффективность правового регулирования трудовых отношений. На Влияние Конституционного Суда РФ на эффективность правового регулирования правовых отношений происходит в двух направлениях. Во-первых, в соответствии со ст. 125 Конституции РФ Конституционный Суд наделен правом признавать неконституционными нормативно-правовые акты (законы и подзаконные акты) полностью либо в части. Во-вторых, в ходе своей деятельности Конституционный Суд вырабатывает общеобязательные правовые позиции. Можно выделить несколько направлений воздействия практики Верховного суда на эффективность правового регулирования трудовых отношений:

— судебная практика выявляет несоответствие трудового законодательства международным правовым актам, в том числе несоответствие ТК РФ конвенциям МОТ;

— в ряде случаев судебная практика выявляет «неурегулированность» тех или иных отношений трудовым законодательством;

— судебная практика выявляет и устраняет пробелы в праве;

— судебная практика устраняет внутренние противоречия трудового законодательства;

— судебная практика формулирует правовые позиции, основываясь на общих принципах права.

Судебная практика судов низшего звена помогает выявить и проанализировать существующие в законодательстве проблемы (пробелы, противоречия, неточности, коллизии, несоответствие общественным потребностям и т. п.), снижающие эффективность правового регулирования общественных отношений. В связи с эти, при разработке актов, официального толкования, высшие суды прежде всего анализируют и обобщают судебную практику судов низшего звена, и на основании такого анализа вырабатывают соответствующие правовые позиции.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М. С. Аксиомы как средство законодательной техники // Юридические записки молодых ученых и аспирантов ЯрГУ. Ярославль. 2006.
  2. Д. Р. Подзаконные источники трудового права и акты судебного нормативного толкования // Журнал российского права. 2006. № 7.
  3. Н. Г. Трудовые отношения как предмет правового регулирования // Ученые труды. Ученые труды ВИЮН. 1947, № 9.
  4. С. С. Правовое регулирование трудовых отношений субъектами Российской Федерации. Автореф. диссер.. канд. юрид. наук. Пермь. 1999.
  5. С. В. Особенности отраслевой дифференциации в правовом регулировании трудовых отношений // Вестник Московского университета. 2001. № 1.
  6. М. И. Соотношение правовых и иных социальных норм в регулировании трудовых отношений // Советское государство и право. 1973. № 1.
  7. Ю. Б. Цель в праве // Юридическое образование и наука. 2005. № 1.
  8. М. С., Борисов Б. А., Рогалева Г. А., Ставцева А. И. Правовое регулирование трудовых отношений. М. 1997.
  9. X. Э. О законодательной технике и о языке нормативных актов // Правоведение. 1960. № 4.
  10. . К. Цели советского трудового права // Правоведение. 1980. № 5.
  11. А. К. Роль судебной практики в развитии и совершенствовании советского трудового законодательства. Автореф. диссер.. канд. юрид. наук. Казань. 1967.
  12. А. К., Лазарев В. В. Правоконкретизирующая деятельность судов и ее роль в развитии советского права // Вопросысоциалистической законности в деятельности административных и хозяйственных органов (по материалам Татарской АССР). Казань 1968.
  13. В. А. Роль международно-правовых и конституционных принципов в регулировании трудовых отношений // Социальное и пенсионное право. Научно-практический журнал. 2006. № 1.
  14. К. Ю. Взаимодействие норм права и норм морали в правовом регулировании трудовых отношений. Автореф. диссер.. канд. юрид. наук. Пермь. 2001.
  15. Г. С. Юридические факты в механизме правового регулирования трудовых отношений // Вестник Московского университета. 1981. № 5.
  16. С. А. Локальное нормотворчество в регулировании трудовых отношений // Гражданский кодекс Российской Федерации и новейшее законодательство. Материалы межвузовских научно-практических конференций. Омск. 2007.
  17. Л. М. Законодательная техника (теория и практика). Автореф. диссер.. канд. юрид. наук Ташкент. 1984.
  18. О. В. Конституционно-правовое регулирование прав и свобод человека и гражданина в сфере трудовых отношений в Российской Федерации. Автореф. диссер.. канд. юрид. наук. М. 2006.
  19. М. А. Конституция СССР в системе источников советского трудового права // Тезисы докладов на теоретическойконференции аспирантов института государства и права АН СССР и юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. М. 1986.
  20. М. А. Система источников советского трудового права // Тезисы докладов на теоретической конференции аспирантов института государства и права АН СССР и юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. М. 1987.
  21. М. А., Коршунова Т. Ю. Дифференция правового регулирования трудовых отношений: теоретические аспекты // Российский ежегодник трудового права. С. -Пб. 2007.
  22. И. Л. Вопросы законодательной техники // Советское государство и право. 1957. № 8.
  23. О. Н. Законодательная техника и законодательный процесс в Российской Федерации (правила конструирования закона). Учебное пособие. М. 2002.
  24. В. И. Решения суда как источники трудового права // Проблемы обеспечения прав и интересов личности в России. Материалы Всероссийской конференции, г. Владимир, 16 декабря 2004 г. Владимир. 2005.
  25. И. С., Надежин В. В. Международно-правовые и конституционные нормы и принципы в регулировании трудовых отношений в Российской Федерации // Трудовое право. 2005. № 9.
  26. О. А. Конвенции и рекомендации международной организации труда как источники трудового права. Автореф. диссер.. канд. юрид. наук. М. 2006.
  27. О. А. Конвенции и рекомендации международной организации труда как источники трудового права. Диссер.. канд. юрид. наук. М. 2006.
  28. В. В. Прогнозирование эффективности правовых норм: возможный подход // Проблемы совершенствования советского законодательства. Труды. 1988. № 41.
  29. В. В. Согласованность целей и средств правового воздействия как условие его эффективности // Проблемы совершенствования советского законодательства. Труды. 1985. № 30.
  30. В. В. Эффективность реализации законодательства о труде в негосударственных организациях // Эффективность закона. Методология и конкретные исследования. М. 1997.
  31. С. Ю. Место регионального законодательства в системе источников трудового права // Современные проблемы трудового права России. Сборник статей. Новосибирск. 2002.
  32. Е. А., Евдокимов С. Л., Морозов Д. О., Розин И. В. О механизме регулирования трудовых отношений на предприятии // Трудовое право. 2005. № 11.
  33. Н. А. Влияние практики Конституционного Суда и Верховного Суда Российской Федерации на формирование источников трудового права Российской Федерации и на правоприменительную деятельность // Российский судья. 2001. № 12.
  34. Н. А., Сосна Б. И. Историко-правовое исследование источников трудового права России // История государства и права. 2001, № 5.
  35. . А. Современное правовое регулирование социально-трудовых отношений в России (средства, механизм, источники и особенности). Диссер.. канд. юрид. наук. С. -Пб. 2006.
  36. . А., Маврин С. П. Современный механизм правового регулирования социально-трудовых отношений // Российский ежегодник трудового права. С. -Пб. 2006.
  37. . А.Современное правовое регулирование социально-трудовых отношений в России: средства, механизм, источники и особенности. Автореф. диссер.. канд. юрид. наук. С. -Пб. 2006.
  38. Д. К. Закон как источник трудового права // Вестник Челябинского государственного университета. 2005. № 1.
  39. А. А., Кузьмин Е. И., Усачев М. Н. Формирование системы доступа граждан Российской Федерации к правовой информации: итоги и перспективы // Информационное право. 2005. № 2.
  40. М. К. Правовая культура и законодательная техника // Вестник Российской правовой академии. 2005. № 3.
  41. Н. И. Общеправовые средства в механизме правового регулирования трудовых отношений // Правоведение. 2002, № 3.
  42. А. И., Рогожин Н. А. Значение судебных решений Конституционного Суда РФ для совершенствования законодательства и правоприменительной практики в сфере предпринимательской деятельности // Конституционное и муниципальное право. 2003. № 1.
  43. В. В. Теоретические проблемы судебного правоприменения. Автореф. диссер.. канд. юрид. наук. М. 1986.
  44. В., Ершова Е. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации как источник трудового права // Трудовое право. 2000. № 2.
  45. Е. А. «Правовые позиции» Конституционного Суда Российской Федерации источник трудового права в России? // Российский ежегодник трудового права. 2006. С. -Пб. 2007.
  46. Е. А. Гражданское право источник трудового права? // Трудовое право. 2004. № 12.
  47. Е. А. Конституция Российской Федерации как основополагающий источник трудового права // Трудовое право. 2006. № 11.
  48. Е. Ю. Разграничение правотворческой компетенции между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации в области регулирования трудовых отношений. М. 1999.
  49. Законодательная техника. Научно-практическое пособие. Под ред.: Тихомиров Ю. А. М. 2000.
  50. Т. В. Пособие о «секретах» законодательной техники // Журнал российского права. 1998. № 4 5.
  51. С. А. Трудовое право переходного периода: новые источники // Государство и право. 1996. № 1.
  52. О. М. К вопросу о понятии цели в праве // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. 2004. № 41.
  53. Д. Г. Виды трудовых отношений и проблемы их правового регулирования. Диссер. докт. юрид. наук. С. -Пб. 2001.
  54. Е. А. Роль судебной практики в правовом регулировании сферы трудовых отношений // Социальное и пенсионное право. Научно-практический журнал. 2006, № 1.
  55. П. Ю. Правовое закрепление правил законодательной техники на современном этапе // Юридические науки. 2006. № 4 (20).
  56. Ю. И. Совершенствование системы правовой информации: от банков данных к базам знаний // Информационное право. 2006. № 2(5).
  57. Д. А. Категория цели в советском праве // Правоведение. 1964. № 3.
  58. Д. А. Кодификация и законодательная техника. М. 1962.
  59. С. С. Правовые способы регулирования трудовых отношений // Право и государство: теория и практика. 2006. № 5.
  60. П. О развитии системы электронного распространения правовой информации России // Юрист. 2000. № 11.
  61. А. В. Методологические проблемы изучения эффективности правового регулирования трудовых отношений // Актуальные проблемы юридической науки и практики. Тезисы докладов научной конференции (Пермь, 16−17 октября 2003 г.). Пермь. 2004.
  62. В. В., Шахматов В. П. Цели правового регулирования и система права // Правоведение. 1976. № 4.
  63. К. К. Матричная система как основа юридической и законодательной техники // Юридическая техника: вопросы теории иистории. Материалы межвузовской научно-технической конференции. Санкт-Петербург, 17 июня 2005 г. С. -Пб. 2005.
  64. Н. О. Проблема классификации целей в праве // Проблемы российской государственности: вопросы истории, теории, практики. Сборник научных трудов. М. 2004.
  65. В. В. Ведомственные нормативные акты как источники исправительно-трудового права. Лекция. Рязань. 1978.
  66. С. В. Цель в уголовном праве: методологические аспекты. Монография. Ульяновск. 2002.
  67. В. Б. Проблемы регулирования трудовых отношений при переходе к новому типу экономики. Автореф. диссер.. канд. юрид. наук. Екатеринбург. 1997.
  68. А. В., Шундиков К. В. Цели и средства в праве и правовой политике. Монография. Саратов. 2003.
  69. Э. Р. К вопросу об источниках трудового права // Актуальные проблемы правоведения в современный период. Сборник статей. Томск. 1996.
  70. А. В. Система информации: теоретико-правовой анализ. Автореф. диссер. канд. юрид. наук. Челябинск. 2006.
  71. Т. Ф. Цели наказания и иных мер уголовно-правового характера и средства их достижения в современном уголовном праве // Законы России: опыт, анализ, практика. 2007. № 5.
  72. В. И. Источники трудового права Российской Федерации: теория и практика. Автореф. диссер.. докт. юрид. наук. М. 1998.
  73. В. И. Источники трудового права Российской Федерации: теория и практика. Диссер.. докт. юрид. наук. М. 1998.
  74. В. И. Лекция № 2. Источники трудового права РФ. (Выдержки из книги В. И. Миронова «Трудовое право России»): Июль сентябрь // Трудовое право: Июль — сентябрь. 2001. № 3.
  75. М. В. Взаимодействие материального и процессуального в правовом регулировании трудовых отношений // Российский юридический журнал. 2003. № 1.
  76. Д. А. Законодательная техника и стабильность закона // Закон: стабильность и динамика. Материалы заседания Международной школы-практикума молодых ученых-юристов, Москва, 1−3 июня 2006 г. М. 2007.
  77. А. В. Методологические и организационные основы развития системы правовой информации Минюста России. Автореф. диссер.. докт. юрид. наук. М. 2000.
  78. А. В., Шмелев А. А. Некоторые проблемы разработки систем информационно-правового обеспечения // Правовая информатика. Сборник. № 3.
  79. С. С., Пиголкин А. С. Законодательная техника. М. 1966.
  80. Е. Н. Метод правового регулирования общественно-трудовых отношений. Автореф. диссер.. канд. юрид. наук. Л., 1979.
  81. А. Ф. Организация правового регулирования трудовых отношений: федеральный и региональный аспекты // Журнал российского права. 2003. № 7.
  82. В. Н., Экимов А. И. Цель в норме советского права // Правоведение. 1968. № 5.
  83. А. С. Совершенствование законодательной техники // Советское государство и право. 1968. № 1.
  84. И. А. Юридические коллизии и пробелы права факторы, влияющие на эффективность норм права // Проблемы эффективности законодательства в современных условиях. Материалы «круглого стола» (Москва, 21 апреля 2005 года): Сборник. М. 2005.
  85. А. А. Некоторые вопросы правового регулирования трудовых отношений. М. 2000.
  86. В. И. Нормативное регулирование трудовых отношений и применение норм трудового права. Диссер.. докт. юрид. наук. Екатеринбург. 2000.
  87. В. И. Правовое регулирование социалистических трудовых отношений. Науч. ред.: Бегичев Б. К. Иркутск.-1983.
  88. В. И. Проблемы классификации источников трудового права // Современные проблемы трудового права России. Сборник статей. Новосибирск. 2002.
  89. Правовое регулирование общественных отношений в условиях рыночной экономики. Сборник научных трудов. Редкол.: Лунина Н. А., Свиридов С. А. (Отв. ред.), Сенных Л. Н. Воронеж. 2003.
  90. С. В. Методы правового регулирования трудовых отношений. Автореф. диссер.. канд. юрид. наук. М. 2001.
  91. А. И. Метод правового регулирования трудовых отношений // Советское государство и право. 1968. № 10.
  92. Развитие системы электронного распространения правовой информации в России // Законодательство и экономика. 2000. № 7.
  93. П. В. О соотношении категорий «цель», «интерес», «право» // Актуальные вопросы советской юридической науки. Саратов. 1978.
  94. Н. А Роль судебной практики в совершенствовании правового регулирования предпринимательской деятельности. Диссер.. канд. юрид. наук. М. 2003.
  95. Н. А. Значение судебной практики для развития предпринимательского права // Закон. 2003. № 10.
  96. Н. А. Решения высших судебных инстанций как правовой инструмент совершенствования правового регулирования в экономической сфере // Российский судья. 2006. № 1.
  97. Н. А. Роль судебной практики в совершенствовании правового регулирования предпринимательской деятельности. Автореф. диссер.. канд. юрид. наук. М. 2003.
  98. О. Е. Область трудовых отношений, регулируемых трудовым правом // Современные проблемы юридической науки. Сборник научных статей. Новосибирск 2003.
  99. В. А. О некоторых принципах регулирования трудовых отношений // Государство и право. 1996. № 7.
  100. Система электронного распространения правовой информации: пути развития // Журнал российского права. 2000. № 8.
  101. В. И. Источники советского трудового права. М. 1978.
  102. Современные проблемы эффективности правового регулирования общественных отношений. Сборник научных трудов. Под общ. ред.: Заячковский О. А. Калининград. 2006.
  103. В. Г. Трудовое и гражданское законодательство в регулировании трудовых отношений // Законодательство и экономика. 2005. № 9.
  104. С. К. Цели и средства в праве: понятие и признаки // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. 2003. №. 27.
  105. JI. А. О правовом регулировании трудовых отношений в современных условиях // Государство и право. 1994. № 1.
  106. В. А. Кондратьев Р. И. Сочетание централизованного и локального регулирования трудовых отношений. Львов. 1977.
  107. В. Л. Коллизионное регулирование трудовых отношений // Трудовое право. 2003. № 4.
  108. С. М. Совершенствование системы юридических источников регулирования трудовых отношений в Российской Федерации. Диссер.. канд. юрид. наук. Екатеринбург. 1993.
  109. В. Г. Расширение сферы диспозитивного правового регулирования трудовых отношений на современном этапе // Вопросы перестройки правовой системы. М. 1988.
  110. Л. А. О роли судебной практики и правовых доктрин в регулировании трудовых отношений в ФРГ // Правоведение. 1970. № 1.
  111. Г. В. Социальная справедливость и правовое регулирование трудовых отношений // Современная правоприменительная практикакак осуществление правовой политики перестройки в СССР. Межвузовский сборник научных трудов. Пермь. 1989.
  112. О. С. Источники советского трудового права. Автореф. диссер.. канд. юрид. наук. М. 1976.
  113. О. С., Смолярчук В. И. Источники советского трудового права. М. 1978.
  114. С. Г. Проблемы систематизации законодательства в автоматизированных системах правовой информации. Автореф. диссер. канд. юрид. наук. М. 1998.
  115. Д. В. Законодательная техника. Учебное пособие. М. 2006.
  116. С. Ю. Правовые акты социального партнерства в системе источников трудового права Российкой Федерации // Вестник Омского университета. Серия: Право. 2004. № 1.
  117. С. Ю. Трудовой кодекс в системе источников российского трудового права // Трудовое право. 2004. № 1.
  118. Е. А. Источники российского трудового права. Автореф. диссер.. канд. юрид. наук. М. 2002.
  119. Е. А. Источники российского трудового права. Диссер.. канд. юрид. наук. М. 2002.
  120. Е. А. Нормы международного права как источник российского трудового права // Вестник Московского университета, 1999. № 1.
  121. А. И. Нормативные договоры в системе источников трудового права // Argumentum ad judicium. ВЮЗИ МЮИ — МГЮА: Труды. М. 2006.
  122. JI. Недостатки законодательной техники Российской Федерации // Юридический мир. 2005, № 12.
  123. К. В. Цели и средства в праве (общетеоретический аспект). Автореф. диссер. канд. юрид. наук. Саратов. 1999.
  124. Н. Конституционно-правовое регулирование трудовых отношений: состояние и перспективы // Закон и право. 2007. № 8.
  125. А. И. Категория «цель» в советском праве. Автореф. диссер. канд. юрид. наук Л. 1970.
  126. А. И. Категория цели в науке права // Философские проблемы государства и права. Ленинские идеи и вопросы методологии в юридической науке. Л. 1970.
  127. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. // Российская газета № 273 от 25.12.1993 г.
  128. Федеральный Конституционный закон от 31.12.1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (ред. от 05.04.2005) // «Российская газета», № 3 от 06.01.1997 г.
  129. Федеральный Конституционный Закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (ред. от 05.02.2007) // «Российская газета», № 138 139 от 23.07.1994,
  130. Закон РСФСР от 08.07.1981 «О судоустройстве РСФСР» (ред. от 20.08.2004) // Свод законов РСФСР, т. 8, с. 7.5. «Трудовой Кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 01.12.2007) // «Российская газета», № 256 от 31.12.2001
  131. ЗАКОН РФ от 19.04.1991 № 1032−1 «О занятости населения в Российской Федерации» (ред. от 18.10.2007) // «Российская газета», № 84 от 06.05.1996.
  132. Федеральный Закон от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах их правах и гарантиях деятельности» (ред. от 09.05.2005) // «Российская газета» № 12 от 20.01.1996 г.
  133. Федеральный Закон № 4520−1 от 19.02.1993 г. «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих врайонах крайнего севера и приравненных к ним местностях» (ред. от 29.12.2004) // «Российская газета» № 73 от 16.04.1993 г.
  134. Федеральный Закон № 134-Ф3 от 24.10.1997 г. «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (ред. от 22.08.2004) // «Российская газета» № 210 от 29.10.1997 г.
  135. Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 08.11.2007) // «Российская газета» № 202 от 08.10.2003 г.
  136. Постановление Конституционного Суда РФ от 16.06.1998 № 19-П «По делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации» // «Российская газета» № 121 от 30.06.1998 г.
  137. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового Кодекса Российской Федерации (ред. от 28.12.2006) // «Российская газета» № 297 от 31.12.2006 г.
  138. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации // «Российская газета» № 244 от 02.12.2003 г.
  139. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении» // «Российская газета», № 260 от 26.12.2003 г.
  140. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» (ред. от 06.02.2007) // «Российская газета» № 247 от 28.12.1995 г.
Заполнить форму текущей работой