Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Аттестация в трудовом праве России: Опыт широкого подхода

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость результатов работы. В диссертации обоснованы и предложены изменения и дополнения в российскую нормативную базу по трудовому праву. В частности, сделан вывод о необходимости принятия на федеральном уровне Положения об аттестации работников, в котором бы были учтены и в известной мере унифицированы современные требования к ней. Высказаны предложения и по поводу оптимизации… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Общая характеристика аттестации в трудовом праве
    • 1. Управленческие детерминанты аттестации в трудовом праве
    • 2. Широкое понимание термина «аттестация» в трудовом праве
  • России
  • ГЛАВА II. Аттестация рабочих мест по российскому трудовому праву
    • 1. Понятие и основные задачи аттестации рабочих мест
    • 2. Порядок аттестации рабочих мест
    • 3. Проект пакета нормативных документов по аттестации рабочих мест для организаций топливно-энергетического комплекса
  • ГЛАВА III. Основные теоретические и практические вопросы аттестации работников в актуальных российских условиях
    • 1. Понятие аттестации работников
    • 2. Отграничение аттестации работников от смежных правовых явлений и классы аттестации
      • 3. 0. правовых последствиях процедуры аттестации работников
    • 4. Проект пакета документов по аттестации руководителей и специалистов для организаций топливно-энергетического комплекса

Аттестация в трудовом праве России: Опыт широкого подхода (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования и степень ее разработанности.

Трудовому праву России давно известна аттестация. При этом, в основном, обычно подразумевается только аттестация работников, получившая особенно бурное развитие с начала 70-х гг. прошлого века. Естественно, что соответствующая проблема попала в сферу научного внимания. Это сделано в трудах В. А. Глозмана, В. И. Курилова, Л. И. Лазор, Ф. П. Негру, В. М. Соляника, Ю. Н. Полетаева, А. И. Цепина и др. В частности, надо особо выделить работу Ю. Н. Полетаева «Аттестация работников: правовое регулирование, организационные вопросы» (М., 2001). Позднее появилась аттестация рабочих мест, практически до сих пор не имевшая своего трудоправового научного анализа. Указанные юридические явления носят в известной мере независимый важный характер, претендуя на самостоятельную роль и обособленное регулирование нормами трудового права. Но ключевое слово «аттестация» как бы «подсказывает», что данные явления соединяются в единой системе. Кроме того, названное слово и механизм с ним связанный используются в сфере действия трудового права и относительно ряда других явлений. В подобного рода ситуации возникает предположение о том, что аттестация есть даже не двузначное, а именно многогранное явление в российском трудовом праве. Такая многогранность должна быть изучена. Но подобных широкого плана исследований в нашей науке пока не было.

Широко поставленная проблема аттестации в трудовом праве России видится актуальной не только в связи с ее недостаточной исследованностью. Главный аргумент здесь кроется в связи с качественным трудом, который по прежнему для России является исключительно острым вопросом1. Многогранная аттестация выступает одной из важнейших юридических детерминант, оказывающих прямое существенное воздействие на.

1 См. об этом: Трудовое право и повышение качества труда / Под ред. С. А. Иванова. М., 1987. качественный труд и требующих своего перманентного изучения. Это, главным образом, и определяет актуальность темы настоящей диссертации.

Принятый 21 декабря 2001 г. Трудовой кодекс РФ, а также постоянно увеличивающаяся дополнительная нормативная база по аттестации в ее разных вариантах не только подтверждают такую актуальность, но и свидетельствуют об объективной необходимости дальнейшего развития соответствующих исследований. Действующее законодательство о труде и иной нормативный материал относительно рассматриваемых проблем пока не в полной мере отражают экономические, социальные и иные реалии нового времени. Предпринимаются попытки по их корректировке и приведению в соответствие с объективными требованиями. Но несмотря на это необходимо указать на отсутствие достаточной проработанности нормативных актов. Например, к числу проблемных вопросов аттестации работников относятся отсутствие нормативной дефиниции понятиясложность при выделении критериев, позволяющих провести отграничение от сходных с аттестацией работников правовых явленийнеясности при определении субъектного состава работников, подлежащих и не подлежащих аттестациии другие. При аттестации рабочих мест отечественный нормативный массив делает акцент исключительно на охрану труда в ее узком понимании. Это представляется недостаточным, так как при таком ракурсе упускается экономическо-организационная направленность аттестации рабочих мест. Много огрехов в нормативной базе есть и по другим вариантам аттестации.

В диссертации предпринимается комплексный подход к аттестации в трудовом праве России с следующими ее внутренними структурными составляющими: аттестация субъектов (аттестация работников, иные случаи аттестации кадров, аттестация некоторых категорий работодателей) и аттестация объективных явлений (аттестация рабочих мест и аттестация иных объективных явлений).

Объект и предмет исследования. Объектом являются общественные отношения при трудоправовом регулировании различных вариантов аттестации. В качестве предмета фигурируют соответствующие трудоправовые нормы, результаты их реализации, включая правоприменительную практику, доктринальные суждения на этот счет.

Цели и задачи исследования. Основными целями исследования являются следующие: обоснование и реализация широкого комплексного подхода к аттестации в трудовом праве Россиивыделение и изучение с современных позиций теоретических и практических вопросов основных классов такой аттестации, обобщение нового в нормативно-правовом массиве по аттестации работников и по аттестации рабочих мест и актуального опыта прикладной реализации соответствующих норм. Исходя их таких целей диссертация направлена на решение следующих задач: 1) комплексный анализ аттестации как многогранного явления в трудовом праве- 2) установление соотношения трудоправового ракурса аттестации с ракурсом кадрового менеджмента, а отчасти и других наук данного ряда- 3) определение составляющих системы трудоправовых норм об аттестации- 4) подробное исследование роли трудового права в части аттестации рабочих мест- 5) анализ новаций в правовом регулировании отношений по аттестации работников- 6) разработка прикладных вопросов, связанных с проектами локальных нормативных правовых актов по аттестации работников и рабочих мест на примере организаций топливно-энергетического комплекса России.

Методологическая основа исследования. При написании диссертации были использованы как общенаучные, так и более частные методы. Прежде всего, применены общие методы научного познания: анализ, синтез, индукция, дедукция. Использованы формально-логический, исторический, сравнительно-правовой и некоторые другие методы.

Теоретическая и нормативно-правовая база исследования. Теоретическую основу для диссертации составили труды многих представителей науки трудового права разных поколений, а также ученых, специализирующихся в области управления персоналом (кадрового менеджмента), общей теории права, экономики труда, его социологии.

Использованы философские источники. Задействованы энциклопедические и справочные издания, публикации в периодической печати, статистические данные Федеральной инспекции труда и Управления труда Администрации Пермской области и ряда других структур. Широко исследована судебная практика. В качестве нормативно-правовой основы исследования использованы международные (в том числе европейские) стандарты труда, российские нормативно-правовые акты, а также действовавшие ранее нормативные материалы СССР и РСФСР. Дан определенный анализ законодательства других государств (Японии, США и т. д.). Широко задействованы результаты децентрализованного регулирования — нормативные акты Пермской области, локальные нормативно-правовые акты конкретных организаций и т. п.

Научная новизна и положения выносимые на защиту. Научная новизна диссертации прежде всего определяется широким подходом к аттестации в трудовом праве России и подразделением на аттестацию субъектов, включающую аттестацию кадров, аттестацию некоторых категорий работодателей, и на аттестация объективных явлений, поделенную на аттестацию рабочих мест и аттестацию иных объективных явлений.

В рамках образованной новой модели аттестации в трудовом праве выделяются следующие более частные креативные положения, выносимые на защиту. 1. Доказывается, что оценка, контроль и мотивация выступают особыми функциональными управленческими детерминантами, относящимися как к субъектам труда, так и средствам труда, в том числе применительно и к аттестации в трудовом праве. 2. Основываясь на том, что аттестация предопределяется, в основном, управленческими функциями оценки, контроля и мотивации констатируется желательность минимального и очень взвешенного нормативного регулирования в централизованном порядке и возрастания роли корпоративного регулирования на уровне конкретной организации. 3. С позиций исторического подхода предполагается расценивать аттестацию научных и научно-педагогических кадров самым давним видом аттестации в мире. Но такой «раритет» требует своей актуальной оценки в ракурсе трудового права. 4. Подчеркнуты недостатки и указаны пути их преодоления в связи со ст. 20 ТК РФ в части понятия «работодатель» и отсутствия возможности представительства работодателя-физического лица. 5. Выдвинуто и доказано новое предложение о придании аттестации рабочих мест более четко выраженного экономическо-организационного характера. 6. Аргументируется необходимость размещения легального понятия «рабочее место», как одного из основополагающих, в главе I ТК РФ «Основные начала трудового законодательства», а также дается авторская позиция по поводу содержания такой дефиниции. 7. Выработан авторский подход к определению понятия «аттестация работников», под аттестацией работников понимается — как правило обязательные периодические процедурные отношения обусловленные целями контроля и оценки соответствия профессионального уровня определенных категорий работников предъявляемым к ним требованиям, стимулирования как варианта мотивации к повышению этого уровня, имеющие в своем центре деятельность аттестационной комиссии и протекающие в особой организационно-правовой форме на основании нормативно-правовых или (и) локальных нормативных актов, по итогам которых выносится решение, направленное либо на сохранение, либо на изменение, либо на прекращение трудового правоотношения аттестуемых, а иногда и на другие юридические последствия. 8. Сделан вывод о целесообразности признания аттестации работников в качестве подинститута, входящего в институт «Трудовой договор». Обосновывается теоретическая и практическая потребность в закреплении в нем общих положений об аттестации работников в виде нескольких статей, устанавливающих сущность данного правового явления. 9. Невзирая на позицию об ограничении централизованного регулирования отношений по поводу аттестации работников, все-таки доказывается необходимость принятия на федеральном уровне краткого Положения об аттестации работников, в котором бы, тем не менее, более развернуто фиксировались основные общие регламентации, закрепленные в ТК РФ. 10. Аттестация работников подразделяется на общую аттестацию и аттестацию, содержащую специальные задачи. 11. Сформированы пакеты локальных нормативных актов по двум наиболее важным классам аттестации в трудовом правеаттестации работников и аттестации рабочих мест.

Теоретическая значимость исследования. В настоящей работе предложен ряд новационных решений теоретических вопросов: дано деление аттестации на аттестацию субъектов и аттестацию объективных явлений с последующим разделением на подвиды (аттестация кадров и аттестация некоторых категорий работодателей, а также аттестация рабочих мест и аттестация иных объективных явлений) — выведены авторские дефиниции основных понятий, включенных в такую системуобоснована позиция о необходимости корректив в системе трудового права по вопросам аттестациипроведено разграничение аттестации работников от сходных правовых явленийисследован и ряд иных теоретических вопросов, важных для науки трудового права.

Практическая значимость результатов работы. В диссертации обоснованы и предложены изменения и дополнения в российскую нормативную базу по трудовому праву. В частности, сделан вывод о необходимости принятия на федеральном уровне Положения об аттестации работников, в котором бы были учтены и в известной мере унифицированы современные требования к ней. Высказаны предложения и по поводу оптимизации нормативного закрепления правил об аттестации рабочих мест. Содержатся результаты разработки автором проектов локальных нормативных правовых актов по аттестации работников и рабочих мест в организациях топливно-энергетического комплекса, которые могут быть использованы и другими категориями работодателей. Прикладное значение диссертации прослеживается и по иным направлениям.

Апробация и внедрение результатов исследования. Диссертация обсуждена на кафедре трудового права и социального обеспечения Пермского государственного университета. Основные положения диссертации излагались в выступлениях автора на ежегодных отчетных научных конференциях преподавателей и аспирантов юридического факультета Пермского государственного университета в 2001, 2002, 2003, 2004 гг. По теме диссертации опубликованы тезисы и две научных статьи. Кроме того, в ИНИОН РАН депонирована еще одна научная статья. Автором предложен проект пакетов локальных нормативных актов для организаций топливно-энергетического комплекса по вопросам аттестации рабочих мест и аттестаций работников, в которых отражены основные суждения данной диссертации. Выводы, полученные в ходе исследования, используются при консультировании работодателей, в иной юридической деятельности по вопросам аттестации работников, аттестации рабочих мест и т. д. Предложения, направленные на дальнейшее развитие трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, также на улучшение правоприменительной практики в России, предполагается надлежаще оформить и направить в соответствующие инстанции. Диссертация видится полезной и в учебных целях.

Структура работы обусловлена целями и методологией исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, объединяющих девять параграфов, заключения. В диссертации приводится шесть таблиц. К диссертации прилагается список использованных литературных источников, нормативных материалов и правоприменительной практики.

Заключение

.

В диссертации доказаны следующие основные теоретические и практические выводы (по порядку их изложения):

— особо выделены три неразрывно связанные друг с другом функции управления — оценка, контроль и мотивация. Именно они в своем сочетании и выступают управленческими детерминантами аттестации в трудовом праве во всем ее многообразии. Каждая из них, хотя и в разных степенях, относится как к субъектам труда, так и средствам труда;

— поскольку аттестация предопределяется, в основном, управленческими функциями оценки, контроля и мотивации, постольку соответствующий нормативный массив логичен, прежде всего, в границах корпоративных нормативных и договорных актов при минимальном и взвешенном юридическом регулировании в централизованном порядке;

— установлена многозначность понимания аттестации в трудовом праве России. В результате предпринятого комплексного подхода к пониманию аттестации выявлены ее следующие внутренние структурные составляющие: аттестация субъектов (градирующая на: аттестацию работников, иные случаи аттестации кадров, аттестацию некоторых категорий работодателей) и аттестация объективных явлений (градирующая на: аттестацию рабочих мест и аттестацию иных объективных явлений);

— с позиции исторического подхода предполагается расценивать аттестацию научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации самым древним видом аттестации в мире и в России;

— в Положении о порядке присуждения ученых степеней надо четче отразить порядок принятия диссертаций к предварительному рассмотрению в диссертационном совете, полезно разграничить компетенцию ведущей организации и официальных оппонентов. Возможны и иные новшества юридического свойства;

— подчеркнуты недостатки ст. 20 ТК РФ, касающиеся понятия «работодатель» и отсутствия возможности представительства работодателя-физического лица, а также указаны пути их преодоления. В частности, причастие «вступившее» в понятии «работодатель» выглядит явно неудачно. Ведь работодатель уже является работодателем на момент обращения к нему потенциального работника с просьбой о принятии на работу. Вряд ли оправдано то, что представители юридических лиц по тексту ст. 20 ТК РФ возможны, а у работодателя-физического лица представительство не предусмотрено;

— как представляется, упрощенная процедура аккредитации для МГУ и СПбГУ нарушат принцип равенства между вузамитесты для проверки знаний студентов зачастую основываются на какой-то одной научной позиции и игнорируют при этом другие взглядыпроцедура аккредитации и ее результаты явно недостаточно увязаны с нормами трудового права (возложение на работников вузов дополнительных трудовых обязанностей во время аккредитации, увеличение продолжительности рабочего времени на этот период без какой-либо компенсации, несовпадение правил увольнения работников по инициативе работодателя с негативным развитием событий при отрицательных результатах аккредитации и т. п.);

— по мнению автора диссертации, аттестация рабочих мест — это обязательное регулярно проводимое работодателем, как правило, с участием представителей государственных органов, отвечающих за экспертизу условий труда, мероприятие, заключающееся в проверке и оценке каждого рабочего места на предмет его оптимального оснащения для выполнения той или иной трудовой функции с задачами стимулировать необходимую охрану труда, рационализацию рабочего места и т. п. Основные задачи аттестации рабочих мест изложенным определением делятся на связанные с охраной труда как системой сохранения жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности, и на вытекающие из необходимости разрешения экономическо-производственных вопросов;

— ведомственный нормативный правовой акт — Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда от 14 марта 1997 г. должен сохранить свою силу до появления предложенного в исследовании постановления Правительства РФ, но при определенных дополнениях и изменениях. Всем работодателям (и юридическим, и физическим лицам) дана рекомендация, на основании ст. 8 и ст. 372 ТК РФ разработать и принять локальное положение об аттестации рабочих мест. Именно такие локальные нормативные акты и призваны достаточно детально (но не настолько, чтобы сковывать инициативу) регламентировать данные процедурные отношения;

— при применении ст. 228 ТК РФ возникает вопрос об обязательности участия представителей профсоюзов в комиссиях по аттестации рабочих мест. Анализ ст. 370 ТК РФ показывает, что представители профсоюзов могут входить в такие комиссии. На взгляд автора работы, было бы логичнее установить их обязательное участие в соответствующей деятельности;

— на каждой из стадий аттестации рабочих мест желательны определенные дополнения, связанные с экономическо-организационным аспектом такой аттестации. Целесообразно, чтобы специалисты по организации и экономике труда, входящие в комиссии готовили материалы и на предмет рационализации рабочих мест, повышения их эффективности. Надо, чтобы эти факторы проверялись при собственно процессе аттестации и при принятии решения, а на последней стадии реализовывались желательные улучшения на данный счет;

— общие положения об аттестации работников необходимо закрепить именно в ТК РФ в виде нескольких статей, устанавливающих сущность рассматриваемого правового явления;

— дается авторское определение понятия аттестации работников. Под аттестацией работников понимается — как правило обязательные периодические процедурные отношения, обусловленные целями контроля и оценки соответствия профессионального уровня определенных категорий работников предъявляемым к ним требованиям, стимулирования как варианта мотивации к повышению этого уровня, имеющие в своем центре деятельность аттестационной комиссии и протекающие в особой организационно-правовой форме на основании нормативно-правовых или (и) локальных нормативных актов, по итогам которых выносится решение, направленное либо на сохранение, либо на изменение, либо на прекращение трудового правоотношения аттестуемых, а иногда и на другие юридические последствия;

— при отграничении аттестации работников от смежных правовых явлений выявлен главный разграничитель: при аттестации работников устанавливается соответствие уровня работника предъявляемым требованиям в непосредственной связи с исполнением им трудовой функции, а при смежных правовых явлениях речь может идти об установлении уровня корреспондирования каким-то предъявляемым требованиям, но при отсутствии непосредственной связи с трудовой функцией по данному трудовому договору;

— выделен класс общей аттестации работников, в связи с тем, что задачи этого класса носят гораздо более общий характер, чем в других случаях. Другие разновидности аттестации предложено объединить в класс аттестации работников со специальными задачами, что, как представляется, отвечает их сущности;

— выявлены усредненные варианты правовых последствий общих аттестаций и аттестаций, связанных с правом на допуск к работе посредством каких-то специальных документов;

— в свете ст. 55 Конституции РФ, увольнение по результатам аттестации должно быть предусмотрено не любым нормативным актом, а актом в ранге федерального закона. До ТК РФ это требование соблюдалось далеко не всегда, а ныне уже сам пп. «б» п. 3 ст. 81 ТК РФ выступает в качестве той нормы федерального закона, которая волей-неволей ограничивает право на труд. Однако, ни в ТК РФ, ни в иных федеральных законах не предусмотрены с исчерпывающей полнотой категории работников, подлежащие аттестации с возможностью последующего расторжения трудового договора с ними при выявлении несоответствия их профессионального уровня. Следовательно, применение пп. «б» п. 3 ст. 81 ТК РФ все еще связано со сложностями в установлении его конституционности;

— расторжение трудового договора по пп. «б» п. 3 ст. 81 ТК РФ должно выступать исключительной мерой и только в случае, когда работодателю наносится достаточно серьезный ущерб в результате того, что работники не могут достигнуть нужного результата по объективным или субъективным причинам.

Показать весь текст

Список литературы

  1. H.A. Проблемы обеспечения законности в трудовых отношениях (теоретический аспект): Автореф. дис. докт. юрид. наук. Екатеринбург, 2000.
  2. С.С. Право. Опыт комплексного исследования. М., 1999.
  3. Н.В. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Омск, 2000.
  4. Аттестация рабочих мест: Сборник нормативных актов. М., 2005.
  5. М.В. Конституционное право Российской федерации. М., 1997.
  6. H.A. Человек и машина (проблемы социологии и метафизики) // Вопросы философии. 1989.№ 2.
  7. В.Ф., Яскевич Я. С., Павлюкевич В. И. Логика. Минск, 1997.
  8. А.О., Бутырин Г. Н., Добренькова Е. В. Управленческий консалтинг корпоративных организаций. М., 2002.
  9. К.Ю. Аморальный проступок в трудовом праве // Актуальные проблемы юридической науки и практики: В 2 ч. Пермь, 2004. Часть 1.
  10. В. Новый менеджмент. Управление предприятиями на уровне высших стандартов. М., 1997.
  11. Э.Н. Трудовой договор как основание возникновения правоотношения. СПб. 2004.
  12. Е.А. Оценка и аттестация персонала. СПб. 2002.
  13. Л.Ю. Проблемы свободы труда в трудовом праве России. Пермь, 1992.
  14. Л.Ю. Конституционные основы трудового права России // Правоведение. 1997. № 2.
  15. Л. Трудовой договор и «фирменные» правила управления персоналом // Рос. юстиция. 2002. № 5.
  16. Л.Ю. Классификация коллективных соглашений в России и за ее рубежом // Два века юридической науки и образования в Казанском университете. Казань, 2004.
  17. Е.Р. Локальные нормы трудового права: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Томск, 2004.
  18. В.А. Должностная переаттестация кадров на предприятиях // Сов. государство и право. 1974. № 11.
  19. А.М. Трудовой договор (контракт) с преподавателями средних специальных учебных заведений. Пермь, 2000.
  20. С.Ю. Понятийный аппарат трудового права. Екатеринбург, 1997.
  21. С.Ю. Формирование понятийного аппарата трудового права // Труд, право. 1998. № 8.
  22. H.A. Правовой статус служащих, занимающих высшие выборные публичные и некоторые приравненные к ним должности в России (основные аргументы в пользу трудоправовых начал): Дис. канд. юрид. наук. Пермь, 2004.
  23. М.И. Правовое регулирование охраны труда, надзорно-контрольной деятельности за соблюдением законодательства о труде и охраной труда: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Пермь, 2003.
  24. К.Н., Толкунова В. Н. Трудовое право России. М., 2000.
  25. И.К. Трудовой договор научно-педагогических работников вузов. М., 1991.
  26. В.Б. Пробелы в российском трудовом праве. Пермь, 2004.
  27. В.В., Ершова Е. А. Трудовой договор. М., 2001.
  28. М.А., Правосубъектность организации как работодателя: Дис. канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2002.
  29. А.П. Правовые аспекты аттестации руководящих работников и специалистов в промышленности: Дисс. канд. юрид. наук. М., 1979.
  30. А.П. Правовые аспекты аттестации руководящих работников и специалистов в промышленности: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1979.
  31. О.Б. Заключение аттестации как основание расторжения трудового договора по инициативе работодателя по Трудовому кодексу РФ // Труд, право. 2003. № 4.
  32. И.В. Конституция РФ и право на труд: некоторые юридические аспекты // Юридическая наука в современном мире: фундаментальные и прикладные проблемы. Пермь, 2000. Ч. I.
  33. С.А., Лившиц Р. З. Личность в советском трудовом праве. М., 1982.
  34. С.А. Аттестация государственного (муниципального) служащего). Екатеринбург, 2002.
  35. С.А. Аттестация. М., 2001.
  36. С. Вкус докторской (интервью с главным ученым секретарем ВАК В.Н. Неволиным) // Рос. газета. 2004. 6 окт.
  37. Е.И. Конституционное право России. М., 2001.
  38. Комментарий к Трудовому кодексу РФ / Под ред. К. Н. Гусова. М., 2002.
  39. Комментарий к Трудовому кодексу РФ / Под ред. К. Н. Гусова. М., 2003.
  40. Комментарий к Трудовому кодексу РФ / Под ред. Ю. П. Орловского. М., 2002.
  41. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Под. ред. С. А. Панина. М., 2002.
  42. Ю.Н. Законодательство РФ об охране труда. М., 2000.
  43. Ю.Н., Кучма М. И., Снигирева И. О., Шеломов Б. А. Комментарий к Кодексу законов о труде Российской Федерации. М., 1999.
  44. В. Аттестационный ход конем // Профсоюзный курьер. 2001. 11 окт.
  45. Л.А., Головина С. Ю. Настольная книга менеджера по персоналу. Екатеринбург, 1997.
  46. В.И. Аттестация работников по советскому трудовому праву: Дисс. канд. юрид. наук. Л., 1977.
  47. В.И. Аттестация специалистов народного хозяйства. М., 1981.
  48. В.И. Личность. Труд. Право. М., 1989.
  49. Л.И. Правовые вопросы аттестации работников // Проблемы социалистической законности. Харьков, 1983. Вып. 11.
  50. Л.И. Правовые проблемы конкурсного подбора, аттестации кадров и рабочих мест на современном этапе: Автореф. дис. докт. юрид. наук. М., 1991.
  51. .Д. Подбор, подготовка и аттестация научных кадров в СССР. М., 1966.
  52. В.Л. Охота за мыслью. М., 1972.
  53. Р.З., Чубайс Б. М. Трудовой договор. М., 1986.
  54. Логика / Под ред. Д. П. Горского, В. В. Таванца. М., 1956.
  55. М.И., Курбатова М. Б. Оценка работы персонала, подготовкаIи проведение аттестации. М., 2002.
  56. К. Капитал. Критика политической экономики. Т.1. М., 1988.
  57. Международная организация труда. Россия и международная организация труда: перспективы взаимовыгодного сотрудничества / Под ред. Т. В. Ярыгиной. М., 2003.
  58. Х.Т. Правовые проблемы аттестации рабочих и служащих. Минск, 1990.
  59. М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 2004.
  60. Н.С. Трудовое право и творчество преподавателей вузов. Пермь, 2003.
  61. M.B. Система советского трудового права и система законодательства о труде. М., 1985.
  62. A.B. Менеджмент: стратегия, структура, персонал. М., 1997.
  63. Ф.П. Аттестация кадров (правовые вопросы) // Проблемы государства и права на современном этапе. М., 1971.
  64. Ф.П. Научно-технический прогресс и трудовой договор. Кишинев, 1977.
  65. Т.А. Государственная служба в Российской Федерации и проблемы трудового права. Пермь, 2002.
  66. JI. Аттестация специалистов в народном хозяйстве // Соц. труд. 1974. № 11.
  67. В.А. О необходимости законодательного закрепления понятия аттестации работников // Молодежь Прикамья на рынке труда: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Пермь, 2002.
  68. Ю.В. Управление трудом в условиях многоукладной экономики: Дис. канд. юрид. наук. СПб. 2003.
  69. Л.Ф. Законодательство о труде научных работников. М., 1988.
  70. П.Т. Субъекты локального регулирования // Труд, право. 2003. № 6.
  71. Ю.Н. Аттестация работников: правовое регулирование, организационные вопросы. М., 2001.
  72. Ю. Аттестация работников научных учреждений // Соц. законность. 1975. № 8.
  73. В.А., Ладанов И. Д. Управление персоналом в Японии. М., 1985.
  74. .А. Диссертация и ученая степень. М., 2000.
  75. В.Д. Социальная защита работников от профессиональных рисков. Черноголовка, 1994.
  76. С.А. Великий социалист-утопист Роберт Оуэн. Ереван, 1974.
  77. Г. С. Трудовые договоры в различных сферах деятельности. М., 2001.
  78. Словарь по трудовому праву / Под ред. Ю. П. Орловского. М., 1998.
  79. Словарь иностранных слов / Под ред. Лехина И. В., Лошкиной С. М., Петровой Ф. Н., Шаумяна Л. С. М., 1988.
  80. Словарь русского языка / Под ред. Шведовой Н. Ю. М., 1987.
  81. В.Г. Стабильность и динамика трудового правоотношения: Дис. докт. юрид. наук. Екатеринбург, 2004.
  82. В.Г. Вопросы аттестации управляющих работников промышленных предприятий // Учен. зап. Перм. ун-та. Пермь, 1971. № 265.
  83. А. И. Хохрякова О.С. Трудовой договор. М., 1983.
  84. Л.Е. Научный работник вуза как субъект трудового права // Правоведение. 1970. № 4.
  85. A.A. Управление персоналом: соотношение трудового права и кадрового менеджмента: Дис. канд. юрид. наук. Киров, 2004.
  86. В.В., Дятлов В. А. Основы кадрового менеджмента. М., 1995.
  87. Трудовое право: Энциклопедический словарь / Под ред. С. А. Иванова, М. 1979.
  88. Трудовое право и повышение качества труда / Под ред. С. А. Иванова. М., 1987.
  89. Трудовое право России / Под ред. A.C. Пашкова. СПб., 1993.
  90. Трудовое право Украины / Под ред. Г. И. Чанышевой, Н. Б. Болотиной. Харьков, 1999.
  91. Управление персоналом организации / Под ред. А .Я. Кибанова М., 2002.
  92. А.А. Очерки советской законодательной стилистики. Пермь, 1967.
  93. К., Баталова О. Правовые вопросы аттестации кадров промышленных предприятий и строительных организаций // Сов. юстиция. 1978. № 2.
  94. Г. Организация и проведение аттестации работников // Труд, право. 2000. № 4.
  95. А. Аттестация и новое в трудовом праве // Сов. юстиция. 1970. № 8.
  96. М., Клюшина И. Еще раз к вопросу о технологии проведения аттестации // Труд, право. 2000. № 3.
  97. Г. Х., Сагандыков М. С. Конституционные принципы регулирования труда в Российской Федерации. Челябинск, 2004.
  98. А.А. Организация оплаты труда в ФРГ // Труд, право. 2002.2.
  99. А.В. Менеджмент и творчество руководителя коммерческой организации (трудоправовой аспект): Дис. канд. юрид. наук. Екатеринбург, 1996.
  100. А.В. О понятиях в трудовом праве // Вестник Пермского университета. Юридические науки: Вып. 2. 1999.
  101. Р., Смит Р. Современная экономика труда. Теория и государственная политика. М., 1996.
  102. Это посильнее, чем «Капитал» Маркса // Рос. газета. 2002.13 февр.
  103. Юридический справочник для населения. М., 1973.
  104. Юридический справочник для населения. М., 1988. Юб. Яшурина Е. В. Основные особенности правоотношений потрудоустройству в России: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Пермь, 2003.
  105. Anderman S. Labor Law: Management Decisions and Workers' Rights. London, 2000.
  106. Бюлетень законодавства i юридичшн практики Украши. 1998. № 12.
  107. Morton A. The life and ideas of R. Ouen. London, 1962.
  108. Конвенция MOT от 22.06.81 № 155 о безопасности и гигиене труда в производственной сфере.
  109. Рекомендация МОТ от 22.06.82 № 166 о прекращении трудовых правоотношений.1. Конституция РФ.1. КЗоТ РФ.
  110. Кодекс РФ об административных правонарушениях.1. Таможенный кодекс РФ.1. Трудовой кодекс РФ.
  111. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.92 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N 30. Ст. 1797.
  112. Федеральный закон от 05.07.95 «Об основах государственной службы в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 31. Ст. 2990.
  113. Федеральный закон от 12.08.95 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1995. Ст. 3506.
  114. Федеральный закон от 17.12.97 «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1998. Ст. 224.
  115. Федеральный закон от 12.07.96 «О науке и научно-технической политике» // Собрание законодательства РФ. 1996. Ст. 4137.
  116. Федеральный закон от 02.07.98 «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"//Собрание законодательства РФ. 1998. Ст. 3803.
  117. Федеральный закон от 23.06.99 «Об основах охраны труда в РФ» // Собрание законодательства РФ. 1999. Ст. 3702.
  118. Федеральный закон от 16.09.03 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Рос. газета. 2003. 8 окт.
  119. Указ Президента РФ от 09.03.96. № 353 «Об утверждении Положения о проведении аттестации федерального государственного служащего» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 11. Ст. 103 6.
  120. Постановление Правительства РФ от 22.11.97 № 1479 «Об утверждении Основных положений аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей» // Собрание законодательства РФ. 1997. Ст. 5561.
  121. Постановление Правительства РФ от 02.12.99 № 1323 «Об утверждении Положения о государственной аккредитации высшего учебного заведения» // Собрание законодательства РФ. 1999. № 49. Ст. 6006.
  122. Постановление Правительства РФ от 16.03.00 № 234 «Об утверждении Положения о проведении аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий» // Собрание законодательства РФ. 2000. Ст. 1373.
  123. Постановление Правительства РФ от 29.03.02 № 194 «Об утверждении Положение о порядке присвоения ученых званий» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 14. Ст. 1302.
  124. Постановление Минтруда России от 14.03.97 № 12 «О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда» // Бюллетень Министерства труда и социального развития РФ. 1997. № 5.
  125. Постановление Госгортехнадзора России от 30.10.98 № 63 «Об утверждении Правил аттестации сварщиков и специалистов сварочного производства» //Рос. газета. 1999. 1 апр.
  126. Постановление Госгортехнадзора России от 18.10.02 № 61-А «Об утверждении Общих правил промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности производственных объектов» // Рос. газета. 2002. 5 дек.
  127. Приказ Минобразования России от 14.06.02 № 2235 «По применению Положения о порядке присвоения ученых званий (профессора по кафедре и доцента по кафедре)» // Собрание законодательства РФ. 2002. Ст. 1302.
  128. Приказ Минздрава России от 09.08.01 № 314 «Об утверждении Положения о порядке получения квалификационных категорий специалистами, работающими в системе здравоохранения РФ» // Рос. газета.2001. 5 сент.
  129. Приказ Государственного таможенного комитета России от 06.02.04 № 160 «Об утверждении Положения о порядке аттестации специалистов по таможенному оформлению» // Рос. газета. 2004. 2 марта.
  130. Приказ Государственного таможенного комитета России от 07.06.2004 № 646 «Об утверждении Положения об аттестации экспертов» // Рос. газета. 2004. 9 июля.
  131. Приказ Государственной фельдъегерской службы России от 16.07.03 № 219 «Об утверждении Положения о классной квалификации лиц начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи» // Рос. газета. 26 авг.
  132. Приказ Минтранса России, Минтруда России от 11.03.94 № 13/11 «Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов предприятий транспорта» // Рос. вести. 1994. 26 апр.
  133. Приказ Роспатента от 16.02.93 № 6 «Об утверждении Правил проведения аттестации и регистрации патентных поверенных» // Рос. вести. 1993. № 47.
  134. Приказ Минюста РФ от 09.04.02 № 95 «Об утверждении Инструкции о порядке присвоения квалификационной категории сотрудникам уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ» // Рос. газета. 2002. 24 апр.
  135. Закон Пермской области от 21.06.01 № 1641−282 «Об образовании в Пермской области» // Бюллетень Законодательного Собрания и Администрации Пермской области. 2001. N 6. часть III.
  136. Закон Пермской области от 21.08.03 «Об аттестации государственных гражданских и муниципальных служащих Пермской области» // Бюллетень Законодательного Собрания и Администрации Пермской области. 2003. № 11.
  137. Постановление Администрации г. Перми от 07.09.04 № 2721 «Положение о порядке проведении аттестации руководителей муниципальных унитарных предприятий» (текст официально опубликован не был).
  138. Рекомендации по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях г. Москвы, утвержденные распоряжением вице-мера г. Москвы от 23.06.04 (текст официально опубликован не был).
  139. Правоприменительная практика.
  140. Постановление Пленума Верховного суда РФ от 17.03.04 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» // Рос. газета. 2004. 8 апр.
  141. Обобщение судебной практики рассмотрения трудовых споров, подготовленное Пермским областным судом в 2003 г.
  142. Локальные нормативные акты по аттестации рабочих мест и аттестации работников организаций ТЭК России, а также ряда иных категорий работодателей (более 30 использованных источников).
Заполнить форму текущей работой