Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Современные принципы трудового права Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна работы состоит в том, что она представляет собой первое в постсоветское время монографическое исследование проблем принципов трудового права периода перехода России к социально ориентированной рыночной экономике. В диссертации предпринята попытка оригинального решения многих теоретических вопросов, включающих: разработку общего понятия принципа правараскрытие содержания категории… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕИЕ
  • 1. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ПРАВА
    • 1. 1. Понятие принципов права
    • 1. 2. Соотношение принципов права со смежными правовыми категориями
    • 1. 3. Определение и классификация принципов трудового права
  • 2. ПРИНЦИПЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА
    • 2. 1. Свобода труда
    • 2. 2. Равенство субъектов рынка труда
  • 3. БАЗОВЫЕ ПРИНЦИПЫ ТРУДОВОГО ПРАВА, КАСАЮЩИЕСЯ ОСНОВНЫХ ПРАВ РАБОТНИКА
    • 3. 1. Свобода ассоциаций и право на коллективные переговоры
    • 3. 2. Ограничение всех форм принудительного труда
    • 3. 3. Ограничение использования детского труда
    • 3. 4. Обеспечение безопасных условий и охраны здоровья
    • 3. 5. Запрещение всех форм дискриминации в труде

Современные принципы трудового права Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Переход России к рыночной экономике предполагает создание и совершенствование комплекса правовых условий, обеспечивающих беспрепятственную реализацию ее требований. Рынок труда является неотъемлемой частью такой экономики и от качества его функционирования зависит эффективность всей системы хозяйствования в нашей стране. Отсюда следует, что основная цель реформирования российской системы правового регулирования труда заключается в целенаправленном обеспечении формирования и развития полноценного рынка труда.

Рынок труда представляет собой систему социально-экономических отношений, в которых осуществляется взаимодействие поставщиков и потребителей труда как субъектов данного рынка. Он, как и любой другой сегмент рыночной экономики функционирует, прежде всего, на началах саморегулирования. Вместе с тем он сохраняет способность реагировать на упорядочивающие воздействия различных внешних субъектов и в первую очередь государства.

Актуальность данной темы обусловлена настоятельной необходимостью поиска путей обеспечения единства правового регулирования трудовых отношений в масштабах такой масштабной страны как Российская Федерация. В свою очередь наличие такого единства необходимо в силу объективных требований рынка труда, нормальное функционирование которого предполагает, во-первых, снятие всех необоснованных ограничений, нарушающих свободное обращения наемного труда, и, во-вторых, создание общего рыночного пространства в этой сфере на всей территории нашего государства.

Необходимость такого рода действий вызвана к жизни не только товарной природой наемного труда, объективно требующей единого подхода к регулированию социально-трудовых отношений в пределах единого экономического пространства России, но и факторами исторического свойства, обусловливающими сегодняшнюю ситуацию, в которой находится ныне российское общество и государство. К ним относятся: все еще сохраняющаяся угроза распада единого экономического пространства страны, обусловленная объективными различиями в интересах, потребностях, степени развития различных регионов страны и отраслей народного хозяйстваотнесение трудового законодательства к предметам совместного ведения федерации и ее субъектовмногонациональный состав населения Российской Федерациипротиворечивость и незавершенность реформирования трудового законодательствасоциально-политическая нестабильность и т. п.

Все это означает, что переход страны к рыночной экономике фактически придал новый импульс актуальности изучения проблемы принципов трудового права, призванных сцементировать универсальные для всей страны модели правового регулирования трудовых отношений адекватные новым экономическим условиям хозяйствования. Данное обстоятельство свою очередь требует исследований, направленных на поиски таких моделей, посредством которых можно было бы достичь относительного баланса интересов предпринимателей и наёмных работников. Настоящая диссертация как раз и является попыткой проведения такого исследования.

Обсуждение проблем, связанных с необходимостью реформирования трудового законодательства, продолжается уже в течение десяти с лишним лет, однако каких-либо общепризнанных выводов это обсуждение пока не дало. Изначальной трудностью, возникающей на пути создания теоретической основы такой реформы, является проблема определения принципов правового регулирования современных трудовых отношений. Поэтому не случайно, что в ряду фундаментальных проблем теории трудового права, которые вызваны переходом России к рыночным условиям хозяйствования, одной из главных считается проблема принципов правового регулирования трудовых отношений.

В специальной юридической литературе, посвященной соответствующей проблематике, распространен подход, согласно которому единство трудового права проявляется в универсальных трудовых правах и обязанностях субъектов трудовых правоотношений. В целом соглашаясь с этим подходом, следует заметить, что он не позволяет получить искомое решение проблемы принципов трудового права, поскольку исходная предпосылка, на которой основан этот вариант решения, практически базируется на отождествлении принципов трудового права с основными правами и обязанностями граждан как субъектов трудового права. Тем самым категория принципов не только теряет самостоятельное значение, но и ограничивает любого исследователя рамками форм проявления уже существующей, т. е. наличной меры единства правового регулирования трудовых отношений. В то же время эта наличная мера как раз и не соответствует динамично меняющимся современным российским реалиям в области социально-трудовых отношений и потому не может быть признана удовлетворительной. Кроме того, если признать, что целью современного трудового права является обеспечение действительного единства и тем самым эффективности рынка труда, то необходимо прийти к выводу об основополагающем характере вопроса о том, чем должно определяться реформирование системы правового регулирования трудовых отношений.

Безусловно, что необходимой предпосылкой создания действительно единой системы правового регулирования трудовых отношений могут и должны быть принципы трудового права Российской Федерации, единство которых не исчерпывалось бы лишь формально-логической согласованностью, но имело бы общий содержательный характер. Наличие именно такого единства принципов, закрепленных в новом Трудовом кодексе РФ, могло бы послужить действенной законодательной основой создания максимально эффективных моделей правового регулирования всего спектра отношений, составляющих предмет трудового права, которые бы обеспечили определенное единство системы отрасли трудового права во всех субъектах Российской Федерации. Результативное реформирование трудового права, в свою очередь, в состоянии послужить фактором нормализации функционирования рынка труда, способствовать решению актуальных проблем сфере социально-трудовых отношений и выступать дополнительным условием установления в нашем обществе стабильности и социального согласия.

Таким образом, исследование и выявление системы принципов является необходимым условием решения современных проблем российского трудового права как самостоятельной отрасли права, которая, как и любая другая отрасль российской правовой системы, должна строиться на добротной теоретической основе, опираться на научно обоснованные общие ориентиры, хорошо согласованные между собой и отвечающие целям современного правового регулирования социально-трудовых отношений в нашей стране.

Основная цель диссертации заключается в создании перечня принципов трудового права, отвечающих требованиям правового регулирования социально-трудовых отношений в условиях рынка.

Достижение поставленной цели осуществлялось посредством решения ряда теоретических задач, что и составило проблемное поле диссертационной работы, включающее:

— изучение содержания понятия принципа права;

— определение соотношения данного понятия со смежными правовыми категориями;

— анализ основ существующих классификаций принципов трудового права;

— обобщение результатов теоретических исследований и формирование системы принципов современного трудового права России;

— раскрытие содержания принципов, составляющих фундаментальную основу современного трудового права.

Научная новизна работы состоит в том, что она представляет собой первое в постсоветское время монографическое исследование проблем принципов трудового права периода перехода России к социально ориентированной рыночной экономике. В диссертации предпринята попытка оригинального решения многих теоретических вопросов, включающих: разработку общего понятия принципа правараскрытие содержания категории принципа трудового праваустановление соотношения понятия принципа трудового права со смежными правовыми категорияманализ путей решения проблемы согласования естественного и позитивного праваустановление необходимых теоретических условий для создания единой системы принципов и определения границ этой системыклассификацию принципов трудового праварассмотрение содержания принципов, обеспечивающих функционирование рынка трудараскрытие содержания основополагающих принципов трудового права, касающихся фундаментальных трудовых прав работника.

Концептуальные и теоретические положения диссертационного исследования базируются на фундаментальных разработках, представленных в классических и современных трудах отечественных и зарубежных ученых. При написании диссертации сделана попытка выявить и усвоить то ценное, что было сделано по рассматриваемой проблеме отечественной доктриной трудового права, сформированной работами таких известных юристов, как Л. С. Таль, К. М. Варшавский, И. Войтинский, В. М. Догадов, Н. Г. Александров, А. Е. Пашерстник, Л. Я. Гинцбург, А. С. Пашков.

Определенное влияние на формирование общетеоретического взгляда по исследуемой проблематике оказали работы С. С. Алексеева,.

A. М. Васильева, И. А. Ильина, Д. А. Керимова, Е. А. Лукашевой,.

B. С. Нерсесянца.

Подготовка диссертации была бы невозможной без изучения посвященных проблеме принципов трудового права работ В. С. Андреева,.

Л.Ю.Бугрова, К. Н. Гусова, Р. З. Лившица, С. П. Маврина, В. И. Никитинского, В. И. Прокопенко, О. В. Смирнова, В. Н. Толкуновой.

Чрезвычайно полезным для понимания существа многих аспектов, связанных с проблематикой исследования, оказались работы таких видных специалистов отечественной теории трудового права, как: С. А. Иванов,.

A.М.Куренной, В. А. Масленников, Ю. П. Орловский, А. И. Процевский,.

B.Н.Скобелкин, В. И. Смолярчук, Л. А. Сыроватская, Е. Б. Хохлов, А. И. Цепин и многих других.

В процессе работы над диссертацией использовались как отечественные, так и зарубежные нормативные акты. Оценке норм действующего российского законодательства способствовало их сравнение с источниками зарубежного трудового права: США, Великобритании, ФРГ, Франции, Швейцарии.

Выяснению содержания основополагающих принципов, касающихся фундаментальных прав работника, в значительной степени содействовало изучение соответствующих документов МОТ.

Выработке изложенных в работе выводов способствовало проведенное диссертантом обобщение судебной практики по трудовым спорам Верховного Суда РФ, опубликованной в Бюллетене Верховного Суда РФ, в иных источниках.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

На современном этапе развития социально-экономических отношений в России необходима разработка новой концепции отрасли трудового права, обеспечивающей единство всей системы правового регулирования трудовых отношений в масштабах страны, В связи с этим на первый план выходит проблема определения принципов, способных действенно обеспечить эффективное функционирование рынка труда.

Необходимой предпосылкой, создания единой системы правового регулирования трудовых отношений должны стать принципы трудового права Российской Федерации, единство которых не исчерпывалось бы лишь формально-логической согласованностью, но имело бы общий содержательный характер. Именно наличие единства в принципах, закрепленных в новом Трудовом кодексе РФ, могло бы служить действенной законодательной основой создания такой модели правового регулирования всего спектра отношений, составляющих предмет трудового права, которая бы обеспечила определенное единство систем правового регулирования трудовых отношений во всех субъектах Российской Федерации. Это обстоятельство, в свою очередь, послужило бы основой для решения актуальных проблем в данной сфере общественных отношений и явилось бы дополнительным фактором, способствующим установлению в обществе стабильности и социального согласия.

В связи с этим дополнение проекта Трудового кодекса Российской Федерации новой ст. 2, устанавливающей основные начала трудового законодательства, — важный шаг, сделанный законодателем в направлении восполнения пробела в текстуальном легальном закреплении основных принципов современного трудового права России.

Анализ содержания данной статьи проекта Трудового кодекса РФ показывает, что основные начала трудового законодательства сформулированы применительно ко всему кругу субъектов трудового права. Вместе с тем нельзя не отметить и ряд недостатков, которыми, на наш взгляд, страдает в рассматриваемом отношении проект Трудового кодекса. К их числу нужно отнести:

— отсутствие легальной дефиниции принципов трудового законодательства, обусловленное, как представляется, в первую очередь различием мнений по данному вопросу в теории трудового права;

— расположение начал трудового законодательства в виде совокупности рядоположенных особенных положений, в которых нет четко выделенной единой основы;

— невыявленность внутренней логической связи между началами трудового законодательства.

Эти недостатки, по нашему мнению, снижают потенциал закреплённых в ст. 2 проекта ТК РФ принципов как основы для создания действительно логически связной и последовательной концепции трудового права, а также ограничивают их действенность в качестве руководящих идей, в соответствии с которыми должна быть построена соответствующая рыночным условиям система правового регулирования связанных с ними трудовых отношений.

Таким образом, выявление и исследование системы таких принципов — необходимое общетеоретическое условие решения проблемы единства трудового права как самостоятельной отрасли современной российской правовой системы, поскольку любая отрасль законодательства должна строиться на добротной теоретической основе, опираться на научно обоснованные общие ориентиры, хорошо согласованные между собой и со всей системой определенных правовых норм.

Создание и законодательное закрепление принципов трудового права имеет огромное практическое значение. Практика применения трудового законодательства свидетельствует, что одним из острых проявлений кризиса в этой области является растущее расхождение между трудовым законодательством и реальными правоотношениями в сфере труда.

Итак, анализ рассматриваемой в диссертационном исследовании проблемы позволяет сформулировать ряд выводов.

Несмотря на различие позиций, принцип права рассматривается в юридической литературе как результат субъективной абстрагирующей деятельности сознания, отражающего объективно существующие явления, свойства и отношения. Это понимание принципа права основано на субъективистской, формальной трактовке понятия принципа, которую марксизм (и соответственно отечественное марксистское правоведение) некритически унаследовал от английского эмпиризма.

Иное понимание принципа было выработано в том направлении философского познания, которое связано с именами Сократа, Платона, Аристотеля, представителей классической немецкой философии. Здесь принцип понимается изначальным и вместе с тем финальным тождеством мышления и бытия как всеобщих противоположных определений.

В отношении своего содержания принцип права есть руководящая идея как уже изначальное и вместе с тем финальное тождество понятия свободы и его реальности. Но поскольку свобода действительна только как воля, причём не единичная воля индивидуума, а всеобщая разумная воля, знающая себя в качестве таковой, постольку принцип права вообще есть свобода сущей в себе и для себя воли. Следовательно, право, будучи осуществлением действительно свободной воли, есть свобода как идея, первым и абстрактным определением которой в сфере собственно права выступает свобода лица, в каковом определении все люди тождественны, и основанная на ней правоспособность.

Принцип трудового права, будучи простым всеобщим определением принципа свободы лица, представляет собой лишь особенное по содержанию и абстрактно-всеобщее по форме положение, необходимо заключающее в себе существенную специфику норм трудового права, обусловленную особым характером предмета и метода регулирования общественных отношений, связанных с функционированием рынка труда, применением и организацией несамостоятельно труда.

Уже абстрактно-всеобщая форма принципа свободы труда препятствует его действительному развитию, т. е. логическому выведению из содержания данного принципа иных принципов трудового права, что в свою очередь влечёт за собой отсутствие внутренней, логически необходимой связи между принципами трудового права. Поэтому отраслевые принципы трудового права предстают в виде определённой совокупности рядоположенных особенных по содержанию и форме положений, в которой отсутствует чётко выделенный основополагающий принцип, развитие которого обусловило бы внутреннее единство всей системы принципов.

Этот вывод подтверждается анализом перечней основных принципов трудового права, приводимых разными авторами, поскольку, несмотря на имеющие место дистинкции, все они представляют собой совокупности отношений, полученных посредством абстракции, выделения их из системы современного позитивного законодательства (в основном российского).

Но отсутствие внутренней систематической связи между принципами трудового права делает, на наш взгляд, невозможным обеспечение на основе этих принципов действительного единства трудового права как самостоятельной отрасли.

Из сказанного следует, что теоретическая попытка создания системы отраслевых принципов трудового права может сводиться лишь к конструированию определённой классификации принципов, основанием которой всегда будет выступать тот или иной особенный признак. Поэтому, предлагая классификацию принципов трудового права, автор настоящего диссертационного исследования придает ей формальное значение.

На наш взгляд, современные принципы трудового права России в зависимости от их целевой направленности можно разделить на следующие основные группы:

1. принципы, обеспечивающие функционирование рынка труда, к каковым должны быть отнесены свобода труда и равенство субъектов рынка труда;

2. основополагающие принципы трудового права, касающиеся основных прав работника: свобода ассоциаций и право на коллективные переговоры, ограничение всех форм принудительного трудаограничение использования детского трудаобеспечение безопасных условий и охраны здоровьязапрещение всех форм дискриминации в труде.

Объективной основой развития принципов первой группы стало практическое становление и юридическое оформление в России рынка труда как необходимого элемента рыночной экономики, который предполагает наличие собственника рабочей силы и собственника средств производства.

Сфера действия принципа свободы труда распространяется на всех субъектов трудового права, а содержание данного принципа проявляется в свободном решении воли последних вступать в соответствующие трудовые правоотношения, изменять и прекращать их.

При наличии рынка труда и в условиях роста безработицы у каждого человека есть следующие возможности для реализации права на труд:

— отказаться от работы и её поиска вообще;

— самостоятельно искать возможности для приложения своих способностей к труду путём добровольного свободного выбора и заключения трудового договора с работодателем;

— обратиться за содействием в обеспечении подходящей работой в службу занятости.

Принцип равенства субъектов рынка труда проявляется в обеспечении баланса интересов, прав и обязанностей участников трудовых отношений, достижение которого и является целью регулирования.

Экономические интересы работодателей имеют общее — необходимость в таком факторе производства, как труд. Именно этот фактор производства есть у работника и принадлежит ему. Для работников общее заключается в том, что они экономически вынуждены продавать свой труд на условиях, приемлемых как для работника, так и для работодателя.

Общие черты в экономических интересах обеих сторон предопределяют объективную возможность и необходимость социального партнерства, а разнонаправленность их экономических интересов составляет то пространство, где интересы должны быть отрегулированы при участии третьей стороны — государства.

От правильности выбора способов регулирования трудовых отношений во многом будет зависеть эффективность использования трудовых ресурсов, а значит, конечные экономические результаты.

Сформулируем основные выводы, касающиеся основных прав работника.

Конституционное право граждан на объединение для защиты своих интересов в сфере социально-трудовых отношений получило детальное развитие в Федеральном законе «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», где впервые урегулированы вопросы создания и деятельности профсоюзов, закреплены гарантии их прав, дано их определение, в соответствии с которым профсоюз — это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и обязанностей.

Для современной России характерны: отсутствие объединений профсоюзов как на региональном, так и на территориальном уровне (в районах и крупных городах) — разобщенность работодателей на региональном уровне, несформированность объединений работодателей, а, главное, отсутствие у работодателей реальных стимулов к объединению в целях участия в регулировании социально-трудовых отношений. В то же время политическая стратегия государства направлена на активное подключение профессиональных союзов и объединений работодателей к преобразованиям в социальной сфере, прежде всего созданию института социального партнерства в России.

Полноценным инструментом социального партнерства должен стать коллективный договор. Поскольку коллективный договор заключает от имени работников профсоюзный комитет, то активность профсоюзов является необходимым условием развития коллективно-договорного регулирования.

Считаем, что эффективности деятельности профсоюзов будет способствовать создание института доверенных представителей отраслевых или территориальных органов профсоюзных объединений. Такие профпроф-представители должны владеть основами рыночных отношений и социального партнерства, быть компетентными в правовых вопросах.

В деятельности профпредставителей упор должен быть сделан на разрешение конкретных споров, с которыми обращаются рядовые члены профсоюза. Как правило, последние нуждаются в юридической консультации, разъяснении своих прав. Если необходимо, должны готовиться исковые заявления и обращения в суд.

Принцип ограничения всех форм принудительного труда направлен против эксплуатации человека, на защиту его чести и достоинства. Применение труда, не основанного на свободном волеизъявлении, допускается в порядке исключения в течение определенного (переходного) периода только для общественных целей и только под контролем и надзором государственных органов (ч.2 ст. 1 Конвенции № 29). В случае использования такого труда государство обязано предпринять соответствующие законодательные меры для того, чтобы принудительный или обязательный труд не создал положения аналогичного рабству. Одно из важных средств недопущения такого положения — установление прямого запрета использования принудительного труда в пользу частных лиц, компаний или обществнесоблюдение запрета должно влечь уголовную ответственность. Однако в новом Уголовном кодексе РФ не предусматривается ответственность за незаконное привлечение к принудительному труду, несмотря на то, что данное деяние нарушает основные права и свободы человека, установленные Конституцией и международными договорами и соглашениями.

Что касается ратифицированной Конвенции № 105, то актуальным для России является реальное запрещение норм уставов и положений о дисциплине, предусматривающих использование в качестве дисциплинарного воздействия перевод на нижеоплачиваемую работу. В соответствии с п. «с» ст. 1 Конвенции № 105 запрещается использование в качестве средства поддержания трудовой дисциплины принудительного труда, а именно такой характер имеет труд при переводе на другую работу без согласия работника.

Соблюдение принципа ограничения детского труда необходимо прежде всего для обеспечения прогресса в обществе. Очевидно, что без возможности получить образование ни о каком социально-экономическом развитии страны не может быть и речи.

Для этого необходимо прежде всего гарантировать обеспечение прав несовершеннолетних в процессе их трудоустройства в новых экономических условиях, защиту их от эксплуатации со стороны работодателей, охрану их трудаустановить более строгие меры ответственности лиц, виновных в детском травматизме и причинении другого ущерба здоровью детей и подростков.

Достижение этой цели видится не только в усилении контроля за выполнением работодателем трудового законодательства, в том числе по оплате труда несовершеннолетних, соблюдению установленных норм в области техники безопасности, гигиены труда и т. д.- очень важно также мотивировать соблюдение законодательства работодателями с помощью предоставления налоговых льгот и компенсационных выплат предприятиям, принимающим на работу несовершеннолетних.

Одна из причин неудовлетворительных условий труда — отсутствие должного контроля на местах за соблюдением действующего законодательства по охране труда, а также правил и норм безопасности и производственной санитарии. Однако обеспечение охраны труда на производстве зависит не только от работодателя и конкретных должностных лиц, но и от самих работников, от соблюдения ими технологических режимов, дисциплины, правил эксплуатации оборудования и т. д. Поэтому необходимо законодательно закрепить обязанности каждого работника заботиться о своем здоровье и безопасности, а также о здоровье и безопасности окружающих, чьи интересы могут быть затронуты в процессе производственной деятельности.

Нельзя также согласиться с нередко бытующей в настоящее время практикой огульного доказывания вины потерпевшего. Потерпевший уже наказан, он расплачивается своим здоровьем. В отношении его прежде всего действует презумпция невиновности, и следовательно, его конкретную вину можно доказать только в федеральном суде.

В последние годы обострилась проблема рационального использования средств и ресурсов в области охраны труда, появилась необходимость нового подхода к оценке ущерба — потери рабочего времени на производстве в связи с несчастными случаями. Следует учитывать расходы на восстановление здоровья потерпевших, на содержание нетрудоспособных членов их семей и прочие данные. Необходимо разработать единую форму учета материальных потерь в народном хозяйстве вследствие травматизма и оценки эффективности мероприятий по охране труда.

Нуждаются в правовом урегулировании вопросы, связанные с дискриминацией в труде. На наш взгляд, целесообразно всем категориям нанимающихся предоставить право требовать указания в письменной форме причин отказа в приеме на работу. Это обеспечит необходимую гарантию для реализации запрета необоснованного отказа в приеме на работу, установленного ч.1 ст. 16, ст. 170 КЗоТ РФ.

На наш взгляд, реальному соблюдению принципов трудового права должны способствовать следующие меры.

Трудовое законодательство призвано выполнять не политико-демонстративную, а регулятивно-правовую функцию. Законодательно должны быть определены субъекты трудовых отношений, права и обязанности каждого из них. Необходимо установить процедуру и предельные значения материальных норм, определяющих условия труда, минимально допустимые размеры оплаты и времени труда и отдыха, максимально допустимую продолжительность рабочего времени, требования и стандарты по охране труда, запреты на включение определенных условий в трудовые договоры и т. п.

Кроме того, следует создать действенный механизм реализации норм трудового права. Так, меры внеэкономического государственного регулирования трудовых отношений должны обеспечивать экономическое стимулирование работодателей к соблюдению трудового законодательства. Причем роль государства в соответствии с мировым опытом должна быть ослаблена по мере улучшения социально-экономической ситуации в стране.

Реализация принципов трудового права невозможна без программы информационно-методической поддержки гражданской самозащиты в сфере труда и занятости, реально обеспечивающей работника знаниями и навыками, необходимыми для:

— самостоятельного трудоустройства и максимально эффективного использования возможностей службы занятости;

— защиты своих прав и законных интересов при заключении трудового договора, разрешении трудовых споров в судебном и досудебном порядке;

— эффективного использования при защите своих прав и интересов возможностей профсоюзов, правозащитных организаций, адвокатов, инспекций по труду, других государственных органов.

Подобные программы должны включать как информационный материал (необходимый минимум знаний о правах и обязанностях, о нормативных актах, их закрепляющих, о государственных и гражданских институтах, обеспечивающих их соблюдение), так и социально-правовые рекомендации, предлагающие гражданину последовательные алгоритмы действий для решения социально-трудовых проблем.

Передача знаний в области защиты трудовых прав и интересов может осуществляться в разнообразных формах:

— массовые печатные издания;

— социальная реклама в средствах массовой информации;

— государственные бесплатные курсы правовой самозащиты, организуемые на местах совместно администрацией, профсоюзами и правозащитными организациями.

Исполнение части программ может быть передано некоммерческим организациям на условиях государственного социального заказа при сохранении государственного статуса этих программ.

Перечисленные меры, по нашему мнению, будут способствовать эффективной реализации принципов трудового права в Российской Федерации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. М., 1993.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (с изменениями и дополнениями). М., 1999.
  3. Кодекс законов о труде Российской Федерации // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1971. № 50. Ст. 1007 (с последующими изменениями и дополнениями).
  4. О занятости населения в Российской Федерации: Закон РФ от 19 апреля1991 г. (в редакции Закона от 20 апреля 1996 г.) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 17. Ст. 1915 (с последующими изменениями).
  5. О коллективных договорах и соглашениях: Закон РФ от 11 марта1992 г. (с изменениями и дополнениями) // Ведомости РФ. 1992. № 17. Ст. 890.
  6. Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан: Закон РФ от 27 апреля 1993 г. (с изменениями и дополнениями) // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 19. Ст. 685.
  7. Федеральный закон «Об общественных объединения» от 19 мая 1995 г. (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 21. Ст. 1930- 1997. № 20. Ст. 2231.
  8. Об основах государственной службы: Федеральный закон от 31 июля 1995 г. // Собрание законодательства РФ. 1995. № 31. Ст. 2990.
  9. О порядке разрешения коллективных трудовых споров: Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. // Собрание законодательства РФ. 1995. № 48. Ст. 4557.
  10. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12 января 1996 г. // Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 145.
  11. О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности: Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. // Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 148.
  12. О Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений: Указ Президента РФ//Российская газета. 1997. 28 янв.
  13. Трудовой кодекс Российской Федерации: проект федерального закона // Российская газета. 1995. 26 декабря.
  14. Н. Г. и др. Основной закон о труде. М., 1972.
  15. Н. Г. Принципы советского трудового права принципы подлинной свободы труда. М., 1949.
  16. Н. Г. Социалистические принципы советского права // Советское государство и право. 1957. № 11.
  17. Н. Г. Сущность социалистического государства и права. М., 1969.
  18. Н. Г., Зайкин А. Д. Труд и право. М., 1973.
  19. С. С. Общая теория социалистического права. Вып. 1. Свердловск, 1963.
  20. С. С. Общие теоретические проблемы системы советского права. М., 1961.
  21. С. С. Проблемы теории права. Т. 1. Свердловск, 1972.
  22. В. С. Вопросы советского трудового права в свете решений XXII съезда КПСС: Учебное пособие. М., 1962.
  23. В. С. О предмете и основных принципах советского трудового права // Вопросы трудового права на современном этапе. М., 1964.
  24. Аристотель. Метафизика. М., Л., 1934.
  25. А. М. Принцип свободы договора в советском трудовом праве: Автореф. дис. .канд. юр. наук. М., 1983.
  26. А. М. Принцип свободы трудового договора в советском трудовом праве // Правоведение. 1989. № 1.
  27. Ю. Г. Принципы советского жилищного права // Правоведение. 1961. № 4.
  28. С. Н. Принципы советского гражданского права // Правоведение. 1960. № 1.
  29. Л. Ю. Неполное рабочее время и вынужденные отпуска // Российская юстиция. 1994. № 4.
  30. Л. Ю. Останется ли трудовое право самостоятельной отраслью права // Российская юстиция. 1995. № 9.
  31. Л. Ю. Проблемы свободы труда в трудовом праве России. Пермь, 1992.
  32. Л. Ю. Свобода договора в СССР // Советское государство и право. 1981. № 5.
  33. Л. Ю. Свобода труда и свобода трудового договора в СССР (юридический аспект). Красноярск, 1984.
  34. Бур лай Е. В. Нормы права и правоотношения в социалистическом обществе. Киев, 1987.
  35. А. М. О правовых идеях-принципах // Советское государство и право. 1975. № 3.
  36. Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 52. Ст. 1865.
  37. И. Против извращений в теоретической работе по советскому трудовому праву // Проблемы социалистического права. Сб. 1. М., 1937.
  38. Г. В. Ф. Философия права. М. 1990.
  39. Гегель. Энциклопедия философских наук. Т. 3. Философия духа. М., 1977.
  40. С. Ю. Формирование понятийного аппарата трудового права // Государство и право. 1998. № 8.
  41. С. А., Строгович М. С. Теория государства и права. М., 1940.
  42. А. А. Сущность советского права и его роль в социалистическом обществе. Ташкент, 1967.
  43. Г. С. К составлению административного кодекса // Власть Советов. 1923. № 3.
  44. К. Н.? Толкунова В. Н. Трудовое право России: Учебник. М., 1997.
  45. В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. III. М., 1955.
  46. Ю. А. О закономерностях развития и принципах советского уголовного права // Правоведение. 1968. № 2.
  47. А. И. Теория государства и права. М., 1948.
  48. В. Тенденции развития трудового права в промышленно развитых странах // Государство и право. 1995. № 2.
  49. Л. Конституционное право. Общая теория государства. М., 1908.
  50. Л. Н. Концепция закона: отрицание отрицания // Теория права: новые идеи. Вып. 3. М., 1993.
  51. А. Д., Иванова Р. И., Куренной А. М. Актуальные проблемы трудового права в условиях перестройки // Вестник МГУ. Сер. 11. Право. 1990. № 3.
  52. М. М. Социальная справедливость в системе принципов советского трудового права // Вестник МГУ. Сер. 11. Право. 1991. № 1.
  53. Зуб И. В. Реформа трудового права в условиях перехода к рыночной экономике // Государство и право. 1991. № 2.
  54. С. А. Кризис советского трудового права // Советское государство и право. 1990. № 7.
  55. С. А. Проблемы международного регулирования труда. М., 1964.
  56. С. А. Трудовое право переходного периода // Государство и право. 1994. № 4.
  57. С. А., Лившиц Р. 3. Личность в советском трудовом праве. М, 1982.
  58. И. А. О монархии и республике // Вопросы философии. 1991. № 4.
  59. И. А. О сущности правосознания // Ильин И. А. Собр. Соч.: В 10 Т. 4. М., 1994.
  60. О. С. Структурные подразделения системы права (по материалам гражданского права) // Учёные записки ВНИИСЗ. 1968. Вып. 14.
  61. Ю. X. Принципы советского гражданского права // Правоведение. 1980. № 3.
  62. Я. А., Гуляев Г. И. Основные принципы советского трудового права: Лекция для студентов ВЮЗИ. М., 1957.
  63. С. Г., Кудрявцев В. Н. Принципы советского уголовного права. М, 1988.
  64. И. Я. Сравнительное и международное трудовое право: Учебник для вузов. М., 1999.
  65. Т. В. Принципы уголовного права и принципы кодификации в уголовном праве // Государство и право. 1997. № 1.
  66. П. Этика капитализма (с комментарием Дж. Бьюкенена) — Эволюция и общество: Критика социобиологии. СПб., 1996.
  67. Конституционное право России: Сборник нормативных правовых актов и документов. М., 1996.
  68. Конституционное право России: Сборник конституционно-правовых актов: В 2 т. М., 1998.
  69. Конституция Российской Федерации: научно-практический комментарий. М., 1997.
  70. Г. А. Место принципов советского уголовного права в системе принципов права // Советское государство и право. 1981. № 2.
  71. У. О социалистическом правосознании // Советское государство и право. 1952. № 5.
  72. В. И. Социально-правовые средства формирования поведения работников в сфере несамостоятельного труда // Правоведение. 1998. № 2.
  73. Курс российского трудового права. В 3 т. Т. 1. Общая часть. СПб., 1996.
  74. Р. 3. Развитие правового регулирования труда: практика и теория // Советское государство и право. 1987. № 4.
  75. Р. 3. Трудовое законодательство: настоящее и будущее. М., 1989.
  76. Р. 3. Трудовое законодательство: поиск концепции // Советское государство и право. 1990. № 7.
  77. Р. 3., Никитинский В. И. Принципы советского трудового права // Советское государство и право. 1974. № 8.
  78. Р. 3., Никитинский В. И. Реформа трудового законодательства: вопросы теории // Социалистический труд. 1989. № 1.
  79. Дж. Избранные философские произведения: В 2 т. Т. 2. М., 1960.
  80. Е. А. Право, мораль, личность. М., 1986.
  81. Е. А. Правосознание и укрепление законности в СССР, М.9 1957.
  82. Е. А. Принципы социалистического права // Советское государство и право. 1970. № 6.
  83. Е. А. Социалистическое правосознание и законность. М, 1973.
  84. С. П. Принципы трудового права в условиях рыночной экономики // Правоведение. 1992. № 2.
  85. С. П. Реализация права на труд в условиях перехода к рыночной экономике // Правоведение. 1991. № 3.
  86. С. П. Рынок труда и трудовое право: проблемы юридической терминологии // Правоведение, 1999. № 3.
  87. С. П., Хохлов Е. Б. О кодификации трудового законодательства России // Государство и право. 1996. № 6.
  88. В. В. Принципы уголовного законодательства и общественно опасное поведение // Государство и право. 1997. № 2.
  89. К. Капитал. Критика политической экономии. Т. I. Кн. 1. Процесс производства капитала. М., 1983.
  90. К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20.
  91. К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 4.
  92. Марксистско-ленинская общая теория государства и права. Социалистическое право. М., 1973.
  93. Международное право в документах: Учебное пособие. М., 1997.
  94. А. В. Советское социалистическое право, его основные принципы и система // Советское государство и право. 1975. № 9.
  95. В. П. Гражданское право и хозяйственный механизм // Советское государство и право. 1984. № 5.
  96. И. Б. Перевод на другую работу. М., 1965.
  97. В. С. Философия права: Учебник для вузов. М., 1997.
  98. В. И. Перестройка фундамента системы законодательства о труде // Советское государство и право. 1990. № 7.
  99. В. И., Орловский Ю. П. Предмет и метод трудового права: изменения в условиях перестройки // Советское государство и право. 1989. № 4.
  100. Общая теория государства и права: Академический курс: В 2 т. Т. 2. Теория права. М, 1998.
  101. Общая теория государства и права. JL, 1961.
  102. Общая теория советского права. М., 1966.
  103. С. И. Словарь русского языка. М., 1986.
  104. . П. Трудовой договор в ФРГ // // Государство и право. 1996. № 2.
  105. Г. С. Правовое осознание действительности. М., 1989.
  106. А. Е. О сфере действия и принципах трудового права // Советское государство и право. 1957. № 10.
  107. А. Е. Право на труд. Очерки по советскому праву. М., 1951.
  108. А. С. Новый закон о труде // Правоведение. 1970. № 6.
  109. А. С. О концепции обновления трудового законодательства // Правоведение. 1990. № 2.
  110. А. С., Смирнов О. В. Основные принципы советского трудового права // Вестник ЛГУ. Сер. Экономика, философия, право. 1971. Вып. 4. № 23.
  111. Е. Общая теория права и марксизм. М., 1926.
  112. Платон. Соч. в 3 т. Т. 3. Ч. 2. М., 1972.
  113. Права человека: Сборник международных документов. М., 1998.
  114. В. И. Основные принципы трудового права. Киев, 1969.
  115. А. И. Метод правового регулирования трудовых отношений. М., 1972.
  116. . И. О норме права // Вестник МГУ. Сер. 11, Право. 1999. — № 5.
  117. М. Право. Наше право. Чужое право. Общее право. М.--Л, 1925.
  118. В. Н. О понятии и системе принципов социалистического права // Вестник МГУ. Сер. 11. Право. 1977. № 2.
  119. В. Н. О принципах трудового права // XXV съезд КПСС и развитие науки трудового права и социального обеспечения. М, 1978.
  120. Российская газета. 1999. 28 апр.
  121. Российское трудовое право: Учебник для вузов. М., 1998.
  122. В. А. О некоторых принципах регулирования трудовых отношений // Государство и право. 1996. № 7.
  123. В. М. Понятие и система принципов советского гражданского процессуального права // Сб. научных трудов. Вып. 2. Свердловск, 1964.
  124. В. М. Принципы советского социалистического общенародного права // Правоведение. 1964. № 1.
  125. О. В. Основные принципы советского трудового права. М, 1977.
  126. О. В. Основные принципы социалистического трудового права // Трудовое право социалистических стран. М., 1981.
  127. Советское трудовое право. Д., 1966.
  128. Советское трудовое право. М., 1971.
  129. Советское трудовое право. М., 1972.
  130. Советское трудовое право. М, 1988.
  131. Советское трудовое право: Учебник. М, 1985.
  132. Н. Я. Профессиональное сознание юристов. М, 1988.
  133. П. Р. Принципы и структура будущего законодательства // Социалистический труд. 1989. № 19.
  134. М. С. Курс советского уголовного процесса. М., 1958.
  135. М. С. Материальная истина и судебные доказательства в советском уголовном процессе. М., 1955.
  136. М. С. Принципы системы советского социалистического права // Известия АН СССР. Отделение экономики и права. 1946. № 2.
  137. М. С. Учение о материальной истине в уголовном процессе. М.- Л., 1947.
  138. JI. А. О правовом регулировании трудовых отношений в современных условиях // Государство и право. 1994. № 1.
  139. Л. А. О предстоящей реформе трудового законодательства // Советское государство и право. 1991. № 1.
  140. В. А. Социалистическое правосознание в СССР. М., 1958.
  141. Теория государства и права: Курс лекций. М., 1997.
  142. Теория государства и права. М., 1965.
  143. Теория государства и права. М., 1949.
  144. Теория государства и права. М., 1965.
  145. Теория права и государства: Учебник для юридических вузов. М., 1996.
  146. В. Н. Конституционные принципы правового регулирования труда в развитом социалистическом обществе // Советское государство и право. 1980. № 1.
  147. Трудовое законодательство: Сборник нормативных актов. М, 1998.
  148. Трудовое право и перестройка: наука и методика преподавания: Материалы межвузовской научной и методической конференции // Вестник МГУ. Сер. 11. Право. 1990. № 3.
  149. Трудовое право: Учебник. М., 1999.
  150. Трудовое право: Энциклопедический словарь. М., 1979.
  151. К. П. К вопросу о принципах правового регулирования общественных отношений // Правоведение. 1968. № 3.
  152. И. Е. Правосознание как форма общественного сознания. М., 1963.
  153. Фрагменты ранних греческих философов. Ч. I. От эпических теокосмо-гоний до возникновения атомистики. М., 1989.
  154. Е. Б. Экономические методы управления и трудовое право. Л., 1991.
  155. С.А., Исаева В. Н., Можаев В. Е., Тарасенко A.C., Федоров П. И. Новое в мотивации профсоюзного членства. М., 2000.
  156. . В. Сущность советского права. Л., 1959.
  157. Экономическая политика КПСС, труд и право. М., 1973.
  158. Энциклопедия права: Учебное пособие. Краснодар, 1992.
  159. К. С. Советский гражданский процесс. М., 1956.
  160. С. Конституционные общеправовые принципы регулирования трудовых правоотношений // Советская юстиция. 1979. № 15.
  161. Л. С. Право развитого социалистического общества. М., 1978.
  162. К. К. Договор железнодорожной перевозки грузов по советскому праву. М., 1958.
  163. М. Л. О понятии принципа уголовного права и уголовного процесса // Правоведение. 1976. № 1.
  164. В. С. Метод и принципы регулирования земельных отношений // Правоведение. 1961. № 4.
Заполнить форму текущей работой