Процессный подход в управлении организациями различных форм собственности в условиях неопределенности
Уточнено понятие процессного подхода основывающегося на бизнес процессах организации, опирающихся не столько на функциональный аспект, сколько на ее информационные потоки, переходящие от одной службы к другой в виде документооборота обеспечивающего своевременность принятия управленческих решений для получения максимальных экономических результатов при условии минимизации затрат. Определен… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретико — методологические аспекты процессного подхода 13 управления организацией в условиях неопределенности
- 1. 1. Обзор существующих методов применения процессного подхода в 13 управлении организациями различных форм собственности
- 1. 2. Особенности влияния неопределенности на принятие управленческих 32 решений и их эффективность
- 1. 2. 1. Подходы к диагностике управленческих решений в организации
- 1. 3. современное состояние возможностей применения процессного подхода
- 1. 3. 1. Проблемы взаимодействия служб, отделов организаций, задействованных в 39 общем бизнес процессе
- 1. 3. 2. Дополнительные факторы и функциональные направления взаимодействия 49 служб
- 2. 1. ситуационный анализ сложившейся практики развития бизнес процессов 52 организации
- 2. 2. оценка дифференциации бизнес процессов организации в зависимости от 62 степени влияния факторов
- 2. 2. 1. Обоснование алгоритма принятия и реализации управленческих решений в 62 условиях неопределенности
- 2. 3. диагностика эффективного управления бизнес процессов организации на основе 79 делопроизводства и упорядочения информационных потоков внутри организации
- 2. 4. Анализ принципов взаимодействия бизнес процессов структурных 100 подразделений
- 2. 5. Аналитический инструментарий применения логико-информационных схем 118 взаимодействия в условиях неопределенности
- 3. 1. Разработка системы критериев и показателей оценки эффективности 137 управления бизнес процессами
- 3. 2. Формирование схемы определения степени сбалансированности интересов 148 различных служб организации при логико — информационном взаимодействии
- 3. 3. Рекомендации по практическому применению разработанной системы 150 поддержки прохождения оформления документации в организациях страхового бизнеса и в муниципалитетах
- 3. 4. Оценка практического применения алгоритма принятия управленческих 153 решений сопровождающих бизнес процессы организации в условиях неопределенности
- 3. 5. 0. боснование методов управления изменениями в условиях неопределенности
Процессный подход в управлении организациями различных форм собственности в условиях неопределенности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Управление организациями как коммерческими, так и некоммерческими уже давно базируется на определенном инструментарии: процессный подход, система сбалансированных показателей т.п. Процессный подход к управлению организациями развивается в двух направлениях: процессы, происходящие в деятельности современных производственных систем и процессы принятия управленческих решений. В настоящее время управленческие решения принимаются в обстановке высокой неопределенности. Отличительной особенностью «настоящего времени» является неопределенность тенденций развития мировой экономики. Привычные и проверенные инструменты определения перспектив развития не работают. Например, американская экономика демонстрирует хорошие показатели: нормальный рост ВВП, нормальная занятость, рост продаж и т. д., а аналитики говорят, что уверенности в том, что кризиса не будет, нет. И, наоборот, по греческой экономике предприняли массу усилий, сократили расходы, долги, помогли ликвидностью, а рост ВВП резко сократился.Т.е. главный признак «настоящего времени» отсутствие возможности использовать инструменты прогнозирования построенные на закономерностях предыдущего периода — периода подъема экономики. И инструменты прогнозирования отработанные в кризисные годы мировой экономики тоже не работают — кризиса-то, в привычном его понимании нет. Вот это и есть проявление неопределенности. А для управления мы должны хотя бы на некоторую перспективу знать тенденции развития. Вот и следующий вывод от этого: использование различных управленческих инструментов направленных на преодоление состояния неопределенности зачастую осуществляется с ориентиром на ближайшую перспективу, а применяемые технологии считаются дорогостоящими и бесполезными.
Использование различных управленческих инструментов направленных на преодоление состояния неопределенности зачастую осуществляется с ориентиром на ближайшую перспективу, а применяемые технологии считаются дорогостоящими и бесполезными.
Сложившаяся практика в применении процессного подхода к управлению организациями учитывает различные варианты и частные случаи, поэтому обычно оказывается довольно сложной и трудоемкой и часто называется традиционной. Те же процессы, которые надо внедрять впервые, как правило, хорошо обоснованы, зачастую очевидны и привлекают своей простотой и понятностью — их принято называть новыми процессами. Отличие новых и традиционных процессов заключается в том, что каждый вариант реализации нового процесса сориентирован только на одну соответствующую ему ситуацию.
Идентификация бизнес-процессов, их анализ и последующее совершенствование придает организации любой формы собственности колоссальный потенциал эффективной деятельности.
Актуальность темы
проведенного исследования, ценность информации (и процессов, ее создающих) должна также оцениваться затратами и увеличением ее ценности.
Фактически, управление может применяться к любому процессу, который повторяется и может быть измерендругими словами, управление процессом может быть применимо к большому числу разнообразных задач. Управление процессом может применяться независимо от длины цикла процесса или трудности задачи. Но наиболее актуальны процессы, влияющие на принятие эффективных управленческих решений.
В современном, динамично развивающемся мире, одной из проблем, стоящих перед ведущими менеджерами организаций разных форм собственности, является создание систем эффективного управления, необходимых для своевременного реагирования на постоянно изменяющиеся условия ведения бизнеса. Исследуя возникающие потребности в изменениях и формируя адекватные процессы принятия управленческих решений выше обозначенных проблем, необходимо разработать инструментарий применения системы бизнес-процессов в организации с целью ее устойчивого роста в условиях неопределенности.
В данном исследовании изложено авторское видение подходов к построению такой технологии, разработке форм и методов анализа обосновывающие применение процессного подхода к управлению организациями различных форм собственности в условиях неопределенности. В диссертации обобщены результаты теоретических, методических и прикладных исследований автора за последние 5 лет с 2007 г. Степень разработанности проблемы. Процессный подход в менеджменте научный метод, создающий теоретико-методические предпосылки управления организациями, активно развивается выдающимися зарубежными и отечественными учеными: Р. Акофф, Д. Бауэрокс, Н. Г. Багаутдиновой, А Бьерн, Е. С. Вентцель, Д. Клосс, Э. М. Коротковым, В. Г. Елиферовым, С. Д. Резником, В. В. Репиным, Г. В. Сахаровым и др. Бизнес процессы занимают центральное место в исследованиях A.B. Лапа, Ольшанского A.M., А. Ю. Рязанова, Д. А. Пономарева, И. В. Войнова, С. Г. Пудовкиной, А. И. Телегина, Ю. Ф. Тельнова, В. К. Чаадаева, A.B. Шер и др. Особое внимание привлекали работы ученых и специалистов по управлению и менеджменту в области неопределенности В. Ф. Капустин, О. Г. Карабанова, А. О. Недосекин, Г. Николис, А. В Тычинский., Г. Шмален, Роберт В. Колби, Томас А. Мейерс, Ричард Д. Ирвин др. Изучались специфические особенности бизнес процессов в нефтегазовых организациях отраженных в авторских исследованиях таких ученых, как В. JI. Богданов, А. Р. Грошев, А. Д. Кот, A.B. Маловецкий, Н. И. Медведев, A.B. Наумов и др.
Изучались работы современных российских исследователей, ученых и специалистов, руководителей, управленцев и экономистов в области управления бизнес процессами в организациях государственного и муниципального управления, таких как: В. А. Бесекерского, В. Н. Варгунина, Б. З. Мильнер и др. В них представлена система бизнес процессов организации на основе теории и методик процессного подхода, системного анализа, воспроизводственного подхода и моделирования.
Область исследования. Исследование проведено по специальности 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством- 10. Менеджмент- 10.11. Процесс управления организацией, её отдельными подсистемами и функциями. Механизмы и методы принятия и реализации управленческих решений. 10.8. Управление изменениями в экономических системах. 10.10. Проектирование систем управления организациями. Новые формы функционирования и развития систем управления организациями. Информационные системы в управлении организациями. Методология развития бизнес-процессов.
Целью диссертационного исследования является разработка методических основ формирования бизнес процессов как части применения процессного подхода к управлению организациями различных форм собственности в условиях неопределенности и определения для данной ситуации алгоритма принятия управленческих решений. В соответствии с поставленной целью намечено решить следующие исследовательские задачи:
1. Провести типологизацию базовых понятий процессного подхода в менеджменте, уточнить существующую классификацию бизнес процессов в зависимости от формы собственности организации;
2. Оценить связи и выявить соотношения, возникающие в формировании и реализации управленческих решений при применении процессного подхода к управлению организациями в условиях неопределенности. Обосновать критерии и систему показателей оценки эффективности принимаемых решений.
3. Спроектировать инструменты применения процессного подхода к управлению организациями различных форм собственности в условиях неопределенности.
4. Разработать механизм процессного подхода к управлению организациями в условиях неопределенности. Обосновать значимость бизнес процессов в управлении организациями разных форм собственности и предложить их классификацию;
5. Предложить критерии и систему показателей оценки эффективности управления информационными потоками в организациях различных форм собственности. Обосновать значимость сбалансированности интересов служб, сотрудников и целей организации при применении процессного подхода в виде логико информационных схем взаимодействия.
Поставленные задачи определили логику и структуру диссертационного исследования (рис.1).
Объект исследования — процессы принятия управленческих решений в организациях различных форм собственности.
Предмет исследования — управленческие отношения, возникающие в процессе управления в условиях неопределенности.
Теоретической основой исследования являются труды российских и зарубежных ученых в области теории процессного подхода к управлению организациями, бизнес процессов, управленческих решений и управлению организациями в условиях неопределенности. Из источников научной литературы привлекались специальные работы в области менеджмента, а также использовались методологические положения, применяемые в других областях науки: экономики знаниями, социологии, моделирование микроэкономики, психологии, философии, и др. Учитывались основные положения действующих законодательных и нормативных актов хозяйственно-административной деятельности организаций и других нормативных документов.
Методологической основой исследования послужили системный и ситуационный подходы к анализу и прогнозированию, а также формулированию общенаучных принципов и норм исследования. Технология исследования, реализации учета и оценки процессов базировалась на разработанном методически-процедурном инструментарии.
Применялись методы наблюдения и опроса, изучались автоматизированные системы обработки данных, проводился анализ используемой информации, ее обобщение и выведение зависимостей осуществлялись с помощью аналитических методов, в т. ч. ситуационного, системного, факторного, статистического, и контентного анализа и математического моделирования для получения документально не фиксируемых данных.
Рис. 1. Структурно-логическая схема диссертационного исследования.
Научные результаты, полученные автором, и их новизна:
1. Уточнено понятие процессного подхода основывающегося на бизнес процессах организации, опирающихся не столько на функциональный аспект, сколько на ее информационные потоки, переходящие от одной службы к другой в виде документооборота обеспечивающего своевременность принятия управленческих решений для получения максимальных экономических результатов при условии минимизации затрат. Определен алгоритм принципов и методов формирования и реализации бизнес процессов, как основы процессного подхода с целью обеспечения эффективного его применения к сложившейся практике менеджмента организации. Разработан механизм процессного подхода в управлении организациями в условиях неопределенности включающий алгоритм процесса принятия управленческих решений в условиях неопределенности и позволяющий адаптировать процессный подход в организациях различных форм собственности в зависимости от происходящих изменений, (пункт 10.10, 10.11 паспорта специальности 08.00.05 ВАК РФ);
2. Сформирована система сбалансированных показателей влияющих на оценку эффективности управления организации при применении процессного подхода, включающего действующую систему бизнес процессов и ее модернизацию в зависимости от внедрения изменений требований внешней среды. Предложена систематизация методов к построению и поддержке принятия и реализации управленческих решений. (10.11 паспорта специальности 08.00.05 ВАК РФ).
3. Проведена классификация бизнес процессов общего характера для всех типов организаций и определен блок специфических особенностей бизнес процессов для коммерческих организаций по отношению к не коммерческим, основанный на поэтапном формировании и применении управленческих решений по использованию ресурсов организации, (пункт 10.10, паспорта специальности 08.00.05 ВАК РФ);
4. Сформулированы принципы процессного управления организации, позволяющие определить систему целевых ориентиров организации и их причинно-следственных связей как основу формирования сбалансированных показателей. Предложены конкретные инициативырекомендации по применению процессного управления некоммерческой организации в зависимости от решаемых задач управления и применяемой системы сбалансированных показателей организации. Обоснована схема определения оптимального оперативного плана работы на основе теории игр, учитывающая экономические и социальные интересы сотрудников и окружающей среды организации с целью управления потенциальными и реальными конфликтами их интересов. Предложены критерии и систему показателей оценки эффективности управления информационными потоками в организациях различных форм собственности. Обоснована значимость сбалансированности интересов служб, сотрудников и целей организации при применении процессного подхода в виде логико информационных схем взаимодействия (10.8 паспорта специальности 08.00.05 ВАК РФ).
Практическая значимость исследования. Положения, выводы и рекомендации диссертационного исследования могут быть использованы:
— Коммерческими и некоммерческими организациями различных форм собственности в процессе формирования и реализации управленческих решений;
— Организациями различных форм собственности для расширения деятельности и реализации конкурентных преимуществ при применении процессного подхода в условиях неопределенности;
— научными организациями в исследованиях по разработке научно обоснованных направлений и подходов формирования бизнес процессов;
— высшими учебными заведениями при формировании, совершенствовании рабочих программ специальных и общепрофессиональных дисциплин. В процессе преподавания дисциплин: «менеджмент», «управленческие решения», «методология бизнес процессов», «управление изменениями» для подготовки бакалавров, магистров и специалистов.
Апробация и реализация результатов исследования. Основные результаты исследования доложены и обсуждены на международных (г. Москва 2007 г., 2011 г, г. Сургут, 2005 г., 2006 г., 2010 г., 2011), всероссийских (г. Ханты — Мансийск, 2008 г., г. Пермь, 2009 г.), региональных (г. Ханты-Мансийск, 2006 г., Сургут 2010 г.) научно-практических конференциях.
Результаты исследований, проведенных автором в области бизнес процессов, нашли свое применение в ряде организаций, будучи использованы и/или рекомендованы ко внедрению. Полученные научные результаты реализованы при выполнении грантов: по гос. контракту № 91 от 27.02.07 г. на выполнение работ по развитию и информационному наполнению раздела «Дистанционное образование» Образовательного информационного портала Ханты-Мансийского автономного округа — Югры и его сегментов. По гос. контракту № 1206 от 28.12.2007 г. на выполнение работ по развитию и информационному наполнению раздела «Управление собственным успехом» Образовательного информационного портала Ханты-Мансийского автономного округа — Югры и его сегментов. По гос. контракту № 1207 от 28.12.2007 г. на выполнение работ по созданию и информационному наполнению раздела: «Дистанционное образование», образовательного информационного портала ХМАО-Югры. По гос. контракту № 519 от 13.06.07 г. на выполнение работ по детальному и комплексному анализу действующей нормативной базыПо гос. контракту № 3/11 от 01.10.07 г. отчет Администрации (Правительства) Ханты-мансийского автономного округа — «Методика оценки социально-экономической и бюджетной эффективности реализации мероприятий программы ХМАО-Югры „Электронная Югра на 2006;2008гг.“». По гос. контракту № 4/12 от 01.10.07 г.
Использование результатов исследования позволяет также решать задачи, связанные с оценкой эффективности управленческих решений при применении процессного подхода в условиях неопределенности.
Научные положения, вырабатываемые благодаря приводимым исследованиям, использовались при разработке учебно-методической документации и находили непосредственное применение в учебном процессе. Обучение этим дисциплинам велось при подготовке студентов специальностей «менеджмент организации», обучающихся в Сургутском государственном университете на очном, заочном, бакалавриате, магистратуре, аспирантуре, повышение квалификации руководителей различных организаций ХантыМансийского региона. Методические рекомендации, теоретические результаты и положения исследования внедрены в практику учебного процесса кафедры.
Менеджмента" Сурутского государственного университета.
Публикации. Основные положения диссертации нашли отражение в 15 методических и научных публикациях общим объемом 12,9 п.л., в том числе 8,85 авторских п.л., из них 2,95 раздела в коллективной монографии, 1,9 п.л. (4статьи) опубликованы в реферируемых журналах ВАК.
Поставленные цели и задачи определили логику и структуру диссертационного исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, изложенных на 170 страницах. Содержит 17 рисунков, 37 таблиц, 10 приложений.
Список литературы
состоит из 169 источника.
Выводы по анализу применения процессного подхода к управлению документообеспечением структурных подразделений 1. Имеет место стремление к уплощению иерархии управления в структурных подразделениях вместо декларируемой многоуровневой иерархии управления (в соответствии с предоставленными структурными схемами подразделений). Характер коммуникационных связей внутри структурных подразделений можно определить как «колесо».
Элемент, А — руководитель высшего звена и в ряде случаев его заместители. Остальные элементыруководители среднего звена.
2. Отмечается информационная перегруженность элемента А, поскольку к нему сходятся практически 100% информационных каналов: к руководителям высшего звена — 96,6%- к первым заместителям -88,11%. По характеру внутреннего взаимодействия выделяются:
• наиболее эффективные структуры — структурные подразделения с числом руководителей:
19−25 человек;
6−7 человек или соответственно с количеством внутренних структур:
18−24- 5−6;
• средние по эффективности структуры — структурные подразделения с числом руководителей 4 человека или 3 внутренними структурами;
• структуры с нулевой эффективностью — структурные подразделения с числом руководителей 5 человек или 4 внутренними структурамиструктуры с отрицательной эффективностью — структурные подразделения с числом руководителей 9−13 человек или с 8−12 внутренними структурами.
3. Отмечается перегруженность каналов административной информацией: при возрастании количества структур, входящих в структурное подразделение, возрастает показатель внутреннего контроля за информацией, т. е. количества подразделений, приходящихся на один канал административной информации.
4. Полнота предоставляемой информации не зависит от размеров структурного подразделения и компенсируется увеличением внутренних связей.
5. Увеличение показателя контроля за внутренней информацией на канал соответствует уменьшению индивидуальной эффективности руководителя структурного подразделения.
Все вышеизложенное позволило сформировать механизм процессного подхода в управлении организациями в условиях неопределенности (рис.36) творческие текущие 20%.
Fiic. 36. Распределение решаемых задам по категориям внутри Обоснование методов управления изменениями в условиях неопределенности «в отношении бизнес процессов можно трактовать двояко:
• как оценка эффективности использования способа соединения бизнес процессов управления и регулируемой ими деятельности (табл.32−34);
• как совокупность уровня достижений в организации и осуществлении процесса управления организацией управленческого труда, использовании техники управления, а также требований, предъявляемых к системам управления и работникам, обусловленных стандартами, нормами и принципами морали, этики, эстетики, права, представленная в соответствующих критериях (табл. 31).
Но в целом как показало проведенное исследование необходимо комплексное взаимообусловленное применение указанных методов. Это в большей степени относится к сфере ответственности персонала, чья работа.
158 связана с документами и их умением диагностировать уровень управления в каждой конкретной системе управления, грамотно зафиксированной в документарной форме и соотнесенной с соответствующими показателями. Исследование определило из всего множества возможных вариантов два наиболее значимых в применении процессного подхода в управлении документооборотом организации .
Первый. В силу недостаточной разработанности количественных методов измерения общесистемных показателей (целеустремленность, целостность, связность, открытый характер, динамизм, стремление к развитию) в теоретико-прикладном анализе принято выделять три уровня управления бизнес процессами документооборота в организацией — высокий, средний и низкий. Высокий уровень отражает органический способ взаимосвязи управления персоналом и организационной деятельности, характеризующийся тем, что в общих целях системы управления бизнес процессами документообеспечения, выражаются коренные цели персонала, осуществляющего этот процесс, выявляется динамическое единство интересов всех участников деятельности и интересов организации в целом, формы и методы управленческого воздействия сформированных решений и соответствие их единству цели и гармонии интересов, наконец, восходящий поток документов адекватен, конкретен и характеризуется достаточной полнотой. Благоприятный морально-психологический климат, удовлетворенность трудом, дисциплина труда, демократический стиль руководства, гласность и информированность по всем важнейшим вопросам деятельности, овладение знаниями использования современной техники и технологии управления, особенно в электронном варианте документооборота — таковы основные эмпирические показатели высокого уровня управления. Такой уровень выражается также в умении вовлекать в управление все больший круг людей и формировать у них привычку работать оперативно и грамотно, творчески и с высоким уровнем ответственности к документам организации, существенно снижающим влияние неопределенности на устойчивое развитие организаций различных форм собственности .
Эмпирически на основе изучения сложного объема документов, сопровождающих деятельность организаций разных форм собственности особенно в условиях неопределенности основные методы управления такими изменениями должны базироваться на следующих критериях, представленных в таблице 27.
Заключение
.
В ходе диссертационного исследования получены следующие результаты:
Проведена типологизация базовых терминов данного исследования.
Проведена классификация факторов наиболее затрудняющих процесс выполнения основных видов деятельности в менеджменте организации и их экспертная оценка.
Предложен механизм процессного подхода управления организациями в условиях неопределенности.
Предложен алгоритм систематизации методов анализа как основы принимаемых решений на различных этапах применения механизма процессного подхода управления организациями в условиях неопределенности.
Обоснована значимость сбалансированности интересов служб, сотрудников и целей организации при применении процессного подхода в виде логико информационных схем взаимодействия, основой которой является матрица бизнес процесса разделения административных задач управления РАЗУ.
Разработаны рекомендации по расчету загруженности отделов и расчету оптимальной численности в соответствии с процессным походом к управлению организацией в условиях неопределенности.
Предложены конкретные инициативы — рекомендации по применению процессного управления некоммерческой организации. Предложены критерии и система показателей оценки эффективности управления информационными потоками в организациях различных форм собственности.
Обоснована классификация по группам рассматриваемых вопросов как основы информационного обеспечения принимаемых управленческих решений.
Обоснована схема, учитывающая экономические и социальные интересы сотрудников и окружающей среды организации, сопровождающих процессный подход в управлении организациями различных форм собственности в условиях неопределенности с целью управления потенциальными и реальными конфликтами их интересов.
Список литературы
- Адизес И.К. Управление жизненным циклом корпорации: пер. с англ. / под ред. А. Г. Сеферяна. M.: Омега-JI, 2006.
- Амстронг М. Практика управления человеческими ресурсами: пер. с англ. / под ред. С. К. Мордовина. 8-е изд. СПб.: Питер, 2004. 832 с.
- Андерсен Б. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования, пер. с англ. C.B. Ариничева / науч.ред. Ю. П. Адлер. 3-е изд. М.: РИА «Стандарты и качество», 2005.
- Андреева О.Д. Технология бизнеса: маркетинг. М.: ИНФРА-М-норма, 1997. 328 с.
- АнсоффИ. Новая корпоративная стратегия / пер. с англ. СПб.: ПИТЕР, 1999.
- Баринов В.А., Синельников A.B. Развитие организации в конкурентной среде // Менеджмент в России и за рубежом. 2000. № 6. С. 9.
- Басовский JI.Е. Менеджмент:. М.: ИНФРА-М, 2000.216с.
- Бовин A.A., Чередникова JI.E. Инновационное развитие предприятий: методологический аспект. Новосибирск: НГУЭУ, 2004. 211 с.
- Бовин A.A., Чередникова J1.E. Интеллектуальная собственность: экономический аспект. М.: ИНФР А-М, 2001.
- Большой энциклопедический словарь: в 2 т. / гл. ред. A.M. Прохоров. М.: Сов. энциклопедия, 1991. Т. 2. 768 с
- Борисов А.Б. Большой экономический словарь. 2-е изд., перераб и доп. М.: Книжный мир, 2009. 860 с. Белов A.A. Делопроизводство, документооборот. М.: Книжный Мир, 2004.
- Барановский В.П. Документационное обеспечение деятельности организации. М.: Экмос, 2000.
- Бир, С. Мозг фирмы / С. Бир М.: Радио и связь, 2003. — 416 с.
- Бусленко, Н.П. Моделирование сложных систем / Н.П. Бусленко1. М.: Наука, 1998.-399 с.
- Бухонова С.М., Дорошенко Ю. А. Методика оценки активности организации // Экономический анализ: теория и практика. 2002−2005 г., № 1.
- Валдайцев, C.B. Оценка бизнеса и управление стоимостьюпредприятия / C.B. Валдайцев. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 396 с.
- Ващекин Н.П., МунтянМ.А., Урсул А. Д. Глобализация и устойчивое развитие: монография. М.: Изд-во МГУК, 2002. 588 с.
- Виханский О.С. Стратегическое управление: учебник. 2-е изд. М.:1. Гардарика, 1998. 296 с.
- Владимирова Т.А. Анализ как составная часть финансово-экономического механизма функционирования сложных систем. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, СИФБД, 2002. 140 с.
- Воробьев С. Н., Уткин В. Б., Балдин К. В. Управленческие решения
- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 496 с.
- Воронова Э.Б. Административные задачи управления в структуре деятельности: особенности процесса переработки информации при принятии решений. Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2008. 329 с.
- Воронов Г. А. Развитие бизнес процессов в управлении организацией
- Текст. / Г. А. Воронов // Казанские науки, № 11, 2011. с 60 — 64. — 0,4 п.л.
- Воронов Г. А. Воронов С.А. Взаимосвязь инновационных технологий управления бизнесом с рисками. Технологии развития бизнес процессов Текст. / Г. А. Воронов // Предприниматель, № 3, 2007. с. 114−123. — 0,6 п.л.
- Воронов Г. А. Воронова A.A. Эффективное управление бизнес -процессами. Препринт. Сургут: СурГу, 2011. — 2,4 п. л. (авт. 1,95) Статьи, опубликованные в иных научных изданиях
- Воронов Г. А. Показатели оценки эффективности бизнес процессов // Текст. /Г.А. Воронов // Научный журнал фонда Георгия Назина «Перспектива" — „Региональная школа: перспективы развития“, Сургут, № 1−2, 2010.- с. 23−28.- (0,4 п.л.)
- Воронов Г А. Принципы разработки системы диагностики эффективности управления бизнес процессами организации. // /Г.А. Воронов // научный журнал фонда Георгия Назина „Перспектива“
- Региональная школа: перспективы развития», Сургут, № 3−4, 2011 г.- с 32−38.-(0,4 п.л.)
- Воронов Г. А. Формирование бизнес процессов /Г.А. Воронов //Сборник научных трудов Ханты-Мансийского автономного округа -Сургутский государственный университет, Сургут 2011- с. 22−28. (0,4 п.л.)
- Gleb Voronov and other Management and other Innovation Technologies and Risks text. /G. A. Voronov // Science journal of Surgut State university: «Regional university: innovation» № 3 2008.- p. 82−87- (0,4 пл.)
- Воронов Г. А. Алгоритм управления доходами Текст. /Г.А. Воронов // Сборник научных трудов Ханты-Мансийского автономного округа -Сургут: Сургутский государственный университет 2007, — с. 17−21.- (0,4 п. л)
- Воронова Э.Б., Воронов Г. А. и др. Финансовый менеджмент в условиях инновационной экономики. Сургут: Библиографика, 2010. 230 с.
- Гибсон Дж.Л., Иванцевич Д. М., Доннели Д.Х.-мл. Организации: поведение структура, процессы. М.: ИНФРА-М, 2000.
- Гражданский кодекс Российской Федерации: с постатейным приложением материалов практики Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ / Сост. Д. В. Мурзин. 2-е изд. М.: Изд-во НОРМА, 2001. 1088 с.
- Деркач А. Акмеология: Учеб. пособие. СПб.: Питер, 2003. 256 с.
- ДрукерП. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1998.
- Дятлов С.А. Экономика образования в условиях переходного периода. СПб.: СПбГУЭиФ, 1995. 161 с.
- Дятлов С.А., Давыдова O.A. Примеры расчета экономической эффективности капиталовложений в образование индивида. СПб.: СПбГУЭиФ: 2000. 15 с.
- Ен Хан, Дж. Особенности сбалансированной системы показателей / Джон Ен Хан, Beintrend, № 3, 2009 г., стр. 41−43
- Зиндер, Е.З. Новое системное проектирование: информационные технологии и бизнес-реинжиниринг//Системы управления базами данных / Е. З. Зиндер М.: Инфра-М, 2005. — 314 с.
- ЗвездоваА.Б. Принципы современной коммуникативной политики: учеб. пособие. СПб.: БалтГТУ, 2005. 76 с.
- КапланР., Нортон Д. Организация, ориентированная на стратегию. Как в новой бизнес-среде преуспевают организации, применяющие сбалансированную систему показателей / пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2005.
- КапланР., Нортон Д. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию / пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2006.
- Каплан Р., Нортон Д. Стратегические карты. Трансформация нематериальных активов в материальные результаты / пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2005.
- Капустин А.Ф. Неопределённость: виды, интерпретации, учёт при моделировании и принятии решений // Вестник СПбГУ. Серия 5: Экономика. -1993. — № 2. — стр. 108−114.
- КастельсМ. Информационная эпоха: Экономика, общество и культура / пер. с англ.- под науч. ред. О. И. Шкаратана. М.: ГУ-ВШЭ, 2000. 608 с.
- Козырев А.Н. Математический и экономический анализ интеллектуального капитала: автореф. дис. д-ра экон. наук. М.: Центральный экономико-математический институт Российской Академии наук, 2002. 28 с.
- Ковалев B.B. Финансовый анализ: методы и процедуры. М.: Финансы и статистика, 2002. 560 е.- ил. С. 31−32Калаченцов В.Д., Кобко Л. И., Рыжко А. Л. Основы применения программного инструментария для создания систем менеджмента. Москва, МАИ 2006
- Коротков Э.М. Концепция российского менеджмента. Изд-во ДеКА 2004 г. стр. 896
- Коротков Э.М. Исследование систем управления Учебник Изд-во ДеКА 2000г.стр 211.
- Коротков Э.М. Менеджмент Учебник для Вузов. Изд-во Юрайт, Москва серия Университеты России 2010 г. стр 640
- Костров A.B., Александров Д. В. Уроки менеджмента. Москва, Финансы и статистика 2005
- Кондрашова Т.К. Инновационная модель для российской экономики // Вестник Московского университета. Сер. 6: Экономика. 2005. № 6. С. 34−52.
- Коробков A. The Balanced Scorecard (сбалансированная система показателей) новые возможности для эффективного управления. Управление компанией. 2002. URL: http://www.valex.net/articles/bsc.html (дата обращения: 25.08.2009).
- Крупский А.Ю., Феоктистова Л. А. Информационный менеджмент. -Москва, Дашков и Ко 2009
- КрогГ.фон, КенеМ. Трансфер на предприятии: основные фазы и воздействующие факторы // Проблемы теории и практики управления. Международный журнал. 1996. № 2.
- Леонтьева O.A. Внутренняя среда организации: инновационность как фактор повышения конкурентоспособности // Современные наукоемкие технологии. 2007. № 12.
- Макаров В.Л., Христолюбова Н. Е., ЯковенкоЕ.Г. Справочник экономического инструментария. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2003. 515 с.
- Марконнел K.P., Брю С.Л. Экономика: принципы, проблемы и политика. В 2 т., М.: 2007.
- Мартынов Л.М. Создание ресурсов организации в информационно-коммуникационной среде: учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПб ГУЭФ, 2003. 88 с.
- Менеджмент XXI века / пер. с англ.- под ред. С. Чоудхари. М.: Инфра-М, 2002. 448 с.
- МесконМ., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1999.799 с.
- Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации / пер. с англ. под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб: Питер, 2001.
- Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий/ пер с англ. под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб: «Питер», 2001. С. 182.
- НивенПолР. Сбалансированная Система Показателей шаг за шагом: Максимальное повышение эффективности и закрепление полученных результатов / пер. с англ. Днепропетровск: Баланс-Клуб, 2003. 328 с.
- Ойхман, Е.Г., Реинжиниринг бизнеса: реинжиниринг организаций и информационные технологии / Е. Г. Ойхман, Э. М. Попов М.: Финансы и статистика, 1997. — 333 с.
- Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации: указ Президента Рос. Федерации от 28 июня 2007 № 825 (ред. от 28.04.2008).
- Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов: указ Президента Рос. Федерации от 28 апреля 2008 № 607.
- Об оценочной деятельности в Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 29 июля 1998 № 135-Ф3 (ред. от 30.06.2008).
- Об утверждении квалификационной характеристики должности «Оценщик интеллектуальной собственности»: постановление Минтруда Рос. Федерации от 24 декабря 1998 № 52.
- Об утверждении методических рекомендаций по инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности: распоряжение Минимущества Рос. Федерации № 1272-р, Минпромнауки Рос. Федерации № р-8, Минюста Рос. Федерации № 149 от 22 мая 2002.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Государственное изд-во иностранных и национальных словарей, 1953. С. 503.
- Основы внешнеэкономических знаний: словарь-справочник / С. И. Долгов, В. В. Васильев, С. П. Гончарова и др. М.: Высш. школа, 1990. 432 с.
- Основы предпринимательской деятельности / под ред. В. М. Власовой. М.: Финансы и статистика, 2000. 192 с.
- Осадчая И., Осадчий Н. Становление крупных бизнес-структур в России и их взаимоотношение с государством// Наука и жизнь, 2007, № 2.
- Осипенко О.В. Российские холдинги. Экспертные проблемы формирования и обеспечения развития. М.: Статут, 2008.-368с.
- Оценка бизнеса: учебник / под ред. А. Г. Грязновой, М. А. Федотовой. М.: Финансы и статистика, 1998. 512 с.
- Портер М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость / М. Портер- пер. с англ. 3-е изд. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. — 715 с.
- Рабочая книга практического психолога: технология эффективной профессиональной деятельности / под ред. A.A. Деркача. М.: Красная площадь, 1996. 400 с.
- Радыгин А.Д. Эволюция форм интеграции и управленческих моделей: опыт крупных российских корпораций и групп.// Российский журнал менеджмента.-М., 2004.-№ 4.
- Разманова СВ. Интеграционные процессы в нефтяном комплексе Тимано-Печорской провинции// НефтьГазПромышленность, 2006, № 4
- Райзберг Б.А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. — 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М, 1999. 479 с.
- Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия.- М.:1. Инфра-М, 2008.-826с.
- Саймон Г., Смитбург Д., Томпсон В. Менеджмент в организации: Сокр. пер. с англ. М.: РАГС «Экономика», 1995. 336 с.
- Саак А.Э., Тюшняков В. Н. Разработка управленческого решения. -СПб.: Питер, 2007. 272 с.
- Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.-271 с.
- СвищевА.В. Проблемы формирования технологий бизнес-процесов современных фирм // Менеджмент в России и за рубежом. 2003. № 2. С. 43−51.
- Сенге П. Пятая дисциплина: Искусство и практика самообучающейся организации / пер. с англ. М.: ОЛИМП-Бизнес, 1999. 406 с.
- Слесарев Е.С. Воздействие международных стратегических альянсов на процесс // Менеджмент в России и за рубежом. 2003. № 5. С. 3−17.
- Страссман П. Информация в век электроники: проблемы управления. М., 1987. 254 с.
- Словари русского языка. Толковый словарь Ефремовой. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.iiport.com.
- Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А. Н. Электронный ресурс. Режим -лстуты: http://www.inslov.rU/html-komlev/k/kontrol5.html
- Словарь иностранных слов. Комлев Н. Г. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.inslov.rU/html-komlev/a/audit.html
- Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1985 г. 1600 с.
- Современный экономический словарь. М: Инфра-М, 1997 г. 496 с.
- Соколов Б.Н. Внутренний контроль и аудит на российских предприятиях// Аудит и налогообложение, 2008, -№ 11.
- Ю4.Тодосийчук A.B. Основы управления инновационной деятельностью в организации, учеб. пособие. 2-е изд. доп. и перераб. М.: Российская академия естественных наук (отделение исследования циклов и прогнозирования), 1999. 156 с.
- Требования к повышению квалификации в области оценочной деятельности: утв. Минимуществом Рос. Федерации от 22 мая 2003 № зр-4/10 060.
- Трифилова A.A. Управление инновационным развитием предприятия. М.: Финансы и статистика, 2003. 176 с. Толковые словари. Образовательный ресурс. Бизнес словарь.
- Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.edudic.ru/biz/
- Толковые словари. Образовательный ресурс. Бухгалтерский словарь. Электронный ресурс. Режимдоступа: http://www.edudic.ru/ buh/
- Толковые словари. Образовательный ресурс. Словарь Даля. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.edudic.ru/dal/l3870/
- Толковые словари. Образовательный ресурс. Словарь Ожегова
- Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.edudic.ru/oiе/
- Толковый словарь русского языка Ушакова. Электронныйресурс. Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/dict/ushakov/
- Хаммер, M., Реинжиниринг корпорации: манифест революции вбизнесе / М. Хаммер, Д. Чампи СПб., 2000. — 332 с.
- ПЗ.Цуриков C.B., Короткова Е. А. Особые экономические зоны технико-внедренческого типа в инновационной системе России // Сибирская финансовая школа. 2007. № 4. С. 104−109.
- Чередникова Л.Е., Черепанова М. В. Разработка стратегии развития инновационного вуза на основе сбалансированной системы показателей // Сибирская финансовая школа. 2007. № 2. С. 128−135.
- Шукшунов В.Е. Состояние, перспективы развития и повышения эффективности инновационной деятельности высшей школы России. // Инновации № 6 (83), 2005.
- Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.
- Эдвиссон Л., МэлоунМ. Интеллектуальный капитал. Определениеистинной стоимости компании // Новая постиндустриальная волна на Западе: антология / под ред. В. Л. Иноземцева. М.: Academia, 1999.
- Эквин Д. Знание как новая парадигма управления // Проблемы теории и практики управления: междунар. журн. 1998. № 2. С. 2−14.
- Экономика фирмы: учебник для вузов / под ред. проф. В. Я. Горфинкеля, проф. В. А. Швандара. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 461 с.
- Abdolmohammadi M.J., Greenlay L., Poole D.V. Accounting methods for measuring intellectual capital. 1999. URL: http://www.round.table.com/ scholars/articles/acctg-intellectual-capital.html (дата обращения: 11.05.2010).
- Aghion P., HowittP. Endogenous Growth Theory. Cambridge- Mass.: MIT Press, 1998.
- AhonenG. Henkilostotilinpaatos yrityksen ikkuna menestykselliseen tulevaisuuteen. Kauppakaari, Helsinki. 1998.
- Albert S., Bradley K. Intellectual Capital as the Foundation for New Conditions relating to Organizations and Management Practices // Working Paper Series № 15. Milton Keynes. Open University Business School. 1996.
- Barsky N., MarchantG. The most valuable resource measuring and managing intellectual capital // Strategic Finance. Montvale: Feb., 2000. Vol. 81, Iss. 8- P. 58.
- BornemannM. Empircal analysis of the intellectual potential of value systems in Austria according to the VAIC? method. 1999. URL: http://www.measuring-ip.at/Opapers/Bornemann/Empirical/ EmpiricalAnalysisAustria. html (дата обращения: 11.05.2010).
- GrantR.M. The resource-based theory of competitive advantage: implication for strategy formulation? // California Management Review. 1991. Vol. 34. Spring. P. 118−119.
- Kaplan R.S., Norton D.P. Putting the balanced scorecard to work // Harvard Business Review. 1993. Sept.-Oct. P. 134−47.
- Kaplan R.S., Norton D.P. The balanced scorecard measures that drive performance (Балансовый счет мера изменения производительности) // Harvard Business Review. 1992. Jan.-Fcb. P. 71−79.
- LevB. The boundaries of financial reporting and how to extend them // Paper presented at the United States SEC Symposium on Financial Accounting and Reporting of Intangible Assets. Washington DC. 1996. April.
- PulicA. An accounting tool for 1С management. 2000. URL: http://www.vaic-on.net/ (дата обращения: 11.05.2010).
- SandvikE. Topplinjen Sanseapparatet som gjor bedriften smartere. Described (in Norwegian only). 2004. URL: http://www.humankapitalgruppen.no/ (дата обращения: 11.05.2010).
- ScarbroughH. Path (ological) dependency Core competences from an organizational perspective? // British Journal of Management. 1998. Vol. 9. P. 219 232.
- Sveiby K.E. The New Organizational Wealth: Managing and Measuring Knowledge Based Assets, Berrett Koehler, San Francisco, CA. 1997. URL: http ://www. sveiby .com/articles/Measurelntangible Assets .html (дата обращения: 11.05.2010).
- Systems of Innovation: Technologies, Institutions and Organizations / Edquist C., ed. London: Pinter, 1997.
- Tobin J. A general equilibrium approach to monetary theory // Journal of Money Credit and Banking. 1969. Vol. 1, №. 1. P. 15−29.
- Alvise P. d4 Principii e precetti di Ragioneria per rammistrazione economuca alelle aziende. Padova, 1934.
- Barclay M. J., Holderness С G. 1989. Private benefits from control of public corporations. Journal of Financial Economics 25: 371−395.
- Berle, A., and G. Means. The Modern Corporation and Private Property. (N. Y.: Macmillan, 1932).
- Bevan A., Estrin S., Kuznetsov В., Schaffer M., Angelucci M., Fennema J., Mangiarotti G. 2001. The Determinants of Privatized Enterprise Performance in Russia. Bureau of Economic Analysis: Moscow.
- Boone P., Rodionov D. 2002. Rent Seeking in Russia and CIS. Brunswick TJBS Warburg: Moscow.
- Chardonnet L. Encyclopedia des Technique de Gestion. Comptabilite analutique. Paris
- Deloume A. Les Manienrs dv argent a Pome. Eturle historigue. P: E.Thorin. Libraireediteur. 1980
- Demetsescn C.G. Istoria Contabilitatil. Bucuresti, 1972
- Demsetz H., Lehn K. 1985. The structure of corporate ownership: Causes and consequences. Journal of Political Economy 93: 1155−1177.
- Goold M., Campbell A. 1987. Strategies and Styles: The Role of the Center in Diversified Corporations. Basil Blackwell: Oxford.
- Gray S L Towards a Theory of Cultural Influence on the Development of Accounting Systems Internationally. Abacus. 1988, March. P.
- Gugliemo Ferrero. Les Lois psychologigues isu symbolisme. New York: Pantheon Boaks, 1956.
- Hajek K. Evislence definy Egypte. Praha. 1978. № 11
- Henry Mintrbery. The Nature of Managerial Work. New York: Haper and Row, 1973.-p. 72
- Higgins H.A. Responsibility Accounting / The Arthur Andersen s Chronicle. Chicago, April. 1952
- La Porta R., LopezdeSilanes F., Shleifer A., Vishny R. W. 1998. Law and finance. Journal of Political Economy 106 (6): 1113−1154.
- Lindert P. H. 1986. International Economics. 8th ed. Richard D. Irwin: Homewood, IL.
- Ravenscraft D.J. and Scherer F.M. Merges, sell-offs, and economic efficiency, Wachington: Brookings Institution, 1987.290p.
- William S Gray. The Role of Forecast information in Investment Decisions. Chicago: Commerce Clearing House, 1974, p. 52−54
- Schendel D.E., Hatten KJ. Business Policy or Strategic Management: A Broader View for an Emerging Discipline. Academy of Management Proceedings, August 1972.
- Higgins J.M. Organizational Policy and Strategic Management: Text and Cases, 2nd ed. Chicago: The Dryden Press, 1983.
- Pearce II JA. Robinson R.B. Jr. Strategic Management, 2nd ed. Homewood, III: Richard D. Irwin, 1985.
- Katz D. Cases and Concepts in Corporate Strategy. Englwood Cliffs, N.J., Prentice-Hall, 1970.
- Porter M.E. Competitive Strategy: Techniques for Analyzing Industries and Competitors. N.Y.: Free Press, 1980.
- KotlerP. Marketing Management, 5th ed. Englewood Cliffs, N.J.: Prentice-Hall, 1984.
- Glueck W.F. Business Policy and Strategic Management. N.Y.: Me Graw-Hill, 1980.
- Thompson A.A. Jr., Strickland III, A.I. Strategic Management: Concepts and Cases, 3rd ed. Piano, Tex: Business Publications, 1984.
- Smith G.D., Arnold D.R., Bizzell B.C. Business Strategy and Policy, 2nd ed. Boston, Ma.: Hoghton Mifflin, 1988.
- Alexander L.D. Successfully Implementing Strategic Decisions // Long Range Planning. Volume 18. No 3. 1985. P. 91—97.
- Aquilano, N.J., Fundamentals of operations management / N.J.,
- Aquilano, R.B. Chase, M.M. Davis Chicago: Irwin, 2005. — 667 p.
- Chase, R.B., Production and operations management: manufacturing and services / R.B. Chase, N.J. Aquilano, R.F. Jacobs. Boston: Irwin, 2008. -889 p.
- Davenport, T. H., Process innovation: reengineering work through information technology / T.H. Davenport Boston, Mass.: Harvard Business School Press, 2003. — 337 p.
- Davenport, T.H., The New Industrial Engineering: Information Technology and Business Process Redesign / T.H. Davenport, J.E. Short -Boston: Sloan Management Review, 2000. 127p.
- Deming, W.E., Quality, productivity, and competitive position / W.E. Deming Cambridge, MA: Massachusetts Institute of Technology, Center for Advanced Engineering Study, 2002. — 373 p.
- Hammer, M., Reengineering the corporation: a manifesto for business revolution / M. Hammer, J. Champy New York, NY: HarperBusiness, 2003.-223 p.
- Kaplan, R.S., The balanced scorecard / R.S. Kaplan, D.P. Northon. Boston, MA: Harvard Business School Press, 2006. 219 p.1. Анкетапо проблемам организации труда