Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Модели и методы поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в переходной экономике России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Аграрный сектор России в настоящее время переживает острый экономический кризис, сельское хозяйство оказалось на грани выживания. Старый механизм финансовых взаимоотношений АПК и государства был разрушен при отсутствии реально действующей альтернативы прежней системе жесткого государственного регулирования экономических отношений в сфере сельскохозяйственного производства. Аграрные реформы 90-х… Читать ещё >

Содержание

  • Введение >
  • 1. Экономические основы государственной поддержки деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей
    • 1. 1. Объективная необходимость государственного регулирования и поддержки производства сельскохозяйственной продукции
    • 1. 2. Мировая практика государственной поддержки производителей в сельском хозяйстве
    • 1. 3. Подходы к обеспечению государственной поддержки сельхозпредприятий в переходной экономике
  • I. 2. Влияние трансформационных изменений на состояние производственного потенциала сельскохозяйственного производства в регионе и методы обеспечения его возрождения
    • 2. 1. Мониторинг эффективности производства в сельском хозяйстве Ростовской области при переходе к рынку
    • 2. 2. Динамика развития производства сельскохозяйственной продукции на предприятиях разных форм собственности и видов хозяйствования
    • 2. 3. Пути преодоления диспаритета цен производителей сельскохозяйственной продукции, перерабатывающих и агросервисных предприятий
  • 3. Модели экономической поддержки сельскохозяйственных предприятий и условия их эффективного использования
    • 3. 1. Обоснование направлений финансового оздоровления сельскохозяйственных предприятий, регулирования доходов сельхозтоваропроизводителей
    • 3. 2. Поддержка предприятий агросервиса как мера улучшения материально-технического обеспечения сельского хозяйства

Модели и методы поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в переходной экономике России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. определяется тем, что агропромышленный комплекс является крупнейшим сектором экономики, оптимальный режим его функционирования обеспечивает продовольственную безопасность государства и его социальную стабильность. В связи с этим проблема определения и разработки оптимальных моделей и механизмов поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в условиях перехода России к рынку осо-f енно актуальна.

Необходимость исследования различных вариантов поддержки агросек-ра и регулирования его деятельности обусловлена острым экономическим изисом, сложным материально-техническим положением сельскохозяйствен. зго производства, нарушением хозяйственных связей между смежными отраслями АПК. Существующие экономические концепции классических и современных авторов в сфере госрегулирования дают основу для научных исследований в области модификации методов и инструментов государственной поддержки аграрного сектора, моделей оптимизации сельскохозяйственного производства и повышения продовольственного обеспечения России, форм развития инфраструктуры агрорынка.

Аграрная реформа, проводимая в России в 90-х годах, не принесла желаемых результатов: негативные общеэкономические тенденции ограничили возможность реализации новых форм хозяйствования, перспектив усиления мотивации труда, повышения эффективности сельскохозяйственного производства. Разрыв межхозяйственных связей, ослабление государственного контроля над ценами и оплатой труда в сельском хозяйстве, удорожание кредитных ресурсов, дефицит бюджетных средств, сокращение объемов государственного финансирования, ценовой диспаритет, снижение покупательной способности на агрорынке поставили сельскохозяйственных товаропроизводителей в тяжелые условия выживания, привели к изменению структуры цен и механизма централизованного кредитования. Причины кризисного состояния АПК многообразны и обусловлены целым рядом неучтенных факторов и особенностей постплановой экономики России, неразработанностью системы государственных регуляторов деятельности сфер АПК на макрои микроуровнях, неотработанностью моделей государственной поддержки сельских товаропроизводителей, несвоевременностью поступления дотаций и компенсаций.

В совокупности все эти факторы определяют необходимость и актуальность комплексных научных исследований методов господдержки аграрного сектора в переходной экономике России.

Степень разработанности проблемы Выбор темы диссертационного исследования определяется не только значимостью и масштабностью проблемы выбора моделей и механизмов поддержки сельхозтоваропроизводителей, но и недостаточной разработанностью этой проблемы. Вопросы государственного регулирования разрабатывались многими экономистами. А. Смит, В. Парето, Д. Кейнс и многие другие классики экономической теории прямо или косвенно затрагивали проблему государственного вмешательства и регулирования экономики в условиях рыночных отношений. Необходимость обобщения и анализа зарубежного опыта госрегулирования АПК обусловила обращение автора к работам Э. Долана, Д. Линдсея, М. Трейси, Дж. Эванса, и др., в которых рассмотрены различные теоретические и практические аспекты изучаемой проблемы.

В процессе разработки предлагаемой концепции автором использованы результаты исследований отечественных ученых: Л. Абалкина, О. Белокрыло-вой, В. Боева, Ю. Винслава, В. Добросоцкого, С. Глазьева, О. Иншакова, Н. Кетовой, В. Кузнецова, В. Ларионова, В. Милосердова, В. Овчинникова, А. Тарасова, И. Ушачева, А. Чешева, Е. Шершнева и др., в которых система государственного регулирования анализируется с позиции учета особенностей и механизмов рыночной трансформации экономики России, перспектив развития АПК на Северном Кавказе. Однако, несмотря на несомненное возрастание значения господдержки производства в сельском хозяйстве, эта проблема не разработана с учетом специфики Северокавказского региона. Необходимость изучения различных моделей, систематизации методов поддержки сельхозтоваропроизводителей, относительная неразработанность проблемы определили выбор темы диссертации, цель исследования и его задачи.

Цель и задачи исследования

Основной целью диссертационной работы является изучение сложившихся моделей поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей и обоснование научно-теоретических подходов к формированию методов поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в современных экономических условиях России, с учетом трансформации зарубежного опыта. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

— выявление объективной необходимости государственной поддержки производства сельскохозяйственной продукции;

— изучение мировой практики в области форм и методов государственного регулирования и поддержки сферы сельскохозяйственного производства;

— оценка влияния трансформационных изменений на состояние производственного потенциала сельского хозяйства в регионе, конкретизация методов обеспечения его возрождения;

— определение путей сокращения диспаритета цен производителей сельскохозяйственной продукции, перерабатывающих и агросервисных предприятий;

— разработка адаптированных к условиям российского сельского хозяйства подходов к обеспечению стабилизации и финансового оздоровления сельскохозяйственных предприятий;

— оценка моделей поддержки предприятий агросервиса в целях улучшения материально-технического обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Предмет исследования — механизм государственного регулирования и поддержки агропромышленного комплекса в переходной экономике. Объект исследования — процессы и явления характерные для функционирования аграрной схемы экономики, формы и методы его господдержки. Методологическая и теоретическая основы исследования Методологической и теоретической основой исследования явились концепции и теории, изложенные в классических и современных работах российских и зарубежных авторов по исследуемой проблеме, а также Указы Президента РФ, Законы РФ, Постановления Правительства РФ.

Эмпирической базой обеспечения доказательности концептуальных положений, достоверности выводов и практических рекомендаций явились: статистические и аналитические материалы отчетности Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области, материалы Ростовского областного комитета Госстатистики, материалы сети Internet («Консультант-плюс»), публикации в научной литературе и периодической печати.

Для анализа и обработки материалов в зависимости от поставленных целей и задач применялись различные методы экономических исследований: экономико-статистический, абстрактно-логический, монографический, расчетно-конструктивный, экспериментальный.

Положения диссертации, выносимые на защиту: 1. Функционирование экономической системы АПК, базирующейся на различных формах собственности и формах хозяйствования, в значительной степени зависит от уровня оказываемой поддержки, приоритетности направлений протекционистской политики в отношении отечественных сельхозтоваропроизводителей. Преобразования в аграрной сфере и сопряженные с ними экономические и административные меры государственного регулирования и контроля системных изменений в области сельскохозяйственных отношений осложняются резким сокращением производства сельхозпродукции, межотраслевым ценовым дисбалансом, ростом безработицы и социальной неудовлетворенности сельских жителей, которые развиваются на фоне общей экономической нестабильности.

2. Тенденции современного экономического развития российского аграрного сектора в условиях переходной экономики не имеют аналогов в мировой практике и носят в значительной степени негативный характер. В этих условиях богатейший мировой опыт в области регулирования и поддержки АПК, создания цивилизованного агрорынка может выступать концептуальной базой для разработки методов государственной экономической политики как общее стратегическое направление, в то время как конкретные меры должны рассматриваться с учетом многочисленных особенностей и критического анализа состояния аграрной экономики.

3. Отсутствие реальной бюджетной поддержки из центра, а также местных администраций активизирует в Ростовской области такие формы взаимной поддержки сельхозпроизводителей как межфермерская производственная и потребительская кооперация, общества взаимного кредитования, кооперативные машинно-технологические станции.

4. Одной из основных проблем в аграрном секторе Ростовской области, как и в России в целом, является диспаритет цен на продукцию сельского хозяйства, сельскохозяйственную технику, оборудование и ГСМ, а также услуги по переработке сельхозпродукции и агросервису. Возможность решения этого вопроса лежит, с одной стороны, в сфере государственного вмешательства в процесс формирования конечной цены продовольствия, с другой — зависит от действий участников аграрных отношений. Необходимо введение в действие экономических механизмов, препятствующих перекачиванию прибыли из сельского хозяйства в сферы переработки и торговли. Конструктивным в этом плане является формирование таких субъектов агропромышленного рынка как агрокорпорации, объединения, ассоциации, финансовопромышленные группы, в которых происходит объединение производственного, торгового, а зачастую и банковского капитала в АПК, что выравнивает условия функционирования всех сфер АПК, упорядочивает налогообложение и повышает общую эффективность агропромышленного производства.

5. В условиях рынка государство использует для регулирования развития АПК систему экономических регуляторов, включающих меры как прямого воздействия на аграрный сектор экономики — целевое финансирование, субсидирование, организацию системы государственных закупок и др., так и косвенного, путем реализации налоговой, кредитной, страховой, амортизационной и ценовой политики в агропромышленной сфере в сочетании с предоставлением свободы принятия хозяйственных решений предпринимателям, при учете интересов собственников капитала.

6. Поддержка сельскохозяйственных производителей представляет целенаправленные действия государства и негосударственных структур по стабилизации сельскохозяйственного производства и обеспечению его приспособления к изменяющимся рыночным условиям через систему ценообразования или регулирование доходов сельхозтоваропроизводителей, которые осуществляются через систему методов: субсидирование, дотирование, стимулирование ресурсосберегающих технологий, инвестирование развития инфраструктуры, повышения занятости сельского населения и т. д.

7. Механизмы поддержки агропромышленного сектора в регионе целесообразно ориентировать на развитие инновационных технологий во всех сферах АПК, формирование инфраструктуры агрорынка, создание сервисных служб, коммуникационных и информационных сетей. Эффективность поддержки будет определяться степенью решения социально-экономических проблем села, вовлеченностью в агропромышленное производство средств заинтересованных инвесторов, в том числе населения, уровнем прибыльности нормально работающих хозяйств всех форм собственности, уровнем доходов сельских товаропроизводителей.

Научная новизна диссертационной работы заключается в теоретическом исследовании моделей и методов поддержки производителей в сельском хозяйстве, обосновании концептуальных подходов к проблеме обеспечения эффективного государственного регулирования АПК в сочетании с активной предпринимательской деятельностью участников аграрного рынка.

В содержательном плане к элементам научной новизны можно отнести следующее:

— проанализированы экономические основы государственного регулирования деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей, доказана объективная необходимость господдержки аграрного сектора в связи с высоким уровнем риска и неустойчивостью доходов в сельхозпроизводстве, потребностью обеспечения паритета цен в сельском хозяйстве, промышленности и обслуживающих отраслях, а также эквивалентных обменно-распределительных отношений, целесообразностью поддержки инноваций в аграрной сфере и т. д.;

— выявлены основные тенденции развития агропроизводства в Ростовской области при переходе к рынку, которые состоят в падении сельскохозяйственного производства, выбытии из оборота значительной части земель сельскохозяйственного назначения, негативном изменении материально-технической базы сельского хозяйства, нарастающей тенденции ценового диспаритета между отраслями АПК, увеличении социальной нестабильности и росте безработицы в сельской местности;

— осуществлен мониторинг экономической эффективности деятельности сельскохозяйственных предприятий различных районов Ростовской области, выявлено влияние издержек производства и земельной обеспеченности на результаты хозяйственной деятельности сельхозтоваропроизводителей;

— произведена систематизация моделей государственного регулирования стран Центральной Европы, США, некоторых азиатских государств, позволяющая определить наиболее рациональные пути государственной поддержки АПК в России в условиях переходной экономики с учетом специфики развития регионовсформулированы методы решения проблемы ценового диспаритета между сферами АПК на основе синтеза государственных регулятивных приемов и «реформ снизу», формирование агропроизводственных корпораций, объединений, финансово-промышленных группобоснована система мер поддержки предприятий МТО АПК как основного фактора совершенствования материально-технической базы сельского хозяйства, внедрения прогрессивных способов сервисного обслуживания сельхозпредприятий, смягчения остроты проблемы межотраслевого дисбаланса в Ростовской области, развития лизинга и аренды сельскохозяйственной техники и оборудования.

Практическая значимость проведенных исследований состоит в том, что содержащиеся в работе теоретические и методические положения о подходах к государственному регулированию АПК и механизмах государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей могут быть использованы в качестве методологической и теоретической базы для научного обоснования региональных моделей поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, разработки программ стабилизации АПК Ростовской области.

Выводы и обобщения диссертационного исследования были использованы администрациями Аксайского и Багаевского районов при разработке программ поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств в 1998;1999 гг.

Теоретические разработки автора использованы при подготовке материалов методического обеспечения учебного процесса по курсу «Экономика сельского хозяйства» и спецкурсу «Государственное регулирование и поддержка в.

АПК" при проведении занятий в Новочеркасской государственной мелиоративной академии.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования доложены на научно-практических конференциях: «Коммерциализация экономики и проблемы крупного бизнеса» (г. Анапа 1998 г.), «Сельское хозяйство региона в переходной экономике: теория, практика» (г. Ростов н/Д 1998 г.), научной конференции аспирантов Ростовского государственного университета (Ростов-на-Дону, 1998, 1999 гг.).

По результатам диссертационного исследования опубликовано 4 работы общим объемом 1.7 печатных листа.

Структура и объем работы Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 163 наименования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В диссертационном исследовании автором была дана характеристика основных черт экономики агропромышленного комплекса России, методов и способов государственного регулирования сферы сельскохозяйственного производства в стране и за рубежом, проанализированы модели их адаптации к российским условиям агропроизводства.

В 90-е годы в России установился новый тип экономических отношений, прежняя система централизованного государственного регулирования экономики была разрушена. Рыночные отношения в современном мировом сообществе являются главным элементом межгосударственного взаимодействия, «открывают двери» в пространство мирового рынка, служат опорой демократического общества. Тем не менее, кроме несомненных преимуществ, они имеют и очевидные недостатки, например, не могут обеспечить оптимальное функционирование экономики с точки зрения социальной справедливости, равномерное распределение доходов, поддержание уровня цен, развитие некоммерческих направлений в области науки и техники и др. Существуют самые разнообразные авторитетные точки зрения на степень государственного вмешательства в процессы рыночной экономики, разработанные теоретически, и, частично или в полной мере оправданные практикой экономических отношений. Государство призвано решать проблемы, возникающие в ходе функционирования рыночной системы, регулировать и подвергать контролю действие ее механизмов, устранять «шероховатости» во взаимодействии различных элементов рынка. Особенно возрастает роль государственного регулирования в переходный периодпериод становления новых экономических отношений, так как здесь дополнительно имеют место проблемы присущие уходящему социально-экономическому порядку, касающиеся формирования рыночной инфраструктуры, разгосударствления, сокращения удельного веса государственного сектора экономики, развития предпринимательства и конкуренции, приспособления системы социальной защиты населения к условиям рыночной экономики, проведение рыночных реформ, оказание противодействия криминализации общества.

Особенно в государственной поддержке и регулировании нуждается сфера сельскохозяйственного производства в силу ряда объективных причин: более низкого уровня доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей по сравнению с другими отраслями экономики, высокой ресурсоемкое&trade-, сезонности и высокой степени риска сельскохозяйственного производства.

Аграрный сектор России в настоящее время переживает острый экономический кризис, сельское хозяйство оказалось на грани выживания. Старый механизм финансовых взаимоотношений АПК и государства был разрушен при отсутствии реально действующей альтернативы прежней системе жесткого государственного регулирования экономических отношений в сфере сельскохозяйственного производства. Аграрные реформы 90-х оказались неэффективными, негативные общеэкономические тенденции помешали реализовать потенциал новых форм хозяйствования. Нарушение производственно-хозяйственных связей, отсутствие надлежащего государственного контроля за ценами на сельскохозяйственную продукцию, уровня доходов сельхозтоваропроизводителей, удорожание кредитных ресурсов, сокращение объемов государственного финансирования, инфляционные процессы обусловили неэффективность функционирования агросектора, нерентабельность сельхозпроизводства, резкое ухудшение продовольственного обеспечения страны отечественными продуктами питания. Сегодня российскому сельскому хозяйству необходима политическая и экономическая поддержка, методы и механизмы которой ориентированы на мировой опыт рыночных отношений в сфере агропромышленного производства.

Страны с развитой рыночной экономикой активно участвуют в воспроизводственном процессе АПК, а сельхозтоваропроизводители в обязательном порядке учитывают курс государственной аграрной и продовольственной политики. Используется при этом весь потенциал методов государственного регулирования и поддержки АПК — от макроэкономической политики воздействия на эффективность деятельности отрасли сельского хозяйства путем поддержки национальной валюты, проведения льготной налоговой политики и др. до непосредственной поддержки доходов сельхозпроизводителей, включая прямые государственные платежи, дотации и компенсации.

Наиболее значимым элементом государственного регулирования агросек-тора является ценообразование. Каждая страна старается поддерживать определенный уровень цен и ценовое равновесие для обеспечения стабильного воспроизводственного процесса в сельском хозяйстве, сдерживания инфляционных процессов, защиты наиболее уязвимой в экономическом отношении сферы экономики. В последнее десятилетие произошла глобализация мировой экономики, снизилась разделенность региональных и национальных рынков, вместе с тем возросла опасность экспансии импорта на внутренних рынках стран, не являющимися крупными экспортерами сельскохозяйственной продукции. В этой связи очень важно обратиться к методам и способам функционирования систем защитных механизмов отечественных агрорынков, проверенных многолетним опытом в странах ЕЭС, Японии, США, основным принципом работы которых является использование таможенных пошлин и компенсационных платежей, покрывающих разницу между внутренними и мировыми ценами, выплаты компенсаций экспортерам продукции сельского хозяйства.

В сфере вопросов, касающихся поддержания необходимого уровня финансовых ресурсов сельхозтоваропроизводителей большое внимание уделяется банковскому кредитованию агропроизводства. Одним из наиболее популярных за рубежом путей банковского кредитования является создание сельскохозяйственных кооперативных банков (например, всемирно знаменитые ссудно-сберегательные сельские кооперативы Райфайзен, до сих пор играющие заметную роль во всех немецко-говорящих странах), основная задача которых состоит в аккумулировании свободных денежных средств населения и кредитование сельскохозяйственных товаропроизводителей на льготной основе.

Финансовая политика развитых стран в области налогообложения сель-хозпроизводства нацелена на использование потока средств с существующих сборов для эффективного функционирования самой отрасли: ее финансовую поддержку, отчисления на научно-исследовательские разработки, рекламу произведенной продукции. Значительная часть налоговых поступлений идет не в бюджет, а в отдельные объединения сельхозпроизводителей, покрывая часть издержек, связанных с производством и реализацией сельскохозяйственной продукции, государство следит за тем, чтобы не происходило множественности налогообложения АПК.

В целях поддержки агропроизводства государство поощряет кооперацию и интеграцию аграрных предприятий и фермерских хозяйств, участвует в процессе подключения сельскохозяйственных товаропроизводителей ко всей экономической структуре страны. Распространены полу государственные формирования по сбыту со снабженческими и сервисными функциями, объединения по продуктовому принципу, контролирующие всю цепочку прохождения сельскохозяйственной продукции от производителя к потребителю, стимулирующие рост объемов сельхозпроизводства.

Кроме того, государство осуществляет контроль за землепользованием, сохранением национальных аргофондов земель, строгое регулирование земельных отношений, содействует развитию науки и техники, повышению технологического уровня аграрного производства.

Экономические модели восстановления и поддержки сельского хозяйства, используемые за рубежом, не могут быть применены в российской практике без необходимых изменений. Страны Запада не имеют опыта проведения столь радикальных преобразований, имевших место в 80−90-х годах в России, поэтому использование мирового экономического опыта может браться в расчет скорее в качестве базовой модели, стратегии, в то время как конкретные рекомендации и механизмы регулирования и поддержки агропроизводства должны быть разработаны с учетом существующих социальных условий, сложившейся работы экономических структур и политических возможностей, традиционности в вопросе взаимоотношений государства и сельского хозяйства, исторического фактора.

Основными рычагами регулирования и поддержки агросектора, выработанными теорией и практикой рыночной экономики являются бюджетное, кредитно-финансовое, налоговое и ценовое регулирование.

В период аграрной реформы бюджетная поддержка отрасли сельского хозяйства резко пошла на спад, с каждым годом выделяются все меньшие объемы средств федерального и региональных бюджетов. Безусловно, во время общего экономического кризиса страна не может позволить себе субсидировать сельское хозяйство в полной мере, выделять на эти цели огромные средства (например, в США сельскохозяйственное производство ежегодно субсидируется в размере 50 млрд. долларов), тем не менее поддержка агропроизводства должна быть поставлена в число приоритетных задач и достигаться не столько за счет увеличения степени финансирования, сколько за счет рационализации его структуры. Важной частью государственной финансовой поддержки сельского хозяйства является компенсация удорожания средств аграрного производства, основная цель которой — смягчение ценового диспаритета между отраслями АПК. Распространенная в мировом рыночном сообществе практика лизинга и товарного кредитования оказались неэффективными в отношении сельского хозяйства России. Дело не в их ошибочности как теоретических и практических систем, а в нерациональном использовании, ошибках применения, монополизации услуг кредитных и лизинговых организаций.

Непосредственное участие коммерческих банков в процессе льготного кредитования сельхозпроизводителей позволяет избегать административного распределения и задержки финансовых ресурсов. С другой стороны этот процесс должен подлежать регулированию и контролю со стороны государственных структур, так как банки, как правило, выбирают эффективных и кредитоспособных субъектов рынка, лишая нерентабельные предприятия и крестьянские хозяйства (которых большинство) возможности улучшения своей производственной деятельности. Необходимо государственное регулирование степени льготности кредитов для сельского хозяйства, снижение процентных ставок, увеличение льготности проведения лизинговых операций. Доступность кредитных ресурсов, в свою очередь, повлияет на активизацию инвестиционных процессов, увеличение капитального строительства и реконструкции в АПК, улучшит материально-техническую базу.

Огромное значение имеет ориентация на зарубежный опыт использования льготности налогообложения сельскохозяйственного производства, уделе-ние внимания регулирующей функции налогов с учетом трудности положения сельского хозяйства в России.

Все меры ценового, бюджетного, кредитно-финансового регулирования могут оказаться неэффективны без создания финансовой и юридической базы для развития и полноценного функционирования инфраструктуры агрорынка, позволяющей предприятиям АПК иметь выход на потребителя, стабильные каналы сбыта, развитую информационную систему, избегать большой разницы в региональных ценах.

Положение АПК Ростовской области характеризуется как кризисное, требующее немедленного вмешательства областных властей. За последние несколько лет резко уменьшился годовой валовый продукт в сельском хозяйстве, снизилась урожайность сельскохозяйственных культур. Нехватка финансовых ресурсов и другие причины социально-экономического характера обусловили высокую себестоимость производства, в большинстве районов Ростовской области превышающую выручку от реализации сельскохозяйственной продукции. Оценивая экономическую эффективность сельскохозяйственного производства Ростовской области по имеющимся данным областного Комитета государственной статистики и Министерства сельского хозяйства Ростовской области можно сказать, что отрасль сельского хозяйства является самым слабым звеном региональной экономики.

Первый этап аграрных преобразований, касающихся отношений собственности на землю практически завершен — произошла реорганизация колхозов и совхозов, созданы коллективные предприятия, акционерные общества, образовалось большое число крестьянских (фермерских) хозяйств. Значительную часть в структуре хозяйств Ростовской области, реформированных организационно-правовых форм занимают акционерные общества и товарищества. Создание акционерных обществ рассчитано на крупное предпринимательство с привлечением значительных инвестиций через выпуск и размещение акций среди инвесторов. Как правило, учреждение большинства акционерных обществ в регионе этих целей не преследовало, более того, осуществлялся обратный процесс — распределение имеющегося в реорганизуемом предприятии капитала между держателями акций, что не способствовало приливу в агросферу необходимых инвестиций и еще более обострило проблему существования крупных сельскохозяйственных предприятий.

Многие экономисты придерживаются мнения, что акционерные формирования не характерны для сельского хозяйства, для отрасли более приемлемы организационные формы, основанные на личном труде их участников и наиболее полно отвечающие требованиям и специфике сельскохозяйственного производства — сельскохозяйственные кооперативы и кооперативные фермерские объединения, доля которых в последнее время стремительно возрастает. В период продовольственного кризиса возникает необходимость активного функционирования личных подсобных хозяйств населения, мелких крестьянских хозяйств, и, на фоне общего производственного спада их деятельность и объем производства составляет значительную часть в структуре сельского хозяйства страны, валовом национальном продукте отрасли. Тем не менее, для широкомасштабного развития сельскохозяйственного производства, необходима интеграция и кооперация, усиление роли крупного сельхозпроизводства, предоставляющих не только сиюминутные возможности удовлетворения продовольственных потребностей населения, но и далекие перспективы рационализации, экологизации, повышения экономичности деятельности предприятий АПК.

Причин неэффективного агропроизводства много: сложная общеэкономическая ситуация в России, диспаритет цен, недостаточное бюджетное финансирование, слабость материально-технической базы сельскохозяйственных товаропроизводителей, отсутствие развитой кооперации и ориентации на производство отдельных видов продукции, неэффективное использование земельных ресурсов и многие другие.

Централизованная государственная система экономических, правовых, организационных мер может поддержать сельскохозяйственных товаропроизводителей России и регионов, сбалансировать функционирование предприятий всех форм собственности и форм хозяйствования в сфере агропроизводства. С другой стороны, восстановление эффективной работы сельхозпредприятий невозможно без активного участия самих сельхозпроизводителей. Товаропроизводители Северо-Кавказкого региона пытаются решить проблемы восстановления АПК с помощью развития межхозяйственной и внутриотраслевой кооперации и интеграции. Особенно актуально в последнее время создание корпоративных объединений, включающих предприятия трех сфер АПК, способных аккумулировать временно свободные денежные средства для размещения их в финансовые активы, имеющие высокую доходность и ликвидность, что позволяет сельскохозяйственным предприятиям иметь относительно стабильный источник финансирования хозяйственной деятельности, контролировать ценовую и техническую политику свих партнеров, минимизировать издержки, снижать налогооблагаемую базу. Деятельность концернов приносит выгоду всем участникам объединения: сельскохозяйственные товаропроизводители получают необходимые средства производства, ресурсы, имеют стабильные каналы сбытапредприятия агросервиса осуществляют выпуск продукции поддержанный реальным спросом сельхозпроизводителей, не обременяя их высокими ценовыми «накрутками», повышается ассортимент сельскохозяйственной продукции и продовольствия на оптовых рынках области, снижаются цены. В результате выигрывают и производители и конечные потребители сельскохозяйственной продукции. За счет корпоративного объединения происходит естественное восстановление отраслевого паритета, устраняется ценовой дисбаланс между сферами агропромышленного комплекса.

В целях финансового оздоровления сельскохозяйственного производства важна государственная поддержка предприятий агросервиса, улучшение деятельности которых даст возможность восстановления материально-технической базы сельского хозяйства. Важное значение в решении этой проблемы имеет возможность вхождения предприятий агросервиса в состав финансово-промышленных групп, что дает им ряд преимуществ: повышение стабильности и саморазвития структур МТО АПК, рост степени взаимодействия с предприятиями других сфер агропромышленного комплекса, способствует оживлению инвестиционного процесса за счет соучредительства и привлечения значительных капиталов в региональную систему МТО АПК. Кроме того, должна получить дальнейшее развитие система лизинга, использование корпорационного кредита и др. Со стороны государства целесообразно осуществлять стимулирующее воздействие на рынки товаров и услуг в сфере агросервиса, субсидирование новационных проектов, проводить ценовую, бюджетную, налоговую, структурно-инвестиционную политику, устанавливать правовые нормы взаимодействия предприятий агросервиса с другими сферами АПК.

Подводя итог, можно сказать, что государственное регулирование и поддержка АПК является необходимой и важной составной частью государственной экономической политики. Все государства — участники мирового рынка оказывают значительную помощь сфере сельского хозяйства, осуществляют контроль и регулирование объемов производства сельхозпродукции, доходов агропроизводителей, охрану и слежение за правильным использованием земельных и водных ресурсов, проведением научных исследований в области сельхознаук, регулируют кредитные и инвестиционные потоки в АПК. Цель государственного вмешательства в экономические процессы, происходящие в агропромышленном комплексе — корректировка неравенства, но основным фактором, влияющим на формы и объемы государственной поддержки агросферы через цены на ее продукцию, доходы товаропроизводителей или иными способами, является обеспечение населения продовольствием, решение проблемы продовольственной безопасности страны за счет поддержания стабильного функционирования АПК.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гражданский Кодекс Российской Федерации. 4.1. от 30.11.1994 № 51-ФЗ //Закон. 1995. № 2.
  2. Закон Российской Федерации «О сельскохозяйственной кооперации» от 15.11.1995 № 193-Ф3 // Российская газета. 1995. 16 декабря.
  3. Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. 25 декабря.
  4. Постановление Правительства Российской Федерации «Об экономических условиях функционирования агропромышленного комплекса Российской Федерации в 1997 году» от 26.02.1997 № 224 // Российская газета. 1997. 13 августа.
  5. Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» от 29.12.1991 № 86 // Правительственный вестник. 1992. Январь (№ 2)
  6. Указ Президента Российской Федерации «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» от 27.10.1993 № 1767 // Приватизация и реорганизация сельскохозяйственных предприятий в России: Сборник приложений. М. 1995.
  7. Монографии, брошюры, учебно-методические пособия и статьи
  8. Аграрная экономика и политика: история и современность. М. 1996. с. 708
  9. Агропромышленный комплекс в России в 1997 г.// АПК: Экономика, управление. 1998. № 5.
  10. Е.Н. Тернистый путь российского фермера // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1996. № 8.
  11. П. Ход экономической реформы в агропромышленном комплексе области // АПК: Экономика, управление. 1997. № 9.
  12. A.M., Лукинов М. П. Создание сети продовольственных рынков России. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1996. № 9.
  13. А., Вермель Д. Продовольственное самообеспечение страны: состояние и перспективы. // АПК: Экономика, управление. 1997. № 11.
  14. М.Х. Развитие системы материально-технического обеспечения регионального АПК. Ростов н/Д.: Издательство РГУ. 1996.
  15. М.Х. Формирование рынка материальных ресурсов аграрной сферы. Ростов н/Д.: Издательство РГУ. 1996.
  16. В. Великая сельскохозяйственная держава II Наука и жизнь. 1998. № 4.
  17. О. С. Кооперация как особенность ростовской модели аграрной реформы // Тезисы. Доклады. Сообщения. «Проблемы кооперации и интеграции в АПК Российской Федерации». Ростов н/Д: «Полиграф». 1996.
  18. О. Особенности и темпы аграрных преобразований в Ростовской области. // Международный сельскохозяйственный журнал. 1996. № 1.
  19. Р., Сенчагов В. Экономика Китая: успехи и трудности // Экономист. 1995. № 3.
  20. Г. В. Государственное регулирование агропромышленного производства // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1997. № 12.
  21. В.А. Усиление личного подсобного хозяйствования на селе // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1996. № 2.
  22. В.Р., Серков А. Ф., Романов А. Е. Основные результаты аграрной реформы // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1996. № 4.
  23. В.Р., Романов А. Е., Серков А. Ф. Формирование рынка сельскохозяйственной продукции, продовольствия и материально-технических ресурсов // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих отраслей. 1997. № 2.
  24. А. Структурная политика и инвестиционная деятельность АПК // АПК: Экономика, управление. 1997. № 7.
  25. Н., Назаренко А. Ценовой паритет в сельском хозяйстве // АПК: Экономика, управление. 1994. № 8.
  26. А. О выживании агропромышленного комплекса // Российский экономический журнал. 1995. № 5−6.
  27. Варианты реорганизации сельскохозяйственных предприятий / Под ред. И. Дуэль. М. Энциклопедия российских деревень. 1997.
  28. . С. Преобразование земельных отношений в восточном регионе ФРГ // АПК: Экономика, управление. 1997. № 3.
  29. В.В. Пятилетка донских реформ. Научно-методическое пособие. Ростов н/Д: РГЭА. 1997.
  30. А. Аграрная политика Швеции: роль государства в регулировании рыночных отношений // АПК: Экономика, управление. 1998. № 8.
  31. Е. Нидерланды сельскохозяйственная сверхдержава. // Сельская жизнь. 1991. 20 ноября.
  32. А. Основы адаптивной агроэкономики // Международный сельскохозяйственный журнал. 1994. № 5.
  33. А. Обеспечение продовольственной безопасности России задача стратегическая // АПК: Экономика, управление. 1998. № 8.
  34. Государственное регулирование экономики / Под ред. Н. Б. Антоновой. Мн.: ООО «Мисанта». 1996.
  35. P.P. Новый этап аграрного кризиса: содержание и последствия. // Российский экономический журнал. 1998. № 6.
  36. А., Решетилова Н., Цыпкин Ю. Экономический потенциал при эффективной земельной реформе в России. // АПК: Экономика, управление. 1998. № 3.
  37. В. Продовольственный комплекс США и фирмы агробизнеса // Вопросы экономики. 1991. № 3.
  38. С.И. Пути реализации коллективной формы собственности. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1991. № 12.
  39. Э. Дж, Линдсней Д. Рынок: микроэкономическая модель / Пер. с англ. В. Лукашевича и др.- Под общ. Ред. Б. Лисовика и В. Лукашевича. СПб., 1992.-496 с.
  40. П.И. Эффективность реформ в сельском хозяйстве // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1996. № 8.
  41. О. Структурные изменения в аграрном секторе России. // АПК: Экономика, управление. 1997. № 2.
  42. В.П., Овчаров Ю. М. и др. Система ведения агропромышленного производства Ростовской области (на период 1996—2000 гг.) ч. 1. Ростов н/Д. 1996.
  43. В. 160 человек за столом фермера. Как датский фермер кормит 160 человек. // Новое время. 1990. № 30.
  44. Е. Приоритеты аграрной политики России // АПК: Экономика, управление. 1998. № 3.
  45. В., Родионова Н. Зарубежный опыт и проблемы развития АПК России // Международный сельскохозяйственный журнал. 1996 № 1.
  46. А. Проблемы аграрной реформы в России // АПК: Экономика, управление. 1995. № 7.
  47. Е. О мерах преодоления кризисной ситуации в АПК // АПК: Экономика, управление. 1995. № 9.
  48. В. Опыт государственной поддержки агропромышленного комплекса во Франции // АПК: Экономика, управление. 1994. № 11.
  49. А.П. Использование производственного потенциала сельского хозяйства в России в условиях формирования многоукладной экономики рыночных отношений. М. 1995.
  50. В.М., Челомбитько В. И., Галаев И. А. Состояние земельных ме-лиораций в Ростовской области // Мелиорация и водное хозяйство. 1998 № 1.
  51. В.П. Принципы финансирования агропромышленного комплекса // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1998. № 1.
  52. Н. Развитие форм собственности на современном производстве // Мировая экономика и международные отношения. 1992. № 3.
  53. О.В. Механизм социально-рыночной трансформации и устойчивого развития АПК России. Волгоград: Изд-во Волгоградского государственного университета. 1995 г.
  54. Э., Бекер М., Нельсон А. Эффективное фермерское хозяйствование. М.: «Агропромиздат». 1991 г.
  55. JI.H., Никитина М. В., Рукосуев П. Н. и др. Эффективность сельскохозяйственного производства. Вопросы теории и методологии. М.: Издательство «Наука». 1984.
  56. В.В. Формирование механизма реализации кооперативной собственности (на примере ПК И АО) // Вестник Московского Университета, сер. 6. Экономика. 1995. № 1.
  57. С.В. Государственное регулирование сельского хозяйства в условиях переходной экономики. М.: Институт экономики РАН. 1994.
  58. С.В. Аграрная реформа по английски // Свободная мысль. 1991. № 16.
  59. З.А. Налоговое регулирование стимулирования инвестиционных вложений Н Сельское хозяйство региона в переходной экономике: теория, практика. Доклады. Сообщения. Тезисы. Выпуск 1. Ростов н/Д: ВНИИЭиН, ЦОП «Коралл-Микро». 1998.
  60. В. Иран: в поисках нового имиджа // Деловые люди. 1994. № 49. Октябрь.
  61. М.П. Основные тенденции формирования российского рынка сельскохозяйственной продукции // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1997. № 8.
  62. Н. Земельные отношения и государственное регулирование за рубежом // Международный сельскохозяйственный журнал. 1994. № 6.
  63. Ю.А. Концептуальные подходы к преодалению кризиса в агро-сервисе. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1996. № 3.
  64. Краткий статистический сборник. Ростовская область в цифрах. 1997. Госкомстат России. Ростовский областной комитет государственной статистики. Ростов н/Д. 1998.
  65. Краткий статистический сборник. Ростовская область в цифрах. 1996. Госкомстат России. Ростовский областной комитет государственной статистики. Ростов н/Д. 1997.
  66. И.С. Бельгия: опыт решения национальных проблем // Политическое обозрение. 1989. № 6.
  67. В.В. Рыночная экономика (Вопросы теории и практики). Ростов н/Д. 1997.
  68. В.В. Агропромышленный комплекс Северного Кавказа // АПК: Экономика, управление. 1997. № 7.
  69. В.В., Тарасов А. Н., Дунаев В. Л., Лысенко Е. Г. Личные подсобные хозяйства сельского населения: факторы развития и экономическое поведение в переходной экономике. Ростов н/Д: ЦОП «Коралл-Микро». 1998.
  70. В.В., Гарькавый В. В., Тарасов А. Н. и др. Региональная экономика: проблемы, стратегия развития АПК. Ростов н/Д: ВНИИЭиН. 1998.
  71. В.В., Заколодская Л. И., Стецура Р. Н. и др. Модели организации территориальных оптовых рынков плодоовощной продукции. Ростов н/Д: ВНИИЭиН. 1997.
  72. Р. Место и роль различных форм собственности в условиях рынка // АПК: Экономика, управление. 1998. № 3.
  73. С. Проблемы углубления реформ в регионалном АПК // АПК: Экономика, управление. 1997. № 10.
  74. Ю. Аграрная реформа: куда идти //АПК: Экономика, управление. 1995. № 11.
  75. Ли Сан Дук. Сельское хозяйство Южной Кореи // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1997. № 9.
  76. О. Государственная собственность в странах развитой рыночной экономики (анализ опыта управления) // Вопросы экономики. 1993. № 10.
  77. Н. Рынок промышленных средств производства для сельского хозяйства // АПК: Экономика, управление. 1998. № 6.
  78. Е. Рационально использовать землю // Экономика сельского хозяйства России. 1996 № 9.
  79. В. Швейцарский фермер в условиях рынка // Сельская жизнь. 1990. 24 августа.
  80. Г. Оптовые продовольственные рыни: современное состоряние и перспективы развития.// АПК: Экономика, управление. 1997. № 10.
  81. Г. Межрегиональные связи и продовольственный рынок // АПК: Экономика, управление. 1998. № 2.
  82. К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. T.l. М.: Издательство «Республика». 1992.
  83. К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. Т.2. М.: Издательство «Республика». 1992.
  84. В.Ф. О налогообложении предприятий АПК // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1997. № 3
  85. В. Стабилизировать агропроизводство. // АПК: Экономика, управление. 1998. № 6.
  86. В. Российская модель и зарубежный опыт земельных реформ // Международный сельскохозяйственный журнал. 1995. № 2.
  87. В. Сельское хозяйство России и мировой продовольственный рынок // Международный сельскохозяйственный журнал. 1996. № 1.
  88. В., Шмелев Г. Государственная политика в аграрной сфере // Вопросы экономики. 1996. № 9.
  89. С. Агромаркетинговая инфраструктура и ее роль в развитии рыночных отношений // АПК: Экономика, управление. 1998. № 12.
  90. А.А. спираль многовековой драмы: аграрная наука и политика России (XVII-XX). М.: Энциклопедия российских деревень. 1995 г.
  91. В. Многообразие форм российских сельскохозяйственных предприятий // Российский экономический журнал. 1995. № 9.
  92. Нормативная база сельхозпредприятия. Практическое пособие по ее формированию в современных условиях. Ростов н/Д: ВНИИЭиН. 1995.
  93. В.Н., Кетова Н. П., Солдатова Л. Ю., Кристаллаки С. Регулирование функционирования региональных продовольственных рынков Юга России и Греции // Этюды о переходной экономике. Ростов н/Д: Издательство Ростовского университета. 1998.
  94. В.Н. Рынок и проблемы хозяйствования // Международный сельскохозяйственный журнал. 1992. № 6.
  95. А., Огарков С. Иностранные инвестиции в агропромышленный комплекс России // АПК: Экономика, управление. 1997. № 6.
  96. А. Инвестиционная политика и воспроизводство основных фондов в системах производства // АПК: Экономика, управление. 1998. № 11.
  97. Основы экономической теории и практики рыночных реформ в России. / Под ред. М. М. Загорулько, О. В. Иншакова, В. Н. Овчинникова и др. М.: «Логос». 1997.
  98. И .Я., Чужинов П. И., Исмуратов С. Б. Экономика крестьянского хозяйства. М.: Интерпресс. 1995.
  99. И.Я., Чужинов П. И. Экономика сельского хозяйства. Алма-Ата: «Кайнар». 1998.
  100. А.В. Специфика сельского хозяйства и современная аграрная реформа в России. М.: Энциклопедия российских деревень. 1995
  101. .И. Развитие сельскохозяйственной кооперации в условиях многоукладной экономики аграрного сектора России // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1996. № 10.
  102. . И. Внутренние резервы агропромышленного комплекса России // АПК: Экономика, управление. 1997. № 3.
  103. Т. Управление сельским хозяйством в Финляндии // АПК: Экономика, управление. 1996. № 7.
  104. Производственно-экономические показатели развития агропромышленного комплекса Российской Федерации в 1997 году. М.: МСХ и продовольствия. 1998. Ч. 1.
  105. Региональный компонент общего образования. Природа, население и хозяйство Ростовской области. 4.2. / Под редакцией Смагиной Т. А., Кизиц-кого М. И. Ростов н/Д: Издательство Ростовской области ИУУ. 1995.
  106. Региональная экономика: проблемы, стратегия развития АПК. / Под ред. В. В. Кузнецова. Ростов н/Д: ВНИИЭиН. 1998.
  107. Г. Агропромышленному комплексу России надежное научное обеспечение // АПК: Экономика, управление. 1997. № 4.
  108. В. Результаты и перспективы аграрной реформ // АПК: Экономика, управление. 1997. № 3.
  109. Рыманова J1. Совершенствование кредитования организаций // АПК: Экономика, управление. 1998. № 9.
  110. Рыночные отношения в агропромышленном производстве России. Мн.: ЗАО «Армита-Маркетинг». 1997.
  111. С., Сазонова Д. Производственно-экономическая результативность деятельности крестьянских хозяйств // АПК: Экономика, управление. 1997. № 3.
  112. В. Формы собственности и виды хозяйствования в условиях реформы. // АПК: Экономика, управление. 1998. № 1.
  113. Сельское хозяйство в экономике Юга России: кооперация и проблемы экономического развития (сборник научных трудов) Ростов н/Д: ЦОП «Коралл-Микро». 1997.
  114. А.Ф. Итоги и перспективы формирования сельскохозяйственного рынка // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1996. № 10.
  115. Е. Особенности государственной поддержки аграрного сектора в России // Вопросы экономики. 1996. № 7.
  116. Е., Мелюхина О. Оценка уровня государственной поддержки сельского хозяйства: применимость стандартных методов в переходной экономике // Вопросы экономики. 1996. № 7.
  117. Е., Янбых Р. Кредитование сельского хозяйства России: состояние и перспективы // Вопросы экономики. 1996. № 8.
  118. А. Пути выхода из сельскохозяйственного кризиса // АПК: Экономика, управление. 1995. № 9.
  119. А. Богатство народов. М., 1962.
  120. Л.Г. Организационно-экономические основы использования земель в новых условиях хозяйствования. Автореферат диссертации. Ростов н/Д. 1998.
  121. Социально-экономическое положение Ростовской области // Региональный выпуск «Экономика и жизнь» Еженедельник «Деловые ведомости» 1997.
  122. Статистический ежегодник. Ростовская область. 1996. Госкомстат России. Ростовский областной комитет государственной статистики. Ростов н/Д. 1997.
  123. Е., Кочетков JT. Экономическая роль правительства и государственное регулирование сельского хозяйства в США // Международный сельскохозяйственный журнал. 1995. № 2.
  124. А., Маскутова JI. Крестьянская кооперация на Юге России // Экономика сельского хозяйства России. 1997. № 1.
  125. А. Интеграция и кооперация в сельском хозяйстве Ростовской области // АПК: Экономика, управление. 1995. № 9.
  126. А. Формирование региональных рынков сельскохозяйственной продукции // АПК: Экономика, управление. 1998. № 4.
  127. Теоретическая экономика, (политэкономия). / Под ред. Г. П. Журавлевой, Н. Н. Мильчаковой. М.- 1996.
  128. А. Агропромышленный комплекс стран СНГ в годы реформ // АПК: Экономика, управление. 1997. № 6.
  129. А. Реалии аграрной реформы в России // АПК: Экономика, управление. 1998. № 7.
  130. А. Проблемы формирования аграрного рынка СНГ // АПК: Экономика, управление. 1998. № 4.
  131. В.А. Пути совершенствования региональной структуры управления АПК. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1996. № 12.
  132. А. Развивать отношения лизинга // АПК: Экономика, управление. 1998. № 8.
  133. М. Сельское хозяйство и продовольствие в экономике развитых стран. СПб.: «Экономическая школа». 1995.
  134. В. Информационная служба АПК на региональном уровне // АПК: Экономика, управление. 1998. № 12.
  135. И. Аграрная реформа в России и проблемы ее интеграции в мировое сообщество // Международный сельскохозяйственный журнал. 1996.№ 1.
  136. И.Г. Аграрная реформа и проблемы развития кооперации в АПК России. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1996. № 10.
  137. О. Еще раз о южнокорейском феномене // Деловой мир. 1992. 2 апреля.
  138. В. Принципы функционирования различных типов сельскохозяйственных кооперативов // АПК: Экономика, управление. 1997. № 8.t
  139. М. Лизинг: игра стоит свеч. // Экономика и жизнь. 1998. № 26. Июнь.
  140. Н., РадугинН. Черный передел // АПК: Экономика, управление. 1998. № 6.
  141. И. Системное ведение агропромышленного производства области // АПК: Экономика, управление. 1995. № 11.
  142. В. Стабилизировать работу агропромышленного комплекса в России // АПК: Экономика, управление. 1997. № 4.
  143. Л.И. Политика цен торговли и государственной поддержки / АПК: Экономика, управление. 1996. № 1.
  144. Л.И. Возможные пути реформирования денежного кредитования АПК // Аграрная экономика и политика: история и современность. М.: Аграрный институт. 1996.
  145. А.В. Крестьянское хозяйство. Избранные труды. М.: Экономика. 1989.
  146. А.В. Записки о современном состоянии сельского хозяйства СССР по сравнению с его довоенным положением и положением сельского хозяйства капиталистических стран // АПК: Экономика, управление. 1998. № 7.
  147. А.В. Избранные произведения / Под ред. А. А. Никонова, A.M. Емельянова. М.: «Московский рабочий». 1989.
  148. А.В. Краткий курс кооперации. 4-е изд. М.: «Кооперативное издательство». 1925.
  149. А.Е. Агропромышленная корпорация орган хозяйственного управления специализированными предприятиями // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1996. № 5.
  150. Е. Государственная поддержка и регулирование агропромышленного производства // АПК: Экономика, управление. 1998. № 7.
  151. А. Великолепная восьмерка: об экономическом росте стран Юго-Восточной Азии. // Новое время. 1993. № 47.
  152. Г., А.В. Чаянов о сущности и основных принципах сельскохозяйственной кооперации // АПК: Экономика, управление. 1998. № 2.
  153. В. По пути реальных преобразований // АПК: Экономика, управление. 1998. № 4.
  154. В. Курсом стабилизации агропромышленного производства // АПК: Экономика, управление. 1996. № 5.
  155. Экономика: Учебник / Под ред. Доц. А. С. Булатова 2-е изд., перераб. И доп. — М.: Издательство «Бек», 1997.
  156. Экономические аспекты рыночных преобразований в АПК (ученые записки). Ростов н/Д. 1998.
  157. Экономические проблемы АПК. М.: ВНИИЭСХ. 1996.
  158. Экономическая оценка сельскохозяйственных угодий Ростовской области / Под ред. А. С. Чешева, Е. М. Цвелева. Ростов н/Д: Издательство Ростовского государственного университета. 1991.
  159. М. Регулирование аграрного сектора России // АПК: Экономика, управление. 1998. № 3
  160. Д. Региональная аграрная политика в современных условиях // АПК: Экономика, управление. 1998. № 10.
  161. A.M. О финансово-промышленых группах в аграрной сфере // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1998 № 1.
  162. Р.Г. Сельскохозяйственный кредит на кооперативной основе: международный опыт и пекущее состояние в России // Аграрная экономика и политика: история и совр-еменность. М.: Аграрный институт. 1996
Заполнить форму текущей работой