Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Особенности налогообложения в сфере электронной коммерции

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В соответствии с вышеуказанными критериями была оценена возможность применения метода структурного анализа и проектирования (БАОТ) и методов экономико-математического моделирования (ЭММ), в частности, таких как методы линейного программирования, имитационное моделирование, модели сетевого планирования и управления, метод трендовых моделей, метод балансовых моделей, метод эконометрических моделей… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Анализ основных тенденций в налогообложении предпринимательских субъектов электронной коммерции
    • 1. 1. Значение и роль электронной коммерции в контексте фискальной политики государства
    • 1. 2. Анализ основных моделей обеспечения электронной коммерции
      • 1. 2. 1. Модель финансового обеспечения электронной коммерции
      • 1. 2. 2. Модель программно-технического обеспечения электронной коммерции. ф
    • 1. 3. Анализ мировой практики совершенствования механизма налогообложения предпринимательских субъектов электронной коммерции
      • 1. 3. 1. Анализ практики совершенствования механизма налогообложения предпринимательских субъектов электронной коммерции в США
      • 1. 3. 2. Анализ практики совершенствования механизма налогообложения предпринимательских субъектов электронной коммерции в Великобритании
      • 1. 3. 3. Анализ налоговой системы РФ в контексте налогообложения субъектов электронной коммерции
  • ВЫВОДЫ
  • ГЛАВА 2. Исследование и разработка комплекса мероприятий по совершенствованию налогового механизма налогообложения электронной коммерции
    • 2. 1. Критерии выбора метода проектирования и разработки комплекса мероприятий
    • 2. 2. Выбор и обоснование метода проектирования и разработки комплекса мероприятий
      • 2. 2. 1. Методы экономико-математического моделирования (ЭММ)
      • 2. 2. 2. Технология структурного анализа и проектирования (БАОТ)
    • 2. 3. Разработка комплекса мероприятий по совершенствованию налогового механизма
      • 2. 3. 1. Определение базовых элементов комплекса мероприятий по совершенствованию налогового механизма. 2.3.2. Дуги данных (объекты)
      • 2. 3. 3. Функциональная декомпозиция комплекса мероприятий по совершенствованию налогового механизма
  • ВЫВОДЫ
  • ГЛАВА 3. Практические аспекты реализации комплекса мероприятий по совершенствованию налогового механизма налогообложения электронной коммерции
    • 3. 1. Нормативно-экономические принципы налогообложения электронной коммерции
      • 3. 1. 1. Принципы определения налоговой юрисдикции
      • 3. 1. 2. Принципы определения объекта налогообложения
      • 3. 1. 3. Принципы исчисления налога
      • 3. 1. 4. Принципы распределения налоговых платежей между налоговыми юрисдикциями
    • 3. 2. Оценка экономической эффективности нормативно-экономических принципов налогообложения электронной коммерции
      • 3. 2. 1. Исходные данные для проведения оценки экономической эффективности
      • 3. 2. 2. Пример практической реализация правил и расчет их экономической эффективности
    • 3. 3. Перспективы практической реализации нормативно-экономических принципов налогообложения электронной коммерции в Российской Федерации
      • 3. 3. 1. Мероприятия организационного характера
      • 3. 3. 2. Мероприятия по информационно-техническому обеспечению
      • 3. 3. 3. Мероприятия по совершенствованию нормативного обеспечения
      • 3. 3. 4. Международное сотрудничество
  • ВЫВОДЫ

Особенности налогообложения в сфере электронной коммерции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящий момент не вызывает сомнений то обстоятельство, что широкое распространение глобальных информационных сетей внесло необратимые изменения в процесс социально-экономического развития общества. При этом следует особо отметить тот факт, что наибольшие изменения произошли в сфере экономики, как в мировом масштабе, так и на уровне отдельных государств. Одним из наиболее знаменательных событий в данном контексте является возникновение такого вида экономической деятельности как электронная коммерция. Притом, что классическая формула «товар — деньги — товар» практически не претерпела изменений, электронная коммерция коренным образом изменила существующие представления о принципах торговли.

С появлением электронной коммерции перестали иметь существенное значение такие важные прежде характеристики как географическое расположение покупателей и продавцов, время необходимое для совершения сделки, суверенные границы государств, и т. д. Впервые в истории представилась возможность продавать и поставлять широкий ассортимент цифровых продуктов и услуг, освободившись от затрат, обусловленных расстояниями и таможенной политикой различных государств. И даже для материальных товаров, реализация которых связана с пересечением географических границ, электронная коммерция как никогда прежде отвечает интересам покупателей и продавцов во всем мире. Для потребителя не имеет значения, в какой точке мира была сделана покупка — в Москве, Сиднее или Лос-Анджелесе — имеет значение только тот факт, кто из продавцов предлагает лучший товар по лучшей цене.

Также важно отметить тот факт, что в рамках системы электронной коммерции произошло формирование принципиально нового объекта сделки купли-продажи — товара, не имеющего материального выражения, представленного исключительно цифровым содержанием, например, программное обеспечение, тексты различного содержания, видеофильмы, музыкальные произведения и т. д. Здесь необходимо подчеркнуть, что возникновение проблем налогообложения субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере электронной коммерции, связано, главным образом, именно в связи с вышеуказанным обстоятельством.

Статистические данные свидетельствуют о том, что в Соединенных Штатах доходы от покупок, осуществляемых в сфере электронной коммерции, насчитывали приблизительно 13 миллиардов долларов США в 1998 году, и по прогнозам аналитиков достигнут величины в 108 миллиардов долларов США в 2003 году — что представляет практически десятикратное увеличение объемов осуществляемых сделок. Будет уместным отметить, что по экспертным оценкам Министерства РФ по налогам и сборам объем сделок в сфере электронной коммерции в 2001 году в России составил 400 — 600 млн долл. Таким образом, можно сделать вывод о том, что предпринимательская деятельность в сфере электронной коммерции является одним из стратегических ресурсов и внутренних источников развития экономики Российской.

Федерации, в связи с чем возникает необходимость исследования особенностей фискальной деятельности государства в указанной сфере.

Высокие темпы роста электронной коммерции являются причиной для беспокойства правительств многих стран, поскольку действующие механизмы налогообложения1 не в полной мере учитывают специфические особенности данного вида экономической деятельности. Таким образом, проблема налогообложения субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере электронной коммерции перестала носить теоретический характер и перешла в практическую область. Вместе с тем. применение существующего механизма налогообложения в отношении указанных субъектов, может обусловить снижение темпов роста в электронной коммерции, и в конечном итоге, привести к стагнации.

Практическая важность указанных проблем влечет за собой необходимость совершенствования механизма реализации налоговой политики государства в сфере электронной коммерции, с тем, чтобы в полной мере учесть специфические особенности электронной коммерции и, в конечном итоге, обеспечить развитие данного вида предпринимательской деятельности, представляющей собой один из стратегический ресурсов и внутренних источников развития национальной экономики в целом и ее предпринимательских структур.

Целью исследования является выявление особенностей налогообложения в сфере электронной коммерции и разработка рекомендаций по совершенствованию налогового механизма в части налогообложения субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере электронной коммерции.

Поставленная цель обуславливает необходимость решения следующих задач:

• исследование специфики электронной коммерции, заключающееся в выделении и проведении содержательного анализа основных моделей, обеспечивающих функционирование электронной коммерции, с целью выявления факторов, оказывающих влияние на элементы налога и отдельные категории международного налогового права (элементы налогообложения);

• анализ мировой практики формирования моделей налогообложения субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере электронной коммерции, и анализ налоговой системы Российской Федерации в контексте налогообложения данных субъектов.

• постановка ключевых проблем, связанных с налогообложением субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере электронной коммерции;

• определение критериев выбора методов проектирования и разработки комплекса мероприятий по совершенствованию налогового механизма в части налогообложения субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере электронной коммерции, а также требований, предъявляемых к данному комплексу мероприятий;

1 Механизм налогообложения (налоговый механизм) представляет собой совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложение, включая широкий арсенал различного рода настроечных инструментов (налоговые льготы, налоговые ставки, способы обложения и др).

• обоснование и выбор методов проектирования и разработки комплекса мероприятий по совершенствованию налогового механизма в части налогообложения субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере электронной коммерции, в соответствии с установленными критериями выбора;

• проектирование и разработка комплекса мероприятий по совершенствованию налогового механизма в части налогообложения субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере электронной коммерции, и теоретическое обоснование нормативно-экономических принципов составляющих его основу (далее по тексту — нормативно-экономические принципы налогообложения электронной коммерции);

• проведение экспериментальных расчетов, необходимых для оценки экономической эффективности нормативно-экономических принципов налогообложения электронной коммерции;

• разработка плана перспективных мероприятий по практической реализации в Российской Федерации нормативно-экономических принципов налогообложения электронной коммерции.

Объектом исследования является электронная коммерция, как вид экономической деятельности, осуществляемый при помощи глобальных информационных сетей, в части тех структурных компонентов (моделей обеспечения), которые обуславливают специфику налогообложения данного вида деятельности.

Предметом исследования являются существующие в настоящий момент модели налогообложения экономических субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность в глобальных информационных сетях.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили работы российских и зарубежных ученых и экспертов в области налогообложения, исследования глобальных информационных сетей и технологии структурного анализа и проектирования. При работе над диссертацией и для решения поставленных задач использовались как общенаучные методы познания (анализ и синтез, обобщение, сравнение и группировка), так и методы структурного анализа и проектирования (8АОТ).

Эмпирической основой исследования являются аналитические данные, опубликованные в отечественной и зарубежной научной литературе, нормативные акты Российской Федерации, регламентирующие отдельные правовые и экономические аспекты хозяйственной деятельности, а также статистические данные, характеризующие существенные характеристики исследуемого объекта. В качестве примеров в работе использованы гипотетические данные, наиболее характерно отражающие специфику рассматриваемой проблемы. В процессе работы проверка различных гипотез проводилась с помощью изучения различных примеров для установления типичности и применимости конкретного метода и адаптации теоретических методов к практическим условиям.

Научная новизна работы заключается в разработке нового решения актуальной экономической задачи, связанной с налогообложением субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере электронной коммерции, не имеющего аналогов в современной хозяйственной практике.

Результаты, определяющие научную новизну исследования, заключаются в следующем:

• определены факторы, оказывающие влияние на элементы налогообложения, на основе анализа специфических характеристик моделей обеспечения электронной коммерции. В числе данных факторов: фактор экстерриториальности транзакций, фактор анонимности транзакций, фактор нематериального представительства, фактор защищенности данных, фактор международного статуса.

• сформулированы ключевые проблемы налогообложения субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере электронной коммерции. Указанные проблемы заключаются в следующем:

• определение налоговой юрисдикции субъектов электронной коммерции;

• определение объекта налогообложения в электронной коммерции;

• осуществление налогового контроля в сфере электронной коммерции.

• определены критерии выбора метода проектирования и разработки комплекса мероприятий по совершенствованию налогового механизма в части налогообложения субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере электронной коммерции, в соответствии со спецификой выявленных проблем: критерий адекватности представления, критерий динамики и критерий формализации.

• обосновано применение метода структурного анализа и проектирования (БАОТ) для проектирования и разработки комплекса мероприятий по совершенствованию налогового механизма в части налогообложения субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере электронной коммерции, на основе результатов исследования существующих методов проектирования и разработки в соответствии с установленным критериями.

• осуществлены проектирование и разработка комплекса мероприятий по совершенствованию налогового механизма в части налогообложения субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере электронной коммерциикомплекс мероприятий представлен в виде взаимосвязанной совокупности 5АОТ-диаграмм.

• разработаны и систематизированы нормативно-экономические принципы налогообложения субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере электронной коммерции: введение единого налога на доходы компаний, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере электронной коммерцииопределение универсального для всех налоговых юрисдикций объекта налогообложения единым налогом на доходы компаний, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере электронной коммерцииустановление диапазона возможных изменений налоговой ставки по единому налогу. Данная мера призвана обеспечить равномерное распределение налоговых поступлений от единого налога на доходы компаний, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере электронной коммерции, в бюджетах отдельных государствунификация налоговой базы.

— введение единого порядка определения налоговой базы при осуществлении сделок в системе электронной коммерцииустранение двойного экономического налогообложения, выражаемое в предотвращение взимания двух и более налогов с одной налоговой базы.

• дана оценка экономической эффективности предлагаемых нормативно-экономических принципов налогообложения субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере электронной коммерции. Так, в результате введения единого налога на доходы компаний, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере электронной коммерции, унификации налогооблагаемой базы и введения единой ставки налогообложения субъектов электронной коммерции было достигнуто снижение показателя налогового бремени (г) более чем на 20% (с 55,4% до 35%), что соответствует критерию экономической эффективности комплекса мероприятий по совершенствованию налогового механизма в части налогообложения субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере электронной коммерции.

• разработан перспективный план мероприятий по практической реализации в Российской Федерации нормативно-экономических принципов налогообложения субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере электронной коммерции, который представлен следующими основными направлениями: мероприятия организационного характера, мероприятия по информационно-техническому обеспечению, мероприятия по совершенствованию законодательной базы и мероприятия по международному сотрудничеству.

Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты позволяют экономически обосновано подходить к проблеме налогообложения субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере электронной коммерции, с учетом специфики данного вида деятельности. Кроме того, предложенный комплекс мероприятий по совершенствованию налогового механизма в части налогообложения субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере электронной коммерции, может быть использован в разработке практических рекомендаций и нормативных актов, связанных с регулированием налогообложения в сфере электронной коммерции.

Практическая апробация результатов исследования выразилась в том, что отдельные результаты исследования были использованы при консультировании Межрегиональной налоговой инспекции по оперативному контролю за проблемными налогоплательщиками при МНС РФ при разработке проекта Методических указаний по проведению налоговых проверок предприятий, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере электронного бизнеса.

По теме диссертационного исследования опубликовано две работы общим объемом 0,5 п.л., основные положения диссертации изложены в тезисах к докладу на второй научно-практической конференции «Информационный бизнес» (Москва, МГУЭСИ, ноябрь 2000 год).

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Диссертационное исследование содержит 168 страниц машинописного текста, И таблиц, 10 рисунков, библиографический список литературы содержит 41 наименование.

ВЫВОДЫ.

В настоящей главе были осуществлены разработка и описание нормативно-экономических принципов налогообложения электронной коммерции, которые имеют следующее содержание:

• Введение единого налога на доходы компаний, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере электронной коммерции;

• Определение универсального для всех налоговых юрисдикции объекта налогообложения единым налогом на доходы компаний, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере электронной коммерции;

• Установление диапазона возможных изменений налоговой ставки по единому налогу. Данная мера призвана обеспечить равномерное распределение налоговых поступлений от единого налога на доходы компаний, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере электронной коммерции, в бюджетах отдельных государств.

• Унификация налоговой базы — введение единого порядка определения налоговой базы при осуществлении сделок в системе электронной коммерции.

• Устранение двойного экономического налогообложения, выражаемое в предотвращение взимания двух и более налогов с одной налоговой базы.

Первоочередные меры по практической реализации нормативно-экономических принципов налогообложения электронной коммерции необходимо осуществлять в следующих направлениях:

• Разработка и подписание заинтересованными государствами международного соглашения (конвенции) о налогообложении компаний, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере электронной коммерции;

• Учреждение международного агентства по налогообложению электронной коммерции, главной задачей которого является координация действий национальных налоговых органов в данной сфере экономики;

• Согласование и принятие международного соглашения (конвенции) об обмене информацией о налоговых правонарушениях.

Проведенное исследование экономической эффективности нормативно-экономических принципов налогообложения электронной коммерции, показало, что: в результате введения единого налога на доходы компаний, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере электронной коммерции, унификации налогооблагаемой базы и введения единой ставки налогообложения субъектов электронной коммерции было достигнуто снижение показателя налогового бремени (г) более чем на 20% (с 55,4% до 35%), что соответствует критерию эффективности концептуальной модели налогообложения электронной коммерциипропорциональное распределение налоговых платежей минимизировало возможность двойного налогообложения субъекта электронной коммерциипринцип постоянного представительства позволил организовать эффективную систему налогового контроля над субъектами электронной коммерции.

В своей совокупности действие указанных позитивных факторов в перспективе должно привести к увеличению оборотов по реализации товаров (работ, услуг) в сфере электронной коммерции, что, в свою очередь, с определенной степенью уверенности позволяет прогнозировать расширение налогооблагаемой базы и, соответственно, налоговых поступлений. На основании вышеизложенных фактов автором был сделан положительный вывод о соответствии нормативно-экономических принципов, разработанных в соответствии с комплексом мероприятий по совершенствованию налогового механизма в части налогообложения субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере электронной коммерции, критерию экономической эффективности.

Кроме того, в настоящей главе были представлен перспективный план практической реализации нормативно-экономических принципов налогообложения электронной коммерции в Российской Федерации, разработанный по четырем основным направленияморганизационное, информационно-техническое, нормативное и международное сотрудничество.

Вышеуказанные мероприятия были разработаны в соответствии с нормативно-экономических принципами налогообложения электронной коммерции и заключаются в следующем.

• Учреждение Национального агентства по налогообложению электронной коммерции (НАНЭК) и определение его полномочий;

• Разработка программного обеспечения, необходимого для решения таких задач как регистрация и ведение базы данных налогоплательщиков (субъектов электронной коммерции), сбор и обработка деклараций, подаваемых налогоплательщиками (субъектами электронной коммерции) и т. д.

• Мероприятии по совершенствованию нормативного обеспечения нормативно-экономических принципов налогообложения электронной коммерции, в том числе дополнение Налогового кодекса Российской Федерации главой «Особенности налогообложения предпринимательских субъектов электронной коммерции» и определение перечня законодательных актов о налогах и сборах, которые потребуют изменений в связи с введением в действие данной главы, а также определение перечня и разработка проекта подзаконных нормативных актов, которые необходимо принять во исполнение главы «Особенности налогообложения субъектов электронной коммерции» НК РФ,.

• Развитие международного сотрудничества по таким направлениям как усыновление долгосрочных контактов с Национальными агентствами по налогообложению электрощит коммерции в других государствах, представительство в Международном агенте г не по налогообложению электронной коммерции. а также ряд других мероприятий, предусматривающих необходимость международного участия.

В своей совокупности вышеперечисленные результаты свидетельствуют о достижении целей, поставленных в настоящей главе, что позволяет сделать положительный вывод о возможности практической реализации нормативно-экономических принципов налогообложения электронной коммерции, разработанных в соответствии с комплексом мероприятий по совершенствованию налогового механизма в части налогообложения субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере электронной коммерции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Электронная коммерция, представляя собой однн из стратегических ресурсов и внутренних источников развития национальной экономики в целом и ее предпринимательских структур в частности, также является и потенциально перспективным источником налоговых поступлений в доходную часть бюджета Российской Федерации. Вместе с тем, специфические особенности электронной коммерции осложняют применение сложившихся на протяжении многих лет принципов налогообложения, что обуславливает необходимость модернизации и адаптации данных принципов с учетом реалий «новой экономки» При этом важно отметить, то обстоятельство, что формальный подход к использованию традиционных принципов налогообложения применительно к электронной коммерции может иметь негативные последствия для данной отрасли, находящейся на этапе своего становления и развития.

В результате проведенного исследования были решены следующие научно-практические задачи.

• исследование специфики электронной коммерции, выделение и проведение содержательного анализа основных моделей, обеспечивающих функционирование электронной коммерции, с целью выявления факторов, оказывающих влияние на элементы налога и отдельные категории международного налогового права;

• анализ мировой практики формирования моделей налогообложения субъектов электронной коммерции и анализ налоговой системы Российской Федерации в контексте налогообложения субъектов электронной коммерции;

• постановка ключевых проблем, связанных с налогообложением субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере электронной коммерции;

• определение критериев выбора методов проектирования и разработки комплекса мероприятий по совершенствованию налогового механизма в части налогообложения субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере электронной коммерции;

• обоснование и выбор методов проектирования и разработки комплекса мероприятий по совершенствованию налогового механизма в части налогообложения субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере электронной коммерции в соответствии с установленными критериями выбора,.

• проектирование и разработка комплекса мероприятий по совершенствованию налоговою механизма в части налогообложения субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере электронной коммерции и теоретическое обоснование нормативно-экономических принципов (далее, но тексту — нормативно-экономические принципы налогообложения электронной коммерции).

• проведение экспериментальных расчетов, необходимых для оценки экономической эффективности нормативно-экономических принципов налогообложения электронной коммерции;

• разработка плана перспективных мероприятий по практической реализации в Российской Федерации нормативно-экономических принципов налогообложения электронной коммерции. что в конечном итоге позволило достичь цель настоящей диссертационной работы, которая заключалась в разработке комплекса мероприятий по совершенствованию налогового механизма в части налогообложения су&ьектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере электронной коммерции, основное назначение которого заключается в определении и систематизации действий по совершенствованию механизма налогообложения субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере электронной коммерции. Решение вышеуказанных задач в своей логической последовательности нашло отражение в настоящем исследовании.

В первой главе диссертационной работы было проведено исследование основных тенденций в налогообложении предпринимательских субъектов, выделение и проведение содержательного анализа основных моделей, обеспечивающих функционирование электронной коммерции, с целью выявления факторов, оказывающих влияние на элементы налога и отдельные категории международного налогового права. В числе данных факторов были выявлены такие как:

• фактор экстерриториальности транзакций;

• фактор анонимности транзакций;

• фактор анонимности клиента;

• фактор нематериального представительства;

• фактор защищенности данных;

• фактор международного статуса.

Кроме того, в первой главе был проведен анализ мировой практики совершенствования механизма налогообложения субъектов электронной коммерции и анализ налоговой системы Российской Федерации в контексте налогообложения субъектов электронной коммерции. Результатом анализа является вывод о том, что сложившаяся в настоящий момент практика совершенствования механизма налогообложения предпринимательских субъектов электронной коммерции в Соединенных Штатах Америки и Великобритании, не в полной мере учитывает влияние факторов, обусловленных основными характеристиками моделей обеспечения электронной коммерции, и представляет собой относительно успешную попытку адаптации существующих правил налогообложения иностранных компаний, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории данных государств, безотносительно к специфике деятельности субъектов электронной коммерции. Результатом анализа налоговой системы Российской Федерации в контексте налогообложения субъектов электронной коммерции являются выводы о том, что в наибольшей степени подвержены влиянию факторов, обусловленных спецификой моделей обеспечения электронной коммерции, налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость и налог с продаж, а также о том. том, что в настоящий момент налоговая система Российской Федерации нуждается в усовершенствовании действующего законодательства, а также во внедрении новых принципов налогообложения, учитывающих специфику электронной коммерции.

Вышеуказанные выводы позволили осуществить постановку ключевых проблем, связанных с налогообложением субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере электронной коммерции.

• Определение налоговой юрисдикции субъектов электронной коммерции:

• Определение объекта налогообложения в электронной коммерции,.

• Осуществление налогового контроля в сфере электронной коммерции.

Во второй главе диссертационной работы дано обоснование и осуществлен выбор метода проектирования и разработки комплекса мероприятий по совершенствованию налогового механизма в части налогообложения субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере электронной коммерции, в соответствии с установленными критериями выбора В числе критериев выбора метода были выделены следующие:

• критерий адекватности представления;

• критерий динамики;

• критерий формализации.

В соответствии с вышеуказанными критериями была оценена возможность применения метода структурного анализа и проектирования (БАОТ) и методов экономико-математического моделирования (ЭММ), в частности, таких как методы линейного программирования, имитационное моделирование, модели сетевого планирования и управления, метод трендовых моделей, метод балансовых моделей, метод эконометрических моделей, для проектирования и разработки комплекса мероприятий по совершенствованию налогового механизма в части налогообложения субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере электронной коммерции Результатом проведенного исследования является вывод о том, что единственным методом, который одновременно отвечает всем критериям выбора является технология структурного анализа и проектирования (БАО'Г) Кроме того, был получен важный вывод, заключающийся в том, что проблематика налогообложения электронной коммерции не исключает возможность применения методов ЭММ в тех случаях, когда на практике буду внедрены нормативно-экономические принципы налогообложения электронной коммерции и пояшмся информационная основа для применения данных методов.

В результате применение методов структурного анализа и проектирования позволило получим, формализованное представление комплекса мероприятии, направленных на реализацию фискальной функции в сети Интернет Глубина декомпозиции функций, обусловившая подробную доили запию их описания, создала основу для формирования нормативно-экономических принципов налогообложения субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере электронной коммерции.

В третьей главе диссертационной работы дано теоретическое обоснование нормативно-экономических принципов данной модели, которые имеют следующее выражение.

• Введение единого налога на доходы компаний, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере электронной коммерции.

• Определение универсального для всех налоговых юрисдикции объекта налогообложения единым налогом на доходы компаний, осуществляющих предпринимательскую деятельное п. и сфере электронной коммерции,.

• Установление диапазона возможных изменений налоговой ставки по единому налоп Данная мера призвана обеспечить равномерное распределение налоговых поступлений ог единою налога на доходы компаний, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере электронной коммерции, в бюджетах отдельных государств.

• Унификация налоговой базы — введение единого порядка определения налоговой базы при осуществлении сделок в системе электронной коммерции.

• Устранение двойного экономического налогообложения, выражаемое в предотвращение взимания двух и более налогов с одной налоговой базы.

Кроме того, в данной главе были проведены экспериментальные расчеты, необходимые для оценки эффективности нормативно-экономических правил налогообложения электронной коммерции, разработанных в соответствии с комплексом мероприятий по совершенствованию налогового механизма в части налогообложения субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере электронной коммерции, результаты которых позволили сделать положительный вывод о соответствии данного комплекса и разработанных в соответствии с ним принципов критерию экономической эффективности. Завершающим этапом диссертационного исследования явилась разработка плана перспективных мероприятий по практической реализашш нормативно-экономических принципов налогообложения электронной коммерции в Российской Федерации, разработанный, но четырем основным направлениям: организационное, информационно-техническое, нормативное и международное.

•I сотрудничество.

В заключение следует отметить, что решение проблем налогообложения субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере электронной коммерции, носит неоднозначный характер и является предметом для дискуссий, что обуславливает необходимость дальнейших научных исследований в данном направлении.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Русакова И. Г, Кашин В А. Толкушкин, А В. Налоги и налогообложение учебное пособие .ия вузов, //М.- ЮНИТИ, 2000 г. 452 с.
  2. Поляк Г Б. Романова А. Н. Налоги и налогообложение, учебное пособие для вузов' М ЮПИ 111. 2002 г. 328 с.
  3. С.Ф. Погорлецкий, А И Налоги и налоговое планирование в мировой экономике, СПб издательство «Полиус», 1998 г -492 с.
  4. Д.С. Налоговая проверка. Методика проведения.// СПб: «Питер», 1997 г 264 с
  5. В.Г., Налоги и налогообложение в Российской Федерации. / 'М.: МЦФЭР. 2002 г 640 с
  6. Бухгалтерский учет и налогообложение хозяйственных договоров .' М. Центр «Налоги и финансовое право», 1997 г. 364 с.
  7. В.В. Налоговые и бухгалтерские нарушения. Методы выявления и исправления М «Главбух», 1999 г. -240 с.
  8. В.В., Гармаш А. Н., Дайитбегов Д. М. Экономико-математические методы и прикладные модели// М. ЮНИТИ, 2000 г. 456 с.
  9. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 г. № 65 «О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002−2010 годы)».
  10. Налоговый кодекс Российской Федерации (в ред. 29.05.2002 г.)
  11. Eileen Shanahan, «WWW.TAXFREE.COM,» Governing Magazine, December, 1998, p 34.12 «Taxing Times on the Internet,» The Washington Times, April 10, 1998.
  12. Draft Resolution on Interstate Sales Tax Collections, Multistate Tax Commission. August 7, 1998
  13. Robert MacMillan, «Daschle Alters Tax Freedom Act Selections», Newsbytes, December 11, 1998
  14. Laura Loro, «Marketers Look to Stave Off Net Taxes,» Business Marketing, April I, 1999
  15. Austan Goolsbee and Jonathan Zittram, «Evaluating the Costs and Benefits of Taxing Internet Commerce.» draft article for the National Tax Journal, May 20, 1999.
  16. David Hardesty, «Internet Tax Freedom Act,» Tax Adviser, No 1. Vol 30. January. 1999, p 53
  17. O. Marcus, «Nexus On the Information Superhighway,» Paper presented at the National ssociatuin ot Slate Budget Officers Spring Meeting, April 199 722. «Surey Results. State Use Tax Collection.» Software Industry Issuer. 1996
  18. Karl A. Frieden and Michael E. Porter, «The Taxation of Cyberspace State Tax Issues Related to the Internet and Electronic Commerce,» Arthur Anderson, 1999.
  19. Taxation of Cyberspace (second edition), Deloitte & Touche LLP, 1999
  20. Public Law No 86−272 8505, 101(a) (codified as amended at 15 U S C 381−3S4)
  21. Austan Goolsbee, «In a World Without Borders The Impact of Taxes on Internet Commerce.» National Bureau of Economic Research Working Paper № 6863, November, 199 827 «New Push for Taxing E-Commerce,» Wired News Report, July 19. 1999
  22. Thomas W. Bonnett, «Is the New Global Economy Leaving State-Local Tax Structures Behind'». National League of Cities Report #3701, January, 1998.
  23. Stephen Moore and Dean Stansel, «A Fiscal Policy Report Card On America’s Governors 1994.» Cato Institute Policy Analysis No 203, January 28, 1994.
  24. Electronic Commerce and the Role of the WTO, Geneva: WTO Publications, 1998.
  25. Harmful Tax Competition. An Emerging Global Issue, Paris: Organisation for Economic Co-Operation and Development, 1998.
  26. Michael R. McEvoy, «Feds Suggest Policies for Internet Commerce,» Rochester Business Journal, Decembei 13, 1996.
  27. Electronic Commerce. A Discussion Paper On Taxation Issues, OECD Discussion Paper, Sept 17, 1998
  28. Electronic Commerce and Canada’s Tax Administration A Response bv the Ministei of National Revenue to his Advisory Committee’s Repoit on Electronic Commerce, September 199S
Заполнить форму текущей работой