Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Идея культуры в протестантской теологии XX века

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Первую группу составляют тексты протестантских теологовпосвященные вопросамкультуры. Разумеется, — возникает вопрос отбора таких текстов. Было: бы практически невозможно в рамках одной работы рассмотреть все. написанное и сказанное протестантами по поводу культуры в XX веке. Нам представляетсячто вполне, допустимо сконцентрировать свое внимание на основополагающих текстах, определивших проблемное… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Основные направления изучения культуры в протаном модернизме
    • 1. Культура как проблема теологии культуры
    • 2. Феноменкуляризации в теологичом екте
    • 3. «Теология надеждьг»: культура в атологичой пеективе
    • 4. Время и логкультуры в экзенциальной теологии
    • 5. Концептуализация идеи культуры в работах Ричарда Нибура
  • Глава 2. Теология культуры в протестантском
  • Традиционализме
    • 1. Преодоление модерна и новые перспективы европеой культуры
    • 2. Анализ мировоззренческих оснований современной культуры
    • 3. Ркий протантизм: по культурной идентични
    • 4. Модельановления теологии культуры

Идея культуры в протестантской теологии XX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность работы.

Существуют вопросы, которые составляют «фон» человеческого бытия. На них нельзя найти ответа, который устроил бы всех, но и проигнорировать их тоже невозможно. Это, прежде всего, вопросы о смысле жизни и мировоззренческих ценностях.

В XX веке в европейской культуре были поставлены под сомнение и г I смысл, и ценности предшествовавших столетий. Во многом это было связано с кризисом христианской идеи.

Лежат ли в основании западной культуры христианские ценности? Можно ли сохранить идею ценности, отбросив при этом приставку «христианские»? Это вопросы, которые должны волновать не только теологов.

Проблема соотношения светской и религиозной культур в рамках европейской цивилизации остается в ряду острых вопросов. Были периоды, когда чаша весов клонилась в сторону религиозного решения проблемы. XX век ознаменовался попыткой решить ее, исходя из секулярной парадигмы. Примечательно, что именно XX век, когда атеизм впервые в истории стал государственной идеологией в нашей стране и занял господствующее положение в умах европейской элиты, был ознаменован глобальными потрясениями.

В начале XXI века проблема диалога светской и религиозной культуры Европы — это вопрос о самой сущности этой культуры. Достаточно вспомнить дискуссии об одном из пунктов конституции Евросоюза, упоминавшем иудео-христианские корни европейской цивилизации [145]. В нашей стране ведутся споры о возможности и допустимости введения в школьную программу предмета «Основы православной культуры». В результате общество разделяется на два непримиримых лагеря.

Очевидно, что начало XXI века ознаменовано обострением противостояния светского и религиозного начал. Отчасти это связано с изменением баланса сил. Эпоха Постмодерна стала для многих временем духовных поисков, выражавшихся в самых разных формах религиозности. Когда какое-либо начало становится самодовлеющим, мы получаем, по меткому замечанию В. С. Соловьева, либо «Бесчеловечного бога», либо «Безбожного человека».1.

Можно полагать, что одной из причин кризиса современной западной культуры явилась секуляризация. Этот феномен неразрывно связан с самой историей протестантизма. «Протестантский» способ мышления во многом-способствовал секуляризации западного общества. Вместе с тем, как это ни парадоксально, именно в протестантской теологии ведется и наиболее активный поиск путей преодоления кризиса «безверия».

России, вступившей на новый путь развития, чрезвычайно важно обратить внимание на опыт, который был выработан в рамках протестантской теологии культуры. В" конечном счете, именно этот опыт может послужить необходимой «вакциной» отразмывания духовных ценностей национальной культуры.

Еще одна «линия напряжения» обнаружилась в наше время при столкновении европейской цивилизации с цивилизациями Востока. Как справедливо отмечает С. Хантингтон, религиозная составляющая играет в этом столкновении — конфликте не последнюю роль,[138]. В XXI веке число конфликтов, в которые так или иначе вовлечена религия, сильно возросло. Интерпретация происходящих событий требует более глубокого понимания внутренней сути религиозных явлений. Именно этому призван способствовать анализ идеи культуры, выработанной в рамках протестантской теологии.

1 B.C. Соловьев в своей работе «Три силы» применил это противопоставление в отношении западной и мусульманской культур, но, оно существует и в рамках европейской цивилизации.

Степень научной разработанности проблемы.

В современной культурологии образовалась лакуна между множеством исследований, осуществленных в рамках теологии культуры, и практически полным отсутствием теоретического обобщения этого обширного материала. На сегодняшний день почти не существует работ, в которых систематизировались бы концепции, сформировавшиеся в рамках теологии культуры. Это направление упоминается либо в общих обзорах проблем христианской теологии, либо в очерках, посвященных многообразию культурфилософских идей.

Работы многих протестантских теологов культуры по-прежнему мало знакомы российским культурологам. Между тем эти работы в значительной степени повлияли на западноевропейский научный дискурс в области наук о культуре. Примером могут служить идеи Дж. Эдварда Вейза мл., Ф. Шеффера, Томаса К. Одена, Стенли Гренца, обсуждаемые в западной науке.

Анализ концепций протестантского богословия дан в работах как западных, так и отечественных авторов. В ряду наиболее значимых исследований западных мыслителей следует указать на работы М. Вебера, Ф. Э. Реати, Й. Л. Громадки, Г. Гартфельда, Т. Лейна, Г. Кюнга, Л. Йозефа, А. Маграта, П. Рикёра, Б. Хегглунда, М. Эриксона, А. Швейцера.

В ряду отечественных мыслителей, затрагивающих протестантскую проблематику в своих работах, следует назвать А. Меня, В. И. Гараджу, С. Лёзова, В. И. Добренькова, С. А. Исаева, A.A. Кислову, А. И. Пигалева, Л. Н. Митрохина, М. С. Уварова, А. Малера, В. А. Бачинина, Л. А. Маркову, Н. Х. Орлову, C.B. Санникова, В. К. Шохина, Н. С. Юлину, М. М. Шахнович, Л. П. Воронкову, Т. П. Лифинцеву, В. А. Петрицкого.

Следует отметить, что огромный вклад в развитие христианской идеи культуры внесли православные и католические мыслители. Среди католических богословов, разрабатывавших идею культуры, можно назвать П. Пупара, Р. Гвардини, Ж. Маритена, Э. Жильсона, Тейяра де Шардена. Среди православных мыслителей культурологическая проблематика занимает важное место в трудах Н. А. Бердяева, B.C. Соловьева, С. Н. Булгакова, В. В. Розанова, C.JI. Франка, П. А. Флоренского, Н. О. Лосского, В. Н. Лосского, Н. Ф. Федорова. В протестантских исследованиях идея культуры отражена в работах П. Тиллиха, Д. Бонхёффера, Р. Нибура, А. Кайпера, К. С. Льюиса, Ю. Мольтмана, Д. Петерсена, Д. Ноубеля, О. Розенштока-Хюсси, X. Рокмакера, Д. Сайра, Дж. Стотта, А. Хаутепена, Т. С. Элиота, X. Кокса.

Большинство работ, относящихся к теологии культуры, все еще не переведены на русский язык. Работы таких исследователей как Д. Адаме, В. Баучем, Д. Беббингтон, К. Картер, Р. Клэпп, Д. Дарк, К. Детвейлер, Ф. Дженкинс, Д. Хегеман, М. Хортон, У. Катерберг, пока не доступны русскоязычному читателю. Но даже переведенные работы зачастую анализируются либо с богословской, либо с философской точки зрения. Собственно культурологическая проблематика остается при таком анализе за скобками. Данное исследование призвано внести вклад в решение этой проблемы.

Объектом исследования является эволюция протестантской теологии XX века, рассмотренная в культурологическом контексте.

Необходимо отметить, что специфика культурологического рассмотрения данной проблемы подразумевает, во-первых, изучение своеобразия идеи культуры, сформировавшейся в протестантизмево-вторых, рассмотрение самой теологии культуры как культурного феномена XX века.

Предмет исследования — идея культуры как одна из фундаментальных проблем протестантской теологии.

Цель диссертационного исследования заключается в выявлении проблемного поля протестантской теологии культуры в призме общей специфики теолого-культурологических концепций.

Для достижения цели в исследовании ставятся и решаются следующие задачи:

— определение. сущности и границ теологии культуры как особого направления в культурологических исследованиях-.

— изучение основных подходовк осмыслению культуры, существующих в протестантском богословии-:

— анализ в историко-культурной перспективе трудов тех. мыслителей, которые непосредственно разрабатывали концёпцию теологии культуры;

— исследование философско-мето дологических оснований различных направлений теологии культуры и определение их характерных черт;

— выявление места протестантской* теологии культуры в общем комплексе культурологического знания.

Гипотеза исследования.

Идея культуры в протестантской теологии XX в. воплощает в себе сложную проблематику соотношения светскогои религиозного? начал. Ощущение кризиса* институциональной религии* привело к развитию теологиикультуры, в рамках которой, концептуализировались два богословских направления. Первое направление, связанное с протестантским модернизмом, постулировало- «смерть Бога», второе направление, связанное с консервативным богословием, осмысляло существующий кризис как «смерть культуры».

Источниковедческая база исследования.

Источники, использованные в данном исследовании, могут быть разделены на две группы.

Первую группу составляют тексты протестантских теологовпосвященные вопросамкультуры. Разумеется, — возникает вопрос отбора таких текстов. Было: бы практически невозможно в рамках одной работы рассмотреть все. написанное и сказанное протестантами по поводу культуры в XX веке. Нам представляетсячто вполне, допустимо сконцентрировать свое внимание на основополагающих текстах, определивших проблемное поле теологии культуры. Таких тестов оказывается не слишком много. Можно назвать около десяти мыслителей, наметивших основные направления развития протестантской мысли. Это, прежде всего, Пауль Тиллих [126−128], благодаря которому термин «теология культуры» вошел в V философско-богословский дискурс. Фундаментальными являются также труды Ричарда Нибура [143]. Большое значение для теологии культуры имеют идеи, высказанные Дитрихом Бонхёффером [16−19]. Эти идеи впоследствии развиты Харви Коксом [51]. Важным источником являются работы Карла Барта [3−8], во многом определившие развитие протестантского богословия в XX веке. Интересной представляется позиция О. Розенштока-Хюсси [110−113], развивавшего христианскую философию диалога. Большой вклад в развитие христианского понимания культуры внесли труды Ф. Шеффера [148−153], Дж.Э. Вейза мл. [24], Т. К. Одена [88], Д. Ноубеля [86], Дж. Сайра [117] и других мыслителей. Оригинальные идеи представлены в трудах русских исследователей И. В. Подберезского [97−98], В. В. Солодовникова [121−122], М. Н. Черенкова [144], В. А. Бачинина [9−12].

Вторую группу анализируемых текстов составляют работы протестантских теологов, посвященные разным явлениям художественной культуры. Множество дискуссий в протестантской среде ведется по поводу отношения к определенным музыкальным, литературным, кинематографическим, живописным и т. д. произведениям. Хотя эти дискуссии являются вторичными для нашего исследования, по ним можно воссоздать определенную идею культуры, бытующую в некоторых протестантских деноминациях. Здесь мы опирались на труды Х. Р. Рокмакера [114], С. Миллера [73], Дж. Пакера [90], Э. Уилсон-Диксона [135] и других исследователей [3, 142].

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующих основных положениях:

— впервые проанализированы в культурологическом аспекте труды таких протестантских теологов, как Дж.Э. Вейз мл., Ф. Шеффер, Т. К. Оден;

— выявлены базовые тенденции формирования теологии культуры в русском протестантизме;

— представлена модель развития диалога «церковь — культура» в истории европейской цивилизации;

— выявлена антиномия «смерть Бога» — «смерть культуры», лежащая в основе разнообразия концепций теологии культуры в XX веке.

Методологическая база исследования.

Поскольку материалом исследования являются богословско-культурологические тексты, основным методом изучения избран герменевтический анализ. В работе также используются компаративный и синхронистический методы анализа. Использование данных методов вызвано необходимостью не только сравнить теории между собой, но и сопоставить их с действительностью. Метод системного анализа позволил выявить линии взаимодействия разных теологических направлений. Анализ типологических моделей протестантской теологии культуры потребовал применения аналитико-описательного метода, предполагающего исследование отдельных элементов языка, мышления, этических установок в рамках рассматриваемых концепций.

Научно-практическая значимость диссертационного исследования заключается в систематизации существующих в настоящее время теологических концепций культуры. Материалы диссертации могут быть использованы в научно-исследовательской работе и педагогической практике (курсах философии и теории культуры, дисциплинам религиоведческого цикла). Также хочется надеяться, что данная работа будет способствовать формированию более глубокого диалога между богословием и другими гуманитарными науками.

Положения, выносимые на защиту.

1. Протестантская теология культуры возникает в XX в. как теоретическая дисциплина и существует в двух основных формах: модернизма и традиционализма. Первая половина XX в. ознаменована поиском возможностей диалога с секулярной культурой, чем обусловлен поворот к теологическому модернизму. Во второй половине XX в. возникают новые концепции теологии культуры, связанные с глобальными изменениями в европейском мировоззрении. Намечается возврат к теологическому традиционализму.

2. Активная разработка идеи культуры в теологии XX в. связана с ощущением кризиса европейской цивилизации. Богословы видели причину кризиса не только в утрате христианских ценностей, но и в неспособности церкви говорить на «современном» языке.

3. Модернистскую теологию культуры можно описать как диалог с эпохой модерна. В этом смысле она обращена в прошлое и не может найти адекватных ответов на вызов времени. Церковь, придерживающаяся такой идеи культуры, занимает оборонительную позицию, смиряясь с «дехристианизацией» общества. Как правило, теологи этого направления в скрытой или явной форме провозглашают «смерть Бога».

4. Противоположную теологическую позицию можно представить как диалог с эпохой Постмодерна. Идея культуры здесь связана с обращенностью в будущее. Церковь, придерживающаяся такой идеи культуры, занимает наступательную позицию, стремится обличать общественные грехи и христианизировать культуру.

Апробация исследования: основные положения диссертации были представлены на конференции «Исповедальные тексты культуры» в СПбГУ в 2007 г. (доклад «Дитрих Бонхёффер: возвращение к исповеди»), а также на международном семинаре «Академический дискурс северной Европы» в 2007 г. (доклад «Скандинавская библеистика XX века»). Результаты исследования обсуждались на теоретических семинарах аспирантов кафедры теории и истории культуры, использовались в педагогической деятельности автора в РГПУ им. А. И. Герцена и в Санкт-Петербургском христианском университете.

По теме диссертации автором опубликовано 6 работ, в том числе статья в издании, рекомендованном ВАК Минобразования и науки РФ для публикации результатов диссертационных исследований.

Обоснование содержания и структуры разделов работы.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Заключение

.

В результате осуществленного исследования мы пришли к выводу, что идея культуры в протестантской теологии XX века сформировалась как реакция на мировоззренческий кризис самого протестантизма. Причиной кризиса было ощущение диссонанса между идеалами христианства и тенденциями развития современной западной цивилизации. В основе различных богословских концепций культурного становления или регресса лежат два принципиально разных взгляда на перспективы диалога церкви и мира. Большинство протестантских модернистов видят причину кризиса в неадекватности христианского богословия современной культуре, «духу времени». Протестантские традиционалисты считают, что кризис наступил в результате стремления церкви соответствовать этому духу.

Анализ работ Дитриха Бонхёффера, Харви Кокса, Пауля Тиллиха и Ойгена Розенштока-Хюсси показал, что протестантский модернизм постулирует «смерть теологии» и необходимость поиска новых форм существования церкви в изменившемся мире.

У Дитриха Бонхёффера и Харви Кокса в основе идеи культуры лежит феномен секуляризации. Их подход, как мы убедились, основывается на двух допущениях. Во-первых, постулируется неизбежное «обмирщение» западной культуры. Во-вторых, утверждается, что данное явление следует воспринимать как прогресс.

Однако концепция секуляризации не соответствует реалиям постмодернистской культуры. Рост движения «Новый век», возрождение оккультных практик позволяет говорить, скорее, о возврате к язычеству, чем об упадке религии.

Секуляризация находится в основе идеи культуры далеко не у всех сторонников протестантского модернизма. Юрген Мольтман, исходя из эсхатологической перспективы, подвергает критике основы западной цивилизации. Ойген Розеншток-Хюсси говорит о торжестве христианской идеи в третьем тысячелетии.

Сравнение различных концепций идеи культуры, возникших в рамках протестантского модернизма, показало, что часть теологов придерживается-линейной схемы развития культуры (Д. Бонхёффер, X. Кокс, О. Розеншток-Хюсси). Однако наряду с линейными, схемами встречаются и циклические модели культурной/динамики (П. Тиллих).

Нетрудно заметить сходство культурно-исторических типов, выделяемых теологами^ (П. Тиллих, О. Розеншток-Хюсси), и культурологических концепций светских исследователей (А. Тойнби, П: Сорокин. Этосвидетельствует, что у теологии культуры и культурологии существует не только общее проблемное1 поле, но и общие стратегии его изучения.

Значительным достижением в развитии теологии культуры была работа Ричарда Нибура «Христос и культура». Его исследование стало ответом" на потребность в систематизации концепций, культуры, сформировавшихся в рамках христианского вероучения. Однако «концепция Нибура не объясняла, существует ли преемственность или взаимозависимость между разными вариантами отношений, церкви и культуры. Нибур рассматривал идею* культуры преимущественно в статическом состоянии, а не вдинамике взаимопереходов, столкновений, взаимодействия.

Обзор основных концепций культуры протестантского модернизма, позволяет сделать следующие выводы:

Во-первых, идея культуры, возникшая в рамках неоортодоксии, теологии освобождения, экзистенциальной теологии и т. п., была антитезой культур-протестантизму. т.

Во-вторых, та или иная идея культуры формировалась в зависимости от «точки зрения» богослова — определенной темы, в свете которой он оценивал культуру. Для Бонхёффера и Кокса — это была секуляризация, для Мольтмана — эсхатологическая перспектива, для Тиллиха — отношение к «безусловному», для Розенштока-Хюсси — «крест дейтствительности».

В-третьих, как мы убедились, представителям протестантского модернизма не удалось преодолеть основные положения либерального богословия (отход от авторитета Откровения к авторитету разума, вера в прогресс и т. п.). Их идея культуры и связанная с ней апологетика была ответом на кризис конца XIX — начала XX вв. и не учитывала реалий новой эпохи постмодерна.

Как было показано в работе, во второй половине XX века возникли принципиально иные концепции культуры. Большинство из них оформилось в рамках протестантского традиционализма.

Анализ работ Томаса Одена, Джина Эдварда Вейза мл., Френсиса Шеффера, Дэвида Ноубеля и Джеймса Сайра показал, что в современном протестантском богословии происходит возврат к консервативным взглядам. Теологи ищут новых подходов к изучению культуры, исходя из ортодоксальных положений христианской веры. В концепциях протестантских традиционалистов важное место занимает анализ феномена постмодернизма. Правда, его трактовка зависит от конкретного исследователя. Оден обозначает этим термином возврат к традиции, а для Вейза — это силы, противостоящие такому возврату. Шеффер, Ноубель и Сайр вовсе избегают этого термина.

В трактовке понятия «гуманизм» у консервативных богословов обнаруживается большее единство. Это понятие обретает у них исключительно негативное значение. Под гуманизмом понимается отказ от теизма и христианских ценностей. Протестантские традиционалисты едины так же в негативной оценке релятивизма, определяющего мировоззрение современной европейской культуры. «Гуманизм» и «релятивизм» — это понятия, через которые концептуализируется идея культуры в данном направлении протестантской теологии.

Тем не менее, в вопросе о перспективах развития современной культуры у традиционалистов существует значительное расхождение. Если Оден и Вейз рассматривают современное состояние культуры как возможность возврата к христианской вере, то Шеффер, Ноубель и Сайр полагают, что внешние обстоятельства не способствуют возрождению христианства. Такое возрождение, по их мнению, возможно не благодаря культурным тенденциям, а, скорее, вопреки им. Верующие должны занять активную общественную позицию, чтобы противостоять разрушению христианских ценностей. Решение этой апологетической задачи, по мнению традиционалистов, будет возможным только при глубоком понимании мировоззренческих оснований современной культуры.

В рамках традиционализма, как мы убедились, существуют разные концепции культурной динамики. Если Оден пишет о волновой модели: «традиционализм — модернизм», то Вейз склоняется к триадической схеме: «домодернизм — модернизм — постмодернизм». Сайр, также как и Шеффер, представляют в своих работах линейную схему. Правда она отражает не прогресс, а регресс культуры.

Отдельная часть нашего исследования была посвящена тенденциям современного русского протестантизма. Мы убедились, что протестантская теология в России еще только формируется. Приоритетной задачей отечественного протестантизма является обретение национальной идентичности, поиск своего места в русской культуре.

Итогом диссертационного исследования стала модель диалектического развития отношений «Церковь — культура». Согласно этой модели, между светским и религиозным измерением культуры существует определенное напряжение. И церковь, и светское общество стремятся это напряжение снять, что выражается либо в «христианизации» культуры, либо в «аккультурации» христианства. Данная модель, на наш взгляд, хорошо объясняет борьбу между двумя противоположными тенденциями секуляризации и клерикализации культуры.

Разумеется, многие вопросы остались за рамками этой работы. Объем настоящего исследования не позволил нам осветить то, как формулируется идея культуры в феминисткой теологии, герменевтическом богословии или теологии после Освенцима" и многих других направлениях. Нам пришлось остановиться на самых значимых именах, выбрать лишь те концепции, которые стали определяющими для всего протестантского дискурса о культуре.

Анализ теологических концепций, отразивших определенную идею культуры, представляется важной частью современного культурологического знания. Без такого анализа вряд ли возможно понимание противоречий и проблем, существующих в современной западной цивилизации. Сохраняя статус светской дисциплины, культурология должна учитывать все многообразие трактовок культуры, в том числе и религиозных.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Актуальные проблемы современной зарубежной политической науки. Вып. 3 (христианство и политика). М.: ИНИОН АН СССР, 1991. — 284 с.
  2. К. Церковь и демократическая культура: проблема адаптации и конфликты // Вестник Европы. 2004. № 11.
  3. Бальтазар Г, Барт К., Кюнг Г. Богословие и музыка. Три речи о Моцарте. М.: Библейско-богословский Институт св. Апостола Андрея, 2006. — 159 с.
  4. К. Мгновения / пер. с нем. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2006. — 160 с.
  5. К. Оправдание и право / пер. с нем. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2006. — 150 с.
  6. К. Послание к Римлянам / пер. с нем. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2005. — 508 с.
  7. К. Христианин в обществе. Познаваемость Бога. Барменская декларация. // Путь. 1992. № 1.
  8. К. Церковная догматика. Том I / пер. с нем. М.: ББИ., 2007. — 560 с.
  9. В. А. Введение в христианскую эстетику. СПб.: «Библия для всех», 2005. — 376 с.
  10. Ю.Бачинин В. А. Византизм и евангелизм: генеалогия русского протестантизма: очерки исторической социологии религиозно-гражданской жизни. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. — 366 с.
  11. В. А. Национальная идея для России: выбор между византизмом, евангелизмом и секуляризмом. Исторические очерки политической теологии и культурной антропологии. СПб.: Алетейя, 2005. — 356 с.
  12. В.А., Социальное кредо евангельских церквей России, входящих в Ассоциацию христианских церквей «Союз христиан». -СПб., Ассоциация христианских церквей «Союз христиан», 2004 //
  13. Ассоциация христианских церквей «Союз христиан» Электронный ресурс. Режим доступа: http://accr.m/index.php?option=comcontent&-task=view&-id=426&-Itemid=78, свободный. Загл. с экрана.
  14. Библия в современном мире: аспекты толкования / пер. с англ. Е. Канищева. М.: «Триада», 2002. — 232 с.
  15. Э. Тюбингенское введение в философию / пер. с нем. Т. Ю. Быстровой, С. Е. Вершинина, Д. И. Криушова. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1997. — 400 с.
  16. М., Бобган Д. Конец «христианской» психологии. СПб.: Шандал, 2005. — 296 с.
  17. Д. Жить вместе / пер. с нем. М.: Рашн Ресорсес Пресс- Триада, 2000.- 112 с.
  18. Бонхёффер Дитрих. Псалтирь библейский молитвенник. О душепопечении: нелегальные лекции в Финкенвальде (1935−1937). -М.: Центр «Нарния», 2006. — 192 с.
  19. Д. Следуя Христу. Slavic Gospel Press, 1992. — 262 с.
  20. Д. Сопротивление и покорность / пер. с нем. М.: Издательская группа «Прогресс», 1994. — 344 с.
  21. Бош Д. Преобразование миссионерства: сдвиги парадигмы в богословии миссионерской деятельности. СПб.: «Библия для всех», 1997.-640 с.
  22. Р. Избранное: вера и понимание. Том I-II / пер. с нем. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. — 752 с.
  23. П. Дж. Смерть Запада. М.: Издательство ACT, 2004. — 448 с.
  24. М. Избранное: протестантская этика и дух капитализма. 2-е изд., доп. и испр. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2006. — 656 с.
  25. Вейз Джин Эдвард младший. Времена постмодерна: христианский взгляд на современную мысль и культуру. М.: Фонд «Лютеранское наследие», 2002. — 240 с.
  26. М. Христианство и плюрализм / пер. с нем. Д. Бумажова, А. Петровой. М.: Республика, 2001. — 207 с.
  27. JI. П. Из классификации культурологических учений: теология культуры // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. № 1. 1997. С. 80−93.
  28. Воронкова JL П. Критика теологических концепций секуляризации. -М.: Знание, 1987. 62 с.
  29. В. И. Социология религии: Учеб. Пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей. М.: Аспект Пресс, 1996. — 240 с.
  30. А. Сущность христианства // Ранее христианство: В 2 т. Т. 1. — М.: ООО «Издательство ACT" — Харьков: «Фолио», 2001. 635 с.
  31. Г. Немецкое богословие Нового времени. М.: Московская богословская семинария евангельских христиан-баптистов, 2005. — 304 с.
  32. К., Бенсон У. История и философия христианского образования. СПб.: Христианское общество «Библия для всех», 2002.-381 с.
  33. Г. А. Богословие и национальный вопрос // Богословие и национальный вопрос Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.blagovestnik.org/books/363.htm, свободный. — Загл. с экрана.
  34. Т. М. Православие и постмодернизм. JL: изд-во Ленинградского университета. 1991. — 63 с.
  35. С. Дж., Гурецки Д., Нордлинг Ч. Ф. Теологические термины: карманный словарь. Александрия: Издательство «Ездра», 2006. — 138 с.
  36. Й. JI. Перелом в протестантской теологии / пер. с чешек., англ. М.: Издательская группа «Прогресс», «Культура», -1993. — 192 с.
  37. У. Систематическое богословие: введение в библейское учение. СПб.: Мирт, 2004. — 1453 с.
  38. . Мир с Богом. SGA, Б.м. 1992, — 192 с.
  39. В. И. Модернизация идеи бога в современной религии. -М.: Знание, 1978. 64 с.
  40. Иустин Философ и мученик. Творения. М.: «Паломник», 1995. // Послание к Диогнету: Иустин Мученик Электронный ресурс. -Режим доступа: http://www.krotov.info/acts/02/03/diognetu.html, свободный. — Загл. с экрана.
  41. А. Христианское мировоззрение / пер. с англ. СПб.: Шандал, 2002.- 240 с.
  42. И. Религия в пределах только разума // Кант И. Сочинения в шести томах. М.: Мысль, 1966. Т. 4. Ч. 1. — 544 с.
  43. С. А. Длинные вещи жизни. Сб. ст. // Сост. и подготовка текста Н. Исаевой. М.: изд-во «ГИТИС», 2001. 304 с.
  44. С. А. Теология смерти: Очерки протестантского модернизма. -М.: Политиздат, 1991. 236 с.
  45. Э. Дорогами христианства. М.: «Протестант», 1992. — 416 с.
  46. Ю. А. Философия религии: систематический очерк. М.: Издательский дом «Nota bene», 1998. — 424 с.
  47. А. А. Идеология и политика американской баптистской церкви (1900−1917). М., 1969. 199 с.
  48. А. А. Социальное христианство в США: Из истории общественной мысли 90-е годы XIX в. 30-е годы XX в. М., 1974. — 207 с.
  49. Клементс Рой. Христианство в современном мире. Новосибирск: Посох, 1997. — 120 с.
  50. Э. Основы метафизики. Киев: «Тандем», 1998. — 246 с.
  51. Коул Ланда. Ветхозаветная модель / пер. с англ. Л. Низовой. Киев: Светлая звезда, 2006. — 280 с.
  52. Культурология XX век: Антология. Кризис культуры / РАН. ИНИОН. Лаб. теории и истории культуры- Ред.-сост. С .Я. Левит. М.: ИНИОН, 1994. — 203 с.
  53. Курц Гарольд. Очерки миссиологии: сборник статей. М.: Центр «Нарния», 2002. — 104 с.
  54. Г. Великие христианские мыслители / пер. с нем. О. Ю. Бойцовой. СПб.: Алетейя, 2000. — 442 с.
  55. Т. Христианские мыслители / Пер. с англ. СПб.: Мирт, 1997. — 352 с.
  56. И. И. Лабиринты духовности // Лещук. Лабиринты духовности. Электронный ресурс. Режим доступа: http://rus-baptist.narod.ru/dop/labO.htm, свободный. Загл. с экрана.
  57. Лёзов Сергей. Попытка понимания: избранные работы. М. СПб.: Университетская книга, 1998. — 576 с.
  58. Т.П. Пауль Тиллих // Философы двадцатого века. Книга вторая. М.: «Искусство XXI век», 2004. С. 300−324.
  59. Лортц Иозеф. История церкви, рассмотренная в связи с историей идей: В 2 т. Т. 2. М.: «Христианская Россия», 2000. — 580 с.
  60. К. С. Просто христианство. Любовь: собр. Соч. в 8 т. Т. 1 / пер. с англ. И. Череватая, Н. Тауберг. М.: «Виноград», 1998. — 304 с.
  61. К. С. Пока мы лиц не обрели. Статьи, выступления:.собр. Соч. в 8 т. Т. 2. М.: Фонд имени Александра Меня, Fazenda «Дом надежды», 2004. — 384 с. N
  62. К. С. За пределы безмолвной планеты. Переландра. Человек отменяется: собр. Соч. в 8 т. Т. 3 / пер. с англ. С. Кошелев, М. Мушинская, А. Казанская, Л. Сумм, Н. Тауберг. М.: «Виноград», 2003.-416 с.
  63. К. С. Кружной путь, или Блуждания паломника. Чудо. Настигнут радостью (духовная автобиография): собр. Соч. в 8 т. Т. 7 / пер. с англ. Сумм Л., Н. Тауберг. М.: «Виноград», 2000. — 448 с.
  64. Лютер Марин. Избранные произведения. СПб.: Фонд Лютеранское наследие, 1997. -432 с.
  65. А. Преодоление постмодерна // «Византийский портал «Катехон» А. Малер. Преодоление постмодерна. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.katehon.m/html/top/philosophia/preodoleniepostmoderna.htm, свободный. Загл. с экрана.
  66. В. Ф. Смысл жизни. Новосибирск: Посох, 1996. — 272 с.
  67. Л. А. Наука и религия: проблемы и границы. СПб.: Алетейя, 2000. — 256 с.
  68. С. Споры о современной христианской музыке. М.: Ассоциация «Духовное возрождение» ЕХБ, 2001. — 224 с.
  69. У. Мартин Лютер Кинг: жизнь, страдания и величие. М.: Рудомино, Текст, 2004. — 285 с.
  70. Митер Генри. Основные идеи кальвинизма. СПб.: «Христианский мост», 1995.-238 с.
  71. Л. Н. Баптизм: история и современность (философско-социологические очерки). СПб.: РХГИ, 1997. — 480 с.
  72. Л. Н. Религия и культура: (Филос. очерки) / РАН. Ин-т философии. М., 2000. — 318 с.
  73. Ю. Наука и мудрость: К диалогу естественных наук и богословия / пер. с нем. М.: ББИ., 2005. — 204 с.
  74. Мольтманн-Вендель Э. И сотворил Бог мужчину и женщину. Феминистская теология и человеческая идентичность. // Вопросы философии. 1991. № 3. С.91−104
  75. Л. Влиятельная церковь., б. м. «Кредо», 2000. — 336 с.
  76. Н., Крауз Г. Пасторское богословие / Пер. К. Комарова- Под ред. А. Комарова. М.: Фонд «Лютеранское Наследие», 1999. — 307 с.
  77. С.С., Огурцов А. П. Протестантская теология культуры // Время культуры. СПб.: Издательство РХГИ, 2000. С.184−196.
  78. Ф. Веселая наука. СПб.: Азбука-классика, 2006. — 352 с.
  79. Норт Гэри. Марксова религия революции: возрождение через хаос. -Екатеринбург: Изд-во «Екатеринбург», 1994. 308 с.
  80. . Альберт Швейцер: белый доктор из джунглей. 2-е изд., перераб. — М.: Текст, 2003. — 431 с.
  81. Ноубель Дэвид. Осмысливая современность: современные мировоззрения и поиск истины. Киев: Центр просветительских программ Международной ассоциации христианских школ, 1998. — 446 с.
  82. Ньюбигин Лесли. Раскрытие тайны: Введение в теологию миссии. М.: Центр «Нарния», 2006. — 240 с. 88.0ден Томас. После эпохи модернизма: Что впереди? Теология и постмодернизм в XXI веке. Минск, 2003. — 240 с.
  83. От Лютера до Вайцзеккера: великие протестантские мыслители Германии (очерки) / сост., автор введения и научный редактор В. А. Зоц. М.: Раритет, 1994. — 288 с.
  84. Д., Зоба У. Дж. Пакер отвечает на актуальные вопросы. СПб.: Шандал, 2002
  85. Д. Церковь без стен / пер. с англ. СПб.: «Мирт», 1995. — 256 с.
  86. У. Дж. 25 удивительных браков: Истории из жизни известных христиан. СПб.: Мирт, 2001. — 486 с.
  87. А.И. Ойген Розеншток-Хюсси: первое знакомство // Философские науки, 1994. № 1−3
  88. А. И. Философский нигилизм и кризис культуры. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1991. — 149 с.
  89. С. С. Структура разума и проблемы культуры (некоторые аспекты теологии культуры П. Тиллиха) // Аспекты: Сборник статей по философским проблемам истории и современности: Вып. IV. М.: «Современные тетради», 2006. С. 105−119.
  90. С. С. Пауль Тиллих: на пути к теологии культуры // Религиоведение. № 2. Благовещенск: Изд-во АмГУ, 2007. С. 75−89.
  91. И. В. Бог. Вера. Общество. Личность. Мнение российского баптиста. СПб.: «Библия для всех», 2004. — 432 с.
  92. И. В. Протестанты и другие: Религиозная публицистика. СПб.: Мирт, 2000. — 392 с.
  93. И. В котле России. Чикаго.: ВСЕХ, 1992. — 264 с.,. .. .190' .100.. Пупар Поль. Церковь и культура. М.: «Христианская Россия», 1993. — 256 с.
  94. Разумовский Д.' А. Метаморфозы постмодернистской церкви в интерьере «ретро-духовности1'//Научный богословский портал — Богослов. ги Электронный ресурс.!-Режим-доступа:. http://www.bogoslov.ru/text/277 615.html, свободный. .-Загл. с экрана.
  95. Н. Т. Авторитет Писания и власть Бога. Черкассы: Коллоквиум, 2007. — 152 с.
  96. Н. Т. Иисус: Надежда постмодернистского мира: -Черкассы: Коллоквиум, 2006. 208 е.
  97. Реати Ф: Э: Религия как освобождающая сила в философии XX века-/пер. с итальянского Ю: А. Ромашева^ СПб. гЕвропейский дом, 2001.-96с.
  98. П. Конфликт интерпретаций: очерки о герменевтике / пер. с фр. и вступит, ст. И. Вдовиной. М.: «КАНОН-пресс-Ц" — «Кучково. поле», 2002. — 624 с.
  99. Розеншток-Хюсси О. Великие революции. Автобиография западного человека.,-М: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2002. 700 с.
  100. Розеншток-Хюси О. Избранное: язык рода человеческого 7 пер. с нем. и англ. -М.-.СПб.: Университетская. книга, 2000-- 608 с.
  101. Розеншток-Хюсси О. Речь и дейтсвительность. М.: Лабиринт-К, 2008.- 270 с.
  102. Рокмакер Ханс. Современное искусство и смерть культуры / Пер. с англ. СПб.: Мирт, 2004. — 218 с. V
  103. Г. Ситуация, христианства в эпоху «Постмодерна» глазами христианского публициста // Вопросы философии. М., 1991. № 5. 0.75- 87.
  104. Роуд Росс П. Церковь третьего тысячелетия // Церковь III -тысячелетия: электронный журнал «Христианство» Электронный ресурс. Режим доступа: Ьир://]е8и8сЬп51.ги/с1У?Ю=14, свободный. .-.'.¦ Загл. с экрана:
  105. Д. Парад миров. СПб.: «Мирт», 1997- - 248 с.
  106. М. Ю. Реформация и протестантизм: Словарь. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. — 197 с.
  107. Дж. Новые проблемы современных христиан. Черкассы: Смирна, 2004. — 610 с.
  108. Тертуллиан. Об идолопоклонстве // Тертуллиан. Избранные сочинения. М.: Прогресс, 1994.-448 с.
  109. Тиллих Пауль. Избранное: Теология культуры / пер. с англ. М.: Юристъ, 1995. — 480 с.
  110. Тиллих Пауль. Любовь, сила и справедливость. Их онтологические качества и применение в сфере этики // Трактаты о любви: Сб. текстов М., 1994. — 187 с.
  111. П. Систематическое богословие. Том I, II- части I, II и III. (Серия «Памятники религиозно-философской мысли Нового времени»). СПб.: Алетейя, 1998. — 510 с.
  112. А. Дж. Постижение истории: сб. / Пер. с англ. Е. Д. Жаркова. М.: Айрис-пресс, 2006. — 640 с.
  113. Толкование Нового Завета / под ред. А. Г. Маршала СПб.: Христианское общество «Библия для всех», 2004. — 487 с.
  114. Э. О возможностях христианства в будущем // Лики культуры: Альманах. Т. 1. М.: Юрист, 1995. — 527 с.
  115. М. С. Архитектоника исповедального слова. СПб.: Алетейя, 1998. — 254 с.
  116. М. С. Богословие и современное гуманитарное образование // Вестник Российского философского общества. 2003. № 1.- С. 103−115
  117. М. С. Религиозная антропология в ситуации постмодерна // Антропология. Электронный ресурс. Режимдоступа: http://anthropology.ru/ru/texts/uvarov/rapostm.html, свободный. -Загл. с экрана.
  118. Уилсон-Диксон Э. История христианской музыки. СПб.: «Мирт», 2001.-428 с.
  119. Уолтере Альберт. Обновленное творение: библейские основы реформаторского мировоззрения. Киев, СПб.: МАХШ, 2002. 106 с.
  120. Ю., Ратцингер И. Диалектика секуляризации. О разуме и религии. М.: Библейско-богословский Институт св. Апостола Андрея, 2006. — 112 с.
  121. С. Столкновение цивилизаций. М.: ООО «Издательство ACT», 2003. — 604 с.
  122. К. Г. Опыты религиозных исследований (введение в теологию). СПб.: «Библия для всех», 2003. — 220 с.
  123. А. Бог: открытый вопрос. Богословские перспективы современной культуры / пер. с нидерл. М.: ББИ., 2008. — 517 с.
  124. Хегглунд Бенгт. История Теологии / пер. со шведского В. Ю. Володин. СПб.: «Светоч», 2001. — 370 с.
  125. Хорошо, если искусство славит Бога. Киев: «Светлая звезда», 2005. — 304 с.
  126. Христос и культура: избранные труды Ричарда Нибура и Райнхольда Нибура. М.: Юристъ, 1996. — 576 с.
  127. M. Н. Гуманизм и Реформация, к истории изучения вопроса // Михаил Черенков о гуманизме и реформации. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.krotov.info/libsec/24ch/cher/enkov.htm, свободный. Загл. с экрана.
  128. М. В Евросоюзе запретят христианство. Электронный ресурс. Режим доступа: http://eur.academy-go.ru/Eurosoyz/Public/20 0306l 1. shtml, свободный. -Загл. с экрана.
  129. А. Культура и этика. М.: Издательство «ПРОГРЕСС», 1973. — 340 с.
  130. А. Религия в современной культуре // Библиотека Гумер Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.gumer.info/bogoslovBuks/Philos/Schweitzer/ReligKult.php, свободный. — Загл. с экрана.
  131. Ф. Чтобы продолжалась жизнь. Курск: Научный библейский центр «Апологет», 2006. — 232 с.
  132. Ф. Книга Бытия во времени и пространстве: ход библейской истории / пер. с англ. JI. Сумм. М.: Триада, 2000. — 176 с.
  133. Ф. Иисус Навин и ход библейской истории / пер. с англ. JI. Сумм. М.: Триада, 2002. — 200 с.
  134. Ф. Он здесь, и Он не молчит: Избранное / пер. с англ. -СПб.: Мирт, 2002. 351 с.
  135. Ф. Искусство и Библия / пер. с англ. СПб.: Мирт, 1998. — 60 с.
  136. Ф. Христианский манифест. Чикаго: SGP, 1988. -112 с.
  137. Э. Лябри / пер. с англ. СПб.: Мирт. 2001. — 239 с.
  138. Ф. Речи о религии. Монологи. M.: «REFL-book», 1994.-432 с.
  139. В. К. Теология. Введение в богословские дисциплины. М.: ИФ РАН, 2002. 122 с.
  140. Шрайтер Роберт Дж. Формирование локальных богословий. -СПб.: «Библия для всех», 2005. 207 с.
  141. Эллис Джеффри, Джонс Уэсли JI. Другая революция: российское евангельское пробуждение. СПб.: Вита Интернешнл, 1999. — 224
  142. Эриксон Миллард. Христианское богословие. СПб.: «Библия для всех», 1999. — 1088 с.
  143. Н. С. Теология и философия в религиозной мысли США 20 века.-М., 1986.- 160 с. ,
  144. Янси Филлип. В поисках Бога: неожиданные открытия // В поисках Бога: неожиданные открытия. Электронный ресурс. Режим доступа: http://yancey-book.blogspot.com/2007/08/l29.html, свободный.- Загл. с экрана.1. Энциклопедические словари
  145. Гайслер Норман. Энциклопедия христианской апологетики. — СПб.: «Библия для всех», 2004. 1184 с.
  146. Культурология. XX век. Энциклопедия. Т. 2 СПб.: Университетская книга, 1998. — 447 с.
  147. А. Библиологический словарь: В 3 т. Т. 1: А-И. М.: Фонд им. Александра Меня, 2002. — 608 с.
  148. А. Библиологический словарь: В 3 т. Т. 2: К-П. М.: Фонд им. Александра Меня, 2002. — 560 с.
  149. А. Библиологический словарь: В 3 т. Т. 3: Р-Я. М.: Фонд им. Александра Меня, 2002. — 528 с.
  150. Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. М.: Книжный дом, 2003. — 1280 с.
  151. Современная Западная философия: Словарь. Издание второе, переработанное и дополненное. М.: ТОН-Остожье, 1998. — 544 с.
  152. Теологический энциклопедический словарь / под ред. У. Элвелла.- М.: Духовное возрождение, 2003. 1467 с.
  153. Источники на иностранных языках
  154. Adams Daniel J. Towards a Theological Understanding of Postmodernism. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.crosscurrents.org/adams.htm, свободный. — Загл. с экрана. -яз. англ.
  155. Baucham Jr.Voddie. The Ever-Loving Truth: Can Faith Thrive in a Post-Christian Culture? B & H Publishing Group, 2004.- 240 p.
  156. Bebbington David, Larsen Timothy. Modern Christianity and Cultural Aspirations. Continuum International, 2003. 352 p.
  157. Carter Craig A. Rethinking Christ and Culture: A Post-Christendom Perspective. Baker, 2006. 192 p.
  158. Clapp Rodney. Border Crossings: Christian Trespasses on Popular Culture and Public Affairs. Baker, 2000. 208 p.
  159. Clapp Rodney. A Peculiar People: The Church As Culture in a PostChristian Society. Inter-varsity Press, 1996. 276 p.
  160. Dark David. The Gospel According to America: A Meditation on a God-blessed, Christ-haunted Idea. Westminster, 2005. 168 p.
  161. Detweiler Craig, Taylor Barry. A Matrix of Meanings: Finding God in Pop Culture. Baker, 2003. 320 p.
  162. Erickson Millard J. The Postmodern World. Crossway Books & Bibles, 2002. -144 p.
  163. Evangelical Affirmations. Academie Books / Zondervan Publishing House, 1990.- 535 p.
  164. Jenkins Philip. The Next Christendom: The Coming of Global Christianity, Revised and Updatet. Oxford University Press, 2007. 316 p.
  165. Hegeman David B. Plowing in Hope: Toward a Biblical Theology of Culture. Canon Press, 1999. 128 p.
  166. Horton Michael. Where in the World Is the Church? A Christian View of Culture and Your Role in It. P & R Publishing, 2002. 208 p.
  167. Katerberg William H., Volf Miroslav. The Future of Hope: Christian Tradition amid Modernity and Postmodernity. Wm. B. Eerdmans Publishing Co., 2004. 232 p.
  168. Markos Louis. Lewis Agonistes: How C.S. Lewis Can Train Us to Wrestle With the Modern and Postmodern World. B & H Publishing Group, 2003.- 192 p.
  169. Menuge Angus J.L. Christ and Culture in Dialogue. Concordia Publishing House, 1991.-332 p.
  170. Moore Т. M. Culture Matters: A Call for Consensus on Christian Cultural Engagement. Brazos, 2007. 176 p.
  171. Mouw Richard J. He Shines in All That’s Fair: Culture and Common Grace. Wm. B. Eerdmans Publishing Co. 102 p.
  172. Рое Harry Lee. Christian Witness in a Postmodern World. Abingdon Press, 2001.- 176 p.
  173. Schaeffer F. The Mark of the Christian. London: Norfolk Press, 1970. 38 p.
  174. Schaeffer F. The complete works of Francis A. Schaeffer: A Christian worldview, Volume one, A Christian view of philosophy and culture, Wheaton, Illinois: Crossway books, 1982. 398 p.
  175. Tanner Kenneth, Hall Christopher A. Ancient & Postmodern Christianity: Paleo-Orthodoxy in the 21st Century. Inter-varsity Press, 256 p.
  176. Greer Robert C. Mapping Postmodernism: A Survey of Christian Options. Inter-varsity Press, 2003. 252 p.
  177. Grenz Stanley J. A Primer on Postmodernism, 1996. 222 c.
  178. Grenz Stanley J. Revisioning Evangelical Theology. IVP, 1993. 208 p.
  179. Grenz Stanley J. (Pop) Culture: Playground of the Spirit or Diabolical Device? // StanleyJGrenz.com: (Pop) Culture Электронный ресурс. -Режим доступа: http://www.stanleyjgrenz.com/articles/popculture.htm, свободный. Загл. с экрана. — яз. англ.
  180. Ward Graham. Cultural Transformation and Religious Practice. Cambridge University Press, 2004. 280 p.
  181. Ward Graham. The Postmodern God: A Theological Reader. Blackwell Publishing, 1997. 416 p.
  182. Webber Robert E. Ancient-Future Faith: Rethinking Evangelicalism for a Postmodern World. Baker, 1999. 256 p.
  183. West Charles C. Power, Truth, and Community in Modern Culture. Continuum International, 1999. 160 p.
Заполнить форму текущей работой