Философ Лао-цзы.
Религиоведение
Итак, природа, жизнь людей и общества подчиняются единственному закону — дао, закону всех вещей. Дао вместе с ли, обозначающей воздух, эфир, образуют основу мира, в котором нет ничего постоянного, неизменного, все находится в пути, все движется и изменяется, все развивается и преобразуется. Вещи постоянно переходят в свою противоположность в соответствии с принципами инь и ян. Инь и ян — основные… Читать ещё >
Философ Лао-цзы. Религиоведение (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Китайский философ, религиозный мыслитель Лао-цзы (ок. 580 — ок. 500 до н.э.) родился в царстве Чу. Имя ему дали Ли Эр, а позже ученики прозвали его Лао-цзы, что означает «почтенный учитель», «мудрый старец». О его жизни известно немного. По-видимому, он заведовал архивом при дворе местного царя. Когда государство пришло в упадок, Лао-цзы оставил службу и отправился на запад. Г хал он верхом на буйволе. На пограничной заставе начальник караула попросил его оставить что-нибудь для родной страны. Лао-цзы передал ему рукопись поэмы, насчитывающей 5 тыс. зиаков-иероглифов и сохранившейся под названием «Дао дэ цзин» («Путь добродетели»), и отправился дальше. Последующая его судьба неизвестна. Так гласит легенда.
Однако историки считают, что «Дао дэ цзин» составили ученики мудрого старца, пользуясь его высказываниями и писаниями. Книга эта оказала огромное влияние на философию и религию Китая. Согласно учению Лао-цзы мир состоит из материальной сущности «дэ» и духовной «дао», пребывающих в единстве. Вот некоторые высказывания Лао-цзы.
" Кто умер, но не забыт, тот бессмертен" .
" Поскольку сосуды внутри пусты, появляется возможность использовать их… поскольку дом внутри пуст, появляется возможность использовать его…" .
" «Дао» — это «пустота»" .
" Кто знает меру, у того не будет неудачи" .
" По себе можно познать других" .
" На ненависть нужно отвечать добром" .
" Кто много обещает, тот не заслуживает доверия" .
" Если хочешь, чтобы люди шли за тобой, иди с ними" .
" Путешествие в тысячу ли начинается с одного шага" .
Дао. В трактате Лао-цзы излагается учение, получившее название даосизм. Дао (кит. - Бог, путь, разум, смысл) — одно из важнейших понятий китайской философии. Согласно философии Лао-цзы дао означает всеединое. Оно не имеет ни имени, пи формы; неслышимо, невидимо, непостигаемо, неопределяемо, но совершенно. Оно покоится и вместе с тем все время движется. Само оно не изменяется, но является причиной всех изменений. Оно — нечто единое, неизменное, непреходящее, существующее всегда и во веки веков. Оно — корень всего, мать всех вещей. «Человек зависит от земли, земля — от неба (космоса), небо от дао, а дао — от самого себя» .
Итак, природа, жизнь людей и общества подчиняются единственному закону — дао, закону всех вещей. Дао вместе с ли, обозначающей воздух, эфир, образуют основу мира, в котором нет ничего постоянного, неизменного, все находится в пути, все движется и изменяется, все развивается и преобразуется. Вещи постоянно переходят в свою противоположность в соответствии с принципами инь и ян. Инь и ян — основные категории китайской философии на протяжении всей истории китайской философской мысли. Они являются (мы уже упоминали эти слова в связи с характеристикой внутреннего мира человека) такими силами, которые находятся в единстве, но в то же время взаимодействуют и противоборствуют. Инь — это отрицательное, темное, женское, пассивное, слабое и т. д.; ян — положительное, светлое, мужское, активное, сильное и т. д. Борьба двух противоположностей — инь и ян — рассматривалась как источник движения окружающего мира. В борьбе инь и ян выражается дао. Если нарушается естественный закон дао, то происходят несчастья. Люди не должны нарушать закон дао, поэтому им следует стремиться не к действию, а к спокойствию.
Деятельность человека, по мнению Лао-цзы, ведет к противоречию его с миром, а потому он проповедует теорию недеяния. По его мнению, все должно идти само по себе. Не надо бороться, а надо вернуться к простой, естественной жизни первобытного общества. «Если кто-либо хочет овладеть миром и манипулирует им, того постигнет неудача. Ибо мир — это священный сосуд, которым нельзя манипулировать. Если же кто хочет манипулировать им, уничтожит его. Если кто хочет присвоить его, потеряет его» .
Даосизм, который еще называют учением о пути, возник в Китае в VI—V вв. до н.э. Лао-цзы призывал следовать природе, жить естественной жизнью. В современной философии идея дао-цзы о «недеянии» получила дальнейшую разработку. Теперь принцип недеяния интерпретируется как огромные возможности, еще не воплотившиеся в реальных делах. Это своего рода скрытые, свернутые ресурсы. Они вовсе не похожи на скрытый напор, натиск, волю. Духовная активность есть лишь вовлеченность в круговорот судьбы. Здесь дух изначально гармоничен, поэтому проявление своеобразного личного «я» в нем неуместно.