Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Социально-культурный контекст феномена смерти в постиндустриальном мире

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В философии экзистенциализма (А.Камю, С. Кьеркегор, Ж.-П.Сартр, М. Хайдеггер, Н.Н.Бердяев) смерть рассматривается как явление, осмысление которого стимулирует самосовершенствование человека, а тем самым она приобретает положительную характеристику. В западном варианте экзистенциализма акцент сделан на индивидуальный выбор и индивидуальное стремление к «подлинному бытию», в русском варианте… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА I. ФОРМИРОВАНИЕ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К СМЕРТИ
    • 1. Эволюция отношения к смерти: от традиционного этапа к индустриальному
    • 2. Философско-антропологическое осмысление индивидуальной границы смерти
    • 3. Отношение к смерти в постиндустриальную эпоху
  • ГЛАВА II. ОТЧУЖДЕННОСТЬ РЕАЛЬНОСТИ СМЕРТИ В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ
    • 1. Атрибуты смерти
    • 2. Предельное значение смерти в механизме становления индивидуальности
    • 3. Превращенность жизни и тотальность смерти в постиндустриальной культуре

Социально-культурный контекст феномена смерти в постиндустриальном мире (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Феномен смерти всегда являлся проблемой для человека, культуры и философии. Он остается актуальным и в современном мире. Обращаясь к философскому анализу феномена смерти, приходится констатировать наличие в культуре множества вариантов его осмысления.

Смерть становится одним из самых популярных элементов массовой культуры, получают широкое распространение темы, связанные с моментами умирания, с возможностью жизни после смерти.

В постиндустриальном мире возникло принципиально новое отношение к смерти, связанное с ее социально-культурным контекстом. Суть этого отношения к смерти состоит в том, что система искусственных вещей, функционирующая по принципу традиционной культуры, определяется самими вещами, а в силу этого неживое становится в культуре доминирующим и саморазвивающимся, а живое все более сводится к вспомогательной функции. Смерть становится не индивидуальной, а общечеловеческой проблемой, связанной с возможностью уничтожения всего человечества в войнах или природных катаклизмах. В то же время обнаруживается тенденция падения ценности человеческой жизни. Экспансия самоорганизующейся системы неживых предметов в современной культуре делает феномен смерти и отношение к нему ключевым моментом воспроизводства массовой культуры. Следствием этой ситуации является деперсонализация и дегуманизация массовой культуры на антропологическом уровне.

В философии XX — начала XXI столетия сложилось двойственное отношение к феномену смерти. С одной стороны, смерть рассматривается экзистенциальной философией в контексте формирования индивидуальности в пограничных состояниях, с другой стороны, смерть в постмодернистской философии исследуется не на конкретном, а на абстрактном уровне. Встает задача философского исследования нового отношения к феномену смерти, которое позволит понять место и перспективу человека в современном обществе и культуре. В частности, она обусловлена «одноразовостью» вещей индустриального общества, в том числе, одноразовостью человека, его ускоренным моральным старением и падением ценности человеческой жизни.

Состояние разработанности проблемы. Исследование феномена смерти осуществляется в нескольких подходах, три из которых являются основными: экзистенциализм, где смерть является основанием, определяющим существование человека в мирепостмодернизм, рассматривающий отношение к смерти в новой гиперреальностимарксизм, в котором проблема смерти решается в связи с проблемами отчуждения и гармонизации индивида и рода.

В философии экзистенциализма (А.Камю, С. Кьеркегор, Ж.-П.Сартр, М. Хайдеггер, Н.Н.Бердяев) смерть рассматривается как явление, осмысление которого стимулирует самосовершенствование человека, а тем самым она приобретает положительную характеристику. В западном варианте экзистенциализма акцент сделан на индивидуальный выбор и индивидуальное стремление к «подлинному бытию», в русском варианте основным моментом является общее и общественное стремление к духовному возрождению личности. Положительным моментом этого подхода является гуманистическая направленность философии, акцент делается на индивидуальном аспекте проблемы смерти. Ограниченность экзистенциалистской методологии состоит в том, что экзистенциализм замыкается в анализе пограничных состояний человека, связанных с проявлением индивидуальности. В то же время обычный мир, в котором формируется новое отношение к жизни и смерти, называется «неподлинным бытием» и не анализируется во всех его аспектах.

В рамках второго, постмодернистского подхода феномен смерти описывается в терминах индустриального и постиндустриального анализа культуры, таких, как симулякр (Ж.Бодрийяр, Б.В.Марков), трансгрессия (Ж.Батай), деконструкция (Ж.Деррида) археология знания (М.Фуко). Постмодернизм создает гиперреальность, которая доходит до потребителя посредством массовой культуры. Его идеи ограничены схемами информационной сферы массовой культуры, все более отрываясь от человека.

Методология постмодернизма утрачивает личностный уровень анализа проблемы смерти.

Третий подход, материалистический рассматривает феномен смерти комплексно. Во-первых, в рамках марксизма происходит соединение индивидуального аспекта смерти с родовым, согласно которому род преобладает над индивидом (И.Т.Фролов, И.Д.Панцхава), и глобальным (В.А.Кутырев), во-вторых, решение проблемы смерти осуществляется в различных аспектах — от ноосферных до индивидуальных (Н.Н.Моисеев) Таким образом, материалистический подход обеспечивает синтез индивидуального и социально-культурного аспектов смерти. Материалистический подход позволяет соединить положительные элементы методологии экзистенциализма и постмодернизма в контексте гуманистического переосмысления социально-культурного контекста феномена смерти. Однако в современной философии отсутствует постановка проблемы отношения к смерти в социально-культурном контексте постиндустриального мира.

Основная проблема исследования заключается в философском осмыслении феномена смерти в постиндустриальном мире: специфичного отношения к смерти, порожденного культурой постиндустриализма.

Цель исследования: теоретическое описание и объяснение процессов формирования нового типа отношения к смерти в постиндустриальной культуре, выявление механизма этого отношения к смерти, проясняющего стратегию и направленность изменения роли и места человека и его жизни в постиндустриальной культуре.

Задачи исследования:

— выявить эволюцию отношения к феномену смерти в различных типах культур, а также на разных стадиях развития западной культуры;

— зафиксировать отличительные характеристики отношения к феномену смерти в постиндустриальную эпоху;

— показать значение феномена смерти в механизме становления индивидуальностипроанализировать характер соотношения жизни и смерти в постиндустриальной культуре.

Основная идея, выносимая на защиту.

В постиндустриальном мире смерть приобретает качественные характеристики продукта производства, прежде всего воспроизводимость и обратимость. В свою очередь жизнь «наполняется» смертью. Симулякры «живого мертвого» и «мертвого живого» отражают наличие нового механизма, выявляющего изменение статуса человека в постиндустриальном мире.

Методологические основания диссертационного исследования;

Для конструктивного решения основной проблемы и задач исследования использовались следующие принципы и идеи:

— диалектический метод с его принципами, законами и категориями;

— идеи К. Маркса об отчуждении, в частности, отчуждении сущности человека в капиталистическом производстве и культуре, об овеществлении человеческих качеств в машине;

— характеристики индустриального и постиндустриального общества, установленные Д. Беллом и О. Тоффлером;

— комплекс идей представителей философии постмодернизма, связанный с методологией анализа современной культуры как способа воспроизводства симулякров, с исследованием символических и отчужденных форм смерти;

— идеи отношения к смерти как интенсифицирующему фактору индивидуализации в рамках экзистенциальной философии XX века;

— идеи гуманистической перспективы человека и человечества, содержащиеся в трудах российских философов В. А. Кутырева, Н. Н. Моисеева, И. Т. Фролова.

В целом работа написана в русле материалистической парадигмы, с учетом новых элементов методологии экзистенциализма и постмодернизма в осмыслении феномена смерти.

Теоретические источники.

Для анализа представлений о смерти в культуре привлекались труды, посвященные исследованию становления человека в разных типах культур: И. Л. Андреева, Ф. Арьеса, Ю. Л. Бессмертного. АЛ. Гуревича, А. Ф. Еремеева, Г. В. Ксенофонтова, Ж. Ле Гоффа, Л. Леви-Брюля, К. Леви-Стросса, Ж. Ф. Лиотара, М. Могильнер, Н. В. Мотрошиловой, Э. Б. Тайлора, Й.Хейзинги.

Проблемы биологической смерти освещались на основе материалов работ В. М. Дильмана, В. В. Минеева, В. П. Нефедова, В. А. Роменец.

Для исследования философских представлений о смерти привлекались труды представителей классической философии: Ф. Бэкона, Н. А. Бердяева, Б. П. Вышеславцева, Г. В. Ф. Гегеля, Т. Гоббса, Р. Декарта, И. А. Ильина, И. Канта, Г.-В.Лебница, Дж. Локка, Н. О. Лосского, Ф. Ницше, Б. Спинозы, а также работы последних исследований по проблеме смерти И. В. Вишева, А. В. Гулыги, У. Джеймса, И. Д. Дубровского, С. Залыгина, Л. П. Карсавина, А. Кожева,.

B.А.Кутырева, К. Н. Любутина, В. В. Минеева, Н. Н. Моисеева, В. П. Нефедова,.

C.А.Мухамедьянова, И. Д. Панцхавы, В. М. Розина, С. Рязанцева, Н. Н. Трубникова, И. Т. Фролова, В. Янкелевича, также художественные произведения Ф. М. Достоевского, А. Камю, Ж-П.Сартра, Л. Н. Толстого.

Исследование форм отчуждения основано на материале трудов К. Маркса, Г. Маркузе, Н. В. Мотрошиловой. Проблема соотношения техники и смерти освещается на основе работ В. С. Виргинского, Б. Н. Кудрина, В. В. Николина, Л.Мэмфорда.

Исследование массового общества, массового сознания осуществлялось с привлечением работ Э. Канетти, Я. В. Любивого, К. Манхейма, Г. Маркузе, Х. Ортеги-и-Гассета. Для решения проблемы индивидуальности использовались труды Н. А. Бердяева, С. Ф. Денисова, Ж. Д. Марголиса, работы представителей психоанализа: В. Райха, З. Фрейда, Э. Фромма, К.Юнга.

Для исследования явления смерти постиндустриальном обществе привлекались труды Ж. Делюмо, П. Козловски, Ж. Ф. Лиотара, В. М. Лукина, труды постструктуралистов: Р. Барта, Ж. Лакана, представителей философии постмодернизма: Ж. Батая, М. Бланшо, Ж. Делеза, Ф. Гваттари, Ж. Дерриды, Б. В. Маркова, В. А. Подороги, М.Фуко.

Научная новизна исследования.

1. Зафиксирован новый тип отношения к смерти, характерный для постиндустриальной культуры. Мир индустриальный делает обратимыми атрибуты смерти, а саму ее «изгоняет», пытаясь ее преодолеть. Постиндустриальный мир изменяет соотношение мира живого и мира мертвого, перемешивая их, благодаря чему можно говорить о новом типе отношения к смерти, которое выражается в реализации двух видов симулякров: «живого мертвого» и «мертвого живого». Показано, что симуляция жизни и смерти порождает феномен «двойника» живого человека.

2. Выявлена динамика отношения к атрибутам смерти в постмодернистской культуре. Она полностью подчиняется динамике симулякров, что напоминает расщепление морального и материального старения машины. В этом смысле смерть-выключение есть воспроизведение отношения к дисфункциональной машине — к человеку.

3. Обосновано противопоставление индивидуальности и уникальности. Симулякры обладают уникальностью, которая отличается от индивидуальности, присущей живому, благодаря воспроизводству. Воспроизводство симулякра делает его более эффективным и «реальным» в информационном пространстве постиндустриального мира, нежели живой человек.

4. Проанализирован характер жизни и смерти в постиндустриальном мире. Установлено, что обратимость жизни и смерти становится фундаментальным качеством воспроизводства постиндустриального мира. С одной стороны, смерть проникает в этот мир только в той мере, в какой становится обратимой. Обратимая смерть становится симулякром смерти в массовой культуре. С другой стороны, виртуальная реальность изменяет социально-культурную сущность человека, насыщая его искусственными, или неживыми по происхождению и методу функционирования элементами, что отражает симуляцию жизни.

Практическая и теоретическая значимость проведенного исследования.

Материал диссертации может быть использован для разработки междисциплинарных курсов по антропологии, религиоведению, этике. Апробация работы.

Основные положения диссертации, полученные результаты обсуждались на кафедре философии Омского государственного педагогического университета и Втором российском философском конгрессе «Философия в современном мире: состояние и перспективы», Екатеринбург, 1999 год.

Автор использовал результаты исследовательской работы при чтении спецкурсов по философской антропологии.

Выводы.

1 Отношение к смерти существенно изменяется в зависимости от трех типов отношения к смерти: в традиционном обществе, в индустриальном и в постиндустриальном, что показывает модель ее атрибутов. Меняется сущность и соотношение смерти с ее общепринятыми атрибутами, такими как болезнь, старость, немощность, в традиционном отношении к смерти дисфункциональность, необорачиваемость, неуправляемость катастрофы — в индустриальном отношении к смерти, симулякры «мертвое в живом» и «подвижное мертвое» — в постиндустриальном отношении к смерти.

2. Рассмотрение смерти в ее косвенных атрибутах позволяет увидеть расширенное отношение к смерти, которое не высказывается по отношению к самому феномену, но проявляется в отношении к ее атрибутам. Это проясняет картину отношения к смерти в разных типах отношений.

3. Дефиниция смерти отсутствует в философии, это связано с принципиальной необратимостью этого феномена в контексте обратимости индустриального мира в целом и в каждой конкретной его части. Мир индустриальный делает обратимыми атрибуты смерти, а саму ее «изгоняет», пытаясь ее преодолеть.

4. Постиндустриальный мир изменяет соотношение мира живого и мира смерти, перемешивая их, благодаря чему можно говорить о шестом типе отношения к смерти, которое выражается в реализации двух видов симулякров: «живого мертвого» и «мертвого живого».

5. Смерть становится элементом жизни, она на уровне индивидуальности замещает живого человека его достижениями, славой. Еще с живого человека «лепится» образ, который заменяет его двойником-симулякром, а последний в свою очередь воспроизводится в массе уникальных версий и прототип все более отступает от этого «потустороннего» для индивидуальности «Я».

6. Симулякры живого обладают уникальностью, которая отличается от индивидуальности живого методом воспроизводства. Воспроизводство симулякра делает его более эффективным и «реальным» в информационном пространстве постиндустриального мира, нежели живой человек.

7. Изменение характера границы жизни и смерти соотносится с изменением стиля трансцендирования, присущего культуре промышленного типа изначально. Трансцендирование индустриальной эпохи, связанной с философией Нового времени предполагает переход через границу, а в современной массовой культуре трансцендирование связано с принципиальным преобладанием дивергенции живого и мертвого. Это позволяет поставить проблему нового типа культуры, следующего из потенциального бессмертия машинопроизводимых симулякров.

8. Смерть все чаще анализируется уже и в родовом аспекте, по отношению к человечеству. Оно описывается в симулякрах апокалиптического характера так, словно люди должны принимать ее как неизбежное и уже происходящее.

9. Схема симуляции (антиномия симулякров) как основа отношения к смерти в постмодернистской концепции, а также соответствующий ему механизм отчуждения пограничной ситуации в массовой культуре. Их синхронизация подтверждает эффективность материалистического подхода к проблеме. Материалистическая позиция позволяет синтезировать экзистенциальные и постмодернистские концепции как альтернативные в анализе механизма воспроизводства постиндустриального мира.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Отношение к смерти подчиняется исторической типологии в соответствии с развитием общества. Выделяются три этапа в понимании смерти: традиционное общество, индустриальное и постиндустриальное, в них атрибуты смерти существенно различаются по своему виду и отношению к ним.

2. Анализ философского понимания смерти позволяет выделить три перспективные методологические установки формирования понятия «смерти»: экзистенциализм (с пониманием смерти как способа интенсификации жизни) и постмодернизм (со смещением границы живого и неживого благодаря симуляции в массовой культуре), материалистическую (с акцентом на отчужденный характер феномена смерти), позволяющую синтезировать две предыдущих.

3. Смерть сохраняет свою необратимость в обществе обратимости, которая особенно разрастается в постиндустриальную эпоху, и эта ее характеристика препятствует проникновению смерти в мир виртуальной реальности. Хотя в этом мире массовым становится изображение виртуальной смерти.

4. Компьютер становится протезом в плане подмены органов человека в информационно-духовном отношении. Это универсальный протез, который позволяет человеку все, кроме бессмертия. Кроме того, виртуальная реальность изменяет сущность самого человека, насыщая его искусственными, или неживыми по происхождению и методу функционирования элементами.

5. Динамика отношения к атрибутам смерти в культуре постмодернизма полностью подчиняется динамике симулякров, напоминая расщепление морального и материального старения машины. В этом смысле смерть-выключение есть воспроизведение отношения к дисфункциональной машине к человеку.

6. Отношение к смерти существенно изменяется в зависимости от трех типов отношения к смерти: в традиционном обществе, в индустриальном и в постиндустриальном, что показывает модель ее атрибутов. Меняется сущность и соотношение смерти с ее общепринятыми атрибутами, такими как болезнь, старость, немощность, в традиционном отношении к смерти дисфункциональность, необорачиваемость, неуправляемость катастрофы — в индустриальном отношении к смерти, симулякры «мертвое в живом» и «подвижное мертвое» — в постиндустриальном отношении к смерти.

7. Рассмотрение смерти в ее косвенных атрибутах позволяет увидеть расширенное отношение к смерти, которое не высказывается по отношению к самому феномену, но проявляется в отношении к ее атрибутам. Это проясняет картину отношения к смерти в разных типах отношений.

8. Дефиниция смерти отсутствует в философии, это связано с принципиальной необратимостью этого феномена в контексте обратимости индустриального мира в целом и в каждой конкретной его части. Мир промышленный делает обратимыми атрибуты смерти, а саму ее «изгоняет», пытаясь ее преодолеть.

9. Постиндустриальный мир изменяет соотношение мира живого и мира мертвого, перемешивая их, благодаря чему можно говорить о новом типе отношения к смерти, которое выражается в реализации двух видов симулякров: «живого мертвого» и «мертвого живого».

10. Смерть становится элементом жизни, она на уровне индивидуальности замещает живого человека его достижениями, славой. С живого человека создается образ, который заменяет его двойником-симулякром, а последний в свою очередь воспроизводится в массе уникальных версий, и прототип все более отступает от этого «потустороннего» для индивидуальности «Я».

11. Симулякры живого обладают уникальностью, которая отличается от индивидуальности живого методом воспроизводства. Воспроизводство симулякра делает его более эффективным и «реальным» в информационном пространстве постиндустриального мира, нежели живой человек.

12. Изменение характера границы жизни и смерти соотносится с изменением стиля трансцендирования, присущего культуре промышленного типа изначально. Трансцендирование промышленной эпохи, связанной с философией Нового времени, имеет в виду переход через границу, а в постиндустриальной массовой культуре трансцендирование связано с принципиальным преобладанием конвергенции живого и мертвого. Это позволяет поставить проблему нового типа культуры, следующего из потенциального бессмертия машинопроизводимых симулякров.

13. Смерть все чаще анализируется уже и в родовом аспекте, по отношению к человечеству. Данный феномен описывается в симулякрах апокалиптического характера так, словно люди должны принимать ее как нечто неизбежное и уже происходящее.

14. Схема симуляции (антиномия симулякров) как основы отношения к смерти в постмодернистской концепции, а также соответствующий ему механизм отчуждения пограничной ситуации в массовой культуре. Их синхронизация подтверждает эффективность материалистического подхода к проблеме. Материалистическая позиция позволяет синтезировать экзистенциальные и постмодернистские концепции как альтернативные в анализе механизма воспроизводства постиндустриального мира.

Показать весь текст

Список литературы

  1. H. Введение в экзистенциализм. — СПб.: Алетейя, 1998. — 507 с.
  2. Н.С. Рассудок, разум, рациональность. М.: Наука, 1988. -285 с.
  3. В.Н. Философия всеединства. От B.C. Соловьева к П. А. Флоренскому. Новосибирск: Наука, 1990. 158 с.
  4. Английские материалисты XVIII века. Собрание произведений в 3 т. М.: Мысль, 1967.
  5. И.Л. Происхождение человека и общества. М.: Мысль, 1982. -304 с.
  6. Д.В. Автор // Современный философский словарь. Лондон: Панпринт, 1998. 1064 с. С. 16−19.
  7. Ф. Человек перед лицом смерти. М.: Прогресс-Академия. 1992. -528 с.
  8. Барт Р Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1989. 616 с.
  9. Барт P. S/Z. М.: РИК Культура, Ad Marginem, 1994. 303 с.
  10. Ю.Барт Р. Камера обскурата. M.: Ad Marginem, 1997. 221 с.
  11. П.Барт Р. Мифологии. М.: Изд. Сабашниковых, 1996. 312 с.
  12. . Внутренний опыт. СПб.: Аксиома, Мифрил, 1997. 336 с.
  13. Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М.: Academia, 1999. 956 с.
  14. В.А. В защиту индивидуальности. М.: Магистр, 1997. 40 с.
  15. А. Творческая эволюция. М.: Кучково поле, 1998. 384 с.
  16. H.A. Самопознание (опыт философской автобиографии). М.: Международные отношения, 1990. 336 с.
  17. H.A. О назначении человека. М.: Республика, 1993. 383 с.
  18. H.A. Царство Духа и царство Кесаря. М.: Республика, 1995. -383 с.
  19. Ю.Л. Жизнь и смерть в средние века: очерки демографической истории Франции. М.: Наука, 1991.- 239 с.
  20. М. Неописуемое сообщество. М.: МФФ, 1998. 80 с.
  21. . Америка. СПб.: Вл. Даль, 2000. 205 с.
  22. . Прозрачность зла. М.: Добросвет, 2000. 258 с.
  23. . Смволический обмен и смерть. М.: Добросвет, 2000 387 с.
  24. . Система вещей. М.: Рудомино, 1995. 168 с.
  25. Г. Ю. Симулякр // Новая философская энциклопедия. В 4-х тт. М.: Мысль, 2000. Т. 3. С. 542.
  26. Ф. Материальная цивилизация. Экономика и капитализм 15−18 вв. в 3-х тт. М.: Прогресс, 1988. Т.2. 632 с.
  27. Ф. Структуры повседневности.: возможное и невозможное. Т.1. М.: Прогресс, 1986. 578 с.
  28. Ф. Сочинения. Т. 1−2. М.: Мысль, 1971.
  29. Г. А. Маркс // Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. 818 с. С. 342.
  30. Вехи. Интеллигенция в России. М.: Молодая гвардия, 1991. 462 с.
  31. B.C., Хотеенков В. Ф. Очерки истории науки и техники. 1870−1917. М.: Просвещение, 1988. 304 с.
  32. И.В. Жизнь, смерть и бессмертие человека как философская проблема. Ч. 1−4. Челябинск: 1991.
  33. .П. Этика преображенного эроса. М.: Республика, 1994. -368 с.
  34. П.Л. Смерть // Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. 818 с. С. 617 -618.
  35. Гегель Г. В. Ф. Наука логики. В 3-х т. Т. 2. М., Мысль, 1971. 148 с.
  36. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т.2. Философия природы. М.: Мысль, 1975. 695 с.
  37. A.A. Смерть // Современный философский словарь. Лондон: Панпринт, 1998. 1064 с
  38. Гроф С Области человеческого бессознательного: опыт исследования с помощью ЛСД. М.: МТМ, 1994. 240 с.
  39. .А. Массовое сознание. М.: Политиздат, 1987. 368 с.
  40. A.B. Гегель. М.: Молодая гвардия, 1970. 272 с.
  41. A.B. Кант. М.: Молодая гвардия, 1977. 304 с.
  42. А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1972 -319 с.
  43. А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М.: Искусство, 1990. 396 с.
  44. П. Человек как микрокосм // Общественные науки и современность. 1993. № 6. С. 179 189.
  45. П.С. Философская антропология. М.: Прогресс, 1997. 405 с.
  46. Р. Сочинения. В 2 т. М.: Мысль, 1989.
  47. . Логика смысла. М.: Раритет, Екатеринбург: Деловая книга, 1998 -480 с.
  48. . Марсель Пруст и знаки. СПб.: СПБГУ, 1999 190 с.
  49. . Ницше. СПб.: Аксиома, 2001.- 184 с.
  50. . Складка, Лейбниц и барокко. М.: Логос, 1998. 262 с.
  51. . Эмпиризм и субъективность: опыт о человеческой природе по Юму. Критическая философия Канта: учение о способностях. Бергсонизм. Спиноза. М.: ПЕР СЭ, 2001. 480 с.
  52. ., Гваттари Ф. Что такое философия? М.: Институт эксперимент, социологии, СПб.: Алетейя, 1998. 286 с.
  53. . Различие и повторение. СПб.: Петрополис, 1998. 384 с.
  54. . Ужасы на Западе. М.: Голос, 1994. 416 с.
  55. С. Ф. Жизненные и антропологические смыслы правды и неправды. Омск: Изд. ОмГПУ, 2001. 205 с.
  56. . О почтовой открытке, от Сократа до Фрейда и не только. Минск: Современный литератор, 1999 830 с.
  57. . Эссе об имени. М.: Инст. Эксп. соц., 1998. 192 с.
  58. У. Многообразие религиозного опыта. М.: Наука, 1993. 432 с.
  59. В.М. Почему наступает смерть. Л: «Медицина», 1972. 159 с.
  60. K.M. От Киркегора до Камю: Очерки европейской философско-эстетической мысли XX века. М.: Искусство, 1990.— 399 с.
  61. Ф.М. Бесы // Полное собрание сочинений в 30 тт. Т.10−11. Л.: Наука, 1978.
  62. Ф.М. Дневник писателя // Полное собрание сочинений в 30 тт. Т.27. Л.: Наука, 1984.
  63. Ф.М. Записки из подполья // Полное собрание сочинений в 30 тт. Т.5. Л.: Наука, 1975.
  64. Ф.М. Преступление и наказание // Полн. Собрание сочинений в 30 тт. Т.6. Л.: Наука, 1975.
  65. Д.Н. Смысл смерти и достоинство личности // Философские науки. 1990. № 5. С. 77 102.69.3алыгин С. К вопросу о бессмертии // Новый мир. 1989. № 1. С. 3−50.
  66. А.Ф. Первобытная культура: Происхождение, особенности, структура. Ч. 1−2. Саранск: МордГосУн-т 1986.
  67. Идея смерти в российском менталитете. СПб.: РХГИ, 1999. 304 с.
  68. И. П. Постмодернизм. Словарь терминов. М.: Intrada, 2001. 420 с. 73 .Ильин И. А. Сочинения в 10-ти т. Т. 1−7 М.: Русская книга, 1994−1996
  69. В.Л. Постиндустриального общества теории // Новая философская энциклопедия. В 4-х тт. М.: Мысль, 2000. Т. 3. С. 292.
  70. История философии: Запад Россия — Восток. Книга 2, 3, 4. // Под ред. Н. В. Мотрошиловой. М.: Греко-Латинский кабинет, 1996.
  71. К.Г. Русская философская антропология // Вопросы философии. 1994. № 3. С. 106−114.
  72. А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. М.: Политиздат, 1990. 415 с.
  73. Э. Человек нашего столетия. М: Прогресс, 1990. 474 с.
  74. И. Сочинения в шести томах. М.: Мысль, 1964.
  75. Кантор В К. В поисках личности: опыт русской классики. М.: Московский философский фонд, 1994. 243 с.
  76. Л.П. Сочинения. М.: Раритет, 1993. 496 с.
  77. Э. Избранное. Опыт о человеке. М.: Гардарика, 1998. 784 с.
  78. В.Е. Индустриальное общество // Современный философский словарь. Лондон: Панпринт, 1998. 1064 с. С. 346.
  79. А. Идея смерти в философии Гегеля. М.: Логос, Прогресс, 1998 -208 с.
  80. П. Культура постмодерна. М.: Республика, 1997. 240 с.
  81. В.И. Человек на пути встречи с самим собой. Кемерово: КузбасВузИздат, 1994. 174 с.
  82. А.Н. Трансцендентальное // Новая философская энциклопедия. В 4-х тт. М.: Мысль, 2000. Т. 4. С. 96−99.
  83. Г. В. Шаманизм. Якутск: Север-Юг, 1992. 318 с.
  84. С. Наслаждение и долг. Дневник соблазнителя. Киев: Air Land, 1994. 504 с.
  85. И.И. Массовое общество // Новая философская энциклопедия. В 4-х тт. М.: Мысль, 2000. Т. 2. С. 503.
  86. С. Страх и трепет. М.: Республика, 1993. 383 с.
  87. В. А. Апология человеческого // Вопросы философии. 2003. № 1. С. 63−75.
  88. И. И. Ars moriendi // Вопросы философии. 1994. № 3. С. 115 -126.
  89. .Ф. Состояние постмодерна. М.-Спб.: Алетейя, 1998. 160 с.
  90. Р. Философия Достоевского в систематическом изложении. М.: Республика, 1996. 447 с.
  91. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М.: Прогресс-Академия, 1992. 376 с.
  92. Леви-Брюль Л. Сверхестественное в первобытном мышлении. М.: Педагогика-Пресс, 1994. 608 с.
  93. Леви-Стросс К. Путь масок. М.: Республика, 2000. 399 с.
  94. Лейбниц Г.-В. Сочинения в четырех томах. Т. 1−3. М.: Мысль, 1982.
  95. ЮО.Лоамонт К. Иллюзия бессмертия. М.: ИПЛ 1984, 286 с.
  96. К. Обратная сторона зеркала. М.: Республика, 1998. 493 с.
  97. Н.О. Бог и мировое зло. М.: Республика, 1994. 432 с.
  98. ЮЗ.Лосский Н. О. Условия абсолютного добра. М.: Республика, 1991. 368с.
  99. В. М. Модели индустриальной и постиндустриальной цивилизации в западной футурологии // Вестник Санк-Петербургского университета. 1993. Вып. 1. С. 16−24.
  100. Я.В. Современное массовое сознание: динамика и тенденции развития. Киев: НД., 1993. -140 с
  101. Юб.Любутин К. Н. Фейербах: философская антропология. Свердловск: УрГУ, 1988.-128 с.
  102. М.К. Стрела познания. (Набросок естественно-исторической гносеологии). М.: ЯРК, 1997. 304 с.
  103. Л. Миф машины. Техника и развитие человечества. М: Логос, 2001.-408 с.
  104. К. Диагноз нашего времени. М.: Юрист, 1994. 700 с.
  105. Ю.Марголис Ж. Д. Личность и сознание М.: Прогресс, 1986. 420 с.
  106. Маркиз де Сад и XX век. М.: РИК «Культура», 1992. 256 с.
  107. .В. Другая свобода // Вестник Санк-Петербургского университета. Сер. 6. 1998. Вып. 3. С. 3−12.
  108. И.Марков Б. В. Храм и рынок. Человек в пространстве культуры. СПб.: Алетейя, 1999.-296 с.
  109. .В. Философская антропология СПБ.: Лань, 1997. 384 с.
  110. К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2. т.23. М.: ИПЛ, 1960. 900 с.
  111. Марксизм: pro и contra. М.: Республика, 1992. 334 с.
  112. Г. Одномерный человек. Исследование идеологии развитого индустриального общества. М.: Relf-book, 1994. 342 с.
  113. Г. Эрос и цивилизация. Философское исследование учения Фрейда. Киев: ИСА, 1995. 352 с.
  114. Медоуз, Форестер Дж. Мировая динамика М.: Мир, 1983. 345 с.
  115. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. СПб: Ювента, 1999. 604 с.
  116. Мерло-Понти М. Око и дух. М.: Искусство, 1992. 63 с.
  117. В.В., Нефедов В. П. Человек и его смерть. Красноярск: Наука, 1990. 50 с.
  118. A.B. Хайдеггер. Человек в мире. М.: Моск. раб. 1990. 48 с.
  119. М. Российская радикальная интеллигенция перед лицом смерти // Общественные науки и современность. 1994. № 5. С, 56 67.
  120. H.H. Быть или не быть человечеству? М.: Прогресс, 1999.
  121. Н.В. Рождение и развитие философских идей: Ист.-филос. очерки и портреты. М.: Политиздат, 1991. 464 с.
  122. Н.В. Познание и общество. М.: Мысль, 1969. -297 с.
  123. Э. Надежда отчаявшихся. Мальро, Камю, Сартр, Бернанос. М.: Искусство, 1995.-238 с.
  124. Э. Персонализм. М.: Искусство, 1992. 144 с.
  125. С. А. Феномен смерти как социально-педагогическая проблема. Уфа, 1998. 173 с.
  126. .О. Смерть // Новая философская энциклопедия. В 4-х тт. М.: Мысль, 2000. Т. 3. С. 571.
  127. В.В., Федяев Д. М. Техника в потоке истории: Социальные факторы развития техники. Омск, Челябинск:. ОмскГПИ 1992. 246 с.
  128. В.В. Машинность как всеобщий принцип воспроизводства. Автореферат дис. доктора философских наук. Омск, 2002.
  129. Г., Пригожин И. Познание сложного. Введение. М.: Мир, 1990. -344 с.
  130. Ф. Сочинения в двух томах. Т.1, Т.2. М. Мысль, 1990.
  131. Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. // Под ред. В. Л. Иноземцева. М.: Academia, 1999. 640 с.
  132. Новая технократическая волна на Западе. Сост. П. С. Гуревич. М.: Прогресс, 1986. 451с.
  133. И.Д. Человек, его жизнь и бессмертие. М.: ИПЛ, 1967. 340 с.
  134. А. Человеческие качества. М.: Прогресс, 1980. 312 с.
  135. Д.В. Атрибут // Современный философский словарь. Лондон: Панпринт, 1998. 1064 с. С. 85.145 .По дорога В. А. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию. M.: Ad Margenum, 1995. 340 с.
  136. В.А. Метафизика ландшафта. Коммуникативные стратегии в философской культуре XIX XX вв. М.: Наука, 1993. — 319 с.
  137. Понятие судьбы в контексте разных культур. М.: Наука, 1994. 320 с.
  138. В. Психология масс и фашизм. СПб.-М.: Ун. книга, 1997. 380 с.
  139. Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4-х т. Т. З. Новое время. СПб.: Петрополис, 1994 736 с.
  140. В.В. Несовместимые контрасты жития. М.: Искусство, 1990. -605 с.
  141. В.М. Смерть как феномен философского осмысления (Культурно-антропологический и эзотерический аспекты) // Общественные науки и современность. 1997. № 2. С. 170−181.
  142. В.А. Жизнь и смерть в научном и религиозном истолковании. Киев: Здоровье, 1989. 191 с.
  143. Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М.: Наука, 1995. 624 с.
  144. С. Танатология (учение о смерти).- СПб.: Восточноевропейский институт психоанализа, 1994. 384 с.
  145. Сартр Ж.-П. Проблемы Метода. М.: Прогресс, 1994. 240 с.
  146. Сартр Ж.-П. Фрейд. М.: Новости, 1992. 304 с.
  147. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. М.: Республика, 2000. 639 с.
  148. Сартр Ж.-П. Стена: Избранные произведения. М.: Политиздат, 1992. -480 с.
  149. С. Г. Федоров Н.Ф. // Новая философская энциклопедия. В 4-х тт. М.: Мысль, 2000. Т. 4. С. 165.
  150. B.C. Сочинения в 2-х т. Т.2. М.: Мысль, 1990. 822 с.
  151. B.C. Сочинения в 2-х т. Т.1. М.: Мысль, 1990. 892 с.
  152. B.C. Чтение о богочеловеке. М.: Правда 1989 735
  153. Э.Г. Индустриальное общество // Новая философская энциклопедия. В 4-х тт. М.: Мысль, 2000. Т. 2. С. 118.
  154. . Избранные произведения в 2-х т. Т.1 М.: ГИПОЛит, 1957. -632 с.
  155. В.Ю. Опыт сознания и действительность другого // Вестник Санк-Петербургского университета. Сер. 6. 1998. Вып. 3. С. 13−17.
  156. Э. Первобытная культура. М.: Политиздат, 1989. 573 с.
  157. Танатография Эроса. Жорж Батай и французская мысль середины XX века. СПб.: Мифрил, 1994. 346 с.
  158. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: Наука, 1987. 240 с.
  159. П. Избранное. М.: «Юристъ», 1990. 591 с.
  160. А.Н. Немецкий экзистенциализм и религия. JL: Изд. Лен. Ун-та, 1990. 152 с.
  161. А. Мифы о бессмертии. М.: Прогресс 1992. 240 с.
  162. Л.Н. Путь жизни. М.: Республика, 1993. 431 с.
  163. О. Третья волна. М.: ACT, 1999. 784 с.
  164. E.H. Смысл жизни. М.: Республика, 1994. 432 с.
  165. H.H. Время человеческого бытия. М.: Наука, 1987. 255 с.
  166. H.H. Проблема смерти, времени и цели человеческой жизни // Философские науки. 1990. № 2. С. 103 -120.
  167. Унамуно Мигель де. О трагическом чувстве жизни у людей и народов. Агония христианства. К.: Символ, 1996. 461 с.
  168. Н.Ф. Сочинения. М.: Мысль, 1982. 711 с.
  169. Д.М. Техника // Современный философский словарь. Лондон: Панпринт, 1998. 1064 с. С. 918.
  170. Л. Избранные философские произведения. T. I, Т.2. М.: Мысль, 1955.
  171. С. Альберт Камю. Роман. Философия. Жизнь. СПБ.: Алетейя, 1999. 384 с.
  172. Французская философия и эстетика XX века. М.: Искусство, 1995. — 271 с.
  173. Фрейд 3. Я и Оно. В 2-х т. Т. 1 Тбилиси: Мирами, 1991.-420 с.
  174. И.Т. О жизни, смерти и бессмертии // Вопросы философии. 1983. №№ 1−2.
  175. Фролов. О человеке и гуманизме: работы разных лет. М.: Политиздат, 1989.-559 с.
  176. И.Т. Перспективы человека. М.: ИПЛ, 1983. 350 с.
  177. Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. 430 с.
  178. Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1990. 336 с.
  179. Д.Д. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. М.: Политиздат 1986. 703 с.
  180. М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. М.: Касталь, 1996. 448 с.
  181. М. История безумия в классическую эпоху. СПб.: Универ. книга, 1997.-570 с.
  182. М. Рождение клиники. М.: Смысл, 1998. 310 с.
  183. М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М.: Прогресс, 1997. 406 с.
  184. М. Это не трубка. М.: Худ. журнал, 1989 149 с.
  185. М. Пролегомены к истории понятия времени. Томск: Водолей, 1998.-384 с.
  186. М. Положение об основании. СПБ.: Алетейя, 2000. 290 с.
  187. М. Время и бытие. М.: Республика, 1993. 447 с.
  188. ХейзингаЙ. Осень средневековья. М.: Прогресс, 1995. 416 с.
  189. С.С. Человек и его три дальних удела. Новая антропология на базе древнего опыта. // Вопросы философии. 2003. № 1. С. 38−62.
  190. И.Ф. Массовое сознание // Новая философская энциклопедия. В 4-х тт. М.: Мысль, 2000. Т. 2. С. 503.
  191. Ф. Об образе и смысле смерти. М.: Энигма, 1997. 144 с. 203 .Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Кн. 1. М.: Политиздат, 1991. 463 с.
  192. Л. Сочинения. Т.1. Власть ключей. М.: Наука, 1993. 667 с.
  193. М. Аспекты мифа. М.: Инвест ППП, 1996. — 240 с.
  194. М. Шаманизм. Архаические техники экстаза. М.: София, 1998. -384 с.
  195. Юнг К. Г. Человек и его символы. СПб.: Алетейя, 1996. 454 с.
  196. Юнг К. Г. Миф и душа. Шесть архетипов. Киев: Гос. библ., 1996. 384 с.
  197. М. Память Тиресия. Интерсексуальность и кинематограф. М.: Культура, 1993. 464 с.
  198. К. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1991. 527 с.
Заполнить форму текущей работой