Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Гармония человека и мира: сущностные характеристики и формы проявления

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Гармоническое развитие характеризуется следующими моментами: а) в процессе гармонического развития объект, изменяясь и подчиняясь всеобщему закону перехода количественных изменений в качественные, сохраняет известную устойчивость', б) специфика гармонического развития состоит в конструктивном разрешении противоречияв) переход к новому качеству всегда есть диалектическое отрицание, которое… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Гармония в контексте мироотношения
    • 1. Объективные характеристики гармонии
    • 2. Гармония как субъективный феномен
    • 3. Основные варианты гармонизации отношения человека и мира, представленные в философской науке
  • ГЛАВА II. Проблема поиска гармонии в художественной литературе
    • 1. Рефлексия и деятельность в чистом виде
    • 2. Экстремальные способы достижения гармонии
    • 3. Гармония повседневности

Гармония человека и мира: сущностные характеристики и формы проявления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Исследование проблемы гармонии имеет давнюю традицию^ уходящую корнями в глубокую древность. Иногда она рассматривается прямо и непосредственно, иногда же о гармонии не говорится, но «гармоническая» тематика явно просматривается в вечных вопросах метафизики, эстетики и этики, в решении проблем взаимодействия человека и природы, в проектах переустройства общества, в философских реконструкциях духовного мира человека. В этом нет ничего удивительного: самая идея гармонии отвечает извечной потребности человека в благополучном сосуществовании со средой. Актуальность проблемы гармонии состоит прежде всего в том, что любая попытка ее разработки объединяет в целое разнообразную философскую проблематику, причем в совершенно определенном контексте поиска позитивных, конструктивных, а не деструктивных решений.

Имеется и специфически современная причина актуальности проблемы гармонии. Как правило, она обостряется в кризисные периоды истории человечества. Современную эпоху не хочется спешить называть кризисной (оценки — дело потомков), но определенная специфика у нее имеется. Среда обитания человека — социальная, вещно-рукотворная, природная — стремительно меняется, причем нередко меняется скачкообразно. В результате человек оказывается перед необходимостью по-новому строить отношения с изменившимся миром. Сделать мир таким, каким бы нам хотелось его видеть, мягко говоря, затруднительно, к тому же двадцатое столетие основательно скомпрометировало идею крупномасштабных революционных преобразований и грандиозных реформ. Принципиально меняться самому страшновато, никому не хочется потерять свое неповторимое Я (не зря Гегель писал об интенсивной неподатливости личности). Но проблема остается во всей ее жизненной актуальности, и каждый так или иначе ее решает.

Проблема гармонии имеет множество аспектов. Проблемой диссертационного исследования является один из них — гармония человека и мира. Она может быть сформулирована в виде вопроса: что есть гармония в жизни человека?

Степень разработанности проблемы. О гармонии пишут без малого три тысячи лет. Слово «гармония» встречается уже у Гомера, но еще раньше оно звучит в греческой мифологии в имени богини Гармонии. Тем не менее, и по прошествии почти трех тысячелетий, в XX веке Лё Корбузье восторженно писал, что гармония — это магическое слово, это синтетическое понятие, это слово завтрашнего дня. Как «синтетическое понятие» гармония рассматривалась в различных областях знания.

Литературу о гармонии можно разделить на несколько направлений.

Гармония в теоретико-философском дискурсе. Особое место в настоящем исследовании занимают работы тех философов, у которых обращение к гармонии как самостоятельной проблеме философии носит принципиальный характер. К ним относятся труды Аристотеля, Демокрита, Н. Кузанского, Г. В. Лейбница, Пифагора, Платона, Плотина, К. Птолемея, Эпикура. В сочинениях этих авторов тема гармонии прослеживается довольно отчетливо, что позволяет опереться на достигнутые в них результаты. Из современных авторов необходимо назвать В. А. Белоусова и А. В. Демичева, рассматривающих гармонию как вид противоречияА.А. Горелова, поднимающего проблему гармонии человека и природыВ.Т. Мещерякова, анализирующего гармоническое развитиеД.В. Пивоварова, занимающегося проблемой целостного гармоничного человекаО.С. Разумовского, проанализировавшего общенаучные и философ-ско-методологические основы оптимологии, в том числе в связи с понятием гармонииВ.Н. Сагатовского, пишущего о философии развивающейся гармонииЭ.М. Сороко, исследующего структурную гармонию систем.

Гармония в историко-философском контексте рассматривается в трудах В. А. Васютинского, А. Н. Деева, В. Т. Мещерякова и в монографии В.П. Шеста-кова, обобщающей и систематизирующей различные подходы к гармонии. Эти работы, благодаря тщательно подобранному и полно представленному материалу, представляют большой интерес. Здесь же необходимо указать на классические работы А. Ф. Лосева. Хотя речь в них идет о понимании гармонии в античности, но само античное учение о гармонии так глубоко, и работы А. Ф. Лосева настолько энциклопедичны, что не теряют актуальности и сегодня.

Литературы о гармонии в эстетико-худоо/сественном пространстве написано достаточно много. Прежде всего, надо отметить монографию • В. П. Шестакова «Гармония как эстетическая категория» и работу А. Ф. Лосева и В. П. Шестакова об истории эстетических категорий. Сюда же можно отнести работы, посвященные соотношению гармонии и симметрии, гармонии в архитектуре и природе. Это труды Альберти, Г. Вейля, В. И. Вернадского, Ю. Виг-нера, В. Гейзенберга, И. Кеплера, Леонардо, Лё Корбузье, М. А. Марутаева, Э. Месселя, Л. Пачоли, А. С. Сонина, Е. М. Торшиловой, Ю. А. Урманцева, И. Ш. Шевелева, И. П. Шмелева, А. В. Шубникова, А. Эйнштейна и др. Кроме того, учение о гармонии, основанное на закономерном объединении тонов в созвучия и на связи созвучий в их последовательном движении, является одним из' важнейших и широко разработанных разделов теории музыки, а как учебный предмет составляет основу музыкально-теоретического образования. В данной работе гармония как категория мызыкознания не рассматривается. Мы указываем только на классическую монографию по истории учений о музыкальной гармонии Л. Шевалье и на классический консерваторский учебник гармонии Ю. Н. Холопова. Интерес также представляет работа по математическому содержаншо музыкальной гармонии московского композитора М. А. Марутаева.

Отдельно можно выделить работы, не поднимающие прямо проблему гармонии, но посвященные исследованию внутреннего состояния человека, что, конечно же, связано с темой гармонии. Это произведения Г. С. Батищева, Н. А. Бердяева, О. Ф. Больнова, М. Вебера, С. Ф. Денисова, А.В. Золотухиной-Аболиной, И. Т. Касавина, В. И. Красикова, С. Кьеркегора, К. Леонгарда, Ф. Ницше, В. Татаркевича, Д. М. Федяева, Э. Фромма, А. Шюца и др.

Теоретическую основу диссертации составили источники, прямо либо косвенно затрагивающие поставленную проблему: труды Августина Блаженного, Аристотеля, М. М. Бахтина, В. А. Белоусова и А. В. Демичева, Н. А. Бердяева,.

Г. В. Ф. Гегеля, И. Канта, Г. В. Лейбница, В. Т. Мещерякова, Д. В. Пивоварова, Платона, Плотина, О. С. Разумовского, М. Н. Руткевича, В. Н. Сагатовского, B.C. Соловьева, Э. М. Сороко, М. Хайдеггера, Цицерона, К. Ясперса и др.

Для выявления объективных количественных характеристик гармонии, основанных на принципах симметрии и пропорции, были использованы работы JI.B. Александровой, Л. Б. Альберти, В. Г. Болтянского, Г. Б. Борисовского, Ю. Вигнера, Г. Вейля, А. В. Волошинова, С. С. Гончаренко, В. Ю. Дельсона, М. А. Марутаева, Э. Месселя, В. Т. Мещерякова, Л. Пачоли, И. Пригожина и И. Стен-герс, Э. М. Сороко, Е. М. Торшиловой, Ю. А. Урманцева, А. Е. Федорова, В. Д. Цветкова, И. Ш. Шевелева, И. П. Шмелева, А. В. Шубникова и др.

Отдельно надо сказать о докторской диссертации К. Маркса, посвященной анализу различий между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура. В работе не говорится непосредственно о гармонии, тем не менее, выводы, сделанные К. Марксом, обладают значительным эвристическим потенциалом для разработки темы гармонии. Работа Ф. Энгельса «Анти-Дюринг» послужила основой для рассмотрения гармонии как формы диалектического противоречия. Нельзя не сказать о работе В. П. Кузьмина, занимавшегося проблемами системного качества. Путем экстраполяции выводов, сделанных В. П. Кузьминым при анализе проблем системности в методологии К. Маркса, в настоящем исследовании проводится мысль о системном качестве гармонии.

Анализ гармонии как субъективного явления был сделан с привлечением работ таких авторов, как Аристотель, К.А. Абульханова-Славская, Г. С. Бати-щев, Н. А. Бердяев, О. Ф. Больнов, А. А. Гусейнов, Демокрит, С. Ф. Денисов, А.В. Золотухина-Аболина, И. Т. Касавин, В. И. Красиков, С. Кьеркегор, К. Ле-онгард, Н. О. Лосский, А. А. Милтс, Д. В. Пивоваров, О. С. Разумовский, В. Та-таркевич, Д. М. Федяев, Э. Фромм, Эпикур и др.

Своеобразной «эмпирией», послужившей для написания данного исследования, послужили произведения русских писателей, в которых проблема гармонии ставится и реализуется с помощью образных художественных средств, а не понятийного философского категориального аппарата. Это произведения Н. В. Гоголя, И. А. Гончарова, Ф. М. Достоевского, JI.H. Толстого.

Также были использованы литературоведческие и философские работы, позволившие прояснить позицию этих писателей и обосновать выбранный литературным героем путь достижения гармонии и счастья. Это работы Г. С. Ба-тищева, М. М. Бахтина, В. Н. Белопольского, Н. А. Бердяева, М. Бура, М. Ф. Быковой, А. А. Гаджиева, П. П. Гайденко, Ю. Н. Давыдова, С. Ф. Денисова, Н. А. Добролюбова, А. В. Дружинина, А. А. Жук, А.В. Золотухиной-Аболиной, В. Н. Ильина, Л. Г. Ионина, Ю. Ф. Карякина, И. Т. Касавина, Н. В. Кашиной, В. Кир-потина, Е. Ю. Коржовой, В. И. Красикова, Е. В. Краснощековой, С. Кьеркегора, А. Н. Латыниной, С. Лема, Н. О. Лосского, А. В. Малышева, Ф. Ницше, С. И. Орехова, Д. В. Пивоварова, М. А. Пушкаревой, B.C. Соловьева, Д. М. Федяева, Г. М. Фридлендера М. Хайдеггера, М. Шелера, Л. И. Шестова, А. Шюца, Э. Г. Юдина и др.

Цель диссертационного исследования заключается в исследовании объективного и субъективного содержания категории «гармония», и, соответственно, способов синтеза названных аспектов.

Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи. исследования:

1. Определить характеристики гармонии как объективного феномена.

2. Выяснить, каким образом объективные характеристики гармонии получают свое выражение в мышлении.

3. Очертить основные варианты гармонизации отношений человека и мира, представленные в философской литературе.

4. Выявить основные версии гармонизации, представленные в художественной литературе.

5. Дать теоретическое описание каждой из них.

Методологические основания диссертационного исследования. Для решения поставленных задач использовались следующие методологические принципы и идеи: во-первых, в качестве общей методологической основы диссертации используется диалектический метод с его принципами, законами и категориямиво-вторых, в работе реализуются элементы системного подхода при рассмотрении категории «гармония" — в-третьих, используется метод диахронного историко-философского анализав-четвертых, в качестве дополнительных средств применяются: содержательный и сравнительный анализ, метод экстраполяции;

Положения, выносимые на защиту, и их научная новизна.

1. Выявлена и теоретически описана объективная основа субъективного понимания гармонии и попыток ее достижения. В указанном онтологическом аспекте гармония есть тип отношения, обеспечивающий устойчивость объекта или процесса.

2. Выделены и охарактеризованы основные разновидности гармонии. Первая обозначена как гармония меры, вторая — как гармония скачка. Гармония меры подчинена принципам порядка, симметрии, пропорциональности. Она характеризует круг отношений со средой объекта, пребывающего в границах меры. Гармония скачка подчинена принципу преемственности. Она характеризует отношение между исходным и последующим состояниями объекта после качественного скачка, а также отношение изменившегося объекта со средой.

3. Установлено, что гармония как процесс имеет определенные стадии своего развития. В своем исходном состоянии гармония выступает как тож. -дество противополоэюностей, содержащее несущественные различия. Появление существенных различий в тождестве является следующей стадией в возникновении и развитии гармонии. Развитие в данном случае выступает в форме саморазвития. Третьей стадией в возникновении и развитии гармонии при взаимодействии противоположностей будет их снятие, которое опять же ведет к появлению новых противоположностей, их тождеству, синтезу и т. д. Отрицанием как снятием обеспечивается преемственность состояний и конструктивная форма разрешения противоречия. Доказано, что гармония — это процесс противоречивого, непрерывного, неантагонистического взаимодействия противополоэшостей различных явлений, вещей, приводящий к позитивному результату.

4. Показано, что исследование гармонии как субъективного феномена возможно на основе тех же базовых идей, при помощи которых раскрываются ее объективные характеристики, но в их антропологической интерпретации. Так, гармония меры трансформируется в принцип цельности человека и может N быть представлена различными модификациями, например, некоторыми вариантами гедонизма. Гармония скачка может быть представлена или в виде становящегося всеединства, или же эгоцентрическим стремлением каждого сущего стать властным центром мира.

5. Установлено, что в философской традиции проблема гармонии человека и мира решалась прежде всего в рамках этики, в русле альтернативных концепций, восходящих к Демокриту и Эпикуру, развивающих, соответственно, принцип долга (выполняемого добровольно) и принцип счастья. Их причудливые метаморфозы привели, в частности, к категорическому императиву И. Канта и к этически окрашенной антропологии экзистенциализма.

6. Показано, что в русской классической литературе представлены три варианта гармонизации отношений человека с миром: а) рефлексия без деятельности и деятельность, не окрашенная рефлексиейв) героический, экстремальный вариант, заключающийся в сознательном стремлении совершить некий качественный скачок через переживание пограничной ситуацииг) стремление обрести гармонию в повседневной жизни.

7. Доказано, что единственным по-настоящему надежным является только последний из них.

Теоретическая и практическая значимость проведенных исследований в диссертации заключается в следующем: во-первых, результаты исследования могут быть использованы для прояснения онтологической, гносеологической и антропологической проблематики, связанной с исследованием гармонииво-вторых, проведенная работа по осмыслению объективной и субъективной сути гармонии позволяет по-новому взглянуть на способы гармонизации мироотношенияв-третьих, результаты исследования могут быть использованы для обогащения учебных программ в методологическом плане, а также при подготовке спецкурсов по философской антропологии, философии культуры, социологии и культурологии.

Апробация работы. Основные положения диссертации и полученные результаты обсуждались на кафедре философии Омского государственного педагогического университета, на межвузовском аспирантском семинаре кафедры философии ОмГПУ, на межфакультетском семинаре при кафедре гуманитарных и социально-экономических дисциплин Омского танкового инженерного института, изложены в 10 публикациях, докладах и выступлениях на: межвузовской конференции «Реальность. Человек. Культура: абсолютное и относительное» (Омск, 2005) — региональной научной конференции, посвященной 85-летию М. Е. Бударина «Человек в контексте культуры» (Омск, 2005) — межвузовской конференции «Реальность. Человек. Культура: научные и вненаучные формы познания» (Омск, 2006) — межвузовской конференции «Реальность. Человек. Культура: социальное и природное» (Омск, 2006) — межвузовской конференции «Реальность. Человек. Культура: универсалии научного знания» (Омск, 2007) — Международной научно-практической конференции «V Омские торгово-экономические чтения» (Омск, 2007).

Структура и объем исследования. Текст диссертационного исследования состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, содер

Основные выводы второй главы: 1. В русской классической литературе представлены три варианта гармонизации отношений человека с миром: а) рефлексия без деятельности и дея.

Батищев, Г. С.

Введение

в диалектику творчества / Г. С. Батищев. — СПб.: РХГИ, 1997. — С. 460. тельность, не окрашенная рефлексиейв) героический, экстремальный вариант, заключающийся в сознательном стремлении совершить некий качественный скачок через переживание пограничной ситуацииг) стремление обрести гармонию в повседневной жизни.

2. И. И. Обломов не обладает «гармонической целостностью», в нем есть «цельность», которая характеризуется взаимопроникновением, растворением противоположностей друг в друге. Илью Ильича не раздирают мучительные внутренние противоречия. Отношения со средой у Обломова тоже сводятся к устойчивости. Его рефлексия не порождает активной творческой деятельности.

3. Внутренний мир А. Штольца не подвержен каким-либо изменениям. Отношения с внешним миром тоже устойчивые и стабильные. Его активная деятельность не окрашена рефлексией. Ни рефлексия Обломова, ни деятельность Штольца не способствуют возникновению гармонии как процесса. Обломов, и Штольц — это олицетворение гармонии меры.

4. Одним из вариантов жизнепроживания и обретения счастья является не конструктивный, а деструктивный, экстремальный способ разрешения противоречивости. Философия экзистенциализма, введя понятие пограничной ситуации, предлагает экстремальные пути достижения подлинности и гармонии. Литературный романтический герой также пытается обрести гармонию экстремальным способом — отъединившись от внешнего мира и поднявшись над обществом, стараясь стать сверхчеловеком.

5. Ф. М. Достоевский традиционно считается самым экзистенциальным русским писателем. Но есть некоторые существенные нюансы, не позволяющие творчество русского классика Ф. М. Достоевского считать всецело экзистенциальным. Согласно Ф. М. Достоевскому, опыт свободы от общества, жестокий, экстремальный, насильственный способ достижения всеобщего счастья и гармонии ведет к трагедии. Свобода, переходящая в бессмысленный и своевольный бунт, ведет не к подлинности существования, а к атрофии человеческого, к нравственному уродству. Таким образом, деструктивное разрешение противоречия, экстремальный вариант жизнепроживания не указывает выхода из неподлинного бытия, не является спасительным, не ведет к достижению подлинной гармонии.

6. Проблема гармонии повседневности, не оформившись еще как проблема философская, поднималась уже в произведениях русских классиков. Роман Л. Н. Толстого «Анна Каренина» демонстрирует варианты повседневного жизнепроживания на путях достижения гармонии и счастья. Взаимоотношения Стивы и Долли, несмотря на то, что «все смешалось в доме Облонских» после измен мужа, стабильны и неизменны. Их повседневность представляет собой гармонию меры. В отношениях Анны и Вронского нарушаются принципы античной симметрии, меры и нормы. Противоречие любви, ставшей исключительным событием в жизни героини, и трагедии, пришедшей вслед за большой любовью, не разрешилось конструктивно, так как отсутствовали гармонические отношения между начальным и последующим положением после качественного «скачка» и между изменившимся субъектом и внешним миром. В повседневности Анны и Вронского в итоге не произошло того «снятия», которое должно было привести их к гармонии. Повседневность Левина и Кити представляет собой гармонию скачка. Они от неприятия, конфликта, через боль, страдание, прощение и любовь, конструктивно разрешая противоречия, пришли к гармонии.

7. Противопоставленность будничного и исключительного в повседневности имеет неантагонистический характер. Гармония повседневности достигается не простым тождеством этих противоположностей, а их расхождением, приводящим к конфликту, и конструктивным разрешением этого конфликта путем «снятия». При этом в гармоническом развитии одна из противоположностей должна «господствовать» над другой, что необходимо для существования гармонии. В гармоничной повседневности именно будничность должна превалировать над исключительностью.

Таким образом, две неантагонистические противоположности: обыденность, имеющая смысложизненное содержание именно благодаря своей стандартизованности, типизированности, коллективности, и исключительность — вступая друг с другом в противоречие и конструктивно его разрешая, составляют гармонию повседневности, гармонию нашей каждодневной жизни, в которой мы, несмотря ни на что., надеемся на лучшее и стремимся к совершенству.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Гармония представляет собой сложное и многозначное явление, интерес к которому не иссякает на протяжении тысячелетий. Несмотря на кажущуюся разработанность проблемы гармонии в научной литературе, эта тема себя не исчерпала, и многие ее аспекты требуют специального изучения. Настоящая работа, также не претендуя на полноту раскрытия всей проблематики темы гармонии, представляет попытку восполнить пробел, существующий в рассмотрении гармонии в контексте мироотношения, гармонии в жизни человека. Результаты предпринятого в данной работе исследования можно обобщить в следующих выводах.

В онтологическом аспекте гармония есть тип отношения, обеспечивающий устойчивость объекта или процесса. Основные разновидности гармонии — гармония меры и гармония скачка. Гармония меры подчинена принципам порядка, симметрии, пропорциональности. Она характеризует круг отношений со средой объекта, пребывающего в границах меры. Гармония скачка подчиг нена принципу преемственности. Она характеризует отношение между исходным и последующим состояниями объекта после качественного скачка, а также отношение изменившегося объекта со средой.

Гармоническое развитие характеризуется следующими моментами: а) в процессе гармонического развития объект, изменяясь и подчиняясь всеобщему закону перехода количественных изменений в качественные, сохраняет известную устойчивость', б) специфика гармонического развития состоит в конструктивном разрешении противоречияв) переход к новому качеству всегда есть диалектическое отрицание, которое означает сохранение приобретений предшествующего периода в «снятом», т. е. преобразованном, виде. Именно отрицанием как «снятием», но не деструктивным отрицанием, обеспечивается преемственность состояний и конструктивная форма разрешения противоречияг) в категории гармонии мир отражается через призму человеческих интересов и ценностей, в этой категории содержится усиленный ценностно-аксиологический, антропологический смысл. В самом понятии гармонии обязательно содержится момент положительности, одобрения, оценки, обязательно присутствует стремление к прекрасному, идеальному.

Гармония — это отношения и связи не только в материальном, вещественном мире, где она реализуется в пространстве и времени, но и в идеальном, субъективном мире человека как определенной целостности, где возможна гармония смыслов, идей, настроений.

Категория «мироотиошение» позволяет говорить о субъективной гармонии, используя категориальный каркас, полученный при анализе гармонии как объективного феномена. Т. е. субъективная гармония тоже проявляется и в мере, и в скачке как гармония исходного и последующего состояний субъекта и как гармония отношения меняющегося субъекта со средой.

Для субъективной гармонии меры характерно отсутствие ярко выраженного противополагания в мироотношении, «Я» полагает «Я», субъект «уравновешен» и с миром, и с самим собой. Гедонизм — вид субъективной гармонии меры.

Появление в мироотношении противоречия, ярко выраженного противополагания заставляет человека строить активные взаимоотношения со средой, когда «Я» не только начинает полагать «не-Я», но и допускать равноправие «не-Я». В этом случае можно говорить о гармоническом развитии.

В философской традиции проблема гармонии человека и мира решалась прежде всего в рамках этики, в русле альтернативных концепций, восходящих к Демокриту и Эпикуру, развивающих, соответственно, принцип долга (выполняемого добровольно) и принцип счастья. Их причудливые метаморфозы привели, в частности, к категорическому императиву И. Канта и к этически ч окрашенной антропологии экзистенциализма.

В русской классической литературе представлены три варианта гармонизации отношений человека с миром: а) рефлексия без деятельности и деятельность, не окрашенная рефлексиейв) героический, экстремальный вариант, заключающийся в сознательном стремлении совершить некий качественный скачок через переживание пограничной ситуацииг) стремление обрести гармонию в повседневной жизни:

И.И. Обломов не обладает «гармонической целостностью», в нем есть «цельность», которая характеризуется взаимопроникновением, растворением противоположностей друг в друге. Илью Ильича не раздирают мучительные внутренние противоречия. Отношения со средой у Обломова тоже сводятся к устойчивости. Его рефлексия не порождает активной творческой деятельности.

Внутренний мир А. Штольца не подвержен каким-либо изменениям. Отношения с внешним миром тоже устойчивые и стабильные. Его активная деятельность не окрашена рефлексией. Ни рефлексия Обломова, ни деятельность Штольца не способствуют возникновению гармонии как процесса. Обломов, и Штольц — это олицетворение гармонии меры.

Одним из вариантов жизнепроживания и обретения счастья является не конструктивный, а деструктивный, экстремальный способ разрешения противоречивости. Философия экзистенциализма, введя понятие пограничной ситуации, предлагает экстремальные пути достижения подлинности и гармонии. Литературный романтический герой также пытается обрести гармонию экстремальным способом — отъединившись от внешнего мира и поднявшись над обществом, стараясь стать сверхчеловеком.

Ф.М. Достоевский традиционно считается самым экзистенциальным русским писателем. Но есть некоторые существенные нюансы, не позволяющие творчество русского классика Ф. М. Достоевского считать всецело экзистенциальным. Согласно Ф. М. Достоевскому, опыт свободы от общества, жестокий, экстремальный, насильственный способ достижения всеобщего счастья и гар,-монии ведет к трагедии. Свобода, переходящая в бессмысленный и своевольный бунт, ведет не к подлинности существования, а к атрофии человеческого, к нравственному уродству. Таким образом, деструктивное разрешение противоречия, экстремальный вариант жизнепроживания не указывает выхода из неподлинного бытия, не является спасительным, не ведет к достижению подлинной гармонии.

Проблема гармонии повседневности, не оформившись еще как проблема философская, поднималась уже в произведениях русских классиков. Роман Л. Н. Толстого «Анна Каренина» демонстрирует варианты повседневного жизнепроживания на путях достижения гармонии и счастья. Взаимоотношения Стивы и Долли, несмотря на то, что «все смешалось в доме Облонских» после измен мужа, стабильны и неизменны. Их повседневность представляет собой гармонию меры. В отношениях Анны и Вронского нарушаются принципы античной симметрии, меры и нормы. Противоречие любви, ставшей исключительным событием в жизни героини, и трагедии, пришедшей вслед за большой любовью, не разрешилось конструктивно, так как отсутствовали гармонические отношения между начальным и последующим положением после качественного «скачка» и между изменившимся субъектом и внешним миром. В повседневности Анны и Вронского в итоге не произошло того «снятия», которое должно было привести их к гармонии. Повседневность Левина и Кити представляет собой гармонию скачка. Они от неприятия, конфликта, через боль, страдание, прощение и любовь, конструктивно разрешая противоречия, пришли к гармонии.

Противопоставленность будничного и исключительного в повседневности имеет неантагонистический характер. Гармония повседневности достигается не простым тождеством этих противоположностей, а их расхождением, приводящим к конфликту, и конструктивным разрешением этого конфликта путем «снятия». При этом в гармоническом развитии одна из противоположностей должна «господствовать» над другой, что необходимо для существования гармонии. В гармоничной повседневности именно будничность должна превалировать над исключительностью.

Таким образом, две неантагонистические противоположности: обыденность, имеющая смысложизненное содержание именно благодаря своей стан-дартизованности, типизированности, коллективности, и исключительность — вступая друг с другом в противоречие и конструктивно его разрешая, составляют гармонию повседневности, гармонию нашей каждодневной жизни, в которой мы, несмотря ни на что, надеемся на лучшее и стремимся к совершенству.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Ю.Н. Роль принципа симметрии в научном познании: дис. док. философ, наук: 09.00.01 / Ю. Н. Абдулкадыров. М., 1997. -382 с.
  2. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. -М.: Мысль, 1991.-299 с.
  3. Абульханова-Славская, К.А. Философско-психологическая концепция С. Л. Рубинштейна: К 100-летию со дня рождения / К. А. Абульханова -Славская, А. В. Брушлинский М.: Наука, 1989. — 248 с.
  4. Августин Блаженный. О граде Божием / Августин Блаженный. -Мн.: Харвест, М.: ACT, 2000. 1296 с.
  5. Августин Блаженный. Об истинной религии. Теологический трактат / Августин Блаженный. Мн.: Харвест, 1999. — 1600 с.
  6. , Л.В. Порядок и симметрия в музыкальном искусстве: логико-исторический аспект / Л. В. Александрова. Новосибирск: Новосиб. гос. коне., 1995. — 372 с.
  7. Антология мировой философии: Античность. М.: Изд-во «Харвест», 2001.-960 с.
  8. Аристотель. Метафизика / Аристотель // Сочинения в 4 т. М.: Мысль, 1975- 1983.-Т. 1.-С. 65−368.
  9. Аристотель. Никомахова этика / Аристотель // Сочинения в 4 т. -М.: Мысль, 1975 1983. — Т.4. Кн. 1. — С. 53 — 295.
  10. Аристотель. О душе / Аристотель // Сочинения в 4 т. М.: Мысль, 1975- 1983.-Т. 1.-С. 369−450.
  11. Аристотель. Политика / Аристотель // Сочинения в 4 т. М.: Мысль, 1975- 1983.- Т.4. — С. 376−381.
  12. , Г. В. Деятельность в многомерности человеческого существования / Г. В. Баранов. Омск: Изд-во ОмГАУ, 1997. — 208 с.
  13. , Г. С. Введение в диалектику творчества / Г. С. Батищев. -СПб.: РХГИ, 1997. 464 с.
  14. , М.М. Автор и герой / М. М. Бахтин. СПб.: Азбука, 2000. -333 с.
  15. , М.М. Проблемы поэтики Достоевского / М. М. Бахтин. — М.: Художеств, лит., 1972. 470 с.
  16. , М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса / М. М. Бахтин. — М.: Художеств, лит, 1990. — 543 с.
  17. , М.М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин.— М.: Искусство, 1986.-445 с.
  18. , В.А. Достоевский: метафизика преступления / В.А. Бачи-нин. СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 2001. — 407 с.
  19. , В.Н. Достоевский и философская мысль его эпохи.-, Концепция человека / В. Н. Белопольский. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростов, ун-та, 1987.-208 с.
  20. , В.А. Гармония: противоречие, связь / В. А. Белоусов,. А. В. Демичев. — Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1981. 192 с.
  21. , Я. Аврора, или Утренняя звезда в восхождении / Я. Беме. -М.: Политиздат, 1990. 415 с.
  22. , Н.А. Самопознание / Н. А. Бердяев. М.: ДЭМ, 1990. -336 с.
  23. , Н.А. Философия свободы. Смысл творчества / Н. А. Бердяев. М.: Правда, 1989. — 608 с.
  24. , В.Г. Симметрия в алгебре / В. Г. Болтянский, Н.Я. Ви-ленкин. М.: Наука, 1967. — 283 с.
  25. , О.Ф. Философия экзистенциализма / О. Ф. Больнов. -СПб.: Лань, 1999.-224 с.
  26. , Г. Б. Красота и стандарт / Г. Б. Борисовский. М.: Изд-во Сов. мин. СССР, 1968. — 143 с.
  27. , С.Г. Роман Толстого «Война и мир» / С. Г. Бочаров. М.: Художеств, лит., 1987. — 156 с.
  28. , М.Ф. Абсолютная идея и абсолютный дух в философии Гегеля / М. Ф. Быкова, А. В. Кричевский. М.: Наука, 1993. — 269 с.
  29. , М.Ф. Гегелевское понимание мышления / М. Ф. Быкова. — М.: Наука, 1990. 128 с.
  30. , М. Основные социологические понятия / М. Вебер // Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. — С. 602 — 643.
  31. , Г. Симметрия / Г. Вейль. М.: Наука, 1968. — 192 с.
  32. В.И. Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988.-520 с.
  33. , Ю. Этюды о симметрии / Ю. Вигнер. — М.: Мир, 1971. -318 с.
  34. , И.В. Проблема жизни, смерти и бессмертия человека в истории русской философской мысли / И. В. Вишев. М.: Академ, проект, 2005. -430 с.
  35. , А.В. Троица Андрея Рублева: геометрия и философия / А. В. Волошинов // Человек. 1997. — № 6 — С. 52−74.
  36. , JI.C. Психология искусства / JI.C. Выготский. — М.: Лабиринт, 1997.-416 с.
  37. , А.А. Романтизм и реализм / А. А. Гаджиев. — Баку: Элм, 1972.-350 с.
  38. , П.П. Парадоксы свободы в учении Фихте / П.П. Гайден-ко. М.: Наука, 1990. — 128 с.
  39. , П.П. Трагедия эстетизма / П. П. Гайденко. М.: Искусство, 1970.-246 с.
  40. Гармонический человек. Из истории идей о гармонически развитой личности / Сост. П. С. Трофимов. М.: Искусство, 1965. — 323 с.
  41. Гегель, Г. В. Ф. Наука логики / Г. В. Ф. Гегель //Энциклопедия фило,-софских наук-М.: Мысль, 1974 1977. — Т. 1−3.-Т. 1.-451 с.
  42. Гегель, Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук / Г. В. Ф. Гегель. -М.: Мысль, 1974 1977. — Т. 1 — 3.
  43. В. Смысл и значение красоты в точных науках // Вопросы философии, 1979. № 12. — С. 49 — 60.
  44. В. Физика и философия. Часть и целое / В. Гейзенберг. М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1990. — 400 с.
  45. Н.В. Старосветские помещики / Н. В. Гоголь // Собр. соч. в 7 т. -М.: Художеств, лит., 1984.-Т. 2.-С. 7−28.
  46. , С.С. Принципы симметрии в русской музыке: Очерки / С. С. Гончаренко. Новосибирск: Изд-во Новосиб. гос. коне., 1998. — 72 с.
  47. , И.А. Обломов / И. А. Гончаров // Собр. соч. в 8 т. — М.: Гослитиздат, 1953. Т. 4. — 520 с.
  48. , И.А. Очерки. Статьи. Письма. Воспоминания современников / И. А. Гончаров. М.: Правда, 1986. — 588 с.
  49. , И.А. Письма / И. А. Гончаров // Собр. соч. в 8 т. М.: Гослитиздат, 1953.-Т. 8.
  50. , А.А. Человек — гармония — природа / А. А. Горелов. — М.: Наука, 1990.-192 с.
  51. , А.Г. Ответы предания: Жития святых в духовном поиске Льва Толстого / А. Г. Гродецкая. СПб.: Наука, 2000. — 266 с.
  52. , А.А. Античная этика / А. А. Гусейнов. М.: Гардарики, 2004. — 270 с.
  53. , А.А. Золотое правило нравственности / А. А. Гусейнов. -М.: Мол. гвардия, 1979.-223 с.
  54. , А.А. Краткая история этики / А. А. Гусейнов, Г. Ирр-литц. М.: Мысль, 1987. — 592 с.
  55. , А.А. Философия. Мораль. Политика / А. А. Гусейнов. -М.: Академкнига, 2002. 300 с.
  56. , В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В. И. Даль. М.: Рус. яз., 1981. — Т. 1 — 4.
  57. , Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволия / Ю. Н. Давыдов. М.: Мол. гвардия, 1989. — 317 с.
  58. , Е. Симметрия, отражение, развитие. Пифагорейская модель динамической гармонии мира / Е. Данков // Вестник МГУ. Философия. -1976.-№ 2.-С. 42−50.
  59. , А.Н. Категория «гармония». Понимание и история эволюции / А. Н. Деев. Новосибирск: ЦЭРИС, 1999. — 199 с.
  60. , В.Ю. Закономерности универсальной гармонии / В. Ю. Дельсон // Сов. музыка. 1969. — № 12. — С.70 — 78.
  61. , А.Б. Феномены человеческого бытия / А. Б. Демидов. -Минск: ЗАО Издат. центр «Экономпресс», 1999. 180 с.
  62. , С.Ф. Библейские и философские стратегемы спасения: антропологические этюды / С. Ф. Денисов. — Омск: Изд-во ОмГПУ, 2004. — 216 с.
  63. , С.Ф. Жизненные и антропологические смыслы правды и неправды / С. Ф. Денисов. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2001. — 206 с.
  64. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Под ред. А. Ф. Лосева. М.: Мысль, 1979. — 620 с.
  65. , Н.А. Что такое обломовщина? / Н. А. Добролюбов // Роман И. А. Гончарова в русской критике: Сб. статей. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1991. — С. 34 — 68.
  66. , Ф.М. Бесы / Ф. М. Достоевский // Собр. соч. в 15 т. -Л.: Наука, 1989. Т.7. — 673 с.
  67. , Ф.М. Братья Карамазовы / Ф. М. Достоевский // Собр. соч. в 15 т.-Л.: Наука, 1991.-Т. 9.-571 с.
  68. , Ф.М. Преступление и наказание / Ф. М. Достоевский // Собр. соч. в 15 т. Л.: Наука, 1989. — Т. 5. — 523 с.
  69. , А.В. Обломов / А. В. Дружинин // Роман И. А. Гончарова в русской критике: Сб. статей. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1991. — С. 106−125.
  70. , И.И. История русской метафизики в 19−20 в. В 2-х частях / И. И. Евлампиев. СПб.: Лань, 2000.
  71. Жук, А. А. Русская проза второй половины XIX века / А. А. Жук. — М.: Просвещение, 1981. 254 с.
  72. , А. Ф. Роман И.А. Гончарова «Обломов» / А. Ф. Захаркин. М.: Учпедгиз, 1963.- 152 с.
  73. Золотухина-Аболина, А. В. Повседневность и другие миры опыта /
  74. A.В. Золотухина Аболина. М.: ИКЦ «МарТ" — Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2003. — 192 с.
  75. Золотухини-Аболина, А. В. Философская антропология / А.В. Золотухина-Аболина. М., Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2006. -232 с.
  76. Идея гармонии в научной картине мира / Отв. ред. С. А. Васильев. -Киев: Наук, думка, 1989. 137 с.
  77. , В.В. Философия и акмеология / В. В. Ильин, С. Д. Пожарский. СПб.: Политехника, 2003. — 395 с.
  78. , В.Н. Миросозерцание графа Льва Николаевича Толстого /
  79. B.Н. Ильин. СПб.: РХГИ, 2000. — 480 с.
  80. , Л.Г. Социология культуры / Л. Г. Ионин. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2004.-427 с.
  81. История русской философии: Учебник для вузов / Редкол.: М. А. Маслин и др. М.: Республика, 2001. — 639 с.
  82. , А. Бунтующий человек / А. Камю // Миф о Сизифе. Бунтарь. Минск: ООО «Поппури», 2000. — 142 — 544 с.
  83. , А. Посторонний / А. Камю // Сочинения. М. Прометей, 1989.-С. 21−82.
  84. , И. Критика практического разума / И. Кант // Сочинения в 6 т.-М.: Мысль, 1963 1966. — Т. 4. Ч. 1. — С. 311 — 505.
  85. , И. Метафизика нравов в двух частях / И. Кант // Сочинения т 6 т.-М.: Мысль, 1963- 1966.-Т. 4. Ч. 2.-С. 107−438.
  86. , И. Основы метафизики нравственности / И. Кант // Сочинения в 6 т.-М.: Мысль, 1963−1966.-Т. 4. ч. 1.-С. 219−310.
  87. , И. Ответ на вопрос: что такое просвещение? / И. Кант // Сочинения в 8 т. М.: Изд-во «Чоро», 1994. — Т. 8. — С. 29 — 38.
  88. , Ю.Ф. Достоевский и канун XXI века / Ю. Ф. Карякин. -М.: Советский писатель, 1989. 656 с.
  89. , И.Т. Анализ повседневности / И. Т. Касавин, С.П. Щаве-лев. М.: Канон +, 2004. — 432 с.
  90. , Т.А. О творящей природе слова: онтологичность слова в творчестве Достоевского как основе «реализма» / Т. А. Касаткина. — М.: ИМЛИ РАН, 2004. 479 с.
  91. , Н.В. Человек в творчестве Ф.М. Достоевского / Н. В. Кашина. М.: Художеств, лит., 1986. — 318 с.
  92. , Ю.А. Становление гармонии бытия человека и общества: автореф. дис. .док. философ, наук: 09.00.11 / Килис Юрий Адольфович. — Омск, 2006. 40 с.
  93. , Ю.А. Философия гармонии / Ю. А. Килис. Омск: ОГИС, 2002.- 170 с.
  94. , Дж. Гармония. Гармоническая личность / Дж. Клима. -Кишинев, Штиинца, 1990. 149 с.
  95. , А.И. Гармония и творчество / А. И. Колков // Вопросы психологии. 1989. -№ 1. — С. 83 — 90.
  96. , Е.Ю. Психологическое познание судьбы личности / Е. Ю. Коржова. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2002. — 334 с.
  97. , Н.А. Онтология эстетического / Н. А. Кормин. М.: Наука, 1992. — 113 с.
  98. , В.И. Синдром существования / В. И. Красиков. Томск: Сиб. изд.-полигр. и книготорг, предприятие «Наука», 2002. — 256 с.
  99. В.И. Явь беспокойства (предельные значения человеческого существования) / В. И. Красиков. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 1998. -164 с.
  100. , Е. В. «Обломов» И.А. Гончарова / Е. В. Краснощекова. М.: Художеств, лит., 1970. — 95 с.
  101. Краткий словарь по эстетике / Под ред. М. Ф. Овсянникова. М.: Просвещение, 1983.
  102. , Ю.Г. Три круга Достоевского: Событийное. Временное. Вечное / Ю. Г. Кудрявцев. М.: Изд-во Московского ун-та, 1979. — 400 с.
  103. , О.Н. Достоевский о тайнах психического здоровья / О. Н. Кузнецов. М.: РОУ, 1994. — 165 с.
  104. , Г. В. Природа моральных абсолютов / Г. В. Кузнецова. -М.: Наследие, 1996. 127 с.
  105. , В.П. Системное качество (Проблемы системности в методологии К. Маркса) / В. П. Кузьмин // Вопросы философии. 1973. — № 9. -С. 82 — 94.
  106. , С. Гармоническое развитие в человеческой личности эстетических и этических начал / С. Кьеркегор // Несчастнейший. — М.: Биб-лейско Богословский институт св. апостола Андрея, 2002. — С. 103 — 235.
  107. , С. Несчастнейший / С. Кьеркегор. М.: Библейско -Богословский институт св. апостола Андрея, 2002. — 400 с.
  108. , А.Н. Достоевский и экзистенциализм / А. Н. Латынина // Достоевский художник и мыслитель. — М.: Художеств, лит., 1972. — С. 210 — 260.
  109. , Р. Философия Достоевского в систематическом изложении / Р. Лаут. М.: Республика, 1996. — 447 с.
  110. , В.И. Познание личности / В. И. Лебедев. М.: ЮНИТИ -ДАНА, 2003.-352 с.
  111. Лё Корбюзье. Архитектура XX века / Лё Корбюзье. М.: Прогресс, 1970.-304 с.
  112. Лем, Ст. Афоризмы, цитаты Электронный ресурс. http://www.foxdesign.ru/aphorism/author/alem.html
  113. , К. Акцентуированные личности / К. Леонгард. — Киев: Вищашк., 1981.-390 с.
  114. , А.Ф. Античная музыкальная эстетика / А. Ф. Лосев. М.: Музгиз, 1960. — 304 с.
  115. , А. Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития / А. Ф. Лосев. М.: Искусство, 1994. — В 2 кн. Кн. 2. — 688 с.
  116. , А.Ф. История эстетических категорий / А. Ф. Лосев, В. П. Шестаков. М.: Искусство, 1965. — 374 с.
  117. , А.Ф. Русская философия / А. И. Введенский, А. Ф. Лосев, Э. Л. Радлов, Г. Г. Шпет // Очерки истории русской философии. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991. — С. 67 — 95.
  118. , Н.О. Мир как органическое целое / Н. О. Лосский // Избранное. М.: Правда, 1991. — С. 338 — 482.
  119. Лука Пачоли. О божественной пропорции // Эстетика Ренессанса. В 2-х т. М.: Искусство, 1981. — Т. 2. — С. 373 — 388.
  120. , А.Е. Лаоцзы: философия раннего даосизма / А. Е. Лукьянов. -М.: Изд-во Ун-та дружбы народов, 1991. — 163 с.
  121. , Г. Г. Формирование средневековой философии / Г. Г. Майоров. -М.: Мысль, 1979.-419 с.
  122. , А.В. Принцип симметрии в художественном тексте. Опыт культурологического анализа: дис. .канд. фил. наук: 24.00.01 / А. В. Малышев. Саратов, 1997. — 158 с.
  123. , А.В. Принцип симметрии как объединяющая концепция культурологического анализа / А. Малышев. Саратов: Изд-во Поволж. фил. Рос. учебного центра, 1996. — 29 с.
  124. , В.Ф. Философия красоты / В. Ф. Мартынов. Минск, Тетра Системе, 1999. — 333 с.
  125. , М.А. Гармония как закономерность природы / М.А. Ма-рутаев, И. Ш. Шевелев, И. П. Шмелев // Золотое сечение: Три взгляда на природу гармонии. -М.: Стройиздат, 1990. -С. 130−233.
  126. , Т.Г. Россия и Европа / Т. Г. Масарик. СПб.: Изд-во Христиан. Гуманитар, ин-та, 2000. — Т. 1−2.
  127. , Э. Пропорции в античности и в средние века / Э.Мессель. — М.: Изд-во Всесоюзной академии архитектуры, 1936. — 258 с.
  128. , В.Т. Гармония и гармоническое развитие / В. Т. Мещеряков. Л.: Наука, 1976. — 222 с.
  129. , В.Т. Развитие представлений о гармонии в домарксистской и марксистско-ленинской философии / В. Т. Мещеряков. Л.: Наука, 1981.-204 с.
  130. , В.Т. Соответствие как отношение и принцип / В. Т. Мещеряков. Л.: Наука, 1975. — 104 с.
  131. , А.А. Гармония и дисгармония личности / А. А. Милтс. М.: Политиздат, 1990. — 222 с.
  132. , Н.Н. Самоубийство Достоевского (Тема суицида в жизни и творчестве писателя) / Н. Н. Наседкин. — М.: Алгоритм, 2002. — 446 с.
  133. , Ф. Антихрист. Проклятие христианству / Ф. Ницше // Сочинения. М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 1998. — Т. 1 — 2. — Т. 2. — С. 635 — 697.
  134. , Ф. Так говорил Заратустра / Ф. Ницше // Сочинения. — М.: Мысль, 1990. Т. 1 — 2. — Т. 2. — С. 5 — 170.
  135. Новая философская энциклопедия / Научно-ред. совет: B.C. Сте-пин и др. М.: Мысль, 2000. — Т. 1−4.
  136. , С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. -М.: Сов. Энциклопедия, 1973. 846 с.
  137. , И.И. Родственники // Русские повести XIX века 40−50 годов. М.: Художеств, лит., 1952. — С. 105 — 264.
  138. , Т.В. Человек в мировоззрении Востока / Т. В. Панфилова. -М.: Знание, 1991. 63 с.
  139. , Д.В. Целостный человек (христианская традиция) / В .Я. Нагевичене, Д. В. Пивоваров. — Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2005. — 153 с.
  140. Платон. Горгий / Платон // Сочинения в 3 т. М.: Мысль, 1968 -1972. -Т.1.-С. 255−365.
  141. Платон. Протагор / Платон // Сочинения в 3 т. М.: Мысль, 1968 -1972.-Т.1.-С. 187−253.
  142. Платон. Тимей / Платон // Сочинения в 3 т. М.: Мысль, 1968 -1972. — Т. 3. Ч. 1. — С. 455 — 543.
  143. , И. Возвращенное очарование мира / И. Пригожин, И. Стенгерс // Природа. 1984. — № 2. — С. 86−95.
  144. , И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой / И. Пригожин, И. Стенгерс. М.: Прогресс, 1986. — 432 с.
  145. , М.А. Анализ понятия «деятельности» в учениях Фихте, Шеллинга и Гегеля / М. А. Пушкарева // Философские науки. 2003. — № 5. -С. 73−83.
  146. , В.Г. Философия Гегеля: абсолютное в человеке / В. Г. Пушкин. СПб.: Лань, 2000. — 448 с.
  147. , А.В. Нравственный мир человека / А. В. Разин. М.: Академ. проект, 2003. — 425 с.
  148. , О.С. Оптимология. Общенаучные и философско-методологические основы. Ч. 1. / О. С. Разумовский. Новосибирск: Изд-во ИДМИ, 1999.-285 с.
  149. , О.С. Понятие и принцип надежды в контексте проблем бихевиористики и оптимологии. Электронный ресурс. http://www.elib.org.ua/philosophy/ua show archives. php?subaction~showfull&id= 1 108 378 365&archive=0216&start from=&ucat=l&
  150. , M.H. Диалектический материализм / М. Н. Руткевич. М.: Изд-во соц-эконом. лит., 1959. 598 с.
  151. , В.Н. Философия развивающейся гармонии: философские основы мировоззрения. В 3 ч. Ч. 2.: Онтология / В. Н. Сагатовский.
  152. СПб.: Петрополис, 1999. 272 с.
  153. , В.Н. Философия развивающейся гармонии. В 3 ч. Ч. 3: Антропология / В. Н. Сагатовский. СПб.: ООО «Петрополис», 1999.-288 с.
  154. , П.А. Феномен героизма / П. А. Сапронов. СПб.: ИН. «Гуманитарная академия», 2005. — 512 с.
  155. , Л.И. Федор Достоевский. Одоление демонов / Л.И. Са-раскина. М.: Согласие, 1996. — 462 с.
  156. Система. Симметрия. Гармония / Под ред. B.C. Тюхтина, Ю. А. Урманцева. М.: Мысль, 1988. — 315 с.
  157. Современный словарь иностранных слов. М.: Рус. яз., 1993.
  158. , B.C. Три речи в память Достоевского / B.C. Соловьев // Сочинения в 2 т. М.: Мысль, 1990. — Т. 2. — С. 289 — 324.
  159. , А.С. Постижение совершенства: (Симметрия, асимметрия, диссимметрия, антисимметрия) / А. С. Сонин. М.: Знание, 1987. — 208 с.
  160. , Э.М. Структурная гармония систем / Э. М. Сороко. — Минск: Наука и техника, 1984. 264 с.
  161. , Н.Н. Русский роман в ситуации философско-религиозной полемики 1860−1870 г. / Н. Н. Старыгина. М.: Языки Славян, культуры, 2003. — 352 с.
  162. , М.Т. Восточная философия / М. Т. Степанянц. М.: Вост. лит., 1991.-511 с.
  163. , Б.Н. «Закон Я» и «Закон любви» / Б. Н. Тарасов. М.: Знание, 2001.-62 с.
  164. , Б.Н. Непрочитанный Чаадаев, неуслышанный Достоевский / Б. Н. Тарасов. М.: Академия, 1999. — 288 с.
  165. , В. Относительно двух понятий прекрасного / В. Та-таркевич // Научные доклады высшей школы. Философские науки. 1978. — № 3.-С. 135−140.
  166. , В. С. О счастье и совершенстве человека / B.C. Татаркевич. -М.: Прогресс, 1981.-370 с.
  167. , Л.Н. Война и мир / Л. Н. Толстой // Собр. соч. в 12 т. М.: Правда, 1984.-Т. 3−6.
  168. , Л.Н. Отец Сергий / Л. Н. Толстой // Собр. соч. в 12 т. М.: Правда, 1984. — Т. 11. — С. 266 — 310.
  169. , Е.М. Можно ли проверить алгеброй гармонию? / Е. М. Торшилова. М.: Искусство, 1988. — 288 с.
  170. , Н.Н. О категориях «цель», «средство», «результат» / Н. Н. Трубников. -М.: Высш. школа, 1968. 148 с.
  171. , Ю.А. Симметрия природы и природа симметрии (философские и естественнонаучные аспекты) / Ю. А. Урманцев. М.: Мысль, 1974. -229 с.
  172. , Д.М. Бытийный импрессионизм лирики Александра Блока / Д. М. Федяев. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2002. — 98 с.
  173. , Д.М. В защиту неподлинного бытия / Д. М. Федяев // Человек в контексте эпохи: Материалы региональной научной конференции, посвященной 85-летию М. Е. Бударина 30 ноября 2005 г. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2005.-С. 241 -246.
  174. , Д.М. Надежда и безнадежность / Д. М. Федяев // Рациональность иррационального. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1991. — С. 110−129.
  175. , Д.М. Техническое мироотношение (сущность, модификация, эволюция): дис.док. философ, наук: 09.00.01 / Д. М. Федяев. — Екатеринбург, 1994.-351 с.
  176. , А.Е. Симметрия в русской традиционной архитектуре / А. Е. Федоров. -М.: Издание автора, 1997. 145 с.
  177. Философская энциклопедия / Гл. ред. Ф. В. Константинов. М.: Сов. Энциклопедия, 1960 — 1970. — Т. 1−5.
  178. Философский энциклопедический словарь / Гл. ред.: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов М.: Сов. Энциклопедия, 1983. — 840 с.
  179. , Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм. -М.: ООО «Изд-во ACT», 2004. 635 с.
  180. , Э. Душа человека / Э. Фромм. М.: ООО «Изд-во ACT»: ООО «Транзиткнига», 2004. — 572 с.
  181. , Э. Человек для себя / Э. Фромм // Бегство от свободы. Человек для себя. М.: ООО «Изд-во ACT», 2004. — С. 306 — 571.
  182. М. Работы и размышления разных лет / М. Хайдеггер. -М.: Республика, 1993. 447 с.
  183. , Ю.Н. Гармония. Практический курс. Учебник для спецкурсов консерватории (музыковедческое и композиторское отделения). В 2 ч. / Ю. Н. Холопов. М.: Композитор, 2003. — Ч. 1. — 465 е.- Ч. 2. — 613 с.
  184. , О.В. Гармония как константа культуры: дис. .канд. фил. наук: 24.00.01 / О. В. Хотеева. Саратов, 2006. — 142 с.
  185. , В.Д. Сердце, золотое сечение и симметрия / В. Д. Цветков. -М.: Инст. теоретич. и эксперимент, биофизики, 1999. 152 с.
  186. , В. Понятия «природа» и «техника» у греков // Философия техники в ФРГ. М.: Прогресс. — С. 90 — 104.
  187. , Л. История учений о гармонии / Л. Шевалье. М.: Муз-гиз, 1932.-183 с.
  188. , И.Ш. Золотое сечение: Три взгляда на природу гармонии / И. Ш. Шевелев, М. А. Марутаев, И. П. Шмелев. М.: Стройиздат, 1990. — 343 с.
  189. , И.Ш. Метаязык живой природы / И. Ш. Шевелев. М.: Воскресенье, 2000. — 352 с.
  190. , И.Ш. Принцип пропорции / И. Ш. Шевелев. М.: Стройиздат, 1986. — 200 с.
  191. Шевелев, И. Ш Числовой образ реального мира / И. Ш. Шевелев. — Кострома: «Промдизайн-М», 2005. 98 с.
  192. , М. Положение человека в космосе // Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988. — С 31 — 95.
  193. , В.П. Гармония как эстетическая категория / В.П. Шес-таков. М.: Наука, 1973. — 256 с.
  194. Л.И. Достоевский и Ницше (философия трагедии) / Л. И. Шестов // Философия трагедии. М.: ООО «Изд-во «АСТ" — Харьков: Изд-во «Фолио», 2001.-С. 135−319.
  195. , Г. Г. Очерки развития русской философии / А. И. Ввёденский, А. Ф. Лосев, Э. Л. Радлов, Г. Г. Шпет // Очерки истории русской философии. -Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991.-С. 217 -578.
  196. , А.В. Симметрия в науке и искусстве / В. А. Копцик, А. В. Шубников. М. — Ижевск: Инст. компьютерных исследований, 2004.-560 с.
  197. , А.В. Симметрия подобия / А. В. Шубников // Кристаллография. 1960. — № 5. — С. 489 — 496.
  198. Шюц, А. Структура повседневного мышления Электронный ресурс. http ://www. countries .ru/1 ibrary/texts/shutz.htm
  199. Шюц, А. Формирование понятия и теории в общественных науках Электронный ресурс.: http .•//www.nsu.ru/psych/internet/
  200. , Ф. Анти-Дюринг / Ф. Энгельс. — М.: Изд-во при Совете Министров СССР, 1948. 376 с.
  201. , В.И. О художественном своеобразии социально-философского романа Достоевского // Достоевский художник и мыслитель. -М.: Художеств, лит., 1972. — С. 312 — 344.
  202. , Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность / Э. Г. Юдин. М.: Эдиториал УРСС, 1997. — 450 с.
  203. , Х.Н. Симметрия и самоорганизация как философские понятия: дис. .канд. философ, наук: 09.00.01 / Х. Н. Ягафарова. Уфа, 2006. -108 с.
  204. , Б.В. Жизнь и философия ИХ.Фихте / Б. В. Яковенко. -СПб.: Наука, 2004. 454 с.
Заполнить форму текущей работой