Образ человека в философии З. Фрейда
В психоанализе в целом появилась тема человеческой природы как вбирающей в себя новейшие открытия в области философии и науки| В диссертации показано, что человеческая природа у Фрейда рассматривается как незавершенная. Он придерживается в этом отношении точке зрения Ясперса, однако значительно обогащает эту тему. Фрейд показывал, что животные осуществляют свою жизнь согласно заранее… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Антропологическое содержание психоанализа
- Глава 2. Антропологические сюжеты в философии Фрейда
- Глава 3. Философское постижение человека в трудах последователей Фрейда
Образ человека в философии З. Фрейда (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Познание человека — одна из самых сложных и интересных задач, встающая перед исследователями всего мира. И как бы далеко сегодня не продвинулось человечество в своих открытиях, загадка появления и существования людей на Земле возможно никогда и не будет разгадана. XX век ознаменовался появлением новой науки — антропологии, предназначение которой и состоит в том, чтобы как можно больше приблизиться к пониманию сути человека, закономерностей его поведения и мышления, постичь смысл жизни.
Идея человека как самостоятельной области знаний имеет свою предысторию. Разумеется, человек стал объектом изучения от самых истоков философии. Но постепенно вызревала мысль о том, что возможна вполне автономная область знаний о человеке как особом роде сущего. Однако на пути философского постижения человека можно выделить наиболее значительные вехи. Конечно, это, прежде всего, попытка И. Канта создать философскую антропологию как самостоятельную область знаний в философии. Он предпринял попытку систематизировать: все открытия, которые сделаны в лоне науки и связаны непосредственно с человеческой природой. Он также предполагал, что только в рамках философии возможен синтез мировоззренческих интуиций и теоретических постижений человека. Самый главный предмет в мире, считал Кант, это человек, ибо он для себя конечная цель1. Кант предпринял попытку в систематическом виде изложить учение о человеке — антропологию, которую разделял на физиологическую и прагматическую.
После Канта огромный вклад в постижение человека внесли философские антропологи XX века — Макс Шелер, А. Гелен, Г. Плесснер. Однако актуальность изучения философских вопросов человека возрастает от десятилетия к десятилетию, от века к веку. За последние два века сделаны новаторские открытия, которые радикально изменили образ человека в европейском сознании. Это касается прежде всего открытий в области биологии человека. Но и другие дисциплины, в частности культурная антропология, археология, заставили значительно скорректировать представление о человеке.
Однако наибольшее воздействие на философско-антропологическую практику оказала социальная реальность. Опыт мировых катастроф, расширение синдрома разрушительности, футурошок и другие факторы сделали тему весьма актуальной. В наше время социальные мыслители пришли к убеждению, что крепким, стабильным может оказаться только такое социальное устройство,.
1 Кант И. Антропология с прагматической точки зрения, 1798 которое учитывает измерение человека. Если же общество развивается по собственной логике, без учета знаний о человеке рано или поздно оно сталкивается с неразрешимыми противоречиями и зачастую гибнет.
Антропологическое измерение общества, таким образом, оказывается весьма значительным. Злободневность проведенного исследования подчеркивается также социальной практикой современного российского общества. В процессе изменения общественного строя, образа жизни социальные мыслители все чаще вынуждены обращаться к коренным вопросам философской рефлексии. Какова человеческая природа? В чем ограниченность его собственных ресурсов? Рационален или иррационален человек по своей собственной сути? Каковы резервы человека в условиях кризиса цивилизации.
Актуальность проведенного исследования связана также и с судьбой психоанализа в России. В начале XX в. он начал бурно развиваться в нашей стране, вызвав интерес и к антропологической тематике. Однако после 30-х годов психоанализ в СССР был долгое время запрещен. Мы оказались едва ли не единственной страной в мире, где не проводились развернутые исследования в области психоанализа, не развивалась терапевтическая практика. В результате сложилась парадоксальная ситуация: психоаналитическая версия человека сложилась почти одновременно с немецкой философской антропологией. Однако ее опыт, ее интуиции и весьма продуктивные антропологические констатации остались без рассмотрения. Между тем сама тема нередко возникала в историко-философской литературе, хотя до сих пор ее место в развертывании философского постижения человека не раскрыто. В диссертационной работе ставится цель исправить положение и дать более полную картину развития философско-антропологической мысли в XX столетии.
Актуальность темы
исследования обусловлена процессом антропологизации философского знания, развертыванием философско-антропологических исследований во всем мире и, особенно, в нашей стране, где философская антропология не достигла высокого уровня развития. Актуальность проведенного исследования связана с расширением комплекса гуманитарных знаний.
Цели и задачи.
Цель диссертации состоит в том, чтобы охарактеризовать образ человека, как он представлен в творчестве Фрейда. При этом особое внимание уделяется сопоставлению просветительской и фрейдовской модели человека. Задачи, поставленные в данной диссертационной работе, определяются следующими вопросами: обладает ли человек некоей константой или он постоянно преобразует собственное естество? Стабильна ли человеческая природа? В какой мере можно говорить о целостности человека? Какую роль в архетипе человека играет бессознательное?
Методологическая основа диссертации.
Методологическая основа диссертации определяется целью, задачами и предметом исследования. Диссертация ориентирована на общенаучный принцип системности, специфические способы философско-антропологического рассмотрения. В работе также учитываются аксиологический, семиотический и гуманистический взгляды на человека.
Научная новизна исследования.
Проблема человека в философии Фрейда никогда еще не была предметом самостоятельного исследования. Несмотря на то, что в психоанализе тема человека не выделялась, традиционные философско-антропологические темы не рассматривались, можно утверждать, что психоаналитическая версия человека в значительной степени отличается от немецкой философской антропологии. Здесь появляются совершенно иные подходы и самостоятельные открытия.
В психоанализе в целом появилась тема человеческой природы как вбирающей в себя новейшие открытия в области философии и науки| В диссертации показано, что человеческая природа у Фрейда рассматривается как незавершенная. Он придерживается в этом отношении точке зрения Ясперса, однако значительно обогащает эту тему. Фрейд показывал, что животные осуществляют свою жизнь согласно заранее предначертанным путямкаждое новое поколение, подобно всем предыдущим, приспособлено к определенной форме существования. Что касается человека, то его ничто не принуждает строить свою жизнь по заданной моделичеловек наделен пластичностью и способен бесконечно меняться. Животные ведут устойчивое существование, так как руководствуются надежными инстинктами. Человек же несет в себе элемент неустойчивости и ненадежности. Человек не предназначен для абсолютных, конечных форм жизни, следовательно, его существование неотделимо от случайностей и опасностей. Человек заблуждается, допускает ошибки, его инстинкты немногочисленны, он, так сказать, изначально «болен», он всецело зависит от собственного свободного выбора.
Новизна диссертации определяется также попыткой сравнительного анализа просветительского и фрейдистского образа человека. Фрейд подорвал основные компоненты просветительской антропологической теории: веру в разум, во вменяемость человека, в возможность «окультурирования». Новое в диссертации также связано с проблемой трактовки целостности человека. Разумеется, эта тема возникала и прежде в истории философии, но Фрейд рассматривал целостность человека не как статическое единство, а как некую динамическую модель.
Степень разработанности проблемы.
Первым, судя по всему, попытался сравнить экзистенциалистскую и психоаналитическую концепции человека был Карл Ясперс. В работе «Общая психопатология» (1913) он отметил не только вклад австрийского ученого в психопатологию, но и, прежде всего, в философское осмысление человека. «Фрейд вошел в науку, — писал Ясперс, — в тот самый момент, когда душа вернулась в поле зрения исследователей, десятилетиями созерцавших только рациональное содержание (учение о паранойе). С того времени важность психологического понимания не подвергается сомнению даже теми учеными, которые не желают ничего знать о фрейдовских теориях"2.
К сожалению, Ясперс недооценил общий вклад Фрейда в философскую теорию человека. Он писал: «Хотя психологическое понимание и стало для психиатрии чем-то новым, с точки зрения истории духа и культуры Фрейд не внес в данную сферу ничего нового. Его особый вклад, будучи рассмотрен в связи с его философской позицией и с исторической точки зрения, представляется своего рода теоретическим построением и утверждением общих принципов"3.
Однако Ясперс ввел в литературу понятие «образ человека», обосновывая который не обошел, разумеется, и фрейдовские идеи.
Говоря о человеке, отмечал Ясперс, прибегают к самым различным метафизическим образам. Так, человеческое сознание представляют как сцену, на которой постоянно что-то появляется и исчезает, разыгрываются разнообразные события. Психическая субстанция со всеми своими переживаниями умозрительно разделяется на восприятия, представления, мысли, чувства, инстинктивные влечения, волю (или на какие-либо иные составные части). Жизнь уподобляется рефлекторной дуге: она отвечает на внешние воздействия благодаря наличию сложной внутренней структуры, которая осуществляет необходимый отбор стимулов, трансформирует их, и, в конечном счете, оказывает обратное воздействие на внешнюю среду.
Любопытно, что Ясперс формулирует здесь проблемы, которые потом стали объектом исследования в психоанализе. Назовем лишь некоторые проблемы. Ясперс критически оценивает тот факт, что сущность человека усматривается в егб самообъектировании посредством экспрессивных проявлений, поведенческих актов, творчества, целенаправленных действий по формированию окружающего мира. Структура человека понимается как единство понятных или.
2 Ясперс К. Общая психопатология. М., 1997, с. 649.
3 Там же, с. 649 причинно обусловленных связей. Наличное бытие рассматривается как биологическое существование (антропология), как образы духа (история), как нечто исторически уникальное и неповторимое (экзистенциальное озарение). Человек толкуется как единство души и тела, как триединство тела, души и духа (триализм), как единая нераздельная соматопсихическая субстанция (монизм). Человек рассматривается с точки зрения многообразия фундаментальных возможностей «человеческого» общения, находящего свое проявление в различных конституциях и характерологических типах.
Попытка охарактеризовать образ человека у Фрейда содержится у многих его последователей, особенно в России («Антология Российского психоанализа"4 в двух томах). Вышли также два тома «Энциклопедии глубинной психологии». В первом сборнике5, в частности, отмечается, что «Фрейду стоило огромных усилий открыть бессознательные компоненты сексуальности в нормальном взаимодействии между людьми и их символическом отображении, а также наличие сексуальности в детском возрасте». Второй том «Энциклопедии глубинной психологии"6 содержит также ценный материал, который раскрывает интерес к этой теме в западной литературе. Значительно активизировалось постижение человека в психоанализе после выхода в свет «Популярной энциклопедии. Психоанализ"7.
Весьма содержательный материал по антропологической тематике находим в работах A.M. Руткевича. Особый интерес представляет глава «Миф о герое» в книге A.M. Руткевича: «Психоанализ. Курс лекций"8. В числе отечественных авторов, которые обращались к тематике фрейдизма, можно назвать множество исследователей, прежде всего А. Э. Воскобойников, М. С. Кельнер, В. М. Лейбин, В. И. Овчаренко, В. В. Старовойтов и других. П. С. Гуревичу принадлежит работа «Клиническая психология"9 и пособие «Теория и практика психоанализа"10.
За последние годы интерес к философско-антропологической теме в отечественной литературе значительно возрос. Появились работы, авторы которых всесторонне осветили антропологический поворот на Западе. В трудах К. Ашина, Б. Н. Бессонова, Б. Т. Григорьяна, А. Я. Гуревича, П. С. Гуревича. А. Б. Зыковой, Ю. А. Кимелева, О. С. Суворовой, Г. М. Тавризян и других исследователей освещены различные аспекты западной антропологической мысли. Интерес к различным аспектам психоаналитической антропологии обнаруживается в работах В. Д. Губина, B.C. Барулина. На разработку темы диссертации оказали.
4 Антология Российского психоанализа (под ред. В. И. Овчаренко В.М. Лейбина). М., 1997.
5 Энциклопедия глубинной психологии, т.1, М., 1998.
6 Энциклопедии глубинной психологии, М., 2001.
7 Популярная энциклопедии. Психоанализ (под ред. П.С. Гуревича), М., 1998.
8 Руткевич A.M. Психоанализ. Курс лекций. М., 1997.
9 Клиническая психология, М., 2001.
10 Теория и практика психоанализа, M., 2000. значительное влияние труды Р. Г. Апресяна, А. А. Гусейнова, И. В. Вдовиной. К. М. Долгова, Л. П. Буевой, B.C. Степина и других авторов.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Психоаналитическая версия человека обладает значительной эвристической мощью и может быть вполне сравнима с экзистенциалистской и философско-антропологической версиями человека. Она обладает самобытностью и своими теоретическими открытиями, которые заслуживают внимания.
2. Автор диссертации показывает, что фрейдистская концепция человека разительно отличается от просветительской. Фрейд разрушил просветительскую версию человека и воссоздал новый образ человека, который сохраняет свою значимость и в наши дни.
3. Человек сложен, но он являет собой некую особость. Целостностьэто не свойство, не атрибут, а специфический взгляд, который позволяет находить общее, связанное, нерасторжимое. Одну и ту же реальность можно описать, по-видимому, через качественное разнообразие, несводимость, различие, но в то же время и как онтологическую целостность. Постановку вопроса диктует исследовательская оптика. Иначе говоря, целостность не задана человеку. Она обретается им.
4. Фрейдистская концепция человека сохраняет свое значение и в наши дни, составляя важный фрагмент философско-антропологического знания.
Теоретическая и практическая значимость диссертации.
Данная диссертация может оказать помощь в разработке историко-философских курсов для чтения лекций студентам. Она может содействовать разработке философско-антропологической тематики в ситуации «антропологического поворота». Диссертация может быть полезной для уяснения специфики гуманитарного знания.
Заключение
.
Автор впервые со всей полнотой рассмотрел проблему человека в философии З. Фрейда, уделяя особое внимание сопоставлению просветительской и фрейдистской модели человека.
Показано, что психоаналитическая версия человека в значительной степени отличалась от сложившейся к концу XIX века философско-антропологической версии. Психоаналитическая версия человека обладает значительной эвристической мощью, она обладает уникальностью и самобытностью.
Еклад Фрейда и в философию, и в науку нельзя недооценивать, ря на то, что и при его жизни, и после появилось немало противников теории Фрейда, его открытия повлияли на развитие многих психологических школ Европы, Америки и России. Сейчас, наверное, не осталось человека, который бы не слышал имени Фрейда, но в своей жизни сам он сталкивался со многими трудностями и, вероятно, не мог представить масштаба своего учения.
Психоанализ как теория и практика имеет разносторонние истоки и предпосылки: философские и естественнонаучные, собственно связанные с психологией. С одной стороны, фрейдизм вобрал в себя различные теоретические открытия и интуиции. Но с другой, Фрейду удалось сделать принципиальный рывок в психологии. Его работы отличаются не только целостностью. В них — философская глубина, основательность в понимании психических процессов, попытка опереться на весь комплекс естественнонаучных знаний своего времени.
В своей психотерапии Фрейд исходил из того, что врач занимает в глазах пациента место родителя, доминирующее значение которого пациент признает безусловно. При таком взаимодействии устанавливается канал, по которому происходит беспрепятственный обмен энергией между терапевтом и пациентом, то есть появляется трансфер. Благодаря этому терапевт не только проникает в бессознательное своего пациента, но и внушает ему определенные положения, прежде всего свое понимание, свой анализ причин его невротического состояния. Психоанализ, в том числе, основывается и на символической интерпретации ассоциаций, снов и ошибок пациента, т. е. следов его вытесненного влечения. Врач не просто делится с пациентом своими наблюдениями, он внушает ему свое толкование, которое пациент некритично принимает. Это внушение, по мнению Фрейда, и обеспечивает катарсис: принимая позицию врача, пациент как бы осознает свое бессознательное и освобождается от него. Поскольку основа такого выздоровления связана с внушением, эта терапия была названа директивной — в отличие от той, которая основана на равноправных отношениях пациента и врача. Несмотря на существенную модернизацию многих положений Фрейда его последователями, основные подходы к психическому развитию, заложенные в его теории, остались неизменными.
К ним относятся прежде всего следующие положения:
1) Понимание психического развития как мотивационного, личностного;
2) Представление о развитии как адаптации к средехотя среда и не является всегда и полностью враждебной, однако среда и не является всегда и полностью враждебной, однако она всегда противостоит конкретному индивиду;
3) Представление о движущих силах психического развития как врожденных и бессознательных;
4) Идея о том, что основные механизмы развития, также врожденные, закладываются основы личности и ее мотивов уже в раннем детстве и существенного изменения эта структура в дальнейшем уже не претерпевает].
В диссертации рассмотрена проблема целостности человека в его динамическом развитии. Показано, как эта проблема решается последователями Фрейда. 1По Фрейду, человек в психоанализе — это субъект, сознательное и бессознательное которого находятся в постоянном конфликте. Этот конфликт и служит причиной возникновения неврозов, психозов, навязчивых идей, истоки которых закладываются еще в детстве и могут вызывать неадекватное поведение во взрослом возрасте. Массовые агрессии ведут к войнам, которые в свою очередь закономерны и неизбежны. Человеком управляет не сознание, а бессознательное. В нем хранятся все вытесненные негативные эмоции, все неосознанные желания, которые стремятся вырваться наружу. Бессознательное — это источник творчества и фантазий человека. Сублимация внутренней энергии ведет к созданию мировых шедевров. Искусство немыслимо без бессознательного.).
Фрейд создает свою теорию развития человека, выделяя основные стадии взросления. Он отмечает, что незавершение в прохождении какой-либо стадии ведет к развитию невротической личности. Концепция становления человека явилась важным научным открытием и повлияла на развитие психолого-педагогической мысли, открыв новые горизонты в понимании детской психики.
Основатель психоанализа пытался раскрыть культурогенез через механизм вытеснения в подсознание мыслей, чувств, поведения людей, не одобряемых сообществом. Он считал, что для удержания их от «выхода наружу» требуется энергия. Эта сублимированная энергия, по мнению Фрейда, и создает цивилизацию. Он отмечал, что возможность обнажить первоначальные импульсы творческой энергии человека позволит подойти к изучению феномена культуры в целом. Фрейд исследовал традиции и обычаи древних племен и открыл многие закономерности психики, которые присутствуют и в современном обществе.
Еще раз хотелось бы отметить, что открытие Фрейда радикально изменило образ человека. Со времен Просвещения человек рассматривался как рассудочное, разумное создание. Теперь выяснилось, что в человеке много неразумия, иррациональных страстей, бессознательных комплексов. Просветительскому идеалу человека был нанесен страшный удар. Теперь исследователи обратили внимание на тот факт, что к сознанию надо относиться с большой осторожностью. Ведь оно может просто-напросто поставить себя на службу неразумию. Вся мыслительная деятельность человека способна мобилизоваться, чтобы доказать правомерность индивидуальных или коллективных побуждений человека. Сознание по-своему оправдывает, облагораживает эти побуждения.
Австрийский ученый делает вывод о том, что человек сложен, но он являет собой некую особость. Он отмечает, что одно из важнейших свойств человека — это его целостность^ имеющая антропологическое значение. Целостность — это не свойство, не атрибут, а специфический взгляд, который позволяет находить общее, связанное, нерасторжимое. Одну и ту же реальность можно описать, по-видимому, через качественное разнообразие, несводимость, различие, но в то же время и как онтологическую целостность. Постановку вопроса диктует исследовательская оптика. Иначе говоря, целостность не задана человеку. Она обретается им. Таким образом, человек предстал у Фрейда созданием гораздо более сложным, чем у просветителей. «Фрейд открыл, что человек как духовная целостность представляет собой структуру, составленную из сил, — писал Фромм, — в значительной степени противоречивых и заряженных энергией. И здесь мы также имеем дело с научной проблемой специфики, интенсивности и направленности действия этих сил, решение которых позволит понять прошлое и предсказать будущее"^.
Многие идеи Фрейда, как известно, активно поддерживались его учениками и последователями. Но практически все психологические направления, сложившееся под влиянием психоанализа, стали подчеркивать значительную роль социального в развитии человека. Неофрейдизм сформировался в результате воздействия на психоанализ американских социологических и этнологических теорий. Прагматические и бихевиористские установки неофрейдизм пытался сочетать с рядом положений и технических приемов психоанализа. Исходным положением неофрейдизма оказался так называемый принцип социального (Э.Фромм) или культурного (А. Кардинер) детерминизма. Речь шла о решающей роли социальной среды как фактора, который формирует психологию.
Сейчас психоанализ как философско-антропологическое и психологическое направление является достаточно популярным, а как вид терапии активно используется в ведущих клиниках и психологических центрах мира. Но научный вклад австрийского ученого этим не ограничивается.
3аслуга З. Фрейда заключается прежде всего в новаторстве его идей, смелости позиций и нестандартности мышления^ Трудно представить себе как складывалась бы психологическая мысль XX века, если бы ни было З.Фрейда. Он явился целой эпохой для мировой антропологии и психологии. С его учения началась новая веха культурно-просветительской мысли, он повлиял на целые поколения, на мировую историю. Показав, что разум вовсе не является истинным двигателем наших мыслей, эмоций и поступков, Фрейд в значительной степени разрушил просветительскую версию человека и воссоздал новый образ человека, который сохраняет свою значимость и в наши дни. Было бы логичным на этом основании видеть основу личности в бессознательном. Однако Фрейд, в определенном смысле сохраняет верность просветительской модели, указывая на тот факт, что именно разум может лечить неврозы. Вместе с тем Фрейд сделал колоссальный шаг вперед в осмыслении феномена человека. Таким образом, Фрейд, с одной стороны, создавал свою концепцию в рамках просветительской модели, а с другой стороны, он своими открытиями резко подорвал просветительский образ человека.
Благодаря Фрейду и его эпохальному открытию бессознательного, привычный взгляд на человеческие желания был поколеблен. В наши дни представление о бессознательном проникло почти во все сферы человеческой жизни. Располагая психоаналитической теорией и практикой, можно помогать пациентам в устранении неврозов, психических травм, которые оказывают воздействие на поведение человека! Мы говорим, следовательно, о психоанализе, имея в виду клиническую помощь тем, кто в ней нуждается, возможности личностного роста, обретения психического здоровья.
1 Огромное значение имеет психоанализ для всех наук о человеке, в том числе для исследований различных аспектов научного и художественного творчества, психологии, медицины, морали, религии. Он проникает также в такие узкоспециализированные предметные области, как лингвистика, кибернетика, теория архитектуры и даже физика. Возрастающее влияние психоанализа наблюдается и в теории, и практике современного искусства: литературе, театре, живописи, кино. Не менее существенным оказывается воздействие психоанализа на множество философских и социологических школ, на политологию и культурологию^.
Различные аспекты теории Фрейда получили научное признание, а многие его положения на сегодняшний день кажутся принадлежащими скорее истории, чем современной психологической науке, невозможно не признать, что его идеи оказали положительное влияние на развитие мировой культуры. 1 Фрейд открыл целый мир, который лежит за пределами нашего сознания, и в этом его огромная заслуга перед человечество^.
Подводя итог, можно еще раз отметить, что теория австрийского психоаналитика позволяет глубже и разностороннее подойти к пониманию сущности человека, его роли в истории и мировой культуре. Несмотря на то, что Фрейд никогда не считал себя антропологом, он создал собственную антропологическую теорию, повлиявшую на всю научно-философскую мысль XX века. Да, и в XXI веке идеи Фрейда становятся все более и более современными. Таким образом, фрейдистская концепция человека сохраняет свое значение и в наши дни, составляя важный фрагмент философско-антропологического знания.
Интерес к человеку в современном общественном сознании можно считать глубоким и всепроникающим. Современная наука и философия стоят на пороге величайших открытий. Выстраивается некая панорама современных суждений о человеке, определенных подходов и концепций, в рамках которых осмысливается природа человека, а процесс изучения человеческой природы будет продолжаться до тех пор, пока существует человечество.
Список литературы
- Аббаньяно Николо. Бессознательное и сексуальность// Аббаньяно Н. Мудрость философии. С-П., 1998.
- Автономова Н.С. К спорам о научности психоанализа//Вопросы, философии. 1991.1/3. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1995.
- Бассин Ф.В. Проблема бессознательного. М., 1968.
- Башкирова г. Варианты судьбы// Пути в незнакомое. Писатели рассказывают о науке. М., 1982.
- Беккер Агнес. Психологическая теория сновидений// Энциклопедия глубинной психологии. 4.1, м., 1998.
- Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993.
- Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М., 1994.
- Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. С-Пб, 1991.
- Бессознательное: природа, функции, методы исследования. Т.1, 1−5. Тбилиси, 1978. Т.4 Тбилиси, 1985.
- Блюм Г. Психоаналитическая теория личности. М., 1996.
- Бородай Ю.М. Психоанализ и «массовое искусство»// Массовая культура. Иллюзии и действительность. М., 1975.
- Бородай Ю.М. Эротика, смерть, табу. Трагедия человеческого сознания. М., 1996.
- Бубер М. Два образа веры, М., 1998.
- Введенский А.И. Психология без всякой метафизики, Пг., 1917.
- Вересаев В.В. Живая жизнь. М., 1999.
- Вернадский В.И. Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков. М., 1993.
- Виндельбанд В. Что такое философия? О понятии и истории философии// Виндельбанд В. Избранное. Дух и материя. М., 1995.
- Волошинов В.Н. Фрейдизм. Критический очерк, М., 1993.
- Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса. М., 1994.
- Гарфилд Патриция. Путь к блаженству. Метод мандалы сновидений. М., 1998.
- Гринсон Р. Практика и техника психоанализа. Новочеркасск, 1994.
- Грюмбаум А. Теория Фрейда и философия науки// Вопросы философии. 1991. № 4.
- Гроф С. За пределами мозга. М., 1982.
- Гуревич П.С. «Величайшее доступное наслаждение."//Фрейд 3. Либидо. М&bdquo- 1996.
- Гуревич П.С. Введение в философию. М., 1997.
- Гуревич П.С. Загадки архаичной культуры// Фрейд 3. Тотем и табу. М., 1998.
- Гуревич П.С. Клиническая психология. М., 2001.
- Гуревич П.С. Культурология. М., 1999.
- Гуревич П.С. Приключения имиджа. М., 1991.
- Гуревич П.С. Проблема целостности человека//Личность, Культура, Общество, 2001, № 7.
- Гуревич П.С. Теория и практика психоанализа. М., 2000.
- Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1954.
- Гуревич П.С. Философия человека. М., 2001.
- Гуревич П.С. Философская антропология. М., 1997.
- Гуревич П.С. Человек. М., 1995.
- Гуревич П.С. Психология. М., 1999.
- Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М., 1983.
- Джеймс У. Психология. М., 1991.
- Джеймс У. Воля к вере. М., 1997.
- Джонс Эрнест. Жизнь и творения Зигмунда Фрейда. М., 1997.
- Дильтей А. «Понимающая психология». Мысли об описательной и расчленяющей психологии// Хрестоматия по истории психологии. М., 1980.
- Захер-Мазох Леопольд. Венера в мехах. Демонические женщины. М., 1993.
- Кант И. Антропология с прагматической точки зрения, 1798.
- Кнапп Гунтрап. Понятие бессознательного и его значение у Фрейда// Энциклопедия глубинной психологии. М., 1988.
- Кон И. С. Лунный свет на заре. Лики и маски однополой любви, М., 1998.
- Крук В.М., Харитонов А. Н. Основные источники фрейдовского классического психоанализа// Российский психоаналитический вестник. 1994. № 3−4.
- Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.
- Куттер П. Современный психоанализ. С-Пб., 1997.
- Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. М., 1996.
- Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1983.
- Лейбин В.И. Сверх-Я, Эго//Популярная энциклопедия. Психоанализ. М., 1998.
- Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. М., 1990.
- Лейбниц Г. Новые опыты о человеческом разуме. М.-Л., 1936.
- Мальцева Н.А. Человек и человечество: на пути к устойчивому развитию. Волгоград, 1936.
- Мамардашвили М.К., Соловьев Э. Ю. Швырев B.C. Классика и современность: две эпохи в развитии буржуазной философии. Философия и наука. М., 1972.
- Мамфорд Л. Техника и природа человека//Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.
- Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения. М., 1988.
- Овчаренко В.И. Бессознательное// Популярная энциклопедия. Психоанализ. М., 1998.
- Овчаренко В.И. Либидо//Популярная энциклопедия. Психоанализ. М., 1998.
- Овчаренко В.И. Танатос// Популярная энциклопедия. Психоанализ. М., 1998.
- Подорога В.А. Мир без сознания/ Проблема телесности в философии Ницше// Проблемы сознания в западной философии. М., 1989.
- Поппер К. Открытое общество и его враги. 4.1. М., 1992.
- Популярная психология. Психоанализ (под ред. П.С.Гуревича). М., 1998.
- Решетников М.М. Что такое психоанализ? С-Пб., 1998.
- Розин В.М. Психология: теория и практика. М., 1997.
- Романов И.Ю. Психоанализ: культурная практика и терапевтический смысл. Введение в теорию, практику и историю психоанализа. М., 1994.
- Рубинштейн С.Д. Человек и мир. М., 1997.
- Руткевич A.M. Психоанализ. Курс лекций. М., 1997.
- Руткевич A.M. От Фрейда к Хайдеггеру: Критический очерк экзистенциального психоанализа. М., 1985.
- Сандлер Джозеф., Дэр Кристофер, Иолдер Алекс. Пациент и психоаналитик. Основы психологического процесса. Воронеж, 1993.
- Сидорова В. Анальный характер//Популярная энциклопедия. М., 1998.
- Смирнов С.А. Опыты по философской антропологии. Человек в пространстве культуры. Новосибирск, 1996.
- Соловьев B.C. Собр. соч. в двух томах. М., 1988.
- Степин B.C. Философская антропология и философия науки, М., 1992.
- Томэ X., Зиглер Д. Теория личности. С-Пб, 1997.
- Феномен Человека. Антология (составитель П.С.Гуревич), М., 1993.
- V 79. Фрейд А. Психология «я» и защитные механизмы личности, М., 1993.
- Фрейд 3. К теории полового влечения//Фрейд 3. Основной инстинкт. М., 1997.
- Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М, 1991. 82. Фрейд 3. Избранное. М., 1990. U- 83. Фрейд 3. Толкование сновидений. М., 1999.
- Фрейд 3. Неудовлетворенность культурой// Фрейд 3. Основной инстинкт. М., 1997.• 85. Фрейд 3. Основной инстинкт. М., 1997.
- Фрейд 3. Психоаналитические этюды// Фрейд 3. Тотем и табу. М., 1997.
- Фрейд 3. Психология масс и анализ человеческого Я. М. 1999. /88. Фрейд 3. Размышления о войне и смерти// Архетип. 1995. № 2. У/89. Фрейд 3. Тотем и табу. М., 1997.
- У 90. Фрейд 3. «Два фрагмента об Эдипе» из сборника «Между Эдипом и Озирисом: Становление психоаналитической концепции», М., 1998. 91. Фрейд 3. «Я» и «Оно"// Фрейд 3. Основной инстинкт. М., 1998.
- V 92. Фрейд 3. Психоанализ и учение о характерах. М., 1923.
- Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1998.
- Фромм Э. Величие и ограниченность Фрейда, М. 2000.
- Фромм Э. Искусство любить// Фромм Э. Душа человека. М., 1998.
- Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М., 1993
- Хьелл Л. Зиглер Д. Теории личности. С-П., 1997
- Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996
- Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М., 1991.
- Шелер М. Человек и история// Человек: образ и сущность. Выпуск.2, М., 1991.
- Шопенгауэр А. Мир как воля и как представление//Шопенгауэр А. Собр. соч. М., 1992, Т.1.
- Элиаде М. Мифы, сновидения, мистерии. М., 1996.
- Элиаде М. Оккультизм, колдовство и культурные моды//Рациональное и иррациональное в современном сознании. М., 1987.
- Элиаде М. Священное и мирское. М., 1994.
- Энциклопедический словарь по культурологии//под ред. Радушна A.M., 1997 г.
- Энциклопедия глубинной психологии. Т.1. Зигмунд Фрейд. Жизнь. Работа. Наследие. М., 1998.
- Эриксон Э. Первый психоаналитик// Архетип. 1996. № 1.
- Это человек. Антология. (Составитель П.С.Гуревич), М., 1995.
- Ясперс К. Общая психопатология. М., 1997.
- Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины XX века. М, 1996.
- Jung C.-G. Wandlungen und Symbole der Libido//Jahrbuch fur psychoanalitische und psychopathologische Vorchungen.Bd.IV, 1912.
- S.Freud. Analyse der Phobie eines funfjahrigen Knaben. Wien.1905.
- S.Freud. Drei Abhundlungen zur Sexualtheorie. Wien. 1905.
- S.Freud. Die Traumdeutung. Wien, Leipzig, 1900.
- S. Freud. Der Familienromane der Neurotiker (1906). Frankfurt a. M. 1969.
- S.Freud. Meine Ansichten uber die Rolle der Sexualitit in der Atiologie der Neurosen. Wien, 1906