Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Методологическое значение ленинской теории отражения для научного атеизма

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ленинская теория отражения позволяет более глубоко обосновать важный марксистский тезис о том, что религия не имеет самостоятельного, независимого от объективной реальности существования. Источниками формирования религиозных представлений являются предметы, свойства и отношения реального мира, составляющие в своей совокупности объект религиозного отражения. К его сфере, в первую очередь… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ЛЕНИНСКАЯ ТЕОРИЯ ОТРАЖЕНИЯ КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА АНАЛИЗА РЕЛИГИИ
    • I. Принцип отражения и религия
    • 2. Объект религиозного отражения как источник возникновения и эволюции религиозных представлений
  • '3. Субъект религиозного отражения. Процесс формирования и особенности религиозных образов.. ^
    • 4. Некоторые проблемы религиозных знаков и символов
    • 5. Обратное отражение и религия
  • Глава II. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ РЕЛИГИИ И РАЗВИТИЯ АТЕИЗМА В СВЕТЕ ЛЕНИНСКОЙ ТЕОРИИ ОТРАЖЕНИЯ
    • I. Объект религиозного отражения в условиях социализма и проблема преодоления религии. ^
    • 2. Эволюция религиозного сознания в свете ленинской теории отражения
    • 3. Гносеологические и эмоционально-психологические факторы преодоления религиозности и формирования научно-материалистического мировоззрения

Методологическое значение ленинской теории отражения для научного атеизма (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Политическая и научная актуальность темы.

Формирование научно-материалистического мировоззренияосновы коммунистического воспитания трудящихся — является одной из важнейших задач в вдеологической работе партии на современном этапе. Ее успешное решение тесно связано с дальнейшим развитием марксистско-ленинской философии, неотъемлемым элементом которой является научный атеизм.

Генеральный секретарь ЦК КПСС товарищ К. У. Черненко, выступая на заседании Комиссии ЦК КПСС по подготовке новой редакции Программы партии, подчеркнул, что большая, требующая высокого напряжения работа по совершенствованию зрелого социализма включает в себя «поиски конкретных щтей решения многообразных и сложных проблем, рождаемых самой нашей жизнью» «1» .

Одной из таких проблем является задача преодоления религиозности в социалистическом обществе. Актуальность борьбы с религиозным мировоззрением определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, религия как ложное, антинаучное мировоззрение является препятствием на пути реализации важнейшей задачи партии — формирования нового человека, без успешного решения которой невозможно осуществление грандиозных и широкомасштабных планов коммунистического строительства. Во-вторых, — на это особо обратил внимание в своем выступлении на Июньском (1983 года) Пленуме ЦК КПСС К. У. Черненко, — вопросы религии играют все болыдую роль в современной вдеологической борьбе: «Много.

I Черненко К. У. Выступление на заседании Комиссии ЦК КПСС по подготовке новой редакции Программы КПСС 25 апреля 1984 года. — Коммунист, 1984, J6 7, с. 5. численные идеологические центры империализма стремятся не только поддерживать, но и насаждать религиозность, придать ей антисоветскую, националистическую направленность" ^.

Вопросы цдейного воспитания, формирования нового, коммунистического типа личности, а также проблемы все обостряющейся идеологической борьбы двух противоположных систем — социализма и империализма приходится решать с учетом факта существования религии в нашей стране. Развитие методологических проблем исследования религии, применение новейших достижений марксистской философской мысли к анализу ее сущности, закономерностей формирования, развития и отмирания в условиях развитого социализманеобходимая предпосылка совершенствования и залог эффективности работы по атеистическому воспитанию трудящихся.

Актуальность и практическая значимость поставленной цроб-лемы вытекает и из особенностей современного религиозного сознания, специфики и сложности борьбы за освобождение лщцей от власти религиозных иллюзий. Вследствие этого вопросы методологии изучения религии выдвигаются на первый план в области исследований научного атеизма. «Из обширного круга проблем, которые стоят перед нами в области научного атеизма в настоящее время, — ошечает АЖОкулов, — представляется важнейшим повышение теоретического уровня всей атеистической работы, выполнение завета Ленина „Борьбу с религией поставить научнее“. Это во многом зависит от общетеоретических философских проблем атеизма» ^.

1 Материалы Пленума Центрального Комитета КШС 14−15 июня 1983 года. М., 1983, с. 60.

2 Теоретическое наследие В. И. Ленина и современная наука. М., 1974, с.193−194.

Актуальность работы определяется и тем обстоятельством, что в последнее время в ряде советских изданий наблюдаются настойчивые попытки отказа от рассмотрения религиозных феноменов с позиций принципов отражения, что способствует формированию у некоторых людей некритического отношения к религиозной мифологии и религиозным символам, и фактически тордозит процесс преодоления религиозности у советских людей. Вследствие этого раскрытие действительной гносеологической и социальной сущности религиозных идей с позиций ленинской теории отражения является важной задачей научного исследования.

Данная тема имеет большое научно-теоретическое и практическое значение и потому, что она в определенной мере способствует преодолению возникшего в силу ряда причин разрыва между диалектическим и историческим материализмом, что, как указывает Г. Л. Смирнов, является тормозом как в развитии самой философской мысли, так и в осуществлении ею своих методологических и мировоззренческих функций. Возникает настоятельная необходимость использования методологического арсенала диалектического материализма в исследовании социальных процессов и явлений?*. В свете данной задачи исследование религии на основе методологических средств ленинской теории отражения является весьма актуальным.

Политически актуальный характер проблемы определяется и тем, что в последнее время усилились нападки буржуазных идеологов и ревизионистов на ленинскую теорию отражения, их настойчи.

I См.: Смирнов Г. Л. Некоторые задачи философского осмысления ного этапа развития советского общества. — Вопросы философии, 1984, Jfc 5, с.Ю. вые попытки доказать ее научную несостоятельность и практическую неспособность служить методологической основой изучения различных форд общественного сознания вообще и религии в частности, Буржуазная философия стремится избежать гносеологического анализа религиозного сознания, подменяя его семантическим и лингвистическим изучением религиозных суждений. Это играет на руку современному фидеизму, стремящемуся любыми способами избежать вопроса о соотношении религиозных представлений с реальностью, опровергнуть вывод об объективной обусловленности атеизма, его закономерной связи с современным миром. Отказ от принципов ленинской теории отражения является методологической основой различных концепций «политического» атеизма, попыток представить его случайным явлением в жизни нашей страны, явлением, не имеющим в социалистическом обществе никакой реальной почвы.

Задачи борьбы с идейными противниками марксистско-ленинской философии и научного атеизма требуют глубокого обоснования методологической роли ленинской теории отражения в изучении проблем сущности религии, ее преодоления и закономерного процесса распространения атеизма в нашей стране.

Состояние исследования проблемы.

Марксистская философская наука в последние годы обогатилась солидными исследованиями в области теории отражения. Среди них, в первую очередь, следует отметить фундаментальные труды по теории отражения советских и болгарских философов: «Ленинская теория отражения и современность» (София, 1969), трехтомник «Ленинская теория отражения и современная наука» (София, 1973) и двухтомный труд «Ленинская теория отражения в свете развития науки и практики» (София, 1981). В этих работах дается систематизированию освещение актуальнейших вопросов ленинской теории отражения, методологических проблем марксистской гносеологии, естественно — научного и социального познания в свете развития современной философской мысли и общественной практики. Эти издания тлеют существенное значение не только для философии марксизма, но и для научного атеизма, по отношению к которому диалектический и исторический материализм выступают как теоретический, философский фундамент. Но в области научного атеизма до сих пор нет специальных исследований, в которых бы использовался арсенал методологических средств, выработанных теорией отражения к настоящему времени.

Философско-методологические вопросы научного атеизма рассматриваются в работах Ю. Ф. Борункова, В. Р. Букина, В. И. Гараджи, И. А. Крывелева, М. П. Новикова, Л. Н. Митрохина, А. Ф. Окулова, А. Д. Сухова, Д. М. Угриновича, Г. П. Францова, М. И. Шахновича, И.Н.Яб-локова и других советских философов.

Среди исследований, посвященных методологическим проблемам изучения религии, следует отметить монографии Д. М. Угриновича: «Философские проблемы критики религии» (М., 1965) и «Введение в теоретическое религиеведение» (М., 1973), в которых вопросы сущности религии рассматриваются с позиций принципов теории отражения и, вместе с тем указывается на недостаточную разработку проблем гносеологического анализа религии в атеистической литературе^.

В некоторых работах затрагиваются различные аспекты религиозного отражения действительности, в частности, дискуссионный вопрос об объекте религиозного отражения, проблемы струк.

I См.: Угринович Д. М.

Введение

в теоретическое религиеведение.

М., 1973, с. 17. туры религиозного сознания, содержания и механизмов формирования религиозных образов" '". Но несмотря на то, что пред принимаются попытки анализа проблем критики религии с позиций теории 2 отражения, в целом вопрос о методологическом значении ленинской теории отражения для научного атеизма еще не поднимался.

В советской философско-атеистической литературе анализируются процессы, происходящие в современном религиозном сознании и выявляются общие тенденции его эволюции в условиях социализ-я ма, но нет трудов, специально рассматривающих эти вопросы в свете ленинской теории отражения.

1 См.: Борунков Ю. Ф. Структура религиозного сознания. М., 1971; Лобовик Б. А. Специфика субъект-объектного отношения в религиозном сознании. — В кн.: Субъект и объект как философская проблема. Киев, 1979; Сухов А. Д. Философские проблемы происхождения религии. М., 1967; Он же. Религия как общественный феномен (философские проблемы исследования). Изд.второе. М., 1973; Яблоков И. Н. Религия: сущность и явление.М., 1982 и др.

2 См.: Крыстев К. Религиозное отражение и его природа. -В кн.: Ленинская теория отражения в свете развития науки и практики. Теория отражения и современное естествознание и социальное познание. София, 1981, с.501−509- Медведев М. М. Человек и его отражение в религии. Минск, 1983; Мизов Н. Отражение и религия. — В кн.: Ленинская теория отражения и современная наука. Теория отражения и обществознание. София, 1973, с.237−254 и др.

3 См.: Андрианов Н. П. Эволюция религиозного сознания. Л., 1974; Андрианов Н. П., Лопаткин Р. А., Павлюк В. В. Особенности современного религиозного сознания. М., 1966; ДулуманЕ.К., Лобовик Б. А., Танчер В. К. Современный верующий. Социально-психопродолжение см. на след.стр.).

Цель и задачи исследования

.

Цель исследования — выяснить методологическое значение ленинской теории отражения для научного атеизма. Исходя из этого диссертант ставит следующие задачи:

1. Исследовать ленинскую теорию отражения как методологическую основу изучения религиозной формы общественного сознания, ее гносеологической и социальной сущности.

2. Рассмотреть воцрос о гносеологических механизмах формирования религиозных представлений и их специфике, выявить особенности и функции религиозных знаков и символов.

3. Проанализировать в свете ленинской теории отражения проблему преодоления религии и формирования научно-материалистического мировоззрения.

4. Исследовать на основе принципов теории отражения некоторые процессы эволюции религиозного сознания в условиях социалистического общества и выявить гносеологические и эмоционально-психологические факторы преодоления религии в СССР.

Теоретическая и методологическая основа исследования.

В основе диссертации лежат труды классиков марксизма-лепродолжение) логический очерк. М., 1970; Онищенко А. С. Социальный прогресс, религия, атеизм. /Эволюция современного религиозного сознания и проблемы формирования атеистического мировоззрения. Киев, 1977; Он же. Тенденции изменения современного религиозного сознания. -Вопросы научного атеизма, вып.2.М., 1966; Павлюк В. В. Психология современных верующих и атеистическое воспитание. Львов, 1976; Писманик М. Г. Индивидуальная религиозность и ее преодоление. М., 1984; и др. нинизма, решения последних съездов и пленумов ЦК КПСС, выступления видных деятелей коммунистической партии и Советского государства, постановления ЦК КПСС по проблемам идеологической работы.

В диссертации использована современная философская литература по цроблемам теории отражения, а также работы в области научного атеизма, особенно по вопросам цроисхоздения, сущности религии и ее цреодоления.

Научная новизна исследования.

Научная новизна состоит в том, что в диссертации анализируется сущность религии исходя из достижений в разработке проблем ленинской теории отражения в марксистской философской литературе последних лет. Диссертант исследует воцрос о социальной роли религии как специфической формы обратного отражения, дает оцределение понятия «сверхъестественное» с методологических позиций принципа отражения, анализирует понятие «опережающее отражение» црименительно к религиозной идеологии. В диссертации предпринимается попытка специального анализа некоторых проблем цреодоления религии и развития атеизма в свете ленинской теории отражения.

Практическая ценность исследования.

Материалы и выводы диссертации могут быть использованы как в общем лекционном курсе по марксистско-ленинской философии (особенно в таких его разделах, как «Теория познания диалектического материализма как теория отражения», «Религия как форма общественного сознания»), так и при чтении лекций по курсу «Основы научного атеизма», особенно в темах: «Религия как общественное явление», «Развитие массового атеизма в условиях социалистического общества», «Особенности проявления и причины сохранения религии при социализме» .

Материалы и основные положения проведенного исследования могут быть использованы и при проведении других форм научно-атеистического воспитания трудящихся, осуществляемых обществом «Знание», учебными курсами сети партийного и комсомольского просвещения, в работе «школ молодого лектора» и т. п.

Апробация работы.

Основное содержание диссертации было изложено на юбилейной научно-теоретической конференции философского факультета ЛГУ им. А.А.Е&анова «Философское наследие В. И. Ленина и современность» (апрель 1980 г.), в докладе на теоретическом семинаре преподавателей и аспирантов кафедры истории марксистско-ленинской философии ЛГУ, а также при чтении лекций по курсу «Основы научного атеизма» для студентов Ленинградского технологического института им. Ленсовета. Материалы диссертации использовались авторш на занятиях с группой цропагандистов при Ленинском РК КПСС г. Ленинграда, в выступлениях по телевидению ЛГИ им. Ленсовета, при разработке новой программы факультативного курса по научному атеизму для студентов ЛГИ. Диссертация обсуздалась на кафедре философии ЛГИ им. Ленсовета и на кафедре истории и теории атеизма Ленинградского ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени университета им. А.А.ЗЕданова.

Объем и структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав: «Ленинская теория отражения как методологическая основа анализа религии» и «Некоторые вопросы преодоления религии и развития атеизма в свете ленинской теории отражения», заключения и списка использованной литературы. Объем диссертации без списка литературы 150 страниц — список литературы включает 215 наименований.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование, ставившее перед собой цель всестороннего рассмотрения методологического значения ленинской теории отражения для научного атеизма, позволяет сделать следующие выводы.

Ленинская теория отражения является методологической основой изучения религии как формы общественного сознания. Принцип отражения при этом играет ведупую методологическую роль. Он задает верное направление в изучении религии, поскольку представляет собой не произвольную мыслительную конструкцию, а выражает объективные зависимости, глубокие детерминации анализируемого явления. Отказ от принципа отражения при анализе религиозно-мифологических представлений ведет к замалчиванию их извращенной гносеологической сущности и негативной социальной роли, что способствует формированию в общественном сознании некритического отношения к религиозным символам и образам. Только подход к религии с позиций ленинской теории отражения позволяет остаться на последовательно марксистских позициях в оценке религиозных идей, вскрыть их действительную сущность, выявить истоки их формирования, определить цути их преодоления в сознании людей.

Ленинская теория отражения позволяет более глубоко обосновать важный марксистский тезис о том, что религия не имеет самостоятельного, независимого от объективной реальности существования. Источниками формирования религиозных представлений являются предметы, свойства и отношения реального мира, составляющие в своей совокупности объект религиозного отражения. К его сфере, в первую очередь, относятся те явления действительности, которыми общество на данном уровне своего развития еще не овладело, которые не подвластны человеку в его практическо-познавательной деятельности. Именно эти — неподконтрольные, господствующие над людьми природные и социальные силы, выступающие для обыденного сознания как нечто недетерминированное, противостоящее закономерностям реального мира, становится источником формирования основы религиозного сознания — представлений о сверхъестественном. Сверхъестественное, с позиций теории отражения, это понятие, в котором зафиксированы иллюзорные представления о существовании некой реальности, отличной от действительного мира и противостоящей ему, понятие, которое в извращенной, фантастической форме отражает наличие в объективной действительности непознанных и неосвоенных человеческой практикой, а потому и не включенных в цричинно-следственную связь явлений реального мира.

Объект религиозного отражения определяет не только содержание и характер религиозных идей, но и направления их эволюции. В свете ленинской теории отражения религиозный модернизм следует рассматривать как результат отражения в религиозном сознании постоянно меняющегося общественного бытия.

Методологическая роль ленинской теории отражения состоит и в том, что она дает возможность вскрыть внутренние механизмы формирования религиозных образов в сознании субъекта религиозного отражения и выявить их гносеологическую специфику.

Гносеологическая специфика религиозных образов и представлений состоит в том, что они, будучи отражением действительности, по содержанию являются, в основном, отображением явлений, существенные связи и закономерности объективного мира если и фиксируются в религиозных представлениях, то довольно поверхностно, туманнопо фоше религиозные образы представляют собой извращенное, фантастическое отражение, поэтому крупицы адекватного содержания в их структуре не имеют сколько-нибудь существенного познавательного значения.

Так как религиозные образы и представления в принципе не способны отобразить существенные связи объективного мира внеизвращенной, адекватной форме, то и реальная возможность опережающего отражения в религии отсутствует. Религиозные «пророчества» представляют собой либо отражение периодически повторяющихся в природе и обществе явлений с переносом результатов этого отражения на будущее, причем, в извращенной, фантастической форме (например, эсхатологические идеи), либо «отражение от обратного», то есть позитивное отражение негативной действительности (рай, тысячелетнее царство Христово) .

Религиозные образы носят конкретно-исторический характер, эволюционируя вместе с изменением отображаемой действительности, но их гносеологическая сущность как превратных форд отражения не меняется, поэтому их познавательная и регулирующая функции носят искаженный характер: они не дают истинной информации об отображаемом мире, ориентируют верующих на ирреальный мир сверхъестественных сущностей.

В полной мере религиозные образы выполняют только иллюзорно-компенсаторную функцию, непосредственно вытекающую из их гносеологической природы.

Иллюзорные образы и представления объективируются в религиозных знаках и символах. Ленинская теория отражения позволяет раскрыть их особенности и функции. Специфика религиозных знаков и символов состоит в том, что они несут ложную информацию, обозначают мнимые, существующие только в воображении субъекта религиозного отражения предметы, то есть как смысловое, так и предметное значение религиозных знаков носит искаженный характер, поэтому они не могут выступать средствами действительного познания и преобразования окружающего человека мира.

Поскольку процесс отражения опосредован наличием ранее сформировавшихся и функционирующих в обществе через знаки и символы определенных представлений о бытии, постольку религиозные знаки и символы следует рассматривать как эффективное средство приобщения лвдей к религии, способствующее формированию и укреплению превратного мировоззрения. Разоблачение ложного содержания религиозных знаков и символов должно стать составной частью работы по формированию у всех членов социалистического общества правильных, научных представлений о действительности и, в том числе, о религии как социальном явлении.

Ленинская теория отражения является методологическим фундаментом научного атеизма в решении вопроса о социальной роли религии, ее влияния на действительность. Важный марксистский тезис о том, что социальные функции любой идеологии непосредственно связаны с ее гносеологической сущностью, в свете ленинской теории отражения получает глубокое подтверждение. Процесс отражения — это не только воздействие объекта на субъект и формирование в результате их взаимодействия идеальных образов, но и обратное влияние результатов отражения посредством деятельности субъекта) на окружающий мир, на объект отражения. Формы обратного воздействия, его характер определяются особенностями результатов первой стороны отражения: степенью адекватности идеальных образов, глубиной проникновения в сущность отображаемых объектов, характером преобразования действительности в полученных представлениях. Религиозное удвоение мира на естественный и сверхъестественный в процессе отражения сказывается и на обратном отражении, на религиозной практике, которая раздваивается на культовую деятельность, направленную на связь с вымышленными, сверхъестественными объектами, и на реальную практику воздействия религиозных организаций на различные стороны общественной жизни, причем эта деятельность не обязательно носит реакционный характер, В основе ее лежат не собственно предетавления о сверхъестественном, а философские, социально-политические, правовые и т, п. идеи, которые религиозная идеология заимствует из «позитивных» форм общественного сознанияих реальное содержание и определяет реакционную или прогрессивную направленность действий религиозных организаций или отдельных верующих. Собственно религиозная деятельностькульт — вытекает непосредственно из сущности религиозного отражения как ложного, извращенного, ориентирующего человека на иллюзорный мир сверхъестественных существ. Поэтому религиозная идеология как таковая не может играть прогрессивную социальную роль, напротив, ориентируя верующих на сверхъестест- 4 венный мир, она является мировоззренческой преградой на щти приобщения личности к научным знаниям и сознательной творческой деятельности по преобразованию природной и социальной действительности.

Ленинская теория отражения является методологическим фундаментом научного атеизма цри решении проблем преодоления религии в социалистическом обществе и формирования у всех его членов научно-материалистических представлении и атеистической убевденности. Объективная обусловленность этих процессов связана с тем, что в ходе социалистического и коммунистического строительства происходит постепенное исчезновение основных объектов религиозного отражения в сфере природной и социальной действительности. Религия перестает воспроизводиться в сознании широких масс, поскольку постепенно исчезает слепая зависимость лвдей от внешних сил, порождавшая их превратное отображение в форме сверхъестественных сущностей. Как необходимое следствие процесса постепенного сокращения сферы основного объекта религиозного отражения выступает процесс эволюции религиозного сознания. Происходит «размывание», постепенное разрушение и исчезновение тех религиозных вдей, которые теряют свою объективную основу (объект отражения) в социалистической действительности. Абст-рактно-неопределенный характер религиозных представлений у современных верующих в свете теории отражения также детерминирован тем, что действительность перестает поставлять материал для наполнения иллюзорных вдей конкретным содержанием.

Возможность и необходимость преодоления религии и формирования научно-материалистического мировоззрения в условиях социализма дополняется рядом гносеологических и эмоционально-психологических факторов. В процессе отражения содержатся возможности не только для отлета фантазии от действительности, но и для правильного, адекватного ее отображения, а также для преодоления уже возникших иллюзий и для предотвращения рецидивов религиозной интерпретации действительности. Важной гносеологической предпосылкой последнего является усвоение научных знаний, правильных представлений о мире, формирование диалектико-материалистического мировоззрения, атеистической убежденности.

Процесс преодоления религии и развития атеизма имеет свою основу и в эмоционально-психологической сфере. Большое место принадлежит чувству сомнения, которое играет как бы N роль импульса «включающего» мышление верующего на осознание и разрешение противоречия мезду религиозными представлениями и реальностью. Весьма существенную роль в этом процессе играетчувство уверенности человека в своих силах, ощущение свободы и независимости, способности самому распоряжаться своей судьбой, чувство собственной значимости и полезности людям. Положительные эмоции способствуют правильному восприятию действительности, отражению ее такой, какова она сама по себе, без постулирования каких-либо сверхъестественных сущностей.

Объективный и закономерный характер отмирания религии в социалистическом обществе не отменяет, а нацротив, предполагает сознательное и активное воздействие на этот процесс в целях его ускорения. Развитие научного мировоззрения у широких масс трудящихся в свете ленинской теории отраженияявление закономерное, но вопрос о целенаправленном формировании его тем самым не снимается, поскольку без этого невозможно решение такой важной задачи, как воспитание нового человека, а это, подчеркнул, выступая на Июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС товарищ К. УЛерненко, — «не только важнейшая цель, но и непременное условие коммунистического строительства» *.

В этом аспекте преодоление религиозных иллюзий, которые еще разделяет определенная часть советских людей и которые уводят их от активного, сознательного, творческого участия в решении важных народно-хозяйственных задач, является важным участком идеологической работы. Успешному ее проведению во многом способствует дальнейшая разработка теории научного атеизма, в частности, исследование методологических проблем критики религии с позиций ленинской теории отражения.

I Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14−15 июня 1983 года, с. 27.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. З, с.7−544.
  2. К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.4,с.419−459.
  3. К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. -Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М.: Политиздат, 1956, с.517−642.
  4. К. К критике гегелевской философии црава. Введение. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.1,с.414−429.
  5. К. Тезисы о Фейербахе. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. З, с.1−4.
  6. К. Коммунизм газеты «Rhemis/ier Bzobazhte. t Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.4,с.194−207.
  7. К. Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 гг. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.7,с.5−100.
  8. К. Введение. (Из экономических рукописей 1857−1858 годов). -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.12,с.709−738.
  9. К. Письмо к Руге от 30 ноября 1842 г. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.27,с.368−370.
  10. К. Капитал, т.1, книга первая. Процесс производства капитала. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.23,с.43−156.
  11. Маркс К. Интервью корреспонденту американской газеты
  12. Chicago Irj’Sune. 11 в первой половине декабря 1878 г. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.45,с.467−477.
  13. Ф. Анти-Дюринг. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.20, с.5−338.
  14. Ф. Из подготовительных работ к Анти-Дюрингу.
  15. К., Энгельс Ф. Соч., т.20,с.629−654.
  16. Ф. Лвдвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.21,с.269−317.
  17. Ф. Происхождение семьи, частной собственностии государства. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.21,с.23−178.
  18. Ф. Бруно Бауэр и первоначальное христианство. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.19, с.306−314.
  19. Ф. К истории первоначального христианства. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.22,с.465−492.
  20. Ф. Введение к английскому изданию «Развитие социализма от утопии к науке». Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.22,с.294−320.
  21. Ф. Конраду Шмидту, 27 октября 1890 г. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.37,с.414−422.
  22. В.И. Социализм и религия. Полн.собр.соч., т.12, с.142−147.
  23. В.И. Классы и партии в их отношении к религии и церкви. Полн.собр.соч., т. Г7,с.423−438.
  24. В.И. Об отношении рабочей партии к религии. -Полн. с обр. соч., т. 17, с. 415−426.
  25. В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Полн.собр. соч., т.18,с.1−525.
  26. В.И. Наши упразднители (о г. Потресове и В. Базарове). Полн.собр.соч., т.20,с.П4−123.
  27. В.И. Рецензия. Н. А. Рубакин. Среди книг, том П (Изд-во «Наука»). М., 1913. Цена 5 руб. (изд.2-ое). -Полн.собр.соч., т.25,с.П-П4.
  28. В.И. Конспект книги Гегеля «Наука логики». Полн. собр.соч., т.29,с.7−218.
  29. Ленин В. И, К вопросу о диалектике. Полн.собр.соч, т.29, с, 316−322,
  30. В.И. Конспект книги Аристотеля «Метафизика». -Полн.собр.соч., т,29,с.323−332.
  31. В.И. О значении воинствующего материализма. -Полн. собр. соч., т. 45, с. 23−33.
  32. В.И. А.М.Горькому, 13 или 14 ноября 1913 года. -Полн. собр. соч-, т, 48, с, 226−229.
  33. Ленин В. И, А. М. Горькому, вторая половина ноября 1913 г. Полн.собр.соч, т,48,с.230−233,
  34. Материалы ХХУ съезда КПСС. -М.: Политиздат, 1976. -256 с.
  35. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981. -223 с.
  36. О 60-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. Постановление ЦК КПСС от 31 января 1977 г. -М.: Политиздат, 1977. 32 с.
  37. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14−15 июня1983 года. М.: Политиздат, 1983. — 80 с.
  38. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 10 апреля1984 года, М.: Политиздат, 1984. — 31 с.
  39. Черненко К. У, Речь на встрече с избирателями 2 марта 1984 года, Коммунист, 1984, № 4, с.3−13.
  40. К .У. Выступление на заседании Комиссии ЦК КПСС по подготовке новой редакции Программы КПСС 25 апреля 1984 года. Коммунист, 1984, № 7,с.4−8.
  41. К.У. По-ленински жить, работать, бороться. Речь на Всеармейском совещании секретарей комсомольских организаций 28 мая 1984 года. Коммунист, 1984, № 9, с.3−10.
  42. К.У. Утверждать правду жизни, высокие идеалы социализма. Речь на юбилейном пленуме правления Союза писателей СССР 25 сентября 1984 года. Коммунист, 1984, JS 14, с.3−12.
  43. Ю.В. Шестьдесят лет СССР: Доклад на совместном заседании ЦК КПСС, Верховного Совета СССР и Верховного Совета РСФСР в Кремлевском Дворце съездов 21 декабря 1982 г. -М.: Политиздат, 1982. SO с.
  44. В.В. Вопросы партийно-организационной и идеологической работы. Избранные речи и статьи. М.: Политиздат, 1984. — 398 с.
  45. М.С. Ленинизм живое творческое учение, верное руководство к действию. — Доклад на торжественном заседании в Москве, посвященном ПЗ-й годовщине со дня рождения В. И. Ленина 22 ацреля 1983 г. -М.: Политиздат, 1983. — 30 с. х х
  46. Н.П., Лопаткин Р. А., Павлюк В. В. Особенности современного религиозного сознания. -М.: Мысль, 1966.247 с.
  47. С.Ф. Ценности реальные и мнимые. (Критика христианского истолкования и использования ценностей жизни и культуры) • -М.: Мысль, 1970. 183 с.
  48. П.К. Опережающее отражение действительности. -Ленинская теория отражения и современность. София: Наука и искусство, 1969, с.130−136.
  49. А.П. Место искусства в познании мира. М.: Политиздат, 1980. — 225 с.
  50. А.П. Художественный образ и гносеологическая специфика искусства. Методологические аспекты проблемы. -М.: Наука, 1981. 192 с.
  51. Г. С. Объект и субъект социального познания. -Ленинская теория отражения в свете развития науки и практики. Теория отражения и современное естествознание и социальное познание. София: Наука и искусство, 1981, 0.433−446.
  52. В.В. Религиозный образ как форма иллюзорного сознания. В сб.: Научный атеизм, этика, эстетика. Научные доклады. ХХУШ Герценовские чтения. Л., 1975, с.24−30.
  53. Ф.Т. Субъект и объект в теории отражения. -Ленинская теория отражения и современная наука. Отражение, познание, логика. София: Наука и искусство, 1973, с.64−64.
  54. Атеизм, религия, нравственность. М.: Мысль, 1972. -207 с.
  55. А.Б. Мировоззрение в жизни общества и человека: Особенности становления, функционирования и развитиянаучно-материалистического мировоззрения трудящихся в зрелом социалистическом обществе. -Вильнюс: Минтис, 1981. 375 с.
  56. П. Религия в современном мире. -М.: Политиздат, 1979. 143 с.
  57. Ю.Ф. Структура религиозного сознания. -М.: Мысль, 1971. 176 с.
  58. ЗЗукин В.Р., Ерунов Б. А. На грани веры и неверия. Фило-софск о-психологический очерк. Л.: Лениздат, 1974. -164 с.
  59. И.Н. Гносеологические корни вдеализма. -М., 1969.- 43 с.
  60. И.Н., Кураев В. И. Активность познания. Ленинская теория и современность. — София: Наука и искусство, 1969, с.264−290.
  61. С. Теория отражения и художественное творчество. -М.: Прогресс, 1970. 496 с.
  62. С., Лейзеров Н. Л. Отражение и художественное творчество. Ленинская теория отражения и современность.- София: Наука и искусство, 1969, с.619−644.
  63. С. Активность отражения. Ленинская теория отражения и современная наука. Отражение, познание, логика. — София: Наука и искусство, 1973, с.85−101.
  64. Л.Н. Современный капитализм и религия. М.: Политиздат, 1984. — 238 с.
  65. П. Диалектические противоречия познания. Ленинская теория отражения и современная наука. Отражение, по-зн ание, логика. — София: Наука и искусство, 1973, с.205−218.
  66. В.Н. В.И.Ленин о классовых и гносеологических корнях идеализма. Харьков: В ища школа, 1974. — 200 с.
  67. А.А. Семиотика и ее основные проблемы. М.: Политиздат, 1968. — 264 с.
  68. А.А. Образ и знак. Ленинская теория отражения и современная наука. Отражение, познание, логика. — София: Наука и искусство, 1973, с.310−375.
  69. А.Д. Ленинская теория отражения и ее современные критики. -М.: Мысль, 1971. 96 с.
  70. А. Уроки борьбы против философского ревизионизма. Правда, 27 апреля 1984 г.
  71. Г. В. Массовый атеизм: становление и развитие. Л.: Лениздат, 1983. — 183 с.
  72. А.И. Проблемы преодоления социально-психологического воздействия религии. Автореф.дис.. кацц.филос. наук. Воронеж, 1973. 18 с.
  73. П. Отражение общественного бытия общественным сознанием. Ленинская теория отражения в свете развития науки и практики. Теория отражения и современное естествознание и социальное познание. — София: Наука и искусство, 1981, с.367−389.
  74. Г., Павлов Д. Современные «критики» ленинской теории отражения. Ленинская теория отражения и современная наука. Отражение, познание, логика. — София: Наука и искусство, 1973, с.489−503.
  75. Н.С. Атеизм и религия в современной борьбе идей. Л.: Лениздат, 1982. — 175 с.
  76. Д.П. Человеческое познание как отражение действительности. Ленинская теория отражения и современнаянаука. Отражение, познание, логика. София: Наука и искусство, 1973, с.168−187.
  77. Григулевич И. Р, О социальной роли религии, Советская этнография, 1980, № 6, с.60−66.
  78. И.Р. Папство. Век XX. (Второе изд.). М.: Политиздат, 1981. — 532 с.
  79. Г. Г. Некоторые спорные вопросы изучения религии. -Советская этнография, 1980, № 5,с.72−83.
  80. А.Я. Категории средневековой культуры. -М.: Искусство, 1972. 318 с.
  81. Г. А. Отражение и практически-преобразовательная деятельность людей. Ленинская теория отражения и современность. — София: Наука и искусство, 1969, с.577−694.
  82. Г. А. Эмпирическое и теоретическое как ступени человеческого отражения действительности. Ленинская теория отражения и современная наука. Отражение, познание, логика. — София: Наука и искусство, 1973, с.188−204.
  83. Диалектика познания: компоненты, аспекты, уровни. Л.: Изд-во ЛГУ, 1983. — 168 с.
  84. Е.К. Идея бога. Исследовательский и полемический очерк. -М.: Наука, 1970. 176 с.
  85. Е.К., Лобовик Б. А., Танчер В. К. Современный верующий. Социально-психологический очерк. М.: Политиздат, 1970. — 176 с.
  86. Е.К., Кирюшко Н. И., Яроцкий П. Л. Научно-техническая революция и формирование атеистического мировоззрения. Киев: Hayкова думка, 1980. — 311 с.
  87. Л. Теория социального отражения. М.: Прогресс, 1969. — 454 с.
  88. Е.М. Роль религии в мировой истории. Вопросы научного атеизма. Вып.20. -М.: Мысль, 1976, с. 19−29.
  89. Л.Г. Особенности формирования научно-материалистического мировоззрения верующей сельской молодежи (на материалах Сов. Закарпатья). Автореф.дис.. канд.филос. наук. М., 1975, 18 с.
  90. И.Г. Роль естествознания в развитии атеистического миропонимания. -М.: Мысль, 1969. 191 с.
  91. Э.В. Диалектическая логика. Очерки истории и теории. М.: Политиздат, 1974. — 271 с.
  92. Индивидуальная работа с верующими. -М.: Мысль, 1974. -198 с.
  93. К обществу, свободному от религии. Процесс секуляризации в условиях социалистического общества. -М.: Мысль, 1970.- 278 с.
  94. А. Второй Ватиканский собор. Критика идеологиии практики современного католицизма. -М.: Прогресс, 1973.- 371 с.
  95. М.Ф. Религия как общественный феномен. Научный атеизм. Ученые записки Пермского пед.института. Вып. 3. Пермь, 1974, с.3−33.
  96. .М. Соотношение отражения и творчества в процессе познания. Ленинская теория отражения и современная наука. Отражение, познание, логика. — София: Наука и искусство, 1973, с.219−236.
  97. В.Д. Социологическое изучение религии и атеизма.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1978. 118 с.
  98. М.Я. 0 методологии анализа структуры общественного сознания. Ленинская теория отражения и современная наука. Теория отражения и обществознание. София: Наука и искусство, 1973, с.117−131.
  99. Е.М. Место, роль и функции сомнения в структуре научного познания. Автореф.дис. канд.филос.наук. Саратов, 1981. 17 с.
  100. П.Ф. Атеизм и формирование коммунистической личности. -М.: Изд-во МГУ, 1975. 183 с.
  101. В.И. Лекции по теории научного атеизма. Часть I. Сверцловск: Изд-во УрГУ, 1975. — 171 с.
  102. Конкретно-социологическое изучение состояния религиозности и опыта атеистического воспитания. М.: Изд-во МГУ, 1969. — 282 с.
  103. П.В. Философские идеи В.И.Ленина и логика. -М.: Наука, 1969. 483 с.
  104. П.В. Введение в марксистскую гносеологию. -Киев: Наукова думка, 1966. 288 с.
  105. А.М. Отражение, деятельность, познание. М.: Политиздат, 1979. — 216 с.
  106. A.M. Теория отражения и творчество. -М.: Политиздат, 1971. 255 с.
  107. A.M. Субъект и объект познания. Ленинская теория отражения в свете развития науки и практики. Отражение, познание, творчество. — София: Наука и искусство, 1981, с.161−171.
  108. A.M., Мантатов В. В. Теория отражения и эвристическая роль знаков. М.: Изд-во МГУ, 1974. — 214 с.
  109. ПО. Корщунова Л. С. Воображение и его роль в познании. -М.: Изд-во МГУ, 1979. 145 с.
  110. I. Крывелев И. А. О существенном и несущественном в изучениирелигии, Советская этнография, 1980, № I, с.72−79.
  111. И.А. Об основном определяющем цризнаке понятия религии. Воцросы истории религии и атеизма. -М.: Ака-демиздат, 1956, с.24−54.
  112. И.А. 0 содержании понятия религии. М. :Наука, 1964. — 10 с.
  113. И.А. Маркс и Энгельс о религии. М.: Наука, 1964.
  114. И.А. Критика религиозного учения о бессмертии души. М.: Наука, 1969. — 175 с.
  115. И.А. Библия: историк о-критический анализ. -М.: Политиздат, 1982. 255 с.
  116. И.А. Карл Маркс о религии. Религии мира. История и современность. Ежегодник, 1983. -М.:Наука, 1983, с.7−23.
  117. К. Религиозное отражение и его црирода. Ленинская теория отражения в свете развития науки и црактики. Теория отражения и современное естествознание и социальное познание. — София: Наука и искусство, I98I, c.50I-509.
  118. А. Адекватность отражения. Ленинская теория отражения и современная наука. Отражение, познание, логика. — София: Наука и искусство, 1973, с.102−112.
  119. В.А. Субъект, объект, познание. -М.: Наука, 1980. 357 с. 0 *
  120. Г. М. Социальная основа религии и особенности религиозного отражения действительности. Автореф.дис.. доктора филос.наук. М., 1977. 53 с.
  121. Г. М. Диалектика социальных корней религии.
  122. Львов: В ища школа, 1977. 239 с.
  123. Ленинское гносеологическое наследие и его значение для науки. -Минск: Изд-во ЕГУ, 1979. 352 с.
  124. .А. Гносеологический анализ обыденного религиозного сознания. Автореф.дис.. доктора филос.наук. Киев, 1974. 44 с.
  125. А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1976. — 367 с.
  126. А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. -M.s Учпедгиз, 1957. 620 с.
  127. А.Ф. Знак, символ, миф. -М.: Изд-во МГУ, 1982.480 с.
  128. М.К. Формы и содержание мышления. (К критике гегелевского учения о формах познания). -М.: Высшая школа, 1968. 191 с.
  129. В.В. Образ, знак, условность.-М.: Высшая школа, 1980. 160 с.
  130. М.М. Человек и его отражение в религии. -Минск: Изд-во ЕГУ, 1983. 168 с.
  131. Е.М. Герой волшебной сказки. Происхождение образа. -М.: Изд-во вост.лит., 1958. 264 с.
  132. Е.М. Поэтика мифа. -М.: Наука, 1976. -407 с.
  133. Н. Отражение и религия. Ленинская теория отражения и современная наука. Теория отражения и обществознание. — София: Наука и искусство, 1973, с.237−254.
  134. Я.В. О содержании религии. Советская этнография, 1980, № 4, с.88−97.
  135. Д.В. Значение, современное состояние и основные направления изучения проблемы соотношения искусства ирелигии. Искусство и религия. — Л.: Изд-во ГМИРиА, 1979, с.3−20.
  136. Ю.А. Религия: вера, иллюзия, знание. Советская этнография, 1980, № 4,с.80−87.
  137. М.П. Религия и современность. М.: Политиздат, 1982. — 272 с.
  138. Ю.Л. Основные противоречия религиозного мышления. Противоположность религиозной и художественной фантазии. Искусство и религия. — Л.: Изд-во ГМИРиА, 1979, с.21−32.
  139. В.Н. О двух основных значениях термина «религия?- Общественная жизнь и религия. Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена, т.542, Л., 1972, с.37−59.
  140. .З. О некоторых особенностях кризиса религии и процесса секуляризации в современных капиталистических странах. Актуальные воцросы научного атеизма и критики религии. -Минск: Вышэйшая школа, 1980, с.66−75.
  141. С.И. Ленинская критика философских основ религии.- М.: Изд-во МГУ, 1968. 372 с.
  142. М.П. Тупики православного модернизма. (Критический анализ богословия XX века). -М.: Политиздат, 1979.- 167 с.
  143. Г. А. Враг и соратник христианского бога. -Алма-гАта: Изд-во Казахстан, 1974. 56 с.
  144. Т.И. Главные философские направления (Теоретический анализ ист.-филос.цроцесса). -М.: Мысль, 1971. -383 с.
  145. А.Ф. Социальный прогресс и религия. -М.: Мысль, 1982. 191 с.
  146. А.Ф. За глубокую научную разработку современных проблем атеизма. Воцросы научного атеизма. Вып.1. -М.: Мысль, 1966, с.7−35.
  147. А.С. Социальный прогресс, религия, атеизм: (Эволюция современного религиозного сознания и проблемы формирования атеистического мировоззрения). Киев: Наук ова думка, 1977. — 344 с.
  148. А.С. Тенденции изменения современного религиозного сознания. Вопросы научного атеизма. Вып.2. — М.: Мысль, 1966, с.91−109.
  149. С. Язык и цроблема религиозности индивида. -Вопросы научного атеизма. Вып.12. -М.: Мысль, 1972, с, 259−282.
  150. Т.Д. Теория отражения. Избр.филос.цроизв., т. З, — М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1962. — 827 с.
  151. Т.Д. Актуальные проблемы ленинской теории отражения. Ленинская теория отражения и современность. -София: Наука и искусство, 1969, с. П-67.
  152. Т.Д. Информация, отражение, творчество. -М.: Изд-во Прогресс, 1967. 102 с.
  153. В.В. Психология современных верующих и атеистическое воспитание. Львов: Вища школа, 1976. — 218 с.
  154. М.Г. Личность и религия. -М.: Наука, 1976.152 с.
  155. М.Г. Индивидуальная религиозность и ее преодоление. М.: Мысль, 1984. — 205 с.
  156. К.К. Психологические корни религии. -Воцросы научного атеизма. Вып.П. -М.: Мысль, 1971, с.29−42.
  157. К.К., Шингаров Г. Х., Шмелев А. В. Эмоции, чувства и воля как формы отражения действительности. Ленинская теория отражения и современная наука. Отражение, познание, логика. — София: Наука и искусство, 1973, с.280−292.
  158. Г. В. Об атеизме, и религии в истории общества и культуры /Избранные произведения и извлечения из трудов/. -М.: Мысль, 1977. 355 с.
  159. Ю.Д. Специфика религиозности современного верующего и факторы ее преодоления. Автореф.дис.. канд. филос.наук. Киев, 1973. 18 с.
  160. Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. М.: Наука, 1975. — 191 с.
  161. В.Я. Фольклор и действительность. -М.: Изд-во Искусство, 1976. 325 с.
  162. В.Я. Морфология сказки. Изд.второе. -М.: Наука, 1969. 168 с.
  163. В.Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. М.: Наука, 1979. — 391 с.
  164. Л.О. Гносеологические вопросы семиотики. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1964. 303 с.
  165. Религия и церковь в современную эпоху. -М.: Мысль, 1976. 328 с.
  166. Религия в век научно-технической революции. -М.: Политиздат, 1979. 85 с.
  167. В.Е. Пророки и чудотворцы. Этюды о мистицизме. -М.: Политиздат, 1977. 174 с.
  168. П.Д. Партийное руководство атеистическим воспитанием. М.: Политиздат, 1973. — 144 с.
  169. Ю.И. О сущности религии. Советская этнография, 1980, В 2, с.49−63.
  170. Г. Л. За решительный поворот философских исследований к социальной црактике. Вопросы философии, 1983, J& 9, с, 3−19.
  171. Г. Л. Некоторые задачи философского осмысления нового этапа развития советского общества. Вопросы философии, 1984, й 5, с.3−19.
  172. Г. Г. О роли сомнения в познании. Алма-Ата: Наука, 1976. — 143 с.
  173. Л.В. Методологические вопросы критики религии. -Ярославль: Верх.-Волж.кн.изд-во, 1973. 159 с.
  174. Т. Социальное познание и идеология. Ленинская теория отражения в свете развития науки и практики. Теория отражения и современное естествознание и социальное познание. — София: Наука и искусство, 1981, с.485−500.
  175. Г. А. Генезис философии и ее закономерностей в свете ленинской теории отражения. Ярославль, 1975. -272 с.
  176. Субъект и объект как философская цроблема. Киев: Нау-кова думка, 1979. — 284 с.
  177. А.Д. Религия как общественный феномен./Философские проблемы исследования/. Изд.второе. М.: Мысль, 1973.- 144 с.
  178. А.Д. Философские цроблемы происхождения религии.- М.: Мысль, 1967. 287 с.
  179. А.Д. Религия в истории общества. М.: Наука, 1979. t- 96 с.
  180. В.К. Религиозные горежитки и их преодоление. -Киев: Политиздат Украины, 1979. 152 с.
  181. К.Е., Черненко В. К. Ленинское учение о гносеологических корнях идеализма. М.: Мысль, 1980. — 294 с.
  182. С.А. О религии как социальном явлении. Советская этнография, 1979, J& 3, с.87−105.
  183. С.А. Еще раз о религии как социальном явлении. -Советская этнография, 1981, J& I, с.51−65.
  184. С.А. Религия в истории народов мира. -М.: Политиздат, 1976. 575 с.
  185. С.А. Религиозные верования воеточно-славянских народов XIX нач.ХХ века. — М.: Академиздат, 1957. -164 с.
  186. И. Гносеологический образ и знак. Ленинская теория отражения в свете развития науки и практики. Отражение, познание, творчество. — София: Наука и искусство, 1981, с.202−212.
  187. Д.М. О марксистском понимании религии. Советская этнография, 1980, № I, с.66−71.
  188. Д.М. Тенденции эволюции современного буржуазного религиеведения (критич.анализ). Вопросы научного атеизма. Вып.23. -М.: Мысль, 1978, с.138−152.
  189. Д.М. Введение в марксистское религиеведение. -М.: Мысль, 1973. 239 с.
  190. Д.М. Философские проблемы критики религии. -М.: Изд-во МГУ, 1965. 349 с.
  191. Д.М. Обряды: За и против. М.: Политиздат, 1975. — 175 с.
  192. Д.М. Искусство и религия /теоретический очерк/. -М.: Политиздат, 1982. 287 с.
  193. .С. Сущность отражения как всеобщего свойстваматерии. Ленинская теория отражения и современность.- София: Наука и искусство, 1969, с.69−92.
  194. Л. Лекции о сущности религии. Избр.произведения. -М.: Госполитиздат, 1955, т.2,с.490−810.
  195. Л. Примечания и пояснения к работе: Пьер Бейль. К истории философии и человечества. Фейербах Л. История философии, т.З. -М.: Мысль, 1967, с.235−318.
  196. Г. П. У истоков религии и свободомыслия. В кн.: Францов Г. П. Научный атеизм. Избранные труды. -М.: Наука, 1972, с. II-481.
  197. .А. Астральные мифы и рисунки. Очерки истории естественно-научных знаний в древности. — М.: Наука, 1982, с.41−58.
  198. С.А. Специфика природы религиозного знака. -В сб.: Общественное сознание (некоторые теоретические проблемы). Барнаул, 1975, с.16−19.
  199. Н.А. 0 влиянии языка религии на познавательнуюи практически-преобразовательную деятельность человека.- Комплексное изучение человека и формирование всесторонне развитой личности. -М.: Изд-во МГУ, 1978,0.99−104.
  200. М.И. Ленин и проблемы атеизма. (Критика религии в трудах В.И.Ленина). М.-Л.: Академиздат, 1961.- 671 с.
  201. М.И. Современная мистика в свете науки. -М.-Л.: Наука, 1965. 207 с. v
  202. М.И. Первобытная мифология и философия. Л.: Наука, 1971. — 240 с.
  203. М.И. Происхождение философии и атеизм. Л.: Наука, 1973. — 250 с.
  204. М.И. Новые вопросы атеизма. Социологические очерки. Л.: Лениздат, 1973. — 240 с.
  205. М.И. Развивать исследование проблем религии. -Советская этнография, 1980, Jfc 5, с.84−87.
  206. М.М. Вера в дьявола в истории религии. М.: Наука, 1977. — III с.
  207. В.Н. Иллюзия добра. Моральные ценности и религиозная вера. М.: Политиздат, 1982. — 286 с.
  208. В.Н. 0 главном в понимании религии. Советская этнография, 1980, № 2,с.64−70.
  209. Г. Х. Эмоции и чувства как формы отражения действительности. -М.: Наука, 1971. 223 с.
  210. Л.М. Роль языка религии в фиксации и выражении религиозного сознания. Актуальные проблемы атеистического воспитания и критика религиозной идеологии. Вып.6. -М.: Изд-во МГУ, с.31−37.
  211. Й. «Превратная идеология» и принцип отражения. -Ленинская теория отражения и современная наука. Теория отражения и обществознание. София: Наука и искусство, 1973, с.102−116.
  212. Й. Практика, социальное отражение и истина. Ленинская теория отражения в свете развития науки и практики. Теория отражения и современное естествознание и социальное познание. — София: Наука и искусство, 1981, с.419−430.
  213. И.Н. Социология религии. М.: Мысль, 1979. -182 с.
  214. Е.Г. Искусство и мировые религии. /Система искусств в структуре мировых религий/. М.: Высшая школа, 1977. 224 с.
  215. .А. Адекватность отражения. Ленинская теория отражения в свете развития науки и практики. Отражение, познание, творчество. — София: Наука и искусство, 1981, с.69−82.
Заполнить форму текущей работой