Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Комплексное исследование личности подростка в условиях социально-психологического кризиса

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Психическое здоровье не имеет пока классического определения. Вместе с тем, накопленные исследования и анализ многочисленных определений позволяют считать, что психическое здоровье — это динамический процесс психической деятельности, которому свойственны детерминированность психических явлений, гармоничная взаимосвязь между отражением обстоятельств действительности и отношением индивидуума к ней… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ПРОБЛЕМА КРИЗИСНЫХ СОСТОЯНИЙ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
    • 1. 1. Классификация кризисов
    • 1. 2. Целостный подход к личности
    • 1. 3. Концепции самоактуализации личности
  • Глава 2. ПОДРОСТКОВЫЙ КРИЗИС КАК ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
    • 2. 1. Периодизация и теории развития высших психических функций ребёнка
    • 2. 2. История исследования природы чувств и эмоций человека
    • 2. 3. Природа страха и формы его проявления у детей и подростков
    • 2. 4. Психофизические основы возникновения страха и тревоги
    • 2. 5. Страхи при неврозах у детей и подростков
  • Глава 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КРИЗИСА
    • 3. 1. Описание методического инструмента и выборки обследуемых
    • 3. 2. Анализ и интерпретация результатов
    • 3. 3. Исследование влияния проективной методики
  • Возрастные страхи" на состояние психики подростков
    • 3. 3. 1. Описание методики
    • 3. 3. 2. Анализ и интерпретация результатов

Комплексное исследование личности подростка в условиях социально-психологического кризиса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы и степень ее научной разработки.

В настоящее время понятие кризиса стало центральным во многих психологических исследованиях и социальной работе, при этом выделяют:

1) кризис в глобальных общественных системах: политическийидеологическийморально-этическийнациональный;

2) кризис научный;

3) кризисные явления в малых социальных общностях: семья, трудовые, научные, учебные группы и др.;

4) кризис личностный.

О важности этой темы еще в начале столетия писал JI.C. Выготский [37]. Им был введен термин «кризисы возрастные» и определен как целостное изменение личности человека, регулярно возникающее при смене стабильных периодов.

В данном исследовании рассматривается социально-психологические особенности личностного кризиса отдельно взятого возрастного периода — подросткового. Как правило, кризисное состояние личности имеет системный характер и включает различные уровни существования человека: соматический, нервно-психический, психологический и социально-психологический. Многоуровневые кризисные явления находят свое прямое отражение в особенностях протекания подросткового кризиса. В связи с этим в настоящей работе используется комплексный подход к проблеме подросткового кризиса. Именно такой подход позволяет оценить уровень психического и социально-психологического здоровья современного подростка.

Подростковый возраст является особенно сложным и противоречивым в процессе развития любого человека. Он всегда трактуется как переходный, критический. Согласно классификации Д. Б. Эльконина [222], он охватывает период от 11 до 17 лет и является переходным прежде всего в биологическом смысле, поскольку это возраст полового созревания, параллельно которому достигают в основном зрелости и другие биологические системы организма. В социальном плане — подростковая фаза — продолжение первичной социализации. Все подростки этого возраста — школьники, находящиеся на иждивении родителей и государства. В то же время у них появляется чувство взрослости — новый уровень притязаний, предвосхищающий положение, которого подросток еще не достиг. Вот это приводит к типичным возрастным конфликтам, диспропорциям в уровнях и тинах развития личности. Школьник-подросток в условиях современной школы к тому же в значительной мере перегружен образовательными программами, что требует от него дополнительных психических и умственных затрат, что и приводит к значительному ухудшению общего состояния здоровья детей на протяжении их школьной жизни.

Гармоничное развитие личности ребенка возможно только при наличии здоровья, определяемого Всемирной организацией здравоохранения как состояние физического, психического и социального благополучия человека. Ключевым для педагогов и психологов, работающих в системе образования, является понятие психического здоровья, включающее благополучие в эмоциональной и познавательной сфере, развитии характера и формировании личности, нервно-психическом состоянии детей и подростков.

Психическое здоровье не имеет пока классического определения. Вместе с тем, накопленные исследования и анализ многочисленных определений позволяют считать, что психическое здоровье — это динамический процесс психической деятельности, которому свойственны детерминированность психических явлений, гармоничная взаимосвязь между отражением обстоятельств действительности и отношением индивидуума к ней, адекватность реакции на окружающие социальные, биологические, психические и физические условия, благодаря способности человека самокоитролировать поведение, планировать и осуществлять свой жизненный путь в микрои макросреде. В отечественной психологии проблема психического здоровья многогранно отражена в работах Б. С. Братуся [27, 28, 29]. Он рассматривает психическое здоровье как структуру, имеющую сложное, уровневое строение. Высший уровень психического здоровья — личностно-смысловой, или уровень личностного здоровья, который определяется качеством смысловых отношений человека, общим смыслом и назначением его жизни, отношением к другим людям и себе. Следующий уровень — уровень индивидуально — психологического здоровья, оценка которого зависит от способностей человека построить адекватные способы смысловых устремлений. Наконец, уровень психологического здоровья определяется особенностями внутренней, мозговой, нейрофизиологической организации актов психической деятельности. Обычно, говоря о критериях психического здоровья, подразумевают психическую норму, хотя вопрос о разграничении психической нормы и патологии очень сложен, так как психические функции исключительно многообразны и индивидуальны. Понятие нормы в значительной мере зависит от исторической эпохи, социально — экономической структуры общества, расовой, национальной и общественной принадлежности, морали и многих других факторов. Применительно к психической деятельности норма — это оптимальный уровень психического функционирования, дающий возможность полноценной деятельности человека не только в повседневных, но и в экстремальных природных и социальных условиях («идеальное здоровье» в медицинском и социальном смысле). Психическое здоровье включает и крайние варианты психических реакций, которые могут возникать в экстремальных условиях у так называемых акцентуированных личностей и ограничивают адекватное выполнение ими социальных обязанностей («практическое здоровье»). Таким образом, психическое здоровье можно определить как одну из интегральных характеристик личности, связанных с ее внутренним миром и со всем многообразием взаимоотношений с окружением. Основными показателями наличия психического здоровья у личности являются ее внутренняя целостность и согласованность структурных компонентов, гармоничная включенность в социум и стремление к самоактуализации.

В докладах Комитета экспертов ВОЗ по проблемам охраны здоровья детей и подростков [164, с. 11] отмечается заметное распространение нервно-психических расстройств среди детей и подростков: если в 1930;х гг. было выявлено 22 — 30 случаев неврозов на 1000 детей, то по данным 1979 г. невротические и неврозопо-добные состояния составляли уже 63 случая. Косвенным, но очень тревожным подтверждением роста нервно-психических нарушений у подростков служит резко возросшая в последние годы частота самоубийств среди них. Как считают специалисты, употребление наркотиков — это, на первом этапе, чаще всего реакция подростка на стресс. Несмотря на все эти тревожные факты, систематических эпидемиологических исследований и анализа нервно-психической патологии в мировом масштабе по существу еще не проводилось. Данные о распространенности различных нарушений в психике детей и подростков весьма неполны и противоречивы, что объясняется чрезвычайной сложностью детской психики, ее высочайшей пластичностью и динамичностью наряду с повышенной сенситивностью.

В нашей стране в последние годы особенно остро встала проблема сохранения здоровья отдельно взятого человека и всего населения в целом, и, в первую очередь, подрастающего поколения. Те или иные сдвиги в психическом здоровье могут быть следствием как врожденных, так и приобретенных аномалий психического развития, нервно-психических заболеваний, органических нарушений (изменений) головного мозга. В то же время, в большинстве случаев нервно ослабленным детям, не имеющим серьезных нервно-психических нарушений, можно весьма эффективно помочь, используя психологические, а не медицинские методы воздействия. Еще в 1985 г. в сборнике трудов ученых Института гигиены детей и подростков [164, с. 27] указывалось на настоятельную необходимость получения сведений о распространенности различных форм нервно-психических расстройств среди детей и подростков, что «могут дать только сплошные и повторные исследования массивных контингентов. Это важно не только в научном, но и в практическом отношении для ранней терапии и действенной профилактики стойких нарушений. В подростковом возрасте — корни здоровья взрослых». Тогда же планировались широкие исследования комиссиями ВОЗ и МЗ СССР с целью анализа этиологии, клинической структуры и эпидемиологии пограничных нервно-психических нарушений, в том числе — аномалий развития личности. Можно предположить, что эти планы не были осуществлены или осуществлены лишь в очень ограниченных масштабах, исходя из того, что последующий исторический период был связан с развалом СССР и обнищанием науки, а также сферы образования и здравоохранения в нашей стране. Деятельность школьных психологов, во многом, обусловлена общеобразовательными потребностями школы и направлена в основном на изучение интеллектуальных способностей детей. Необходимость в более глубоком изучении личности подростка возникает, как правило, только при его зачислении в категорию «трудных» или в случае конфликтных ситуаций.

Школа как социальный институт оказывает огромное влияние на формирование личности школьника-подростка. Следовательно, важно знать, какого содержание социально-психологического взаимодействия школьника-подростка с этим значимым в его жизни социальным институтом: как оно влияет на развитие его интеллекта, мотивацию к учебе и профессиональную направленность и как проявляется подростковый кризис в этом взаимодействии. Школа как составная часть системы социализации является также одним из элементов общественной и экономической жизни нашего государства. Таким образом, опосредовано, через социально-психологические механизмы, школьник-подросток вступает во взаимодействие со всем нашим обществом, которое также переживает затяжной кризис.

Исходя из выше сказанного, существует потребность в изучении особенностей подросткового кризиса в условиях многоуровневого социально-психологического кризиса и оказания подростку профессиональной помощи.

Объект исследования и выборка.

Данное исследование проводилось в 1995 — 2000 гг. в средних общеобразовательных школах г. Челябинска. I 'm обьектм явились учащиеся 5 — 1 1 классов, в возрасте 11−17 лет. Объем выборки составил 712 человек, из них 334 мальчика и 378 девочек.

Предмет исследования.

Предметом изучения в данной работе были личностные характеристики школьников — подростков, такие как темперамент, тревожность, наличие страхов, агрессивность, конфликтностьпараметры их интеллектуальных возможностей, а именно: уровень развития наглядно-образного мышления, интеллектуальная лабильность и коэффициент интеллекта, а также их карта интересов и мотивация к учебе в школе.

Рабочая гипотеза.

Подростковый кризис, как и другие кризисные состояния личности, имеет системный характер, и на его протекание, безусловно, оказывают влияние реалии развития нашего общества в целом. К окончанию школы у подростков формируется определенный круг интересов, и они решают проблему выбора профессии. Этот выбор во многом диктуется состоянием экономической ситуации в стране, а именно: ростом стоимости как среднеспециального, так и высшего образования, низким уровнем развития сферы услуг, банкротством многих ведущих промышленных предприятий, которые ограничивают или прекращают набор людей на работу, обнищанием бюджетной сферы и т. д. Эти негативные тенденции сопровождают ребенка с первых лет его жизни, а в подростковом возрасте вносят дополнительный дисбаланс в развитие его личности, возможности его самореализации.

Наблюдения автора за поведением и опыт непосредственного общения со школьниками-подростками на протяжении ряда лет в процессе педагогической деятельности в общеобразовательной школе позволили составить представление о том, что формирование личности современных подростков сопровождается наличием у них значительной неуверенности, тревожности и даже страха за свою жизнь и будущее. Это проявляется у них как в поведении, отношении к учебе, так и состоянии физического здоровья. Все это находит отражение также в объективных показателях состояния психики подростков, полученных автором с помощью методик, апробированных в российской психологии, а также в данных углубленных медицинских осмотров, которые проводятся ежегодно в школах.

Подростковый период характеризуется неравномерностью темпов развития разных составляющих личности подростка, и это ярко прослеживается на процессе развития интеллектуальных способностей школьников-подростков.

В результате за основу данного исследования были выдвинуты следующие гипотезы.

1. В условиях многоуровневого социально-психологического кризиса в обществе подростковый кризис приобретает качественное своеобразие.

2. Во время подросткового кризиса существуют отличающиеся друг от друга этапы развития наглядно-образного мышления и других интеллектуальных способностей.

3. Характеристики эмоциональной сферы, такие как страх, тревожность, нейротизм и другие, имеют в подростковом возрасте сложную динамику, взаимосвязаны друг с другом, зависят от пола подростка и социально обусловлены.

4. Кризисные явления в обществе способствуют появлению у современных подростков значительной неуверенности, тревожности, страха за свою жизнь, будущее, что проявляется у них как в поведении, отношении к учебе, так и состоянии физического здоровья.

5. Мотивация к учебе и профессиональная ориентация школьников-подростков характеризуют их стремление к самореализации и отражают кризисные тенденции в развитии нашего общества.

Теоретико-методологическая основа и методы исследования.

Работа основана на теоретических и методологических положениях отечественной и зарубежной психологии и психотерапии. В области психологии личности — изложенных в трудах 3. Фрейда, К. Г. Юнга, К. К. Платоновав области возрастной психологии — в работах Л. С. Выготского, Ж. Пиаже, Д. Б. Эльконинав области пограничных состояний психики — в работах В. И. Гарбузова, А. И. Захарова, В. В. Ковалева, Е. Е. Сканави, Г. Е. Сухаревойв области психофизиологии и адаптационных механизмов — в работах Ф. Б. Березина, Н. Н. Даниловой, Г. Сельев области социальной психологии — в работах Б. Г. Ананьева, Г. М. Андреевой, И. П. Волкова, В. В. Козлова, В. В. Новиковав области гуманистической психологии — в работах А. Маслоу, К. Роджерса, Э. Фромма, Э. Шострома.

Цель и задачи исследования

.

Целью исследования явилось комплексное изучение социально-психологических особенностей подросткового кризиса, а именно:

1. Изучение мотивации к учебе и возможностей социальной самореализации старших подростков в условиях многоуровневого социально-психологического кризиса.

2. Выявление и сравнительный анализ уровня развития интеллектуальных способностей школьников на стадии подросткового кризиса развития.

3. Исследование объективного состояния психического здоровья подростков в его нервно-психической и эмоциональной составляющей.

Поставленные цели конкретизируются в следующих задачах:

1. Изучить динамику изменения характеристик эмоциональной сферы: уровня нейротизации, тревожности, подверженности различным страхам и других в зависимости от пола и возраста школьников — подростков.

2. Определить группы риска, содержательно их описать и дать социально-психологические и психолого-педагогические рекомендации учителям и родителям на основе данных комплексного исследования подростков.

3. Разработать авторскую методику, способствующую личностному росту подростков и их социально-психологической адаптации, и провести ее практическую апробацию.

Научная новизна.

Исследование носит комплексный характер, в нем соединяются научные и практические интересы таких дисциплин как педагогика, медицина и социальная психология, особенно в таком ее направлении как социальная психология личности. Такой подход позволил оценить состояние психического здоровья школьников — подростков и выявить социально — психологические особенности подросткового кризиса на современном этапе развития общества. Проанализирована взаимосвязь возможностей социальной самореализации старшеклассников и их мотивации к учебе. На основе изучения особенностей развития нервно-психической и эмоциональной сферы, а также личностных качеств, в зависимосги от возраста и пола подростков, были выявлены группы риска для возникновения неврозов.

Теоретическая значимость работы.

Подробно проанализирована и обобщена проблема кризисных состояний в современной психологии (как отечественной, так и зарубежной). Теоретический анализ классификаций кризисов и концепций самоактуализации личности позволил определить подростковый кризис как промежуточный этап развития личности, имеющий свои социально — психологические особенности. Сделан анализ проблемы развития высших психических функций ребенка и его эмоциональной сферы, особенностей формирования неврозов у детей и подростков. Сравнительный анализ зарубежных и отечественных подходов к изучению развития личности подростка позволил констатировать, что этапы формирования и формы проявления такой фундаментальной эмоции как страх взаимосвязаны с историческим развитием самосознания человека и общественных взаимоотношений, и это находит отражение в особенностях психики детей и подростков.

Практическая значимость.

Исследование имело прикладной характер и позволило выявить социально-психологические особенности подросткового кризиса и разработать рекомендации для родителей и учителей. В результате повысился уровень психологической работы и взаимопонимания, как в отдельных классах, так и в школьном коллективе в целом.

Разработан комплексный показатель «Достоверный фактор риска», позволяющий оценить уровень риска для возникновения невроза у подростка на основе данных психологического исследования.

Разработана проективная методика «Возрастные страхи», направленная на развитие личности подростка, позволяющая работать одновременно с целым классом учащихся. Ее могут использовать в своей работе, как психологи, так и педагоги, она проста для понимания детей и не требует привлечения специальных средств.

Апробация работы.

Разработанные в диссертации материалы апробировались поэтапно, начиная с 1997 г. Основные результаты исследований автора отражены в 6 авторских публикациях. Отдельные положения диссертационной работы были обсуждены на научных симпозиумах МАЛИ (Ярославль, 1999, 2000), региональной научной конференции (Ярославль, 2ООО).

Результаты исследования на разных его этапах неоднократно рассматривались и обсуждались на семинарах и тематических педсоветах в общеобразовательных школах г. Челябинска, на родительских собраниях, а также в индивидуальных беседах с учителями и родителями детей, участвовавших в исследовании.

Данные тестирования позволили выявить проблемные моменты в развитии, как отдельных подростков, так и целых коллективов — классов, школы, оперативно донести эту информацию до всех участников воспитательного и образовательного процесса, выработать конструктивные подходы к решению тех или иных вопросов в жизнедеятельности такого организма, каким является школьный коллектив.

Проективная методика «Возрастные страхи» была опробована как цикл занятий с учащимися 5-х классов МОУ «Средняя школа № 5» г. Челябинска. Эти занятия вызвали большую заинтересованность у детей, их вовлеченность в творческий процесс создания рисунков и коллажей, в обсуждение тем, касающихся различных возрастных страхов. Все это способствовало снижению реактивной тревожности подростков, созданию обстановки непринужденного коллективного творчества, развитию их фантазии.

Положения, выносимые на защиту.

1. Подростковый кризис — это определенный дисбаланс в жизни и деятельности подростка, вызывающий также срыв его нервного и соматического состояния.

2. Для изучения личности подростков в условиях социально — психологического кризиса наиболее эффективным является комплексный подход.

3. Кризисные тенденции современного общества изменяют мотивацию к учебе, интересы старшеклассников к различным отраслям знаний, профессиональной деятельности и отражаются на особенностях развития их личности.

4. Условия многоуровневого социально-психологического кризиса в обществе обуславливают то, что большую часть современных подростков по ряду показателей состояния психики можно отнести к группе риска для возникновения неврозов. Эта ситуация усугубляется постоянным ухудшением физического состояния здоровья детей и подростков.

5. Для взаимодействия с кризисной личностью подростка на разных ее уровнях, для стабилизации психического состояния, понижения тревожности и наличия страхов у подростков целесообразно использовать проективные методики работы: рисунки, коллажи на определенную тему.

Выводы и рекомендации.

1. Подростковый кризис как промежуточный этап развития личности приобретает свои особенности в условиях многоуровневого социальнопсихологического кризиса.

2. В условиях социально-психологического кризиса в обществе у подростков, особенно старшеклассников, ярко выражено их стремление к самореализации, что проявляется в их осознанном и реалистическом отношении к учебе в школе, которую они рассматривают как ступень для дальнейшего самоутверждения в жизни, а именно: для получения хорошей профессии, чтобы хорошо зарабатывать и для создания своего бизнеса. Они подчеркивают, что знания необходимы в жизни, как и сам документ о среднем образовании.

3. Несмотря на кризисные явления на макрои микроуровнях социума, стремление к самореализации подростков и уровень их притязаний основаны на достаточно высоком уровне их интеллектуальных способностей, развитию которых, в первую очередь, служит обучение в общеобразовательной школе. Около четверти старшеклассников показали уровень выше среднего одновременно по двум показателям: интеллектуальная лабильность и коэффициент интеллектуальности.

4. Исследование интересов старшеклассников к основным отраслям знаний и профессиональной деятельности показывает их негативное отношение ко многим дисциплинам: физика, математика, биология, медицина, сельское хозяйство, филология, геология, педагогика, рабочие специальности, строительство, легкая промышленность, техника, электротехника, общественная работа. При этом значительно снижается возможность их профессиональной самореализации после окончания школы. Налицо ситуация противоречия между уровнем притязаний подростков и развития их интеллектуальных способностей и возможностью их реализации в социальной сфере жизни. Это несоответствие обусловлено, прежде всего, состоянием кризиса на общегосударственном уровне, когда вышеперечисленные отрасли перестали быть престижными из-за низкой материальной базы.

5. Нестабильность экономической жизни общества сказывается негативно на состоянии как физического, так и психического здоровья подростков. Группа физически здоровых подростков по данным школьных медосмотров не превышает 1%, а группа риска для возникновения неврозов (по данным исследования) составляет 84% для девочек и 53% для мальчиков.

6. Эмоциональная сфера подростков, особенно у девочек, характеризуется неустойчивостью, высоким уровнем страхов, тревожности и нейротизма. Эти показатели во многих случаях превышают норму, что свидетельствует о перегрузке нервно-психических возможностей подростков.

7. Исследование уровня бессознательного в психике подростков показало наличие у большинства из них эгоцентризма, страхов, резкой тревожности, защитных тенденций, а у мальчиков — значительной агрессивности.

8. Данные исследования свидетельствуют о состоянии напряженности на всех уровнях развивающейся личности подростка: физическом, нервно-психическом и социальном. Протекание подросткового кризиса тесно взаимосвязано с противоречиями и Кризисными явлениями в жизни нашего общества.

9. Для оценки уровня развития личности школьников-подростков целесообразно проведение комплексных исследований, включающих изучение темперамента, уровня тревожности и страхов, бессознательного уровня, интеллектуальных способностей, карты интересов и мотивации к учебе, а также — социометрию в коллективе класса. Только в этом случае можно дать соответствующие рекомендации всем участникам воспитательного и образовательного процесса — родителям, учи-ф телям, и выработать правильные подходы как к отдельному ребенку, так и к классу в целом.

10. Проективная методика «Возрастные страхи» может быть использована без предварительного исследования для развития личности подростков и снятия остроты протекания подросткового кризиса. Публикации.

Основное содержание работы отражено в 6 публикациях. * Объем и структура работы.

Диссертация состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка литературы из 249 наименований и 4-х приложений. Она изложена на 132 страницах текста компьютерного набора (без приложений), содержит 28 таблиц и 5 рисунков.

3.3.3. Выводы и рекомендации.

Результаты проведенного эксперимента позволяют сделать следующие выводы и рекомендации.

1. Проективная методика «Возрастные страхи» может быть использована в работе со школьниками-подростками для стабилизации их эмоционального состояния, освобождения от возрастных страхов, снижения уровня тревожности.

2. Эта методика удобна для. работы с целым классом, не требует привлечения дополнительных средств, больших затрат времени. Она доступна пониманию подростков, соответствует их интересам и потребностям к творческому самовыражению.

3. Проективная методика «Возрастные страхи» позволяет взаимодействовать с личностью подростка на всех ее уровнях: физическом, эмоциональном, творческом, социальном, способствует развитию фантазии и творческого потенциала, коммуникативных способностей подростков. Подростки приобретают позитивный опыт разрешения сложных, трагических, кризисных ситуаций жизни на уровне фантазии и творческого проектирования.

4. Методика может быть рекомендована классным руководителям для улучшения групповой динамики, снижения эмоциональной напряженности в классе, развития коммуникативных связей между подростками, а также воспитания у них позитивного отношения к жизни.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Данное исследование носит комплексный характер, что позволило рассмотреть различные особенности личности подростка в условиях многоуровневого социально — психологического кризиса, а также динамику развертывания подросткового кризиса как промежуточной стадии развития личности. В исследовании приняли участие 712 школьников — подростков в возрасте от 11 до 17 лет, являющихся членами своих классных и школьных коллективов. Поэтому была получена информация не только об индивидуальных психологических и нервно — психических особенностях личности подростков, но также и усредненные результаты по большим выборкам учащихся, что позволило сравнить отдельные группы, различные по составу и возрасту между собой, а также проанализировать особенности влияния школы как социального института на развитие личности подростка.

Личность современного российского подростка развивается в условиях общенационального кризиса, который прослеживается на всех уровнях жизнедеятельности социума. Этот негативный фон существенно влияет на возможности самореализации подростков, особенно выпускников школы. В процессе обучения в школе они накапливают значительный интеллектуальный потенциал. Исследование показало, что до 23% старшеклассников имеют высокую интеллектуальную лабильность и коэффициент интеллекта не менее 115 (по Г. Ю. Айзенку).

При этом главным мотивом обучения в школе для них является получение в будущем хорошей профессии, которая позволит им реализовать свои знания и обеспечить высокий уровень жизни. К сожалению, экономическая ситуация в стране резко сужает круг таких профессий, поэтому старшеклассники демонстрируют негативное отношение ко многим отраслям знаний и профессиональной деятельности, таким как: физика, математика, биология, медицина, сельское хозяйство, филология, геология, педагогика, рабочие специальности, строительство, легкая промышленность, техника, электротехника, общественная работа.

Концепции самореализации ведущих направлений психологии, рассмотренных в данной работе, предполагают, что невозможность полной самореализации личности приводит к различным заболеваниям, в том числе, к неврозам. Результаты исследования подтверждают, что нервно-психическое состояние значительной части школьников-подростков выходит за пределы нормы по тем или иным показателям: количество возрастных страхов, тревожность, нейротизм, конфликтность.

Те или иные виды страхов присущи подросткам различных возрастов, как девочкам, так и мальчикам, причем некоторые виды страхов занимают значительное место в психической жизни подростков. Это страхи смерти родителей, войны и пожара. Это так называемые «природные» страхи, имеющие основу в истории развития самосознания человечества и его борьбы за выживание, сохранение рода. Ребенок с первых дней жизни зависим от своих родителей, они передают ему фундаментальные установки на выживание, на адекватное восприятие тех или иных угрожающих факторов. Это не только стихийные силы природы, но и различные социальные факторы, без учета которых немыслимо существование индивида в обществе. У подростка социальные страхи играют незначительную роль, так как социум для них, в основном, представлен родителями, учителями, школой, а также требованиями, которые те предъявляют к своим воспитанникам. Для подростка все это — хорошо освоенная и предсказуемая реальность, пространство, где он чувствует себя достаточно уверенно и безопасно, о чем свидетельствует низкий уровень ситуативной тревожности (по Ч.Д. Спилбергеру).

В то же время, у подростков наблюдается достаточно высокий уровень личной тревожности, которая может быть обусловлена как внутренними противоречиями развивающейся личности, так и внешними неблагоприятными факторами в отношениях со сверстниками, в семье, нестабильным состоянием нашего общества. Безусловно, подростки вовлечены в общественную жизнь через различные социально — психологические механизмы, прежде всего через влияние своих родителей, которые передают им свои взгляды, мнения и общее состояние тревожности, неуверенности, нестабильности, которое характерно для нашего общества в последние годы.

По результатам тестирования можно говорить о значительном влиянии на психику подростков «коллективного бессознательного», которое проявляется у большинства из них в наличии значительного количества страхов, тревожности и, соответственно, защитных тенденций. Оттуда же, из «коллективного бессознательного», «диктуются» стереотипные установки на проявление чисто мужских или женских черт характера, которые у подростков могут приобретать негативный оттенок в силу незрелости их личностей. Особенно это характерно для мальчиков и проявляется на бессознательном уровне в значительной агрессивности, конфликтности, стремлении завоевать или уничтожить мир. Эти проявления мужского начала на протяжении всей истории человеческого общества востребованы в реальной жизни, где ведутся непрерывные воины в различных уголках земного шара, в которых погибают тысячи людей. Как противовес, для сохранения общества от разрушения, в женской психике формируются позитивные аспекты — стремление к миру, радостям жизни и любви, что представлено на уровне бессознательного у значительной части девочек-подростков.

Чувствительность девочек к различным угрожающим факторам значительно выше, чем у мальчиков. Эта тенденция наблюдается и в отношении показателей тревожности, которые были получены с помощью различных тестов (Ч.Д. Спил-бергера и Дж. Тейлора). Такое соотношение для девочек и мальчиков свидетельствует в пользу того, что страх и тревога имеет единую природу в своем происхождении и развитии и, во многом, обусловлены биологическими факторами, а именно: принадлежностью к определенному полу и темпераментом, а точнее — уровнем нейротизации личности.

Количество возрастных страхов у девочек-подростков почти всех возрастов находится на уровне невроза, личная тревожность (по Ч.Д. Спилбергеру) — на высоком уровне, для них характерен умеренный нейротизм (по Г. Д. Айзенку). Все эти факты свидетельствуют о нестабильном состоянии психики большинства девочек-подростков и позволяют объединить их в так называемую «группу риска», которая для девочек составляет 84% от общего количества. У мальчиков-подростков по выше названным показателям также выделена группа риска, которая составляет 53%. Эти негативные тенденции ведут к ослаблению психического здоровья и соответствуют первому этапу развития неврозов (согласно В.И. Гарбузову). Он характеризуется наличием у значительной части подростков страхов, тревожности, защитных реакций, а также — агрессивности у мальчиков и нейротизма у девочек.

В то же время, у подростков наблюдается наличие определенного компенсаторного механизма, который предохраняет их психику от разрушения, о чем свидетельствуют данные теста Я. Стреляу, согласно которым нервная система подростков обладает уравновешенностью процессов возбуждения и торможения, близкой к 1, и высокой подвижностью, которая в течение подросткового периода значительно возрастает. Таким образом, психика не разрушается, а ее адаптационные возможности увеличиваются. Это позволяет подросткам преодолевать негативные тенденции кризисного периода: свои внутренние противоречия, страхи, тревоги и другие.

Тем не менее, все это не проходит бесследно для физического здоровья подростков. Как показывают данные школьных медицинских осмотров, оно ухудшается из года в год по многим показателям. Количество здоровых детей с каждым годом уменьшается и составляет уже около 1%, в то же время возрастают группы детей с функциональными нарушениями и хроническими заболеваниями. В 1998;99 учебном году они составляли соответственно 65,2% и 32,8% среди подростков из 6−9 классов.

Безусловно, любое соматическое заболевание ослабляет организм в целом и, соответственно, нервную систему и психику. Часто болеющие дети быстро устают, не усваивают учебную программу в полном объеме. Они легко выходят из состояния равновесия: становятся раздражительными, агрессивными или наоборот — пассивно-безразличными. Соответственно, возникают трудности как в отношениях со сверстниками, так и со взрослыми — учителями, родителями. В результате образуется замкнутый круг, где психическое и физическое здоровье (или нездоровье) взаимно дополняют друг друга.

Частью данного исследования является также разработка методики, позволяющей снизить тревожность и количество возрастных страхов подростков. Результаты апробации проективной методики «Возрастные страхи» в одной из общеобразовательных школ г. Челябинска показали ее эффективность для работы с целым классом учащихся. При этом не требуется создания специальных условий и привлечения дополнительных средств. Данную методику Moiyr использовать в своей работе с детьми, как профессиональные психологи, так и педагоги, классные руководители.

Таким образом, данное комплексное исследование рассматривает социально — психологического особенности подросткового кризиса на современном этапе развития общества. Оно показывает влияние определенных общественных тенденций на развитие личности подростка, возможности его самореализации, его нервно-психическое состояние. В нем предлагается также методика для преодоления негативных состояний психики подростков: снижения их тревожности и количества возрастных страхов.

Актуальность исследования вытекает из острой потребности изучения реального состояния психики подростков и оказания им профессиональной помощи в преодолении подросткового кризиса. Состояние психического здоровья современного подростка, являющегося интегральной характеристикой личности, будет определять во многом состояние здоровья всего народонаселения в ближайшем будущем.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов ВУЗов. —М.: Изд. центр. Академия, 1997.
  2. А. Практика и теория индивидуальной психологии. Перевод с немецкого. — М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1995. — 296с.
  3. Альбом «Прогрессивные матрицы Дж. Равена» (Т-16/68). — Братислава. Издатель: народное предприятие «Психодиагностика».
  4. Н., Молоканов М. К вопросу о психотерапевтическом применении Свободного Дыхания // Свободное Дыхание, еще один шаг / Сб. под ред.
  5. B. Козлова. —Ярославль, 1992. С. 75.5. 5. Ананьев Б. Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. -М., 1984. С. 143−155.
  6. А. Психологическое тестирование. Кн.1. — М.: Педагогика, 1982.
  7. П.К. Системная организация физиологических функций. — М., 1969.
  8. П.О., Кокнаева Н. В. Экзистенциальная психология и психотерапия. Методическое пособие. -—Новосибирск, 1996. С. 2.
  9. Л.И. Способность личности к преодолению деформаций своего развития // Психологический журнал. Т. 20. № 1. 1999. С. 6 -19.
  10. Э.Б. Мозг и психическое здоровье. — Ставрополье, 1986.
  11. И. Асеев В. Г. Возрастная психология: Учебное пособие. — Иркутск, 1989.1. C.32−50.
  12. Р. Психосинтез: теория и практика. — М.: REFL- book, 1994. — 314с.
  13. В.А. О тревожно-внушаемом типе личности // Новые исследования в психологии. — М., 1974. № 1. С. 19.
  14. М.С. Медико-демографическое изучение народонаселения. — М.: Статистика, 1979.
  15. Е.Я. Социальные и биологические закономерности в здоровье населения. —Л.: Знание, 1977.
  16. И.И. Психическое здоровье населения в условиях научно-технического прогресса // Философские и социально-гигиенические аспекты учения о здоровье и болезни. — М.: Медицина, 1975. С. 265−285.
  17. Ф.Б. Некоторые закономерности психической и психофизиологической адаптации человека // Тез. докл. II Всесоюз. конф. по адаптации человека к различным географич., климатич. и производственным условиям. — Новосибирск, 1977. Т. 4. С. 119−121.
  18. Ф.Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. В. Методика многостороннего исследования личности. —М., 1976.
  19. Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1988.
  20. Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. — СПБ, 1992. —400 с.
  21. В.М. Избранные произведения. — Л., 1954.
  22. Бихевиоральная терапия. Учебно-методическое пособие. — Новосибирск, 1996.
  23. Г. А. Психодрама, ролевая игра, методы действия. — Пермь, 1993. — 105 с.
  24. Е.А. Психогении в раннем детском возрасте // Журн. невропатол. и психиатр., 1940. Вып. 12. С. 56−61.
  25. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1968.
  26. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. — М.: Педагогика, 1979. № 2. С. 47.
  27. .С. Аномалии личности. М., 1988.
  28. .С. Нравственное сознание личности. М., 1985.
  29. .С. Психологические аспекты нравственного развития личности. — М., 1977.
  30. Л.А. К особенностям невроза навязчивости на органическом фоне у подростков // Неврозы у детей и подростков: Тезисы докладов. — М., 1986. С. 28−29.
  31. М.И. О динамике пограничных психоневрологических расстройств // Неврозы у детей и подростков: Тезисы докладов. — М., 1986. С. 30−34.
  32. Н.П. Об эпидемиологии невротических нарушений у школьников // Неврозы у детей и подростков: Тезисы докладов. — М., 1986. С. 34−36.
  33. В.К. Психология эмоциональных явлений. — М.: Изд-во МГУ, 1976. С. 41−78.
  34. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М. В. Гамезо. — М., 1984. С. 47−62, 220−231.
  35. Е.Н. Двойственная природа суицидального кризиса // Социальная психология: Практика, Теория. Эксперимент. Практика. Т. 1 / Под ред. В. В. Козлова. Ярославль: МАПН, 2000. С. 106.
  36. Е.Н., Рушас В. И. Место суицидального кризиса в системе личностных кризисов // Социальная психология: Практика, Теория. Эксперимент. Практика. Т. 1. / Под ред. В. В. Козлова. Ярославль: МАПН, 2000. С. 110.
  37. JI.C. Развитие высших психических функции. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.
  38. JI.C. Педагогическая психология. М., 1991. С. 100−102, 207 214,245−249,374−410.
  39. JI.C. Эмоции и их развитие в детском возрасте // Собр. соч. в 6-ти тт. — М.: Педагогика, 1982. Т. 2. С. 416−436.
  40. Э.В. Самореализация личности как предмет психологического познания // Социальная психология: Практика, Теория. Эксперимент. Практика. Т. 1. / Под ред. В. В. Козлова. Ярославль: МАПН, 2000. С. 128.
  41. П.Б. Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика // Избр. труды. — М&bdquo- 1964. С. 116−252.
  42. В.И. К вопросу об особенностях невроза навязчивых состояний у детей и подростков // Психические заболевания. — JL, 1970. С. 190−194.
  43. В.И., Захаров А. И., Исаев Д. Н. Неврозы у детей и их лечение.1. М.: Медицина, 1977.
  44. Э., Луфборроу Дж. Эмоции и эмоциональные расстройства: Пер. с англ. — М., 1966.
  45. И.Н. Интеллект и личность при неврозах // Исследование личности в клинике и экстремальных условиях. — Л., 1969. С. 151−165.
  46. В.А. Узловые моменты в проблеме неврозов // Сов. невро-патол., психиатр, и психогиг., 1934. Вып. 2−3. С. 74−86.
  47. . Что такое психология. Т. 1. —М.: Мир, 1992.
  48. Л.Я., Кроз М. В., Латинская М. В. Самоактуализационный тест.1. М&bdquo- 1995. —44 с.
  49. Н.И., Березин Ф. Б., Соловьева А. Д. Гипоталамус и его роль в патогенезе неврозов // Материалы конф. Неврозы и соматические расстройства. — Л., 1966. С. 56−61.
  50. А.С. Детская психопатология и лечебная педагогика. — Л., 1926.
  51. С. За пределами мозга. Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии. — М.: Центр «Соцветие», 1992. — 336с.
  52. С. Области человеческого бессознательного. Опыт исследований с помощью ЛСД. — М.: ИНИОН, 1992. — 312 с.
  53. С. Путешествие в поисках себя. Измерение сознания. Новые перспективы в психотерапии и исследовании внутреннего мира. — М., 1994.
  54. Ю.М., Иовлев Б. В., Карвасарский БД. и др. Эмоциональный стресс и условия нормы и патологии человека. — Л., 1976.
  55. Гуг-Гельмут Г. Новые пути к познанию детского возраста: Пер. с нем. — Л., 1926.
  56. К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников.— М., 1988. С. 12−24.
  57. С.Н. Неврозы. — Л.: Медгиз, 1963.
  58. Н.Н. Функциональные состояния: механизмы и диагностика. — М., 1985.
  59. Н.Н. Психофизическая диагностика функциональных состояний. Учебное пособие. — М.: Изд-во МГУ, 1992. — 192 с.
  60. Н. Наркомания как форма личностного кризиса // Социальная психология: Практика, Теория. Эксперимент. Практика. Т. 2. / Под ред. В. В. Козлова. -Ярославль: МАПН, 2000. С. 195.
  61. Ю.А. Здоровье населения мира в XX веке. — М.: Медицина, 1968.
  62. Ю.А. Характер патологии населения в XX веке и ее тенденции // Философские и социально-гигиенические аспекты учения о здоровье и болезни. — М.: Медицина, 1975. С. 333−350.
  63. .И. Эмоции как ценность. — М., 1978. С. 23−78.
  64. Н.П., Шевченко Ю. Г. Некоторые вопросы биосоциальной природы человека. — М., 1976.
  65. И.В., Андреева А. Д., Данилова Е. Е., Толстых Е. Н., Юфеева Т. И. Психологический мониторинг. Вып. 1. Мироощущение подростков и старшеклассников. — М., 1996.
  66. Н.Н. Нервно-возбудимые дети и их воспитание. — М., 1929.
  67. А.В. Избранные психологические труды. Т. 1. — М., 1986. С. 16−247.
  68. А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. — М.: Просвещение, 1993.
  69. А.И. Как преодолеть страхи у детей. — М.: Педагогика, 1986.
  70. А.И. Неврозы у детей и подростков. — М.: Медицина, 1988.
  71. А.В. Психология обучения старшеклассников. — М., 1976. С. 416.
  72. Р.А., Яковлева Е. К. Роль неправильного воспитания в происхождении неврозов. — М., 1960.
  73. В., Иванова Л. Теоретические аспекты учения о психической болезни и психическом здоровье // Философские и социально-гигиенические аспекты учения о здоровье и болезни. — М.: Медицина, 1975. С. 255−264.
  74. К. Эмоции человека: Пер. с англ. — М., 1980.
  75. Д.Н., Каган В. Е. Аутистические синдромы у подростков // Патологические нарушения поведения у подростков. — Л., 1973. С. 60−68.
  76. Использование матриц Дж. Равена в экспериментальных и диагностических целях. Сост. Л. И. Переслени и др. — Абакан: Аб. ГПЦ, 1990.
  77. Исследование развития познавательной деятельности. — М., 1971. С. 2599, 272−306.
  78. История зарубежной психологии. 30−60-ые годы XX века. Тексты. — М., 1986. С. 232−292.
  79. В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопросы психологии. 1984. Вып. 4. С. 89−95.
  80. В.П. Современные аспекты адаптации. — Новосибирск, 1980.
  81. З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. — М., 1981.С. 140−144.
  82. Ю.Н. Развитие представлений у детей: Учебное пособие. -Минск, 1987. С. 74−87.
  83. .Д. Неврозы. — М., 1980.
  84. К.И. Возрастные аспекты формирования психогенных заболеваний у детей раннего возраста // Неврозы у детей и подростков. Тезисы докладов. — М&bdquo- 1986. С. 86−88.
  85. Г. Введение в дифференциальную психологию учения. — М., 1987. С. 119−160.
  86. В.В. Возрастные закономерности клиники пограничных состояний у детей и подростков // Неврозы и нарушения характера у детей и подростков. Труды ЦОЛИУВ. Т. 176. —М., 1973. С. 6−18.
  87. В.В. Психогенно обусловленные формы патологии поведения у детей и подростков // Вопросы изучения детей с отклонениями в развитии. — М., 1968.С. 119−132.
  88. И.В. Психиатрия детского возраста. — М., 1979.
  89. В.В. Дао трансформации. — М.: МАПН, 1998. — 101 с.
  90. В.В. Истоки осознания. М., 1997. — 360 с.
  91. В.В. Методологические аспекты трансформационной работы / Ребенок и пространство / Сб. под ред. В. В. Козлова — М., 1996. — 197 с.
  92. В.В. Социальная работа с кризисной личностью. Метод, пособие. -Ярославль, 1999. —238 с.
  93. В.В., Бубеев Ю. А. Измененные состояния сознания: психология и физиология. М., 1997. — 198 с.
  94. В.В., Лукин-Григорьев В.В. Кризис как фундаментальная категория жизни // Социальная психология: Практика, Теория. Эксперимент. Практика. Т. 2. / Под ред. В. В. Козлова. Ярославль: МАПН, 2000. С. 94.
  95. В.П. Психогигиенические аспекты воспитания детей и подростков // Психогигиена и психопрофилактика. — Л., 1983. С. 13−17.
  96. Г. В., Кремнева Л. Ф. Роль фактора среды и индивидуальной реактивности в возникновении и клинике пограничных нервно-психических расстройств детского возраста // Психогигиена детей и подростков. — М., 1985. С. 6691.
  97. Г. В., Лебедев С. В. Роль возрастного фактора в динамике син-дромологической структуры пограничных психических заболеваний у детей // Журн. невропатол. и психиатр., 1981. Вып. 10. С. 1527−1531.
  98. Н.А., Козлов В. В. Психологические особенности личности в процессе пенсионного кризиса // Социальная психология XXI век. Т. 1. — Ярославль: МАПН, 1999. С. 319.
  99. Кон И. С. Социология личности. — М., 1967.
  100. Кон И. С. Психология ранней юности. — М.: Просвещение, 1989. —235 с.
  101. .И. Пластичность нервной системы. —М., 1986.
  102. Ю.А. Психогигиена семьи, особенности формирования и профилактики неврозов // II МОЛГМИ. — М., 1973.
  103. Р. Теория стресса и психофизиологические исследования. Эмоциональный стресс: Пер. с англ. — М., 1970. С. 178−208.
  104. Н.Д. Динамика невротического развития // Клиническая динамика неврозов и психопатий. — Л., 1967. С. 101−127.
  105. Н.Д. Клинические варианты невротического развития. — М., 1970.
  106. И., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. — Прага, 1984.
  107. С.В., Козловская Г. В. О совершенствовании организационных форм профилактики неврозов у детей // Всесоюзная конференция по организации психиатрической и неврологической помощи детям. — М., 1980. С. 24−26.
  108. В.В. Нарушения психического развития у детей. — М., 1985.
  109. Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги // Вопросы психологии. 1969. № 1. С. 131−138.
  110. Н.Д. Фрустрация — один из видов психических состояний // Вопросы психологии. 1967. № 6. С. 118−129.
  111. Н.С. Способности и одаренность в детские годы. — М., 1984, С. 12−15,43−47.
  112. Н.С. Умственные способности и возраст. — М., 1971, С. 45−86, 129−220.
  113. ИЗ. Леонард Дж., Лаут Ф. Ребефинг, или как познать и использовать всю полноту жизни. — СПб., 1993. — 192 с.
  114. А.Н. Деятельность, сознание, личность. —М.: Политиздат, 1975.
  115. А.Н. Избранные психологические произведения. Т. 1. — М., 1983. С. 281−302.
  116. Леонтьев А. Н'. Проблемы развития психики. —М., 1981. С.538−557.
  117. Дж. Мотивированное поведение при раздражении подкорковых структур: Старт — и стопреакции // Механизмы целого мозга: Пер. с англ. — М., 1963. С. 232−256.
  118. Ю.П. Здоровье населения и современные теории медицины. Изд. 2-е перераб. и дополи. — М.: Медицина, 1982.
  119. А.Е. Подростковая психиатрия. — Л., 1985.
  120. А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — Л.,
  121. Н.А. 0 затяжных неврозах астенического типа у детей и подростков // Журн. невропатол. и психиатр., 1971. Вып. 10. С. 1524−1528.
  122. Лукин-Григорьев В.В., Козлов В. В. Духовные кризисы и пограничная психопатология // Психотехнологии в социальной работе / Сб. под ред. В. В. Козлова. Ярославль: МАПН, 1999. С. 94.
  123. В.Л., Блудов Ю. М., Плахтиенко В. А., Серова Л. К. Методики психодиагностики в спорте. — М.: Просвещение, 1975.
  124. А.К. Психология обучения подростка. — М., 1975. С. 16−26.
  125. А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты / Ред. Гиппенрейтер Ю. Б., Пузырей А. А. — М., 1982. С. 108−117.
  126. Т.Н. Инвалидность как «новообразование» кризисного периода // Социальная психология XXI век. Т. 2. — Ярославль: МАПН, 1999. С. 68.
  127. Т.Н. Специфика инвалидности как кризисного периода развития личности // Социальная психология: Практика, Теория. Эксперимент. Практика. Т. 2. / Под ред. В. В. Козлова. Ярославль: МАПН, 2000. С. 246.
  128. И.П. Возможности профессиональной самореализации выпускников школы // Психотехнологии в социальной работе. Выл. 6. / Под ред.
  129. B.В. Козлова. Ярославль: МАПН, ЯрГУ, 2001. С. 124 — 128.
  130. И.П. Здоровье общества в твоих руках! // Психотехнологии в социальной работе / Сб. под ред. В. В. Козлова. — Ярославль: МАПН, 1999.1. C. 142- 145.
  131. И.П. Философия и психология одной мантры // Проблемы психологии и эргономики. Ярославль-Тверь, 1999. № 1. С. 74.
  132. И.П., Козлов В. В. Структура и феноменология детских страхов // Социальная психология — XXI век. Т. 2. — Ярославль: МАПН, 1999. С. 81.
  133. И.П., Козлов В. В. Характерологические особенности подросткового кризис // Психотерапия в социальной работе. Вып. 5. / Под. ред. В. В. Козлова. — Ярославль: МАПН, ЯрГУ, 2000. С. 169−176.
  134. Е.Ю. Проблема классификации личностных кризисов // Социальная психология: Практика. Теория. Эксперимент. Практика. Т. 2. / Под ред.
  135. B.В. Козлова. Ярославль: МАПН, 2000. С. 128.
  136. М.П. Одна из концепций психического стресса по данным зарубежных исследований // Проблемы психологии спорта. — М., 1971. Вып. 1.1. C.137−165.
  137. А.Н., Березин Ф. Б. Соотношение ситуационных факторов и особенностей личности в возникновении и течении соматических нарушений // Ак-туальн. вопросы изучения механизм, гомеостаза: Тез. республ. конф. — Каунас, 1983.С. 194−195.
  138. Т.М. Семейные конфликты и семейная психотерапия // Психологические проблемы психогигиены, психопрофилактики и медицинской деонтологии. —Л., 1976. С. 94−95.
  139. В.Ф., Ткачева Н. Д. Проблема периодизации развития личности. — М., 1981. С. 33−67.
  140. В.К., Мишина Т. М. Семейная психотерапия при неврозах. Метод, рекомендации.—Л., 1976.
  141. В.Н., Карвасарский Б. Д. Некоторые теоретические и практические выводы из изучения 1000 больных отделения неврозов // Журн. невропатол. и психиатр., 1967. Вып. 6. С. 897−900.
  142. В.Н. Личность и неврозы. — Л.: Медицина, 1960.
  143. Неврозы и нарушения характера у детей и подростков. Научные труды Центрального института усовершенствования врачей. — М., 1973.
  144. Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2-х кн. — М.: Просвещение, 1994.— Кн. 2. С. 15−48, 114−120.
  145. Т.А. Клинические особенности страха при неврозах // Вопросы психиатрии и невропатологии. —Л., 1965. С. 209−217.
  146. А.С. Эмоции в нашей жизни. — М., 1974. С. 9−39, 98−150.
  147. В.В. Социальная психология: феномен и наука. М., 1998. —464 с.
  148. Н.Н. Межличностные отношения. — Л., 1979.
  149. Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. — М., 1981.
  150. Общая психология. Курс лекций. Сост. Рогов Е. А. — М.: Владос, 1986.
  151. Е.А. К вопросу о значении возрастного фактора в построении психических отклонений с дошкольном возрасте // Сов. невропатол., психиатр, и психогиг., 1932. Вып, в. 8, С.377−385.
  152. Особенности обучения и психического развития школьников в 13−17 лет. —М., 1988, С. 34−36.
  153. Отчет психологического исследования процесса адаптации учащихся пятых классов к обучению в средней школе. — Челябинск, 1997.
  154. И.П. Полное собрание сочинений. — М. — Л., 1951. Т. 3. Кн. ½.
  155. Л.Е. Биохимические механизмы стресса. — Новосибирск, 1983.
  156. Л. Стрессовые состояния у людей, потерявших работу // Психологический журнал, 1992. № 1. С. 27−32.
  157. Ф.С. Гештальт-терапия дословно // Гештальт-96 / Ред. Хло-мов Д.Н., Немеринский О. В., Кедрова Н. Б. — М., 1997. С. 9−11.
  158. Ф.С. Внутри и вне помойного ведра. — СПб., 1995. — 232 с.
  159. .Д., Рыжиков Г. В. Закономерности распространения психических болезней в современном мире (научный обзор). Обзорная информация. Серия «Социальная гигиена и организация здравоохранения». — М.: ВНИИМИ, 1976, С. 49.
  160. . Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. — М., 1969. С. 210−221.
  161. Г. И. Затяжные реактивные состояния у детей и подростков. — М., 1982.
  162. Г. Н., Симеон Т. П. Неврозы детского и подросткового возраста // Неврозы. — Петрозаводск, 1956. С. 58−64.
  163. К.К. Значение структурного понимания личности для психотерапии и психоневрологии // Вопросы психотерапии в общей медицине и психоневрологии. — Харьков, 1968. С. 43−44.
  164. Проективные методы в психологической диагностике. Метод, рекомендации.— Магнитогорск, 1996.
  165. Психическое здоровье народов мира в 20 веке. — М.: ВНИИМИ, 1984.
  166. Психогигиена детей и подростков Под ред. Т. Н. Сердюков с кой, Г. Гель-ница. — М.: Медицина, 1985.
  167. Психологические средства выявления особенностей личностного развития подростков и юношества: Сб. научных трудов / Редкол.: Д. И. Фельдштейн и др.
  168. М.: Изд. АПН СССР, 1990. С. 104, 115.
  169. Психосоматические расстройства. — Женева: ВОЗ, СТД, № 275, 1965.
  170. Развитие личности ребенка. — М., 1987. С. 99−150.
  171. Рацюте-Бутинавичене С. Психическое здоровье школьников и некоторые семейно-бытовые факторы // Условия формирования и пути предупреждения неврозов и аномалий личности / Ин-т гигиены детей и подростков МЗ СССР. — М., 1972. С. 87−93.
  172. Робин Ж.-М. Фигуры гештальта // Московский психотерапевтический журнал. 1994. Вып. 3. С. 25−52.
  173. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании.1. М.:Владос, 1996.
  174. К.Р. Взгляд, на психотерапию: становление человека: Пер. с англ. — М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. — 480 с.
  175. К.Р. Клиентоцентрированная терапия: Пер. с англ. — М.: «Рефл- бук», К: «Ваклер», 1997. — 320 с.
  176. В.Е., Драпкин Б. З. Особенности психотерапии детей и подростков / Руководство по психотерапии. — М., 1974. С. 259−272.
  177. С.Т. Основы общей психологии. В 2-х тт. — М., 1989. Т. 1. С. 400−442.
  178. К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика: Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1993. — 386 с.
  179. Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учебное пособие, — Л.: Изд-во ЛГУ, 1990.
  180. A.M. Неврозы. — М.: Медицина, 1982.
  181. Г. Концепция стресса, как мы ее представляем в 1976 году // Новое о гормонах и механизме их действия: Пер. с англ. — М., 1977. С. 27−51.
  182. Семейная психотерапия при нервных и психических заболеваниях. — Л., 1978. С. 93−96.
  183. С.Б. Предболезненные психические расстройства. — Л., 1987.
  184. Н. Психологические характеристики личностных кризисов // Социальная психология XXI век. Т. 2. — Ярославль: МАПН, 1999. С. 283.
  185. А.Ф., Ермаков В. В., Лаврова И. Г. и др. Социальная гигиена и организация здравоохранения. — М.: Медицина, 1977.
  186. Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. — М, 1985.
  187. П.В. Эмоциональный мозг. — М.: Наука, 1981. С. 10−55, 140 190.
  188. Т.П. Неврозы у детей, их предупреждение и лечение. — М., 1958.
  189. Е.Е. Реактивные состояния у детей и подростков. — М., 1962.
  190. Словарь практического психолога. — СПб., 1995.
  191. И.С., Церковный Г. Ф. Статистическая информация в управлении учреждениями здравоохранения. — М.: Медицина, 1983.
  192. А.А. Избранные психологические труды. В 2-х тт. — М., 1987. Т. 1. С. 163−185.
  193. Справочник детского психиатра и невропатолога / Под ред. Л. Л. Була-ховой. — Киев: Здоровье, 1985.
  194. А.Д. Норма, болезнь и вопросы здравоохранения. — Горький: Волго-Вятское книжное изд-во, 1975.
  195. В.К. Самосознание личности. — М., 1983.
  196. Л.Д. Основы психологии. —Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
  197. Я. Роль темперамента в психическом развитии. —М., 1982.
  198. Н.Ю. Интегративные психотехнологии как метод работы с кризисной личностью // Социальная психология: Практика, Теория. Эксперимент. Практика. Т. 2. / Под ред. В. В. Козлова. Ярославль: МАПН, 2000. С. 130.
  199. К.В. Общая физиология функциональных систем организма // Основы физиологии функциональных систем. — М., 1983. С. 6−30.
  200. К.В. Системные механизмы эмоционального стресса. — М., 1981.
  201. Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. Т. 1. —М&bdquo- 1955- Т. 2,—М., 1959.
  202. Г. Е., Юсевич Л. С. Психогенные патологические реакции (неврозы) // Многотомное руководство по педиатрии. Т. 8. — М., 1965. С. 332−352.
  203. Е. К классификации кризисных состояний личности // Творчество воли / Под ред. В. В. Козлова. М.: МАПН, 1997. С. 73.
  204. О.Ф. К динамике неврозов, начавшихся в детском возрасте // Клиническая динамика неврозов и психопатий. — Л., 1967. С. 87−100.
  205. Г. К. Профилактика нервно-психических расстройств у детей. — М., 1966.
  206. Г. К. Пограничные нервно-психические расстройства. — М.: Медицина, 1978.
  207. Дж., Фрейгер Р. Теория и практика личностно-ориентированной психологии. Методика персонального и социального роста. Т. 1, 2. — М.: «Три Л», 1996. — 420 с.
  208. Фрейд 3. Основные психологические теории в психоанализе: Пер. с нем. — М., 1923.
  209. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. — М.: Наука, 1991. — 456с.
  210. Фрейд 3. Лекции по введению в психоанализ. Вып. 1−2.: Пер. с нем. -М., 1922.
  211. Фрейд 3. Психология бессознательного. — М.: Просвещение, 1989.
  212. Э. Психоанализ и этика. — М.: Республика, 1993. — 415с.
  213. Ю. Л. Исследование тревоги в спорте // Вопросы психологии. 1978. № 6. С. 94−106.
  214. А.Г., Мацковский М. С. Современная семья и ее проблемы. — М., 1978.
  215. К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. — М., 1993, —486с.
  216. К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза. — СПб.: «Лань», 1997. — 240с.
  217. X., Ачкова М., Шойлекова М., Стамболова С. Роль факторов предрасположения к неврозам в детском возрасте // 4-й Симпозиум детских психиатров соц. стран. — М., 1976. С. 90−94.
  218. Г. И., Бемев И. И., Добровольский Ю. А. и др. Философские и социально-гигиенические аспекты учения о здоровье и болезни. — М.: Медицина, 1975.
  219. А.С. Влияние развивающейся социальной среды на способность личности к выбору стратегий самореализации // Социальная психология -XXI век. Т. 2. -Ярославль: МАПН, 1999. С. 419.
  220. А.С., Белянский Ю. В., Лунев Ю. А., Сарычев и др. Программа подготовки молодежных лидеров и социально- психологической помощи подросткам и юношам. Курск, 1994.
  221. С.Я. Здоровье человека и социальная среда. — М.: Знание, 1971.
  222. Э. Анти-Карнеги, или человек-манипулятор. — Минск, 1992. — 128 с.
  223. О.П., Царегородцев Г. И., Ерохин В. Г. Медицина и общество. — М.: Медицина, 1983.
  224. Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Хрестоматия по возрастной педагогической психологии. — М.: Просвещение, 1981. С. 26.
  225. Энциклопедия тестов. Тайны вашего характера / Сост. Касьянов С. А. -М.: Вече, 1997.-464 с.
  226. Юнг К. Г. Душа и миф. Шесть архетипов: Пер. с англ. — М. — Киев: Совершенство- Port-Royal, 1997. — 348 с.
  227. Юнг К. Г. Конфликты детской души. Собрание соч.: Пер. с нем. — М.: Канон, 1997, — 336 с.
  228. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени: Пер. с нем. — М.: Издательская группа Прогресс, Универс, 1996. — 336 с.
  229. Юнг К. Г. Психология бессознательного. Собрание соч.: Пер. с нем. — М.: Канон, 1996.— 320 с.
  230. Е. К., Зачепицкий Р. А. К вопросу о неврозах у подростков // Вопросы детской психоневрологии. —JL, 1961. С. 319−326.
  231. Appley М.Н., Trumbull R. On Ihe concept of psychological stress // Psychological stress, —New York, 1967, p. 1−13.
  232. Averill J.R., Optan E.M., Lazarus R.S. Cress-cultural studies of psychophysiological response during stress and emotion // Symp. Society, stress and disease. — Oxford, 1971, p. 110.
  233. Brown J.S. The motivation of behavior. — New York, 1961.
  234. Chan K.B. Individual differences in reactions to stress and their personality and situational determinants: Some implications for community mental health // Soc. Sci. Med. 1977, № 11, p. 89−103.
  235. Cofer Ch.N., Appley M.H. Motiwacja: Teoria i badania. — Warzawa, 1972.
  236. Dugas M., Gueriot C, Abbosh J. Symptomes neurotiques et neuroses chez Г enfant. — Progr. med., 1972, t. 100, № 9, p. 327−336.
  237. Gellhorn E. Principles of autonomic-somatic integrations. — Minneapolis, 1967.
  238. Hess W.R. The functional organisation of the diencephalon. — New York, 1957.
  239. Horney К. Neurosis and Human Growth. —N. Y., 1950.
  240. Kanner L. Child Psychiatry, 3d ed. — Oxford, 1957.
  241. Kepinski A. Lek. — Warzawa, 1977.
  242. James B. In defense of anxiety // Austral.N.Z.J.Psychiat. 1969, vol.3, p. 241 247.
  243. Male P. Les neuroses infantiles. — Rev. Neuropsychiat. infant., 1966, v. 14, № 9, p. 645−649.
  244. Marks Y.M., Gelder M.G. Different Ahes of Onset in Varieties of Phobia. — Am. J. Psychiat, 1966, v. 123, № 2, p. 218−221.
  245. Mason J.W. Emotion as reflected in patterns of endocrine integration // Emotions: Their parameters and measurements. — New York, 1975, p. 143−181.
  246. Masserman J.H. Principles of dynamic psychiatry. — Philadelphia, London, 1961.
  247. Poldinger W. Aspects of anxiety // Anxiety and tension-new therapeutic aspects. — Basel, 1970, p. 7−21.
  248. Richter H.E. Eltern, Kind und Nevrose. — Stuttgart, 1983.
  249. Spielberger Ch., Sarason J. Stress and anxiety. — Washington, D. C., 1975,1. Vol. 1.
  250. Spitz R.A. Vom Saugling zum Kleinkind. — Stuttgart, 1967.
  251. Tache I., Selye H. On stress and coping mechanismus // Stres and anxiety. -Washington, D. C., 1978, Vol. 5.
  252. ТЕСТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ДИССЕРТАЦИИ
  253. Л.Д. Основы психологии. Для студентов ВУЗов. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997:
  254. Опросник для изучения темперамента (Ян Стреляу) с. 434.
  255. Опросник Г. Айзенка по определению темперамента с. 440.
  256. Тест «Исследование тревожности» (Ч.Д.Спилбергер) с. 485.
  257. Проективный тест «Несуществующее животное» с. 512.
  258. Энциклопедия тестов. Сост. С. А. Касьянов. М.: Вече, 1997:
  259. Тест «Шкала тревоги» Дж. Тейлора с. 194.
  260. Опросник PEN (Ганса и Сабиллы Айзенк) с. 196.
  261. Г. Айзенка для проверки коэффициента интеллектуальности с. 259.
  262. Тест «Карта интересов» с. 400.
  263. Тест «Интеллектуальная лабильность» с. 408.
  264. А.И. Неврозы у детей и подростков. М.: Медицина, 1988, с. 49.1. Тест «ВОЗРАСТНЫЕ СТРАХИ».
  265. АНКЕТА «МОТИВАЦИЯ К УЧЕБЕ"1. ФИО Класс
  266. Внимательно прочитайте все приведенные ниже высказывания и укажите цифрами (1, 2, 3) три из них наиболее важные для Вас.
  267. Напротив каждого высказывания укажите, как Вы к нему относитесь. Для этого обведите кружком самое подходящее число:
  268. ТЕСТ «ПРОГРЕССИВНЫЕ МАТРИЦЫ ДЖ. РАВЕНА»
  269. Далее приводятся весовые коэффициенты различных заданий и перевод суммарного набранного балла в станайны.
  270. Номер задания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 И 12 13 14 15прав, ответа 5 2 3 2 3 4 6 2 6 3 5 2 8 4
  271. Очки за ответ 1 3 1 5 3 5 2 3 5 4 6 6 4 7 3
  272. Номер задания 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30прав, ответа 1 6 2 4 7 6 4 2 6 6 2 5 4 6 5
  273. Очки за ответ 6 6 5 5 7 7 8 6 7 4 7 8 7 8 6
  274. Набранные по правильным ответам баллы суммируются, сумма переводится в станайны с помощью следующей таблицы:
  275. Сумма очков за 44 и 45−58 59−72 73−86 87- 101- 115- 129- Болееправильные отве- менее 100 114 128 142 143ты
  276. Оценка в станай- 1 2 3 4 5 6 7 8 9нах
  277. По сумме баллов за правильные ответы определяются также уровни развития интеллекта с помощью следующей таблицы:
  278. Сумма баллов 58 и менее 59−114 115−142 143 и более
  279. Уровень развития интеллекта Низкий Средний Высокий Очень высокий
  280. ТЕСТ «РЕАКТИВНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ» (СОКРАЩЕННЫЙ ВАРИАНТ ТЕСТА Ч. Д СПИЛБЕРГЕРА)
  281. Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже высказываний и зачеркните соответствующую цифру справа, в зависимости от того, как вы себя чувствуете.
  282. Нет, это не Пожалуй, Верно Совершеннотак так верно
  283. Я чувствую себя свобод- 1 2 3 4но 2. Я нервничаю 1 2 3 4
  284. Я не чувствую скованно-. 1 2 3 4сти, напряжения 4. Я доволен 1 2 3 41. Ключ:
  285. РТ = El Е2 + 15, где Е1 — сумма ответов № 2,5, Е2 — сумма ответов № 1,3,4.
Заполнить форму текущей работой