Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Акмеологические особенности деятельности по формированию бюджета региона

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Обобщая материалы проведенного исследования, можно сделать следующие выводы. Диалектика связи доходной и расходной частей бюджета региона выступает отражением основного противоречия развития, функционирования или деградации региона — противоречия между процессом общественного производства и процессом общественного потребления. При этом выявлено психолого-акмеологическое основание бюджетной… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические положения анализа проблемы акмеологических особенностей деятельности по формированию и выполнению бюджета региона
    • 1. Состояние проблемы исследования
    • 2. Сущностные характеристики и акмеологические особенности формирования и выполнения регионального бюджета- критерии, показатели и функции
  • Выводы по 1 главе
  • Глава 2. Оптимизация деятельности по формированию и выполнению регионального бюджета в современных условиях
    • 1. Акмеологические условия и факторы оптимизации деятельности по формированию регионального бюджета
    • 2. Программа и результаты эмпирического исследования оптимальности деятельности по формированию регионального бюджета
    • 3. Экспериментальное использование результатов исследования акмеологических особенностей деятельности по формированию и выполнению бюджета региона
  • Выводы по 2 главе

Акмеологические особенности деятельности по формированию бюджета региона (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Актуальность исследования проблемы профессиональной деятельности по формированию регионального бюджета обусловлена интересами населения в удовлетворении материальных и духовных потребностей, в оптимальном развитии региона. В условиях затянувшихся экономических реформ, кризисного состояния мировой валютной системы, затронувшем и нашу страну, приобретает особую значимость опьимизация деятельности по составлению бюджета и расходование бюджетных средств непосредственно в регионе. Поэтому учет акмеологических особенностей деятельности по формированию и выполнению бюджета региона имеет очень важное, по сути ключевое значение для жизнедеятельности населения региона.

Научное познание таких вопросов, как акмеологические, психологические и нравственные механизмы деятельности по формированию и выполнению регионального бюджета в комплексе представляется достаточно актуальной теоретической и практической задачей. Актуальность проблемы учета акмеологических особенностей формирования и выполнения бюджета региона на фоне проявлений мирового финансового кризиса усиливают и существующие в условиях современной России противоречия между:

— недостаточным уровнем научной разработанности проблемы учета акмеологических особенностей процесса формирования и выполнения бюджета региона и высоким уровнем требований практики регионального бюджетированиядекларируемыми мотивами, нравственными ценностями, существующей нормативной законодательной базой формирования и расходования бюджета региона — и реальными невысокими возможностями наполнения регионального бюджета;

— необходимым комплексом технологий, алгоритмов и процедур учета акмеологических особенностей формирования и выполнения бюджета региона — и реальными возможностями этого учета в современных условиях.

Актуальность рассматриваемой проблемы, ее теоретическая и практическая значимость определили выбор темы настоящего диссертационного исследования.

Состояние разработанности проблемы исследования.

Всю имеющуюся по исследуемой теме научную литературу можно условно разделить на три группы.

К первой группе относятся труды ученых по общеметодологическим проблемам психологии и акмеологии. Это работы К.А. Абульхановой-Славской Б. Г. Ананьева, Г. М. Андреевой, О. С. Анисимова, С. А. Анисимова, A.A. Бодалева, JI.C. Герасимова, A.A. Деркача, В. Г. Зазыкина, Е. А. Климова, Е. А. Кузьмина, Н. В. Кузьминой, Л. Г. Лаптева, А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, А. К. Марковой, Г. С. Михайлова, Б. Д. Парыгина, К. К. Платонова, A.B. Петровского, И. Н. Семенова и др.

Ко второй группе можно отнести работы, посвященные проблемам бюджетной деятельности в регионе. Это публикации С. А. Анисимова, Е. В. Белкина, А. П. Вавилова, A.B. Максименко, Е. В. Никоненко, А. И. Татаркина, Ю. А. Копыловой, М. Л. Шаккума и др.

К третьей группе можно отнести труды, непосредственно посвященные различным аспектам акмеологических особенностей деятельности по формированию, принятию и выполнению бюджета региона. Это труды С. А. Анисимова, Е. В. Белкина, А. Л. Залипаева, Ю. А. Копыловой, Е. Н. Никоненко, Б. С. Павлова, А. И. Татаркина, и др.

Анализ литературы показал, что количество работ, посвященных проблемам акмеологических особенностей формирования, принятия и выполнения бюджета региона явно недостаточно. Это прежде всего работы по экономике. И только незначительная часть работ в различной степени отражает акмеологическую и психологическую компоненту анализа проблемы формирования, принятия и выполнения регионального бюджета.

Цель исследования — выявить акмеологические особенности деятельности по формированию и выполнению бюджета региона.

Объект исследования — деятельность по формированию и выполнению бюджета региона.

Предметом исследования являются психолого-акмеологические факторы деятельности по формированию и выполнению регионального бюджета.

Поставленная цель исследования обусловила необходимость решения следующих задач.

1. Обобщить состояние разработанности проблемы исследования.

2. Выявить психолого-акмеологические функции формирования бюджета региона.

3. Разработать акмеологические критерии и показатели деятельности по формированию и выполнению регионального бюджета.

4. Выявить основные акмеологические особенности формирования и выполнения бюджета региона.

5. Определить психолого-акмеологические особенности процессов формирования бюджета и его выполнения.

6. Разработать мониторинговую акмеологическую модель обновления и использования оптимальной стратегии реализации регионального бюджета.

Гипотезы исследования.

Предполагается, что: акмеологическая структура феномена формирования и выполнения бюджета региона включает волевой, перцептивный, коммуникативный, креативный, прогностический, организаторский, конструктивный компоненты.

— полный годовой цикл функционирования регионального бюджета включает анализ выполнения бюджета предыдущего года, формирования бюджета на предстоящий год на основе баланса доходной и расходной частей бюджета с учетом социальных программ и планов регионального развития, процедуру согласований и официального принятия бюджета, стадию реализации бюджета и период анализа выполнения его отдельных статей и бюджета в целом. функциями бюджета региона выступают: экономическая, воспитательная, познавательная, адаптивная, ценностная, ориентационная, управленческая, нормативная, регулятивная, организационная, и гуманистическая;

— основными акмеологическими критериями оптимальности является установление баланса между максимально возможным удовлетворением потребностей населения региона и строгим соблюдением закона о региональном бюджете, а также снижение остроты социальных проблем в регионе и степень удовлетворенности населения деятельностью кадров управления регионом, а в качестве основных показателей выступают социальные, экономические и культурные характеристики населения регионав качестве важнейшей акмеологической особенности формирования и выполнения бюджета региона выступают учет общественного мнения населения региона при формировании нормативной базы бюджета, при формировании статей доходной и расходной частей бюджета, при текущей и окончательной оценке выполнения бюджета;

— эффективная модель формирования, принятия и выполнения бюджета позволяет соотнести экономический эффект от бюджетной деятельности с затратами на ее осуществлениеоптимальная модель формирования, принятия и выполнения регионального бюджета обеспечивает максимальный социальный эффект из имеющихся реальных экономических возможностей;

— характер и теснота психолого-акмеологической связи между процессом формирования бюджета и его выполнением проявляется в виде зависимости успешности выполнения бюджета от качества проработки бюджета, от учета мнения населения региона при формировании и выполнении бюджета, от того, в какой мере бюджет психологически будет принят людьми, от уровня акмеологической мотивационной готовности населения к реализации бюджета регионамониторинговая акмеологическая модель обновления и использования обновленной нормативной базы при составлении социально-ориентированного бюджета региона включает три вида норм, существующих одновременно и взаимосвязанных: правовых, нравственных и эстетических.

Теоретико-методологическая база исследования Теоретико-методологическую основу диссертации составили работы отечественных и зарубежных ученых, в которых раскрыты основные черты диалектического и балансового метода и выявляются причинно-следственные связи между профессионально важными психологическими качествами кадров управления и общественным мнением населения региона на основе акмеологического подхода. В качестве теоретической основы исследования выступили фундаментальные работы, рассматривающие связь психологических процессов и профессиональной, в нашем случае, бюджетной, деятельности.

Исходными теоретико-методологическими положениями исследования стали: положение о личности как субъекте профессиональной деятельности и жизнедеятельности в целом, где наиболее полно проявляются уникальные свойства личности в решении профессиональных задачположения системного акмеологического подхода, нацеливающего на всесторонний анализ проблемы и оптимальное моделирование акмеологического феномена «формирование и выполнение бюджета региона. Особое место в теоретической базе исследования принадлежит акмеологической концепции познания, описанной в трудах А. А. Деркача, A.A. Бодалева, Е. А. Климова, Н. И. Конюхова, И. Н. Носса, Ю. В. Синягина.

Методами исследования проблем региональной бюджетной деятельности, проводимого в мониторинговом режиме, стали: анкетный опрос, беседа, экспертный опрос методом интервью, метод наблюдения, метод аналогии, контент-анализ научных трудов, публикаций периодической печати и ведомственной статистики по проблемам психологии бюджетной деятельности в регионе. В батарею применяемых методик включены: анкета массового опросаметодика Рокича, диагностирующая морально-психологическое состояние человекасемантический дифференциал (компьютерный вариант и вариант упрощенного опроса) — бланк-интервью для экспертного опросабланк контент-анализа научной литературы и периодической печати.

Эмпирическая база исследования.

В работе над диссертацией автор опирался на материалы государственной статистики, данные ведомственной и региональной отчетности, результаты психологических и социологических исследований отечественных и зарубежных авторов. Эмпирическую базу исследования составляют результаты конкретных исследований, осуществленных под руководством и при непосредственном участии автора, а также данные вторичной обработки материалов исследований, проведенных учеными РАГС и научно-исследовательскими центрами страны.

Автор использовал данные акмеологического мониторинга социальных проблем в регионах и в стране в целом, осуществляемого Независимым социологическим агентством, начиная с 2005 года по настоящее время, что позволило всесторонне рассмотреть изучаемую проблему формирования и выполнения бюджета.

На основании специально разработанной программы в 2010 году был проведен акмеологический эксперимент. Экспериментальная работа проводилась в Карачаево-Черкесии, Москве, Московской и Свердловской областях. Общее число испытуемых составило 638 человек. Особенностью экспериментальной части является то, что для ее проведения пришлось отработать батарею методик для диагностики отношения населения к бюджетной деятельности в регионе. Для изучения данного акмеологического феномена были составлены экспериментальные блоки вопросов, а также учитывались косвенные показатели, отражающие участие населения в бюджетной деятельности в регионе.

В заключение автор в 2010 году провел экспертный опрос по изучаемой проблеме. Было изучено мнение 67 экспертов — психологов, экономистов, акмеологов, социологов, юристов, специалистов в области бюджетной деятельности.

В работе также были использованы следующие исследовательские методы: анализ письменных документов, математические методы обработки данных, факторный и корреляционный анализ.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна.

Уточнена диалектика психолого-акмеологической связи доходной и расходной частей бюджета региона, которая выступает отражением противоречия между процессом общественного производства и процессом общественного потребления, при этом углублено понимание содержания акмеологического феномена «формирования и выполнения бюджета региона», психологическое основание которого имеет волевой, перцептивный, коммуникативный, креативный, прогностический, организаторский, конструктивный компоненты, что позволяет определить комплекс требований к профессионально важным психологическим качествам кадров управления для квалифицированного изучения и учета общественного мнения населения региона, а также для продуктивного профессионального общения с коллегами по оптимизации бюджетной деятельности.

Определен на основе акмеологического подхода полный годовой цикл функционирования регионального бюджета, включающий анализ выполнения бюджета предыдущего года, формирования бюджета на предстоящий год на основе баланса доходной и расходной частей бюджета с учетом социальных программ и планов регионального развития, процедуру согласований и официального принятия бюджета, стадию реализации бюджета и период анализа выполнения его отдельных статей и бюджета в целом.

Выявлены акмеологические функции бюджета региона: экономическая, психологическая, воспитательная, познавательная, адаптивная, ценностная, ориентационная, нормативная, регулятивная, организационная, и гуманистическая, которые позволяют всесторонне оценить бюджетную деятельность в регионе.

Разработаны акмеологические критерии и показатели оптимальности формирования и выполнения регионального бюджета, где основными критериями оптимальности выступает установление баланса между максимально возможным удовлетворением потребностей населения региона и строгим соблюдением закона о региональном бюджете, а также снижение остроты социальных проблем в регионе и обеспечение удовлетворенности населения деятельностью кадров управления регионом, а в качестве основных показателей могут выступать социальные, экономические и культурные характеристики населения региона.

В качестве важнейшей акмеологической особенности и условия оптимизации бюджетной деятельности выступает учет общественного мнения населения региона при формировании нормативной базы бюджета, при формировании статей доходной и расходной частей бюджета, при текущей и окончательной оценке исполнения бюджета, что позволяет населению региона быть не объектом, а субъектом бюджетной деятельности.

Акмеологически обоснованы три принципиально отличающихся друг от друга типа бюджета: профицитный, дефицитный, нейтральный. В профицитном бюджете региона доходная часть бюджета превышает расходную, создает благоприятный психологический климат в регионе, позволяет создать фонд развития или, как минимум, резервный фонд региона. В дефицитном бюджете расходная часть бюджета превышает доходную, заставляет население региона жить и работать в психологически угнетенном состоянии с психологией должника. Нейтральный бюджет — это бюджет региона с балансом доходной и расходной его частей. При данном варианте бюджета многое зависит от мобилизационного ресурса, от настроя населения региона на успешное выполнение бюджета.

Выделены акмеологические отличия между эффективной и оптимальной моделями формирования и выполнения регионального бюджета. Эффективная модель формирования и выполнения бюджета позволяет соотнести экономический эффект от бюджетной деятельности с затратами на ее осуществлениеоптимальная модель формирования, принятия и выполнения регионального бюджета обеспечивает максимальный социальный эффект из имеющихся реальных экономических возможностей, при этом оптимальная модель включает в себя наиболее полно полезные элементы бюджетной деятельности при минимальном включении ее отрицательных компонентов.

Определены характер и теснота психолого-акмеологической связи между процессом формирования бюджета и его выполнением на уровне личности, социальной группы, населения региона в целомхарактер и теснота связи между процессом формирования бюджета и его выполнением проявляются в виде прямой зависимости успешности выполнения бюджета от качества проработки бюджета, от учета мнения населения региона при формировании и выполнении бюджета, от того, в какой мере бюджет психологически будет принят людьми, от достижения акмеологического уровня мотивационной готовности населения к реализации бюджета региона;

Разработана мониторинговая акмеологическая модель обновления и использования обновленной нормативной базы при составлении социально-ориентированного бюджета региона. В нормативном аспекте выделены три вида норм, существующих одновременно и взаимосвязанно: правовые, нравственные и эстетические. Это позволяет, используя нормативную базу бюджета, регулировать не только региональную экономику, но осуществлять регулирование всех сторон жизнедеятельности региона.

Теоретическая значимость исследования.

Проведенное исследование можно рассматривать как определенный вклад в теорию акмеологической науки. Данное исследование обеспечивает интегративную связь методов экономики, психологии, социологии, которые используются в органическом единстве, что позволило создать единый банк данных об акмеологическом феномене «формирование и выполнение бюджета региона», что в свою очередь позволяет поднять бюджетную деятельность на более высокий качественный уровень. По сути, создана акмеологическая методологическая база для проведения комплексных исследований на стыке экономической, психологической и социальной областей.

Разработанные основы акмеологической концепции деятельности по формированию и выполнению регионального бюджета позволяют создавать новые прогностические программы и методики исследований в экономической и социальной областях, в области теории профессионализма, теории управления в целом.

Практическая значимость исследования состоит в том, что сформулированные положения, выводы и предложения могут быть использованы как теоретико-методологическая и прикладная акмеологическая основа оптимизации бюджетной деятельности в регионе, а также разработки акмеологических технологий. Разработанные концептуальные подходы в осуществлении бюджетной деятельности можно рассматривать как надежную основу решения проблем населения, профилактики конфликтов в регионе.

Материалы исследования могут быть использованы в процессе подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров управления регионом, а также при чтении спецкурсов «Акмеология кадровой работы», «Акмеологические особенности деятельности по формированию бюджета региона».

Надежность и достоверность результатов исследования обеспечены исходными общеметодологическими позициями, совокупностью методов и методик, подобранных согласно изучаемой проблеме, разнообразием исследовательских процедур и приемов, их взаимодополняемостью, репрезентативностью выборки, математическими методами обработки и анализа данных с помощью компьютерных программ, апробацией результатов. Надежность выборки при проведении анкеты массового опроса составляет 95%. Выборка случайная, пропорциональная, ступенчатая, квотная, гнездовая.

Положения, выносимые на защиту.

• Использование акмеологического подхода позволило установить, что диалектика связи доходной и расходной частей бюджета региона выступает отражением основного противоречия развития, функционирования или деградации региона — противоречия между процессом общественного производства и процессом общественного потребления.

• Акмеологическое понимание разделения бюджета региона на «профицитнгый», «нейтральный» и «профицитный» позволяет с опорой на «профицитный» осуществлять развитие регионаимея «нейтральный» бюджет — обеспечить лишь функционирование экономики и социальной жизни региона в целом. В случае «дефицитного» бюджета речь идет уже о степени деградации региона или в лучшем случае о дотационной или долговой региональной экономике.

• Из всех акмеологических функций бюджета региона: экономической, психологической, воспитательной, познавательной, адаптивной, ценностной, ориентационной, регулятивной, нормативной, организационной, и гуманистической выделяется психологическая функция, так как именно от глубины и всесторонности ее позитивного влияния зависит прежде всего экономическая функция регионального бюджета, а также оптимизация действия других функций. Психологическая функция может помочь преодолеть негативные явления бюджетной деятельности в регионе — такие, как недоверие к органам власти и кадрам управления, пренебрежение интересами различных социальных групп населения, предотвратить многие конфликты в связи с формированием, принятием и выполнением бюджета.

• Изучение и учет общественного мнения может служить основой оптимизации бюджетной деятельности в регионе, при этом между кадрами управления и населением региона могут сложиться субъект-субъектные отношения, в основе которых лежат психологические сущностные компоненты — доверие, надежность, психологическая совместимость.

• Разработанная мониторинговая акмеологическая модель обновления и использования обновленной нормативной базы при составлении социально-ориентированного бюджета региона является основой эффективности региональной бюджетной деятельности, так как без мониторинга и обновления нормативной базы бюджета невозможно учесть специфику региона и меняющиеся условия бюджетной деятельности. Изменяя в пределах закона нормативную базу бюджета, можно регулировать не только региональную экономику, но осуществлять регулирование всех сторон жизнедеятельности региона.

• Оптимально осуществлять бюджетную деятельность в регионе кадры управления могут, только овладев профессиональной культурой, при этом профессиональную культуру нужно рассматривать как сложную дефиницию, состоящую из психологической, экономической, управленческой культуры и многогранно влияющую на все стороны бюджетных отношений.

Апробация и внедрение результатов исследования Основные положения диссертации, теоретические и экспериментальные результаты исследования на отдельных его этапах и в целом докладывались и обсуждались на проблемных группах и заседании кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии государственной службы при Президенте РФ.

Выводы и результаты исследования были доложены на 2-х международных конференциях: международной научно-практической конференции «От кризиса к росту: стратегия инновационного развития», секция № б «Психолого-педагогические проблемы государственного управления» (Москва, РАГС, 9 декабря 2009), на международной конференции кафедр ЮНЕСКО «Устойчивое развитие», секция № 1 (Москва, РАГС, 6−7 декабря 2010) — на Всероссийской междисциплинарной конференции «Россия: тенденции и перспективы развития» в ИНИОН РАН в декабре 2005 года, психолого-акмеологических чтениях в 2006 и 2007 годах в РАГС. По заказам и просьбам региональных и муниципальных органов власти автором подготовлено семь аналитических записок и рекомендательных материалов. Теоретические положения, выводы и материалы исследования широко использовались автором в лекциях, выступлениях и публикациях.

Полученные в диссертации выводы и рекомендации, а также собранные автором материалы могут быть использованы:

— для формирования представлений о психолого-акмеологических возможностях оптимизации бюджетной деятельности в регионе;

— для практического использования как в профессиональной деятельности депутатов региональных законодательных и представительных органов власти, в деятельности профессиональных политиков и политических партий, государственных служащих и всех других категорий кадров управления;

— для дальнейшей разработки основ углубленного акмеологического исследования проблем формирования, принятия и выполнения регионального бюджета;

— при подготовке учебных пособий по курсам теории и практики психологии, акмеологии, теории управления.

Структура диссертации.

Структура диссертации определяется общей концепцией и логикой психолого-акмеологического анализа и включает введение, две главы (пять параграфов), заключение, список использованных источников и литературы, приложения.

Выводы по 2 главе.

Обобщая сказанное об управлении и оптимизации руководства бюджетной деятельностью в регионе, можно сделать следующие выводы.

Управление бюджетом региона, включая научную оценку влияния на этот процесс различных социально-экономических факторов и учет общественного мнения, предполагает создание благоприятных условий для реализации сущностных сил людей, для вовлечения каждого гражданина в активную творческую и производительную деятельность. Управление бюджетом региона как целостной системы включает как «руководство» им в целом, так и управление, составляющими его частями — подсистемами, а также влияние на субъекты и объекты бюджетной деятельности.

Оптимизация управлении бюджетной деятельностью в регионе включает научную оценку влияния на этот процесс различных факторов социальной среды, предполагает создание благоприятных условий для реализации экономических, социальных и культурных программ в регионе, вовлечение населения региона в активную инновационную деятельность.

Важнейшими факторами управления бюджетной деятельностью, требующими инновационного вмешательства, являются ее организация, учет и контроль. Их качественное обновление может позволить сбалансировать общественное влияние на экономические и социальные процессы со «стихийным» их развитием и командно-административным подчинением, оптимизировать эти процессы.

Возможность коренных преобразований в управлении развитием региона обусловлены: изменениями в экономике, в общеполитической ситуации в стране, демократизацией общества, развитием науки управления, созданием предпосылок научного прогнозирования экономических и социальных процессов и явлений, повышением потребностей общества в экономическом, культурном, научно-техническом и социальном прогрессе.

Принципиальным изменением в содержании управления бюджетной деятельностью может стать использование диалоговой концепции управления, включающей новую демократическую социальную технологию выработки, принятия и выполнения управленческих решений, широкую гласность, управленческий диалог, учет общественного мнения.

В настоящее время особенно необходим всесторонний анализ основных тенденций развития экономики, ее взаимодействия с различными сферами общественной жизни с тем, чтобы быстрее преодолеть кризисные явления в обществе и использовать возможности, открываемые реформами, для достижения общественного прогресса.

Нормативная база бюджета регулирует не только экономику региона, но при этом, как отмечалось, она способна, осуществлять и правовое, нравственное, и эстетическое регулирование, по сути, оказывать влияние на все стороны жизнедеятельности региона. Это и должно происходить на практике. При этом один из самых основных вопросов состоит в том, насколько осознанно, обоснованно и целенаправленно осуществлена разработка тех или иных экономических показателей бюджета, в какой мере просчитываются их не только экономические, психологические, правовые, нравственные, эстетические и другие виды социальных последствий и, самое важное, — в какой мере учитывается общественное мнение при рассмотрении нормативной базы бюджета, принятии самого бюджета, при принятии любых управленческих решений по данным проблемам. Мониторинг нормативной базы регионального бюджета может стать важной компонентой диалоговой модели управленческого общения в демократическом обществе.

При этом без эмпирических исследований практически невозможно получить необходимую экономическую, психологическую и социальную информацию, позволяющую оценить бюджет, экономику и социальную жизнь региона. Так, для установления обратной связи влияния общественного мнения на бюджетную деятельность в целом необходимо эмпирическое исследование, осуществляемое в мониторинговом режиме. Мониторинг бюджетной деятельности может стать важной компонентой диалоговой модели общения в демократическом обществе.

Роль общественного мнения в решении проблем нормирования, формирования и выполнения бюджета, а, точнее, экономического обеспечения нормального функционирования экономики региона достаточно велика. Демократическая модель общения по социальным проблемам экономики региона, при формировании и выполнении бюджета, опирающаяся на общественное мнение, предполагает проведение мониторинга общественного мнения остроты проблем населения региона. Общественное мнение позволяет на примере возникающих экономических проблем установить соответствие действующих нормативов условиям реальной жизни, требованиям реформ. При этом гласность или прозрачность бюджета является основой демократизации управления бюджетной деятельностью. Только на прочном фундаменте информированности населения может формироваться доверие к принимаемым управленческим решениям в области бюджетной деятельности, может существовать диалоговая модель управления бюджетом.

Ситуация с формированием и учетом общественного мнения требует серьезного психологического анализа. Общественное мнение часто формируется под влиянием сиюминутных интересов, эмоций, иррациональности. Поэтому целиком вверять бюджет общественному мнению было бы неверным. Если мы целиком вверяем закон общественному мнению, да еще при невысоком уровне правосознания, мы наделать много ошибок. В то же время просто оторваться и возвыситься над общественным мнением — это противоречит самой идее парламентаризма, идее демократии. Поэтому депутаты могут оказаться в определенной мере заложниками общественного мнения. Им нужны очень большая сдержанность и взвешенность в решениях.

Вопросы формирования общественного мнения и даже прямого воздействия на органы управления для принятия тех или иных решений практически по любым социально-экономическим проблемам и, в частности по проблемам бюджетной деятельности, значительную лепту вносят средства массовой информации. Хотя в настоящее время принят и действует Закон о печати, регулирующий правовую сторону отношений средств массовой информации, как с читателем, так и с органами управления, все же в основе эффективности влияния СМИ на общественное мнение остается «моральная категория» — доверие читателей. Доверие же можно заслужить только принципиальностью, достоверностью, правдивостью в освещении и оценке событий.

Необходимые уточнения в законодательных документах в отношении бюджетной деятельности в регионе, сделанные на основе учета особенностей бюджетной политики в регионах могут качественно поменять роль и приоритеты мониторинга в разрешении проблем региона: из желательного элемента формирования и корректировки бюджетной деятельности мониторинг превращается в абсолютно необходимый элемент первостепенной важности социально-экономической жизни региона. Эффективно используя наряду с акмеологическим мониторингом возможности рассмотренных условий и факторов можно достичь оптимизации бюджетной деятельности в целом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Обобщая материалы проведенного исследования, можно сделать следующие выводы. Диалектика связи доходной и расходной частей бюджета региона выступает отражением основного противоречия развития, функционирования или деградации региона — противоречия между процессом общественного производства и процессом общественного потребления. При этом выявлено психолого-акмеологическое основание бюджетной деятельности, которое имеет волевой, перцептивный, коммуникативный, креативный, прогностический, организаторский, конструктивный компоненты. Это позволяет определить комплекс требований к профессионально важным психологическим качествам кадров управления для квалифицированного изучения и учета общественного мнения населения региона, а также для продуктивного профессионального общения с коллегами по оптимизации бюджетной деятельности.

Полный годовой цикл функционирования регионального бюджета включает анализ выполнения бюджета предыдущего года, формирования бюджета на предстоящий год на основе баланса доходной и расходной частей бюджета с учетом социальных программ и планов регионального развития, процедуру согласований и официального принятия бюджета, стадию реализации бюджета и период анализа выполнения его отдельных статей и бюджета в целом.

Из всех основных проанализированных функций бюджета региона: экономической, психологической, воспитательной, познавательной, адаптивной, ценностной, ориентационной, регулятивной, нормативной, организационной, и гуманистической, выделим психологическую функцию, так как именно от глубины и всесторонности ее позитивного влияния зависит, прежде всего, экономический и социально-психологический эффект регионального бюджета. Психологическая функция может помочь преодолеть негативные явления бюджетной деятельности в регионе — такие, как недоверие к органам власти и кадрам управления, пренебрежение интересами различных социальных групп населения, предотвратить многие конфликты в связи с формированием, принятием и выполнением бюджета.

Основными критериями оптимальности формирования и выполнения регионального бюджета выступает установление баланса между максимально возможным удовлетворением потребностей населения региона и строгим соблюдением закона о региональном бюджете, а также снижение остроты социальных проблем в регионе и степень удовлетворенности населения деятельностью кадров управления регионом, а в качестве основных показателей могут выступать социальные, экономические и культурные характеристики населения региона.

Изучение и учет общественного мнения может служить основой оптимизации бюджетной деятельности в регионе, при этом между кадрами управления и населением региона могут сложиться субъект-субъектные отношения, в основе которых лежат психологические сущностные компоненты — доверие, надежность, психологическая совместимость.

В противовес мнению некоторых ученых и практиков в ходе проведенного исследования не удалось обнаружить никаких положительных эффектов для населения регионов от «дефицитного» бюджета. Только опираясь на «профицитный» бюджет можно осуществлять развитие региона. Имея «нейтральный» бюджет, можно обеспечить лишь функционирование экономики и социальной жизни региона в целом. А, располагая «дефицитным» бюджетом речь идет уже о степени деградации региона или в лучшем случае о дотационной или долговой региональной экономике.

Разработанная в ходе проведенного исследования мониторинговая модель обновления и использования обновленной нормативной базы при составлении социально-ориентированного бюджета региона является основой эффективности региональной бюджетной деятельности, так как без мониторинга и обновления нормативной базы бюджета невозможно учесть специфику региона и меняющиеся условия бюджетной деятельности. Изменяя в пределах закона нормативную базу бюджета, можно регулировать не только региональную экономику, но осуществлять регулирование всех сторон жизнедеятельности региона.

Необходимо отличать эффективную и оптимальную модель формирования и выполнения регионального бюджета: эффективная модель формирования и выполнения бюджета позволяет соотнести экономический эффект от бюджетной деятельности с затратами на ее осуществлениеоптимальная модель формирования, принятия и выполнения регионального бюджета обеспечивает максимальный социальный эффект из имеющихся реальных экономических возможностей, при этом оптимальная модель включает в себя наиболее полно полезные элементы бюджетной деятельности при минимальном включении ее отрицательных компонентов.

Акмеологическая диагностика и анализ психологических профессионально важных качеств кадров управления регионом позволяет утверждать, что оптимально осуществлять бюджетную деятельность в регионе кадры управления могут, только овладев профессиональной культурой на акмеологическом уровне, при этом профессиональную культуру нужно рассматривать как сложную дефиницию, состоящую из психологической, экономической, управленческой культуры и многогранно влияющую на все стороны бюджетных отношений.

В результате проведенного исследования определены характер и теснота связи между процессом формирования бюджета и его выполнением на уровне личности, социальной группы, населения региона в целомхарактер и теснота связи между процессом формирования бюджета и его выполнением проявляются в виде прямой корреляционной зависимости успешности выполнения бюджета от качества проработки бюджета, от учета мнения населения региона при формировании и выполнении бюджета, от того, в какой мере бюджет психологически будет принят людьми, от уровня мотивационной готовности населения к реализации бюджета региона.

Эффективно используя все возможности рассмотренных условий и факторов можно достичь оптимизации бюджетной деятельности в целом.

В качестве направлений дальнейших исследований проблем бюджетной деятельности в регионе можно предложить следующие: изучение продуктивности существующих процедур формирования, принятия и выполнения бюджета регионаразработку акмеологического механизма реального участия населения региона в бюджетной деятельностиизучение всего спектра особенностей бюджетной деятельности в регионе. В настоящее время особенно необходим глубокий анализ основных тенденций усиления влияния бюджета на всестороннее развитие региона с тем, чтобы быстрее преодолеть кризисные явления в обществе и использовать возможности, открываемые экономической реформой на региональном уровне.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Акмеологическое понимание субъекта // Основы общей и прикладной акмеологии. М.:1995. 388 с.
  2. Т.О. Управленческое решение: философско-методологический анализ // Дисс. на соиск. уч. ст. канд. философ, наук. М., Росс, академия управления. Центр гуманитарной подготовки кадров управления, 1994. 420 с. (На правах рукописи).
  3. В.Н. Структура импульсивного и рефлексивно-волевого стилей действования // Вопросы психологии. 1988. — № 3. с.23−27.
  4. Р. Искусство решения проблем. М.: Мир, 1982. 186 с.
  5. Р., Эмери Ф. О целенаправленных системах. (Перевод с англ. Г. Б. Рубальского). Под ред. И. А. Ушакова М.: Сов. радио, 1974.-239 с.
  6. .Г. О соотношении способностей и одаренности. В сб.: Проблемы способностей. — М.: АПН РСФСР, 1962.
  7. .Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. — 337с.
  8. Г. М. Социальная психология. М.: МГУ 1988. — 415с.
  9. О.С., Деркач A.A. Основы общей и управленческой акмеологии (учебное пособие). М.: Новгород, 1995. 272 с.
  10. Ю.Анисимов О. С. Проблемы и пути формирования стратегического мышления в управленческой деятельности. Методические рекомендации. М., Российская академия менеджмента и агробизнеса, 2000. 32 с.
  11. С.А. Культура труда современного рабочего. М.: Профиздат, 1985.- 105 с.
  12. С.А. Человек и экология. — М.: Плакат, 1990. 65 с.
  13. И. Стратегическое управление. М., 1989. 316 с.
  14. Л.И. Личность в динамике, некоторые итоги исследования // Психологический журнал, № 5, 1992.
  15. Е.Ю., Мартынов Е. М. Вероятностные методы в психологии. М.: МГУ, 1975. 206 с.
  16. М.В. Управление развитием муниципальной системы образования. Томск: Изд-во ТГУ, 1999 — 120 с.
  17. В.Г. Личность и значимость побуждений. М.: Ин-т психологии РАН, 1993. 223 с.
  18. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976.-158 с.
  19. В.Г. Психологические исследования социального развития личности. М., 1991. -231 с.
  20. В.Г., Спивак Е. В. Мотивация деятельности и повышение эффективности социалистического соревнования. Социально-психологические аспекты социалистического соревнования. М, Наука, 1977. С. 68.
  21. В.Г., Шахова А. Н. Психологические условия интеграции воздействий в производственном коллективе // Социально-психологические проблемы бригадной формы организации труда. М., 1987.
  22. В.Г. Человек в управлении обществом. М., Политиздат, 1978.
  23. В.Л., Жданов О. И. Приглашение к успеху. М.: Русская книга, 1999. — 256 с.
  24. Г. А., Клячко Т. Л., Кузьминов Я. И., Якобсон Л. И. Организационно-экономические инновации в сфере образования // Экономика образования. 1999. № 1, с.4−6.
  25. С.А. Обзор проблемы финансирования образования // Экономика образования. 1999. № 4, с. 11−15.
  26. Е.И. О структурных особенностях мотивации выбора профессии старшеклассниками // Психологические исследования социального развития личности. М., 1991.
  27. A.A. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М.: Флинта: Наука, 1998. — 168 с.
  28. A.A. Психология общения. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 256 с.
  29. JI.M. Изучение мотивации поведения детей и подростков. -М., 1972.
  30. JI.B. Исследование уровня притязания: Учебное пособие/ Рос. АН, Ин-т психологии. М.: Б.и., 1993. — 141 с.
  31. В.В., Канаков Г. В. Региональные системы повышения квалификации/ТБизнес-образование, 1997, № 3.
  32. A.B. Проблемы психологии субъекта. М.: Ин-т психологии РАН., 1994, 109 с.
  33. P.C. К проблеме развития мотивов и потребностей человека в онтогенезе // Вопросы психологии, 1973, № 6. С. 30−35.
  34. И.А., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. М., 1991. 144 с.
  35. А.Г. Подготовка и принятие управленческого решения. Методологический аспект. М., Экономика, 1977. 150 с.
  36. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Изд-во МГУ, 1990. 288 с.
  37. В.Ф., Голосов В. В., Куликов А. Г. Пеньков Б.Е. Бюджетные резервы региона. М.: РАГС. — 1997.
  38. Гам В. В образовании незаметно сложилась теневая экономика // Первое сентября. 1999. № 19, с.14−18.
  39. В.Т., Сидоров П. И. Руководство по самоменеджменту. Экология деловой судьбы: СПБ.: Издательство Архангельской государственной медицинской академии. Издательство Буковского, 1996.-288 с.
  40. Д.М. Организация и управление. М.: Наука, 1972.
  41. A.A., Деркач A.A. Оптимизация гуманитарно-технологического развития государственных служащих: теория, методология, практика (Монография).- М.: Агентство «КванТ», 1997. -299 с. Ил.- 29, табл.- 12, библ. 616 назв.
  42. A.A., Зазыкин В. Г. Профессионализм деятельности в особых и экстремальных условиях (Психолого-акмеологические основы). М.: МААА, 1998. 178 с.
  43. A.A., Калинин И. В., Синягин Ю. В., Стратегия подбора и формирования управленческой команды. М., 1999. — 198 с.
  44. A.A., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М., Издательство «Луч», 1993.
  45. Д. Логика неудачи. М.: Смысл, 1997. — 243 с.
  46. Г. Г. Социально-политическая психология. М., Наука, 1994.
  47. .И. Структура и динамика мотивов деятельности // Вопросы психологии. 1984. — № 4.
  48. Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М.: ЧеРо, Издательство МГУ, 1997. — 344 с.
  49. Егору шков А. П. Управленческие решения в системе государственной службы: особенности принятия и контроля исполнения
  50. Дис. на соис. уч. ст. канд. экон. наук. М.: РАГС, 1997. На правах рукописи.
  51. О.И. Технологии самосбережения в экстремальных условиях: Практикум для государственных служащих: Учебное пособие. М.: Изд-во РАГС, 1998. 81 с.
  52. В.Г. Акмеографический подход в развитии профессионализма государственных служащих. Психологическое воздействие в деловом общении: Конспекты лекций. — М.: Изд-во РАГС, 1999.-88 с.
  53. В.Г., Зайцева Е. В. Конфликтная личность в конфликтном противоборстве (психологические аспекты проблемы). М.: 1998. 150 с.
  54. Д.А. Управление чужим поведением. Технология личного психологического влияния. Дубна: Издательский центр «Феникс», 1997. 272 с.
  55. .Ф., Холмогорова А. Б., Мазур Е. С. Смысловая регуляция поведения в норме и патологии // Психол. журнал. 1989, Т. 10, № 2. С. 121−132.
  56. А.Н., Гончаров Н. В. Мотивационный процесс, структура личности и трансформация энергии потребностей // Вопросы психологии. 1989. № 2.
  57. Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. СПб.: Издательство «Питер», 2000. — 448 е.: ил. (Серия «мастера психологии»).
  58. В.П. Миры сознания и структуры сознания // Вопросы психологии, 1991, № 2. С. 15−36.
  59. В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М., 1991.
  60. В.А. Формирование побуждения к действию // Вопросы психологии. 1985. — № 3.
  61. К. Э. Психология эмоций // Перев. с англ. СПб.: Издательство «Питер», 1999. — 464 е.: ил. (Серия «Мастера психологии»).
  62. Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000. 512 е.: с ил. — (Серия «Мастера психологии»).
  63. И.И. Система эвристических приемов решения задач. М.: РОУ, 1992.
  64. Р.Л., Райфа X. Принятие решений при многих критериях: предпочтения и замещения. М.: Радио и связь, 1981.
  65. А.И. Психология управления в сфере правопорядка. М., 1979.
  66. Е.А. Психология профессионала. М., 1996. 400 с.
  67. В.И. Мотивы поведения и деятельности. М.: Наука, 1988. -192 с.
  68. В.Г. Региональный маркетинг в системе открытого образования // Открытое образование. 2001, № 4, с. 12−14.
  69. Ю.А. Психологическая теория принятия решений. М.: Прогресс, 1979.-504 с.
  70. Комплексная программа экономии и повышения эффективности использования бюджетных средств в сфере образования // Экономика образования. 1999. № 4, с. 16−23.
  71. Т.А. Концепция финансирования системы образования региона (на примере Свердловской области). Екатеринбург: УрО РАН, 1998. 216 с.
  72. Н.И. Словарь-справочник по психологии. М., 1996. 160 с.
  73. Т.К. Процесс принятия плановых решений. М., Экономика, 1977.
  74. Р.Л. Если вы руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. М.: Издательство «Дело», 1996. -390 с.
  75. E.H. Проблемы финансирования науки и образования. -М., 2000.- 164 с.
  76. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. JL, 1970.
  77. Г., О’Доннел С. Управление. Системный и ситуационный анализ управленческих функций. Т.1, М.: Прогресс, 1981.
  78. И.Д. Психология управления рыночными структурами: Преобразующее лидерство, М.: УЦ «Перспектива», 1997. — 288 с.
  79. Л.Г. Оптимизация управленческой деятельности военных кадров: Автореф. дисс. докт. психол. наук. М., 1995. — 35 с.
  80. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
  81. А.Н. Системно-смысловая природа и функции мотива // Вестник МГУ. Серия 14. Психол. № 2, 1993. С. 13−81.
  82. В.Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности. Новосибирск, 1992.
  83. Д.А. Жизненный мир человека и проблема потребностей // Психологический журнал. 1992. № 2.
  84. .Г. Разработка управленческого решения — Учеб. М.: Дело, 2000. — 392 с.
  85. А.П. Интеграционный потенциал образовательных систем крупнейших регионов мира (типология, сравнительный анализ). -Рязань: Изд-во РГПУ, 1997. 188 с.
  86. .Ф. Системность в психологии. Избранные психологические труды. Под ред. В. А. Барабанщикова, Д. Н. Завалишиной, В. А. Пономаренко. Москва Воронеж, 1996. — 384 с.
  87. Е. Внебюджетные средства — деньги на коротком поводке // Первое сентября. 1998. № 19, с.12−18.
  88. Лук А. Н. Эмоции и чувства. М., 1972.
  89. В.В. Преступное поведение: мотивация, прогнозирование, профилактика. М., 1980.
  90. М. Сигналы личности: ролевые игры и их мотивы. -Воронеж: НПО «Модэк», 1995. 176 с.
  91. А.К. Психология профессионализма. М.: 1996. 308 с.
  92. Маслоу Абрахам Г. Мотивация и личность. Перевод, с англ. Татлыбаевой A.M. Вступительная статья Акулиной H.H. СПб.: Евразия, 1999.-478 с.
  93. М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.:1998. — 800 с.
  94. С. Эксперимент в социальной психологии. СПб.: Издательство «Питер», 2000. 336 е.: ил., — Серия «Мастера психологии»).
  95. М.Н. Составление местных бюджетов на основе социальных стандартов // Финансы. 1999. № 12, с.17−21.
  96. Г. С. Акмеологическая концепция продуктивности принятия и реализации управленческих решений. Дисс. на соиск. уч. степ, доктора психол. наук. М., 2004. — 430 с.
  97. В. Г. Акмеологические основы профессионального становления офицерских кадров. М.: РАГС, В, А им. Ф. Э. Дзержинского, 1995. — 260 с.
  98. Мэй Р. Искусство психологического консультирования // Пер. с англ. Т. К. Кругловой. М.: Независимая фирма «Класс», 1999. — 144 с. -(Библиотека психологии и психотерапии).
  99. У. Познание и реальность. М.: Прогресс, 1981. 230 с.
  100. A.A. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). Ер.: Изд-во АН АрмССР, 1988. — 263 с.
  101. Е.В. Образование: бюджет, нормы и эффективность реформы. -М.: Экономика, 2000. 278 С.
  102. . Мотивация // Экспериментальная психология / Под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже. Вып. 5. М., 1975.
  103. О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней: Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. Российская газета, 1993, 23 дек.
  104. Организационные формы и методы реализации финансово-экономических отношений в общем образовании. Сб. науч. ст. / Под ред. В. И. Ерошина. М.: Ин-т упр. образованием РАО, 1999. — с.296.
  105. Основные положения новой концепции экономического механизма сферы образования // Экономика образования. 1999. № 2, с. 70−71.
  106. В.Ф. Организация управленческого учета. М.: Бератор-Пресс, 2003. 118 с.
  107. С.С. Математические методы в социальной психологии. М.: Наука, 1983.-343 с.
  108. В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983.-177 с.
  109. В.А. Личность в психологии: парадигма субъективности. Ростов-на-Дону, 1996. 512 с.
  110. Л.А. Компетентность в общении. М.: МГУ, 1990. -331 с.
  111. A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. — 255 с.
  112. A.B. Возрастная и педагогическая психология / ред. -М., 1973.
  113. Петровский А. В Психологическая теория коллектива / ред. М, 1979, 239 с.
  114. В.А. Личность в психологии.-М.- Р-Д.: изд-во Феникс, 1996.-512 с.
  115. В.В. Игры обучение, тренинг, досуг. На пути к совершенству. Искусство экспромта / Под ред. В. В. Петрусинского. -М.: Новая школа, 1994. — 88 с.
  116. E.H. Экономика системы образования России в условиях кризиса: анализ и перспективы. СПб.: СПбГУЭФ, 1999. — 128 с.
  117. Психология профессиональной деятельности кадров государственной службы. М.: Изд-во РАГС, 1996.
  118. Развитие профессионализма государственных служащих: Методология и практика / Под ред. A.A. Деркача. — М.: Изд-во РАГС, 1998.- 103 с.
  119. Региональная программа развития образования Пензенской области (2000−2005 гг.) /Аверкин В.И. и др. Пенза: Мин-во обр. Пенз. обл., 2000. 120 с.
  120. Региональные особенности реализации федеральной программы «Развитие образования в России». Матер, науч.-практ. конф. (26−29 мая 1997 г., Казань). — Казань: Карпол, 1997. — 320 с.
  121. JI.A. Психология прогнозирования: способность, ее развитие и диагностика. Киев, 1997.
  122. Рекомендации парламентских слушаний «Бюджетное финансирование и статистика консолидированного бюджета системы образования» // Образование в документах. 1996. № 14, с.24−29.
  123. С. А. Программно-целевой принцип управления образованием. Челябинск: Изд-во УГПУ, 1999. 98 с.
  124. .Ф. Ментальная активность. Понимание, рассуждение, нахождение решений. Сокр. пер. с франц. Т. А. Ребеко. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1998. 232 с.
  125. C.JI. Проблемы общей психологии. М., 1977.
  126. А.Н. Психологические условия интеграции управленческих воздействий // Автореф. канд. дисс. М., 1988.
  127. A.JI. Руководитель: слово и дело. М., Политиздат, 1983.- 159 с.
  128. А.П., Самохвалова Н. В. Планирование бюджетного финансирования социальной сферы в регионе // Финансы. 1999. № 11. С. 15−20.
  129. И.Н. Психология рефлексии в организации творческого процесса мышления. Автореф. дисс. д-ра психол. наук. М., 1992. — 51 с.
  130. П.В. Междициплинарная концепция человека: потребностно-информационный подход // Вопросы психологии, 1988, № 6. С. 94−100.
  131. Ю.С. Как обосновать решение. М.: Экономика, 1972. -72 с.
  132. С.Ю. Рефлексивно-гуманистическая психология сотворчества (науко-практика интенсивного развития человека и организаций). М.- Петрозаводск, 1996. 170 с.
  133. Ю.А. Структура управления и финансирования системы образования штата Нью-Йорк // ВУЗ — школе. Сб. науч. тр. Вып. 1. Самара.: Изд-во Сам. ГПУ, 1998, с. 32−44.
  134. Г. В. Основы математической статистики для психологов. Л.: ЛГУ, 1972.-429 с.
  135. Н.Г., Лившиц В. Б. Концепция реформирования экономики системы образования // Экономика образования. 1999. № 1, с. 51−61.
  136. O.K. Понятие «цель» и «целеобразование» в психологии: Психологические механизмы целеобразования. -М., 1977.
  137. O.K. Структура мыслительной деятельности человека (опыт теоретического и экспериментального исследования). М.: МГУ, 1969. 304 с.
  138. Г. В. Методы управления и принятия решений. М.: Центр общественных наук, 1992.
  139. Указ Президента РФ от 23 июля 1997 г. № 774 «О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации». Российская газета, 1997, 24 июля.
  140. Н.П., Майлинас Е. З. К организации процессов производственно экономических решений. Вопросы экономики, 1971, № 3.
  141. Финансово-экономическая деятельность общеобразовательного учреждения: настольная книга руководителя / Под ред. В. И. Ерошина. -М.: Центр социальных и экономических исследований, 1997. 256 с.
  142. Р. Психология влияния СПб.: Питер Ком, 1999. — 272 е.: (Серия «Мастера психологии»).
  143. В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 1982. С. 183.
  144. С.Е., Кальней В. А. Школа: мониторинг качества образования. М.: Пед. об-во России, 2000. — 320 с.
  145. Экономика сферы платных услуг / Под ред. Е. Н. Жильцова. -Казань, 1996.-235 с.
  146. К.В. Методические рекомендации по расчету нормативов бюджетного финансирования образовательных учреждений. М.: Новая школа, 1995. 310 с.
  147. Adams G.R. and Jones R.M. Female adolescents' Identity development: age comparisons and perceived child-rearing experience// Developmental Psychology, 1983, 19: 249 256.
  148. Adams G.R. and Fitch S.A. Ego stage and identity status development: A cross-sequential analysis// Journal of Personality and Social Psychology, 1982, 43:289−314.
  149. Allport G.W. Personality: a psychological interpretation. -N.Y., 1937.
  150. Anderson R.A., Worthington L., Anderson W., Zennings J. Personality Development: from dependency to autonomy // Jornal of Personality an social psycology, 1993 vol. 19: 12−24/
  151. Atkinson J.W. An Introduction to motivation. N.Y., 1964. 405 p.
  152. Arnold M.B. Emotion and personality. Vol. I. Psychological aspects. -New York, Columbia University Press, 1960(a).
  153. Broadbent D.E. Decision and Stress. L.: Academic Press, 1971. 522 p.
  154. Busk R. Human motivation and Emotion. N.Y., 1976.
  155. Csikszentmihalyi M., Selega-Csikszentmihaly I. (Eds.) Optimal Experience: Psychological Studies of Flow in Consciousness. N.Y.: Cambridge University Press, 1988. 416 p.
  156. Csikszentmihalyi M. Flow: The Psychology of Optimal Experience. N.Y.: Harper and Row, 1990. 303 p.
  157. DeCharms R. Enhancing motivation: change in the classroom. — N.Y., 1976.
  158. Heider F. The gestalt theory of motivation. Jones M.R. (ed.). Nebraska symposium on motivation. V. 8, Lincoln: University of Nebraska Press, 1960.
  159. Herzberg F., Mausner B., Snyderman B.B. The motivation to work. -N.Y., 1959.
  160. Hoc J.-M. Psychologie cognitive de la planification. Grenoble, Presses universitares de Grenoble, 1987.
  161. Ittelson W.H., Kilpatrick F.P. Experiments in perception. Scientific American, 1951, 185, 50−55.
  162. Izard C.E. The face of emotion. New York, Appleton-Century-Crofts, 1971.
  163. Kegan R. The evolving self: Problem and process in human development. Cambridge, M.A.: Harvard University Press, 1982.
  164. Kelly H.H. Attribution in social interaction. N.Y., 1971.
  165. Kohut H. The restoration of the self. New York: International Universities Press, 1977.
  166. Klix F. Information und Verhalten. Bern: Huber, 1971.
  167. Lewicki P. Self-schemata and social information processing. Journal of Personality and Social Psychology, 1984, 47, 1177−1190.
  168. Lindsley D.B. Emotion. In: S. S. Stevens (Ed.). Handbook of experimental psychology. — New York, John Wiley, 1951, 473−516.
  169. Madsen K.B. Modern Theories of motivation. Copenhagen. Verl. Psychol., 1975.-200 p.
  170. Markus H. Self-schemata and processing information about the self. Journal of Personality and Social Psychology, 1977, 35, 63−78.
  171. Marcia J.E., Waterman A.S., Matterson D.R., Archer S. and Orlofsky J.L. (ed). Ego identity. -N.Y, 1993.
  172. Neumann O. Visual attention and action // Relationships Between Perception and Action/ O. Neumann, W, Prinz (Eds.). Berlin: Springer Verlag, 1990. P. 227−267.
  173. Pastorino E., Dunham, R. M, Kidwell J., Bacho R., Lamborn S.D. Domain-specific gender comparisions in identity development among college youth: Ideology and relationships// Adolescence, 1997, Vol. 32 (127): 559 -577.
  174. Pelman B., Hartman E.A. Burnout: summery and future research. Human relations. 1982, — 35, 4.
  175. Raiffa H., Schlaifer A. Application statistical decision theory N.Y., 1971.
  176. Rasmussen J. Information processing and human-machine interaction. Amsterdam, North Holland, 1986.
  177. Ross L. The intuitive psychologist and his short comings. Advances in experimental social psychology. N.Y., 1977, V. 10.
  178. Scheerer E. Relations between perception and action: unity in diversity // Relationships Between Perception and Action / O. Neumann, W. Prinz (Eds.). Berlin: Springer Verlag, 1990. P. 367−387.
  179. Singer J.L. Imagery and daydream methods in psychotherapy and behavior modification. New York, Academic Press, 1974.
  180. Simon H.A. The New Science of Management Decision. N. Y.: Harper and Row Publishers, 1960.
  181. Scott W.A. Structure of nature cognitions. — Journal of Personality and Social Psychology, 1969, 12(4), 261−278.
  182. Weiner B. An attributional theory of achievment motivation and emotion. Psychological Review, 1985, 89(4), 548−573.
Заполнить форму текущей работой