Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Повышение скоростных характеристик игры в спортивном бадминтоне с учетом лабильности нервной системы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность реализации природных возможностей человека доказывается и анализом тренировочных нагрузок спортсменов высокого класса. JI.C. Хоменков отмечает, что «объемы тренировочных нагрузок за последние 30 лет возросли в 10 раз. С. М. Вайцеховский считает, что пловцы уже подошли к пределу тренировочных нагрузок, проплывая иногда в среднем до 25 км в день (причем с высокой интенсивностью… Читать ещё >

Содержание

  • Введение. Общая характеристика работы
  • Глава 1. Бадминтон — быстрая, атлетичная (игра
    • 1. 1. Проявления основных свойств нервной системы в различных видах деятельности, в том числе спортивной
    • 1. 2. Отечественная теория: физического воспитания о физическом качестве быстроты и путях его развития
    • 1. 3. Связь «быстрой» игры в бадминтоне с физическими качествами
    • 1. 4. Повышение скоростных характеристик современная тенденция в спорте
    • 1. 5. Физиологические механизмы увеличения быстроты игры: лабильность, подвижность, сила нервной системы человека
    • 1. 6. Основные компоненты «быстрой» игры
    • 1. 7. Пути достижения «быстрой» игры. -31.8. Элементы «быстрой» игры
    • 1. 9. Анализ учебно-методической и научной литературы по бадминтону в области «быстрой» игры
  • Глава 2. Вступление
    • 2. 1. Методика психофизиологических исследований
    • 2. 2. Методика записи элементов «быстрой» игры
    • 2. 3. Методика оценки эффективности приемов быстрой" игры
    • 2. 4. Математико-статистические методы
    • 2. 5. Организация исследований
      • 2. 5. 1. Изучение индивидуальных психофизиологических особенностей
      • 2. 5. 2. Разработка рационализированной методики развития «быстрой» игры на основе основных свойств нервной системы
      • 2. 5. 3. Вариативный эксперимент с использованием результатов первого и второго этапов
  • Глава 3. Результаты исследований и их обсуждение
    • 3. 1. Основные факторы «быстрой» игры
    • 3. 2. Лабильность нервной системы и «быстрая» игра
    • 3. 3. Индивидуализация стиля «быстрой» игры с учетом лабильности нервной системы зрительного анализатора
      • 3. 3. 1. Лабильность нервной системы и пять факторов «быстрой» игры
      • 3. 3. 2. Компенсация технических элементов низколабильными бадминтонистами
      • 3. 3. 3. Рекомендации по формированию «быстрой» игры с учетом лабильности нервной системы
    • 3. 4. Реализация рекомендаций по формированию стиля быстрой" игры с учетом лабильности нервной системы, вариативный эксперимент
    • 3. 5. Результаты вариативного эксперимента
  • Выводы

Повышение скоростных характеристик игры в спортивном бадминтоне с учетом лабильности нервной системы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ. Спортивная деятельность с ее направленностью на самые высшие достижения, с ее концентрацией передовых достижений НТР предъявляет к человеку самые разнообразные требования, теснейшим образом связана с выявлением и реализацией резервных возможностей человека и оптимизацией их на качественно новом, более высоком уровне. В. В. Кузнецовым разработывалось одно из научных направлений — ан-тропомаксимология — «наука, изучающая физические и психические возможности, двигательные навыки и умения здорового человека в зоне его биолого-психологических пределов и объективные закономерности их формирования и совершенствования для проявления в экстремальных и обычных условиях» [59,с.47]. В ряде работ автором был высказан ряд соображений, характеризующих специфику исследований на материале спорта высших достижений. Среди них:

— развитие задатков достигает в спорте наивысшего уровня только при «многолетней специализированной напряженной тренировке [5,с.44],.

— «громадный арсенал индивидуальных различий» [59,с.45] специфичен для каждого рекордного достижения.

Э.Г. Мартиросов, Л. С. Хоменков, Р. А. Дуринян, В. М. Дьячков, Н. И. Пономарев, B.C. Гурфинкель, принявшие участие в обсуждении антропомаксимологических взглядов В. В. Кузнецова за «круглым столом» [5], считают предлагаемую им модель толчком для разнообразных комплексных исследований, предпосылкой проектирования модели олимпийского чемпиона 2000 года, подчеркивают особую роль нервной системы в обеспечении высших достижений. При этом, тренировка спортсмена на показ предельных результатов — это, прежде всего, тренировка нервных механизмов, регулирующих движение, кровообращение, дыхание и целый ряд других физиологических функций. На наш взгляд, изучение роли основных свойств нервной системы человека (ОСПС) в игре бадминтониста служит именно этой проблеме, поскольку быстрая игра — это отчетливо выраженная тенденция действий на пределе скоростных возможностей, требующая обретения спортсменами особого системного качества, перестройки средств и методов подготовки с акцентом на реализацию быстроты, скоростных возможностей человека. 1.

Мы согласны с мнением В. М. Дьячкова о том, что мобилизация резервных возможностей организма связана с процессом обучения и что «образцовая техника движений помогает мобилизовать физические возможности», влияя одновременно и на психическую сферу человека [5,с.44]. Хотелось бы добавить, что техника быстрой игры не просто образцовая — это иная техника, она требует значительной перестройки игровой деятельности как со стороны спортсмена, так и со стороны тренера. При этом следует различать две ситуации. Первая связана с переходом спортсмена к быстрой игре от традиционной, с перевоспитанием быстроты. Вторая — с обучением этой технике с самого начала, то есть с формированием быстрой игры как системного качества. Мы согласны с Н. И. Пономаревым, выразившим надежду на то, что исследование такого рода явлений затрагивает методологические аспекты научных изысканий, способно обогатить, например, общую теорию деятельности [5,с.46].

Обретение системного качества быстрой игры позволяет более детально исследовать компенсаторные механизмы (B.C. Гурфинкель [5,с.45]. На наш взгляд, понятие компенсаторного механизма тесно связано с повышением надежности соревновательной деятельности. Спортсмен высокого класса, как правило, располагает не только необходимыми задатками, не только компенсацией недостающих природных особенностей, но и расширенным арсеналом приемов деятельности, обеспечивающих достижение высокого результата в непривычных условиях.

По нашему мнению, реализация и самореализация природных возможностей (в частности, ОСНС) человека позволит принципиально по-новому оценить сложившиеся взгляды в области педагогики, повлиять на выбор и использование средств и методов воспитания спортсмена.

Проблема поиска методов воспитания способности спортсменов к проявлению потенциальных сил была поставлена Н. Г. Озолиным еще на Всемирном научном конгрессе «Спорт в современном обществе» (1974 г.). Таких сил у человека предостаточно, — считает он , — и научить пользоваться ими — труднейшая, но перспективная проблема спортивной психологии" .

Актуальность реализации природных возможностей человека доказывается и анализом тренировочных нагрузок спортсменов высокого класса. JI.C. Хоменков отмечает, что «объемы тренировочных нагрузок за последние 30 лет возросли в 10 раз [5,с.45]. С. М. Вайцеховский [17] считает, что пловцы уже подошли к пределу тренировочных нагрузок, проплывая иногда в среднем до 25 км в день (причем с высокой интенсивностью). Спортсмен проводит в воде до 8 часов, зачастую не успевая восстанавливаться, и тренировка перестает быть эффективной. Растущая конкуренция в спорте требует совершенствования форм, средств и методов тренировочного процесса, что, вероятнее всего, предполагает не механическое увеличение объемов нагрузок (нельзя же увеличивать их беспредельно), а поиск, развитие и совершенствование людей, предрасположенных (обладающих соответствующими задатками и одаренностью) к избранному виду спорта. Как отмечал В. В. Кузнецов, «одной лишь затратой колоссального тренировочного труда мировой рекорд можно было установить два десятилетия назад, а сейчас требуется явная генетическая одаренность, помноженная на научно разработанную методику развития заложенных природой потенций» [59,с.44]. Такого же мнения относительно роли природных возможностей в спортивных достижениях придерживаются и многие известные зарубежные специалисты спорта, в частности, тренер сборной команды Венгрии, чемпионов мира по настольному теннису семидесятых годов 3. Берцик [10], а также Д. Куинсилмен, известный тренер США по плаванию [44].

В.М. Зациорский и Н. Ж. Булгакова считают («Сов. спорт», 1974. -28 августа) что «одаренность» по отношению к спортивной деятельности — явление редкое, чтобы ее выявить у мальчиков и девочек, приходится обследовать сотни и тысячи претендентов. А «быстрые» или «высокие», попадаются в среднем один на сто обследованных, вероятность встречи одновременно и «быстрого» и «высокого» равна одной десятитысячной. Но бадминтон, как мы уже отмечали, требует еще и «выносливого». Тогда шанс отыскать такого человека среди его сверстников будет совсем невелик. В итоге теряются таланты, не подозревающие о своих возможностях, в том числе, по-видимому, и в сфере быстрой игры в бадминтон.

Эти же авторы единодушны в том (см. там же), что проблемы отбора лучше всего изучены в циклических видах спорта, где удалось связать спортивные результаты с эффективностью систем энергетического обеспечения деятельности (дыхание, кровообращение). Однако в других видах спорта, особенно в играх и единоборствах такого рода исследования довольно редки. О недостаточном количестве специальных исследований в спортивных играх неоднократно писалось в печати. При этом отмечались недостатки сотрудничества науки и практики, при котором поиск талантов ведется в большинстве своем не на научной основе, а хаотично, субъективно.

В связи с вышеизложенным исследования по психофизиологическому обеспечению быстрой игры представляются актуальными. Цель этих исследований — не только отбор лиц, имеющих задатки и одаренность по отношению к быстрой" игре, но и реализация их в тренировочном процессе, где эти предпосылки послужат дополнительными резервами повышения мастерства.

Нам представляется достаточно очевидным, что подготовка спортсменов, имеющих адекватные избранному виду спорта природные предпосылки, позволит достичь более высокого уровня мастерства, причем этот путь будет более коротким (в том числе и во временном аспекте) хотя бы в сравнении с лицами, не обладающими задатками и одаренностью. Не менее очевидна необходимость разработки соответствующих педагогических средств и методов реализации природных предпосылок в «быстрой» игре.

ГИПОТЕЗА. Быстрая игра — или дальнейшее ее ускорениесвязаны с основными свойствами нервной системы (ОСНС) как с отдельными генетическими предпосылками спортивных способностей (высокой реактивностью, возбудимостью, подвижностью, лабильностью), так и с сочетанием этих свойств. Скоростные характеристики игры могут быть повышены и без учета ОСНС при организации тренировочного процесса, направленного преимущественно на «быструю» игру с применением большого количества заданий по ускорению игры. Однако темп и успешность освоения быстрой игры будут существенно различаться.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА диссертационного исследования заключается в следующем:

1. Впервые проведено комплексное обследование психофизиологических особенностей бадминтонистов (от разрядников до мастеров спорта международного класса), выявлены достоверные различия показателей ОСНС у бадминтонистов различной квалификации.

2. Выявлена роль лабильности нервной системы в зрительном анализаторе в качестве предпосылки «быстрой» игры в бадминтоне (по КЧМ — показателям критической частоты слияния и разделения световых мельканий).

— 103. Прослежена динамика показателей ОСНС (сила и лабильность) бадминтонистов сборной команды страны с учетом изменения ее состава за последние 20 лет, позволившая выявить очевидный консерватизм отбора и подготовки игроков с ориентацией на средние показатели силы и лабильности.

4. Проведена классификация технических элементов в бадминтоне, разработана шкала их оценки, позволяющая получить количественные характеристики всех ударов и соревновательных игр и, следовательно, возможность для сопоставления отечественных и зарубежных спортсменов. Это сопоставление показало отставание отечественной школы быстрой игры по отношению к лидерам мирового бадминтона.

5. Выявлены игровые приемы компенсации у низколабильных игроков, не i обладающих «быстрой» игрой, но добившихся относительно высоких спортивных результатов.

6. Выявлены типичные индивидуально-обусловленные стратегии игры, обусловленные разным сочетанием силы и лабильности НС.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ — психолого-педагогические условия формирования и совершенствования быстрой игры бадминтонистов.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ — роль лабильности нервной системы в повышении скоростных характеристик игры.

ЦЕЛЬ — повышение мастерства бадминтонистов посредством увеличения быстроты игры с учетом лабильности нервной системы.

ЗАДАЧИ:

1. Выявление психофизиологических механизмов увеличения быстрой игры.

2. Составление классификации и шкалы оценки приемов «быстрой» игры.

3. Выявление степени повышения скоростных характеристик игры бадминтонистов под влиянием словесной установки на «быструю» игру у игроков с различной выраженностью СНС.

4. Выявление типичных стратегий игры в соответствии с силой и лабильностью НС .

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИИ:

Анализ литературных данных.

Протоколирование игровой деятельности.

Педагогическое наблюдение.

Анкетирование.

Лабораторный эксперимент.

Педагогический эксперимент.

Математико-статистическая обработка данных.

ИСПЫТУЕМЫМИ БЫЛИ спортсмены-бадминтонисты разных уровней мастерства (от МСМК до 1 разряда). В их числе лидер мирового бадминтона М. Ф. Хансен, чемпион мира в смешанных играх С. Сковгард (оба Дания), чемпион мира в парных мужских играх П. I.

Гуналан (Малайзия), чемпион Индии П. Пракаш и победитель международного турнира в Москве Моди (Индия), олимпийский чемпион Атланты датчанин П. Ларсен, чемпионы мира и Олимпиады в Барселоне среди мужских пар Ким и Парк (Южная Корея), молодые бадминтонисты Китая, в числе которых победитель турнира Гран-При в Москве 1996 г. чемпион мира среди юниоров Сун Джун.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ.

1. Разработаны практические рекомендации тренерам по отбору бадминтонистов, способных вести современную быструю игру. Предложены механизмы компенсации, позволяющие добиваться относительно высокого спортивного уровня для лиц, не имеющих отчетливо выраженных задатков для этой игры.

2. Рекомендованы средства ускорения игры за счет ОФП и СФП, подготовительных упражнений без волана и с воланом, скоростных технических элементов и игровых комбинаций.

3. Предложена простая и доступная методика записи-протоколирования игр бадминтонистов для объективной оценки соревновательной деятельности занимающихся с последующим анализом в целях подготовки соответствующих тактико-технических действий.

4. Составлены классификация технических элементов и шкала оценки, позволяющие получить количественные показатели игры.

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ. Доклады на Всесоюзных научных конференциях и семинарах тренеров по бадминтону в городах Ульяновске, Днепропетровске (дважды), Рязани, Риге, Свердловске, Казани. Рекомендации и предложения по ускорению игры реализовывались в учебно-тренировочном процессе членов сборных команд страны в период подготовки к официальным соревнованиям [28].

СТРУКТУРА И ОБЪЕМ. Диссертация представляет собой рукопись объемом 172 стр., содержит 9 таблиц и один рисуноксостоит из введения, трех глав, выводов, списка литературы, содержащей 125 источников в том числе 7 иностранных, приложения актов (акты внедрения).

выводы.

1. Для современного спортивного бадминтона весьма характерно, свойственно понятие «быстрой игры» .

2. Быстрая игра теснейшим образом связана с проявлением в спортивной игровой деятельности природно-обусловленной лабильности зрительного анализатора, определеяемой по показателям КЧМ (критической частоты световых мельканий). Не все бадминтонисты могут вести быструю игру: для постоянного использования быстрой игры необходимо наличие высокой лабильности .

3. Относительно высокого уровня мастерства в одиночных играх могут достичь и бадминтонисты с относительно низкой лабильностью (за счет компенсации рядом технических и тактических приемов), но лидерами европейского и мирового уровня они быть не могут.

4. Отбор быстрых бадминтонистов желательно и необходимо проводить по показателям лабильности еще на начальных этапах обучения.

5. Представители азиатской школы (КНР, Индонезия, Ю. Корея, Индия) существенно превосходят по показателям «быстрой» игры (р<0,01 или р<0,001) игроков сборной страны, победителей международных турниров, проходивших в нашей стране, в том числе европейских игроков мирового уровня.

6. Бадминтонисты в процессе игровых действий вырабатывают индивидуальный стиль игры (быстрый или относительно медленный) в зависимости от лабильности нервной системы. Под воздействием словесной установки, 1 подкрепляемой соответствующей учебно-тренировочной работой, они могут дополнительно ускорить игру. Высоколабильным это удается в большей мере, а низколабильным — в существенно меньшей.

7. Высокая лабильность нервной ситемы зрительного анализатора в сочетании со слабостью нервной системы может явиться наиболее значимым показателем игрока экстра-класса.

8. Различие по уровню лабильности нервной системы зрительного анализатора приводит к более частому использованию низколабильными игроками приема волана ниже уровня сетки, направлению его снизу вверх. Высоколабильные чаще принимают волан выше уровня сетки, направляя его вниз. Этот фактор существенную влияет на тактическую схему игры.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Айрапетьянц Э.Ш., БатуевА.С. Принцип конвергенции анализаторных систем.-Л.:Наука, 1976. 84с.
  2. М.К. Формирование скоростного двигательного навыка в связи с индивидуальными особеностями по силе и лабильности нервных процессов. Психофизиологические вопросы становления профессионала". -М.: Сов. Россия, 1974. с.76−101.
  3. В.В., Баранов Г. Г., и др. Электронный прибор для исследования основных свойств нервной ситемы по латентному времени простых реакций. Сб."Электроника и спорт". -Л., 1968.
  4. П.К. Философский смысл проблемы естественного и искусственого интеллекта //Вопросы философии.-1973.-№ 6.
  5. Антропомаксимология за «круглым столом» журнала//Теор. и практ.физ.культ.-1979.-№ 10. -с.41−47.
  6. П.Н. Учение о физическом развитии человека. -М.: Изд-во МГУ, 1962. 340с.
  7. Белиц-Гейман С. Через призму тенденций// Спортивные игры. -1978.8.-с.26−27.
  8. Беренс В.-У.Б.Бадминтон сегодня. ФРГ. Изд-во"Интермедия" Крейфельд., 1983. Пер. с нем. А. Н. Архангельской.-166с.
  9. Беренс В.-У.Б. Анализ требований, предъявляемых бадминтонисту. Материалы Второй международной конференции тренеров. Копенгаген, 1984. -М.: ЦООНТИ -ФиС, 1984.-е. 14−37.
  10. Берцик 3. Три критерия Золтана Берцика// Спортивные игры. -1979.-№ 12.-с.22−23.
  11. Л.Д., Тышлер Д. А., Дашкевич О. В. Психологические аспекты боевой деятельности фехтовальщиков // Теория и практ.физ.культ. -1976.-№ 5. -с.8−1 1.
  12. Е. Бадминтон. Лондон, 1969. Пер. с англ. Ю. Н. Смирнова. 70с.
  13. М.С. Отбор в спортивных играх.-М.:ФиС, 1980,126 с.
  14. В. Подготовка к чемпионатам. Материалы Второй международной конференции тренеров по бадминтону. Копенгаген, 1984.-М.: ЦООНТИ -ФиС, 1984.-с.44−45.
  15. А.Л., Жур В.П. Отбор детей в секцию тенниса. //Теннис,-Вып. 1. -1974. -сЛ 8−22.
  16. Е.А. Максимальные допустимые нагрузки в бадминтоне и средства восстановления// Бадминтон-1977. -№ 18.-с.50−58 .
  17. С.В. Книга тренера. -М.:ФиС, 1971. 312с.
  18. Ф.Г., Попов А. Л. Индивидуализация подготовки бадминтониста с учетом силы нервной системы //Бадминтон,-1977.-№ 17. -с.49−69.
  19. Ф.Г., Попов А. Л. Комплексное исследование психофизиологических особенностей бадминтонистов //Бадминтон, -1975.-№ 14. -с.83−113. 1
  20. Ю.Т. Типологические особенности ВНД гребцов на байдарках и каноэ. Тез. докл. к итог. науч. конф. «Теоретич. и приклад, исследов. по психофизилогии индивид, различий».-Казань.: Изд-во Казан, унив-та, 1973,-с. 1 22−1 31.
  21. В.В. и др. Физиология человека. -М.:ФиС, 1973. 192с.
  22. Н.Ю. Некоторые особенности методики ско-ростно-силовой подготовки теннисистов //Теннис.-1982.-с.29−33.
  23. Верхошанская Н.Ю., Антонова НЛО., Морозов М. А. Ско-ростно-силовая подготовка теннисистов и пути ее совершенствования //Теннис.Ежегодник.-1980. -сЛ2−13.
  24. PI .В., Сокур Б. П. Факторы, влияющие на скорость и точность полета мяча //Теннис.-1984.-е. 13−15.
  25. А.А. Размышления после поездки.// Бадминтон. 1975, № 14,-с.72−75.
  26. А.Д. Актуальные вопросы психологии гимнастики /7 Гимнастика.-Вып. 1. -1978.-с.40−44.
  27. Л.Д. Психология и психогигиена в спорте.-М.:ФиС, 1973.154 с.
  28. .В. Информационное письмо № 2. (О подготовке сборной команды СССР по бадминтону к чемпионату Европы 1978 года).-М.: Бюллетень федерации бадминтона СССР 1978 года. 18 с.
  29. М.А., Янанис С. В. Двигательные качества и методика их воспитания. «Теория и методика физического воспитания». Учебник для техникумов физ.культ. Под ред. Г. Д .Харабуги. Изд.2-е, дополн. -М.: ФиС, 1974. с. 102−128.
  30. .А. Контроль специальной двигательной подготовленности спортсменов с использованием гибкой автоматизированной системы (на примере бадминтона). Автореф. дис. .канд. пед. наук.-Л, 1987. 26 с.
  31. B.C. Скоростные способности человека и подвижность нервной системы //Теор. и практ. физ.культ.-1974.-№ 10.-с.31−34.
  32. К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. -М.: Наука, 1970. 272с.
  33. Д. Бадминтон для школ. Лондон, 1978. Пер. с англ. А. А. Ивашина. 94с. i
  34. Дик Г. П. Основы физической подготовки высококвалифицированного бадминтониста: размышления и рекомендации.
  35. Спорт высших достижений" ФРГ. 1986. № 2. Пер. с нем. Г. Л. Сверкуновой. 13с.
  36. Енг П., Онн С. Методика тренировки. Материалы Второй международной конференции тренеров по бадминтону. Копенгаген Л 984. -с.45−48.
  37. Жур В. П. Учись играть в теннис -Минск.:"Беларусь", 1978. 79с.
  38. Г. Н. Методика биометрических расчетов.-М.:Наука, 1973.256с.
  39. В.Г. Некоторые дифференциальнопсихологические вопросы ограничения времени выполнения контрольных задач. //Вопросы психологии.-1974.-№ 4.
  40. В.Г. Психофизиологические различия учащихся в процессе обучения с помощью ЭВМ //Вопросы психологии.-1979.-№ 1 .-с.79−83.
  41. В.М. Воспитание быстроты, довкости и некоторых частных способностей. «Теория и методика физического воспитания». Учебник для ин-тов физ.культуры. Под общей ред. Л. П. Матвеева, А. Д. Новикова. Изд.-2-е-М.:ФиС, 1976. сЛ90−229.
  42. С.А. Устойчивые характеристики ассиметрии как индикатора свойства лабильности и их связь с процессами сохранения информации. «Проблемы дифференциальной психофизиологии"-М., 1977.-Т.9.-с.40−56.
  43. .П. Некоторые итоги использования теппинг-теста для диагностики силы нервной системы по возбуждению. В сб. „Психофизиологические особенности спортивной деятельности“. -Л, 1979. -с.155−1.77.
  44. Д. Наука о плавании. -М.: ФиС, 1972. 333 с.
  45. А.П. О комплексном исследовании психофизиологических особенностей человека. Автореф.дисс.канд. псих. наук. -М., 1971. 29 с. I
  46. А.П. Методика и техника комплексного иследования некоторых психофизиологических особенностей человека. В сб. „Проблемы психологии индивидуальных различий“.-Казань.: Изд-во Казан, унив-та, 1974.-с.73−152 .
  47. А.П., Пейсахов Н. М. Комплексные программы исследования типологических особенностей нервной системы. В сб. „Конференция по психологии и социологии спорта“. Изд-во Тартусского унив-та, 1979. -с.188.
  48. А.П., Пейсахов Н. М. и др. Особенности высшей нервной деятельности прыгунов в воду. В сб."Физ. воспит. студентов»,-Вып.3−4. Изд-во Казан. унив-та, 1972. -с.40−123 .
  49. , А.П. О комплексном исследовании психофизиологических особенностей человека. Канд. дисс. Казань, 1971.
  50. В.А. Психофизиологические особенности бадминтонистов //Бадминтон. -1974.-№ 14.-с.75−83.
  51. Н.И. О методах оценки соревновательной деятельности //Бадминтон.-1975. -№ 14.-с.64−69.
  52. .А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы.-Казань.:Изд. Казан, ун-та, 1969. 278 с.
  53. В.Г. Проявление лабильности-инертности нервных процессов в мыслительно-речевой деятельности. «Психофизиологические вопросы становления профессионала».-М.:Сов. Россия, -1974.- с.141−157 .
  54. Коод Д, Ра смуссен Б., Микельсон Ф. Физические требования в восстановительном бадминтоне в Дании. Материалы Второй международной конференции тренеров по бадминтону. Копенгаген.1983. -М.: ЦООНТИ -ФиС, l984.-c.53.
  55. Ю.А., Озолин Н. Н. Возбудимость нервно-мышечного аппарата и' характер разминки перед скоростно-еиловыми упражнениями и упражнениями на выносливость // Теор. и практ. физ. культ. -1976. -№ l I.-с.67−69.
  56. Г. В. Тренировка легкоатлета-многоборца.-М., 1951. 186 с.
  57. А.Н. Очерки по физиологии физических упражнений. -М.: ФиС, 1951, 530 с.
  58. .Дж. Психология в современном спорте.-М.:ФиС, 1978.224 с.
  59. В.В. Спорт основной фактор научного познания резервных возможностей человека // Теор. и практ. физ.культ.-1979.-№ 7.-с.45−48.
  60. В.А. Двигательная деятельность бадминтониста. //Бадминтон.-1977.-№ 16.-с.68−72 .
  61. ЛатышенкоВ.В., Родионов А. А. Индивидуальный подход в подготовке боксера //Бокс.-1975.-с.23−24.
  62. В.Я. Бадминтон. Ступени мастерства. -Йошкар-Ола.:1994. 275с.
  63. В.Я., Галицкий А. В. Бадминтон.-М.:ФиС, 1976. 200 с.
  64. Р. Краткое руководство по антропометрическим измерениям. -М, 1929.
  65. Матвеев JI.П.Основы спортивной тренировки. -М.: ФиС, 1977. 271 с.
  66. В.Д. Основные свойства нервной системы. -М.: Просвещение, 1966. 386 с.
  67. В.Д. Актуальные проблемы дифференциальной психофизиологии ."Психофизиологические исследования индивидуальных различий".-М.:Наука, 1976. -с.236−258.
  68. Ю.В. Рациональные варианты комплектования спортивных команд. (Методические рекомендации).-М.:Комитет по ФК и спорту при Совмине РСФСР, 1986. 26 с.
  69. Н.Г. Тренировка легкоатлета. -М. 1949. 212с.
  70. А.Б., Александрова Н. И. О надежности показателей двигательных реакций. В сб."Проблемы дифференциальной психофизиолоиии". М.: Педагогика, 1969, т. 6.
  71. Ю.Д., Неминущий Г. П. Математическая обработка результатов спортивно-педагогических и медико-биологических исследований.- Ростов-на Дону, 1971.-24с.
  72. Н.М. К диагностике силы процесса возбуждения по двигательным методикам. «Проблемы психологии индивидуальных различий». Изд-во Казан, унив-та, 1974.-с.3−73.
  73. Н.М. Саморегуляция и типологические свойства нервной системы.-Казань.: Изд-во Казан, унив-та, 1974. 255 с.
  74. Н.М. Сб."Физическое воспитание студентов". -вып. 2. Казань.: Изд. Казан, унив-та,-1968.
  75. Н. Итоги выступления юношеской сборной СССР по бадминтону на первенстве Европы (апрель 1987 г.) и тенденциях развития юношеского бадминтона в Европе //Бадминтон. Информационный бюллетень.-1980-№ 9. -с.21−29.
  76. Р.А. Мотивация и повышение результатов в спорте. //Спортивная борьба. Ежегодник. -М.: ФиС, 1981 .-с.21 -24.
  77. М.М. Изучение и совершенствование сеточных ударов в бадминтоне. Методическое указание для студентов очной формы обучения. Йошкар-Ола, 1990.- 32 с.
  78. М.М., Смирнов Ю. Н., Палагина Н. И. К вопросу об измерении скоростных качеств (быстроты). -Йошкар-Ола, 1995,-с.30−32.
  79. В.П. Первичный (разовый) отбор в секцию бадминтона //Бадминтон. (Методические рекомендации). -1979. -№ 8. -с.38−44.
  80. А.Л. Оптимизация процесса развития прыжковой выносливости путем улучшения ориентировочной деятельности и учета психологических особенностей. Сб. «Физ. воспит. студентов». -Казань.: Изд-во Казан, унив-та, 1972.- № 3−4.
  81. А.Л., Мельников В. М. Психология спорта. Учебное пособие для студентов и слушателей РГАФК, 1997.-141 с.
  82. А.О. Статическая выносливость и сила нервной системы. В сб. «Теоретические и прикладные исследования по психофизиологии индивидуальных различий».-Казань.: Изд-во Казан, унив-та, 1973. -с.59−67.
  83. Я. Проблемы тренировки юных бадминтонистов. Материалы Второй международной конференции тренеров по бадминтону (Копенгаген, 1983). -М.:ЦООНТИ-ФиС, 1984,-с.36−44.
  84. А.В. Адаптационные характеристики психических качеств спортсмена II Воспитание, обучение и психическое развитие. Тез.докл.У-Всесоюз. съезда психологов СССР. -М.:1977.-с.191−192.
  85. А.В. Психология спортивного поединка.-М.'ФиС, 1968.-126 с.
  86. А.В. Психодиагоностика спортивных способностей. -М.: ФиС, 1973.-218 с.
  87. Рождественская В. PL Индивидуальные различия работоспособности. М.:Педагогика, 1980. -154 с. i
  88. В.И., Левочкина И. А. Функциональное состояние при монотонной работе и сила нервной системы. В сб. «Проблемы дифференциальной психофизиологии», 1972. том 7.-е.194−223.
  89. В. Острый взгляд// Спорт, игры.-1981 .-.№ 7.-с. 16.
  90. Д.П., Штильман М. И. Основы спортивного бадминтона. -М.:ФиС, 1978.-192 с.
  91. .В., Кимейша Б. В. Особенности взаимосвязи психофизиологических свойств высококвалифицированных тяжелоатлетов // Теор. и практ. физ. культ.-1980.-№ 8. -с.8−12.
  92. К.О., Салатинян С. А. К вопросу о влиянии занятий спортом на развитие чувствительности, лабильности и реактивности у детей //Вопросы психологии. -1981.- № 2.-с. 115−122.
  93. С.П. К физиологической характеристике максимальной быстроты движений. Реферативный сб. диссертаций «Научные основы физ.восп. и спорта». -М.: ФиС, 1963. -с.62−65 .
  94. П.З., Гайдарска П. М., Рачев К. И. Отбор и прогнозирование способностей в легкой атлетике.-М.:ФиС, 1983,-103 с.
  95. О.А. Исследование некоторых психофизиологических показателей у борцов//Спортивная борьба. М.: ФиС.-1961.
  96. А.П. Современный теннис.-М.:ФиС, 1984.-160с.
  97. Ю.Н. Бадминтон. Учебное пособие. -М.: Изд-во Университета дружбы народов, 1988. -93 с.
  98. Ю.Н. Бадминтон. Учебник для институтов физической культуры. -М.: Ф и С, 1990.-159с.
  99. И.В. Исследование психофизиологических особенностей гимнастов// Теор. и практ. физ.культ.-1974.-№ 1.-е.22−24.
  100. В.А. Процесс опознания и типологические свойства нервной системы человека/УВопросы психологии.-1980.-№ '2.-е. 122−127.
  101. Г. В. Основы математической статистики для психологов. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1972.-430с.
  102. .И., Султанов Н. А., Ряскин В. М. Направленность специальной подготовки спортсменов в связи с их индивидуальными особенностями // Теор. и практ. физ. культ." -1978, -№ 4.-с. 10−13. ,
  103. Теория и методика физического воспитания. Изд.2-е. Под общей ред. Л. П. Матвеева и А. А. Новикова.-М.:ФиС, 1976.-256с.
  104. Теория и методика физического воспитания. Под ред. Г. Д. Харабуги.-М.: ФиС, 1974.-320 с.
  105. .М. Проблемы индивидуальных различий. -М.: Изд. Акад. пед. наук РСФСР, 1961 .-536с.
  106. .М., Небылицын В. Д. Изучение основных свойств нервной системы и их значение для психологии индивидуальных различий. «Психофизиологические исследования индивидуальных различий».-М.: Наука, 1976.-с.132−145.
  107. Тер-Ованесян А. А. Педагогические основы физического вое питания. -М.: ФиС, 1978.-206с.
  108. B.C. Физиология спорта.-М.:ФиС, 1960.-384 с.
  109. ФарфельВ.С. Классификация движений в спорте//Теор. и практ. физ.культ. -1970.-№ 11.
  110. Р., Оребро, Юхансен Л. и др. Тренировка силы в бадминтоне. Материалы Второй международной конференции тренеров по бадминтону. Копенгаген, 1983. -М.: ЦООНТИ-ФиС, 1984.-с.17−30.
  111. А.И. Основные свойства нервной системы и профессиональная пригодность в условиях монотонии/7 Личность и деятельность. Тез. докл. к У-Всесоюз. съезду психологов СССР. -М.: 1977. -с. 115.
  112. В.М. О выступлении советских бадминтонистов на У чемпионате мира в Пекине (май 1987 г.) и тенденциях развития в мировом бадминтоне//Бадминтон. Информационный бюллетень. -Йошкар-Ола, 1988. -с.3−13.
  113. В.Б. Теория функциональных систем в психофизиологии. «Теория функциональных систем в физиологии и психологии».-М.:Наука, 1978.-с.11−47.
  114. М.И. Секрет успеха активная (атакующая) атака //Бадминтон, -1977. — № 18. -с.47−49.
  115. Н.Н. Биохимия спорта. -М.: ФиС, 1974.-288 с.
  116. Kraus Muller. Viel erreicht noch vieles gilt es anzupaken. //Federbal. Organ des Deutschen Federballverbandes der DDR. -1984 -№ 6. S.6−9.
  117. Diabet und Sport kein Widerspruch! // Badminton Reporter. Ausgabe № 6−7. Iuni 1985. Niedersachsen. S.13.
  118. Yang Chen Xiang. How to Play Badminton Well/VWorld Badminton.-1988. Volume 16. Number 1. p.23.
  119. Yang Chen Xiang. How to Play Badminton Well // World Badminton 1988. Volume 15. Number 2 .
  120. Peard F. W. Factors affecting perfornange in badminton. //World Badminton. Volume 13. Number 3. September 1985. p.32−33.
  121. Nicholas Salapatas O. D. Sports Vision//World Badminton. Volume 12. Number 1. March 1984. p. 10,
  122. Moller H. C. Thoughts on Now and Then//World badminton. Volume 10. Number 1. March 1982. ь1. АКТвнедрения результатов научных исследовании в практику.
  123. Наименование предложения, рекомендации, краткая характеристика.1. Эффект от внедрения1. БалеНГ Ф.Г.
  124. Президент федерации бадминтонистов РФ Тренер сборной командыт1. Дата и место1. Объект и место внедрения1. Автор19 791 981 гг, 1. Федерация бадминтона ССиР1. Валеев Ф. Г
  125. Наименование внедрения и его краткая характеристика.
  126. Методические рекомендации по ускорению компонентов игры передвижений, выполнения технических элементов и т. д. с помощью подготовительных упражнений без волана и с воланом, скоростных технических элементов и скоростных комбинаций.1. Эффект от внедрения
  127. Повышение скоростных характеристик игровых действий. бадминтонистов сборных команд.
  128. Председатель федерации бадминтона РФ •/ -Л Тренер сборной команды1. Лифшиц В. Я. Климов Ю.Т.
Заполнить форму текущей работой