Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Взаимодействие тренера-капитана и спортсменов в теннисе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Требованиям высокого спортивного результата удовлетворяет соревновательная деятельность, протекающая на фоне значительных физических и психических напряжений, со значительными затратами нервной энергии. Такая деятельность имеет определенные «следы», которые выражаются в достоверно значимом возрастании показателей КСП. В ситуации после соревнований повышение величины КСП по сравнению с ситуациями… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В СПОРТЕ
    • 1. 1. Основные положения проблемы
    • 1. 2. Психологическая подготовка в спортивных играх
    • 1. 3. Психологическая подготовка теннисиста
    • 1. 4. Управляющие функции тренера в системе психологической подготовки теннисиста и команды
  • Глава 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Задачи исследования
    • 2. 2. Методы исследования
    • 2. 3. Организация исследования
  • Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 3. 1. Результаты диагностики индивидуальных особенностей теннисистов
    • 3. 2. Факторная структура индивидуальности в теннисе
    • 3. 3. Технология формирования типовых групп теннисистов
  • Глава 4. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВОЗДЕЙСТВИЯ ТРЕНЕРА-КАПИТАНА НА
  • ПОВЕДЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТЕННИСИСТОВ
    • 4. 1. Особенности деятельности тренера-капитана в теннисе по результатам анкетирования ведущих специалистов и спортсменов
    • 4. 2. Обоснование педагогического эксперимента
    • 4. 3. Средства и методы управляющих воздействий тренера-капитана
    • 4. 4. Показатели эффективности педагогического эксперимента
  • ВЫВОДЫ

Взаимодействие тренера-капитана и спортсменов в теннисе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. Большая популярность современного тенниса объясняется целым рядом факторов, среди которых можно назвать исторически сложившийся календарь крупнейших соревнований, где выделяются наиболее значимые личные турниры, входящие в группу «Большого шлема», а также такие командные турниры, как Кубок Девиса и Кубок Федерации. Однако не только эти знаменитые турниры определяют популярность теннисных соревнований. Во всем мире проводится большое количество соревнований международных и национальных, команд регионов, городов, студенческих, воинских и других коллективов. Победы в таких турнирах престижны и являются целью специальной подготовки.

Как в любом командном соревновании, а также в личных соревнованиях, где в ходе матча разрешено взаимодействие тренера и теннисиста, эффективность действий спортсменов во многом определяется его непосредственным руководителем. В теннисном турнире таким руководителем традиционно является тренер-капитан. Он определяет стратегию и тактику подготовки, способы подведения теннисистов к «пику» тренированности в необходимый момент времени. Однако главная функция тренера-капитана в турнире — его взаимодействии с игроками. Под термином «взаимодействие» понимается выполнение таких функций, которые предусматривают управление поведением и деятельностью теннисистов в экстремальных условиях соревнований. В этой ситуации тренер выполняет действия управления, а теннисисты являются активной творческой стороной педагогического процесса.

В связи с этим задачи управляющих воздействий тренера-капитана заключаются в следующем: повысить устойчивость в стрессе и тем самым понизить напряженность игрока, во-первых, за счет освоения всего арсенала технических действий, повышения стабильности и эффективности технических приемов, выполняемых в напряженных ситуацияхво-вторых, за счет повышения общего уровня функциональных возможностей организма и развития на их основе физических качествв-третьих, за счет совершенствования свойств личности, формирования мотивов деятельности и, наконец, регуляции психического состояния [81].

Управляющие функции тренера-капитана являются главной стороной взаимодействия с теннисистами, решающая роль здесь принадлежит применению средств и методов регуляции психического состояния спортсменов. Адекватность психического состояния теннисиста определяется такими чертами личности как толерантность к воздействию негативных факторов противодействия сильному сопернику, эмоциональная устойчивость, способность эффективно управлять собственным психическим состоянием, как до игры, так и непосредственно во время игры. Опытные спортсмены в своем большинстве самостоятельно находят пути управления собственным психическим состоянием в процессе турнира, однако это удается далеко не всегда даже опытным спортсменам, особенно если у них проявляются такие черты как повышенная эмоциональная реактивность, тревожность, неуравновешенность нервной системы. В такой ситуации помочь может только психологически грамотный тренер-капитан в творческом взаимодействии со спортсменом.

Взаимодействие тренера с теннисистом охватывает вопросы выявления и коррекции индивидуальных проявлений личностных и психофизиологических свойств, эмоциональных состояний, применения средств психической регуляции.

Здесь имеет место и другая сторона проблемы. Изучение управляющих функций тренера-капитана, направленных на оптимизацию психического состояния его подопечных, поможет выявить общие закономерности влияния руководителя коллектива на отдельных его членов и на коллектив в целом.

Поэтому проблема управления психическим состоянием теннисиста при взаимодействии тренера с теннисистами в командных и личных соревнованиях является актуальной.

Объект исследования — психическое состояние теннисистов как субъектов взаимодействия с тренером-капитаном в процессе подготовки и участия в соревнованиях.

Предмет исследования — управляющие функции тренера-капитана в процессе взаимодействия со спортсменами, направленные на оптимизацию их психического состояния.

Гипотеза. Предполагается, что одной из основных психолого-педагогических функций тренера-капитана при взаимодействии со спортсменами в процессе подготовки и участия теннисной команды в соревнованиях является оптимизация психического состояния спортсменов. Результатом таких управляющих воздействий должны быть оптимальное поведение и деятельность спортсменов в экстремальных условиях командного турнира. При этом тренер воздействует на теннисиста как на индивида и на команду как спортивный коллектив, что повышает эффект управляющих воздействий.

Цель исследования — организация психолого-педагогических функций тренера-капитана при управлении состоянием и игровой деятельностью теннисистов в процессе взаимодействия с ними.

Теоретические и методологические основы исследования составили:

— учение о типологии индивида (Б.А. Вяткин, В. А. Барабанщиков, Е. А. Климов, B.C. Мерлин, В. И. Моросанова, В. Д. Небылицын, В. М. Русалов, Б.М. Теплов);

— учение о структурной характеристике личности (А. Анастази, К. К. Платонов, O.A. Черникова, B.C. Ogilvie);

— теория управления (Н.В. Жмарев, A.B. Коробков, Е. А. Ширковец, R.A.Fish);

— теоретические и методические положения структуры спортивной тренировки в игровых видах деятельности, в том числе в теннисе (М.А. Годик, Ю. М. Портнов, А. П. Скородумова, Т. С. Иванова, С. Ю. Тюленьков, J. Loehr, R. Tschakert);

— теоретические положения процесса психологической подготовки спортсмена к соревновательной деятельности (Г.Д. Горбунов, B.JI. Марищук, А. Ц. Пуни, A.B. Родионов, H.A. Худадов, С. Harwood);

— теоретические и методические основы деятельности тренера в теннисе (Ш.А. Тарпищев, С.П. Белиц-Гейман, А. П. Скородумова Н. Боллетьери, Т. С. Иванова, R. Carlsted, J. Loehr);

— теоретические положения о психических состояниях и их регуляции в процессе спортивной деятельности (Б.А. Вяткин, Л. Д. Гиссен, Е. П. Ильин, Ю. Я. Киселев, A.B. Родионов, В.Ф. Сопов).

Новизна исследования:

— систематизированы ситуации спортивной деятельности теннисиста в процессе подготовки и участия в соревнованиях;

— определены психологические механизмы проявлений индивидуальности в деятельности спортсменов-теннисистов;

— установлена специфика проявлений психических состояний теннисиста в зависимости от объективных условий тренировочной и соревновательной деятельности, а также особенностей субъекта взаимодействий в процессе спортивной деятельности;

— в рамках интегральной подготовки членов теннисной команды разработаны средства и методы психолого-педагогических воздействий тренера-капитана на игроков в процессе взаимодействия со спортсменами.

Теоретическая значимость: исследовано содержание понятия «психолого-педагогические воздействия» по отношению к различным вариантам средств и методов воздействия тренера на состояние и деятельность теннисиста в процессе взаимодействия с игроками;

— описана факторная структура индивидуальности теннисиста;

— выявлены основные критерии, по которым определяется необходимость управляющих воздействий тренера-капитана на теннисистов в отдельности и команду в целом;

— научно обоснованы принципы, средства и методы психологической подготовки в системе интегральной спортивной тренировки теннисистов.

Практическая значимость. Результаты исследований могут быть использованы в подготовке высококвалифицированных теннисистов в форме: применения комплексного метода оценки психологической подготовленности спортсменов;

— применения технологии построения программ подготовки, адекватных индивидуальным особенностям теннисистовприменения индивидуализированных психолого-педагогических воздействий в зависимости от характера экстремальности спортивно-игровой деятельности;

Методические рекомендации могут использоваться в практике психологической подготовки представителей других видов спортивных игр.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Психологическая подготовка теннисистов высокой квалификации к соревнованиям оптимизируется на основе объективных данных об их индивидуальных особенностях и формирующихся в связи с этим психических состояниях.

2. Степень психологической подготовленности теннисистов определяется особенностями их личностного статуса, уровнем развития психических качеств и особенностями динамики психических состояний.

3. Средства и методы психолого-педагогических воздействий в теннисе формируются на основе комплексного метода, включающего оценку содержания игровой деятельности теннисиста, диагностику свойств индивидуальности, а также систематизацию экстремальности спортивной деятельности.

4. Разработка технологии и алгоритмов применения средств и методов психолого-педагогического взаимодействия тренера-капитана с теннисистами предусматривает использование индивидуальной и групповой форм работы.

выводы.

1. В ходе исследования выделены специфические психолого-педагогические функции теннисного тренера, выполняющего обязанности тренера-капитана. Одной из основных его психолого-педагогических функций в процессе подготовки и участия теннисной команды в соревнованиях является оптимизация психического состояния спортсменов. При этом тренер воздействует на теннисиста как на индивида и как на члена команды, что повышает эффект управляющих воздействий.

2. Материалы исследований позволили выявить характеристики теннисистов по следующим признакам:

1) характерологические особенности спортсменов по так называемому «личностному профилю»;

2) типичные для спортсмена психические состояния;

3) типичные для спортсмена проявления психических функций.

Личностные особенности теннисистов — мужчин и женщин — проявляются так, что это требует особого подхода при взаимодействии тренера-капитана со своими подопечными. Теннисисты — мужчины и женщины показали высокие результаты при тестировании антиципирующих реакциймужчины опередили женщин по параметру точности действий антиципирующей реакции, причем у женщин проявилась тенденция к запаздыванию упреждения, менее стабильны в своих действиях.

3. Выявлена факторная структура индивидуальности теннисистов. В первый фактор (полнота факторизации — 18,1%) вошли с достоверно значимыми весами следующие показатели: рейтинг теннисистов (, 61), показатель точности в тесте на устойчивость внимания (, 62), показатель мотивации (-, 48), кинестезии (-, 63), дифференцировки темпа (-, 51), точности РДО (, 76), характеристики точности (-, 74), характеристики тенденции к запаздывающим реакциям (, 42), характеристики тенденции к упреждению (, 44), вариационный размах РДО (, 48), характеристики вариационного размаха (, 47), вероятностное прогнозирование (-, 47). Этот фактор определен как «фактор мастерства». Во второй фактор (14,4% объяснимой дисперсии, вошли 11 показателей: экстраверсия (-, 41), интроверсия (, 41), прагматизм (-, 62), интуиция (, 62), сенсорный тип (-, 42), воспринимающий тип (, 42), показатель быстроты в тесте на устойчивость внимания (-, 43), скорость приема и переработки информации (, 58), дифференцировка темпа (, 52), характеристики тенденции к запаздывающим реакциям (, 49), характеристики тенденции к упреждению (, 42), вариационного размаха (, 43). Этот фактор можно назвать «фактором индивидуальных различий», поскольку в него вошло большинство показателей «личностного профиля» теннисистов. В третий фактор (полнота факторизации — 13,9%) вошла следующие показатели: «Предпочитает думать» (-, 81), «Предпочитает чувствовать» (, 81), «Сенсорный тип» (-, 74), «Воспринимающий тип» (, 74), а также показатель вариационного размаха РДО (-, 42). В основе фактора лежит сформированность системы саморегуляции активности, которая основана на адекватности оценки ситуации, преимущественно на неосознаваемом уровнеона также связана с умением выделять значимые условия деятельности, что проявляется в адекватности программ действий. Объединены в определенной системе частные проявления индивидуальности теннисиста с помощью методов шкалирования и классификации. Систематические матрицы размером 12×18 включают по горизонтали 18 показателей психических состояний и уровня развития психических функций, по вертикали — 12 показателей «личностного статуса» теннисистов. С помощью анализа материалов, представленных в систематических матрицах, определен состав типовых групп внутри отдельных выборок: мужчин и женщин.

4. Дифференцированы следующие ситуации подготовки теннисистов к турниру и участия в турнире:

1) внетренировочные ситуации, связанные с оценкой предстоящего турнира и наиболее вероятного его результата;

2) ситуации, связанные с пребыванием спортсменов на учебно-тренировочных сборах (УТС), связанные с социальными факторами общения в команде;

3) тренировочные ситуации, связанные с неблагоприятными реакциями теннисистов на нагрузки;

4) тренировочные ситуации, связанные с проявлением прежних ошибок, срывов;

5) ситуации, связанные с прибытием к месту соревнований;

6) соревновательные ситуации подготовки к игре;

7) игра против сильного соперника;

8) игра против «неудобного» соперника (левша, с мощной подачей, с неожиданными выходами к сетке и т. д.).

Для каждой типичной ситуации деятельности теннисиста предложены средства психолого-педагогических управляющих воздействий, дифференцированных для типических групп.

5. В качестве критерия эффективности применяемых психолого-педагогических воздействий использовался показатель квазистационарного потенциала (КСП), отражающий динамику психического состояния спортсмена в процессе адаптации к условиям экстремальной деятельности. В результате педагогического эксперимента отмечен прирост абсолютных значений КСП.

В условиях тренировочных занятий соотношение «КСП до и после нагрузки» не изменилось. Возрастают значения КСП в условиях соревновательной игры. Перед игрой, по сравнению с ситуацией тренировочных занятий, улучшаются показатели КСП (с! = +1,7 мвольт), что говорит о выраженном эмоциональном компоненте предстартового состояния, при котором происходит мобилизация психофизиологических ресурсов спортсмена.

Требованиям высокого спортивного результата удовлетворяет соревновательная деятельность, протекающая на фоне значительных физических и психических напряжений, со значительными затратами нервной энергии. Такая деятельность имеет определенные «следы», которые выражаются в достоверно значимом возрастании показателей КСП. В ситуации после соревнований повышение величины КСП по сравнению с ситуациями до педагогического эксперимента (с! = +4,8 мвольт), косвенно свидетельствует о сильном эмоциональном возбуждении теннисиста. Как показывают наблюдения и самоотчеты теннисистов, такое возбуждение является оптимальным.

6. Разработаны группы средств и методов психолого-педагогического воздействия тренера-капитана в процессе взаимодействия с теннисистами, предусматривающие использование индивидуальной и групповой форм работы. Основу технологии составляет целенаправленное формирование так называемого оптимального боевого состояния. Важным элементом создания такого состояния являются средства и методы формирования позитивного мотивационного климата в команде. Другой элемент алгоритма: формирование системы установок на предстоящую игровую деятельность, а также формирование у спортсмена «внутренних психологических опор». Одновременно тренер формирует у теннисиста восприятие тренировочного процесса как запрограммированную работу, где есть конкретные методы подготовки и технологии их реализациигде определена последовательность используемых упражнений, количество повторений и конкретные сроки реализации поставленной задачи, промежуточные и конечные критерии эффективности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. В. Система АГИМ / А. В. Алексеев. М.: Физкультура и спорт, 1995.-88 с.
  2. А. В. Психическая подготовка в теннисе / А. В. Алексеев. -Ростов н/Д: Феникс, 2005. 112 с.
  3. Альманах психологических тестов. М.: КСП, 1995. — 400 с.
  4. А. Психологическое тестирование: в 2 т. / А. Анастази. М.: Педагогика, 1982. — 2 т.
  5. И. Ф. Комплексная система психолого-педагогической подготовки спортсменов : автореф. дис.. д-ра пед. наук / Иосиф Францевич Андрющишин — Казах, акад. спорта и туризма. Алматы, 2008. — 48 с.
  6. . А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: пособие для студентов, аспирантов и преподавателей ин-тов физ. культуры / Б. А. Ашмарин. — М.: Физкультура и спорт, 1978 223 с.
  7. С. Г. Психологическая адаптация баскетболистов к тренировочным нагрузкам / С. Г. Башкин, А. В. Родионов, В. Г. Луничкин // Теория и практика физической культуры. — 1976. — № 6. — С. 11—12.
  8. Белиц-Гейман С. П. Анализ и оценка соревновательной деятельности теннисиста / С. П. Белиц-Гейман // Теннис: ежегодник М., 1982. — С. 5−8.
  9. Белиц-Гейман С. П. В мире большого тенниса / С. П. Белиц-Гейман. — М.: Интерграф Сервис, 1994. -351 с.
  10. Ю.Бриль М. С. Диагностика одаренности / М. С. Бриль, Т. С. Иванова. // Спортивные игры. — 1976. № 12. — С. 25.
  11. М. С. Отбор в спортивных играх / М. С. Бриль. — М.: Физкультура и спорт, 1980. 127 с.
  12. Н. Теннисная академия / Н. Боллетьери. М.: ЭКСМО, 2003.-444 с.
  13. Ю. В. Программирование и организация тренировочного процесса / Ю. В. Верхошанский. — М.: Физкультура и спорт, 1985.-224 с.
  14. А. Д. К проблеме отбора и комплектования команд / А. Д. Визнюк, А. Р. Гринь // 2-nd International Congress of Sport Psychology. M., 1995.-C. 11.
  15. А. Г. Психологическая подготовка / А. Г. Виноходова, В. И. Гущин, Т. С. Иванова // Теннис: учеб. для вузов физ. культуры. М., 2011. — Ч. 2.-С. 115−158.
  16. А. А. Гормональные механизмы адаптации и тренировки / А. А. Виру. Л.: Наука, 1981. — 108 с.
  17. М. Р. Психологическая подготовка теннисистов : (о методе аутогенной тренировки) / М. Р. Газиев // Теннис: ежегодник. — М., 1978. — С. 14−17.
  18. Ю. Г. Факторы, лимитирующие деятельность спортсмена-игровика / Ю. Г. Галочкин, С. А. Бакулин // Физиологические и биохимические факторы, лимитирующие спортивную работоспособность: учеб. пособие. -Волгоград, 1986. С. 71−86.
  19. . Победа любой ценой / Б. Гилберт, Ст. Джеймисон. М.: Терра-спорт, 2004. — 310 с.
  20. Л. Д. Время стрессов : обоснование и практ. результаты психопрофилакт. работы в спорт, командах / Л. Д. Гиссен. — М.: ФиС, 1990. — 192 с.
  21. В. А. Школа тенниса / В. А. Голенко, А. П. Скородумова, Ш. А. Тарпищев. М.: Дедалус, 2001. — 192 с.
  22. В. А. Академия тенниса / В. А. Голенко, А. П. Скородумова, Ш. А. Тарпищев. -М.: Дедалус, 2002. 235 с.
  23. Т. В. Структура и содержание психолого-педагогических взаимоотношений в системе «тренер-спортсмен» : автореф. дис.. канд. пед. наук / Гомельская Татьяна Викторовна- Всерос. науч.-исслед. ин-т физ. культуры. М., 2005 23 с.
  24. С. С. Психическая регуляция состояния готовности боксера кэкстремальной спортивной деятельности : автореф. дис.. канд. пед. наук / Горбачев Станислав Сергеевич — Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма. -М., 2009.-24 с.
  25. Г. Д. Психопедагогика спорта / Г. Д. Горбунов. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Сов. спорт, 2006. — 296 с.
  26. Г. Б. Психологические конкурентоспособности спортсменов высокого класса : стратегия и тактика реализации / Г. Б. Горская // Рудиковские чтения: материалы VI Междунар. науч. конф. психологов физ. культуры и спорта. М., 2010. — С. 11−13.
  27. В. И. Внедрение опыта космической психологии в процесс психологического сопровождения спортсменов / В. И. Гущин, К. Н. Еськов // Спортивный психолог. 2005. — № 1. — С. 30−34.
  28. В. И. Практика оптимизации психологической готовности спортсменов : метод, рекомендации / В. И. Гущин, О. И. Шевченко, А. Г. Виноходова. — М.: Телер, 2006. 75 с.
  29. У. Т, Теннис. Психология успешной игры / У. Т. Гэллуэй. — М.: Олимп-Бизнес, 2010.- 185 с.
  30. Г. М. Психологическая помощь тренера спортсмену во время соревнований / Г. М. Двали // Спортивная психология в трудах отечественных специалистов. СПб., 2002. — С. 269−275.
  31. В. А. О некоторых чертах игрового интеллекта / В. А. Демин // Теннис: ежегодник. — М., 1971. С. 15−22.
  32. Т. Т. Психологическая характеристика видов спорта и соревновательных упражнений / Т. Т. Джамгаров // Психология физического воспитания и спорта. — М., 1979. С. 34−41.
  33. А. А. Программирование тактической подготовки юных теннисистов в условиях специализированной спортивной школы : автореф. дис.. канд. пед. наук / Дмитров Александр Александрович — Всерос. науч.-исслед. ин-т физ. культуры. М., 2004. — 21 с.
  34. Е. С. Психология управления в хоккее / Е. С. Жаринов, А. С.
  35. Шигаев. -М.: Физкультура и спорт, 1983. 183 с.
  36. П. А. О возможном варианте методики, моделирующей особенности оперативного мышления в игровых видах спорта / П. А. Жоров, О. Ю. Ермолаев // Психология спортивной деятельности. Казань, 1985.-С. 53−61.
  37. Г. К. Что значит играть «играть лучше» / Г. К. Жуков // Теннис: ежегодник. М., 1983. — С. 26−29.37.3ак А. Л. Факторы, влияющие на игру в соревнованиях / А. Л. Зак, А. И. Наумко // Теннис: ежегодник. -М., 1980. С. 13−18.
  38. Т. С. Соревновательная деятельность в условиях повышенной психической напряженности / Т. С. Иванова, Т. Корнеева, Н. Рожкова // Теннис: ежегодник. -М., 1982. С. 10−13.
  39. Т. С. Психологический анализ проявления направленности личности теннисистов (по материалам зарубежных публикаций) / Т. С. Иванова // Теннис: ежегодник. М., 1983. — С. 12−14.
  40. Т. С. Модельные характеристики психологической подготовленности перспективного теннисиста / Т. С. Иванова // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии / Рос. гос. акад. физ. культуры. М., 1998. — Т. 5. — С. 106−108.
  41. Т. С. Психологическая подготовка юных теннисистов в детских спортивных школах / Т. С. Иванова // Физическое воспитание и спорт учащейся и студенческой молодежи: сб. науч. и науч.-метод. ст. / Моск. гос. ин-туправления.-М., 2001.-С. 102−103.
  42. Т. С. Организационно-методические основы подготовки юных теннисистов : учеб. пособие / Т. С. Иванова. М.: Физическая культура, 2007. — 128 с.
  43. Е. А. Социально-психологическая структура спортивно-игровых команд / Е. А. Калинин // Управление подготовкой спортивно-игровых команд: сб. науч.-метод. работ. Новосибирск, 1994. — С. 97−107.
  44. В. С. Деятельность спортсменов в вариативных конфликтных ситуациях / В. С. Келлер. Киев: Здоров’я, 1977. — 184 с.
  45. Ю. Я. Победи! Размышления и советы психолога / Ю. Я Киселев. М.: СпортАкадемПресс, 2002. — 328 с.
  46. Ю. Я. Психическая готовность спортсмена / Ю. Я. Киселев — М.: Сов. спорт, 2009. 275 с.
  47. Ю. А. Оптимизация социально-психологического климата условие эффективной спортивной деятельности / Ю. А. Коломейцев // Рудиковские чтения: материалы Междунар. науч. конф. психологов физ. культуры и спорта. — М., 2009. — С. 122−126.
  48. Т. Е. Комплектование и особенности подготовки спортивных пар в теннисе : автореф. дис.. канд. пед. наук / Корнеева Татьяна Евгеньевна — Рос. гос. акад. физ. культуры. М., 1985. — 24 с.
  49. В. А. Повышение психологической устойчивости теннисиста / В. А. Корх // Теннис: ежегодник. М., 1980. — С. 42−46.
  50. В. В. Интегративная педагогическая антропология / В. В. Кузин, Б. А. Никитюк. -М.: Физкультура, образование и наука, 1996. 178 с.
  51. JI. М. Управление спортивной тренировкой : системность, адаптация, здоровье: автореф. дис.. д-ра пед. наук / Куликов Леонид
  52. Михайлович — Всерос. науч.-исслед. ин-т физ. культуры. — М., 1996. 43 с.
  53. Г. Ф. Биометрия / Г. Ф. Лакин. -М.: Высш. ж., 1990. 352 с.
  54. А. А. Психология спортивного соревнования / А. А. Лалаян. — Ереван: Аястан, 1975. 44 с.
  55. Д. Сохранение техники в условиях прессинга / Д. Лоер, Т. Галликсон // Теннис мирового класса. М., 2004. — С. 145—162.
  56. . Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1984. — 444 с.
  57. М. Цветовой тест Люшера / М. Люшер. — СПб.: Сова — М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. 192 с.
  58. В. Д. Психологические исследования индивидуальных различий / В. Д. Небылицын. М.: Наука, 1976. — 336 с.
  59. С. Д. Личность и авторитет тренера / С. Д. Неверкович, Е. А. Киселева // Психология физической культуры и спорта: учеб. для студентов высш. учеб. заведений / под ред. А. В. Родионова. -М., 2010. С. 247−255.
  60. В. Н. Основы конфликтного поведения : учеб. пособие для слушателей ФПК РГУФК / В. Н. Непопалов — Рос. гос. ун-т физ. культуры. М., 2003.-78 с.
  61. В. Н. Психофизиологическая подготовка к экстремальной деятельности / В. Н. Непопалов, А. В. Родионов, В. Ф. Сопов // Основы психофизиологии экстремальной деятельности / под ред. А. Н. Блеера. — М., 2006.-С. 287−304.
  62. К. К. Психологический практикум / К. К. Платонов. М.: Высш. шк., 1980. — 163 с.
  63. Ю. М. Основы управления тренировочно-соревновательным процессом в спортивных играх : моногр. / Ю. М. Портнов. М.: Vir Print, 1996. — 200 с.
  64. . Н. Индивидуализация тактической подготовки теннисистов 13−16 лет в зависимости от особенностей интеллектуальной деятельности : автореф. дис.. канд. пед. наук / Пьянов Борис Николаевич — Рос. гос. акад. физ. культуры. М., 1995. — 25 с.
  65. А. В. Спортсмен прогнозирует решение / А. В. Родионов. -М.: Физкультура и спорт, 1971. 72 с.
  66. А. В. Психолого-педагогические методы повышения эффективности решения оперативных задач в спорте : автореф. дис.. д-ра пед. наук / Родионов Альберт Вячеславович — Гос. центр, ордена Ленина ин-т физ. культуры. М., 1990. — 43 с.
  67. А. В. О современных методах психологической подготовки спортсменов / А. В. Родионов // Теоретико-методические основы спортивных и подвижных игр: (сб. лекций) / Моск. гос. акад. физ. культуры. Малаховка, 2002.-С. 147−158.
  68. А. В. Практическая психология физической культуры и спорта / А. В. Родионов. Махачкала: Юпитер, 2002. — 160 с.
  69. А. В. Общая психологическая подготовка спортсмена высокого класса / А. В. Родионов // Актуальные проблемы спортивной науки в подготовке спортсменов к Олимпийским играм: материалы Междунар. конф. -Минск, 2004.-С. 21−26.
  70. А. В. Практика психологии спорта / А. В. Родионов.
  71. Ташкент: LiderPress, 2008. 235 с.
  72. И. А. Индивидуализация программирования психологической подготовки высококвалифицированных фехтовальщиц-рапиристок : автореф. дис.. канд. пед. наук / Родионова Инесса Альбертовна — Всерос. науч.-исслед. ин-т физ. культуры. М., 2002. — 29 с.
  73. JI. К. Психологические вопросы управления человеком в сложных условиях деятельности (на примере спорта): автореф. дис.. канд. пед. наук / Серова Лидия Константиновна — Ленингр. гос. ун-т. Л., 1980. — 25с.
  74. С. Н. Оптимизация индивидуальных тактических действий, действий баскетболистов в различных ситуациях : автореф. дис.. канд. пед. наук / Сингаевский Сергей Николаевич — Гос. центр, ордена Ленина ин-т физ. культуры. М., 1981.-23 с.
  75. О. А. Психолого-педагогические основы индивидуализации спортивной подготовки дзюдоистов : автореф. дис.. д-ра пед. наук / Сиротин Олег Александрович — Всерос. науч.-исслед. ин-т физ. культуры. — М., 1997. — 48 с.
  76. А. П. Напряженность матча и свойства личности / А. П. Скородумова // Теннис: ежегодник. — М., 1983. — С. 9−12.
  77. А. П. Современный теннис : основы тренировки / А. П. Скородумова. М.: Физкультура и спорт, 1984. — 160 с.
  78. А. П. Построение тренировки квалифицированных спортсменов в индивидуальных видах спортивных игр (на примере тенниса): автореф. дис.. д-ра пед. наук / Скородумова Анна Петровна — Рос. гос. акад. физ. культуры. М., 1990. — 47 с.
  79. А. П. Теннис : как добиться успеха / А. П. Скородумова. -М.: PRO-PRESS, 1994. 187 с.
  80. Л. С. Контроль психической работоспособности и нервно-психической напряженности человека : (метод, рекомендации) / Л. С. Солнцева, К. Р. Ставицкий — Всесоз. науч.-исслед. ин-т физ. культуры. -М., 1989. 15 с.
  81. В. Ф. Психологическая подготовка к максимальномуспортивному результату. Современные психотехнологии / В. Ф. Сопов. — Самара: Изд-во Самар. гос. пед. ун-та, 1999. 45 с.
  82. В. Ф. Психология разрешения конфликта в спортивной команде : метод, пособие для тренеров, менеджеров спортив. команд и спортив. психологов / В. Ф. Сопов — Самар. гос. пед. ун-т. Самара: СГПУ., 2000. — 64с.
  83. В. Ф. Психические состояния в спортивной деятельности / В. Ф. Сопов // Психология физического воспитания и спорта: учеб. для вузов / под ред. Родионова А. В. М., 2004. — С. 42964.
  84. Спортивная метрология: учеб. для ин-тов физ. культуры / под ред. В. М. Зациорского. -М.: Физкультура и спорт, 1982. 256 с.
  85. Е. Н. Сенсорное обучение и антиципация в спортивной деятельности / Е. Н. Сурков // Воспитание, обучение и психологическое развитие: тез. докл. V Всесоюз. съезда психологов СССР. М., 1977. — Ч. 1. -С.193−194.
  86. А. Д. Системная организация и управление многолетней подготовкой спортсменов в единоборствах : автореф. дис.. д-ра пед. наук / Суханов Александр Дмитриевич — Адыг. пед. ун-т. — Майкоп, 2005. — 48 с.
  87. О. П. Педагогические аспекты совершенствования деятельности спортсменов в игровых видах спорта : автореф. дис.. д-ра пед. наук / Топышев Олег Павлович- Рос. гос. акад. физ. культуры. М., 1989. — 44с.
  88. И. Ш. Формирование, совершенствование и проявления индивидуального стиля деятельности : автореф. дис.. д-ра пед. наук / Тучашвили Игорь Шотаевич — Всерос. науч.-исслед. ин-т физ. культуры. М., 1999.-48 с.
  89. Л. Э. Повышение спортивных показателей с помощью внутренней психической тренировки / Л. Э. У несталь // Зарубежные научные исследования психологии спорта. Воспитание в спорте. М., 1986. — № 3. — С. 20−43.
  90. Ю. А. Активациометр универсальный АЦ : рук. по эксплуатации / Ю. А. Цагарелли. Казань: Акцептор, 1991. — 62 с.
  91. Ю. А. Теория и практика системной диагностики человека в психологии / Ю. А. Цагарелли // Системные исследования в общей и прикладной психологии. Набережные Челны, 2000. — С. 34−45.
  92. О. А. Психические качества теннисиста / О. А. Черникова, А. И. Шохин // Теннис: ежегодник. М., 1978. — С. 18−19.
  93. С. В. Инновационные технологии подготовки профессиональных спортсменов и команд в игровых видах спорта : автореф. дис.. д-ра пед. наук / Чернов Сергей Викторович — Всерос. науч.-исслед. ин-т физ. культуры. М., 2006. — 48 с.
  94. Ш. К. Индивидуально-программированная физическая подготовка в видах спорта группы единоборств : автореф. дис.. д-ра пед. наук / Шахов Шахобаз Курамагомедович — Всерос. науч.-исслед. ин-т физ. культуры. -М., 1998.-52 с.
  95. Н. В. Структура и контроль физической работоспособности в командных игровых видах спорта : автореф. дис.. д-ра пед. наук / Яружный Николай Васильевич — Гос. центр, ордена Ленина ин-т физ. культуры. М., 1993. — 46 с.
  96. Antoneiii F. Psicologia dello Sport / F. Antoneiii, A. Salvini. Roma: Lombardo Editore, 1978. — 595 s.
  97. Balaquer I. Principales motivos de los jovenes para jugar al tennis / I. Balaquer, F. L. Atienza // Apunts. 1994. — N 31. — P. 285−299.
  98. Barht B. Probleme einer theorie und Methodik der Strategie und Taktik des Wettkampfes in Sport / B. Bart // Theorie und Praxis der Korperkultur. -1980.-N 2.-P. 26−29.
  99. Bloom B. S. Developing Talent in Young People / В. S. Bloom. New
  100. York: Balantine Books, 1985. 238 p.
  101. Bracz B. Psychospolecane vwarvnkowanie tenisa / B. Bracz. Krakow: Praca aoktorska, 1978. — 268 s.
  102. Bryan A. J. Single subject designs for the evaluation of sport psychological interventions / A. J. Bryan // The Sport Psychologist. 1987. — N 1. -P. 283−292.
  103. Bunn J. W. The basketball coach. Guides to success / J. W. Bunn. -New-Jersey: Englewood Cliffts, 1961. 327 p.
  104. Callahan E. J. The application of within-subject design methodology toAsports psychology / E. J. Callahan, S. G. Ziegler // Journal of Sport Behavior. 1980. -N3.-P. 174−183.
  105. Carlsted R. Mantels tennis / R. Carlsted. New-York: Plume, 1991.245 p.
  106. Clauss G. Woerterbuch der Psychologie / G. Clauss. Leipzig: VEB Bibliographisches Institut, 1981. — 742 s.
  107. Coakley J. J. Sport in Society / J. J. Coakley. — Boston: McGraw-Hill, 2001.-367 p.
  108. Cratty B. J. Psychology in contemporary sport / B. J. Cratty. New-Jersey: Prentice-Hall, 1973. — 304 p.
  109. Crespo M. Advanced coaches manual / M. Crespo, D. Miley / ITF LTD. London, 2002. — 334 p.
  110. Crespo M. Liberazgo en el tennis / M. Crespo — Universitat Valencia. — Piladelphia, 1995.-250 p.
  111. Crespo M. Caracteristicas psicologicas de los entrenadores de tennis exitotos / M. Crespo, M. Reid // J. Medicina deportiva aplicada al tennis. 2004. — Vol. II.-P. 195−210.
  112. Crespo M. Developing young tennis players / M. Crespo, G. Granito, D. Miley / ITF LTD. London, 2009. — 155 p.
  113. Damon W. The Development of self-understanding from infancy through adolescence / W. Damon, D. Hart // Child Development. New-York, 1982.-P. 831−857.
  114. Drucker J. Do you know your Brain Type? / J. Drucker, V. Braden // Tennis. 1998. — N 5 — P. 43−49.
  115. Fish R. A. The Anatomy and Psychology of Tennis / R. A. Fish. -London: Maylana press LTD, 1968. 393 p.
  116. Forti L. La formacion del tenista complete / L. Forti. Barcelona: Paidos Educacion, 1992. — 180 p.
  117. Girod A. Tennis and neurolinguistic programming / A. Girod // CSSR. — 2005. -N37. — P. 11−12.
  118. Girod A. Visualisation in tennis / A. Girod // ITF CSSR. 2005. — N 30. -P. 7−8.
  119. Gould D. Developing psychological skills in young athletes / D. Gould // Coaching science update: coaching Association of Canada, Ottawa / L. Wood (ed.). Ontario, 1983. — P. 88−93.
  120. Harris B. Z. Learning to hang loose, The Athlete’s Guide to Sports Psychology / B. Z. Harris, D. V. Harris // Mental Skills for Physical People. New-York, 1984.-P. 33−34.
  121. Harwood C. Practical mental skills training / C. Harwood // CSSR. -2000.-N30.-P. 5−6.
  122. Harwood C. G. The development and activation of achievement goals in tennis: II. A player, parent and coach intervention / C. G. Harwood, A. B. Swain // The Sport Psychol. 2002. — N 16. — P. 111−138.
  123. Liu J. The effect of knowledge of reselts delay and the subjective estimation of movement from on the acquisition and retention of a motor skill / J. Liu, C. A. Wrisberg // RQES. 1997. — N 68. — P. 145−151.
  124. Loehr J. Put oomph into your shots / J. Loher // World tennis. 1985. -N6.-P. 70.
  125. Loehr I. E. The 16 seconds cure / J. E. Loher // World Tennis. 1988. -N9.-P. 80−83.
  126. Loehr J. E. The mental game / J. E. Loher. New-York: Plume, 1991.141 p.
  127. Loehr J. E. Maintaining technique under pressure / J. E. Loher, T. Gullikson // World-class tennis technique / P. Roetert, J. Groppel (eds.). -Champaing, IL., 2001. P. 131−146.
  128. Lubbers P. Mental skills training / P. Lubbers // Tennis Player Development: Proceedings of the ITF WWCW, Vilamoura, Portugal / M. Crespo, M. Reid, D. Miley (eds.). London, 2003. — P. 75−78.
  129. Lubbers P. Phases of world-class player development / P. Lubbers, D. Gould // ITF CSSR. 2003. — N 30. — P. 2.
  130. Ogilvie B.C. Psychological consistencies within the personality of high level competitors / B. C. Ogilvie // Journal of the American medical association. — 1968.-N 9.-P. 780−786.
  131. Otis C. The Sony Ericsson WTA Tour 10 year age eligibility and professional development review / C. Otis, M. Crespo // Br. J. Sports Med. — 2006. — N40. P. 464−468.
  132. Pruden V. A Conceptual Approach to Basketball / V. Pruden. Leads: Human Kinetics, 1987. — 120 p.
  133. Singer R. N. Attentional control, distractors and motor performance / R. N. Singer, J. H. Cauraugh, R. L. Tennant // Human performance. 1991. — N 4. — P. 95−114.
  134. Strandberg B. Tennis. The swedish way / B. Strandberg, R. Jones // Cooperation with the swedish tennis association. New-York, 1988. — P. 53−55.
  135. Unesthal L.-E. Inner Mental Training / L.-E. Unesthal. Orebro: Veje Publishing, 1981.- 192 p.
  136. Unestahl L.-E. Inner Mental Training for sport / L.-E. Unesthal // Mental Training for Coaches and Athletes: the Coaching Association of Canada / T. Orlick, J. T. Partington, J. H. Salmela (eds.). Ottawa, 1982. — P. 23−27.
  137. Weinberg R. S. Effective goal-setting for tennis players and coaches / R. S. Weinberg // ITF CSSR. 2003. — N 30. — P. 3−4.
  138. Williams A. M. Practice, instruction and skill acquisition in soccer:
  139. Challenging tradition / A. M. Williams, N. J. Hodges // J. Sports Sci. 2005. — Vol. 23, N6.-P. 637−650.
  140. Woods R. B. Children development: Its impact on the young tennis player / R. B. Woods // USA Tennis Parent’s Guide / USTA, Key Biscayne. -Florida, 2001.-P. 16−22.
  141. Wulf G. Understanding the role of augmented feedback: The good, the bed, and the ugly / G. Wulf, C. H. Shea // Skill acquisition in sport: Research, theory and practice / A. M. Williams, N. J. Hodges (eds.). London, 2004. — P. 121−144.
  142. Yamomoto Y. Casual Attributions in Tennis / Y. Yamomoto // Coaching Review. 1985. -N 33. — P. 38−39.
  143. Young J. Keys to effective communication with players / J. Young // ITF CSSR. 2006. — N 38. — P. 3−5.1. АНКЕТА 1для спортсмена)1. Фамилия, имя)1. Спортивная квалификация)
  144. В чем ты видишь роль капитана во время матча:• Придать уверенность• Успокоить• Поддержать• Скорректировать психическое состояние• Скорректировать технику• Скорректировать тактику
  145. Оградить от негатива окружающей среды (болельщики, погодные условия и т. п.)• Не мешать
  146. Наиболее желательный имидж капитана:• Требовательный диктатор, непоколебимо уверенный в положительном исходе матча• Верный болельщик• Мудрый наставник, принимающий и ошибки и удачи• Товарищ1. АНКЕТА 2для тренера)1. Фамилия, имя)1. Стаж, звание)
  147. Оградить от негатива окружающей среды (болельщики, погодные условия и т. п.)• Не мешать• Что-то еще.
  148. Лучший капитан, которого Вы знали или видели в работе. Почему?.
  149. Худший капитан, которого Вы знали или видели в работе. Почему?.
  150. Нужно ли подсказывать юным теннисистам.
  151. Наиболее удачные примеры действий капитана. Поделитесь своими удачными находками.
  152. Какой имидж тренера-капитана Вам кажется наиболее уместным и в какой момент:• Товарищ• Мудрый наставник• Требовательный диктатор• Верный болельщик
  153. Ваша реакция на возникающие проблемы:• Травма• Судейство• Публика• Проблемы в техническом исполнении• Шутка• Окрик• Контакт (обнимание)• Что-то еще.
  154. Содержание предматчевой подготовки:• Уточнение цели• Становление мотивов, ведущих к ней• Обучение методам саморегуляции• Учет опыта предшествующих матчей• Акцент на достоинствам• Что-то еще.
  155. Расположение системы ОАЮПБН на корте1. Состав системы ОАЮПБН1. Камера1. Программное1. Пультобеспечение• Xо «
Заполнить форму текущей работой