Формирование имиджа спортивного тренера как фактора результативности соревновательной деятельности
Имидж спортивного тренера выполняет побудительную функцию в силу взаимосвязи с социальной установкой по отношению к прообразу, которая в свою очередь способствует мобилизации внутренних ресурсов спортсменов, позволяет сохранять направленность деятельности и энергетический потенциал на решение сложных соревновательных ситуаций. Чтобы добиться большего положительного эффекта… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА СПОРТИВНОГО ТРЕНЕРА
- 1. 1. Состояние проблемы исследования в теории и практике спортивной деятельности
- 1. 2. Влияние имиджа спортивного тренера на результативность соревновательной деятельности
- 1. 3. Содержание имиджа спортивного тренера
- Выводы по первой главе
- ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА СПОРТИВНОГО ТРЕНЕРА
- 2. 1. Цель, задачи и методы опытно-экспериментальной работы по исследованию и формированию имиджа тренера
- 2. 2. Структурная модель имиджа спортивного тренера
- 2. 3. Факторы и методика формирования имиджа тренера
- Выводы по второй главе
- ГЛАВА III. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
- ИССЛЕДОВАНИЮ И ФОРМИРОВАНИЮ ИМИДЖА СПОРТИВНОГО ТРЕНЕРА
- 3. 1. Эмпирическое исследование имиджа спортивного тренера
- 3. 2. Экспериментальное обоснование эффективности методики формирования имиджа тренера
- Выводы по третьей главе
Формирование имиджа спортивного тренера как фактора результативности соревновательной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность проблемы исследования. Модернизация спортивной деятельности в рамках реализации федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006;2015 годы», острая ситуация в практике российского спорта, заключающаяся в нехватке эффективных, успешных тренеров, предъявляют повышенные требования к их личностно-профессиональным качествам и умениям. Успешность профессиональной деятельности тренера, одним из показателей которой можно считать соревновательную результативность подопечных спортсменов, обусловлена не только совершенством специальных знаний, умений и навыков, но и способностью в полной мере их реализовать, осуществляя психолого-педагогическое воздействие на учеников.
Спортивная практика, особенно на отечественных примерах, показывает, что тренерский корпус весьма недостаточно владеет средствами психолого-педагогического воздействия. Вместе с тем проблема повышения эффективности такого воздействия трактуется специалистами как одно из приоритетных направлений развития психологии спорта в новом тысячелетии как у нас в стране, так и за рубежом (138, с. 21)1.
Реальным воздействующим элементом повышения эффективности психолого-педагогического воздействия выступает имидж спортивного тренера как закономерный результат социально-перцептивного процесса, функционирующий во всей системе взаимодействий тренера со спортсменами. В этой связи имидж во многом предопределяет успешность тренера, следовательно, может рассматриваться как фактор повышения соревновательной результативности, формирование которого в процессе подготовки к осуществлению профессиональной деятельности вызвано объективной необходимостью.
1 В скобках дается ссылка на источник, подробное название которого указано в списке использованной литературы. Первое число в скобках означает порядковый номер источника, а второе число после запятой указывает место в источнике (страницы). При ссылке на несколько источников между числами ставится точка с запятой.
Поскольку имидж — это эмоционально окрашенный образ, позволяющий наиболее зрительно проявляться личностным и деловым качествам человека, то это, прежде всего, предъявляет высокие требования к личности и деятельности тренера. Ракурс рассмотрения личностно-профессиональных качеств в роли детерминант успешной деятельности является традиционным в отечественной системе профессионально-физкультурного образования. На необходимость их развития в контексте взаимосвязи с успешной деятельностью тренера указывают многие ученые: Г. Д. Бабушкин (13), Ави Берман (15), A.A. Деркач, A.A. Исаев, (42), Ю. А. Коломейцев (71), А. Я. Корх (73), P.JT. Кричевский (79), А. Н. Николаев (112), И. Г. Станиславская (154), В.А. Толо-чек (158), И. В. Труднев (157), A.B. Федотов (163) и др.
Ученые О. Б. Завьялова (51), Е. В. Позднышев (128) в той или иной степени подчеркивают важность формирования имиджа спортивного тренера как закономерно возникающего в учебно-тренировочном процессе образа. Однако ракурс рассмотрения имиджа сводится до выполнения им функции презентации, и вне поля зрения ученых остается побудительная функция феномена, благодаря которой имидж тренера может служить средством психолого-педагогического воздействия и побуждения спортсменов в направлении высоких достижений. Проблема формирования имиджа тренера как такового в теории спортивной деятельности специально не рассматривалась.
В то же время на сегодняшний день функции имиджа, его составляющие компоненты, условия и факторы формирования, а также концептуальный механизм воздействия такого образа на состояние и поведение воспринимающих прообраз людей достаточно хорошо изучены и продолжают активно изучаться в смежных областях. Имидж — это не что иное, как целенаправленно формируемый психический образ-представление, а проблемы образа и представлений как одного из структурных компонентов сознания изучены в психологии, особенно в таких ее направлениях как психология воеприятия, психология социального познания, психология отношений. Работы В. П. Зинченко (60), К. Левина (86), В. Н. Мясищева (108), Т. Шибутани (178), В. А. Ядова (184) и др., отразившие развитие зарубежной и отечественной научной мысли в области социальной регуляции поведения, были фактически предтечами к рассмотрению имиджа в качестве внешней интериоризо-ванной детерминанты поведения людей.
O.A. Феофанов одним из первых раскрыл механизм формирования и функционирования имиджа, который в практическом плане не менее реален, чем сам субъект воздействия (166). Ученым убедительно обосновано целенаправленное формирование имиджа, способного выступать в качестве мощного мотивационного стимула поведения людей, в сознании которых он представлен. Идеи о побудительных возможностях имиджа субъекта воздействия, оказывающего влияние на результаты совместной деятельности людей, представлены в работах В. Г. Зазыкина (54), Т. С. Кабаченко (64), Г. Г. Почепцова (132), В. М. Шепеля (177) и др. В исследовании Е.Б. Перелы-гиной подчеркивается: чем большее место в профессиональной деятельности субъекта занимает интерсубъектное взаимодействие, и чем сложнее формы этого взаимодействия, тем сильнее выражена зависимость между имиджем субъекта и результативностью совместной деятельности (123).
Определяя профессиональную деятельность тренера как сложный интерсубъектный процесс, направленный на реализацию функций спорта, подчеркнем важность проблемы формирования эффективного имиджа тренера, то есть действенного, реально способствующего повышению результативности соревновательной деятельности учеников, при этом имеющего гуманистическую направленность на признание общечеловеческих ценностей и удовлетворенность занимающихся учебно-спортивной деятельностью. В дальнейшем под имиджем спортивного тренера будем подразумевать такой эффективный имидж. На сегодняшний день существует явная необходимость выявления средств, форм и методов формирования такого образа, которые способствовали бы решению изучаемой проблемы в процессе профессиональной подготовки специалистов. Без творческого рассмотрения процессов функционирования и формирования имиджа тренера, разработки специальных методик и практических рекомендаций весьма затруднительно вывести тренерский корпус на качественно более высокий уровень успешности, столь необходимый российскому обществу для возврата на вершину спортивного Олимпа.
Таким образом, можно сформулировать явно выраженные противоречия между: а) высокими требованиями, предъявляемыми спортивной практикой к личностно-профессиональным качествам тренера и слабой разработанностью научно-методического обеспечения процесса подготовки и осуществления профессиональной деятельности в отношении эффективных методик формирования имиджа тренера, закономерно отражающего эти качестваб) объективной потребностью российского общества в высоких спортивных достижениях и традиционно сложившейся системой подготовки спортсменов, в которой недостаточно внимания уделяется факторам, облегчающим психолого-педагогическое воздействие на них, в том числе имиджу тренера.
Данные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: повышение эффективности формирования имиджа тренера как фактора результативности соревновательной деятельности спортсменов.
Актуальность, практическая значимость и недостаточная теоретическая разработанность обусловили выбор темы исследования: «Формирование имиджа спортивного тренера как фактора результативности соревновательной деятельности». Диссертационная работа выполнена в соответствии с Концепцией федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006;2015 годы».
В нашем изыскании введено ограничение: исследование проводилось на примере имиджа тренера командных видов спорта (волейбол, баскетбол, гандбол).
Цель исследования: разработать и экспериментально обосновать методику формирования имиджа спортивного тренера.
Объект исследования: процесс подготовки и осуществления профессиональной деятельности спортивного тренера.
Предмет исследования: тренинговая методика формирования имиджа спортивного тренера.
Гипотеза исследования. Эффективность формирования имиджа тренера как фактора результативности соревновательной деятельности можно повысить, если: а) ориентироваться на ранговую организацию компонентов структурной модели имиджа в соответствии со степенью их значимостиб) обеспечить формирование и развитие личностных качеств и умений тренера, выступающих в роли факторов формирования имиджав) реализовать комплексную программу формирования имиджа тренера в условиях организации тренинга личностно-профессионального роста.
В соответствии с обозначенной проблемой, предметом исследования, целью и выдвинутой гипотезой предусматривалось решение следующих задач.
1. Разработать структурную модель имиджа спортивного тренера на основе анализа проблемы и в процессе опытно-экспериментальной работы обосновать ранговую организацию ее компонентов.
2. Выявить личностные качества и умения спортивного тренера, рассматриваемые в роли активных элементов формирования имиджа в процессе подготовки и осуществления профессиональной деятельности.
3. Экспериментально проверить эффективность комплексной программы формирования имиджа тренера в условиях организации тренинга личностно-профессионального роста.
4. Разработать методические рекомендации для студентов, спортивных тренеров и педагогов ВУЗов физкультурного профиля по формированию имиджа спортивного тренера.
Методологическую основу исследования составили: положения дея-тельностного и системного подходов: К.А. Абульханова-Славская (1), Б. Г Ананьев (3), В. А. Выготский (29), А. Н. Леонтьев (88), Б. Ф. Ломов (92- 93), С. Л. Рубинштейн (141- 142) — акмеологические основы развития профессионала: A.A. Бодалев (21), A.A. Деркач (40), Н. В. Кузьмина (83) — теоретические положения по оптимизации руководства спортивной командой: Г. Д. Бабушкин (13), Т. Т. Джамгаров (43), Ю. А. Коломейцев (71), Р. Л. Кричевский (79) — психологические теории и концепции западных и отечественных ученых, раскрывающие механизмы социальной регуляции: К. Левин (86), В. Н. Мясищев (108), Р. Чалдини (172), Т. Шибутани (178), В. А. Ядов (184) — положения теории социальной перцепции: Г. М. Андреева (4), A.A. Бодалев (22) — теория психологической установки Д. Н. Узнадзе (160- 161), а также положения теории социальной установки: Ф. Зимбардо и М. Ляйппе (58) — теория спортивного лидерства П. Челладураи (162) — теоретические основы имиджелогии: В. Г. Зазыкин (54), Е. Б. Перелыгина (123), А. Ю. Панасюк (118- 119), Г. Г. Почепцов (132), В. М. Шепель (176- 177).
База исследования. Основной базой исследования служил Уральский государственный университет физической культуры (кафедра теории и методики спортивных игр). Дополнительной базой выступали Челябинский государственный педагогический университет (кафедра спортивных дисциплин), специализированные детско-юношеские спортивные школы: СДЮСШ № 8, СДЮСШ № 12, СДЮСШ № 13 г. Челябинска. Исследованием было охвачено 68 студентов физкультурно-спортивного профиля, 28 тренеров СДЮСШ, 43 юных спортсмена и 12 руководящих работников сферы физической культуры и спорта.
Поставленные задачи и выдвинутая гипотеза исследования определили логику, этапы и методы изыскания. Исследование проводилось с 2003 по 2007 гг. в три основных этапа, на каждом из которых в зависимости от решаемых задач применялись различные методы.
Первый этап (2003 — 2004 гг.) — теоретико-поисковый. Осуществлялся анализ состояния исследуемой проблемы в теории и практике спорта. Определялась степень разработанности проблемы в отечественной и зарубежной психолого-педагогической научной литературеуточнялись методологические и теоретические основы исследования, формулировались противоречияуточнялись цель, объект и предмет научного исследованияпроводилось обоснование имиджа тренера как существенного фактора психолого-педагогического воздействия на спортсменов, отражающегося на результативности соревновательной деятельности подопечных спортсменов.
Основными методами исследования на этом этапе были: анализ психолого-педагогической литературы, логический анализ генезиса проблемы, наблюдение, анкетирование, интервьюирование, обобщение передового опыта по проблеме исследования.
Второй этап (2004 — 2005 гг.) — опытно-аналитический. Основное внимание на данном этапе уделялось выявлению содержания и структуры имиджа спортивного тренераконструировалась структурная модель, и выявлялись факторы его формирования. Проводилась методическая работа с тренерами и другими специалистами, участвующими в эмпирическом исследовании имиджа, и само исследованиеопределялись корреляционные отношения между экспертной оценкой имиджа конкретных тренеров и результативностью подопечных команд.
Методами исследования на втором этапе выступали: анализ, наблюдение, беседа, интервьюирование, метод фокус-групп, моделирование, метод экспертных оценок, методы математической статистики и обработка эмпирических данных.
Третий этап (2006 — 2007 гг.) — контрольно-обобщающий. Разрабатывалась программа тренинга личностно-профессионального роста, нацеленного на оптимизацию имиджа. Осуществлялась экспериментальная проверка эффективности тренинговой методики формирования имиджа тренерапроводилась систематизация и обобщение полученного материала, формулировались выводывыполнялось оформление диссертационного исследования и разрабатывались методические рекомендации.
Основными методами изыскания явились: наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики, анализ, интерпретация и обобщение продуктов изыскания.
Научная новизна исследования.
1. В исследовании разработана структурная модель и обоснована ранговая организация ее компонентов, отражающих комплекс взаимосвязанных личностно-профессиональных характеристик тренера в соответствии со степенью их значимости в эффективности имиджа.
2. Выявлены факторы формирования имиджа спортивного тренера с учетом того, что процесс построения имиджа имеет двойную детерминациювнешнюю (педагогическое воздействие) и внутреннюю (личностные качества и умения) при решающей роли внутренних движущих сил субъекта, вектор развития которому устойчиво задан в ходе реализации педагогических воздействий.
3. Разработана и в опытно-экспериментальной работе апробирована комплексная программа формирования имиджа тренера в условиях организации тренинга личностно-профессионального роста с опорой на следующие принципы педагогической деятельности: целенаправленность, системность, субъ-ектность деятельности.
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что они расширяют представления о средствах и факторах оптимизации психолого-педагогического воздействия на спортсменовмогут служить теоретической базой для рационализации системы подготовки спортсменов к высшим достижениямдополняют теорию спорта в части требований к профессионально важным качествам тренера, закономерно отображаемым в профессиональном имидже и влияющим на успешность деятельности. Апробация разработанной методики формирования имиджа тренера дополняет представления о возможности педагогического содействия процессу профессиональной подготовки спортивных тренеров.
Практическая значимость исследования. Положения и выводы, полученные в диссертационном исследовании, методические рекомендации, направленные на формирование эффективного имиджа спортивного тренера, используются в процессе подготовки и осуществления профессиональной деятельности специалистов физкультурно-спортивного профиляони включены в спецкурсы для студентоввнесли свой вклад в решение вопросов мотивации тренерского корпуса к активным действиям, направленным на самосовершенствование и профессиональный рост.
Выводы и рекомендации по результатам исследования носят неспецифический характер и могут быть использованы при подготовке и переподготовке специалистов в области физической культуры и спорта, психологами спортивных команд, а также непосредственно самими тренерами различных видов спорта для построения имиджа и повышения успешности профессиональной деятельности.
Достоверность и обоснованность научных результатов и выводов исследования обеспечивается опорой в познании на практикулогикой исходных методологических предпосылок, основанных на положениях системного, деятельностного и акмеологических подходовиспользованием комплекса методов, адекватных объекту, целям и задачам исследованияпреемственностью и взаимообусловленностью результатов, полученных на различных этапах исследованиясочетанием количественного и качественного анализарепрезентативностью объема выборки и статистической значимостью опытно-экспериментальных данных.
Личный вклад автора в получении результатов определяется: а) разработкой общего замысла исследования, ведущих его положений, методики проведения опытно-экспериментальной работы по настоящей проблемеб) руководством и проведением опытной работыв) получением эмпирических данных, теоретическим обобщением и интерпретацией результатов изыскания.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на методологических семинарах Школы педагога-исследователя УралГУФК (рук. проф. А.Я. Найн), кафедр педагогики, теории и методики физического воспитания, теории и методики спортивных игр УралГУФК с 2004 по 2007 гг.- результаты работы рассматривались на конференциях городского, областного и регионального масштаба: научно-методическая конференция УралГАФК «Оптимизация учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях физической культуры» (Челябинск, 2004;2006 гг.), городская научно-практическая конференция «Проблемы совершенствования профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту» (Екатеринбург, 2004 г.), научно-методическая конференция УралГУФК и ЧелГНОЦ УрО РАО «Проблемы физкультурно-педагогического образования в Уральском регионе» (Челябинск, 2005;2007 гг.).
Результаты диссертационного исследования внедрены в педагогический процесс кафедры теории и методики спортивных игр УралГУФК, в процесс осуществления профессионально-спортивной деятельности МУДОД ДЮСШ № 13 г. Челябинска и спортивный клуб «Инхело» г. Кыштыма. По материалам исследования имеются акты внедрения.
На защиту выносятся следующие положения.
1. Структурно-образующим основанием формирования имиджа спортивного тренера выступает модель, отражающая систему личностно-профессиональных характеристик, структурированных в порядке убывания степени их значимости в эффективности имиджа: авторитет, поведение в соревновательной деятельности, отношение к спортсменам, поведение в тренировочной деятельности, волевые качества, лидерское поведение, коммуникативные качества, интеллект, нравственность, отношение к спорту, отношение к коллегам, отношение к себе, внешние данные.
2. Важным условием формирования и совершенствования имиджа тренера в процессе подготовки и осуществления профессиональной деятельности является развитие системы личностных качеств и умений обладателя имиджа, выступающих в роли мотивационного, компетентностного, рефлексивного, коммуникативного и регулятивного факторов. Движущие силы последних возрастают вследствие функционирования системообразующего методического фактора, направленного на их развитие и усиление связей между ними посредством овладения специальными методическими приемами.
3. Эффективность методики формирования имиджа спортивного тренера может быть повышена при условии реализации комплексной программы тренинга личностно-профессионального роста в сочетании с лекционным материалом и опорой на следующие принципы педагогической деятельности: целенаправленность, системность, субъектность деятельности.
Структура и объем диссертации
Работа состоит из введения, трех глав, заканчивающихся выводами, заключения, списка использованной и цитируемой литературы, включающего 196 наименований (12 на иностранном языке) и приложений. В работе содержится 6 схем, 13 таблиц, 1 диаграмма и 6 гистограмм.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Выполненное диссертационное исследование посвящено проблеме повышения эффективности формирования имиджа спортивного тренера как фактора результативности соревновательной деятельности подопечных спортсменов. Ведь именно имидж выступает опосредующим звеном между личностью тренера и психолого-педагогическим воздействием на эмоции, поведение и отношения членов команды и как следствие — результативность соревновательной деятельности.
Критический анализ философской, психолого-педагогической специальной литературы показал, что, хотя имидж сегодня активно изучается учеными в различных отраслях науки, работ, посвященных изучению этого феномена на материалах спорта, крайне недостаточно. На сегодняшний день мало изученным в ряду других оказался и вопрос о взаимосвязи имиджа тренера с результативностью соревновательной деятельности. Обращенность к данной проблематике обусловлена острой ситуацией в практике российского спорта, заключающейся в нехватке эффективных, успешных тренеров, способных приводить учеников к высоким достижениям. Особенно актуальным это положение становится в рамках реализации федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 20 062 015 годы».
Таким образом, система профессиональной подготовки специалистов в области физической культуры и спорта нуждается в эффективных методиках, нацеленных на совершенствование имиджа спортивного тренера, на комплексное развитие профессионально важных качеств, влияющих на эффективность его труда по основным характеристикам, на формирование потребности в самосовершенствовании, направленности на саморазвитие и самообразование в течение всей профессиональной деятельности.
Цель исследования в целом достигнута, что стало возможным благодаря решению ряда задач, поставленных на начальном этапе изыскания. Апробация тренинговой методики формирования имиджа и педагогических условий ее реализации, полученные положительные результаты подтверждают достаточность данных условий и позволяют сделать выводы, согласующиеся с задачами исследования. Прежде чем изложить выводы дадим краткий анализ проблемы изыскания, выявляющий предпосылки формирования эффективного имиджа спортивного тренера.
Исходным теоретическим положением в нашем изыскании стал анализ понятия «имидж» и выход через него на авторское трактование понятия «имидж спортивного тренера». Под ним мы понимает целенаправленно формируемый образ-представление тренера, имеющий характер стереотипа и оказывающий эмоционально-психологическое воздействие на определенных лиц.
Имидж спортивного тренера выполняет побудительную функцию в силу взаимосвязи с социальной установкой по отношению к прообразу, которая в свою очередь способствует мобилизации внутренних ресурсов спортсменов, позволяет сохранять направленность деятельности и энергетический потенциал на решение сложных соревновательных ситуаций. Чтобы добиться большего положительного эффекта от психолого-педагогического воздействия тренеру необходимо вызывать у спортсменов соответствующий психологический отклик. Положительная оценка тренера и релевантный ей энергетический заряд придают динамику побудительным мотивам спортсменов. Посредством позитивного имиджа, вызывающего соответствующую социальную установку, тренер имеет возможность способствовать достижению в спортивной команде антропосинергетических эффектов внутреннего и группового планов, направляя мобилизованные ресурсы на рост спортивных результатов.
Полученные в исследовании эмпирические данные позволяют констатировать тесную позитивную корреляцию между суммарной оценкой имиджа тренера, определяемой по совокупности составляющих его компонентов, и результативностью соревновательной деятельности подопечной команды. Это подтверждает активность имиджа и правомерность его рассмотрения как фактора повышения результативности соревновательной деятельности.
Имидж с большей вероятностью будет влиять на поведение спортсменов и результативность соревновательной деятельности тогда, когда он будет ярким, простым, однозначным, соответствующим представлениям спортсменов об идеальном тренере и требованиям конкретной ситуации. А теперь на основе анализа проблемы исследования изложим выводы по результатам решения задач.
1. При решении первой задачи, разрабатывая структурную модель, мы исходили из того, что имидж имеет характер стереотипного, но целостного психического образа, он должен иметь четкую, несложную структуру. В ней целесообразно представлять в совокупности, взаимодополняемости и взаимозависимости три компонента: личностный, поведенческий и компонент отношений, поскольку тренер не существует вне деятельности и общения. Достоинство такой структуры в том, что она представляет не только обобщенные личностно-профессиональные качества тренера и особенности отношений, но и поведенческие его характеристики, которые обеспечивают гибкость имиджу, его способность к ситуативным изменениям.
Чтобы имидж обладал силой воздействия, он должен гипертрофировать ограниченное количество конкретных характеристик тренера, наполняющих содержание трехкомпонентной структуры и имеющих ранговую организацию в соответствии со степенью значимости: авторитет, поведение в соревновательной деятельности, отношение к спортсменам, поведение в тренировочной деятельности, волевые качества, лидерское поведение, коммуникативные качества, интеллект, нравственность, отношение к спорту, отношение к коллегам, отношение к себе, внешние данные.
2. Решая следующую задачу, мы выявили: важным условием формирования и совершенствования имиджа тренера в процессе подготовки и осуществления профессиональной деятельности является развитие системы личностных качеств и умений обладателя имиджа, выступающих в роли мотиваци-онного, компетентностного, рефлексивного, коммуникативного и регулятивного факторов. Движущие силы последних возрастают вследствие функционирования системообразующего методического фактора, направленного на их развитие и усиление связей между ними посредством овладения специальными методическими приемами.
Таким образом, учитывая преломляющую роль внутренних детерминант, опосредующих влияние внешнего воздействия, тренера (будущего тренера) имеет смысл рассматривать как активного субъекта совершенствования собственного профессионального имиджа, вектор развития которому должен быть устойчиво задан в ходе реализации педагогических воздействий.
3. Реализация программы тренинга личностно-профессионального роста в сочетании с лекционной подачей материала и опорой на принципы целенаправленности, системности и субъектности содействовали статистически достоверному повышению тестовых показателей выраженности базисных качеств и умений, выступающих в роли факторов формирования имиджа, у представителей экспериментальной выборки по сравнению с контрольной после проведения педагогического эксперимента.
Таким образом, эффективность формирования имиджа спортивного тренера (будущего тренера) зависит от внедрения в образовательную систему подготовки специалистов по физической культуре и спорту специальной методики, включающей в совокупности диагностические средства, авторскую программу тренинга личностно-профессионального роста в сочетании с лекционным курсом, структурно-образующую модель имиджа спортивного тренера, систему факторов формирования имиджа. При таком содержании и форме проведения занятий создается учебно-пространственная среда, организованная на основе анализа современных научных психолого-педагогических данных, которая позволяет повысить у обучаемых мотивацию к саморазвитию, личностно-профессиональному росту, тем самым, превращая в перспективе процесс формирования имиджа в перманентный процесс.
4. В рамках решения четвертой задачи исследования были разработаны методические рекомендации для преподавателей, тренеров и студентов ВУЗов физкультурного профиля. Они помогут с научной обоснованностью формировать профессиональный имидж, обусловливая успешность психолого-педагогического воздействия на спортсменов, внося вклад в оптимизацию системы спортивной подготовки и способствуя прогрессу спортивных достижений.
Проведенное экспериментальное исследование не является исчерпывающим. Дальнейшие научные поиски могут быть посвящены изучению недостаточно исследованных аспектов проблемы изыскания: особенностей формирования имиджа тренера в зависимости от половозрастных характеристик подопечных спортсменов, уровня их спортивного мастерствавопросов контролируемого оптимизирующего воздействия на имидж тренера с одновременным отслеживанием изменений результативности соревновательной деятельностидополнительных условий и детерминант, положительно влияющих на процесс формирования.
Список литературы
- Абульханова-Славская А. К. Стратегия жизни / А.К. Абульханова-Славская. -М.: Мысль, 1991.-299 с.
- Аксельрод А. 201 способ победить в ситуациях трудного общения : пер. с англ. / А. Аксельрод. — Челябинск: Урал LTD, 1999. — 189 с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. — СПб.: Питер, 2001.-288 с.
- Андреева Г. М. Психология социального познания / Г. М. Андреева. -М.: Аспект Пресс, 2003. — 288 с.
- Андреева Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. — М.: Аспект Пресс, 2001.-376 с.
- Андреева Г. М. Общение и оптимизация совместной деятельности / Г. М. Андреева. — М.: Изд-во МГУ, 1987. — 302 с.
- Андриади И.П. Детерминанты авторитета педагога / И. П. Андриади, О. В. Ржанникова // Теория и практика физической культуры. — 1997. — № 1. -С. 24−26.
- Антипов В.В. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям / В. В. Антипов. — М.: ВЛАДОС-Пресс, 2002. — 173 с.
- Аристов Л.В. Физическая культура: отрасль в новых условиях хозяйствования / Л. В. Аристов, С. П. Шпилько. — М.: Экономика, 1991. — 144 с.
- Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию: пер. с англ. М. А. Ковальчука / Э. Аронсон. — М.: Аспект-Пресс, 1999.-517 с.
- Асмолов А.Г. Деятельность и установка / А. Г. Асмолов. — М.: МГУ, 1979.-150 с.
- Батороев К.Б. Аналогии и модели в познании / К. Б. Батороев. -Новосибирск: Наука, 1981. — 319 с.
- Бабушкин Г. Д. Психология труда тренера по спорту : учеб. пособие/ Г. Д. Бабушкин. — Омск: ОГИФК, 1985. — 85 с.
- Белорусова В.В. Основы профессионально- педагогического мастерства преподавателя (тренера) / В. В. Белорусова. — JI.: ГДОИФК, 1988. -31 с.
- Берман А. Особенности профессиональной адаптации тренеров в зависимости от их волевых качеств : автореф. дис. канд. психол. наук / А. Берман — СПГАФК. — Спб., 2002. — 17 с.
- Берд П. Продай себя. Тактика совершенствования Вашего имиджа / П. Берд. — Минск: Амалфея, 1997. — 208 с.
- Бжалава И.Т. Установка и поведение / И. Т. Бжалава. — М.: Знание, 1968.-48 с.
- Бизяева A.A. Рефлексивные процессы в сознании и деятельности учителя : автореф. дис. канд. психол. наук / A.A. Бизяева — ЛГПИ- СПб., 1993.-23 с.
- Богданов E.H. Введение в акмеологию: издание второе, переработанное и дополненное / E.H. Богданов, В. Г. Зазыкин. — Калуга: КГПУ, 2001. — 145 с.
- Богатырев Е. Тренеры 20 века / Е. Богатырев // Физкультура и спорт. -2001.-№ 2.-С. 4−5.
- Бодалев A.A. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения / A.A. Бодалев. — М.: Флинта: Наука, 1998. -168 с.
- Бодалев A.A. Личность и общение / A.A. Бодалев. — М.: Изд-во межд. пед. академии, 1995. — 328 с.
- Бозаджиев B. JL Имидж педагога: учеб. пособие / B.JI. Бозаджиев. -Челябинск: Изд-во «Фрегат», 2004. — 232 с.
- Бороздина Г. В. Психология делового общения / Г. В. Бороздина. -М.: Инфра-М, 1999.-224 с.
- Браун J1. Имидж — путь к успеху / JI. Браун. — СПб.: Питер, 2000.192 с.
- Вартофский М.Н. Модели. Репрезентация и научное понимание: пер. с англ. / М. Н. Вартофский. — М.: Прогресс, 1988. — 507 с.
- Василюк Ф.Е. Психология переживания / Ф. Е. Василюк. — М.: МГУ, 1984.- 198 с.
- Власов Ю.Н. Справедливость силы: из истории высшей спортивной силы / Ю. Н. Власов. — М.: Молодая гвардия, 1984. — 304 с.
- Выготский JI.C. Педагогическая психология / J1.C. Выготский. — М.: Педагогика-Пресс, 1999. — 536 с.
- Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии / Т. П. Гаврилова // Вопросы психологии. — 1975. — № 2.
- Гогунов E.H. Психология физического воспитания и спорта : учеб. пособие / E.H. Гогунов, Б. И. Мартьянов. — М.: Академия, 2000. — 288 с.
- Гончаров В.Д. Человек в мире спорта : социально-психологические аспекты / В. Д. Гончаров. — М.: Физкультура и спорт, 1978. — 97 с.
- Горанчук В.В. Психология делового общения и управленческих воздействий / В. В. Горанчук. — СПб.: Нева- М.: OJ1MA — ПРЕСС Инвест, 2003. -288 с.
- Горянина В.А. Психология делового общения : учеб. пособие / В. А. Горянина. — М.: Академия, 2002. — 416 с.
- Григорьева Г. Г. Основы конструктивного общения / Г. Г. Григорьева. — Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та- М.: Совершенство, 1997. — 168 с.
- Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: введение в психологию активности / Л. П. Гримак. — М.: Политиздат, 1989. — 319 с.
- Гриндер Д. Из лягушек в принцы / Д. Гриндер, Р. Бэндлер. — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1993. — 207 с.
- Гуськов С.И. Государство и спорт: о государственной политике зарубежных стран в области физического воспитания и спорта / С. И. Гуськов. -М.: Полиграф, сервис, 1996. — 176 с.
- Гуськов С.И. Игра называется «деньги» («moneyball): все о профессиональном спорте в США) / С. И. Гуськов. — М.: Полиграф, сервис, 1998. -195 с.
- Деркач A.A. Акмеологические основы развития профессионала / A.A. Деркач. — М.: Изд-во Мое. псих.-соц. ин-та — Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004.-752 с.
- Деркач A.A. Профессионализм деятельности в особых и экстремальных условиях / A.A. Деркач, В. Г. Зазыкин. — М.: Изд-во РАГС, 1988. -185 с.
- Деркач A.A. Творчество тренера / A.A. Деркач, A.A. Исаев. — М.: Физкультура и спорт, 1982. — 239 с.
- Джамгаров Т.Т. Лидерство в спорте / Т. Т. Джамгаров, В. И. Румянцева. — М.: Физкультура и спорт, 1983. — 80 с.
- Джеймс Дж. Эффективный самомаркетинг. Искусство создания положительного образа / Дж. Джеймс — М.: 1999, — 219 с.
- Джидарьян И.А. Представления о счастье в российском менталитете / И. А. Джидарьян. — СПб.: Алетейя, 2001. — 240 с.
- Джи Б. Имидж фирмы. Планирование, формирование, продвижение / Б. Джи. — СПб.: Изд-во «Питер», 2000. — 224 с.
- Дмитриева Е.В. Метод фоку-групп: проблемы подготовки, проведения, анализа / Е. В. Дмитриева // Социологические исследования. — 1999. -№ 8.-С. 133−139.
- Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов : учебник / О. Ю. Ермолаев. — 3-е изд., испр. — М.: Изд-во Мое. псих.-соц. ин-та «Флинта», 2004. — 336 с.
- Елагин М. Г Педагогические условия формирования имиджа офицера в образовательном процессе вуза: автореф. дис. канд. пед. наук / М. Г. Елагин — ОГПУ. — Оренбург, 2005. — 25 с.
- Завалова Н.Д. Образ в системе психической регуляции деятельности/ Н. Д. Завалова, Б. Ф. Ломов, Б. Ф. Пономаренко. М.: Наука, 1986. — 172 с.
- Завьялова О.Б. Формирование профессионального речевого имиджа будущего тренера по борьбе: автореф. дис. канд. пед. наук / О. Б. Завьялова — КГПУ. — Красноярск, 2000. — 20 с.
- Загайнов P.M. Рядом с Ягудиным / P.M. Загайнов // Физкультура и спорт. — 2003. — № 10. — С. 6., ч S
- Загайнов P.M. Проклятие профессии: бытие и сознание / P.M. Загайнов. — М.: Смысл, 2001.-570 с.
- Зазыкин В.Г. Психологические характеристики эффективного политического имиджа/В.Г. Зазыкин, Н. Э. Белоусова. — М.: Агент, 1999. — 86 с.
- Зазыкин В.Г. Психологические основы «паблик рилейшнз» : учеб. пособие / В. Г. Зазыкин. — Калуга: КГПУ, 2001. — 192 с.
- Занковский А.Н. Организационная психология / А. Н. Занковский. -М.: Изд-во Мое. псих.-соц. ин-та «Флинта», 2000. — 648 с.
- Зайцева Т.В. Теория психологического тренинга : психологический тренинг как инструментальное действие / Т. В. Зайцева. — СПб.: Речь — М.: Смысл, 2002. — 80 с.
- Зимбардо Ф. Социальное влияние / Ф. Зимбардо, М. Ляйппе. — СПб.: Питер, 2000. — 448 с.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология : учеб. пособие / И. А. Зимняя. — М.: Логос, 2002. — 382 с.
- Зинченко В.П. Образ и деятельность / В. П. Зинченко. — М.: Ин-т практ. псих.- Воронеж: НПО «МОДЕК», 1997. — 608 с.
- Знаков В.В. Понимание в познании и общении / В. В. Знаков. — М.: ИП РАН, 1994. -235 с.
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. — СПб.: Питер, 2003. -512с.
- Инамори К. Страсть к успеху: Японское чудо: пер. с англ. / К. Ина-мори. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. — 299 с.
- Кабаченко Т.С. Методы психологического воздействия / Т.С. Каба-ченко. — М.: Пед. общ-во России, 2000. — 539 с.
- Камалетдинов В.Г. Развитие культуры управления физкультурно-спортивной деятельностью : дис. д-ра пед. наук / В. Г. Камалетдинов — УралГАФК. — Челябинск, 2002. — 357 с.
- Кваснюк Л.Я. Исследование творческой стратегии поведения тренеров по спорту : автореф. дис. канд. психол. наук / Л. Я. Кваснюк — СПбГАФК. — СПб., 1997. — 17 с.
- Кови С. 7 навыков лидера : пер. с англ. / С.Кови. — Минск: ВЕГА-ПРИНТ, 1996.-434 с.
- Козлов В.В. Управление конфликтом / В. В. Козлов, A.A. Козлова. -М.: Экзамен, 2004. — 224 с.
- Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения / Н. И. Козлов. — Екатеринбург: АРД ЛТД, 1997. — 137 с.
- Козловская С.Н. Психолого-акмеологические аспекты индивидуального стиля деятельности руководителя / С. Н. Козловская. — Магнитогорск: Изд. Магн. гос. ун-та, 2000. — 60 с.
- Коломейцев Ю.А. Взаимоотношения в спортивной команде Ю.А. Коломейцев. — М.: Физкультура и спорт, 1984. — 128 с.
- Конюхов Н.И. Словарь-справочник по психологии / Н. И. Конюхов. — М.: Академия, 1996. — 160 с.
- Корх А.Я. Тренер: деятельность и личность / А. Я. Корх. — М.: Тер-ра-Спорт, 2000.- 118 с.
- Костихина Н.М. Акмеологические аспекты профессионально-педагогической подготовки специалиста по физической культуре и спорту / Н. М. Костихина // Теория и практика физической культуры. — 2005. — № 10. -С. 12−16.
- Кретти Брайент Дж. Психология в современном спорте: пер. с англ. / Брайент Дж. Кретти. — М.: Физкультура и спорт, 1978. — 224 с.
- Крижанская Ю.С. Грамматика общения / Ю. С. Крижанская, В. Г. Третьяков. — Л.: ЛГУ, 1990. — 204 с.
- Кристофер Э. Тренинг лидерства / Э. Кристофер, Л.Смит. — СПб.: Питер, 2000. — 320 с.
- Кривцова C.B. Педагогическая технология : психотехнический подход к воспитанию / C.B. Кривцова // Журнал практического психолога. -1998.-№ 9. С. 9−25.
- Кричевский Р.Л. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе / Р. Л. Кричевский. — М.: Изд-во МГУ, 1985. — 220 с.
- Кричевский Р.Л. Если Вы — руководитель. / Р. Л. Кричевский. -М.: Дело, 1993.-342 с.
- Кричевский Р.Л. Социальная психология: личность и общение: учеб. пособие / Р. Л. Кричевский. — М.: Изд-во РАГС, 2000. — 158 с.
- Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов / Л. П. Крысин. -3-е изд., стереотип. /. — М.: Русский язык, 2001. — 856 с.
- Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н. В. Кузьмина. — М.: Высшая школа, 1990. -255 с.
- Кулюткин Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя / Ю. Н. Кулюткин // Вопросы психологии. — 1986. — № 2. -С. 49−53.
- Лабунская В.А. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция: учеб. пособие / В. А. Лабунская, Ю.А. Мендже-рецкая, Е. Д. Бреус — М.: Академия, 2001. — 288 с.
- Левин К. Динамическая психология: избранные труды / К.Левин. -М.: Смысл. 2001.-572 с.
- Лев Яшин в воспоминаниях современников / под общ. ред. Б. М. Левина. — М.: Терра-Спорт, — 1999. — 249 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев.
- М.: Политиздат, 1975.-302 с.
- Леонтьев A.A. Психология общения / A.A. Леонтьев. — М.: Смысл, 1999.-365 с.
- Лесгафт П.Ф. Избранные труды / П.Ф. Лесгафт- сост. И. Н. Решетень — М.: Физкультура и спорт, 1987. — 358 с.
- Лобановский В.В. Бесконечный матч / В. В. Лобановский. — М.: Физкультура и спорт, 1989. — 191 с.
- Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии / Б. Ф. Ломов. — М.: Педагогика, 1991. — 296 с.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы в психологии / Б. Ф. Ломов. — М.: Наука, 1999. — 349 с.
- Лурия А.Р. Природа человеческих конфликтов: Объективное изучение дезорганизации поведения человека / А. Р. Лурия. — М.: Когито-центр, 2002. — 525 с.
- Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений: пер. с англ. / Г. Л. Лэндрет. — М.: Междунар. пед. акад., 1994. — 368 с.
- Магун B.C. Потребности и психология социальной деятельности личности / B.C. Магун. — Л.: Наука, 1983. — 176 с.
- Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. — СПб.: Питер, 2001.-752 с.
- Марасанов Г. И. Социально-психологический тренинг / Г. И. Мара-санов. — М.: Когито-Центр, 2001. — 251 с.
- Мартене Р. Социальная психология и спорт : пер. с англ. / Р. Мартене. — М.: Физкультура и спорт, 1979. — 176 с.
- Маркова А.К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. — М.: Междунар. гуманит. фонд «Знание», 1996. — 308 с.
- Маслоу А. Мотивация и личность : пер. с англ. / А. Маслоу. -СПб.: Евразия, 1999. — 478 с.
- Матвейчук К.А. Формирование установки на занятия физическойкультурой / К. А. Матвейчук. — Магнитогорск: Изд. МГТУ, 1999. — 146 с.
- Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры : учеб. для ин-тов физ. культуры / Л. П Матвеев. — М.: Физкультура и спорт, 1991. -543 с.
- Местечкин В.И. Практическая психология управления: коммуникативная компетентность / В. И. Местечкин. — Челябинск: Изд-во ЧИРПО, 1998.-92 с.
- Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности / B.C. Мерлин. -М.: Педагогика, 1986. — 253 с.
- Моделирование деятельности специалиста на основе комплексного исследования / под ред. Е. Э. Смирновой. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. — 176 с.
- Мутисов Г. Покой и воля / Г. Мутисов, Т. Журавель // Ргоспорт. -2004. -№ 5.-С. 58−71.
- Мясищев В.Н. Психология отношений / В. Н. Мясищев. — М.: Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1998. — 368 с.
- Найн А.Я. Современный словарь-справочник нового педагогического мышления / А. Я. Найн. — Челябинск: Чел. фил. УГНОЦ РАО, 2000. -28 с.
- Найн А.Я. Рефлексивное управление образовательным учреждением : теоретические основы / А. Я. Найн. — Шадринск: Изд-во ПО «Исеть», 1999.-328 с.
- Никандров В.В. Моделирование как метод психологии / В.В. Ни-кандров // Вестник Санкт-Петербургского университета. — 2001. — Сер. 6., № 6.-С. 98−110.
- Николаев А.Н. Успешность деятельности тренера / А. Н. Николаев // Теория и практика физической культуры. — 2003. — № 12. — С. 29−32.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка / под ред. Н. Ю. Шведовой. -18-е изд., стереотип. / С. И. Ожегов. — М.: Русский язык, 1986. — 797 с.
- Озолин Э.С. Психология — фактор, определяющий успех в спорте(по страницам зарубежной печати) / Э. С. Озолин // Теория и практика физической культуры. -2004. — № 11. — С. 26,39−41.
- Ольшанский Д.В. Основы политической психологии / Д. В. Ольшанский. — Екатеринбург: Деловая книга, 2001. — 496 с.
- О’Коннор Дж. Введение в НЛП / Дж. О’Коннор, Дж. Сеймор. — Челябинск: Версия, 1997. — 256 с.
- Панасюк А.Ю. Вам нужен имиджмейкер? Или о том, как создать свой имидж / А. Ю. Панасюк. -М.: Дело, 2001. — 240 с.
- Панасюк А.Ю. А что у него в подсознании? / А. Ю. Панасюк. — М.: Дело, 1997.-309 с.
- Панасюк А.Ю. Я — Ваш имиджмейкер и готов помочь сформиро1. V Vвать Ваш профессиональный имидж / А. Ю. Панасюк. — М.: Дело, 2003. -238 с.
- Паркинсон Дж. Люди делают то, что нужно Вам / Дж. Паркинсон. — 2-е изд. — М.: Яхтсмен, 1996. — 154 с.
- Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории Б.Д. Парыгин. — М.: Мысль, 1971. — 352 с.
- Парыгин Б.Д. Анатомия общения : учеб. пособие / Б. Д. Парыгин. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999. — 301 с.
- Перелыгина Е.Б. Имидж как феномен интерсубъектного взаимодействия : дис. д-ра психол. наук / Е. Б. Перелыгина — РАГС. — М., 2003. -1055 с.
- Петрова Е.А. Имидж педагога / Е. А. Петрова. — М.: Изд-во Акад. проф. образования, 2003. — 48 с.
- Петровский A.B. Личность. Деятельность. Коллектив / A.B. Петровский. -М.: Политиздат, 1982.-225 с.
- Петровский A.B. Введение в психологию / A.B. Петровский. — М.: Академия, 1995, — 407 с.
- Пиз А. Язык телодвижений / А. Пиз. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.272 с.
- Позднышев E.B. Имидж спортсмена / Е. В. Позднышев. — Киев: ЧПП, 2002.-140 с.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов. -М.: Наука, 1986.-254 с.
- Политическое консультирование / под ред. Е. Егоровой-Гантман, И. Минтусова. -М.: Центр Политического исследования «Николо-М», 1999. -471с.
- Попов Д.В. Взаимосвязь предстартовых состояний тренера и спортсмена : автореф. дис. канд. психол. наук / Д. В. Попов — СПГАФК. -СПб., 2002.-17 с.
- Почепцов Г. Г. Имиджелогия / Г. Г. Почепцов. — М.: «Рефл-бук» — Киев: Ваклер, 2001. — 704 с.
- Психогимнастика в тренинге / под ред. Н. Ю. Хрящевой. — Спб.: Ювента, 1999.-256 с.
- Психология. Словарь / под общей ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
- Психология толпы: социальные и политические механизмы воздействия на массы / под ред. Е. Кривцовой, С. Абовской, А. Саукова. — М.: Изд-во «Эксмо» — СПб.: Терра Fantastica, 2003. — 800 с.
- Растянников A.B. Рефлексивное развитие компетентности в совместном творчестве / A.B. Растянников, С. Ю. Степанов, Д. В. Ушаков. — М.: Пер СЭ, 2002. -319 с.
- Росс JI. Человек и ситуация. Перспективы социальной психологии / JI. Росс, Р. Нисбет. — М.: Аспект Пресс, 1999. — 429 с.
- Родионов A.B. Основные направления развития психологии спорта / A.B. Родионов // Теория и практика физической культуры. — 2003. — № 10. -С. 20−22.
- Родиченко B.C. Олимпийская идея для России / B.C. Родиченко.
- М.: Советский спорт, 1998. — 151 с.
- Романов A.JI. Управленческая имиджелогия / A.JI. Романов, A.A. Хадырев. — Тверь: Гере, 1998. — 244 с.
- Рубинштейн C. JL Основы общей психологии C.JI. Рубинштейн. -СПб.: Питер, 2001. — 720 с.
- Рубинштейн C.JI. Избранные философско-психологические труды / C.JI. Рубинштейн. — М.: Наука, 1997. — 462 с.
- Рубин М.А. Управленческие умения тренеров по футболу и педагогические средства их формирования : автореф. дис. канд. пед. наук / М. А. Рубин — СпбГАФК. — Спб, 2003. — 16 с.
- Саная М.В. Психологические особенности деятельности и личности тренера : лекции для студентов / М. В. Саная. — М.: Изд-во РГАФК, 1997. -25 с.
- Сериков Г. Н. Основание педагогических исследований / Г. Н. Сериков. — Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2005. — 238 с.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. — СПб.: Речь, 2000. -233 с.
- Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию / Е. В. Сидоренко. — СПб.: Речь, — 2001. — 256 с.
- Семенов И.Н. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвитии личности / И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов // Вопросы психологии.-1983.- № 2.-С. 35−42.
- Соломонов О. Искусство управлять людьми. Простые решения сложных проблем / О. Соломонов. — М.: ЗАО «Центрополиграф», 2003. -283 с.
- Сорины, сестры. Истоки имиджа или одежда женщины в азбуке общения / Сорины, сестры. — М.: Гном-Пресс, 1999. — 192 с.
- Сорины, сестры. Необходимый имидж или как произвести нужное впечатление с помощью одежды / Сорины, сестры. — М.: Гном-Пресс, 1999.216с.
- Славнова Т.О. Методы психической саморегуляции : учебно-методическое пособие / Т. О. Славнова. — М.: Моск. открытый социальный ун-т, 2000.-38 с.
- Спиллейн М. Создайте свой имидж. Руководство для мужчин / М. Спилейн. — М.: Олма-Пресс, 1996. — 166 с.
- Станиславская И.Г. Психологические различия успешных и неуспешных тренеров / И. Г. Станиславская // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 1999. — № 1. — С. 36−37.
- Стариченко Б.Е. Обработка и представление данных педагогических исследований с помощью компьютера / Б. Е. Стариченко. — Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 2004. — 108 с.
- Тарасенко H.A. Формирование индивидуального имиджа будущего учителя : автореф. дис. канд. пед. наук / H.A. Тарасенко — ОГПУ. -Оренбург, 2002.-21 с.
- Труднев И.В. Особенности формирования индивидуального стиля тренера в профессиональной деятельности : автореф. дис. канд. пед. наук / И. В. Труднев — РГУФК. — М., 2005. — 24 с.
- Толочек В.А. Стили профессиональной деятельности / В.А. Толо-чек. — М.: Смысл, 2000. — 199 с.
- Тейлор Ш. Социальная психология / Ш. Тейлор, Л. Пипло, Д. Сире. — 10-е изд. — СПб.: Питер, 2004. — 767 с.
- Узнадзе Д.Н. Психологические исследования / Д. Н. Узнадзе. — М.: Наука, 1996.-451 с.
- Узнадзе Д.М. Теория установки / Д. Н. Узнадзе. — М.: Ин-т практ. психологии — Воронеж: НПО «Модэк», 1997. — 447 с.
- Федотов A.B. Психолого-педагогические аспекты деятельности спортивного менеджера : автореф. дис. канд. пед. наук / A.B. Федотов — МГАФК. — М., 2006. — 35 с.
- Фейгенберг И.М. Видеть — предвидеть — действовать / И.М. Фей-генберг. -М.: Знание, 1986. — 158 с.
- Фейхермен А. Личность и социальное поведение А. Фейхермен. -СПб.: Питер, 2001.-360 с.
- Феофанов O.A. Реклама : новые технологии в России / O.A. Феофанов. — СПб.: Питер, 2001.-384 с.
- Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса / Л. Фестингер. -СПб.: Речь, 2000.-317 с.
- Ханин Ю.Л. Психология общения в спорте / Ю. Л. Ханин. — М.: Физкультура и спорт, 1980. — 209 с., ч
- Хекхаузен X. Мотивация и деятельность / X. Хекхаузен. — М.: Педагогика, 1986. -Т.1.- 407 с.
- Хозяинов Г. И. Акмеолгия физической культуры и спорта: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. И. Хозяинов, Н. В. Кузьмина, Л. Е. Варфоломеева. — М.: Академия, 2005. — 208 с.
- Чайковская Е.А. Конек удачи : Воспоминания тренера по фигурному катанию / Е. А. Чайковская. — М.: Советский спорт, 1994. — 218 с.
- Чалдини Р. Психология влияния / Р. Чалдини. — СПб.: Питер, 2001.-288 с. ч ч
- Чем счастлив тренер.: очерки, зарисовки, интервью / под общ. ред. М. Н. Лукашева. — М.: Физкультура и спорт, 1987. — 175 с.
- Шаболтас A.B. Мотивы занятия спортом высших достижений в юношеском возрасте: автореф. дис. канд. психол. наук / A.B. Шаболтас — СПГАФК. — СПб., 1998. — 19 с.
- Шейнов В.П. Как управлять другими. Как управлять собой. (Искусство менеджера) / В. П. Шейнов. — М.: Амалфея, 1996. — 384 с.
- Шепель В.М. Имиджелогия: Секреты личного обаяния / В.М. Ше-пель. — М.: Культура и спорт: Юнити, 1996. — 320 с.
- Шепель В.М. Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология / В. М. Шепель. — М.: Народное образование, 1999.-432 с.
- Шибутани Т. Социальная психология / Т. Шибутани. — М.: Экономика, 1990. — 344 с.
- Шихирев П.Н. Современная социальная психология / П.Н. Шихи-рев. — М.: ИП РАН — КСП+ - Академический проект, 1999. — 448 с.
- Штофф В.А. Моделирование и философия / В. А. Штофф. — М.: Наука, 1966.-301 с.
- Щедровицкий Г. П. Избранные труды / Г. П. Щедровицкий. — М.: Наука, 1995.-759 с.
- Экспертные оценки в социальных исследованиях / под ред. С. Б. Крымского. — Киев: Наукова думка, 1990. — 320 с.
- Якимов A.M. Основы тренерского мастерства : учеб.-метод. пособие / A.M. Якимов. — М.: Терра-Спорт, 2003. — 176 с.
- Ядов В.А. Социологическое исследование. Методология, программа, методы / В. А. Ядов. — Самара: Изд-во Самарского ун-та, 1995. -331 с.
- Anshel M. Sport psychology: From theory to practice / M. Anshel. -Scottsdale, AZ: Gossuch Scarisbrick, 1990.
- Chelladurai P. Leadership in sports: A review / P. Chelladurai // International Journal of Sport Psychology. — 1990. — Vol. 21. — P. 328−354.
- Gamble Т.К. Communication. works/ Т.К. Gamble. — N.Y., 1990. -495 p.
- Griffin E. A first look at Communication Theory / E.A. Griffin — N.Y.: McGrow-Hill, Inc, 1991.-412 p.
- Houston D.A. Empathy and the Self: Cognitive and Emotional1. fluences on the Evoluation of Negative Affect in Others / D.A. Houston // Journal of Personality and Sociel Psychology. — 1990. — Vol. 59. — № 5.
- Ickes W. Empathie Accuracy / W. Ickes // Journal of Personality. -1993.-Vol. 61.-№ 4.
- Kunczik M. Images of Nations and Intarnational Public Relations / M. Kunczik. — Mahwah, N.J., 1997. — 197 p.
- Rushall B. The development and control of behavior in sport and physical education / B. Rushall, D Siedentop. — Philadelphia: Lea and Febiger, 1972.
- Sampson E. The image factor, A guide to effective self-presentation for career enhancement / E. Sampson. — London, 1994. — 235 p.
- Singer R.N. Handbook of research on sport psychology / R.N. Singer, M. Murphey, L.K. Tennent. — New York: Macmillan, 1993. — 493 p.
- Vealey R. Sport personality: A paradigmatic and methodological analysis / R. Vealey // Journal of Sport and Exercise Psychology. — 1989. — Vol. 11.-P. 216−235.
- Wahlstrom B.J. Perspectives on Human Communication / B.J. Wahlstrom. Dubuque: Wm. C. Brown Publishers, 1992. — 398 p.