Формирование профессионального образа педагога у студентов университета
Формирующаяся система профессиональных ценностей будущих педагогов, в том числе студентов университета, остается пока слабо исследованной. Так, нет исследований представлений студентов университета о профессионально важных качествах личности учителя (профессионального образа учителя), каналов формирования таких представлений, а также значимости их для студента. Ряд исследований советских… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. ФИЛОСОФСКИЙ, ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗА 1ЩАГОГА
- 1. 1. Некоторые общеметодологические и педагогические основы изучения проблемы
- 1. 2. Психологическое обоснование предмета исследования
- 1. 3. Методическое обеспечение исследования
- Глава II. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОБРАЗ ПЕДАГОГА В ЕГО ВЗАИМОСВЯЗЯХ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ Я СТУДЕНТА КАК ПЕДАГОГА И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ В ЕСТЕСТВЕННОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ В УНИВЕРСИТЕТЕ
- 2. 1. Уровень сформированности профессионального образа педагога у студентов университета и каналы его формирования
- 2. 2. Уровни сформированиести идеальной и актуальной самооценок педагогических качеств. Взаимосвязь профессионального образа, самооценок и педагогической направленности
- 2. 3. Взаимосвязь парциальных показателей профессионального образа, самооценок и педагогической направленности на выборке в целом
- 2. 4. Некоторые динамические характеристики взаимосвязей парциальных показателей профессионального образа, самооценок и педагогической направленности
- Глава III. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗА ПЕДАГОГА В ПЕРИОД ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА
- 3. 1. Из опыта экспериментальной работы по формированию профессионального образа педагога
- 3. 2. Уровневый анализ результатов эксперимента
- 3. 3. Характеристика профессионального образа педагога высокого уровня сформированности
- 3. 4. Структура самооценок профессионально важных педагогических качеств
- 3. 5. Педагогическая направленность
Формирование профессионального образа педагога у студентов университета (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Сложные задачи, стоящие перед государством развитого социализма, определили особую остроту и актуальность проблемы качества подготовки советского учителя, проблемы, выдвинутой в трудах В. Й. Ленина: «Народный учитель должен у нас быть поставлен • на такую высоту, на которой он никогда не стоял и не стоит и не может стоять в буржуазном обществе. К этому положению дел мы должны идти систематически, неуклонно, настойчиво работать и над его духовным подъемом, и над его всесторонней подготовкой к его действительно высокому званию». (3, с.365−366). J.
В решениях ХХУ1 съезда партии, в постановлениях последующих Пленумов предъявляются в связи с этим высокие требования к педагогической высшей школе.
На июньском, 1983 года, Пленуме, где особо была подчеркнута принципиальная установка партии на воспитание нового человека, рассматриваемое не только «как важнейшая цель, но и непременное условие коммунистического строительства» (6, с.27), отмечается ведущая роль школьного учителя в решении этих задач, как доверенного лица общества в воспитании молодежи (6, с.56).
Высокие требования к личности учителя, его творческому потенциалу предъявляет и проведение в жизнь принятого в 1984 году Постановления Верховного Совета СССР «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы». Работа по осуществлению реформы требует от учительства «постоянного творчества, неустанной работы мысли, огромной душевной щедрости, любви к детям, безграничной верности делу» (7, с.314). j.
Важную роль в связи с решением стоящих перед народным образованием сложных задач приобретает подготовка учителя в системе университетского образования. В «Основных направлениях реформы» подчеркивается: «Нужно поднять качество подготовки учителя в университетах» (7, с.315). Преимуществами подготовки учителя в этой системе являются: высокий, как правило, уровень подготовленности абитуриентов — возможность переноса глубокого и прочного интереса, навыков исследования, творческого отношения к освоению специальности на все обучение, в том числе и на психолого-педагогический цикл. Как показывают исследования, проведенные на кафедре педагогики и педагогической психологии ЛГУ, в основе преподавания, педагогической деятельности в целом лежит научное знание. Способность к научному творчеству является основой взаимодействия научного и педагогического творчества (41, с.21). Так, стремление решить педагогическую задачу — фактор рождения педагогического открытия — стремление глубоко и доступно объяснить приводит к пониманию новых связей и закономерностей — стремление дать основы наук и развить творческие способности рождает новые формы обучения (так появился проблемный метод) (122, е.7).
Все это является предпосылками формирования именно в педагогической системе университет требуемого жизнью типа учителя, -учителя-творца, педагога-ученого. Главная сложность университетской подготовки учителя заключается в том, что эта подготовка ведется в условиях «многоцелевой педагогической системы», (Н.В.Кузьмина) в условиях двойной (научная либо педагогическая деятельность), а на ряде факультетов и тройной (научная, производственная либо педагогическая деятельность) ориентации. Отсюда зафиксированное в ряде исследований снижение первоначального уровня педагогической направленности студентов университета, а также слабая профессиональная педагогическая устойчивость его выпускников (116,* 50). Обучение в университете, где студент имеет возможность вступить в непосредственный контакт с ученым преподавателем и, таким образом. разделяет его интерес и систематизированный анализ предмета" (136, с. З) формирует главным образом научную направленность студентов.
Как отмечается в исследовании З. К. Каргиевой, в «самом приеме» в университет, как педсистему многоцелевого назначения, закладывается профессиональная педагогическая неустойчивость, что приводит к тому, что основная масса выпускников университетов покидает общеобразовательную школу в первые же годы работы (50, C. I).
В то же время университеты страны ежегодно распределяют в школы 60−80% своих выпускников. Устранение этого рассогласования предполагает дальнейшее углубленное исследование природы профессиональной направленности вообще и педагогической направленности в частности и поиска новых, эффективных в условиях университетской подготовки средств формирования педагогической направленности.
Поэтому проблема формирования педагогической направленности студентов университета, выявления в их среде педагогов по призванию была, есть и всегда будет одной из актуальных проблем высшего педагогического образования.5 Как поставить высокий творческий потенциал студента, прошедшего жесткую систему университетского отбора, на службу задач школьного образования — именно так должна пониматься поставленная в «Основных направлениях реформы» задача совершенствования подготовки учителя в университетах, Это главным образом, и определяет актуальность предлагаемой работы, в которой педагогическая направленность является главной целью и основным критерием. j.
Профессиональная направленность является предметом пристального внимания в педагогической науке, особенно в последние годы. При этом предметом исследований были: интерес и любовь к профессии, т. е. исследования субъектно-эмоциональной сферы личности будущего специалиста (49, 52, 130, 131, 134) — намерение заниматься профессией (99, 63, 88) — обучение студентов, будущих педагогов, оценке, самооценке и взаимооценке знаний (118) — формирование активными методами профессиональных умений и навыков. Это последнее направление особенно широко представлено в новейших исследованиях по формированию профессиональной направленности (24, 34, 42, 45, 59, 58, 78, 112, 116). J.
Закономерен интерес ряда исследователей к изучению формирующейся у студентов системы профессиональных ценностей и поиск педагогических средств влияния на нее (19, 21, 39, 92), так как «наличие у личности общественно значимых ориентаций, даже при недостаточно развитых умениях и навыках, позволяет надеяться на старательное, творческое отношение к профессиональной деятельности. Отсутствие же положительных ориентаций может стать причиной профессионального краха, потери мастерства, навыков, умений» (125, с.12).
Формирующаяся система профессиональных ценностей будущих педагогов, в том числе студентов университета, остается пока слабо исследованной. Так, нет исследований представлений студентов университета о профессионально важных качествах личности учителя (профессионального образа учителя), каналов формирования таких представлений, а также значимости их для студента. Ряд исследований советских и зарубежных психологов (14, 102, 103, 76, 77, 17, 25, 80, 81, 55, 72, 87, 38, 40, 143, 142) позволяет обосновать подход к формированию педагогической направленности со стороны профессионального образа педагога у студентов в его взаимосвязях с формирующимся профессиональным самосознанием студента как педагога. Такой подход дает возможность перевести традиционно разрабатываемую в педагогике теорию воспитания примером в сферу профессиональной подготовки будущего специалиста. Профессиональный педагогический пример и создаваемый им образ педагога, стимулирующий осознание студентом себя в качестве представителя профессии, может рассматриваться как средство регуляции уровня педагогической направленности, средство влияния на изначально невысокую педагогическую направленность, т. е. средство профессионального воспитания и самовоспитания студента как педагога. Сказанное определяет научную, но виз ну, и тедретичес^ю^значимость исследования.
Объектисследования — студент университета, получающий пе- ^ дагогическую подготовку. Объем выборочной совокупности — 127 студентов 1-П, Ш, 1У, У курсов. Из них на констатирующем этапе было изучено 67 чел., на этапе формирующего поискового эксперимента -60 чел. (30 студентов экспериментальной группы и 30 — контрольной группы). ^.
ЗЕШЩетисследования ~ профессиональный образ педагога у студента университета, каналы его формирования, взаимосвязь с формирующимся профессиональным Я студента как педагога и его педагогической направленностью в юбычных и специально организованных условиях.
Операциональное"определение понятия «профессиональный образ педагога» выработано на основе определения образа как информационной системы, данного Славиным А. В. «. это не первосигнальные, визуальные образы, а мысленные образования, в которых чувственный и рациональный компоненты знаний синтезируются в некий единый „сплав“. Это сложные синтетические образы, адекватно и в то же время наглядно отражающие существенные общественно значимые функции объектов, их структуру, природу, основные характеристики» (107, с.187). Отсюда наше рабочее определение: «Профессиональный образ педагога есть представление о личности педагога, в котором синтезированы чувственный и рациональный компоненты знания о педагоге и которое с большей или меньшей степенью адекватности отражает социальный заказ — требования общества к личности педагога» .
Профессиональный образ формируется под воздействием профессиональных примеров-образцов, имеющихся в социальном окружении, и под влиянием средств коммуникации и культуры.
Профессиональный образ характеризуется: полнотой представлений, их эмоциональной окрашенностью, системностью.
Гипстезыисследования:
— существует система взаимосвязей между профессиональным образом педагога у студентов (измеренного по параметрам полноты, эмоциональной окрашенности, системности) и педагогической направленностью студентов. Эти связи могут быть либо прямыми, либо опосредованными формирующимся профессиональным Я студента как педагога ;
— особенности взаимосвязей между профессиональным образом педагога, профессиональным Я студента как педагога и педагогической направленностью определяются этапом обучения ;
— существуют комплексы парциальных представлений (образов) студента о педагоге и себе как педагоге, непосредственно связанные с педагогической направленностью ;
— целенаправленное формирование профессионального образа педагога у студентов в период педагогической практики, приближение его уровня к нормативному, способствует становлению профессионального Я студента как педагога и влияет на уровень педагогической направленности.
Основная цель исследования — педагогическая направленность, влияние на ее уровень.
Цель и гипотезы определили постановку задач и этапы исследования.
Заа§ чи-иэтапыиссле20вания.
I. Констатирующий этап:
— теоретическое обоснование выдвинутой проблемы ;
— разработка методики измерения уровня сформированности профессионального образа педагога у студентов ;
— определение информативности каналов его формирования ;
— определение характера взаимосвязей между профессиональным образом педагога, формирующимся профессиональным Я студента как педагога и педагогической направленностью.
П. Этап формирующего поискового эксперимента:
— поиск и опробование средств педагогического воздействия с целью формирования профессионального образа педагога в период педагогической практики студентов ;
— получение материала об эффективности примененных средств педагогического воздействия I) для формирования профессионального образа педагога у студентов — 2) становления профессионального Я студента как педагога — 3) для влияния на уровень педагогической направленности.
Проведенное теоретическое исследование выдвинутой проблемы и полученные экспериментальные данные позволяют вщ®?212-назащи-Т2 «S л еДШЗЙШ Л&л дже ния:
— профессиональный образ педагога, при ряде организационных условий, может стать действенным средством влияния на педагогиф. ческую направленность студентов ;
— профессиональный образ педагога достигает в естественном педагогическом процессе cpefiH’erQ уровня сформированное&trade- (по критериям полноты, эмоциональной окрашенности, системности) — т. е. превышает житейский уровень, но не достигает высшего — системных знаний об объекте ;
— профессиональный образ педагога среднего уровня сформированное&tradeне имеет прямой связи с педагогической направленностью — выявлена тенденция опосредованной связи через актуальную самооценку студента ;
— существуют комплексы представлений студента о себе как педагоге (актуальное и идеальное Я), непосредственно связанные с педагогической направленностью, которые могут рассматриваться как модель профессионального Я педагогически направленного студента университета ;
— оптимальными условиями для формирования профессионального образа педагога и встречного «опробования» его (А.Н.Леонтьев) в деятельности студента обладает период педагогической практики ;
— процесс формирования профессионального образа педагога способствует становлению профессионального Я студента как педагога ;
— профессиональный образ педагога высокого уровня сформированное&tradeпрямо связан с педагогической направленностью и ее важнейшей составляющей — жизненными планами студентов.
Прз2тическаязначимость проведенного исследования определяется возможностью применения полученных результатов в университетах деканатами, кураторами, преподавателями для совершенствования учебно-воспитательного процесса в плане повышения уровня профессиональной педагогической направленности студентов. Результаты могут быть применены как в преподавании специальных и психолого-педагогических дисциплин, так и в организации внеаудиторной воспитательной работы со студентами.
Достоверность полученных данных определяется достаточной выборкой и комплексом примененных теоретических и эмпирических методов исследования (подробно изложены в § 3 первой главы), в том числе методов математической статистики — корреляционного и факторного анализа. Обработка результатов исследования проведена на вычислительном центре факультета психологии ЛГУ.
Работа входит в комплекс исследований, проводимых на кафедре педагогики и педагогической психологии ЛГУ, посвященных выявлению основных закономерностей обучения и воспитания студентов в высшей школе СИ? государственной регистрации 8I0899I0).
Апробация.исследования. Результаты исследования докладывались: на научно-практической конференции «Научно-методические основы комплексного подхода к подготовке специалистов» (г.Тула, 1982 г.) — в лаборатории педагогической направленности кафедры педагогики и педагогической психологии ЛГУ, на семинарах член-корреспондента АПН Н. В. Кузьминой, на ежегодных межвузовских научно-теоретических конференциях, проводимых при кафедре педагогики и педагогической психологии ЛГУ.
— 13.
Выводы.
1. Этап педагогической практики дает педагогу большие возможности для формирования представлений студента о личности педагога — профессионального образа педагога и его профессионального «Я» как педагога.
2. Экспериментальная работа, проведенная нами в период педагогической практики студентов 4 курса имела своим результатом повышение уровня профессионального образа педагога до нормы — стабилизацию уровня профессиональной направленности и идеальной самооценки студентом своих педагогических качеств на фоне их значимого понижения в контрольной группе. Актуальная самооценка в экспериментальной группе, более четко структурированная в парциальных показателях по сравнению с контрольной группой, в интегральном показателе вошла в прямую корреляционную связь с общим показателем педагогической направленности, что интерпрети.
— 126 руется нами как выражение коллективной готовности к предстоящей педагогической деятельности.
3. Профессиональный образ педагога высокого уровня сформированности, как показывают результаты корреляционного и контент-анализа, характеризуется большей конкретностью представлений, их аргументированностью, системностью. Немаловажным является факт смещения показателей психолого-педагогического знания в образе с последних мест в начало ранга (в сравнении с Ш курсом и контрольной группой).
4. Профессиональный образ высокого уровня сформированности коррелирует с общим показателем педагогической направленности и показателем жизненных планов студентов, связанных с педагогической деятельностью. Корреляция его с показателем успеваемости позволяет утверждать, что работа по формированию профессионального образа педагога в университете влияет на педагогическую направленность наиболее подготовленной части студентов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Задача подготовки учителя в системе университетского образования — одна из наиболее сложных задач, стоящих перед высшей педагогической школой. Необходимость «поднять качество подготовки учителя в университетах» подчеркнута в «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» .
Сложность задачи определяется многоцелевым характером уни-^ верситетской подготовки. Отсюда зафиксированные в ряде исследований снижение первоначального уровня педагогической направленности студентов, слабая профессиональная педагогическая устойчивость его выпускников. Необходим активный поиск эффективных в условиях университета педагогических средств профессионального воспитания будущего учителя, влияния на уровень педагогической направленности студентов.
Профессиональное воспитание студента университета как педагога есть «формирование специалиста, способного с гражданских позиций ставить, решать профессиональные задачи и нести ответственность за правильность их решения» (94).
С этой точки зрения важна профессиональная педагогическая ориентированность процесса обучения в университете: передача знаний не ради самих знаний, но под углом применения их в будущей деятельности профессионального педагога. Правомерность такого подхода была убедительно доказана в целом ряде исследований. Профессионально ориентированное преподавание способствует формированию педагогической направленности (57, 78), профессиональной устойчивости (50), готовности и подготовленности к будущей деятельности (20).
Наше исследование показывает необходимость дальнейшего уг.
— 128 лубленного исследования возможностей профессионального воспитания педагога в университете — со стороны формирования правильных полных и системных представлений студента о личности педагога (профессионального образа педагога) и его профессионального «Я» как педагога.
Как показало констатирующее исследование, представления о качествах, необходимых педагогу — представителю одной из самых распространенных и доступных наблюдению профессий, сформированы у студентов университета лишь до среднего уровня по отношению к норме (по критериям полноты, эмоциональной окрашенности, системности). Наблюдения над личностью и деятельностью педагога в качестве учащегося не дают студенту полных и системных знаний об объекте — необходимо специально организованное педагогическое наблюдение. Но профессиональный образ педагога, формирующийся в естественном педагогическом процессе лишь до среднего уровня, связан, тем не менее, с одной из составляющих педагогической направленности, а именно — с удовлетворенностью педагогическим профилем получаемого образования.
Большие возможности в формировании у студента глубоких, полных, системных представлений о личности педагога и «встречного» формирования профессионального «Я» студента как педагога дает педагогическая практика — важнейший этап профессионального педагогического становления студента, форма социальной практики, «имеющая самостоятельное значение в развитии тех или иных черт личности будущего специалиста» (101), позволяющая учесть не только глубину и полноту представлений, не только эмоциональное отношение, но и поведение или готовность к нему, которые должны соответствовать собственным представлениям.
Результаты экспериментальной работы по формированию про.
— 129 феесионального образа педагога в период педагогической практики дают основание утверждать, что.
— процесс формирования профессионального образа педагога и профессионального «Я» студента как педагога приводит к формированию коллективной готовности студентов к предстоящей педагогической деятельности, что выразилось в четко скоррелированной плеяде актуальных самооценок педагогических качеств в экспериментальной группе на фоне их распадения в контрольной группе ;
— профессиональный образ высокого уровня сформированности имеет прямую связь с педагогической направленностью в целом и с важнейшей ее составляющей — жизненными планами, связанными с педагогической профессией ;
— корреляция профессионального образа педагога высокого уровня сформированности с показателем успеваемости говорит о возможности влияния на педагогическую направленность через формирование полных, системных представлений о педагоге у наиболее подготовленной части студентов университета.
В целом проведенное исследование показывает, что формирование профессионального образа педагога у студентов университета есть действенное средство педагогического воздействия для формирования педагогической направленности в университета.
Исследование возможностей влияния на формирование педагогической направленности студентов университета через формирование профессионального образа педагога должно быть продолжено — необходимо реализовать такие каналы его формирования, как изучение личности педагога — классика в ходе преподавания курса истории и теории педагогики, как ориентация на эту проблему читательских и зрительских интересов студентов (образ педагога в искусстве и литературе) в ходе внеаудиторной воспитательной работы в университете.
Список литературы
- Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч., т.З.
- Маркс К. Размышления юноши при выборе профессии. В кн.:
- Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М: Госполитиздат, 1965, 698 с. З^Ленин В. И. Полн. собр. соч., т.45.
- Абаимова Н.А. Совершенствование подготовки студентов технических вузов к инженерно-педагогической деятельности, в системе профтехобразования: Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1982. 23 с.
- Авдеева Н.Н. Понятие идентификации и его применение к проблеме понимания человека человеком. В кн.: Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга (Тезисы докладов). Краснодар, 1975, с. 6 — 8.
- Алферов Ю.С., Осовский В. Г. К вопросу о профессиограмме учителя. Сов. педагогика, 1971, W- 2, с. 83 — 90.
- Ананьев Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания. В кн.: Избранные психологические труды, т.2, М.: Педагогика, 1980, с. 103 — 127.
- Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста. Вкн.: Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Вып.2. JI., изд. ЛГУ, 1974, с. 3 15.
- Ананьев Б. Г, 0 психологических эффектах социализации. Вкн.: Человек и общество. Л.: изд. ЛГУ, 1971, Р 9, с. 144 149.V
- Ананьев Б. Г, Проблема формирования характера. В кн.: Избранные психологические труды, т.2. М.: Педагогика, 1980, с. 52 81.
- Ананьев Б.Г. Педагогическое применение современной психологии, Сов. педагогика, 1964, Р 8, с. 55 — 64.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: изд. ЛГУ, 1968, 340 с.
- Анохин П.К. Кибернетика и интегративная деятельность мозга, — В кн.: Хрестоматия по психологии. / под ред. проф. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1977, с. 124 134.
- Архангельский Л, М. Роль и место нравственного воспитания всистеме формирования нового человека, Вопр. философии, 1977, № 2, с. 13 — 23, i/
- Ахмедзянова Л.М. Педагогическое призвание и динамика егоразвития у студентов. Дис, канд, пед. наук. Л, 1972, 270 с.
- Ахтариева Л. Г, Особенности психологической подготовленностистудентов к профессионально-педагогической деятельности: Автореф. дис. канд. психол. наук. Л, 1978, 16 с.
- Багаева И, Г. Формирование у будущего учителя ценностного- 132 отношения к педагогической теории (на материале курса истории педагогики в педагогическом институте): Автореф, дис. канд. пед. наук. Л., 1976, 13 с,
- Басина Е.З., Насиновская Е. Е. Роль идентификации в формировании альтруистических установок личности. В кн.: Вестник Московского университета, Серия психология. 1977, № 4, с. 33 — 41. V
- Батарина М. и др. К вопросу о профессиональных качествахучителя. В кн.: Учитель и его профессия. Таллин, 1977, с. 79 — 86.
- Бедерханова В.П. Обучающие игры как средство подготовки студентов университета к воспитательной работе: Автореф. дис. канд. пед, наук. Л., 1977, 22 с.
- Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движения и физиологииактивности. В кн.: Хрестоматия по психологии / под ред. проф. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1977, с. 121 — 124.
- Бобнева М.А. Социальные нормы и регуляция поведения. М.: Наука, 1978, 310 с. V
- Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. Л.: изд. ЛГУ, 1965, 123 с.
- Бойков А.А. Этические нормы деятельности советского адвоката. Сов. юстиция, 1966, № 10, с. 16 — 17.
- Вахонина О.А. Общественно-политическая практика как средствоформирования профессиональной направленности студентов: Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1981, 19 с.
- Воеводская Г. К. Целенаправленность в деятельности преподавателя высшей школы: Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1979, 20 с.
- Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М.:изд. АПН РСФСР, 1956, 519 с. V
- Голомшток А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника. М.: Педагогика, 1977, 159 с.
- Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. М.: Просвещение, 1965,260 с. 1. V/
- Гордеева Л.А. Проблема подготовки будущего учителя к осуществлению трудового воспитания учащихся сельской школы: Автореф. дис. канд. пед. наук. Алма-Ата, 1980, 22 с.
- Гулыга А.В. Кризис нравственный или социальный? В кн.:
- Наука и нравственность. М.: Политиздат, 1971, с. 358 -385.
- Добролюбов Н.А. Очерки Дона. Избранные педагогические произведения. М.: изд. АПН РСФСР, 1949, 351 с.
- Донцов А.И. Личное самосовершенствование и мораль. М.: Знание, 1975, 64 с.
- Дранков В.Л., Дранков А. В. О природе коммуникативных способностей. В кн.: Психология — производству и воспитанию. Л.: изд. ЛГУ, 1977, с. 232 — 239.
- Дудченко В.В. Профессиональный долг и оценка уровня егосформированности у студентов (на материале исследования студентов-психологов) Дис. канд. пед* наук. Л., 1978, 198 с.
- Дьяченко М.И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы.
- Учебное пособие для вузов. Изд.2, Минск.: изд. ВГУ, 1981, 383 с.41- Есарева З. Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. Л.: изд. ЛГУ, 1974, 112 с.
- Елманова В. К, Формирование гностических умений будущих педа- 134 гогов: Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., ЛГУ, 1973, 20 с.
- Ефимов В.Г. Особенности организации процесса нравственноговоспитания в высшем учебном заведении. В кн.: Проблемы нравственного воспитания, М.: изд. МГУ, 1977, с. 146 — 168.
- Завалова Н.Д., Пономаренко В. А. Структура и содержание психического образа как механизма внутренней регуляции предметных действий. Психол. журнал, т.1, 1980, № 2, с. 37 51.
- Завьялова В.И. Эмпирическое изучение профессионально-педагогической подготовленности студентов университета (на материале педагогической практики): Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., ЛГУ, 1977, 23 с.
- Зинченко В.П., Гордон В. М. Методологические проблемы психологического анализа деятельности, В кн.: Системные исследования. М., 1976, с. 82 — 127.
- Иконникова С. Н, Роль нравственных идеалов в формированииличности. В кн.: Моральные ценности советского человека. Л.: Знание, 1968, с, 171 — 191.1. V,
- ГДР. Вопросы психологии, 1982, Р I, с. 84 — 90.52.-Кисельгоф С. И. Воспитание любви к сельскохозяйственному труду у школьников (из школьного опыта). Л.: Знание, 1955, 35 с.
- Князева Г. Н, Опыт психолого-педагогического исследованияпредставлений у студентов методом контент-анализа, В кн.: Психология — производству и воспитанию. Л.: изд. ЛГУ, 1977, с. 171 — 181.
- Ковалев А.Г., Мясищев В. Н. Психические особенности человека.
- T.I. Характер. Л.: ЛГУ, 1957, 264 с. v
- Ковалев В. И. Дружинин В.Н. Мотивационная сфера личности иее динамика в процессе профессиональной подготовки. -Психологический журнал, т. З, 1982- с. 35 44,
- Козиев В. Н, Психологический анализ профессионального самосознания учителя. Дис. канд. психол. наук. Л., 1980, 191 с.
- Колденкова А.Т. Педагогические факторы формирования профессиональной направленности студентов. Дис. канд. пед. наук. Л., 1977, 256 с.
- Колев Г. П. Формирование профессионально-педагогической направленности студентов педагогических учебных заведений: Автореф. дис. канд. пед. наук, Л., 1974, 21 с.
- Комаровская Л.В. Особенности формирования конструктивныхумений у будущих учителей: Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1976, 24 с. v
- Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967, 383 с.
- Кон И. С. Категория Я в психологии, Психологический журнал, 198I, т.2, Р 3, с. 25 38.
- Конникова Т.Е. О нравственном образце и особенностях его усвоения в школьном возрасте. В кн.: Проблема управления процессом формирования личности. М.: изд. МГУ, 1972, 152 с.
- Конопкин О.А. Структурно-функциональный анализ npoi^ccaосознанного регулирования произвольной деятельности. -Тезисы докладов У Всесоюзного съезда психологов СССР. 4.2. М., 1977, с. 34 42.
- Конопкин О. А, и др, 0 формировании субъективного эталонакак функционального звена системы саморегуляции деятельности. Вопр. психологии, 1983, Р 6, с. 109 — 114.
- Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. JI.: изд. ЛГУ, 1967, 173 с.
- Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: изд. ЛГУ, 1970, 104 с.
- Кузьмина Н.В. Методы комплексного исследования педагогических факторов академической успеваемости студентов. -В кн.: Пути повышения эффективности обучения в вузе. Дидактические основы частных методик. Горький: изд. ГГУ, 1980, с. 12 33,
- Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. Л.: изд. ЛГУ, 1967, 183 с.
- Кузьмина Н.В. Проблемы профессиональной подготовки специа- 137 листов в вузах В кн.: Проблема отбора и профессиональ -ной подготовки специалистов в вузах. Л.: изд. ЛГУ, 1970, с. 47 — 61.1. V .
- Кузьмина Н.В. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. Дис. докт. пед. наук (по психологии). Л.- 1964, 867 с.
- Кузьмина Н.В., Гинецинский В. И. Актуальные проблемы профессионально-педагогической подготовки учителя. Сов. педагогика, 1982, IP 3, с. 63 — 66.
- Курячий С.И. Влияние установок личности на восприятие другого человека Вопр. психологии, 1983, № 6, с. 105 -108.
- Кутузова Л.С. Отличие общественно-психологических исследований от конкретно-социологических. В кн.: Материалы 1У Всесоюзного съезда психологов. Тбилиси: изд. Мецни-ереба, 1971, с. 182.
- Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М: Политиздат, 1977, 304 с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 4 изд. М.: МГУ, 198I, 584 с.7 В.-Ли Т.В. О профессионально-педагогической направленности в подготовке учителя иностранного языка, В кн.: Психология — производству и воспитанию. Л.: изд. ЛГУ, 1977, с. 166 — 170.
- Лисовский В.Г., Дмитриев А. В. Личность студента. Л: изд.1. ЛГУ, 1974, 184 с.
- Ломов Б.Ф. К проблеме деятельности в психологии. Психологический журнал, 1981, № 5, с. 3 22.
- Ломов Б.Ф. О путях построения инженерной психологии на основе системного подхода. В кн.: Инженерная психология. М.: Наука, 1977, 304 с.
- Методические рекомендации в помощь студенту-практиканту. Иваново: изд. ИГУ, 1982, 35 с. v
- Методы изучения профессиональной направленности личностиучителя. Сб. научн. трудов / под ред. Ю. Н. Кулюткина и Г. С. Сухобской. Л.: изд. НИИООВ АПН СССР, 1980, 81 с.
- Методы системного педагогического исследования / под ред.
- Н.В.Кузьминой, Л.: изд-во ЛГУ, 1980, 172 с.
- Молодцова Г. А. Требовательность как профессионально значимоекачество преподавателя высшей школы: Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1982, 20 с,
- Момов В. Норма и мотив поведения. Вопросы философии.1972, Р 8, с. 107 117.
- Мощанский В.И. О педагогических идеях Альберта Эйнштейнак 100-летию со дня рождения). Сов. педагогика, 1979, Р 10, с. 86 — 92.
- Мудрик А.В. О воспитании старшеклассников. М.: Просвещение, 1976, 176 с. 1. V
- Мясищев В.Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии. Вопросы психологии, 1957, Р 5, с. 142 — 154.
- Нестерова Н.Б. Ценностное отношение студентов к учебным- 139 дисциплинам как фактор успешности их профессиональной подготовки: Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1984, 16 с.
- Нечаева Е.А., Райгородская И. А. К вопросу оценки студентамипрофессиональных и личностных качеств учителя. В кн.: Вопросы психологии личности и деятельности студентов / под ред. В. Г. Асеева. Иркутск: изд. Иркутского университета, 1978, с. 100 — 104.
- Основы вузовской педагогики. Л.: изд. ЛГУ, 1972, 311 с.
- Ошанин Д.А. Предметное действие как информационный процесс.
- Вопросы психологии, 1970, № 3, с. 34−50.
- Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М.:1. Мысль, 1971, 352 с.
- Парыгин Б.Д. Социальная психология как наука. Л.: Лениздат, 1967, 262 с.
- Платонов К.К. Система психологии и теория отражения. М.: Наука, 1982, 309 с.'99.-Платонов К. К. Профессиональное призвание. В кн.: Профессиональная ориентация молодежи. М.: Высшая школа, 1978, 271 с.
- Раскин Л.Е. О направлении личных идеалов учащихся. Сов. педагогика, 1948, W 2, с. 19 22.
- Рубин Б., Колесников Ю. Студент глазами социолога. Ростов: изд. РГУ, 1968, 277 с.
- Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М.:изд. АК СССР, 1959, 354 с.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973, 423 с.
- Рувинский Л.И. Нравственное воспитание личности. М.: изд.1. МГУ, I981, 183 с.
- Рувинский Л.И. Самовоспитание личности. М.: Мысль, 1984,139 с.
- Семенов В.Е. Методы изучения документов в социально-психологических исследованиях. Л.: изд. ЛГУ, 1983, 104 с.
- Сластенин В.А. Формирование личности учителя в системе высшего педагогического образования. М.: изд. МГПИ им. В. И. Ленина, 145 с.
- Сластенин В.А. Формирование социально активной личностиучителя. Сов. педагогика, 1981, № 4, с. 76 — 84.
- Собкин B.C. К формированию представлений о механизмах процесса идентификации в общении. В кн.: Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга (Тезисы докладов). Краснодар, 1975, с. 55 — 57.
- Столин В.В. Самосознание личности. М.: изд. МГУ, 1983,285 с. 1. V/
- Теория личности / под ред. В. Ф. Сержантова. Л.: изд. ЛГУ, 1981, 184 с.
- Титма М.Х. Выбор профессии как социальная проблема. М.:1. Мысль, 1975, 198 с. г/
- П6.Томилова Г. А. Содержание и методика формирования професси- 141 онально-педагогической направленности у студентов университета. Томск: изд. ТГУ, 1978, 128 с.
- Уткин С.С. Моральный кодекс и профессиональная спецификаморали. Ростов-на-Дону — изд. РГУ, 1964, 136 с.
- Хренов Н.А. Социально-психологические аспекты взаимодействияискусства и публики. М.: Наука, 1981, 303 с.
- Целикова О. П, Коммунистический идеал и нравственное развитие личности. М.: Наука, 1970, 207 с.
- Чан Зоан Тыонг. Зависимость между профессиональной направленностью и умственной самостоятельностью у вьетнамских студентов: Автореф. дис, канд. пед. наук, Л., 1976, 24 с.
- Чернокозова В.Н., Чернокозов И. И. Зтика учителя. Киев: Рад. школа, 1973, 175 с.
- Чеснокова И.И. Проблемы самосознания в психологии. М.: Наука, 1977, 144 с.
- Шадриков В.Д. Психологические аспекты расстановки кадров.1. М.: Знание, 1974, 64 с.
- Шадриков В.Д. Психологический анализ деятельности. Ярославль.: изд. ЯрГУ, 1979, 91 с.
- Шибутани Т. Социальная психология. М.: Прогресс, 1969,535 с.
- Щубенкова Е.И. К вопросу о формировании ценностных ориента- 142 ций личности. Сов. педагогика. 1980, Р 9, с. 27−33.
- Юрасова М.А. Ценностное отношение в предмете общественныхнаук: Автореф. дис, канд. философ, наук. Л., 1974, 20 с.
- Allert Е. u.a. Pro"bleme des Einflusses der Interaktionellen
- Erwartungen auf die Sozialbeziehung Lehrer-Schuler. Di-plomarbeit K-M-Universitet, Leipzig, 1979 (unfsroffent-lich), 136.' Broady M. The conduct of seminars. Universities quarterly.1970, v.24, P.3.
- Holsti OR et al. Content Analysis. Jn: Handbook of Social
- Psychology, Reading (Mass,), 1968, v.2, p.p. 596 692.- 143 13Q* Meissner V/.V-'. Motes on identification. «The psychoanalytic quarterly», 1972, v.41, No.2, p.p. 224−261.
- Samuel S.G. Enhancing selfconcept in early childhood. K.Y.1977.
- Sanford N. The Dynamics of identification. Jn: Meissner, 1972
- Schneeberg U. Padagogisches Piihrungsverhalten und berufsrelevante Einstellungen von Oberstufenlehrern. Jn: Padagogik (Ber) 1 Beiheft 77.
- Super D.E. A theory of Vocational Development. American
- Psychology, 1953, vol.8. 143″ Super D.E. et oth. Vocational Development. A framework for research. N.Y., 1957.1. УВАЖАЕМЫЙ ТОВАРИЩ!
- В целях совершенствования педагогической подготовки студентов, в частности, педагогической практики, просим Вас ответить на предлагаемые вопросы. Ваши ответы не подлежат огласке и будут использо ваны только в научных целях.
- СТУДЕНТ О ПРОФЕССИИ ПЕДАГОГА Фамилия, имя, отчество2. Возраст / полных лет/.
- Приходилось ли до вуза заниматься педагогической деятельностью? Какой?
- Как Вы относитесь к профессии педагога?- профессия нравится- скорее нравится, чем не нравится- трудно екааа®-- скорее не нравится- не нравится
- Если бы вновь пришлось поступать в вуз, выбрали ли бы Вы профессию педагога?- да- пожалуй, да- трудно сказать- пожалуй, нет- определенно нет