Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование профессионального образа педагога у студентов университета

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Формирующаяся система профессиональных ценностей будущих педагогов, в том числе студентов университета, остается пока слабо исследованной. Так, нет исследований представлений студентов университета о профессионально важных качествах личности учителя (профессионального образа учителя), каналов формирования таких представлений, а также значимости их для студента. Ряд исследований советских… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ФИЛОСОФСКИЙ, ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗА 1ЩАГОГА
    • 1. 1. Некоторые общеметодологические и педагогические основы изучения проблемы
    • 1. 2. Психологическое обоснование предмета исследования
    • 1. 3. Методическое обеспечение исследования
  • Глава II. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОБРАЗ ПЕДАГОГА В ЕГО ВЗАИМОСВЯЗЯХ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ Я СТУДЕНТА КАК ПЕДАГОГА И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ В ЕСТЕСТВЕННОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ В УНИВЕРСИТЕТЕ
    • 2. 1. Уровень сформированности профессионального образа педагога у студентов университета и каналы его формирования
    • 2. 2. Уровни сформированиести идеальной и актуальной самооценок педагогических качеств. Взаимосвязь профессионального образа, самооценок и педагогической направленности
    • 2. 3. Взаимосвязь парциальных показателей профессионального образа, самооценок и педагогической направленности на выборке в целом
    • 2. 4. Некоторые динамические характеристики взаимосвязей парциальных показателей профессионального образа, самооценок и педагогической направленности
  • Глава III. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗА ПЕДАГОГА В ПЕРИОД ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА
    • 3. 1. Из опыта экспериментальной работы по формированию профессионального образа педагога
    • 3. 2. Уровневый анализ результатов эксперимента
    • 3. 3. Характеристика профессионального образа педагога высокого уровня сформированности
    • 3. 4. Структура самооценок профессионально важных педагогических качеств
    • 3. 5. Педагогическая направленность

Формирование профессионального образа педагога у студентов университета (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сложные задачи, стоящие перед государством развитого социализма, определили особую остроту и актуальность проблемы качества подготовки советского учителя, проблемы, выдвинутой в трудах В. Й. Ленина: «Народный учитель должен у нас быть поставлен • на такую высоту, на которой он никогда не стоял и не стоит и не может стоять в буржуазном обществе. К этому положению дел мы должны идти систематически, неуклонно, настойчиво работать и над его духовным подъемом, и над его всесторонней подготовкой к его действительно высокому званию». (3, с.365−366). J.

В решениях ХХУ1 съезда партии, в постановлениях последующих Пленумов предъявляются в связи с этим высокие требования к педагогической высшей школе.

На июньском, 1983 года, Пленуме, где особо была подчеркнута принципиальная установка партии на воспитание нового человека, рассматриваемое не только «как важнейшая цель, но и непременное условие коммунистического строительства» (6, с.27), отмечается ведущая роль школьного учителя в решении этих задач, как доверенного лица общества в воспитании молодежи (6, с.56).

Высокие требования к личности учителя, его творческому потенциалу предъявляет и проведение в жизнь принятого в 1984 году Постановления Верховного Совета СССР «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы». Работа по осуществлению реформы требует от учительства «постоянного творчества, неустанной работы мысли, огромной душевной щедрости, любви к детям, безграничной верности делу» (7, с.314). j.

Важную роль в связи с решением стоящих перед народным образованием сложных задач приобретает подготовка учителя в системе университетского образования. В «Основных направлениях реформы» подчеркивается: «Нужно поднять качество подготовки учителя в университетах» (7, с.315). Преимуществами подготовки учителя в этой системе являются: высокий, как правило, уровень подготовленности абитуриентов — возможность переноса глубокого и прочного интереса, навыков исследования, творческого отношения к освоению специальности на все обучение, в том числе и на психолого-педагогический цикл. Как показывают исследования, проведенные на кафедре педагогики и педагогической психологии ЛГУ, в основе преподавания, педагогической деятельности в целом лежит научное знание. Способность к научному творчеству является основой взаимодействия научного и педагогического творчества (41, с.21). Так, стремление решить педагогическую задачу — фактор рождения педагогического открытия — стремление глубоко и доступно объяснить приводит к пониманию новых связей и закономерностей — стремление дать основы наук и развить творческие способности рождает новые формы обучения (так появился проблемный метод) (122, е.7).

Все это является предпосылками формирования именно в педагогической системе университет требуемого жизнью типа учителя, -учителя-творца, педагога-ученого. Главная сложность университетской подготовки учителя заключается в том, что эта подготовка ведется в условиях «многоцелевой педагогической системы», (Н.В.Кузьмина) в условиях двойной (научная либо педагогическая деятельность), а на ряде факультетов и тройной (научная, производственная либо педагогическая деятельность) ориентации. Отсюда зафиксированное в ряде исследований снижение первоначального уровня педагогической направленности студентов университета, а также слабая профессиональная педагогическая устойчивость его выпускников (116,* 50). Обучение в университете, где студент имеет возможность вступить в непосредственный контакт с ученым преподавателем и, таким образом. разделяет его интерес и систематизированный анализ предмета" (136, с. З) формирует главным образом научную направленность студентов.

Как отмечается в исследовании З. К. Каргиевой, в «самом приеме» в университет, как педсистему многоцелевого назначения, закладывается профессиональная педагогическая неустойчивость, что приводит к тому, что основная масса выпускников университетов покидает общеобразовательную школу в первые же годы работы (50, C. I).

В то же время университеты страны ежегодно распределяют в школы 60−80% своих выпускников. Устранение этого рассогласования предполагает дальнейшее углубленное исследование природы профессиональной направленности вообще и педагогической направленности в частности и поиска новых, эффективных в условиях университетской подготовки средств формирования педагогической направленности.

Поэтому проблема формирования педагогической направленности студентов университета, выявления в их среде педагогов по призванию была, есть и всегда будет одной из актуальных проблем высшего педагогического образования.5 Как поставить высокий творческий потенциал студента, прошедшего жесткую систему университетского отбора, на службу задач школьного образования — именно так должна пониматься поставленная в «Основных направлениях реформы» задача совершенствования подготовки учителя в университетах, Это главным образом, и определяет актуальность предлагаемой работы, в которой педагогическая направленность является главной целью и основным критерием. j.

Профессиональная направленность является предметом пристального внимания в педагогической науке, особенно в последние годы. При этом предметом исследований были: интерес и любовь к профессии, т. е. исследования субъектно-эмоциональной сферы личности будущего специалиста (49, 52, 130, 131, 134) — намерение заниматься профессией (99, 63, 88) — обучение студентов, будущих педагогов, оценке, самооценке и взаимооценке знаний (118) — формирование активными методами профессиональных умений и навыков. Это последнее направление особенно широко представлено в новейших исследованиях по формированию профессиональной направленности (24, 34, 42, 45, 59, 58, 78, 112, 116). J.

Закономерен интерес ряда исследователей к изучению формирующейся у студентов системы профессиональных ценностей и поиск педагогических средств влияния на нее (19, 21, 39, 92), так как «наличие у личности общественно значимых ориентаций, даже при недостаточно развитых умениях и навыках, позволяет надеяться на старательное, творческое отношение к профессиональной деятельности. Отсутствие же положительных ориентаций может стать причиной профессионального краха, потери мастерства, навыков, умений» (125, с.12).

Формирующаяся система профессиональных ценностей будущих педагогов, в том числе студентов университета, остается пока слабо исследованной. Так, нет исследований представлений студентов университета о профессионально важных качествах личности учителя (профессионального образа учителя), каналов формирования таких представлений, а также значимости их для студента. Ряд исследований советских и зарубежных психологов (14, 102, 103, 76, 77, 17, 25, 80, 81, 55, 72, 87, 38, 40, 143, 142) позволяет обосновать подход к формированию педагогической направленности со стороны профессионального образа педагога у студентов в его взаимосвязях с формирующимся профессиональным самосознанием студента как педагога. Такой подход дает возможность перевести традиционно разрабатываемую в педагогике теорию воспитания примером в сферу профессиональной подготовки будущего специалиста. Профессиональный педагогический пример и создаваемый им образ педагога, стимулирующий осознание студентом себя в качестве представителя профессии, может рассматриваться как средство регуляции уровня педагогической направленности, средство влияния на изначально невысокую педагогическую направленность, т. е. средство профессионального воспитания и самовоспитания студента как педагога. Сказанное определяет научную, но виз ну, и тедретичес^ю^значимость исследования.

Объектисследования — студент университета, получающий пе- ^ дагогическую подготовку. Объем выборочной совокупности — 127 студентов 1-П, Ш, 1У, У курсов. Из них на констатирующем этапе было изучено 67 чел., на этапе формирующего поискового эксперимента -60 чел. (30 студентов экспериментальной группы и 30 — контрольной группы). ^.

ЗЕШЩетисследования ~ профессиональный образ педагога у студента университета, каналы его формирования, взаимосвязь с формирующимся профессиональным Я студента как педагога и его педагогической направленностью в юбычных и специально организованных условиях.

Операциональное"определение понятия «профессиональный образ педагога» выработано на основе определения образа как информационной системы, данного Славиным А. В. «. это не первосигнальные, визуальные образы, а мысленные образования, в которых чувственный и рациональный компоненты знаний синтезируются в некий единый „сплав“. Это сложные синтетические образы, адекватно и в то же время наглядно отражающие существенные общественно значимые функции объектов, их структуру, природу, основные характеристики» (107, с.187). Отсюда наше рабочее определение: «Профессиональный образ педагога есть представление о личности педагога, в котором синтезированы чувственный и рациональный компоненты знания о педагоге и которое с большей или меньшей степенью адекватности отражает социальный заказ — требования общества к личности педагога» .

Профессиональный образ формируется под воздействием профессиональных примеров-образцов, имеющихся в социальном окружении, и под влиянием средств коммуникации и культуры.

Профессиональный образ характеризуется: полнотой представлений, их эмоциональной окрашенностью, системностью.

Гипстезыисследования:

— существует система взаимосвязей между профессиональным образом педагога у студентов (измеренного по параметрам полноты, эмоциональной окрашенности, системности) и педагогической направленностью студентов. Эти связи могут быть либо прямыми, либо опосредованными формирующимся профессиональным Я студента как педагога ;

— особенности взаимосвязей между профессиональным образом педагога, профессиональным Я студента как педагога и педагогической направленностью определяются этапом обучения ;

— существуют комплексы парциальных представлений (образов) студента о педагоге и себе как педагоге, непосредственно связанные с педагогической направленностью ;

— целенаправленное формирование профессионального образа педагога у студентов в период педагогической практики, приближение его уровня к нормативному, способствует становлению профессионального Я студента как педагога и влияет на уровень педагогической направленности.

Основная цель исследования — педагогическая направленность, влияние на ее уровень.

Цель и гипотезы определили постановку задач и этапы исследования.

Заа§ чи-иэтапыиссле20вания.

I. Констатирующий этап:

— теоретическое обоснование выдвинутой проблемы ;

— разработка методики измерения уровня сформированности профессионального образа педагога у студентов ;

— определение информативности каналов его формирования ;

— определение характера взаимосвязей между профессиональным образом педагога, формирующимся профессиональным Я студента как педагога и педагогической направленностью.

П. Этап формирующего поискового эксперимента:

— поиск и опробование средств педагогического воздействия с целью формирования профессионального образа педагога в период педагогической практики студентов ;

— получение материала об эффективности примененных средств педагогического воздействия I) для формирования профессионального образа педагога у студентов — 2) становления профессионального Я студента как педагога — 3) для влияния на уровень педагогической направленности.

Проведенное теоретическое исследование выдвинутой проблемы и полученные экспериментальные данные позволяют вщ®?212-назащи-Т2 «S л еДШЗЙШ Л&л дже ния:

— профессиональный образ педагога, при ряде организационных условий, может стать действенным средством влияния на педагогиф. ческую направленность студентов ;

— профессиональный образ педагога достигает в естественном педагогическом процессе cpefiH’erQ уровня сформированное&trade- (по критериям полноты, эмоциональной окрашенности, системности) — т. е. превышает житейский уровень, но не достигает высшего — системных знаний об объекте ;

— профессиональный образ педагога среднего уровня сформированное&tradeне имеет прямой связи с педагогической направленностью — выявлена тенденция опосредованной связи через актуальную самооценку студента ;

— существуют комплексы представлений студента о себе как педагоге (актуальное и идеальное Я), непосредственно связанные с педагогической направленностью, которые могут рассматриваться как модель профессионального Я педагогически направленного студента университета ;

— оптимальными условиями для формирования профессионального образа педагога и встречного «опробования» его (А.Н.Леонтьев) в деятельности студента обладает период педагогической практики ;

— процесс формирования профессионального образа педагога способствует становлению профессионального Я студента как педагога ;

— профессиональный образ педагога высокого уровня сформированное&tradeпрямо связан с педагогической направленностью и ее важнейшей составляющей — жизненными планами студентов.

Прз2тическаязначимость проведенного исследования определяется возможностью применения полученных результатов в университетах деканатами, кураторами, преподавателями для совершенствования учебно-воспитательного процесса в плане повышения уровня профессиональной педагогической направленности студентов. Результаты могут быть применены как в преподавании специальных и психолого-педагогических дисциплин, так и в организации внеаудиторной воспитательной работы со студентами.

Достоверность полученных данных определяется достаточной выборкой и комплексом примененных теоретических и эмпирических методов исследования (подробно изложены в § 3 первой главы), в том числе методов математической статистики — корреляционного и факторного анализа. Обработка результатов исследования проведена на вычислительном центре факультета психологии ЛГУ.

Работа входит в комплекс исследований, проводимых на кафедре педагогики и педагогической психологии ЛГУ, посвященных выявлению основных закономерностей обучения и воспитания студентов в высшей школе СИ? государственной регистрации 8I0899I0).

Апробация.исследования. Результаты исследования докладывались: на научно-практической конференции «Научно-методические основы комплексного подхода к подготовке специалистов» (г.Тула, 1982 г.) — в лаборатории педагогической направленности кафедры педагогики и педагогической психологии ЛГУ, на семинарах член-корреспондента АПН Н. В. Кузьминой, на ежегодных межвузовских научно-теоретических конференциях, проводимых при кафедре педагогики и педагогической психологии ЛГУ.

— 13.

Выводы.

1. Этап педагогической практики дает педагогу большие возможности для формирования представлений студента о личности педагога — профессионального образа педагога и его профессионального «Я» как педагога.

2. Экспериментальная работа, проведенная нами в период педагогической практики студентов 4 курса имела своим результатом повышение уровня профессионального образа педагога до нормы — стабилизацию уровня профессиональной направленности и идеальной самооценки студентом своих педагогических качеств на фоне их значимого понижения в контрольной группе. Актуальная самооценка в экспериментальной группе, более четко структурированная в парциальных показателях по сравнению с контрольной группой, в интегральном показателе вошла в прямую корреляционную связь с общим показателем педагогической направленности, что интерпрети.

— 126 руется нами как выражение коллективной готовности к предстоящей педагогической деятельности.

3. Профессиональный образ педагога высокого уровня сформированности, как показывают результаты корреляционного и контент-анализа, характеризуется большей конкретностью представлений, их аргументированностью, системностью. Немаловажным является факт смещения показателей психолого-педагогического знания в образе с последних мест в начало ранга (в сравнении с Ш курсом и контрольной группой).

4. Профессиональный образ высокого уровня сформированности коррелирует с общим показателем педагогической направленности и показателем жизненных планов студентов, связанных с педагогической деятельностью. Корреляция его с показателем успеваемости позволяет утверждать, что работа по формированию профессионального образа педагога в университете влияет на педагогическую направленность наиболее подготовленной части студентов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Задача подготовки учителя в системе университетского образования — одна из наиболее сложных задач, стоящих перед высшей педагогической школой. Необходимость «поднять качество подготовки учителя в университетах» подчеркнута в «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» .

Сложность задачи определяется многоцелевым характером уни-^ верситетской подготовки. Отсюда зафиксированные в ряде исследований снижение первоначального уровня педагогической направленности студентов, слабая профессиональная педагогическая устойчивость его выпускников. Необходим активный поиск эффективных в условиях университета педагогических средств профессионального воспитания будущего учителя, влияния на уровень педагогической направленности студентов.

Профессиональное воспитание студента университета как педагога есть «формирование специалиста, способного с гражданских позиций ставить, решать профессиональные задачи и нести ответственность за правильность их решения» (94).

С этой точки зрения важна профессиональная педагогическая ориентированность процесса обучения в университете: передача знаний не ради самих знаний, но под углом применения их в будущей деятельности профессионального педагога. Правомерность такого подхода была убедительно доказана в целом ряде исследований. Профессионально ориентированное преподавание способствует формированию педагогической направленности (57, 78), профессиональной устойчивости (50), готовности и подготовленности к будущей деятельности (20).

Наше исследование показывает необходимость дальнейшего уг.

— 128 лубленного исследования возможностей профессионального воспитания педагога в университете — со стороны формирования правильных полных и системных представлений студента о личности педагога (профессионального образа педагога) и его профессионального «Я» как педагога.

Как показало констатирующее исследование, представления о качествах, необходимых педагогу — представителю одной из самых распространенных и доступных наблюдению профессий, сформированы у студентов университета лишь до среднего уровня по отношению к норме (по критериям полноты, эмоциональной окрашенности, системности). Наблюдения над личностью и деятельностью педагога в качестве учащегося не дают студенту полных и системных знаний об объекте — необходимо специально организованное педагогическое наблюдение. Но профессиональный образ педагога, формирующийся в естественном педагогическом процессе лишь до среднего уровня, связан, тем не менее, с одной из составляющих педагогической направленности, а именно — с удовлетворенностью педагогическим профилем получаемого образования.

Большие возможности в формировании у студента глубоких, полных, системных представлений о личности педагога и «встречного» формирования профессионального «Я» студента как педагога дает педагогическая практика — важнейший этап профессионального педагогического становления студента, форма социальной практики, «имеющая самостоятельное значение в развитии тех или иных черт личности будущего специалиста» (101), позволяющая учесть не только глубину и полноту представлений, не только эмоциональное отношение, но и поведение или готовность к нему, которые должны соответствовать собственным представлениям.

Результаты экспериментальной работы по формированию про.

— 129 феесионального образа педагога в период педагогической практики дают основание утверждать, что.

— процесс формирования профессионального образа педагога и профессионального «Я» студента как педагога приводит к формированию коллективной готовности студентов к предстоящей педагогической деятельности, что выразилось в четко скоррелированной плеяде актуальных самооценок педагогических качеств в экспериментальной группе на фоне их распадения в контрольной группе ;

— профессиональный образ высокого уровня сформированности имеет прямую связь с педагогической направленностью в целом и с важнейшей ее составляющей — жизненными планами, связанными с педагогической профессией ;

— корреляция профессионального образа педагога высокого уровня сформированности с показателем успеваемости говорит о возможности влияния на педагогическую направленность через формирование полных, системных представлений о педагоге у наиболее подготовленной части студентов университета.

В целом проведенное исследование показывает, что формирование профессионального образа педагога у студентов университета есть действенное средство педагогического воздействия для формирования педагогической направленности в университета.

Исследование возможностей влияния на формирование педагогической направленности студентов университета через формирование профессионального образа педагога должно быть продолжено — необходимо реализовать такие каналы его формирования, как изучение личности педагога — классика в ходе преподавания курса истории и теории педагогики, как ориентация на эту проблему читательских и зрительских интересов студентов (образ педагога в искусстве и литературе) в ходе внеаудиторной воспитательной работы в университете.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К., Энгельс Ф. Собр. соч., т.З.
  2. К. Размышления юноши при выборе профессии. В кн.:
  3. К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М: Госполитиздат, 1965, 698 с. З^Ленин В. И. Полн. собр. соч., т.45.
  4. Н.А. Совершенствование подготовки студентов технических вузов к инженерно-педагогической деятельности, в системе профтехобразования: Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1982. 23 с.
  5. Н.Н. Понятие идентификации и его применение к проблеме понимания человека человеком. В кн.: Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга (Тезисы докладов). Краснодар, 1975, с. 6 — 8.
  6. Ю.С., Осовский В. Г. К вопросу о профессиограмме учителя. Сов. педагогика, 1971, W- 2, с. 83 — 90.
  7. .Г. К постановке проблемы развития детского самосознания. В кн.: Избранные психологические труды, т.2, М.: Педагогика, 1980, с. 103 — 127.
  8. .Г. К психофизиологии студенческого возраста. Вкн.: Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Вып.2. JI., изд. ЛГУ, 1974, с. 3 15.
  9. Ананьев Б. Г, 0 психологических эффектах социализации. Вкн.: Человек и общество. Л.: изд. ЛГУ, 1971, Р 9, с. 144 149.V
  10. Ананьев Б. Г, Проблема формирования характера. В кн.: Избранные психологические труды, т.2. М.: Педагогика, 1980, с. 52 81.
  11. .Г. Педагогическое применение современной психологии, Сов. педагогика, 1964, Р 8, с. 55 — 64.
  12. .Г. Человек как предмет познания. Л.: изд. ЛГУ, 1968, 340 с.
  13. П.К. Кибернетика и интегративная деятельность мозга, — В кн.: Хрестоматия по психологии. / под ред. проф. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1977, с. 124 134.
  14. Архангельский Л, М. Роль и место нравственного воспитания всистеме формирования нового человека, Вопр. философии, 1977, № 2, с. 13 — 23, i/
  15. Л.М. Педагогическое призвание и динамика егоразвития у студентов. Дис, канд, пед. наук. Л, 1972, 270 с.
  16. Ахтариева Л. Г, Особенности психологической подготовленностистудентов к профессионально-педагогической деятельности: Автореф. дис. канд. психол. наук. Л, 1978, 16 с.
  17. Багаева И, Г. Формирование у будущего учителя ценностного- 132 отношения к педагогической теории (на материале курса истории педагогики в педагогическом институте): Автореф, дис. канд. пед. наук. Л., 1976, 13 с,
  18. Е.З., Насиновская Е. Е. Роль идентификации в формировании альтруистических установок личности. В кн.: Вестник Московского университета, Серия психология. 1977, № 4, с. 33 — 41. V
  19. М. и др. К вопросу о профессиональных качествахучителя. В кн.: Учитель и его профессия. Таллин, 1977, с. 79 — 86.
  20. В.П. Обучающие игры как средство подготовки студентов университета к воспитательной работе: Автореф. дис. канд. пед, наук. Л., 1977, 22 с.
  21. Н.А. Очерки по физиологии движения и физиологииактивности. В кн.: Хрестоматия по психологии / под ред. проф. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1977, с. 121 — 124.
  22. М.А. Социальные нормы и регуляция поведения. М.: Наука, 1978, 310 с. V
  23. А.А. Восприятие человека человеком. Л.: изд. ЛГУ, 1965, 123 с.
  24. А.А. Этические нормы деятельности советского адвоката. Сов. юстиция, 1966, № 10, с. 16 — 17.
  25. О.А. Общественно-политическая практика как средствоформирования профессиональной направленности студентов: Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1981, 19 с.
  26. Г. К. Целенаправленность в деятельности преподавателя высшей школы: Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1979, 20 с.
  27. Л.С. Избранные психологические исследования. М.:изд. АПН РСФСР, 1956, 519 с. V
  28. А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника. М.: Педагогика, 1977, 159 с.
  29. Ф.Н. Книга об учителе. М.: Просвещение, 1965,260 с. 1. V/
  30. Л.А. Проблема подготовки будущего учителя к осуществлению трудового воспитания учащихся сельской школы: Автореф. дис. канд. пед. наук. Алма-Ата, 1980, 22 с.
  31. А.В. Кризис нравственный или социальный? В кн.:
  32. Наука и нравственность. М.: Политиздат, 1971, с. 358 -385.
  33. Н.А. Очерки Дона. Избранные педагогические произведения. М.: изд. АПН РСФСР, 1949, 351 с.
  34. А.И. Личное самосовершенствование и мораль. М.: Знание, 1975, 64 с.
  35. В.Л., Дранков А. В. О природе коммуникативных способностей. В кн.: Психология — производству и воспитанию. Л.: изд. ЛГУ, 1977, с. 232 — 239.
  36. В.В. Профессиональный долг и оценка уровня егосформированности у студентов (на материале исследования студентов-психологов) Дис. канд. пед* наук. Л., 1978, 198 с.
  37. М.И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы.
  38. Учебное пособие для вузов. Изд.2, Минск.: изд. ВГУ, 1981, 383 с.41- Есарева З. Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. Л.: изд. ЛГУ, 1974, 112 с.
  39. Елманова В. К, Формирование гностических умений будущих педа- 134 гогов: Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., ЛГУ, 1973, 20 с.
  40. В.Г. Особенности организации процесса нравственноговоспитания в высшем учебном заведении. В кн.: Проблемы нравственного воспитания, М.: изд. МГУ, 1977, с. 146 — 168.
  41. Н.Д., Пономаренко В. А. Структура и содержание психического образа как механизма внутренней регуляции предметных действий. Психол. журнал, т.1, 1980, № 2, с. 37 51.
  42. В.И. Эмпирическое изучение профессионально-педагогической подготовленности студентов университета (на материале педагогической практики): Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., ЛГУ, 1977, 23 с.
  43. В.П., Гордон В. М. Методологические проблемы психологического анализа деятельности, В кн.: Системные исследования. М., 1976, с. 82 — 127.
  44. Иконникова С. Н, Роль нравственных идеалов в формированииличности. В кн.: Моральные ценности советского человека. Л.: Знание, 1968, с, 171 — 191.1. V,
  45. ГДР. Вопросы психологии, 1982, Р I, с. 84 — 90.52.-Кисельгоф С. И. Воспитание любви к сельскохозяйственному труду у школьников (из школьного опыта). Л.: Знание, 1955, 35 с.
  46. Князева Г. Н, Опыт психолого-педагогического исследованияпредставлений у студентов методом контент-анализа, В кн.: Психология — производству и воспитанию. Л.: изд. ЛГУ, 1977, с. 171 — 181.
  47. А.Г., Мясищев В. Н. Психические особенности человека.
  48. T.I. Характер. Л.: ЛГУ, 1957, 264 с. v
  49. В. И. Дружинин В.Н. Мотивационная сфера личности иее динамика в процессе профессиональной подготовки. -Психологический журнал, т. З, 1982- с. 35 44,
  50. Козиев В. Н, Психологический анализ профессионального самосознания учителя. Дис. канд. психол. наук. Л., 1980, 191 с.
  51. А.Т. Педагогические факторы формирования профессиональной направленности студентов. Дис. канд. пед. наук. Л., 1977, 256 с.
  52. Г. П. Формирование профессионально-педагогической направленности студентов педагогических учебных заведений: Автореф. дис. канд. пед. наук, Л., 1974, 21 с.
  53. Л.В. Особенности формирования конструктивныхумений у будущих учителей: Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1976, 24 с. v
  54. Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967, 383 с.
  55. Кон И. С. Категория Я в психологии, Психологический журнал, 198I, т.2, Р 3, с. 25 38.
  56. Т.Е. О нравственном образце и особенностях его усвоения в школьном возрасте. В кн.: Проблема управления процессом формирования личности. М.: изд. МГУ, 1972, 152 с.
  57. О.А. Структурно-функциональный анализ npoi^ccaосознанного регулирования произвольной деятельности. -Тезисы докладов У Всесоюзного съезда психологов СССР. 4.2. М., 1977, с. 34 42.
  58. Конопкин О. А, и др, 0 формировании субъективного эталонакак функционального звена системы саморегуляции деятельности. Вопр. психологии, 1983, Р 6, с. 109 — 114.
  59. Е.С. Основы социальной психологии. JI.: изд. ЛГУ, 1967, 173 с.
  60. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: изд. ЛГУ, 1970, 104 с.
  61. Н.В. Методы комплексного исследования педагогических факторов академической успеваемости студентов. -В кн.: Пути повышения эффективности обучения в вузе. Дидактические основы частных методик. Горький: изд. ГГУ, 1980, с. 12 33,
  62. Н.В. Очерки психологии труда учителя. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. Л.: изд. ЛГУ, 1967, 183 с.
  63. Н.В. Проблемы профессиональной подготовки специа- 137 листов в вузах В кн.: Проблема отбора и профессиональ -ной подготовки специалистов в вузах. Л.: изд. ЛГУ, 1970, с. 47 — 61.1. V .
  64. Н.В. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. Дис. докт. пед. наук (по психологии). Л.- 1964, 867 с.
  65. Н.В., Гинецинский В. И. Актуальные проблемы профессионально-педагогической подготовки учителя. Сов. педагогика, 1982, IP 3, с. 63 — 66.
  66. С.И. Влияние установок личности на восприятие другого человека Вопр. психологии, 1983, № 6, с. 105 -108.
  67. Л.С. Отличие общественно-психологических исследований от конкретно-социологических. В кн.: Материалы 1У Всесоюзного съезда психологов. Тбилиси: изд. Мецни-ереба, 1971, с. 182.
  68. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М: Политиздат, 1977, 304 с.
  69. А.Н. Проблемы развития психики. 4 изд. М.: МГУ, 198I, 584 с.7 В.-Ли Т.В. О профессионально-педагогической направленности в подготовке учителя иностранного языка, В кн.: Психология — производству и воспитанию. Л.: изд. ЛГУ, 1977, с. 166 — 170.
  70. В.Г., Дмитриев А. В. Личность студента. Л: изд.1. ЛГУ, 1974, 184 с.
  71. .Ф. К проблеме деятельности в психологии. Психологический журнал, 1981, № 5, с. 3 22.
  72. .Ф. О путях построения инженерной психологии на основе системного подхода. В кн.: Инженерная психология. М.: Наука, 1977, 304 с.
  73. Методические рекомендации в помощь студенту-практиканту. Иваново: изд. ИГУ, 1982, 35 с. v
  74. Методы изучения профессиональной направленности личностиучителя. Сб. научн. трудов / под ред. Ю. Н. Кулюткина и Г. С. Сухобской. Л.: изд. НИИООВ АПН СССР, 1980, 81 с.
  75. Методы системного педагогического исследования / под ред.
  76. Н.В.Кузьминой, Л.: изд-во ЛГУ, 1980, 172 с.
  77. Г. А. Требовательность как профессионально значимоекачество преподавателя высшей школы: Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1982, 20 с,
  78. В. Норма и мотив поведения. Вопросы философии.1972, Р 8, с. 107 117.
  79. В.И. О педагогических идеях Альберта Эйнштейнак 100-летию со дня рождения). Сов. педагогика, 1979, Р 10, с. 86 — 92.
  80. А.В. О воспитании старшеклассников. М.: Просвещение, 1976, 176 с. 1. V
  81. В.Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии. Вопросы психологии, 1957, Р 5, с. 142 — 154.
  82. Н.Б. Ценностное отношение студентов к учебным- 139 дисциплинам как фактор успешности их профессиональной подготовки: Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1984, 16 с.
  83. Е.А., Райгородская И. А. К вопросу оценки студентамипрофессиональных и личностных качеств учителя. В кн.: Вопросы психологии личности и деятельности студентов / под ред. В. Г. Асеева. Иркутск: изд. Иркутского университета, 1978, с. 100 — 104.
  84. Основы вузовской педагогики. Л.: изд. ЛГУ, 1972, 311 с.
  85. Д.А. Предметное действие как информационный процесс.
  86. Вопросы психологии, 1970, № 3, с. 34−50.
  87. .Д. Основы социально-психологической теории. М.:1. Мысль, 1971, 352 с.
  88. .Д. Социальная психология как наука. Л.: Лениздат, 1967, 262 с.
  89. К.К. Система психологии и теория отражения. М.: Наука, 1982, 309 с.'99.-Платонов К. К. Профессиональное призвание. В кн.: Профессиональная ориентация молодежи. М.: Высшая школа, 1978, 271 с.
  90. Л.Е. О направлении личных идеалов учащихся. Сов. педагогика, 1948, W 2, с. 19 22.
  91. ., Колесников Ю. Студент глазами социолога. Ростов: изд. РГУ, 1968, 277 с.
  92. С.Л. Принципы и пути развития психологии. М.:изд. АК СССР, 1959, 354 с.
  93. С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973, 423 с.
  94. Л.И. Нравственное воспитание личности. М.: изд.1. МГУ, I981, 183 с.
  95. Л.И. Самовоспитание личности. М.: Мысль, 1984,139 с.
  96. В.Е. Методы изучения документов в социально-психологических исследованиях. Л.: изд. ЛГУ, 1983, 104 с.
  97. В.А. Формирование личности учителя в системе высшего педагогического образования. М.: изд. МГПИ им. В. И. Ленина, 145 с.
  98. В.А. Формирование социально активной личностиучителя. Сов. педагогика, 1981, № 4, с. 76 — 84.
  99. B.C. К формированию представлений о механизмах процесса идентификации в общении. В кн.: Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга (Тезисы докладов). Краснодар, 1975, с. 55 — 57.
  100. В.В. Самосознание личности. М.: изд. МГУ, 1983,285 с. 1. V/
  101. Теория личности / под ред. В. Ф. Сержантова. Л.: изд. ЛГУ, 1981, 184 с.
  102. М.Х. Выбор профессии как социальная проблема. М.:1. Мысль, 1975, 198 с. г/
  103. П6.Томилова Г. А. Содержание и методика формирования професси- 141 онально-педагогической направленности у студентов университета. Томск: изд. ТГУ, 1978, 128 с.
  104. С.С. Моральный кодекс и профессиональная спецификаморали. Ростов-на-Дону — изд. РГУ, 1964, 136 с.
  105. Н.А. Социально-психологические аспекты взаимодействияискусства и публики. М.: Наука, 1981, 303 с.
  106. Целикова О. П, Коммунистический идеал и нравственное развитие личности. М.: Наука, 1970, 207 с.
  107. Чан Зоан Тыонг. Зависимость между профессиональной направленностью и умственной самостоятельностью у вьетнамских студентов: Автореф. дис, канд. пед. наук, Л., 1976, 24 с.
  108. В.Н., Чернокозов И. И. Зтика учителя. Киев: Рад. школа, 1973, 175 с.
  109. И.И. Проблемы самосознания в психологии. М.: Наука, 1977, 144 с.
  110. В.Д. Психологические аспекты расстановки кадров.1. М.: Знание, 1974, 64 с.
  111. В.Д. Психологический анализ деятельности. Ярославль.: изд. ЯрГУ, 1979, 91 с.
  112. Т. Социальная психология. М.: Прогресс, 1969,535 с.
  113. Е.И. К вопросу о формировании ценностных ориента- 142 ций личности. Сов. педагогика. 1980, Р 9, с. 27−33.
  114. М.А. Ценностное отношение в предмете общественныхнаук: Автореф. дис, канд. философ, наук. Л., 1974, 20 с.
  115. Allert Е. u.a. Pro"bleme des Einflusses der Interaktionellen
  116. Erwartungen auf die Sozialbeziehung Lehrer-Schuler. Di-plomarbeit K-M-Universitet, Leipzig, 1979 (unfsroffent-lich), 136.' Broady M. The conduct of seminars. Universities quarterly.1970, v.24, P.3.
  117. Holsti OR et al. Content Analysis. Jn: Handbook of Social
  118. Psychology, Reading (Mass,), 1968, v.2, p.p. 596 692.- 143 13Q* Meissner V/.V-'. Motes on identification. «The psychoanalytic quarterly», 1972, v.41, No.2, p.p. 224−261.
  119. Samuel S.G. Enhancing selfconcept in early childhood. K.Y.1977.
  120. Sanford N. The Dynamics of identification. Jn: Meissner, 1972
  121. Schneeberg U. Padagogisches Piihrungsverhalten und berufsrelevante Einstellungen von Oberstufenlehrern. Jn: Padagogik (Ber) 1 Beiheft 77.
  122. Super D.E. A theory of Vocational Development. American
  123. Psychology, 1953, vol.8. 143″ Super D.E. et oth. Vocational Development. A framework for research. N.Y., 1957.1. УВАЖАЕМЫЙ ТОВАРИЩ!
  124. В целях совершенствования педагогической подготовки студентов, в частности, педагогической практики, просим Вас ответить на предлагаемые вопросы. Ваши ответы не подлежат огласке и будут использо ваны только в научных целях.
  125. СТУДЕНТ О ПРОФЕССИИ ПЕДАГОГА Фамилия, имя, отчество2. Возраст / полных лет/.
  126. Приходилось ли до вуза заниматься педагогической деятельностью? Какой?
  127. Как Вы относитесь к профессии педагога?- профессия нравится- скорее нравится, чем не нравится- трудно екааа®-- скорее не нравится- не нравится
  128. Если бы вновь пришлось поступать в вуз, выбрали ли бы Вы профессию педагога?- да- пожалуй, да- трудно сказать- пожалуй, нет- определенно нет
Заполнить форму текущей работой