Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Теоретико-прикладные проблемы исследования эффективности функционирования организации в условиях рыночной экономики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С переходом к рыночной экономике происходят принципиальные изменения в системе управления предприятиями. Они вызваны, прежде всего, уменьшением удельного веса и роли государственной формы собственности с присущими ей управленческими связями преимущественно «по вертикали» и административно-командными методами управления. Соответственно возрастает роль коммерческих структур, взаимосвязи между… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
    • 1. 1. Комплексный анализ исследования процесса эффективности функционирования организации
    • 1. 2. Методология критериального подхода к анализу эффективности деятельности организации и оценка влияния социально -экономических факторов на эффективность управления
    • 1. 3. Классификация методов анализа социально-экономических факторов
  • Глава II. ПРОБЛЕМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ОБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ ФАКТОРОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
    • 2. 1. Классификация социально-экономических факторов и источники эффективности деятельности организации
    • 2. 2. Критерии, определяющие степень влияния социально-экономических факторов на эффективность деятельности организации
    • 2. 3. Взаимосвязь и взаимодействие социальных и экономических факторов, влияющих на эффективность управления организацией
  • Глава III. НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ
    • 3. 1. Пути повышения эффективности деятельности организации в рыночных условиях
    • 3. 2. Механизм процессов повышения эффективности деятельности организации
    • 3. 3. Алгоритм повышения эффективности деятельности организации

Теоретико-прикладные проблемы исследования эффективности функционирования организации в условиях рыночной экономики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Когда экономист обращается к такому уровню анализа, он, фигурально выражаясь, помещает экономическую единицу или очень маленькую часть экономики под микроскоп и детально изучает аспекты её функционирования"1.

В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики — предприятию. Именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. На предприятии добиваются снижения до минимума издержек производства и реализации продукции. Разрабатываются бизнес-планы, применяется маркетинг, осуществляется эффективное управление —менеджмент.

С переходом к рыночной экономике происходят принципиальные изменения в системе управления предприятиями. Они вызваны, прежде всего, уменьшением удельного веса и роли государственной формы собственности с присущими ей управленческими связями преимущественно «по вертикали» и административно-командными методами управления. Соответственно возрастает роль коммерческих структур, взаимосвязи между которыми строятся, главным образом, «по горизонтали», на договорных основах. Следствием таких изменений становятся новые подходы к организации и качеству управления предприятиями, а также к управленческим кадрам. Последние должны обладать не только профессиональными знаниями, но и организаторским искусством, специальной подготовкой в области экономики, социологии и психологии, менеджмента и маркетинга.

Кроме того, преобразования в российской экономике носят социально-ориентированный характер. Анализ эффективности деятельности организации предполагает выявление взаимодействия организации с социальными явлениями, происходящими в обществе. Организация как социальный институт преследует как экономические, так и социальные цели. Высокая степень гармонизации этих целей.

1 Макконнелл К. Р., Брю СЛ. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: Пер. с англ. — М.: Республика. 1992, Т. 1. —С. 22. достигается эффективным функционированием организации.

В условиях формирования рыночных отношений повышение эффективности функционирования организации за счет взаимодействия двух основных компонентов — экономического и социального — становится наиболее актуальным для нее. Стремясь к получению дохода, с одной стороны, организация должна поддерживать определенный социальный статус, с другой стороны. Повышение эффективности деятельности организации зависит от степени удовлетворения социальных потребностей работников. При этом одним из условий совмещения целей и ценностей организации является социальная ответственность руководителей и работников. Использование возможностей рынка для удовлетворения социальных потребностей работников организации приобретает особую значимость.

Особенностью эффективности деятельности организации является то, что она может бьггь достигнута за счет рациональных комбинаций методов управления организацией как сложным социально-экономическим процессом, учитывающим влияние внешних и внутренних факторов.

Таким образом, актуальность исследования определяется потребностью гармонизации и сбалансированности влияния социально-экономических факторов на эффективность управления, неоднородностью подходов, используемых в условиях развивающегося рынка и формировании модели социально-ориентированной экономики. Необходимо по-новому оценить отдельные факторы, действие которых должно быть направлено на ускорение экономического роста и создание условий развитая организации. Процесс повышения эффективности функционирования организации опирается на анализ социально-экономических факторов с последующим прогнозированием и реализацией мероприятий, отвечающих требованиям вывода страны из экономического кризиса.

Степень научной разработанности проблемы. В работах отечественных и зарубежных, ученых, таких как Б. Айкс, Р. Ритерман, Н. Алексеев, В. Андрианов, М. Афанасьев, П. Кузнецов, А. Батизи, А. Берлин, Е. Вигдорчик, М. Гельвановский, М. Голдман, А. Дагаев Г. Клейнер, Я. Корнай, В. Куликов, В. Кудин, Д. Котц, ВЛиберникель, Д. Липсиц, И. Лунина, С. Масютин, Б. Мильнер, Д. Никологорский, А. Пахомов, Ю. Перевалов, Г. Попов, С. Попов, М. Раисе, Э. Рюли, Р. Рывкина,.

В.Скляров, А. Степанов, С. Толкачев, Й. Хентце, В. Хиль, Г. Хэндрикс, В. Шумаев, Ю. Якутии и др., создана серьезная научная база для исследования проблемы оценки эффективности функционирования организации. Вместе с тем, новая управленческая парадигма, последние исследования в области теории организации, в частности, концепция ее жизненного цикла, сама практика функционирования российских предприятий, объективно вызывают на передний план проблему социально-экономического анализа.

Все это обусловило выбор объекта, предмета, цели и задач исследования.

Цель настоящего исследования состоит в разработке методологических и теоретических основ эффективного функционирования предприятий в условиях рыночной экономики.

Задачи, вытекающие из поставленной цели, следующие:

— обосновать теоретико-методологические основы анализа эффективности деятельности организации в условиях становления рыночных отношений и рассмотреть категорию «эффективность» с современных позиций;

— определить принципы и источники анализа социально-экономической эффективности функционирования организации;

— систематизировать методы анализа социально-экономических факторов;

— классифицировать социально-экономические факторы, влияющие на эффективность деятельности;

— выявить совокупность наиболее значимых социально-экономических факторов и степень их влияния на эффективность работы организаций;

— найти формы и методы взаимодействия экономических и социальных составляющих в организации и выявить основные направления повышения социально-экономической эффективности систем управления организаций;

— разработать модель и алгоритм анализа социально-эффективного управления организацией.

Объектом исследования выступают российские организации, функционирующие в условиях рыночных реформ переходного периода.

Предметом исследования являются факторы, влияющие на процесс повышения социально-экономической эффективности деятельности организаций.

Методологическая основа исследования. Общетеоретической и методологической основой исследования являются концептуальные теоретические положения, представленные в классических и современных работах отечественных и зарубежных учёных — представителей экономики, философии, социологии. Исследование базируется на принципах единства экономического, исторического и логического подходов к анализу экономических явлений, противоречивом характере общественных процессов, обращении к общественной практике. Диссертация характеризуется сочетанием методов системного и функционального анализов, в качестве основополагающего используется диалектический метод в применении к экономическому подходу.

Нормативно-правовую основу исследования составили законы и различные нормативные акты Российской Федерации в области хозяйственной деятельности.

Эмпирическую базу диссертации составили данные статистических и финансовых отчетов исследуемых объектов, справочники, материалы периодической отчетности, оперативная информация, социологические опросы, наблюдения и обсуждения.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. Проведен анализ основных подходов к изучению оценки эффективности деятельности организаций в условиях рыночной экономики. Предложена методика критериального подхода к анализу эффективности функционирования организации.

2. Уточнена сущность категории «эффективность». Её предложено определять как сравнение полученного или предполагаемого эффекта с затратами, которые его обеспечили, с учетом экономических и социальных факторов, таких как: безработица, заработная плата, условия труда и быта, увольнение и абсентизм, образование и квалификация работников и т. д.

3. Предложено использовать систему социального страхования, как одну из наиболее перспективных форм рыночного механизма удовлетворения социальных потребностей работников организации.

4. Разработан алгоритм процесса повышения эффективности управления, включающий прогнозные модели расчета эффективности на основе уравнения регрессии и оптимизации социально-экономических факторов при принятии управленческих решений.

5. Произведен на основе разработанной методики анализ эффективности деятельности трех предприятий Московского региона за период 1997;2001 г. г. К ним относятся ОАО «Борец», АО «Спецэлектрод» и ОАО «Московская обойная фабрика», и выявлены пути повышения эффективности их функционирования на перспективу.

6. Обоснованы направления повышения эффективности управления организацией в рыночных условиях и сформулированы предложения по дальнейшему использованию результатов проделанного исследования.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что отдельные выводы и положения способствуют процессу повышения эффективности функционирования организации. В частности, выявленная степень влияния социально-экономических факторов может служить резервом экономического роста организации. Предложенный фактор социальной ответственности руководителей и работников служит рычагом равновесия социальных и экономических целей организации. Расчет по прогнозным моделям предоставляет возможность принимать гибкие и адаптивные решения в условиях рыночных отношений. На основе полученных результатов даны рекомендации по составлению социальных программ экономического роста, кодекса социальной ответственности и по разработке механизма использования страховых услуг. Одним из резервов экономической эффективности функционирования организации является повышение производительности труда на основе удовлетворения мотивационных потребностей работников.

Практическая значимость результатов диссертационного исследования заключается в том, что автором выявлена степень влияния социально-экономических факторов на деятельность работников организации. Предложенный фактор социальной ответственности руководителей и работников служит рычагом равновесия социальных и экономических целей организации. Расчет по прогнозным моделям предоставляет возможность принимать гибкие и адаптивные решения в условиях рыночных отношений.

Материалы диссертации могут применяться при чтении лекционных курсов по экономической теории, а также представлять определенный интерес для специалистов научно-исследовательских организаций, учебных заведений, системы повышения квалификации работников органов государственной власти.

Апробация работы. С основными положениями и выводами диссертации автор выступал на заседаниях кафедр и научно-практических конференциях в Государственной академии управления, Институте экономики, финансов и права, Международном институте экономики и права. Основные положения диссертации использовались в процессе обучения студентов Института экономики, финансов и права по дисциплинам «Экономическая теория», «Менеджмент», «Управление персоналом» и др. Данная диссертационная работа представляет собой теоретико-методическое исследование и носит прикладной характер.

По результатам диссертационного исследования опубликована монография и статья в сборнике общим объемом 9 п.л.

Структура и логика работы определены избранной темой, предметом и объектом исследования и отражают цели и задачи исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих 9 параграфов, заключения, списка литературы и приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В работе исследован ряд теоретических, методологических и методических проблем повышения эффективности функционирования организации (фирмы) в условиях рыночной экономики. Сделан вывод о том, что социально-экономический анализ представляет собой научно-теоретическую область знаний, становление которой обусловлено многими факторами. Рассмотрена организация с позиций системного подхода. Предлагается интегральная методика расчета экономической эффективности функционирования организации.

Обобщая результаты проведенного исследования, необходимо отметить следующее:

1. Сформулировано определение организации, которая представляет собой открытую социальную систему, объединяющую сознательно взаимодействующих людей на основе совместных интересов, целей и ценностей. Единство и согласованность действий достигается системой побудительных мотивов, что является необходимым условием эффективной деятельности.

2. Установлено, что теория социального и экономического анализа основывается на диалектической логике анализа и синтеза, единства и борьбы противоположностей, развития через противоречия. Определено, что социальный компонент становится результирующим для экономической эффективности.

3. Рассмотрено понятие «эффективности управления» как сложного процесса гармонизации противоречивых интересов всех участников организации, преследующих свои собственные цели и мотивы. Выделены основные критерии эффективности: действенность, экономичность, качество, прибыльность, производительность, качество трудовой жизни.

4. Опираясь на методологические основы социально-экономического анализа, в ходе исследования были определены принципы, задачи и источники анализа социально-экономических факторов. На основе этого были выделены четыре группы принципов анализа социально-экономических факторов: научные, общетеоретические, рыночно-ориентированные, социально-ориентированные. Теоретическое исследование позволило подразделить информационные источники анализа социально-экономических факторов на внутренние и внешние и систематизировать их по определенным признакам.

5. Цель и задачи анализа достигнуты выбором адекватных методов анализа. Методы анализа позволили установить взаимосвязь и взаимодействие факторов. Основные группы методов разделены на формализованные (экономикоматематические, экоиометрические, экономико-кибернетические) и неформализованные (экспертной оценки и построение сценариев).

6. Система учета влияния социально-экономических факторов по критерию мотивации труда относится к новым подходам решения проблем повышения эффективности деятельности организации. Проблема повышения эффективности деятельности может быть решена при условии активного использования результатов анализа наиболее значимой совокупности факторов с учетом их взаимосвязи и взаимодействия. В практической части работы детально проанализированы показатели социально-экономических факторов, производительности труда, выявлена их корреляционная зависимость, определена усредненная тенденция влияния социально-экономических факторов на эффективность деятельности организации, проведена диагностика мотивации и системы ценностей по трем предприятиям.

7. В результате исследования установлено, что существенным внешним фактором является безработица, наиболее значимыми внутренними факторамиусловия труда и быта, заработная плата, образование и квалификация, увольнение и абсентизм. Факторы, воздействующие на организацию и ее работников, выступают стимулами, внешними побудителями, мотивами трудовой активности, которая отражается на производительности труда.

8. В результате изучения полученных в ходе исследования результатов сделан вывод о том, что социально-экономические факторы становятся ценностью организации, если они обусловливают мотивацию труда, то есть являются движущей силой производительности труда. Достигнув определенного уровня, фактор переходит в разряд ценностей, при этом его мотивирующее воздействие снижается, возникают другие потребности работников, от удовлетворения которых будет зависеть трудовая активность работников организации в будущем.

9. Установлено, что основной задачей повышения эффективности деятельности организации является устранение любого дисбаланса, несоответствия и дисгармонии в деятельности организации. С целью гармонизации экономических и социальных целей в совокупность наиболее значимых включен фактор социальной ответственности, который становится рычагом равновесия и необходимым условием эффективности управления. Разработанный «Кодекс социальной ответственности» служит морально-нравственным гарантом выполнения социально-экономических задач организации.

10. Основным подходом к разработке модели эффективного функционирования организации явилась эндогенизация как определяющая гармонизацию всех ресурсов организации. На основе динамики социально-экономических показателей построена прогнозная модель методом множественной корреляции, которая позволяет определить темпы роста производительности труда при изменении показателей социально-экономических факторов и эффективность принимаемых управленческих решений в процессе разработки социальной программы экономического роста.

11. На основе анализа влияния социально-экономических факторов на эффективность деятельности организации определен алгоритм повышения этой эффективности на основе анализа социально-экономических факторов. Новый подход гармонизации социальных и экономических целей отражен в основных направлениях социальных программ экономического роста организаций: рост доходов, шкала ценностей, фактор социальной ответственности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.С., Грачев А. В. Анализ финансово — экономической деятельности предприятия. — М.: Дело и сервис, 1998. — 256 с.
  2. А. Г. Современная экономика взгляд в будущее — М.: Экономика, 1988.-254 с.
  3. А. Г. Управление и эффективность. М.: Экономика, 1981. — 71с.
  4. В.В., Романов О. В. Сорокина М.Е. Экономика и социология труда: Уч. для вузов. М.: ЮНИТИ, 1999 — 407 с.
  5. Анализ прибыльности продукции / Консультационная компания Me. Kinsey Company. Inc.- Дело, 1996. -165 с.
  6. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: Учебник для вузов / Л. А. Богдановская, Г. Г. Виноградов. Под общ. ред. В. И. Стражева. Минск: Высш. шк., 1997.-363 с.
  7. И. Стратегическое управление: Сокр. Пер. с англ. / Науч. Ред. и авт. Предисл. Л. И. Евенко. М.: Экономика, 1989. — 519 с.
  8. Ф.З. Организация самоуправления деятельности в условиях рыночной экономики. В кн. Формирование рыночного хозяйства: теория и практика. -Оренбург, 1996 76 с.
  9. В. Стратегическая эффективность управленческих решений // Проблемы теории и практики управления. 1996. — N 5. — С. 117−122.
  10. А. С. Критерии и система показателей экономической эффективности производственных решений: Уч. Пособие. -3 изд. М., 1989.- 133с.
  11. A.M. Социальные программы предприятий// Экономист. -1999. № 2.
  12. М.И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа: Учебник. 4-ое изд., доп. и перераб. М.: Финансы и статистика, 1997. — 416 с.
  13. М.И., Шеремет А. П. Теория экономического анализа. М.: Финансы и статистика, 1998. — 416 с.
  14. И.Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта. -М.: Финансы и статистика, 1998. -112 с.
  15. И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом?- М.: Экономика, 1995.- 147 с.
  16. JI.E. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Учеб. пособие. М.: ИНФРА — М, 1999. — 260 с.
  17. П.Бачурин А. Новое в организации хозяйственных структур // Экономист, 1997.-N2.-C. 36−47.
  18. А.Р. Экономика России в условиях депрессивной стабилизации (1994−1996гг.) // Вестник Московского университета. Сер. 6, Экономика -1996.-N6.-C. 18−32.
  19. A.M. Экономические рычаги повышения эффективности производства. -М.: Мысль, 1980. -204 с.
  20. Г., Шмидт С. Экономический анализ инвестиционных проектов. Пер. с англ. М.: Банки и биржи, 1997. — 631 с.
  21. Л.С., Горелов Н. А., Лукин Г. И. Основы социально-экономического анализа на предприятии. М.: Политиздат, 1990 — 144 с.
  22. В.И. Новый менеджмент: Управление предприятием на уровне высших стандартов. Теория и практика эффективного управления. М.: Экономика, 1997.-368 с.
  23. Большой экономический словарь/Под ред. А. Н. Азрилияня. 4-е изд. Доп. и перераб. — М.: институт новой экономики, 1999. — 1248 с.
  24. Н.К., Давыдов Б. А. Реформирование хозяйственных отношений при переходе к рынку. М.: Экономика, 1997. — 287 с.
  25. В.В., Лапаева М. Г. Страховой менеджмент. Оренбург: ОГУ, 2000.-143 с.
  26. В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. М.: Юристь, 1998. — 496 с.
  27. О.С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник для вузов. М.: Высш. школа, 1994. — 224 с.
  28. И.М., Грачева М. В. Проектный анализ: Учебник для вузов. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998 — 423 с.
  29. ВВ., Глущенко И. И. Исследование систем управления: социологические, экономические, прогнозные, плановые, экспериментальные исследования. г. Железнодорожный, Моск. обл.: 000 НПЦ «Крылья», 2000. -416 с.
  30. В. В. Руководство для высшего управленческого персонала. В 2-х томах. Том 1.-М.:МНИИГУ, 1996.- 752 с.
  31. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая (с алфавитно-предметным указателем). -М.: Издательская группа ИНФРА-М -НОРМА, 2000. -560с.
  32. Граут-Смит Т. Может ли бизнес быть моральным? //Известия. М. — 1993. -N 97.-С.З.
  33. Дж. К. мл, 0'Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века: Пер. с англ. М.: Экономика, 1991. — 319 с.
  34. М.Н., Мангутов И. С. Адаптационное управление предприятием в условиях перехода к рынку // Управление хозяйственными системами и персоналом в условиях перехода к рынку. Сб.науч. работ. Спб.: СПбУЭФ, 1993.-С. 28.
  35. Ю.В. Стратегическое управление —.Учебное пособие, ч.1. -Новосибирск, 1995.-118 с.
  36. А. Экономическое будущее российских государственных предприятий // Проблемы теории и практики управления. М., 1996. С. 18−23.
  37. B.C., Милета В. И. Системный анализ деятельности предприятий. М.: Финансы и статистика, 1990. -182 с.
  38. А.В. Экономическая социология: Учеб. пособие Мн.: ИП «Экоперспектива», 1997. — 253 с.
  39. С.А. Методы и рыночная технология экономического управления. -М.: Изд. «Дело и Сервис», 1999. 272 с.
  40. Т.И. Социология экономической жизни. М., 1991. -144 с.
  41. JI.C. Методы эффективного управления: совершенствование организации заработной платы в новых условиях хозяйствования. Оренбург.: ЦНТИ, 1992.
  42. Л.С. Механизм развития управления производством. М.: ГАУ, 1993.
  43. В.М. Как измеряется производительность труда в США. — М.: Финансы и статистика, 1996.
  44. Г. М., Костин JI.JI. Трудовые ресурсы и трудовой потенциал общества. — М., 1996.
  45. С.В. Экономические основы системы социальной защиты. — М.: Изд-воМГУ, 1997.
  46. Кадровые проблемы современного менеджмента / В. М. Ларин, Ф. М. Русинов, Д. С. Петросян. Под ред. И. М. Германа. Саратов: Изд. центр Саратовской гос. экон. академии — 1996. -165 с.
  47. Н. Изменения в социальной инфраструктуре российских предприятий // Человек и труд. -1996. № 5. С. 45−49.
  48. А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей. Монография. Оренбург, изд. «Южный Урал», -1991. — 189 с.
  49. А.И., Войленко В. В. Маркетинговый анализ.- М.:Центр, 1998.-20 с.
  50. В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. 2-ое изд., перераб. И доп. — М.: Финансы и статистика, 1998. — 512 с.
  51. Л.И. Основы общей теории статистики. М.: Финансы и статистика, 1999. -144 с.
  52. В. Повышение уровня жизни можно достичь только за счет производительности труда // Экономист. -1999. № 8. С. 13.
  53. Ю. Ориентация экономики на конкурентоспособность. -Экономист. -1997.-№ 1.-с.38−49.
  54. Корпоративное управление / Под ред. Марека Хосселя. М.: Джон Уайлиенд Санз, 1996. — 225 с.
  55. А.И. Социология. Екатеринбург: Деловая книга, М.: изд. «Логос», 1999, — 384 с.
  56. Г., Михайлов А. Социально экономическое развитие страны в 1999 году // Экономист. -1999. — № 4. С.23−27.
  57. Е.Д., Зубкова А. Ф., Румянцев Б. Г. Регулирование трудовых отношений в рыночной экономике. — М.: НИИ труда, 1997. 124 с.
  58. Н.П., Лещева В. Б., Дьякова В. Г. Анализ фининсово -экономической деятельности предприятия: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. Н. П. Любушина. М.: ЮНИТИ — ДАНА, 1999. — 471 с.
  59. Д.С. Эффективное управление техническим развитием. М.:Экономика, 1990. 255 с.
  60. М.В., Махалина О. М. Производственный менеджмент: Учеб. пособие для вузов. М.: «Издательство ПРИОР», 1998. — 384 с. 61 .Маркс К., Энгельс. Ф. Соч. 2- е., т. 32, 642 с.
  61. В.И., Айвазян З. С. О стратегии выживания российских предприятий в переходный период. Опыт управленческого консультирования. М.: Диалог-МГУ, 1996. — 51 с.
  62. Т.П. Управление развитием регионального рынка страховых услуг. Оренбург, 1999. — 353 с.
  63. А.В. Анализ и оценка системы управления на предприятии. М.: Финансы и статистика, 1990. -136 с.
  64. Менеджмент и самоменеджмент в системе рыночных отношений. Учебное пособие / Ф. М. Русинов, Л. Ф. Никулин, Л. Ф. Фаткин. / Под ред. Ф. М. Русинова. М.: Инфра-М, 1996.-351с.
  65. Менеджмент организации. Уч. пособие под ред. З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина. М.: Инфра, 1997. — 432 с.
  66. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. М.: «Дело», 1993, -703 с.
  67. . Управление будущего: предпосылки, тенденции // Экономист. -1995.-N4.-C. 23−32.
  68. Н.К., Анискин Ю. П. Современное предприятие: конкурентноспособность, маркетинг, обновление. В 2-х томах. М.: Внешторгиздат, 1993.- т. 2.-302 с.
  69. В.Н., Крук Д. М. Основы экономического и социального прогнозирования. М.: Высшая школа, 1989.- 200 с.
  70. Е.В. Анализ финансов предприятия в условиях рынка: Учеб. пос. -М.: Высш. шк., 1997. -192 с.
  71. A.M. Повышение эффективности производства. М.: Сов. Россия, 1980.-250 с.
  72. A.M. Управление социалистической экономикой.: Учеб. пособие для вузов. -М.: Экономика, 1979.- 424 с.
  73. Основы управления персоналом: Учеб. для вузов/ Б. М. Генкин, Г. А. Кононова, В. И. Кочетов и др. М.: Высш. шк., 1996, — 386 с.
  74. А. Пример эффективного управления в отрасли. // Экономист -1995. -№ 1.-С. 57−63.
  75. Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления (опыт лучших компаний). Пер. с англ. Общ. ред. и вступ. ст. д.э.н. Л. И. Евенко. М., 1986. — 420 с.
  76. В. Г. Снижение издержек фактор конкурентоспособности // Экономист. -1996.- № 4. — С. 52−57
  77. Н.Н., Погостинский Ю. А. Системный анализ финансовой отчетности. СПб.: изд. Михайлова В. А., 1999. — 96 с.
  78. Г. Х. Эффективное управление. М.: Экономика, 1985. -335с. 81. Постановление правительства РФ от 26.02.97 N 222 «О программе социальных реформ в РФ на период 1996 — 2000 годов».
  79. А.Н. Анализ влияния коммерческих отношений на эффективность. Екатеринбург: РАИ, 1992. — 279 с.
  80. В.М., Федотова М. А. Финансовая устойчивость предприятий в условиях инфляции. М.: Наука, 1995. — 54 с.
  81. Д.М. Бизнес и менеджмент. Терминологический словарь. М.: ИНФРА-М, 1997.-464 с.
  82. Дж. Эренберг. Современная экономика труда. М.: Экономика, 1998. -263 с.
  83. Ю.П. Приватизация и переструктуризация предприятий (с примерами из немецкой и российской практики). Под общ. ред. Доктора X. Грегера. -Обнинск: ГЦ и ПК, 1995. -120 с.
  84. Ф.М. Эффективность управления: наука и практика, — М.: Московский рабочий, 1984.-150 с.
  85. Ф.М., Бермин Л. А. Организация и управление отраслями и объединениями: Учебное пособие. М., 1989. — 77с.
  86. Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 2-ое изд., перераб. и доп. Мн.: ИП «Экоперспектива», 1997. — 498 с.
  87. В.Н., Ситникова О. Ю. Техника финансово-экономических расчетов: Учебное пособие. М.:Финансы и статистика, 1998. — 80 с.
  88. А.А., Михайлов А. П. Математическое моделирование: идеи, методы, примеры. М.: Наука, 1997. 320 с.
  89. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В А. Ядова. Л., 1979. — 264 с.
  90. В.Н. Гибкое развитие предприятия. Анализ и планирование. М.: Дело, 1999. — 336 с.
  91. И. Б. и др. Комплексное оценивание в задачах управления системами социально-экономического типа. М., 1996. — 48с.
  92. Семь нот менеджмента. Настольная книга руководителя. Изд. 2. / Под ред. В. Красновой, А. Привалова. М.: ЗАО «Журнал Эксперт», 1997. — 176с.
  93. А.Ф. Оценка эффективности управления социально-экономическими системами. Автореф. дисс. на соискание д.э.н. -М., 1992.
  94. Д.С. Управление производительностью : планирование, измерение и оценка, контроль и повышение: Пер. С англ. /Общ. ред. и вступ. Ст. В. И, Данилова-Данильяна. -М.: Прогресс, 1989. 528с.
  95. И.П. Эффективность предприятия в конкурентной среде. СПб.: ЛИВТД992.-131с.
  96. М.С. К единству социального и технического: проблемы и тенденции развития научных подходов к управлению. Оренбург: Димур, 1997.-208 с.
  97. М.С. Морально-этическая ответственность субъекта управления //Credo. Оренбург. -1998. — N 5.
  98. М.С. Ответственность субъекта управления: состояние проблемы и перспективы исследования //Credo. Оренбург, 1998. — N 1. — С. 33−43.
  99. Социальная политика и переход к рынку. Проблемы и решения: Сб. статей / Под ред. А. Ослунда, М. Дмитриева. М., 1996. -168 с.
  100. Социальная философия: Учеб. Пособие для вузов / Под. ред. проф. В. Н. Лавриненко, — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1995, — 240 с.
  101. Социально-экономическая эффективность организации и управления промышленным производством.: Межвуз. сб. / Под ред. Ф. М. Русинова. М.:
  102. Московский институт народного хозяйства им. Г. В. Плеханова, 1985.-152с.
  103. Социальный менеджмент: учебник под ред. Д. В. Валового. М.: ЗАО «Бизнес школа «Интел — синтез», Академия труда и социальных отношений, 1999,-384с.
  104. Т. Социальные рычаги экономического роста// Экономист. -1999.-№ 7. С.
  105. В.Ф. Комплексное социологическое обеспечение автоматизированных систем управления. М.: АОН, 1990. — 205 с.
  106. Теоретические проблемы управления промышленным производством (экономические и социальные проблемы управления): Сборник трудов. / Сост. Васильева Ж. С. -М.:МНИИПУ, 1 86.- 141с.
  107. Теория и практика моделирования социально-экономических процессов. Сб. науч. трудов /Под ред. Ю. А. Львова. Л.: ЛИЭН, 1990. -128 с.
  108. Теория морали и этики бизнеса. М.: Изд-во Российск. эконом, акад. -125 174 с.
  109. М.В., Савруков Н. Т. Экономика фирмы. Спб, Политехника, 1 8. -144 с.
  110. .И. Социальный анализ в системе управления экономикой. Автореф. дисс. д.э.н, — СПб., 1998. 24 с.
  111. А. В. Оценка эффективности управления производством. М.: Экономика, 1 84. — 103с.
  112. М.В. Социология управления: Учебное пособие. М.: ИНФРА -М, Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. — 144 с.
  113. Р. Фактор обновления. Как сохраняют конкурентоспособность лучшие компании: Пер. с англ. М.: Экономика, 1 88. — 368 с.
  114. Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики/Под ред. проф. Р. Марра, Г. Шмидта. М.: Изд. МГУ, 1997 г. — 480 с.
  115. Управление персоналом организации: Учебник/Под ред. АЯ. Кибанова. -М.: ИНФРА-М, 1997.- 512 с.
  116. Управление эффективностью производства. / Подсолонко В. А., Гамзина В. И., Киселева Т. П. и др. Киев: Наука думка, 1985. — 126 с.
  117. Э.А. Мотивационный менеджмент. М.: Ассоциация авторов и издаиелей «ТАНДЕМ». Изд. ЭКМОС, 1999. — 256 с.
  118. Философский словарь. Под ред. И. Т. Фролова. 5-ое изд. — М: Политиздат, 1986.- 500 с.
  119. Р.А. Система менеджмента: учебно- практическое пособие, 2-е изд. М: ЗАО «Бизнес-школа Интернет -Синтез», 1997.-352с.
  120. К. Финансовый и экономический анализ деятельности предприятий / Международная организация труда: пер. с англ. Д. П. Лукечева и А.О. Лукечевой/Под ред. Ю. В. Воропаева. М.: Финансы и статистика, 1996.-192 с.
  121. С.В. Управление персоналом современной организации / Учеб.-практ.пос. М.:ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1997.- 336с.
  122. А.Д., Негашев Е. В. Методика финансового анализа. М.: ИНФРА-М, 1999.-208с.
  123. А.Д., Сайфулин Р. С. Методика финансового анализа. М.: ИНФРА-М, 1996.- 176с.
  124. А.Ф. Экономическая теория: Уч. пособие для вузов. 2-ое изд. В 2-х книгах. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. — 352 с.
  125. Экономическая кибернетика и системные исследования в управлении / Под ред. Д. В. Соколова и Н. Н. Погостинской: Сб. науч. Трудов.- СПб.: Изд. СПбГУЭФ, 1998, — 167с.
  126. Эффективность производства (планирование и стимулирование) / Л. А. Белашов, Б. ГКлияненко, Г. В. Моисеев, А. М. Серов. Киев: Наука думка, 1984. — 150с.
  127. Эффективность производства в условиях многообразия форм собственности: Препринты научн. докладов. / АН СССР, Институт социально-экономических проблем и др./ Л.: 1990. — 94с.
  128. Ansoff I. Sullivan. Optimizing profitability in Herbulent/ Long range planning -Oxford etc., N 5, p. 112−23.
  129. Bird F., James W. The Moral Muteness of Managers //California Management Review, 1989.
  130. Corporate Ethics: A Prime Business Asset //The Business Roundtable, 1989, February.
  131. Drucker P.F. Management: Tasks, Responsibilities, Practices. N.Y.: Harper & Row, 1974. — 840 p.
  132. Friedman M. The Social Responsibility of Business is to Increase its Profits //Business Ethics: Readings and Cases in Corporate Morality. N.Y., 1990.
  133. . Y.J. (H.James). Business process improvement: the breakthrough strategy for total quality, prodactivity and competitiveness New York: McGraw -Hill, 1991.
  134. Managing Organization Change, by Partick E. Connor & Linda K.Lake. New York, 1988.
  135. International Journal of Technology Management. Geneva, 1990, v.5, N2
  136. Robey, Deniel. Designing organizations. Homewood, IL: Irwin, 1991.
  137. T. Wheelen & G.D. Hunger. Strategic Management. 2-ad. Ed., 1987. — 329p.
Заполнить форму текущей работой