Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Факторы развития и эффективность потребительского рынка в трансформируемой экономике

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Рыночная система хозяйствования характеризуется системой агрегированных рынков, в которой важнейшую роль играет потребительский рынок. Потребительский рынок, являясь структурообразующей составляющей воспроизводственного процесса рыночной экономики, обеспечивающей движение товарных потоков, замыкает процесс воспроизводства. Потребительский рынок обеспечивает сочетание интересов участников процесса… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретико-методологические основы функционирования потребительского рынка
    • 1. 1. Развитие теории рынка в экономической науке
    • 1. 2. Потребительский рынок в системе экономических отношений
    • 1. 3. Механизм формирования потребительского рынка
  • 2. Структура потребительского рынка в трансформируемой экономике
    • 2. 1. Тенденции развития потребительского рынка Российской
  • Федерации
    • 2. 2. Оборот розничной торговли и основные факторы его развития
    • 2. 3. Формирование оптовой торговли в условиях трансформируемой экономики
  • 3. Эффективность потребительского рынка
    • 3. 1. Издержки обращения и факторы их определяющие
    • 3. 2. Прибыль и добавленная стоимость потребительского рынка как результативные показатели его эффективности

Факторы развития и эффективность потребительского рынка в трансформируемой экономике (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Мировое сообщество признало Российскую Федерацию страной с рыночной экономикой. Россия переживает период перехода от восстановительной экономики к модели экономического роста. Исторический опыт свидетельствует, что рыночный механизм обладает большими преобразовательными возможностями, но сам по себе не обеспечивает оптимальных решений эффективного функционирования экономики. В условиях нового вызова глобальной экономики возрастает актуальность выбора экономических механизмов и экономической политики, которые смогут обеспечить выход экономики России на траекторию устойчивого экономического развития.

Принципиальное изменение роли и места сферы обмена в структуре общественного воспроизводства, вызванное доминированием данной сферы, требует новых подходов к изучению теоретических и практических основ ее функционирования. Развитие эффективно функционирующей системы рынка является важнейшим компонентом процесса трансформации экономики. Потребительский рынок — центральное звено общей системы взаимосвязанных рынков. Результаты его развития оказывают влияние на функционирование других рынков, во многом определяют их состояние и, следовательно, общее экономическое равновесие.

Несбалансированность в развитии отдельных фаз воспроизводства и отраслей экономики и, прежде всего, отрыв распределения и обмена от производства затрудняет формирование потребительского рынка России. Преодоление структурно-воспроизводственных диспропорций обеспечивает развитие потребительского рынка, эффективность его функционирования, что играет важную роль в повышении уровня жизни населения. Повышение темпов роста производства потребительских товаров и услуг становится практической задачей в деле установления диктата потребителей вместо диктата производителей.

Развитие потребительского рынка тесно связано с воспроизводством рабочей силы — главной производительной силы общества. Решение проблем потребительского рынка является важным аспектом теории благосостояния и цивилизованности общества. В условиях, когда повышение уровня жизни населения не сводится к росту его денежных доходов, насыщение потребительскими товарами и услугами рынка становится практической задачей, повышается значение торговли, играющей всевозрастающую роль в формировании потребления и высокой культуры обслуживания покупателей. Отсюда она не может не являться важной составляющей комплексной программы формирования рыночной экономики в условиях трансформируемой экономики.

Степень разработанности проблемы. Генезис проблемы потребительского рынка показывает, что она достаточно широко освещена в экономической литературе. Практически каждое научное исследование рынка в той или иной степени затрагивает проблемы потребительского рынка. Методологические основы анализа рыночных отношений заложены в работах зарубежных и отечественных экономистов: А. Смита, К. Маркса, А. Маршалла, Дж. Кейнса, П. Саму-эльсона, М. Фридмена, А. Абалкина, Е. Гайдара, С. Глазьева, А. Добрынина, Г. Журавлевой, Т. Игнатовой, Р. Нуреева и др.

Изучению рынка потребительских товаров в тех или иных аспектах посвящены работы российских экономистов: Г. Абрамишвили, JI. Брагина, Т. Данько, Н. Ильинковой, Ф. Крутикова, Р. Локшина, В. Малышкова, А. Новоселова, А. Орлова, В. Пешковой, И. Скопиной и др. Отдельные проблемы рынка потребительских товаров исследованы в трудах зарубежных ученых: Б. Бермана, Р. Валевича, А. Вейтца, А. Дайана, П. Друкера, Ф. Котлера, М. Леви, Дж. Э. Эванса и др. Вместе с тем, непосредственно проблема формирования и развития потребительского рынка в работах этих экономистов применительно к новым условиям трансформации экономических систем носит фрагментарный характер, растворяется в исследованиях формирования рыночных отношений вообще.

До настоящего времени не выработано целостной научно-обоснованной концепции формирования и развития потребительского рынка в условиях трансформируемой экономики. Многогранность и сложность данной проблемы с учетом глобальных изменений российской экономики предполагает постоянное обращение к ней, заставляет искать новые подходы к ее решению.

Актуальность проблемы, степень ее научной разработанности и несомненная практическая значимость определили цель и задачи диссертационного исследования.

Цель и задачи исследования

Цель настоящей диссертационной работы состоит в создании концепции формирования и развития потребительского рынка в условиях трансформируемой экономики. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

— проследить эволюцию взглядов на проблему рынка в целом, в том числе и потребительского (товарного) рынка;

— исследовать сущность и роль потребительского рынка в системе национальной трансформируемой экономики;

— рассмотреть механизм формирования потребительского рынка;

— выявить и оценить тенденции развития потребительского рынка Российской Федерации в условиях трансформации;

— раскрыть социально — экономическое значение оборота розничной торговли и выявить основные факторы его развития;

— обосновать направления развития розничной торговли в условиях трансформируемой экономики;

— вскрыть особенности формирования и обосновать направления развития оптовой торговли в условиях трансформируемой экономики;

— определить основные пути повышения эффективности потребительского рынка.

Предмет и объект исследования. Предметом исследования является потребительский рынок в условиях трансформируемой экономики и его эффективность. В качестве объекта исследования избраны сферы оптовой и розничной торговли в условиях трансформируемой экономики Российской Федерации.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования явились концепции и гипотезы, представленные и обоснованные в трудах отечественных и зарубежных экономистов преимущественно классического и неоклассического направлений, теории организации оптовой и розничной торговли, прибыли и добавленной стоимости. В процессе исследования автором использовались методы историко — логического, сравнительно — аналитического, системного, экономико — статистического и математического анализа. Расчеты в диссертационной работе были выполнены при помощи программы обработки электронных таблиц «Microsoft Excel».

Информационной основой исследования послужили публикации Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, официальные инструктивно — методические материалы, специальные периодические издания и материалы собственных исследований автора.

Нормативно — правовую основу работы составили законы Российской Федерации, законодательные и нормативные акты Президента и Правительства Российской Федерации.

Рабочая гипотеза базируется на системе теоретических положений и научной позиции автора, согласно которой развитие и эффективное функционирование потребительского рынка, являющегося важной составляющей воспроизводственного процесса рыночной экономики, характеризует уровень жизни населения и обеспечивает стабильное социально-экономическое развитие страны. На основании этого автор выносит на защиту ряд положений диссертации.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Потребительский рынок — важнейшая структурообразующая составляющая воспроизводственного процесса рыночной экономики, обеспечивающая движение товарных потоков, замыкающая процесс воспроизводства. Сфера потребительского рынка включает рынок потребительских товаров, рынок услуг непроизводственного характера и рынок личного недвижимого имущества. В структуре потребительского рынка ведущую роль играет рынок потребительских товаров, так как по его каналам произведенный продукт поступает в личное потребление, получает завершение процесс общественного воспроизводства и создаются условия для его возобновления. Потребительский рынок выполняет регулирующую, стимулирующую, посредническую, ценообразующую, экономичности, контролирующую, социальные функции.

2. На формирование и развитие потребительского спроса в 2000;2005 гг. в Российской Федерации доминирующее влияние оказывали экономические по характеру возникновения, общие по характеру воздействия и косвенные по возможности измерения факторы. Формирование спроса на рынке потребительских товаров носит индивидуальный, избирательный и изменчивый характер, что вызывает необходимость повышенной способности предложения к адаптации к постоянно изменяющимся требованиям рынка.

3. Основными тенденциями развития потребительского рынка России в условиях трансформируемой экономики являются: увеличение валового внутреннего продукта торговли, общественного питания и заготовок и повышение их доли в валовом внутреннем продукте страны, увеличение оборота розничной торговли и оптимизация его структуры, динамичное развитие оптовой торговли потребительскими товарами, общественного питания, розничной торговли потребительской кооперации. Вместе с тем, продолжает оставаться низким качество товаров, поступающих на потребительский рынок, продолжается существенный рост цен на потребительские товары и услугиостается высокой доля импорта в товарных ресурсах розничной торговли.

4. Развитие оборота розничной торговли определяется ростом емкости потребительского рынка, понимаемой как максимальный совокупный объем реализации потребительских товаров всеми субъектами, работающими в данном сегменте, определяемый платежеспособностью потребителей товаров при определенном уровне цен на рынке и маркетинговых действиях фирм.

5. Сбалансированность оборота розничной торговли, рыночных фондов отдельных товаров и потребности населения в них позволяет обеспечить оптимальную реализацию потребительских товаров. Эффективность потребительского рынка определяется как соотношение полученного эффекта (объема peaлизации товаров и услуг) и затрат материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Достижение оптимального уровня издержек обращения, при котором возможно наращивание объемов реализации и прибыли при высоком качестве обслуживания покупателей, является важной задачей субъектов потребительского рынка в условиях трансформируемой экономики. Добавленная стоимость позволяет более глубоко исследовать эффективность потребительского рынка, позволяет определить стоимость, созданную в сфере обращения без повторного счета.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в обосновании факторов формирования и развития эффективного потребительского рынка в трансформируемой экономике и определяется следующими элементами реального приращения новационного знания:

— исходя из троякой специфики рынка как механизма поддержания равновесия спроса и предложения, совокупности актов купли-продажи и системы экономических отношений сферы товарного обмена раскрыто синтетическое содержание категории «потребительский рынок» как дискурсивного отражения совокупности экономических отношений по поводу актов купли-продажи потребительских товаров и услуг в обмен на денежные доходы индивидуальных и коллективных потребителей;

— проведена типология системы потребительского рынка по комплексу критериев: субъектам, объектам, охвату территории, степени зрелости, уровню насыщения, формам продаж, срокам использования товаров и на этой основе определены экономические функции потребительского рынка с позиций его воздействия на сопряженные рынки труда, средств производства, финансовых ресурсов и реализации данных функций в сферах розничной и оптовой торговли;

— на основе анализа факторов формирования и развития потребительского спроса в 2000;2005 гг. в Российской Федерации выявлено доминирование экономических факторов по характеру возникновения, общих по характеру воздействия и косвенных по возможности измерения и тенденция к снижению эластичности совокупного потребительского спроса;

— проведена оценка динамики развития и структуры потребительского рынка России, показавшая как позитивные тенденции: рост физического объема оборота розничной торговли, увеличение доли в товарообороте оборота торгующих организаций и непродовольственных товаров, в структуре розничной продажи которых возрос удельный вес товаров длительного пользования, так и негативные: высокий удельный вес товаров низкого качества, контрафактных и фальсифицированных товаров, рост импорта потребительских товаров, слабая материально-техническая база малых предприятий розничной торговли, медленное внедрение прогрессивной организации оптовой торговли;

— уточнено понятие емкости потребительского рынка и обоснована методика ее расчета по источникам спроса на основе определения линейной функции покупательных фондов населения и бюджетов товарных закупок организациями социальной направленности и по источникам формирования ресурсов, что позволило на основе авторегрессионной модели рассчитать параметры для прогнозирования оборота розничной торговли Ростовской области;

— разработана система показателей эффективности потребительского рынка, базирующаяся на авторской классификации факторов, определяющих издержки обращения, с одной стороны, и рентабельности активов и продаж, с другой.

Теоретическая значимость исследования. Теоретические основы формирования и развития потребительского рынка и повышения его эффективности могут быть использованы при научных исследованиях рынка в условиях трансформации, для оценки и обоснования роли потребительского сектора в формировании приоритетов и направлений реализации социально-экономической политики государства.

Практическая значимость исследования. Рекомендации автора могут быть использованы в работе организаций и предприятий сферы обращения потребительских товаров. Теоретико-методологические и методические положения диссертационного исследования могут применяться в учебном процессе при чтении курсов «Экономическая теория», «Экономика торговли», при подготовке учебно-методических материалов для высших учебных заведений и системы послевузовского обучения.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты диссертационного исследования докладывались на научно-практических конференциях в Северо-Кавказской академии государственной службы, Ростовском государственном экономическом университете «РИНХ» и Ростовском государственном педагогическом университете.

Ряд положений диссертационной работы применялись при разработке стратегии развития потребительского рынка Ростовской области и г. Ростована-Дону. Практические рекомендации, содержащиеся в диссертации, используются рядом организаций розничной и оптовой торговли, общественного питания г. Ростова-на-Дону. Результаты исследования, полученные автором, используются в учебном процессе в Северо-Кавказской академии государственной службы.

Публикации. По теме диссертационного исследования опубликовано 9 печатных работ, общим объемом 4,3 п. л. (в том числе авторских — 4,0 п. л.).

Объем и структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы из 131 источника, 8 приложений. Работа содержит 20 аналитических таблиц и 20 рисунков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Рынок является одной из самых распространенных категорий в экономической теории и одним из основных понятий хозяйственной практики. В процессе исторического развития рынок, его роль в экономике, рыночный механизм изменялись. По мере развития общественного производства и обращения менялось и понимание рынка. Для всех экономических школ, начиная с классической и до современных научных течений, общим является исследование производства продукта и его реализации потребителю через рынок.

Рыночная система хозяйствования характеризуется системой агрегированных рынков, в которой важнейшую роль играет потребительский рынок. Потребительский рынок, являясь структурообразующей составляющей воспроизводственного процесса рыночной экономики, обеспечивающей движение товарных потоков, замыкает процесс воспроизводства. Потребительский рынок обеспечивает сочетание интересов участников процесса воспроизводства, участвует в кругообороте средств, регулирует экономические отношения между субъектами воспроизводства. Он неразрывно связан со всей системой рынков и активно взаимодействует с ними. На потребительском рынке как в фокусе, отражаются все позитивные и негативные изменения не только в производстве потребительских товаров, но и в производстве средств производства. Развитие потребительского рынка отражает состояние экономики страны, эффективность всей системы хозяйствования.

Потребительский рынок — это система экономических связей по поводу всей совокупности актов купли-продажи потребительских товаров и услуг, используемых на личное и общественное потребление, в обмен на денежные доходы населения и коллективных потребителей общества, обусловленная общественным разделением труда.

Потребительский рынок выполняет регулирующую, стимулирующую, посредническую, ценообразующую, экономичности, контролирующую, социальные функции.

Потребительский рынок включает: рынки продовольственных и непродовольственных товаров, рынок ресторанно-гостиничных услуг, рынок туристских услуг, рынки бытовых, жилищно-коммунальных, транспортных услуг, рынки услуг культуры, образования и здравоохранения (последние все более втягиваются в сферу рыночных отношений, оказывая широкий спектр платных услуг). В структуре потребительского рынка ведущую роль играет рынок потребительских товаров, так как по его каналам произведенный продукт поступает в личное потребление, получает завершение процесс общественного воспроизводства и создаются условия для его возобновления.

Типология структуры и системы потребительского рынка проведена по комплексу критериев: по объектам купли-продажи, по субъектам рынка, по охвату территории, по степени зрелости рыночных отношений, по уровню насыщения рынка, по формам продаж, по срокам использования потребительских товаров.

Покупательский спрос на потребительском рынке формируется как результат воздействия многочисленных факторов, которые классифицированы по трем основополагающим признакам: по характеру возникновения, по характеру воздействия и по возможности измерения их влияния на покупательский спрос. На формирование и развитие потребительского спроса в 2000;2005 гг. в Российской Федерации доминирующее влияние оказывали экономические по характеру возникновения, общие по характеру воздействия и косвенные по возможности измерения факторы, выявлена тенденция к снижению эластичности совокупного потребительского спроса.

Формирование спроса на рынке потребительских товаров носит индивидуальный, избирательный и изменчивый характер, что вызывает необходимость повышенной способности предложения к адаптации к постоянно изменяющимся требованиям рынка. Предложение на рынке потребительских товаров отличается большой номенклатурой и широким ассортиментом товаров, которые требуют постоянного обновления и расширения.

Анализ производства и реализации позволяет сформировать методологический принцип сбалансированности спроса и предложения на потребительские товары и услуги, исходящий из требования постоянного опережения (на 4−5%) ростом предложения роста спроса. При этом спрос определяется как социально-экономическое выражение общественной потребности, тем самым потребность в деньгах выступает формой потребности в труде. В итоге потребительский рынок становится важнейшим фактором сбалансированности и динамичности воспроизводства.

В системе управления процессом взаимодействия спроса и предложения на потребительском рынке меры государственного регулирования должны обеспечивать поддержание оптимальной конъюнктуры рынка с учетом действия механизма рыночной саморегуляции.

Как показало проведенное исследование, состояние потребительского рынка Российской Федерации в течение 2000 — 2004 гг. было стабильным. Основными положительными тенденциями его развития в условиях трансформируемой экономики являются: увеличение валового внутреннего продукта торговли, общественного питания и заготовок и повышение их доли в валовом внутреннем продукте Россииувеличение оборота розничной торговли и оптимизация его структурыувеличение доли торговых организаций в формировании всего объема продаж потребительских товаров и услугдинамичное развитие оптовой торговли потребительскими товарами, общественного питания, розничной торговли потребительской кооперации. Вместе с тем, продолжает оставаться низким качество товаров, поступающих на потребительский рынокнесмотря на замедление темпов роста, продолжается существенный рост цен на потребительские товары и услугиостается высокой доля импорта в товарных ресурсах розничной торговлирастет число рынков и их темпы роста превышают рост числа организаций розничной торговлимедленно внедряется прогрессивная организация оптовой торговли потребительскими товарами.

Развитие оборота розничной торговли определяется ростом емкости потребительского рынка. Под емкостью потребительского рынка мы понимаем максимальный совокупный объем реализации потребительских товаров всеми фирмами, работающими в данном сегменте, определяемый платежеспособностью потребителей товаров при определенных уровне цен на рынке и маркетинговых действиях фирм. Методика ее расчета может осуществляться по источникам спроса на основе определения линейной функции покупательных фондов населения и бюджетов товарных закупок организациями социальной направленности и по источникам формирования ресурсов, что позволило на основе авторегрессионной модели рассчитать параметры для прогнозирования оборота розничной торговли Ростовской области.

Покупательные фонды населения являются главной детерминантой оборота розничной торговли. Для определения покупательных фондов населения в каждой автономной республике, крае, области, городах и сельских районах необходимо разрабатывать балансы денежных доходов и расходов населения. Несмотря на значительный накопленный опыт построения балансов доходов и расходов населения в России, в настоящее время не проводятся систематические работы по построению балансов, дифференцированных по доходным группам населения.

Повышение эффективности потребительского рынка предполагает развитие оптового звена как доминирующего в системе товарного обращения. Обострение конкуренции между оптовыми субъектами рынка за долю присутствия в розничной торговле, с одной стороны, и повышение розничными предприятиями требований к оптовикам в условиях товарного перенасыщения и повышения требований покупателей к качеству товаров и культуре обслуживания, с другой стороны, вызывает необходимость выполнения оптовой торговлей новых функций: информационной, коммерческого кредитования, финансирования сделок, расширения услуг по управлению и консалтингу.

В условиях трансформируемой экономики важной особенностью системы товародвижения является расширение взаимодействия и взаимопроникновения розничных и оптовых структур, при котором функции оптовой и розничной торговли присутствуют на предприятиях как оптового, так и розничного звена. Развитие крупных торговых объектов потребительского рынка стирают грани между оптовой и розничной торговлей, прежде всего с позиций величины партий товаров и их готовности к розничной реализации.

Эффективность потребительского рынка может быть определена как соотношение полученного эффекта (объема реализации товаров и услуг) и затрат материальных, трудовых, финансовых ресурсов. Эффективность потребительского рынка находит конкретное количественное выражение во взаимосвязанной системе показателей, включающей показатели: эффективности использования ресурсовпоказатели эффективности затратпоказатели, характеризующие результатыобобщающие показатели эффективности.

Издержки обращения являются одним из важнейших показателей эффективности хозяйственной деятельности, что обусловлено прямой зависимостью уровня издержек обращения от эффективности использования ресурсов, а уровня рентабельности от уровня издержек обращения. Издержки обращения определены в исследовании как выраженные в денежной форме затраты производственных факторов по доведению товара от производителя к потребителю, преобразованию производственного ассортимента в торговый, организации процесса купли-продажи, оказанию дополнительных услуг с целью удовлетворения спроса покупателей.

Для характеристики эффективности затрат использована система показателей: уровень издержек обращения, издержкоотдача реализации товаров, рентабельность издержек обращения и издержки в процентах к валовой прибыли, а для оценки экономического эффекта динамики текущих затрат — показатель относительной экономии (перерасхода) издержек обращения. В ходе анализа эффективности затрат организаций розничной торговли, оптовой торговли потребительскими товарами и общественного питания выявлено снижение уровня издержек обращения, увеличение их рентабельности, сокращение издержек обращения в процентах к валовой прибыли в 2004 г. по сравнению с 2003 г.

Достижение оптимального уровня издержек обращения, при котором возможно наращивание объемов реализации и прибыли при высоком качестве обслуживания покупателей, является важной задачей субъектов потребительского рынка в условиях трансформируемой экономики. Классификация факторов, определяющих сумму и уровень издержек обращения, проведена по зависимости от деятельности торговой организации, по направленности и по масштабам влияния. Внутренние факторы оказывают как прямое, так и косвенное влияние на уровень расходов, связанных с функционированием торговых организаций, но, вместе с тем, они влияют и на издержкоемкость товаров.

Развитие потребительского рынка сопровождается повышением культуры торговли, что обусловливает замедление темпов снижения уровня издержек обращения, а в отдельные годы может вызвать и его повышение. Вместе с тем, рынок располагает значительными резервами сокращения уровня издержек обращения. Обеспечение роста товарооборота позволяет снизить общий уровень расходов в процентах к товарообороту, так как примерно половина всех издержек обращения непосредственно не зависит от величины товарооборота.

Прибыль и добавленная стоимость потребительского рынка — важнейшие результативные показатели его эффективности. Масса прибыли характеризует экономический эффект, а показатели рентабельности — эффективность предприятий, отраслей торговли. Для субъектов потребительского рынка система показателей рентабельности должна включать показатели рентабельности продаж: прибыльность продаж, рентабельность реализованных товаров, рентабельность реализации отдельных товаров.

В организациях розничной торговли и общественного питания имеет место устойчивый рост рентабельности продаж. Рентабельность в расчете на единицу продаж в торговле значительно уступает отраслям промышленного производства, что является следствием различного их положения в цепи накопления добавленной стоимости. В малых предприятиях розничной торговли, общественного питания и оптовой торговли потребительскими товарами рентабельность продаж ниже, чем в крупных и средних организациях и в целом по отраслям торговли. Особенно значительные отклонения наблюдаются в оптовой торговле. Однако в отдельные периоды времени имело место и превышение рентабельности продаж в малых предприятиях розничной торговли и общественного питания рентабельности крупных и средних организаций, что свидетельствует о значительных резервах увеличения валовой прибыли и снижения издержек обращения в малых предприятиях. Рентабельность всех отраслей потребительского рынка должна стремиться к выравниванию. Конкурентный рынок, свободное ценообразование приведут к установлению торговых надбавок в соответствии с издержкоемкостью отдельных товаров.

При оценке рентабельности различных типов организаций и предприятий показатели рентабельности продаж не отражают различий в эффективности использования ресурсов, а характеризуют эффективность торговой деятельности при определенном уровне продаж. Прибыль различных типов предприятий является подвижным показателем, поскольку находится под воздействием огромного числа общеэкономических и внутриотраслевых факторов. Поэтому в отраслях товарного обращения среднюю прибыль следует рассматривать по группам однотипных предприятий с выделением в них наиболее прибыльных.

Добавленная стоимость позволяет определить стоимость, созданную в сфере обращения без повторного счета, что имеет место при использовании показателей валовой продукции и валового оборота. Появляется возможность более точного сопоставления объемов продукции, созданной в различных сегментах рыночной экономики, соответствующего распределения издержек производства и обращения между ними. Добавленная стоимость позволяет более глубоко исследовать эффективность потребительского рынка и на этой основе принимать обоснованные маркетинговые решения. Темпы роста валовой добавленной стоимости торговли превышают темпы ее роста в других отраслях экономики России.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть первая и вторая. -М.: ИНФРА-М, 1997.-560 с.
  2. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. № 2300−1 (ред. от 9 января 1996 г. № 2-ФЗ).
  3. Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г. № 948−1 (ред. от 2 февраля 2006).
  4. Л. И. Российская школа экономической мысли: поиск самоопределения / Вопросы экономики. 2001. — № 5.
  5. Г. Г. Проблемы международного маркетинга-М.: Международные отношения, 1984. 120 с.
  6. М. С. Экономический анализ торговой деятельности: Учебное по собие.- М.: Дело и сервис, 2000. 512 с.
  7. В. А. Экономико-математические методы. СПб.: Союз, 1999. — 305 с.
  8. Академия рынка: маркетинг: Пер. с фр. / А. Дайан, Ф. Букерель, Р. Ланкар и др.- Науч. ред. А. Г. Худокормов. М.: Экономика, 1993. — 572 с.
  9. Ю. Л., Терещенко Н. Н. Экономика товарного обращения. -Красноярск: КГУ, 1999. 358 с.
  10. Анализ экономики: страна, рынок, фирма. / Под ред. В. Е. Рыбалкина.-М.: Международные отношения, 1999.- 176 с.
  11. П.Антонова В. И. Изучение рынка товаров за рубежом / Информация «Новое в науке, технике и производстве». 111 111 Укр. НИИНТИ. Киев, 1995. — 26 с.
  12. Аристотель. Никомахова этика / Соч. Т. 4. М.: Мысль, 1984.
  13. М. И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: Учеб. для торг. вузов. -М.: Экономика. 1990. 352 с.
  14. А. Введение в маркетинг. Таллин: АО «Пако», 1990. — 93 с.
  15. Г. В., Белова Г. Б. Товары и услуги на потребительском рынке-М.: ИКЦ «Академкнига», 2003.- 210 с.
  16. Бем-БаверкЕ. Основы теории ценности хозяйственных благ. С — Пб., 1903.
  17. В. А., Мозохин С. И. Рынок товаров народного потребления: потребности и возможности М.: Знание, 1990. — 64 с.
  18. И. А. Торговый менеджмент.-К.: Украинско-Финский институт менеджмента и бизнеса, 1997. 408 с.
  19. М. Экономическая мысль в ретроспективе. Пер. с англ., 4-е изд. -М.: «Дело Лтд», 1994.-720 с.
  20. Г. Дж. Практическое руководство по управлению сбытом: Пер. с англ. -М.: Экономика, 1991. 160 с.
  21. А. А. Маркетинг и полный хозрасчет.-М.: Экономика, 1989. — 115 с.
  22. Н. И. Избр. произ. М.: Политиздат, 1988. — 320 с.
  23. Р. П., Давыдова Г. А. Экономика торгового предприятия: Учеб. пособие. Мн.: Выш. шк., 1996. — 367 с.
  24. Введение в рыночную экономику: Учеб. пособие для экон. спец. вузов/ А. Я. Лившиц, И. Н. Никулина и др.- Под ред. А. Я. Лившица, И. Н. Никулиной. -М.: Высш. шк., 1994. 447 е.: ил.
  25. Й., Ревентлоу П. Экономика фирмы: Учеб. / Пер. с датского. М.: Высш. шк., 1994.-272 с.
  26. И. Н. Маркетинг и международное коммерческое дело.- М.: Внешторгиздат, 1990. 320 с.
  27. Е. А. Оптовая торговля. Менеджмент. Маркетинг. Логистика. Финансы. Безопасность: Учебно-практическое пособие / Е. А. Голиков. М.: «Экзамен», 2004.-272 с.
  28. Е. П., Голубкова Е. Н., Секерин В. Д. Маркетинг. Выбор лучшего решения. М.: 1993. — 222 с.
  29. Дж. К. мл., О Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века: Пер. с англ. / Авт. предисл. Б. 3. Мильнер. М.: Экономика, 1991. — 319 с.
  30. ЗО.Грузинов В., Грибов В. Экономика предприятия: Учебное пособие. М.: ИЭП, 1996. — 128 с.
  31. Дж. Экономические теории и цели общества. М.: Прогресс, 1976.
  32. Д. Е. Оценка, анализ, и пути повышения эффективности экономики (макро-, мезо- и микроуровни, торговля). Ставрополь: «Кавказский край», 2001.-500 с.
  33. ДаненбургВ., МонкрифР., Тейлор В. Основы оптовой торговли. Практический курс / Пер. с англ. СПб.: «Нева — Ладога — Онега», 1993. — 238 с.
  34. М. М. Торговля и производство: хозяйственные связи. -М.: Экономика, 1984.-160 с.
  35. Г. Торговый бизнес: Как организовать и управлять. / Пер. с англ. -М.: ИНФРА-М, 1996. 304 с.
  36. Г. А. Внутренняя торговля в дореволюционной России, М.: Изд. АН СССР, 1960.
  37. А. Рыночные концепции современной американской экономической школы (Нобелевские лауреаты по экономике за 2000−2002 гг.). Вестник саратовского социально экономического университета. 2002. № 4.
  38. Э. Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель / Пер. с англ. -С.-Пб., 1992.-496 с.
  39. Друкер Питер Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. М.: Book Chamber International, 1992.-351 с.
  40. М. А., Якубов А. Б. Биржи и их роль в рыночной экономике. -М.: СОМИНТЭК, 1991.-149 с.
  41. Г. П. Экономика: Учебник. Юристъ, 2002. — 574 с.
  42. Н., Балашов А. Изменение поведения российских потребителей как предпосылка формирования современных форматов розничной торговли / Маркетинг в России и за рубежом. 2000. — № 6.
  43. Н. В. Совершенствование связей производителей продуктов питания с торговыми организациями. / Маркетинг в России и за рубежом. -2000.-№ 2. С. 41−47.43.3ыбина А. Оптовая торговля: новые горизонты / Современная торговля. -2006.-№ 1.- С. 56−61.
  44. А. И. Розничная торговля в России движение к цивилизованному рынку / Современная торговля. — 2005. — № 1. — С. 3−6.
  45. Т. В., Сидельников А. П. Управление государственной собственностью. Ростов-на-Дону: СКАГС, 2002.- 171 с.
  46. Н. Д. Спрос: анализ и управление. Учебное пособие / Под. ред. И. К. Белявского -М.: Финансы и статистика, 1997. 160 с.
  47. История экономических учений / Под ред. В. Автономова и др.: Учеб. пособие. М.: ИНФРА — М, 2002. — 784 с.
  48. В., Серегин С. Пищевая промышленность в 2003 г.: итоги, перспектива / Экономист. 2004. — № 6.
  49. Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. Антология экономической классики: В 2 т. М.: МП «Эконов», 1993.
  50. А. И., Войленко В. В. Маркетинговый анализ. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. — 176 е.: ил.
  51. Коммерческая деятельность в кооперативной торговле / Под ред. Ф. Г. Панкратова. М.: ЦУМК, 1992. — 149 с.
  52. Коммерческо-посредническая деятельность на товарном рынке: Учеб. пособие / Под общей научной ред. проф. А. В. Зырянова. Екатеринбург, 1995.-416 с.
  53. Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990. — 736 с.
  54. Ф. Управление маркетингом М.: Экономика, 1980. — 224 с.
  55. Р. Фирма, рынок и право. М.: Дело ЛТД, 1993. 487 с.
  56. П. Оптовая торговля в Москве / Современная торговля. 2006. -№ 1. — С. 22−32.
  57. Л. Государственное регулирование АПК / Экономист. 2005. -№ 7.
  58. Л. И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: Учебник для вузов. 4-е изд. — Мн.: Выш. шк., 1995. — 415 с.
  59. А., Жалле Ж. Внутренняя торговля. М.: Прогресс, 1993. — 207 с.
  60. Курс экономической теории: Учеб пособие / Под ред. проф. Чепурина М. Н., проф. Киселевой Е. А. Киров, 1994. 624 с.
  61. С. Н., Злобин С. Ю. Основы маркетинга промышленных объектов.-М.: Внешторгиздат, 1990. 336 с.
  62. . Стратегический маркетинг: Европейская перспектива. / Пер. с франц. СПб.: Наука, 1996. — 589 с.
  63. М., Вейтц Б. А. Основы розничной торговли / Пер. с англ. под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб: «Питер», 1999. — 448 с. 64. Ленин В. И. Соч., т. 33.
  64. В. Теоретические допущения и ненаблюдаемые факты / США: ЭПИ. 1972, № 9. — С. 101 — 105.
  65. Р. Рынок потребительских товаров России / Экономист. 1993. -№ 4. -С.23 -34.
  66. Е. Экономика сельскохозяйственных предприятий / Экономист. -2005.-№ 9.
  67. Ч. Японская промышленная система: Пер. с англ. / Общ. ред. О. С. Виханского. М.: «Прогресс», 1998. — 400 с.
  68. В. За десять лет мы сделали больше, чем советская торговля за 70 / Современная торговля. 2005. — № 9.
  69. В. И. Потребительский рынок Москвы: вчера, сегодня и ближнее завтра. М.: Типография им. А. С. Пушкина, 1997. 221 с.
  70. В. Преобразования в опте необходимы! / Современная торговля. -2006. № 1.
  71. В. О закономерностях становления рынка / Вопросы экономики. -1993. № 3.
  72. Маркетинговый комплекс розничной торговли / Современная торговля. -2005. № 4. С. 12 47.
  73. К., Энгельс Ф. Соч., т.25, 37.
  74. А. Принципы политической экономии. T. I, II. Пер. с англ. М., «Прогресс», 1984.
  75. Мен Т. Богатство Англии во внешней торговле / Меркантилизм. Под ред. И. С. Плотникова. Л.: ОГИЗ-СОЦЭКГИЗ, 1935.
  76. МищенкоА. Эффективность товарного обращения и трансакционные издержки. / Экономист. 2000. № 9. С. 75−80.
  77. Н. К. Международный маркетинг: Учебное пособие.-М.: Центр экономики и маркетинга, 1998. 320с.
  78. Н. Г. Макроэкономика. Пер. с англ. М.: Изд-во МГУ, 1994.-736 с.
  79. Народное хозяйство СССР в 1988 г.: Статистический ежегодник / Госкомстат СССР. Финансы и статистика, 1989.
  80. В. А. Метод расчета емкости рынков массового потребления/ Маркетинг в России и за рубежом. 2004. — № 2. — С. 46 — 50.
  81. Т. И. Системная оценка эффективности коммерческой деятельности предприятий торговли. / Маркетинг в России и за рубежом. 2000. -№ 4. С. 40−45.
  82. А. С. Рыночная инфраструктура региона: проблемы формирования и развития. Новосибирск: ЭКОР, 1996.
  83. Р. М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. М.: НОРМА-ИНФРАМ, 1998.-572 с.
  84. А. Товары и услуги. М.: Экономика, 1990.
  85. Т. Н., Калугина С. А. Определение конкурентоспособности продовольственных товаров / Маркетинг в России и за рубежом. 1997. -№ 7. — С. 57 — 59.
  86. П. В., Соломатин А. Н. Экономика товарного обращения: Учеб. для вузов. М.: ИНФРА-М, 2002. — 220 с.
  87. Е. П. Маркетинговый анализ в деятельности фирмы М.: Экономика, 1996. — 116 с.
  88. Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика: Сокр. пер. с англ. / Научн. ред.: В. Т. Борисович и др.- М.: Экономика, Дело, 1992. 510 с.
  89. М. Конкуренция. -М.: Изд. дом «Вильяме», 1999. 790 с.
  90. И. Т. Книга о скудности и богатстве.
  91. Потребительский рынок / Экономист. 1996. — № 6. — 3 -10.
  92. Проблемы сетей оптом и в розницу / Современная торговля. 2005. — № 6. -С. 17−22.
  93. Программа углубления экономической реформы / Экономика и жизнь. -1992.-№ 3.-С. 14.
  94. Региональная розница: битва гигантов / Современная торговля. 2005. — № 4. -С.6−11.
  95. Ритейл: 20 лет спустя / Современная торговля. 2005. — № 2. С. 8.
  96. Россия в цифрах. 2005: Крат. стат. сб. / Росстат М., 2005.
  97. Рынок товаров: формирование и управление / Под общ. ред. А. В. Орлова, Ф. А. Крутикова. М.: Экономика, 1986. — 306 с.
  98. М. А., ЧибриковГ. Г. Основы экономической теории М.: Экономика,! 995.-367 е.
  99. ЮО.Самуэльсон П. Экономика: В 2-х т. М.: «Алгон», 1992.
  100. А. АПК в 2004 г.: Основные результаты / Экономист. 2005. — № 3.
  101. Ю2.Скопина И. В. Оценка тенденций развития, колеблемости и цикличности конкурентного потребительского рынка / Маркетинг в России и за рубежом. 2003. — № 6. — С. 49 — 57.
  102. Собственность и экономические интересы / Под ред. Т. В. Игнатовой и В. Н. Некрасова. Учебное пособие. Ростов -на- Дону: Изд во СКАГС. 2005.-254 с.
  103. Современный рынок: природа и развитие / Под ред. Э. П. Дунаева, И. Е. Рудаковой М.: Изд-во МГУ, 1992. — 133 с.
  104. Юб.Сорокина М. В. Менеджмент торгового предприятия-СПб.: Питер, 2003.- 528 с.
  105. Ю7.Социальная статистика: Учебник /Под ред. чл. корр. РАН И. И. Елисеевой- 2-е изд. доп. -М.: Финансы и статистика, 1999.
  106. Торговля в России. 2003. Стат. сб. / Госкомстат России. М., 2003. — 465 с.
  107. Торговля в России. 2005: Стат сб. / Росстат. М., 2006. — 543 с. ПЗ. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / Под общ. ред. проф. J1. А. Брагина и проф. Т. П. Данько.- М.: ИНФРА-М, 2000. 550 с.
  108. Э. А. Маркетинг. -М.: Экмос, 1998. 320 с.
  109. И. Социально-экономические факторы устойчивого развития АПК/ Экономист. 2005.- № 3.
  110. Пб.ФакеровХ. Потребительский рынок: проблемы регулирования. Душанбе: Ирфон, 2002.
  111. С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер. с англ. со 2-го изд. -М.: «Дело ЛТД», 1993. 864 с.
  112. Ф. Конкуренция как процедура открытия. М.: МЭиМО, 1989.
  113. Г. И., Фомин Д. А. Продовольственный комплекс России: альтернативная оценка финансового положения / Проблемы прогнозирования. -2005.-№ 3.
  114. ХейнеП. Экономический образ мышления. -Пер. с англ. М.:"Дело", 1992.-704 с.
  115. Щур Д., ТрухановичЛ. Основы торговли. Оптовая торговля: Настольная книга руководителя, главного бухгалтера и юриста.-2-е изд.-М.: «Дело и Сервис», 2000. 544 с.
  116. Дж., Берман Б. Маркетинг: Сокр. пер. с англ. / Авт. предисл. и науч. ред. А. А. Горячев. -М.: Экономика, 1990. 350 с.
  117. Экономика торгового предприятия: Учебник для вузов / А. И. Греб-нев, Ю. К. Баженов, О. А. Габриэлян и др. М.: Экономика, 1996. — 238 с.
  118. G., Сох D., Сох A. Ritail 'Sale' Advertising, Perceived Retailer Credibility, and Price Rationale. Journal of Retailing, 72(3). 1996.
  119. Davis S., Gerstner E., Hagerty M. Money Back Guarantees in Retailing: Matching Products to Consumer Tastes. Journal of Retailing, 71(1). 1995.
  120. Hasty, Ron, J. Reardon, В. Сое. The Effect of Information Technology On Productivity in Retailing, 72(4). 1996.
  121. Hirschman A. O. Exit, Voice, and Loyalty: Response to Decline in Firms, Organizations, and States. Cambridge, Harvard University Press, 1970.
  122. Lipton Dand Sachs J. P. Prospects doc Russia Economics Reforms / Bro-orinds Paptrs on aktivite. 1992.
  123. Maslow A. H. Motivation and Personality N. Y. Harper L. Row.
  124. Составлено по: 111, с. .83−85
Заполнить форму текущей работой