Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Маркетинговая деятельность предприятий в сфере малого бизнеса: На примере мебельной промышленности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Важным элементом коммуникативного маркетинг микса является Public Relations (связи с общественностью, или, более корректный термин с точки зрения русского языка — формирование общественного мнения ФОМ). Несмотря на отмечаемую многими авторами сложность, а иногда даже невозможность, проведения оценки эффективности ФОМ, автор данной работы считает, что, поскольку данный вид коммуникации приобретает… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
    • 1. 1. Развитие малого бизнеса в России и за рубежом
    • 1. 2. Формирование современного российского рынка мебельной промышленности и его место в мировом производстве мебели
    • 1. 3. Формирование затрат на маркетинговую деятельность мебельных предприятий, на примере «ООО Ликарион»
  • ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАРКЕТИНГОВЫХ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
    • 2. 1. Методы формирования маркетинговых решений
    • 2. 2. Предложения по развитию малого предпринимательства на основе маркетинговых технологий
    • 2. 3. Эффективность использования маркетинговых решений в сфере малого предпринимательства
  • ГЛАВА 3. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
    • 3. 1. Проблемы и задачи повышения эффективности использования комплекса маркетинга в предпринимательской деятельности
    • 3. 2. Маркетинговые исследования на основе использования Интернет-технологий
    • 3. 3. Совершенствование методики оценки эффективности маркетинговой деятельности предприятия, на примере «ООО Ликарион»

Маркетинговая деятельность предприятий в сфере малого бизнеса: На примере мебельной промышленности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В условиях рыночных преобразований в Российской экономике произошли глубокие преобразования. Ускорение экономического развития страны оказалось невозможным без развития предпринимательства в сфере малого бизнеса. Опыт передовых зарубежных стран свидетельствует о том, что малый бизнес в этих странах является локомотивом экономики.

В России малый бизнес в силу как объективных, так и субъективных причин находится на начальной стадии своего развития.

В этой связи представляет научный интерес исследования путей развития малого бизнеса, применение маркетинговых технологий для ускорения этого развития. Ускорение развития малого бизнеса будет способствовать решению важнейшей стратегической задачи, поставленной Президентом В. В. Путиным — удвоение валового внутреннего продукта до 2010 года.

Большинство современных российских исследователей, характеризуя предпринимательскую деятельность, делают акцент на получение прибыли, рассматривая ее как основную цель предпринимательства. Однако, согласно современной концепции управления, предпринимательство имеет своей конечной целью не столько прибыль, сколько удовлетворение потребностей конечных потребителей путем организации производства, сбыта, маркетинга, логистики, менеджмента, ориентированных на максимизацию производительности на каждой стадии воспроизводственного процесса. Маркетинговая деятельность при этом выступает как интегрирующая функция всех звеньев предпринимательской и производственной деятельности. Маркетинг становится базой принятия решений в сфере предпринимательства, начинает играть ключевую роль в системе управления, организации, планирования и контроля предпринимательской деятельности. Система управления хозяйственной деятельностью организации, предприятия, фирмы в этой ситуации должна строиться на основе философии и использования инструментария маркетинга и рассматриваться высшим руководством фирмы в качестве основного средства достижения целей фирмы. Парадигмой управления маркетингом на фирме в этих условиях принимается обобщающий постулат: управление маркетингом — это управление спросом. В отмечается, что «благотворное воздействие маркетинга на развитие предприятия проявляется в том, что он прислушивается к голосу покупателя, ориентирует инвестиции и производство на предвидимые потребности, учитывая их разнообразие через сегментацию рынков, стимулирует инновационную и активную управленческо-предпринимательскую деятельность».

В России в настоящее время проблема оценки эффективности маркетинговой деятельности становится особенно значимой для предприятий производителей, которым приходится выживать не только в условиях нестабильности внешней среды, обусловленной политическими и экономическими факторами, но и серьезной конкуренции со стороны зарубежных производителей.

Поэтому тема настоящего диссертационного исследования является актуальной.

Степень разработанности проблемы. Вопросы малого предпринимательства нашли освещение в работах отечественных и зарубежных ученых. В этой связи следует отметить работы отечественных ученых: Васильева Г. А., Горфинкеля В .Я., Голубкова Е. П., Давыдова Б. А., Данченок Л. А., Мешкова А. А., Нагапетьянца Н. А., Панкрухина А. П., Пилипенко Н. Н., Романова А. Н., Синяевой И. М., Соловьева Б. А., Татарского E. JL, Шахового В. А., а также зарубежных авторов Ансофа И., Дойля П., Котлера Ф., Левита Т., Мескона М., Томсона В., Янга С. и других.

Несмотря на актуальность данной проблемы для современного предпринимательства, в экономической литературе оценке эффективности маркетинга уделяется недостаточное внимание. В отдельных работах предлагаются некоторые прикладные методы оценки эффективности, применимые лишь к определенным методам маркетинга, но фундаментальных исследований, позволяющих комплексно проводить оценку эффективности маркетинга, крайне мало. Согласно некоторым оценкам не больше 0,2% всех расходов на маркетинг идет на то, чтобы понять, как израсходовать остальные 99,8%.

Главная проблема, осложняющая все попытки оценить эффективность тех или иных подходов маркетинговой деятельности — невозможность отделить результат воздействия на товарооборот комплекса маркетинга от влияния других факторов, связанных с изменением внешней средь фирмы. Кроме того, если целью применения маркетинга является не увеличение товарооборота в краткосрочном периоде, а создание положительного образа торговой марки, конкретного товара, фирмы в долгосрочном периоде, то оценить эффективность маркетинга вдвойне сложно.

Тем не менее, проводить исследование эффективности маркетинговой деятельности необходимо на любом предприятии, т.к. уровень эффективности маркетинга предопределяет успех нового товара, новой торговой марки, новой стратегии развития предприятия. Исследование эффективности и последующая корректировка снижают риск принятия неверного управленческого решения и, как следствие, риск неэффективного использования материальных ресурсов и неполучения прибыли.

Исследование эффективности маркетинговой деятельности предприятия предполагает проведение качественного и количественного анализа ожидаемого экономического эффекта, который предприятие рассчитывает получить при внедрении тех или иных мероприятий в системе управления маркетингом. Экономический эффект получается в виде повышения качества управления маркетингом и может быть выражен в увеличении сбыта, сокращении затрат на маркетинг, повышении отдачи от рекламной кампании и т. д. Он может быть немедленным или отложенным, полученным за счет дополнительных поступлений либо экономии. Как экономический эффект может рассматриваться обучение персонала или уменьшение риска при принятии решений.

Цель и задачи исследования

.

Настоящая диссертационная работа ставит целью разработать рекомендации по развитию маркетинговых технологий и решений в сфере малого бизнеса на основе проведенного анализа причин, сдерживающих развитие малого предпринимательства в России, развитие теоретических основ и разработки методических положений по оценке эффективности маркетинговой деятельности предприятия.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: провести анализ динамики развития малых предприятий и определить основные критерии их социально — экономической эффективности на маркетинговой основевыявить причины сдерживающие становление и совершенствование развития форм регулирования и поддержки малых предприятийоценить роль и определить основные направления исследования эффективности маркетинга в системе управления предприятием, провести исследование существующих подходов к оценке эффективности маркетингат, 6 проанализировать основные элементы и факторы, обеспечивающие эффективность маркетинговых решений, ориентирующих руководителей предприятий малого бизнеса на получение максимальной прибылиразработать алгоритм комплексной оценки эффективности маркетинговой деятельности;

Предметом исследования являются экономические и организационные отношения возникающие в процессе деятельности малых предприятий в сфере производства мебели и органами государственной и муниципальной власти, регулирующих деятельность предприятий малого бизнеса.

Объектом исследования явилось предприятие малого бизнеса Московского региона, производящие товары народного потребления.

Теоретической и методической основой диссертационной работы послужили положения и выводы отечественных и зарубежных ученых — экономистов, маркетологов, философов, основные положения современной экономической теории. В работе использовались монографии, методические разработки научно-исследовательских и академических институтов, законодательные акты, статьи в специализированных журналах и научных сборниках, труды научных форумов: международных и российских конференций, выставок, семинаров, а также материалы сайтов сети Интернет.

В работе широко использованы Федеральные законы и Постановления Правительства РФ, Правительства Москвы, а также нормативно-правовые акты, регламентирующие развитие малого предпринимательства на различных уровнях управления.

Информационной базой исследования выступают материалы Госкомстата РФ, Правительства Москвы и административных округов Московского региона. t.

Научная новизна диссертации.

Диссертация содержит следующие основные элементы научной новизны, которые выносятся на защиту: уточнены сущность и содержание понятий «маркетинговый потенциал предприятия», «экономическая эффективность маркетинговой деятельности», использование которых повышает научную обоснованность комплексной оценки маркетинговой деятельностивыявлены основные причины, сдерживающие развитие малых предприятий, позволившие целенаправленно разработать комплексную систему мер по совершенствованию механизма регулирования и поддержки малого предпринимательства и разработать конкретные рекомендации по их реализацииданы рекомендации по совершенствованию экономических форм регулирования и развития предприятий малого бизнеса, выявлены и классифицированы основные факторы, влияющие на эффективность маркетинговых решенийданы рекомендации об использовании маркетинговых технологий в деятельности предприятий малого бизнеса по улучшению качества и проведению ценовой политикиобоснована классификация маркетинговых затрат, показана необходимость учета в составе этих затрат трансакционных издержек, связанных с организацией и применением маркетинговой деятельности, предложены меры по снижению затрат на производство мебельной продукцииразработан алгоритм комплексной многоуровневой оценки эффективности маркетинговой деятельности, ориентированный на учет маркетингового потенциала предприятия, выявлены основные направления возникновения синергетического эффекта при организации маркетинговой деятельностиt предложены методы формирования маркетинговых решений в среде Интернет.

Практическая значимость выполненного исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы для выработки и уточнения государственной стратегии регулирования развития малого предпринимательства не только местном уровне, но и федеральном и региональном уровнях в экономической, социальной и организационной областях.

Результаты исследования могут быть также использованы при разработке комплексны программ развития малого предпринимательства в Москве и административных округах.

Даны конкретные предложения по созданию рыночной инфраструктуры развития малого бизнеса (региональные ассоциации, общества самокредитования, бизнес-инкубаторы, а также социально-деловых центров служб занятости).

Апробация работы.

Основные положения, теоретические обобщения и выводы диссертационного исследования докладывались на научно-практических конференциях и семинарах. Результаты диссертационного исследования нашли применение при разработке комплексных планов развития малого предпринимательства Москвы и Московской области до 2010 года.

Общие выводы и практические рекомендации по результатам опроса.

1. Абсолютное большинство опрошенных москвичей (92,98%) в целом положительно относятся к малому бизнесу, как важному сектору экономики.

2. Около 79% опрошенных высоко оценивают ту роль, которую играет малый бизнес в жизнедеятельности столицы — в создании новых рабочих мест, преодолении иждивенческих настроений по отношению к властям и формировании среднего класса, в преодолении товарного дефицита и насыщении столичного рынка, пополнении и росте городского бюджета. И только чуть более 18% склоняются к тому, что развитие малого бизнеса ведет к спекулятивному ценообразованию, криминализации экономики и росту преступности.

3. Предлагаемые товары представителями малого бизнеса удовлетворяют.

36% москвичей, однако абсолютное большинство придерживаются другого мнения — «удовлетворяют, но лишь отчасти» (55,15%).

4. Относительное большинство респондентов (40%) считают, что в частном предпринимательстве проявляется предприимчивость, деловитость, готовность к обоснованному риску, а 33% от общего числа опрошенных отметили чрезмерный эгоизм и стяжательство, стремление к наживе любой ценой и т. д.

5. В сфере малого бизнеса во взаимоотношениях с городскими властями процент доверия невелик, немногим более 5%, но большинство считает, что власти все же более «равноправны», чем малый бизнес (около 30%).0днако общая оценка внешней среды для занятия малым бизнесом в Москве в целом положительная — 54% опрошенных. И только лишь 29% оценивают эти условия как статичные.

6. Негативная оценка общих условий для занятия малым бизнесом в Москве в целом невелика и составляет 20% от общего числа опрошенных.

7. Малые предприниматели жалуются на трудности в поисках ресурсов и стартового капитала, которые связаны с тем, что коммерческие банки дистанцируются от малого бизнеса, считая это дело хлопотным и бесперспективным. Тем самым резко сужается социальная база рыночных реформ.

8. Абсолютное большинство опрошенных предпринимателей (62%) планируют расширить свою деятельность, что отражает прогрессивные процессы стабилизации внутренней ситуации в России.

9. В целях развития цивилизованного рынка и бизнеса в России, необходима всемерная поддержка малого бизнеса, как одного из приоритетных направлений государственной политики. С этой целью необходимо: разработать и принять комплекс законов и нормативных актов по поддержке малого бизнеса как на федеральном, так и на региональном уровняхосуществить дебюрократизацию государственного регулирования предпринимательской деятельности, упростить процедуры выдачи разрешений на открытие собственного дела, регистрации, резко ограничить число «надзирателей» за малым и средним бизнесомусовершенствовать систему налогообложения малого бизнеса, предусмотреть в ней льготы, особенно для предпринимателей в сфере производствапредоставить льготы в сфере кредитной политики, получения государственных субсидий, аренды нежилых помещений и др.- создать механизмы, обеспечивающие гарантированный доступ малого бизнеса к рынку, к материально-техническим ресурсам, информационным, природно-сырьевым, инфраструктурным и другим ресурсамобеспечить юридическую и социальную защиту интересов и прав малых предпринимателей, недопущение дискриминации со стороны государства, управленческих органов, должностных лицвсемерно поощрять процессы самоорганизации малого бизнеса и развития в его среде массового кооперативного движения и др.

На совещании Госсовета (декабрь 2001 г.) Президент В. В. Путин отметил, «Что малый бизнес себя не оправдал» и в этой связи правительству был дан ряд поручений, основное содержание которых направлено на улучшение положения малого бизнеса в стране. Их содержание сводится к следующему: необходимо подготовить и внести в Госдуму предложения по уточнению критериев субъектов малого предпринимательствапроработать вопрос о совершенствовании налогового законодательства в направлении упрощения системы налогообложения малого предпринимательства и системы налогообложениядля определенных видов деятельностиподготовить предложения по упрощению форм отчетности при уплате единого социального налогарассмотреть возможность законодательно регламентировать максимальный уровень налогового бремени для малого бизнеса.

Президент также предложил определить «предел налоговых изъятий» и создать структуру страховых финансовых рисков и облегчить доступ малому и среднему бизнесу к кредитным и к неиспользованным основным фондам.

Экономические формы реагирования развития малых предприятий и пути их совершенствования может быть различной в зависимости от политики, от общественных условий, складывающихся в сфере деловой активности и от тех целевых установок, перед собой государство, выбран путь формирования рыночной экономики. Однако рыночная экономика не в состоянии решать вопросы социальной справедливости, гарантировать право на труд, не обеспечивает в достаточной мере охрану окружающей среды, организацию правопорядка и т. д. Это должно стать заботой государства вмешательство государства в экономическую деятельность предприятий должно быть минимальным. Так экономические рычаги воздействия государства на предпринимательскую деятельность достаточно разнообразны, но основные из них: стимулирующая система налогов, кредитно-денежная и амортизационная политика, регулирование цен на продукцию предприятий-монополистов, устанавливая предельные цены (тарифы). Кроме того, экономическое регулирование осуществляется через внешнеэкономическую и социальную политику, создание системы государственных заказов и закупок.

Для того чтобы малый бизнес мог сформироваться, как один из секторов экономики, необходимо создание условий для его развития. Это не только совершенствование правовой базы, но и создание социально-экономических условий для малых предприятий, включающих в себя стимулирующую систему налогообложения, финансирования и кредитования, страхование предпринимательских рисков и подготовки профессиональных кадров бизнесменов.

Вопросы регулирования налогообложения в настоящее время относятся к числу наиболее актуальных. С другой стороны, налоговая система тесно связана с текущей политикой и экономической ситуацией, что оказывает существенное влияние на формирование рыночной экономики.

Стимулирующее налогообложение — одна из форм финансовой поддержки малого предпринимательства, направленная на ускорение развития малого бизнеса.

Среди экономических аспектов регулирования малого предпринимательства можно выделить, наряду с совершенствованием системы налогообложения, вопросы финансовой поддержки малых предприятий.

Государственная финансовая поддержка малых предприятий может осуществляться как путем направления бюджетных средств непосредственно в сферу малого бизнеса, так и косвенно, путем создания благоприятных условий для привлечения инвестиций и накопление капитала в этом секторе экономики.

Перед государством стоит важнейшая задача обеспечение необходимого уровня бюджетных ассигнований и их эффективного использования. Необходимо предусмотреть специальные бюджетные ассигнования на цели поддержки и развития малого бизнеса в размере фиксированной доли расходов федерального, регионального и местных бюджетов. Предварительные расчеты и анализ зарубежного опыта показывают, что с учетом масштабности задач развития малого бизнеса в России и его роли в экономической политике государства на эти цели следует направлять не менее 25% общего объема расходной части бюджета.

Основным каналом прямого финансового содействия развитию малого бизнеса является система фондов поддержки малого предпринимательства. Важное место в регулировании развития малого предпринимательства занимает кредитно-денежная и инвестиционная политика, суть которой сводится к тому, что государство воздействует на денежную массу и процентную ставку, а они в свою очередь — на потребительский и инвестиционный спрос.

Инвестиционная политика также является важным рычагом воздействия на предпринимательскую деятельность. С ее помощью государство может воздействовать на темпы роста производства, изменение структуры производства, ускорение научнотехнического прогресса и решение различных социальных проблем.

Ценообразование — это один из действенных рычагов воздействия государства на экономику и предпринимательскую деятельность. Используя ценовую политику, государство воздействует на спрос и предложение, перераспределение доходов и ресурсов, обеспечение минимального прожиточного уровня, а также на антимонопольные, антиинфляционные и другие процессы в желательном для государства направлении.

Государство должно проводить политику в области ценообразования, прежде всего, с целью обеспечения стабильности цен, что является основой борьбы с инфляцией, оживления инвестиций и подъема национальной экономики.

Существенным экономическим регулятором развития малого бизнеса является создание свободных экономических зон, которая представляет собой свободный экономический район, часть территории страны, где действует льготный режим хозяйствования и внешнеэкономической деятельности, а предпринимателям предоставлена более широкая свобода экономической деятельности. Создание таких зон призвано стимулировать предпринимательскую деятельность в пределах их территорий, способствовать развитию внешнеэкономических связей, расширению экспорта и импорта.

Рассмотренные формы государственного регулирования используются, как правило, в различных сочетаниях. Их единство проявляется особенно отчетливо в государственной контрактной системе — системе государственных заказов и закупок, составляющих ныне основной механизм государственного хозяйствования в развитых странах.

Данные формы государственного регулирования осуществляются для покрытия потребностей страны в продукции, необходимой для решения задач ее жизнеобеспечения и для реализации различных программ федерального, регионального или межгосударственных уровней.

Данная система реализуется за счет бюджета и внебюджетных источников, привлекаемых для этих целей. Государственными заказчиками могут быть органы исполнительной власти, казенные или государственные предприятия. Заказы размещаются путем проведения открытых и закрытых торгов, конкурсов и аукционов.

В целях экономического стимулирования поставщиков продукции для государственных нужд им могут быть предоставлены льготы по налогам, целевые дотации, субсидии, кредиты на льготных условиях. Кроме того, в особых случаях устанавливаются квоты по обязательной продаже отдельных видов продукции.

Кроме указанных форм и видов регулирования финансовую поддержку осуществляет ряд структур, созданных в системе федеральной службы занятости. В составе региональных отделений этой службы (Центр занятости) созданы отделы поддержки малого бизнеса. Эти отделы проводят определенную работу по финансированию представляемых проектов субъектов малого.

59 бизнеса.

Региональными центрами занятости осуществляется выдача сумм годового фонда пособий по безработице при предоставлении предпринимателем, обеспечивающим самозанятость, обоснованного бизнес-плана предполагаемой деятельности.

Учитывая изложенное, в рамках финансовой поддержки малого бизнеса можно определить следующие направления: совершенствование законодательной базы, регламентирующей деятельность кредитно-финансовых организацийрекомендовать Центральному банку России активизировать работу по налаживанию системы платежейвнести изменения в Гражданский кодекс РФ в части гарантий кредитов для сокращений риска, невозврата ссуд предприятиями малого бизнесаупрощение порядка регистрации вновь создаваемых акционерных обществ и индивидуальных предприятийнеобходимо внедрять в практику финансово-кредитных организаций услуг предприятиям малого бизнеса в плане организации финансово-экономического анализа состояния клиента по данным его внешней и внутренней отчетности по методике, учитывающей специфику заказчика, и вырабатывать рекомендации по повышению эффективности работы клиента.

Серьезную роль в области финансовой поддержки малого бизнеса может сыграть изыскание государством и крупными предпринимательскими структурами возможности выдачи средств для снижения процентной ставки кредитования субъектов малого бизнеса и выделения беспроцентных и безвозмездных кредитов для приоритетных направлений развития производственного сектора малого бизнеса.

Финансовое регулирование малого бизнеса может быть также реализовано через практику венчурного финансирования. Фактически венчурный капитал представляет собой источник долгосрочных инвестиций, предоставляемых компаниям, находящимся на ранних этапах своего развития, а также предприятиям для их существенной модернизации, как правило, на условиях акционерного капитала.

При создании венчурного фонда доля финансирования государства может составлять до 20−25%. Таким образом, государство будет выступать основным гарантом развития приоритетных направлений малого бизнеса, как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Значительные резервы привлечения заемных средств в сферу малого бизнеса заложены в развитии не банковского рынка капитала, в первую очередь в создании системы взаимного кредитования малых предприятий.

Весьма перспективным представляется создание обществ взаимного кредитования и взаимного страхования субъектов малого предпринимательства, как инструмента их финансовой взаимопомощи.

Улучшению финансово-экономического положения малых предприятий, накоплению собственных и привлеченных заемных финансовых средств должно способствовать и гарантированное законодательством участие субъектов малого предпринимательства в производстве продукции по государственному заказу.

Социальные формы регулирования развития малого бизнеса во многом определяется социальной политикой государства. Социальная политика, как и политика в целом, обладает свойством всеохватывающего универсального воздействия на все стороны общества, включая и национальную экономику. Ее отличает целенаправленный сознательный характер политической деятельности, множество целей и сложность приоритетов.

Многообразие человеческой деятельности определяет сложность взаимодействия социальной политики с другими ее видами, обуславливает противоречивость ее целей и средств. Это объясняется тем, что средства для достижения социальных целей находятся не в социальной, а в экономической, научно-технической и других сферах. Так по отношению к социальной политике, например, экономические аспекты политики являются средствами для ее реализации.

Перераспределение первичных доходов строится на принципе социальной солидарности, взаимопомощи людей и равноценности человеческой личности. Этот способ распределения богатства представляет собой, коллективную, общественную форму социальной защиты людей. Так, с помощью налоговой системы государство смогло бы принудительно реализовать принцип социальной ответственности более богатой части населения перед более бедной ее частью.

Социальная помощь была одна из общественных форм социальной защиты людей. Она ограничилась преимущественно удовлетворением элементарных жизненных потребностей, в частности, потребностей в обычном жилье, одежде и нормальном питании. Социальная помощь с самою начала ее организации имела адресную направленность и была ориентирована на истинно нуждающихся в ней.

Социальное обеспечение представляет собой систему государственных гарантий в получении всеми членами общества социально значимых услуг.

Социальные услуги требуют немалых затрат, их финансирование осуществляется за счет государственного бюджета, главным источником доходов которого является налоговые поступления.

Развитие малого предпринимательства при наличии соответствующей государственной политики позволяет ускоренно формировать конкурентные.

62 рыночные отношения, осуществлять структурную рыночную перестройку экономики, создавать новые рабочие места, активизировать научно-технический процесс, способствует формированию мощного социального слоя активных собственников и предпринимателей.

Государственная политика должна быть направлена не на административное регулирование малого бизнеса, а на создание необходимой рыночной инфраструктуры, системы государственной и общественной поддержки его развития, по всем направлениям (правовым, социально-экономическом и научно-техническом) особенно на стартовом периоде становления малых предприятий.

Становление новой модели социальной политики не должно сводится лишь к ресурсному обеспечению. Важный аспект — использование средств, направляемых на социальные цели. Российский подход к решению этой проблемы связывают с утверждением идеи адресной социальной защиты. Принципы адресности получают несколько аспектов: признания семьи, а не отдельного гражданинапостепенный отказ от субсидий поставщикам социальнозначимых товаров и услуг.

Один из важных приоритетов социальной политики — занятость экономически активного населения. Сложившаяся ситуация на рынке труда во многом является следствием устаревшей, отраслевой и профессиональной структуры рабочей силы. Вместе с тем, проводимая политика государства на рынке труда носит в основном поверхностный характер и сводится к поддержанию доходов ищущих работу и безработных.

Государственная политика на рынке труда переходного периода должна быть ориентирована на спрос на рабочую силу, в частности, в сфере услуг, с помощью налогово-кредитных инструментов, субвенций, субсидий и других видов помощи.

Формирование новой модели социальной политики переходного периода должно идти по направлению эволюционного развития, при сохранении активных позиций государства в социальной сфере. Выбор варианта социальной защиты населении, включая и занятых предпринимательской деятельностью, должен обеспечивать сбалансированность экономической эффективности, социальной справедливости и социальной защиты населения.

Особое место в этой системе занимает социальная защищенность занятых в сфере предпринимательства.

Предпринимательство является наиболее рискованной сферой деятельности, сопряженной с высокой вероятностью материальных и моральных потерь. Занятие бизнесом сулит человеку повышенную ответственность и опасность. Вместе с тем, занятые в нем работники не обладают необходимой социальной защищенностью.

Малое предпринимательство в России практически создавалось с нуля, абсолютное большинство малых предприятий не имеют сегодня собственной социальной инфраструктуры, в отличие от крупных предприятий, а также достаточных средств для решения всех социальных проблем: подготовка квалифицированных кадров, защита трудовых прав граждан, пенсионного обеспечения, защиты прав собственности в борьбе с коррупцией, имеют меньше возможности по социальному обслуживанию, а также по созданию более безопасного климата для развития цивилизованного бизнеса, инвестиций и т. д.

С переходом на рыночные отношения остро встала задача защиты материальной собственности, информационной, интеллектуальной и др. Вопрос социальной защиты играет все большую роль в становлении цивилизованного предпринимательства.

Социальная защита — это совокупность действующих прав и гарантий, которыми пользуются граждане Российской Федерации, а также применение правовых средств для устранения или предотвращения нарушений этого права.

Многообразие предпринимательских рисков не позволяет разработать единый механизм защиты от воздействия рисков любого вида. Так анализ современного состояния экономики России позволяет выделить следующие причины, усугубляющие предпринимательский риск, необязательность и безответственность хозяйствующих субъектов: нечеткая и непрерывная изменчивость законодательных и нормативных актов, регулирующих предпринимательскую деятельностьвысокие темпы инфляции и политическая нестабильностьотсутствие реального хозяйственного права, что препятствует снижению общего уровня риска бесконтактных отношенийотсутствие персональной ответственности за результаты своей деятельности, что увеличивает уровень риска любой сделкизависимость предпринимателя от криминального мира, неспособность правоохранительных органов защитить егонедобросовестная конкуренциянизкий уровень образования предпринимателей по проблемам экономики и организации рынка и предпринимательства и др. Система социальных форм регулирования развития малых предприятий включает и себе и вопросы подготовки и повышения квалификации кадров для малого предпринимательства.

Переход к рыночной экономике выдвигает принципиально новые требования к руководителям и специалистам предпринимательских структур, организаций малого сектора экономики.

Вложения в человеческий капитал являются важнейшим фактором, обеспечивающим регулирование образовательного потенциала предпринимателей.

Среди разнообразия организационных форм сотрудничества по видам деятельности особое место занимают социальные, партнерские связи, куда входят и взаимоотношения по подготовке кадров для предпринимательских структур.

Развитие малого предпринимательства, при наличии соответствующей государственной поддержки позволит ускоренно формировать конкурентные рыночные отношения. Кроме того, развитие делового образования играет существенную роль в системе государственного регулирования развития малого бизнеса. В этой связи, органы государственного управления должны обеспечить благоприятные условия для организации и ведения обучения, переобучения и повышения квалификации граждан, занятых и готовящихся к работе в сфере малого предпринимательства.

Как свидетельствует мировая практика, в отличие от крупных, малые предприятия менее устойчивы. Они действуют в условиях повышенного риска, более зависимы от внешних социально-экономических факторов и конъюнктуры рынка.

Рыночная экономика неразрывно связана с риском, который может быть оправданным и неоправданным, осознанным и случайным. Малый бизнес является во многих отношениях более рискованным. Важным условием минимизации последствий от предпринимательских рисков является развитие и совершенствование системы страхования, задача которого защитить малый бизнес от случайных рисков, помочь преодолеть их возможные негативные экономические последствия. В настоящее время проблемам социальной защиты работников предпринимательских структур уделяется недостаточное внимание. Работники частных и коллективных малых предприятий оказываются практически незащищены от действий администрации и владельцев предприятий, а зачастую их рабочий день превышает установленные законом время.

На улучшение положения рабочих малых предприятий могут оказать положительную роль союзы и ассоциации малых предприятий, которые могут выплачивать определенные пособия работникам при ликвидации малых предприятий, обеспечивать работников путевками на отдых и лечение, принимать участие в организации их досуга. Эти организации могут также содействовать работникам малых предприятий в решении жилищной проблемы, оплаты коммунальных услуг и т. п.

На федеральном и региональном уровне в плане социальной защиты может быть использовано льготное налогообложение для тех малых предприятий, которые активно сотрудничают со службой занятости, принимая на работу инвалидов, пенсионеров, женщин, на различных условиях, включая использование режима неполного рабочего времени, надомного труда и т. д.

Со стороны федеральных органов государственной власти должны быть обеспечены законодательные меры по созданию социальной защиты работников сектора малой экономики. Эта система должна включать в себя: законодательное обеспечение социальной зашить работников, положение о социальной защите работников малых предприятий различных форм собственности, методические рекомендации по открытию малых предприятий и созданию службы социального мониторинга при министерстве антимонопольной политики и поддержки малого предпринимательства РФ, рекомендации по обеспечению охраны труда и техники безопасности работников малых предприятий и др.

Важным аспектом, обеспечивающим поддержку развития малого предпринимательства, являются социальные аспекты трудовой деятельности. Социальная сущность труда предпринимателя, прежде всего, характеризуется степенью ее свободы, что означает необходимость рассмотрения социальных проблем в органической взаимосвязи с трудовым правом, как специальной отраслью юридической науки. Но степень свободы выбора сама по себе должна быть предметом свободного выбора, в том числе выбора форм собственности, обусловленного складом характера и желанием человека, его предрасположенностью и готовностью к самостоятельным действиям идти на риск, или лишь к выполнению полученных указаний и поручений.

Главным условие эффективного труда — это наличие у каждого работника и предпринимателя необходимого уровня творческой и практической подготовки к выполнению возложенных на него трудовых функций.

Роль предпринимательского труда, как основы жизнедеятельности нового социального слоя общества, обуславливает необходимость выработки и осуществления государственной политики в решении связанных с ним проблем во взаимодействии с профсоюзами и работодателями.

Основными направлениями государственной социальной политики в области предпринимательского труда, являются: создание экономических условий для усиления мотивов и стимулов к высокопроизводительному трудусоздание системы регулирования оплаты, стимулирующих компенсационные выплаты для работников хозрасчетных сфер независимо от форм собственностиорганизационно-методическое обеспечение работы по организации, нормированию, условиям и стимулированию труда на предприятиях с различными формами собственности, разработка необходимых нормативных актов, подготовка специалистов к труду, совершенствование трудового законодательстваразработка и осуществление государственной политики занятости населения во взаимосвязи с инвестиционной, налоговой, финансово-кредитной политикойобеспечение социальной защиты занятого населения на основе государственных гарантий пенсионерам, инвалидам и другим, социально уязвимым категориям лиц, установление минимального потребительского бюджета, прожиточного минимума, системы государственного страхования и социального обеспечения, использования внебюджетных источников финансирования.

Оценка потенциальных возможностей предпринимательского труда, осуществляется путем профессионального отбора. Профориентация призвана оказывать помощь всем работникам, включая молодежь и другие группы населения в выборе или перемене профессии или рода деятельности в соответствии с личностными качествами и общественными потребностями.

Формирование рабочей силы в предпринимательских структурах отражает потребности и интересы работников, руководствующихся мотивом — получить работу, устраивающую по содержанию и условиям труда и оплате.

Для решения этой проблемы важная роль отводится профессиональному образованию работников предпринимательских структур.

Одной их основных проблем организации обучения, подготовки кадров для предпринимательских структур является несоответствие их запросов и представлений. Как правило, выбор программ обучения, форм обучения затруднен из-за нехватки времени для посещения курсов обучения, отсутствие квалифицированных преподавателей, способных выявить и четко определить потребность в обучении, соотнеся ее с проблемами бизнеса.

Организационные формы регулировании развития малых предприятий и создание нормальных условий для предпринимательской деятельности, стабилизации и подъема экономики, государство должно проводить соответствующую социально экономическую политику, которая складывается из фискальной, научно-технической, инвестиционной, ценовой, амортизационной, социальной, кредитно-денежной и других видов политики.

При реализации их в комплексе используются как экономические, так и организационно-административные методы.

Организационно-административные методы, являются методами прямого воздействия и исполнения. Они должны использоваться государством в том случае, когда экономические методы неприемлемы или недостаточно эффективны при решении той или иной задачи. Как показала отечественная и мировая практика, организационно-административные методы наиболее эффективно используются в следующих областях: социальная политикарегулирование рынка трудаестественная государственная монополияохрана окружающей средысертификация и стандартизацияразвитие системы партнерских связейформирование рыночной инфраструктуры и системы мониторинга развития предпринимательской деятельности.

В оказании государственной поддержки развития малого предпринимательства можно выделить ряд организационно-административных форм, таких как развитие системы партнерских связей (франчайзинг, лизинг, факторинг, коммерческий трансферт, концессия, а также развитие инфраструктуры как механизма реализации поддержки малого предпринимательства).

Отсутствие у малых предприятий достаточных собственных оборотных средств и низкая залогоспособность МП, высокие кредитные ставки коммерческих банков и недостаточные сроки предоставления кредитов создают барьеры для развития малого предпринимательства.

2.2. Предложения, но развитию малого предпринимательства на основе маркетинговых решений.

Перспектива развития малого предпринимательства в значительной мере зависит от состояния и развития экономики страны. В ближайшие годы не ожидается заметного оживления инвестиционной активности в производственной деятельности. Предполагается более концентрированное вхождение в процесс экономической стабилизации, что, безусловно, окажет позитивное воздействие на развитие малого бизнеса.

Процесс концентрации производства и капиталов в экономике страны повлечет за собой активное развитие малых предприятий в производственной сфере инновационного профиля, а также малых фирм, оказывающих производственные услуги. Это позволит значительно увеличить долю малых предприятий в производственной сфере.

За счет роста малых производственных предприятий и малых предприятий инновационного профиля увеличится их общий вклад в ВНП страны. Соответственно произойдет увеличение малых предприятий, вкладывающих средства в собственное разлитие. При возрастающей напряженности на рынке труда малые предприятия создадут новые рабочие места. Сформируется средний слой общества — собственников, укрепляющих социально-экономическую базу в стране.

Развитие малого предпринимательства позволит решить многие вопросы и поднять уровень экономического потенциала страны. Однако Федеральная программа и существующее законодательство по малому бизнесу имеют ряд недостатков, о чем отмечалось выше. Для их устранения вносится ряд предложений для продвижения развития сферы малого предпринимательства.

В результате проведенного анализа сформулированы следующие предложения по развитию и поддержки малого предпринимательства (таблица 2.2.1.).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Российское малое предпринимательство, несмотря на то, что оно насчитывает около 900 тыс., субъектов хозяйствования, на сегодня развивается замедленными темпами. Они производят лишь около 12−14% валового внутреннего продукта, что в 4−5 раз ниже мирового уровня.

Недостаточное развитие малых предприятий объясняется наличием сдерживающих факторов, таких как: несовершенство законодательной базы, недостаточность собственных финансовых средств, бремя налогов, нехватка квалифицированных кадров, отсутствие социальной защищенности предпринимателей и наемных работников и др.

Мировой опыт показывает, что все страны с развитой рыночной экономикой используют различные методы, средства и формы воздействия на предпринимательскую деятельность, то есть по существу осуществляют политику государственного регулирования.

В диссертации обобщен опыт работы многих предприятий малого бизнеса, что позволило разработать систему мер по регулированию и развитию малого предпринимательства.

Все виды и формы государственного регулирования нами классифицированы на правовые, экономические, социальные, организационно-управленческие и технические.

Стержнем реформирования налоговой системы должно быть существенное уменьшение налогообложения заработной платы и доходов, получаемых в результате инвестиций и нововведений.

Важным направлением регулирования малого предпринимательства является кредитно-денежная и инвестиционная политика, при этом ценообразование является одним из важнейших рычагов воздействия государства на экономику и предпринимательскую деятельность.

Проведенное исследование позволило сформулировать следующие основные выводы и предложения.

1. Для эффективного развития малого бизнеса необходимо расширить объемы инвестирования в этот сектор экономики. Это станет возможным при ориентированной системе государственной поддержки малого бизнеса.

2. Разработать правовые акты, повышение эффективности государственных органов, регулирующих деятельность малых предприятий и инвестирование в него.

3. Создание эффективной системы управления малым бизнесом. Разработка эффективных технологий и методик инвестиционного климата отраслевых позиций.

4. Эффективными финансовыми институтами управления в малом предпринимательстве могут стать региональные фонды поддержки малого бизнеса, в первую очередь создание нормативной базы.

5. Изучение опыта передовых регионов в субъектах РФ, где малое предпринимательство развивается более динамично;

6. Опыт изучения высокоразвитых стран в области организации труда и подготовки кадров в условиях государственной поддержки.

7. Государственное регулирование работы малых предприятий может осуществляться только в органическом единстве с маркетинговой политикой и организацией контроля.

В настоящее время значение маркетинговой деятельности в системе управления предприятием неуклонно растет: все больше российских предприятий, осознав необходимость применения маркетинга, внедряют различные методы и приемы удовлетворения потребностей потенциальных покупателей. Как следствие, возрастает объем маркетинговых затрат, а также их доля в составе общих затрат предприятия. Эти тенденции обуславливают необходимость оценки экономической эффективности осуществляемых маркетинговых затрат, поскольку неэффективное использование этих средств, особенно, если доля маркетинговых затрат значительна, может негативным образом сказаться на эффективности деятельности всего предприятия.

Малое предпринимательство создает необходимые условия для развития свободной конкуренции между производителями, что, в свою очередь обеспечивает выполнение законов рыночной экономики.

С другой стороны высокая эффективность деятельности малых предприятий, которая обеспечивается за счет высокой скорости оборота капитальных вложений, высокой специализацией производства, высокой оборачиваемостью оборотных средств, снижением затрат на единицу используемого живого труда за счет использования прогрессивных форм его организации и материального стимулирования, делает их существование чрезвычайно выгодным для национальной экономики в целом, обеспечивая рост экономической эффективности, внедрение прогрессивных технологий, насыщение товарного рынка.

Анализ особенностей формирования малых предприятий в России показывает, что оно сталкивается с серьезными проблемами своего развития.

В настоящей работе впервые показана необходимость уточнения методик оценки эффективности маркетинговой деятельности с учетом ущербов от маркетинговой деятельности, разработана классификация ущербов, показано их влияние на эффект от маркетинговой деятельности.

По мнению автора, в состав затрат на маркетинг также необходимо включать трансакционные издержки, что расширяет и дополняет анализ эффективности маркетинга. Трансакционные издержки включают в себя издержки принятия решений, выработки планов и организации предстоящей деятельности, ведения переговоров о ее содержании и условиях, издержки пересмотра условий сделки и решения спорных вопросов, неэффективной защиты соглашений и т. п.

Поскольку маркетинговые вложения сходны по своему характеру с инвестициями, для оценки эффекта маркетинговой деятельности во многом применимы принципы, математические модели и методы, показатели, такие как чистый доход, чистый дисконтированный доход, внутренняя норма доходности, риск, разработанные для оценки эффективности инвестиционного проекта. Специфика оценки эффективности маркетинговой деятельности заключается в том, что в ряде случаев, например, при оценке коммуникативной эффективности, невозможно оценить количественно результаты воздействия, а, следовательно, применение традиционных методов представляется невозможным.

Бизнес-стратегия отдельных представителей малого предпринимательства предполагает осуществление комплексной маркетинговой деятельности, имеющей целью удовлетворение потребителей регионального рынка и максимизацию прибыли.

В настоящей работе показано, что проводить оценку эффективности маркетинговой деятельности возможно на любом предприятии, независимо от того, какая маркетинговая концепция (производственная, товарная, сбытовая, традиционная, социально-этического маркетинга, маркетинга взаимодействия) применяется на предприятии, различаться будут только методы анализа. В работе отражены основные направления, по которым возможна оценка эффективности на предприятиях, применяющих различные маркетинговые концепции. Анализ существующих методов и подходов оценки эффективности показал, что основные принципы оценки эффективности маркетинговой деятельности, такие как системность, комплексность, оптимальность, вариантность, согласованность, динамичность, ограниченность ресурсов, наилучшим образом реализуются в системном подходе при анализе эффективности.

Оценка эффективности маркетинговой деятельности должна включать в себя прежде всего оценку маркетинговых целей и стратегий, проверку их на согласованность с условиями внешней среды, возможностями предприятия. Нередка ситуация, когда предприятие ставит перед собой противоречивые или заранее недостижимые цели, и маркетинговые усилия, направленные на достижение этих целей оказываются напрасными. Маркетинговые цели можно структурировать по принадлежности к составляющим элементам комплекса маркетинг-микса и проводить исследование эффективности маркетинговой деятельности по этим направлениям. В настоящей работе приведена характеристика основных направлений оценки эффективности маркетинговой деятельности в разрезе составляющих комплекса маркетинга, отражен ряд проблем, возникающих при проведении исследования, рассмотрены направления их преодоления.

В настоящее время одним из наиболее динамично развивающихся средств маркетинговой коммуникации становится Интернет — все больше людей становятся его пользователями, постоянно растет доля затрат предприятий на рекламу в Интернете, увеличивается оборот виртуальной торговля. Интернет открывает широкие возможности для исследования эффективности маркетинговой деятельности и в данной работе автором проведена детализация дополнительных маркетинговых эффектов, возникающих на предприятии в результате применения Интернет в сфере маркетинговых коммуникаций.

Система Интернет рассматривается как действенный маркетинговый инструмент, позволяющий расширить границы рынка и создать новые средства для реализации маркетинговых программ.

С помощью Интернет малые предприятия получают возможность пользоваться коммуникационными услугами, проводить маркетинговые исследования, осуществлять рекламную компанию, обеспечивающую продвижение на рынок товаров и услуг.

Использование Интернет дает возможность предпринимателям исследовать потенциал рынка для своих товаров, выделять и изучать рыночные сегменты, производя сегментирование по различным критериям.

Отслеживание соответствующей информации, публикуемой в Интернет также может оказаться полезным для прогнозирования развития покупательского спроса и выявления новых тенденций в поведении действительных и потенциальных клиентов.

Анализ научной литературы и практического опыта показал, что существуют различные подходы к определению эффективности маркетинговой деятельности. Большинство из них касается эффективности рекламных кампаний, что объясняется значительно большими затратами предприятий на рекламу, чем на прочие составляющие комплекса маркетинга. В настоящей работе проведен анализ некоторых приемов оценки эффективности маркетинговой деятельности, предложены основные направления корректировки и совершенствования рассматриваемых показателей.

Особое внимание в настоящей работе уделяется исследованию применяемых на практике показателей медиапланирования. Поведенный анализ показал, что, поскольку медиапланирование является достаточно молодой наукой, в российской практике применяется, с одной стороны, огромное число названий (терминов), характеризующих одни и те же понятия, а, с другой стороны, разные трактовки одного и того же термина. В связи с этим возникает необходимость упорядочения и классификации применяемых терминов, что и было выполнено в настоящей работе. Из всего многообразия показателей эффективности было выделено несколько базовых понятий (генеральная совокупность, аудитория, количество контактов аудитории, частота контактов, стоимость одного контакта) из которых с помощью арифметических операций и наложения граничных условий (целевая группа, количество выпусков СМИ, количество контактов с рекламным сообщением) можно получить любые показатели медиапланирования.

Важным элементом коммуникативного маркетинг микса является Public Relations (связи с общественностью, или, более корректный термин с точки зрения русского языка — формирование общественного мнения ФОМ). Несмотря на отмечаемую многими авторами сложность, а иногда даже невозможность, проведения оценки эффективности ФОМ, автор данной работы считает, что, поскольку данный вид коммуникации приобретает в настоящее время все больший вес в маркетинговой политике предприятия, необходимо искать способы и методы оценки эффективности данного вида коммуникации. В настоящей работе автор предлагает один из вариантов методики оценки эффективности ФОМ предприятия, базирующееся на постоянном мониторинге информации в СМИ относительно объекта и предмета исследования и его конкурентов. Данная методика позволяет менеджеру, проводящему исследование, реально оценить ситуацию на информационном поле и сделать выводы относительно информационной активности в рассматриваемом сегменте рынка, необходимости изменения собственной PR-стратегии в зависимости от деятельности конкурентов, информированности аудитории относительно объекта и предмета исследования.

Большое значение при оценке эффективности маркетинга имеет такое явление как синергетический эффект. Синергетический эффект в системе маркетинга заключается в том, что эффект комплексного применения средств маркетинга отличается от простого сложения эффектов каждого средства в отдельности. Формализация синергетического эффекта сопряжена с определенными трудностями, однако, анализируя статистическую информацию о предыдущих рекламных кампаниях, исследуя маркетинговый потенциал предприятия можно выявить основные направления возникновения синергетического эффекта на предприятии. Маркетинговая стратегия, в свою очередь, должна включать в себя анализ синергетического эффекта с тем, чтобы максимально использовать те направления маркетинговой деятельности, где ожидается возникновение максимального синергетического эффекта.

Существуют различные методы для обработки результатов полученных в ходе оценки эффективности маркетинга, однако в настоящее время все более популярными становятся экспертные методы благодаря своей простоте и относительно невысокой стоимости по сравнению с экономико-математическими методами.

Таким образом, исследование существующих методов и приемов оценки эффективности маркетинговой деятельности показало, что в настоящее время не существует комплексной методики оценки эффективности маркетинговой деятельности, позволяющей системно проводить исследование маркетинговой деятельности по всем ее направлениям и учитывающей, в частности, такие факторы как ущербы, синергетический эффект, а также различные качественные и не стоимостные параметры.

Для реализации предложений по совершенствованию процессов в сфере малого предпринимательства необходимо: вскрыть недостатки формирования и реализации Федеральных программ государственной поддержки малого предпринимательствадобиться создания в регионах лизинговых и страховых компаний, гарантийных фондов, паевых инвестиционных и венчурных фондовв целях поддержки малого предпринимательства обеспечить новые рабочие места, создавая фонды по привлечению оборудования предприятий банкротовобеспечить трансферт перспективных технологий и использование перспективных отечественных НИОКРв целях эффективного формирования инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства коренным образом улучшить качество услуг инфраструктуры, обеспечить все виды услуг по доступной цене для всех предпринимателей, улучшить взаимодействие объектов инфраструктурыместным органам власти оказывать содействие в развитии принципов конкурсности и гласности при предоставлении помещений малому бизнесу, создавая специализированные фонды нежилых помещений, льготном размещении малых предприятий на территории объектов инфраструктуры, формировании системы региональных бизнес-инкубаторов и технопарковдля успешного функционирования предприятий малого бизнеса обеспечить создание информационных центров на базе компьютерной системы Интернет информировать о деятельности объектов инфраструктуры, обеспечить периодическую отчетность в различных средствах массовой информациисоздать организационные условия подготовки и переподготовки кадров на базе научных и учебных учреждений с использованием средств фондов занятости и фондов поддержки малого предпринимательствав целях обеспечения социальной защищенности и безопасности малого предпринимательства обеспечить введение системы антикризисного страхования малого предпринимательства с целью привлечения инвесторов, увеличить количество фирм по обеспечению безопасности работы малого предпринимательства и производству охранных средств.

В заключении следует отметить, что стратегия малого предпринимательства предполагает осуществление комплексной маркетинговой деятельности, имеющей целью удовлетворение потребителей местного и регионального рынка и максимизацию прибыли. При этом использование системы Интернет рассматривается как действенный маркетинговый инструмент, позволяющий расширить границы рынка и создать новые средства для реализации маркетинговых программ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О защите прав потребителей. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300−1
  2. О рекламе. Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 108-ФЗ.
  3. О товарных знаках, знаках обслуживания и наименовании мест происхождения товаров. Закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3520−1
  4. О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках. Закон РФ от 22 февраля 1991 г. № 948−1.
  5. Международный кодекс рекламной практики// Реклама и жизнь, 1997 № 2 с 10−13.
  6. Е.Ф. Маркетинг в международном бизнесе. М.- ИТК «Дашков и К», 2002
  7. Академия рынка- Маркетинг / Пер. с франц. М.: Экономика, 1993
  8. И.Л., Герчиков И. З., Маркетинг: Учебн.пособие. Минск: Мнтерпрессервис, 2003
  9. А.А., Страхование М.: Экономика, 1998
  10. А.Ю. Международный туризм М.: Аспект-пресс, 2001
  11. В.А. Маркетинг, Краткий курс. М.: ИТК «Дашков и К», 2003
  12. В.А. Международный маркетинг, Учебное пособие, М.: ИД «Дашков и К», 2000
  13. В.А., Круглов А. А. Маркетинг в рекламном бизнесе. М.: МУПК, 1999
  14. Н.Алексунин В. А., Круглов А. А., Брендинг М.: МУПК, 2000
  15. И.В., Паблик рилейшнз для менеджеров, Учебник М.: ИФК «ЭКМОС», 2002
  16. И.В., Поведение потребителей. М.: ФАИР- ПРЕСС, 1997
  17. О.Д. Технология бизнеса: маркетинг. М.: ИНФРА-М-Норма, 1997
  18. К.В., Баженов Ю. К., Паблик рилейшнз для коммерсантов М.: НТК «Дашков и К», 2000
  19. Г. Л. и др. Маркетинг, Учебник, М.: Экономика, 1999
  20. Г. Л., Моисеева Н. К., Никифорова С. В. Международный маркетинг, СПб.: Питер, 2001
  21. Г. Л., Герасименко О. Н. Возможности применения нетрадиционного математического аппарата для оценки эффективности маркетинга // Регион № 1, 2001
  22. Г. Л., Успенский И. В., Ченцов В. И. Интерактивные модели маркетинговых решений на виртуальных рынках. Учебное пособие СПб.: Питер, 1998
  23. Л.В. Оптовая торговля: Маркетинг и коммерция. М.: Экономика, 1990
  24. Л.Е. Маркетинг Курс лекций, М.: ИНФРА-М., 1999
  25. БернетДж, Морнарти С. Маркетинговые коммуникации: Интегрированный подход / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2001
  26. Р. и др. Информация и риск в маркетинге / Пер. с англ. М.: Финстатинформ, 1993
  27. А., Нургазина Г. Малое предпринимательство в условиях переходной экономики. Маркетинг, № 4,1998г
  28. А.А. Маркетинг в российской экономике переходного периода. Методика и практика. М.: Экономика, 1997
  29. С.Е. Бизнес в ИНТЕРНЕТ. М.: Центр, 1998
  30. A.M. Маркетинг. Учебник. М.: ИТК «Дашков и К», 2003
  31. Д.В., Кемрадж А. С. и др. правовые аспекты использования Интернет-технологий. М.: Книжный мир, 2002
  32. A.M., Дмитриев А. А., Бабленков И. В., Брендинг: Учебн. Пособие М.: ИТК «Дашков и К», 2004
  33. Е.П., Маркетинговые исследования: теория, практика и методология. М.: Финпресс, 1998
  34. ГолубковаЕ.Н., Маркетинговые коммуникации. М.: Финпресс, 2000
  35. В.А. Маркетинговое консультирование М.: Дело, 1998
  36. Т.П., Дьяконова Л. П., Завьялова Н. Б. м др. Электронный маркетинг, Учебное пособие, М.: ИНФРА-М, 2003
  37. А.П., Копачев А. С. Маркетинг в туризме, Минск: Эконом-экспресс, 1998
  38. А. и др. Стимулирование сбыта и реклама на месте продажи / Пер. с франц. М.: Прогресс-Универс, 1994
  39. Д., Уайт Г. Основы рекламного дела / Пер. с англ. Самара: «Федоров», 199 641.3авгородняя А.А., Ямпольская Д. О. Маркетинговое планирование СПб.: Питер, 2002
  40. П.С., Демидов В. Е. Формула успеха: маркетинг М.: Международные отношения, 1991
  41. А.Н. Страховой маркетинг в России. М.: Центр экономики и маркетинга, 1999
  42. ИНКОТЕРМС-2000 СПб.: Закон и бизнес, 2000
  43. Г. Эффективная реклама / Пер. с англ. М.: Бизнес-Информ, 1998
  44. В.А., Романов А. А. международный туризм: политика развития. М.: Советский спорт, 1998
  45. Ф. Маркетинг менеджмент. Анализ, планирование, контроль / Пер. с англ. СПб.: Питер Ком., 1999
  46. Ф., Боуен Дж., Мейкензи ДЖ. Маркетинг. Гостеприимство и туризм: Учебник / Пер. с англ. М.: ЮНИТИ, 1998
  47. И.И. Маркетинг на предприятии: Практическое пособие. М.: АО Финстатинформ, 1994
  48. Я.Г. торговые выставки и ярмарки / Пер. с греч. М.: «ось-89», 1997
  49. В.В. Прикладной маркетинг М.: Олма-Пресс-Инвест, 2002
  50. Ф. Основы маркетинга / пер. с англ. М.: Прогресс, 1992
  51. Ламбен Ж-Ж. Мтратегический маркетинг / Пер. с франц. СПб, Наука, 1996
  52. Т.Н. Банки: организация и персонал. М.: Финансы и статистика, 2000
  53. М. Основы эффективных продаж / Пер. с англ. Киев: София, 1997
  54. Мак-Дональд М. Стратегическое планирование маркетинга / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2000
  55. Маркетинг: принципы и технология маркетинга в свободной рыночной системе / Под ред. Н. Д. Эриашвили М.: ЮНИТИ, 1998
  56. Маркетинг: Учебник / Под ред.Н. П. Ващекина М.: ИД ФБК-Пресс, 2003
  57. Маркетинг: Учебник, /Под ред. Э. А. Уткина, М.: ЭКМОС, 2000
  58. Маркетинг: Учебник, практикум и учебно-методический комплекс по маркетингу / Р. Б. Ноздрева и др. М.: Юрист, 2003
  59. Маркетинг: Учебник, / под ред. Н. Д. Эриашвили М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000
  60. В.Д. Маркетинг услуг М.: Финансы и статистика, 1996
  61. С. Как использовать торговые выставки с максимальным успехом / пер. с англ. М.: ИД «Довгань», 1998
  62. Н.К., Анискин Ю. П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление М.: Внешторгиздат, 1999
  63. Ю.В. Основы маркетинга М.: ИТК «Дашков и К», 2000
  64. Н.К. Международный маркетинг М.: Центр экономики и маркетинга, 1998
  65. Н.А. Прикладной маркетинг М.: ЮНИТИ, 200 068, Осипова JI.B., Синяева И. М., Основ коммерческой деятельности: практикум М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997
  66. Ф.Г., Серегина Т. К. и др. Рекламная деятельность: Учебник М.: ИВЦ «Маркетинг», 1998
  67. А.П. Маркетинг: Учебник М.: ИКФ Омега-JI, 2002
  68. А.П. Маркетинг образовательных услуг, М.: Интерпрайс, 1995
  69. Песоцкая Е. В. Маркетинг услуг СПб, 2000
  70. Е. Современная реклама. Теория и практика. Ростов н/Д: Феникс, 2001
  71. В. Международные коммерческие операции и их регламентация. М.: ИНФРА-М, 1996
  72. B.JI. Основы рекламы: Учебник. М.: ИТК «Дашков и К», 2003
  73. B.JI. и др.Рекламная коммуникация: Учебное пособие. М.: ИТК «Дашков и К», 2002
  74. Г. Г. Паблик рилейшнз, или как успешно управлять общественным мнением. М.: Центр, 1998
  75. Е.И. Маркетинг, менеджмент и ценообразование на предприятиях. М.: Международные отношения, 1993
  76. PR сегодня: новые подходы, исследования, международная практика / пер. с англ. М.: Имидж-контакт, ИНФРА-М, 2002
  77. Райс Э, Траут Дж. Позиционирование: битва за узнаваемость / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2001
  78. Е.В. Реклама: Учебник. Киев, Харьков: Студцентр, 1999
  79. Сборник бизнес-планов: Современная практика и документация. Отечественный и зарубежный опыт/ Под ред. В. М. Попова М.: Финансы и статистика, 1997
  80. Сборник законодательных и иных правовых актов и документов о рекламе, М.: Статут, 2001
  81. В.Д. Маркетинг, Учебно-практическое пособие. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998
  82. .Д. Рекламный менеджмент. М.: ИВЦ «Маркетинг», 2001
  83. JI.A., Протопопов А. Ю. Маркетинг в США М.: Знание, 1991
  84. Синяева И. М. Паблик рилейшнз в коммерческой деятельности. М.: ЮНИТИ, 1998
  85. Современный маркетинг / под ред. В. Е. Хруцкого М.: Финансы и статистика, 1991
  86. Статистика рынка товаров и услуг. Учебник / Под ред. И. К. Белявского М.: Финансы и статистика, 2002
  87. В.Н., Стаханов Д. В. Маркетинг сферы услуг М.: Экспертное бюро, 2001
  88. Н., Адаме Б. Эффективные продажи, ориентированные на покупателя / Пер. с англ. М.: Фаир-Пресс, 1999
  89. Ч., Фрайбургер В., Ротцолл К. Реклама: теория и практика/ Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990
  90. В.В. Менеджмент персонала предприятия М.: Дело, 1997
  91. В.В., Дятлов В. А. Основы кадрового маркетинга М.: Дело, 2000
  92. Управление внешнеэкономической деятельностью хозяйствующих субъектов в России. М.: ИНФРА-М, 1998
  93. А. Интернет как инструмент маркетинга СПб.: Питер, 2002
  94. И. Энциклопедия Интернет-бизнеса. СПб.: Питер, 2001
  95. Э.А. Банковский маркетинг М.: ИНФРА-М, 1995
  96. В.П. Упаковка и маркировка М.: ПРИОР, 1998
  97. В.П., Федько Н. Г. Основы маркетинга. Ростов н/Д: Феникс, 2002
  98. В.П., Федько Н. Г. Инфраструктура товарного рынка. Ростов н/Д: Феникс, 2002
  99. В. Интернет-маркетинг: Краткий курс. СПб.: Питер, 2001
  100. ЮЗ.Цыпкин Ю. А., Люкшинов А. Н., Эриашкили Н. Д. агромаркетинг и консалтинг М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000
  101. Г. Торговая марка: как создать имя, которое принесет миллионы / Пер. с англ. СПб.: Питер, 1999
  102. Е.Н. Лизинговый бизнес М.: Экономика, 1994
  103. Е.А. и др. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. М.: ПРИОР, 1999
  104. Г. Н. Стратегия ценообразования в маркетинговой политике предприятия. М.: ИНФРА-М, 1995
  105. А.Н. Связи с общественностью М.: Дело, 2001
  106. Д., Блэкуэлл Р., Миниард П. Поведение покупателей / Пер. с англ.СПб.: Питер, 1999
  107. Дж., Берман Б. Маркетинг / Пер. с англ. М.: Сирин, 2000
  108. Baron S., Harris K. Servises Marketing. Basingstoke, Hampshire, 1995
  109. Cateora Ph. International Marketing Strategy. Oxford, 1996
  110. Fifield p., Lewis k. International Marketing Burr Ridge, IL, 1996
  111. Lancaster G., Massinham L. Essential of Marketing. London, 1993
  112. Palivoda S.J. The Essence of International Marketing. New Delhi, 1996
  113. West Ch. Marketing Research. Macmillan Business Masters. London, 1999
Заполнить форму текущей работой