Фольклорные традиции в трудовом воспитании
Гусь любимая птица татар: кроме мяса, гуси давали пух для подушек и матрасов (татарский дом невозможно представить без большого количества подушек, которые заранее приготавливались в качестве приданого), из гусятины готовили различные блюда (вяленого гуся до сих пор принято дарить на свадьбе это самый дорогой гостинец, а гость, его принесший, самый уважаемый). Это лишь несколько примеров того… Читать ещё >
Фольклорные традиции в трудовом воспитании (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Во все времена татарский народ, как и другие народы, большое внимание обращал на трудовое воспитание подрастающего поколения. Идеи трудового воспитания сохранились в устном народном творчестве, нашли воплощение в многочисленных традициях, обрядах, праздниках, а также отразились в произведениях писателей и поэтов. Рассмотрим некоторые наиболее яркие обычаи татарского народа, связанные с трудовым воспитанием.
Весенние праздники заканчивались чередой обычаев, посвященных началу весеннего посева. В различной форме они были присущи татарам Поволжья, Приуралья и назывались «подготовкой семян к посеву».
Перед проведением обряда с целью очищения мылись в бане. Кто собирался сеять, тот надевал чистое белье. На улице первому встречному давали яйцо, чтобы посев проводился успешно: в это время вместе с семенами бросали на землю и яйца, которые потом собирали дети. Через некоторое время на землю стелили скатерть и приглашали на угощение соседей по полю, каждый хозяин приносил с собой каравай хлеба, его разрезали на месте обычай назывался «начать хлеб». После угощения заклинали, чтобы пошел дождь, желали всем мирной жизни, хорошей погоды при уборке урожая. Крашеные «яйца для посева» раздавали встречавшимся по пути детям, также было принято давать милостыню («яровую») мукой, яйцами, кашей.
В разных селениях традиции отличались: у православных татар, в отличие от мусульман, во время проведения обряда в борозду закапывали яйцо и горбушку хлеба, перед выходом из дома коня обсыпали мукой, желая мира и сочной травы. В Тетюшском уезде было принято жертвоприношение: в жертву выбирали корову или даже коня. В Елабужском уезде крещеная старейшина собирала по деревне деньги и сдавала в церковь, что называлось «яровой жертвой». У нугайцев верили успеху, если первый встречный был «с легкой ногой», а если повстречался человек «с тяжелой ногой», то предпочитали повременить с посевом.
В некоторых мусульманских селениях перед проведением обряда читали Коран. Где-то закапывали в землю яйцо, причитывая:
Хозяин земли отец Суар, Отец Суар любит воду.
Амбар полон урожаем Дай, Всевышний, побогаче.
Мой урожай немалый В большом амбаре.
От тебя урожай, От меня труд.
Полынь, свидетельствуй!
Полагаюсь на Всевышнего!
трудовой татарский воспитание традиция Таким образом, существовали два варианта проведения обычая подготовки семян к посеву: православный (коня обсыпали мукой, одаривали первого встречного яйцом, закапывали вместе с семенами яйца, угощали в конце обряда) и мусульманский (в одном случае не освящали зерно, не закапывали яйца и хлеб, во втором читали молитву, одаривали обездоленных людей мукой, семенами и яйцами).
Следует отметить, что с полным или частичным совпадением подобные обычаи существовали у марийцев, удмуртов, чувашей, мордовцев, у которых обряд сопровождался игрой на различных музыкальных инструментах: щипковых, духовых и других.
В некоторых местах отмечали и конец посева. Мужчин, возвращавшихся с поля встречали с ведрами воды, но и они несли воду, чтобы обливать друг друга, что означало пожелание дождя и густых всходов.
Интересен обычай помощи в общипывании гусей этот труд, требующий много усилий, превращался в коллективный, становился праздничным. В процессе общипывания гусей молодежь общалась, люди знакомились, показывали свое мастерство, матери юношей наблюдали за будущими невестками.
Гусь любимая птица татар: кроме мяса, гуси давали пух для подушек и матрасов (татарский дом невозможно представить без большого количества подушек, которые заранее приготавливались в качестве приданого), из гусятины готовили различные блюда (вяленого гуся до сих пор принято дарить на свадьбе это самый дорогой гостинец, а гость, его принесший, самый уважаемый).
Помощь в общипывании гусей считалась за честь, особенно во дворе, где имелась девушка на выданье. Готовые гуси подвешивались на коромыслах, их уносили к водоему, чтобы помыть. Девушек сопровождали юноши с гармошками, которые пели песни, плясали. Когда девушки возвращались, их ждала хозяйка с блинами и другими угощениями. Особым считался бэлиш из гусятины. После вечернего застолья начинались игры, песнопения, пляски.
Это лишь несколько примеров того, как фольклор и этнопедагогика богаты идеями трудового воспитания, утверждающими труд как фактор развития личности, средство хранения и распространения среди молодежи древних профессиональных умений и навыков, воспитания коллективизма, уважительного отношения к трудящемуся.