Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование ценностных ориентаций учащихся начальных классов в условиях школьной жизни

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Однако многие проблемы данной области остаются неисследованными. Имеется много работ, посвященных изучению ценностных ориентаций взрослых (А.Г. Здравомыслов, В. Н. Козлов, В. Б. Ольшанский, А. А. Ручка, З. И. Файнбург, В. А. Ядов и др.) — студентов и рабочей молодежи (И.В. Аде-ева, Е. С. Волков, С. Н. Галенко, А. Г. Кузнецов, О.Н. Никитина), старшеклассников и подростков (И.В. Дубова, И. В… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава I. Формирование ценностных ориентаций младших школьников как психолого-педагогическая проблема
    • 1. 1. Ценностные ориентации в структуре социального опыта личности
    • 1. 2. Особенности школьной жизни учащихся начальных классов
    • 1. 3. Условия формирования ценностных ориентаций младших школьников
  • Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию ценностных ориентаций младших школьников в условиях школьной жизни
    • 2. 1. Психолого-педагогическая диагностика ценностных ориентаций младших школьников в условиях школьной жизни
    • 2. 2. Построение опытно-экспериментальной работы по формированию ценностных ориентаций младших школьников в условиях школьной жизни
    • 2. 3. Контроль эффективности построения опытно-экспериментальной работы по формированию ценностных ориентаций учащихся начальных классов в условиях школьной жизни

Формирование ценностных ориентаций учащихся начальных классов в условиях школьной жизни (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Перемены, происходящие в нашей стране, глубоко затронули духовную сферу общества. Происходит сложный противоречивый процесс переоценки и переосмысления социальных ценностей. В наиболее затруднительном положении оказалось молодое поколение, растущее в ситуации, когда старые, десятилетиями неоспоримые ценности бы ли отвергнуты, а новые, к которым общество стремится прийти, еще не полностью определены.

Особая ответственность в современных условиях ложится на школу, которая очень часто остается единственным духовным центром культурной жизни многих детей. Школа организует жизнь детей, развивает в них такие потребности, интересы, ценностные ориентации, какие обычная жизнь не дает. Однако приходится констатировать, что воспитательные функции школы находятся в тени, приоритет в последнее время отдается обучению, которое связано с постоянно обновляющейся системой знаний. Активна разрабатываются новые программы, учебники, технологии преподавания и т. п. Целенаправленная воспитательная работа ведется в ограниченных рамках. А ведь воспитание в своей сущности обращено к ценностно-мотивационным структурам личности, к ее нравственно-духовной культуре. От правильного понимания общественных ценностей, соблюдения нравственных норм и правил каждым человеком в значительной степени зависит эффективность решения задач во всех сферах государства: экономической, социальной, военной и т. п.

Для присвоения социальных ценностей личностью необходимо создание специальных условий. Этими условиями могут выступать особые позитивные ценности общества, которые обеспечивают развитие личности ребенка в интересах и общества, и самой личности. Ценности эти имеют педагогическое содержание — воспитательные ценности. В школьной среде воепитание ценностного сознания в качестве регулятора поведения и отношений является профессиональной задачей. Это открывает большие возможности для систематического и целенаправленного формирования ценностных ориентации учащихся.

Ценностные ориентации выражают положительную или отрицательную значимость для личности предметов или явлений социальной действительности. Они играют решающую роль в саморегуляции поведения личности, определяют в целом цели и средства деятельности. Система ценностных ориентаций является важнейшей характеристикой личности, образует содержательную сторону ее направленности (Б.Г. Ананьев, А.Г. Здравомы-слов, В. Н. Мясищев, В. Б. Ольшанский, З. И. Файнбург, Е. В. Торохова, В.А. Ядов). Степень развития ценностных ориентаций, особенности их становления позволяют судить об уровне развития личности.

Различные стороны ценностных ориентаций являются предметом изучения многих наук: философско-социологических (JI.M. Архангельский, О. Г. Дробницкий, А. И. Титаренко, В. П. Тугаринов и др.), социально-психологических (А.Г. Здравомыслов, И. С. Кон, В. Б. Ольшанский, В. В. Соколов, А. А. Ручка, М. З. Тиморшин, Е. В. Шорохова, В. А. Ядов и др.), психолого-педагогических (М.И. Бобнева, В. А. Василенко, В. В. Водзинская, О. И. Зотова, В. Д. Ермоленко, Г. Н. Прозументова, И. И. Прокопьев, В.З. Та-марин, М. Х. Титма и др.).

Однако многие проблемы данной области остаются неисследованными. Имеется много работ, посвященных изучению ценностных ориентаций взрослых (А.Г. Здравомыслов, В. Н. Козлов, В. Б. Ольшанский, А. А. Ручка, З. И. Файнбург, В. А. Ядов и др.) — студентов и рабочей молодежи (И.В. Аде-ева, Е. С. Волков, С. Н. Галенко, А. Г. Кузнецов, О.Н. Никитина), старшеклассников и подростков (И.В. Дубова, И. В. Попова, М.Ф. Чернобаев). Намного меньше работ, посвященных изучению ценностных ориентации учащихся начальных классов (Н.А. Волкова, В.Д. Ермоленко). Не определены условия формирования ценностных ориентации младших школьников в условиях школьной жизни. Следует отметить, что основа ценностных ориен-таций начинает закладываться рано, важным периодом их формированил является начало школьного обучения. Именно от основы, заложенной в младших классах, зависит, как будет происходить дальнейшее формирование и развитие ценностных ориентаций в подростковом и юношеском возрасте.

Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность и необходимость нравственных ценностей. В этом возрасте на первый план выдвигается развитие интеллекта. Именно интеллект опосредует развитие всех остальных функций, происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность. Основным показателем сформированности способов умственной деятельности представители различных концепций определяют уровень обобщения (JI.C. Выготский, C.JI. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и другие).

В младшем школьном возрасте возникает продуктивная обобщенность, в основе которой лежит особый способ отражения, представляющий собой не простой образ действительности, а собирательный образ. Появление новой структуры связано с включением ребенка в новую учебную деятельность и проявляется соответственно, в первую очередь, в интеллектуальной сфере. Постепенно происходит перенос продуктивной обобщенности из учебной деятельности в другие сферы жизнедеятельности младшего школьника: моторную активность, переживания, отношения (О.С. Богданова, Н.М. Трофимова).

Продуктивная обобщенность социальных явлений лежит в основе социального интеллекта школьника, который предполагает осознание и понимание происходящего как с ним, так и с другими людьми. В условиях школьной жизни социальный опыт младшего школьника значительно расширяетс я, в результате этого происходит активное формирование социального интеллекта. Сложность этого явления проявляется в противоречиях:

— между знанием норм и реальным поведением детей;

— между ценностями, определяемыми взрослыми, и ценностями, реально действующими в детской среде;

— между осознанием значения поступков и пониманием их мотива.

Осмысление названных противоречий позволило сформулировать тему: «Формирование ценностных ориентаций учащихся начальных классов в условиях школьной жизни».

Проблема исследования — педагогические условия формирования ценностных ориентаций учащихся начальных классов в школьной жизни.

Цель исследования — выявить и научно обосновать педагогические условия формирования ценностных ориентаций младших школьников.

Объект исследования — школьная жизнь учащихся начальных классов.

Предмет исследования — процесс формирования ценностных ориентаций младших школьников в условиях школьной жизни.

Гипотеза исследования — успешное формирование ценностных ориентаций младших школьников обеспечивается, если:

— в школьной жизни реализуется взаимодействие эмоционально-нравственного, интеллектуального и творческого развития младших школьников;

— формируется продуктивная обобщенность социальных явлений как показатель динамики развития ценностных ориентаций младших школьников;

— учителя в педагогической деятельности осознанно руководствуются воспитательными ценностями, целенаправленно формируют соответствующие ценностные ориентации детей.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования поставлены следующие задачи:

1. Определить особенности содержания ценностных ориентаций младших школьников.

2. Выявить уровень сформированности ценностных ориентаций младших школьников.

3. Рассмотреть сущность психолого-педагогического явления и понятия «школьная жизнь».

4. Разработать программу организации школьной жизни, обеспечивающую присвоение детьми позитивных социальных ценностей.

5. Раскрыть механизм формирования продуктивной обобщенности социальных явлений у младших школьников как способа осознания ценностных ориентаций.

Общетеоретической и методологической основой явились психологическая теория личности (J1.C. Выготский, А.Н. Леонтьев), теория ценностей, идеи гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу), гуманистической педагогики (В.А. Сухомлинский, Ш. А. Амонашвили, Ю.П. Азаров), теория развивающегося обучения (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов), идеи нравственного формирования личности младшего школьника в целостном учебно-воспитательном процессе (О.С. Богданова, Н.М. Трофимова) и во внеурочном процессе (В.И. Петрова).

Необходимость выявления закономерностей формирования ценностных, ориентаций обусловила особую значимость применения комплекса методов: теоретический анализ философской, психологической и педагогической литературы, констатирующий и формирующий эксперименты, наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование.

Опытно-экспериментальная база — начальные классы СШ № 1, № 2, № 3, № 7, № 15 г. Балашова, общеобразовательная школа с. Студеновка Турковского р-на, Балашовский филиал Саратовского государственного университета.

Первый этап исследования (1993;1995 гг.) был связан с теоретическим осмыслением проблемы, изучением философской, психолого-педагогической литературы по проблеме ценностей и ценностных ориентаций личности, определением задач исследования и формулированием гипотезы, проведением констатирующего эксперимента.

На втором этапе (1995;1999 гг.) проводился эксперимент по формированию ценностных ориентаций младших школьников в условиях школьной жизни.

На третьем этапе (1999;2000 гг.) были осуществлены анализ, обобщение, интерпретация результатов исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

— раскрыты основные условия школьной жизни, способствующие формированию ценностных ориентаций младших школьников;

— определена сущность психолого-педагогического явления и поняти" «школьная жизнь»;

— результат исследования позволяет предположить, что механизмом формирования ценностных ориентаций младших школьников является продуктивная обобщенность социальных явлений;

— разработана и экспериментально проверена программа школьной жизни, направленная на формирование ценностных ориентаций учащихся начальных классов.

Практическая значимость исследования определяется конкретными методическими рекомендациями, направленными на повышение эффектов ности воспитательного процесса. Определен комплекс условий организации школьной жизни, способствующих формированию ценностных ориентаций детей. Разработаны методические рекомендации для учителей начальных классов, спецкурс «Формирование ценностных ориентаций учащихся начальных классов в условиях школьной жизни» для студентов факультета педагогики и методики начального обучения Балашовского филиала Саратовского государственного университета. Результаты исследований могут быть использованы в работе учителей начальных классов.

Достоверность исследования обеспечена теоретическим анализом проблемы, методическим подходом, опирающимся на использование комплекса методов, адекватных объекту и предмету исследования, его задачам, экспериментальным материалам, необходимым для качественной характеристики рассматриваемых процессов и явлений.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ:

— Социально-педагогическое явление «школьная жизнь» представляет собой педагогическую систему деятельности и отношений, которые обеспечивают подготовку школьников к предстоящей самостоятельной личной и общественной жизни;

— Сущностными компонентами содержания воспитания ценностного мира младших школьников являются: интеллектуальный, эмоционально-оценочный и действенный компоненты;

— Механизм формирования продуктивной обобщенности социальных явлений младших школьников представляет собой следующую последовательность: принятие от учителя или самостоятельная постановка социальной проблемной задачипреобразование проблемной задачи с целью обнаружения ценностных отношений в конкретном социальном явлениимоделирование выделенного отношения в обобщенной схемепреобразование модели социального явления для изучения его свойстврассмотрение конкретных случаев социального явления на эмоционально окрашенных примерахформулирование выводов и следствий, вытекающих из социального явления- - Педагогические условия формирования ценностных ориентаций детей основаны на создании особой атмосферы всей школьной жизни, в которой доминируют воспитательные ценности.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

выводы.

Анализ теоретико-методологических основ построения школьной жизни позволил разработать программу школьной жизни, направленную на формирование ценностных ориентаций младших школьников.

Экспериментальная программа школьной жизни представляет собой поэтапный план деятельности с определением на каждом этапе цели, содержания, диагностических методик и планируемых результатов.

В рамках экспериментальной программы был разработан механизм формирования продуктивной обобщенности социальных явлений младших школьников, способствующий осознанию их ценностных ориентаций.

Для внедрения экспериментальной программы школьной жизни необходима специальная подготовка учителей начальных классов, состоящая их трёх блоков: информационного, методического, практического, после которой существенно повышается качество педагогической деятельности.

Опытно-экспериментальная работа по реализации данной программы проводилась на базе СШ № 3 г. Балашова и осуществлялась в четыре этапа: 1 этап — подготовка, 2 этап — осознание, 3 этап — принятие, 4 этап — действие.

Динамика, отражающая эффективность внедрения экспериментальной программы школьной жизни, направленной на формирование ценностных ориентаций учащихся начальных классов, по сравнению с традиционной практикой, выявлялась на каждом этапе обучения, что подтверждает верность исходной гипотезы исследования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. — М., 1981.
  2. Ю.П. Педагогика любви и свободы. — М.- Топикал, 1994. — 60S с.
  3. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя / Под ред. И. А. Карпова и О. С. Богдановой. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1979.-318 с.
  4. И.В. Ценностные ориентации молодежи и характер их изменения в современном обществе: Автореф… дисс. канд. философ, наук. — М. 1995.
  5. В.Б. Социально-познавательный опыт как категория методологии социального познания. — М.: Институт философии АН СССР, 1984.
  6. В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психол. журн. — 1984. — Т. 5. — № 5. — 63−70.
  7. Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. — М, 1990.
  8. Р.Г. Формирование нравственного опыта младших школьников р коллективной деятельности: Дисс… канд. пед. наук. — М., 1971. — 1 81с.
  9. .А. Соотношение эмпирического и теоретического обобщения в умственной деятельности младших школьников: Автореф… дисс.канд. психол.наук. -М., 1973.
  10. .Г. О проблемах современного человекознания. — М.: Наука, 1974.-380 с.
  11. .Г. Человек как предмет познания. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. — «I «> о » .5.>5 с.
  12. И.П. Воспитание игрой: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1987.-144 с. ^ ^ личности. — М.: Знание, 1978. — 61 с. И. Бакурадзе О. М. Истина и ценность // Вопр.философ. — 1966. — № 7. — 45−48.
  13. А. Символизм как миропонимание. — М., 1994.
  14. Н.А. О назначении человека. — М., 1989.
  15. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. — М.: Прогресс, 1986. — 421с. w^ 18. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
  16. В.П., Татур Б. Г. Системно-методическое обеспечение учебно- воспитательного процесса подготовки специалистов. — М.: Высшая школа, 1989.-141 с. I * 20. Бобнева М. И. Социальные нормы и регуляция поведения. — М.: Наука, V 1978.-311 с.
  17. Богданова О С, Калинина О. Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. — М., 1995.
  18. О.С. Нравственное воспитание младших школьников: Дисс… докт. пед. наук. — М., 1976.
  19. Богданова О. С, Петрова В. И. Воспитание культуры поведения учащихсп 1−3 классов: Пособие для учителей. Изд-е 2-е испр. — М.: Просвещение, ^ 1978.-160 с.
  20. Богданова О. С, Трофимова Н. М., Крутских Т. А. Раннее развитие детей в I I процессе обучения и воспитания. — Воронеж: Изд-во ВГПУ, 1996. — 145с.
  21. Е.В. Ценность и оценка // Исторический материализм как наука. -М., 1974. -С.133−146.
  22. Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна. — М.: Междунар. Педагогическая академия, 1995.-212 с.
  23. Б0ЖОВИЧ Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1968. -435 с.
  24. Е.А. Регулятивная роль ценностных ориентации личности в её жизнедеятельности: Автореф… дисс.канд.философ.наук. — Минск, 1988.-22 с.
  25. Ф.Е. Психология переживаний. — М., 1974. — 200 с.
  26. Н.А. Динамика ценностной ориентации в структуре личностных характеристик школьников: Автореф… дисс. канд. психол.наук. — Л., 1983.
  27. Впереди своего века. — М., 1970. — 231 с. 4k г? Под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика, 1982. — 504с.
  28. Л.С. Собр. соч.: в 6-ти тт. Т. З. Проблемы развития психики / Под ред. A.M. Матюшкина. — М.: Педагогика, 1983. — 368 с.
  29. Л.С. Собр. соч.: в 6-ти тт. Т.4. Детская психология / Под ред. Д. Б. Эльконина, — М.: Педагогика, 1984. — 432 с.
  30. Выж51а1ецов В. Г. Генезис оценочного сознания // Вопросы философии: социологии. — Л., 1973, вып. 6. •л^ 45. Выжжлецов В. Г. Эстетика в современном философском знании: Авто-реф…дисс. докт.философ.наук. — Л. , 1976.
  31. Н. Подготовка студентов педагогических ВУЗов к фор.миро- ванию нравственных ценностных ориентации младших школьников: Ав-тореф…дисс. канд.пед.наук. — Минск, 1993.
  32. П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. — М, ^ 1985.
  33. СИ. Основы педагогики. — М., 1995.
  34. Ю.З. Психологические предпосылки сотрудничества учителя и учащихся // Сов. педагогика. — 1990. — № 5. — 81−87.
  35. СМ. Процесс преемственности высшей и средней школы. — Воронеж, 1981. — 208 с.
  36. Н.Ф. Педагогические основы социального опыта младшего ^ школьника. Дисс… докт. пед. наук. — СПб. 1996. — 327 с.
  37. В.В. Психология. Её сегодняшние проблемы // Знание-сила. — I 1978.-№ 10.-С.З-17.
  38. В.В. Теория развивающего обучения. — М.: ИНТОР, 1996. — 544с.
  39. О.Г. Мир оживших предметов: Проблема ценности и марксистская философия. — М.: Политиздат, 1967. — 351 с.
  40. В.Д. Психологические особенности развития ценностных ориентации детей в периоды перехода в младший школьный и подроско--t^ вый возраст: АБТореф… дисс. канд.психол.наук. — М., 1984.
  41. В.П. Человеческая деятельность познания. Искусство. — Киев Нар.дум., 977. — ^
  42. Из педагогического наследия К. Н. Вентцеля // Педагогический альманах «Свободное воспитание». — 1992. Вып…
  43. З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости / НИИ общ. и пед. псих. Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1981. — 200 с.
  44. П.Ф. Избранные педагогические сочинения / Под ред. A.M. Арсеньева. — М., 1982.
  45. B.C. Социальный опыт в обыденном сознании: Дисс… канд.фияософ.наук. -Екатеринбург, 1989. — 178с.
  46. А.П. Любимые мои ученики. — М.: Знание, 1987. — 80 с.
  47. Ю.В. О соотношении возрастного и функционального развития интеллекта // Вопр. психол. — 1988. — № 3. — 58−64.
  48. В.М. Ценность и установка II Ценностные ориентации личности и массовые коммуникации. Материалы социологов. — Тарту, 1968.
  49. А.Г., Мясищев В. Н. Психические особенности человека. — Т.2. ! ^ Способности. — Л.: Издательство ЛГУ, 1960.
  50. В.Н. Роль ценностных ориентации в формировании духовной культуры личности: Дисс… канд. философ, наук. -СПб, 1994.
  51. Я.Л. Пси.хология детского коллектива: Система личных взаимоотношений. -Минск, 1984.
  52. Кон И. С. Социология личности. — М.: Политиздат, 1967. — 383 с.
  53. В.А. Культура и общественно-экономическая формация /7 Мето- дологические проблемы развития культуры. — Куйбышев, 1976.
  54. Т.В. О понятии жизненного опыта // Философские науки. — М., 1980.-№ !.
  55. А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. — Таллин: Валгус, 1980. — 323 с.
  56. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 2-е изд., 1977
  57. АН. Избранные психологические произведения: в 2-х г:. М: Педагогика, 1983, т.1. — 392 с. i f H
  58. A.H. Избранные психологические произведения: в 2-х гг. — М.- Педагогика, 1983, т.2. — 320 с.
  59. .Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей: теоретико-исторический анализ воспитательных ценностей в России. -Самара, 1996.
  60. .Т. Курс лекций. -М.: Прометей, 1992.
  61. Личность и ее ценностные ориентации. Вып. 1-М.: ИКСИ АН СССР, 1969.-171 с.- 88. Личность и ее ценностные ориентации. Вып. 11.-М.: ИКСИ АН СССР, 1969.-123 с.
  62. ЛомоБ Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М.: Наука, 1984.
  63. А. Мотивация личности / Теория личности в западноевропейской и американской психологии. Хрестоматия по психологии. личности. — Самара: Издательский дом «Бахрах», 1996. — 422−449.
  64. И.С. Диалектическое противоречие и логика познания. — М.: Наука, 1969.
  65. В. Основы проблемного обучения. — М., 1968.
  66. А.Е. Эмоции и воспитание. — М.: Знание, 1983. — 80 с.
  67. В.Б. Личность и социальные ценности // Социология в СССР. — М., 1966, Т.1. — 471−530.
  68. В.Н. Взаимосвязь символа и социального опыта: Авто- реф… дисс. канд.философ.наук. — Самара, 1996. i 104. Петровский А. В. Личность в психологии: парадигма субъектности. -^ Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 512 с.
  69. . Избранные психологические труды. — М., 1969.
  70. Н.И. Избранные педагогические сочинения. — М., 1952. — 704с.
  71. И.П. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Просвещение, 1996. — 432 с.
  72. Г. И. Моральная ценность научных знаний. — М.: Знание, 1984.-64 с. '** 109. Попова И. Н. Стимулирование как способ управления: Автореф… дисс. канд.философ.наук. — М., 1981.
  73. Т.И. Роль системы ценностных ориентации морального сознания в регуляции поведения личности: Автореф… дисс. канд.философ.наук. — М., 1981.
  74. А.С. Общее психологическое понятие установки. — Тбилиси, 1981. >
  75. Г. Н. Система деятельности как фактор формиробан1-л всесторонних гармонических ценностных ориентации школьников: Ав-тореф…дисс. канд.пед.наук. -М., 1979.
  76. А.Д., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. — СПб: Питер Ком, 1999. — 416 с.
  77. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. Учебное пособие. — М.: ВЛАДОС, 1995. — 529 с.
  78. К.Р. Новый взгляд на психотерапию. Становление человека: <^ Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. Е. И. Исениной. — М.: Прогресс, 1994. -480 с.
  79. Н.С. Культура, ценности и развитие образования. — М., 1992. 154 с. — 119. Романеева М. П., Цукерман Г. А., Фокина Н. Э. Роль кооперации со сверстника. ми в психическом развитии младших школьников // Вопр. психол. — 1980. — № 6.
  80. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х тт. / Гл. ред. В.Г. Па- ^ нов. «М., 1993,1.2.
  81. Л. Бытие и сознание. — М.: АПН СССР, 1957. — 328 с. г, 1- 122. Рубинштейн Л. Основы общей психологии. М., 1946.
  82. А.А. Социальные ценности и нормы. — Киев, 1976.
  83. Л.С. Особенности нравственной регуляции поведения младших школьников// Вопр. психол. — 1990. — № 4. — 55−60. 4^
  84. О.В. Взаимодействие детей разного возраста в игре как фактор их социального развития: Автореф… дисс. канд.пед.наук. — Ярославль, 1997.
  85. Е.В. Ребенок открывает мир. — М., 1989.
  86. В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х тг. Т.З. — М.: Педагогика, 1981. — 640 с.
  87. В.А. Избранные произведения: В 5-ти тт. — Киев, 1979 -1980, Т.2.
  88. В.П. Ценности личные и общественные // Сов. педагогика ^ -1967.-№ 4.-С.10Ы06.
  89. К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2-х IT. Т.1. • Вопросы воспитания. — М.: Просвещение, 1953. — 638 с.
  90. К.Д. Собрание сочинений. -М., Л., 1984.
  91. М.И. Динамика развития творческой интеллектуальной одаренности в младшем школьном возрасте- Дисс… канд. псих. наук. -М., 1994.-136 с.
  92. Л.П. Понятие и типы ценностных ориентация: Дисс… канд. философ, наук. — Л., 1976. — 167 с. ^ 142. Фромм Э. Иметь или быть. — М., 1990.
  93. Э. Искусство любить: Исследование природы любви. — М., 1990.
  94. .В. Исторический опыт как проблема социального познания: Автореф… дисс. канд.философ.наук. — Куйбышев, 1985. — 20 с,
  95. К.Э. Этика или естественные основы нравственности.- Архив РАН, ф. 555 0П.1. д. — 372 с.
  96. Цукер.ман Г. А. Виды общения в обучении. — Томск: Пеллег, 1993. — 268 с.
  97. Г. А. Зачем детям учиться вместе? — М.: Знание, 1985.
  98. Л.Г. Формирование нравственных взаимоотношений учащихся первых классов: Дисс… канд. псих. наук. — М., 1987. — 190 с.
  99. И.П. Социальный опыт как результат и предпосылка развития сущностных сил человека: Дисс… канд. философ, наук. — Черновцы, 1989.- 163 с. I f-1 iU
  100. В.Ф. Точка опоры. Организационные основы экспериментальных исследований. — М., 1990. — 224 с.
  101. К.Д., Суханова Т. Г. К вопросу о ценностных ориентаци- ях личности // Личность и деятельность. — Л.- ЛГУ, 1982. — 108−115.
  102. СТ. Избранные педагогические сочинения. — М.: Педагогика, 1980.
  103. Л.П. «Категория социальный опыт» и ее место в анализе культуры // Общество как предмет социально-философского исследования. -М.: МГУ, 1987. — 103 с.
  104. В.М. Управленческая психология. — М.: Экономика, 1984. 248 с.
  105. А.Н. Философские основы образования: Монография. — Воронеж: ВГП У, 1999.-118 с.
  106. Школа как воспитательная система / Под ред. А. В. Гаврилина. М., V, 1992.-120с
  107. Я. Элементарные понятия социалогии. — М.: Прогресс, 1969.-237с.
  108. В.В. Специфика средств передачи социального опыта: Авто- реф… дисс. канд.философ.наук. -Свердловск, 1984. — 182 с.
  109. Д.Б. Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1989.-560 с.
  110. Д.Б. Психология игры. — М., 1978. — 288 с.
  111. О.Н. Мир ценностей как фактор социализации человека: Дисс… канд. философ.наук. — М., 1995. — 140 с.
  112. В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975.-322 с.
  113. В.А. Социально-психологический портрет инженера. — М.: Мысль, 1977.-231 с. Ш1 I ГУ гл*'? Ш
  114. Г., Морева Г. М. Образ себя и моральное поведение дошкольников // Вопр. психол. — 1989. — № 6. — 34−41.
  115. Г. Психологические проблемы этического развития детей. — М.: Педагогика, 1984. — 144 с. f 7 X
Заполнить форму текущей работой