Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогическое проектирование среды дополнительного образования как условие самореализации детей

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящее время важными направлениями деятельности системы дополнительного образования является создание условий для удовлетворения разнообразных познавательных интересов детей, их социального и профессионального самоопределения, творческой самореализации. Творческая самореализация детей в сфере дополнительного образования происходит в процессе накопления опыта в интересующей предметной… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
    • 1. 1. Социально-педагогические предпосылки необходимости проектирования образовательной среды для самореализации школьников
    • 1. 2. Самореализация ребенка и возможности ее обеспечения в дополнительном образовании
    • 1. 3. Взаимодействие муниципальных учреждений в процессе проектирования среды дополнительного образования
  • ГЛАВА 2. ОПЫТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
    • 2. 1. Программное обеспечение развития Центра детского творчества 2 г. Саранска
    • 2. 2. Реализация основных направлений программы развития по созданию образовательной среды учреждения дополнительного образования детей
    • 2. 3. Диагностика и мониторинг результатов проектной деятельности и самореализации воспитанников в сфере дополнительного образования

Педагогическое проектирование среды дополнительного образования как условие самореализации детей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В современных социально-экономических условиях возникла острая потребность в деятельных, творчески мыслящих людях, способных осуществлять осмысленные и ответственные жизненные выборы, решать проблему собственной самореализации в обстановке жестких рыночно-конкурентных отношений. Основополагающие образовательные документы Российской Федерации акцентируют внимание на необходимости создания специально организованной образовательной среды, способствующей жизненному и профессиональному самоопределению школьников, созданию условий для их самореализации.

В настоящее время создание таких условий является важным направлением деятельности системы дополнительного образования детей, которая располагает большими возможностями в плане развития и воспитания многогранной личности, удовлетворения ее потребностей, интересов, стремления к творчеству. Ценность этого вида образования состоит в том, что оно функционирует на основе социального заказа, отличается отсутствием жесткой регламентации деятельности, широким спектром образовательных услуг, гуманистическим взаимодействием участников образовательного процесса, что создает атмосферу, максимально благоприятную для самореализации.

Однако изучение опыта работы учреждений дополнительного образования детей, анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме показал, что учеными и педагогами-практиками осознается необходимость серьезных преобразований в деятельности данной системы, а именно, обновление содержания, организации жизни воспитанников в учреждениях (В.А. Горский, А. Я. Журкина, О. Б. Передреева, С. В. Сальцева, JI.H. Ходуно-ва и др.) — осмысление, формирование, обогащение образовательной среды, адекватной новым задачам дополнительного образования (М.Р. Катунова и др.) — создание новых моделей учреждений дополнительного образования, предоставляющих широкие возможности для формирования личности, ее творческой самореализации (Е.Н. Степанов, А. Б. Фомина и др.).

В этой связи актуальным становится целенаправленное проектирование образовательной среды учреждений дополнительного образования, что позволит обеспечить максимальные условия для самореализации школьников.

Вопросам методологии педагогического проектирования посвящены работы Н. А. Алексеева, В. И. Загвязинского, Н. О. Яковлевой, В. А. Левина и др. 3, 66, 219, 224].

Имеется ряд работ, в которых изучены вопросы проектирования и создания моделей развития системы муниципального образования (М.В. Ар-тюхов, Л. Я. Барсукова, С. В. Гущина, Г. А. Лотванова, Л. Д. Плотников, В. Н. Ранних и др.). [9, 13, 53, 108, 148, 163]. Проектированию отдельных педагогических технологий посвящены работы Ю. В. Варданян, Б. С. Кирьякова, Г. К. Селевко, И. С. Якиманской и др. [140. 78, 175, 219].

Значительный вклад в развитие теории современного дополнительного образования внесли работы А. К. Бруднова, О. С. Газмана, В. А. Горского,.

A.Я. Журкиной, М. О. Чекова, А. И. Щетинской и др. [30, 38, 48, 202, 211].

Различные аспекты особенностей развития, функционирования дополнительного образования, его возможностей для развития личности ребенка, активизации его самоопределения рассмотрены в работах В. А. Березиной, Л. Н. Буйловой, М. А. Валеевой, В. А. Горского, Д. Н. Грибова, А. Я. Журкиной, З. В. Каргиной, Н. В. Кленовой, Т. И. Левкиной, В. Ю. Лешера, В. Ф. Ломовой, Н. Л. Панченко, О. Б. Передреевой, Л. Н. Петровой, М. Н. Поволяевой,.

B.В. Полукарова, С. Б. Попцова, А. С. Прутченкова, С. В. Сальцевой, А. В. Скачкова, Е. Н. Степанова, А. Б. Фоминой, Л. Н. Ходуновой, Т. П. Щербаковой и др. [20, 32, 34, 47, 51, 63, 75, 102, 105, 107, 143, 146, 147, 149, 152, 160, 178, 182, 196, 209].

Управление региональными и муниципальными системами дополнительного образования детей рассмотрено в работах Н. И. Фуниковой,.

Н.А. Черновой и др. [200, 204].

Вопросам становления и специфики организации дополнительного образования в регионе посвящены исследования JI.M. Лисуновой, Е.Г. Осов-ского, Т. И. Шукшиной и др. [120, 140, 83].

К отдельным аспектам изучения среды (обучающей, воспитательной, развивающей, образовательной), осмысления ее сущности, структуры, основных характеристик, характера взаимодействия с человеком, вопросам ее формирования, проектирования обращены работы И.В. Бестужева-Лады, Г. Г. Дементьева, В. А. Караковского, М. Р. Катуновой, Ю. С. Мануйлова, A.M. Моисеева, Л. Л. Портянской, Л. Л. Редько, В. И. Слободчикова, Ю. В. Сычева, Е. А. Ямбурга, В. А. Ясвина и др. [55, 74, 76, 164, 180, 185, 220, 224].

Разработке проблем самореализации личности посвящены философские, педагогические и психологические исследования С. С. Гиля, С. А. Иванова, В. И. Муляра, Н. И. Полубабкиной, Л. Л. Редько, Т. Н. Розовой, В. В. Садовой, Г. К. Чернявской и др. [43, 69, 123, 150, 164, 166, 169, 205].

Таким образом, как показывает анализ литературы, в работах исследователей вопрос о педагогическом проектировании среды дополнительного образования как условия самореализации детей не подвергался специальному рассмотрению.

На основе изучения опыта работы учреждений дополнительного образования, теоретического анализа были выявлены и сформулированы ряд противоречий: с одной стороны, возросшей потребностью общества в личности, адаптируемой в социуме, способной к самореализации, а с другой, — непониманием воспитанниками и педагогами важности феномена самореализации в их настоящем и дальнейшем жизнеустройственеобходимостью проектирования специально-организованной среды, создающей благоприятные условия для развития индивидуальных творческих способностей детей и подростков, удовлетворения их интересов в сфере дополнительного образования по месту жительства и неэффективным использованием в дополнительном образовании возможностей образовательной среды, изначально обладающей необходимыми условиями для самореализации учащихся.

Необходимость разрешения данного противоречия предопределила выбор темы нашего исследования: «Педагогическое проектирование среды дополнительного образования как условие самореализации детей».

Проблема исследования: каким образом создать среду в сфере дополнительного образования, обеспечивающую самореализацию детей.

Цель исследования: научно обосновать и практически осуществить педагогическое проектирование среды дополнительного образования детей.

Объект исследования: дополнительное образование.

Предмет исследования: педагогическое проектирование среды дополнительного образования как условие самореализации детей.

Гипотеза: проектирование среды дополнительного образования становится условием обеспечения самореализации воспитанников, если:

— проанализированы социально-педагогические предпосылки для организации образовательной среды как пространства самореализации школьников;

— определены разнообразные формы и направления взаимодействия учреждения дополнительного образования с другими муниципальными учреждениями города в целях эффективной реализации возможностей образовательной среды;

— раскрыты сущность самореализации личности и возможности ее обеспечения в дополнительном образовании;

— разработана модель активизации процесса самореализации детей в учреждениях дополнительного образования и программа их реализации;

— осуществлены поэтапная реализация разработанной программы развития учреждения дополнительного образования детей по основным направлениям и мониторинг результатов проектирования и самореализации воспитанников.

Предмет исследования и выдвинутая гипотеза позволили определить следующие задачи исследования:

1. Проанализировать социально-педагогические предпосылки для организации образовательной среды как пространства самореализации школьников;

2. Раскрыть сущность самореализации личности и возможности ее обеспечения в дополнительном образовании;

3. Выявить разнообразные формы и направления взаимодействия муниципальных учреждений в целях успешности проектирования образовательного пространства дополнительного образования;

4. Создать программу развития учреждения дополнительного образования на основе разработанной модели активизации процесса самореализации детей;

5. Организовать опытно-экспериментальную работу по реализации программы развития учреждения дополнительного образования и комплекса мероприятий по оценке ее эффективности.

Методологическую основу исследования составили гуманистические философские положения о личности как важнейшей ценности и субъекте отношений и развития (М.М. Бахтин, Б. С. Гершунский, С. И. Гессен, J1.M. Фридман и др.) — концепции личностно-ориентированного подхода к образованию (Н.А. Алексеев, Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.) — средово-ориентированный и личностно-деятельностный подходы (М.А. Викулина, Л. И. Новикова и др.) — теории прогнозирования и проектирования образовательных систем (А.П. Беляева, Б. С. Гершунский, B.C. Лазарев,.

М.М. Поташник, А. П. Тряпицина и др.) — концепция развития системы дополнительного образования детей (В.А. Горский, А. Я. Журкина и др.).

Методологическое значение имеет используемый в исследовании понятийный аппарат:

Образовательная среда дополнительного образования — это совокупность организационно-педагогических, научно-методических, психологических, субъектных, социально-бытовых, предметно-материальных, санитарно-гигиенических, эстетических, пространственных условий, в которых разворачивается образовательный процесс в системе дополнительного образования детей и создаются возможности для развития воспитанников, их самоопределения и самореализации.

Педагогическое проектирование среды дополнительного образования — целенаправленная научно-педагогическая деятельность по созданию различных проектов, направленных на обеспечение эффективного функционирования и развития учреждения, включающая анализ, прогнозирование, разработку, реализацию и коррекцию изменений в образовательной сфере с учетом развивающихся потребностей детей, их родителей, социального заказа со стороны общества, государства и возможностей учреждения.

Самореализация детей в учреждении дополнительного образования — наиболее полное выявление и реализация своих способностей, возможностей, достижения целей в решении лично значимых проблем в процессе накопления опыта в интересующей предметной деятельности или области знания, получения реальных результатов от этой деятельности в различных областях дополнительного образования.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы: изучение философской, психологической, педагогической литературы по теме исследования, анализ законодательных документов Российской Федерации по вопросам образования, обобщение педагогического опытабеседы, интервью, анкетирование, социальнопедагогический эксперимент, метод экспертных оценок и самооценок, метод программно-целевого управления, моделирование, проектирование программ, методы статистической обработки результатов исследования.

Базой исследования явились Центр детского творчества № 2, подростковые клубы Ленинского района г. Саранска Республики Мордовия. На разных этапах экспериментальной работы в исследовании участвовало более 500 учащихся, 100 родителей, 50 педагогов дополнительного образования.

Исследование проводилось с 1999 по 2003 год и состояло из нескольких этапов.

На первом этапе констатирующего эксперимента (1999;2001 гг.) осуществлено определение общего направления исследования, изучение философской, психолого-педагогической, методической, социологической литературыдан анализ и оценка современного состояния проблемы, обобщен педагогический опыт.

В ходе второго этапа (2001;2002 гг.) — конструирующего — произведены анализ состояния и тенденций развития, разработана программа развития учреждения дополнительного образования, в которой определены концептуальные подходы к развитию образовательной средыорганизована опытно-экспериментальная работа автором в качестве методиста Центра детского творчества № 2 г. Саранска.

На третьем этапе (2002;2003 гг.) — аналитическом, дан анализ проведенного исследованияпродолжена опытно-экспериментальная работа, обработаны экспериментальные данныесформулированы итоговые выводыоформлены результаты исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Создание специально организованной среды дополнительного образования, обеспечивающей самореализацию растущего человека в образовательном процессе, должно быть предметом целенаправленного педагогического проектирования, предполагающего анализ, прогнозирование, разработку, реализацию и коррекцию изменений в образовательной сфере.

2. Педагогическое проектирование среды дополнительного образования основывается на социальном заказе населения на образовательные услуги, возможностях внутренней среды учреждения, состоянии внешней среды микрорайона, муниципалитета.

3. Успешная самореализация ребенка в дополнительном образовании обеспечивается: а) расширением и усложнением предметного содержания дополнительного образованиянаполнением его нравственно-этическим представлением об общечеловеческих ценностяхб) выбором и построением совокупности принципов, эффективных форм и методов педагогического взаимодействия с воспитанникамив) сплочением педагогического коллектива вокруг единой целиг) обогащением образовательной среды учреждения возможностями других учрежденийд) психолого — педагогическим сопровождением образовательного процесса.

Научная новизна исследования заключается в том, что проблема создания многопрофильной развивающей образовательной среды дополнительного образования решалась на принципиально новой основе педагогического проектирования, направленного на создание условий для самореализации воспитанников.

Теоретическая значимость исследования состоит в создании модели активизации процесса самореализации детей в дополнительном образовании детейразработке алгоритма проектирования локальной среды учреждения дополнительного образования детейвыявлении критериев успешности самореализации воспитанников в сфере дополнительного образования.

Практическая значимость исследования заключается в разработке (в соавторстве) программы патриотического клуба «Гранит», которая получила грант III степени во Всероссийском конкурсе программ и проектов по реализации подпрограммы «Формирование условий для гражданского становления, патриотического, духовно-нравственного воспитания молодежи. Увековечение памяти защитников Отечества» федеральной целевой программы «Молодежь России (2001;2005 годы)». Под руководством автора (в роли консультанта) создана интегрированная программа «Флористика как средство воспитания экологической культуры». Разработан курс семинаров для педагогов дополнительного образования и директоров подростковых клубов, направленный на повышение профессиональной, психолого-педагогической подготовки педагогов. Обоснован отбор форм, методов, принципов работы, направленных на самопознание, раскрытие возможностей и способностей воспитанников дополнительного образования. Разработана программа развития Центра детского творчества № 2 Ленинского района города Саранска Республики Мордовия (до 2004 года).

Достоверность исследования обеспечивается исходными методологическими положениями, использованием системного, средового, программно-целевого подходов, различными источниками философской, педагогической, психологической, методической, социальной информациикомплексом методов, адекватных целям и задачам исследования, опорой на данные, полученные в результате эксперимента, репрезентативностью и значимостью, внедрением результатов исследования в практику.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Ход и результаты исследования на различных этапах были представлены и обсуждены на Всероссийских научно-практических конференциях «Тенденции развития региональных систем общего и профессионального музыкального образования» (Саранск, 30−31 марта 2000 г.) и «Модернизация системы дополнительного образования детей в регионе: опыт, проблемы, перспективы» (Саранск, 19−21 марта 2003 г.), Международной конференции «Интеграция региональных систем образования» (Саранск, 4−5 марта2003 г.), межрегиональной научно-практической конференции «Психология и практика» (Саранск, 18−19 октября 2001 г.), «Евсевьевских чтениях» в Мордовском государственном педагогическом институте им. М. Е. Евсевьева в 1999;2003 гг., а также городских, районных научно-методических семинарах и непосредственно в Центре детского творчества Ленинского района г. Саранска посредством работы в качестве педагога дополнительного образования, методиста.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Современное развитие общества, характеризующееся многочисленными преобразованиями в экономической, политической, духовной и др. сферах жизнедеятельности человека настоятельно требует включения в общественной оборот интеллектуальной, творческой, социально-адаптированной личности, готовой к созидательной деятельности в новых социально-экономических условиях, личностной и профессиональной самореализации.

В диссертационном исследовании подчеркивается положение о том, что среда является фактором изменения и развития человека. Это нацеливает образовательную систему на создание специально-организованной образовательной среды, создающей условия для самоопределения, творческой самореализации детей.

На основе анализа социально-педагогических предпосылок необходимости проектирования образовательной среды, осмысления феномена самореализации и возможностей ее обеспечения в сфере дополнительного образования, мы сумели научно обосновать и практически осуществить педагогическое проектирование среды дополнительного образования, выбрав в качестве базы исследования муниципальное учреждение дополнительного образования Центр детского творчества № 2 г Саранска.

Выявленные результаты теоретического анализа и проведенной опытно-экспериментальной работы, в основном подтвердили правомерность выдвинутой гипотезы исследования.

1. В настоящее время важными направлениями деятельности системы дополнительного образования является создание условий для удовлетворения разнообразных познавательных интересов детей, их социального и профессионального самоопределения, творческой самореализации. Творческая самореализация детей в сфере дополнительного образования происходит в процессе накопления опыта в интересующей предметной деятельности или области знания, получении реальных результатов от этой деятельности. В результате опытно-экспериментальной деятельности зафиксировано наличие богатых возможностей среды дополнительного образования для самореализации школьников, чутко откликающейся на потребности и интересы ребенка, в то же время выявлены противоречия, проблемы, затрудняющие этот процесс. Как показал опыт, создание вариативной, комфортной, образовательной среды, предоставляющей детям возможность опробовать себя в различных ситуациях, обнаружить свою позицию и проявить активность возможно на основе целенаправленного научно-педагогического проектирования среды дополнительного образования.

2. Педагогическое проектирование среды дополнительного образования реализовано на основе теоретической модели по следующим направлениям: расширение и усложнение предметного содержания дополнительного образования на основе интересов, запросов населения, учета сложившихся традиций в учреждениивыбор и построение совокупности принципов, способов, форм и методов педагогического взаимодействия с воспитанникамисплочение педагогического коллектива вокруг единой целиобогащение образовательной среды возможностями других учрежденийпсихолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса.

3. Осуществлена организация опытно-экспериментальной работы по реализации программы развития Центра детского творчества № 2 г. Саранска, доказана ее эффективность посредством педагогического мониторинга. Выявлены динамика развития учреждения, качественные и количественные изменения проектируемой образовательной среды: увеличение количества кружков, образовательных программповышение профессионального и психолого-педагогического уровня педагоговналажено сотрудничество с другими образовательными учреждениями города и организациями, не входящими в образовательную систему в целях обмена информацией, решения сквозных педагогических задач в микрорайоне, городе, организации досуговой деятельности и др.

Опытно-экспериментальная работа подтвердила, что вариативность образовательных программ, соответствующих интересам воспитанников и их родителейиспользование активных форм и методовопора на принципы гуманизации и демократизации, духовности, добровольности, продуктивного обучения, единства свободы и ответственности, активности детейиспользование в образовательном процессе следующих педагогических технологий: личностно-ориентированного обучения и воспитания, технологии разноуровневого обучения, индивидуализации, дифференциации образовательного процессаналичие сплоченной общности педагогов-профессионалов, разделяющих ценностную ориентацию деятельности учреждения создает условия для самореализации воспитанников в сфере дополнительного образования.

Настоящее исследование, имеющее теоретико-экспериментальный характер, затрагивает лишь часть аспектов сложной и многогранной проблемы проектирования образовательной среды, в целях обеспечения творческой самореализации детей в сфере дополнительного образования. В ходе проведения исследования и осмысления его результатов наметился ряд проблем, требующих дальнейшего рассмотрения. Необходимо рассмотрение вопросов, связанных с особенностями составления программ мониторинга в учреждении дополнительного образования, информационно-методическим и научным обеспечением деятельности педагогических кадров, повышением профессиональной компетентности воспитывающих кадров и др.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991. — 299 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980.-335 с.
  3. Н.А. Педагогические основы проектирования личностно-ориентированного обучения: Автореф.дис. .д-ра пед. наук. -Екатеринбург, 1997. 37 с.
  4. Н. Методологические принципы проектирования образовательной системы // Проектирование в образовании: проблемы, поиски, решения. М, 1994.
  5. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества. Казань, 1988. — 236 с.
  6. В.И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс. Казань: Изд-во Казан, ун-та. — Кн.2. — 318 с.
  7. JI.M. Дополнительное образование: возможности развития личности // Дополнительное образование. 2000. — № 9. — С. 60−64.
  8. Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования // Классный руководитель. 2000. — № 3. — С. 63−81.
  9. М.В. Теория и практика управления муниципальной системы образования: Дис. .канд. пед. наук. Новокузнецк, 2000. — 448 с.
  10. Ю.Байбородова Л. В., Важнова О. Г., Рожков М. И. Проектирование педагогической деятельности школы: Из опыта школы-комплекса № 87 г. Ярославля. Ярославль, 1997. — 77 с.
  11. П.Балашова С. С. Народная музыка в младших классах // Музыка в школе. 1985. — № 2. — С. 5−12.
  12. С.С., Медушевский В. В., Тарасов Г. Е. и др. Спутник учителя музыки / Составитель Челышева Т. В. М.: Просвещение, 1993. — 236 с.
  13. З.Барсукова JI.Я. Повышение эффективности управления муниципальной системой образования в условиях малого города: Дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1999. — 186 с.
  14. М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. -424 с.
  15. JI.A. Мониторинг учебного процесса в средней школе // Завуч. 2001. — № 5. — С.42−51.
  16. А.С. Ситуация успеха. Как ее создать: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. — 176 с.
  17. Г. Ю. Педагогическая характеристика образовательной среды в различных типах образовательных учреждений: Дис.. канд. пед. наук.-М., 2000, — 157 с.
  18. Н.А. Философия творчества, культуры и искусства- в 2 т. 1994.
  19. В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития: Дис.. канд. пед. наук.- М., 1998. 147 с.
  20. Р. Развитие Я концепции и воспитание: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986. -420 с.
  21. И. Каким должен быть мониторинг учебного процесса // Народное образование. 2002. — № 7. — С. 81
  22. В.П. Мониторинг качества обучения средство управления образованием // Мир образования. — 1996. — № 2. — С.31−38.
  23. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
  24. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. -М.: Изд. ин-та проф. обр-я Мин-ва обр-я России, 1995. 336 с.
  25. Бестужев-Лада И. Восьмая подсистема образования. А может быть первая? //Внешкольник. 1997. -№> 3. — С 11−16.
  26. Е.В. Концепции личностно-ориентированного образования и целостная педагогическая теория // Школа духовности. -1999. -№ 5.-С. 41−53.
  27. Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. — № 4. — С. 29−36.
  28. Л.И. Педагогика дополнительного образования. -Новосибирск, НИПК и ПРО, 1999. 158 с.
  29. А. Стратегия развития государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования детей // Воспитание школьников. 1994. — № 5. — С. 2−4.
  30. А. Внешкольное дополнительное образование насущное веление времени (проблемы, поиски, решения) // Воспитание школьников. — 1992. — № 3 — 4. — С. 3−5.
  31. Л.Н. Развитие социально-педагогических функций учреждения дополнительного образования детей: Дис.. канд. пед. наук.- М., 1998.- 183 с.
  32. Л.Н. Современные педагогические технологии в дополнительном образовании // Внешкольник. 1999.- № 7 — 8. С. 37−39.
  33. МА. Развитие профессионализма педагога дополнительного образования: Дис.. канд. пед. наук. Оренбург, 1999. — 167 с.
  34. М.А. Проектирование и реализация личностно-ориентированного процесса подготовки педагогов в вузе: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Оренбург. — 2001. — 39 с.
  35. Волков Ю-Г., Поликарпов B.C. Человек: Энциклопедический словарь. -М.: Гардарики, 2000. 520 с.
  36. Вульфов Б-3. Культ превосходно! // Магистр. -1993. — № 5. — С. 10−17.
  37. О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XX I века П Классный руководитель 2000.- № 3.-С.6−34.
  38. .С. Философия образования для 21 века. М.:АПО, 1998. — 543 с.
  39. .С. Готово ли современное общество ответить на вызовы XX I века // Педагогика. 2001 .- № 10. — С. 3 — 10.
  40. .С. Педагогическая прогностика: Методология, теория, практика. Киев: Вища школа, 1986. — 200 с.
  41. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. -М., 1995.
  42. С.С. Педагогические условия самореализации подростков: Дис. .канд. пед. наук: Екатеринбург, 1995. — 150 с.
  43. И. Клуб старшеклассников: проблема свободного времени решена // Народное образование. 2000. — № 7. — С. 166.
  44. С.С. Диалектика и теория творчества. М.: Изд-во МГУ, 1987. -200 с.
  45. Н.К. Коллективная художественно-эстетическая деятельность как средство формирования общественной активности старшеклассников: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1982. 167 с.
  46. Горский В. А, Малышевский А. Ф. Обсуждаем проект базисного плана // Внешкольник. 1997. — № 3. — С. 17−22.
  47. В.А., Журкина А. Я. Педагогические принципы развития системы дополнительного образования детей // Дополнительное образование. 1999. — № 2. — С. 4−6.
  48. В.А., Журкина А. Я., Ляшко Л. Ю., Усанов В. В. Система дополнительного образования детей // Дополнительное образование. -2000. -№ 1.-С. 6−11.
  49. М.Д. Социально-педагогическая деятельность муниципальных учреждений как фактор развития образования (теоретико-исторический аспект): Дис.. д-ра пед. наук. Самара, 1998.
  50. Д.М. Педагогические основы формирования системы дополнительного образования в современных общеобразовательных учреждениях: Дис.. канд. пед. наук.- М., 1998. 178 с.
  51. В., Некрасова Е. Философская антропология. М.:ПЕРСЭ- СПб: Университетская книга, 2000. — 240 с.
  52. З.Гущина С. В. Программно-целевой подход к управлению дополнительным образованием школьников (муниципальный аспект): Дис.. .канд. пед. наук. Челябинск, 2000. — 290 с.
  53. Н.С. Воспитательные проблемы коллективной познавательной деятельности школьников: Дис. .канд. пед. наук. -М., 1977.-209 с.
  54. Г. Г. Процесс формирования личности под влиянием социальной среды в современных условиях: Дис. .канд. социол. наук. -М.-2000.- 191 с.
  55. Дети в России сегодня и их правовое положение // Защити меня. -2000. № 4. — С. 2−5.5 7. Диагностика результативности и качества дополнительного образования. Ростов-на-Дону. — 2000. — 44 с.
  56. Э.Д. Школьная реформа между «вчера» и «завтра». М., 1996. -431 с.
  57. Е.Б. Образование основное и дополнительное: проблема взаимосвязи // Внешкольник. 2000. — № 3. — С. 14−16.
  58. И.Д. Индивидуализм? Индивидуализм. .Индивидуализм! // Магистр, 1994. № 5. с. 47−54.
  59. Емельянцев C. J1. Конкурсы достижений как средство самореализации старшеклассников: Дис. .канд. пед. наук. -Спб, 1999. 172 с.
  60. А.А., Прутченков, А.С. Агаркова О. Я. и др. Основы, создание и функционирование воспитательной системы // Народное образование. 2003.- № 4−5. — С. 235 — 240.
  61. А .Я. Самоопределение школьников средствами дополнительного образования как педагогическая проблема: Меж-вуз. сб. науч. трудов. Вып. 15 / Под ред. Е. Г. Осовского. Саранск, 2000. -С. 164- 166.
  62. А.Я., Сальцева С. В., Попцов С. В. Социально-профессиональное самоопределение учащихся в учреждениях дополнительного образования детей. М., 2001. -119 с.
  63. Заир-Бек Е. С. Теоретические основы обучения педагогическому проектированию: Автореф. дис. .д-ра пед. наук. СПб., 1995. — 37 с.бб.Загвязинский В. В. Педагогическое предвидение. — М.: Знание, 1987.
  64. С.А. Педагогические условия самореализации личности учащегося в системе непрерывного образования: Дис.. канд. пед. наук. М., 1998.- 152 с.
  65. Игры обучение, тренинг, досуг./ Под ред. В. В. Петрусинского. — М.: Новая школа, 1994. — 368 с.
  66. Изучение личности школьника учителем / Под ред. З. И. Васильевой, Т. В. Ахаян и др. М.: Педагогика, 1991. — 136 с.
  67. Л.П. Программа развития школы: Структура, содержание, перспективное планирование работы. Пособие для руководителей различных типов образовательных учреждений. — 3-е изд., испр. и доп. М.: АРКТИ, 2003. — 128 с.
  68. Т.В. Мониторинг образовательных результатов в учреждении дополнительного образования детей (научно-методический аспект). В 2-х частях. Часть 1. Ярославль, 2000. 75 с.
  69. В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. М., 1991. — 125 с.
  70. Каргина 3. Значение дополнительного образования пока не оценивается должным образом // Воспитание школьников 2000.- № 5. -С. 25−27.
  71. М.Р. Формирование образовательной среды клуба учреждения дополнительного образования детей: Дис.. канд. пед. наук.-СПб, 1998.-239 с.
  72. М.Р. Связи дополнительного образования с другими образовательными учреждениями // Дополнительное образование детей / Под ред. О. Е. Лебедева. М.: Владос, 2000. С. 74 — 78.
  73. .С. Региональные олимпиады школьников как объект проектирования // Педагогика. 2000. — № 8. — С. 37−43.
  74. М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995. -176 с.
  75. О.В. Можно ли научить «быть личностью?» // Магистр, 1994. -№ 5.-С. 55−59.
  76. Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. М.: «Академия», 2001. — 176 с.
  77. А.В. Педагогические основы деятельности учреждений нового типа: Дис. .д-ра пед. наук.- Минск, 1995. 221 с.
  78. А. Насущные проблемы дополнительного образования // Воспитание школьников. 1997. — № 2. — С. 2−5.
  79. Т.С., Савенков А. И. Коллективное творчество детей: Учеб. пособие.- М.: «Российское педагогическое агентство», 1998. 106 с.
  80. В.В. Региональная модель управления качеством дополнительного образования детей:: Автореф. дис. .канд. пед. наук.-Казань, 2002. 24 с.
  81. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самопознание. М.: Политиздат, 1984. -335 с.
  82. Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. — 366 с.
  83. Н.Ю. Педагогические программы дополнительного образования // Дополнительное образование детей / Под ред. О. Е. Лебедева. М.: «Владос», 2000. — С.99−137.
  84. Конвенция о правах ребенка. М.: ЮНИСЕФ, Детский фонд ООН, 2002. — 20 с.
  85. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года // Директор школы. 2002. — № 1. — С. 97−126.
  86. Г. Б. Современная педагогика в поисках гуманистической парадигмы // Новый педагогический журнал. 1996. — № 1. — С. 21−26.
  87. Я. Педагогическое наследие / Пер. с польского. М.: Педагогика, 1991. — 267 с.
  88. Я. Как любить детей. М., 1999. — 192 с.
  89. К.Г. Проектирование креативной образовательной среды на основе информационных технологий в вузе: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Ярославль, 2003.-39 с.
  90. И.Ю. Школьная оценка и ожидания взрослых // Семья и школа. 1990. — № 4. — С. 38−39.
  91. Н.А. Квалиметрический мониторинг в системе общего образования // Педагогика. 2001. — № 3. — С. 16−21.
  92. Л. Л. Формирование исполнительско-творческой деятельности детей, осваивающих песенный фольклор // Музыкальное воспитание в школе. М., 1996. — Вып.17. — С. 25−32.
  93. B.C., Коноплина Н. В. Деятельный подход к проектированию целей педагогического образования // Педагогика. -1999. -№ 6.-С.12−18.
  94. B.C., Поташник М. М. Как разработать программу развития школы. М.: «Новая школа», 1993.
  95. Г. А. Технология обучения педагогическому проектированию // Педагогика. 2002. — № 1. — С. 68−75.
  96. Т.П. Воспитание социальной активности детей и подростков в учреждениях дополнительного образования в процессе художественно-творческой деятельности: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Владимир, 2000. — 20 с.
  97. Г. А. Педагогическая поддержка развития творческого мышления детей в учреждениях факторы развития муниципальной системы образования дополнительного образования: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 2000. — 22 с.
  98. Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М. «Смысл», 1992. — 16 с. (Психодиагностическая серия- Вып.2).
  99. В.Ю. Развитие творческого потенциала подростков в учреждении дополнительного образования: Дисс.канд. пед. наук. -Оренбург, 2000.- 149 с.
  100. .Г. Коллективизм и индивидуализм // Педагогика. -1992.-№ 9−10.-С. 65−68.
  101. В.Ф. О приоритетных направлениях деятельности учреждения дополнительного образования в условиях формирования единого образовательного комплекса // Внешкольник. 1997. — № 3. -С.5−6.
  102. Г. А. Организационно-педагогические основы развития муниципальной системы образования среднего города (на примере столицы республики Мордовия г. Саранска): Дис.. канд. пед. наук. Саранск, 2002.- 185 с.
  103. Д. Развитие мотивов межличностных отношений у подростков 12−15 лет // Воспитание школьников. 1997. № 2. — С. 4346.
  104. А.Н. Мониторинг в образовании. СПб.: Изд-во «Образование», 1998. — 344 с.
  105. Н.Д. Развитие муниципальных систем управления образованием // Педагогика. 1998. — № 7. — С. 20−26.
  106. А. Новые рубежи человеческой природы / Пер. с англ.-М.: Смысл, 1999. 425 с.
  107. А. Психология бытия /Пер. с англ. М.: «Рефл-бук" — «Ваклер», 1997. — 300 с.
  108. Ю.С. Средовой подход в воспитании: Дис.. д-ра пед. наук. М., 1997.- 193 с.
  109. С.М. Теоретические основы проектирования образовательных систем в условиях многоуровневого непрерывного профессионального образования: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. -СПб, 2002. 50 с.
  110. Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей на 2002 2005 годы (приложение № 2 к приказу Минобразования России от 25.01.2002 № 193) // Воспитание школьников. — 2002. — № 5. — С. 2−9.
  111. Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (приложение к письму Минобразования России от 11.06.2002 г. № 30−51/433/16) // Воспитание школьников. 2002. — № 8. — С. 2−13.
  112. О.А. Сравнительный обзор систем мониторинга в образовании // Школьные технологии. 2002. — № 4. — С. 69−76.
  113. A.M. Качество управления школой: каким оно должно быть. М.: Сентябрь, 2001. — 160 с.
  114. Молодежь Мордовии на пути созидания: Результаты социальной паспортизации молодежи Мордовии / НИИ регионологии. Саранск, 2001.- 160 с.
  115. А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина. 3 изд. — М.: «Академия», 2000.- 200 с.
  116. А.В. Введение в социальную педагогику. Учебное пособие для студентов. М., Институт практической психологии, 1997. -365 с.
  117. В.И. Самореализация личности как социальный процесс (методолого социологический аспект): Дис. .канд. фил. наук. — Киев, 1990. — 170 с.
  118. Муниципальная Программа развития образования г. Саранска на 2001 2005 годы (от 24.05.2001 г. № 17). — Саранск, 2001. — 20 с.
  119. Э. Что такое персонализм?/ Пер. И. С. Вдовиной. М.: Изд-во гуманит. лит., 1994. — 125 с.
  120. Г. М. Фольклорная азбука: Учебное пособие для начальной школы. М.: Изд. Центр «Академия», 1996. — 136 с.
  121. Национальная доктрина образования в России // Поиск. 2000. -№ 41.-35 с.
  122. Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн.1.Общие основы психологии. -М.: Просвещение: Владос, 1994. 576 с.
  123. Нововведения в муниципальном управлении образования: Пособие для руководителей и сотрудников муниципальных органов управления / Под ред Н. Д. Малахова. М.: Новая школа, 1997. — 97 с.
  124. Образование Республики Мордовия в цифрах и фактах / Под ред. В. В. Кадакина. Саранск, 2002. — 127 с.
  125. Д.А. Социально-педагогическая адаптация подростков в учреждениях дополнительного образования: Дис.. канд. пед. наук, 2000. 196 с.
  126. В. Программа «Семь Я» развития личности обучаемых: Сб. авторских программ дополнительного образования детей / Сост. А. Г. Лазарева. М.: Илекса- Народное образование- Ставрополь: Сервисшкола, 2002. — С. 232−247.
  127. Л.Я. Муниципальная система социально-педагогической поддержки детства: теория и практика: Дис. .д-ра пед. наук. М., 1999. — 347 с.
  128. А. А. Мониторинг инновационных процессов в образовании // Педагогика. 1996. — № 3. — С. 9−12.
  129. А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. М.: «Логос», 1995. — 224 с.
  130. В. А. Психо дидактические аспекты проектирования образовательной среды // Стандарты и мониторинг в образовании. -2000. № 4. — С. 20−26.
  131. А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее я человека // Вопросы психологии. 1995. — № 2.- С.5−19.
  132. Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера: Беседы психолога со старшеклассниками. М., Просвещение, 1991.
  133. Основные направления и план действий по реализации программы развития воспитания в системе образования России на 2002 2004 годы. — М., 2002. — 12 с.
  134. Е.Г., Варданян Ю. В. Личностно-ориентированная технология проектирования и проведения педагогических олимпиад в вузе // Методологические и методические проблемы образования личности. Тезисы докладов науч. теоретич. конференции. Киров, 1997.
  135. Н.Н. Проектирование образовательной сферы в малом городе: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1996. -151 с.
  136. В.И. Одаренность, образовательная среда, психотренинг // Тренинг педагогического взаимодействия в творческой образовательной среде / Под ред. В. И. Панова. М., 1997. — С. 7−25.
  137. Педагогика: Учебное пособие для студентов / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М., 1997. — 512 с.
  138. Педагогические основы проектирования образовательных систем нового вида: Монография / Под ред. А. П. Тряпициной. СПб.: Образование, 1995. — 171 с.
  139. О.Б. Педагогические условия формирования творческой активности школьников в музыкально-эстетическом дополнительном образовании: Дис.. канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2002. — 182 с.
  140. Л.Н. Стимулирование творческой активности младших школьников во внеурочной деятельности: Дис.. канд. пед. наук.- М., 1997.- 166 с.
  141. Л.Д. Организационно педагогические средства и условия развития МСО (на примере разработки и реализации программы развития г. Тюмени): Дис.. канд. пед. наук, 1982. — 252 с.
  142. М.Н. Социально-ориентированное дополнительное образование, как явление практики // Внешкольник. 1998. — № 7−8. -С. 33−34.
  143. Н.И. Самореализация личности (социально-философский аспект): Дис.. .канд. фил. наук. М., 1995. — 174 с.
  144. B.C. Русская народная песня в детском хоре. М., 1979.- 79 с.
  145. С.Б. Продуктивное обучение подростков в учреждениях дополнительного образования: Дис. .канд. пед. наук. Оренбург, 1999.- 144 с.
  146. JI.JI. Проектирование условий развития вариативной образовательной среды в муниципальном округе мегаполиса: Дис.. канд. пед. наук. — М., 1996. 164 с.
  147. М.М., Моисеев A.M. Управление современной школой (В вопросах и ответах). М.: Новая школа, 1997. — 352 с.
  148. A.M. Психология неудачника: тренинг уверенности в себе. -М.: ТЦ Сфера, 2001. 192 с.
  149. Прогнозирование в образовании: теория и практика / Под ред. Б. С. Гершу некого. М.: Ин-т теорет. пед-ки и между нар. исследований в образовании, 1993. — 209 с.
  150. Программа развития образования Республики Мордовия на 20 022 006 годы. Саранск, 2002. — 87 с.
  151. Программно-целевое управление развитием образования: опыт, проблемы, перспективы / Под ред. A.M. Моисеева. М.: Педагогическое общество России, 2001. — 256 с.
  152. Проектирование систем внутришкольного управления / Пособие для руководителей образовательных учреждений и территориальных образовательных систем / Под ред. A.M. Моисеева. М.: Педагогическое общество России, 2001. — 384 с.
  153. А.С. Тренинг личностного роста. М.: Новая школа, 1993.-45 с.
  154. А.С. Наедине с собой: Психологические тесты и психотехнические упражнения. М.: Новая школа, 1996. — 256 с.
  155. Развитие воспитания в учреждениях дополнительного образования детей // Программа развития воспитания в системе образования России на 1999 2001 годы (от 18.10.1999. № 574) // Воспитание школьников. — 2000. — № 2. — С. 2−6.
  156. В.Н. Социально-педагогические факторы развития муниципальной системы образования в современных условиях: Дис. .канд. пед. наук. -М., 1999. 165 с.
  157. JI.Jl. Социально-образовательная модель педколледжа как среды саморазвития личности в научно-образовательном комплексе: Дис.. канд. пед. наук. Ростов н/Дону, 1995. — 167 с.
  158. К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека/ Пер. с англ. М., 994. — 480 с.
  159. Т.Н. Воспитание готовности школьников к самореализации в гуманизированной среде: Дис. .канд. пед. наук.-Ставрополь, 1999. 195 с.
  160. С.Л. Основы общей психологии. СПб: «Питер», 1999. — 720с.
  161. A.M. Проблема качества дополнительного образования и пути ее решения // Диагностика результативности и качества дополнительного образования. Ростов-на-Дону. — 2000. — С.4−15.
  162. В.В. Творческая самореализация в познавательной деятельности в условиях индивидуализации образования: Дис. .канд. пед. наук.- Казань, 1999. 177 с.
  163. Самоопределение детей и молодежи в учреждениях дополнительного образования: Учебно-методическое пособие. -Магнитогорск. — 2001. 153 с.
  164. Сборник авторских программ дополнительного образования детей / Сост. А. Г. Лазарева. М.: Илекса- Народное образование- Ставрополь: Сервисшкола, 2002. — 312 с.
  165. Сборник положений городских мероприятий с педагогическими работниками и учащимися образовательных учреждений г. Саранска в 2002/2003 учебном году. Саранск, 2002. — 25 с.
  166. Г., Журавлев В. Технология саморазвития личности школьника II Воспитание школьников. 2002. № 4, 5. — С. 9−19.
  167. Г. К. Личностный подход // Школьные технологии. -1999.-№ 6.-С. 108−135.
  168. Г. К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие для педагогических ВУЗов и институтов повышения квалификации. М.: Народное образование, 1998. — 255 с.
  169. В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных систем. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. — 171 с.
  170. А.В. Дополнительное образование как социально-педагогическая проблема: Дис.. канд. пед. наук. Ростов-на-дону, 1995.- 189 с.
  171. Современный центр дополнительного образования: теоретические, социальные, организационно-методические основы концепции развития на 1998−2002 г. Самара, 1998. — 194 с.
  172. В.И. Новое образование путь к новому сообществу // Школьные технологии. — 1997. — № 3. — С. 3−6.
  173. О.И. Права ребенка в РФ относительно конвенции ООН о правах ребенка // Вестник образования. 2000. -№ 16.-С. 42−62.
  174. Е.Н. Теория и технология моделирования воспитательной системы образовательного учреждения: Дис.. докт. пед. наук. Ярославль, 1999. — 319 с.
  175. Е.Н., Яковлева В. А. Критерии, показатели и методики исследования эффективности образовательной системы // Классный руководитель. 2001. — № 5. — С.36−39.
  176. Э.И. Проектирование образовательных программ как способ индивидуализации обучения учащихся: Дис. .канд. пед. наук. Оренбург. — 1997. — 179 с.
  177. Ю.В. Микросреда и личность. Философские и социологические аспекты. М.: Мысль, 1974. — 191 с.
  178. П.И. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента. М.: Новая школа, 1998. — 288 с.
  179. И.Н. Коллективные работы по изобразительному искусству в системе обучения и воспитания младших школьников: Дис.. .канд. пед. наук. Ленинград, 1974. — 215 с.
  180. И.Н. Развивающее воздействие коллективной изобразительной деятельности // Искусство и художественное развитие учащихся. Л., 1977. — С. 88−94.
  181. И.М., Поливанова Н. И., Ермакова И. В. Что такое образовательная среда школы и как её выявить? // Вопросы психологии. 1998.- № 6.- С. 18−24.
  182. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990.-188 с.
  183. Управление качеством образования: Практикоориентированная монография и методическое пособие / Под ред. М. М. Поташника. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 448 с.
  184. Управление развитием школы / Под ред. М. М. Поташника, B.C. Лазарева. М.: Новая школа, 1995.
  185. Управление школой: теоретические основы и методы. Учеб. пособие / Под ред. B.C. Лазарева. М: Центр социальных и экономических исследований, 1997. — 336 с.
  186. Н.М. Ресурсы управления школьной организацией. М., 2000.-С.116.
  187. Федеральный закон. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании». Н. Новгород: Нижегород. гуманит. Центр, 1996. — 64 с.
  188. А.Б. Теория и практика деятельности учреждений дополнительного образования детей в сфере свободного времени: Дис.. докт. пед. наук. М., 2000. — 366 с.
  189. А.Б. Учреждение дополнительного образования детей: инновационная социально-педагогическая модель. М., 1996. — 82 с.
  190. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.-366 с.
  191. JI.M. Философия воспитания человека будущего // Классный руководитель. 2001. — № 1 — С. 104−112.
  192. Н.И. Комплексный подход как фактор организации дополнительного образования детей: Дис.. канд. пед. наук. -Челябинск, 1998. 234 с.
  193. X. Мотивация и деятельность. В 2-х т.- Пер. с нем. / Под ред. Б. М. Величковского. М.: Педагогика, 1986. — 408 с.
  194. М.О. Теория и практика дополнительного образования детей в России: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Самара, 2003. -36 с.
  195. Е. Воспитание в системе образования на пороге 21 века // Народное образование. 2000. — № 7. — С. 12−19.
  196. Н.А. Педагогические условия развития дополнительного образования школьников (На примере региона): Дис.. канд. пед. наук. Кемерово, 1997. — 194 с.
  197. Г. К. Самопознание и самореализация личности: Дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1994. — 263 с.
  198. JT.B. Работа с самодеятельным хоровым коллективом. -М., 1988.
  199. Т.И., Третьяков П. И., Капустин Н. П. Управление образовательными системами / Под ред. Т. Н. Шамовой. М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. — 320 с.
  200. А. Этические диалоги со старшеклассниками // Воспитание школьников. 1998. — № 3. — С. 13−16.
  201. Т.П. Педагогические условия развития личности подростка в творческой деятельности: (На материалах Центра дополнительного образования): Дис.. канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 1997.- 179 с.
  202. Е. Моделирование креативной образовательной среды в муниципальной системе образования. М.: ЛТД, 2000. — 64 с.
  203. А.И. Педагогическое управление учреждением дополнительного образования инновационного типа. М.: Новая школа, 1997.-48 с.
  204. М.И. Мониторинг процесса воспитания школьников // Педагогика. 2001. — № 5. — С.40−45.
  205. Н.В. В поисках красоты // Музыка в школе. 1990.-№ 1.
  206. Н.В. Русское народное творчество // Искусство в школе. 1994. -№ 3,-С. 48−53.
  207. С.Е., Кальней В. А. Школа: мониторинг качества образования. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 320 с.
  208. Т.И., Кокорева Н. В. Дополнительное образование // Энциклопедия «Мордовия»: В 2 т. Том 1. — Саранск, 2003. — С. 293.
  209. И.С. Принцип активности в педагогической психологии // Вопросы психологии. 1995.- № 3. — С. 39−45.
  210. И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения // Вопросы психологии.- 1989. № 6. — С. 5−13.
  211. Н.О. Проектирование как педагогический феномен // Педагогика. № 6. — 2002. — с. 8−14.
  212. Е. Школа для всех: адаптированная модель. Теоретические основы и практическая реализация. М.: Новая школа, 1996. -270 с.
  213. Е. Разработка и запуск новой модели школы: (из опыта работы 109-ой школы-лицея г. Москвы) // Народное образование. -1991. -№ 2.-С.17−31.
  214. А.А. О построении учебных занятий на основе индивидуально-ориентированного подхода // Завуч. 2000. — № 3. — С. 76−101
  215. В. А. Тренинг педагогического взаимодействия в творческой образовательной среде / Под ред. В. И. Панова. М.: Молодая гвардия, 1997. — С.27
  216. В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001.4.1. — 365 с.
Заполнить форму текущей работой