Роль физической культуры в подготовке студентов к профессиональному самовоспитанию: На примере коррекционных групп студентов с ослабленным здоровьем
Имеющиеся противоречия между нормативными государственно-общественными стандартами по содержанию физического воспитания студентов технического вуза в их профессиональной подготовке и реальным уровнем готовности будущего специалиста к профессиональному самовоспитанию, между традиционными и инновационными способами физической подготовки студентов в высшей технической школе, недостаточная… Читать ещё >
Содержание
- 1. Введение
- 2. Глава I. Педагогические аспекты значимости физической культуры в побуждении студентов технического вуза к профессиональному самовоспитанию
- 1. 1. Физическая культура как компонент профессиональной подготовки специалиста в техническом вузе
- 1. 2. Профессиональное самовоспитание студента технического вуза средствами физической культуры
- 3. Глава II. Подготовка студентов специальных групп к профессиональному самовоспитанию средствами физической культуры
- 2. 1. Опытно-экспериментальное обоснование роли физического воспитания в формировании готовности студентов к профессиональному самовоспитанию
- 2. 2. Педагогические условия побуждения студентов специальных групп к профессиональному самовоспитанию
Роль физической культуры в подготовке студентов к профессиональному самовоспитанию: На примере коррекционных групп студентов с ослабленным здоровьем (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Социально-политические, экономические, общественные изменения жизни россиян радикально трансформировали жизнь общества. Создание новой системы общественных отношений, переход к рынку привели к обновлению различных сторон жизни россиян, к отказу от целевой идеологии в области образования молодежи, от педагогических идей, рассматривавших обучающихся в виде объектов воздействия со стороны преподавателей, от администрирования в образовании.
Предпринимаемые в последние годы меры по интеграции усилий различных источников нравственной социализации личности способствовали изменениям в деятельности учреждений образования различного уровня и профиля, создали условия для пересмотра роли и функций традиционных социальных институтов, характера и механизмов взаимодействия их между собой.
Изменения, происходящие в стране, отразились и на структуре и содержании профессионального самовыражения современного специалиста, потребовав компетентного решения профессиональных проблем, возникающих в современном производстве, что требует достаточного уровня здоровья работника.
В психолого-педагогической науке разрабатывались классические концепции и модели подготовки специалистов в условиях стабильного государственно-общественного устройства (Н.А. Аитов, С. И. Архангельский, Н. Д. Никандров и др.).
Наиболее полно рассмотрены следующие психолого-педагогические аспекты профессиональной подготовки специалистов:
— основы педагогики высшей школы (С.И. Архангельский, С. А. Батышев, Ю. К. Бабанский, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин, Л. Ф. Спирин и др.);
— концепция учебной творческой деятельности (В.А. Андреев, Ю. Н. Кулюткин, И. М. Лернер, П. И. Пидкасистый, В. А. Шубинский и др.);
— особенности педагогического творчества (В.В. Кан-Калик, Н. Д. Никандров и др.);
— структура и содержание технического образования (Н.А. Аитов, Г. Н. Александров, Б. А. Бенедиктов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, P.P. Мавлютов и др.);
— проблемы формирования профессиональных знаний, умений и навыков в обучении и воспитании студентов высшей технической школы (В.И. Андреев, И. Г. Бердников, Г. И. Ибрагимов, Т. А. Ильина, И. И. Тихонов, М. А. Чошанов и др.);
— индивидуальные и личностные особенности современного студенчества (В.И. Беспалько, О. В. Долженко, И. С. Кон, Ю. Н. Кулюткин,.
A.В. Мудрик, В. А. Сластенин, Л. Ф. Спирин, Ю. К. Чернова и др.);
— готовность молодежи к осуществлению саморазвития в процессе профессионально-значимого самовоспитания (А.Я. Арет, А. И. Кочетов, С. Б. Елканов, Л. И. Рувинский, В. В. Сохранов, Д. М. Гришин и др.).
Инновационные процессы, происходящие в педагогической теории и практике, побуждают ученых исследовать вопросы методологии, теории и технологии педагогики и практики высшего образования:
— концепции педагогических систем (В.И. Беспалько, Ф. Ф. Королев, Ю. П. Сокольников и др.);
— психология и психофизиология индивидуальности (А.А. Вербицкий, И. А. Зимняя, Ю. Н. Кулюткин, А. К. Осницкий, Г. С. Сухобская и др.);
— концепция социального взаимодействия (Л.В. Байбородова, Л. И. Буева, И. С. Кон, В. В. Новиков, М. И. Рожков, Е. А. Румянцева,.
B.В. Сохранов).
Имеющиеся противоречия между нормативными государственно-общественными стандартами по содержанию физического воспитания студентов технического вуза в их профессиональной подготовке и реальным уровнем готовности будущего специалиста к профессиональному самовоспитанию, между традиционными и инновационными способами физической подготовки студентов в высшей технической школе, недостаточная теоретико-практическая разработанность формирования опыта студентов по использованию процесса физического воспитания в аспекте профессионального саморазвития обусловливают проблему: как теоретически обосновать и практически осуществить совершенствование физической подготовки в высшей технической школе студентов со стабильным проявлением совокупности заболеваний и отсутствием умений по организации профессионального самовоспитания?
Решение данной проблемы, основано на решении ряда частных подпроблем:
— раскрытие сущности процесса физического воспитания студентов в инновационных условиях деятельности технического вуза;
— выявление содержания учебных занятий по физической культуре и их структурирование в систему, положительно влияющую на становление у студентов готовности к профессиональному самовоспитанию;
— выявление и опытно-экспериментальная проверка условий формирования готовности студентов технического вуза в группах коррекции к профессиональному самовоспитанию;
— разработка методических рекомендаций по исследуемой проблеме.
Проведенный анализ показал, что вопросы физической подготовки будущих специалистов отражены лишь в отдельных работах, касающихся особенностей воспитательной работы со студентами, организации спортивно-массовых мероприятий или специфики подготовки специалистов физической культуры.
Проблемы подготовки студентов по физической культуре к профессиональному самовоспитанию остаются неисследованными.
В теории и практике подготовки студентов технического вуза по физической культуре существуют противоречия:
— между возросшими требованиями к содержанию и качеству подготовки студентов по физической культуре с учетом значимости и содержания их профессиональной деятельности и возможностью их включения в процесс профессионального самовоспитания, поскольку нет исследований, посвященных анализу сущности и специфики физической подготовки студентов технического вуза в рассматриваемом аспекте;
— между потребностью предприятий, организаций и фирм в физически подготовленных кадрах, способных творчески и оптимально реализовывать направления профессиональной деятельности, и недостаточной разработанностью технологий подготовки будущего специалиста с ослабленным здоровьем к профессиональному самовоспитанию с помощью занятий по физической культуре.
Все это определило выбор темы нашего исследования: «Роль физической культуры в подготовке студентов технического вуза к профессиональному самовоспитанию».
Цель исследования: определить и опытно-экспериментальным путем обосновать организационно-педагогические условия развития готовности студентов технического вуза к профессиональному самовоспитанию на занятиях по физической культуре (ФК) в группах оздоровления.
Предмет исследования: процесс формирования готовности студентов к профессиональному самовоспитанию в ходе коррекционных занятий по ФК.
Объект исследования: подготовка студентов технического вуза по ФК.
Гипотеза исследования: процесс формирования готовности студентов технического вуза к профессионально-значимому самовоспитанию в процессе занятий по ФК будет успешным, если:
— основой формирования готовности студентов к профессиональному самовоспитанию является интегрированный в профессиональную подготовку специалиста на занятиях по ФК обучающий комплекс по физической коррекции развития;
— учитывается готовность студентов с ослабленным здоровьем к профессиональному самовоспитанию;
— профессиональное самовоспитание связано со спецификой подготовки студентов в условиях технического вуза;
— разработаны условия для побуждения к профессиональному самовоспитанию студентов спецгрупп.
Исходя из цели и гипотезы исследования, были определены следующие задачи:
1. Охарактеризовать структуру и содержание занятий по физической культуре в специальных группах студентов.
2. Определить особенности формирования готовности студентов к профессиональному самовоспитанию на занятиях по ФК.
3. Выделить роль занятий по ФК в формировании готовности студентов к профессиональному самовоспитанию.
4. Выявить организационно-педагогические условия, позволяющие совершенствовать процесс подготовки студентов к профессиональному самовоспитанию на занятиях по ФК в ходе занятий групп специальной физической подготовки.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют: идеи формирования готовности личности к профессиональному самовоспитанию, лежащие в основе «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года" — идеи гуманизации и демократизации учебно-воспитательного процесса в высшей школе (Б.Т. Лихачев, В. А. Сластенин и др.) — положения социально-педагогической теории к определению содержания и направлений социально-профессиональной деятельности современного специалиста (В.Г. Бочарова, Б. З. Вульфов, А. В. Мудрик, Г. Н. Филонов, Н. Ф. Радионова, А.А. Орлов) — теоретические положения о роли физической культуры в развитии личности, общества, ценностных началах здорового образа жизни и путях его стимулирования (Н.М. Амосов, В. К. Бальсевич, М. Я. Виленский, В. Н. Жолдак, Б.Дж. Кретти, Л. И. Лубышева, И. М. Туревский и др.).
Тема, гипотеза и задачи исследования обусловили выбор методов исследования:
— теоретический анализ научной литературы, нормативных документов по проблеме;
— изучение и обобщение опыта профессиональной подготовки в вузе;
— беседавключенное наблюдение;
— изучение результатов деятельности студентов;
— методы диагностики (тестирование, анкетирование, метод экспертных оценок, самооценка);
— верификационные методы (организация и проведение семинаров, конференций по теме исследования);
— математико-статистические методы обработки полученных результатов.
Опытно-экспериментальной базой исследования явился Пензенский университет архитектуры и строительства, оздоровительные центры университета.
Исследование проводилось в несколько взаимосвязанных этапов.
На первом этапе (1996;1999 гг.) был сделан анализ научной литературы по проблемеизучался опыт подготовки студентов технического вуза на занятиях по ФК, опыт работы региональных оздоровительных центров, физкультурно-спортивных организаций, общественных объединенийбыла разработана программа опытно-экспериментальной работы.
На втором этапе (1999;2003 гг.) проводились: опытно-экспериментальная работаанализ практики формирования готовности студентов к профессиональному самовоспитанию на занятиях по ФКсовершенствовались содержание, формы, методы формирования готовности студентов технического вуза к профессиональному самовоспитанию на занятиях по ФКвнедрялись результаты исследования в практику подготовки студентов технического вуза по ФК.
Третий этап (2003;2004 гг.) был посвящен уточнению теоретических положений, обработке результатов исследования и подготовке текста диссертации.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
— уточнены содержание и структура подготовки студентов на занятиях по ФКопределена ее специфика для студентов технического вуза, занимающихся в специальных группах по ФК, заключающаяся во взаимосвязи компонентов физического саморазвития личности с особенностями сферы профессиональной деятельности и качеств, важных в работе специалистов данного профиля;
— обосновано и экспериментально реализовано в методических рекомендациях содержание занятий студентов по профессиональному самовоспитанию;
— выявлены организационно-педагогические условия, способствующие повышению эффективности процесса формирования готовности студентов к профессиональному самовоспитанию на занятиях в специальных группах по ФК, которые учитывают специфику отклонений в физическом развитии студентов в предстоящей профессиональной деятельности, условия вузовского обучения и предусматривают активное использование дополнительных ресурсов (через партнерство вуза с учреждениями и организациями строительного профиля).
Практическая значимость исследования связана: с обновлением содержания занятий по ФК в группах специальной подготовки студентов, реализуемых в Пензенском университете архитектуры и строительствас разработкой авторской учебной программы проведения занятий по лечебной физкультуре в специальных медицинских группах, методических рекомендаций для студентов III—V курсовс возможностью использования материалов исследования для моделирования условий формирования готовности студентов к профессиональному самовоспитанию на занятиях по ФК в специальных группах любого высшего профессионального образовательного учреждения.
Достоверность результатов исследования обеспечена обоснованностью методологических позицийприменением комплекса методов, адекватных объекту, цели, задачам и логике исследованиядлительностью изучения профессионально-педагогической работы по физической подготовке студентов технического вузаразнообразием источниковедческой базыподтверждением гипотезы в результатах опытно-экспериментальной работы.
Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и психологии профессионального обучения Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского, кафедре ФК Пензенского университета архитектуры и строительства, ежегодных научных конференциях аспирантов и соискателей, ежегодных учебно-методических конференциях профессорско-преподавательского состава 111 НУ им. В. Г. Белинского (1999;2004 гг.), международных и российских научно-практических конференциях «Проблемы и перспективы развития регионального профессионального образования молодежи» (Пенза, 1996;2004). Разносторонняя и систематическая апробация исследовательского материала способствовала его активному внедрению в практику.
Этому послужили уже указанные выше методические разработки, а также: опытно-экспериментальная работа в Пензенском оздоровительном центреучастие в реализации региональных проектов и разработке методических материалов для них.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Занятия по физической культуре побуждают студентов к профессиональному самовоспитанию, если преподаватель рассматривает свою профессиональную деятельность как личностное образование, характеризующееся высоким уровнем усвоения предметно-специфических знаний и технологической компетентности, получивших реализацию в опыте профессионально-педагогического взаимодействия со студентами и выражающихся в умениях, позволяющих решать педагогические задачи, достигая профессионально значимых результатов.
2. Особенностями формирования готовности студентов к профессиональному самовоспитанию в процессе специальных занятий по физической культуре являются: социально-педагогическая компетентность преподавателей по физической культуретолерантность педагогического взаимодействия преподавателей и студентовнацеленность педагогического действия на развитие личностных и индивидуальных психомоторных качеств и умений профессионально значимого самовоспитания будущего специалиста.
3. Организационно-педагогические условия, обеспечивающие формирование готовности студентов технического вуза к профессиональному самовоспитанию в процессе занятий по физической культуре в специальных группах, связаны с модернизацией содержания теоретической и практической профессиональной подготовки студентовсовершенствованием существующих и внедрением новых технологий включения студентов в оздоровление организма, привлечением дополнительных возможностей ресурсного обеспечения учебно-практической деятельности будущего специалиста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Результаты проведенного диссертационного исследования на базе Пензенского государственного университета архитектуры и строительства, уровня здоровья студентов первых курсов на момент их поступления в вуз показали, что 10% студентов имеют функциональные отклонения в той или иной системе.
Широко распространены заболевания: сердечно-сосудистой системыорганов дыханияжелудочно-кишечного трактаопорно-двигательного аппаратанервной системызрения.
При ежегодном обследовании студентов первого курса отмечается тенденция к росту заболеваний и отклонений от физиологических норм.
В спецгруппах Пензенской Г АС, А 1996;2004 учебных годах занималось ежегодно около 156 человек, что соответствовало 10,2% от общего количества студентов, в 1997;98 гг. — 206 человек (11% от общего количества студентов). В 1998;99 гг. — 247 человек (13% от общего количества студентов), в 2004 году — 379 человек (16% от общего количества студентов).
Проведенный в 1999;2004 годах анализ заболеваемости студентов показал рост заболеваний в январе, феврале, марте. В этот период необходим индивидуальный подход к студентам, которые занимаются в спецгруппах. Эффективность физического воспитания студентов, находящихся в специальных медицинских группах, в целом определяется методикой организации занятий. От того, какие средства физического воспитания применяются, какова методика их побуждения к профессионально значимому самовоспитанию и как организован процесс проведения занятий, зависит оздоровительный результат и степень восстановления организма после перенесенного заболевания. По результатам медицинского осмотра в начале учебного года студенты распределяются для занятий физической культуры на три медицинские группы: основную, подготовительную и специальную.
Для более успешной организации учебных и внеаудиторных занятий со студентами ПГУАС было необходимо вычленить (в ходе формирующего эксперимента вычленены) группы обучающихся:
— без отклонений в состоянии здоровья;
— имеющих незначительные отклонения при общем достаточном развитии и физической подготовленности;
— без отклонений в состоянии здоровья или имеющих незначительные отклонения, но с недостаточной физической подготовленностью.
Особое внимание при организации формирующего эксперимента уделялось специальной группе.
Специальная группа — лица, имеющие отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующие ограничения физических нагрузок, допущенные к выполнению учебной и производственной работы. Занятия по учебным программ физического воспитания в полном объеме, занятия в одной из спортивных секций, участие в соревнованиях. Занятия по учебным программам физического воспитания при условии более полного освоения комплекса двигательных умений, особенно связанных с предъявленными организму повышенными профессиональными требованиями. Основные задачи специальных медицинских групп подготовки студентов: укрепление здоровьяреабилитация и возвращение к нормальной жизнедеятельностиподдержание жизнеобеспечивающих органов и систем человека на индивидуально оптимальном уровне здоровьяпропаганда здорового образа жизни, привитие жизненно и профессионально значимых умений и потребностей в систематических физических упражнений для поддержания высокой работоспособности организма человека.
Побуждение студентов из специальных групп подготовки к профессионально значимому самовоспитанию эффективно при выполнении следующих принципов.
Первый принцип — оздоровительный комплекс упражнений должен иметь лечебно-профилактическую направленность.
Второй принцип — дифференцированный подход в использовании средств физической культуры в зависимости от характера и выраженных структурных и функциональных нарушений в организме, вызванных патологическим процессом. Необходим медосмотр 1 раз в 6 месяцев и заключение врача о переводе в определенную группу.
Третий принцип — профессионально-прикладная направленность проводимых занятий на базе общей физической подготовки.
В зависимости от состояния здоровья учащихся, отнесенных к специальной группе, могут быть организованы занятия: а) для всех учащихся, независимо от диагнозов их заболеванийб) дифференцированно, в зависимости от диагноза. Такие занятия проводятся непосредственно в вузах и в кабинете лечебной физкультуры различных лечебно-профилактических учреждений, поликлиник, диспансеров и т. д.
Как показало проведенное диссертационное исследование, опыт занятий физическими упражнениями способствует достаточно полной компенсации последствий различных заболеваний и дает возможность шире использовать физические нагрузки для некоторых категорий больных и создать основу для самостоятельного включения в систему доступных упражнений. Эффективность побуждения студентов, входящих в специальные медицинские группы, взаимосвязана с методами проверки и оценки их физической подготовленности.
В диссертационном исследовании количественной оценки здоровья выделены критерии оценки здоровья, влияющие на побуждение студентов ПГУАСа к профессиональному самовоспитанию.
Первая степень здоровья — человек в специальных рекомендациях не нуждается, ему следует поддерживать свое здоровье на прежнем уровне. При первой степени необходима консультация у специалиста. При нарушениях здоровья требуются углубленное медицинское обследование и получение соответствующих рекомендаций.
На втором этапе врачебно педагогические наблюдения устанавливают более тесные контакты между врачом, тренером или преподавателем физического воспитания и студентов. Осуществляя врачебно-педагогические наблюдения, врач контролирует соблюдение физиологических основ проведения занятий: исследует виляние учебных нагрузок на организм студентаопределяет его функциональное состояние и уровень тренированности. Это способствует успешному овладению студентами программой по профессиональному самовоспитанию.
Если физическая нагрузка превышает возможности организма студентов, то требуются срочные меры вплоть до отстранения от занятий. К этим изменениям, указывающим на чрезмерное утомление вследствие несоответствия между выполняемой физической нагрузкой и функциональными возможностями организма студента, относятся: поверхностное и частое дыхание, резкое побледнение и посинение кожных покровов, общая слабость, жалобы на тяжесть в ногах, головокружение, боли в правом подреберье, в некоторых случаях — полуобморочное или обморочное состояние, потеря сознания.
Проведенное диссертационное исследование позволяет сделать вывод, что исследуемая проблема нашла свое теоретическое обоснование и практическое осуществление в совершенствовании физической подготовки студентов высшей технической школы со стабильным проявлением у них совокупности заболеваний и отсутствием умений по организации профессионального самовоспитания через организацию занятия специальных групп обучающихся при соблюдении следующих педагогических условий:
1. Стимулирование активности личности в своей собственной деятельности по физическому самовоспитанию.
2. Самовоспитание личности происходит при включенности ее в учебно-познавательную, творческую, художественную, физическо-оздоровительную, спортивно-массовую и другие виды деятельности.
3. Побуждение студентов к профессиональному самовоспитанию связаны с формированием потребностно-мотивационной сферы будущего специалиста.
4. Побуждение студентов специальных групп к профессиональному самовоспитанию будет определяться толерантностью, гуманностью и личностно ориентированной направленностью действий преподавателя физической культуры.
5. Побуждение студентов специальных групп к профессиональному самовоспитанию должно учитывать реализацию одного из ведущих принципов воспитания — опору на положительные качества студентов, а, следовательно, учет возрастных, половых, индивидуальных особенностей студентов в условиях группового взаимодействия.
Физическое самовоспитание, как и другие общественные явления, носит социально-детерминированный (от лат. determine — определяют) характер, то есть оно обусловливается потребностями общества в подготовке специалистов к компетентному и комфортному профессиональному самовыражению.
Данное диссертационное исследование позволило вычленить ряд подпроблем, которые нуждаются в общеметодологическом, методическом и специальном профессиональном обосновании, например:
— особенности организации взаимодействия преподавателя со студентами специальных групп;
— социальная и профессиональная адаптация студентов с ослабленным здоровьем.
Список литературы
- Анохина И.А. Ритмическая гимнастика как средство компенсации дефицита двигательной активности у студентов // Дисс.. канд. пед. наук. Малаховка. МОГИФ, 1992. 169 с.
- Аржавский И.А. Физиологические механизмы роста // Материалы VIII научной конференции по возрастной морфологии, физиологии и биохимии. М.: Изд-во АН СССР, 1967. С.5−6.
- Аникеев В.Ф., Соколов A.M., Худяков B.C. Исследование эффективности некоторых вариантов школьной программы по физической культуре // Физическое воспитание и школьная гигиена / IV Всесоюзная конференция: Тезисы докладов. М., 1994. 4−1. С. 4.
- Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. М.: Наука, 1980. 198 с.
- Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М., 1975. С.37−40.
- Африканов А.А. Динамика физических качеств (силы, быстроты и выносливости) и общей работоспособности в условиях различных двигательных режимов: Автореф. дисс.. канд.пед.наук. Рязань, 1974. 25 с.
- Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации: Учебное пособие. М.: Владос, 1994. 336 с.
- Афанасьев В.Г. Научно-техническая революция и ее социальная проблематика // Философия и современность. М., 1973. С. 184.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания // Избранные психологические труды: В 2 т. Т.1 / Под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова. М., 1980. С.16−178.
- Анциферова Л.И. К психологии личности, как развивающейся системы //Психология развития и формирования личности. М., 1982. С.3−19.
- Атутов П.Р. Политехническое образование в современных условиях. М.: Знание, 1985. С. 80.
- Атутов П.Р., Поляков В. А. Роль трудового обучения в политехническом образовании школьников. М.: Просвещение, 1985. С. 128.
- Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. М.: Политиздат, 1977.382 с.
- Афанасьев В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980. 368 с.
- Афанасьев В.Г. Общество, системность, познание и управление. М.: Политиздат, 1981. 432 с.
- Александрова JI.H. Самосознание в процессе самовоспитания / Вести Ленинград, ун-та. 1985. № 6.
- Ашмарин В.Н. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. М. Фис, 1978. С.35−40.
- Аухадеев Э.И., Галев С. С. Уроки физического воспитания в специальной и подготовительной группах. М.: Высшая школа, 1986. С. 70.
- Асмолов Л.Г. Психология личности: Учебное пособие. М., 1999. С. 367.
- Агафонов А.В. Психология и педагогика. М., 2000. С. 93.
- Белов В.И. Психология здоровья. СПб., 1994. С. 272.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982. 192 с.
- Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. М., 1994.
- Батышев С.А. Психология интереса. Док. дисс. Иркутск, 1999. С. 74.
- Бажутин Г. Г. Вопросы управления профориентацией молодежи // Вопросы научного управления социальными процессами в условиях социализма. Пермь, 1972.
- Блонский П.П. Трудовая школа // Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2 т. Т.1. /Под ред. А. В. Петровского. М., 1979. С.88−164.
- Болтунов А.П. Принципы и система профориентации в школе: Психотехника в школе. Л., 1972.
- Беляев С.Н. Повышение качества подготовки специалистов по физической культуре и спорту на основе курса педагогического физкультурно-спор-тивного совершенствования. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1996. 22 с.
- Булавкина Т.А. Коррекция профессиональных мотивов у студентов технических вузов средствами физического воспитания. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Малаховка: МГАФК, 1997. 142 с.
- Булавкина Т.А., Никитина Е. Д., Попов А. А. Использование метода репертуальных решеток в целях коррекции профессиональных мотивов у студентов технических вузов средствами физического воспитания // Теория и практика физической культуры. 1997. № 6. С. 63.
- Барышев Г. И., Гаркуша О. В. Информационные системы в физ-воспитании /Тезисы докл. Российской научной конференции. Ростов-на-Дону, 1997. С.44−45.
- Былева J1.B., Коротков И. М. Подвижные игры: Учебное пособие. М., ФИС, 1982. С. 224.
- Булич Э.Г. Физическое воспитание в специальных группах: Учебное пособие. М., 1986. С. 254.
- Берне Р. Развитие Я концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. С. 420.
- Бертон Р.Э. Самовоспитание. Пер. с англ. АО Комплекс, 1996. С. 235.
- Васильева P.M. Гиподинамические реакции у школьников с различной степенью тренированности // Физическая культура основа здорового образа жизни / Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М., 1995. 4П. С.53−54.
- Велитченко В.В. Вопросы совершенствования физического воспитания в школе // Физкультура и здоровье и трудовое долголетие советского человека. М., 1983. 36 с.
- Виноградов П.А. Основам законодательства Российской Федерации -долгую жизнь / теория и практика физической культуры. 1993. № 8. С.5−6.
- Васильков Г. А., Горин М. П. Физическая культура в оценке старшеклассников // Физическая культура в школе. 1991. № 1. С.35−37.
- Воробьева Э.И., Воробьев А. И. Двигательный режим, как составная часть образа жизни современного человека. М., 1985. С. 107−110.
- Выдрин В.М., Зыков Б. К., Лотоненко А. В. Физическая культура студентов вузов. Воронеж, 1951. 126 с.
- Виленский М.Я. Студент как субъект физической культуры // Теория и практика физической культуры. 1999. № 10. С.2−5.
- Волков Л.Г. Физическая культура для студентов с отклонениями со стороны сердечно-сосудистой системы // Теория и практика физической культуры. 1974. № 4.
- Вайсбург А.А. Организация профориентационной работы школы, предприятия: Пособие для учителей/ Под ред. М. И. Махмутова. М.: Просвещение. 1986. С. 128.
- Васильев Ю.В. Школа как объект управления // Советская педагогика. 1984. № 5. С. 14−16.
- Витиньш В.Ф. Проблемы профориентации и профконсультации в школе. М., 1969. № 62. С.312−314, 324−326.
- Варванин В.Н., Зильберман И. З. Основы профессионально-прикладной направленности физической подготовки будущих инженеров в технических вузах // Тезисы докл. Российской научной конференции. Ростов-на-Дону, 1997. С.136−138.
- Виленский М.Я. Физическая культура в научной организации процесса обучения в высшей школе: Учебное пособие. М., 1982. С. 156.
- Виленский М.Я., Беляев В. А. Физическая культура в самовоспитании личности будущего учителя. М., 1985. С. 97.
- Виленский М.Я., Сафин Р. С. Основы профессиональной направленности физического воспитания студентов педагогических вузов: Учебное пособие. М., 1989. С. 158.
- Выготский А.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М., 1999. С. 533.
- Воробьев В.П. Воспитательное воздействие на личность: Учебное пособие. Пенза, 1998. С. 50.
- Выготский А.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М., 1999. С. 533.
- Все о здоровом образе жизни / Под ред. Натела Ярошенко. Изд. дом. «Ридерз Дайжест», 1998. С. 404.
- Виленский М.Я. Профессионально-педагогическая культура преподавателя физической культуры в высшей школе. Сборник научн. трудов. Ростов-на-Дону. 2001. С. 15.
- Гулько И.С. Состояние физического развития, физической подготовленности и здоровья // IX Республиканская научно-методическая конференция: Тезисы докладов. Тюмень: ГТУ, 1983. С.61−62.
- Горлицкая С.И. Концептуальные основы метода проектов как методология развивающего обучения информатике и базиса развивающего использования НИТО // Педагогическая информатика, 1995. № 2. С.3−11.
- Голомшток А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника. М.: Педагогика, 1979. 160 с.
- Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М., 1970.
- Голомшток А.Е. Трудовое обучение основное средство профориентации / Школа производства. 1977. № 2.
- Головин И.Л., Никитина Е. Д. Профессиональное самовоспитание студентов института физической культуры / Теория и практика физической культуры. 1989. № 4. С. 12−13.
- Гагай В.В. Педагогическая и возрастная психология. Шадрин, 1999. С. 45.
- Елинский В.В., Ионин В. Г. Статистический анализ: Учебное пособие. М.: Инфра, 2002. С. 241.
- Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. М.: Высшая школа, 1999. С.75−85.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Издание официальное. Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию. Москва, 1995. С. 38.
- Дуркин П.К. Научно-методические основы формирования у школьников интереса к физической культуре: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1994. 39 с.
- Денисов Ю.В. Комплексные занятия студентов подготовительной медицинской группы //Теория и практика физической культуры. 1957. № 1. С.49−50.
- Донцов И.А. Самовоспитание личности. М.: Политиздат, 1984. 281 с.
- Дорофеев Ю.Н. Самовоспитание как необходимая категория собственной жизни. Харьков, 1984. Деп. в ИНИОН АН СССР 22.03.84. № 16 055.
- Деместр Г. С. Ленин об охране здоровья и физической культуре. М. Фис, 1981. 152 с.
- Дембо А.Г. Врачебный контроль в спорте. М.: Медицина. 1988. С. 283.
- Дуркин П.К. Научно-методические основы формирования у школьников интереса к физической культуре: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1994. 39 с.
- Дубовый Л.М. Вопросы специализации в подготовке студента факультета физической культуры в педагогических вузах: Учебное пособие. Пенза, 1995. С. 128.
- Дубровский В.И. Спортивный массаж. М.: Изд-во «Шаг», 1994. С. 214, 221.
- Дубовый Л.М. Подготовка и оформление психологического исследования. Пенза, 2000. С. 52.
- Дубовый Л.М., Макаров Ю. А. Лекции по психологии труда: Учебное пособие. Пенза, 2000. С. 168.
- Дубров A.M., Мхиторян B.C., Трошин Л. И. Многомерные статистические методы. М.: Финансы и статистика, 1998. С. 352.
- Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя: Учебное пособие. М.: Просвещение. 1989. С. 15, 16, 18, 31, 33, 73, 168, 189.
- Ермолаев Б.А. Личностный психотренинг и возможность его использования в развитии личности: Учебное пособие. Владимир, Гос. пед. ун-т, 1966. С. 94.
- Елисеева И.И., Юзбашев М. М. Общая теория статистики. М.: Финансы и статистика, 1996. С. 368.
- Ефинова Н.Р., Петрова Е. В., Румянцева В. Н. Общая теория статистики. М.: Инфра, С. 416.
- Журавлев В.И. Взаимосвязь педагогической науки и практики. М.: Педагогика, 1984. С. 176.
- Железняк Ю.Д., Воробьева E.J1. Новые направления в системе физической культуры и спорта и оздоровительной работе с населением. Ижевск, 1999. С. 180−183.
- Зимнин И.В. О взаимодействии двигательных вегетативных функций при мышечной работе // Координация двигательных и вегетативных функций при мышечной деятельности человека. М., Л., 1956. С.45−48.
- История педагогики / Под ред. Шабаевой. М.: Просвещение, 1981. 367 с.
- Ильин Е.Н. Психофизиология физического воспитания. М.: Просвещение, 1980. С. 190.
- Основы психического изучения профессиональной деятельности. М., МГУ, Просвещение, 1987. С. 207.
- Иванова Е.М. Психология физического воспитания. М.: Просвещение, 1987. 287 с.
- Иванов Г. Д. Физическое воспитание в вузах как часть физической культуры / Теория и практика физической культуры. 1993. № 7. С. 17.
- Идеальная фигура. Пер. с итал. И. В. Поповой /Под ред. Джулианы Джани. Изд-во ФИС, 1990. № 4. С. 53, 59.
- Кудрявцев А.В. Функциональная подготовленность студентов-неспортсменов // Медико-биологические проблемы спортивной тренировки. М., 1985. С.134−138.
- Кирпичников А.Б. Физическая работоспособность как интегральный показатель уровня здоровья //. Проблемы оценки функциональных возможностей человека и прогнозирования здоровья: Тезисы докл. конференции. М., 1985. С. 210.
- Катиков A.M. Физическая культура и спорт в образе студентов (социально-воспитательный аспект). Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Л., 1985.22 с.
- Козлов В.И., Анохина И. А. Ритмическая гимнастика как одна из форм внеурочных занятий, направленных на повышение работоспособности: Тезисы докл. областной научно-методической конференции. Ростов-на-Дону, 1987. С. 154−155.
- Колтакновский А.П. Методические рекомендации для физкультурно-оздоровительных занятий. М., 1984. 82 с.
- Крылов Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. М.: Высшая школа, 1990. 140 с.
- Крылов А.Л., Коростылев А. А. Психологические проблемы самореализации личности. Сб. трудов Санкт-Петербургского ун-та, 1997. С. 239.
- Коваленко В.А. Физическая культура. Ассоциация строительных вузов. М., 2000. С.7−14, 279, 374−378, 430.
- Козлов В.И., Гостев В. Н. Применение подвижных игр на воде как одно из средств снятия утомления и повышения учебно-трудовой активности студентов: Тезисы докл. областной научно-методической конференции. Ростов-на-Дону, 1987. С. 152−153.
- Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. М., 1983. С. 95.
- Коваленко И.Г., Омельяненко В. Л. Управление и руководство профориентационной работой / Профессиональная ориентация молодежи. М., 1978. С.242−279.
- Кон И. С. Психология старшеклассников. М., 1982. С. 207.
- Королев Ф.Ф. Системный подход и возможность применения его в педагогике // Проблемы теории воспитания / Под ред. Л. П. Буевой, Л. И. Новиковой, Г. Н. Филонова. М., 1974. С.209−222.
- Кудрявцев Т.В., Шегурова В. Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности. Вопросы психологии. 1973. № 2. С.51−59.
- Коханович Л.И. Методологические проблемы формирования и развития личности будущего специалиста. Сб. НИИВШ. М., 1988. 148 с.
- Колокатова Л.Ф. Дифференцирование профессионально-прикладной физической подготовки студентов архитектурно-строительного профиля с использованием компьютерных технологий. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 2002. 23 с.
- Колокатова Л.Ф. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов архитектурно-строительного профиля с использованием компьютерных программ. Пенза, 2000. 83 с.
- Кочетов А.Н. Как заниматься самовоспитанием. Минск: Высшая школа, 1991. С. 5, 8, 9, 12, 20, 44.
- Ковалев С.М. Воспитание и самовоспитание. М.: Мысль, 1986. 285 с.
- Куфтырев Ю.И. Значение самовоспитания для формирования социально значимых качеств личности специалиста. Сб. научн. Трудов. М., 1988. 148 с.
- И.Карвацкая Г. Ф. Моральная мотивация сознания и поведения / Вопросы философии. 1982. № 4.
- Колин К.К. Курс информатики в системе образования, современное состояние и перспективы развития. Отв. ред. И. А. Мизин. Вып.8. М.: Наука, Физматлит, 1996. С.74−84.
- Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. М.: Высшая школа, 1990. 140 с.
- Кузьмин В.А. Совершенствование системы вовлечения молодежи в общественное производство. Автореф. дисс. канд. экон. наук. М., 1984. С. 24.
- Коровин С.С. Функция профессионально-прикладной физической культуры // Теория и практика физической культуры. 1997. № 2. С. 63.
- Кузин В.В. Компьютерное тестирование как способ отбора студентов специальности «Спортивный менеджмент» и контроля их подготовленности // Теория и практика физической культуры. 1997. № 1. С. 63.
- Каморник И.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов архитектурного института // Тезисы докл. Российской научной конференции. Ростов-на-Дону, 1997. С.74−76.
- Кабачков В.А., Полиневский С. А. Профессиональная направленность физического воспитания в ПТУ. М.: Высшая школа, 1991. С. 220.
- Каравашкина О.В. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов в вузах строительного профиля: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 2000. 23 с.
- Кротков В.М. Воспитание и развитие личности: Учебное пособие. М., 1992. С. 26.
- Концепция системы профессиональной ориентации образовательных школ. Ярославль, 1993. С. 53.
- Козлов В.И. Прогрессирование дефицита двигательной активности у студентов и выбор средств его компенсации. Дисс.. канд. пед. наук. Малаховка, МОГИК, 1995. С. 169.
- Короткое И.М. Подвижные игры в занятиях спортом. М., 1971. С. 120.
- Кочетков А.И. Педагогические основы самовоспитания. М., 1975. С. 335.
- Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. С. 335.
- Киванова О.С. Психология самоопределения личности: Учебное пособие. Новосибирск, СГГА, 1998. С. 72.
- Крягж В.Н., Гужаловский А. А., Ворсин Е. Н. Концепция базисной программы физического воспитания учащихся и студентов. Белорусская ССР / Теория и практика физической культуры, 1991. № 6. С.2−9.
- Крупская Н.К. Выбор профессии. Пед соч. М., 1969. С. 220.
- Коган J1.H. Самореализация личности как социальный процесс.
- Коган В.И., Сыченков И. А. Основы оптимизации процесса обучения в высшей школею М., Высшая школа, 1987. С. 185.
- Климов Е.А. Как выбрать профессию. М., Просвещение, 1990. 159 с.
- Климов Е.А. Основы психологии: Учебник для вузов. М., Культура и спорт, 1997. С. 295.
- Латышева И.Т. Методика лечебной физкультуры в комплесном лечении больных с вялыми парезами и параличами. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Малаховка, 1989. 24 с.
- Ловейко И.Д. Программа по физической культуре для школьников, отнесенных к специальной медицинской группе. М., Просвещение, 1965. 28 с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972. С. 409.
- Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. М., РГАФК, 1992. С. 120.
- Лубышева Л.И. Концепция физического образования студентов. Теория и практика физической культуры. 1993. № 5−6. С. 15−16.
- Леонтьев В.А. очерк психологии личности: Учебное пособие. М., Смысл, 1997. С. 63.
- Лесгафт П.Ф. Психология нравственного и психического воспитания. Сост. Иванов М. Н. Воронеж, МОДЭК, 1984. С. 410.
- Лаптев А.П. Гигиена физического воспитания: Учебник для вузов. М., 1990. С. 367.
- Лазутова М.Н. Об актуальности физической культуры в целях укрепления здоровья учащихся // Физическая культура в школе. 1996. № 2.
- Лисицкая Т.С., Ростовская М. Ю., Шарковец Е. А. Аэробика: стоп, проверьте пульс // Советский Красный Крест. 1995. № 4. С.22−23.
- Лисицкая Т.С. Ритмическая гимнастика. М., ФИС, 1985. 96 с.
- Лосев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., Мысль, 1976. 158 с.
- Лотоненко А.В. Эффективность средств и методов повышения работоспособности студентов: Дисс.. канд. пед. наук. Л., 1981. 263 с.
- Лубышева Л.И., Грузных Г. М. Теоретико-методологические обоснования физкультурного воспитания студентов: Теория и практика физического воспитания. Омский ГИФК, 1991. № 6. С. 11.
- Лях В.И., Кофман Л. Б., Мейксон Г. Б. Комплексная программа физического воспитания X-XI классов общеобразовательной школы / Министерство образования, НИИ физиологии детей и подростков. М., 1992. 34 с.
- Лисовский В.Т., Лисовский С. В. Личность и образ жизни студента как опыт социального исследования. М., Сб. НИИВШ, 1988. 148 с.
- Лутков А.Н. Формирование профессиональных умений у студентов факультета физической культуры: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1996. 20 с.
- Лихачев Б.Г. Педагогика. М., 1995. С. 350.
- Лозовой В.А., Максименко Ю. Ф. Самосознание и самовоспитание в становлении личности будущего специалиста. Харьк. полит, ин-т, 1983. № 201 (Вып.2).
- Мищенко А.И. Педагогический процесс как целостное явление. М., 1993. С. 200. «
- Маринченко А.Л. Физическое воспитание учащихся специальных медицинских групп / Московский городской совет физкультуры и спорта организации «Юность». М., 1992. 35 с.
- Менхин Ю.В. Формы организации занятий по гимнастике: Учебное пособие. Малаховка. МОГИФК, 1987. 42 с.
- Мудрик А.В. Учитель: Мастерство и вдохновение. М., 1986.
- Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. М., 1969. С. 125.
- Методологические и теоретические проблемы оптимизации учебно-воспитательного процесса: Сб. научн. трудов / Ред. Ю. К. Бабанский. М., 1984. С.24−45, 49−53.
- Мадриков В.Б., Миронова И. А., Голубев А. Н. Применение компьютерной технологии в учебном процессе и внеучебной работе по физическому воспитанию // Тез. докл. Российской научной конференции. Ростов-на-Дону, 1997. С.52−54.
- Мялкин А.В. Способности и потребности личности. М., Мысль, 1985.255 с.
- Мудрик А.В. Роль социального окружения в формировании личности подростка. М., Знамя, 1979. 40 с.
- Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. Пенза, 1994. 168 с.
- Мудрик А.В. Учебное пособие для студентов института практической психологии. М., 1997. 365 с.
- Малая В.Г. Философский анализ категории самовоспитания. Иваново, 1981. Деп. в ИНИОН АН СССР. 17.11.81 г.
- Марищук В.А., Блудов Ю. М. Требования к психодиагностическим методикам: Учебное пособие. М., Просвещение, 1990. С. 256.
- Макаренко А.С. Учебное пособие. М., Просвещение, 1990. С. 414.
- Маринченко А.А. Физическое воспитание учащихся специальных медицинских групп. М., Юность, 1992. С. 35.
- Методологические и теоретические проблемы оптимизации учебно-воспитательного процесса: Сб. научн. трудов / Ред. Ю. К. Бабанский. М., 1984. С.24−45, 49−53.
- Научно-методические основы комплексного урока физической культуры в общеобразовательной школе: Учебное пособие для учителей школ, СПТУ. М., 1991. 101 с.
- Найманн Э. Происхождение и развитие сознания. Пер. с англ. М.: Рефл-бук, 1998. С. 462.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Под ред. Е. С. Полай. М.: Издательский центр Академия. 1994. 224 с.
- Нахарова А.В. Мировоззрение, моральное сознание и нравственное самовоспитание личности / Человек, философия, культура: Тез. выступлений слушателей X Всесоюзной школы молодых ученых. М., 1984 (Вып.2,4.1).
- Необжидовски JT. Уровень развития самосознания студентов и деятельность студентов по самовоспитанию / Совр. высшая школа. 1983. № 2 (42).
- Научные основы управления профессиональным техническим учебным заведением. М.: Высшая школа, 1984. 64 с.
- Нифонтова Л.П., Павлова Г. В. Использование средств физической культуры с применением тренажеров на занятиях с трудящимися, выполняющих малоподвижную однообразную работу // Теория и практика физической культуры. 1985. № 7. С.29−32.
- Назимов И.Н. Экономические и педагогические проблемы профориентации. Киев, 1976. 78 с.
- Озернюк А.Т. Нетрадиционные методы оздоровительного воздействия школьников // Физическая культура в школе. 1994. № 4. С.60−62.
- Панин А.И. Влияние специальных упражнений на развитие скоростно-силовых качеств студента со слабой физической подготовкой // Теория и практика физической культуры. 1970. № 9. С.47−50.
- Пирогова Е.А. Здоровье, как качественная характеристика функциональных резервов организма // Проблемы оценки функциональных возможностей человека и прогнозирование здоровья: Тезисы докладов Всесоюзной конференции. М., 1985. С. 340.
- Пасхин Е.Н., Митин Автоматизированная система обучения экстернов. М.: Изд-во МГУ, 1985. 144 с.
- Психо-педагогические аспекты профессионального образования молодежи: Сб. научн. трудов / Под ред. В. В. Сохранова. Пенза, 2001. 183 с.
- Психолого-педагогические проблемы профессионального обучения. М.: Изд-во Московский университет, 1979. 208 с.
- Педагогические условия эффективности профессионального самовоспитания будущих педагогов: Сб. научн. трудов / Под ред. В. В. Сохранова. Пенза, 2001. 181 с.
- Петровский А.В. Личность, деятельность, коллектив. М.: Политиздат, 1982. С. 255.
- Педагогическое наследие Крупской Н. К. и современная школа: Сб. научн. трудов. Ин-т им. Н. К. Крупской. М., 1986. С. 113.
- Платонов К.К. Структура развития личности. М.: Наука, 1986. С. 356.
- Педагогическое наследие Макаренко А. С. и современные проблемы воспитания молодежи: Тезисы научной конференции 15−117 марта 1988 г. Часть 1. С. 146. Часть 2. С. 147−348.
- Петров Ю.А. Культура мышления. Методологические проблемы педагогической работы. М., МГУ, 1990. С. 118.
- Попов П.Г. Психологический статус личности в различных условиях / Под ред. Мухиной. М.: Прометей, 1992. С. 197.
- Проблемы подготовки студентов педвузов к профессиональной деятельности: Сб. научн. трудов / Под ред. В. В. Сохранова. Пенза, 1993. С. 206.
- Популярная медицинская энциклопедия / Под ред. В. Н. Покровского. Ульяновск, 1997. С.131−132, 462−463, 687.
- Проблемы профессионального образования молодежи / Под ред.
- B.В.Сохранова. Пенза, 2000. С. 150.
- Платонов К.К. Цели и задачи профессиональной ориентации // Профессиональная ориентация молодежи. М., 1978. С.61−82.
- Психология: Учебник для технических вузов / Под ред. В. Н. Дружинина. С. 608.
- Пестолоцци И.Г. Избр. пед. соч. Т.2. М., 1981. С. 68.
- Психологические основы профессионально-технического обучения. М.: Просвещение, 1988. С.5−6.
- Рогов А.А. Автоматизированный тестовый контроль в системе профессиональной подготовки студентов факультета физической культуры: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1996. 20 с.
- Растороцкий А.В., Кадыкова Н. К. Компьютер и физическое воспитание в вузе // Тез. докл. Российской научной конференции. Ростов-на-Дону, 1997. С.47−48.
- Раевский Р.Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов технических вузов. М.: Высшая школа, 1985.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. 2-е изд. М., 1976.
- Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959.1. C.119−120.
- Рувинский Jl.И., Соловьева А. Е. Психология самовоспитания. М.: Просвещение, 1982. 130 с.
- Рувинский Л.И. Самовоспитание личности. М.: Мысль, 1984. С. 140.
- Российская педагогическая энциклопедия / Под ред. В. В. Давыдова. Т.1. 1993. С. 607.
- Романов К.М. Психология межличностного познания. Саранск. 1993. С. 146.
- Развитие личности в процессе обучения и воспитания / Под ред. А. С. Радионова. Пенза, 1997. С. 211.
- Руденский Е.В. Социальная психология. Новосибирск, 2000. С. 221.
- Смирнов И.П. Сравнительная эффективность однопредметных и комплексных занятий по физическому воспитанию студентов подготовительного отделения: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1975. 23 с.
- Сохранов В.В. Социально-педагогические основы становления опыта саморегулирования: Монография / Под ред. доктора пед. наук Н.Ф.Ро-дионовой. Пенза, ПГПУ, 1996. С. 120.
- Сохранов В.В. Социально-педагогические основы становления опыта саморегулирования. Пенза, 1996. С. 124.
- Сохранов В.В. Формирование у учащейся молодежи опыта саморегулирования поведения. Пенза, 1991. С. 120.
- Сохранов В.В. Изучение ведущих видов деятельности младших подростков: Сб.: Трудовое воспитание, профориентация школьников. Пенза, 1981. С. 156.
- Сохранов В.В. Воспитание ответственности и дисциплинированности у подростков в семье. Пенза, 1983. С. 180.
- Сохранов В.В. Философия. История. Образование. Пенза, 1997. С. 43.
- Сохранов В.В., Гошуляк Л. Д. Дипломные работы по педагогике: Учебное пособие. Пенза, 1998. С. 31.
- Сохранов В.В. Общепедагогические умения и роль в профессиональной саморегуляции современного специалиста. Пенза, 1999. С. 205.
- Сохранов В.В. Состояние и тенденции профессиональной социализации педагогических кадров на вузовском и послевузовском этапах подготовки и переподготовки. Пенза, 2000. С. 69.
- Спиркин А.Г. Философия: Учебник для вузов. М.: Гардарика, 2000. С. 367.
- Сластенин В.А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика: Учебное пособие. М.: Школа-Пресс, 1998. С. 512.
- Столбов В.В. Учебник для педагогических институтов. М.: Просвещение, 1989. 287 с.
- Социально-психологические проблемы руководства и управления коллективами (Научные сообщения к симпозиуму. Рига, 19−21 декабря). М., 1974. С.29−30, 42−44.
- Сабиров Ю.А. Методология профессионально-прикладной физической подготовки горных инженеров // Тез. докл. Российской научной конференции. Ростов-на-Дону, 1997. С.79−80.
- Санников В.А. Дозировка и методические указания по проведению упражнений для профессионально-прикладной физической подготовки студентов строительных специальностей // Тез. докл. Российской научной конференции. Ростов-на-Дону, 1997. С.82−85.
- Соловьев Т.М., Медведева Н. А. Генезис становления современного целеполагания в системе физического воспитания учащихся: Сб. научн. трудов. Ростов-на-Дону. 2001. С.252−258.
- Социальная психология / Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. Л., 1979. 288 с.
- Сагатовский В.Н. Философские основания педагогической деятельности / Вестник высшей школы. 1987. № 1.
- Сухомлинский В.А. Избранные сочинения. В 3 т. Т.З. М., 1981. С.123−124. В 5 т. Т.5. Киев, 1980. С. 102.
- Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972. С. 303.
- Сиденко А.В., Попов Г. Ю., Матвеев Статистика: Учебник. М.: Дело и сервис, 2000. С. 464.
- Сингера. Практикум по статистике: Учебное пособие. М.: ЗАО «Финстатинфарь», 1999. С. 259.
- Сборник законодательных актов Российской Федерации. 8−10 июля 1992 г. Вып. XV. Издание Верховного Совета Российской Федерации. М.: Известия, 1992. С. 75.
- Социологический энциклопедический словарь. Редактор-координатор академик РАН Г. В. Осипов. М.: Издательская группа Инфрам-норма, 1998. С. 334, 405,411,412.
- Теоретико-методологическое обоснование физкультурного воспитания студентов / Теория и методика физического воспитания. Омск, 1991. № 6. С. 11.
- Титма М.Х. Выбор профессии как социальная проблема. М., 1975. С. 198.
- Ушинский К.Д. Пед. соч. В 6 т. Т.З. М., 1988. С. 168−169.
- Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников: Учебное пособие. М., 1980. С. 64.
- Федосеев Вопросы философии. 1987. № 11. С. 49.
- Фомин B.C. Проблема измерения здоровья на основе учета развития адаптационных свойств организма / Теория и практика физической культуры. 1996. № 7. С.21−23.
- Федоров А.И. Использование информационных технологий в процессе подготовки специалистов по физической культуре: Сб. научн. трудов. Вып.З. 4.2. Челябинск: Урал ГАФК, 1999. С. 193−201.
- Федоров А.И. Современные информационные технологии в физической культуре, спорте и физкультурном образовании: Программа и методические указания. Челябинск: Урал ГАФК, 1998. 44 с.
- Формирование личности будущих специалистов в условиях ускорения научно-технического прогресса: Сб. научн. трудов. М., 1988. 148 с.
- Формирование у студентов профессиональных умений. Метод. Рекомендации для преподавателей и соискателей / Сост. В. В. Сохранов, О. В. Варникова, Н. А. Лупанова. Пенза, 1999. 45 с.
- Фридман Л.М. О концепции управления процессом ученья в советской психологии и педагогике / Теоретические проблемы управления познавательной деятельностью человека. Доклады Всероссийской конференции. М., 1975. С. 193−208.
- Фельдштейн Д.И. Психологические основы общественно полезной деятельности подростков. М.: Педагогика, 1982. С. 224.
- Физическая культура: Пример. Учебная программа для высших учебных заведений. М.: Госкомитет Российской Федерации по высшему образованию, 1994. 54 с.
- Фадеев В.А., Приступа Г. Н. Как проводить педагогический эксперимент: Учебное пособие. Рязань, 1993. С. 137.
- Философский словарь / Под ред. Розенталя. М., 1972. С. 283.
- Хрущев С.В. Медицинские аспекты проблемы оптимизации физического воспитания подрастающего поколения. М.: МОГИФК, 1983. С.130−136.
- Харламов И.Ф. Педагогика. Минск, 1998. 5-е изд. С. 31, 32−36, 98 109, 475−477, 480−489.
- Чусов Ю.Н., Сковородко В. А. Опыт изучения двигательной активности человека / Теория и практика физической культуры. 1976. № 5. С.30−33.
- Чистякова С.Н., Захарова Н. И. Профессиональная ориентация школьников: организация и управление. М.: Педагогика, 1987. С. 6, 17−46, 152−153.
- Чебышева В.В. Психология трудового обучения. М.: Просвещение, 1983. 303 с.
- Чоговадзе А.В., Прошляков В. Д., Мацук М. Г. Физическое воспитание и реабилитация студентов с ослабленным здоровьем. М., 1986. С. 114.
- Чоговадзе А.В., Рыжак К. Физическое воспитание и формирование здорового образа жизни студентов / Теория и практика физической культуры. 1993. № 7. С.8−9.
- Шукшунов В.Е. Через развитие образования к новой России. М., 1993.44 с.
- Шульгин В.М. О преемственности школьной и вузовской программы / Теория и практика физической культуры. 1967. № 10. С.67−69.
- Шепель В.М. Социально-психологические проблемы воспитания. М.: Московский рабочий, 1987.
- Шавир П.А. Преемственность профессионального самоопределения студентов и старшеклассников // Советская педагогика, 1983. № 1. С.62−67.
- Шамова Т.И. Актуальнаяе проблемы совершенствования управления народным образованием в СССР // Советская педагогика, 1985. № 3. С.72−80.
- Шорохова Е.В. Социально-психологическое понимание личности / Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. С.63−71.
- Шанойлова Р.А. Практикум по теории статистики: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 1999. С. 416.
- ШеванориниН.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М.: Владос, 1999. С. 507.
- Щептев М.М. Профессионально-прикладная подготовка студентов: Методические указания. Пенза, 1997. С. 20.
- Щептев М.М., Садовский В. В., Арендарчук Л. Г., Петров А. В. Подвижные игры на занятиях по лечебной физкультуре в специальных медицинских группах вузов: Учебное пособие. Пенза, 2000. С. 74.
- Щептев М.М., Садовский В. В., Вдовин М. В. Методологические подходы к проведению занятий по лечебной физкультуре в специальных медицинских группах вузов: Учебное пособие. М., 1999. С. 115.
- Щептев М.М. Инновационные технологии проведения занятий по лечебной физкультуре в специальных медицинских группах вузов: Учебное пособие. Пенза, 2001. С. 255.
- Юн К. Г. Сознание и бессознательное. Пер. с англ. М.: ACT, 1997. С. 536.
- Ярошевский М.Г. Психология XX столетия. М.: Политиздат, 1971. С. 447.
- Ярошенко В.В. Школа и самоопределение учащихся. Киев, 1983.
- Ягин С.Е. Феноменология сознательной жизни. Владивосток, 1992. С. 208.
- Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. М.: Просвещение, 1986. 155 с.
- Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. М.: Флинта, 1997. С. 222.
- Ярвилехто Т. Мозг и психика. Пер. с фин. М.: Прогресс, 1992. С. 202.
- Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности: Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. С.89−105.