Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Роль физической культуры в подготовке студентов к профессиональному самовоспитанию: На примере коррекционных групп студентов с ослабленным здоровьем

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Имеющиеся противоречия между нормативными государственно-общественными стандартами по содержанию физического воспитания студентов технического вуза в их профессиональной подготовке и реальным уровнем готовности будущего специалиста к профессиональному самовоспитанию, между традиционными и инновационными способами физической подготовки студентов в высшей технической школе, недостаточная… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Введение
  • 2. Глава I. Педагогические аспекты значимости физической культуры в побуждении студентов технического вуза к профессиональному самовоспитанию
    • 1. 1. Физическая культура как компонент профессиональной подготовки специалиста в техническом вузе
    • 1. 2. Профессиональное самовоспитание студента технического вуза средствами физической культуры
  • 3. Глава II. Подготовка студентов специальных групп к профессиональному самовоспитанию средствами физической культуры
    • 2. 1. Опытно-экспериментальное обоснование роли физического воспитания в формировании готовности студентов к профессиональному самовоспитанию
    • 2. 2. Педагогические условия побуждения студентов специальных групп к профессиональному самовоспитанию

Роль физической культуры в подготовке студентов к профессиональному самовоспитанию: На примере коррекционных групп студентов с ослабленным здоровьем (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Социально-политические, экономические, общественные изменения жизни россиян радикально трансформировали жизнь общества. Создание новой системы общественных отношений, переход к рынку привели к обновлению различных сторон жизни россиян, к отказу от целевой идеологии в области образования молодежи, от педагогических идей, рассматривавших обучающихся в виде объектов воздействия со стороны преподавателей, от администрирования в образовании.

Предпринимаемые в последние годы меры по интеграции усилий различных источников нравственной социализации личности способствовали изменениям в деятельности учреждений образования различного уровня и профиля, создали условия для пересмотра роли и функций традиционных социальных институтов, характера и механизмов взаимодействия их между собой.

Изменения, происходящие в стране, отразились и на структуре и содержании профессионального самовыражения современного специалиста, потребовав компетентного решения профессиональных проблем, возникающих в современном производстве, что требует достаточного уровня здоровья работника.

В психолого-педагогической науке разрабатывались классические концепции и модели подготовки специалистов в условиях стабильного государственно-общественного устройства (Н.А. Аитов, С. И. Архангельский, Н. Д. Никандров и др.).

Наиболее полно рассмотрены следующие психолого-педагогические аспекты профессиональной подготовки специалистов:

— основы педагогики высшей школы (С.И. Архангельский, С. А. Батышев, Ю. К. Бабанский, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин, Л. Ф. Спирин и др.);

— концепция учебной творческой деятельности (В.А. Андреев, Ю. Н. Кулюткин, И. М. Лернер, П. И. Пидкасистый, В. А. Шубинский и др.);

— особенности педагогического творчества (В.В. Кан-Калик, Н. Д. Никандров и др.);

— структура и содержание технического образования (Н.А. Аитов, Г. Н. Александров, Б. А. Бенедиктов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, P.P. Мавлютов и др.);

— проблемы формирования профессиональных знаний, умений и навыков в обучении и воспитании студентов высшей технической школы (В.И. Андреев, И. Г. Бердников, Г. И. Ибрагимов, Т. А. Ильина, И. И. Тихонов, М. А. Чошанов и др.);

— индивидуальные и личностные особенности современного студенчества (В.И. Беспалько, О. В. Долженко, И. С. Кон, Ю. Н. Кулюткин,.

A.В. Мудрик, В. А. Сластенин, Л. Ф. Спирин, Ю. К. Чернова и др.);

— готовность молодежи к осуществлению саморазвития в процессе профессионально-значимого самовоспитания (А.Я. Арет, А. И. Кочетов, С. Б. Елканов, Л. И. Рувинский, В. В. Сохранов, Д. М. Гришин и др.).

Инновационные процессы, происходящие в педагогической теории и практике, побуждают ученых исследовать вопросы методологии, теории и технологии педагогики и практики высшего образования:

— концепции педагогических систем (В.И. Беспалько, Ф. Ф. Королев, Ю. П. Сокольников и др.);

— психология и психофизиология индивидуальности (А.А. Вербицкий, И. А. Зимняя, Ю. Н. Кулюткин, А. К. Осницкий, Г. С. Сухобская и др.);

— концепция социального взаимодействия (Л.В. Байбородова, Л. И. Буева, И. С. Кон, В. В. Новиков, М. И. Рожков, Е. А. Румянцева,.

B.В. Сохранов).

Имеющиеся противоречия между нормативными государственно-общественными стандартами по содержанию физического воспитания студентов технического вуза в их профессиональной подготовке и реальным уровнем готовности будущего специалиста к профессиональному самовоспитанию, между традиционными и инновационными способами физической подготовки студентов в высшей технической школе, недостаточная теоретико-практическая разработанность формирования опыта студентов по использованию процесса физического воспитания в аспекте профессионального саморазвития обусловливают проблему: как теоретически обосновать и практически осуществить совершенствование физической подготовки в высшей технической школе студентов со стабильным проявлением совокупности заболеваний и отсутствием умений по организации профессионального самовоспитания?

Решение данной проблемы, основано на решении ряда частных подпроблем:

— раскрытие сущности процесса физического воспитания студентов в инновационных условиях деятельности технического вуза;

— выявление содержания учебных занятий по физической культуре и их структурирование в систему, положительно влияющую на становление у студентов готовности к профессиональному самовоспитанию;

— выявление и опытно-экспериментальная проверка условий формирования готовности студентов технического вуза в группах коррекции к профессиональному самовоспитанию;

— разработка методических рекомендаций по исследуемой проблеме.

Проведенный анализ показал, что вопросы физической подготовки будущих специалистов отражены лишь в отдельных работах, касающихся особенностей воспитательной работы со студентами, организации спортивно-массовых мероприятий или специфики подготовки специалистов физической культуры.

Проблемы подготовки студентов по физической культуре к профессиональному самовоспитанию остаются неисследованными.

В теории и практике подготовки студентов технического вуза по физической культуре существуют противоречия:

— между возросшими требованиями к содержанию и качеству подготовки студентов по физической культуре с учетом значимости и содержания их профессиональной деятельности и возможностью их включения в процесс профессионального самовоспитания, поскольку нет исследований, посвященных анализу сущности и специфики физической подготовки студентов технического вуза в рассматриваемом аспекте;

— между потребностью предприятий, организаций и фирм в физически подготовленных кадрах, способных творчески и оптимально реализовывать направления профессиональной деятельности, и недостаточной разработанностью технологий подготовки будущего специалиста с ослабленным здоровьем к профессиональному самовоспитанию с помощью занятий по физической культуре.

Все это определило выбор темы нашего исследования: «Роль физической культуры в подготовке студентов технического вуза к профессиональному самовоспитанию».

Цель исследования: определить и опытно-экспериментальным путем обосновать организационно-педагогические условия развития готовности студентов технического вуза к профессиональному самовоспитанию на занятиях по физической культуре (ФК) в группах оздоровления.

Предмет исследования: процесс формирования готовности студентов к профессиональному самовоспитанию в ходе коррекционных занятий по ФК.

Объект исследования: подготовка студентов технического вуза по ФК.

Гипотеза исследования: процесс формирования готовности студентов технического вуза к профессионально-значимому самовоспитанию в процессе занятий по ФК будет успешным, если:

— основой формирования готовности студентов к профессиональному самовоспитанию является интегрированный в профессиональную подготовку специалиста на занятиях по ФК обучающий комплекс по физической коррекции развития;

— учитывается готовность студентов с ослабленным здоровьем к профессиональному самовоспитанию;

— профессиональное самовоспитание связано со спецификой подготовки студентов в условиях технического вуза;

— разработаны условия для побуждения к профессиональному самовоспитанию студентов спецгрупп.

Исходя из цели и гипотезы исследования, были определены следующие задачи:

1. Охарактеризовать структуру и содержание занятий по физической культуре в специальных группах студентов.

2. Определить особенности формирования готовности студентов к профессиональному самовоспитанию на занятиях по ФК.

3. Выделить роль занятий по ФК в формировании готовности студентов к профессиональному самовоспитанию.

4. Выявить организационно-педагогические условия, позволяющие совершенствовать процесс подготовки студентов к профессиональному самовоспитанию на занятиях по ФК в ходе занятий групп специальной физической подготовки.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют: идеи формирования готовности личности к профессиональному самовоспитанию, лежащие в основе «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года" — идеи гуманизации и демократизации учебно-воспитательного процесса в высшей школе (Б.Т. Лихачев, В. А. Сластенин и др.) — положения социально-педагогической теории к определению содержания и направлений социально-профессиональной деятельности современного специалиста (В.Г. Бочарова, Б. З. Вульфов, А. В. Мудрик, Г. Н. Филонов, Н. Ф. Радионова, А.А. Орлов) — теоретические положения о роли физической культуры в развитии личности, общества, ценностных началах здорового образа жизни и путях его стимулирования (Н.М. Амосов, В. К. Бальсевич, М. Я. Виленский, В. Н. Жолдак, Б.Дж. Кретти, Л. И. Лубышева, И. М. Туревский и др.).

Тема, гипотеза и задачи исследования обусловили выбор методов исследования:

— теоретический анализ научной литературы, нормативных документов по проблеме;

— изучение и обобщение опыта профессиональной подготовки в вузе;

— беседавключенное наблюдение;

— изучение результатов деятельности студентов;

— методы диагностики (тестирование, анкетирование, метод экспертных оценок, самооценка);

— верификационные методы (организация и проведение семинаров, конференций по теме исследования);

— математико-статистические методы обработки полученных результатов.

Опытно-экспериментальной базой исследования явился Пензенский университет архитектуры и строительства, оздоровительные центры университета.

Исследование проводилось в несколько взаимосвязанных этапов.

На первом этапе (1996;1999 гг.) был сделан анализ научной литературы по проблемеизучался опыт подготовки студентов технического вуза на занятиях по ФК, опыт работы региональных оздоровительных центров, физкультурно-спортивных организаций, общественных объединенийбыла разработана программа опытно-экспериментальной работы.

На втором этапе (1999;2003 гг.) проводились: опытно-экспериментальная работаанализ практики формирования готовности студентов к профессиональному самовоспитанию на занятиях по ФКсовершенствовались содержание, формы, методы формирования готовности студентов технического вуза к профессиональному самовоспитанию на занятиях по ФКвнедрялись результаты исследования в практику подготовки студентов технического вуза по ФК.

Третий этап (2003;2004 гг.) был посвящен уточнению теоретических положений, обработке результатов исследования и подготовке текста диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

— уточнены содержание и структура подготовки студентов на занятиях по ФКопределена ее специфика для студентов технического вуза, занимающихся в специальных группах по ФК, заключающаяся во взаимосвязи компонентов физического саморазвития личности с особенностями сферы профессиональной деятельности и качеств, важных в работе специалистов данного профиля;

— обосновано и экспериментально реализовано в методических рекомендациях содержание занятий студентов по профессиональному самовоспитанию;

— выявлены организационно-педагогические условия, способствующие повышению эффективности процесса формирования готовности студентов к профессиональному самовоспитанию на занятиях в специальных группах по ФК, которые учитывают специфику отклонений в физическом развитии студентов в предстоящей профессиональной деятельности, условия вузовского обучения и предусматривают активное использование дополнительных ресурсов (через партнерство вуза с учреждениями и организациями строительного профиля).

Практическая значимость исследования связана: с обновлением содержания занятий по ФК в группах специальной подготовки студентов, реализуемых в Пензенском университете архитектуры и строительствас разработкой авторской учебной программы проведения занятий по лечебной физкультуре в специальных медицинских группах, методических рекомендаций для студентов III—V курсовс возможностью использования материалов исследования для моделирования условий формирования готовности студентов к профессиональному самовоспитанию на занятиях по ФК в специальных группах любого высшего профессионального образовательного учреждения.

Достоверность результатов исследования обеспечена обоснованностью методологических позицийприменением комплекса методов, адекватных объекту, цели, задачам и логике исследованиядлительностью изучения профессионально-педагогической работы по физической подготовке студентов технического вузаразнообразием источниковедческой базыподтверждением гипотезы в результатах опытно-экспериментальной работы.

Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и психологии профессионального обучения Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского, кафедре ФК Пензенского университета архитектуры и строительства, ежегодных научных конференциях аспирантов и соискателей, ежегодных учебно-методических конференциях профессорско-преподавательского состава 111 НУ им. В. Г. Белинского (1999;2004 гг.), международных и российских научно-практических конференциях «Проблемы и перспективы развития регионального профессионального образования молодежи» (Пенза, 1996;2004). Разносторонняя и систематическая апробация исследовательского материала способствовала его активному внедрению в практику.

Этому послужили уже указанные выше методические разработки, а также: опытно-экспериментальная работа в Пензенском оздоровительном центреучастие в реализации региональных проектов и разработке методических материалов для них.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Занятия по физической культуре побуждают студентов к профессиональному самовоспитанию, если преподаватель рассматривает свою профессиональную деятельность как личностное образование, характеризующееся высоким уровнем усвоения предметно-специфических знаний и технологической компетентности, получивших реализацию в опыте профессионально-педагогического взаимодействия со студентами и выражающихся в умениях, позволяющих решать педагогические задачи, достигая профессионально значимых результатов.

2. Особенностями формирования готовности студентов к профессиональному самовоспитанию в процессе специальных занятий по физической культуре являются: социально-педагогическая компетентность преподавателей по физической культуретолерантность педагогического взаимодействия преподавателей и студентовнацеленность педагогического действия на развитие личностных и индивидуальных психомоторных качеств и умений профессионально значимого самовоспитания будущего специалиста.

3. Организационно-педагогические условия, обеспечивающие формирование готовности студентов технического вуза к профессиональному самовоспитанию в процессе занятий по физической культуре в специальных группах, связаны с модернизацией содержания теоретической и практической профессиональной подготовки студентовсовершенствованием существующих и внедрением новых технологий включения студентов в оздоровление организма, привлечением дополнительных возможностей ресурсного обеспечения учебно-практической деятельности будущего специалиста.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Результаты проведенного диссертационного исследования на базе Пензенского государственного университета архитектуры и строительства, уровня здоровья студентов первых курсов на момент их поступления в вуз показали, что 10% студентов имеют функциональные отклонения в той или иной системе.

Широко распространены заболевания: сердечно-сосудистой системыорганов дыханияжелудочно-кишечного трактаопорно-двигательного аппаратанервной системызрения.

При ежегодном обследовании студентов первого курса отмечается тенденция к росту заболеваний и отклонений от физиологических норм.

В спецгруппах Пензенской Г АС, А 1996;2004 учебных годах занималось ежегодно около 156 человек, что соответствовало 10,2% от общего количества студентов, в 1997;98 гг. — 206 человек (11% от общего количества студентов). В 1998;99 гг. — 247 человек (13% от общего количества студентов), в 2004 году — 379 человек (16% от общего количества студентов).

Проведенный в 1999;2004 годах анализ заболеваемости студентов показал рост заболеваний в январе, феврале, марте. В этот период необходим индивидуальный подход к студентам, которые занимаются в спецгруппах. Эффективность физического воспитания студентов, находящихся в специальных медицинских группах, в целом определяется методикой организации занятий. От того, какие средства физического воспитания применяются, какова методика их побуждения к профессионально значимому самовоспитанию и как организован процесс проведения занятий, зависит оздоровительный результат и степень восстановления организма после перенесенного заболевания. По результатам медицинского осмотра в начале учебного года студенты распределяются для занятий физической культуры на три медицинские группы: основную, подготовительную и специальную.

Для более успешной организации учебных и внеаудиторных занятий со студентами ПГУАС было необходимо вычленить (в ходе формирующего эксперимента вычленены) группы обучающихся:

— без отклонений в состоянии здоровья;

— имеющих незначительные отклонения при общем достаточном развитии и физической подготовленности;

— без отклонений в состоянии здоровья или имеющих незначительные отклонения, но с недостаточной физической подготовленностью.

Особое внимание при организации формирующего эксперимента уделялось специальной группе.

Специальная группа — лица, имеющие отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующие ограничения физических нагрузок, допущенные к выполнению учебной и производственной работы. Занятия по учебным программ физического воспитания в полном объеме, занятия в одной из спортивных секций, участие в соревнованиях. Занятия по учебным программам физического воспитания при условии более полного освоения комплекса двигательных умений, особенно связанных с предъявленными организму повышенными профессиональными требованиями. Основные задачи специальных медицинских групп подготовки студентов: укрепление здоровьяреабилитация и возвращение к нормальной жизнедеятельностиподдержание жизнеобеспечивающих органов и систем человека на индивидуально оптимальном уровне здоровьяпропаганда здорового образа жизни, привитие жизненно и профессионально значимых умений и потребностей в систематических физических упражнений для поддержания высокой работоспособности организма человека.

Побуждение студентов из специальных групп подготовки к профессионально значимому самовоспитанию эффективно при выполнении следующих принципов.

Первый принцип — оздоровительный комплекс упражнений должен иметь лечебно-профилактическую направленность.

Второй принцип — дифференцированный подход в использовании средств физической культуры в зависимости от характера и выраженных структурных и функциональных нарушений в организме, вызванных патологическим процессом. Необходим медосмотр 1 раз в 6 месяцев и заключение врача о переводе в определенную группу.

Третий принцип — профессионально-прикладная направленность проводимых занятий на базе общей физической подготовки.

В зависимости от состояния здоровья учащихся, отнесенных к специальной группе, могут быть организованы занятия: а) для всех учащихся, независимо от диагнозов их заболеванийб) дифференцированно, в зависимости от диагноза. Такие занятия проводятся непосредственно в вузах и в кабинете лечебной физкультуры различных лечебно-профилактических учреждений, поликлиник, диспансеров и т. д.

Как показало проведенное диссертационное исследование, опыт занятий физическими упражнениями способствует достаточно полной компенсации последствий различных заболеваний и дает возможность шире использовать физические нагрузки для некоторых категорий больных и создать основу для самостоятельного включения в систему доступных упражнений. Эффективность побуждения студентов, входящих в специальные медицинские группы, взаимосвязана с методами проверки и оценки их физической подготовленности.

В диссертационном исследовании количественной оценки здоровья выделены критерии оценки здоровья, влияющие на побуждение студентов ПГУАСа к профессиональному самовоспитанию.

Первая степень здоровья — человек в специальных рекомендациях не нуждается, ему следует поддерживать свое здоровье на прежнем уровне. При первой степени необходима консультация у специалиста. При нарушениях здоровья требуются углубленное медицинское обследование и получение соответствующих рекомендаций.

На втором этапе врачебно педагогические наблюдения устанавливают более тесные контакты между врачом, тренером или преподавателем физического воспитания и студентов. Осуществляя врачебно-педагогические наблюдения, врач контролирует соблюдение физиологических основ проведения занятий: исследует виляние учебных нагрузок на организм студентаопределяет его функциональное состояние и уровень тренированности. Это способствует успешному овладению студентами программой по профессиональному самовоспитанию.

Если физическая нагрузка превышает возможности организма студентов, то требуются срочные меры вплоть до отстранения от занятий. К этим изменениям, указывающим на чрезмерное утомление вследствие несоответствия между выполняемой физической нагрузкой и функциональными возможностями организма студента, относятся: поверхностное и частое дыхание, резкое побледнение и посинение кожных покровов, общая слабость, жалобы на тяжесть в ногах, головокружение, боли в правом подреберье, в некоторых случаях — полуобморочное или обморочное состояние, потеря сознания.

Проведенное диссертационное исследование позволяет сделать вывод, что исследуемая проблема нашла свое теоретическое обоснование и практическое осуществление в совершенствовании физической подготовки студентов высшей технической школы со стабильным проявлением у них совокупности заболеваний и отсутствием умений по организации профессионального самовоспитания через организацию занятия специальных групп обучающихся при соблюдении следующих педагогических условий:

1. Стимулирование активности личности в своей собственной деятельности по физическому самовоспитанию.

2. Самовоспитание личности происходит при включенности ее в учебно-познавательную, творческую, художественную, физическо-оздоровительную, спортивно-массовую и другие виды деятельности.

3. Побуждение студентов к профессиональному самовоспитанию связаны с формированием потребностно-мотивационной сферы будущего специалиста.

4. Побуждение студентов специальных групп к профессиональному самовоспитанию будет определяться толерантностью, гуманностью и личностно ориентированной направленностью действий преподавателя физической культуры.

5. Побуждение студентов специальных групп к профессиональному самовоспитанию должно учитывать реализацию одного из ведущих принципов воспитания — опору на положительные качества студентов, а, следовательно, учет возрастных, половых, индивидуальных особенностей студентов в условиях группового взаимодействия.

Физическое самовоспитание, как и другие общественные явления, носит социально-детерминированный (от лат. determine — определяют) характер, то есть оно обусловливается потребностями общества в подготовке специалистов к компетентному и комфортному профессиональному самовыражению.

Данное диссертационное исследование позволило вычленить ряд подпроблем, которые нуждаются в общеметодологическом, методическом и специальном профессиональном обосновании, например:

— особенности организации взаимодействия преподавателя со студентами специальных групп;

— социальная и профессиональная адаптация студентов с ослабленным здоровьем.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.А. Ритмическая гимнастика как средство компенсации дефицита двигательной активности у студентов // Дисс.. канд. пед. наук. Малаховка. МОГИФ, 1992. 169 с.
  2. И.А. Физиологические механизмы роста // Материалы VIII научной конференции по возрастной морфологии, физиологии и биохимии. М.: Изд-во АН СССР, 1967. С.5−6.
  3. В.Ф., Соколов A.M., Худяков B.C. Исследование эффективности некоторых вариантов школьной программы по физической культуре // Физическое воспитание и школьная гигиена / IV Всесоюзная конференция: Тезисы докладов. М., 1994. 4−1. С. 4.
  4. П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. М.: Наука, 1980. 198 с.
  5. П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М., 1975. С.37−40.
  6. А.А. Динамика физических качеств (силы, быстроты и выносливости) и общей работоспособности в условиях различных двигательных режимов: Автореф. дисс.. канд.пед.наук. Рязань, 1974. 25 с.
  7. Р.Ф. Философия информационной цивилизации: Учебное пособие. М.: Владос, 1994. 336 с.
  8. В.Г. Научно-техническая революция и ее социальная проблематика // Философия и современность. М., 1973. С. 184.
  9. .Г. Человек как предмет познания // Избранные психологические труды: В 2 т. Т.1 / Под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова. М., 1980. С.16−178.
  10. Л.И. К психологии личности, как развивающейся системы //Психология развития и формирования личности. М., 1982. С.3−19.
  11. П.Р. Политехническое образование в современных условиях. М.: Знание, 1985. С. 80.
  12. П.Р., Поляков В. А. Роль трудового обучения в политехническом образовании школьников. М.: Просвещение, 1985. С. 128.
  13. В.Г. Человек в управлении обществом. М.: Политиздат, 1977.382 с.
  14. В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980. 368 с.
  15. В.Г. Общество, системность, познание и управление. М.: Политиздат, 1981. 432 с.
  16. JI.H. Самосознание в процессе самовоспитания / Вести Ленинград, ун-та. 1985. № 6.
  17. В.Н. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. М. Фис, 1978. С.35−40.
  18. Э.И., Галев С. С. Уроки физического воспитания в специальной и подготовительной группах. М.: Высшая школа, 1986. С. 70.
  19. Л.Г. Психология личности: Учебное пособие. М., 1999. С. 367.
  20. А.В. Психология и педагогика. М., 2000. С. 93.
  21. В.И. Психология здоровья. СПб., 1994. С. 272.
  22. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982. 192 с.
  23. А.В. Проблемы психологии субъекта. М., 1994.
  24. С.А. Психология интереса. Док. дисс. Иркутск, 1999. С. 74.
  25. Г. Г. Вопросы управления профориентацией молодежи // Вопросы научного управления социальными процессами в условиях социализма. Пермь, 1972.
  26. П.П. Трудовая школа // Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2 т. Т.1. /Под ред. А. В. Петровского. М., 1979. С.88−164.
  27. А.П. Принципы и система профориентации в школе: Психотехника в школе. Л., 1972.
  28. С.Н. Повышение качества подготовки специалистов по физической культуре и спорту на основе курса педагогического физкультурно-спор-тивного совершенствования. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1996. 22 с.
  29. Т.А. Коррекция профессиональных мотивов у студентов технических вузов средствами физического воспитания. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Малаховка: МГАФК, 1997. 142 с.
  30. Т.А., Никитина Е. Д., Попов А. А. Использование метода репертуальных решеток в целях коррекции профессиональных мотивов у студентов технических вузов средствами физического воспитания // Теория и практика физической культуры. 1997. № 6. С. 63.
  31. Г. И., Гаркуша О. В. Информационные системы в физ-воспитании /Тезисы докл. Российской научной конференции. Ростов-на-Дону, 1997. С.44−45.
  32. Былева J1.B., Коротков И. М. Подвижные игры: Учебное пособие. М., ФИС, 1982. С. 224.
  33. Э.Г. Физическое воспитание в специальных группах: Учебное пособие. М., 1986. С. 254.
  34. Р. Развитие Я концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. С. 420.
  35. Р.Э. Самовоспитание. Пер. с англ. АО Комплекс, 1996. С. 235.
  36. P.M. Гиподинамические реакции у школьников с различной степенью тренированности // Физическая культура основа здорового образа жизни / Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М., 1995. 4П. С.53−54.
  37. В.В. Вопросы совершенствования физического воспитания в школе // Физкультура и здоровье и трудовое долголетие советского человека. М., 1983. 36 с.
  38. П.А. Основам законодательства Российской Федерации -долгую жизнь / теория и практика физической культуры. 1993. № 8. С.5−6.
  39. Г. А., Горин М. П. Физическая культура в оценке старшеклассников // Физическая культура в школе. 1991. № 1. С.35−37.
  40. Э.И., Воробьев А. И. Двигательный режим, как составная часть образа жизни современного человека. М., 1985. С. 107−110.
  41. В.М., Зыков Б. К., Лотоненко А. В. Физическая культура студентов вузов. Воронеж, 1951. 126 с.
  42. М.Я. Студент как субъект физической культуры // Теория и практика физической культуры. 1999. № 10. С.2−5.
  43. Л.Г. Физическая культура для студентов с отклонениями со стороны сердечно-сосудистой системы // Теория и практика физической культуры. 1974. № 4.
  44. А.А. Организация профориентационной работы школы, предприятия: Пособие для учителей/ Под ред. М. И. Махмутова. М.: Просвещение. 1986. С. 128.
  45. Ю.В. Школа как объект управления // Советская педагогика. 1984. № 5. С. 14−16.
  46. В.Ф. Проблемы профориентации и профконсультации в школе. М., 1969. № 62. С.312−314, 324−326.
  47. В.Н., Зильберман И. З. Основы профессионально-прикладной направленности физической подготовки будущих инженеров в технических вузах // Тезисы докл. Российской научной конференции. Ростов-на-Дону, 1997. С.136−138.
  48. М.Я. Физическая культура в научной организации процесса обучения в высшей школе: Учебное пособие. М., 1982. С. 156.
  49. М.Я., Беляев В. А. Физическая культура в самовоспитании личности будущего учителя. М., 1985. С. 97.
  50. М.Я., Сафин Р. С. Основы профессиональной направленности физического воспитания студентов педагогических вузов: Учебное пособие. М., 1989. С. 158.
  51. А.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М., 1999. С. 533.
  52. В.П. Воспитательное воздействие на личность: Учебное пособие. Пенза, 1998. С. 50.
  53. А.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М., 1999. С. 533.
  54. Все о здоровом образе жизни / Под ред. Натела Ярошенко. Изд. дом. «Ридерз Дайжест», 1998. С. 404.
  55. М.Я. Профессионально-педагогическая культура преподавателя физической культуры в высшей школе. Сборник научн. трудов. Ростов-на-Дону. 2001. С. 15.
  56. И.С. Состояние физического развития, физической подготовленности и здоровья // IX Республиканская научно-методическая конференция: Тезисы докладов. Тюмень: ГТУ, 1983. С.61−62.
  57. С.И. Концептуальные основы метода проектов как методология развивающего обучения информатике и базиса развивающего использования НИТО // Педагогическая информатика, 1995. № 2. С.3−11.
  58. А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника. М.: Педагогика, 1979. 160 с.
  59. К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М., 1970.
  60. А.Е. Трудовое обучение основное средство профориентации / Школа производства. 1977. № 2.
  61. И.Л., Никитина Е. Д. Профессиональное самовоспитание студентов института физической культуры / Теория и практика физической культуры. 1989. № 4. С. 12−13.
  62. В.В. Педагогическая и возрастная психология. Шадрин, 1999. С. 45.
  63. В.В., Ионин В. Г. Статистический анализ: Учебное пособие. М.: Инфра, 2002. С. 241.
  64. В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. М.: Высшая школа, 1999. С.75−85.
  65. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Издание официальное. Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию. Москва, 1995. С. 38.
  66. П.К. Научно-методические основы формирования у школьников интереса к физической культуре: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1994. 39 с.
  67. Ю.В. Комплексные занятия студентов подготовительной медицинской группы //Теория и практика физической культуры. 1957. № 1. С.49−50.
  68. И.А. Самовоспитание личности. М.: Политиздат, 1984. 281 с.
  69. Ю.Н. Самовоспитание как необходимая категория собственной жизни. Харьков, 1984. Деп. в ИНИОН АН СССР 22.03.84. № 16 055.
  70. Г. С. Ленин об охране здоровья и физической культуре. М. Фис, 1981. 152 с.
  71. А.Г. Врачебный контроль в спорте. М.: Медицина. 1988. С. 283.
  72. П.К. Научно-методические основы формирования у школьников интереса к физической культуре: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1994. 39 с.
  73. Л.М. Вопросы специализации в подготовке студента факультета физической культуры в педагогических вузах: Учебное пособие. Пенза, 1995. С. 128.
  74. В.И. Спортивный массаж. М.: Изд-во «Шаг», 1994. С. 214, 221.
  75. Л.М. Подготовка и оформление психологического исследования. Пенза, 2000. С. 52.
  76. Л.М., Макаров Ю. А. Лекции по психологии труда: Учебное пособие. Пенза, 2000. С. 168.
  77. A.M., Мхиторян B.C., Трошин Л. И. Многомерные статистические методы. М.: Финансы и статистика, 1998. С. 352.
  78. С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя: Учебное пособие. М.: Просвещение. 1989. С. 15, 16, 18, 31, 33, 73, 168, 189.
  79. .А. Личностный психотренинг и возможность его использования в развитии личности: Учебное пособие. Владимир, Гос. пед. ун-т, 1966. С. 94.
  80. И.И., Юзбашев М. М. Общая теория статистики. М.: Финансы и статистика, 1996. С. 368.
  81. Н.Р., Петрова Е. В., Румянцева В. Н. Общая теория статистики. М.: Инфра, С. 416.
  82. В.И. Взаимосвязь педагогической науки и практики. М.: Педагогика, 1984. С. 176.
  83. Ю.Д., Воробьева E.J1. Новые направления в системе физической культуры и спорта и оздоровительной работе с населением. Ижевск, 1999. С. 180−183.
  84. И.В. О взаимодействии двигательных вегетативных функций при мышечной работе // Координация двигательных и вегетативных функций при мышечной деятельности человека. М., Л., 1956. С.45−48.
  85. История педагогики / Под ред. Шабаевой. М.: Просвещение, 1981. 367 с.
  86. Е.Н. Психофизиология физического воспитания. М.: Просвещение, 1980. С. 190.
  87. Основы психического изучения профессиональной деятельности. М., МГУ, Просвещение, 1987. С. 207.
  88. Е.М. Психология физического воспитания. М.: Просвещение, 1987. 287 с.
  89. Г. Д. Физическое воспитание в вузах как часть физической культуры / Теория и практика физической культуры. 1993. № 7. С. 17.
  90. Идеальная фигура. Пер. с итал. И. В. Поповой /Под ред. Джулианы Джани. Изд-во ФИС, 1990. № 4. С. 53, 59.
  91. А.В. Функциональная подготовленность студентов-неспортсменов // Медико-биологические проблемы спортивной тренировки. М., 1985. С.134−138.
  92. А.Б. Физическая работоспособность как интегральный показатель уровня здоровья //. Проблемы оценки функциональных возможностей человека и прогнозирования здоровья: Тезисы докл. конференции. М., 1985. С. 210.
  93. A.M. Физическая культура и спорт в образе студентов (социально-воспитательный аспект). Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Л., 1985.22 с.
  94. В.И., Анохина И. А. Ритмическая гимнастика как одна из форм внеурочных занятий, направленных на повышение работоспособности: Тезисы докл. областной научно-методической конференции. Ростов-на-Дону, 1987. С. 154−155.
  95. А.П. Методические рекомендации для физкультурно-оздоровительных занятий. М., 1984. 82 с.
  96. Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. М.: Высшая школа, 1990. 140 с.
  97. А.Л., Коростылев А. А. Психологические проблемы самореализации личности. Сб. трудов Санкт-Петербургского ун-та, 1997. С. 239.
  98. В.А. Физическая культура. Ассоциация строительных вузов. М., 2000. С.7−14, 279, 374−378, 430.
  99. В.И., Гостев В. Н. Применение подвижных игр на воде как одно из средств снятия утомления и повышения учебно-трудовой активности студентов: Тезисы докл. областной научно-методической конференции. Ростов-на-Дону, 1987. С. 152−153.
  100. Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. М., 1983. С. 95.
  101. И.Г., Омельяненко В. Л. Управление и руководство профориентационной работой / Профессиональная ориентация молодежи. М., 1978. С.242−279.
  102. Кон И. С. Психология старшеклассников. М., 1982. С. 207.
  103. Ф.Ф. Системный подход и возможность применения его в педагогике // Проблемы теории воспитания / Под ред. Л. П. Буевой, Л. И. Новиковой, Г. Н. Филонова. М., 1974. С.209−222.
  104. Т.В., Шегурова В. Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности. Вопросы психологии. 1973. № 2. С.51−59.
  105. Л.И. Методологические проблемы формирования и развития личности будущего специалиста. Сб. НИИВШ. М., 1988. 148 с.
  106. Л.Ф. Дифференцирование профессионально-прикладной физической подготовки студентов архитектурно-строительного профиля с использованием компьютерных технологий. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 2002. 23 с.
  107. Л.Ф. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов архитектурно-строительного профиля с использованием компьютерных программ. Пенза, 2000. 83 с.
  108. А.Н. Как заниматься самовоспитанием. Минск: Высшая школа, 1991. С. 5, 8, 9, 12, 20, 44.
  109. С.М. Воспитание и самовоспитание. М.: Мысль, 1986. 285 с.
  110. Ю.И. Значение самовоспитания для формирования социально значимых качеств личности специалиста. Сб. научн. Трудов. М., 1988. 148 с.
  111. И.Карвацкая Г. Ф. Моральная мотивация сознания и поведения / Вопросы философии. 1982. № 4.
  112. К.К. Курс информатики в системе образования, современное состояние и перспективы развития. Отв. ред. И. А. Мизин. Вып.8. М.: Наука, Физматлит, 1996. С.74−84.
  113. Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. М.: Высшая школа, 1990. 140 с.
  114. В.А. Совершенствование системы вовлечения молодежи в общественное производство. Автореф. дисс. канд. экон. наук. М., 1984. С. 24.
  115. С.С. Функция профессионально-прикладной физической культуры // Теория и практика физической культуры. 1997. № 2. С. 63.
  116. В.В. Компьютерное тестирование как способ отбора студентов специальности «Спортивный менеджмент» и контроля их подготовленности // Теория и практика физической культуры. 1997. № 1. С. 63.
  117. И.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов архитектурного института // Тезисы докл. Российской научной конференции. Ростов-на-Дону, 1997. С.74−76.
  118. В.А., Полиневский С. А. Профессиональная направленность физического воспитания в ПТУ. М.: Высшая школа, 1991. С. 220.
  119. О.В. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов в вузах строительного профиля: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 2000. 23 с.
  120. В.М. Воспитание и развитие личности: Учебное пособие. М., 1992. С. 26.
  121. Концепция системы профессиональной ориентации образовательных школ. Ярославль, 1993. С. 53.
  122. В.И. Прогрессирование дефицита двигательной активности у студентов и выбор средств его компенсации. Дисс.. канд. пед. наук. Малаховка, МОГИК, 1995. С. 169.
  123. И.М. Подвижные игры в занятиях спортом. М., 1971. С. 120.
  124. А.И. Педагогические основы самовоспитания. М., 1975. С. 335.
  125. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. С. 335.
  126. О.С. Психология самоопределения личности: Учебное пособие. Новосибирск, СГГА, 1998. С. 72.
  127. В.Н., Гужаловский А. А., Ворсин Е. Н. Концепция базисной программы физического воспитания учащихся и студентов. Белорусская ССР / Теория и практика физической культуры, 1991. № 6. С.2−9.
  128. Н.К. Выбор профессии. Пед соч. М., 1969. С. 220.
  129. Коган J1.H. Самореализация личности как социальный процесс.
  130. В.И., Сыченков И. А. Основы оптимизации процесса обучения в высшей школею М., Высшая школа, 1987. С. 185.
  131. Е.А. Как выбрать профессию. М., Просвещение, 1990. 159 с.
  132. Е.А. Основы психологии: Учебник для вузов. М., Культура и спорт, 1997. С. 295.
  133. И.Т. Методика лечебной физкультуры в комплесном лечении больных с вялыми парезами и параличами. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Малаховка, 1989. 24 с.
  134. И.Д. Программа по физической культуре для школьников, отнесенных к специальной медицинской группе. М., Просвещение, 1965. 28 с.
  135. А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972. С. 409.
  136. Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. М., РГАФК, 1992. С. 120.
  137. Л.И. Концепция физического образования студентов. Теория и практика физической культуры. 1993. № 5−6. С. 15−16.
  138. В.А. очерк психологии личности: Учебное пособие. М., Смысл, 1997. С. 63.
  139. П.Ф. Психология нравственного и психического воспитания. Сост. Иванов М. Н. Воронеж, МОДЭК, 1984. С. 410.
  140. А.П. Гигиена физического воспитания: Учебник для вузов. М., 1990. С. 367.
  141. М.Н. Об актуальности физической культуры в целях укрепления здоровья учащихся // Физическая культура в школе. 1996. № 2.
  142. Т.С., Ростовская М. Ю., Шарковец Е. А. Аэробика: стоп, проверьте пульс // Советский Красный Крест. 1995. № 4. С.22−23.
  143. Т.С. Ритмическая гимнастика. М., ФИС, 1985. 96 с.
  144. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., Мысль, 1976. 158 с.
  145. А.В. Эффективность средств и методов повышения работоспособности студентов: Дисс.. канд. пед. наук. Л., 1981. 263 с.
  146. Л.И., Грузных Г. М. Теоретико-методологические обоснования физкультурного воспитания студентов: Теория и практика физического воспитания. Омский ГИФК, 1991. № 6. С. 11.
  147. Лях В.И., Кофман Л. Б., Мейксон Г. Б. Комплексная программа физического воспитания X-XI классов общеобразовательной школы / Министерство образования, НИИ физиологии детей и подростков. М., 1992. 34 с.
  148. В.Т., Лисовский С. В. Личность и образ жизни студента как опыт социального исследования. М., Сб. НИИВШ, 1988. 148 с.
  149. А.Н. Формирование профессиональных умений у студентов факультета физической культуры: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1996. 20 с.
  150. .Г. Педагогика. М., 1995. С. 350.
  151. В.А., Максименко Ю. Ф. Самосознание и самовоспитание в становлении личности будущего специалиста. Харьк. полит, ин-т, 1983. № 201 (Вып.2).
  152. А.И. Педагогический процесс как целостное явление. М., 1993. С. 200. «
  153. А.Л. Физическое воспитание учащихся специальных медицинских групп / Московский городской совет физкультуры и спорта организации «Юность». М., 1992. 35 с.
  154. Ю.В. Формы организации занятий по гимнастике: Учебное пособие. Малаховка. МОГИФК, 1987. 42 с.
  155. А.В. Учитель: Мастерство и вдохновение. М., 1986.
  156. Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. М., 1969. С. 125.
  157. Методологические и теоретические проблемы оптимизации учебно-воспитательного процесса: Сб. научн. трудов / Ред. Ю. К. Бабанский. М., 1984. С.24−45, 49−53.
  158. В.Б., Миронова И. А., Голубев А. Н. Применение компьютерной технологии в учебном процессе и внеучебной работе по физическому воспитанию // Тез. докл. Российской научной конференции. Ростов-на-Дону, 1997. С.52−54.
  159. А.В. Способности и потребности личности. М., Мысль, 1985.255 с.
  160. А.В. Роль социального окружения в формировании личности подростка. М., Знамя, 1979. 40 с.
  161. А.В. Введение в социальную педагогику. Пенза, 1994. 168 с.
  162. А.В. Учебное пособие для студентов института практической психологии. М., 1997. 365 с.
  163. В.Г. Философский анализ категории самовоспитания. Иваново, 1981. Деп. в ИНИОН АН СССР. 17.11.81 г.
  164. В.А., Блудов Ю. М. Требования к психодиагностическим методикам: Учебное пособие. М., Просвещение, 1990. С. 256.
  165. А.С. Учебное пособие. М., Просвещение, 1990. С. 414.
  166. А.А. Физическое воспитание учащихся специальных медицинских групп. М., Юность, 1992. С. 35.
  167. Методологические и теоретические проблемы оптимизации учебно-воспитательного процесса: Сб. научн. трудов / Ред. Ю. К. Бабанский. М., 1984. С.24−45, 49−53.
  168. Научно-методические основы комплексного урока физической культуры в общеобразовательной школе: Учебное пособие для учителей школ, СПТУ. М., 1991. 101 с.
  169. Э. Происхождение и развитие сознания. Пер. с англ. М.: Рефл-бук, 1998. С. 462.
  170. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Под ред. Е. С. Полай. М.: Издательский центр Академия. 1994. 224 с.
  171. А.В. Мировоззрение, моральное сознание и нравственное самовоспитание личности / Человек, философия, культура: Тез. выступлений слушателей X Всесоюзной школы молодых ученых. М., 1984 (Вып.2,4.1).
  172. JT. Уровень развития самосознания студентов и деятельность студентов по самовоспитанию / Совр. высшая школа. 1983. № 2 (42).
  173. Научные основы управления профессиональным техническим учебным заведением. М.: Высшая школа, 1984. 64 с.
  174. Л.П., Павлова Г. В. Использование средств физической культуры с применением тренажеров на занятиях с трудящимися, выполняющих малоподвижную однообразную работу // Теория и практика физической культуры. 1985. № 7. С.29−32.
  175. И.Н. Экономические и педагогические проблемы профориентации. Киев, 1976. 78 с.
  176. А.Т. Нетрадиционные методы оздоровительного воздействия школьников // Физическая культура в школе. 1994. № 4. С.60−62.
  177. А.И. Влияние специальных упражнений на развитие скоростно-силовых качеств студента со слабой физической подготовкой // Теория и практика физической культуры. 1970. № 9. С.47−50.
  178. Е.А. Здоровье, как качественная характеристика функциональных резервов организма // Проблемы оценки функциональных возможностей человека и прогнозирование здоровья: Тезисы докладов Всесоюзной конференции. М., 1985. С. 340.
  179. Е.Н., Митин Автоматизированная система обучения экстернов. М.: Изд-во МГУ, 1985. 144 с.
  180. Психо-педагогические аспекты профессионального образования молодежи: Сб. научн. трудов / Под ред. В. В. Сохранова. Пенза, 2001. 183 с.
  181. Психолого-педагогические проблемы профессионального обучения. М.: Изд-во Московский университет, 1979. 208 с.
  182. Педагогические условия эффективности профессионального самовоспитания будущих педагогов: Сб. научн. трудов / Под ред. В. В. Сохранова. Пенза, 2001. 181 с.
  183. А.В. Личность, деятельность, коллектив. М.: Политиздат, 1982. С. 255.
  184. Педагогическое наследие Крупской Н. К. и современная школа: Сб. научн. трудов. Ин-т им. Н. К. Крупской. М., 1986. С. 113.
  185. К.К. Структура развития личности. М.: Наука, 1986. С. 356.
  186. Педагогическое наследие Макаренко А. С. и современные проблемы воспитания молодежи: Тезисы научной конференции 15−117 марта 1988 г. Часть 1. С. 146. Часть 2. С. 147−348.
  187. Ю.А. Культура мышления. Методологические проблемы педагогической работы. М., МГУ, 1990. С. 118.
  188. П.Г. Психологический статус личности в различных условиях / Под ред. Мухиной. М.: Прометей, 1992. С. 197.
  189. Проблемы подготовки студентов педвузов к профессиональной деятельности: Сб. научн. трудов / Под ред. В. В. Сохранова. Пенза, 1993. С. 206.
  190. Популярная медицинская энциклопедия / Под ред. В. Н. Покровского. Ульяновск, 1997. С.131−132, 462−463, 687.
  191. Проблемы профессионального образования молодежи / Под ред.
  192. B.В.Сохранова. Пенза, 2000. С. 150.
  193. К.К. Цели и задачи профессиональной ориентации // Профессиональная ориентация молодежи. М., 1978. С.61−82.
  194. Психология: Учебник для технических вузов / Под ред. В. Н. Дружинина. С. 608.
  195. И.Г. Избр. пед. соч. Т.2. М., 1981. С. 68.
  196. Психологические основы профессионально-технического обучения. М.: Просвещение, 1988. С.5−6.
  197. А.А. Автоматизированный тестовый контроль в системе профессиональной подготовки студентов факультета физической культуры: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1996. 20 с.
  198. А.В., Кадыкова Н. К. Компьютер и физическое воспитание в вузе // Тез. докл. Российской научной конференции. Ростов-на-Дону, 1997. С.47−48.
  199. Р.Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов технических вузов. М.: Высшая школа, 1985.
  200. С.Л. Проблемы общей психологии. 2-е изд. М., 1976.
  201. С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959.1. C.119−120.
  202. Jl.И., Соловьева А. Е. Психология самовоспитания. М.: Просвещение, 1982. 130 с.
  203. Л.И. Самовоспитание личности. М.: Мысль, 1984. С. 140.
  204. Российская педагогическая энциклопедия / Под ред. В. В. Давыдова. Т.1. 1993. С. 607.
  205. К.М. Психология межличностного познания. Саранск. 1993. С. 146.
  206. Развитие личности в процессе обучения и воспитания / Под ред. А. С. Радионова. Пенза, 1997. С. 211.
  207. Е.В. Социальная психология. Новосибирск, 2000. С. 221.
  208. И.П. Сравнительная эффективность однопредметных и комплексных занятий по физическому воспитанию студентов подготовительного отделения: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1975. 23 с.
  209. В.В. Социально-педагогические основы становления опыта саморегулирования: Монография / Под ред. доктора пед. наук Н.Ф.Ро-дионовой. Пенза, ПГПУ, 1996. С. 120.
  210. В.В. Социально-педагогические основы становления опыта саморегулирования. Пенза, 1996. С. 124.
  211. В.В. Формирование у учащейся молодежи опыта саморегулирования поведения. Пенза, 1991. С. 120.
  212. В.В. Изучение ведущих видов деятельности младших подростков: Сб.: Трудовое воспитание, профориентация школьников. Пенза, 1981. С. 156.
  213. В.В. Воспитание ответственности и дисциплинированности у подростков в семье. Пенза, 1983. С. 180.
  214. В.В. Философия. История. Образование. Пенза, 1997. С. 43.
  215. В.В., Гошуляк Л. Д. Дипломные работы по педагогике: Учебное пособие. Пенза, 1998. С. 31.
  216. В.В. Общепедагогические умения и роль в профессиональной саморегуляции современного специалиста. Пенза, 1999. С. 205.
  217. В.В. Состояние и тенденции профессиональной социализации педагогических кадров на вузовском и послевузовском этапах подготовки и переподготовки. Пенза, 2000. С. 69.
  218. А.Г. Философия: Учебник для вузов. М.: Гардарика, 2000. С. 367.
  219. В.А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика: Учебное пособие. М.: Школа-Пресс, 1998. С. 512.
  220. В.В. Учебник для педагогических институтов. М.: Просвещение, 1989. 287 с.
  221. Социально-психологические проблемы руководства и управления коллективами (Научные сообщения к симпозиуму. Рига, 19−21 декабря). М., 1974. С.29−30, 42−44.
  222. Ю.А. Методология профессионально-прикладной физической подготовки горных инженеров // Тез. докл. Российской научной конференции. Ростов-на-Дону, 1997. С.79−80.
  223. В.А. Дозировка и методические указания по проведению упражнений для профессионально-прикладной физической подготовки студентов строительных специальностей // Тез. докл. Российской научной конференции. Ростов-на-Дону, 1997. С.82−85.
  224. Т.М., Медведева Н. А. Генезис становления современного целеполагания в системе физического воспитания учащихся: Сб. научн. трудов. Ростов-на-Дону. 2001. С.252−258.
  225. Социальная психология / Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. Л., 1979. 288 с.
  226. В.Н. Философские основания педагогической деятельности / Вестник высшей школы. 1987. № 1.
  227. В.А. Избранные сочинения. В 3 т. Т.З. М., 1981. С.123−124. В 5 т. Т.5. Киев, 1980. С. 102.
  228. А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972. С. 303.
  229. А.В., Попов Г. Ю., Матвеев Статистика: Учебник. М.: Дело и сервис, 2000. С. 464.
  230. Сингера. Практикум по статистике: Учебное пособие. М.: ЗАО «Финстатинфарь», 1999. С. 259.
  231. Сборник законодательных актов Российской Федерации. 8−10 июля 1992 г. Вып. XV. Издание Верховного Совета Российской Федерации. М.: Известия, 1992. С. 75.
  232. Социологический энциклопедический словарь. Редактор-координатор академик РАН Г. В. Осипов. М.: Издательская группа Инфрам-норма, 1998. С. 334, 405,411,412.
  233. Теоретико-методологическое обоснование физкультурного воспитания студентов / Теория и методика физического воспитания. Омск, 1991. № 6. С. 11.
  234. М.Х. Выбор профессии как социальная проблема. М., 1975. С. 198.
  235. К.Д. Пед. соч. В 6 т. Т.З. М., 1988. С. 168−169.
  236. Л.И. Психология организаторской деятельности школьников: Учебное пособие. М., 1980. С. 64.
  237. Федосеев Вопросы философии. 1987. № 11. С. 49.
  238. B.C. Проблема измерения здоровья на основе учета развития адаптационных свойств организма / Теория и практика физической культуры. 1996. № 7. С.21−23.
  239. А.И. Использование информационных технологий в процессе подготовки специалистов по физической культуре: Сб. научн. трудов. Вып.З. 4.2. Челябинск: Урал ГАФК, 1999. С. 193−201.
  240. А.И. Современные информационные технологии в физической культуре, спорте и физкультурном образовании: Программа и методические указания. Челябинск: Урал ГАФК, 1998. 44 с.
  241. Формирование личности будущих специалистов в условиях ускорения научно-технического прогресса: Сб. научн. трудов. М., 1988. 148 с.
  242. Формирование у студентов профессиональных умений. Метод. Рекомендации для преподавателей и соискателей / Сост. В. В. Сохранов, О. В. Варникова, Н. А. Лупанова. Пенза, 1999. 45 с.
  243. Л.М. О концепции управления процессом ученья в советской психологии и педагогике / Теоретические проблемы управления познавательной деятельностью человека. Доклады Всероссийской конференции. М., 1975. С. 193−208.
  244. Д.И. Психологические основы общественно полезной деятельности подростков. М.: Педагогика, 1982. С. 224.
  245. Физическая культура: Пример. Учебная программа для высших учебных заведений. М.: Госкомитет Российской Федерации по высшему образованию, 1994. 54 с.
  246. В.А., Приступа Г. Н. Как проводить педагогический эксперимент: Учебное пособие. Рязань, 1993. С. 137.
  247. Философский словарь / Под ред. Розенталя. М., 1972. С. 283.
  248. С.В. Медицинские аспекты проблемы оптимизации физического воспитания подрастающего поколения. М.: МОГИФК, 1983. С.130−136.
  249. И.Ф. Педагогика. Минск, 1998. 5-е изд. С. 31, 32−36, 98 109, 475−477, 480−489.
  250. Ю.Н., Сковородко В. А. Опыт изучения двигательной активности человека / Теория и практика физической культуры. 1976. № 5. С.30−33.
  251. С.Н., Захарова Н. И. Профессиональная ориентация школьников: организация и управление. М.: Педагогика, 1987. С. 6, 17−46, 152−153.
  252. В.В. Психология трудового обучения. М.: Просвещение, 1983. 303 с.
  253. А.В., Прошляков В. Д., Мацук М. Г. Физическое воспитание и реабилитация студентов с ослабленным здоровьем. М., 1986. С. 114.
  254. А.В., Рыжак К. Физическое воспитание и формирование здорового образа жизни студентов / Теория и практика физической культуры. 1993. № 7. С.8−9.
  255. В.Е. Через развитие образования к новой России. М., 1993.44 с.
  256. В.М. О преемственности школьной и вузовской программы / Теория и практика физической культуры. 1967. № 10. С.67−69.
  257. В.М. Социально-психологические проблемы воспитания. М.: Московский рабочий, 1987.
  258. П.А. Преемственность профессионального самоопределения студентов и старшеклассников // Советская педагогика, 1983. № 1. С.62−67.
  259. Т.И. Актуальнаяе проблемы совершенствования управления народным образованием в СССР // Советская педагогика, 1985. № 3. С.72−80.
  260. Е.В. Социально-психологическое понимание личности / Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. С.63−71.
  261. Р.А. Практикум по теории статистики: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 1999. С. 416.
  262. ШеванориниН.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М.: Владос, 1999. С. 507.
  263. М.М. Профессионально-прикладная подготовка студентов: Методические указания. Пенза, 1997. С. 20.
  264. М.М., Садовский В. В., Арендарчук Л. Г., Петров А. В. Подвижные игры на занятиях по лечебной физкультуре в специальных медицинских группах вузов: Учебное пособие. Пенза, 2000. С. 74.
  265. М.М., Садовский В. В., Вдовин М. В. Методологические подходы к проведению занятий по лечебной физкультуре в специальных медицинских группах вузов: Учебное пособие. М., 1999. С. 115.
  266. М.М. Инновационные технологии проведения занятий по лечебной физкультуре в специальных медицинских группах вузов: Учебное пособие. Пенза, 2001. С. 255.
  267. Юн К. Г. Сознание и бессознательное. Пер. с англ. М.: ACT, 1997. С. 536.
  268. М.Г. Психология XX столетия. М.: Политиздат, 1971. С. 447.
  269. В.В. Школа и самоопределение учащихся. Киев, 1983.
  270. С.Е. Феноменология сознательной жизни. Владивосток, 1992. С. 208.
  271. М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. М.: Просвещение, 1986. 155 с.
  272. Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. М.: Флинта, 1997. С. 222.
  273. Т. Мозг и психика. Пер. с фин. М.: Прогресс, 1992. С. 202.
  274. В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности: Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. С.89−105.
Заполнить форму текущей работой