Формирование профессионального художественного мышления будущего учителя музыки
Сформулированы условия оптимизации процесса формирования профессионального художественного мышления учителя музыки в системе его профессиональной подготовки в педагогическом вузе, касающиеся организации учебно-воспитательного процесса (вовлечение студентов во всевозможные виды деятельностиувеличение количества дисциплин для специализации, например, методика преподавания фольклора в школе, ритмика… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Научные предпосылки исследования
- 1. 1. Исторический анализ основных взглядов на проблему мышления в отечественной и зарубежной психологии
- 1. 2. Процессуальный и личностный аспекты мышления
- 1. 3. Природа и сущность художественного мышления
- 1. 4. Художественный образ и механизм его становления
- Глава II. Психолого-педагогические особенности формирования художественного мышления в процессе профессиональной деятельности и подготовки учителя музыки
- 2. 1. Интонационная природа музыкального мышления
- 2. 3. Профессиональная направленность художественного мышления учителя музыки
- 2. 3. Активизация художественного мышления будущего учителя музыки
- Глава III. Условия повышения эффективности формирования художественного мышления учителя музыки
- 3. 1. Анализ процесса обучения на музыкально-педагогическом факультете в аспекте формирования художественного мышления студентов на современном этапе
- 3. 2. Принципы и организация опытно-экспериментальной работы по формированию художественного мышления студентов
- 3. 3. Содержание опытно-экспериментальной работы по формированию художественного мышления студентов и динамика его развития
Формирование профессионального художественного мышления будущего учителя музыки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Стратегическая цель учебно-воспитательного процесса современной высшей школы заключается в формировании полноценной творческой личности, способной приумножить накопленные предыдущими поколениями духовные ценности, создавая культуру XXI века. В этих условиях особое значение приобретает совершенствование качества подготовки учительских кадров, для того, чтобы школа как социальный институт могла оказывать решающее воздействие на развитие общества. Произошедшие в России преобразования в идеологической, социально-экономической и духовной сфере обусловливают необходимость нового подхода к оценке профессионального уровня подготовки школьных педагогов. Он предусматривает развитие у учителя творческого мышления, стремления к саморазвитию и самосовершенствованию, что, в свою очередь, служит признаками высокого профессионального мастерства.
За последние годы активизировалось решение проблемы совершенствования подготовки учителя музыки. Подтверждением тому можно считать диссертации не только кандидатского, но и докторского уровня, посвященные как формированию личностных и профессиональных качеств учителя музыки, так и обоснованию различных методик его подготовки (Э.Б.Абдуллин, Ю. Б. Алиев, Л. Г. Арчажникова, И. Н. Немыкина, Л. А. Рапацкая, Г. М. Цыпин, В. Л. Яконюк и др.). Анализ научной литературы свидетельствует, что проблема формирования и развития художественного мышления не нашла достаточного решения в научных исследованиях. В том числе художественное мышление рассматривается как категория, характеризующая деятельность создателя художественных ценностей, произведений искусства (композитора, художника и т. д.). Являясь познавательным процессом, художественное мышление выступает необходимой предпосылкой всякой другой психической деятельности музыканта, поскольку эта психическая деятельность есть его свернутый и переработанный результат (Я.А.Пономарев). Оно предполагает такие формы интеллектуальной деятельности (процессы художественного восприятия, осмысления, оценки и т. д.), на которые музыкант должен опираться в решении новых сложных задач. Сказанное в полной мере касается учителя музыки, деятельность которого, будучи творческой, в каком-то смысле сродни деятельности композитора или художника. Именно художественное мышление стимулирует дальнейший рост творческого потенциала личности учителя музыкив силу сочетания интеллектуального и чувственного начал оно служит основой для формирования системы профессиональных качеств (восприятие, память, речь, коммуникабельность, эмоциональность и т. д.) будущего педагога.
Однако в музыкальной педагогике роль художественного мышления чаще рассматривают в рамках музыкального мышления, характеризующего лишь одну из сторон профессиональной деятельности учителя музыки. Как показывает анализ опыта музыкально-педагогических факультетов вузов Саратова, Волгограда, Костромы, Екатеринбурга и др., в частности, проведенное нами обширное анкетирование, существует ряд причин, препятствующих полноценному формированию художественного мышления у будущих учителей-музыкантов: часто в обучении не учитывается специфика дальнейшей профессиональной деятельности студентовв недостаточной мере осуществляется взаимодействие теории и практики в процессе вузовской подготовкине всегда используется включение студентов в различные виды деятельности для мобилизации их творческого потенциаласлабо реализуется дифференцированный подход к студентам разного уровня подготовленности. Исходя из этого можно утверждать, что еще не до конца определено значение художественного мышления для педагогической деятельности учителя, его роль как значимого качества личности в системе профессиональной подготовки студентов-музыкантов, не решена также проблема его формирования и развития.
Вышесказанное позволяет определить проблему исследования. Она состоит в том, чтобы теоретически и экспериментально обосновать пути преодоления имеющегося в настоящее время противоречия между возрастающими требованиями к качеству профессиональной подготовки учителя на музыкально-педагогических факультетах педвузов и недостаточным вниманием к процессу формирования важнейшего для учителя музыки профессионального качества — художественного мышления.
В соответствии с проблемой формулируется цель исследования: научное обоснование концепции профессионального художественного мышления учителя музыки, разработка и экспериментальная проверка методики его формирования как профессионально-значимого качества.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс на музыкально-педагогическом факультете.
Предмет исследования: процесс формирования художественного мышления будущего учителя музыки в ходе его профессиональной подготовки.
В соответствии с указанными целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать пути изучения мышления как психологической категории, выявить содержание понятия «художественное мышление» с позиций философии, психологии, музыкознания.
2. Раскрыть сущность и структуру профессионального художественного мышления учителя музыки.
3. Установить реально существующие в учебно-воспитательном процессе вуза причины, сдерживающие процесс формирования профессионального художественного мышления будущих учителей в вузе.
4. Определить дидактические принципы, направленные на эффективную организацию процесса формирования художественного мышления как важнейшего профессионального качества будущего учителя музыки.
5. Разработать методику формирования профессионального художественного мышления будущего учителя музыки и экспериментально проверить ее эффективность в процессе преподавания дисциплин дирижерско-хорового цикла.
6. Выявить комплекс условий, направленных на формирование профессионального художественного мышления студентов в процессе обучения на музыкально-педагогическом факультете.
Гипотезой исследования является предположение о том, что теоретическое обоснование и системная разработка процесса формирования художественного мышления будущего учителя музыки, возможны при условии понимания профессионального художественного мышления как многоаспектного явления. По мнению автора, это.
— целостная система общего и музыкального развития личности;
— профессиональное качество учителя, интегрирующее в себе весь комплекс знаний и обеспечивающее его реализацию в педагогической деятельности;
— синтез музыкального и педагогического видов мышления, где приоритет второго определяет профессиональную направленность мыслительной деятельности учителя-музыканта.
Частные гипотезы включают следующие положения:
— определение художественного мышления, с одной стороны, как деятельности, а с другой, как профессионального качества учителя музыки, требует учета двух аспектов его функционирования: процессуального (развитие, целенаправленность к результату через действия) и личностного (приобретаемые личностью устойчивые психические свойства);
— формирование художественного мышления учителя музыки как профессионально-значимого качества обусловливает необходимость определения его сущностной характеристики, каковой является проблемностъ, лежащая в основе как музыкального, так и педагогического компонентов деятельности;
— организация процесса формирования профессионального художественного мышления будущего учителя музыки обеспечивается благодаря учету важнейших дидактический принципов;
— значительная активизация процесса формирования профессионального художественного мышления достигается при условии включения в содержание и ход занятий по различным дисциплинам проблемно-поисковых методов на всех этапах обучения;
— повышение эффективности формирования профессионального художественного мышления будущего учителя музыки в вузе возможно при соблюдении комплекса условий, касающихся как организации учебно-воспитательного процесса, так и изменения его содержательной основы.
Методологическую основу исследования составили важнейшие положения философской мысли о взаимодействии деятельности и человеческого сознания, его отражательной функцииучение современной психологии о происхождении и сущности человеческого мышления.
Общенаучная методология ориентирована на системный подход (И.В.Блауберг, Б. Г. Юдин и др.), обеспечивающий целостное рассмотрение формирования художественного мышления как многогранного процесса. В качестве соподчиненных системному определены целостный, деятельностный и личностно ориентированный подходы.
Научная методология исследования основывается на положениях современных ученых (А.Н.Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов и др.) о сущности и структуре художественного мышления как творческой деятельностивключает принцип историзма и теорию причинной обусловленности явлений и фактов в педагогике (В.М.Кларин, Н. А. Константинов, Е. Н. Медынский, М. Г. Плохова, З. И. Равкин и др.) — опирается на концепцию интонационной природы музыкального мышления (Б.В.Асафьев, В. В. Медушевский, Б. Л. Яворский и др.), на принцип педагогической направленности целостного процесса обучения (Ю.Б.Алиев, Л. Г. Арчажникова, Н. В. Кузьмина,.
Л.А.Рапацкая, Г. М. Цыпин и др.), на дидактические условия оптимизации образовательного процесса (Ю.К.Бабанский, В. И. Загвязинский, И. Д. Зверев, В. Н. Максимова, М. Н. Скаткин и др.).
Методы исследования. В ходе исследования применялся комплекс теоретических и эмпирических методов. К первым относятся метод анализа и синтеза, теоретическое моделирование, обобщение передового педагогического опыта. Ко вторым — педагогическое наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, статистическая обработка результатов, анализ учебно-методической документации, опытно-экспериментальная работа, экспресс-диагностика, педагогический эксперимент.
Исследование проводилось с 1992 по 2001 годы, опытно-экспериментальной работой было охвачено около 950 специалистов в области музыкального образования, учителей музыки и студентов музыкально-педагогического факультета.
На первом этапе (1992;1994 г. г.) изучалось состояние разработанности проблемы в психолого-педагогической теории, ее научные предпосылки в философии и психологиианализировалась практическая деятельность учителей музыки в отдельных школах гг. Ярославля, Мелитополя, Чебоксары, Новочебоксарскавелось наблюдение за подготовленностью к практической деятельности студентов музыкально-педагогического факультета ЧГПИ им. И. Я. Яковлева в условиях педагогической практики в школах Чувашской республики. В то же время велся поиск путей совершенствования профессиональной подготовки будущих учителей через формирование отдельных профессионально-значимых качеств, выявляемых в ходе курсовых экзаменов и государственной аттестации. Намечался общий замысел исследования (цель, задачи, гипотеза).
На втором этапе исследования (1995;1999 г. г.) была разработана теоретическая концепция и осуществлялось эмпирическое исследование. Оно включало:
— опытно-экспериментальную работу в ЧГПУ им. И. Я. Яковлева по формированию профессионального художественного мышления будущих учителей музыки в процессе преподавания дирижерско-хоровых дисциплин на очном и заочном отделениях. Использовались методы: анализ учебной документации, учебно-методической литературыпедагогическое наблюдениеэкспериментальное обучение;
— наблюдение за уровнем развития художественного мышления студентов в ходе педагогической практики в общеобразовательных школах №№ 9, 24, 42, 49, 54 г. Чебоксары, №№ 1, 16 г. Новочебоксарскаиспользование отдельных методических заданий в ходе подготовки фрагментов государственной аттестации по «Хормейстерской подготовке», касающихся вокально-хоровой работы с детским коллективомизучение проблем формирования профессионального художественного мышления в других вузах, анализ возникающих в этой связи вопросов у практикующих учителей музыки, а также диагностика понимания студентами сущности и содержания профессионального художественного мышления. Использовались методы: анкетирование, беседа, интервью, которыми были охвачены преподаватели педагогических вузов Саратова, Волгограда, Екатеринбурга, Костромы, Чебоксар, учителя музыки школ Чувашской республики, студенты выпускных курсов очного и заочного отделений музпедфакуль-тета Чувашского госпедуниверситета им. И. Я. Яковлева.
Теоретическое исследование на данном этапе включало разработку проблем формирования художественного мышления учителя в процессе профессиональной подготовки и путей их решения: выявление сущности и структуры художественного мышления учителя музыки, профессиональной направленности его функционирования в учебном процессе школы, определение условий его активизациивнедрение проблемно-поисковых методов, способствующих формированию художественного мышления у студентов, в процесс обучения по специальным дисциплинам.
Результаты этого этапа: основные идеи автора нашли отражение в двух учебно-методических пособиях для студентов (1996; 1998) очного и заочного отделений, выпущенных в рамках спецкурса «Практикум по школьному песенному репертуару», ряде статей.
На третьем этапе (2000;2001 г. г.) продолжалось эмпирическое исследование. Оно включало следующие направления:
— анализ целостного процесса подготовки будущего учителя музыки на музыкально-педагогическом факультете ЧГГТУ им. И. Я. Яковлева к профессиональной деятельности в аспекте формирования у него интегрального качества — художественного мышления. Использовались методы: анализ учебно-методической документации, процесса обучения и результатов деятельности, беседа;
— конкретизация специфических для музыкального образования принципов обучения, построение на их основе занятий специальных музыкальных дисциплин (дирижирование, хоровой класс, практикум по школьному песенному репертуару);
— опытно-экспериментальная работа со студентами музыкально-педагогического факультета по корректировке методики формирования художественного мышления и ее внедрение в блок дирижерско-хоровых дисциплин, начиная с первого курса;
— апробация творческих заданий спецкурса «Практикум по школьному песенному репертуару» на педагогической практике студентов 4 курса с целью усиления профессиональной направленности в формировании художественного мышления будущих учителей музыки.
Одновременно шло обобщение и оформление результатов исследования. В исследовании использован опыт работы автора в качестве преподавателя фортепиано детской музыкальной школы г. Северодвинска Архангельской области, учителя музыки в г. г. Самара, Ярославль, преподавателя кафедры хорового дирижирования ЧГПУ им. И. Я. Яковлева (1982;2001 гг.).
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в разработке совокупности теоретических и методических положений, определяющих основы концепции формирования художественного мышления как профессионально-значимого качества будущего учителя музыки. К ним автор относит:
• изучение художественного мышления как целостной системы общего и музыкального развития личности будущего учителя музыки;
• выделение двух аспектов художественного мышления: процессуального и личностного, где под первым подразумевается динамичность, изменчивость процесса мышления и наличие в нем всех компонентов деятельности (цель, результат, действия, операции и т. д.), а под вторым — психические свойства личности, приобретаемые ею в ходе мыслительной деятельности (способности, потребности и т. д.) и являющиеся отправной точкой в дальнейшем развитии;
• определение сущности художественного мышления учителя музыки как профессионально-значимого личностного качества, обуславливающего успешность его музыкально-педагогической деятельности и заключающегося в согласованном взаимодействии профессиональных знаний, способов их реализации на практике в соответствии с конечной целью деятельности и творческим своеобразием личности педагога;
• характеристику структуры профессионального художественного мышления учителя, включающую два взаимосвязанных в процессе его развития уровня (ситуативный, стратегический), а также взаимодействующие между собой музыкальный и педагогический виды мышления с доминированием второго над первым, что отражает профессиональную направленность мышления учителя музыки.
В ходе опытно-экспериментальной работы установлены нерешенные проблемы, касающиеся содержания и организации учебно-воспитательного процесса вузе и препятствующие эффективному формированию художественного мышления студентов-музыкантов, разработаны пути их решения:
• конкретизированы принципы обучения (педагогической направленности целостного процесса обученияинтонационного освоения действительностикомплексной, универсальной профессиональной подготовкиединства обучения, воспитания и развитиясвязи обучения с жизньюпроблемности в обучениииндивидуального подхода), стимулирующие процесс формирования и развития художественного мышления, выявляющие его профессиональную направленность;
• разработана методика формирования профессионального художественного мышления у студентов музпедфакультета, в ходе апробации которой доказана эффективность использования проблемно-поисковых методов (метод расширенного освоения учебного материала, метод интонационно-образного погружения, метод эмоционально-смыслового моделирования) в преподавании дисциплин дирижерско-хорового цикла;
• сформулированы условия оптимизации процесса формирования профессионального художественного мышления учителя музыки в системе его профессиональной подготовки в педагогическом вузе, касающиеся организации учебно-воспитательного процесса (вовлечение студентов во всевозможные виды деятельностиувеличение количества дисциплин для специализации, например, методика преподавания фольклора в школе, ритмика и хореография, психология и т. д.- координация учебно-методической работы дисциплин различных блоков через создание учебно-методической комиссии, введение в рабочий учебный план межкафедральных аттестационных мероприятийуглубление связей с общеобразовательной школой), а также изменения его содержательной основы (обогащение музыкального материала произведениями, используемыми в школьной практикетеоретическое прогнозирование трудностей образовательного процесса и путей их разрешения на основе усвоенных знаний и уменийусиление роли научно-исследовательского и творческого компонентов занятий).
Практическая значимость исследования:
— материалы диссертации нашли отражение в учебных пособиях «Организация научно-исследовательской работы студентов на музыкально-педагогическом факультете (в аспекте формирования профессионального мышления студентов)» и «Профессиональное художественное мышление учителя музыки» (2000; 2001) и внедрены в учебный процесс Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, Канашско-го и Чебоксарского педагогических колледжейосновные идеи исследования изложены в монографии «Теоретические основы формирования художественного мышления будущего учителя музыки», предназначенной для специалистов в области музыкального образования, преподавателей музыкальных факультетов педагогических вузов и колледжей, и широко применяются на практике;
— идеи, рекомендации исследования использованы в разработке рабочей учебной программы спецкурса «Практикум по школьному песенному репертуару» и внедрены в учебный процесс ЧГПУ им. И. Я. Яковлева;
— материалы исследования служат основой для методических заданий в ходе педагогической практики студентов в школах Чувашии, используются педагогами дирижерско-хоровых дисциплин для корректировки процесса формирования художественного мышления;
— основные положения исследования могут применяться для совершенствования организации образовательного процесса в средних учебных заведениях педагогического профиля, а также в системе повышения квалификации педагогических кадровв лекционных курсах по музыкальной психологии и методологии музыкально-педагогических исследований.
Достоверность результатов исследования обеспечена обоснованностью исходных методологических позиций, применением комплекса методов, адекватных объекту, задачам, логике исследования, статистической определенностью экспериментальных данных, сопоставлением результатов с имеющимися в педагогической практике.
Определяя положения, выносимые на защиту, автор исходит из следующего убеждения: решение проблемы формирования художественного мышления у будущих учителей музыки может существенно повысить эффективность профессиональной подготовки специалистов в педагогическом вуза. Являясь профессионально-значимым качеством, художественное мышление предопределяет результативность дальнейшей музыкально-педагогической деятельности студентов, поэтому процесс его формирования должен находиться в центре учебно-воспитательного процесса как всего факультета, так и отдельных дисциплин.
На защиту выносится концепция формирования художественного мышления учителя музыки как профессионально-значимого качества, представляющего собой целостную систему.
I. Ключевой идеей данной концепции является изучение профессионального художественного мышления как постоянно развивающейся целостной системы:
— представляющей собой единство общего (общенаучные представления, профессиональные, псйхолого-педагогические знания, умения) и музыкального (музыкальная культура, исполнительские и методические знания, умения, навыки) развития личности будущего учителя;
— имеющей профессиональную направленность, выражающуюся в приоритетном значении педагогического начала в решении образовательных и воспитательных задач;
— определяющей результативность музыкально-педагогической деятельности учителя музыки.
II. Концепция представляет собой систему теоретических положений о сущности, структуре, основном факторе развития профессионального художественного мышления, уровнях его функционирования в деятельности учителя музыки.
1). Сущность профессионального художественного мышления как интегрального качества личности учителя музыки заключается в синтезе профессиональной направленности его знаний и действий, их творческого своеобразия в сочетании с высокой духовностью конечной цели. Деятельность учителя музыки включает взаимосвязанные педагогическую, художественно-творческую и организаторскую деятельность и предусматривает полноценную реализацию как эмоциональных, так и рациональных компонентов мышления. Одновременно, любой из этих видов деятельности разворачивается в двух аспектах мышления: процессуальном (анализ, обобщение, абстрагирование и т. д.) и личностном (мотивы, установка, эмоции, чувства и т. д.), обеспечивая их результативность.
2). Структура профессионального художественного мышления учителя музыки как целостной системы включает несколько взаимосвязанных в процессе его функционирования уровней (ситуативный, стратегический) и видов (музыкальное, педагогическое) мышления. Развитое художественное мышление предполагает закономерное движение от ситуативного уровня мышления, когда учителем решаются текущие, актуальные на данный момент задачи, к стратегическому уровню, основанному на видении перспективы педагогического процесса (развитие культуры учащихся, разворачивание тематизма программы и т. д.). Наличие музыкального и педагогического в структуре художественного мышления обусловлено особенностями его функционирования в профессиональной деятельности, где музыкальное начало актуализирует достигнутый учителем уровень специальной подготовки, а педагогическое — служит делу реализации творческого потенциала школьников.
3). Успешное функционирование художественного мышления учителя осуществляется на основе проблемности, которая рассматривается как качественная характеристика и, одновременно, как фактор развития музыкальной и педагогической сторон его мышления, где в обоих случаях движение осуществляется от неосознанного предчувствия-предвидения (противоречия, интонационного развития) через осознание-восприятие (проблемы, интонации), постановку задачи — выбор средств воплощения, к действию (педагогическому, исполнительскому). Реализация проблемности как качественной характеристики мышления учителя музыки осуществляется: на межличностном уровне «учитель — ученик — коллектив», на уровне «учитель — музыкальное произведение», на уровне взаимоотношений «ученик — музыкальное произведение».
III. Концепция содержит совокупность положений о формировании профессионального художественного мышления и условиях организации этого процесса.
1). Большое значение для успешного формирования профессионального художественного мышления имеет реализация принципов организации учебно-воспитательного процесса, в котором наряду с общеизвестными дидактическими присутствуют принципы, отражающие специфику деятельности учителя музыки: педагогической направленности целостного процесса обученияинтонационного освоения действительностикомплексной, универсальной профессиональной подготовки учителя музыкиединства обучения, воспитания и развитиясвязи обучения с жизньюпроблемности в обучениииндивидуального подхода к обучающемуся. Воплощение данных принципов в учебную практику подразумевает интенсификацию учебного процесса за счет комплексного охвата всех видов работы студента, начиная с первого курса.
2). Условия повышения эффективности формирования художественного мышления у будущих учителей музыки включают:
— расширение спектра различных видов деятельности студентов (учебная, концертно-исполнительская, научно-исследовательская, культурно-массовая, шефская и др.);
— введение специализации по ряду дисциплин, отражающих современные потребности школы, региональные особенности и представляющих собой дополнительную образно-понятийную основу развития художественного мышления личности;
— изменение содержания и репертуара отдельных дисциплин (вокал, гармония и др.) в сторону их приближения к школьным реалиям, что выявляет профессиональную направленность формируемого мышления;
— координацию дисциплин музыкально-теоретического, исполнительского и психолого-педагогического блоков в деле профессионализации художественного мышления студента;
— усиление роли научно-исследовательской работы, способствующей укреплению творческо-поисковой направленности мышления студентов;
— дифференцированный подход и корректировка процесса развития художественного мышления с учетом довузовской подготовки студентов;
— включение в структуру учебных занятий проблемно-поисковых методов обучения, моделей педагогических ситуаций, прогнозирование возможных трудностей и путей из разрешения — как средств активизации художественного мышления будущих учителей;
— организация постоянного взаимодействия на уровне «школа — вуз» для определения перспектив повышения эффективности развития профессионально-значимого качества, каковым для учителя музыки является художественное мышление.
Апробация результатов исследования осуществлена:
— в процессе целенаправленных педагогических наблюдений, проводившихся автором с 1995 по 2001 год, в ходе преподавания дирижерско-хоровых дисциплин в ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, в разработке спецкурса для студентов «Практикум по школьному песенному репертуару»;
— в научных докладах и сообщениях на Международных, Всероссийских, межвузовских научно-теоретических, научно-практических конференциях, семинарах в 1993;2000 гг.: в Чувашском государственном педагогическом университете им. И. Я. Яковлева, Ярославском государственном университете, Арзамасском государственном педагогическом институте им. А. П. Гайдара, Мелитопольском педагогическом институте (Украина) — - в 41 публикации по теме исследования.
Выводы по III главе.
В данной главе был предпринят анализ некоторых сторон учебно-воспитательного процесса на музыкально-педагогическом факультете с позиций его нацеленности на формирование и развитие профессионального художественного мышления будущих учителей музыки. Выявлены упущения и недостатки, определены пути их преодоления.
В соответствии с этим обозначены задачи экспериментальной части исследования, ее содержательные принципы и методы, включающие в себя как общепедагогические, так и отражающие специфику музыкального обучения и воспитания.
Результаты анкетирования свидетельствуют, что художественное мышление ассоциируется у респондентов со всем спектром музыкально-педагогической деятельности учителя музыки. А проблема разрывагтеории и практики в подготовке будущего учителя музыки существует и в других педагогических вузах, где междисциплинарная разобщенность, слабая практическая направленность в обучении, недостаточно активное использование методов развивающего обучения существенно тормозят процесс развития важнейших профессиональных качеств, таких как художественное мышление, у будущего учителя. Этим озабочены не только преподаватели, но и работающие учителя, а также студенты.
Вместе с тем, как убедительно показала проведенная нами опытно-экспериментальная работа, внедрение в процесс обучения проблемно-поисковых методов, направленных на формирование и развитие художественного мышления студентов (эмоционально-смыслового моделирования, интонационного погружения, расширенного и углубленного освоения материала), а также приближение учебной ситуации к реальным школьным условиям помогает студентам ощутить необходимость приобретаемых знаний для конкретной практической работы, стимулирует их дальнейший творческий рост, активизирует как педагогическую, так и музыкальную стороны профессионального художественного мышления будущего учителя музыки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Диссертационное исследование посвящено рассмотрению феномена художественного мышления, раскрыты его природа й сущность, особенности проявления в музыкально-педагогической деятельности учителя музыки, выявлены условия и методы активизации этого важнейшего для профессиональной деятельности качества у студентов музыкально-педагогических факультетов.
Проблема формирования и развития художественного мышления у будущих учителей музыки настолько же сложна, насколько многогранна их деятельность в школе, об этом свидетельствуют многочисленные обращения к феномену художественного мышления психологов, философов, педагогов-исследователей. Без опоры на научные достижения прошлого, без понимания того, какими путями шла наука в изучении мышления как личностного свойства и как процесса, невозможно разрешение проблемы его развития в отдельно взятой профессиональной деятельности. Поэтому было изучено становление взглядов на мышление в отечественной и зарубежной психологии. Среди всех направлений, так или иначе рассматривавших мышление, наиболее адекватным современному уровню развития науки можно считать системно-структурный подход, предполагающий изучение явления или процесса в его целостности, в совокупности и взаимодействии всех составляющих данной структуры. (В мышлении педагога — это все его стороны и уровни во взаимодействии).
Выделены два аспекта мышления: процессуальный и личностный, с разных сторон характеризующие его проявления. Так, под процессуальной стороной мышления подразумеваются его проявления в действиях, операциях (для учителя это, прежде всего, педагогические действия) — а под личностной — уровень активности мыслительной деятельности личности, ее способность к решению проблем в конкретной ситуации (на уроке в школе — это цепь педагогических ситуаций).
Установлено, что философские подходы к изучению художественного мышления определяются диалектикой бытия и сознания, где общественно-историческая практика является для творческой личности, с одной стороны, предметом познания, а с другой, — сферой ее художественной деятельности, благодаря которой она воздействует на сознание людейв условиях обучения — это воздействие преподавателя на учащегося.
Выделенная в эстетике форма выражения художественного мышленияхудожественный образ, его характерные особенности (метафоричность, ассоциативность, многозначность и др.) отражают специфику профессионального мышления учителя музыки, от уровня развития которых в определенной степени зависит успешность его музыкально-педагогической деятельности.
Проанализирована профессиональная направленность мышления учителя музыки с двух сторон: педагогической и музыкальной, представляющих своего рода сплав. Выявлены их значение, взаимосвязь и особенности функционирования в музыкально-педагогической деятельности, обнаружена определяющая роль педагогической стороны, позволяющей видеть в любом музыкальном явлении его педагогическую сущность, будь то исполнение музыкального произведения, беседа о музыке, разучивание песен и т. д. Это видение дает учителю представление о перспективе, конечной цели его деятельности, учит ставить и решать конкретные профессиональные задачи.
Доказано значение базового фактора развития художественного мышления, каковым является проблемностъ, пронизывающая как музыкальный, так и педагогический компоненты деятельности учителя. Рассмотрены уровни функционирования художественного учителя музыки: ситуативный и стратегическийгде ситуативный выражается в решении текущих, актуальных в данный момент вопросов, а стратегический требует от педагога умения видеть, представлять дальнейшую перспективу развития учащихся и собственной деятельности.
Выявлен ряд нерешенных проблем в деле формирования профессионального художественного мышления будущих учителей музыки, актуальных для многих педагогических вузов (Кострома, Саратов, Волгоград, Екатеринбург, Чебоксары). Это, прежде всего, недооценка возможностей межпредметных связей в образовательном процессе, отсутствие четкой корреляции между теоретической и практической подготовкой студентов, недостаточное использование принципа проблемности в обучении, слабое использование методов развивающего обучения в преподавании ряда дисциплин. Перечисленные недостатки существенно снижают эффективность подготовки студентов, усложняют процесс развития профессиональной направленности их художественного мышления.
Определены дидактические принципы, учитывающие специфику подготовки будущих учителей и включение которых в систему обучения на музыкально-педагогическом факультете способствует успешному формированию профессионального художественного мышления студентов. Таковы принципы: педагогической направленности целостного процесса обученияинтонационного освоения действительностикомплексной, универсальной профессиональной подготовки учителя музыкиединства обучения, воспитания и развитиясвязи обучения с жизньюпроблемности в обучениииндивидуального подхода к обучающемуся.
В рамках опытно-экспериментальной работы установлены критерии сформированное&tradeхудожественного мышления у студентов музыкально-педагогического факультета, предполагающие наличие у них комплекса знаний, умений, навыков: психолого-педагогических, музыкальнотеоретических, методических, исполнительских. Разработана методика формирования художественного мышления студентов и осуществлена ее апробация в преподавании цикла дирижерско-хоровых дисциплин. В обучающем эксперименте по спецкурсу «Практикум по школьному песенному репертуару» использована система творческих заданий, основанных на проблемно-поисковых методах, эффективность которых для развития художественного мышления подтверждена контрольными срезами. Более того, поисковый характер использованных методов позволяет рекомендовать их к использованию в модифицированном виде на других занятиях (музыкальнотеоретического и психолого-педагогического блоков) с целью формирования и активизации профессионального художественного мышления будущего учителя музыки.
Выделен комплекс условий, направленных на оптимизацию процесса формирования художественного мышления студентов в системе их профессиональной подготовки в педагогическом вузе, касающихся организации учебно-воспитательного процесса (вовлечение студентов во всевозможные виды деятельности, увеличение дисциплин для специализации, координация учебно-методической работы дисциплин различных блоков, введение в рабочий учебный план межкафедральных аттестационных мероприятий, углубление связей с общеобразовательной школой), а также и изменения его содержательной основы (обогащение музыкального материала произведениями, используемыми в школьной практикетеоретическое прогнозирование трудностей образовательного процесса и путей их разрешения на основе усвоенных знаний и уменийусиление роли научно-исследовательского и творческого компонентов занятий).
В результате цель, поставленная в диссертации, была достигнута, а задачи ее решены. Опытная работа подтвердила гипотезу исследования. Таким образом, можно утверждать, что художественное мышление является для учителя музыки одним из важнейших качеств, имеющим четко выраженную педагогическую направленность, и интегрирует в себе как личностные, так и профессиональные достоинства специалиста. От того, насколько эффективно и целенаправленно будет решаться проблема его формирования в педагогических вузах, зависит в дальнейшем духовное благополучие нашего общества. Вместе с тем, предлагая один из путей решения, автор не рассматривает его как единственно возможный, имея в виду сложность и многогранность данной проблемы. Следуя за развитием науки и общества, она будет требовать новых подходов и решений.
Список литературы
- Абдуллин Э.Б. Теоретические и методические основы музыкального обучения в общеобразовательной школе: Учеб. пособие.- М.: МГПИ, 1982. — 134с.
- Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования.- М.:Прометей, 1990.- 188 с.
- Абдуллина O.A. Общепедагогическая подготовка учителя,— М.: Просвещение, 1990, — 141 с.
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности.- М., 1980.
- Абульханова-Славская К. А. Личностные типы мышления //Когнитивная психология: Мат. финско-советского симпозиума.- М., 1986.- С. 154−173.
- Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта.- М., 2000.336 с.
- Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста //Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы, — Л., 1974.
- Ананьев Б.Г. О соотношении способностей и одаренности //Проблемы способностей.-М., 1962.
- Ананьев Б.Г. Теория ощущений.- Л., 1961.
- Андреев А.Л. Художественный образ и гносеологическая специфика искусства. Методологические аспекты проблемы.- М., 1981.
- Андронова Т.Л. Формирование у студентов педвуза умения анализировать педагогические явления: Автореф. дисс.канд. пед. наук.- М., 1980.
- Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы.- М., 1980.
- Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональных систем /Избранные труды.- М., 1978.
- Апраксина O.A. Современные требования к школьному учителю-музыкантуТ
- Апраксина O.A. Методика музыкального воспитания в школе.- М., Просвещение, 1983.- 222 с.
- Апраксина O.A. Современные требования к учителю-музыканту и задачи музыкально-педагогических факультетов // Музыка в школе, 1983, N1.- С. 30−35.
- Аристотель Об искусстве поэзии, ГИХЛ, — М., 1957.
- Аристотель О душе. Соч.: В 4-х т.- М., 1975, т. 1.
- Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства.- М., 1994.
- Аронов P.A. Об интеллектуальном компоненте интерпретации музыкального произведения //Вопросы философии, — 1996. № 11.- С. 143−147.
- Арчажникова Л.Г. К вопросу о структуре профессиональных качеств учителя музыки// Формирование профессиональных качеств учителя музыки в системе высшего заочного образования.- М., 1980.
- Арчажникова Л.Г. Общие предпосылки исследования вопросов музыкально-педагогического образования //Теоретические основы профессиональной подготовки учителя музыки.- М., 1980.- С. 4−12.
- Арчажникова Л.Г. К вопросу построения профессиограммы учителя музыки //Профессиональная направленность музыкального образования в педвузе, — Саратов, 1982.- С.27−35.
- Арчажникова Л.Г. Проблемы совершенствования профессиональной подготовки учителя музыки //Совершенствование процесса профессиональной подготовки учителя музыки в условиях высшего педагогического образования.- М., 1982, — С. 5−15.
- Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки.- М., 1984. 110 с.
- Арчажникова Л.Г. Теоретические основы профессионально-педагогической подготовки учителя музыки: Автореф. дисс.. докт. пед. наук, — М., 1986, — 36 с. ¦
- Арчажникова Л. Г. Основные направления в совершенствовании подго28