Педагогические условия развития учебно-познавательной активности первокурсников факультета физической культуры и спорта
Уровень отношений между преподавателями и студентами, а также между студентами в ходе совместной деятельности. От межличностных отношений зависит как поведение отдельных участников этой деятельности, так и его результаты. Кроме того, стиль отношений накладывает определенный отпечаток на психическое состояние. В свою очередь межличностные отношения зависят от особенностей поведения отдельных… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА. ГЛАВА
- ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
- Понятие и сущность учебно-познавательной активности студентов педвуза
- Характеристика возраста первокурсников, особенности его влияния на процесс перехода от школьного к вузовскому обучению
- Структура учебно-познавательной деятельности студентов
- Мотивация учения, особенности влияния ее компонентов на учебно-познавательную активность студентов
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ СПОСОБОВ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРВОКУРСНИКОВ Способы развития потребностно-мотивационной сферы студентов в образовательном процессе
Система преподавания как условие развития учебно-познавательной активности студентов
Особенности организации времени жизни студентов в интересах развития их учебно-познавательной активности
3 АКЛ ЮЧ Е НИЕ
ЛИТЕРАТУА
Педагогические условия развития учебно-познавательной активности первокурсников факультета физической культуры и спорта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
С каждым годом общество предъявляет все более высокие требования к человеку, его образованию, уровню общего развития. Осуществление реформы профессиональной школы требует от преподавателей вузов совершенствования форм и методов обучения, направленных на формирование познавательной активности, творческого мышления, выработку у обучаемых умений использовать практического применения полученных знаний. Социальное и педагогическое знание проблемы преобразования процесса обучения в вузах определяется потребностью общества иметь высококвалифицированных специалистов.
Современное состояние учебно-воспитательного процесса в высшей школе вызывает все большую озабоченность в нашей стране. Несмотря на рост конкурса в высшие педагогические учебные заведения не привело к качественному профессиональному отбору. При существующих ныне конкурсах в большинство вузов все-таки попадают абитуриенты, не имеющие базовой подготовки, соответствующей вузовским требованиям. При этом сами абитуриенты в основу выбора своей будущей специальности весьма редко кладут действительный интерес к специальности — чаще всего такого интереса у них нет, а об особенностях избранной специальности они имеют смутное представление. Такое положение дел проявляется в пассивности обучаемых, недостаточном овладении практическими навыками, неумении студентов самостоятельно работать и т. п.
Важность исследования активности молодежи в вузе обусловлена тем, что вуз не только готовит к исполнению в будущем различных общественно-профессиональных ролей. Здесь наступает определяющая всю дальнейшую жизнь фаза активного социального функционирования личности как субъекта деятельности. Активная учеба, на наш взгляд, важное условие творческой и полноценной жизни. Только всесторонняя активность позволяет студентам из подверженного внешним манипуляциям объекта превратиться в субъекта процесса обучения. Развитие познавательной активности студентов в учебном процессе, поиск форм и методов обучения и воспитания, переход от массового, валового подхода в обучении и воспитании, к персонифицированному развитию творческих способностей с опорой на самостоятельную работу, на самовоспитание составляют основные направления в реформировании системы высшего образования с учетом сложившейся конкретно-исторической ситуации.
Одна из важнейших проблем высшей школы заключается в изыскании активных методов стимулирования учебно-познавательной деятельности студентов, так как высшее образование должно обеспечить человеку, прежде всего, раскрытие его духовных и физических потенций. Фактически это означает максимальную реализацию человеческого потенциала.
Выявление путей и методов совершенствования творческой личности, ориентированной на активное присвоение культурных ценностей, особенно актуальна для системы высшего образования как важнейшей социальной структуры. При этом не следует забывать, что учебно-воспитательный процесс в вузах не лишен недостатков, тормозящих активность и самостоятельность молодежи. Как показывает практика, высшая школа превращается в перегруженную материалом школу, где отдается предпочтение информационным программам. При этом происходит передача знаний, а не активное присвоение опыта поколений, сущность которого состоит в самостоятельном поиске знаний и решений проблем, в творческом труде в коллективах под руководством преподавателей.
Высшая школа на всех этапах своего развития в качестве основной цели рассматривала подготовку специалистов высшего класса, способных совершенствовать свои профессиональные качества, воспроизводить и расширять социальный опыт, накапливать и создавать новые ценности. Эффективность и качество подготовки специалистов во многом зависит от двух важных факторов: мотивационного, определяющего побуждения для приложения усилий молодежи в овладении знаниями, и фактора качества подготовки специалистов, зависящего от совершенства содержания образования, определении методологии и структуры обучения, формирования нового мышления профессорско-преподавательского состава в соответствии с требованиями социума.
Работа коллектива педагогического института должна быть подчинена задаче формирования высокопрофессиональной и творческой личности. Это предполагает воспитание у студентов умения самостоятельно работать, руководствоваться общими методологическими принципами, умения организации времени жизни. В связи с этим педагогический процесс в вузе становится все более сложным и многосторонним и требует глубокого понимания связей и отношений между субъектами, принимающими в нем участие.
Современное студенчество остро ощущает сохраняющуюся обедненность социальной практики молодежи, невозможность реализации новейших социальных инициатив, формализацию воспитательного процесса. Эти обстоятельства сковывают творческий поиск молодых людей. Студенты ждут от вузовских преподавателей сотрудничества, создания условий для совместной работы. Последнее указывает на желание обучающихся стать субъектам образовательного процесса, быть в этом процессе активными. Для этого преподавателям высших учебных заведений необходимо учитывать объективные условия развития общественных процессов.
Воспитание человека немыслимо без достаточной активности с его стороны, что предполагает глубокое и всестороннее исследование психолого-педагогических аспектов активизации студентов, выяснение основных факторов и механизмов побуждения к овладению накопленными знаниями. К исследованию проблемы активизации учебной деятельности обращались педагоги и психологи различных поколений, школ и систем: Б. Г. Ананьев, Д. Н. Богоявленский, A.A. Вербицкий, J1.C. Выготский, В. М. Вергасов, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, И. И. Ильясов, А. Я. Коменский, А. Н. Леонтьев, В. Я. Ляудис, А. К. Маркова, А. Маслоу, Т. А. Матис, А. Б. Орлов, A.B. Петровский, С. Л. Рубинштейн, С. Д. Смирнов, В. А. Сухомлинский, Н. Ф. Талызина, Д. Н. Узнадзе, К. Д. Ушинский, X. Хекхаузен, Т. Д. Цехмистрова, Г. И. Щукина, Д. Я. Эльконин и другие.
Система обучения и воспитания в том виде, в котором она существует, должна бы, по идее, не только передавать знания того или иного предмета, но, прежде всего, учить студента способам эффективного использования знаний в практической деятельности, то есть формировать способность находить нестандартные, оригинальные решения тех проблем и задач, которые встают на профессиональном пути специалиста.
Однако декларируемые задачи высшей школы на сегодняшний день до конца не решены, хотя давно сформулированы и обсуждаются в контексте проблемы активизации познавательной деятельности студентов, адаптации студентов к условиям обучения и воспитания в вузе. Это предполагает использование всех резервных возможностей личности студента, а также создание благоприятных социально-экономических, экологических и психолого-педагогических условий для полноценной учебной деятельности студента, наконец, для обретения будущим специалистом твердой уверенности в том, что его знания, его научный, творческий потенциал будут востребованы обществом.
Поскольку традиционная система организованного процесса обучения и воспитания не обеспечивает на должном уровне сформированности профессиональных умений и навыков, не обеспечивает процесса творческого овладения знаниями, к которому стремится сегодняшний студент и который способствовал бы его творческой активизации во всей учебно-воспитательной деятельности, следовательно, необходим иной подход к построению познавательной деятельности студентов в учебном процессе, в частности, по дисциплине «Плавание». Это и определило актуальность избранной темы диссертационного исследования.
Цель исследования: выявить и обосновать комплекс педагогических условий, обеспечивающих развитие учебно-познавательной активности личности студентов первого курса факультета физической культуры и спорта.
Объект исследования — процесс формирования активности студентов первого курса факультета физической культуры и спорта в учебно-познавательной деятельности.
Предмет исследования — педагогические и дидактические условия эффективного развития учебно-познавательной активности студентов факультета физической культуры и спорта.
Гипотеза исследования. При личностно-деятельностном подходе к обучению, соответствующем ему построении педагогического процесса и научной организации времени жизни у студентов вырабатывается потребность в учении, что положительно сказывается на качестве подготовки будущих специалистов. Развитие познавательной активности личности на занятиях по «Плаванию» будет эффективным, если:
— педагог ориентируется на личностно развивающий (ценностно-смысловой и ценностно-эмоциональный) потенциал коммуникативного взаимодействия преподавателя со студентами;
— структурообразующим основанием процесса развития учебно-познавательной активности студентов выступает модель, представляющая его целевой и содержательно-процессуальный аспекты в едином комплексе педагогических условий;
— пересматривается соотношение практических и семинарских занятий при широком использовании активных методов обучения (деловые игры, дискуссии);
— на занятиях специально рассматриваются и изучаются способы рационального использования времени жизнедеятельности.
Проблема, объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
1.Провести теоретико-методологический анализ разработанности проблемы познавательной активности студентов в учебном процессе.
2.Определить ведущие компоненты мотивационной структуры учебной деятельности студентов и стимулы активизации процесса познания.
3.Исследовать особенности организации времени жизни первокурсников и разработать программу улучшения организации времени жизнедеятельности.
4.Экспериментально проверить учебную программу по дисциплине «Плавание» для студентов первого курса с применением методов активизации учебно-познавательной деятельности.
5. Экспериментально проверить и обосновать теоретическую модель педагогических условий, обеспечивающих эффективное развитие учебно-познавательной активности личности студентов.
Методологической основой исследования явилась диалекти-ко-материалистическая теория познания и основные положения о человеке как субъекте деятельности, а также концепция личностно-деятельностного подхода и активного обучения.
Данный подход к исследуемой проблеме в соответствии с целями, задачами, особенностями предмета исследования предопределил и методы исследования: метод теоретического анализа проблемы на основе изучения психолого-педагогической и научно-методической литературыизучения и обобщения передового педагогического опытаэкспериментальная работа, включая статистическую обработку результатов констатирующего и формирующего экспериментов, анкетирование, тестирование, наблюдение, беседа, ретроспективный анализ собственного опыта, анализ реального педагогического процесса.
Исследование проводилось в Липецком государственном педагогическом институте на факультете физической культуры и спорта в 1995 — 1999 учебных годах.
На первом этапе (1995;96 гг.) велась теоретическая работа по определению теоретико-методологических основ учебной деятельности студентов, выявлялась степень научной разработанности проблемы, выделялись центральные блоки для поиска механизмов активизации учебно-познавательной деятельности студентов.
На втором этапе (1996;98 гг.) проводились эмпирические исследования, где проверялась гипотеза, определялась динамика изменений отношений студентов первого курса к учебной деятельности, уточнялись источники мотивации учения и взаимосвязи между ними, выявлялись условия оптимального педагогического воздействия на студентов.
На третьем этапе (1998;99 гг.) анализировались и обобщались результаты опытно-экспериментальной работы, осуществлялось текстовое оформление диссертационных материалов.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят:
— в разработке теоретической модели педагогических условий, пробуждающих личностный потенциал учебно-познавательной активности студентов на занятиях по дисциплине «Плавание» ;
— в разработке учебно-воспитательных целей и задач на занятиях по дисциплине «Плавание», обладающих развивающим потенциалом;
— в определении критериев эффективности развития учебно-познавательной активности предложенных условий, показателей уровня сформированности познавательной активности студентов.
В целом теоретическая значимость исследования обусловлена вкладом в разработку научных основ развития учебно-познавательной активности, уточняет представления о специфике этой активности в соответствии с личностной парадигмой .
Практическое значение исследования определяется разработанными и научно обоснованными рекомендациями по стимулированию учебной деятельности студентов. Предложен комплекс занятий по осмыслению студентами необходимости рациональной организации жизнедеятельности, которая существенным образом оптимизирует их учебно-познавательную деятельность.
Материалы, изложенные в диссертации, могут быть использованы в организации учебного процесса физкультурных и педагогических вузов, курсов, семинаров повышения квалификации учителей физической культуры.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается целостным подходом к изучаемой проблеме, использованием широкого спектра научных источников педагогического, психологического и методического характера, использованием взаимодополняющих и взаимоконтролирующих методов, соответствующих целям и задачам исследования, применением статистической обработки экспериментальных данных, положительными результатами опытно-экспериментальной работы.
На защиту выносятся:
1.Теоретическое обоснование структуры и иерархического построения механизмов активизации учебной деятельности студентов.
2.Апробированный комплекс педагогических средств и способов активизации учебно-познавательной деятельности студентов первого курса факультета физической культуры и спорта.
3.Адаптированная методика обучения студентов первого курса по дисциплине «» Плавание" .
4.Условия мотивирующей организации учебной деятельности студентов.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось путем личного участия автора в формирующем эксперименте как преподавателя педагогического вуза. В ходе работы над диссертацией автор выступал на научно-практических конференциях в Липецке (1996, 1997 гг.), Усмани (1997 г.), Кирове (1997 г.), Лебедяни (1999 г.).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Теоретический анализ проблемы активизации личности в процессе ее вузовского обучения позволяет сделать вывод, что познавательная активность — это социальное образование в деятельности, которое позволяет видеть и планировать процессы формирования движения, обеспечивающие становление, реализацию, развитие и видоизменение деятельности. Собственная познавательная активность субъекта может быть представлена как интегральное личностное свойство, влияющее на весь учебный процесс, одновременно выступающее как предпосылка и результат развития. Познавательная активность студента-первокурсника является важным фактором обучения и оказывает решающее влияние на профессиональную подготовку студентов.
Учение студента может рассматриваться как специфический вид человеческой деятельности. Эта деятельность направлена на самого студента как ее субъекта в плане совершенствования, развития, формирования его личности в процессе осознанного, целенаправленного присвоения им общественного опыта в ходе осуществления различных видов и форм общественно полезной, теоретической, практической активности. Деятельность студента направлена на освоение глубоких системных знаний, выступающих в качестве средств этой деятельности, и отработку обобщенных способов действий по адекватному и творческому применению этих средств в различных ситуациях.
Проведенное теоретическое исследование позволило нам рассматривать учебную деятельность как функциональный блок состоящий из пяти уровней:
Уровень отношений между преподавателями и студентами, а также между студентами в ходе совместной деятельности. От межличностных отношений зависит как поведение отдельных участников этой деятельности, так и его результаты. Кроме того, стиль отношений накладывает определенный отпечаток на психическое состояние. В свою очередь межличностные отношения зависят от особенностей поведения отдельных участников совместной деятельности, особенностей этой деятельности, психического состояния. Уровень поведения. Поведение зависит от статуса личностной структуры учебной группы и от всего прошлого опыта личности, его ценностных ориентаций, самооценки, понимания своих сильных и слабых сторон, на основе которых строится своеобразие учебной деятельности.
Уровень непосредственно учебной деятельности, качество которой зависит и от личности студента, и от личностных отношений, и доминирующих психических состояний. Но результаты деятельности сами влияют на межличностные отношения и формирование личности, а также на психические, функциональные состояния организма.
Уровень психических состояний. Он связан как с межличностными отношениями, поведением, деятельностью, так и с функциональным состоянием организма. Уровень физиологического обеспечивания психической деятельности. Функциональное состояние организма зависит от всех расположенных выше уровней, но от него (хотя и в неодинаковой степени) зависит функционирование всех «надсистем»: психического состояния деятельности, поведения, межличностных отношений .
Следовательно, особенностью учебной деятельности как иерархически организованной системы является подчиненность нижележащих уровней расположенным выше, цели которых определяют функционирование всей системы в целом.
Анализ учебной деятельности позволяет выделить круг факторов, влияющих на успешность обучения студентов в вузе, в числе которых назовем следующие: социально-психологическая готовность к обучениюучет индивидуально-возрастных особенностейдинамика развития личности под влиянием направленного обучения и воспитания в вузеновизна и практическая значимость изучаемого материала, его проблемное изложениеобучение первокурсников рациональным способам организации времени жизниобеспечение положительной мотивации учения и заинтересованных отношений между участниками учебно-познавательной деятельности.
В ходе нашей работы установлено, что развитие учебно-познавательной активности студентов первого курса включает в себя взаимосвязанный и целесообразный порядок сознательных действий и взаимодействий педагога и студентов с применением необходимых форм, средств и методов организации и самоорганизации познавательных ресурсов личности. Применение методов активизации учебно-познавательной деятельности обучаемых существенно изменяет как деятельность преподавателя, так и деятельность студентов в процессе обучения. Вместе с тем у студентов должна быть сформирована целостная система представлений о своих возможностях, умения их реа-лизовывать и контролировать.
Система преподавания в вузе должна создавать оптимальные условия для развития учебно-познавательной активности студентов, которая может быть обеспеченна лишь целой системой разнообразных методических форм, последовательно подводящих студентов к уровню саморегулирующейся учебной деятельности и к возможности эффективной самостоятельной работы. В своей работе преподавателю необходимо использовать средства неспецифического воздействия, целью которых является создание в группе благоприятного психологического климата .
Особое значение при активном методе обучения приобретает авторитет преподавателя, так как без него теряют силу все остальные способы воздействия. Основная особенность авторитета преподавателя при активном методе обучения состоит в том, что он формируется без проявления авторитарности, на основе совместной деятельности преподавателя и студентов. Отношения преподавателя и студентов основываются на взаимном доверии и уважении. Использование активных методов расширяет возможности вариативных проявлений требовательности при отсутствии авторитарности преподавателя.
Условиями успешной организации и проведения занятий в процессе активизации учебной деятельности студентов являются :
• создание дидактических условий, побуждающих первокурсников к взаимодействию с преподавателем и другими студентами, к активному использованию всех имеющихся у них знаний для решения учебных задач;
• совершенствование мастерства преподавателя в организации учебной деятельности с созданием зон опережающего развития познавательной активности и изучением исходного уровня;
• ознакомление студентов со способами эффективного использования времени жизнедеятельности, что активизирует их познавательную деятельность и ускоряет адаптационный период вхождения в вузовский образовательный процесс;
• демократизация отношений педагогов и студентов как равноправных и равноответственных субъектов вузовского образовательного процесса, что позволяет оперативно реагировать на неустойчивое, дискретное включение обучаемых в организацию познания, закреплять и развивать приемы и способы ритмичной, продуктивной, целесообразной работы.
Необходимым условием активизации познавательной деятельности студентов является формирование у них положительных, устойчивых личностных качеств, личностного отношения к профессии, навыков интеллектуального труда. Движущей силой его действия является перспектива совершенствования собственной личности, развитие способностей, расширение спектра возможностей, самостоятельность, более высокий уровень умений и т. д.
Обучение умению организации времени жизни способствует перестройке самосознания студентов. Овладевая собственной способностью осознавать и организовывать временные свойства жизнедеятельности, студент получает известную власть над текущим моментом, произвольно упорядочивая цели и задачи жизнедеятельности в ходе реализации обобщенной системы способов ее смысловой и временной организации. Твердо установленный режим жизнедеятельности с ритмической сменой ее видов, с продуманной скоростью и периодикой социального становления личности выступает как условие активизации учебно-познавательной деятельности.
Полученные данные свидетельствуют, что формирование навыков организации времени жизни у студентов первого курса может быть обеспечен при использовании целой системы разнообразных методических форм, последовательно подводящих студентов к уровню саморегулирующейся учебной деятельности. Это предполагает организацию систематической, кропотливой работы по совершенствованию таких характеристик учебно-познавательной деятельности, как целеустремленность, организованность, оперативность.
Результаты обучения показывают, что при целенаправленном педагогическом воздействии задача организации времени жизни начинает восприниматься как личностно значимая, происходят некоторые сдвиги в освоении умений конструировать ближайшую временную перспективу. В процессе работы мы обнаружили одну из главных трудностей овладения когнитивными аспектами организации времени жизни — умение связывать все операции и действия с личностно значимыми образованиями: со смыслами, целеполаганием, ценностными ориентациями. На наш взгляд, сам факт обучения умению организации времени жизни способствует перестройке самосознания студентов.
Развитие потребностно-мотивационной сферы студента также оказывает существенное влияние на весь процесс генезиса психологической системы учебной деятельности студентов, повышает учебную активность, способствует качественной профессиональной подготовке будущих специалистов.
Исследования показывают, что наиболее мотивирующей является такая организация познавательной деятельности, при которой используются формы и методы активного обучения, позволяющие студентам проявить такие качества как самостоятельность и инициативность. Применяемые методы способствуют проявлению широкого диапазона положительных переживаний: осознание собственного роста, радость овладения новыми способами учебной деятельностиудовлетворение процессом познанияощущение собственного успехачувство собственного достоинства. Развитие мотивационной сферы первокурсников обеспечивает успешность реализации их учебных целей при создании ситуации успеха. Важным психологическим показателем перестройки всей мотивационной сферы личности является расширение спектра побуждений, появление потребности в творческом достижении, контактном взаимодействии, сотрудничестве. При этом показателями новообразований в мотивационной сферы является не общее возрастание положительного отношения к учению, а качественное изменение отдельных сторон, усложнение их отношений.
В результате теоретического исследования и педагогического эксперимента были определены основные условия способствующие формированию мотивации познавательной деятельности студентов, это: создание дидактических условий, побуждающих первокурсников к активному использованию всех имеющихся у них знаний для решения учебных задачпревышение уровня сложности модели над уровнем подготовки студентовсоздание ситуации успеха в учебно-познавательной деятельности студентов .
В ходе исследовательской работы нами выделены следующие критерии познавательной активности: потребность в познании и мотивация учебной деятельностивключенность в учебно-познавательную деятельностьсаморегуляция в процессе учебно-познавательной деятельностипознавательная самостоятельность и глубина знанийэмоциональная удовлетворенность процессом и результатами познавательной деятельности.
Обобщенные данные о результатах исследования проблемы позволили сформулировать основные принципы активизации учебно-познавательной деятельности студентов.
1. Учебная деятельность студентов должна основываться на принятой субъектом цели, иметь практическую направленность .
2.Обеспечение успеха в познавательной деятельности студентов, удовлетворение потребности в признании и поощрении, формирование адекватной самооценки.
3.Предоставление студентам возможности продемонстрировать свои способности и личную значимость.
4.Обучать в деятельности, увеличивая этим силу, надежность и оперативность обратной связи.
Предложенная структура учебной деятельности студентов позволяет не только изучить содержание учебного материала, но и осознать его ценность, включиться в систему активных действий. Применение экспериментальной методики в учебном процессе обеспечило значительные продвижения в формировании у студентов факультета физической культуры и спорта наиболее значимых профессиональных умений, знаний и навыков, и главная роль в этом принадлежит методам активизирующих познавательную деятельность обучающихся. Активизация познавательной деятельности приводит к изменению позиций студентов в учебном процессе, представляющем собой объединение тех компонентов, которые способствуют развитию обучающихся и педагогов в их непосредственном взаимодействии. Активная форма деятельности означает не только возможность реализации основных отношений исходной деятельности, но и предполагает порождение отношений, выходящих за рамки первоначальных .
Таким образом, повышение учебно-познавательной активности студентов — это пролонгированный процесс, который может быть обеспечен лишь целой системой разнообразных методических форм, последовательно подводящих студентов к уровню саморегулирующейся учебной деятельности и к возможности эффективной самостоятельной работы.
Список литературы
- Абдулина O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. -М.: Просвещение, 1990. — 141 с.
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности.-М.: Наука, 1980. 335 с.
- Абульханова-Славская К. А. Диалектика человеч. жизни: Соотношение философ., методолог, и конкретно-науч. подхода кпроблеме индивида. М.: Мысль, 1991. — 224 с.
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. — 299 с.
- Активность // Педагогическая энциклопедия. Т.1. -М.: Сов. энциклопедия, 1964. С. 61- 63.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. 380 с.
- Анастази И.А. Психологическое тестирование. М.: Педагогика, 1982. — 318 с.
- Ангеловски К. Учителя и инновации. М.: Просвещение, 1991. — 158 с.
- Андросюк Е. Самостоятельная работа студентов: Организация и контроль // Высшее образование в России 1995. — № 4. -С. 59−63.
- Ю.Антипина Г. С. Изучение младших групп в социологии и социальной психологии. JI.: ЛГУ, 1976. — 58 с.
- Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX века / Сост. П. А. Лебедев. М.: Педагогика, 1990. — 608 с.
- Анцыферова Л.И. Методологические проблемы формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. — 365 с.
- Аристова А.П. Активность учения школьника. М.: Просвещение, 1968. — 139 с.
- Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: МГУ, 1984. — 104 с.
- Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности.- М.: Мысль, 1976. 158 с.
- Аскин Я.Ф. Проблема времени. Ее философское истолкование. М.: Мысль, 1966. — 200 с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно воспитательного процесса: Метод, основы. — М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
- Бабушкин Г. Д. Актуальные проблемы профессионального становления и воспитания специалистов по физической культуре и спорту // Теория и практика физической культуры. 1991.- № 7. С.11−15.
- Бабушкин Г. Д. Психологические основы формирования профессионального интереса к педагогической деятельности. -Омск: ОГИФК, 1990. 185 с.
- Багрова Н.Д. Фактор времени в восприятии человеком. Л.: Наука, 1980. 95 с.
- Баранов С.П. Сущность процесса обучения. М.: Просвещение, 1981. — 143 с.
- Батищев Г. С. Деятельностная сущность человека как философский принцип. // Проблема человека в современной философии. М.: Наука, 1969. — С.73−144.
- Бедениктов Б.А., Бенедиктов С. Б. Психология обучения и воспитания в высшей школе. Минск: Высш. шк., 1983. 224 е., ил.
- Берак О.Л., Туторская Н. В. Пути формирования эмоциональной регуляции личности студента // Вестник высшей школы, 1987. № 1. — С.33−38.
- Беспалько В.П. Материальное стимулирование педагогического труда, необходимость возможности, перспективы // Магистр, 1996. № 2. — С.29.
- Беспалько В.П., Татур Ю. Г. Системно методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. — М.: Высш. шк., 1989. — 141 е., ил.
- Бехтеров В.М. Объективная психология / Сост. В. А. Кольцова. М.: Наука, 1991. — 480 с.
- Бибрих P.P. Мотивационные аспекты адаптации студентов к учебному процессу // Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе. Кишинев: Штинца, 1990. — С.17−29.
- Бойко В.В. Энергия эмоций и общений: взгляд на себя и других. М.: ИИД Филингъ, 1996, — 472 с.
- Брихцин М. Воля и волевые качества личности // Психология личности в социалистическом обществе. М.: Наука, 1989. — С.134−145.
- Брудный В.И. Адаптация студентов младших курсов вуза. -М.: НИИВШ, 1975. 36 с.
- Брунер Дж. Психология познания. М.: Прогресс, 1977. -412 с.
- Ведин Ю.П. Познание и знание. Рига: Зиматне, 1983. 309 с.
- Вейт М.А., Бугаков П. Г. Самостоятельная работа студентов- основа непрерывного профессионального самосовершенствования // Материалы IV обл. науч. конференции. Лебедянь, 1999. — С.103−106.
- Вейт М.А., Бугаков П. Г. Факторы, определяющие познавательную активность студентов // Аксиологические основы современной педагогики. Сб. науч. трудов ЛГПИ. Липецк, 1997. — С.55−61.
- Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М.: МГУ, 1982. 336 е., ил.
- Вербицкий A.A. Активное обучение в высшей школе. М.: Высш. шк., 1991. — 207 е., ил.
- Вербицкий A.A., Бакшаева И. А. Проблема трансформации мотивов в контекстном обучении // Вопросы психологии, 1997.- № 3. С.12−22.
- Вергасов В.М. Активизация познавательной деятельности студентов в высшей школе. Киев: Вища школа, 1985. -175 с.
- Вилюнас B.K. Психологические механизмы биологической мо тивации. М.: МГУ, 1986. — 207 с.
- Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В Петровского. М.: Просвещение, 1979. — 188 е., ил.
- Волков Ю.Е. Общественная активность масс сущность некоторые проблемы развития // Вопросы философии. — 1981- № 4. С.39−51.
- Вопросы психологии познавательной деятельности учащихся Сб. трудов / Под ред. Н. Ф. Добрынина М.: МГПИ, 1974. 191 с.
- Вопросы психологии познавательной деятельности школьни ков и студентов: Сб. МГПИ. М.: МГУ, 1988. — 164 с.
- Вузовское обучение: проблемы активизации / Под ред. Б. В Бокунья, И. Ф. Харламова. Минск., Университетское, 1989- 110 с.
- Вульфов Б.З., Иванов Д. В. Основы педагогике в лекциях ситуациях, первоисточниках. -М.: УРАУ, 1997. 349 с.
- Выготский JI.C. Педагогическая психология / Под ред. В. В Давыдова. М.: Педагогика, 1991. — 479 с.
- Выдрин В.М. и др. Физическая культура студентов вузов Учеб. пособие. Воронеж, ВГУ, 1991. — 128 с.
- Габай Т.В. Педагогическая психология: Учеб. пособие. М.: МГУ, 1995. -160 с.
- Гарифьянов P.C. Психолого педагогические основы руко водства самовоспитанием студентов. — Казань: КГУ, 1978. 148 с.
- Головатый Н.Ф. Студент: путь к личности. М.: Мол гвардия, 1982. — 142 с.
- Головаха Е.И., Кроник A.A. Психологическое время личности. Киев: Наукова думка, 1984. — 208 с.
- Голомшток А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника. М.: Педагогика, 1979. — 160 с.
- Горшкова В.В. Формирование активности личности школьника // Методологические и теоретические проблемы активизации учебно-познавательной деятельности в свете реформы школы. Л.: ЛГПИ, 1986. — С.29.
- Горюнова Т.А., Королева И. Ш. Путь к профессии учителя. -М.: Знание, 1981. 96 с.
- Громова М.Т. Педагогика образования взрослых. М.: Просвещение, 1995. — 420 с.
- Грудницкий П.Г. Советы студентам высших технических учебных заведений. М.: Высш. шк., 1972. — 121 с.
- Давыдова Г. А. Творчество *и диалектика. М.: Наука, 1976. — 175 с.
- Данилов М.А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения // Советская педагогика. 1961. — № 8. — С.32−42.
- Демин М.В. К вопрову о соотношении понятий «деятельность», «активность», «поведение». // Вестник МГУ. Сер. Философия. 1975. -№ 5. — С.11−22.
- Джидарьян И.А. Эстетическая потребность. М.: Наука, 1976. — 191 с.
- Дмитриева М.С. Управление учебным процессом в высшей школе. Новосибирск: Изд-во Новосибир. Ун-та, 1971. -118 с.
- Днепров В.Д. Идеи и формы времени. Л.: Советский писатель, 1980. — 598 с.
- Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. М.: Педагогика, 1989. — 160 с.
- Дьяченко М.И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск: БГУ, 1976. — 174 с.
- Дьяченко М.И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы: особенности деятельности студентов и преподавателей. Минск: БГУ, 1978. 334 с.
- Евсеев С.П. и др. Специальное профессиональное образование в вузах физической культуры в современных условиях: (проблемы, технологические решения) / Теория и практика физической культуры. 1996. — № 8. — С.2−4.
- Елютин В.П. Высшая школа общества развитого социализма. М.: Высшая школа, 1980. — 560 с.
- Емельянов Ю.Н. Активное социально психологическое образование. — Л.: ЛГУ, 1985. — 167 с.
- Ершов А.А. Взгляд психолога на активность человека. М.: Луч, 1991. 159 с.
- Есарева З.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. Л.: ЛГУ, 1974. — 112 с.
- Жарова Л.В. Управление самостоятельной деятельностью учащихся. Л.: ЛГПИ, 1982. — 74 с.
- Журавлев А.Л. Коммуникативные качества личности руководителя и эффективность руководства коллективом // Психологический журнал. 1983. — Т.4. — № 1.- С.24−34.
- Журавлев В.М. Педагогика в системе наук о человеке. М.: Педагогика, 1990. 164 с.
- Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982. — 160 с.
- Зимичева A.M. Учимся учиться. JI.: Лениздат, 1990. 2 05 с., ил.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. -Ростов-на-Дону.: Финикс, 1997. 480 с.
- Зимченко П.И. Непроизвольное запоминание. М.: Изд. АПН, 1961. — 562 с.
- Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежной. М.: Педагогика, 1972.- 351 с.
- Ильясов И.И. Структура процесса учения. М.: МГУ, 1986.- 200 с.
- Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. М.: Педагогика, 1991. — 240 с.
- Каган М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). М.: Политиздат, 1974. — 328 с.
- Казаренко В.И., Березовин Н. А. Внеаудиторная работа как средство повышения эффективности профессиональной подготовки будущих учителей. // Педагогика высшей и средней специальной школы: Межвуз. сборник. Вып.4. -М., 1990. -С.28−33.
- Кан-Калик В. А. Восхождение к студенту // Вестник высшей школы. 1987. № 3. — С.8−9.
- Кант И. Критика чистого разума. М.: Мысль, 1994. — 591 с., ил.
- Каргаполов Е.П. Актуальные вопросы теории непрерывного физкультурного образования (к постановке проблемы). //
- Теория и практика физической культуры, 1990. № 7. С.10−13 .
- Карпухин О.И., Куценко В. А. Студент сегодня специалист завтра. — М.: Мол. гвардия, 1983. -144 с.
- Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Арена, 1994. — 223 с.
- Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. -М.: Наука, 1989. 192 с.
- Ковалев В.И. К проблеме мотивов // Психологический журнал, Т.2 1981. — С.29−44.
- Когнитивное обучение: современное состояние и перспективы. / Под ред. Т. Галкиной, Э. Лоарера. -б-е изд.-М.: «Институт психологии РАН», 1997. -2 96 с.
- Колесников Л.Ф. и др. Эффективность образования. М.: Педагогика, 1991. — 272 с.
- Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. -М.: Политиздат, 1984. 363 с.
- Коротяев Б.И. Учение процесс творческий. — М.: Просвещение, 1989. — 159 с.
- Коршунов A.M. Диалектика социального познания. М.: Политиздат, 1988. — 382 с.
- Коршунов A.M. Отражение, деятельность, познание. М.: Политиздат, 1979. — 216 с.
- Коршунов A.M. Познание и деятельность. М.: Политиздат, 1984, — 142 с.
- Краткий словарь учителя. М.: Просвещение, 1968. 480 с.
- Крупнов А.И. Психологические проблемы исследования активности человека. // Вопросы психологии, 1984. № 3. -С.25−33.
- Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: ЛГУ, 1970. — 114 с.
- Кулько В.А., Цехмистрова Т. Д. Формирование у учащихся умений учиться. М.: Просвещение, 1983. — 80 с.
- Кулюткин Ю.Н. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся. М.: Педагогика, 1971. -111 с.
- Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г. С. Исследование познавательной деятельности учащихся вечерней щколы: Самоорганизация познавательной активности личности как основа готовности к самообразованию. М.: Педагогика, 1977. — 152 с.
- Лазурский А.Ф. Избранные труды по психологии. М.: Наука, 1997. — 446 с.
- Лебедев В.И. Психология управления. М.: Агропромиздат, 1990. — 176 с.
- Легостаев Г. Н. Изучение психической саморегуляции на факультете физической культуры // Теория и практика физической культуры. 1991. — № 7. — С.50−51.
- Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М.: Наука, 1980. — 356 с.
- Леонтьев A.A. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. — 300 с.
- ПО.Леонтьев A.A. Психология общения. М.: Смысл, 1997. -365 с.
- Ш. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. Т.1,2. М.: Педагогика, 1983. — Т.2. — 318 с.
- Лернер И.Я. Поиск доказательств и познавательная самостоятельность учащихся. // Советская педагогика, 1974. -№ 7. С. 19−28.
- Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980. — 96 е., ил.
- Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1988. — 398 с.
- Лингарт Й. Процесс и структура человеческого учения. -М.: Прогресс, 1970. 683 с.
- Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения // НИИ общ. и пед. психологии АПН СССР, М.: Педагогика, 1986. — 143 с., ил.
- Лисовский В.Т. Личность студента. Л.: ЛГУ, 1974. 184 с.
- Лисовский В. Т. Советское студенчество: Социологические очерки. М.: Высш. шк., 1990. — 302 с.
- Лубышева Л.И., Грузных Г. М. О программных основах вузовского физкультурного воспитания // Теория и практика физической культуры.-1990. № 3. — С. 42−44.
- Лук А. Н. Эмоции и личность. М.: Знание, 1982. — 175 с. ил.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. — 448 с.
- Люблинская А.А. Детская психология. Учеб. пособие для вузов. М.: Просвещение, 1971. — 415 с.
- Магун B.C. Потребности и психология социальной деятельности личности. JI.: Наука, 1983. — 176 с.
- Максимова В.И. Познавательный интерес и проблемное обучение // Вопросы психологии, 1973. № 4. — С. 84 -91.
- Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990. — 192 с.
- Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. -96 с.
- Маслов В.И., Зволинская И. Н. Высшее физкультурное образование сегодня и завтра // Теория и практика физической культуры.-1990. № 12. — С. 2 — 10.
- Маслова Н.Ф. Пути рационального использования времени в учебно воспитательном процессе. — Курск.: КГПИ, 1987.
- Махмутов М.И. Проблемное обучение. М.: МГУ, 1975. -280 с.
- Методические рекомендации по организации самостоятельной работы учащейся молодежи / Под ред. М. И. Старова, В. М. Юрьева. Тамбов.: ТГПИ, 1990. — 89 с.
- Методы активизации познавательной деятельности студентов / Под ред. Ю. Е. Бушуев. Киев.: УМК Во при Минвузе УССР, 1990. — 168 с.
- Менчинская H.A. Проблемы учения и умственного развития школьника: Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1982. — 218 с.
- Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. М.: Педагогика, 1991. — 152 с.
- Михеев В.И. Методика получения и обработки экспериментальных данных в психолого-педагогических исследованиях.- М.: Изд-во ун-та дружбы народов, 1986. 83 с.
- Мишбиц Е.И. Психология основы управления учебной деятельности. Киев.: Вища школа, 1987 — 214 с.
- Мышление учителя: Личностные механизмы и понятийный аппарат / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1990. — 104 с.
- Наумов Ю.К. Активность субъекта в познании. М.: Мысль, 1969. — 88 с.
- Наумченко И.Л. Самостоятельный учебный труд студентов. -Саратов.: СГУ, 1984. 148 с.
- Натанзон Э.Ш. Психологический анализ поступков ученика.- М.: Просвещение, 1991. 126 с.
- Неверкович С.Д., Дятковская И. С. Методы и средства активизации познавательной деятельности: деловые игры, учебно- познавательные задачи. М.: ГЦОЛИФК, 1988. — 66 с.
- Неверкович С.Д., Киршева Н. В. Теоретические аспекты дидактических игр в подготовке специалистов ИФКах // Теория и практика физической культуры, 1990. № 12. — С. 14 -17.
- Низамов P.A. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов. Казань.: Изд. Казан, ун-та, 1975. — 302 с.
- Николов Л. Структура человеческой деятельности. М.: Прогресс, 1984. — 175 с.
- Новое педагогическое мышление / Под ред. A.B. Петровского. М.: Педагогика, 1989. — 280 с.
- Ньютон И. Математические начала натуральной философии // А. Н. Крылов. Собр. Трудов. Т.7 М.: Изд. АН СССР, 1936. — 696 с.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. / Под ред. Н. Ю. Шведовой. М.: Русский язык, 1986. — 797 с.
- Оконь В. Основы проблемного обучения. М.: Просвещение, 1968. — 208 с.
- Орлов А.Б. Проблемы перестройки психолого педагогической подготовки учителя // Вопросы психологии, 1988. № 1. — С. 31−34.
- Орлов М.М., Волков Г. И. Проблемы первого курса высшей школы. Киев, Вища школа, 197 0. — 113 с.
- Орлов Ю.М. Психологические основы воспитания и самовоспитания. М.: Высш. шк., 1989. — 62 с.
- Осницкий А.К. Проблема Исследования субъективной активности // Вопросы психологии. 1996. — № 1. — С. 5−20.
- Основы математической статистики: Учеб. пособие для ин-тов ФК / Под ред. B.C. Иванова. М.: Физкультура и спорт, 1990. — 176 с.
- Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. A.B. Петровского. М.: МГУ, 1986. — 303 с.
- Основы педагогического мастерства / Под ред. И.А. Зязю-на. М.: Просвещение, 1989. — 302 с. 155.0хотина JI.T. Психологические основы урока. М.: Просвещение, 1977. — 96 с.
- Педагогический словарь Т.1 / Под ред. И. А. Капрова. -М.: АПН, 1960. 774 с.
- Педагогическое стимулирование нравственного развития и познавательной активности школьников. Киров- Йошкар-Ола, 1975. — 116 с.
- Петровский A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. — 256 с.
- Петровский В.А. Личность в психологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 512 с.
- Петровский В.В. и др. Особенности интеграции физкультурного образования с наукой и практикой физкультурного движения // Теория и практика физической культуры.-1990. № 4. С. 11−12.
- Пискунов М.У. Организация учебного труда студентов. Минск.: Изд. БГУ, 1982. 142 с.
- Платонов В.В. Актуальные проблемы высшей школы и пути перестройки физкультурного образования // Теория и практика физической культуры.-1990. № 4. — С. 5−10.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. — 225 с.
- Подольный Р.Г. Освоение времени. М.: Политиздат, 198 9. — 143 с.
- Познавательная активность в системе процессов памяти / Под ред. H.И. Чуприковой. М.: Просвещение, 1989. 192 с.
- Практическая психология для преподавателей / Под ред. М. К. Тутушкиной М.: Филинг, 1997. — 328 с.
- Прангшвили A.C. Психологические очерки Тбилиси.: Мец-ниереба, 1975. — 111 с.
- Проблемы повышения успеваемости и снижения отсева студентов. Л.: ЛГУ, 1983. — 183 с.
- Психологические и психофизиологические особенности студентов / Под ред. Н. М. Пейсахова. Казань, 1977. 290 с.
- Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе / Под ред. А. Коссаковски. М.: Педагогика, 1981. — 224 е., ил.
- Психология и педагогика: курс лекций / Под ред. К. А. Абульханова и др. М.: Совершенство, 1998. — 320 с.
- Психология познания в процессе обучения: Межвуз. сборник научных трудов. Л.: ЛГПИ, 1981. — 123 с.
- Психология. Словарь / Под общ. ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
- Психология труда и личности учителя: Сб. научных трудов / Под ред. А. И. Щербакова. Л.: ЛГПИ, 1977. — 132 с.
- Психология эмоций / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппен-рейтер. М.: МГУ, 1984. — 288 с.
- Пунский В.Д. Азбука учебного труда: Обобщение передового педагогического опыта. М.: Просвещение, 1988. — 144 с.
- Развитие творческой активности студентов: опыт, проблемы, перспективы / Под ред. B.C. Рахмакин. Воронеж.: Изд-во ВГУ, 1991. — 160 с.
- Развитие творческой активности студентов: опыт, проблемы, перспективы. Сб. научных трудов. М.: НИИВШ, 1990. -172 с.
- Раченко И.П. НОТ учителя. М.: Просвещение, 1982. 208 с.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании М.: Владос, 1996. — 528 с.
- Рубинштейн C. J1. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. — 423 с.
- Руководство самообразованием школьников / Под ред. Б. Ф. Райский, М. Н. Скаткин М.: Просвещение, 1983. — 143 с.
- Серов H.К. Время и мы. JI.: Лениздат, 1980. — 128 с.
- Серов Н.К. Личность и время. Л.: Лениздат, 1989. 256 с.
- Серов Н.К. Процессы и мера времени: Проблема методологии структурно-диахронического исследования в современной науке. -Л.: Наука, 1974. 191 с.
- Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М.: Педагогика, 1986. — 150 с.
- Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1984. — 95 с.
- Слабодчиков В.И., Исаев Е. И. Психология человека. М.: Школа-Пресс, 1995. — 384 с.
- Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. — 160 с.
- Смирнов М.И. Проблемы педагогической психологии Киров.: Изд. Киров, пед. ин-та, 1994. — 41 с.
- Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Аспект-Пресс, 1995. — 271 с.
- Смирнов С.Д. Психология образования: проблема активности психического отражения, М.: МГУ, 1985. — 231 е., ил.
- Совершенствование процесса обучения будущих учителей физического воспитания: Межвуз. сборник научных трудов. -Пермь.: ПГПИ, 1980. 151 с.
- Социальные и психологические проблемы целевой интенсивной подготовки специалистов / Под ред. В. П. Трусова J1.: ЛГУ, 1989. — 160 с.
- Социально-психологический климат коллектива и личности / Под ред. В. В. Бойко М.: Мысль, 1983. — 207 е., ил.
- Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972. — 303 с.
- Станкевич Н.Г. Роль личностного отношения в профессиональном становлении учителя // Материалы IV обл. научной конференции. Лебедянь, 1999. — С.145−146.
- Станкин М.И. Психолого-педагогические основы физического воспитания. М.: Просвещение, 1987. — 224 е., ил.
- Становление личности в различных образовательных системах: интеграционно-технологические аспекты / Под ред. Н. Ф Масловой Орел.: Изд-во Орлов, пед. ин-та, 1997.- 110 с.
- Структура познавательной деятельности. Межвуз. сб. научных трудов Владимир, ВГПИ, 1989. — 232 с.
- Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. -Киев.: Радянька школа, 1975. 236 с.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: МГУ, 1984. 344 с.
- Телегина Э.Ю. Психологическая саморегуляция творческой мыслительной деятельности и проблема ее развития в обучении // Вопросы психологии познавательной деятельности школьников и студентов. Межвуз. сб. научных трудов. М.: МГПИ, 1988. — С.33−53.
- Титма М.Х. Выбор профессии как социальная проблема. М.: Мысль, 1975. 198 с.
- Трубников H.H. Время человеческого бытия. М.: Наука, 1987. — 255 с.
- Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. — 451 с.
- Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. -И.: Педагогика, 1990. 192 с.
- Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 Т. Т.1. / Под ред. А. И. Пискунова. М.: Педагогика, 1974. — 584 с.
- Формирование учебной деятельности студентов / Под ред. В. Я. Ляудис. М.: МГУ. 1989. — 240 с.
- Учителям и родителям о психологии подростка / Под ред. Г. Г. Аркелова. М. Высш. шк., 1990. — 304 е., ил.
- Харламов И.Ф. Закономерности познавательной деятельности как основа активизации учения студентов // Вузовское обучение. Минск.: 1989. — С. 32−49.
- Харламов И.Ф. Как активизировать учение школьников. Минск, Народная асвета, 1975. 208 с.
- Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. В Т.2. Т.1. / Под ред. Б. М. Величковского М.: Педагогика, 1986. — 408 с.
- Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис М.: МГУ, 1981. -304 с.
- Черевко И.М. Организация времени жизни студентов как фактор учебно-познавательной активности // Теория и практика управления процессом непрерывного педагогического образования Усмань, 1997. — С. 55−60.
- Черевко И.М. Психология формирования фиксированной установки на учительскую профессию // Сборник научных трудов Липецк.: ЛГПИ, 1991. — С. 51−57.
- Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека М.: Логос, 1996. — 320 е., ил.
- Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982. — 208 с.
- Шевадрин Н.И. Социальная психология в образовании. М.: ВЛАДОС, 1995. — 54 4 е., ил.
- Штарке К. Студенты. Становление личности. М.: Прогресс, 1982. — 136 с.
- Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979. 160 с.
- Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1986. — 144 с.
- Элькин Д.Г. Восприятие времени. М.: Наука, 1962. 311 с.
- Эйнштейн А. Собрание научных трудов. Т.1. М.: Наука, 1965. — 700 с.
- Эсаулов А.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов. М.: Высшая школа, 1982. — 223 е., ил.
- Юнг К. Г. Психология бессознательного. М.: Канон, 1994. — 320 с.
- Якобсон Я.М. Психологические проблемы мотивации поведе ния человека. М.: Просвещение, — 1969. — 316 с.
- Якунин В. А. Психология учебной деятельности студентов Учеб. пособие. М.: Знание, 1994. — 213 с.
- Ярошевский М.Г. Проблемы научного творчества в современ ной психологии. М.: Наука, 1971. — 334 с.