Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование и оценка качества системы внутреннего контроля кредитной организации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ действующей в настоящее время системы внутреннего контроля в ряде коммерческих банков показал, что она нуждается в существенном совершенствовании. Необходимая информация для контроля и анализа доводится до руководства с опозданием, когда уже сложно повлиять на эффективность деятельности и предотвратить потери. Кроме того, ряд положений нормативных актов в данной области не соответствует… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические аспекты понятия и сущности системы внутреннего контроля кредитной организации
    • 1. 1.1. Понятие и сущность системы внутреннего контроля кредитной организации
      • 1. 2. Система внутреннего контроля как элемент корпоративного управления кредитной организации
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Основы формирования и оценки качества системы внутреннего контроля кредитной организации
    • 2. 1. Основные элементы, формирующие систему внутреннего контроля кредитной организации
    • 2. 2. Подходы к оценке качества системы внутреннего контроля: российский и зарубежный опыт
  • Выводы по второй главе
  • Глава 3. Разработка алгоритма совершенствования оценки качества системы внутреннего контроля кредитной организации
    • 3. 1. Рекомендации по уточнению методики Банка России для оценки качества системы внутреннего контроля кредитной организации
    • 3. 2. Апробация рекомендаций по уточнению методики Банка России для оценки качества системы внутреннего контроля кредитной организации
  • Выводы по третьей главе

Формирование и оценка качества системы внутреннего контроля кредитной организации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Мировое банковское сообщество последние десятилетия все больше внимания уделяет организации систем внутреннего контроля, поскольку эффективно организованная система внутреннего контроля способна своевременно выявлять и предотвращать проблемы, приводящие к существенным убыткам банковских учреждений. Качественная система, внутреннего контроля является необходимым условием надежного функционирования не только отдельного банка, но и финансовой системы страны в целом.

Необходимость построения более качественных систем корпоративного управления и внутреннего контроля кредитных организаций осознана и в России. На сегодняшний день банковская система Российской Федерации переживает важнейший этап её реформирования. В условиях изменяющегося законодательства, определяющего принципиально новые подходы к ведению и регулированию банковского бизнеса, важным становится, повышение качества корпоративного управления в кредитных организациях. Коммерческие банки сегодня должны обладать новыми технологиями и формализованными процедурами управления для укрепления позиций на рынке в условиях возрастающей конкуренции. Важным аспектом при этом становится совершенствование систем внутреннего контроля. В стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года указано, что одним из, важнейших направлений в сфере банковского регулирования, и надзора является «обеспечение функционирования системы раннего реагирования, и применения комплексной, оценки деятельности кредитных организаций, включающей оценку качества управления и внутреннего контроля"1. В сфере.

1 О стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года: заявление Правительства РФ № 983п-П13, Банка России N 01−01/1617 от 05 апреля 2005 г. // Вестник Банка России. -2005. -№ 19. корпоративного управления в кредитных организациях особое внимание необходимо уделить повышению качества систем внутреннего контроля.

Система внутреннего контроля кредитной' организации, безусловно, является одной из важнейших частей системы — корпоративного управления, котораясориентирована на повышение эффективности ее деятельности. Внутренний контроль призван оптимизировать противоречия между интересами акционеров и учредителей, менеджмента, клиентов и контрагентов организации.

Система внутреннего' контроля предполагает организацию непрерывного наблюдения за количественными и качественными индикаторами степени стабильности и уязвимости кредитных организаций. Оперативное принятие регулирующих мер для своевременной корректировки уровня подверженности банковским рискам, способным привести к снижению прибыльности и эффективности деятельности субъектов, является одним из направлений внутреннего контроля.

Значение рациональной организации системы, внутреннего контроля, которое невозможно переоценить, определено большим числом банковских рисков, присущих деятельности кредитных организаций. Специфика банковских рисков заключается в том, что они сопутствуют всем операциям, осуществляемым кредитными организациями. Развитие кредитных организаций требует повышениякачества управления рисками. Для этого банкам следует: «реализовать рекомендации Базельского комитета по банковскому надзору, а также применяемые в международной банковской практике методы управления рисками, включая экономико-статистические оценки вероятности неблагоприятных для банка событий и методы стресс-тестированияобеспечить постоянный мониторинг рисков, добиваться эффективного функционирования систем управления и внутреннего контроля"2.

2 Там же.

Анализ действующей в настоящее время системы внутреннего контроля в ряде коммерческих банков показал, что она нуждается в существенном совершенствовании. Необходимая информация для контроля и анализа доводится до руководства с опозданием, когда уже сложно повлиять на эффективность деятельности и предотвратить потери. Кроме того, ряд положений нормативных актов в данной области не соответствует передовому международному опыту организации внутреннего контроля в коммерческом банке. Напомним, что в стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года, отмечено, что основным принципом совершенствования системы регулирования банковской деятельности и банковского надзора является внедрение международно признанных норм и международного опыта.

Отмеченные обстоятельства определяют актуальность и практическую значимость темы диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы.

Для исследования проблем организации системы внутреннего контроля имеется теоретико-методологическая база, основу которой составляют труды известных ученых. Большой вклад в изучение проблем формирования внутреннего контроля кредитных организаций внесли российские авторы, среди которых особое влияние оказали работы O. Hi Лаврушина, Г. С. Пановой, Г. Н. Белоглазовой, В. В. Бурцева, В. А. Гамзы, Н. П. Соколинской, Б. Н. Соколова, В. П. Суйц, А. Д. Шеремета, Н. В. Фадейкиной. Вопросам внутреннего контроля, в той или иной степени, посвящены работы таких известных зарубежных специалистов, как: Р. Адаме, Р. Акофф, Э: А. Арене, Дж. Лоббек. В работах этих авторов затронуты многие вопросы, касающиеся содержания внутреннего контроля. Однако методические основы построения качественных систем внутреннего контроля кредитных организаций на современном этапе развития банковской системы остаются пока ещё недостаточно осмысленными как в научном отношении, так и в плане практической реализации. Методы оценки эффективности управленческих решений очень развиты, однако в области оценки качества внутреннего контроля литературы совсем немного, особенно в банковской отрасли.

Таким образом, в современных условиях назрела необходимость научной разработки основ построения систем внутреннего контроля для российских кредитных организаций и оценки их качества, что и предопределило выбор темы диссертации, ее цель. и задачи, объекты, методы, информационную базу и направления использования результатов работы.

Целью диссертационного исследования является совершенствование теоретических аспектов формирования систем внутреннего контроля и методики оценки качества систем внутреннего контроля российских кредитныхорганизаций.

Достижение поставленной цели осуществляется через решение следующих задач: исследовать систему внутреннего контроля как элемент корпоративного управления кредитной организациейопределить основные элементы' системы внутреннего контроля кредитной организациисформулировать принципы формирования системы внутреннего контроляпроанализировать основные подходы к оценке качества системы внутреннего контроля в российской и зарубежной банковской практикеразработать рекомендации по уточнению методики Банка России для оценки качества системы внутреннего контроля кредитной организации.

Объект и предмет исследования.

В соответствии с поставленной целью объектом исследования является система внутреннего контроля как элемент корпоративного управления кредитной организацией.

Предметом исследования являются теоретические аспекты и практика формирования и оценки качества системы внутреннего контроля российской кредитной организации.

Методологияшсследования.

Теоретической и методологической основой проведенного исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов, публикации специалистов-практиков, посвященные исследованию систем внутреннего контролякредитных организаций.

В процессе работы применялись общенаучные методы познания (индукции, дедукции, абстрагирования, анализа и синтеза, систематизации: и идентификации) — метод экспертных оценок, статистические методы.

Информационная база исследования;

В — ходе диссертационного исследования использовались действующие нормативно-правовые акты РФ и СШАроссийские аудиторские стандартыдокументы Базельского комитета по банковскому надзорустатистические данныепубликации по проблематике исследования в периодической печатиматериалы, публикуемые в сети Интернета также внутренние положенияи методики исследуемых в диссертационнойработе кредитных организаций ивановского региона и формы их отчетности.

Научная новизна работы заключается в совершенствовании теоретических основ формирования систем внутреннего контроля и разработке: рекомендаций по уточнению методики Банка России для оценки качества систем внутреннего контроля кредитных организаций.

Научную новизну диссертационного исследования отражают следующие основные результаты:

1) уточнено понятие системы внутреннего^ контроля кредитной организации, отличающееся от существующих тем, что характеризует систему внутреннего контроля как часть системы корпоративного управления;

2) в наиболее полном виде представлен состав элементов системы внутреннего контроля кредитной организации и определены взаимосвязи между ними. В частности, выделены такие элементы системы внутреннего контроля, как цель, объект, субъект, механизм;

3) дополнены принципы функционирования системы внутреннего контроля. Введен принцип отсутствия конфликта интересов между субъектами системы внутреннего контроля и участниками контролируемых объектов;

4) на основе систематизации подходов к оценке качества системы внутреннего контроля российских и зарубежных кредитных организаций разработана классификация методов оценки качества системы внутреннего контроля кредитных организаций;

5) разработан показатель уровня качества системы внутреннего контроля кредитной’организации, представляющий собой средневзвешенное значение количественной и качественной оценок системы;

6) предложены рекомендации по уточнению методики Банка России для оценки качества’системы внутреннего контроля кредитных организаций в части применения количественного подхода к оценке системы внутреннего контроля, выделения дополнительных критериев качественной оценки с учетом международного опыта и расширения состава экспертов — участников оценки.

Теоретическая значимость исследования заключается в развитии научных положений внутреннего контроля в сфере банковской’деятельности путем совершенствования основ построения системы внутреннего контроля, включающих оценку ее качества.

Практическая. значимость исследования определяется возможностью широкого использования приведенных* в работе рекомендаций в практике формирования и оценкикачества систем внутреннего контроля кредитных организаций для повышения эффективности их деятельности.

Результаты исследования могут быть использованы в работе Центрального банка Российской Федерации и аудиторских фирм при оценке качества систем внутреннего контроля кредитных организаций, а также при разработке внутрибанковских стандартов, посвященных оценке качества системы внутреннего контроля, совершенствовании нормативной базы на уровне Банка России.

Апробация результатов исследования.

Теоретические положения и основные результаты диссертационного исследования обсуждались и получили одобрение на конференциях аспирантов кафедры. «Финансы и кредит» Ивановского государственного химико-технологического университета и VI Международной научно-практической конференции «Стабилизация экономического развития Российской Федерации» (Пензенский государственный университет).

Разработанные в рамках диссертационного исследования методические основы нашли применение для совершенствования работы системы внутреннего контроля в ряде банков ивановского региона. Результаты диссертационного исследования прошли апробацию в. Открытом акционерном обществе коммерческий банк «ИВАНОВО», ИВАНОВСКОМ ОБЛАСТНОМ БАНКЕ — общество с ограниченной ответственностью, Акционерном коммерческом банке «Кранбанк» (закрытое акционерное общество), что подтверждено справками о внедрении.

Отдельные результаты исследования использованы в учебном процессе в Ивановском государственном химико-технологическом университете в преподавании таких дисциплин, как «Анализ и оценка деятельности коммерческого банка», «Управление рисками в. коммерческом банке», что подтверждено справкой о внедрении в учебный процесс.

Публикации. Основные положения диссертационного исследования нашли отражение-в.шести публикациях, общим объемом 5,1 печатных листа (вклад автора — 4,5 печатных листа):

Структура и объем диссертации

.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Основной текст диссертации изложен на 129 страницах. Диссертация проиллюстрирована 6 рисунками и 11 таблицами.

Список литературы

содержит 127 наименований.

Выводы по главе.

Таким образом, после апробации базового варианта Усовершенствованной Методики на примере ряда коммерческих банков г. Иваново автором были сделаны следующие выводы:

1. Применение Усовершенствованной Методики на практике показало состоятельность предложенных подходов по оценке качества системы внутреннего контроля кредитной организации.

2. Адаптация Усовершенствованной Методики на уровне конкретной кредитной организации может быть действенным инструментом при проведении мониторинга системы внутреннего контроля высшими органами управления банка. При достаточном наборе статистических данных на основе предложенных подходов могут быть разработаны четкие правила проведения оценок качества систем внутреннего контроля кредитных организаций РФ.

Заключение

.

На сегодняшний день важным элементом реформирования банковского дела в России являетсякачественное, изменение подходов кредитных организаций к построению систем корпоративногоуправления и внутреннего контроля. Внутренний контрольпозволяет оперативно выявлять, предотвращать и ограничивать различные, виды, рисков-, а’также возможные злоупотребления со стороны должностных лиц:. Тем самым надлежаще организованный' внутренний контроль сокращает расходы кредитной организации и способствует эффективному управлениюее ресурсами.

В диссертационном исследовании автором был отмечен тот факт, что основное требование, предъявляемое к внутреннему контролю- — системность, характеризующая^ всеобъемлющий характер его проведения наорганизационном и функциональном уровнях банка:. Качественныйконтрольможет быть реализован только в системе внутреннего контроля (СВК).

В работе системавнутреннего контроля рассматриваетсякак элемент корпоративного: управления, кредитной организации. Автор считает, что именно эффективное корпоративноеуправление: является одним из основных условий обеспечения стабильности? кредитных организаций и банковской системы страны в целом.

В связи с множествомопределений «системы внутреннего контроля» в экономической литературе, в работе дано уточненное определение: системы внутреннего контролякак. неотъемлемой части системы корпоративного управленияпредставляющей собой-совокупность.взаимосвязанных действующих элементов (цель, объект, субъект, механизм), позволяющейобъективно оценить эффективность финансовых операций кредитной организации, достоверность финансовой информации, соответствия этих операций и информации законодательству Российской Федерации и. внутренним документам организации. Таким образом, можно говорить о наличии определенного множества взаимосвязанных элементов, представляющих собой организацию качественной системы внутреннего контроля, что, в конечном счете, определяет эффективность корпоративного управления кредитной организации.

В диссертационном исследовании автором были выделены следующие основные элементы, формирующие систему внутреннего контроля:

1) цель системы: обеспечение финансовой устойчивости и конкурентоспособности кредитной организации на финансовом рынке;

2) объекты системы: организация деятельности кредитной организациифункционирование системы управления банковскими рисками и оценка банковских рисковраспределение полномочий при совершении банковских операций и других сделокуправление информационными потоками (получение и передача информации) и обеспечение информационной безопасностифункционирование системы внутреннего контроля;

3) субъекты системы: органы управления кредитной организацииревизионная комиссия (ревизор) — главный бухгалтер (его заместители) кредитной организациируководитель (его заместители) и главный бухгалтер (его заместители) филиала кредитной организацииподразделения и служащие, осуществляющие внутренний контроль в соответствии с полномочиями, определяемыми внутренними документами кредитной организации;

4) механизм: контрольная’средарегламентацияконтрольные процедуры, мониторинг системы внутреннего контроля.

В соответствии с выделенными элементами в работе предложена схема организации системы внутреннего контроля кредитной организации и представлено развернутое описание каждого элемента системы внутреннего контроля и взаимосвязей между ними.

Анализ принципов функционирования системы внутреннего контроля кредитной организации позволил выявить их ограниченность. Так, известные принципы целостности и постоянства, сбалансированности и ответственности, оперативности и компетентности были дополнены принципом отсутствия конфликта интересов, реализация которого требует исключения конфликта интересов между субъектами: внутреннего контроля, и участниками контролируемых объектов-: принципом эффективности, при котором затраты на содержание: системы внутреннего контроля не должны превышать показатель ее результативности.

На основе систематизации подходов к определению системы внутреннего контроля и оценке ее качества-в: российскойи зарубежной банковской практике, автором была разработана классификация методов оценки качества системы внутреннего контроля кредитной организации.

В целом эффективность методов управления и контроля является основной целью любого внутреннего контроля. Качественные системы внутреннего контроля'- помогают обеспечить достижение основных целей кредитной организации:

1)'финансовой эффективности деятельности (финансовые цели);

2) надежности, полноты и своевременности финансовой и управленческой информации (информационные цели).

3) соблюдение действующих законодательных и нормативных актов- (комплаенс — цели).

Практика последних лет наглядно, показывает, что некачественный внутренний контроль может привести к существенным убыткам для: банков. (3 учетом указанной, проблемы вдиссертационном исследовании были предложены рекомендации по уточнению" методики Банка России для/ оценки качества системы внутреннего контроля кредитнойорганизации (далее — Усовершенствованная Методика). В процессе решения задачи по усовершенствованию методики Банка России целью автора являлось не построение четкойдействующей методики, а формирование основополагающих подходов и методов в области корпоративной' оценки качества системы внутреннего контроля кредитной, организации.

Базовый вариант Усовершенствованной Методики, представленной в работе, прошел апробацию на примере ряда коммерческих банков города Иваново. Применение Усовершенствованной Методики на практике показало состоятельность предложенных подходов по оценке качества системы внутреннего контроля кредитной организации.

По результатам проведенной оценки качества систем внутреннего контроля кредитных организаций, автором был выработан комплекс предложений и рекомендаций, касающихся контроля со стороны органов управления за организацией деятельности кредитной организации, контроля за функционированием системы управления банковскими рисками и оценкой банковских рисков, контроля за управлением информационными потоками и обеспечением информационной безопасности.

Адаптация Усовершенствованной Методики на уровне конкретной кредитной организации может быть действенным инструментом при проведении мониторинга системы внутреннего контроля высшими органами управления банка. При достаточном наборе статистических данных на основе предложенных подходов могут быть разработаны четкие правила проведения оценок качества систем внутреннего контроля кредитных организаций Российской Федерации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Кодекс этики аудиторов России: кодекс одобрен Советом по аудиторской деятельности при Минфине РФ 31 мая 2007, протокол № 56 // Бухгалтерский учет. — 2007. — № 16.
  2. О банках и банковской деятельности: федер. закон от 2 декабря 1990 г. № 395−1 // Собр: законодательства Рос. Федерации. — 1996. № 6. — Ст. 496.
  3. О перечне вопросов для проведения кредитными организациями оценки состояния корпоративного управления: письмо Банка России от 7 февраля 2007 г. №Г1-Т // Вестник Банка России. 2007. — № 7.
  4. О рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору (Внутренний аудит в банках и взаимоотношения надзорных органов и аудиторов):письмо Банка России от 13 мая"2002 г. № 59-Т // Вестник Банка России. 2002. -№ 33.
  5. Перечень терминов и определений, используемых в правилах (стандартах) аудиторской деятельности // Аудиторские ведомости. — 1997. № 6.
  6. Данные оборотной- ведомости по счетам бухгалтерского учета акционерного коммерческого банка «Кранбанк», ЗАО за период с 01.01.2006 по 01.01.2007гг. (http://www.cbr.ru/credit/coinfo.asp?id=240 000 004)
  7. Данные оборотной ведомости по счетам бухгалтерского учета Ивановского областного банка — общества с ограниченной ответственностью — (http://www.cbr.ru/credit/coinfo.asp?id=240 000 003)
  8. Данные оборотной ведомости по счетам бухгалтерского учета ОАО КБ «ИВАНОВО"^ за период с 01.01.2006 по 01.01.2007гг. (http://www.cbr.ru/credit/coinfo.asp?id=240 000 002)
  9. Отчет о прибылях и убытках акционерного коммерческого банка „Кранбанк“, ЗАО за период с 01.01.2006 по 01.01.2007гг. (http://www.cbr.ru/credit/coinfo.asp?id=240 000 004)
  10. Отчет о прибылях и убытках Ивановского областного банка — общества с ограниченной» ответственностью — (http://www.cbr.ru/credit/coinfo.asp?id=24 000 0003)
  11. Отчет о прибылях и убытках ОАО КБ «ИВАНОВО» за период с 01.01.2006 по 01.01.2007гг. -(http://www.cbr.ru/credit/coinfo.asp?id=240 000 002)
  12. Положение о системе внутреннего контроля акционерного коммерческого банка «Кранбанк», ЗАО.
  13. Положение о системе внутреннего контроля в открытом акционерном обществе коммерческом банке «ИВАНОВО».
  14. Положение о системе внутреннего контроля Ивановского областного банка — общества с ограниченной ответственностью.
  15. Положение о службе внутреннего контроля открытого акционерного общества коммерческого банка «ИВАНОВО». 28*.Устав акционерного коммерческого банка «Кранбанк», ЗАО.
  16. Устав Ивановского областного банка — общества с ограниченной ответственностью.
  17. Устав открытого акционерного общества коммерческого банка «ИВАНОВО».
  18. , Р. Основы аудита / Р. Акоф пер. с англ., под ред. ЯВ. Соколова. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1995. — 398 с.
  19. , Р. Искусство решения проблем / Р. Акоф пер. с англ. Е. Г. Коваленко, под. ред. Е. К. Масловского. -М.: Мир, 1982. 220 с.
  20. , Р. О целеустремленных системах. / Р. Акоф, Ф. Эмери пер. с англ. Г. Б. Рубальского, под ред. И .Я. Ушакова. М.: Советское радио, 1974. — 271 с.
  21. , А. Организация комплайенс-контроля в российских банках / А. Акулов, Д. Малыхин, Н. Рыжих // Бухгалтерия, и банки. 2006. — № 9. — С. 43−48.
  22. Акулов, А- Организация" комплайенс-контроля в российских банках / А. Акулов, Д. Малыхин, Н. Рыжих // Бухгалтерия и банки. 2006: — № 10. — С. 37−44.
  23. , П.В. Философия: учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин. — 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Проспект, 1997. 564 с.
  24. Арсламбеков Федоров, А. А. Система внутреннего контроля коммерческого банка / А. А. Арсламбеков — Федоров. — М.: ЮНИТИ- 2004. — 285с.
  25. , JI.M. Контроль и ревизия- в- организациях: учеб. пособие / JI. M: Аснин, И. Я. Кононова. ростов н/Д.: Феникс, 2004. — 288 с.
  26. Аудит банков: учеб. пособие / под ред. Г. Н. Белоглазова, Л. П. Кроливецкая, Е. А. Лебедева. -М.: Финансы и статистика, 2001. 352 с.
  27. Аудит кредитных организаций: учебно-практическое пособие / А. В. Козлов и др. -М.: Экономика и финансы, 2001. 192 с.123
  28. , М. И. Теория экономического анализа: учебник для вузов" по экономическим специальностям / М. И. Баканов, А. Д. Шеремет. — 4-е изд., перераб: и допи-М!: Финансы и статистика, 2001. 416 с.
  29. Банковский контроль и аудит: учеб. пособие для вузов по спец. «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», — «Мировая экономика» / НЛЗ. Фадейкина и др. М.: Финансы и статистика, 2002. — 492 с.
  30. Банковский надзор и аудит, учеб. пособие для банковских школ и колледжей по спец. «Банковское дело» / И. Д. Мамонтова и др:. Ml: ИНФРА -М, 1995. — 111 с.
  31. , A.M. Внутренний аудит: организация- и методика проведения: метод, пособие / A.M. Богомолов, НА. Голощапов. — М. :.Экзамен- 2000.-191 с.
  32. Бурцев, В. В:-Организация системы внутреннего контроля коммерческой организации / В. В. Бурцев. М.: Экзамен- 2000: — 319 с.
  33. , В.Ю. Оценка системы внутреннего контроля коммерческого банка независимыми аудиторами: автореф. дис.. канд. экон. наук / В. Ю: Вишневский:.- Москва, 1998- 20 с.
  34. Волоишн, И: В: Оценкабанковских-.рисков'-/ ИШ! Волошин Mi: Эльга, 2004. — 215 с.
  35. , В.А. Рисковый', спектр* коммерческих организаций / В. А. Гамза, Ю. Ю: Екатеринославский.— Ml: Экономика, 2002. — 105с.
  36. , А.В. Внутренний контроль в банках / А. В. Гордиенко // Деньги и кредит. 2000. -№ 7. — С. 23 — 26. • .>.
  37. , А.В. Внутренний контроль: особенности формирования службы / А.В. Гордиенко//Бизнес и банки. -2001. -№ 8. -С. 1 -2.
  38. , П.В. Основы стратегического управления: учеб. пособие / П. В. Забелин, Н. К. Моисеева. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1998. — 195 с. •
  39. , Ж.В. Внутренний- контроля в коммерческом^ банке: автореф. Дис.. канд. Экон. Наук/Ж.В. Закарая. — Москва, 1998.— 21 с.
  40. , А.Г. Банковские риски: учебник / А. Г. Ивасенко. — М.: Вузов. Кн., 1998.- 198 с.66:Контроль и ревизия: учеб. пособие для-: вузов / Mi А. Баранов и др. — М.: КноРус, 2005. 224 с.
  41. . Е.А. Контроль как функция управления / Е. А. Кочерин. М.: Знание, 1982.-64 с.
  42. Кочетыгова, 10. Корпоративное управление в банках / Ю. Кочетыгова // (Международный банковский- конгресс 7 июня 2001 года) — — fhttp ://mbk. spb.ru/rus/mbk20017section 1 .htm).
  43. , К.В. Международные стандарты регулирования политики коммерческих банков/ К. В. Кочмола // Финансы и кредит. — 2002. — № 8. -С. 26−29.
  44. , Г. Г. Новые положения Базельского комитета и вопросы управления банковскими рисками / Г. Г. Логовинский, Дж. Фостер // Банковское дело. 2001. — 12. — С. 2 — 4.
  45. , Г. Г. Методические основы построения и совершенствования системы внутреннего контроля российской, кредитной организации: дис.. канд. экон. наук / Г. Г. Лотобаева. — Новосибирск, 2002. 191 с.
  46. , П. О корпоративном управлении- в банковском секторе / П. Лютернауэр // Деньги и кредит. 2005. № 4. — С. 59 — 60.
  47. , Э. Контроллинг как система мышления и управления / Э. Майер. М.: Финансы и> статистика, 1993. — 268 с.
  48. , Г. В. Методология* организации внутреннего контроля в управлении хозяйствующим субъектом: автореф. дис.. канд. юрид. наук / Г. В. Максимова. — Иркутск, 1999. — 36 с.
  49. , Д. Особенности функционирования внутреннего контроля и аудита / Д. Малыхин, А. Тихомиров // Бухгалтерия и банки. 2004. — № 10. — С. 35−39.
  50. , Д.В. Подтверждение и повышение квалификации внутренних контроллеров и аудиторов банков / Малыхин Д. В. // Бухгалтерия и банки". 2006. — № 2. — С.27−29.
  51. , И.Д. Аудит кредитных организаций: учеб. пособие для вузов по спец. «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» / И. Д. Мамонтова, З. Г. Ширинская. М.: Финансы и статистика, 2005. — 520 с.
  52. , Р. Контроллинг для начинающих: Система управления прибылью / Р. Манн, Э. Майер пер. с нем. Ю. Т. Жукова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2004. — 301 с.
  53. , H.JI. Контроль и ревизия: учеб. — метод, пособие для экономических факультетов / H.JI. Маренков. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Московский экономико-финансовый институт- Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 410 с.
  54. Морковкина, Е.' Б. Комплаенс-функция в кредитных организациях / Е. Б: Морковкина // Бухгалтерия и банки. 2005. — № 12. — С. 27 — 30.
  55. , A.JI. Две параллели: финансовые инновации и внутренний контроль / A.JI. Морковкин, Е. Б. Морковкина // Бухгалтерия и банки. 2007. — № 2. — С. 30 — 34.
  56. , Е. Б. Организация и оценка качества системы внутреннего контроля в коммерческом банке / Е. Б. Морковкина // Управление в кредитной организации. 2007. — № 6. — С. 103 — 115.
  57. , Е. Б. Подходы к пониманию внутреннего контроля' и 1 оценке его эффективности в кредитной организации: российский и зарубежный опыт / Е. Б. Морковкина // Финансы и кредит. 2007. — № 12. — С. 36 — 43.
  58. , Е. Б. Рекомендации по разработке методики оценки качества- системы внутреннего контроля в кредитной организации / Е. Б. Морковкина // Финансы и кредит. 2007. — № 40- - С. 21 — 27.
  59. , Т.Г. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учеб. пособие для вузов, по экономическим специальностям / Т. Г. Морозова,
  60. A.В. Пикулькин. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. — 317 с. 88.0бразцов, М. В: Внутренний контроль в российских банках участников финансовых рынков / М. В. Образцов: — СПб.: Бизнес-пресса, 1998. — 109 с. 89.0винов, В. И. Внутренний контроль: проблема в непонимании /
  61. B.И. Овинов // Бухгалтерия. и банки. 2002. — № 4. — С. 47 — 50.
  62. , С.И. Словарь русского языка. / под. ред. Н. Ю. Шведовой. -11-е изд. М.: Русский язык, 1975. — 847 с. 12 791.0льхова, P.F. Система внутреннего контроля коммерческого банка / Р. Г. Ольхова // Бизнес и банки: 2000: — № 31. — С. 4 — 5.
  63. Развитие корпоративного управления в кредитных: организациях: международная практика- и Россия: информационно-аналитические- материалы- АРБ- и Консалтинговой группой) «БФИ». — М-, 2004 г. — (http:// www. bfi: ru/develop/index.htm) .
  64. Родионова- В. М:. Финансовый контроль: учебник для- вузов по- спец. «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» / В. М. Родионова, В-И. Шлейников — М.: ИД1ФБК ПРЕСС, 2002. — 320 с.
  65. Соколов, Б. Н: Внутренний контроль в коммерческой организации (организация, методика, практика): самостоятельная разработка нормативной и методической базы внутреннего контроля / Б. Н. Соколов — М.: РОФЭР: Альянс-Пресс, 2006.-248 с.
  66. , JT.B. Внутренний контроль и аудит: учеб. для вузов по экономическим специальностям / JI.B. Сотникова — М.: Финстатинформ, 2001. — 238 с.
  67. Сравнение концепций внутреннего контроля: COBIT, SAC, COSO и SAS 55/78. 2007. — (http://bankir.ru/, analytics /svk/216/71 629)
  68. , В. П. Аудит: общий, банковский, страховой: учебник для вузов по экономическим специальностям. / В. П. Суйц, А. Н: Ахметбеков, Т. А. Дубровина. М.: ИНФРА — М, 2001. — 556 с.
  69. , В. П. Внутрипроизводственный контроль / В. П. Суйц. М.: Финансы и’статистика,' 1987. — 125 с.
  70. , В.П. Система"внутреннего контроля в банке / В. П. Суйц, Ж. В. Закарая // Аудит и финансовый анализ. 1998. — № 1. — С. 185 — 193.
  71. , М.С. Организация внутреннего аудита в коммерческом ¦ банке / М. С. Суханов // Бухгалтерия и банки. 2001. — № 9. — С. 28 — 32.
  72. , М.И. Роль системы корпоративного1 управления банка / М. И. Сухов // Деньги и кредит. 2005. — № 9. С. 8 — 10:
  73. , А.А. Контроль и аудит: основные методические приемы и технология / А. А. Терехов, М. А. Терехов. — М.: Финансы и статистика, 1998. -207 с.
  74. , А. Ориентируясь на риски, или как оценивать внутренний* контроль / А. Тихомиров. — (http://www.iia-ru.ru/publication/memberarticles/tiho mirov)
  75. , И.П. Аудит: теория и практика / И. П. Ульянов, Б. М. Маликов. М.: Акад. изд-во МЭГУ, 1994. — 117 с.
  76. , И.Е. Концепция формирования" системы внутреннего контроля коммерческого банка / И. Е. Устинов, В. Н. Болеев // Бухгалтерия и банки. 2001. -№ 3.- С. 9−13.
  77. Финансовое планирование и контроль / под ред. М. А. Поукока и А. X. Тейлора. М.: ИНФРА-М, 1996. — 246 с.
  78. Финансовый менеджмент: учебно-практическое руководство / под ред. Е. С. Стояновой. -М.: Перспектива, 1997. 374 с.
  79. Хан, Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга / Д. Хан— М.: Финансы и статистика, 1997. 799 с.
  80. , В.Е. Финансовый анализ в коммерческом банке / В. Е. Черкасов М.: ИНФРА-М, 1995. — 272 с.
  81. Шеремет, А. ДГ Аудит: учебник для вузов по экономическим специальностям и направлениям / А. Д. Шеремет, В. П. Суйц. — 5-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2005. — 447 с.
  82. , А.Д. Финансовый анализ в коммерческом банке / А. Д. Шеремет, Г. Н. Щербакова. — М.: Финансы и статистика, 2001. — 256 с.
  83. , О. Постулаты о внутреннем контроле / О. Щелов // Бухгалтерия и банки. 2005. — № 4. — С. 21 — 24.
  84. Щербаков, В: В: О" нормативноv правовом обеспечении внутреннего контроля в коммерческих банках / В. В. Щербаков // Бухгалтерия и банки. — 2001. — № 1. С. 11−18.
  85. , В.В. Система информационного обеспечения внутреннего контроля в коммерческом банке /В.В. Щербаков // Аудит и финансовый анализ. — 2000.-№ 4.-С. 7−10.
  86. , Ю. Информационное обеспечение корпоративного управления в кредитных организациях / Юденков Ю. // Бухгалтерия и банки. -2004.-№ 11.-С. 27−32.
  87. Core principles for effective banking supervision (Basel Core principles, September 1997). rwww.bis.org)
  88. Sarbanes-Oxley Act of 2002. (www.iia-ru).
  89. Susan Schmidt Bies. Financial Innovation and Effective Risk Menegement // BIS Review, 2004. № 27.126. http://www.fcsm.ru127. htth://www.coso.org
Заполнить форму текущей работой