Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Минимизация мегадифференциации как фактор роста эффективности аграрного воспроизводства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В целях оценки уровня социально-экономической мегадифференциа-ции регионов страны проведена многомерная классификация 79 регионов Российской Федерации по уровню социально-экономического развития. В диссертации использовалась методика, основанная на применении кластерного анализа и метода главных компонент, позволяющая оценить уровень социально-экономического развития региона и отобразить… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ И СТЕПЕНЬ ЕЕ ВЛИЯНИЯ НА ПРОЦЕСС ВОСПРОИЗВОДСТВА РАБОЧЕЙ СИЛЫ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
    • 1. 1. Социальная справедливость и социально-экономическая дифференциация в российском обществе
    • 1. 2. Причины и последствия социально-экономической мегадифференциа-ции
    • 1. 3. Влияние социально-экономической мегадифференциации на процесс воспроизводства рабочей силы в сельском хозяйстве
  • ГЛАВА 2. ОЦЕНКА И АНАЛИЗ ДИНАМИКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЕГАДИФФЕРЕНЦИАЦИИ
    • 2. 1. Подходы к оценке социально-экономической мегадифференциации
    • 2. 2. Динамика социально-экономической мегадифференциации в России
    • 2. 3. Уровень социально-экономической дифференциации в Воронежской области
  • ГЛАВА 3. ПУТИ МИНИМИЗАЦИИ МЕГАДИФФЕРЕНЦИАЦИИ МЕЖДУ ГОРОДСКИМ И СЕЛЬСКИМ НАСЕЛЕНИЕМ РОССИИ
    • 3. 1. Социальная политика в области регулирования неравенства уровня жизни населения РФ
    • 3. 2. Роль бизнеса в преодолении социально-экономической мегадифференциации российского общества
    • 3. 3. Желаемые черты и альтернативы развития российского общества

Минимизация мегадифференциации как фактор роста эффективности аграрного воспроизводства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В 90-х гг. XX века в связи с распадом Советского Союза и всего социалистического лагеря в России начались преобразования, которые качественно изменили отношения в обществе. На смену жестко централизованному и планово-регулируемому государством народному хозяйству пришла многосекторальная экономика. Эти радикальные процессы, одновременно затронув все институты и сферы жизни человека (политическую, экономическую, социальную, морально-нравственную, культурную и образовательную), практически полностью «перевернули» существующую долгие годы социальную модель общества.

Структурные сдвиги привели к возникновению новых социальных общностей, появлению ранее не существовавших позиций в системе стратификации — прежде всего класса крупных и средних собственниковвозникновению массового слоя бедных (в особенности занятые в сельском хозяйстве) — а также способствовали резкому усилению социально-экономической дифференциации регионов России.

Следствием реформ стало заметное углубление разрыва материального положения, стандартов потребления и жизненных возможностей для различных групп и слоев населения. Поляризация доходов граждан Российской Федерации привела к социальному разлому общества, при котором возник глубокий провал между высшими элитарными стратами и основной массой населения. Этот провал образовался в том месте, где в нормальной социальной структуре располагаются средние слои. Фактически, мы может говорить о появлении «двух Россий», двух расходящихся в разные стороны социальных ветвей, резко отличающихся друг от друга своим поведением, предпочтениями, ориентацией. Образовалось два уровня жизни со своими доходами и денежными единицами, два потребительских рынка, отличающихся не только ценами, но и набором потребительских благ. Такое состояние российского общества свидетельствует о наличии в стране «закритической» степени дифференциации — социально-экономической мегадифференциации.

Поскольку социальные неравенства, порожденные реформами начала 90-х гг., создали взрывоопасную ситуацию, чреватую возможностью «социального взрыва», то актуальность проблемы социально-экономической мегадифферен-циации населения России, на наш взгляд, очевидна и не вызывает сомнений. Более того, эта тема является одной из самых актуальных — как в сфере науки (она находится в центре дискуссий, ведущихся по всему миру экономистами, социологами и представителями многих других наук), так и в сфере политики (хотя бы по количеству причастных к ней ведомств и общественных организаций).

Однако вопросы неравенства рассматриваются учеными и политиками недостаточно полно, несистемно. В этой связи, проблема исследования социально-экономической мегадифференциации российского общества ставит перед наукой целый ряд общих теоретико-методологических и прикладных вопросов. В чем состоит суть социально-экономической мегадифференциации? Чем было вызвано расслоение населения России? Каковы положительные и отрицательные стороны происходящих в результате мегадифференциации изменений? Каков вектор данного процесса в масштабах страны, регионов? Насколько эффективна социальная политика государства, направленная на снижение общего неравенства уровня жизни населения?

Для экономической науки необходимость комплексного изучения процессов социально-экономической мегадифференциации во многом предопределена тем обстоятельством, что ясность в понимании причин роста или снижения неравенства, негативных последствий данного процесса может оказать помощь государственным лицам при формировании адекватной социальной политики и построении прогнозов социального развития страны. Здесь важно выделить и наметить основные тенденции и наиболее проявляющиеся параметры изменений, определить индикаторы, которые послужат отправными точками теоретических обобщений, выводов и практических предложений, выявят необходимый категориально-понятийный аппарат исследования, позволят создать более детальное представление о возможных альтернативах и перспективах развития российского общества в условиях социально-экономической мега-дифференциации.

Степень изученности проблемы/История научных исследований вопросов социально-экономической дифференциаций представляет собой важную составную часть мировой и отечественной экономической науки. С этих позиций диссертационное исследование представляет последовательный шаг в область изучения новейших объективных тенденций дифференциации в направлении ее более эффективного и прогрессивного состояния.

Литература

по проблемам социально-экономической дифференциации включает большое число источников, авторы которых решают онтологические вопросы теории и практики управления процессами дифференциации и эволюционного движения общества.

В основу анализа сущности дифференциации в конце XIX — начале XX века легли положения и выводы таких ученых, как H. J1. Бердяев, С. Булгаков, H.A. Каблуков, В. И. Ленин, Н. П. Макаров, К. Маркс, П. Маслов, A.B. Чаянов, H.H. Черненков, Н. П. Огановский, Н. Г. Чернышевский и др.

Различные аспекты социально-экономической дифференциации во второй половине XX — начале XXI вв. нашли отражение в работах Е. Бабосова, И. К. Беляевского, Г. Е. Бесстремянной, Л. П. Богдановой, Л. В. Бондаренко, С. Глазьева, Г. Е. Зборовского, Л. Б. Карачуриной, А. Я. Кируты, O.A. Кислицыной, О. В. Кугмаевой, Е. Кузнецовой, К. Лайкама, В. Лексина, Т. Малевой, H.H. Ми-хеевой, Н. Подшибякиной, Л. С. Ржаницыной, Н. Римашевской, B.C. Тапили-ной, С. Циреля, В. Шабуновой и др.

Фундаментальный экономический анализ уровня благосостояния населения России и в частности неравенства качества жизни осуществлен в исследованиях С. Баранова, В. Бобкова, С. Г. Бычкова, В. В. Гаврилова, В. Гимпельсона, Т. Глушанка, Т. Л. Горбачевой, Ю. В. Донченко, С. И. Замогильного, Н.В. Зенче-ва, И. Б. Загайтова, А. К. Камаляна, Ю. С. Куснера, А. П. Курносова, Т. И. Леонтьевой, А. Некипелова, И. Охотникова, И. М. Суркова, К. С. Терновых, И.Ф. Хиц-кова, O.A. Хохловой, Т. В. Черновой, И. М. Четвертакова, А. Ю. Шевякова, В.Г.

Широбокова, А. Ф. Шишкина, Л. П. Яновского и др.

Изучению содержания перспективного вектора дифференциации и эволюции российского общества посвящены работы В. И. Добренко, И.И. Дубов-ского, А. Емельянова, Е. В. Закшевской, И. Б. Колмакова, В. Г. Ключищевой, Н. М. Найбороденко, Л. И. Нестерова, Н. Г. Нечаева, Ю. В. Овсиенко, Ю. Пахо-мова, В. М. Пушкарева, Б. Ракинского, В. Ройка, И. Л. Сизовой, В.Н. Тамашеви-ча, A.B. Тимофеева, A.B. Улезько, М. Б. Чирковой, Н. В. Шишкиной и др.

Однако современная практика социально-экономических отношений в России выдвинула новые нерешенные проблемы в области тенденций современной дифференциации уровня жизни населения страны, требует от экономической науки изучения векторов происходящих экономических и социальных преобразований, оказывающих влияние на отношения распределения доходов и собственности, разработки методики комплексной оценки социально-экономической эффективности мер, предпринимаемых государством по снижению существующего неравенства и недопущению его дальнейшего роста. Таким образом, методологическое обоснование современных форм и причин социально-экономической дифференциации российского общества, роли и эффективности государственного регулирования этого процесса является весьма актуальным, теоретически и практически значимым, что и послужило основанием для выбора темы, цели и задач диссертационного исследования. На необходимость методологического обоснования социально-экономической дифференциации нацеливает и пункт 8.9. «Проблемы и механизмы обеспечения экономической, социальной и экологической безопасности России» Постановления президиума Российской академии наук «Об утверждении основных направлений фундаментальных исследований» от 22 января 2007 г.

Цель и задачи диссертационного исследования. В работе поставлена цель дать методологическое обоснование причин возникновения социально-экономической мегадифференциации как неотъемлемой черты современного российского общества, направлений векторов ее негативного влияния на развитие экономики страны (в частности сельского хозяйства), изучить теоретические и методические основы комплексной оценки степени гетерогенности в стране, дать характеристику государственной политики в области регулирования данного процесса и раскрыть перспективы минимизации неравенства уровня жизни городского и сельского населения Российской Федерации. В соответствии с поставленной целью в процессе исследования решались следующие задачи: дать характеристику сущности социально-экономической мегадиффе-ренциации как экономической категорииизучить причины и последствия социально-экономической мегадиффе-ренциации российского общества (в том числе и в сельском хозяйстве) — определить степень и характер влияния социально-экономической ме-гадифференциации на процесс воспроизводства рабочей силы в сельском хозяйстверазработать методику комплексной (качественно-количественной) оценки уровня социально-экономической мегадифференциации с учетом требований всех ее комонентовохарактеризовать тенденции социально-экономической мегадифференциации в масштабах всей страны, а также — отдельного субъекта Федерации (на примере Воронежской области) — выяснить посредством анкетирования реакцию общества на социальные различия регионов, имеющиеся в Российской Федерацииразработать пути сокращения и минимизации социально-экономической мегадифференциации между городским и сельским населением Российской Федерации.

Предмет, объект и эмпирическая база исследования. Предметом исследования явились социально-экономические отношения эволюционных преобразований российского общества и мировой экономики, а таюке экономические проблемы теории управления спецификой процессов социально-экономической мегадифференциации в стране на современном этапе. Предметная область исследования находится в рамках специальности 08.00.05 в пределах раздела 15. Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами (АПК и сельское хозяйство): исследование особенностей воспроизводственного процесса в сельском хозяйстве- 08.00.01 в пределах раздела 1. Общая экономическая теория: теория экономики благосостояния (см.: Паспорта номенклатуры специальностей научных работников (экономические науки). — М., 2001. — С. 4, 33).

В качестве объекта исследования были взяты различные отрасли экономики России (в особенности сельское хозяйство), домохозяйства населения Российской Федерации и Воронежской области.

Эмпирической базой исследования стали статистические данные о социально-экономическом развитии России и Воронежской области, опубликованные в официальных статистических изданиях и ежегодниках, а также данные, полученные в ходе проведения анкетирования граждан Российской Федерации на тему «Отношение населения России к социальному неравенству в стране».

Теоретико-методологическая основа и методическая база исследования. Теоретической и методологической основой исследования послужили работы зарубежных и отечественных экономистов, фундаментальные концепции, многолетние достижения экономической науки, программные и прогнозные разработки государственных органов власти и управления, законодательные и нормативные акты по вопросам регулирования социально-экономического развития страны и реализации социальной защиты населения Российской Федерации, а также положения и достижения научных школ, методик, моделей и параметров, используемых в мировой экономической науке. Адаптация зарубежного опыта, введение в арсенал отечественной науки практически новых, не использовавшихся ранее категорий и методологических подходов к анализу генезиса социально-экономической дифференциации как экономической категории с учетом специфики национальной экономики способствуют развитию теоретико-методологических основ отечественной экономической науки, интеграции России в общеэкономическое мировое пространство.

Методической базой исследования явились диалектический метод, применение общих принципов диалектического познания к изучению эволюционных отношений в социальной сфере Российской Федерации. Данная база включает ряд таких основных способов и приемов познания, как метод научной абстракции, единство исторического и логического подходов, единство качественного и количественного анализа. Применялись современный научный аппарат и методы исследования: системный анализ экономических процессов, методы прогнозирования воспроизводственных процессов (методы логического моделирования, исторических аналогий и нормативно-целевой метод), монографический метод. Анализ и оценка вопросов социально-экономической дифференциации базируются на структурном, факторном, функциональном и сравнительном аспектах общего метода познания. В диссертации применены методы графического отображения и вероятностной оценки уровня гетерогенности на базе использования современных программных средств обработки информации.

Основными методами анализа фактических и статистических данных стали методы сравнительного анализа динамических рядов, вариантных расчетов, расчетно-конструктивный и монографический методы.

Общая гипотетическая концепция (научная гипотеза) диссертационного исследования. Научная гипотеза диссертации состоит в поиске новой парадигмы тенденций социально-экономической мегадифференциации, выстроенной на новом видении эволюции и трансформации современного российского общества, которая позволила определить формы проявления, эффективность мер по минимизации существующего неравенства и предотвращению его роста в сельском хозяйстве России. Концептуально ясно, что изучение тенденций государственной политики в социальной сфере как фактора, непосредственно влияющего на процессы дифференциации в обществе — это попытка теоретического осмысления происходящих в реальности радикальных социально-экономических преобразований. Следует гипотетически предположить, что предметом диссертационного исследования является изучение направлений и стимулирование прогрессирующей динамической стабилизации социальноэкономических систем, гарантирующей их жизненность и долговечность.

Научная новизна диссертационного исследования. В диссертации получен ряд следующих положений, отличающихся научной новизной и имеющих приоритетное научное значение:

1. По специальности 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами (АПК и сельское хозяйство): выделены негативные последствия социально-экономической мегадиф-ференицации, среди которых наиболее вопиющими являются следующие: 1) отрицательное влияние социально-экономической мегадифференциации на экономический рост- 2) отрицательное влияние на развитие сельского хозяйства, ускоряющее его развал и снижающее продовольственную безопасность страны- 3) депопуляция населения России в результате чрезмерной дифференциации- 4) социально-экономическая мегадифференциация ведет к формированию ущербного поколения детей и молодежиобоснованы условия нормального воспроизводства рабочей силы в аграрной сфере, необходимые для успешного и эффективного развития сельского хозяйства, среди которых: 1) наличие возможности трудиться для проживающих в сельской местности- 2) формирование элементов социальной инфраструктуры (медицинских и образовательных учреждений, театров и кинотеатров, религиозных организаций разных конфессий, магазинов с достаточным ассортиментом и др.) — 3) обеспечение равной доступности бесплатных услуг здравоохранения и образования, а также различных дотаций и льгот для сельских жителей;

— разработана новая модель функционирования рынка труда в АПК, в рамках которой выделены следующие аспекты: 1) доступ личных подсобных хозяйств к негосударственным инвестиционным ресурсам- 2) эффективная политика, смягчающая социальные последствия сокращения рабочих мест- 3) реализация инвестиционных федеральных программ, связанных с созданием рабочих мест в аграрном секторе экономики, а также совершенствование регулирования заработной платы и доходов, рабочего времени и трудовых отношений- 4) проведение активной политики по профилактике и лечению алкоголизма, наркомании на селе и др.- предложено для повышения уровня благосостояния сельских жителей стимулировать развитие предпринимательской деятельности на селе. Для стимулирования развития предпринимательства в сельском хозяйстве с целью повышения уровня благосостояния сельских жителей и увеличения объемов производства, по нашему мнению, необходимо проведение государственной поддержки, которая включает в себя: ценовую поддержку, кредитную политику, бюджетную поддержку, налоговые льготыразработан механизм ипотечного кредитования на уровне агропромышленного комплекса региона, применение которого приведет к значительному положительному эффекту в развитии АПК. Фактором, сдерживающим частные инвестиции отдельных лиц на развитие сельскохозяйственных предприятий, является то, что имущественные паи (доли) в сельскохозяйственных предприятиях могут быть разными, а право голоса не зависит от их размеров. Следовательно, проблему инвестиций в сельское хозяйство должно решать государство. Весьма перспективным направлением в этой области может стать ипотечное кредитование — предоставление средств в кредит под залог земли и недвижимости;

2. По специальности 08.00.01 — экономическая теория:

— уточнена сущность категории «социальное государство» как особый уровень развития общественной системы, достигнутый на основе исторического компромисса между рыночной экономикой и социальной справедливостью в интересах всех слоев общества, охватывающих три сферы: трудовые, образовательные и социальные права, посредством активной социальной политики;

— методологически уточнено понятие социально-экономической дифференциации как специфического состояния развития общества, являющегося результатом сложных процессов вертикальной социальной стратификации, характеризующегося разной степенью гетерогенности (неоднородности) различных групп населения и ведущее к концентрации ряда социальных, культурных и жизненных преимуществ у отдельных слоев общества и их депривации (лишению, недостатку) — у остальной части населения;

— выдвинуто категориальное определение социально-экономической ме-гадифференциации как «закритической» степени гетерогенности (неоднородности) общества, при которой оно характеризуется сверхвысоким уровнем поляризации населения страны, чреватым угрозой социальной стабильности в государстве;

— выделены основные структурные компоненты социально-экономической мегадифференциации: 1) дифференциация доходов населения- 2) дифференциация расходов населения- 3) дифференциация по месту жительства- 4) дифференциация по демографическому признаку (пол, возраст);

— выдвинута парадигма тенденций социально-экономической мегадифференциации как в стране в целом, так и в отдельном регионе, выстроенная на новом видении эволюции и трансформаций современной социально-экономической структуры в Российской Федерации и позволившая определить индикаторы, формы проявления, эффективность мер по минимизации существующего неравенства и предотвращению его роста в России.

Степень достоверности и обоснованности научных результатов диссертационного исследования. Научная достоверность и обоснованность теоретических положений, результатов, выводов, предложений и практических рекомендаций диссертационного исследования определяется качественным многомерным анализом репрезентативных статистических данных и фактических материалов о тенденциях и результатах социально-экономической мегадифференциации в Российской Федерации с использованием современных методов исследования, компьютерной техники и информационных технологий, а также логической завершенностью научных исследований и апробацией их конечных результатов в практических условиях реформируемой социальной сферы страны.

Положения диссертации, выносимые на защиту. В работе защищаются следующие наиболее существенные конечные научные результаты, полученные соискателем:

1. По специальности 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами (АПК и сельское хозяйство): наиболее крупная мегадифференциация российского общества представлена разделением на городское и сельское поселения, среди которых самым ярким выражением первых являются многомиллионные города-мегаполисы, а последних — маленькие деревниоценка уровня социально-экономической мегадифференциации регио-' нов страны, проведенная посредством многомерной классификации 79 регионов Российской Федерации по уровню социально-экономического развития на основе применении кластерного анализа и метода главных компонент, позволяющая оценить уровень социально-экономического развития региона и отобразить в соответствии с ним место, занимаемое регионом в Россиирезультаты анкетирования жителей Центрального Черноземья на тему «Отношение населения России к социальному неравенству в стране», позволяющие выяснить реакцию общества на изучаемые социальные различия. Показано, что 69,8% респондентов считают современное устройство общества несправедливым. Только 7,6% анкетированных придерживаются прямо противоположной точки зрения, а остальные затруднились дать ответ на этот вопрос. тесная взаимосвязь уровня, доступности образования и здравоохранения и низкого качества жизни в сельской местности, поскольку неравенство возможностей передается из поколения в поколение: у детей бедных родителей с низким социальным статусом шансы менее благоприятны. В этой связи проанализированы основные направления современной государственной политики в области образования и здравоохранения, в частности сущность и ход реализации таких приоритетных национальных проектов как «Образование» и «Здравоохранение», предусмотренные в «Программе социального и экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу" — эффективность государственного механизма регулирования развития такой отрасли как сельское хозяйство в целях снижения неравенства в стране, поскольку именно работники, занятые в функционировании производственной и социальной инфраструктуры села, имеют самый низкий уровень благосостояния в России, что непосредственно отрицательно сказывается на процессе воспроизводства сельского хозяйства. Если в ближайшее время не предпринять радикальных мер по повышению жизненного уровня сельских жителей, то страна может лишиться собственного продовольственного комплекса и потерять экономическую безопасностьособенности реализации такого национального проекта как «Развитие АПК», выявлены его недостатки (несогласованность с экономическими и социальными процессамиотсутствие земельнедостаточное финансированиеотсутствие достаточного объема информационно-консультационных служб, методического обеспечениянечеткое разделение компетенций бюджетов различных уровней в мероприятиях по поддержке АПКотсутствие полноценной кормовой базы для расширения поголовья животныхслабая банковская инфраструктура и др.) — стратегия устойчивого развития сельского хозяйства в целях решения проблемы продовольственной безопасности страны, которая предполагает наличие не только экономической, но и экологической и социальной устойчивости;

2. По специальности 08.00.01 — экономическая теория: модель, отражающая взаимосвязь и взаимозависимость общей дифференциации денежных доходов населения и дифференциации, обусловленной различными источниками доходов. На ее основе можно констатировать не только наличие влияния разных источников доходов на общую дифференциацию денежных доходов населения, но и различие между этим влиянием для разных источников доходовдве группы причин поляризации населения Российской Федерации. К первой отнесены внешние факторы, такие как: 1) неравное распределение экономического выигрыша от функционирования более эффективных глобальных рынков- 2) несовершенство глобальных рынков- 3) на глобальном уровне режимы торговли, миграции и охраны прав интеллектуальной собственности естественно отражают большую рыночную власть богатых. Вторую — образуют системные причины социально-экономической мегадифференциации в России. К их числу отнесены: 1) недемократичность постсоветского государства и проводимой им социально-экономической политики- 2) дефектность социальной стратификации постсоветского общества- 3) деполитизация населения России, его отчужденность от гражданских проблем, недоверие к существующей властимеханизм влияния справедливых и несправедливых неравенств на развитие общества: а) дифференциация, признаваемая людьми, как справедливая, формирует доверие населения к власти и другим социальным институтамб) несправедливая дифференциация порождает отчуждение людей от власти и прочих институтов, заставляет с недоверием относиться к любым официальным действиям правительства и других органов властиосновные подходы к оценке социально-экономической мегадифференциации с использованием методов определения степени гетерогенности доходов и расходов населения (кривая Лоренца, коэффициент Джини, способ Яна Пена («парад карликов»), гистограмма, кумулята, децильный коэффициент, квентильный коэффициент, квартальный коэффициент), а также дифференциации по месту жительства (различного рода интегральные оценки) и тендерной дифференциации (демографические показатели) — механизм оценки социально-экономической мегадифференциации по месту жительства как одного из основных компонентов данного явления. Здесь целесообразно использовать следующие три группы показателей: 1. Базовые показатели, отражающие объективные различия в исходных позициях- 2. Показатели, отражающие сложившийся уровень социальной нагрузки на бюджеты различных регионов- 3. Показатели текущей социально-экономической ситуацииновая национальная модель занятости, под которой понимается совокупность количественных и качественных характеристик и требований к трудовым ресурсам, которая предусматривает: 1 Достаточный и стабильный рост трудовых ресурсов- 2) создание эффективных механизмов снижения уровня безработицы- 3) меры по стимулированию роста спроса на рабочую силу со стороны бизнеса и предложения на рынке труда, отвечающую требованиям высокой квалификации и профессиональной подготовки работников- 4) достижение высокого уровня качественных характеристик занятости, адекватных требованиям технотронного обществароль и значение бизнеса в преодолении социально-экономической ме-гадифференциации российского общества. Представлены концепции социально ответственного бизнеса и его участия в решение проблем снижения социально-экономической дифференциации. Первая исходит из того, что единственная ответственность бизнеса — увеличение прибыли для своих акционеров при соблюдении определенных правил хозяйственной деятельности. Второй подход — предприятие в своей деятельности выходит за рамки обязательных требований законодательства и осуществляет вклад в развитие внутренней и внешней среды действия своего бизнеса. При этом предприятие реализует внутренние и внешние социальные программы, согласующиеся со стратегией его развития. Третий подход — предприятие стремится иметь репутацию социально ответственной организации и для этого принимает активное участие в формировании общественных стандартов.

Теоретическая и практическая значимость работы. Современный этап развития экономической науки в России характеризуется повышенным интересом к системному анализу процессов социально-экономической мегадиффе-ренциации общества. При изучении сущности социально-экономической мега-дифференциации как экономической категории необходимо задаться вопросом, что вообще мы знаем о дифференциации как основе эволюции любого общества. В экономическую теорию социально-экономическая дифференциация не может быть введена как аксиома, считающаяся ключевым критерием рациональных управленческих действий, трансформаций, экономических переходов. Она должна быть методологически обоснована и логически выведена из эмпирического материала.

Теоретическая значимость работы состоит в определении степени критичности гетерогенности российского общества по различным параметрам. Ситуация достаточно быстрых и ощутимых социально-экономических изменений требует адекватного теоретического обоснования причин этого явления. Повышается значимость парадигмы тенденций социально-экономической дифференциации и для современных экономических и социальных наук, их идеологического обеспечения. Рассмотрение экономического развития в русле структурной социально-экономической мегадифференциации общества подчеркивает современность и актуальность именно данного аспекта исследования социально-экономических процессов, что представляет огромную теоретическую значимость для развития отечественной и мировой экономической науки.

С практической точки зрения наибольший интерес представляет, прежде всего, субъективная оценка гражданами Российской Федерации уровня неравенства в стране, полученная посредством анкетирования. Полученные результаты дополняют данные, представленные в официальной статистике, и формируют реальную картину изучаемого процесса. Сделанные в ходе обработки ответов респондентов выводы являются важными для практики ориентирами роста благосостояния всех членов общества, формирования отношений гражданского общества и современного социального государства в его истинном понимании. Вопросы отражения в массовом сознании уровня социально-экономической дифференциации российского общества остаются малоизученными, хотя и обладают исключительной практической значимостью.

Апробация, внедрение и практическая реализация результатов диссертационного исследования. Основные положения, результаты, выводы и рекомендации, полученные в диссертации, опубликованы автором в 17 работах объемом 3,5 п.л. (в соавт., собств. 2,0 п.л.).

Результаты исследований докладывались на научно-практических конференциях Воронежского государственного университета, Воронежского государственного аграрного университета, Воронежской государственной технологической академии, Воронежского экономико-правового института, Нижегородского института менеджмента и бизнеса, Санкт-Петербургской академии управления и экономики, Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии. Отдельные научные и практические предложения автора одобрены и включены в рекомендации, принятые на этих конференциях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Полученные результаты научных исследований позволяют нам сформулировать следующие основные выводы и предложения:

1. Раскрыта уточненная сущность категории «социальное государство» как особый уровень развития общественной системы, достигнутый на основе исторического компромисса между рыночной экономикой и социальной справедливостью в интересах всех слоев общества, охватывающих три сферы: трудовые, образовательные и социальные права, посредством активной социальной политики.

2. Сформулирован ряд признаков, характеризующих социальное государство, среди которых выделены такие как: 1) гарантия частной собственности и предпринимательской свободы в производственной сфере- 2) осуществление первичного распределения доходов на основании рыночных принципов, исключительно ориентированных на возмещение факторов производства, и вторичного распределения доходов, основанного на социальном законодательстве и призванного нивелировать социально-экономическое неравенство- 3) дополнение в сфере репродукции услуг домохозяйств и поддержка посредством общественных инвестиций или бесплатно предоставляемых социальных услуг в области образования, здравоохранения, социальной работы.

3. Выявлено, что проблема социально-экономической дифференциации крестьян имеет крепкие исторические корни и издавна присуща сельскому хозяйству, что обуславливает особенности воспроизводственного процесса в этой отрасли. Еще в крепостную эпоху в деревне стал возникать небольшой слой зажиточных, так называемых «капиталистах» (по терминологии того времени) крестьян — ростовщиков, скупщиков, торговцев. Вместе с тем увеличивалось и число обедневших крестьян. В период отмены крепостного права этот процесс получил дальнейшее развитие.

4. Методологически обосновано, что социально-экономическая дифференциация представляет собой специфическое состояние развития общества, являющееся результатом сложных процессов вертикальной социальной стратификации, характеризующееся разной степенью гетерогенности (неоднородности) различных групп населения и ведущее к концентрации ряда социальных, культурных и жизненных преимуществ у отдельных слоев общества и их де-привации (лишению, недостатку) — у остальной части населения.

5. Дано категориальное определение социально-экономической мегадиф-ференциации как «закритической» степени гетерогенности (неоднородности) общества, при которой оно характеризуется сверхвысоким уровнем поляризации населения страны, чреватым угрозой социальной стабильности в государстве.

6. Рассмотрены основные структурные компоненты социально-экономической мегадифференциации: 1) дифференциация доходов населения- 2) дифференциация расходов населения- 3) дифференциация по месту жительства- 4) дифференциация по демографическому признаку (пол, возраст).

7. Представлена модель, отражающая взаимосвязь и взаимозависимость общей дифференциации денежных доходов населения и дифференциации, обусловленной различными источниками доходов. На ее основе можно констатировать не только наличие влияния разных источников доходов на общую дифI ференциацию денежных доходов населения, но и различие между этим влиянием для разных пар источников доходов.

8. Определено, что наиболее крупная мегадифференциация российского общества представлена разделением на городское и сельское поселения, среди которых самым ярким выражением первых являются многомиллионные города-мегаполисы, а последних — маленькие деревни.

9. Представлены две группы причин поляризации населения Российской Федерации. К первой отнесены внешние факторы, такие как: 1) неравное распределение экономического выигрыша от функционирования более эффективных глобальных рынков- 2) несовершенство глобальных рынков- 3) отражение на глобальном уровне режимами торговли, миграции и охраны прав интеллектуальной собственности большой рыночной власти богатых. Вторую — образуют системные причины социально-экономической мегадифференциации в России. К их числу отнесены: 1) недемократичность постсоветского государства и проводимой им социально-экономической политики- 2) дефектность социальной стратификации постсоветского общества- 3) деполитизация населения России, его отчужденность от гражданских проблем, недоверие к существующей власти.

10. Предложен механизм влияния справедливых и несправедливых неравенств на развитие общества: а) дифференциация, признаваемая людьми, как справедливая, формирует доверие населения к власти и другим социальным институтамб) несправедливая дифференциация порождает отчуждение людей от власти и прочих институтов, заставляют с недоверием относиться к любым официальным действиям правительства и других органов власти.

11. Выделены негативные последствия социально-экономической мега-дифференицации, среди которых наиболее вопиющими являются следующие: 1) отрицательное влияние социально-экономической мегадифференциации на экономический рост- 2) отрицательное влияние на развитие сельского хозяйства, ускоряющее его развал и снижающее продовольственную безопасность страны- 3) депопуляция населения России в результате чрезмерной дифференциации- 4) социально-экономическая мегадифференциация ведет к формированию ущербного поколения детей и молодежи.

12. Выявлены условия нормального воспроизводства рабочей силы в аграрной сфере, необходимые для успешного и эффективного развития сельского хозяйства, среди которых: 1) наличие возможности трудиться для проживающих в сельской местности- 2) формирование элементов социальной инфраструктуры (медицинских и образовательных учреждений, театров и кинотеатров, религиозных организаций разных конфессий, магазинов с достаточным ассортиментом и др.) — 3) обеспечение равной доступности бесплатных услуг здравоохранения и образования, а также различных дотаций и льгот для сельских жителей.

13. Рассмотрены основные подходы к оценке социально-экономической мегадифференциации с использованием методов определения степени гетерогенности доходов и расходов населения (кривая Лоренца, коэффициент Джини, способ Яна Пена («парад карликов»), гистограмма, кумулята, децильный коэффициент, квентильный коэффициент, квартальный коэффициент), а также дифференциации по месту жительства (различного рода интегральные оценки) и тендерной дифференциации (демографические показатели).

14. Предложен механизм оценки социально-экономической мегадифференциации по месту жительства как одного из основных компонентов данного явления. Здесь целесообразно использовать следующие три группы показателей: 1. Базовые показатели, отражающие объективные различия в исходных позициях- 2. Показатели, отражающие сложившийся уровень социальной нагрузки на бюджеты различных регионов- 3. Показатели текущей социально-экономической ситуации.

15. Выдвинута парадигма тенденций социально-экономической мегадифференциации как в стране в целом, так и в отдельном регионе, выстроенная на новом видении эволюции и трансформаций современной социально-экономической структуры в Российской Федерации и позволившая определить индикаторы, формы проявления, эффективность мер по минимизации существующего неравенства и предотвращению его роста в России и, в частности, на селе;

16. Анализ данных о распределение общего объема денежных доходов по 20%-м группам населения Российской Федерации за период с 1991 по 2007 гг. позволил построить кривые Лоренца и наглядно оценить степень отклонения сложившейся структуры распределения доходов от прямой, символизирующей абсолютное равенство, т. е. уровень социально-экономической дифференциации в стране. Динамика агрегированных индексов доходного неравенства также отражает усиление расслоения населения Российской Федерации, поскольку коэффициент фондов, отражающий соотношение суммарных доходов 10-го деци-ля (с самыми высокими доходами) и 1-го дециля (с самыми низкими доходами), за период с 1991 г. по 2007 г. возрос с 4,5 до 16,8 раз. Таким образом, произошло более чем трехкратное увеличение разрыва между крайними децильными группами. Этот вывод подтверждают также и значения коэффициента Джини. Он увеличился с 0,260 в 1991 г. до 0,422 в 2007 г.

17. В целях оценки уровня социально-экономической мегадифференциа-ции регионов страны проведена многомерная классификация 79 регионов Российской Федерации по уровню социально-экономического развития. В диссертации использовалась методика, основанная на применении кластерного анализа и метода главных компонент, позволяющая оценить уровень социально-экономического развития региона и отобразить в соответствии с ним место, занимаемое регионом в России. В соответствии с полученными результатами классификации по «весомым» главным компонентам были сделаны краткие выводы по шести многомерным типическим группам (кластерам) субъектов РФ. Так наиболее существенные различия зафиксированы при рассмотрении минимальных (кластера А) и максимальных (кластера Е) значений такого показателя как внутренний региональный продукт на душу населения: ВРП в кластере, А меньше ВРП кластера Е в 43,7 раза. Жители наиболее экономически высокоразвитых регионов России тратят порядка 20 442,1 рублей в месяц, в то время как жители наименее экономически развитых субъектов Федерациитолько 1068,1 руб. в месяц, то есть дифференциация более чем девятнадцатикратная. Также более чем десятикратное различие наблюдается в уровне среднедушевых денежных доходов населения (в 10,2 раза): на территории регионов, причисленных к группе с самым высоким уровнем социально-экономического развития среднедушевые денежные доходы в месяц составляют 29 802,6 руб., а на территории регионов с самым низким уровнем социально-экономического развития — 2923,8 руб. Все это дает основания говорить о сверхвысокой степени поляризации уровня и качества жизни населения субъектов Российской Федерации в зависимости от того, к какому кластеру он отнесен.

18. Рассмотрены различные аспекты социально-экономической мегадиф-ференциации в масштабах отдельного субъекта Российской Федерации (Воронежской области), в результате чего выявлено усиление в течение рассматриваемого периода степени дифференциации в данном субъекте Российской Федерации. Данный вывод подтверждают кривые Лоренца, построенные по данным Воронежской области за 2001;2007 гг. и наглядно показывающие динамику степени гетерогенности в регионе. В течение 2001;2007 гг. наблюдается сокращение удельного веса доходов, принадлежащих самым незащищенным слоям населения Воронежской области (в 2001 году доля доходов 20% наименее обеспеченной группы составляла 6,9%, а в 2007 году — уже 5,3%). Противоположная тенденция характерна для доходов наиболее обеспеченных 20% населения Воронежской области (в 2001 г. — 41,9%, а в 2007 г. — 46,9%). Рассматривая коэффициент фондов, рассчитанный по данным Воронежской области, также отмечена все возрастающая степень гетерогенности (в 2002 году доходы 10% наиболее обеспеченных жителей анализируемого субъекта Федерации превышали доходы 10% наименее обеспеченных в 10,2 раза, а в 2007 году — в 15,4).

19. Проведено анкетирование жителей Центрального Черноземья на тему «Отношение населения России к социальному неравенству в стране». Показано, что 69,8% респондентов считают современное устройство общества несправедливым. Только 7,6% - придерживаются прямо противоположной точки зрения, а остальные затруднились дать ответ на этот вопрос.

20. Систематизированы меры, предпринимаемые государством в области социально-экономической политики, влияющие тем или иным образом на уровень гетерогенности в стране, проявляющиеся, в первую очередь, в политике регулирования доходов и потребления. К таковым в частности относятся: 1) прямые административные меры (трансфертные платежи, социальные гарантии, административное регулирование цен, индексация доходов, прогрессивное налогообложение совокупных доходов и т. п.) — 2) косвенные экономические меры (налог с продаж, НДС, пошлины и акцизы, налоговые льготы малоимущим, социальные налоги и отчисления во внебюджетные фонды, благотворительные фонды и др.).

21. Предложена новая национальная модель занятости, под которой понимается совокупность количественных и качественных характеристик и требований к трудовым ресурсам, удовлетворение которых позволит поддерживать высокие темпы экономического развития и решение социальных проблем общества. Данная модель предусматривает: 1 Достаточный и стабильный рост трудовых ресурсов- 2) создание эффективных механизмов снижения уровня безработицы- 3) меры по стимулированию роста спроса на рабочую силу со стороны бизнеса и предложения на рынке труда, отвечающую требованиям высокой квалификации и профессиональной подготовки работников- 4) достижение высокого уровня качественных характеристик занятости, адекватных требованиям трансформации постиндустриального в информационное общество.

22. Разработана новая модель функционирования рынка труда в АПК, в рамках которой выделены следующие аспекты: 1) доступ личных подсобных хозяйств к негосударственным инвестиционным ресурсам- 2) эффективная политика, смягчающая социальные последствия сокращения рабочих мест- 3) реализация инвестиционных федеральных программ, связанных с созданием рабочих мест в аграрном секторе экономики, а также совершенствование регулирования заработной платы и доходов, рабочего времени и трудовых отношений- 4) проведение активной политики по профилактике и лечению алкоголизма, наркомании на селе и др.

23. Обоснована тесная взаимосвязь уровня, доступности образования и здравоохранения и низкого качества жизни в сельской местности, поскольку неравенство возможностей передается из поколения в поколение: у детей бедных родителей с низким социальным статусом шансы в области образования менее благоприятны. В этой связи проанализированы основные направления современной государственной политики в этой области, в частности сущность и ход реализации таких приоритетных национальных проектов как «Образование» и «Здравоохранение», предусмотренные в «Программе социального и экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу».

24. Показана эффективность государственного механизма регулирования развития такой отрасли как сельское хозяйство в целях снижения неравенства в стране, поскольку именно работники, занятые в функционировании производственной и социальной инфраструктуры села, имеют самый низкий уровень благосостояния в России, что непосредственно отрицательно сказывается на процессе воспроизводства сельского хозяйства. Если в ближайшее время не предпринять радикальных мер по повышению жизненного уровня сельских жителей, то страна может лишиться собственного продовольственного комплекса и потерять экономическую безопасность.

25. Рассмотрены особенности реализации такого национального проекта как «Развитие АПК», выявлены его недостатки (несогласованность с экономическими и социальными процессами, отсутствие земель, недостаточное финансирование отсутствие достаточного объема информационно-консультационных служб методического обеспечениянечеткое разделение компетенций бюджетов различных уровней в мероприятиях по поддержке АПКотсутствие полноценной кормовой базы для расширения поголовья животныхслабая банковская инфраструктура и др.).

26. Выявлены роль и значение бизнеса в преодолении социально-экономической мегадифференциации российского общества, представлены наиболее распространенные концепции социально ответственного бизнеса и его участия в решение социальных проблем общества, в частности снижения социально-экономической дифференциации. Первая исходит из того, что единственная ответственность бизнеса — увеличение прибыли для своих акционеров при соблюдении определенных правил хозяйственной деятельности. Второй подход — предприятие в своей деятельности выходит за рамки обязательных требований законодательства и осуществляет вклад в развитие внутренней и внешней среды действия своего бизнеса. При этом предприятие реализует внутренние и внешние социальные программы, согласующиеся со стратегией его развития. Третий подход — предприятие стремится иметь репутацию социально ответственной организации и для этого принимает активное участие в формировании общественных стандартов.

27. Предложено для повышения уровня благосостояния сельских жителей, представляющих беднейший полюс в условиях социально-экономической мегадифференциации российского общества, стимулировать развитие предпринимательской деятельности на селе, как один из вариантов изменения сложившейся ситуации. Для преодоления выявленных трудностей и стимулирования развития предпринимательства в сельском хозяйстве с целью повышения уровня благосостояния сельских жителей и увеличения объемов производства, по нашему мнению, необходимо проведение государственной поддержки, которая включает в себя: ценовую поддержку, кредитную политику, бюджетную поддержку, налоговые льготы.

28. Предложен механизм ипотечного кредитования на уровне агропромышленного комплекса региона, применение которого приведет к значительному эффекту в развитии АПК. Фактором, сдерживающим частные инвестиции отдельных лиц на развитие сельскохозяйственных предприятий, является то, что имущественные паи (доли) в сельскохозяйственных предприятиях могут быть разными, а право голоса не зависит от их размеров. Следовательно, проблему инвестиций в сельское хозяйство должно решать государство. Весьма перспективным направлением в этой области может стать ипотечное кредитование — предоставление средств в кредит под залог земли и недвижимости.

29. Представлены основные стратегии развития России, которые способI ны привести к различным результатам социально-экономического развития нашей страны и в частности в проблеме минимизации уровня неравенства, среди таковых: 1. Стратегия «Инерция», базируящаяся на традиционном русском «авось», или «кривая вывезет" — 2. Стратегия «Рантье», предполагающая существенное усиление перераспределительных функций государства без проведения модернизационных реформ- 3. Стратегия «Мобилизация», предусматривающая усиление тенденций к управлению социальными процессами «сверху" — 4. Стратегия «Модернизация». Для России наиболее желательна модернизационная стратегия, в том числе и, а АПК. Только ее успешная реализация поможет I избежать крупных потрясений, чреватых исчезновением нашей страны как суверенного государства. Именно модернизационная стратегия подразумевает переход российского общества к желаемому образу жизни. 1.

30. Предложена стратегия устойчивого развития сельского хозяйства в целях преодоления проблемы экономической и в частности продовольственной безопасности страны, которая должна обладать не только экономической, но и экологической и социальной устойчивостью, носить характер целостной системы. С точки зрения экономики устойчивое сельское хозяйство должно отличаться меньшей зависимостью от покупных средств производства и большей диверсификацией производства. С точки зрения агроэкологии, устойчивое сельское хозяйство призвано предотвратить использование возобновляемых ресурсов темпами, превышающими темпы их восстановления, и загрязнение окружающей среды в объемах, превышающих способность экосистем его ассимиI лировать. Устойчивое сельское хозяйство дает и ряд социальных преимуществ. В первую очередь это — наличие рабочих мест и источника средств существования для сельских жителей. Кроме того, поставляя более экологически чистые и безопасные продукты питания, оно тем самым благоприятно будет воздействовать на здоровье их потребителей. Благоприятное влияние на качество жизни людей окажет и меньшее загрязнение окружающей среды при ведении сельскохозяйственной деятельности. Возрастут шансы не только выжить, но и увеличить рентабельность.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации с комментариями Конституционного Суда РФ. М.: ИНФРА-М, 2000. — 152с.
  2. ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г. ПС «Гарант»
  3. ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г. ПС «Гарант»
  4. ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. ПС «Гарант»
  5. ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования» от 22 декабря 2005 г. — ПС «Гарант»
  6. ФЗ «О бюджете Фонда Социального страхования на 2006 год» от 22 декабря 2005 г. ПС «Гарант»
  7. ФЗ «О ветеранах» от 2 января 2000 г. — ПС «Гарант»
  8. ФЗ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 г. ПС «Гарант»
  9. ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 г. ПС «Гарант»
  10. ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. ПС «Гарант»
  11. ФЗ «О дополнительных мерах по охране материнства и детства» от 4 апреля 1992 г. ПС «Гарант»
  12. ФЗ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей» от 12 февраля 1993 г. — ПС «Гарант»
  13. ФЗ «О погребении и похоронном деле» от 12 января 1996 г. — ПС «Гарант»
  14. ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» от 9 января 1997 г. ПС «Гарант»
  15. ФЗ «О ритуальном пособии» от 12 марта 1992 г. ПС «Гарант»
  16. ФЗ «О социальной защите инвалидов» от 24 ноября 1995 г. — ПС «Гарант»
  17. ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста» от 2 августа 1995 г. ПС «Гарант»
  18. ФЗ «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. ПС «Гарант»
  19. ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год» от 26 декабря 2005 г. — ПС «Гарант»
  20. ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год» от 1 апреля 2009 г. ПС «Гарант»
  21. ФЗ «О федеральном бюджете на 2008−2010 года» от 25 декабря 2007 г. ПС «Гарант»
  22. Указ Президента РФ «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» от 5 мая 1992 г. ПС «Гарант»
  23. Указ Президента «О порядке государственной регистрации предприятий на территории Российской Федерации» от 08 июля 1994 г. — ПС «Гарант»
  24. Указ Президента «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны» от 15 октября 1992 г. — ПС «Гарант»
  25. Бюллетень Наркомздрава. — 1924, № 8−9, стр. 9−10
  26. Бюллетень официальных распоряжений и сообщений Наркомпроса. 1922, № 75, с. 6
  27. Ведомости Верховного Совета СССР 1976, № 17
  28. Ведомости Верховного Совета СССР. 1941, № 30
  29. Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, № 27
  30. Сборник законов РФ 1999. — № 29 — М.: ООО «Фирма «издательство Атс», 1999.-624 с.
  31. СП СССР, 1940, № 19, стр. 465
  32. СП СССР, 1941, № 15, стр. 282
  33. СЗ СССР, 1929, № 71, стр. 673
  34. СЗ СССР, 1933, № 63, стр. 37
  35. СУ РСФСР, 1918, № 89, с. 906
  36. СУ РСФСР, 1921, № 76, с. 627
  37. СУ РСФСР, 1917, № 8, стр. 111
  38. СУ РСФСР, 1917, № 13, стр. 188
  39. СУ РСФСР, 1918, № 58, с. 637
  40. СУ РСФСР, 1919, № 20, стр. 238
  41. СУ РСФСР, 1922, № 12, стр. 118
  42. СУ РСФСР, 1922, № 6, стр. 58
  43. JI. Стратегия России: взгляд в завтрашний день (методологические размышления) / JI. Абалкин // Экономист. — 2003 г. № 7. — С. 3 — 9.
  44. Н.В. О наблюдении за уровнем тарифов на услуги высших учебных заведениях в условиях реализации национального проекта «Образование» / Н. В. Алексеева // Вопросы статистики. 2007 г. — № 5 — С. 28−30.
  45. B.C. Право социального обеспечения в СССР / B.C. Андреев.-М., 1987.-314 с.
  46. В. Модели социальной защиты в странах ЕС / В. Антропов // Мировая экономика и международные отношения. — 2005 г. — № 11 С. 70−78.
  47. А. О рациональной схеме социальной поддержки населения / А. Арзиева.// Общество и экономика. 2004 г. — № 9 — С. 112−118.
  48. Е. Дифференциация и консолидация в процессе становления предпринимательства в переходном обществе / Е. Бабосов // О-во и экономика. 2002.-№ 12. — С.103 — 112.
  49. М. Мишель Багелет: Бороться с эпидемией неравенства / М. Багелет // Латинская Америка. — 2007 г. — № 3. С. 17−25.
  50. С. Анализ межрегиональной дифференциации и построение рейтингов субъектов Российской Федерации / С. Баранов // Вопросы экономики. 2005 г. — № 8. — С. 54−62
  51. С. Выдвижение «приоритетных национальных проектов»: шаг к долгожданной социальной переориентации реформационного курса? / С. Батчиков // Российский экономический журнал. 2005 г. — № 9−10 — С. 3−25.
  52. Т.Н. О выборе формы средней для оценки уровня жизни населения / Т. Н. Белова // Вопросы статистики. 2006 г. — № 2. — С. 39−42.
  53. А. Долгосрочные тренды российской экономики. Сценарии экономического развития России до 2020 г. / А. Белоусов // Общество и экономика. 2005 г. — № 2. — С. 114−229.
  54. Л.А. Социальная стратификация и бедность в регионах России: к составлению социокультурного портрета регионов / Л. А. Беляева // Социальные исследования. 2006 г. — № 9. — С. 52−63
  55. И.К. Социальная дифференциация цен: статистические оценки и анализ / И. К. Беляевский // Вопросы статистики. — 2005 г. — № 2. С. 15−23.
  56. Т.Е. Доходы и социальные услуги: неравенство, уязвимость, бедность / Т. Е. Бесстремянная. М.:ГУ ВШЭ, 2005 г. — 347с.
  57. Н. Усиление неравенства в новой глобальной экономике / Н. Бердсолл // Вопросы экономики. — 2006 г. — № 4. С. 84−92.
  58. Н.Л. Философия неравенства / Н. Л. Бердяев. М.: ИМА-пресса, 1990 г.-286 с.
  59. В. Анализ социально-экономической дифференциации / В. Бобков // Экономист. 2003. — № 7. — С. 10 — 20. — С. 17−29
  60. В. Российская бедность: измерение и пути преодоления / В. Бобков // Общество и экономика. 2005 г. — № 3. — С. 19−37.
  61. В. Экономическое неравенство: российские тенденции на фоне мировых реалий / В. Бобков // Общество и экономика. 2003. — № 1. — С. 80 — 92.
  62. Л.П., Ткаченко A.A. Дифференциация муниципальных образований для целей внутриобластной социальной политики: поиск новых подходов / Л. П. Богданова, A.A. Ткаченко // Вопросы статистики. 2005 г. -№ 1. — С. 65−71.
  63. Л.В. Доходы и потребление в сельском хозяйстве / Л. В. Бондаренко // Экономика с.-х. и перераб. предприятий. — 2000. — № 11. — С. 38 — 41.
  64. И. Программа содействия занятости / И. Бочарова //. Экономист. 2005 г. — № 5. — С. 77−83.
  65. И. Бедность закономерна при нынешней социальной структуре российского общества / И. Буздалов // Общество и экономика. -2005г.-№ 3.-С. 38−48.
  66. С.Г. Системный подход к статистической оценке различий регионов по уровню жизни населения / С. Г. Бычкова // Вопросы статистики. — 2005 г. — № 12.-С. 24−29.
  67. Н. Народ и власть: конфликт интересов / Н. Ворона, И. Буров, К. Грищенко // О-во и экономика. 2002. — № 12. — С. 117 — 124.
  68. В. О бедном бюджетнике замолвите слово: межсекторальные различия в заработной плате / В. Гимпельсон // Вопросы экономики. — 2006 г.-№ 6.-С. 81−88.
  69. С. О стратегии экономического развития России / С. Глазьев // Вопросы экономики. 2007 г. — № 5. — С. 30−47.
  70. С. Политика социальной справедливости и экономического роста / С. Глазьев // Российский экономический журнал. 2005 г. — № 11−12. -С. 74−100.
  71. С. Социально-экономический смысл бюджета 2005 г. / С. Глазьев // Российский экономический журнал. 2004 г. — № 9−10. — С. 3−12.
  72. Т. Интегральные критерии оценки уровня жизни населения / Т. Глушанок // Человек и труд. — 2006 г. № 10. — С. 50−52.
  73. Голенкова 3. Тенденции изменения социальной структуры российского общества в период реформ / 3. Голенкова // О-во и экономика. — 2002. — № 12.-С. 15−24.
  74. Н., Ореховский П. Реформы здравоохранения в постсоветской России / Н. Головнина, П. Ореховский // Общество и экономика. 2005 г.-№ 6.-С. 54−87.
  75. М.В. Монетизация социальных льгот: актуальность проблемы / М. В. Гончарова // Финансы и кредит. -2005г. № 2. — С. 11−14.
  76. М.В. Проблемы бюджетного финансирования социальных трансфертов / М. В. Гончарова // Финансы и кредит. 2005 г. — № 24. — С. 44−48.
  77. М.В. Социальные денежные льготы: понятие и классификация / М. В. Гончарова // Финансы и кредит. 2005 г. — № 9. — С. 16−19.
  78. М.В. Транспортное и медицинское обеспечение льготников / М. В. Гончарова // Финансы и кредит. 2005 г. — № 26. — С. 78−83.
  79. М.В. Экономическое содержание социальной поддержки населения как элемента социально ориентированной финансовой политики / М. В. Гончарова // Финансы и кредит. — 2006 г. № 13. — С. 65−71.
  80. Т.Л. Новые подходы к организации статистического наблюдения за дифференциацией заработной платы по группам профессий и должностей / Т. Л. Горбачева // Вопросы статистики. 2005 г. — № 10. — С. 27−31.
  81. Р. Экономическая эффективность предпринимательства и социальная ответственность фирмы / Р. Гринберг // Общество и экономика. — 2006 г.-№ 9.-С. 9−18.
  82. В.И. Российское общество: современное состояние и перспективы / В. И. Добреньков //Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. — 2004 г. № 1. — С. 7−26.
  83. Ю.В. Сравнительная оценка социально-экономической эффективности развития регионов центрального федерального округа РФ / Ю. В. Донченко // Вопросы статистики. 2004 г. — № 12. — С. 48−52.
  84. Доклад и мировом развитии 2006 г. Справедливость и развития. — М.: Весь мир, 2006 г. 298 с.
  85. И. Логика экономического процесса: социоэкономический синтез / И. Егоров // Мировая экономика и междунар. отношения. 2004. — № 4. -С. 27−36.
  86. Еженедельник Наркомпроса. 1925, № 46.
  87. А. Продовольственная бедность населения России: истоки и пути преодоления / А. Емельянов // Экономист. 2003. — № 10. — С. 78 -85.
  88. С.И. Динамика социальной дифференциации. — Саратов: Издательство Саратовского университета, 1991 г. — 157с.
  89. Известия НКТ СССР, 1929, № 12−13
  90. Известия НКТ СССР, 1930, № 10, стр. 234
  91. Известия НКТ СССР, 1931, № 25, стр. 497−499
  92. Известия ЦИК СССР, 1927, № 72
  93. В.А. Экономическое положение населения России в постсоветский период / В. А. Ильин // ЭКО. 2006 г. — № 9. — С. 3−24.
  94. М. Российская экономика все еще нуждается в структурных реформах / М. Интрилигейтор // Проблемы теории и практики упр. 2004.-№ 3.-С. 6- 11.
  95. К., Корниенко Н. Социальный механизм рыночных реформ / К. Исаков, Н. Корниенко // Общество и экономика. 2006 г. — № 2. — С. 3−14.
  96. В.И., Сидорина Т. Ю. Предприятие город: муниципализация социальной инфраструктуры в период реформ // Мир России. — 1999 г. -№ 1−2.-С. 5−12.
  97. Л.Б. Межрегиональная миграция и социально-экономическая дифференциация пространства современной России / Л. Б. Карачурина // Проблемы прогнозирования. 2006 г. — № 3. — С. 96−105.
  98. Д.М. Общая теория занятости, процента и денег: пер. с англ. М.: Прогресс, 1978. — 494 с.
  99. Л. Хозяйства населения: занятость и социальная защита сельских жителей / Л. Киркорова // АПК: экономика, упр. — 2004. — № 8. — С. 44 -52.
  100. А .Я. Экономический анализ зависимостей между дифференциацией и уровнем жизни населения в регионах России / А. Я. Кирута, А. Ю. Шевяков // Вопр. статистики. 2004. — № 5. — С. 36 — 41.
  101. O.A. Неравенство в распределении доходов и здоровья в современной России / O.A. Кислицына. М.: РИЦ ИСЭПН, 2005 г. — 374 с.
  102. O.A. Неравенство доходов в России в переходный период: чем оно объясняется? М.: EERC, 2003 г. — 79 с.
  103. Ю. Современный взгляд на теорию социальной рыночной экономики / Ю. Князев // О-во и экономика. 2004. — № 5−6. — С. 17−53.
  104. Колесникова A. JL Оплата услуг ЖКХ населением и социальная защита малообеспеченных граждан в российских регионах / A.JI. Колесникова // Вопросы статистики. 2004 г. — № 2. — С. 74−80.
  105. И.Б. Методы и модели прогнозирования показателей уровня бедности / И. Б. Колмаков // Вопросы статистики. — 2005 г. № 9. — С. 4454.
  106. B.JI. Социальная политика: штрихи к социологической концепции / B.JT. Константинова // Социологические исследования. -2005г.-№ 2.-С. 36−43.
  107. Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года, утв. распоряжением Правительства РФ № 1270-р от 24.09.01.
  108. Концепция национальной безопасности РФ, утв. Указом президента РФ № 1300 от 17.12.97.
  109. Концепция социального государства Российской Федерации. — М., 2004 г.-328 с.
  110. Е.Б. О доходах и расходах федерального бюджета / Е. Б. Коровкина // Финансы. 2004 г. — № 8. — С. 27−29.
  111. М. Курица на обед? Социальная защита в 21 веке / М. Кром // Родина,-2004г.-№ 12.-С. 16−27.
  112. О.В. Региональная дифференциация системы социального обслуживания семьи и детей / О. В. Кучмаева // Вопросы статистики. — 2005 г. -№ 4.-С. 57−63.
  113. С. Оценка пореформенных последствий / С. Кузьмин // Экономист. 2004. — № 8. — С. 32 — 39.
  114. Е. Процессы дифференциации доходов населения и их государственное регулирование / Е. Кузнецова, С. Кузнецов // Экономист. -2002.-№ 4. -С. 46−53.
  115. В., Роик В. Социальная политика как приоритет и приоритеты социальной политики / В. Куликов, В. Роик // Российскрш экономический журнал. 2005 г.-№ 1.-С. 3−17.
  116. Ю.С., Царев И. Г. Динамика распределения доходов в России /Ю.С. Куснер, И. Г. Царев // ЭКО. 2006 г. — № 9. — С. 25−34.
  117. К. Государственные меры по регулированию дифференциации доходов населения и снижению бедности / К. Лайкам // О-во и экономика. -2002. — № 12.-С. 30−49.
  118. К. Краткосрочный прогноз дифференциации доходов населения / К. Лайкам // О-во и экономика. 2002. — № 8−9. — С. 68 — 77.
  119. В., Карачаровский В. Причины и последствия сверхконцентрации экономического и социального потенциалов России в ее крупнейших городах / В. Лексин, В. Карачаровский // Российский экономический журнал. -2007г. -№ 1−2. -С. 26−46.
  120. В.И. Полн. собр. соч. Т. 3. Развитие капитализма в России / В. И. Ленин. — М.: Гос. изд-во полит, лит., 1958. 791 с.
  121. Т.И. Сравнительный анализ территориальной дифференциации и типология регионов по показателям заработной платы и затрат на рабочую силу / Т. И. Леонтьева, Г. И. Чудилин, Т. Е. Парамонова // Вопр. статистики. 2004. — № 8. — С. 49 — 55.
  122. С. Депопуляция населения России (на примере Центрального федерального округа) / С. Лысенко // Вопросы экономики. — 2006 г. — № 11. — С.147−154.
  123. . Социальное страхование в прошлом и настоящем. / Б. Любимов М., 1925 г. — 298 стр.
  124. A.B. Пенсионное законодательство: новая пенсионная система новые возможности / A.B. Макаров. — М.: Эксмо, 2005. — 143 с.
  125. Т. Социальная ситуация в России: парадоксы и тупики / Т. Малева // Общество и экономика. — 2003 г. — № 12. — С. 64−74.
  126. А. Теория и стратегия социального развития: возможности применения макросистемного подхода / А. Мартынов // Общество и экономика. 2006 г. — № 10. — С. 97−130.
  127. Е.Е. Право социального обеспечения: учебно-справочное пособие / Е. Е. Мачульская. М., 1998. — 457 с.
  128. В.А. Развивающиеся страны: рост, дифференциация, экономический вызов / В. А. Мелоянцев // Вестник Московского унив-та. Серия 13. 2006 г. — № 2. — С. 14−16
  129. С. Социальная политика: уточнение задач, отладка механизмов / С. Миронов // Общество и экономики. — 2005 г. № 5. — С. 5−12.
  130. H.H. Дифференциация социально-экономического положения регионов России и проблемы региональной политики / H.H. Михеева. — М.: РПЭИ, 2000 г. 60 с.
  131. Дж. С. Основы политической экономии и некоторые аспекты их приложения к социальной философии / Дж. С. Милль. Т. 1−3. М., 1980. -231с.
  132. О.Б. Ежемесячные денежные выплаты отдельным категориям граждан. Порядок назначения и выплаты / О. Б. Михайлова // Финансовый вестник. 2005 г. — № 14. — С. 23−33.
  133. О.Б. Пенсионная реформа: инвестирования средств для осуществления финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ / О. Б. Михайлова // Финансовый вестник. 2005 г. — № 20. — С. 27−31.
  134. Н.Р. Финансовые рычаги формирования рынка труда: ретроанализ реализуемой политики занятости / Н.Р. Молочников// Финансы и кредит. 2004 г. — № 20. — С. 50−53.
  135. В. 15 лет строительства советского социального обеспечения. / В. Наговицын // Социальное обеспечение. — 1933 г. № 3−4. — С. 5−18.
  136. Н.М. Прогнозирование и стратегия социального развития России. / Н. М. Найбороденко. М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг». — 2003 г. — 352 с.
  137. А. Уровень общественного благосостояния: подходы к оценке / А. Некипелов // Российский экономический журнал. 2004 г. — № 7. — С. 37−41.
  138. Л.И. Перспективы повышения уровня жизни в России / Л. И. Нестеров // Вопросы статистики. — 2004 г. — № 8. — С. 66−71.
  139. С.Н. Рынок и социальная политика государства / С. Н. Никитин // Деньги и кредит. 2005 г. — № 1. — С. 12−20.
  140. И. Бедность в России: экономический анализ / И. Николаев // Общество и экономика. 2005 г. — № 7−8. — С. 262−304.
  141. A.B. Забота о престарелых людях в России в прошлом и настоящем: социологический аспект / A.B. Носкова // Вестник Московского университета. Сер. 18. социология и политология. — 2003 г. — № 2. — С. 164−174.
  142. Ю.В. Перераспределение доходов как результат российских реформ / Ю. В. Овсиенко // Экономика и мат. методы. — 2002. — Т. 38, № 4. -С. 12−23.
  143. Ю. Российская трансформация и ее результаты / Ю. Овсиенко, Н. Петраков // Вопросы экономики. — 2004. № 5. — С. 59 — 72.
  144. В. Основные принципы экономической политики. — М., 1995 г. 274 с.
  145. Основные социально-экономические показатели по РФ 2001−2005 (по материалам Госстата) // Вопросы статистики. 2005 г. — № 9. — С. 78−89.
  146. Основные социально-экономические показатели по РФ 2002−2006гг. (по материалам Госстата) // Вопросы статистики. 2006 г. — № 6. — С. 72−83.
  147. И. К анализу показателей социальной дифференциации в России / И. Охотников // Российский экономический журнал. — 2006 г. — № 9−10.-С. 91−93.
  148. В. Новейшие коллизии налогообложения доходов физических лиц / В. Пансков // Российский экономический журнал. 2007 г. — № 1−2. -С. 47−55.
  149. Ю. Стратегия рыночных трансформаций как фактор преодоления и смягчения поляризации общества / Ю. Пахомов // О-во и экономика. 2002. — № 12. — С. 25 — 29.
  150. Д. О социальной справедливости в экономических отношениях / Д. Петросян // Общество и экономика. 2005 г. — № 9. — С. 135−154.
  151. Н. Социальная дифференциация как фактор социальной нестабильности в обществе / Н. Подшибякина // О-во и экономика. — 2002. — № 12.-С. 94−98.
  152. В.М. Экономический потенциал социальной сферы: содержание, оценка, анализ / В. М. Проскуряков. — М.: Экономика, 1991 г. — 159 с.
  153. В.М. Прогнозирование социально-экономического развития монофункционального города / В. М. Пушкарев // Регион: экономика и социология. 2003 г. — № 4. — С. 174−186.
  154. . Тенденции новой социальной дифференциации в России / Б. Ракитский, Г. Ракитская // О-во и экономика. 2002. — № 12. — С. 134 — 146.
  155. Регионы России: социально-экономические показатели 2006: стат. сб. / Федеральная служба государственной статистики. — М.: Росстат, 2007 г. — 981 с.
  156. Регионы России: социально-экономические показатели 2007: стат. сб. / Федеральная служба государственной статистики. М.: Росстат, 2007 г. -991 с.
  157. JI.C. Доходы: уровень, дифференциация, гарантии / JT.C. Ржаницына. — М.: Профиздат., 1991 г. 158 с.
  158. Н. Человеческий потенциал России и проблемы «сбережения населения» / Н. Римашевская // Российский экономический журнал. — 2004 г. № 9−10. — С. 22−40.
  159. Н. Экономическая стратификация населения России / Н. Римашевская // О-во и экономика. 2002. — № 12. — С. 6 — 14.
  160. В. Правительственные бюджетные проектировки на будущий год: к оценке социального блока / В. Роик // Российский экономический журнал. 2004 г.-№ 9−10. — С. 13−21.
  161. В.Д. Социальная защита: содержание понятия / В. Д. Роик // Человек и труд. 2000 г. — № 11. — С. 21 -34.
  162. В. «Социален» ли федеральный бюджет грядущего года? / В. Роик // Российский экономический журнал. 2005 г. — № 7−8. — С. 98−101.
  163. В. Утверждение страховых основ социальной защиты населения: необходимость и проблемы / В. Роик // Российский экономический журнал. 2004 г. — № 1.-С. 31−35.
  164. Российский статистический ежегодник: Стат. сб. / Госкомстат России- М.: Госкомстат России, 1995. — 976 с.
  165. Российский статистический ежегодник: Стат. сб. / Госкомстат России.-М., 2000.-642 с.
  166. Российский статистический ежегодник: Стат. сб. / Росстат. М., 2007. — 725 с.
  167. Россия в цифрах. 2005: Крат. стат. сб. / Федеральная служба государственной статистики. Официальное издание. — М.: Госкомсат России, -2005г.-487 с.
  168. Россия в цифрах. Крат. стат. сб. / Федеральная служба государственной статистики. — Официальное издание. М.: Госкомсат России 19 952 007гг., — 2007 г. — 494 с.
  169. Россия 2007: стат. справ. / Гос. комитет РФ по статистике. — М. Росстат, 2007 г. 55 с.
  170. В., Гельвановский М. Экспертное заключение на проект федерального бюджета на 2005 год и прогноз социально-экономического развития РФ на 2005−2007 гг. / В Сенчагов, М. Гельвановский // Банковское дело. -2004г. -№ 11.-С. 2−8
  171. Т. Ю., Матвеева Е. В. Многосубъектность социальной политики и становление гражданского общества в России // Корпоративная социальная ответственность: общественные ожидания. М.: ИС РАН, 2005 г. 342 с.
  172. В.Л. Влияние адресной социальной помощи на изменение уровня, глубины и остроты бедности / В. Л. Сидоров // Социологические исследования. 2004 г. — № 7. — С. 83−95.
  173. И.Л. Социальное государство в современном обществе и динамика российской композиции социальной политики / И. Л. Сизова // Личность. Культура. Общество. 2006 г. — Т.8. Вып. 3. — С. 172−193
  174. И. Социальная защищенность работников на российском рынке труда /И. Соболев // Общество и экономика. 2004 г. — № 7−8. — С. 321 338.
  175. Г. Г. Уровень жизни и экономическое развитие региона / Г. Г. Соловьева // Вопросы статистики. 2004 г. — № 8. — С. 71−75.
  176. Социальная дифференциация общества: поиски археологических критериев: Сборник статей. — М.: Наука, 1993 г. 142с.
  177. Социальная ответственность бизнеса: актуальная повестка / Под. ред. Литовченко С. Е., Корсакова М. И., М.: Ассоциация менеджеров, — 2003 г. С.324
  178. Социальное положение и уровень жизни населения России: Стат. сб. / Росстат М., — 2004 г. — 503 с.
  179. Социальное положение и уровень жизни населения России 2007: Стат. сб. / Росстат. М., — 2007 г. — 505 с.
  180. А. Проблемы измерения социального неравенства и бедности в России / А. Суринов // Общество и экономика. 2004 г. — № 3. — С 4255.
  181. В.Н. Подходы к сценарному прогнозированию доли до-мохозяйств с доходами ниже бюджета прожиточного минимума / В. Н. Тамашевич // Вопросы статистики. 2006 г. — № 9. — С. 42−47.
  182. B.C. Социально-экономическая дифференциация и здоровье населения России / B.C. Тапилина // Эко. 2002. — № 1. — С. 114 — 125.
  183. A.B. Развитие крупной компании — фактор формирования социально-ориентированной экономики / A.B. Тимофеев // Менеджмент в России и зарубежом. 2005 г. -№ 4. — С. 91−105.
  184. З.Г. Право социального обеспечения: нормативные акты о пособиях и компенсационных выплатах / З. Г. Тучкова. — М.: Теис, 1995. — 192с.
  185. O.A. Методические вопросы оценки уровня социально-экономического развития регионов / O.A. Хохлова // Вопросы статистики. — 2005 г. -№ 1. С. 58−65.
  186. O.A. Статистическая оценка социально-экономической асимметрии муниципальных образований регионов / O.A. Хохлова // Вопросы статистики. 2006 г. — № 2. — С. 32−38.
  187. А.Ф. Социальное государство. Практика формирования и функционирования в Европе и России /А.Ф. Храмцов // Социальные исследования. 2007 г. — № 2. — С. 21−32.
  188. С. Влияние государственного вмешательства в экономику и социального неравенства на экономический рост / С. Цирель // Вопросы экономик. -2007г. -№ 5. с. 100−116.
  189. Т.В. Сравнительный анализ главных компонент межрегиональной дифференциации денежных доходов населения / Т. В. Чернова // Финансы и кредит. 2003. — № 1. — С. 50 — 54.
  190. А. Бизнес как субъект социальной политики в современной России / А. Чирикова // Общество и экономика. — 2006 г. № 9. — С. 100 119.
  191. Е.П. Проблемы финансирования системы обязательного социального страхования в современной России / Е. П. Чупрова // Законодательство и экономика. 2005 г. — № 3. — С. 29−36.
  192. В. Формирование подрастающего поколения в условиях социальной дифференциации населения России / В. Шабунова // Общество и экономика. 2006 г. — № 6. — С. 174−181.
  193. В.Ш. Право социального обеспечения РФ: Учебно-справочное пособие / В. Ш. Шайхатдинов. — Екатеринбург, 1996 г. 381 с.
  194. Г. Я. Государственные расходы и социально-экономическое развитие / Г. Я. Шахова // Финансы. 2005 г. — № 8. — С. 61−66.
  195. А.Ю. Измерение экономического неравенства // А.Ю. Ше-вяков. М.: Лето, 2002. — 317 с.
  196. А.Ю. Снижение избыточного неравенства и бедности как фактор экономической динамики и роста инновационного потенциала России / А. Ю. Шевяков // Общество и экономика. 2006 г. — № 11/12. — С. 5−36.
  197. А.Ю. Социальное неравенство, бедность и экономический рост / А. Ю. Шевяков // Общество и экономика. 2005 г. — № 3. — С. 5−18.
  198. Т.Н. Проблема выбора критериев оценки качества жизни населения / Т. Н. Шелехова // География и природные ресурсы. 2006 г. — № 1. — С. 108−114.
  199. А.Ф. Экономическая теория: учебник для вузов: В 2 кн. Кн.1 / А. Ф. Шишкин. 2-е изд. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 1996. -656 с.
  200. А.Ф. Экономическая теория: учебник для вузов: В 2 кн. Кн.2 / А. Ф. Шишкин. 2-е изд. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 1996. — 349 с.
  201. Н.В. Вектор и эффективность транзитологической парадигмы АПК / Н. В. Шишкина. Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 2003. -483 с.
  202. Н.В. Тенденции социально-экономической дифференциации транзитивной экономики России / Н. В. Шишкина, А. Н. Коротеев // Онтология эволюции экономической системы АПК России: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Воронеж: ВГАУ, 2004. — С. 182 — 186.
  203. Е.Н. Финансовое обеспечение социальной защиты населения в Российской Федерации. Самара: Изд-во Самар. гос. экон. акад., 2004. -294 стр.
  204. Эффективность сокращения бедности в РФ / Под общей редакцией проф. И. Б. Загайтова, проф. Л. П. Яновского. Воронеж: ФГОУ ВПО ВГАУ, 2006 г.-110 с.
  205. Agroindustrialization, globalization, and international development // Agr. Econ. 2000. — Vol. 23, № 3. — P. 193 — 310.
  206. Harvey D. Whither agriculture? / D. Harvey // Farm Manag. 2001. -Vol. 10, № 12.-P. 751 -772.
  207. Hudson D. Factors influencing probability and frecuency of participation in merger and partnership activity in agricultural cooperatives / D. Hudson, C.W. Herndon // Agrobusiness. 2002. — Vol. 18, № 2. — P. 231 — 246.
  208. Mundlak Y. Explaining economic growth / Y. Mundlak // Am. j. agr. Econ.-2001.-Vol. 83, № 5.-P. 1154- 1167.
  209. Russian views of the transition in the rural sector: Structures, policy outcomes, and adaptive responses / The World Bank. Enviro-mentally and socially sustainable development (dep. of the) Europe and Centr Asia region. Washington, 2000.-209 p.
  210. Tyrchniewicz E.W. Agricultural economics and sustainable development: a courtship of two solitudes? / E.W. Tyrchniewicz // Canad. j. agr. Econ. — 2000. Vol. 48, № 4. — P. 375 — 383.
Заполнить форму текущей работой