Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Экономические и социальные последствия вступления России в ВТО

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ослабление дискриминации РФ на международных рынках в связи с непризнанием статуса рыночной экономики, распространение принципа наибольшего благоприятствования. Сейчас по степени дискриминации мы находимся на втором месте в мире после Китая. В целом ряде государств Россию продолжают считать страной с нерыночной экономикой, это даже записано в некоторых законодательных актах (поправка… Читать ещё >

Экономические и социальные последствия вступления России в ВТО (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

Филиал

Нижегородский

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

Экономическая теория

Тема

Экономические и социальные последствия вступления России в ВТО

Фамилия студента

Щербинин

Имя студента

Андрей

Отчество студента

Александрович

№ контракта

1. Общая характеристика Всемирной торговой организации

2. Анализ проблем вступления России во Всемирную торговую организацию

3. Преимущества и перспективы России от вступления во Всемирную торговую организацию

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников

Список сокращений

Актуальность рассмотрения данной темы определяется следующими факторами:

ВТО возникла в результате развития неолиберальной глобализации.

Образование этой организации и быстрый рост числа ее членов были итогом поражения экономических стратегий, конкурирующих с неолиберализмом. Транснациональный капитал получил торговые правила, отвечающие его интересам.

Всемирная торговая организация возникла не на заре глобализации, а в период ее расцвета — в 1995 году, как продолжение ГАТТ. Создание ВТО — результат длительной работы по переделке старого экономического пространства и вытеснения стратегий, конкурирующих с неолиберальной доктриной.

После тяжелого кризисного периода в 1973;1982 годах мировое хозяйство вступило в качественно новую фазу развития. Для транснациональных корпораций было важно устранить преграды на пути к локальным рынкам. Должны были появиться не только новые торговые правила, но и их регулятор, контролируемый США и их ближайшими партнерами. Эта задача была успешно решена благодаря созданию ВТО.

МВФ, ВБ и ВТО (до 1995 года ГАТТ) стали «дьявольской троицей» (UnholyTrinity) глобальной экономики 1982;2008 годов. Они действовали в симбиозе. Сфера их влияния постоянно расширялась, а сторонников развития, независимого от норм ВТО, становилось среди правительств все меньше.

Цель данной работы состоит в рассмотрении теоретических аспектов экономических и социальных последствий вступления России в ВТО и понимании роли, которую сыграет такое вступление для экономики России.

Объект исследования — экономические и социальные процессы, которые могут иметь место после приема РФ в ВТО.

Из постсоветских государств к ВТО присоединились Грузия, Киргизия, Армения и Украина. Такое же решение приняли все прибалтийские республики. Вступление в ВТО было связано с большими ожиданиями, которые вряд ли сегодня можно назвать оправдавшимися. Но надежды все еще остаются. Их крах способен многому научить тех, кто еще стоит на пороге ВТО.

Официальные речи о взятом курсе на экономическую модернизацию России не согласуются со стремлением как можно скорее войти в ВТО. Для технологического и структурного обновления национального хозяйства необходима активная роль государства.

Полезно наращивание расходов на науку и образование. Необходимо множество работающих исследовательских центров. И крайне необходимо создание рынка для отечественной фабричной продукции внутри страны.

Экономическая история показывает, что такая политика бывает различной. США, например, создали базу для промышленности через раздачу земель иммигрантам. Это обеспечило экономику армией новых потребителей и ускорило рост коммуникаций. Фактически именно политика расширения внутреннего рынка вывела США в промышленные лидеры в конце ЧЙЧ столетия и позволила закрепить это в 1950;1960;е годы, когда значение приобрело кейнсианское регулирование.

Присоединение России к ВТО оставляет немного шансов даже сфере услуг. Туристическая отрасль может чрезвычайно пострадать. Торговля, вероятно, сократится и еще более монополизируется. Банкам придется конкурировать с иностранными кредитными институтами. В итоге сотни отечественных банков разорятся или будут поглощены. Цена кредитов снизится, что можно назвать одним из немногих позитивных результатов членства в ВТО.

Крах, вероятнее всего, ожидает авиастроение. Он может коснуться производств дорожной, строительной и сельскохозяйственной техники, электроприборов и промышленного оборудования. Тяжело придется химической промышленности. Общее сжатие реальной экономики негативно отразится на всех сферах производства. Столь плачевные последствия обеспечат не только подчинение правилам ВТО.

Огромное значение будет иметь утрата государством возможности поддерживать внутренний спрос в интересах местной индустрии и в условиях мирового кризиса.

Облегченный вывоз сырья и беззащитный рынок — таким будет общий итог от присоединения страны к ВТО. Негативные последствия не проявятся сразу, поскольку будет предусмотрен период адаптации. Если страна войдет в ВТО в 2011 году, то в 2012 году негативные последствия еще могут не сказаться.

Но затем, возможно в 2013;2015 годах, снижение таможенных пошлин, отмена налоговых льгот и субсидий (в том числе аграрному сектору) начнут быстро сказываться на экономике.

При этом период глобальной хозяйственной нестабильности к этому времени еще не завершится, поскольку имеет системные причины. Борьба за рынки сбыта на планете только обострится. Зарубежные корпорации не упустят возможностей открытого российского рынка.

Плохая экономическая конъюнктура соединится с наступлением более сильных конкурентов. Начнется быстрое схлопывание экономики. При таком сценарии власти должны будут пойти на немедленный выход из ВТО или столкнуться с радикальными политическими последствиями, направленными на исправление «ошибок». Ситуацию может осложнить повторный крах спекуляций на сырьевых и фондовых рынках планеты. Без этого невозможно перейти от нынешнего вялого спада к депрессии. Снижение мировых цен на газ, нефть и металлы способно крепче привязать сырьевые монополии к покупателям. В этом случае борьба против ВТО в России примет еще более глубокий общественный характер. Окажется, что жизненно необходимое экспортно-сырьевым секторам смертельно для остальной экономики.

Будущее России в случае вхождения в ВТО показывают такие первопроходцы как Киргизия, прибалтийские республики и Украина. Организация уже предупредила украинские власти, что страна будет наказана, если присоединится к Таможенному союзу соседей по его правилам.

Новый выбор Украины определят итоги сотрудничества с ВТО. Сельское хозяйство страны вряд ли добьется больших успехов на переполненных товарами западных рынках, на что делается расчет.

Сохраняется немалая вероятность, что Россию в очередной раз откажутся допустить в ВТО. Для экономики страны это наиболее благоприятный сценарий.

Между тем ВТО имеет реальную альтернативу, и развивать ее способна именно Россия. Эта альтернатива — объединение экономик-соседей с созданием общего правового поля. Аналогичные структуры уже складываются в Латинской Америке и Азии. Расширение общего хозяйственного пространства, соединяясь с политикой развития потребления и передовых отраслей, может захватить многие страны Восточной Европы и Средней Азии. Разочарование в ЕС, ВТО и МВФ возрастает. Сами эти структуры переживают глубокий кризис. Системные перемены ждут все мировое хозяйство. Приближается момент альтернативы.

1. Общая характеристика Всемирной торговой организации

Это — международная организация, созданная в 1995 году с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО является преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году и на протяжении почти 50 лет фактически выполнявшего функции международной организации.

ВТО отвечает за разработку и внедрение новых торговых соглашений, а также следит за соблюдением членами организации всех соглашений, подписанных большинством стран мира и ратифицированных их парламентами. ВТО строит свою деятельность исходя из решений, принятых в 1986—1994 годах в рамках Уругвайского раунда и более ранних договоренностей ГАТТ. Обсуждения проблем и принятие решений по глобальным проблемам либерализации и перспективам дальнейшего развития мировой торговли проходят в рамках многосторонних торговых переговоров (раунды).

Штаб-квартира ВТО расположена в Женеве, Швейцария.

На июль 2008 года в ВТО состояло 153 страны, на долю которых в сумме приходилось 97% мирового торгового оборота.

Правила ВТО предусматривают ряд льгот для развивающихся стран. В настоящее время развивающиеся страны — члены ВТО имеют (в среднем) более высокий относительный уровень таможенно-тарифной защиты своих рынков по сравнению с развитыми. Тем не менее, в абсолютном выражении общий размер таможенно-тарифных санкций в развитых странах гораздо выше, вследствие чего доступ на рынки продукции высокого передела из развивающихся стран серьезно ограничен.

Правила ВТО регулируют только торгово-экономические вопросы.

Попытки США и ряда европейских стран начать дискуссию касательно условий труда (что позволило бы считать недостаточную законодательную работников в качестве «нелегитимного» конкурентного преимущества) были отвергнуты. Причина — протесты развивающихся стран, поскольку такие меры, в конечном счете, еще больше усугубят положение трудящихся в связи с сокращением рабочих мест, снижением доходов и уровня конкурентоспособности.

Структура ВТО видна на следующем рисунке.

Рисунок 1.1 Структура Всемирной торговой организации

Решения на высшем уровне в ВТО принимает Министерская конференция, которая собирается как минимум один раз в два года.

В подчинении Министерской конференции находится Генеральный совет, который отвечает за выполнение текущей работы и собирается несколько раз в год в штаб-квартире в Женеве в составе представителей членов ВТО, обычно послов и глав делегаций стран-участниц.

В ведении Генерального совета также находятся два специальных органа: по анализу торговой политики и по разрешению споров. Кроме того, Генеральному совету подотчетны комитеты по торговле и развитию; по ограничениям, связанным с торговым балансом; по бюджету, финансам и административным вопросам.

Генеральный совет делегирует функции трем советам, находящимся на следующем уровне иерархии ВТО: Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.

Совет по торговле товарами, в свою очередь, руководит деятельностью специализированных комитетов, осуществляющих контроль за соблюдением принципов ВТО и выполнением соглашений ГАТТ-1994 в сфере торговли товарами.

Совет по торговле услугами осуществляет контроль за выполнением соглашения ГАТС. В его составе находятся Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам.

Совет по торговым проблемам прав интеллектуальной собственности, помимо осуществления контроля за выполнением соответствующего соглашения (ТРИПС), занимается также вопросами предотвращения возникновения конфликтов, связанных с международной торговлей поддельными товарами.

Многочисленные специализированные комитеты и рабочие группы занимаются отдельными соглашениями системы ВТО и решением вопросов в таких областях, как защита окружающей среды, проблемы развивающихся стран, процедура присоединения к ВТО и региональные торговые соглашения.

Наиболее важные провозглашенные принципы, на которых строится многосторонняя торговая система, следующие:

Торговля без дискриминации — страны не должны предоставлять кому-либо лучший торговый режим по сравнению с тем, какой они предоставляют всем остальным странам, и не должны предоставлять лучший режим своим национальным товарам по сравнению с иностранными товарами.

В рамках ВТО предусматривается взаимное предоставление всеми странами режима наибольшего благоприятствования, РНБ (most-favored-nation, MFN) — правило, означающее обязательство распространить на третьи страны все льготы и привилегии, предоставляемые одному из торговых партнеров.

Либерализация международной торговли — проведение многосторонних переговоров по снижению таможенных тарифов и устранению других препятствий на пути международной торговли.

Применение мер, ограничивающих, импорт, только на основе правил ВТО — отказ стран от использования протекционизма как средства торговой политики. Правилами ВТО, однако, предусматривается достаточно широкий набор инструментов, с помощью которых страна может при необходимости защитить свой внутренний рынок. Он включает: защитные меры (safeguards) — временное ограничение импорта определенного товара в случае, когда его масштабы наносят или угрожают нанести серьезный ущерб отечественным товаропроизводителям; антидемпинговые пошлины (antidumpingduties) — применяемые против конкретного источника демпинга защитные пошлины; компенсационные пошлины (countervailingduties) — применяемые против экспорта товара, экспорт которого субсидируется в явной или скрытой форме.

Предсказуемость торговой политики — проведение торговой политики в соответствии с установленными правилами и недопущение одностороннего нарушения принятых на себя обязательств. Главным механизмом обеспечения предсказуемости торговой политики является связывание тарифов (tariffbinding) — принимаемое страной обязательство не увеличивать ставку импортного тарифа сверх установленного предела.

Содействие конкуренции — отказ стран от использования несправедливых методов торговой политики, таких как демпинг, экспортные субсидии. Многосторонние соглашения в рамках ВТО предусматривают санкции, применяемые к экспортерам и странам, которые пользуются несправедливыми методами торговой политики.

Членство в ВТО дает странам следующие заявленные преимущества:

— защищает от дискриминации между торговыми партнерами;

— предполагает взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования в отношении экспортных, импортных, транзитных операций и связанных с ними таможенных пошлин и сборов. Этот принцип обеспечивает одинаковое отношение ко всем партнерам;

— предусматривает взаимное предоставление национального режима, т. е. равного подхода к товарам импортного и отечественного производства в отношении внутренних налогов и сборов, а также правил, регулирующих внутреннюю торговлю;

— обеспечивает информацией о деятельности данной организации;

— дает договаривающимся сторонам правовую базу для осуществления торговых операций национальными участниками внешнеэкономической деятельности.

2. Анализ проблем вступления России во Всемирную торговую организацию

Вопрос вступления РФ в ВТО уже несколько лет разделяет политически активную часть нашего общества на два непримиримых лагеря.

Число нейтральных или колеблющихся невелико. Это значит, что основания для раскола имеют фундаментальный характер.

Определить, в какой пропорции разделилось общество и какова динамика изменения этой пропорции, весьма трудно, поскольку господствующее в данный момент меньшинство, поддерживающее планы власти, обладает почти монопольным доступом к СМИ и создает в них «шум», маскирующий реальное соотношение голосов.

Противники вступления предсказывают столь тяжелые последствия этой акции для РФ, что эти предсказания равноценны обвинению правящей верхушки в намерении совершить государственную измену. В стране уже возник латентный конфликт, который неизбежно примет открытые формы, если РФ будет действительно втянута в ВТО и сбудется хотя бы часть катастрофических прогнозов.

В понятийном аппарате, которым пользуются сторонники вступления в ВТО, изобилуют туманные, неопределимые термины (типа «интеграция в мировую экономику»). Часто они просто неприложимы к реальности РФ (говорится о необходимости продвижения отечественных товаров на мировой рынок, в то время как они вытесняются с внутреннего рынка и рынка СНГ). Количественная мера практически отсутствует (никогда не говорится, сколько и каких товаров РФ может дополнительно «продвинуть на мировой рынок» и какова от этого будет выгода). Не формулируются постулаты, допущения и гипотезы. Нет связного массива фактов для аргументации, многие тезисы прямо противоречат эмпирическим данным.

В конструкции доводов в пользу вступления России в ВТО отсутствует даже самый простой вывод в виде ответа на примитивный вопрос: зачем РФ вступать в ВТО? Разве США и Китай перестанут покупать у РФ нефть, а Германия газ, если РФ уклонится от вступления в ВТО?

Напротив, противники вступления в ВТО используют простые, однозначно трактуемые понятия, опираются на хорошо организованную эмпирическую базу опыта мировой капиталистической системы «центр-периферия», включающую большой массив надежно установленных количественных данных. Система периферийного капитализма изучена настолько, что знание о ней во многих аспектов достигло уровня теории, модели которой, в отличие от неолиберальных концепций, включают в себя важные черты реальности как центра, так и периферии.

Противники вступления в ВТО сформулировали небольшое число важнейших постулатов, а также создали защитный пояс тезисов второго уровня. Их аргументы вполне определенны и логика прозрачна.

Хотя по ряду вопросов разные авторы имеют отличные точки зрения, в целом логика отрицания внутренне непротиворечива. Когнитивная структура этой позиции является целостной, достаточно полной и способной к развитию.

По своим свойствам когнитивная структура противников вступления РФ в ВТО — это нормальная, добротная структура, отвечающая требованиям научной рациональности. Конечно, в оппозиционной прессе эта позиция излагается эмоционально (по ряду объяснимых причин), но она без всякого труда может быть выражена в совершенно бесстрастных терминах, без всякой апелляции к моральным ценностям.

Сильнейшей стороной в тактике противников вступления в ВТО является проведение в ряде отраслей «штабных игр», в ходе которых были изучены, с реальными данными в руках, неминуемые последствия приложения норм ВТО к этим отраслям. Ни один добросовестный специалист, каким бы энтузиастом ВТО он ни был, не может игнорировать результатов этих исследований. Они были представлены на слушаниях в Госдуме и опубликованы в виде доклада Торговой палаты РФ.

Вот, например, выдержка из выводов такого штабного учения, проведенного в промышленности гражданского авиастроения: «Российская авиационная промышленность, несмотря на глубокий кризис, сохраняет потенциал развития. Перспективы вывода из кризиса связаны с многоаспектной государственной поддержкой. Отечественный авиапром в силу принадлежности к оборонно-промышленному комплексу, высокой степени государственного участия и общего критического положения в отрасли не готов к функционированию в условиях ВТО… В целом, вступление в ВТО чревато потерей для России национальной авиапромышленности, причем не только ее гражданской части, но, в значительной степени, и военной».

Парадоксально, но позиция противников вступления РФ в ВТО согласуется с представлениями западных ученых — тех, кто как раз и проектировал ВТО. Напротив, те, кто в РФ обеспечивает интеллектуальную поддержку правительству, вынуждены ссылаться на идеологические заявления западных политиков и замалчивают суждения ученых. В 1995 г., после Уругвайского раунда, видные проектировщики ВТО дали подробное толкование, каждый в своей области, тех выгод и потерь, которые понесут страны с разной структурой экономики от вступления в ВТО. Из этих докладов почти с очевидностью следовало, что кому-кому, а РФ уж никак не следует сейчас вступать в ВТО. Выгоды от этого она может получить только как страна периферийного капитализма, которая добровольно откажется от обладания собственным научно-техническим потенциалом и от производства наукоемкой продукции. Но разве в самой РФ этот вопрос обсуждался?

Позже это объяснение повторили эксперты в докладах Давосского форума, тоже очень толково. Те вообще не оставляли РФ места в международном разделении труда по схеме ВТО, кроме как места поставщика сырья. Издержки промышленного производства в Азии ниже, о конкурентоспособном сельском хозяйстве в наших почвенно-климатических условиях и говорить нечего, НИОКР полностью забирают себе США и Западная Европа. В высказываниях сторонников вступления в ВТО, которые присутствовали в Давосе, ни разу не приходилось видеть хоть какого-то комментария по поводу этих расчетов западных экспертов.

А ведь такое «международное разделение труда» — старая идея-фикс, один из устоев евроцентризма. Россия в эту конструкцию мира не вписывается никак, и наши «западники» не могли этого не знать.

Рассмотрим самые главные нестыковки в рассуждениях сторонников вступления РФ в ВТО — те, в которых наблюдается отход от рациональности, если считать, что это рассуждения искренние и не прикрывают недобросовестных корыстных целей, о которых не говорят открыто.

Прежде всего, имеет место замалчивание информации о проблеме. Подавляющее большинство граждан РФ не имеют представления о том, что означает для страны принятие норм ВТО. Более того, даже большинство хозяйственных руководителей не могут оценить выгод и потерь, которые понесет от вступления в ВТО хотя бы их собственное производство.

Проблема не представлена обществу в ее хотя бы самых главных аспектах.

Политики и СМИ, агитирующие за вступление в ВТО, делают упор на торговых аспектах экономики. Это глубокое заблуждение или сознательное искажение сути дела. Сторонники вступления в ВТО говорят исключительно о балансе выгод и потерь для РФ в торговой сфере — например, об ослаблении таможенной защиты отечественной промышленности от импорта товаров. Но ведь центр тяжести проблемы не в этом! ВТО — один из главных инструментов глобализации. Участие в ВТО снизит или полностью устранит барьеры, защищающие хозяйство России от мирового рынка — в момент, когда наше хозяйство больно, а большинство производств неконкурентоспособны.

При обсуждении потерь и выгод для России от вступления в ВТО должно быть рассмотрено и оценено комплексное воздействие на хозяйство страны, а влияние на торговлю является всего лишь одним и далеко неглавным элементом этого воздействия. И самое серьезное влияние на экономику РФ окажет выполнение так называемых «системных» условий вступления в ВТО. Эти условия замалчиваются. В результате «системные условия» не изучаются даже в тех отраслях экономики, которые пострадают больше всего.

Например, свободный доступ иностранных фирм на рынки РФ и уравнение их в правах с отечественными нанесет несравненно более тяжелый удар по экономике, чем снижение пошлин.

Конечно, и таможенные правила имеют для РФ критическое значение. Обязательным условием ВТО является уравнивание внутренних и мировых цен на топливо и электроэнергию, а также транспортных тарифов. В настоящее время ликвидация таможенных пошлин и квот на вывоз сырья повлечет за собой такой скачок цен на энергоносители, что может парализовать не только промышленность, но и системы жизнеобеспечения населения (например, теплоснабжение). Этого не скрывают эксперты и политики, но ни от кого не удается получить ответа, каковы же будут цены на потребительском рынке в РФ.

Одно это изменение сделало бы неконкурентоспособным почти всякое производство в РФ и невозможным физическое выживание большой части населения. Издержки производства резко возросли бы уже потому, что только на отопление жилищ и помещений в России расходуется в среднем 4тонны условного топлива на семью, а другие страны этих расходов не несут. При наших расстояниях повышение транспортных тарифов до мирового уровня просто разрушило бы всю производственную ткань страны. От того, что производственная деятельность в России была бы таким образом заморожена, выгадал бы только внешний рынок, на который без помех были бы переключены потоки нефти, газа и электроэнергии, которые сегодня потребляются населением РФ. На доходы от экспорта нефти и газа, который и сейчас осуществляется без помех и которому вступление в ВТО нисколько не поможет, сможет выжить лишь очень небольшая часть нынешнего населения России.

Но все же главное прямое воздействие нормы ВТО окажут на отечественную производственную систему. Основная часть промышленности, за исключением сырьевой, а также значительная часть сельского хозяйства после вступления России в ВТО обанкротятся и будут ликвидированы.

Обязательной нормой ВТО, которая не подвергается обсуждению, является отказ государства от избирательной поддержки отдельных отраслей или предприятий посредством субсидий, дотаций, льготных цен, налогов и т. д.

Сейчас такая поддержка государства позволяет отечественному производителю удерживаться на грани жизни и смерти, выдерживая конкуренцию более сильного зарубежного производителя. Если бы РФ в ее нынешнем состоянии действительно выполнила это условие ВТО, она потеряла бы все современные, технологически передовые отрасли производства. А значит, она утратила бы всякие шансы на выход из кризиса и восстановление народного хозяйства.

Большинство сложившихся в РФ форм поддержки экономики правилами ВТО прямо запрещены, а создание новых будет невозможно, поскольку при вступлении в ВТО объем государственной поддержки сельского хозяйства, сферы услуг и промышленности будет заморожен на нынешнем низком уровне. Да и не проявляло правительство РФ никакого желания выстраивать перед вступлением в ВТО какие-то новые хитрые способы защиты отечественных предприятий.

Согласно доктрине глобализация, раскрытие национальных рынков и полный уход национальных государств из экономики создаст новую мировую систему, в которой сохранится очень небольшое число образований, которые мы привыкли называть словом «страна». РФ в их число не входит. Она, как и большинство слабых сегодня стран, при вступлении в ВТО должна будет присоединиться к большому пространству, на котором будут действовать экономические операторы, вне зависимости от их национальной принадлежности (хотя реально все пространство будет поделено между большими транснациональными корпорациями со штаб-квартирами в «сильных странах»).

Любая страна, претендующая на статус независимой, вынуждена сохранять ядро современной производственной системы, даже если в коммерческом отношении ее ключевые отрасли неэффективны или даже убыточны. Следовательно, необходимость для государства поддержки некоторых отраслей и предприятий вызвана не экономическими соображениями, а самыми главными национальными интересами страны.

Целый ряд отраслей абсолютно необходимы для обеспечения «выживания» страны. Выживание страны — категория более фундаментальная, нежели выгода отдельного производства.

Сам по себе производственный потенциал представляет главную часть национального достояния, независимо от его рентабельности в данной конкретной конъюнктуре. Подвергать ослабленное кризисом хозяйство убийственному удару конкуренции равносильно проигрышу.

Жизненно необходимыми для России являются те отрасли, которые обеспечивают нашу военную безопасность и с развитием которых мы связываем надежды на возрождение страны — области наукоемкого производства, в которых могут быть использованы остатки, унаследованные от СССР в виде преимущества в системе образования, и наличие пока еще значительного контингента квалифицированных кадров. Кроме того, именно в этих отраслях могут быть в существенной мере компенсированы повышенные издержки производства в России, связанные с холодным климатом и большими расстояниями. Именно эти отрасли, а не «труба», станут тем локомотивом, который вытянет наше хозяйство на приемлемый уровень.

Можем мы так отделить оборонное производство, которое государство имеет право поддерживать, от гражданского производства, поддерживать которое нормы ВТО запрещают? Нет, не можем — так уж исторически сложилось. США могут, Зимбабве может, даже Китай может — а РФ не может. И ничего с этим не поделаешь.

Все это прекрасно известно производственникам. На слушаниях в Госдуме они говорили, что в любом изделии отечественного машиностроения эксперты ВТО обнаружат скрытую субсидию — или использован материал, разработанный по заказу государства для ВПК, или оборудование, закупленное для оборонного производства, но в «свободное время» используемое для гражданских целей. Обнаружение таких субсидий наказывается, согласно нормам ВТО, крупным штрафом независимо от их величины.

Конечно, от таких жестких норм, в принципе, должны страдать и США, где государство оказывает поддержку корпорациям, работающим на военные цели и использующим «двойные» технологии.

Но США — хозяин в ВТО. США оговорили для себя особый режим — главенство национального законодательства над нормами ВТО.

В Конституции РФ установлено главенство международных договоров над законами РФ. Поэтому вступление к ВТО означает упразднение множества норм российского права и замену их на нормы ВТО. Это — особая проблема. Последствий этого никто не может предсказать, поскольку систематического сравнения правовых норм РФ и ВТО не проводилось, да для этого нет и возможности — с таким объемом работы правительство РФ справиться не в состоянии.

Нормы ВТО окажут прямое воздействие на научно-техническую деятельность в РФ. Это воздействие выходит далеко за рамки коммерции с наукоемкой продукцией. Нормы ВТО фактически определяют саму возможность производить в стране такую продукцию. Дело не только в запрете государству поддерживать ту или иную наукоемкую отрасль (например, авиастроение) с помощью субсидий, но и в обязательствах страны-члена ВТО привести свое патентное законодательство в соответствие с соглашением ВТО об интеллектуальной собственности (ТРИПС).

Если говорить попросту, выполнение норм ВТО в ситуации кризиса просто невозможно. Например, РФ не в состоянии обеспечить таможенный контроль на границах со странами СНГ, а также пресечь контрабанду и нелегальное использование рабочей силы иммигрантов. Все это будет в ВТО наказываться, и надеяться на снисхождение нет никаких оснований.

Наконец, нельзя же не видеть, что вступление в ВТО нанесет тяжелый удар по национально-государственной системе. РФ — сложное государственное образование с исключительно неравномерным размещением производительных сил по территории. Поддерживать равновесие в такой системе в принципе невозможно без государственного («внерыночного») перераспределения ресурсов.

Уход государства от этой функции сразу вызовет резкое и нарастающее расслоение регионов по экономическим и социальным показателям, которое и сейчас уже вышло за всякие разумные рамки.

В 1990 г. максимальная разница в среднедушевом доходе между регионами РСФСР составляла 3,5 раза. В 1995 г. она выросла до 14,2 раза, в 2000 г. была равна 15,6 раза, затем стала слегка снижаться, стабилизируясь на очень высоком уровне.

Правила ВТО запрещают государству избирательную поддержку географических зон и расположенных в них производств. Для РФ это может иметь фатальные последствия.

Никакие гипотетические выгоды от несколько более свободной внешней торговли, которые может дать вступление в ВТО, не компенсируют того риска дестабилизации, с которым будут сопряжены эти выгоды. Вступление в ВТО ставит крест на стратегической доктрине «интеграции стран СНГ и укрепления союза России и Белоруссии». Объективным условием такой интеграции являются привилегированные отношения России с этими странами как в области тарифов и пошлин, так и в ценах, особенно на сырье и энергоносители. Принятие норм ВТО резко и необратимо разрывает налаженные связи и рассыпает структуры взаимовыгодного сотрудничества.

Например, свободный доступ иностранных фирм на рынок услуг задушит почти все российские банки. Экономическая безопасность РФ будет окончательно утрачена, если управление ее финансовой системой полностью переместится на Уолл-Стрит.

всемирный торговый россия членство

3. Преимущества и перспективы России от вступления во Всемирную торговую организацию

Выгоды и преимущества России от вступления в ВТО состоят в следующем:

— Интеграция в мировую экономику. Современная экономика может эффективно развиваться только при активном взаимодействии с мировым рынком товаров и услуг. И ВТО играет не последнюю роль при определении правил игры на этом рынке.

— РФ станет полноправным участником новых раундов переговоров и сможет или самостоятельно, или в коалиции с другими государствами отстаивать выгодные для себя позиции. В противном случае, так как переговоры и принятие решений в ВТО проходят постоянно, мы должны будем присоединяться к совершенно другой организации и не сможем повлиять на принимаемые решения.

— Разрешение споров. В качестве члена ВТО Россия сможет использовать специальный механизм для более эффективного разрешения торговых споров. Сегодня это практически единственный инструмент защиты торговых интересов стран-членов организации от их несправедливого ущемления.

— Создание благоприятных условий для развития торговли и прочих форм внешнеэкономической деятельности.

— Ослабление дискриминации РФ на международных рынках в связи с непризнанием статуса рыночной экономики, распространение принципа наибольшего благоприятствования. Сейчас по степени дискриминации мы находимся на втором месте в мире после Китая. В целом ряде государств Россию продолжают считать страной с нерыночной экономикой, это даже записано в некоторых законодательных актах (поправка Джексона-Вэника у американцев). Наиболее известны — антидемпинговые расследования, которые влияют на ряд отраслей — химическая, металлургическая; как следствие — морской, железнодорожный транспорт. Конечно, было бы наивно ожидать, что на следующий день после вступления в ВТО будут автоматически убраны все преграды, дискриминирующие Россию на мировых рынках. Однако вступление в немалой степени будет этому содействовать.

Статистика показывает, что ущерб российских экспортеров от антидемпинговых процедур и квотных ограничений на зарубежных рынках за последние годы составил более $ 2,5 млрд.

— Развитие цивилизованного бизнеса через внедрение в российское законодательство и соответствующую практику внешнеэкономической деятельности международного опыта в области регулирования торговли, норм и правил ВТО. Присоединение к ВТО позволит стабилизировать российское внешнеторговое законодательство, сделать правила игры постоянными и предсказуемыми, что в системном плане должно способствовать развитию внешней торговли. Кроме того, будет приведено в соответствие с федеральным законодательством законодательство субъектов федерации. Российские экспортеры и импортеры должны будут выучить новые правила игры на рынке. Это будет способствовать развитию нормальных форм участия во внешнеэкономической деятельности и в конечном итоге может снизить утечку капитала, повысить добросовестность участников ВЭД, облегчить деятельность государственных органов по реагированию на запросы отечественных производителей и потребителей.

— Стимулирование экономики: повышение конкуренции на внутреннем рынке заставит бизнес больше вкладывать в развитие и переоборудование производства, повышение конкурентоспособности своей продукции.

— Открывается доступ к рынкам. Россия получит выходы на новые рынки, которые сегодня фактически закрыты. Даже с учетом того, что эти рынки не будут полностью открыты на следующий день после вступления и некоторые из них нам могут быть пока «не по зубам», это послужит сильным стимулом развития производства. Это в первую очередь:

среднее и тяжелое машиностроение,

оборонная промышленность,

интеллектуальные технологии — высокие технологии, инновации.

— Рост производства, в основном в конкурентных областях:

энергетика,

сырьевые отрасли,

перерабатывающие отрасли,

рыбная промышленность,

сфера услуг,

туризм.

— Приход новых технологий в Российскую экономику через увеличение объема импорта новой техники и технологий.

— Повышение деловой активности.

— Рост инвестиционной привлекательности России привлечет дополнительные инвестиции. Приход западных финансовых корпораций откроет источники получения дешевых и длинных кредитов.

— Будет разработан механизм допуска иностранного капитала в финансовую сферу. Вступление в ВТО — это возможность получить облегчить доступ к кредитам, привлечь инвесторов.

— Возможно улучшение наполняемости бюджета. Таможенные пошлины формируют до 37% федерального бюджета. При вступлении в ВТО России придется пойти на смягчение таможенного режима. Увеличившийся объем импорта, возможно, компенсирует снижение пошлин.

— Повышение прозрачности бизнеса за счет адаптации нашего законодательства к международным нормам повысит деловую активность в так называемом реальном секторе экономики.

— Расширение возможностей для развития производственной кооперации: создание совместных предприятий, проведение совместных исследований, обмен объектами интеллектуальной собственности и т. п.

Сопоставляя возможные выгоды и ущерб, описанный во 2 главе, можно заметить, что возможный ущерб более осязаем, в то время, как выгоды и преимущества не всегда очевидны и их сложнее оценить количественно.

В некотором смысле Россия вынуждена поменять"синицу в руках" на «журавля в небе».

С другой стороны, вступление в ВТО неизбежно по ряду вышеупомянутых причин.

К их числу относятся и политические причины, а также необходимость ослабления экономической изоляции России в будущем и снижение возможности закрепить окончательно статус сырьевого придатка Запада — поэтому именно сейчас российским предприятиям важно успеть как можно лучше подготовиться к грядущим переменам в экономике страны.

Кстати говоря, направленность на развитие энергетики представляется в этой связи более выгодной альтернативой. В настоящее время Россия пока обладает материальными и интеллектуальными ресурсами для того, чтобы закрепить за собой статус крупнейшей энергетической державы после окончания нефтяной эпохи цивилизации в середине этого века.

Рост инвестиционной привлекательности России и его формальное признание в виде повышения инвестиционного рейтинга повлечет за собой приход в Россию новых игроков из числа крупнейших транснациональных корпораций и их активные действия по захвату открывающихся российских рынков.

Основная причина превосходства развитых иностранных компаний (кроме цены, при выходе на новые рынки) — использование современных маркетинговых, производственных и управленческих технологий. Для сравнения: если на развитых рынках вся продукция качественная по умолчанию и Бренд — показатель признания потребителей, то у нас Бренд — это в первую очередь показатель качества.

Заключение

Членство России в ВТО — не самоцель и не может быть достигнуто любой ценой. Это членство должно соответствовать задачам экономического развития страны, стимулировать продолжение реформ и более глубокую интеграцию России в мировую экономику и торговлю.

Поэтому участие России в ВТО возможно лишь при том, что:

* условия членства предоставят более выгодные, чем сейчас, условия для доступа российских товаров и услуг на внешние рынки;

* позволят устранить дискриминацию российских товаров на этих рынках, приведут к предоставлению России всех прав, которыми обладают другие члены ВТО.

Россия должна иметь одинаковые со странами ВТО возможности по защите своих торгово-экономических интересов с использованием многостороннего механизма разрешения торговых споров.

Россия собирается сохранить действующий торговый режим — без каких-либо ограничений — со странами СНГ и партнерами по таможенному союзу. Этот торговый режим должен попасть в российский перечень изъятий из общих принципов генерального соглашения о тарифах и торговле и должен быть принят ВТО. Основанием для этого — соглашения между Россией и странами СНГ «О свободной торговле» и «О таможенном союзе».

При присоединении к ВТО основным вопросом является необходимость соответствия условий формирования зон свободной торговли и Таможенного союза стран СНГ положениям ВТО. Подразумевается беспошлинная торговля внутри зон свободной торговли и единый внешний тариф для стран-участниц Таможенного союза.

Льготный режим работы на российском рынке услуг должны получить банковские и страховые организации из стран ЕС. Это закреплено заключенным несколько лет назад соглашением «О сотрудничестве и партнерстве» между Россией и Европейским союзом.

Распространять такой режим еще на кого-либо наше Правительство считает экономически нецелесообразным. ВТО пока вполне удовлетворится таким объяснением, если оно будет подтверждено расчетами.

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

Когниция

(от лат. cognitio) знание, познание, когнитивный — соответствующий когниции, или познанию, познаваемый

Евроцентризм (европоцентризм)

характерная научная тенденцияи политическая идеология, в явной или неявной форме провозглашающая превосходство европейских народов и западноевропейской цивилизации над другими народами и цивилизациями в культурной сфере, превосходства образа жизни европейских народов, атакже их особую роль в мировой истории. Исторический путь, пройденный западными странами, провозглашается единственно правильным или, по крайней мере, образцовым.

Список сокращений

ВТО — Всемирная торговая организация

ГАТТ (General Agreementon Tariffsand Trade, GATT, ГАТТ) — Генеральное соглашение по тарифам и торговле

МВФ — Международный Валютный Фонд

ВБ — Всемирный Банк

СМИ — средства массовой информации

НИОКР — научно — исследовательские и опытно — конструкторские работы

ВПК — военно-промышленный комплекс

Список использованных источников

1. Гринберг Р. С., Татаркин А. И. Оценка социально-экономических последствий присоединения России к ВТО. М.: Экономика, 2007. — С. 534

2. Официальный сайт ВТО

3. http://www.wto.org/

4. Чернышева Н. А. Россия и ВТО: актуальные проблемы присоединения и перспективы сотрудничества. М.: МГиМО, 2007. — С. 152

5. Теренс С. Правила ВТО и Россия. М.: Международные отношения, 2005. — С. 120

6. Глазьев С. Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса. М.: Экономика, 2010. — С. 302

7. Диденко Н. И. Международная экономика. Ростов-н/Д.: Феникс, 2007. -С. 784

8. Журнал «Внешнеэкономические связи», 2011, № 10

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой