Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Управление развитием региональной инфраструктуры в условиях модернизации экономики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В посткризисный период основой экономической политики Китая, Индии, Бразилии, США и других значительных по территории стран стало создание новой интеллектуальной инфраструктуры XXI века на основе инвестиционного партнерства государства, муниципалитетов и частого бизнеса. В России в 2010;1011 г. г. напротив произошло резкое сокращение финансирования федеральных целевых программ (ФЦП) развития… Читать ещё >

Содержание

  • Гл. 1 Региональная инфраструктура как база модернизации экономики
    • 1. 1. Инфраструктура как особый сектор экономики
    • 1. 2. Особенности управления развитием макрорегиональной и регионально-муниципальной инфраструктуры 20 Гл. 2 Типология и тенденции развития видов региональной инфраструктуры
    • 2. 1. Классификация видов региональной инфраструктуры
    • 2. 2. Развитие региональной производственной инфраструктуры
    • 2. 3. Развитие региональной социальной инфраструктуры 84 Гл. 3 Методы управления региональной инфраструктурой в условиях модернизации экономики
    • 3. 1. Финансово-экономические методы управления региональной 105 инфраструктурой
    • 3. 2. Организационно-плановые методы управления региональной инфраструктурой
  • Заключение 161 Библиография

— выявление особенностей управления развитием макрорегиональной и регионально-муниципальной инфраструктуры- обоснование типологии видов региональной инфраструктуры в условиях перехода от ресурсно-сырьевой к инновационной модели развития- определение тенденций развития региональной производственной и социальной инфраструктуры в предкризисный, кризисный и посткризисный период-

— разработка и обоснование предложений по развитию финансово-экономических и организационно-плановых методов управления региональной инфраструктурой в условиях модернизации российской экономики.

Цели и задачи исследования определили структуру диссертации, состоящей из введения, трех глав и семи параграфов заключения и библиографии. Основной текст составляет 163 стр.

Объект исследования — региональная инфраструктурная политика России, стран ближнего и дальнего зарубежья в условиях глобализации.

Предмет исследования — методы управления развитием региональной инфраструктуры в период модернизации российской экономики.

Теоретической основой исследования принята современная эволюционная и институциональная теория инфраструктуры, представленная в работах российских (С.П.Кадышева, Н. А. Журавлевой, Л. Б. Иванова, В. Кокорева, А. И. Кузнецовой, Ф. Ф. Рыбакова, А. З. Селезнева, Е. Г. Ефимова и др.) и зарубежных экономистов. Непосредственно проблемам региональной инфраструктуры посвящены работы: В. В. Бузырева, Н. В. Васильевой, Э. Н. Кроливецкого, С. В. Кузнецова, А. Кузовкина, А. А. Курочкиной, Т. В. Малеевой, С. Михайлова, А. С. Новоселова, В. И. Разумовского, Т. Ю. Семеновой, А. И. Солодкого, А. М. Ходачека, В. С. Чекалина, Д. В. Шопенко, С. И. Яковлевой и ряда других авторов.

Информационной базой работы послужили публикации Статкомитета, Росстата, международных (Всемирный банк, МВФ, аудиторские и рейтинговые компании) и российских организаций (ГУ ВШЭ, Институт проблем региональной экономики РАН и др.).

Апробация выводов исследования проводилась из научно-практических конференциях и семинарах в СПб государственном инженерно-экономическом университете.

Теоретическая новизна работы состоит в развитии концепции управления развитием региональной инфраструктуры с позиций современной эволюционно-институциональной теории применительно к кризисным и посткризисным (с 2010 г.) условиям модернизации российской экономики.

Научная новизна выносимых на защиту положений состоит в следующем:

— уточнено определение инфраструктуры как особого по характеру своей продукции и воздействию на экономический рост и инфляцию сектора экономики, обоснована ее роль в модернизации региональной экономики с учетом мирового и российского опыта-

— выявлены особенности управления развитием и функционированием макрорегиональной и регионально-муниципальной инфраструктуры, связанные с высокой капиталоемкостью, длительными сроками окупаемости и большим риском инвестиций, доминированием естественных монополий, многообразием видов эффекта и т. д.-

— разработана классификация видов региональной инфраструктуры применительно к условиям модернизации экономики-

— выявлены тенденции развития региональной производственной и социальной инфраструктуры в предкризисный, кризисный и посткризисный период- обоснованы пути совершенствования финансово-экономических и организационно-плановых методов управления региональной инфраструктурой в условиях модернизации экономики.

Практическая значимость содержащихся в работе рекомендаций состоит в обобщении мирового и отечественного опыта управления развитием региональной инфраструктуры и разработке предложений по совершенствованию механизма выбора приоритетов, инвестиционного государственно-частного партнерства, оценки и контроля эффективности реализации проектов развития инфраструктуры, освоения современных технологических регламентов в этой сфере.

Материалы используются при чтении курса «Региональная экономика».

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в развитии концепции управления развитием и функционированием региональной инфраструктуры в условиях глобализации, информатизации и модернизации российской экономики.

По теме диссертационного исследования опубликовано 9 научных работ общим объемом 2,0 печатных листа, отражающие основное содержание диссертации.

Управление развитием региональной инфраструктуры в условиях модернизации экономики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Развитие инфраструктуры в XXI веке стало одной из основных проблем модернизации экономики российских регионов. До кризиса 20 082 009 г. г. использовался инфраструктурный дивиденд — инфраструктура, созданная в советские годы. Однако она физически и морально устарела, ее ремонт требует все возрастающих затрат, непосильных для региональных бюджетов.

В посткризисный период основой экономической политики Китая, Индии, Бразилии, США и других значительных по территории стран стало создание новой интеллектуальной инфраструктуры XXI века на основе инвестиционного партнерства государства, муниципалитетов и частого бизнеса. В России в 2010;1011 г. г. напротив произошло резкое сокращение финансирования федеральных целевых программ (ФЦП) развития инфраструктуры. Экспортные доходы согласно выводов либерально-монетарной теории в докризисный период выводились из хозяйственного оборота и вкладывались в иностранные ценные бумаги, а не в инфраструктурные проекты.

В посткризисный период они используются для покрытия дефицита пенсионного фонда, дотационных регионов и на другие текущие нужды. В экономической литературе не сложилось общей концепции управления региональной инфраструктурой, основанной на эволюционно-институциональной теории. Это определяет актуальность темы исследования.

Его цель — развитие концепции управления региональной инфраструктурой применительно к современным условиям модернизации экономики.

Эту цель конкретизируют следующие задачи исследования:

— уточнение роли инфраструктуры как особого по условиям и эффекту функционирования сектора современной экономики;

Заключение

.

В диссертации предложена классификация взаимосвязанных методов развития и регулирования региональной инфраструктуры, основанная на их разделении на финансово-экономические, связанные с привлечением и рациональным использованием инвестиций, и организационно — плановые.

1. В работе исследованы методы привлечения в региональную инфраструктуру инвестиций из федерального, регионального и муниципального бюджета, внебюджетных фондов, амортизационного фонда, прибыли инфраструктурных организаций, а также за счёт привлечённых средств, образующихся в результате эмиссии ценных бумаг, продажи непрофильных активов, приватизации государственного и муниципального имущества, и долгового финансирования.

2. Анализ распределения основных фондов по федеральным округам, степени их износа, выбытия и обновления (по видам экономической деятельности) в 2000;х г. г. показал, что инвестиции в региональную инфраструктуру, особенно в дорожное хозяйство, энергетику, коммунальную инфраструктуру, образование не обеспечивает её эффективное функционирование и не соответствует задачам модернизации региональной экономики и подрывает её конкурентоспособность.

3. Исследованы пути увеличения доли инвестиций в общем объёме ВРП и национального сбережения с учётом тенденций, проявившихся в посткризисный период, рационализации структуры инвестиций в нефинансовые активы регионов, перехода к программно — целевой структуре бюджета, ориентированной на результат, стабилизации финансирования федерально-региональных целевых программ.

4. Особое внимание обращено на изменение подхода к амортизации, которая должна рассматривается не как перенесённая, а как вновь созданная стоимость, важнейший источник инвестиций. Обоснован тезис о необходимости дифференцированного подхода к иностранным инвестициям, при котором ограничивается приток портфельных спекулятивных инвестиций, кредитов, используемых для приобретения активов с целью их последующей перепродажи, а стимулируются РИИ, связанные с передачей передовых технологий, прежде всего в приоритетные отрасли и депрессивные регионы.

5. Обобщен опыт эмиссии долгосрочных инфраструктурных облигаций ипотечного и долевого финансирования, и тарифной реформы на услуги системных монополий, создающей заинтересованность в снижении издержек, сокращении потерь в инфраструктуре и обновлении основных фондов за счёт собственных источников финансирования. Анализ статистики подтверждает вывод о тесной связи между объёмом инвестиций в региональную инфраструктуру и темпами, а также качеством экономического роста.

6. Анализ природы административной ренты и роли региональной власти в ограничении монополии и олигополии на местных рынках показал, что увеличение инвестиций является необходимым, но недостаточным условием развития региональной инфраструктуры. Среди организационноплановых методов её регулирования выделяется перевод экономики регионов на инновационную кластерную модель развития, адвокатирование конкуренции путём разделения стратегического управления, осуществляемого местной властью, и предпринимательской деятельности, передаваемой в основном частному бизнесу, в т. ч. на концессионных и подрядных началах. В работе обобщён опыт реформирования инновационной инфраструктуры, жилищного строительства, коммунальной инфраструктуры, энергетики и связи в регионах России.

7. Особое значение среди организационно-плановых методов управления инфраструктуры имеет введение технологических и социальных стандартов, устанавливающих гарантированный уровень удовлетворения потребностей в инфраструктурных услугах, их оплаты с учётом доходов клиентов, безопасности, надёжности и экологичности инфраструктуры. Это делает обязатёльным использование передовых технологий, обеспечивающих рациональное использование региональных общественных ресурсов (земля, вода, полезные ископаемые, лес и т. д.). Эта проблема исследована на материалах региональной энергетики, транспорта и ЖКХ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С., Дзагурова Н. Вертикальные ограничивающие контракты и их интеграция в антимонопольном законодательстве// Вопр. экономики, 2010.,№ 5.
  2. С.Б. Теория организации отраслевых рынков. М.: Магистр, 1998 -311 с.
  3. Р.З. В условиях кризиса сбалансированное развитие регионов будет обеспечено на основе новых экономических моделей // Регион, экономика: теория и практика. 2009. — № 20. — с.2−5
  4. . Мировой экономический кризис: Что дальше? СПб.: Питер, 2009.- 176 с.
  5. Н.Я., Уринсон М. Я. Статистический анализ инновационного потенциала РФ // Вопросы статистики. -2008. № 7 — с. 15.
  6. М.С. Макроэкономические системы: кризисы и циклы: Тамбов: Изд-во ТГУ, 2008. 51 е.: ил.
  7. JI.C. Уроки кризиса, перспективы модернизации, горизонты экономической науки // Проблемы современной экономики 220 — № 1 -С.3−18
  8. И.П., Рыбаков Ф. Ф. Экономика для юристов. Учебник. М.: Проспект, 2002, с.38−39
  9. C.B., Глотко Н. Ф., Манаков Л. Ф. Кризис в инвестиционно-строительном секторе региональной экономики: причины, угрозы, возможности. Новосибирск: Новосиб. гос. архит.-строит. ун-т, 2009. -144 с.
  10. В.В. Развитие логистических систем на предприятиях МРСК // Проблемы современной экономики, 2009, № 3, с.253−254
  11. С. Глобальный финансовый кризис: Механизмы развития и стратегии выживания. М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. — 302 с.
  12. В.Г. Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты, риски. М., 2007, с. 199−200, 217−219
  13. В.А., Кузовкин А. И., Оптимальные тарифы на электроэнергию — инструмент энергосбережения. М.: Энергоатомиздат, 2001-
  14. Вопросы экономики 1998 — № 4 — с. 115−133
  15. A.A., Короткое В. Г. и др. Региональное регулирование предпринимательства в условиях рынка: теория и практика. СПб.: ИСЭП РАН, 1997.
  16. Горизонты транспорта: Эффективная транспортная политика / Челябинск: Социум, 2004
  17. А., Павленко Ю. Реформирование естественных монополий // Вопросы экономики. 2000. — № 1. — С. 137−146
  18. А., Павленко Ю. Реформирование естественных монополий. // Вопросы экономики 2000 — № 1 — с. 13 7−146
  19. Государственная экономическая политика России. В 5 т. М, 2008. т.1,с.913.
  20. Государственная экономическая политика России. В 5-ти томах. Т.1, с.99−253. М.: Научный эксперт, 2008. Под общей редакцией С. С. Сулакинина (Якунин В.И., Макаров B.JI. и др.)
  21. . Российская энергетика: В поисках альтернативы // Эксперт. -2008.-Ж31.-С.48−49
  22. Е.Г. Концессии в транспортной инфраструктуре: зарубежный опыт и российская практика // Вестник СПбГУ, Сер.5, 2007
  23. H.A. Инфраструктура в системе экономической безопасности России. СПб, 2009, с.29
  24. В.Г. О реструктуризации российской электроэнергетики как естественной монополии // Энергия: Экономика. Техника. Экология. -1999. № 6. — С. 8−13, № 7. — С. 10−15
  25. В.А. К развитию рыночных реформ в России: реформирование национальной системы теплоснабжения. // Проблемы совр. Экономики.-2005. № ¾.
  26. Л.Б. Экономико-теоретические основания структурных трансформаций инфрасистем в рыночной экономике России. М.: Интеллект, 2007 160 с.
  27. В.В., Кузык Б. Н. Будущее России: инерционное развитие или инновационный прорыв. М., Инэк, 2005
  28. Интегральный прогноз инновационно-технологической и структурной динамики экономики России на период до 2030 г., М., Инэк, 2006
  29. B.C. Социально-экономические предпосылки и особенности реформирования электроэнергетики // Экономическая наука современной России. 2002. — № 3. — С. 88−101
  30. Ф.Н. О возможностях реальной интеграции. Перспективы развития, взаимодействия государств участников СНГ в экономической сфере. М., 2003
  31. Т.Ю. Оценка достаточности информационной базы для выполнения обоснованного анализа динамики и состояния основных фондов // Проблемы совершенствования экономики.- 2010. № 1 — с.95−99.
  32. В. Институциональная реформа в сфере инфраструктуры в условиях естественной монополии. //
  33. В. Институциональная реформа в сфере инфраструктуры в условиях естественной монополии // Вопросы экономики. 1998. — № 4. -С. 115−133
  34. А. Международная энергетическая безопасность. М., 2006. -61 с.
  35. Колчин С. В Развитие Российского нефтегазового комплекса: предпосылки и перспективы. М.: Эпихон, 2001.- 195 с.
  36. Ф. Маркетинг менеджмент. СПб, Питер, 1998, с.43
  37. А.И. Инфраструктура. Вопросы теории, методологии и прикладные аспекты современного инфраструктурного обустройства. М., 2006 456 с.
  38. .Н., Яковец Ю. В. Стратегия инновационного прорыва. 2-е издание, М.: Экономика, 2005
  39. Логан С. А Стратегия развития нефтегазового комплекса России. М.: МАКС Пресс, 2001. — 248 с.
  40. K.P., Брю С.Л, Эконоика, т.1, М., 1992, с.388
  41. К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд, т.46, с.22
  42. P.A., Медведев Ж. А. Глобальный экономический кризис или исторический поворот? // ЭКО. Новосибирск, 2009. — № 4 — С.20−38, № 516 — С.24−28
  43. A.A., Чуб A.A. Статистические показатели для оценки уровня развития региональных социально-экономических систем // Вопросы статистики. -2007. -№ 9 с. 80.
  44. А., Попов В., Скориков Е. Агрогорода и развитие депрессивних регионов//Вопр. Экономики, 2010, № 4.
  45. A.C. Теория региональных рынков. Ростов-на-Дону: Феникс- Новосибирск: Сибирское соглашение 2002 г., с.88−90
  46. P.A., Ягудина Л. Ш. Нефтяные ресурсы республики Татарстан: добыча, реализация запасы//Экономич. вестн. республики Татарстан. -2003.-№ 4.-С. 6−7.
  47. О железнодорожном транспорте в Российской Федерации: Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ
  48. О программе структурной реформы на железнодорожном транспорте: Постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 2001 г. № 384
  49. О создании открытого акционерного общества «Российские железные дороги»: Постановление Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2003 г. № 585
  50. О федеральном железнодорожном транспорте: Федеральный закон от 25 августа 1995 г. № 153-Ф3
  51. Об ограниченных в обороте объектах имущества открытого акционерного общества «Российские железные дороги»: Постановление Правительства
  52. Об особенностях управления и распоряжении имуществом железнодорожного транспорта: Федеральный закон от 27 февраля 2003 г. № 29-ФЗ
  53. А.У. Сравнительный анализ финансово-инвестиционных и экономических показателей народного хозяйства и регионов // Проблемы современной экономики.- 2009. № 1(29) — с. 323.
  54. А. О природе и причинах административной ренты//: Особенности ведения бизнеса в российском регионе// Вопр. экономики, 2010,№ 5
  55. Основные положения Энергетической стратегии России на период до 2020 года // Прил. к обществ.-дел. журн. «Энергетическая политика». -М.: ГУ ИЭС, 2001.- 120 с.
  56. И.В., Яресь О. Б. Ресурсная экономическая политика:вопросы комбинирования и ресурсозамещения // Проблемы современной экономики. 2008. — № 1. — С. 140−144.
  57. Перспективы развития регионов в условиях глобального кризиса -проблемы, инструменты, ресурсы (российско-германский опыт): Сб. докл. Междунар. науч.-практ. конф. / Под ред. Л. П. Совершаевой. СПб.: Ин-т «Северо-Запад», 2009. — 156 с.
  58. B.C. Социально-экономические предпосылки и особенности реформирования электроэнергетики. // Экономика и наука современной России. 2002 — № 3 — с.88−101
  59. Прогноз инновационно-технологического развития России с учетом мировых тенденций на период до 2030 г. под ред. Кузыка Б. Н., Яковенко Ю. В., Кудсого А. И. М.: МИСК, 2008
  60. В.Н., Солодкий А. И. Транспортно-логистические системы и региональное развитие // Проблемы современной экономики, 2009, № 1, с.272
  61. Д.Ж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. М., 1986
  62. Е.В. Целевые комплексные программы: организационно-экономический механизм. М., 1989
  63. Е.Е. Новая экономическая энциклопедия. М., 2006, с.516
  64. К.Э. Оценка эффективности создания транспортной доступности инфраструктуры городов // ЭКО. 2008. — № 7. — С.156−168.
  65. А.З. Конкурентные позиции и инфраструктура рынка России -М.: Юристъ, 1999−384 с.
  66. А.З. Конкурентные позиции и инфраструктура рынка России. М.: Юристъ, 1999. 384 с.
  67. А.И. Организационно-экономические основы формирования дорожной сети в контексте регионального развития. СПб, Изд-во СПбГУ, 2007, с.10−15
  68. Сопоставительный анализ федеральных, региональных и отраслевых программ по энергосбережению и эффективности энергопотребления / С. Михайлов, А. Кузовкин, А. Гордукалов, Н. Сизова // Микроэкономика. -2007. № 1 — С.35−55
  69. Э.А. Управленческие решения. М.: ИНТРА-М, 2001. — С.206 -208.
  70. Ткачева B. JI Трансформация нефтегазового комплекса в тенденциях мировой эмиграции и энергоглобализации. -М.: Изд-во Нефть и газ, 2004. 850 с.
  71. К.К. Горизонты сотрудничества // Евразийская интеграция: экономика, право, политика 2007. № 2
  72. E.H. Состояние инвестиционных процессов в России./Щроблемы современной экономики. 2010., № 1. стр. 238−240.
  73. Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации: Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ
  74. Д.Н. Состояние поверхностных и подземных водных ресурсов республики Башкортостан и экономические мероприятия по его улучшению // Проблемы современной экономики, 2009, № 1, с.370−375
  75. Э.Х. Теория монополистической конкуренции. М., 1996
  76. А. «Сопоставимые рынки» как инструмент антимонопольной политики// Вопр. экономики, 2010., № 5.
  77. В. Институты и инновации: взгляд когнитивной науки//Вопр. экономики, 2010, № 5
  78. М., Стенсфилд Р. Методы принятия решений / Под.ред.И. И. Елисеевой.- М.: «Аудит». Изд. Объединение «Юнити», 1997.-с.81−109.
  79. С.И. Инфраструктурные системы: территориальное развитие и управление. Тверь: Сивер, 2002.
  80. В.И., Бахтизин А. Г., Сулакшин С. С. К обоснованию политики бюджетного инвестирования в транспортные инфраструктуры общего пользования //Транспорт: Наука. Техника. Управление.2006.№ 12, С.3−9.
  81. В.Н. Политология транспорта. Практическое измерение транспортного развития. М., Экономика, 2006
  82. H.A., Макогон Ю. В., Рябчин A.M. Инновационные и классические теории катастроф и экономических кризисов. Донецк: Донецк, нац. ун-т, 2009. — 330 с.
  83. Adeli H., Yiang X. Intelligent infrastructure: neural networks, wavelets and chaos theory. Boca Raton, 2009
  84. Bashmakov T, Borisov К, Cfedzknek H, Lunina, Cnitdevich L, Nesaice of enerdy efbiciency in Nussia scfle, costs and lenebita. CENEF, 2008 с www.cenet.ru
  85. Butgin B. A methodology for the disagregation of long-term population forecasts for the planning of civil infrastructure provisions. Boulder, Co: 2006 109 p.
  86. Corporate entrepreneurship. I. Katz, D. Shepherd (eds). Amsterdam, 2004 -236 p.
  87. Entrepreneurship dynamic: origins of entrepreneurship and the evolution of industries. C. Bird, Cornelli (eds), Stanford Caliph, 2001.- 451 p.
  88. Financial Times, 25.08.2009, p.589. FT, 04.05.2009., p.3
  89. Infrastructure at the Crossroads: lessons from 20 years of World Bank experience. Washington, World Bank, 2000 101 p.
  90. Infrastructure at the Crossroads: lessons from 20 years of World Bank Experiens. Wash, Warld, 2006 141 p.
  91. Kellenberg D. Essags on the general equilibrium effects of infrastructure. Boulder, Co: 2004
  92. Kessedes Y/ Reforming infrastructure: privatization, regulation and competition. Washington, World Bank, 2004 306 p.94.oel L., Sarber N., Sadex A. Transportation infrastructure engineering a multimodal integration. Toronto, 2008 674 p.
  93. Open for business entrepreneurs, clean energy and sustainable development. UNEP, 2003
  94. Partnerships and sustainable development: reflection on theory and practice/ P. Clasberger, F. Biermann, A. Mol (ets). Cheltonhan, UK, 2007, 314 p.
  95. Public benefits and costs of the railroad infrastructure rational project. Denver, Colo, 2005 71 p.
  96. Public private partnerships: theory and practice in international perspective. S. Psborne edd, 2, 2000 318p.
  97. Railway reform and charger for the use of infrastructure. Paris, OECD, 2005 -130 p.
  98. Round table on transport economics. Parts, 2000 646p.101. The Economist 28.02.2009
  99. The Economist 6.06.2009, p.54
  100. The Economist. 9.05. 2009, p.28
  101. Wash, Facilititing partnership in transportation research. Wash, 2003 76 p.
Заполнить форму текущей работой