Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Рациональное сочетание обучения в общеобразовательной школе с учебно-тренировочным процессом в СДЮСШ (на примере учащихся специализированных классов)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследования В. С. Шичянина (1978) показывают, что фактическая текучесть учащихся ДЮСШ по плаванию составляет 23,3 $, а 26,4 $ испытывают желание прекратить заниматься спортивной деятельностью. Выявлено, что одной из ведущих причин прекращения занятий спортом являются трудности совмещения спорта с учебой, особенно в старших классах. Расширение учебно-тренировочной программы с повышением возраста… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ШВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
    • 1. 1. Специализированные спортивные класоы — важный резерв подготовки квалифицированных спортсменов
    • 1. 2. Возрастные особенности юных спортсменов 12лет
    • 1. 3. Физическая культура — как средство улучшения умственной работоспособности
    • 1. 4. Особенности утомления и восстановления работоспособности школьников
  • ШВА П. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
    • 2. 1. Методы исследований
    • 2. 2. Организация исследований
  • ГЛАВА III. ТИПОВОЙ РЕЖИМ ДНЯ УЧАЩИХСЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ КЛАССОВ (ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ)
  • ГЛАВА 1. У. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ И УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ У ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ РЕЖИМОВ ОБУЧЕНИЯ
    • 4. 1. Изменение функционального состояния физической и умственной работоспособности в начале учебного года
    • 4. 2. Изменение функционального состояния, физической и умственной работоспособности в конце первой четверти
    • 4. 3. Изменение функционального состояния, физической и умственной работоспособности в конце второй четверти
    • 4. 4. Изменение функционального состояния, физической и умственной работоспособности в конце третьей четверти
    • 4. 5. Изменение функционального состояния, физической и умственной работоспособности в конце учебного года
    • 4. 6. Динамика функционального состояния, физической и умственной работоспособности в годичном цикле
  • ШВА У. ВЗАИМОСВЯЗИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ, ФИЗИЧЕСКОЙ И УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ У ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ 12−14 ЛЕТ.105корреляционный анализ)

Рациональное сочетание обучения в общеобразовательной школе с учебно-тренировочным процессом в СДЮСШ (на примере учащихся специализированных классов) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время в физкультурном движении нашей страны наблюдаются тенденции к поиску путей подготовки спортсменов высокого класса из числа молодежи. Рост результатов во многих видах спорта требует научного обоснования новых, более эффективных средств, методов и организационных форм подготовки спортсменов.

Большое внимание уделяется не только совершенствованию методики тренировки, но и дальнейшему улучшению системы подготовки спортивного резерва.

Многолетняя практика работы с юными спортсменами показывает, что одной из важнейших проблем является правильная организация и рациональное сочетание учебной, воспитательной и тренировочной работы как в режиме дня, так и в системе внеклассной и внешкольной деятельности учащихся. Решение этой проблемы будет способствовать улучшению академической успеваемости, укреплению здоровья, повышению спортивного мастерства, воспитанию нравственных качеств. В нашей стране созданы специализированные спортивные классы на базе общеобразовательных школ с продленным днем обучения и углубленным учебно-трвнировочным процессом в неучебное время.

Создание специализированных классов способствовало увеличению тренировочных занятий до 10−12 раз в неделю. Эти занятия осуществляются на фоне напряженной умственной деятельности в школе. Все это может вызвать значительную перегрузку организма детей и подростков, неблагоприятно отразиться на их здоровьи, лишить их возможности достижения высоких спортивных результатов, способствовать преждевременному прекращению спортивной тренировки.

Анализ научно-методической литературы, обобщение опыта работы специализированных классов, опрос тренеров, преподавателей и учащихся показал, что создание спортивных классов основывалось на возможности успешного сочетания учебной и спортивной деятельности юных футболистов. Но на практике это не совсем так. Это говорит о том, что еще не до конца продуман режим дня юных спортсменов, нет четкого планирования учебного и тренировочного процессов, не выявлена эффективность различных режимов деятельности и их влияние на организм занимающихся, уровень спортивного мастерства большинства выпускников еще не отвечает современным требованиям. Юные футболисты иопытывают трудности в совмещении с учебой спорта, трудности спортивного режима, чувство усталости после окончания учебно-тренировочных занятий. Все это свидетельствует об актуальности данной проблемы.

Проведенные исследования впервые позволили получить новые сведения, отражающие воздействие различных режимов обучения в общеобразовательной школе и тренировочных занятий в специализированных классах по футболу на функциональное состояние, психические процессы и физическую подготовленность юных спортсменов 12−14 лет.

Выявлено, что режим учебных и тренировочных занятий, где в 9.00 — первое тренировочное занятие, 11.00 — учебные занятия, 15.40 — занятия в группе продленного дня, в 17.30 — второе тренировочное занятие, время между первой и второй тренировкой составляет 7 часов, а наиболее благоприятное время дня умственной работоспособности 11.00 совпадает с началом учебных занятий, — является наиболее эффективным. Это подтверждается более выраженным улучшением показателей умственной работоспособности, высоким уровнем стабильности сенсорно-двигательной реакции в течение всего учебного года и достоверным повышением результатов физической подготовленности.

Режим учебных и тренировочных занятий, где в 9.00 — учебные занятия, в 11.00 — первое тренировочное занятие, 13.00 — учебные занятия, в 15.40 — занятия в группе продленного дня, 17.30 -второе тренировочное занятие — оказывает неблагоприятное воздействие на организм юных спортсменов.

Снижение функционального состояния, умственной и физической работоспособности обусловлено тем, что, во-первых, юные футболисты 12−14 лет еще не готовы к такой частой смене различных видов деятельности. Низкий уровень всех вышеперечисленных показателей свидетельствует о том, что процеос адаптации у детей удлиняется в результате напряженного режима дня. Механизмы долговременного приспособления в этом возрасте еще недостаточно развиты, они формируются постепенно в условиях длительного воздействия экзогенных факторов на основе детерминированных предпосылок. Во-вторых, между первым и вторым тренировочными занятиями проходило всего 5 часов, что недостаточно для полного восстановления функционального состояния организма. Поэтому при данном режиме у юных футболистов наблюдается ухудшение функционального состояния и умственной работоспособности в 15.40 и 17.30 во второй половине дня на протяжении всего учебного года.

Результаты проведенных исследований дают основание считать, что сочетание учебных и учебно-тренировочных занятий в первом олучае соответствует функциональным возможностям организма юных футболистов 12−14 лет, повышает умственную работоспособность и способствует росту спортивного мастерства.

В работе обоснованы оптимальные условия, характеризующие взаимосвязь учебной деятельности и занятий спортом с учетом возрастных особенностей занимающихся. Даются рекомендации относительно рационального построения режима дня, а также определяются количественные показатели, характеризующие влияние динамики учебных занятий и тренировочных нагрузок на психические процессы, функциональную и физическую подготовленность занимающихся. Достоверность полученных результатов и выводов обеспечена применением современных методов, объемом и продолжительностью исследований, а также статистическими методами обработки полученных материалов.

На основании результатов проведенного исследования разработаны рекомендации по рационально^ планированию учебной и тренировочной деятельности в режиме дня учащихся спортивных классов. Эффективность этих режимов проверена в ходе педагогического эксперимента, проведенного в течение двух лет на базе СДЮСШОР «Смена» Ленинграда, где они и внедрены в учебно-тренировочный процесс. Разработанные рекомендации могут быть использованы для рационализации учебного и учебно-тренировочного процессов юных футболистов 12−14 лет, а также для учащихся специализированных классов игровых видов спорта.

На защиту выносятся положения относительно рационального построения режима дня для учащихся специализированных классов, повышения умственной и физической работоспособности, а также функционального состояния центральной нервной системы, влияние различных режимов на психические процессы, рост спортивного мастерства и функциональное состояние в годичном цикле тренировки.

Работа выполнена в соответствии с планом НИР Спорткомитета СССР на I981−1985 гг., направление I, тема I.3.I.

ШВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ.

I.I. Специализированные спортивные классы — важный резерв подготовки квалифицированных спортсменов.

Роль юношеского спорта в нашей стране неуклонно возрастает, так как он является важнейшей базой подготовки опортивных резервов. Современный уровень достижений потребовал целенаправленной многолетней подготовки, поиска все более эффективных организационных форм, средств и методов учебно-тренировочной работы, широкого привлечения к специализированной подготовке и отбора одаренных юношей и девушек для пополнения рядов спортсменов высокого класса.

Понятие «спортивные резервы» в широком смысле слова неразрывно связано с социально обусловленными факторами, включающими вою совокупность достижений социалистического общества в деле коммунистического воспитания молодежи, развития массовой физической культуры и высшего спортивного мастерства, завоевания ведущих позиций на международной спортивной арене. В более узком понимании «спортивные резервы» — это спортсмены, достигшие определенного, в соответствии с поставленными задачами, уровня мастерот-ва и охваченные современными организационно-методическими формами подготовки, обеспечивающими дальнейший рост спортивных результатов. Одной из таких форм подготовки являются специализированные классы по различным видам спорта.

Специализированные спортивные классы — явление для нашей общеобразовательной школы сравнительно новое. Идея создания таких классов в нашей стране основана на сотрудничестве общеобразовательной школы и ДЮСШ. Практика показала, что в спорте, чтобы достичь высоких результатов, также как и в искусстве, необходима систематическая долголетняя целенаправленная работа с одаренными детьми и подростками.

В положении о спортивных специализированных классах, утвержденном Министерством просвещения СССР и Спорткомитетом СССР по согласованию о ВЦСПС в октябре 1977 года, четко сформулированы цели и задачи создания спецклассов как одной из форм работы детско-юношеских спортивных школ. Наряду с воспитанием всесторонне развитых, квалифицированных юных спортсменов, целью спецклассов является обеспечение условий для рационального сочетания учебы в школе с углубленным учебно-тренировочным процессом в ДЮСШ. Положением предусмотрено комплектование спортивных классов из наиболее перспективных в спортивном отношении учащихся, обучавшихся в спортивной школе не менее года.

Так, по данным Л. Б. Кофмана (1981), al. mi существующие организационно-методические формы деятельности специализированных классов положительно влияют на уровень тренировочного процесса, дают возможность улучшить качественный состав занимающихся, увеличить численность подготовленных спортсменов.

В настоящее время в нашей стране организованы специализированные классы по 45 видам спорта с контингентом более 100 тысяч человек.

В Ленинграде работает 114 спецклассов с контингентом 3789 человек по 24 видам спорта. Например, в специализированных классах по плаванию, которые были созданы на базе общеобразовательной школы № 94 Выборгского района Ленинграда и СДЮСШ спортивного клуба Армии, менее чем за год был подготовлен ряд перспективных пловцов, которые в 1980 году на Всесоюзных соревнованиях впервые заняли 3-е место. Теперь, по происшествии 13 лет работы специализированных клаосов по различным видам спорта, можно утверждать, что эта форма сотрудничества прочно заняла свое место в оистеме подготовки спортивных резервов.

Проблема резервов в футболе (в настоящее время) особенно актуальна, ибо восстановление передовых позиций советского футбола на международной арене возможно лишь при значительном улучшении подготовки юных спортсменов. Немалую роль в этом плане сыграли специализированные классы Ленинграда, которые были созданы в 1977 году в СДЮСШОР «Смена». Появилась возможность собрать команду в один класс, организовать ежедневные двухразовые занятия, сократить переезды, улучшить воспитательную работу с учащимися, расширить формы ее проведения. В результате СДЮСШОР «Смена» в тесном сотрудничестве с общеобразовательной школой JS 473 Калининского района стала одной из лучших школ Советского Союза. Шесть ее воспитанников выступают в основном составе команды класса «А» -" Зенит", группа выпускников — в дублирующем составе и в местном «Динамо», двое стали кандидатами в сборную юношескую команду страны.

Д.Бесов (1981) отмечает, что уделяя самое оерьезное внимание воспитанию талантов, нельзя забывать и о масоовом футболе. Трудно переоценить его значение в воспитании подростков, в отрыве «трудных» от улицы, в формировании у ребят воли и характера, трудолюбия, решении вопросов оздоровительной направленности.

В последние годы приток новичков в футбольные школы сократился, что имеет место и в других видах спорта. На наш взгляд, система подготовки резервов не использует вое имеющиеся для этого возможности, она может быть значительно эффективнее. И в первую очередь нужно сказать о привлечении одаренных детей к занятиям в специализированных клаосах СДЮСШОР. Это поможет улучшить возможности подготовки молодежи, более четко и продуманно руководить звеньями детского и юношеского футбола. Необходим единый подход к учебе и спортивному совершенствованию. Напряженный жизненный ритм, интенсивные тренировки, ежедневно формируемые педагогами и тренерами навыки самодисциплины и организованностивсе это способствует достижению у ребят сознательного отношения и к учебе, и к спорту. Надо отметить, что не везде еще пока удается решить проблему обеспечения всех учеников спецкласоов дополнительным питанием, восстанавливающим энергетические затраты. Нужно отметить, что имеются еще случаи приема в спецклассы детей, не достигших возраста, установленного для определенных видов спорта. Попадая в спецкласс с его интенсивным учебно-тренировочным процессом, напряженным режимом дня, дети, которые еще не прошли достаточной подготовки в ДЮСШ, могут подорвать свое здоровье.

Как отмечает А. Б. Кофман (1981) возможностей для улучшения деятельности спецклассов, для увеличения их отдачи, их вклада в подготовку квалифицированных юных спортсменов еще не достаточно. За последние годы спецклассы дали путевки в спорт сотням квалифицированных спортсменов. Но следует заметить, что коэффициент полезного действия опортивных клаосов все еще далек от оптимального, что вклад этих клаосов в подготовку спортсменов олимпийского уровня пока еще недостаточен.

Создать спецкласоы, собрать в один класс одаренных юных спортсменов — это еще не все и не самое главное. Все решают последующие мероприятия — установление четкой и гибкой взаимосвязи учебного и тренировочного процессов, интенсификация спортивной подготовки, единый воспитательный подход к подростку со стороны учителя и тренера. Большинство существующих мероприятий имеет организационный характер и практически не касается самого главногосодержания учебы.

Ряд тренеров сборных команд и ДЮСШ: В. И. Иванов (1977), А. Ап-шев (1977), Ю. К. Титова (1980)-говорят о том, что если организовать день юного опортсмена так, чтобы он успел побывать на двух тренировках и на уроках в школе, приготовить домашнее задание, отдохнуть, получить достаточное питание, тогда и можно будет рассчитывать на успешную его подготовку.

Исследования Н. Матвеевой-Колевой (1979) показали, что время, посвященное спорту, черпается за счет сокращения или исключения других видов деятельности (культурные развлечения, норма сна и т. д.). На вопрос — «мешают ли вам занятия спортом в учебе?» 30 $ учеников детской спортивной школы ответили положительно, 41,2 $ в качестве оамой важной причины приводят недостаток времени. Примерно 25 $ активно занимающихся спортом учеников указывают на усталость, как на препятствие для выполнения своих прямых обязанностей. Это относится в равной мере как к умственной, так и к физической усталости и их взаимоотношению. Кроме занятий спортом, 16 $ учеников в свободное время заняты музыкой, 11,5 $ - иностранными языками, 14,5%- дополнительными занятиями по математике, 11% - рисованием, балетом и т. д. Приблизительно у 70% учеников-спортсменов продолжительность сна ниже нормы.

Исследования В. С. Шичянина (1978) показывают, что фактическая текучесть учащихся ДЮСШ по плаванию составляет 23,3 $, а 26,4 $ испытывают желание прекратить заниматься спортивной деятельностью. Выявлено, что одной из ведущих причин прекращения занятий спортом являются трудности совмещения спорта с учебой, особенно в старших классах. Расширение учебно-тренировочной программы с повышением возраста и квалификации опортсменов совпадает с наибольшей занятостью в школе в связи с приближением сроков ее окончания. С другой стороны, в спорт должны отбиратьоя способные дети, которые могут не только хорошо успевать в школе, но систематически тренироваться, поскольку уровень современных спортивных достижений могут превысить только развитые в интеллектуальном отношении люди (С.М.Вайцеховский, 1971, Д. Харре, 1971, Н. Ж. Булгакова, 1974, 1976, 1977, 1978, М. Н. Кремлева, 1976, М.Я.Набатни-кова, 1980, Л. Кгиитп{&1, tcvwn&x., Л/Шсййи^иГ4&'., 1981; Itiv, 1977;, 1977; Я.&иЬги, ,.

1978; 1РаПг% 1980, frCPiMjikwa-, 1980).

Все это свидетельствует о том, что до сих пор не найдены рациональные форш организации и объединения двух видов деятельности, направленной на формирование подрастающих спортсменов.

На наш взгляд, оптимизация режима дня учащихся специализированных классов является важным фактором подготовки квалифицированных спортсменов и роста спортивных достижений. Работа с юными спортсменами должна проводиться планомерно в течение всех лет обучения. Режим дня учащихся должен рассматриваться как внешнее условие, влияющее на результативность учебной и спортивной деятельности. Это позволит вскрыть нарушение гигиенических норм учебной и тренировочной нагрузки.

Поиски оптимальных пропорций между основными компонентами учебного процесса — уроками, самостоятельной работой по программе и занятиями спортом — позволяют определить условия, при которых может быть достигнут продолжительный эффект: получение лучших результатов в учебе и спорте при минимальных затратах времени и оил учителей, тренеров и учащихся-спортсменов.

В положениях о деятельности ДЮСШ особое место занимают вопросы увеличения времени на тренировочные занятия и повышения качества учебно-тренировочного процесса, что повлечет за собой уменьшение времени на другие виды деятельности. Конкретные пути, методы и средства совершенствования обучения, объем знаний, которыми должен обладать выпускник ДЮСШ, пока не определены и требуют научного обоснования и дальнейшей разработки.

Всего за несколько лет спортивные спецклассы прошли путь от эксперимента до почти повсеместного внедрения. Однако их организация выдвинула целый ряд проблем, от решения которых во многом зависят эффективность, будущие тенденции и перспективы их работы. Одним из главных является вопрос об оптимальном соотношении между умственной и физической деятельностью, который, на наш взгляд, особенно актуален для юных спортсменов — учащихся спецклассов. Поэтому перед педагогикой встает задача — создать такой режим обучения и жизни юного спортсмена, который бы не снижал уровень спортивных достижений и обеспечивал продуктивность умственной работоспособности (возможность усвоения системы знаний, умений и навыков).

8. Результаты исследования свидетельствуют о том, что между показателями функционального состояния центральной нервной системы, психических процессов, уровнем развития физических качеств и частотой сердечных сокращений имеется достоверная корреляционная зависимость. Полученные данные дают основание полагать, что эти связи обусловливаются биологическими закономерностями развития организма.

9. Предложенный режим дня дает возможность правильно распределить учебные и тренировочные занятия с учетом периодизации тренировочного процесса, периодов адаптации оптимальной работоспособности на фоне нарастающего утомления в течение учебного года.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Организация специализированных спортивных классов приобрела в настоящее время особую актуальность.

Введение

новых повышенных режимов учебно-тренировочной работы с юными футболистами 12−14 лет связано с организацией двухразовых тренировок в течение учебного дня. Осуществить это практически возможно лишь в условиях тесной связи общеобразовательной деятельности со спортивной. Специализированные классы создают возможность успешно сочетать обучение и спортивную подготовку юных спортсменов.

Рациональный режим дня — правильное распределение нагрузок и отдыха, обеспечивает сохранение нормальной жизнедеятельности организма. При разработке режима дня юных футболистов 12−14 лет необходимо учитывать гигиенические требования, основанные на данных возрастной физиологии и общих биологических закономерностях роста и развития подростков. Эти требования должны сводиться к следующим основным режимным моментам — сон, прием пищи, учебные и тренировочные занятия, отдых, которые должны быть достаточными и соответствовать с возрастными особенностями подростков.

Чередование всех режимных моментов должно быть таким, чтобы способствовать сохранению высокой работоспособности организма на протяжении всего дня, недели, учебного года и в различные периоды и этапы спортивной подготовки. Основные режимные моменты также должны быть распределены во времени с учетом существующего суточного ритма физиологических функций организма. Следует также помнить, что в режиме дня спортсменов должно быть предусмотрено условие для гармонического развития и проявления собственной инициативы.

Все режимные моменты должны соответствовать возрасту и физической подготовленности юных футболистов. Рациональным является такой режим дня, при котором создается смена пассивной и активной деятельности организма. Такая организация учебно-тренировочного процесса способствует сохранению высокой работоспособности, так как смена деятельности изменяет характер раздражителей, вовлекает в работу разные анализаторы, неутомленные группы мышц и т. д.

Активный отдых, как известно, способствует повышению умственной работоспособности. Однако, чрезмерно частое чередование различных видов деятельности в течение дня может способствовать утомлению.

Меры, позволяющие ослабить действие неблагоприятных факторов на подростка в процессе учебных и тренировочных занятий, не менее важны, чем соблюдение рационального чередования умственной и физической нагрузок. Такая организация режима дня невозможна без всестороннего изучения процесса адаптации к разным видам деятельности и условиям их организации. При этом требуется выявление систем, в которых происходят первичные адаптационные сдвиги, установление степени напряжения этих систем по интегральным показателям, и изучение взаимодействия между отдельными системами. Необходимо также определение тесноты связей между функциональными, физическими и психическими сдвигами.

Разработка рационального режима для учащихся спецклассов по футболу связана с обучением, воспитанием, охраной и укреплением здоровья детей и подростков. В соответствии с этим в уоловиях естественного эксперимента осуществлялось комплексное изучение влияния учебной и тренировочной нагрузки на физическую и умственную работоспособность футболистов 12−14 лет.

— 139.

Для выявления особенностей адаптации юных спортсменов к учебной и физической нагрузкам при различных режимах их построения исследования велись в первые дни начала учебного года и в конце каждой учебной четверти. Все изучаемые показатели изучались по 5−6 раз в день. Учитывались возраст, функциональные перестройки организма в связи с половым созреванием, контролировались учебные и физические нагрузки.

В результате установлено, что при различном планировании учебной и спортивной деятельности в организме возникают перестройки функций ведущих физиологических систем.

Изучение динамики показателей функционального состояния ЦНС и частоты сердечных сокращений (ЧСС) физической и умственной работоспособности в течение дня в каждой четверти на протяжении всего учебного года, как в состоянии покоя, так и после учебных и физических нагрузок позволили получить ряд существенных теоретических и практических данных.

В результате анализа полученных материалов выявлены определенные закономерности и взаимосвязи реакций некоторых физиологических систем организма детей 12−14 лет в процессе адаптации к учебной и физической нагрузкам в различные периоды тренировочного процесса.

Особенности дневной и годовой динамики функциональных, физических и психических показателей подростков зависели от различных закономерностей в режиме обучения, действующего в разных группах. Однако изучение физической и умственной работоспособности учащихся позволило проследить за процессом приспособления организма подростков к разному вицу нагрузок (учебной и тре- ¦ нировочной) с начала обучения в той или другой группе (режиме).

В одинаковых условиях воздействия, но при различном сочетании организации учебнйх и тренировочных занятий, изменения функциональных, физических и психических показателей на протяжении всего учебного года были благоприятной в группе «А», нежели в группе «Б». Изменения показателей ЦНС и ЧСС в группе «Б» демонстрируют напряжение функционального состояния организма в течение всего учебного года. Изменение умственной работоспособности в четвертных и годовых периодах согласовались у юных футболистов группы «Б» со сдвигами физиологических функциональных показателей. Надо отметить, что все учащиеся, имеющие отклонения функционального характера, обладают низкой и неустойчивой работоспособностью. Период адаптации при таком режиме у юных спортсменов резко затягивается.

Юные футболисты, обучающиеся в группе «А», от начала учебного года, к концу каждой четверти и за весь период наблюдений, сохранили постоянный уровень функционального, физического и умственного развития.

0 высоком уровне развития учащихся спецклассов обучающихся в группе «А» свидетельствуют повышение их функциональных физических и психических показателей. Повышение всех изучаемых показателей в группе «А» были статистически выше, чем в группе «Б» .

Данный режим благоприятно сказался на динамике всех изучаемых показателей, было выражено относительное постоянство показателей функционального состояния ЦНС и уменьшения ЧСС, что указывает на повышение функциональных возможностей организма, а также дает возможность поддерживать его на таком уровне продолжительное время.

Таким образом, режим, по которому занимались юные футболисты групп «А», где в 9.00 начиналась первая тренировка, в 11.00-учебные занятия, в 15.40 — занятия в группе продленного дня, и в 17.30 — вторая тренировка, наиболее приемлем для учащихся специализированных классов 12−14 лет. Такой режим обеспечивает повышение функциональных возможностей, физической и умственной работоспособности, высокую педагогическую эффективность, повышает познавательную активность занимающихся, расширяет возможности эстетического, трудового воспитания, ооеспечивает непрерывность учебной работы, и сокращает воздействие неблагоприятных факторов на организм подростка.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К.И. Оптимизация тренировочных занятий при подготовке юных футболистов в условиях общеобразовательных школ. Автореф.дис.на соиок.учен.степ.канд.пед.наук.-М., 1980. — 17 с.
  2. Л.И. Влияние ежедневных физических упражнений и подвижных игр на работоспособность учащихся. — Журн.: Гигиена и санитария, 1958, вып. гё 5, с.37−42.
  3. П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. — М., Медицина, 1968, с.40−44.
  4. П.К. Общие принципы формирования защитных приспособлений организма. — В кн.: Вестник АМН СССР, 1962, вып. гё 4, с.16−26.
  5. М.В. Анализ некоторых методик изучения общей умственной работоспособности школьников в возрастном аспекте. -В кн.: Новые исследования по возрастной физиологии. М., Педагогика, 1977, вып. JS I, с.109−114.
  6. М.В. Изучение общей умственной работоспособности школьников в возрастном аспекте. В кн.: Методы исследования функций организма в онтогенезе. М., Педагогика, 1975, с.7−8.
  7. М.В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. — М., Просвещение, 1968, 232 с.
  8. М.В. Режим дня, работоспособность и соотояние здоровья школьников. М., Просвещение, 1974, 136 с,
  9. М.В. Тезисы и авторефераты научных докладов объединенной сессии общих собраний Академии мед.наук СССР и Академии наук СССР. — Рига, 1971, с. 12.
  10. М.В. Физиолого-гигиенические требования к организмам режима учащихоя в школах продленного дня. — Журн.: Советская педагогика, 1974, вып.1й I, с.59−65.
  11. М.В. Школьная гигиена. — М.: Медицина, 1970, с.12−15.
  12. М.В., Сальникова Г. Н. Работоспособность школьников, занимающихся в спортивных секциях. — В кн.: Материалы восьмой научной конференции по вопросам физиологии. М., Педагогика, 1967, с.20−21.
  13. А.А. Забота о юных — забота о всех. — Футбол-хоккей. Воскресное приложение к газете Советский спорт, $ 25, 1977, 0.13.
  14. Г. И. 0 психическом развитии школьников подготовительных классов, занимающихся спортом. — В кн.: Спорт и физическое развитие и генетика. Материалы Всесоюзного симпозиума. М., 1976, с.63−64.
  15. Ю.М. Акселерация полового созревания и двигательная деятельность подростков. Журн.: Теория и практика физической культуры, 1968, вып.№ 8, с.44−48.
  16. Ю.М. Определение степени индивидуального полового развития подростков по вторичным половым признакам. — Журн.: Теория и практика физической культуры, 1970, вып. гё I, с.35−37.
  17. И.А. Очерки по возрастной физиологии. — М., Медицина, 1967, 389 с.
  18. И.М. Исследование скоростно-силовых качеств у подростков и юношей в связи с особенностями их игровой деятельности (на примере футбола). Автореф.дис.на соиск. учен. степени канд.пед.наук. М., 1968, 24 с.
  19. .А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. — М.: Физкультура и спорт, 1978, 223 с.
  20. P.M. Прогнозирование состояния на грани нормы и патологии. — М.: Медицина, 1979, с.97−116.
  21. Е.Л. Влияние дозированной мышечной деятельности на умственную работоспособность школьников во второй половине учебного дня. Автореф.дис.на соиск.учен.степени канд.пед. наук. Л., 1972, 22 с.
  22. П.П. Состояние здоровья юных спортсменов, имеющих высокую спортивную квалификацию. — Курн.: Гигиена и санитария, 1972, вып. гё 10, с. 34.
  23. П.Д. Динамика умственной работоспособности учащихся 3−4 классов. — Автореф.дис.на соиокан.учен.степени канд. психолог.наук. Киев, 1977, с. 24.
  24. А.Ф., Сухарев А. Г., Осипов М. С. Влияние учебной нагрузки на организм учащихся. — В кн.: Тезисы докладов Шестнадцатого всесоюзного съезда гигиенистов и санитарных врачей. М., Медицина, 1972, 380 с.
  25. Бесов Д. Я- «Продленка». Футбол-хоккей. Воскресное приложение к газете Советский спорт № 8, 22.02.81, с.10−11.
  26. А.Ф. В режиме учебного дня (гимнастика и подвижные игры для учащихся I-Ш классов). — Журн. Физкультурав школе, 1977, вып. № 2, с.35−38.
  27. К.Е., Маркусенко Н. Н., Шепнло И. Н., Трохимчук Л. Ф., Карлова А. С., Романик И. Г. Возрастная физиология. -Ростов-на-Дону, 1975, — 164 с.
  28. Н.Ж. Анализ подготовки пловцов высокого класса в ДЮСШ. М.: Физкультура и спорт, 1974. — 35 с.
  29. Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов. — М.: Физкультура и спорт, 1978, — с.74−78.
  30. Н.Ж. Проблема отбора в процессе многолетней тренировки (на материале плавания). Автореф.дис.на соиск. учен. степени докт.пед.наук. М., 1974. — 65 с.
  31. Н.Ж., Шичанин B.C. 0 рентабельности работы ДЮСШ плавания. — Журн.: Теория и практика физической культуры. 1976, вып. гё 7, с.35−38.
  32. Л.А. Электрокардиография в спортивной медицине. — Л.: Медгиз, 1963. — 208 с.
  33. С.М. Книга тренера. — М.: Физкультура и спорт, 1971. — 311 с.
  34. В.Я. Один из путей нормализации учебной нагрузки школьников. — Журн.: Советская педагогика, 1980, вып.10, с.50−52.
  35. М.Я. Сравнительная характеристика восстановительного периода после напряженной физической и умственной работы. — Журн.: Теория и практика физической культуры, 1971, вып. 5, с.46−49.
  36. Н.И. Возрастная динамика силы отдельных групп мышц у юных гимнастов. — Журн.: Теория и практика физической культуры, 1972, bbm. JS II, с.52−53.
  37. М.И. Руководство по физиологии труда. -М.: Медицина, 1969. — 408 с.-¦¦40. Вишневский И. Б. Социализм и физическое совершенствование человека. — Л., 1975, с. 19.
  38. И.Б., Коренев М. Я. Физическое воспитание студентов. Л.: изд-во ЛГУ т. Жданова, 1972, вып. В 7, с.96−103.
  39. В.Н. Экспериментальное исследование методики воспитания быстроты и скорости бега у детей младшего и среднего школьного возраста. Автореф.дис.на соиск.учен.степени канд. пед.наук. — М., 1971. — 24 с.
  40. В.М., Бахрах И. И. Подросток и физическая культура. — Смоленск, 1970. — 26 с.
  41. В.М., Лычак Е. Н., Носов Г. В. К физическому обоснованию микроцикла спортивной тренировки. В кн.: Управление процессом спортивной тренировки. Л., 1974, с.41−43.
  42. М.В., Филин В. П. Спортивный отбор. — М.: Физкультура и спорт, 1983. — 176 с.
  43. Н.К. Проблема утомления и восстановления в теории и практике спорта. — Журн.: Теория и практика физической культуры, 1974, вып. A1? I, с.60−63.
  44. А.И., Маркосян А. А. Развитие двигательных- 147 качеств. В кн.: Основы морфологии и физиологии детей и подростков. М.: Медицина, 1969, с.95−109.
  45. А. Вторая сигнальная система как программирующий механизм, самоуправляющая двигательная система. — Варшава, 1963. с. 90−94.
  46. E.G. Исследование состояния и взаимосвязи физического развития и некоторых двигательных функций у детей школьного возраста. — Автореф.дис.на соиск.учен.степени канд. пед, наук.-Омск, 1966. — 22 с.
  47. Е.К., Верешкович JI.B., Вульфович Г. М., Рязо-вая И.Б. Динамика работоспособности учащихся 5−7 классов в течение учебного дня (при обучении по новым программам). — Журн.: Гигиена и санитария, 1973, вып. й 10, с. 31.
  48. М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. — М.: Физкультура и спорт, 1980. — 136 с.
  49. М.А., Шанина Т. А., Шитикова Г. Ф. 0 методике тестирования физического состояния детей. — Курн.: Теория и практика физической культуры, 1973, выпЛГз 8, с.32−34.
  50. С.И. Туризм в общеобразовательной школе и его влияние на работоспособность подростков в учебной и спортивной деятельности. — Автореф.дис.на соиск.учен.степени канд.пед.наук.-Л., 1976. — 22 с.
  51. Г. Д. Влияние физических нагрузок на психические процессы. — Автореф.дис.на соиск.учен.степени канд. псих, наук. — Л., 1967. — 24 с.
  52. Г. Д. 0 психических показателях адаптации к физическим нагрузкам. — В кн.: Психологические вопросы тренированности и готовности к соревнованиям. М.: Физкультура и спорт, 1969.
  53. Г. Д., Кольман Л.В. В кн.: Вопросы психологииспорта. Изд-во ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта. Л., 1975.
  54. М.Г. В кн.: Производственная гимнастика и здоровье учащихся. Киев, Наукова думка, 1970, с.87−91.
  55. А.А. Развитие двигательных качеств у школьников. Минск, Народная асвета, 1978. — 88 с.
  56. А.А. Режим двигательной деятельности и успеваемость воспитанников начальной школы-интерната. — В кн.: Материалы Второй научной конференции по физическому воспитанию детей школьного возраста. М., 1964- с.10−12.
  57. А.А. Физическая культура в режиме дня учащихся. — Минск: Народная асвета, 1976. — 112 с.
  58. Г., Дайлидене Н. Некоторые аспекты изучения успеваемости и состояния здоровья школьников. — В кн.: Актуальные вопросы гигиены обучения и воспитания школьников. М., Просвещение, 1977, — НО с ил.
  59. А.Г. Актуальные проблемы современной спортивной медицины. М.: Физкультура и спорт, 1980. — с.28−52.
  60. А.Г. Заболевания и повреждения при занятиях спортом. — Л.: Медицина, 1970, — 311 с.
  61. Т.Т., Петрушевский И. И. В кн.: Тезисы докладов на Втором съезде общества психологов. М., 1963, вып.3,с.5−8.
  62. Джаг/гаровТ.Т., Пуни А. Ц. Физиология физического воспитания и спорта. — М.: Физкультура и спорт, 1979. — 143 с.
  63. Р.Н., Бахрах И. И. Физическое развитие детей школьного возраста. — В кн.: Медицина, подросток и спорт. Смоленск, 1975, с.5−47.
  64. Л.А. Исследования подготовки юных гребцов в условиях общеобразовательной школы-интерната спортивного профиля. Автореф.дис.на соиск.учен.степени канд.пед.наук. — Л., 1980,-24с.
  65. А.С., Загрядский В. П. Психофизиология умственного труда. — Л., Наука, 1973, — 131 с.
  66. О.В. Динамита физического развития и функционального состояния кардиореоператорной системы учащихся в процессе физического воспитания в специализированных классах. Автореф. дис. на соиск.учен.степени канд.мед.наук. — М., 1980, — 22 с.
  67. В.П., Егоров А. С. Гигиена труда и профессиональных заболеваний. — Журн.: Гигиена и санитария, 1971, вып. 1Ь 4, с.21−23.
  68. .К. Динамика психической деятельности студентов в условиях значительных физических нагрузок. — Журн.: Теория и практика физической культуры, 1974, вып.$ 4, с.44−46.
  69. .К. Умственная и физическая работоспособность студентов в условиях различных двигательных режимов. — Журн.: Теория и практика физической культуры, 1972, вып. JS 2, с.44−52.
  70. В.М. Основы спортивной метрологии. — М.: Физкультура и спорт, 1979, — 152 с.
  71. В.М. Спортивная метрология. — М.: Физкультура и спорт, 1982. — с.63−94.
  72. A.M. 0 критериях устойчивости в проявлениях деятельности центральной нервной системы человека. — Физиологический журнал СССР. 1972, т.55, вып.!" 7, C. I0II-I0I8.
  73. A.M., Лоскутова Т. Д. 0 концепции функционального состояния центральной нервной системы. -Журн.: Физиология человека, 1976, Т.2, вып. гё 2, с.179−192.
  74. М.В. Гигиенические принципы организации учебного процесса на начальном этапе обучения в школе (I класс): Авто-^ реф.дис.на соиск.учен.степени канд.пед.наук. — М., 1972,-17 с.
  75. В.И. «Целеустремленность — враг равнодушия». Футбол-хоккей, 1977. Воскресное приложение к газете Советскийспорт, вып. В 25, 27.09, с. 6.
  76. В.И. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы у юных спортсменов. Автореф.дис.на соиск. учен, степени доктора биолог.наук. — Киев, 1978, — 22 с.
  77. А.И. К вопросу влияния быстроты на игровую активность юных футболистов. — В кн.: Научно-педагогические аспекты юношеского спорта. Алма-ата, 1980, с.27−28.
  78. Ф.В. К проблеме учебной перегрузки школьников. — Журн.: Вопросы психологии, 1980, вып.$ 2, с.160−165.
  79. Ф.Г. Особенности возрастной динамики мышечной силы и проблемы рационализации силовои подготовки в школьном возрасте. Автореф.дис.на соиск.учен.степени доктора пед.наук. — ГЛ., 1975, — 42 с.
  80. Г. К. Изменение некоторых сторон умственной работоспособности в связи с повышением уровня их физической подготовленности. Автореф. дис. на соиск.учен.степени канд.пед.наук.-Тарту, 1969, — 24 с.
  81. А.А. Оценка физической работоспособности юных футболистов. — Футбол-ежегодник. М.: Физкультура и спорт, 1980, с.61−63.
  82. А.З. Кислородные режимы организма ребенка и подростка. — Киев: Наукова думка, 1969. — 320 с.
  83. А.З., Мищенко B.C., ГунедиБ.К., Степанов Ю. В. Двигательная активность и старение. Киев: Наукова думка, 1969, — 380 с.
  84. М.Ы. Обобщение как функция мозга. — Л.: Наука, 1967, с.44−48.
  85. В.В. Устойчивость тела в поздних равновесияхи ее возрастные изменения у школьников. Автореф.дис.на соиск.учен. степени канд.пед.наук. М., 1971, — 22 с.
  86. А.В. Проблемы восстановления в условиях высоких тренировочных и соревновательных нагрузок. — В кн.: Проблемы восстановления работоспособности спортсменов после высоких тренировочных нагрузок. — М.: Физкультура и спорт, 1974, 131 с ил.
  87. А.В. Физиологические проблемы развития тренированности. — М.: Физкультура и спорт, 1970, — 278 с.
  88. А.В. Физиологические проблемы тренированности.-М.: Физкультура и спорт, 1973, — с.56−78.
  89. Л.Б. Спортивные классы сегодня и завтра. — М.: Физкультура и спорт, 1981, — 80 с.
  90. П.Л., Матвеев В. В. Особенности адаптации учащихся П и Ш классов к учебным нагрузкам. — Журн.: Новые исследования по возрастной физиологии, 1979, вып.2.
  91. М.Н. Исследования некоторых морфофункциональ-ных показателей, определяющих способности к плаванию. Автореф. дис. на соиск.учен.степени канд.пед.наук. — М., 1974, — 24 с.
  92. В.А., Лукин М. С. Психология подростка. — М.: Просвещение, 1959, 240 с.
  93. В.В. Режим дневного отдыха учеников младших классов. Автореф.дис.на соиск.учен.степени канд.пед.наук.-М., 1953, — 16 с.
  94. Т.Г. Влияние спорта на размеры и функциональное состояние сердца школьника. Автореф.дис.на соиск.учен.степени канд.мед.наук. — М., 1979, — 23 с.
  95. З.и. Критические периоды развития быстроты, силы и выносливости у детей школьного возраста. — В кн.: Тезисы Пятой научной конференции по физическому воспитанию детей и подростков. М.: Просвещение, 1972, с.144−146.
  96. З.И. Развитие двигательных качеств школьников. -М.: Просвещение, 1967, — 204 с.
  97. А.П., Сучилин А. А. Юный футболист. М.: Физкультура и спорт, 1983, — 255 с.
  98. Н.В., Колчинская А. З. Дыхание и возраст. — В кн.: Возрастная физиология. Л.- Наука, 1975, — с.157−220.
  99. О.А., Лаптева И. А., Коринская Е. П., Розанова Т.С.-Влияние различной организации учебного дня на умственную работоспособность у учащихся 1-Ш классов. Журн.: Новые исследованияпо возрастной физиологии. М.: Педагогика, 1979, J6 2(13), с.73−78.
  100. Т.Д. Время реакции как психологический метод оценки функционального состояния центральной нервной системы. В кн.: Нейрофизиологические исследования трудоспособности. — Л.: Медицина, 1978, гл. У, с.165−194.
  101. Т.Д. Оценка функционального состояния центральной нервной системы человека по параметрам простой двигательной реакции. — Физиологический журнал СССР, 1975, вып. № I, с.3−12.
  102. Т.Д. Функциональное состояние центральной нервной системы и его оценка по параметрам простой двигательной реакции. Автореф.дис.на соиск.учен.степени канд.мед.наук. — Л., 1977, — 24 с.
  103. Н.Т. Гигиенические основы физического воспитания. — Еурн.: Гигиена и санитария, 1972, вып. В 4, с.52−56.
  104. Л.Е. Гигиеническое обоснование рационального чередования уроков в режиме учебных занятий. Автореф.дис. на соиск.учен.степени канд.пед.наук.-М., 1959, — 19 с.
  105. I. Любомирский Л. Е. Управление движениями у детей и подростков. — М.: Физкультура и спорт, 1974, — 232 с.
  106. А.А. Надежность биологической системы — всеобщий закон антогенеза. — В кн.: Ведущие проблемы советской геронтологии. — Киев, Наукова думка, 1972, с.124−136.
  107. А.А. Новые этапы развития физиологии и морфологии. — В кн.: Труды Шестой научной конференции по возрастной морфологии, физиологии и биохимии. М.: Просвещение, 1965, с.5−7.
  108. А.А. Основы морфологии, физиологии организма детей и подростков. — М.: Медицина, 1969, — 575 с.
  109. Л.П. Введение в теорию физической культуры.-М.: Физкультура и спорт, 1983, с.74−86.
  110. М.П., Турик Г. Г., Крюкова А. А. Физиология и гигиена детей и подростков. — Минск: Вышнейшая школа, 1980,-с.157−180.
  111. Методические рекомендации для изучающих бюджет времени учащихся, молодежи (студентов и школьников). (Состав.П.А. Назаров). — Оренбург, изд-во Оренбургский педагогический институт, 1976, — 25 с.
  112. .Н. Вопросы компенсации дефицита двигательной активности у студентов педагогических институтов. Автореф. дис. на соиск.учен.степени канд.пед.наук. — М., 1974, — 22 с.
  113. Л.В. Отдых учащихся на открытом воздухе и его влияние на учебные занятия. — В кн.: Известия АПН РСФСР, 1955, вып. 66, c. I02-III.
  114. Н.М. Психофизиология спортивных и трудовых способностей человека. — В кн.: Психофизиологические особенности спортивной деятельности. Л., изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1974, 183 с.
  115. Н.А. Математико-статистическиа методы в спорте. — М.: Физкультура и спорт, 1974, — 151 с.
  116. Р.Е. Некоторые вопросы спортивной подготовки молодежи в свете данных врачебных исследований. — В кн.: Проблемы юношеского спорта. М.: Физкультура и спорт, 1961, — с. I4I-I56.
  117. Р.Е., Стогова Л. И., Иорданская Ф. А. Физическая культура и возраст. — М.: Физкультура и спорт, 1967, -280 с.
  118. И.В. Возрастные изменения двигательной деятельности. — В кн.: Руководство по физиологии. Возрастная физиология. Л.: Наука, 1975. — с.408−442.
  119. Г. И. Двигательная активность в режиме учебы студентов. — В кн.: Научные основы физического воспитания студентов пединститутов. Л.: изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1975, вып. 1У, с.105−107.
  120. Г. II. Чувство усталости как отражение объективных изменений физиологических функций при физическом утомлении. В кн.: Физиологические вопросы изучения личности спортсмена. Л.: Наука, 1976, с.103−106.
  121. М.Я. Теоретические аспекты исследований системы подготовки юных спортсменов, — Журн.:Теория и практика физической культуры, 1980, вып. J& 4, с.21−22.
  122. П.А. Физическая культура в учебном и свободном времени студентов. А вторе да. дис. на соиск. учен, степени канд. пед наук. — Л., 1970, — га с.
  123. А.П. К вопросу о влиянии на психику физических упражнении. — В кн.: Психическое утомление. М.-Л., 1929. -с.62−64.
  124. Э.А. Исследования проявления выносливости у юных футболистов и экспериментальное обоснование методики ее воспитания. Автореф.дис.на соиск.учен.степени канд.пед.наук. -М., 1975. — 24 с.
  125. Оптимальное соотношение между умственной и физической деятельностью у студентов педагогических институтов. Методический сборник научных работ. Л.: изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1976, вып. JS I, 140 с.
  126. Организация учебно-тренировочного процесса по футболу в специализированных классах: методические рекомендации. Казахский институт физической культуры, сост.К. И. Адамбеков. Алма-Ата, 1981. — 40 с.
  127. М.К. Кровообращение у детей в норме и патологии. — М.: Медицина, 1976. — 310 с.
  128. З.А., Яканаускас И. М. Физическая подготовленность школьников как один из факторов их успеваемости. -Журн.: Теория и практика физической культуры, 1975, вып. JS 12, с.33−34.
  129. М.С. Совершенствование тактической подготовки юных футболистов с учетом их индивидуально-психологических особенностей. Автореф. дис. на соиск.учен.степени канд.пед. наук. — М., 1977. — 26 с.
  130. Н.И. Социальные функции физической культуры и спорта. — М.: Физкультура и спорт, 1974. — 310 с.
  131. Постановление коллегии Министерства просвещения СССРи Комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров
  132. СССР, протокол JS 8, 28 августа 1974., пункт У. «Об открытии в общеобразовательных школах специализированных классов по видам спорта с продленным днем обучения и углубленным учебно-тренировочным процессом во внеучебное время».
  133. Практические занятия по психологии. Пособие для институтов физической культуры (под общей ред. доктора пед. наук, проф.А.Ц.Пуни). — М.: Физкультура и спорт, 1971. — 160 с.
  134. И.И. Влияние физических нагрузок в режиме учебного дня на умственную работоспособность и функциональное состояние курсантов в вузе. Автореф.дис.на соиск.учен.степени канд.пед.наук.-'JI., 1973. — 20 с.
  135. И.К. Производственная гимнастика и здоровье трудящихся. — Киев.: Просвещение, 1970. — с.90.
  136. И.И. Физическая культура и успеваемость школьников. — Журн.: Физическая культура в школе. М., 1973, вып. J5 12, с.9−10.
  137. В.П. Влияние физических упражнений на динамику умственной способности младших школьников (о значении ежедневной гимнастики до занятий). — Журн.: Теория и практика физической культуры. М., 1973, вып. 7, с.40−42.
  138. В.П. Исследование путей повышения умственной активности младших школьников средствами физических упражнений. Автореф.дис.на соиск.учен.степени канд.пед.наук. Киев, 1973, -23 с.
  139. П.Л. Динамика психических функций в условиях особо трудной деятельности. — Журн.: Теория и практика физической культуры. М., 1966, вып. JS 12, с.35−39.
  140. А.Д. Влияние различных объемов двигательной деятельности на умственную работоспособность и состояние здоровья учащихся. — В кн. Научные труды. T. I, 1971. М., 1973, с. 69−71.
  141. Г. П. Часовой перерыв в домашних и учебных занятиях и его влияние на работоспособность учащихся. В кн.: Известия АПН РСФСР, 1955, вып.66, с.94−101.
  142. Г. П. Изменение работоспособности у студентовв зависимости от качества занятий физической культурой в недельном цикле. Журн.: Теория и практика физической культуры, 1970, вып.},? 8, с.49−53.
  143. Р.А. Гигиена обучения в школе. — М.: Педагогика, 1974, — с. 17.
  144. Э.Э., Доскин В. А., Минибаев Т. Ш. Двигательный режим и суточные энерготраты студентов. — Журн.: Гигиена и санитария, 1972, вып. № II, с.56−59.
  145. Г. Н. Основные пирамиды — об активно-динамическом режиме труда и отдыха школьников. — Журн.: Физкультура в школе, 1980, вып. 7, с.28−31.
  146. Р.В. Гигиеническое значение двигательной активности школьников. Автореф.дис.на соиск.учен.степени докт.пед. наук. — Тарту. 1969, — 59 с.
  147. Р.В. 0 влиянии систематического физического воспитания на умственную работоспособность школьников. — Журн.: Теория и практика физической культуры, 1963, вып. № I, с.49−52.
  148. .А. Опыт исследования взаимосвязи между результатами двигательной деятельности детей и уровнем их физического развития. Автореф.дис.на соиск.учен.степени канд.пед.наук. ГЛ., 1969, — 22 с.
  149. К.М., Ледовская Н. М., Швайкова Л. В., Хамзаев Ш. А. Сезонные различия физической работоспособности человека.-Журн.: Теория и практика физической культуры, 1975, вып. А? 3, с.49−52.
  150. Л.С. Влияние занятий некоторыми видами спорта на возрастную динамику объема внимания. Автореф.дис.на соиск. учен. степени канд.пед.наук. — М., 1973. — 23 с.
  151. A.M. Логическая структура учебного материала.-М.: Педагогика, 1974. — с.6−9.
  152. В.Б. Исследование влияния различных двигательных режимов на физическое развитие и работоспособность детей школьного возраста. Автореф.дис.на соиск.учен.степени канд. пед.наук. — Тарту, 1967, — 24 с.
  153. А.В. Исследование физического психомоторного интеллектуального развития подростков общеобразовательных и специализированных школ. Автореф.дис.на соиск.учен.степени канд. псих.наук. Л., 1981. — 24 с.
  154. Н.Б. Исследование психических процессов двигательных качеств у школьников 8−12 лет. Автореф.дис.на со-иск.учен.степени канд.псих.наук. — Л., 1978, — 22 с.
  155. М.И., Булычев В. Н. К вопросу объективной регистрации коллективистских черт характера. — Журн.: Теория и практика физической культуры, 1973, вып. JS 7, с.36−37.
  156. А.Г. Гигиена физического воспитания и спорта детей школьного возраста. — М.: Педагогика, 1970. — 118 с.
  157. А.Г. Гигиенические принципы двигательной активности школьников. Автореф.дис.на соиск.учен.степени докт. пед.наук. — М., 1972, — 39 с.
  158. А.Г. Двигательная активность и здоровье подрастающего поколения. — М.: Педагогика, 1976, — 62 с.
  159. А.Г. Некоторые теоретические предпосылки к гигиеническому нормированию физических нагрузок для детей и подростков. — Журн: Гигиена и санитария, 1972, вып. № 3, с.34−36.
  160. А.А. Новые учебные программы в школе и состояние зрительной функции у школьников. — Журн.: Гигиена и санитария, 1975, вып. й 2, с.34−37.
  161. Тер-Ованесян А. А. Спорт (обучение, тренировка, воспитание). — М.: Физкультура и спорт, 1967, — 208 с.
  162. Титова 10.К. Спортивные классы — подводим итоги. -Журн.: Легкая атлетика, 1980, вып.№ I, с.19−20.
  163. Т.А., Хотинова Е. П., Борейко В.И.- Некоторые вопросы оценки функционального состояния организма юных футболистов. Журн. Теория и практика физической культуры, 1980, вып. гё 4, с.25−26.
  164. И.О., ФеДоренко М.М. Влияние суммарной учебной нагрузки на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы школьников. — Педагогика и народное образование (обзорная информация) М.: изд-во НИИ АПН СССР, вып.^ 5, 1980.- 48 с.
  165. А.В. Изучение учебной нагрузки учащихоя общеобразовательной средней школы. — Журн: Советская педагогика, 1979, вып.№ 2, с.58−65.
  166. П.А., Сазонюк.З. И. Режим дня и работоспособность учащихся старших классов средних школ в современных условиях. — Журн.: Гигиена и санитария, 1973, вып.№ 9, с.49−51.
  167. B.C., Коц Я.М. Физиология человека (с основами биохимии). — М.: Физкультура и спорт, 1970. — 328 с.
  168. А.А. К вопросу о влиянии физических упражнений на умственную работоспособность студентов. В кн.: Научныеосновы физического воспитания студентов. Казань, 1972, с.27−29.
  169. В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. — М.: Физкультура и спорт, 1974. — 232 с.
  170. В.П. Проблема совершенствования двигательных качеств детей школьного возраста в процеосе спортивной тренировки. Автореф.дис.на соиск.учен.степени канд.под.наук. — М., 1970. — 50 с.
  171. В.П., Сироткина Б. А., Кочин Н. И. Некоторые социальные аспекты развития детско-юношеского спорта. — Журн.: Теория и практика физической культуры, 1974, вып. Л 7, с.41−44.
  172. В.П., Фомин Н. А. Основы юношеского спорта. -М.: Физкультура и спорт, 1980. — 255 с.
  173. В.И. Возрастные особенности формирования двигательных навыков у подростков. — В кн.: Физическое воспитание в школе. М.: Физкультура и спорт, 1964. — с.24−26.
  174. В.И. Некоторые теоретические предпосылки к исследованию ловкости как двигательного качества. — Журн.: Теория и практика физической культуры, 1973, вып.^ 2, с.58−61.
  175. В.И., Молинак В. И. 0 количественной характеристике некоторых проявлений ловкости. В кн.: Тезисы Пятой научной конференции по физическому воспитанию детей и подростков. М.: Физкультура и спорт, 1972, с.228−230.
  176. В.И., Туревский И. М. 0 принципах спортивной ориентации детей и подростков в связи с возрастной изменчивостью структуры двигательных способностей — Журн.: Теория и практика физической культуры, 1977, вып.$ 4, с.39−44.
  177. Н.А., Филин В. П. Возрастные основы физического воспитания. — М.: Физкультура и спорт, 1972. — 175 с.
  178. Д. Предпосылки достижения высоких результатов. В кн.: Учение о тренировке (перевод с немецкого). М.: Физ- 161 культура и спорт, 1971. 326 с.
  179. И.Г. Энергетический обмен и работоспособность юных футболистов. Автореф.дис.на соиск.учен.степени канд.пед.наук. — Киев, 1976. — 22 с.
  180. А.Г., Антропова М. В. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам. — М.: Педагогика, 1982. — 240 с.
  181. А.Г., Антропова М. В. Физиолого-гигиенические аспекты учебной нагрузки учащихся в режиме дня. — Журн.: Советская педагогика, 1980, вып.&- 10, с.53−59.
  182. С.В. Врачебный контроль за физическим воспитанием школьников. — М.: Медицина, 1977, с.16−33.
  183. С.В., Кручинин М. М. Тренеру о юном спортсмене. — М.: Физкультура и спорт, 1982. — 157 с.
  184. БЛ. Изменение умственной работоспособности высшей нервной деятельности и силы кистей рук школьников 7−10 лет после уроков физического воспитания. Автореф.дис.на соиск. учен. степени канд.биолог.наук. — Л., 1973. — 22 с.
  185. Е.В. Пути устранения перегрузки учащихся (в процессе обучения). — Журн.-.Химия в школе, 1980,№ 6, с.28−30.
  186. В.Н. Исследование физических нагрузок юных футболистов (15−17 лет) в годичном цикле тренировки. Автореф. дис. на соиск.учен.степени канд.пед.наук. — Л., 1981. — 22 с.
  187. Л.Б. Р1сследование режима учебной деятельности учащихся 1У-УШ классов. Журн.: Новые исследования в педагогических науках, 1977, вып. й I, с.38−48.
  188. В. Физкультура и интеллект (о значении спорта и физических упражнений для умственной работоспособности учащихся). — Журн.: Физкультура и спорт, 1979, JS 9, с.26−27.
  189. Г. Ф. О влиянии уроков физического воспитания на умственную работоспособность и успеваемость учащихся младших классов. В кн.: Научные работы молодых ученых. ГДОИФК, Л., 1967, с.31−34.
  190. B.C. исследование причин текучести кон-тингентов учащихся детско-юношеских спортивных школ плавания.-Автореф.дис.на соиск.учен.степени канд.пед.наук. — М., 1978.-24с.
  191. А.А. Экспериментальное обоснование системы отбора и педагогического контроля в отделениях легкой атлетики общеобразовательных школ-интернатов спортивного профиля. -Автореф.дис.на соиск.учен.степени канд.пед.наук. — М., 1980,-20с.
  192. W.M., Пашкевичус Э. А. Физическая подготовленность школьников — один из факторов их успеваемости. — Журн.: Теория и практика физической культуры, 1975, вып. В 12, с.33−36.
  193. Bierstedt Н. Sportliche Betatigung in der Lebensweise der Jugend. Theor.Prax.Korperkult., 1981, 00, 2, 120−124.
  194. Choutkova B. The Selection and Care of Sport Talents As the First Stage of Represantation of Czechoslovakia. Teor. Praxe tel.Vychov., 28, 1980, 4, pp.111−112.
  195. Hettinger T. Training und Schulsport. Sportwissenschaft, S.78, N2−3, S.205−221.
  196. P.Hirtz. Struktur und Entwicklung Koordinativer Leistungs-vorauszetzungen bei Schulkindern. Theorie und Prax. der Korperkul., 1977, N7, S.503−510.
  197. Hirtz P.,-Siegfried T. Zur Entwicklung und Struktur koordinativ-motorischer Leistungsvoraussetzungen von Teilnehmern am anberunterrichtliahen Sport. Theorie und Praxis der Korperkul. 1977, S.219−222, N3.
  198. Kephar N. N.C. The Slow Learner in the Classroom. Ohio, 1966, pp.34−39.
  199. Krawanski A., Zaremba J., Matuszewski A. Suggestions of Changes in the Model of Recruitment of Youth for Sports Schools. «Sport V/yczynowyM, 1981, N.12/204, p.37.
  200. R. -History of oxygwn debt and Steady state. «Wychowanie fizyczne i sport1963, toj7, N1, c. 11−28.
  201. Novak J. et al. The Development of Anthropometric and Dymamometric Parameters in Pupils of the Sport Classes in Swimming. Теor. Praxe tel Vych., 29, 1981, N8, c.459−464.
  202. Pan T. Pracovni vytirenost zaku ST ve vimperku. lyzars-tvi, 1980, N8, S.6−7.
  203. Saltin В., Arstrand P. Maximal oxygen uptake in athletes. J. of Applied Physiology, 1967, v.23, N3, pp.353−358.
  204. Shormon A. The Effect of a Dayly Physical Education Programme on Mental Retardates. Better Teaching and Coaching International Congress, Cape-Town, 1977, pp.165−169.
  205. Sulisz S. Badania nad selekcja pernias do klas sporto-wych. Sport Wych., 1977, I, 33−36.- 164-
  206. Van Osdol В., Johnson D., Geiger L. The effects of total body movement on reading achievemnt. Psychological Abstracts, 1975, vol.53, N1, pa241.
  207. Waly K. Sport an der Internate-schule. «Deutsches Turnen», 1977, 24 /12/, S.268−269.
  208. Zdunkewicz Z., Gorinski P., Polus-Szeniawska E. Badania reakcji ukladu krazenia na rozt obejazenia. Nauka w szkole, 1976, v.27, N2, S.219−221. ¦
  209. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА И ОРДЕНА КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОМ КУЛЬТУРЫ МНИ П.Ф.ЛЕСГАФТА
  210. Кафедра теории и методики физического воспитания1. АНКЕТА Ленинград 1981 год1. Уважаемый товарищ!
  211. Настоящее исследование имеет своей целью выявить наиболее существенные проблемы, связанные с обучением и учебно-тренировочным процессом учащихся специализированных классов.
  212. Ваше объективное мнение по затронутым вопросам будет иметь большое значение для выработки методов, направленных на совершенствование организации, повышение эффективности учебных занятий и роста спортивного мастерства учащихся.
  213. Прочтите внимательно вопросы и обведите кружком номер того ответа, который соответствует Вашему мнению. Если ни один из ответов Вас не удовлетворяет, то напишите ответ сами.
  214. От искренности Ваших ответов будет зависеть правильность наших выводов и рекомендаций.
  215. При заполнении анкеты свою фамилию можете не ставить.
  216. Мы заранее благодарим Вас за ценную помощь.1. Ваше образование?- среднее специальное I- высшее 2- незаконченное высшее 3
  217. Общий стаж работы в школе?- до 5 лет 4- 6−10 лет 5- 11−15 лет 6- 16−20 лет 7- 20 и более лет 8
  218. Какой предмет вы ведете в школе?- напишите сами9
  219. В каких классах Вы преподаете свой предмет?- в 5 класое 10- в 6 классе II- в 7 классе 12- в 8 классе 13- в 9 классе 14 в 10 классе 15
  220. Ваша недельная нагрузка в школе?- напишите самичасов 16
  221. Баш стаж работы с учащимися специализированных классов?- до I года 26- до 5 лет 27- от 5 лет до 10 лет 28
  222. Нравится ли Вам ваша профессия преподавателя?- очень нравится 29- нравится 30- не совоем нравится 31- безразлична 32- не нравится 33- не могу ответить 34
  223. Довольны ли Вы результатами своей работы?- очень доволен 35- доволен 36- не совсем доволен 37- не доволен 38- не могу ответить 39
  224. Считаете ли Вы, что создание спецклассов является рациональной формой для подготовки спортивного резерва?- считаю очень рациональной 40- рациональной 41- не очень рациональной 42- совсем не рациональной 43- не могу ответить 44
  225. Как Вы считаете, хватает ли времени у учащихся спецклассов на подготовку домашнего задания по предметам?- да 45- нет 46- не могу ответить 47- 168
  226. Как Вы думаете, удается ли учащимся спецклассов рационально сочетать два вида деятельности обучение и занятия спортом?- вполне удается 48- удается 49- не всегда удается 50- совсем не удаетоя 51- не могу ответить 52
  227. Считаете ли Вы, что занятия спортом способствуют повышению умственной работоспособности учащихся?- очень способствуют 58- способствуют 59- не всегда способствуют 60- совсем не способствуют 61- не могу ответить 62
  228. Как Вы оцениваете умственную работоспособность учащихся-спортсменов на Вашем уроке?- очень хорошая 63- средняя 64- хорошая 65- 169 — довольно плохая 66- очень плохая 67
  229. Как часто учащиеся на Вашем уроке испытывают уоталость вследствие тренировочного занятия?- очень часто 68- часто 69- очень редко 70- совсем не испытывают 71- не могу ответить 72
  230. Ваше отношение к физической культуре и спорту?- очень хорошее 73- хорошее 74- безразличное 75- не очень хорошев 76- не могу ответить 77
  231. Занимались ли Вы физической культурой и спортом?- да 78- нет 79
  232. Ваши предложения и замечания
  233. Благодарим Вас за участие!
Заполнить форму текущей работой