Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование культуры здоровья младших школьников на уроках физической культуры

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ учебно-методической и научной литературы по проблеме исследования и практики физического воспитания в начальных классах общеобразовательной школы позволил выявить, что: интенсификация учебного процесса в начальных классах, использование прогрессивных технологий преподавания предметов, направленных на развитие умственных способностей, привели к снижению двигательной активности и, как… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
    • 1. 1. Сущность и научные основы исследования феномена культуры здоровья личности
    • 1. 2. Культура здоровья как ключевая компетенция в начальной общеобразовательной школе
    • 1. 3. Роль самостоятельной работы в формировании культуры здоровья на уроках физической культуры в начальных классах
  • Резюме по главе
  • ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Задачи исследования
    • 2. 2. Методы исследования
      • 2. 2. 1. Теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы
      • 2. 2. 2. Педагогические наблюдения
      • 2. 2. 3. Педагогическое тестирование
      • 2. 2. 4. Психолого-педагогическое тестирование
      • 2. 2. 5. Педагогический эксперимент
      • 2. 2. 6. Медико-биологические исследования
      • 2. 2. 7. Методы математической статистики
    • 2. 3. Организация исследования
  • Резюме по главе
  • ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
    • 3. 1. Моделирование учебно-воспитательного процесса, направленного на формирование культуры здоровья младших школьников на уроках физической культуры
    • 3. 2. Динамика показателей уровня физического здоровья учащихся 8−9 лет
    • 3. 3. Изменение показателей умственной работоспособности, физического развития, физической подготовленности детей 8−9 лет на протяжении педагогического эксперимента
  • Резюме по главе

Формирование культуры здоровья младших школьников на уроках физической культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. В материалах национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (2010) отмечается, что очевидна необходимость первоочередного внимания ко всему комплексу вопросов, обеспечивающих сохранение и развитие физического и духовного здоровья школьников. Меры по совершенствованию деятельности в сфере сохранения и укрепления здоровья обучающихся чрезвычайно важны в том числе и для системы образования. Сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование культуры здоровья являются приоритетными направлениями государственной политики и рассматриваются в качестве необходимой гарантии успеха всех социальных и экономических реформ, проводимых в нашей стране. «Именно в школьный период, — подчеркнул Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев в своём Послании Федеральному собранию, — формируется здоровье человека на всю последующую жизнь» (национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», 2010).

В последние годы одним из важных факторов ухудшения состояния здоровья современных школьников можно назвать снижение двигательной активности детей и подростков, связанное с перегрузкой учебной деятельностью. Интенсификация учебного процесса отрицательно сказывается на адаптации детей младшего школьного возраста к изменившимся условиям обучения. Это проявляется в виде повышения уровня острой заболеваемости школьников на протяжении всего учебного года (Зайцева В. В., 2002; Ямпольская Ю. А., 2003; Изаак С. И., Лебединский В. Ю., 2004; Головина Л. Л., 2006; Виленская Т. Е., 2007). По данным различных исследований (Вайнер Э. Н., 2002, 2011; Трещева О. Л., 2003; Безруких М. М., 2004;Диканова Е. Г., 2004; Маринина М. Г, 2005;Янсон Ю. А., 2005;Лубышева Л. И., 2006; 2008; Смирнов Н. К., 2008), за последнее десятилетие здоровыми можно считать лишь от 5 до 25% школьников. В начальной школе здоровы всего 11−12% детей.

Анализ научных источников в области физической культуры школьников показывает, что существующая система физического воспитания не способствует укреплению здоровья, не предусматривает целенаправленной работы по формированию знаний, умений и навыков здорового образа жизни, являющегося основой культуры здоровья личности (Голиков Н. В., 2002; Славнова М. Ю., 2005; Тармаева Е. Р., 2010; Филиппова С. О., 2010).

Необходимость сохранения и укрепления здоровья человека ставит перед школой в качестве приоритетной задачи сосредоточение усилий на процессе формирования культуры здоровья учащихся. Здоровый образ жизни школьников явился предметом изучения многих исследователей (Татарникова Л. Г., 1996; Зайцев Г. К., 1997, 2002; Колбанов В. В., 1998, 2001; Митяева А. М., 1999, 2008; Безруких М. М., 2002, 2004; Смирнов Н. К., 2005; Харисов Ф. Ф., 2009; Галимов Г. Я., 2012), которые разработали рекомендации, направленные на улучшение культуры здоровья школьников.

В диссертационном исследовании Ж. В. Тома (2006) предложила технологию, которая обеспечивает последовательность формирования знаний, практических умений и навыков, позитивного отношения к здоровому образу жизни младших школьников. В исследовании Е. В. Водневой (2003) охарактеризованы педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью у детей начальных классов.

Авторами Г. Б. Мейксон, В. Н. Шаулиным, (1986), Ю. А. Черновой (1988) разработаны методические приемы, позволяющие на материале учебной программы по физической культуре формировать навыки и умения самостоятельных занятий физическими упражнениями, выполняемыми в виде домашних заданий.

Проблему формирования основ культуры здоровья младших школьников в образовательной системе физического воспитания рассматривали в своих диссертационных исследованиях Е. Г. Новолодская (2003), О. Л. Трещёва (2003) и М. Г. Маринина (2005). В исследованиях Л. М. Аллакаевой (2003), Н. К. Дзапаровой (2007), А. М. Митяевой (2008) разработаны критерии и уровни сформированности культуры здоровья младших школьников в процессе обучения в общеобразовательных учреждениях.

Третий обязательный урок физкультуры в неделю был введён по инициативе президента России Дмитрия Медведева с 1 сентября 2011 года во всех школах. В приказе Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2010 года № 889 указано, что «третий час учебного предмета „Физическая культура“ нужно использовать на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся».

Государственный образовательный стандарт начального общего образования (2004) и внесенные дополнения (2008), примерная программа по физической культуре (2006) нацеливают учителя на формирование ключевой компетенции культуры здоровья, а также на внедрение проектно-исследовательской деятельности, способствующей самостоятельному использованию физкультурно-оздоровительных и спортивно-оздоровительных упражнений, что нашло свое отражение в содержании Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования II поколения (2009).

Несмотря на достаточную изученность данного вопроса в научной и методической литературе, остаётся актуальной проблема формирования культуры здоровья младших школьников. Она анализируется в научных исследованиях, значительным вкладом в её решение стало введение третьего часа физкультуры. Но вместе с тем остаётся недостаточно разработанным вопрос формирования культуры здоровья младших школьников с учётом новых государственных стандартов в теории и практике начальной школы.

Теоретический анализ программно-методического обеспечения по физической культуре в начальной школе свидетельствует об отсутствии научно обоснованных методических разработок, направленных на повышение двигательной активности, сообщение соответствующих знаний, целенаправленного развития физических качеств, использования учебнометодических уроков проектно-исследовательской деятельности. Необходимость разработки соответствующих учебно-методических пособий и методических указаний для учителей по формированию культуры здоровья на основе самостоятельного выполнения физкультурно-оздоровительных и спортивно-оздоровительных упражнений с целью повышения уровня здоровья учеников начальных классов является актуальной, так как это способствует реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования II поколения2009 года и повышению качества преподавания предмета «Физическая культура».

Анализ научных источников и практики формирования культуры здоровья у младших школьников в процессе физического воспитания в общеобразовательной школе позволил выявить ряд противоречий между:

— взаимозависимостью физического, умственного и социального развития детей и их разделением в системе начального обучения;

— стремлением учителей к формированию культуры здоровья младших школьников и отсутствием соответствующих научно-методических разработок;

— необходимостью фундаментального подхода к преподаванию предмета «физическая культура» в начальных классах и ориентацией этого обучения только на физическое развитие учащихся;

— востребованностью компетентностного подхода к формированию культуры здоровья и несоответствием знаний и поведения детей, связанных с вопросами здоровья.

Выявленные противоречия определили проблему исследования, которая заключается в поиске оптимальных и эффективных путей формирования культуры здоровья младших школьников на уроках физической культуры.

Актуальность и педагогическая значимость этой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность обусловили выбор темы исследования: «Формирование культуры здоровья младших школьников на уроках физической культуры».

Объект исследования', учебно-воспитательный процесс на уроках физической культуры в начальной школе.

Предмет исследованиях процесс формирования культуры здоровья младших школьников на уроках физической культуры.

Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить модель формирования культуры здоровья младших школьников на уроках физической культуры.

Гипотеза исследования', формирование культуры здоровья младших школьников в процессе физического воспитания будет эффективным, если:

— выявлено содержание и определен оптимальный объем физических и умственных нагрузок младших школьников по всем учебным дисциплинам;

— на основании объема учебных нагрузок и индивидуальных физических и психофизиологических характеристик ученика разработан здоровьесберегающий режим дня младшего школьника, направленный на появление состояния полного физического и умственного благополучия;

— разработана и внедрена образовательная модель формирования культуры здоровья младших школьников на уроках физической культуры, основными компонентами которой являются содержание физического воспитаниятехнология его представления на уроках физкультурырежим интерактивного взаимодействия учителя и ученика, направленный на рефлексию и самооценку учеником уровня своей культуры здоровья, на мотивацию его повышения;

— будет реализован компетентностный подход при формировании поведенческого (поведение, связанное со здоровьем) и социального (межличностные отношения) компонентов культуры здоровья младших школьников.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

— научные идеи общей теории культуры (Гужаловский A.A., Жаров Л. В.,.

Ионин Л.Г., МежуевВ.М. и др.);

— теории, концепции, раскрывающие проблему сохранения и укрепления здоровья (Бережкова Е.И., Зайцев Г. К., Змановский Ю. Ф., Казанская В. Г., Татарникова Л. Г., Чумаков Б. Н. и др.);

— теория функциональных систем и теория адаптации (Анохин П.К., Баевский P.M., Бальсевич В. К., Головина Л. Л., Фомин H.A.);

— закономерности и принципы физического воспитания подрастающего поколения (Бальсевич В.К., Кенеман A.B., Лубышева Л. И., Матвеев А. П., Матвеев Л. П., Холодов Ж. К., Хухлаева Д. В. и др.);

— аксиологический, деятельностный и личностный подходы к культуре (Арнольдов А.И., Баллер Э. А., Жданов Ю. А., Злобин Н. С., Коган Л. Н., Маркарян И. С., Семёнов B.C., Сластенин В. А., Чавчавадзе Н. З., Чижакова Г. И.) — концептуальные идеи системно-деятельностного подхода к организации педагогического процесса (Афанасьев В.Г., Беспалько В. П., Блауберг И. В., Данилов М. А., Ильина Т. А., Краевский В. В., Кузьмина Н. В., Сергеев Н. К. и др.);

— научные положения и идеи концепции здорового образа жизни и здоровьесбережения (Амосов A.M., Антропова М. В., Базарный В. Ф., Безруких М. М., Вайнер Э. Н., Галимов Г. Я., Смирнов Н. К., Харисов Ф.Ф.);

— концепция гуманизации и личностно-ориентированного образования, согласно которой человек и его здоровье являются высшей ценностью общественного развития и образовательного процесса (Белухин Д. А., Бондаревская Е. В., Давыдов В. В., Молонов Г. Ц., Никандров Н. Д., Роджерс К., Сергеев Н. К., Сериков В. В., Якиманская И. С. и др.).

Достоверность результатов исследования обеспечена репрезентативностью выборкиадекватностью методов математико-статистической обработки, достигаемой предварительным анализом их пригодности для решения поставленных задач на конкретной выборке обследуемых с учетом нормы распределения полученных данных, независимости переменных, объема, качества и общности регистрируемых характеристик и т. д.- корректностью сравнения полученных результатов в динамикеобъективностью применяемых методов исследованияточностью, надежностью диагностической аппаратуры.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

— состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а не отсутствие болезней трактуется как понятие здоровья;

— понятие культуры здоровья младших школьников трактуется как способность оптимизировать физическую и умственную нагрузку, разработан здоровьесберегающий режим дня, этические нормы и правила поведения дома, в школе и на улице;

— реализована идея оптимизации физических и умственных нагрузок, путём внедрения в учебно-воспитательный процесс проектно-исследовательской деятельности младших школьников, способствующая повышению их самостоятельной двигательной активности;

— осуществлена фундаментализация подхода к формированию культуры здоровья, означающая привлечение к решению этой проблемы потенциала всех учебных дисциплин и внеурочной деятельности младших школьников;

— реализован компетентностный подход в режиме модульного представления содержания физического воспитания младших школьников.

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что:

— доказана эффективность разработанной модели формирования культуры здоровья учащихся на уроках физической культуры в начальной школе посредством оценки и описания динамики показателей уровня здоровья, умственных способностей, физического развития и физической подготовленности младших школьников;

— изложены факты, свидетельствующие о положительной динамике формирования культуры здоровья младших школьников, включающей последовательные приобщение ребёнка к ценностному отношению к здоровью, к проектно-исследовательским видам деятельности, умениям и навыкам разработки и самостоятельного выполнения физкультурно-оздоровительных и спортивно-оздоровительных упражнений, критериям отслеживания и оценивания показателей уровня знаний, умений и навыков, уровня здоровья, физического развития, физической подготовленности и умственной работоспособности младших школьников;

— раскрыты противоречия между необходимостью целенаправленной работы по реализации государственной политики в области формирования здорового поколения и недостаточной включённостью в содержание рабочих программ учителей физической культуры модулей, направленных на формирование культуры здоровья, в том числе посредством организации самостоятельных занятий физическими упражнениями;

— изучена зависимость положительной динамики формирования культуры здоровья младших школьников и включения соответствующих разделов в структуру рабочей программы и её модульное построение.

— проведена модернизация практики физического воспитания младших школьников в условиях общеобразовательных учреждений Забайкальского края на основе модульной рабочей программы.

Практическая значимость: разработана и апробирована модель формирования культуры здоровьяреализована модульная рабочая программасодержание учебно-методических уроков обогащено физкультурно-оздоровительными и спортивно-оздоровительными упражнениямивведены критерии оценивания теоретических знаний по основам культуры здоровья, двигательных умений и навыков выполнения комплексов физических упражнений младшими школьниками. Материалы диссертации могут быть использованы в профессиональной подготовке студентов по специальности: 50 720 Физическая культура и 50 100.62 Направление: «Педагогическое образование», профиль «Начальное образование».

Апробация. Основные положения и результаты исследования были изложены и обсуждались на международных, всероссийских, региональных научно-практических конференциях.

Положения, выносимые на защиту:

1) плодотворным является обобщенное понимание здоровья человека как состояния полного физического, социального и умственно-духовного благополучия;

2) формирование культуры здоровья младших школьников требует фундаментального подхода, заключающегося в актуализации воспитывающего и развивающего потенциала всех учебных дисциплин и всех видов образовательной деятельности;

3) в период начального обучения школьника закладываются основы культуры здоровья и потребность в ее совершенствовании во взрослой жизни;

4) компетентностный подход к формированию культуры здоровья младших школьников позволяет прогнозировать результат физического воспитания как умение сохранять здоровье.

Структура и объём диссертации: диссертационная работа состоит из введения, трех глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы, приложений. Материал иллюстрирован 21 таблицей и 10 рисунками.

ВЫВОДЫ.

1. Анализ учебно-методической и научной литературы по проблеме исследования и практики физического воспитания в начальных классах общеобразовательной школы позволил выявить, что: интенсификация учебного процесса в начальных классах, использование прогрессивных технологий преподавания предметов, направленных на развитие умственных способностей, привели к снижению двигательной активности и, как следствие этого, к ухудшению здоровья детей школьного возрастаисследованию уровня здоровья, физического развития и подготовленности детей уделяется особое внимание, но вместе с тем проблема разработки инновационных педагогических технологий, методов и методик организации уроков физической культуры остаётся недостаточно изученной. В учебно-методической литературе отсутствуют материалы о моделировании уроков по физической культуре в модульном варианте, с использованием третьего урока в неделю для формирования культуры здоровья. Это требует поиска дополнительных форм организации и планирования учебного материала на основе оздоровительно-адаптивной педагогической модели, обеспечивающей использование учебно-методических уроков, проектно-исследовательской деятельности, направленных на подготовку детей к самостоятельному выполнению физических упражнений в домашних условиях;

— существующая организационно-методическая форма занятий по физической культуре в начальных классах не обеспечивает необходимого уровня здоровья детей. Эффективное применение инновационных технологий, направленных на формирование ключевой компетенции культуры здоровья, согласно содержанию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», способствует заинтересованному отношению детей к собственному здоровью.

2. Разработанная модель формирования культуры здоровья (модульная рабочая программа) по физической культуре в начальной школе на основе оздоровительно-адаптивной модели предусматривала применение обучающих модулей, планирования третьего урока, направленного на формирование ключевой компетенции культуры здоровья, повышения двигательной активности в выполнении физкультурно-оздоровительных и спортивно-оздоровительных упражнений, использования проектно-исследовательской деятельности в укреплении знаний, умений, навыков, развития творчества у детей начальной школы.

3. В результате проведенного педагогического эксперимента было установлено, что: а) применение модели формирования культуры здоровья младших школьников (модульной рабочей программы) в учебно-воспитательном процессе по физической культуре у младших школьников способствовало достоверному повышению показателей уровня соматического здоровья и физической работоспособности, что свидетельствует о положительном воздействии на формирование культуры здоровья в процессе уроков и самостоятельного выполнения физических упражнений. В конце эксперимента выявлены достоверные различия в показателях соматического здоровья в ЭГ и КГ (Р<0,001). У детей ЭГ наблюдается повышение показателей уровня здоровья на 3,9 (Р<0,001), а в КГ — на 2,7 баллов (Р<0,01). Более высокие темпы приростов физической работоспособности (PWCno) отмечены в ЭГ как у мальчиков, так и у девочек, по сравнению с контрольной. В ЭГ мальчиков показатель PWCi70 в начале эксперимента составлял 354,9±10,46- в конце — 424,5±10,12кгм/мин (t=4,78-P<0,001). б) модель модульной рабочей программы с включением проектно-исследовательской деятельности в виде учебно-методических уроков способствовала развитию творчества в разработке физкультурного комплекса и в самостоятельности и заинтересованности в оценке воздействия физкультурно-оздоровительных и спортивно-оздоровительных упражнений на организм детей, что соответствует требованиям реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования II поколения2009 года по физической культуре. в) использование проектно-исследовательской деятельности в составлении комплексов физкультурно-оздоровительных и спортивно-оздоровительных упражнений повлияло на развитие мыслительной деятельности учащихся ЭГ. Анализ результатов исследования при завершении педагогического эксперимента показал, что и в контрольной, и в экспериментальной группах у испытуемых возросли показатели скорости переработки информации S= 1,04±0,12- средней продуктивности РТ= 110±-3,46-точности АТ= 0,91±0,01. В контрольной группе показатели составили: S= 0,89±0,02- средней продуктивности РТ= 92±1,68 и точности АТ= 0,83±0,01. Достоверный прирост наблюдался только у школьников ЭГг) повышение двигательной активности посредством самостоятельного выполнения физических упражнений, комплексное воздействие на физические качества в процессе уроков физической культуры способствовали достоверному повышению показателей физического развития детей начальной школы, что нашло отражение в достоверных изменениях показателей ЖЕЛ, динамометрии правой и левой кисти в ЭГ, по сравнению с КГ. У мальчиков прирост ЖЕЛ на протяжении эксперимента составил в ЭГ 255,0(Р<0,001), в КГ 121,0 мл (Р<0,05). е) моделирование учебно-воспитательного процесса по физической культуре, направленное на формирование ключевой компетенции, на развитие творчества и самостоятельности в выполнении физкультурно-оздоровительных и спортивно-оздоровительных физических упражнений, комплексный подход в решении образовательных задач способствовали более существенному повышению уровня физической подготовленности в ЭГ по сравнению с КГ. Достоверные различия обнаружены в конце эксперимента в ЭГ по сравнению с КГ в показателях в беге на 30 м (Р<0,05), общей выносливости — 1000 м (Р<0,05), координационных способностей (Р<0,05). ж) корреляционный анализ учащихся младших классов выявил положительную связь между физической подготовленностью и продуктивностью умственной деятельности (г = 0,51, р< 0,05), а также со скоростью переработки информации (г = 0,48, р< 0,05).

Слабая взаимосвязь наблюдалась между интеллектуальным уровнем и физическим развитием учащихся (г = 0,23, р< 0,05).

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Результаты проведенного эксперимента позволили предложить ряд рекомендаций для учителей физической культуры и педагогов начальной школы по формированию потребностей в ценностном отношении к здоровью, самостоятельному выполнению физических упражнений, разработки учебно-методических уроков:

1. Сообщение знаний по физической культуре в начальной школе целесообразно осуществлять в процессе уроков, а не планировать отдельно уроки знаний.

2. Наиболее эффективным методом в формировании культуры здоровья у учеников начальных классов является целенаправленное повышение двигательной активности в выполнении домашних заданий по физической культуре, сообщение знаний и обучение умениям и навыкам по здоровьесбережению и личной гигиене, закаливающим процедурам, сохранению осанки, правилам измерений показателей физических качеств, частоты сердечных сокращений.

3. Развитие у школьников умений и навыков самостоятельного усвоения учебного материала составляет основу проектно-исследовательской деятельности. Ученики должны уметь отбирать и выполнять комплексы упражнений для утренней зарядки и физкультминуток, выполнять комплексы корригирующей гимнастики, упражнения на развитие физических качеств, оценивать интенсивность физической нагрузки.

4. В каждой четверти учебного года необходимо планировать по два обучающих модуля. В каждом модуле на начальном этапе должно быть предусмотрено 2 учебно-методических урока, направленных на сообщение знаний, составление и разучивание комплекса утренней гигиенической гимнастики, а на завершающем этапе — контрольный урок по оценке их выполнения, а также 2 учебно-методических урока на разучивание домашнего задания и предварительное тестирование. В конце модуля проводить итоговое тестирование домашнего задания.

5. Контроль за выполнением домашних заданий необходимо возложить на родителей. Они должны следить за тем, чтобы ученики ежедневно выполняли домашнее задание по физической культуре в нужном объеме и с достаточной интенсивностью. Для этих целей предусмотрено введение дневника-самоконтроля.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Л. В. Формирование умений и навыков самоконтроля в учебной деятельности школьников начальных классов: автореф. дис.. канд.пед.наук.-СПб., 2005. 18 с.
  2. , Э. Н. Вновь о третьем уроке // Физическая культура в школе. 2008. — № 6. — С. 2−5.
  3. , Е. К. Физиологические особенности развития детей, подростков и юношей: учеб. пособие / Е. К. Аганянц, Е. М. Бердичевская, Е. В. Демидова. -Краснодар, 1999. 72 с.
  4. , Г. Ш. Воспитание культуры здоровья у школьников в условиях сельской школы: автореф. дис.. канд.пед.наук. Казань, 2006. -22 с.
  5. , Р. И. Избранные лекции по возрастной физиологии и школьной гигиене: учеб. пособие / Р. И. Айзман, В. М. Ширшова. -Новосибирск: Изд-во Сиб. ун-та, 2004. 136 с.
  6. , Е. А. Культурологические опыты: учеб.-метод. пособие Е. А. Александрова, И. М. Быховская. -М.: Педагогика, 1996. 115 с.
  7. , Н. А. Личностно ориентированное обучение: вопросы теории и практики: монография. Тюмень: ТюмГУ, 1996. — 216 с.
  8. , Л. М. Педагогические основы формирования культуры здоровья школьников: автореф. дис. канд. пед. наук М., 2003. — 23 с.
  9. , Т. В. Ценностно-смысловая характеристика категории «образование» // Образование и глобализация: материалы Третьей Байкальской междунар.науч. конф. Улан-Удэ, 2009. — 4.1. — С. 7−9.
  10. , Л. Н. Опыт формирования здорового образа жизни учащихся Подмосковья // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -2008. № 6.-С. 10−11.
  11. , Г. Л. Валеология на рубеже веков // Валеология. 2000. -№ 1.-С. 4−11.
  12. , А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, О. А. Карабанова и др. М.: Просвещение, 2010. — 152 с.
  13. , Б. А. Теория и методика физического воспитания: учеб. для студ. фак.физ. культ.пед. ин-ов. -М.: Просвещение, 1990. -417с.
  14. , Ю. К. Оптимизация процесса обучения (общедидактический аспект): монография. М.: Педагогика, 1977. — 256 с.
  15. , H.A. Оценка физического здоровья детей и подростков г. Иркутска: метод.реком. / H.A. Бадлуева, A.A. Беляев, Н. П. Гаськова и др.- ИрГТУ. Иркутск, 2004. — 46 с.
  16. , Р. М. Временная организация функций и адаптационные возможности организма // Теоретические и прикладные аспекты временной организации биосистем. М.: Наука, 1976. — С. 88.
  17. , Р. М. Концепция физиологической нормы и критерии здоровья// Рос.физиол. журн. им. И. М. Сеченова. 2003. — Т. 89. — № 4. С. -473.
  18. , В. И. Болонский процесс и высшая школа России: время выбора // Высшее образование сегодня. 2003. — № 1. — С. 2−7.
  19. , В. И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): учеб.-метод. пособие. М., 2006. — 25 с.
  20. , В. И. Новые стандарты высшего образования: методологические аспекты // Высшее образование сегодня. 2007. — № 5.
  21. , В. Ф. Понятия «компетенция» и «компетентность» как базовые составляющие компетентностного подхода к образованию // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2008. — № 5. — С. 59−63.
  22. , В. К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека (методологический, экологический и организационный аспект) // Теория и практика физической культуры. 1990. — № 1. — С. 22−26.
  23. , В. К. Конверсия высоких технологий спортивной подготовки как актуальное направление совершенствования физического воспитания и спорта для всех // Теория и практика физ. культуры. 1993. — № 4. — С.21−22.
  24. , В. К. Физическая культура: молодежь и современность / В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. 1995. — № 4. — С. 2−7.
  25. , В. К. Непрерывное физкультурное образование /В.К. Бальсевич, Г. И. Попов, Н. И. Санникова //Теория и практика физической культуры. 2004. — № 12. — С. 10−13.
  26. , А. А. Здоровье детей России: монография / А. А. Баранов, И. С. Цибульская, В. Ю. Альбицкий. М.: СПР, 1999. — 272 с.
  27. , С. В. Теоретико-методические основы личностно ориентированной технологии физкультурного образования школьников: автореф. дис.. докт.пед.наук Омск, 2000. — 48 с.
  28. , О. Н. Формирование культуры здоровья девушек старшеклассниц в системе физического воспитания: автореф. дис.. канд.пед. наук Малаховка, 2007. — 24 с.
  29. , М. М. Возрастная физиология (Физиология развития ребенка): учеб. пособие для студ. высш. пед. уч. заведений / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер. М.: Академия, 2002. — 416 с.
  30. , М. М. Здоровьесберегающая школа— М.: Моск.психол.-соц.ин-т, 2004. 240 с.
  31. , М. М. Школьные факторы риска и здоровье детей— М.: Вентана-Граф, 2004. 240 с.
  32. , М. М. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: учеб.-метод, реком. / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин. -М.: Педагогика, 2002. 48 с.
  33. В. П. Слагаемые педагогической технологии: учеб.-метод, пособие. М.: Педагогика, 1989. 191 с.
  34. , С. Н. Влияние системы физкультурно-оздоровительной работы на физическое состояние сельских школьников / С. Н. Блинков, A.B. Крылова, С. П. Левушкин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2008. — № 6. — С. 75−77.
  35. , Е. В. Ценностные основания личностноориентированного воспитания // Педагогика. 1995. — № 5. — С. 29−36.
  36. , О. И. Система работы по формированию здорового образа жизни. Подготовительная группа. Волгоград: Корифей, 1996. — 96 с.
  37. , И. И. Валеология наука о здоровье. — СПб., 1993.
  38. , Г. Я. Метод проектов на уроках физической культуры // Физическая культура в школе. 2009. — № 1. — С. 16−17.
  39. , И. М. Физическая культура в начальных классах: учебник / И. М. Бутин, И. А. Бутина, Т. Н. Леонтьева, С. М. Масленников. М.: Владос-Пресс, 2003.-175 с.
  40. , Э. Н. Валеология: учебный практикум / Э. Н. Вайнер, Е. В. Волынская. М.: Флинта, 2002. — 320 с.
  41. , Э. Н. Валеология: учебник. М.: Флинта, 2011. — 448 с.
  42. , Б. В. Ребенок и физические нагрузки // Физическая культура в школе. 2006. № 2. — С. 68−73.
  43. , В. Н. Самостоятельность как свойство личности // Физическая культура в школе. 1992. — № 1. — С. 10−14.
  44. , М. В. Физкультура. 2 класс: поурочные планы. Волгоград: Учитель, 2005.- 160 с.
  45. , Т. Е. Эффективность уроков физической культуры в начальной школе // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2005. — № 1. — С. 2−6.
  46. , Т. Е. Теория и технология здоровьесбережения в процессе физического воспитания детей младшего школьного возраста: автореф. дис.. .докт.пед.наук Краснодар, 2007. — 38 с.
  47. , Т. Е. Актуальные детерминанты совершенствования процесса физического воспитания учащихся младших классов общеобразовательных школ // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2009. — № 3. — С. 2−6.
  48. , В. К. Социально-психологические детерминанты формирования здорового образа жизни // Теория и практика физической культуры. -1994. № 9. — С. 9−15.
  49. , А. Р. Личностноориентированное обучение: медико-педагогические проблемы и пути решения // Всерос. форум «Образование и здоровое развитие учащихся». М., 2005.
  50. , В. А. Адаптивная модель валеологической службы в школе // Материалы Второй Всерос.науч.-практ. конф. «Актуальные проблемы валеологии в образовании». Липецк, 1999. — С. 46−48.
  51. , В. А. Здоровьесбрежение в школе: педагогические стратегии и технологии: монография. М.: Теория и практика физической культуры, 2002. — 270 с.
  52. , Д. М. Моделирование уроков физической культуры по атлетической гимнастике в старших классах: учеб. пособие / Д. М. Власкин, В. И. Кузнецов. Чита: ЗабГТПУ, 2006. — 51 с.
  53. , Д. М. Обоснование эффективности моделирования уроков физической культуры в блочно-модульном варианте: автореф. дис.. канд. пед. наук Улан-Удэ, 2006. — 25 с.
  54. , Е. В. Педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: автореф. дис. канд. пед. наук. Смоленск, 2003. — 24 с.
  55. , JI. Н. Формирование готовности и способности ребенка дошкольника к деятельности по охране и укреплению здоровья / JI. Н. Волошина, JI. П. Кудаланова, В. Т. Ушакова // Культура физическая и здоровье. -2010.-№ 1.-С. 8−13.
  56. , А. А. Домашние задания и система контроля // Физическая культура в школе. 2008. — № 3. — С. 16−21.
  57. , А. Б. Проектные задачи в начальной школе / А. Б. Воронцов, В. М. Заславский, С. В. Егоркина, М. В. Енжевская и др. — М.: Просвещение, 2010.- 176 с.
  58. , В. В. Технология обучения игровой деятельности / В. В. Вучева, О. Н. Мещерякова // Теория и практика физической культуры. 2007. — № 6. — С. 15−18.
  59. , JI. С. Лекции по педологии. Ижевск: Изд-во Удмурт. ун-та, 2001.-296 с.
  60. , Р. Д. Взаимодействие семьи и школы в формировании здорового образа жизни младших школьников: автореф. дис. .канд.пед.наук Ростов-н/Дону, 2007. — 26 с.
  61. , И. В. Самостоятельная познавательная деятельность учащихся в системе модульного обучения: дис. канд. пед. наук. СПб., 1996. — 200 с.
  62. , Т. В. Функциональное состояние организма учащихся 1−6-х классов в условиях применения вариативных образовательных и физкультурно-оздоровительных технологий: автореф. дис. .канд.пед. наук. -Краснодар, 2006. 24 с.
  63. , Л. Л. Проблема самостоятельных занятий физической культурой учащихся младшего школьного возраста / Л. Л. Головина, Ю. А. Копылов, Л. В. Каверкина // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2004. — № 4, — С. 10−15.
  64. , Л. Л. Третий урок физической культуры в общеобразовательной школе / Л. Л. Головина, Ю. А. Копылов, Н. В. Полянская // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2006. — № 3. -С. 56−58.
  65. , О. В. Альтернативная модель организации урока физической культуры на основе системного подхода // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2005. — № 6. — С. 10−15.
  66. , С. Е. Оздоровительные игры. Подготовительная группа. -Волгоград: Корифей. 96 с.
  67. Госстандарт по физической культуре // Вестник образования России. -2004.-№ 15.
  68. Госстандарт начального общего образования по физической культуре2009).
  69. Госстандарт основного общего образования по физической культуре2010).
  70. Госстандарт полного общего образования по физической культуре (2010).
  71. , Н. Д. Влияние спорта на сердечно-сосудистую систему: учеб.-метод, пособие-М., 1975. 179 с.
  72. , В. Е. Оптимизация двигательного режима младших школьников средствами подвижных игр и игровых упражнений: автореф. дис.. канд.пед.наук.- Малаховка, 2003. 26 с.
  73. , Г. А. Влияние целенаправленных физических упражнений на функциональные возможности организма и профилактику заболеваний студенток специальной медицинской группы: автореф. дис. канд.пед.наук Улан-Удэ, 2005. — 22 с.
  74. , В. В. Инновационный подход к физическому и духовному воспитанию школьников / В. В. Громыко, И. А. Лысова, Г. Л. Шубина // Теория и практика физической культуры. 2007. — № 2. — С. 60−63.
  75. , В. П. Особенности индивидуализации двигательных способностей в подготовке юных спортсменов //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2009. — № 2. — С. 50−52.
  76. , В. Г. Что должен знать педагог о современных образовательных технологиях / В. Г. Гульчевская, Е. А. Чекунова, О. Г. Тринитатская, А. В. Тищенко. М.: АРКТИ, 2010. — 56 с.
  77. , А. И. Современные технологии урока // Физическая культура в школе. -2003. № 5. — С. 18−22.
  78. , В. В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. -544с.
  79. , В. В. Проблемы развивающего обучения. М.: АКАДЕМИЯ, 2004.-С. 132−134.
  80. , Н. К. Педагогические особенности формирования культуры здоровья младших школьников: автореф. дис.. канд.пед.наук. -Владикавказ, 2007. 24 с.
  81. , Е. Г. Подготовка будущего учителя к формированию культуры здоровья младших школьников в условиях педколледжа: дис. .канд.пед.наук. Волгоград, 2004. — 182 с.
  82. , А. В. Блочно-модульное обучение в профессиональном образовании: метод. пособие Саратов, 2001. — 64 с.
  83. , Н. П. Биологическое и социальное в развитии человека. М., 1977.
  84. , М. Н. Подвижные игры: учеб. для студ. пед. вузов. М.: Академия, 2000. — 160 с.
  85. , В. И. Модульная технология стимуляции развития силовых и скоростно-силовых физических качеств умственно отсталых школьников 9−14 лет: автореф. дис. канд. пед. наук. Тула, 2004. — 21 с.
  86. , В. И. Теория обучения: современная интерпретация: учеб. пособие М.: АКАДЕМИЯ, 2001.- 192 с.
  87. , В. В. Зачем учиться физкультуре. М.: Вентана — Графф, 2002. -40 с.
  88. , А. А. Личностно ориентированный подход в физическом воспитании детей младшего школьного возраста: автореф. дис. канд.пед.наук. Улан-Удэ, 2010. — 22 с.
  89. , Л. В. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1990. 102 с.
  90. , О. Л. Станем ли мы компетентными // Лицейское и гимназическое образование. 2003. — № 5. — С. 16−17.
  91. , И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании: авторская версия М.: ИЦ проблем качества подготовки специалистов, 2004. — С. 35−42.
  92. , И. А. Педагогическая психология: учеб.пособие. 2-е изд. доп., и перераб. М.: Логос, 2000. — 384 с.
  93. , Д. А. Компетентностный подход в образовании / Д. А. Иванов, К. Г. Митрофанов, О. В. Соколова. М.: АКП и ПРО, 2003. — 101 с.
  94. , А. П. Формирование понятий как фактор развития методологии науки о физическом воспитании / А. П. Исаев, Е. А. Черепов, С. А. Кабанов, Т. В. Потапова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -2008. № 2.-С.70−72.
  95. , В. Л. Компьютерные технологии в практике физического воспитания: учеб.-метод, пособие / В. Л. Исаков, Л. М. Калакаускене. -Чайковский: ЧГИФК, 2007. 31 с.
  96. , Э. М. Основы индивидуального здоровья человека: введение в общую и прикладную валеологию: учеб. пособие / Э. М. Казин, Н. Г. Блинова, H.A. Литвинова. М.: ВЛАДОС, 2000. — 192 с.
  97. Калакаускене, Л. М. Концептуальные положения здоровьеформирующих технологий физического воспитания школьников // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2007. — № 6 — С. 2−5.
  98. , Н. В. Оценка результатов начального образования в условиях компетентностного подхода: метод. пособие / Н. В. Калинина, Т. Ю. Симачкова, Л. Н. Долматова. М.: АРКТИ, 2010.- 144 с.
  99. , Р. А. Физиология и патология сердечно-сосудистой системы детей и подростков. М.: Медицина, 1973. — С. 39−40.
  100. , В. Н. Междисциплинарная программа «Здоровье» для средних образовательных учреждений // Школа здоровья. 2000. — № 4. — С. 8−21.
  101. , В. Ж Теория и история: проблемы теории и исторического процесса/В. Ж. Келле, М. Я. Ковальзон. М., 1981.-С. 194.
  102. , А. П. Чередование физического воздействия и отдыха в спортивной тренировке // Теория и практика физической культуры. 2004. -№ 12.
  103. , Т. Г. Биоинформационные оздоровительные технологии при проблемно-модульном обучении в системе физического питания и реабилитации студентов с ослабленным здоровьем: дис.. докт.пед.наук-Волгоград, 2000. 361 с.
  104. , В. И. Поурочные разработки по физкультуре: 2-й класс. М.: ВАКО, 2010.-224 с.
  105. , A.M. Формирование культуры здоровья личности в современном образовании // Здоровьесберегающее образование. 2009. — № 1.-С. 42−47.
  106. , О. В. Оздоровительно-развивающие игры для дошкольников: пособие для воспитателей и инструкторов физкультуры дошк. образ.учреждений. М.: Просвещение, 2007. — 94 с.
  107. , О. Р. Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе педагогического вуза // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2008. — № 6. — С. 64−65.
  108. , В. В. Валеология: основные понятия, термины и определения. СПб.: ДЕАН, 2001.-256 с.
  109. , Е. И. Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Физическая культура» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования. Волгоград: Учитель, 2006.-91с.
  110. Е. И. Примерная программа основного общего образования по физической культуре. Волгоград: Учитель, 2006.91 с.
  111. , Е. И. Примерная программа по физической культуре начального общего образования Волгоград: Учитель, 2006. — 91 с. (Внесены изменения в соответствии с 2008 г.).
  112. Концепция модернизации российского образования на период до 2015 года.
  113. , Ю. А. Вводим третий урок / Ю. А. Копылов, Н. В. Полянская, Е. В. Акуткина // Физическая культура в школе. 2006. — № 5. — С. 28−31.
  114. , Ю. А. Вводим третий урок / Ю. А. Копылов, Н. В. Полянская, Е. В. Акуткина // Физическая культура в школе. 2006. — № 6. — С. 27−30.
  115. , О. Н. Оптимизация самостоятельной двигательной активности детей 7−10 лет в летний каникулярный период / О. Н. Костюкова, О. К. Барсук, В. В. Костюков // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2008. — № 2. — С. 26−27.
  116. , В. И. Педагогические технологии и моделирование физической культуры в начальной и основной школе: учеб.-метод. пособие-Чита: ЗабГПУ, 2001. 203 с.
  117. , В. И. Модульные рабочие программы по физической культуре в начальной школе в формировании культуры здоровья: учеб.-метод. пособие Чита: ЗабГГПУ, 2009. — 132 с.
  118. , В. И. Формирование культуры здоровья в процессе уроков физической культуры в начальной школе: учеб.-метод. пособие- Чита: ЗабГГПУ, 2009.- 168 с.
  119. , В. С. Упражнения и игры на занятиях в начальной школе: учебно-методическое пособие / B.C. Кузнецов, Г. А. Колодницкий. М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2006. — 272 с.
  120. , О. Г. Концепция модульной технологии обучения в системе дополнительного профессионального образования: метод. пособие / О. Г. Кукосян, Г. Н. Князева. Краснодар, 2001. — 15 с.
  121. , Ю. Ф. Теория и методика физической культуры. М.: Советский спорт, 2004. — 151 с.
  122. , Г. В. Слагаемые технологии модульного обучения: метод.реком.-М.: 1998. 15 с.
  123. , Б. X. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности. М.: Советский спорт, 2005. — 192 с.
  124. , И. К. Проектная и учебно-исследовательская деятельность в физическом воспитании // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2009. — № 2.- С. 19−22.
  125. , А. А. О мерах по совершенствованию деятельности в сфере сохранения и укрепления здоровья обучающихся, организации их питания в общеобразовательных учреждениях // Здоровьесберегающее образование. -2009. -№ 1.-С. 6−11.
  126. , С. П. Организация оздоровительной работы в образовательных учреждениях / С. П. Левушкин, О. Ф. Жуков, С. Н. Блинков. -Ульяновск: УлГУ, 2004. 182 с.
  127. , Ю.П. Слово о здоровье. М., 1986. — 192 с.
  128. , И. Г. Ключевые компетенции выпускников как составляющие профессиональной компетентности будущего учителя физической культуры // Вестник БГУ- Вып. 13 2008. — С. 83−87.
  129. , Б. Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей (теоретико-исторический анализ воспитательных ценностей в России в XIX и XX веках).- Самара: Изд-во СИУ, 1997. 85 с.
  130. , В. А. Девять ступеней к здоровью (серия «Помоги себе сам / В. А. Лищук, Е. В. Мосткова М.: Восточная кн.комп., 1997. — 320 с.
  131. , В. А. Основы здоровья. Актуальные задачи, решения, рекомендации: учеб.-метод. реком. / В. А. Лищук, Е. В. Мосткова. М.: Вост.кн. комп., 1994. — 134 с.
  132. , А. В. Педагогическая система формирования у студенческой молодежи потребностей в физической культуре: автореф. дис. докт.пед.наук.- Краснодар, 1998. 40 с.
  133. , Л. И. Теоретико-методологические обоснования физкультурного воспитания студентов / Л. И. Лубышева, Г. М. Грузных // Теория и практика физической культуры. 1991. — № 6. — С. 9−12.
  134. , Л. И. Теоретико-методологические и организационные основы формирования физической культуры студентов: автореф. дис.. докт.пед.наук-М., 1992. -58 с.
  135. , Л. И. Физическая и спортивная культура: содержание, взаимосвязи и диссоциации // Теория и практика физической культуры. -2002. -№ 3, — С. 11−15.
  136. , Л. И.Здоровьеформирующая технология физического воспитания младших школьников на основе использования традиционного каратэ / Л.И. Лубышева, А. Н. Кондратьев //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2006. — № 3 — С. 5−13.
  137. , Л. И. Взаимодействие семьи и школы в формировании здорового стиля жизни детей младшего школьного возраста / Л. И. Лубышева, A.B. Шукаева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -2007.-№ 3.-С.2−6.
  138. , Л. И. Научно-практический конгресс «Здоровье нации и массовый спорт» // Теория и практика физической культуры. 2008. — № 11. — С. 79−80.
  139. , А. Физическое развитие и физическая подготовленность детей младшего школьного возраста Монголии: дис.. канд. пед. наук. М., 1998.- 121 с.
  140. Лях, В. И. Комплексная программа физического воспитания учащихся I-XI классов общеобразовательной школы / В. И. Лях, Л. В. Кофман, Г. Б. Мейксон. -М., 1993. 126 с.
  141. Лях, В. И. Концепция физического воспитания детей и подростков / В. И. Лях, Г. Б. Мейксон, Л. Б. Кофман //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. — № 1- С. 5−10.
  142. Лях, В. И. Тесты в физическом воспитании школьников М., 1998. -272 с.
  143. Лях, В. И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития М.: Терра-Спорт, 2000. — 192 с.
  144. Лях, В. И. Комплексная программа физического воспитания в 1−11-х классах / В. И. Лях, A.A. Зданевич. М., 2004.
  145. Лях, В. И. Физическая культура: 5−9-е кл.: тестовый контроль. М.: Просвещение, 2007. — 144 с.
  146. , В. А. Модернизация высшего профессионального образования в области физической культуры: монография. М.: Илекса- Ставрополь: Сервисшкола, 2006. — 264 с.
  147. , Е. П. Развиваем выносливость у младших школьников // Физическая культура в школе. 2008. — № 7. — С. 28−29.
  148. , И. В. Актуализация педагогического потенциала физкультурно-спортивной среды: автореф. дис.. докт. пед. наук. Тюмень, 2005.-47 с.
  149. , И. В. Педагогические модели физического воспитания: учеб.пособие. М.: Теория и практика физической культуры и спорта, 2005. -187с.
  150. , И. В. Педагогические модели физического воспитания // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2006. — № 4. -С. 2−6.
  151. , М. Г. Формирование основ культуры здоровья младших школьников: автореф. дис.. канд.пед.наук-Волгоград, 2005. -20 с.
  152. , А. П. Концепция структуры и содержания образования по физической культуре в школе //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2005. — № 6. — С. 2−5.
  153. , А. П. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по физической культуре: учеб.-метод. пособие / А. П. Матвеев, Т. В. Петрова. М., 2001.-128 с.
  154. , А. П. Программы общеобразовательных учреждений: Физическая культура начальная школа. — М.: Просвещение, 2009. — 25 с.
  155. , Л. П. Теория и методика физической культуры: учеб. пособие-М.: Физкультура и спорт, 1991. 318 с.
  156. , Л. П. Общая теория спорта: учеб. для вузов. М.: Физкультура и спорт, 1997. — 289 с.
  157. Материалы к заседанию Государственного совета Российской Федерации по вопросу «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян». М.: Советский спорт, 2002. — 76 с.
  158. , Г. Б. Формирование навыков и умений самостоятельных занятий / Г. Б. Мейксон, В. Н. Шаулин // Физическая культура в школе. 1985. — № 1. — С. 18−23.
  159. , Г. Б. Самостоятельные занятия учащихся по физической культуре: учеб.-метод. реком. / Г. Б. Мейксон, В. Н. Шаулин, Е. Б. Шаулина. М.: Просвещение, 1986. — 112 с.
  160. , А. В. От дневника к самостоятельным занятиям //Физкультура в школе. 2006. — № 2. — С. 65−66.
  161. Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Физическая культура» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования, 2006.
  162. , Е. П. Модульная технология физического воспитания детей 3— 10 лет / Е. П. Милютина, А. В. Чудиновских // Физическая культура в образовательном процессе: межвуз. сб. науч. тр. Екатеринбург: Урал.гос. тех. ун-т, 1999.-С. 121−134.
  163. , E.B. Формирование здорового образа жизни младших подростков в педагогически организованном процессе самопознания: автореф. дис. канд.пед.наук. Пенза, 2008. — 24 с.
  164. , A.M. Здоровьесберегающие педагогические технологии: учеб. пособие М.: Академия, 2008. — 192 с.
  165. , Л. С. Валеологические основы педагогической деятельности / Л. С. Нагавкина, Л. Г. Татарникова. М.: КАРО, 2005. — 272 с.
  166. , Л. А. Организация самостоятельных занятий // Спорт в школе. -2008.-№ 21.-С. 16−20.
  167. , А. И. Повышение эффективности уроков спортивно-оздоровительной направленности у школьников 11−12 лет: автореф. дис.. канд.пед.наук Улан-Удэ, 2005. — 23 с.
  168. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» // Приказ № 271 от 04.02.2010 г. Министерства образования и науки РФ.
  169. , Р. С. Психология. М.: Просвещение, 1998. — 301 с.
  170. , Е. Г. Формирование культуры здоровья учащихся в учебно-воспитательном процессе начальной школы: автореф. дис.. канд.пед.наук. -Новосибирск, 2003. 22 с.
  171. , Н. Б. Стимулируемое развитие скоростно-силовых качеств у детей 9−10 лет с использованием специализируемого учебно-тренировочного модуля: автореф. дис. канд.пед.наук.- Тюмень, 2002. 24 с.
  172. , Е. А. Социальная и экологическая обусловленность здоровья-Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. педин-та, 1993. 109 с.
  173. , Т. Ф. Здоровьетворящее образование как педагогическая категория // Вестник Оренбургского государственного университета. 2004. -214 с.
  174. , В. И. Активность и самостоятельность учащихся // Педагогика-1998.-№ 3.-С. 44−48.
  175. , A.B. Личность. Деятельность. Коллектив: монография. М: Педагогика, 1984.-271 с.
  176. , А. H. Оценка уровня здоровья и компенсаторно-приспособительных возможностей организма детей в условиях Севера / А. Н. Поборский, И. Л. Пшенцова // Здравоохранение Российской Федерации. 1999. -№ 1.-С. 31−33.
  177. , Г. И. Настольная книга учителя физической культуры: учеб.пособие.-М., 2000.-495 с.
  178. , Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования М.: АКАДЕМИЯ, 2001. — 272 с.
  179. , Т. В. Информационное пространство здравотворчества в индивидуально-дифференцированном физкультурном образовании / Т. В. Потапова, А. П. Исаев, Е. В. Быков. Тюмень: ТГУ, 2008. — 467 с.
  180. Пояснительная записка к федеральному учебному плану и примерным учебным планам для образовательных учреждений Российской Федерации. Начальное общее и основное общее образование // Приложение к приказу Минобразования России № 1312 от 09. 03.2004.
  181. Приказ Минобрнауки России от 15 февраля 2005 г. № 40.
  182. Примерная программа начального общего образования по физической культуре, 2006.
  183. , В. М. Здоровье как философская и социально-психологическая проблема // Мир психологии. 2000. — № 1. — С. 12−15.
  184. , JI. Ю. Организация и содержание уроков физической культуры с оздоровительной направленностью //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2004. — № 1. — С. 6−9.
  185. , JI. Б. Компетенция учащихся в физической культуре // Физическая культура в школе. 2007. № 4. С. 36 39.
  186. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы (СанПиН 2.4.2.11782 002), зарегистрированные в Минюсте России 05.12. 2002 г. № 3997.
  187. , А. В. Теоретико-методические и медико-социальные проблемы общественного здоровья: автореф. дис. докт.мед.наук.-М., 1992.-47 с.
  188. , JI. В. Организационно-педагогические условия становления начал ключевых компетентностей ребенка дошкольного возраста: автореф. дис.. канд.пед.наук. Великий Новгород, 2004. — 26 с.
  189. , Г. К. Воспитательная технология «Самосовершенствование личности» / Г. К. Селевко, И. А. Закатова, О. С. Левина // Народное образование. -2000.-№ 1.-С. 144—165.
  190. , Г. К. Современные образовательные технологии: монография. -М.: Народное образование, 1998. 255 с.
  191. , Г. Н. Компетенции учителя физической культуры в обеспечении здоровьесбережения учащихся / Г. Н. Сериков, С. Г. Сериков // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка 2008. — № 3. -С.65−69.
  192. , С. Г. Педагогическое обеспечение здоровьесбережения: учеб.пособие. Челябинск: УралГАФК, 1998. — 308 с.
  193. , С. Г. Здоровьесберегающее образование: паритет здоровья и образованности учащихся: монография. Челябинск: ЧелГНЦ УРО РАО, 2002.-226 с.
  194. , О. А. Контроль за физической подготовленностью дошкольников: метод.рек. / О. А. Сиротин, С. Б. Шарманова, JI. В. Пигалова. Челябинск, 1995. — 20 с.
  195. , М. Н. Дидактика средней школы. М.: Просвещение, 1982. -116 с.
  196. , Л. В. Здоровьесберегающий подход к организации домашней самостоятельной работы учащихся инновационных образовательных учреждений: автореф. дис.. канд.пед.наук. Улан-Удэ, 2005. — 21 с.
  197. , М. Ю. Планирование самостоятельной деятельности по физической культуре учащихся начальной школы с опорой на учебную мотивацию: дис. .канд.пед.наук. Омск, 2005. — 196 с.
  198. , И. Н. Здоровье человека как философская проблема // Вопросы философии. 1985. — № 7. — С. 89.
  199. , Н. К. Задачи валеологии в контексте проблем общества и системы образования. Актуальные проблемы валеологии в образовании // Материалы Первой Всероссийской науч.-практ. конф М., 1997. — С. 16−24.
  200. , Н. К. Руководство по здоровьесберегающей педагогике технологии здоровьесберегающего образования. М.: АРКТИ, 2008. — 288 с.
  201. , С. А. Технология как средство обучения второго поколения // Школьные технологии. 2001. — № 1. — С. 3−9.
  202. , Г. М. Педагогическая технология в формировании физической культуры личности студента: автореф. дис.. докт.пед.наук-М.: ВНИИФК, 1999.-34 с.
  203. , В. К. Организационно-методические условия неэффективного построения уроков физической культуры в рамках традиционной системы физического воспитания // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2008. — № 6 — С. 11−14.
  204. Стандарт среднего (полного) общего образования по физической культуре-базовый уровень // Вестник образования. 2004. — Август. — № 15.- С.121−127.
  205. , Е. А. Валеология: От идеи спасения жизни к идее сохранения здоровья / Е. А. Стальков, В. А. Панин. Калининград: Янтарный сказ, 2001.- 286 с.
  206. , А. В. Стратегия развития профессионального образования в контексте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» // Вестник БГУ. Выпуск 13. — 2010. — С. 135−138.
  207. , O.A. Игра и оздоровительная работа в начальной школе: метод.пособие. М.: Сфера, 2004. — 144 с.
  208. , Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учеб.-метод, пособие М.: Академия, 2006. — 368 с.
  209. , В. И. Концепция физической культуры и физкультурного воспитания (инновационный подход) / В. И. Столяров, JI. М. Быховская, JI. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. 1998. — № 5. — С. 11−15.
  210. , В. А. Физическая культура в контексте личностного развития студентов // Теория и практика физической культуры. 2003. — № 5. -С. 16−19.
  211. , И. И. Введение в теорию физической культуры: учеб.пособие.- Омск: ОГИФК, 1991.-45 с.
  212. , В. Н. Методика диагностики работоспособности. Тест Э. Ландольта. СПб., 2000. — С. 9−10.
  213. , Е. Р. Формирование потребности здорового образа жизни в физическом воспитании старшеклассников на основе блочно-модульного обучения / Е. Р. Тармаева, Г. Я. Галимов. Улан-Удэ: Изд-во БГСХА им. В. Р. Филиппова, 2010. — 167 с.
  214. , Л.Г. Педагогическая валеология. СПб, 1996. — 352 с.
  215. , Ю. Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалистов // Высшее образование сегодня. 2004. — № 3.
  216. , Л. И. Практическая антропология / Л. И. Тегако, О. В. Марфина. Ростов н/Д: Феникс, 2003. — С. 278−279.
  217. , Ю. Ю. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: сб. материалов М.: Перспектива, 2008. — С. 195−198.
  218. , А. М. Элементы деятельностного подхода в преподавании физической культуры в школе // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2005. — № 1. — С. 19−21.
  219. , Ж. В. Формирование здорового образа жизни младших школьников в процессе физического воспитания в школе: дис. .канд.пед.наук. Пенза, 2006.
  220. , П. И. Технология модульного обучения в школе: практико-ориентированная монография / П. И. Третьяков, Л. Б. Сенновский. М.: Новая школа, 2001. — 352 с.
  221. , О. Л. Формирование культуры здоровья личности в образовательной системе физического воспитания: автореф. дис. докт.мед.наук Омск, 2003. — 47 с.
  222. , T. M. Формирование культуры здоровья младших школьников в деятельности классного руководителя сельской общеобразовательной школы // Преподавание в начальной школе. 2010.
  223. , Е. А. Проектирование технологии преемственного интеллектуального развития детей 5−7 лет на основе информационного подхода: автореф. дис.. докт. пед.наук. Армавир, 2005. — 47 с.
  224. , А. С. Вновь юбилейная // Физическая культура в школе. -2004.-№ 1.-С. 6−12.
  225. Унт, И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения: учеб.-метод. пособие-М.: Педагогика, 1990. 192 с.
  226. , С. О. Теория и методика физкультуры дошкольников: учеб. пособие / С. О. Филиппова. М.: Детство-Пресс, 2010.-656 с.
  227. Философский словарь / под ред. ИТ. Фролова. М.: Политиздат, 1987. -590 с.
  228. , А. Н. Педагогическая психология: учеб. пособие / А. H Фоминова, Т. Л. Шабанова. -М.: ФЛИНТА: Наука, 2011. 320 с.
  229. , И. Г. Модели педагогической деятельности: опыт систематизации: монография. Тюмень: ТГУ, 1997. — 256 с.
  230. , И. Г. Философия образования: некоторые подходы к проблеме: монография. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2004. — 142 с.
  231. , С. В. Об опережающем подходе в процессе физического воспитания школьников / C.B. Фролов, С. С. Фролов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2008. — № 4. — С. 2−6.
  232. , Ф. Ф. Программа общероссийской общественной организации содействия укреплению здоровья в системе образования / Ф. Ф. Харисов, С. М. Чечельницкая, А. А. Михеева // Здоровьесберегающее образование. -2009. -№ 1.-С. 14−23.
  233. , Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. для вузов / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. М.: АКАДЕМИЯ, 2003. -475 с.
  234. , А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. -№ 2.-С. 34−58.
  235. , Г. И. Общество и здоровье человека: монография М., 1973.-247 с.
  236. , Е. А. Компетентность в контексте модернизации профессионального образования // Профессиональное образование 2004. -№ 6.-С. 5.
  237. , М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: метод.рек. М.: Новая школа, 1996. — 16 с.
  238. , А. Е. Проблема здоровья во внерациональных формах культуры: дис. .канд. фил.Наук. Ростов н/Д, 1997. — 160 с.
  239. , Е. Е. Социальная значимость здоровья в системе образования // Школа здоровья 2000. — Т. 7. — № 2. — С. 8−14.
  240. , В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности: учеб.-метод, пособие-Л.: ЛГУ, 1984. 184 с.
  241. , Т. И. Модульное обучение: сущность, технология // Биология в школе. 1994. — № 5. — С. 29−32.
  242. , Н. А. Оздоровительная работа в начальной школе. Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 247 с.
  243. , В. В. Рейтинговая система аттестации студентов по физическому воспитанию // Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы: тез.докл. IV межуниверс. науч.-метод. конф. Краснодар, 1996 — С. 30−32.
  244. , В. В. Самостоятельные занятия физическими упражнениями сельских школьников 11−12 лет (мальчики): автореф. дис.. канд.пед. наук. -М. 1991.-23 с.
  245. , А. А. Дифференциация физической подготовки детей 5−7 лет с учетом соматотипа : автореф. дис.. канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2010. — 25 с.
  246. , И. Е. Мониторинг развития социальной компетенции учащихся: дис.. канд. пед. наук: М., 2009.
  247. , А. Г. Понятие индивидуального развития центральная проблема валеологии. Здоровье и образование. Проблемы педагогической валеологии // Материалы Первой Всероссийской науч.-практ. конф. 28−30 марта 1995 года. — СПб, 1995. — С. 68−71.
  248. , Д. Б. Введение в психологию развития. М.: Тривола, 1994. — 168 с.
  249. , П. А. Теория и практика модульного обучения: учеб.-метод. пособие. Каунас, 1989. -271 с.
  250. , И. С. Развивающее обучение: учеб.пособие. М.: Педагогика, 1979. — 144 с.
  251. , Т. В. Проблемы и задачи по охране здоровья детей России / Т. В. Яковлева, А. А. Баранов // Вопросы современной педиатрии, 2011. Т. 10.-№ 2.-С. 7−10.
  252. , Е. А. Контуры культурно-исторической педагогики // Педагогика. 2001. — № 1. — С. 3−10.
  253. , Ю. А. Уроки физической культуры в школе. Новые педагогические технологии / Ю. А. Янсон. Ростов н/Д: Феникс, 2005. — 432 с.
  254. Armstrong N. New Directions in Physical Education / N. Armstrong. -Human Kinetiks Publ VoL 2. — 1992. — 280 p.
  255. Goldschmidt M., Modular Instruction in Higher Education / M. Goldschmidt, B. Goldschmidt // Higher Education. 1972. — № 2. — P 15−2.
  256. Russell J.D. Modular Instruction / J.D. Russell // A Guide to the Desigh Selection, Unilization and Evaluation of Modular Materials. Minneapolis- BPC, 1974.
  257. Ute Clement. Kompetenzentwickluns in der btrullucnen Bttdund. Leske, Budrich / Clement Ute, Arnold Rolf (Hrsg.). Opladen, 2002.
  258. Weber, P. Was ist Gesundheit // Theurapy Whoosh. 1982. — № 32 — P. 1333−1348.
Заполнить форму текущей работой