Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Физкультурное образование детей 5-6 лет на основе взаимодействия семьи и педагогов дошкольных образовательных учреждений

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Под дошкольным физкультурным образованием мы понимаем процесс усвоения ребенком знаний, умений и навыков, связанных с формированием мотивов, осознанных потребностей в занятиях физическими упражнениями, способности самостоятельно применять усвоенное и по возможности передавать окружающим. Такое образование, безусловно, должно осуществляться в тесной и логической связи с преподаванием других… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ
    • 1. 1. Соотношение понятий «образование», «воспитание», «культура» в аспекте дошкольной педагогики
    • 1. 2. Дошкольный возраст как исходный для формирования физической культуры личности ребенка
    • 1. 3. Сущность физической культуры личности, физического воспитания и физкультурного образования дошкольника
    • 1. 4. Современные взгляды на образование детей дошкольного возраста в области физической культурьь
    • 1. 5. Возможности педагогической интеграции в физкультурном образовательном процессе в дошкольном учреждении
    • 1. 6. Роль семьи в физкультурном образовании и физическом воспитании детей дошкольного возраста
  • ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Методы исследования
    • 2. 2. Рабочие понятия
    • 2. 3. Организация исследования
  • ГЛАВА 3. ОБОСНОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
    • 3. 1. Обоснование программы
    • 3. 2. Содержание программы
    • 3. 3. Особенности процесса и содержания педагогического эксперимента
  • ГЛАВА 4. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОГРАММЫ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Физкультурное образование детей 5-6 лет на основе взаимодействия семьи и педагогов дошкольных образовательных учреждений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ь.

Общественно-политическую и экономическую стратегию Российского общества в первой половине XXI века будут определять дети дошкольного возраста настоящего времени. В связи с этим далеко не безразличным является вопрос о формировании физического и психологического здоровья этих детей, которое должно стать биологической основой потенциала общества и государства наступившего столетия.

Ведущая роль в конструировании здоровья, безусловно, принадлежит различного рода образовательным институтам. Ряд исследований (Е.П. Каргаполов, 1990, В. К. Бальсевич, Л.И. ЛубышеЬа, 1992, Ю. К. Чернышенко, 1994, 1997, В. Н. Курысь, 1998 и др.) дают основание полагать, что важнейшим и основополагающим институтом конструирования здоровья человека является дошкольное образовательное учреждение.

Вместе с тем динамика состояния здоровья детей в детских дошкольных учреждениях в последнем десятилетии далека от оптимистичной. Так, в соответствии с данными Ю. Е. Вельтищева, 1996, О. П. Щепина, 1996, Ю. К. Чернышенко, 1998, заболеваемость дошкольников за последнее десятилетие увеличилось вдвое. Данные психолого-педагогических исследований показывают, что к учебе в школе не готовы 20% детей шестилетнего возраста: у 40−50% таких детей выявляют функциональные отклонения, а у 36% проявляется устойчивая расстроен-ность сердечно-сосудистой и дыхательных систем (Ю.К. Чернышенко, 1998). К сожалению, становится привычной информация, основанная на официальных данных о системном ухудшении состояния здоровья, снижении уровня физической и двигательной подготовленности детей дошкольного возраста (Г.Г. Наталов, 1994, Г. А. Кураев, 1996, В. К. Бальсевич, 1997, А. Г. Барабанов, 1997, Ю. К. Чернышенко, 1998). По мнению ведущих, ученых данную ситуацию определяет, прежде всего, снижение социальной защищенности и общего уровня жизни населения страны, негативные изменения в экологии, стабильное несовершенство медицинского обслуживания и, безусловно, недостаточное финансирование дошкольных образовательных учреждений.

Сложившаяся в СССР и действующая ныне система физического воспитания детей дошкольного возраста, имевшая как безусловные достоинства, так и недостатки, в настоящее время дает серьезные сбои и в первую очередь в связи с отмеченными выше причинами. Более того, функционирование любой системы предполагает достижение конечной цели, в данном случае массовое хорошее и отличное физическое и психическое здоровье детей. Этого мы не наблюдаем, что позволяет усомниться как минимум в системности современного физического воспитания детей дошкольного возраста.

Система формирования культуры личности человека предполагает начало ее действия в дошкольном возрасте. Как уже отмечалось, ведущее организационное и обеспечивающее значение, в этом процессе принадлежит дошкольным образовательным учреждениям. Одним из главных элементов этой системы является физическая культура личности ребенка и ее формирование. Именно в детском возрасте, при формировании физической культуры личности ребенка имеются благодатные условия для освоения детьми знаний в области физической культуры, связанных с ними умений, навыков, составляющих основу интеллектуальных ценностей физической культуры. Отмеченное является основой для создания мотивационного мышления, осознанной потребности в культурной двигательной активности. Дошкольный возраст, потенциал дошкольного образовательного учреждения позволяют формировать современное мировоззрение, осознанного в рамках возрастных возможностей отношения ребенка к освоению ценностей физической культуры, развитию мотиваций и потребностей. А это, безусловно, идентифицируется как социально-психологические задачи формирования физической культуры ребенка.

Для дошкольных образовательных учреждений характерно физическое воспитание как явление, связанное с оздоровлением детей. Следует сказать, что существующая официальная трактовка понятия «физическое воспитание» ограничивается процессом развития физических качеств человека. Такое содержание понятия далеко не бесспорно, прежде всего, исходя из емкого и содержательного определения воспитания как такового. При этом представляется целесообразным вспомнить о соподчиненности явлений воспитания, образования, формирования культуры. Аксиомным положением’считается первостепенность образования, ибо никакое воспитание, в том числе и физическое, невозможно без базовых знаний в определенной сфере деятельности. Знания, их применимость определяют и формирование культуры человека.

В этой связи нам представляется целесообразным обратить внимание на одно из положений Концепции непрерывного образования, принятой почти 10 лет, но никоим образом не утратившей остроты и актуальности содержания в настоящее время. Это положение гласит о том, что «Особого внимания требуют физическая культура и здоровый образ жизни человека, обеспечивающие трудовую и социальную активность личности на протяжении всего жизненного пути, что делает их неотъемлемой составной частью содержания и процесса непрерывного образования». Таким образом, еще 10 лет назад был сделан акцент на непрерывное общекультурное, в том числе и физическое культурное образование личности человека нашего общества. При этом нам представляется чрезвычайно важным тезис о необходимости обеспечения перехода от информационного к продуктивному обучению, от школы памяти к школе мысли, чувства и активного социального действия, в том числе и в процессе формирования физической культуры личности ребенка. Нет нужды доказывать, что важнейшей деятельностной стороной этого процесса должно быть непрерывное физкультурное образование, что в той или иной степени отражено в ряде работ Е. П. Каргаполова, В. К. Бальсевича, Лубыше-вой Л.И., Ю. К. Чернышенко, В.Н. КУрыся и др.

Однако, по мнению вышеприведенных специалистов, отмеченные основные компоненты физкультурного образования не могут обеспечить его в достаточной мере. Ибо любое образование связано с периодической сменой общественных ситуаций, с видоизменением мышления. Именно непрерывность образования в соотношении с изменением картин общества, мира, с расчлененностью, имеющей место разорванностью общественных явлений, способствующих разрушению стереотипов мышления, и создает предпосылки для появления новаций. К этому мы относим вполне возможное смещение акцентов в области физической культуры, например, с физического воспитания на физкультурное образование, которое должно быть главным деятельностным фактором для формирования физической культуры личности человека.

Таким образом, нам представляется, что вышеизложенное, имеющийся опыт и предварительный научный поиск дают основания полагать, что в современной системе формирования физической культуры личности ребенка основополагающим элементом должно быть его физкультурное образование. Ибо всеобщее и непрерывное физкультурное образование и образованность населения, по мнению профессора В. Н. Курыся, есть безальтернативный путь к оздоровлению нации (1998 г.).

Под дошкольным физкультурным образованием мы понимаем процесс усвоения ребенком знаний, умений и навыков, связанных с формированием мотивов, осознанных потребностей в занятиях физическими упражнениями, способности самостоятельно применять усвоенное и по возможности передавать окружающим. Такое образование, безусловно, должно осуществляться в тесной и логической связи с преподаванием других предметов в дошкольном образовательном учреждении, которое призвано играть ведущую организационную роль в физкультурном образовании ребенка. Нет нужды приводить доводы в пользу того, что только строго направленный процесс познания, обусловленный современным физкультурным образованием, может создать реальные предпосылки для проявления у ребенка осознанных для его возраста мотиваций и потребностей в занятиях физическими упражнениями. «.

Основу дошкольного физкультурного образования, на наш взгляд, должны формировать дошкольные учреждения, семья, детско-юношеский спортивный клуб в их тесной взаимосвязи и взаимоовлиянии. Безусловно, на заключительном этапе дошкольного физкультурного образования важнейшую преемственную роль должна играть общеобразовательная школа. Основой непосредственного процесса физкультурного образования будет субъектная взаимосвязь: преподаватель физической культуры — ребенок — родители — педагоги дополнительного образования — тренер спортивного клуба. Это личностная соподчиненность элементов системы образования может расширяться. Таким образом, физкультурное образование дошкольника может основываться на базовых блоках:

1) дошкольное образовательное учреждение;

2) дом — семья;

3) детско-юношеский спортивный клуб;

4) общеобразовательная школа (на уровне организации преемственности связей).

Исходя из существующих представлений о системности и организации физкультурного образования, главными опорными позициями такого подхода применительно к детям дошкольного возраста могут быть: I наличие регионального закона (кстати, он принят в Ставропольском крае в 1999 году) о физической культуре и спорте как основы процесса образованияразработка концепции дошкольного физкультурного образованиясоздание региональных учебных планов и программ физкультурного образования в дошкольных учрежденияхпрограммно-методическое обеспечение прикладного физкультурного образования педагогов дополнительного образованияпрограммно-методическое обеспечение и организация элементарного физкультурного образования родителейорганизация связи с центром физкультурного образования края, города, района, села с целью научно-методи, ческого обеспечения этого процессасоздание материально-технической базы дошкольных учреждений, обеспечивающей реализацию учебных программпрограммно — организационная связь и согласование деятельности дошкольного учреждения и детско-юношеского спортивного клуба по территориальному признаку.

Отдельным вопросом дошкольного физкультурного образования может быть индивидуальное образование детей только в условиях семьи, что также потребует и специальное программно-методическое обеспечение этого процесса и такой же высокопрофессиональной подготовленности специалистов. t.

Безусловно, все отмеченное не исчерпывает содержания тех проблем, которые могут появиться на начальном этапе организации и внедрения дошкольного физкультурного образования. Быть может, изложенные соображения не бесспорны. Но вместе с тем такой стратегический подход к формированию физкультурного образования, а с ним и здоровья ребенка, в своей основе, на наш взгляд, не имеет конкурентоспособной альтернативы. Ибо только он позволяет создать уже в детском возрасте основу для проявления осознанных мотивов и потребностей в целенаправленных занятиях физическими упражнениями. А это и старт, и прямой «путь формирования физической и общей культуры личности ребенка. I.

Отмеченное выше определяет актуальность настоящего исследования.

Объектом исследования является процесс образования детей дошкольного возраста в области физической культуры.

Предмет исследования — содержание физкультурного образования детей 5−6 лет на основе взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения.

Целью диссертационной работы является обоснование эффективности программы образования дошкольников 5−6 лет в области физической культуры на основе интеграции семьи (родителей) и коллектива ДОУ.

Гипотеза исследования. Основанием для построения гипотезы послужили основные положения теории образования в области физической культуры (Л.П.Матвеев, 1984; В.К.Бальсевич^ 1990;Л. И. Лубышева, 1991; Г. Г. Наталов, 1992;

H.Х.Хакунов, 1994; С. П. Евсеев, 1996; Ю. К. Чернышенко, 1998 и др.) Предполагалось, что одним из эффективных путей повышения уровня образования детей 5−6 лет в области физической культуры является освоение родителями и педагогами ДОУ разработанных авторских программ элементарного физкультурного образования и консолидация их усилий в процессе формирования основ физической культуры дошкольников.

В соответствии с целью и гипотезой в диссертационном исследовании были поставлены следующие задачи:

I. Определить основные предпосылки создания программы образования дошкоI льников в области физической культуры.

2. Определить основное содержание образования дошкольников в области физической культуры как базового компонента физической культуры личности.

3. Выявить влияние подготовленности родителей на рост знаний детей дошкольного возраста в области физической культуры.

4. Определить возможность участия педагогов дополнительного образования в программно-методическом обеспечении образования дошкольников в области физической культуры.

5. Разработать и обосновать эффективность экспериментальной программы образования детей в области физической культуры.

Теоретические основы исследования базируются на современных научных положениях отечественной теории и методики физической культуры, теоретических положениях формирования здоровья ребенка (В.К. Бальсевич, 1990; А. П. Матвеев, 1991; В. И. Лях, 1998). Основами исследования являются диалектические принципы системности и развития применительно к организации и содержанию физкультурного образования дошкольника и взаимообусловленности и преемственности образования, воспитания, формирования культуры (В.М.Выдрин, 1988; Е. П. Каргаполов, 1990; В. В. Приходько, 1992).

Научная новизна работы заключается в том, что: 1 определены основное содержание и организационные формы элементарного физкультурного образования родителей для работы с детьми в условиях семьиопределены основное содержание и организационные формы прикладного физкультурного образования педагогов-предметников дошкольных образовательных учреждений для формирования основ физической культуры дошкольниковвыявлены особенности взаимосвязи и взаимовлияния деятельности родителей, педагогов-предметников, педагогов физической культуры в ДОУ в интегральном процессе получения детьми дошкольного возраста образования в области физической культуры. Теоретическая значимость работы заключается в дополнении теории и методики физического воспитания теоретическими и методическими сведениями о возможности формирования физической культуры личности дошкольников на основе интеграции усилий педагогов физической культуры, педагогов-предметников и родителей в процессе получения ребенком образования в области физической культуры.

Практическая значимость заключается в обобщении новых представлений о дошкольном образовании в области физической культуры, основанных на интеграции образовательной деятельности педагогов физической культуры, родителей и педагогов ДОУ, что является теоретико-методической основой для проведения I дальнейших исследований по проблеме формирования физической культуры личности дошкольников.

Определение основных аспектов направленной образовательной деятельности родителей, педагогов-предметников и педагогов физической культуры как обязательных компонентов процесса образования детей, выявление признаков структурности, наличия закономерностей взаимосвязи и взаимовлияния компонентов позволяет придать этому явлению системный характер и конкретизировать связанные с ним процессы.

Результаты исследований могут быть применены в дошкольных образовательных учреждениях, в педагогических колледжах, в форме специального курса при подготовке специалистов в средних специальных и высших учебных заведениях.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Образование детей дошкольного возраста в области физической культуры как исходная базовая позиция их физического воспитания и начало формирования физической культуры личности ребенка.

2. Содержание элементарного общего образования родителей в области физической культуры, являющееся основой физического воспитания детей в условиях семьи и компонентом этого процесса в дошкольном образовательном учреждении. I.

3. Прикладное общее образование педагогов-предметников в области физической культуры, основанное на специфике преподаваемой дисциплины, является эффективным компонентом комплексного влияния на формирование физкультурной образованности дошкольников.

4. Программа образования детей дошкольного возраста в области физической культуры, основанная на интеграции профессионально направленных усилий родителей, педагогов дополнительного образования и педагогов физической культуры.

Апробация исследования. Диссертация обсуждалась на расширенном заседании кафедр педагогики, физической культуры и валеологии Ставропольского регионального государственного педагогического института детства. Основные положения и выводы, содержащиеся в диссертации, были изложены в выступлениях на региональных и всероссийских научно-практических конференциях в 1998 — 2001 гг., отражены в 7 научных публикациях автора.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, выводов, практических рекомендаций, списка литературы, приложений. Работа изложена на 181 странице машинописного текста, имеет 11 рисунков, 5 таблиц.

Список литературы

включает 226 источников, в том числе 10 иностранных авторов. '.

ВЫВОДЫ.

1. Основными предпосылками для создания программы образования детей 5−6 лет в области физической культуры являются:

— невозможность осуществления эффективной образовательной деятельности только преподавателем физической культуры;

— низкая теоретическая и практико-методическая подготовленность родителей в области физической культурыI.

— неготовность педагогов дополнительного образования осуществлять физкультурное образование на основе содержания своих предметов;

— отсутствие программных документов интегрального характера для осуществления образовательной деятельности;

— отсутствие интеграции усилий педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей в процессе формирования физической культуры личности ребенка.

2. Основными темами, определяющими содержание образования дошкольников в сфере физической культуры, являются «Что такое физкультура? I.

Тренировка и игра!", «Я — человек», «Путешествие в страну Питания», «Я и мое здоровье», «Познать себя — познать мир», «Чистота — залог здоровья», «Здоровье и безопасность», «Человек — часть природы», включающие в себя доступные для понимания детей дошкольного возраста знания в области анатомии, физиологии, валеологии, физических упражнений, безопасности жизнедеятельности, а также приемлемое для этой цели содержание предметов учебного плана (развитие речи, изобразительная деятельность, музыкальное воспи1 тание).

3. Специальная подготовленность родителей оказывает положительное I влияние на повышение уровня знаний детей в области физической культуры. Об этом свидетельствует высокая степень взаимосвязи между самооценками родителей и физкультурной образованностью детей из экспериментальной группы (г=0,76, Р<0,01).

4. Высокая мотивация родителей к освоению элементарных физкультурных знаний, подтвержденная значительным повышением уровня их компетентности по проблемам физической культуры в ходе педагогического эксперимента (Р<0,01), является позитивным фактором, способствующим высокой результативности процесса физкультурного образования детей 5−6 лет.

5.В ходе педагогического эксперимента подтвердилась возможность участия педагогов-предметников в процессе физкультурного образования детей 5−6 лет. Большинство педагогов (88%) отметило целесообразность своего участия в процессе физкультурного образования детей- 12% оценили свое участие более сдержанно- 83% педагогов указали на возможность интеграции содержания своего предмета с образовательным процессом по физической культуре- 17% .подчеркнули эпизодическую связь в данном процессе- 83%) оценили свою достаточную подготовленность для участия в интеграционном воспитательном процессе- 17%) опрошенных ответили — «скорее да, чем нет».

6. Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о повышении уровня знаний детей 5−6 лет по вопросам физической культуры и спорта (Р<0,001). Прирост результатов у детей экспериментальной группы составил 39%), в то время как у детей контрольной группы этот показатель составил лишь 5%.

7. Консолидация усилий родителей и педагогического коллектива ДОУ, основанная на освоении ими авторских программ элементарного физкультурного образования, является катализатором, способствующим ускорению процесса физкультурного образования детей 5−6 лет на рациональной методологической основе.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Физкультурное образование детей 5−6 лет следует осуществлять на основе интеграции образовательного потенциала в области физической культуры родителей, педагогов-предметников и преподавателя физической культуры.

Непременным условием участия родителей в физическом воспитании детей является непрерывное организованное и самостоятельное пополнение знаний в соответствии с программой.

Эффективность образовательной деятельности родителей определяется реализацией ряда педагогических принципов:

— принцип сознательности и активности, позволяющий формировать у ребенка устойчивый познавательный интерес к ценностям физической культуры, в частности к физическим упражнения, и, что особо важно, способствует созданию основ мотивов, а с ними и потребностей в осознанной, целенаправленной двигательной деятельности;

— принцип систематичности обеспечивает относительную непрерывность процесса физического воспитания через основные и дополнительные формы занятий, в обусловленной их последовательности и их взаимосвязи;

— принцип постепенности позволяет родителям подбирать физические упражнения, начиная с простых, постепенно переходя к сложным, в зависимости от особенностей восприятия ребенком. Этим же принципом следует руководствоваться при увеличении объема и интенсивности нагрузок в усложнении заданий;

— принцип доступности является стратегией образовательной деятельности родителей. Руководствуясь им, родители могут логично и последовательно формулировать цели и под цели действий, верно определять общие и частные задачи, установки, конкретные ориентиры для ребенка. Надо помнить, что ребенок должен постоянно убеждаться в том. что непосильное сегодня станет доступным — завтра при условии выполнении выполнения данных родителями заданий;

— принцип наглядности будет действовать в том случае, если для ребенка станет очевидным постоянная заинтересованность родителей в образовательном воздействии, их самообразование и двигательное самосовершенствование.

Родители должны опираться на обостренную чувствительность ребенка, позволяющую формировать у него образы движений, их ритмический рисунок с помощью зарисовок, песенок, игрушек, картинок. Разнообразие и пробуждение интереса к занятиями физическими упражнениями с обязательными элементами приобретения знаний является важным правилом применения средств наглядной информации.

2. Участие семьи, родителей в процессе физкультурного образования детей 5−6 лет рекомендуется основывать на получении ими специальных знаний, способов познания, организационной и методической связи с дошкольным образовательным учреждением.

3. Педагогам дополнительного образования следует проявлять личную заинтересованность и участие в физкультурном образовательном процессе в ДОУ на основе программы, что будет способствовать проявлению гуманитарной функции создания гармонии биологической и социальной составляющих личности ребенка. Постоянное самосовершенствование в теории и практике физической культуры следует считать непременным условием эффективности участия педагогов-предметников в образовательном процессе.

4. Личность и профессионализм преподавателя физической культуры дошкольного образовательного учреждения следует рассматривать центральным звеном в организации образования детей в области физической культуры. Целесообразно создание под его руководством на базе ДОУ методического центра, объединяющего родителей и педагоговпредметников.

Преподавателю физической культуры рекомендовать наряду с «Типовой программой» использовать в своей профессиональной деятельности инновационную программу. При этом важно руководствоваться принципом разумного сочетания физического и интеллектуального компонентов в процессе дошкольного образования детей 5−6 лет.

5. Руководителю дошкольного образовательного учреждения целесообразно применять предложенную программу физкультурного образования детей 5−6 лет как дополнительную. При этом необходимо создание методического объединения для организации процесса реализации учебных программ, призванного координировать работу в получении родителями элементарной образованности в области физической культуры посредством специально организованных занятий под руководством преподавателя физической культуры, а также формирования прикладных знаний по физической культуре у преподавателей-предметников.

6. Рекомендуется региональным специализированным методическим объединениям принять к реализации программу образования детей в области физической культуры в целях массового ее внедрения в образовательный процесс дошкольных учреждений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.А., Яруллин Р. Х. Физическое образование как социальный институт подготовки человека к жизни средствами физической культуры // Теория и практика физической культуры. 1993. № 3. — С. 14−15.
  2. Н.Н., Князева O.JI., Стеркина Р. Б. Основы безопасности детей дошкольного возраста: Программа для дошкольных образовательных учреждений // Дошкольное воспитание. 1997. № 3. — С.32.
  3. В.Г. Как воспитать здорового ребенка. LINKA PRESS, 1993.
  4. Н.М. Раздумья о здоровье. М.: Физкультура и спорт, 1987. — 64 с.
  5. Антология педагогической мысли России XVII в. М.: Педагогика, 1985. -470 с.
  6. Н.С. Интегративная функция обучения. М.: Просвещение, 1989. -304 с.
  7. А.В. Совместная работа детского сада и семьи по физическомувоспитанию //Дошкольное воспитание. 1986. № 6 — С. 12−14t
  8. Е. А. Дошкольный возраст. 5-е изд. М., 1948. — С. 213
  9. Е.А. Ребенок в дошкольные годы. М.: Просвещение, 1958. — 124 с.
  10. Ю.Аршавский И. А. К физиологическому анализу физического развития новорожденных детей // Физиология. 1979. № 5.
  11. П.Аршавский И. Н. Будущий ребенок. Искусство быть здоровым. М.: ФиС, 1984, с. 9−14.
  12. Аттестация и аккредитация дошкольных образовательных учреждений: Сборник документов по проведению аттестации и аккредитации дошкольных образовательных учреждений. М., 1996.
  13. .А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. М.: Физкультура и спорт, 1978. — 223 с.
  14. В.Г. Главная опасность для цивилизации. Здоровых людей -единицы. //Народное образование. 1998. № 9/10. — С. 157−165.
  15. В.К. Актуальные проблемы физической активности человека//
  16. Проблемы повышения эффективности системы подготовки спортсменов и развития массовой физической культуры. JL, 1983 — С. 26−32.
  17. В.К. Ваши дети. Книга для родителей. М.: ФиС. 1985. — 157 с.
  18. В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека (к проблеме развития физкультурного знания) // Теория и практика физической культуры. 1991. № 7. — С. 37- 41.
  19. В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. № 1. — С. 23−25.
  20. В.К. Концепция физического воспитания с оздоровительной направленностью учащихся начальных классов общеобразовательных школ // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. — № 2. -С. 13−18.
  21. В.К. Физическая культура для всех и каждого. М.: ФиС, 1988. -208 с.
  22. В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека (методологический, экологический и организационный аспекты) //Теория и практика физической культуры. -1990. № 1.- с. 22−26.
  23. В.К. Физическое воспитание ребенка в семье// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1997. № 1. — С. 50−51.
  24. В.К. Что необходимо знать о закономерностях регулярных занятий физическими упражнениями //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1997. № 3- С.51−54.
  25. В.К., Лубышева Л. И. Сущность новой парадигмы здорового образа жизни и перспективы ее реализации // Материалы 2-й Российской научной конференции. Казань, 1992. I
  26. В.К., Лубышева Л. И. Физическая культура: молодежь и современность// Теория и практика физической культуры. 1995. № 4 — С. 2−7.
  27. А.Г. Высшее физкультурное образование. Проблемы и решения. М.: Физкультура, образование и наука, 1995. — 186 с.
  28. Я. Мама, папа, занимайтесь со мной: Пер. с чешск./М.: Физкультура и спорт, 1990. 104с. ' '
  29. Н.А. О назначении человека // Мир философии М.: Политиздат, 1991, ч. 1, с. 543−549.
  30. П.П. Дошкольный возраст. Избранное педагогическое произведение. М., 1961.-С. 419−423.
  31. П.П. Педология. М., 1934. — 48 с. 31 .Богославская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1991
  32. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. '
  33. Е.В. и др. Образование в поисках человеческих смыслов. — Ростов-на-Дону, 1995. 216 с.
  34. Е.Н. Укрепляйте здоровье детей: Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1986. — 128 с.
  35. Введение в теорию физической культуры: Учебное пособие для институтов физической культуры / Под редакцией Л. П. Матвеева. М.: Физкультура и спорт, 1983.-С. 128.
  36. К.Н. Свободное воспитание. Сб. избр. тр. Т. 9 — М., 1993.
  37. Н.Н. Физическая культура личности. Кишинев: Штиинца, 1989. -110 с.
  38. Н.Н. Физическое совершенство как характеристика всесторонне и гармонически развитой личности /Сб. Физическая культура и современные проблемы физического совершенствования человека. М., 1985. С.37−38.
  39. М.Я., Беляева В. А. Физическая культура в самосовершенствовании личности будущего учителя: Учебное пособие.- М.: МГПИ, 1985. -С.19.
  40. М. Я. Сафин Р.С. Профессиональная направленность физического воспитания студентов педагогических специальностей: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1989. — С.33−36.
  41. М.Я., Виноградов П.А и др. Концепция непрерывного физического образования детей и учащейся молодежи. М.: ВНИИФК, 1989. -20 с.
  42. Э.С. Физическая культура детей дошкольного возраста. Киев: Здоровье, 1979.
  43. Э.С. Физическое воспитание детей в семье. К.: Рад. шк, 1987.- 128 с.
  44. JI.C. Избранные психологические исследования. М., 1956. -С. 426,429−433,434−435.
  45. JI.C. Избр. псих. иссл. М., 1956. — С.450
  46. JI.C. Собр. Соч. в 6-ти томах. Т.2 /под ред. В. В. Давыдова, -М., 1982. -С.377.
  47. В.М. и др. Теория физической культуры/ Культуроведческий аспект: /Учебное пособие/ ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафга. JL, 1988. — 45 с.
  48. В.М. и др. К вопросу определения понятий в теории физической культуры// Теория и практика физической культуры. 1987. № 2. — С. 23−24.
  49. В.М. Неспециальное (непрофессиональное) физкультурное образование // Теория и практика физической культуры. 1995. № 5 — 6. — С. 15−17.
  50. О.С., Вейсс P.M., Крылова Н. Б. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. М.: 1995. I
  51. Гегель. Сочинение. М., 1934. т. 7 С. 216.
  52. A.M. Сергеев М. И., Столяров В. И., Бакашвили В. Г., Физическое воспитание детей дошкольного возраста (социологический аспект)./ Фило-софско -социологические исследования физической культуры и спорта. Вып.1.-М., 1988. С.80−100.
  53. Jl. Д. Научно-методические основы реализации оздоровительного, воспитательного и образовательного направлений программы физического воспитания дошкольников. —Минск, 1992.
  54. С.А., Григорян Ю. Г. Актуальные проблемы физического воспитания дошкольников в семье. Физическая культура и современные проблемы физ. совершенствования человека: Мат-лы Всесоюз науч. конф. М.: ГЦОЛИФК, 1985.-С. 195−202
  55. Е.А. Межпредметные связи в системе формирования физической культуры школьника. Автореф, дис.канд. пед. наук, М. 21 с.
  56. В.В. Физическое образование. Изб. пр-е Т.1, М.: ФиС, 1951. -С. 71−184.
  57. Ю.Г., Гониянц С. А. О физкультурной информированности родителей дошкольников. //Тезисы Всесоюзной научно-практической конференции «Проблемы физического воспитания детей и учащейся молодежи» (г. Томск, 10−14 сентября 1990 г. М., 1990. — С. 24.
  58. А.А. Развитие двигательных качеств у школьников. Минск, 1978.- 86 с.
  59. В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986. 33 с.
  60. А .Я. Теория интеграции образования. Ростов н/Д: Изд-во Рост. Пед. ун-та, 2000. — 440 с.
  61. Е.И. О физическом воспитании школьников в зарубежных странах// Теория и практика физической культуры. 1996. № 7. — С.35−38.
  62. Детство: Программа развития и воспитания ребенка в детском, саду/Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой. СПб.: «Акцидент», 1995. — 288 с.
  63. Диагностика умственного развития дошкольников/Под редакцией Л. А. Венгера. М., 1978.
  64. Т., Якобсон С. А. и др. Программа «Радуга» // «Дошкольное воспитание. 1990. № 10. — С.60
  65. Дошкольное образование в России: Сборник действующих нормативноправовых документов и научно-методических материалов. М., 1997. -36 с.
  66. Г. А. Теория физической культуры: Семантика. Элементы физиIческой культуры. Основные гимнастические системы. Ритмопластические элементы. Спортивные игры. 2-е изд., доп. -JL: Время, 1925. 282 с.
  67. .В. Анализ основных понятий в теории физической культуры: материалы к лекциям и семинарам. -Л., 1985. 132 с.
  68. .В. О сущности всестороннего физического развития личности //Теория и практика физической культуры. -1984. № 2. С.46−48.
  69. .В. Система основных педагогических понятий в области всестороннего физического развития личности // Теория и практика физической культуры. 1985.№ 1 — С.45- 47.
  70. Н.Н. Материалы к физической авторской программе «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста». М.: ЛИНКА — ПРЕСС, 1999. — 256 е., ил.
  71. Закон Российской Федерации об образовании. Бюл. Госкомвуза РФ. 1993. -№ 1 — с. 3−21.
  72. А.В. Избр. психол. труды. М., 1986, Т.1.- С. 223- 257.
  73. И. Д., Максимова В. Н. Межпредметные связи в современной школе. -М., 1981.
  74. А.А. Наука, общество, человек. М., 1969. — С. 185.
  75. Здоровый город здоровые дети: Материалы региональной научно-практической конференции (24−26 марта 1999 г.) — Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999.-228 с.
  76. Е.П. От культуры физической к культуре здоровья // Теория и практика физической культуры. — 1994. № 7. — с. 46−48.
  77. Инновационные направления развития системы физического воспитания детей дошкольного возраста //"Теория и практика физической культуры. — 1999. № 3. С. 54 — 58.
  78. Интегративные процессы в педагогической науке и практике коммунистического воспитания и образования. Сб. научных трудов. М., 1981.
  79. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника / Науч. ред. JI.A. Парамонова, А. Н. Давидчук, К. В. Тарасова и др. М., 1997.
  80. М.С. Мир общения: Проблемы межсубъектных отношений.- М.: Просвещение, 1998.
  81. Г. А. Взаимосвязь познавательной и двигательной активности у детей шести лет // Теория и практика физической культуры. 1993. № 11−12.-С. 40−41.
  82. Е. П. Приходько В.В. К разработке онтологии непрерывного физкультурного образования // Теория и практика физической культуры. -1990. № 7.-С. 19−21.
  83. К.К. Повысить уровень физкультурно-спортивной грамотности // Теория и практика физической культуры. 1991. № 11.- С.42
  84. К.К., Зуозиене И. Ю. Влияние знаний о физической культуре и здоровом образе жизни на отношение школьников к физической активности// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1999. № 3.- С.11−15.
  85. И.Ф. Культура и общество// Социально-политический журнал. -1995. № 3.91 .Коган JI.H. Цель и смысл жизни. М.: Мысль, 1984. — 251 с.
  86. И.М. Проблемы физического воспитания детей дошкольного возраста // Физическая культура и спорт в современном образовании. СПб1993,-Кн. 1 с. 90−93.
  87. И.М. Проблемы физического воспитания дошкольников // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -1996. № 2. С. 11−12.
  88. К.Ю. Построение процесса обучения на интегративной основе: Дис. .канд. пед. наук. Ростов н/Д, 1995.
  89. Я. А. Великая дидактика. Избр. пед. соч. в 2-х т. т. 1 М.: Изд. АПН РСФСР, 1932.
  90. Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие / Сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. М., 1987.
  91. Кон И.С. В поисках себя. М., 1984. — 335с.
  92. В.А. Культура, человек, образование. Самара, 1999. — 108 с.
  93. Концепция дошкольного воспитания //Дошкольное воспитание. 1989. № 5. № 9. — С.48−69.
  94. Концепция центра «Экология детства». Чумичева P.M. Научный проект «Экология детства». Ростов- на-Дону, 1995.
  95. Н.Б. От, А до Я.- 2-е изд., перераб. и доп. М.: Медицина, 1987. -288 с.
  96. В.В. Физическая культура детей и молодежи. Актуальные проблемы воспитания // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. № 1. — С. 3- 4.
  97. П.Г. Межпредметные связи в процессе обучения. М., 1981.
  98. Г. А., Сергеев С. К., Шленов Ю. В. Валеологическая система сохранения здоровья населения России// Валеология. 1996. № 1. — С. 7−18.
  99. В.Н. Всеобщее физкультурное образование путь к здоровью нации// Вестник СГУ. Выпуск № 16. — Ставрополь, Издательство СГУ. 1998. -С. 140−146
  100. В.Н., Грудницкая Н. Н. Ритмическая гимнастика в школе/ Под редакцией В. Н. Курыся: Учебное пособие. Ставрополь: Изд-во СГУ, 1998. -204 с.
  101. А.Н. Избранные психологические произведения. В 2 т. Т.1. М.: Педагогика, 1983.
  102. А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: МГУ, 1971.
  103. П.Ф. Избранные труды (состав. И.Н. Решетель) М.: ФиС. 1987. -С.281−287.
  104. П.Ф. Собр. пед. соч: в 4 т. М.: ФиС. — 1953. Т.4. — С. 340−348.
  105. П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. СПб, 1900, с. 170−171.
  106. .Т. Педагогика: Курс лекций. М., 1995.
  107. Л.И. Концепция, физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. № 1. — С. 11−17.
  108. Л.И. Современные подходы к формированию физкультурного знания у студентов вузов // Теория и практика физической культуры. — 1993. № 3.
  109. Л.И. Современные подходы к формированию физкультурного знания у студентов вузов// Теория и практика физической культуры. -1991. № 6. С. 19.
  110. Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью// Теория и практика физической культуры. 1997. № 6.
  111. Л.И., Грузных Г. М. теоретико-методологическое обоснование физкультурного воспитания студентов // Теория и практика физической культуры. 1991. № 6. — С. 10−11.
  112. Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. Новосибирск, Наука, 1992. — С. 120.
  113. Л.И. Социальное и биологическое в физической культуре человека в аспекте методологического анализа.// Теория и практика физической культуры. 1996. № 1. — С. 2- 4.
  114. В.П. Физическая культура: основы знаний: Учебное пособие. Ставрополь: Изд-во СГУ. — 2001. — 224 с.
  115. А.В. О воспитании и образовании. М., 1976. I
  116. Лях В. И. Физическое воспитание в общеобразовательных школах Западной Европы: Состояние и перспективы// Теория и практика физической культуры. 1995. № 5−6. — С. 55−59.
  117. Лях В.И., Мейксон Г. Б. Ориентиры физического воспитания // Советская педагогика. 1990. № 11. — С.34.
  118. Лях В.И., Мейксон Г. Б., Кофман Л. Б. Концепция физического воспитания детей и подростков// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -1996. № 9.
  119. А.С. Педагогические сочинения в 8 т. М.: Педагогика, 1985, т.5. — С.14.
  120. Э.С. Теория культуры и современная наука. М.: Мысль, 1983. -283 с.
  121. А. П. Очерки по теории и методике образования школьников в сфере физической культуры// Физкультура, образование, наука. 1997. -120 с.
  122. А.П., Петрова Г. В. Основные положения «Концепции структуры и содержания общего среднего образования в сфере физической культуры в 12-летней школе»// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2000. — № 2. — С.60−62.
  123. Л.П. Введение в теорию физической культуры, М.: ФиС.-1983.-с.113
  124. М.Д. Воспитание здорового ребенка: пособие для практических работников детских дошкольных учреждений, 2-е изд. испр. и доп. М.: АРКТИ, 2000.-107 с.
  125. В.М. Культура и история, М.: Политиздат, 1977. — С. 198.
  126. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.
  127. Н.Я. Новые программы для детских садов // Дошкольное воспитание.- 1995. № 8.- С. 4
  128. Н.Я., Короткова Н. А. Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования/ Методические рекомендации. М., 1993.-20 с.
  129. Моделирование образовательного пространства: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 2./ Под общей редакцией P.M. Чумичевой, Ростов- на-Дону: РГПУ, 1998.
  130. Р.Е., Каплан Э. Я. и др. Двигательная активность важное условие здорового образа жизни // Теория и практика физической культуры. — 1980. № 1. — С.14−21.
  131. .П., Никитина JI.A. Мы и наши дети. Ростов-на-Дону: Издательство «Молот», 1991. — 216 с.
  132. .А. Принципы и приоритеты физического воспитания детей дошкольного возраста// Теория и практика физической культуры. 1993. № 7. — С.5−7.
  133. А.Д. Физическое воспитание (к вопросу о предмете, принципах, средствах, методах и формах организации занятий физическими упражнениями). М.: Физкультура и спорт, 1949. — 135 с.
  134. В.Н. Новое в организации физического воспитания дошкольников// Теория и практика физической культуры. 1990. № 11. — С.36−37.
  135. Образование родителей и школа: Учеб.-метод. Пособие /Под ред. Л. Г. Петрявской. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. — 120 с.
  136. Образование// Советский энциклопедический словарь. М., 1989. -С.907.
  137. С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов / Под редакцией Н. Ю. Шведовой. 22 изд. стер. — М.: Рус. яз., 1990. — 921 с.
  138. Очерки по теории физической культуры: Гр. ученых соцстран / сост. и общ. ред. Матвеев Л. П., М.: ФиС, 1984. — 248.
  139. А.В. Психология о каждом из нас. М., 1992. — С. 125
  140. Е.А. Содержание и методика физического воспитания детей 57 лет: Автореф. дис.канд. пед. наук 1990. — 23 с.
  141. Н.И. Школа и жизнь. Избр. пед. соч. М.: 1985.
  142. Н.И. Некоторые проблемы функционирования и развития теории физической культуры// Теория и практика физической культуры. -1996. № 5.- С. 55−58.
  143. Н.И. Социальные функции физической культуры и спорта. -М.: Фис, 1974.-310 с.
  144. С.А. Растите малышей здоровыми. М.: ФиС, 1992. — 95 с.
  145. В.А., Аяшев О. А. Физическая культура и становление личности. М.: Физкультура и спорт, 1991.- 169 с.
  146. В.В. Педагогические основы физкультурного образования студентов (опыт игрового проектирования и экспертизы): Автореф. дис. .докт. пед. наук. М., 1992. — 47 с.
  147. В.В. Проблемы физкультурного образования студентов гуманитарных и технических вузов // Теория и практика физической культуры.-1991. № 4. С.35−36. '
  148. Проблемы совершенствования физического воспитания дошкольников.// Сб. научных трудов ВНИИФК // Под редакцией ЕЛ. Бондаревского. М.: ФиС, 1988.- 116 с.
  149. Программа «Развитие» (основные положения). Под ред. JI.A. Венгера. -М.: Новая школа, 1994. 64 с.
  150. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под редакцией Васильевой М. А. Изд.2-е, доработанное. М: Просвещение, 1984 — 174 с.
  151. Программа по физической культуре в детском саду «Здоровье». Ставрополь. 1990. 87 с.
  152. Психология детей дошкольного возраста/ Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М.: Просвещение, 1964. — 175 с.
  153. Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона: Тезисы докладов VIII годичного собрания Южного отделения РАОI
  154. XX региональных психологов педагогических чтений Юга России. -Ростов — на -Дону: Изд. РГПУ, 2001, 4.2−246 с.
  155. Ребенок в мире культуры. / Под ред. P.M. Чумичевой. Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 1998. — 558 с.
  156. Региональная программа «Планета детства». Ставрополь, 1995.
  157. Л.Л. Управление качеством непрерывного уровневого образования в региональном учебно-научно-педагогическом комплексе. М.: Илекса, Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2001. — 320 с.
  158. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т/ Гл. ред. В. В. Давыдов -М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. С. 608, Т. 1 — А-М. 1993.
  159. В.В. Личностно ориентированное образование// Педагогика, 1994. № 5.
  160. О.А. Интегративный подход к воспитанию дошкольников// Физическое воспитание детей дошкольного возраста: Проблемы и перспективы: Тез. докл. регион, научно-практ. конф. Челябинск: УралГАФК, 1999. -с.81−82.
  161. Словарь современных иностранных слов. М., 1993.
  162. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учебн. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Т. Н. Ерофеевой. 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 344 с.
  163. Современные проблемы разрития физической культуры и биомеханики спорта: Материалы международной научной конференции. — Майкоп, Институт физической культуры и дзюдо АТУ, 1999.
  164. Г. М. Здоровый образ жизни: научно-теоретические и методические основы: Учебное пособие. Части 1 и 2. — Ставрополь: Издательство СГУ, 2001. — 346 с.
  165. Г. М. Физическое воспитание и образование в вузе: Учебное пособие. Ставрополь: СГПИ, 1993.- 86 с.
  166. Г. М. Формирование физической культуры личности студента в ракурсе современных образорательных технологий. Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999.- 168 с.
  167. Г. М., Криунов В. А. Технологическая модель реализации оздоровительных программ. Методическое пособие. Ставрополь, СГУ. -1996.-47 с.
  168. А.С., Есина Е. М. Физическое и функциональное развитие детей дошкольного возраста Санкт-Петербурга// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -1999. № 1−2. С. 12−15
  169. Р.Б. Качество дошкольного образования и основные тенденции его изменения // Дошкольное воспитание. 1996. № 6 — С.2−14.
  170. В.И. Место физической культуры и спорта в системе явлений культуры: М.: ГЦОЛИФК, 1988. — 27 с.
  171. В.И. Методологические принципы определения понятий в процессе научного исследования физической культуры и спорта: Учебное пособие для аспирантов и соискателей ГЦОЛИФК. М., 1984. — 98 с.
  172. В.И., Быховская И. М., Лубышева Л. И. Концепция физическойкультуры и физкультурного воспитания (инновационный подход) // Теория и практика физической культуры. 1998. № 5 — С. 11−15.
  173. В.А. Мудрость родительской любви. М.: Молодая гвардия, 1988. 304 с.
  174. В.А. Сердце отдаю детям. 4-е Издательство — Киев, 1972. -С.3−1,19−20, 25,26.
  175. Л.Г. Педагогическая валеология: Генезис. Тенденции развития. Санкт-Петербург, изд. «Петроградский и К», 1995. 352 с.
  176. Теория и методика физического воспитания: Учебник для институтов физической культуры/ Под общей ред. Л. П. Матвеева и А. Д. Новикова. 2-е изд., испр. и доп.: в 2 т. М.: Физкультура и спорт, 1976. — 1 т.
  177. К.И. Социально-педагогические основы формирования физической культуры дошкольника: Автореф. дис. канд. пед. наук. Майкоп, 1996.-26 с.
  178. К.И. Физическая культура дошкольника как педагогическая проблема. Майкоп, 1995. — 15 с.
  179. Типовое Положение о дошкольном образовательном учреждении // Дошкольное воспитание. 1995. № 10 — С.2−7.
  180. Л.Н. Собрание сочинений в 22-х т. т. 16 М.: 1983. — С.33 .
  181. А.Г. Теоретические аспекты инновационных технологий физического воспитания оздоровительной направленности. Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 1999.- 172 с. I
  182. В.И. Социально педагогическая эффективность оздоровительной физической культуры в семье, детском саду и школе // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 1997. № 1, 2. — С. 7.
  183. В.И. Физическое воспитание дошкольников в семье: состояние, проблемы, пути их решения // Материалы научно-практической конференции «Физическая культура и проблемы здоровья дошкольников». Красноярск. 1990. — С. 6−7.
  184. К. Д. Избр. пед. соч, в 2-х томах. Том 1, с. 34. М., 1974.
  185. А.И. Физическая культура в жизни детей дошкольного возраста (методология и методика исследования). М., 1985.
  186. Физическая культура и спорт на рубеже тысячелетий (Материалы Всероссийской научно-практической конференции) под общ. ред. Волкова Ю. В., Пономарева Г. Н. и др. Часть II, СПб- 2000.
  187. Физкультура от 3 до 17 лет: Программа и методические рекомендации непрерывного физкультурно-оздоровительного образования. Автор: В. П. Щербаков. М.: Центр инноваций в педагогике, 1996. — 208 с.
  188. В.Т. Построение процесса обучения на интегративной основе. -Ростов н/Д, 1996.
  189. Н.Х. Физическая культура в системе образования. М.: Советский спорт, 1994.- 132с.
  190. .К., Попов В. П. Мама, папа и я физкультурная семья. -Минск: Полымя. -1989. — 222 с.
  191. Ю.К. Научно^педагогические основания инновационных направлений в системе физического воспитания детей дошкольного возраста: Автореф. дис. докт. пед. наук Краснодар, 1998. — 50 с.
  192. Ю.К. Структура и содержание подготовки специалистов по дошкольному физическому воспитанию // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. № 2.- С. 52−53.
  193. Ю.К., Баландин В. А., Курдюков Б. Ф. и др. Инновационные направления развития системы физического воспитания детей дошкольного возраста// Теория и практика физической культуры. -1999. № 3. -С.54−58.
  194. Ю.К., Дворкин JI.C. Взрослым о физическом воспитании детей дошкольного возраста. Краснодар, 1997.
  195. В. О. О новых программно-методических комплектах по дошкольному образованию // Дошкольное образование. 1997. № 11.- С. 4.I
  196. С.Б., Федоров А. И. Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1998. № 1. — С. 50−54.
  197. С.Т. Пед. собр. В 4-х томах. Т.2 с. 55. М., 1964.
  198. В.Н., Ермак Н. Н., Шишкина В. А. Физическое воспитание дошкольников. Практикум. Пособие для средних педагогических учебных заведений и работников дошкольных учреждений. М.: Издательский центр Академия. 1996. — С. 176. I
  199. В.А. Движение + движение. Книга для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1992. — С.96.
  200. Г. А., Мутовкина Т. Г., Тарасова Т. А. Пути совершенствования оздоровительной работы в детских дошкольных учреждениях // Проблемы оптимизации учебно-воспитательного процесса в ИФК. Матер, научн. метод. конф. Челябинск, ЧГИФК, 1994. — С. 85−87.
  201. С.Е. Педагогические основы формирования у детей 5−6 лет элементарных представлений о человеческом организме: Автореф. дис. канд. пед.наук. Саранск, 1998. — 22 с. I
  202. О.П. Здоровье населения Российской Федерации: Проблемы и перспективы// Вестник Российской АМН.-1996. № 6.
  203. Экология детства. (Региональные педагогические системы. Проблемы развития.): Материалы Северо-Кавказской региональной научной конференции 25−26 мая 2000 года. Ставрополь: Изд-во «Кавказский край», 2000.-С. 38
  204. Д.Б. Развитие личности ребенка дошкольника. В кн.: Психология личности и деятельности дошкольника М., 1966.
  205. Д.К. Роль образования в пропаганде здорового образа жизни в двадцать первом столетии// Теория и практика физической культуры. -1993. № 1. С. 46 — 48.
  206. Эргономика дошкольного детства. Сборник статей дошкольного подразделения и преподавателей Ставропольского регионального государственного педагогического института детства Ставрополь. Изд-во «Кавказин-терпресс», 2000.- 60 с.
  207. В.А. Социологическое исследование: методология, программы, методы, 2-е изд. М.: Наука, 1987 -239с.
  208. JI.A. Работаем по программе «Старт»//Дошкольное воспитание. 1996. № 1−9.
  209. L., Dicenson В. «Revisiting Health Related Fitness» in Health Related Fitness: a Report of a Conference at the College of St. Paul/ St. Mary, Cheltenham, 1985, published by Curriculum Development Center, p. 51.
  210. Andrews J.C. Essays on Physical Education and Sport, Stanley Thornes, Cheltenham, 1979, p.24.
  211. British Journal of Physical Education. Published by the Physical Education Association, v.20, p.2−4, 1989.
  212. Fentem P. H., Bassey E. J., Turnbull N. B. The New Case for Exercise Health Education Authority and the Sports Council, London, 1988.
  213. J. «A Focus on Health in Primary School, Physical Education» BAALPE Annual Congress Report 1989, Physical Education in the New Era, published by BAALPE, 1990.
  214. Laventure R.M.E. «The Active Lifestyle Project: A model for Curriculum Change». FIEP Bulletin, English Language Edition, v.59, N 1, Spring/Summer, 1989, p, 7−14.
  215. T. «Being Habitually Active in Leisure Time- Today’s best buy for Public Health», British Journal of Physical Education, v. 20, N 3, Autumn, 1989, p.137−143.t
  216. Norwegian Confederation of Sports. Physical Activity and Health, 1928, p.27−28.
  217. RaiterK. S. ARE American children really, 101.16.- 1988.-N 10. P. 146 154.
  218. Sleap M., Warburton P. Physical Activity Patterns of Primary School Children. Interim Report Happy Heart Project, Health Education Authority, Thomas Nelson and Sons Ltd. -1990.
Заполнить форму текущей работой