Влияние занятий оздоровительной физической культурой на коррекцию нарушений в состоянии здоровья девочек-сирот 10-11 лет с задержкой психического развития
Методологическую основу исследования составили положения психологии и педагогики о единстве основных закономерностей развития нормальных и аномальных детей (Т.А. ВласоваJ1.C. ВыготскийВ.И. ЛубовскийB.C. Певзнер и др.) — теория коррекции и компенсации нарушенных функций (М.И. ЗемцоваМ.А. ЗинкинаУ.В. УльенковаВ.И. Лубовский и др.) — теоретические положения отечественной и зарубежной педагогики… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ.стр
- ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ ПОЛОЖЕНИЯ ДЕТЕЙ -СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В ОБЩЕСТВЕ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИХ РАЗВИТИЯ. стр
- 1. 1. Состояние проблемы положения детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в обществе. стр
- 1. 2. Особенности физического и психического здоровья детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. стр
- 1. 3. Влияние двигательной активности на коррекцию отклонений в состоянии здоровья детей, имеющих нарушения интеллекта. стр
- 1. 4. Характерные особенности развития двигательных качеств у детей с нарушенным интеллектом. стр
- ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ. стр
- 2. 1. Методы исследования. стр
- 2. 2. Организация исследования. стр
- ГЛАВА 3. ХАРАКТЕРИСТИКА НАРУШЕНИЙ В ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ, ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ И ПСИХИЧЕСКОМ СОСТОЯНИИ ДЕВОЧЕК — СИРОТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ. стр
- 3. 1. Характеристика физического развития и двигательной подготовленности девочек — сирот 10−11 лет с задержкой психического развития. стр
- 3. 2. Характеристика психического состояния девочек — сирот 10−11 лет с задержкой психического развития. стр
- ГЛАВА 4. ОРГАНИЗАЦИОННО — МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО — ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ С ДЕВОЧКАМИ — СИРОТАМИ 10−11 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗИТИЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА. стр
- 4. 1. Ресурсы и возможности детского дома № 4 для организации и проведения коррекционной работы с его воспитанниками. стр
4.2. Особенности использования средств коррекционной направленности в физкультурно — оздоровительных занятиях с девочками — сиротами 10−11 лет с задержкой психического развития в условиях детского дома. стр
4.3. Особенности структуры, содержания и методики проведения физкультурно — оздоровительных занятий с использованием средств оздоровительной аэробики и элементов художественной гимнастики с девочками — сиротами с задержкой психического развития 10−11 лет. стр
ГЛАВА 5. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ РАЗРАБОТАННОЙ МЕТОДИКИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ С ДЕВОЧКАМИ — СИРОТАМИ 10−11 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ. стр
5.1. Определение динамики исследуемых показателей испытуемых экспериментальной и контрольной групп. стр
5.2. Определение влияния экспериментальной методики на коррекцию нарушений в исследуемых показателях состояния здоровья у испытуемых. стр
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ. стр
ВЫВОДЫ.стр
Влияние занятий оздоровительной физической культурой на коррекцию нарушений в состоянии здоровья девочек-сирот 10-11 лет с задержкой психического развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
и постановка проблемы исследования.
Современный кризис (нарастание экологических, экономических проблем, сочетающихся с высокой социальной напряженностью и неопределенностью, порождающими хроническое чувство тревоги, неудовлетворенности и т. п.) охвативший все сферы жизни в Российской Федерации, представляет серьезную проблему для человека. При этом самой ранимой и уязвимой частью населения становятся дети, особенно оставшиеся без родительского попечения, воспитывающиеся в специализированных учреждения.
В нашей стране за последние годы наблюдается значительное увеличение числа детей, оставшихся без родительского попечения, воспитывающихся в детских домах, домах ребенка, приютах.
По данным специалистов В. В Бойко, К. М Оганян, О. И Копытенкова, 1999; С. В Дармодехин, 1999; Л. М. Шипицына, 2000, мы сегодня переживаем третью (после Гражданской и Великой Отечественной войн) волну социального сиротства.
В Томской области, как и в целом по России, также наблюдается постоянный рост числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Из общего числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выявленных за 2002 год в Томске, 30% лишились родительского попечения по причине смерти родителей, оставшиеся 70% детей — это дети, родители которых лишены родительских прав.
Сиротство как негативный фактор разрушает эмоциональные связи ребенка с окружающей его социальной средой, с миром взрослых и сверстников, развивающихся в более благоприятных условиях, и вызывает глубокие вторичные нарушения физического, психического и социального развития (Й. Лангмайер, 3. Матейчик, 1984; И. А. Коробейникова, В.М.
Слуцкий, 1990; A.M. Прихожан, Н. Н. Толстых, 1990, 1991; B.C. Мухина, 1991; Т. А. Басилова, JI.H. Галигузова, 1996; JI.M. Шипицына, 1997; JI.B. Байбородова, 1997; Е. А. Стеребова, 1998; Е. И. Казакова, 2000).
Среди воспитанников детских домов 60% имеют серьёзные проблемы со здоровьем, многие из них связаны с центральной нервной системой, 55% воспитанников отстают в физическом развитии. Только 4,7% воспитанников детских домов квалифицируются как здоровые (И.В. Дубровина, А. Г. Рузская, 1990).
На психическое и общее развитие таких детей сильное влияние оказывает тот факт, что они перенесли разного рода травмы и насилия.
Экспериментальные исследования (И.В.Дубровиной, Э. А. Минковой, М. К. Бердышевской, 1995; С. Н. Сатышевой, 1999) подтверждают, что у детей, растущих без попечения родителей, темпы психического развития замедлены, ниже уровень интеллектуального развития, беднее эмоциональная сфера, воображение, не развита саморегуляция, а также наблюдаются значительные отклонения в поведении, нарушения социализации, выражающиеся в неспособности адаптироваться к незнакомой среде, новым обстоятельствам. Для многих из них характерно отсутствие социально значимых ценностных ориентаций, воровство, жестокость, агрессивность, лень, лживость, непринятие общепринятых норм морали и нравственности.
Последствия психотравм выражаются в изменениях внутреннего мира ребенка, которые трудно поддаются коррекции.
Наряду с этими отклонениями для данной категории детей характерно: слабое физическое развитие, низкий уровень двигательной подготовленности, особенно, нарушения моторики, которые лежат в большинстве своем в сфере координационных способностей. Дети с отклонениями в развитии имеют нарушения в работе анализаторной системы, следствием этого являются и отклонения в формировании механизмов координационных проявлений, поэтому у них возникают трудности при выполнении координационных движений, понижена скорость и ловкость выполнения заданий, нарушена способность к ритмизации и дифференцированию силовых, временных и пространственных параметров движений (Г.В. Чиркина, 1969; Е. М. Мастюкова, 1982, 1985; A.A. Дмитриев, 1989; Т. Б. Филичева, 1997; A.A. Сахоненко, 1999).
На фоне низкого функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем дети с отклонениями в развитии плохо справляются с физическими нагрузками.
Физическое воспитание для детей-сирот, имеющих отклонения в состоянии здоровья выступает как эффективное средство реабилитации и социальной адаптации. Именно для этой группы детей занятия физической культурой выступают как фактор улучшения самочувствия, повышения уровня здоровья и физической подготовленности, удовлетворения потребности в общении и самореализации. Помимо прямого двигательного эффекта, занятия физической культурой имеют большое социально-психологическое значение.
Несмотря на то что в последние десятилетия отечественные психологи, ученые, работающие в области коррекционной педагогики, уделяют внимание проблеме психического развития детей, лишенных родительского попечения, многие вопросы, связанные с организацией физического воспитания с коррекционно — оздоровительной направленностью, остаются все еще не решенными.
На данный момент в лечебных учреждениях есть некоторый опыт применения средств и методов физической культуры в работе с лицами, имеющими отклонения в своем развитии. Предложены программы деятельности классов здоровья и программы специализированных школ. Однако сегодня по оценкам специалистов для 80% детей, относимых к категории «задержка психического развития» (ЗПР) и тем более детей-сирот с ЗПР развивающая и коррекционная работа оказывается недостаточно эффективной. Видимо, это связано с издержками в организационнометодической работе (Т.А. Бобылева, 2002). Также проводятся научные исследования проблем адаптивной физической культуры, но разработанных методик и программ, с учетом дифференциации в подборе средств физической культуры, особенно, оздоровительной направленности, с целью физической реабилитации и педагогической коррекции детей-сирот в условиях детского дома до сих пор недостаточно.
В связи с вышеизложенным представляется актуальным поиск инновационных подходов в разработке новых технологий в процессе обучения и воспитания детей-сирот с отклонениями в развитии с целью физической реабилитации и педагогической коррекции. Представленные выше основания и обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Влияние занятий оздоровительной физической культурой на коррекцию нарушений в состоянии здоровья девочексирот 10−11 лет с ЗПР».
Объект исследования: процесс физического воспитания девочек-сирот 10—11 лет с задержкой психического развития в условиях детского дома.
Предмет исследования: организация и методика занятий оздоровительной физической культурой с использованием средств оздоровительной аэробики и художественной гимнастики с девочкамисиротами 10−11 лет с ЗПР.
Цель исследования: разработать и экспериментально проверить эффективность организации и методики физкультурных занятий оздоровительно — коррекционной направленности, с использованием средств оздоровительной аэробики и элементов художественной гимнастики в условиях детского дома с девочками — сиротами 10−11 лет с ЗПР.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что предложенная организация, содержание и методика физкультурно-оздоровительных занятий позволят оказать развивающее воздействие на психофизическое развитие, повысить двигательную подготовленность, нормализовать психоэмоциональное состояние и повысить уровень здоровья девочек-сирот 10−11 лет с ЗПР.
В соответствии с целью, объектом, предметом и рабочей гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи.
1. Изучить особенности психоэмоционального состояния и определить уровень психофизического развития и двигательной подготовленности девочек 10−11 лет с ЗПР, воспитывающихся в детских домах.
2. Разработать методику физкультурно-оздоровительных занятий, основанных на использовании средств оздоровительной аэробики и художественной гимнастики для девочексирот 10−11 лет с ЗПР.
3. Экспериментально проверить эффективность влияния разработанной методики физкультурно-оздоровительных занятий на коррекцию нарушений в состоянии здоровья девочек — сирот 10−11 лет с ЗПР.
Методы исследования подбирались в соответствии с целью, задачами и гипотезой работы:
— анализ и обобщение психолого — педагогической, медицинской и научно — методической литературы по проблеме исследования;
— педагогические наблюдения и беседы;
— определение физического развития, двигательной подготовленности и психического состояния занимающихся посредством тестирования;
— педагогический эксперимент;
— методы математической статистики по обработке экспериментальных данных.
Методологическую основу исследования составили положения психологии и педагогики о единстве основных закономерностей развития нормальных и аномальных детей (Т.А. ВласоваJ1.C. ВыготскийВ.И. ЛубовскийB.C. Певзнер и др.) — теория коррекции и компенсации нарушенных функций (М.И. ЗемцоваМ.А. ЗинкинаУ.В. УльенковаВ.И. Лубовский и др.) — теоретические положения отечественной и зарубежной педагогики и психологии о всестороннем развитии личности ребенка (А. МаслоуК. Роджерс и др.) — теория индивидуальных различий (Н.И. Красногорский и др.) — физиологическое учение об анализаторах (H.A. БерштейнИ.П. ПавловИ.М. Сеченов и др.) — принципы единства диагностики и коррекции развития (JI.C. ВыготскийД.Б. Эльконин и др.) — социальные теории адаптации личности (В.Т. Лисовский, А. МаслоуA.B. Петровский и др.) — положения теории и методики физического воспитания (A.C. АшмаринA.A. ДмитриевС.П. ЕвсеевВ.М. ЗациорскийЛ.П. МатвеевЕ.С. ЧерникБ. К. Холодови др.).
Научная новизна исследования.
1. Предложена дополнительная форма физкультурно-оздоровительных занятий с девочками-сиротами в условиях детского дома, позволяющая осуществлять специальную коррекционно-оздоровительную работу с детьми с ЗПР и увеличить объем их двигательной активности.
2. Разработана методика занятий с коррекционно-оздоровительной направленностью с использованием средств оздоровительной аэробики и элементов художественной гимнастики для девочек-сирот 10−11 лет с ЗПР.
3. Научно обосновано, что предложенная организация, содержание и методика занятий с использованием средств оздоровительной аэробики и элементов художественной гимнастики:
— компенсируют эмоциональный голод и недостаток двигательной активности;
— оказывают развивающие воздействие на организм занимающихся;
— способствуют повышению уровня двигательной подготовленности девочек-сирот с ЗПР, особенно координационных способностей — наиболее слабого и существенно важного звена двигательной сферы детей с нарушенным интеллектом;
— активизируют психофизическое развитие и нормализуют психоэмоциональное состояние;
— формируют сознательное отношение, потребность и устойчивый интерес к занятиям физическими упражнениями.
Теоретическая значимость состоит в том, что результаты исследования позволили расширить и углубить знания об особенностях психофизического развития и двигательной сферы девочек — сирот с ЗПР, о влиянии средств оздоровительной аэробики и художественной гимнастики, а также специально подобранных игр и педагогических приемов на их познавательную деятельность, двигательную подготовленность и психоэмоциональное состояние. Полученные данные обогатили положения теории адаптивного и оздоровительного физического воспитания.
Практическая значимость определяется тем, что разработана организация и методика озодоровительно-коррекционных занятий для девочек-сирот 10−11 лет с ЗПР с использованием средств оздоровительной аэробики и элементов художественной гимнастики, которая реализована на практике и эффективность которой доказана экспериментально. Предложенная организация дополнительной двигательной активности может применяться специалистами физического воспитания для проведения коррекционно-оздоровительной работы с детьми с ЗПР в условиях детских домов, приютов специализированных и общеобразовательных учреждений (классах выравнивания), а также инструкторами лечебной физкультуры в школах и медицинских учреждениях. Результаты исследования могут быть использованы в процессе подготовки, переподготовки и прохождения курсов повышения квалификации педагогических кадров.
Положения, выносимые на защиту.
1. Состояние здоровья девочек-сирот по всем параметрам существенно отличается от их сверстниц, воспитывающихся в семьях, и имеет специфические особенности.
2. Коррекционно-оздоровительную работу с воспитанницами детского дома необходимо проводить в рамках организации физического воспитания с использованием специально подобранных средств, методов и педагогических приемов, оказывающих положительное влияние на их психофизическое развитие, двигательную подготовленность и психоэмоциональное состояние.
3. Разработанная организация и методика физкультурно-оздоровительных занятий в условиях детского дома оказывает эффективное влияние на коррекцию нарушений в состоянии здоровья девочек-сирот 1011 лет с ЗПР.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Результаты исследования внедрены в учебно-воспитательный процесс Томского областного государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детского дома № 4- муниципального специального (коррекционного образовательного) учреждения для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии, специальной (коррекционной) общеобразовательной школы № 39 и факультета физической культуры ГОУ ВПО «Томский государственный педагогический университет».
Основные теоретические положения и результаты исследования отражены в 17 публикациях, в том числе в центральных журналах опубликованы статьи: «Влияние занятий оздоровительной аэробикой на физическое здоровье девочек 10−11 лет в условиях детского дома» (научно-методический журнал «Физическая культура: образование, воспитание, тренировка»), «Значение средств оздоровительной физической культуры в системе психолого-педагогической коррекции и физической реабилитации детей-сирот» (журнал «Адаптивная физическая культура»), «Организационно-методические аспекты проведения занятий по оздоровительной аэробике с девочками-сиротами в условиях детского дома» (журнал Вестник ТГПУ).
Также в виде докладов и сообщений на международных научно-практических конференциях «Актуальные вопросы безопасности здоровья при занятиях спортом и физической культурой», г. Томск (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005) — на всероссийских научно — практических конференциях «Непрерывное педагогическое образование: качество, проблемы, перспективы», г. Томск (2002, 2003, 2004) — на международной научнопрактической конференции «Модернизация образования и повышение квалификации» (Томск, 2003).
Структура и объем диссертации
.
Работа состоит из введения, пяти глав, выводов, практических рекомендаций, библиографического указателя, содержащего 229 источников, в том числе 36 зарубежных авторов, приложения. Работа включает 10 таблиц и 21 рисунок.
173 ВЫВОДЫ.
1. Изучение особенностей физического развития девочек 10−11 лет с ЗПР, воспитывающихся в детских домах позволило установить, что вде исследуемые показатели существенно снижены, прежде всего из — за множества сопутствующих заболеваний: так, длина тела воспитанниц детского дома статистически существенно (Р < 0,05) не соответствует должной на 8,1 см, масса тела на 6,7 кг, окружность грудной клетки на 5,2 см, сила правой и левой кистей, соответственно на 7,5 кг и 8,7 кг, ЖЕЛ на 323 мл.
2. Установлены. достоверные различия в уровне двигательной подготовленности девочек — сирот 10 — 11 лет с ЗПР и их сверстниц, воспитывающихся в семьях. По всем тестируемым показателям, оценивающим кондиционные способности (скоростно — силовые и скоростные способности, силовая выносливость мышц брюшного пресса, подвижность в тазобедренных суставах) различия достоверны (Р < 0,05). В исследовании координационных способностей (согласованности двигательных действий, дифференцировании мышечных усилий, удержании равновесия, ориентировки в пространстве) наблюдается подобная тенденция, но более выраженная.
3. Иссле дование психического состояния девочек — сирот 10−11 лет с ЗПР показало, что наиболее существенные нарушения наблюдаются в показателях, оценивающих устойчивость внимания. Так, у воспитанниц детских домов № 4 и 6 они соответствуют 3,75 и 4,2 балла, а девочек, воспитывающихся в семьях аналогичный показатель значительно выше — 12 баллов. Сравнительный анализ показателей психоэмоциональной сферы личности девочек — сирот и девочек, воспитывающихся в семьях выявил, что первые имеют значительно высокий уровень тревожности, фрустрации и ригидности (Р < 0,05).
4. Низкий уровень двигательной подготовленности и нарушение психофизического развития обусловлены не только основным дефектом, сопутствующими заболеваниями и вторичными отклонениями, но и слабой организацией физкультурно — оздоровительной работы с воспитанникам^, детских домов. Поэтому потенциальным резервом и адекватной формой дополнительной двигательной активности для детей данной категории являются физкультурно — оздоровительные занятия во внеурочное время в условиях детского дома, основанные на использовании средств оздоровительной аэробики и художественной гимнастики.
5. С учетом особенностей данного контингента разработана методика физкультурных занятий с коррекционно — оздоровительной направленностью для девочек 10−11 лет с ЗПР, воспитывающихся в детском доме, основанная на использовании средств оздоровительной аэробики, художественной гимнастики и хореографии, а также специально подобранных игр и педагогических приемов.
6. Результаты педагогического эксперимента подтвердили выдвинутую рабочую гипотезу и показали достаточно высокую эффективность предложенной методики физкультурных занятий.
Установлено, что за полтора года проведения занятий по предложенной методике занятий у занимающихся ЭГ достоверно (Р < 0,001) улучшились все исследуемые показатели двигательной подготовленности:
— кондиционные способности: в тесте «прыжок в длину с места» — с 132, 7 до 144,9 см (Р < 0,001) — в тесте «челночный бег 3×10» — с 10,9 до 8,6 с (Р < 0,001) — в тесте «наклон вперед в положении сидя» — с 6,3 до 14,1 см (Р < 0,001) — в тесте «поднимание туловища из положения лежа на спине с согнутыми ногами» — с 14,0 до 20,1 раз (Р < 0,001).
— в наиболее отстающем звене — координационные способностисущественные изменения отмечены: в повышении способностей удерживать статическое равновесие — с 12,8 до 26,2 с (Р < 0,001) — в тесте «упор присевупор лежа», оценивающем согласованность двигательных действий, — с 4,2 до 5,7 раза (Р < 0,001) — в тесте «бег к мячам», оценивающем способность к ориентировке в пространстве, — с 0,32 до 0,19 с (Р < 0,001) — в тесте «прыжок на разметку», оценивающем способность к дифференцированию мышечных усилий, — с 8,3 до 4,1 см (Р < 0,001). По всем показателям, оценивающим координационные способности воспитанницы детского дома № 4 (ЭГ) превзошли своих сверстниц, воспитывающихся в семьях, в отличие от испытуемых КГ, прирост результатов которых за период эксперимента не оказался достоверным.
Кроме этого у испытуемых ЭГ статистически существенно повысились показатели, оценивающие физическое развитие: длина тела с 133,6 см до 139, 8 смокружность грудной клетки с 60,8 см до 63,4 смсила правой кисти с 8 кг до 12,9 кгсила левой кисти с 5,8 кг до 8,9 кгЖЕЛ с 1400 мл до 1610 мл.
Подбор и использование в процессе занятий с девочками — сиротами ЭГ профилактических бесед, специальных игр, упражнений в сочетании с педагогическими приемами оказали положительное воздействие на состояние психоэмоциональной сферы личности, позволили скорректировать уровень личностной тревожности (на 23,5%), фрустрации (на 34,8%), ригидности (на 19%) и агрессивности (на 23,3%). При этом в соответствующих показателях у испытуемых КГ достоверных изменений не обнаружено.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.
Результаты проведенного исследования позволяют предложить преподавателям физического воспитания для работы с детьми, имеющими нарушения в состоянии здоровья, следующие рекомендации по организации и методике проведения физкультурно — оздоровительных занятий.
1. В процессе организации и проведения физкультурнооздоровительных занятий следует контролировать уровень физической подготовленности занимающихся по средством предложенных в работе тестов в начале, середине и конце учебного года, а также учитывать особенности их психоэмоционального состояния.
2. Сопоставление показателей психофизического развития, двигательной сферы и психического состояния детей, воспитывающихся в детских домах, с аналогичными показателями их сверстниц, воспитывающихся в семьях, позволяет выявить имеющиеся нарушения и в соответствии с этим планировать, организовывать и проводить коррекционную работу в рамках организации физического воспитания.
3. При осуществлении процесса коррекции двигательной подготовленности следует обращать особое внимание на более слабые звенья двигательной сферы детей с нарушенным интеллектомкоординационные способности. Для этого широко использовать средства оздоровительной аэробики и художественной гимнастики, оказывающие эффективное влияние на развитие всех видов координационных способностей.
4. Большое внимание на занятиях необходимо уделять музыкальному сопровождению, так как оно способствует повышению эмоциональной окраски. В результате чего, жизнерадостное настроение занимающихся обостряет их внимание, память, восприятие, позволяет сохранять высокую работоспособность более продолжительное время. Музыкальное сопровождение помогает занимающимся закреплять мышечное чувство, а слуховым анализаторам запоминать движения в связи со звучанием музыкальных отрывков. Все это постепенно воспитывает музыкальную память, закрепляет привычку двигаться ритмично, красиво и способствует увеличению продуктивности занятий.
5. Регулирование интенсивности упражнений в процессе занятия рекомендуем осуществлять с помощью изменения темпа музыкального сопровождения. Таким образом, можно производить варьирование интенсивности нагрузки: в зоне низкой интенсивности — темп музыкального сопровождения находится в пределах 80 — 100 музыкальных акцентов в минуту, ЧСС — 90 — 110 уд/минв зоне умеренной интенсивностиварьировался в пределах 100 — 120 музыкальных акцентов в минуту, ЧСС -100 — 120 уд/минв зоне большой мощности — темп музыкального сопровождения находился в пределах 120 — 140 акц/мин, ЧСС — 130 — 140 уд/мин.
6. В процессе организации и проведения физкультурнооздоровительных занятий с девочками, воспитывающимися в детском доме, широко использовать предложенные в работе педагогические приемы, специальные игры и профилактические беседы позволяющие скорректировать уровень психоэмоционального состояния.
Список литературы
- Агавелян, O.K. Общения детей с нарушениями умственного развития: Автореф. дис.. канд. психол. наук. / O.K. Агавелян. — М., 1989. -22 с.
- Альбицкий, В.Ю. Состояние здоровья детей из социопатических семей / В. Ю. Альбицкий, Т. М. Сигал, С. А. Ананьин // Российский вестник перинатологии и педиатрии 1994. — № 1. — С. 8 — 11.
- Альрахаль, Д.И. Психологические особенности межличностных отношений детей с ЗПР младшего школьного возраста: Автореф. дис.. канд. психол. наук. / Д. И. Альрахаль. М., 1992. — 21 с.
- Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды / Б. Г. Ананьев. -М.: Педагогика, 1980.
- Андрюхин, Т.В. Коррекция физического развития младших школьников с ЗПРцеребрально органического генеза средствами народных игр: Автореф. дис.. канд. пед. наук. / Т. В. Андрюхин. Екатеринбург, 2001.-21 с.
- Аркин, A.A. Родителям о воспитании. М.: Педагогика, 1957. -С. 12.
- Асанова, Н.К. О соотношении характеристик интеллекта и нарушений поведения у детей с ЗПР / Н. К. Асанова, Л. Э. Мансурова // Интеллектуальные нарушения у детей. Минск, 1986.
- Бабенкова, Р.Д. О подходе к физическому воспитанию учащихся вспомогательной школы / Р. Д. Бабенкова // Дефектология 1980. — № 5. — С. 37−39.
- Базовые координационные способности школьников с различным уровнем здоровья / Под ред. И. Ю. Горская, Л, А. Суянгулова. -Омск: СибГАФК. 2000. — 212 с.
- Баладин, В.А. Развитие познавательных способностей детей 6 -10 лет средствами физического воспитания / В. А. Баладин // Физическая культура: образование, воспитание, тренировка. 2000. — № 1. — С. 24 — 26, 39−40.
- Бальсевич, В.К. Физическая культура для всех и для каждого /
- B.К. Бальсевич. М., 1988. — 208 с.
- Бардышевская, М.К. Дети с недостатками эмоциональных привязанностей // Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения / М. К. Бардышевская. М.: ТОО «Симе», 1995.
- Баранец, Л.А. Социально гигиеническая характеристика детей, рожденных вне брака / Л. А. Баранец // Здравоохранение РФ — 1986. — № 2.1. C. 21−23.
- Баранов, A.A. Болезни детей раннего возраста / A.A. Баранов, Р. Р. Шиляев, В. В. Чемоданов. Иваново, 1996. — 303 с.
- Басилова, Т. А. Основные этиопатогенетические факторы нарушения психического и соматического здоровья детей сирот / Т. А. Басилова // Дети — сироты: консультирование и диагностика развития. — М., С.-35−48.
- Бебриш, Э.П. Некоторые особенности физического развития умственно отсталых учащихся / Э. П. Бебриш // Дефектология. 1976. — № 4. -С.-29−32.
- Белопольская, Н.И. Психологическое исследование мотивовучебной деятельности у детей с ЗПР: Автореф. дис.канд. психол. наук. /
- Н.И. Белопольская. М., 1976. — 21 с.
- Берне, Р. Развития Я концепции и воспитание / Р. Берне. — М.: Педагогика, 1986.
- Беспризорные и безнадзорные дети. Итоги общероссийского социологического зондажа М., Центр социологических исследований. МО РФ -М., 2002.- 68 с.
- Блонский, П.П. Трудные школьники / П. П. Блонский. М.: Педагогика, 1929.
- Бобылева, Т.А. Коррекция двигательной сферы учащихся, имеющих ЗПР, в условиях общеобразовательной школы крайнего севера средствами физической культуры: Автореф. дис.. канд. пед. наук. / Т. А. Бобылева. -Екатеринбург, 2002. 23 с.
- Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л. И. Божович // Вопросы психологии 1979. — № 2. — С. 7- 9.
- Бойко, В.В. Социально защищенные и незащищенные семьи и изменяющейся России / В. В. Бойко, K.M. Оганян, О. И. Копытенкова. СПб., Социология, 1999. — 242 с.
- Борич, А. Семья с умственно отсталым ребенком / А. Борич // Дефектология -1979. № 5. — С. 9 — 11.
- Бундзер, П.В. Современные технологии укрепления психофизического состояния и психосоциального здоровья населения /П.В. Бундзер, О. М. Евдокимова, Л. Э. Унестоль // Теория и практика физической культуры 1996. — № 8. — С .57 — 63.
- Вайзман, Н.П. Особенности момторики детей олигафренов / Н. П. Вайзман. — М.: Педагогика, 1979. — 104 с.
- Ванюшкин, В.А. Коррекция координационных способностей учащихся с недостатками интеллектуального развития: Автореф. дис.. канд. пед. наук. / В. А. Ванюшкин. Екатеринбург. — 1999. — 23 с.
- Венгер, Л.А. О путях изучения генеза сенсорных способностей / Л. А. Венгер. М .: наука, 1980. — 53 с.
- Виру, A.A. Аэробные упражнения / A.A. Виру, Т. А. Юримэя. -М.: Наука, 1988. 142 с.
- Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. М.: Педагогика, 1973. — 36 с.
- Власова, Т.А. Перспективы дальнейшего изучения этиологу аномалий развития у детей и некоторые пути их профилактики // Причины возникновения и пути профилактики аномалий развития у детей / Т. А. Власова. М.: Педагогика, 1985.
- Волков, C.B. Семья как фактор возникновения тревожных и деприссивных расстройств у детей // Развитие и образование особенных детей: проблемы, поиск / C.B. Волков. М.: Педагогика, 1999.
- Выготский, J1.C. Воображение и его развитие в детском возрасте // Хрестоматия по возрастной психологии / J1.C. Выготский. М.: Психология, 1994.
- Выготский, J1.C. Собрание сочинений: В 6-ти т. / J1.C. Выготский // Педагогика. 1983, том 1,3.- 368 с.
- Выявление и устройство детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, в 2001 т. Аналитическая справка // Вестник образования России 2002. — № 16. — С. 8 — 17.
- Гаврилова, Т.П. Экспериментальное исследование отношения младших подростков к взрослым и сверстникам как объектам общения // Психилого-педагогические проблемы общения / Т. П. Гаврилова, Е. В. Фетисова. -М.: Психология, 1979.
- Гаврилушкин, О.П. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников / О. П. Гаврилушкин. М.: Просвещение, 1985. — 72 с.
- Галигузова, J1.H. Проблема социальной изоляции детей // Вопросы психологии 1996. — № 3. — С. 101−116.
- Гебель, В. Ребенок от младенчества к совершенствованию / В. Гебель, M Глекнер. М.: Энигма, 1996. — 591 с.
- Гребенников, И.В. Основы семейной жизни. Учебное пособие / И. В. Гребенников. М., 1991. — 158 с.
- Грибанова, Г. В. Некоторые психологические механизм социальной дезадаптации подростков при семейном алкоголизме // Дефектология / Г. В. Грибанова. 1990. — № 5. — С. 7 — 9.
- Государственный доклад «О положении детей в Российской Федерации за 2001 год». М., 2001. — 159 с.
- Горская И.Ю., Синелькова Т.В, Координационные способности школьников с рушениями интеллекта. Учебное пособие / И. Ю. Горская, Т. В. Синелькова. -Омск, 1999. 210 с.
- Гуревич, И. А. Соревновательно игровые задания по физическому воспитанию. Практическое пособие / И. А. Гуревич. — М., 1994. -319с.
- Давыдов, В.В. Личности надо выделяться / В. В. Давыдов. М.: Педагогика, 1979. — 116 с.
- Дармодехин, C.B. Семья и государство / C.B. Дармодехин // Педагогика 1999. — № 1. — С. 3 — 9.
- Дети сироты: консультирование и диагностика развития / Под ред. В. А. Стребневой. — М., 1998. — 336 с.
- Дети социального риска и их воспитание. Учебно -методическое пособие / Под ред. Л. М. Шипицыной. М.:"Речь", 2003. — 144 с.
- Дементьева, И.Ф. Социальное сиротство: генезис и профилактика / И. Ф. Дементьева. М.: Социология, 2000. — 48 с.
- Дмитриев, A.A. Коррекция двигательных нарушений у учащихся вспомогательных школ средствами физического воспитания / A.A. Дмитриев. -Красноярск: Педагогика, 1987. 152 с.
- Дмитриев, B.C. Основные положения Российской конвенции физкультурно-оздоровительной реабилитации детей с отклонениями в развитии / B.C. Дмитриев // Физическая культура: образование, воспитание, тренировка. 1997. — № 3. — С. 2 — 6.
- Дмитриев, C.B. Основы профилактики гиподинамии и гипокинезии инвалидов средствами физической культуры и спорта / C.B. Дмитриев, Г. Н. Сомаева, Е. В. Киселева. Малаховка, 1993.
- Колесниковой, Н.В. Доклад «О положении детей в Томской области» (2002 2003) / Н. В. Колесниковой, J1.H. Дударевой, Н. А. Лахтиковой // Образовательный вестник — 2002. — № 30. С. 3 — 72.
- Дружинина, Л. В. Усилить работу о детях сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей / Л. В Дружинина // Педиатрия — 1985. -№ 8.-С. 3−8.
- Дубровина, И.В. Индивидуальные особенности школьников / ИВ. Дубровина. М.: Психология, 1975.
- Дубровина, И. В. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи. Возрастные особенности психического развития детей / И. В. Дубровина, М. И. Лисина. М.: Психология, 1982.
- Дубровина, И. В. Психическое развитие воспитанников детского дома / И. В. Дубровина, А. Г. Рузская. М.: Психология, 1990.
- Дуновски, М. Усыновление с точки зрения детского врача / М. Дуновски // Педиатрия 1987. — № 4. — С. 55 — 59.
- Дыскин, А. А. Критерии социальной дезадаптации детей с отклонениями в развитии / А. А. Дыскин // Педиатрия. 1996. — № 3. — С. 83 -88.
- Евсеев, С.П. Адаптивная физическая культура: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся поспециальности «Адаптивная физическая культура» / С. П. Евсеев, Л. В. Шапкова. М., 2000. — 240 с.
- Ефименко, Н.Н. Материалы к оригинальной авторской программе «Театр физического воспитания и оздоровления детейдошкольного и младшего школьного возраста» / H.H. Ефименко. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. — 256 с. ил.
- Ефименко, О. В. Особенности состояния здоровья детей раннего возраста в домах ребенка: Автореф. дис.. канд. мед. наук. / О. В. Ефименко. -М., 1991.-23 с.
- Жбинковский, Я. Физкультура и спорт как средство социальной интеграции инвалидов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. / Я Жбинковский. -М., 1994.- 27 с.
- Забрамная, С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения: Учеб. пособие для студентов дефектологов / С. Д. Забрамная. М., 1988. — 96 с.
- Зайцева, В.В. Рекомендации американского института спортивной медицины. Количество и содержание физических упражнений для развития и поддержания физического состояния / В. В. Зайцева // Теория и практика физической культуры -1989. № 2. — С. 58 — 59.
- Запорожец, A.B. Предисловие к книге Т. Бауэра «Психическое развитие младенца» / A.B. Запорожец, Б. М. Величковский. М., 1979.
- Захаров, А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков / А. И. Захаров. СПб., 1982.
- Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена / В. М. Зациорский. -М., 1970.-С. 159- 180.
- Зезина, М. Р. Система социальной защиты детей сирот В ССР / М. Р Зезина // Педагогика — 2000. — № 3. — 58 с.
- Зимина, И.С. Психолого педагогические условия снижения уровня тревоги в группах младших дошкольников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. / И. С. Зимина. — Екатеренбург, 1996. — 20 с.
- Иорданова, Г. Особенности социального поведения детей, выращиваемых в закрытых детских учреждениях / Г. Иорданова, М. Попандова // Педиатрия (София) 1986. — № 1. — С. 1−5.
- Казберюк, Н. А. Медико социальная характеристика дет^р,-поступающих в Дом ребенка / Н. А. Казберюк, Б, А. Замотин // Здравоохранение РФ — 1991. -№ 6. — С. 16 — 18.
- Карбышева, Т.В. Содержание и методика занятий физическими упражнениями с девушками 15−16 лет, имеющими различную степень педагогической запущенности: автореф. дис.. канн. пед. наук. / Т. В. Карбышева. М., 1996. — 20 с.
- Карпман, B.JI. Спортивная медицина / B.JI. Карпман. М.: Медицина, 1980.
- Келлер, B.C. Деятельность спортсменов в вариативных конфликтных ситуациях / B.C. Келлер. Киев, 1977. — 181 с.
- Клемантович, И. Современная семья: структура, специфика, воспитательные возможности / И. Клемантович // Воспитание школьников. -1998. № 4. — С. 2 — 5.
- Козиев, В.П. Социально психологические проблемы ребенка в семье: Методические рекомендации / В. П. Козиев. — JL, 1984.
- Козленко, H.A. Физическое воспитание учащихся младших классов вспомогательной школы / H.A. Козленко. Киев, 1966.
- Колесникова, Н.В. О положении детей в Томской области (2001 2002 гг.) / Н. В. Колесникова, О. В. Шушпанова // Образовательный вестник. -2002.- № 26.- 94 с.
- Комплексное сопровождение и коррекция развития детей -сирот: социально-эмоциональные проблемы / Под науч. ред. JI.M. Шипицыной, Е. И. Казаковой. СПб., 2000. — 108 с.
- Кон, И. С. Открытие «Я» / И. С. Кон. М., 1978.
- Конвенция о правах ребенка и законодательство РФ: Справочник. -2-е изд. М., 2001.
- Концепция предупреждения социального сиротства и развития общеобразовательных учреждений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Под ред. JIM. Шипициной. — СПб., 2000. — 54 с.
- Коробейников, И.А. О некоторых особенностях формирования интеллекта детей в условиях психической депривации / И. А. Коробейников, В. М. Слуцкий // Дефектология. 1990. — № 3. — С. 12 — 16.
- Королев, К.Ю. Особенности нарушений поведения и характера у детей с задержкой психического развития. Интеллектуальные нарушения у детей / К. Ю. Королев. Минск, 1986. — С. 39 — 45.
- Кочерова, О.Ю. Особенности психического здоровья детей, воспитывающихся в дошкольных детских домах // Научные основы формирования здоровой семьи: сб. нау. Тр. / О. Ю. Кочерова, Г. Н. Потапова, О. М. Филькина, Л. А. Жданова. -М., 1991. С. 120 — 121.
- Красницкая, Г. С. Усыновление: вопросы и ответы (специалистам органов опеки и попечительства) / Г. С. Красницкая. М., 1997.
- Красногорский, Н.И. Высшая нервная деятельность ребенка / Н. И. Красногорский. Л.: Медгиз, 1958.
- Криволапчук, И.А. Немедикоментозная профилактика и коррекция последствий школьного стресса: возможности физических упражнений / И. А. Криволапчук // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -2004, — № 1,-С. 10 17.
- Крючек, Е.С. Аэробика: содержание и методика оздоровительных занятий: Учеб. мет. пособие / Е. С. Крючек. — М., 2001. -64 с.
- Кузин, Ф.А. Магистерская диссертация методика написания, правила оформления и порядок защиты: Практ. Пособие / Ф. А. Кузин. М.: «Ось -89», 1999.-304 с.
- Кузнецова, Е. Ю. Здоровье детей, воспитывающихся в домах ребенка общего профиля, и пути его улучшения: Автореф. дисс.. канд. мёд. наук. / Е. Ю. Кузнецова. СПб., 1992. — 24 с.
- Кузнецова, JI.B. Особенности мотивационно волевой готовности детей с задержкой психического развития к школьному обучению: Автореф. дис.. канд. психол. наук. / JI.B. Кузнецова. — М., 1986. -22 с.
- Кузьмина, H.H. Развитие мативационных факторов учебно -трудовой деятельности младших умственно отсталых школьников как средство повышения её продуктивности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. / H.H. Кузьмина. Екатеренбург, 2002. — 20 с.
- Купер, К. Аэробика для хорошего самочувствия / К. Купер. М., 1989.-224 с.
- Лангмайер, Й. Психическая депривация в детском возрасте / Й. Лангмайер, 3. Матейчик. Прага, 1984. — С. 268 — 276.
- Лебединский, В.В. Нарушения психического развития у детей / В. В. Лебединский. М., 1985.
- Лебединская, В.В. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития / В. В. Лебединская. М., 1982.
- Лесгафт, П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение / П. Ф. Лесгафт. Спб., 1980.
- Лимаренко, О.В. Дифференцированный подход к развитию физических качеств младших школьников Северного региона: Автореф. дис.. кан. пед. наук. / О. В Лимаренко Омск, 2001. — 22 с.
- Лисина, М.И. Проблема онтогенеза общения / М. И. Лисина. -М., 1986.
- Лисина, М.И. Пути влияния семьи и детского учреждения на становление личности дошкольника. Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания / М. И. Лисина. М., 1979.
- Лисицкая, Т. С. Аэробика на все вкусы / Т. С. Лисицкая. М., 1994.-96 с.
- Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия:. Учеб. пособие / Под редакцией B.C. Мухиной. М., 1991. — 223 с.
- Лубовский, В.И. Выявления нарушений развития как задача психологической диагностики в школе. Психодиагностика в школе / В. И. Лубовский. Таллин, 1980. — С. 39 — 46.
- Лубовской, И.В. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии) / И. В. Лубовской. М., — 1978 .
- Лютова, Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми / Е. К. Лютова.-СПб., 2001.-190 с.
- Лямина, Г. М. Развитие речи у детей в раннем возрасте / Г. Лямина. -М., 1964.
- Лях, В. А. Тесты в физическом воспитании школьников / В. А. Лях.-М., 1998.
- Макаренко, A.C. Книга для родителей / A.C. Макаренко. М., 1983.-160 с.
- Маслова, М.Е. Социально педагогическая адаптация детей «группы риска»: Автореф. дис.. канд. пед. наук. / М. Е. Маслова. -Ставрополь, 2001. — 21 с.
- Мастюкова, Е.М. Актуальные аспекты клинической диагностики умственной отсталости у детей / Е. М. Мастюкова // Дефектология 1997. -№ 1.
- Матвеев, Л.П. Принципы теории тренировки и современные положения теории адаптации к физическим нагрузкам. Очерки по теории физической культуры / Л. П. Матвеев, Ф. З. Меерсон. М., 1984.
- Матвиенко, В. И. О мерах по ликвидации безнадзорности и беспризорности детей: Стенограмма заседания Гос. Думы от 3.04.02. Официальные документы в образовании / В. И. Матвиенко. М., 2002. — С. 6 -40.
- Матова, М.А. Взаимосвязь характеристик психомоторики и познавательных способностей у школьников подростков / М. А. Матова //Теория и практика физической культуры. — 1988. — № 9. — С. 22 — 24.
- Минкова, Э. А. Особенности личности ребенка, воспитывающегося вне семьи / Э. А. Минкова. М., 1995.
- Мозговой, В. М. Характеристика двигательных нарушений у умственно отсталых учащихся / В. М. Мозговой // Дефектология 1993. — № З.-С. 34−37.
- Мухина, B.C. Дети детских домов и школ интернатов о себе (ретроспективная рефлексия, обращенность в настоящее и будущее) // Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия / Под ред. B.C. Мухиной.-М., 1991.
- Новосельская, О. М. О заболеваемости воспитанников домов ребенка Московской области / О. М. Новосельская // Педиатрия 1990. — № 8.-С. 85−86.
- Олиференко, Л.Я. Критерии и показатели отнесения детей к категории нуждающихся в государственной помощи и поддержке / Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга, И. Ф. Дементьев. М., 2002. — 84 с.
- О положении детей в Российской Федерации: Государственный доклад. -М., 1998.
- Основы дошкольной педагогики / Под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой. М., 1980. — 230 с.
- Певзнер, М. С. Динамика развития детей олигафренов / М. С. Певзнер, В. И. Лубовский. — М., 1963.
- Певзнер, М.С. Этиология, патогенез, клиника и классификация олигофрении. Учащиеся вспомогательной школы / М. С. Певзнер. М., 1979.
- Певзнер, М.С. Учащиеся вспомогательной школы: клинико -психологическое изучение. М., 1979.- 163 с.
- Пластинина, Т.А. Ребенок должен жить в семье / Т. А. Пластинина. М., 2002. — 73 с.
- Плешаков, А.Н. Исследование физического развития и двигательной функции детей вспомогательной школы и коррекционная работа на уроках физической культуры: Автореф. дис.. канд. пед. наук / А. Н. Плешаков. JL, 1975. — 21 с.
- Подготовка умственно отсталых лиц к соревнованиям по лыжным гонкам по праграмме special Olimpics: Учебное пособие / Н. В. Астафьев, В. И. Михалев. Омск: ОГИФК., 1994. — 45 с.
- Попов, Г. Н. Педагогические основы адаптивного физического воспитания учащихся санаторно лесных школ / Г. Н. Попов. — Томск.: Том. Ун-та, 2002.- 176 с.
- Попова, М. И. Особенности речевых проявлений детей первого полугодия второго года жизни / М. И. Попова // Вопросы психологии 1968. -№ 4.
- Потапова, Г. Н. Социальная адаптация и состояние здоровья детей, воспитывающихся в детских домах, профилактика их нарушений: Автореф. дисс.. канд. мед. наук. / Г. Н. Потапова. Иваново, 1994. — 24 с.
- Преодоление трудностей социализации детей сирот / Под ред. JI. B Байбородовой. — Ярославль, 1997. — 196 с.
- Прихожан, A.M. Дети без семьи / A.M. Прихожан, H.H. Толстых. -М., 1990.
- Прихожан, A.M. Исследование психического развития младших школьников, воспитывающихся в закрытом учреждении. Лишенные родительского попечительства / A.M. Прихожан, H.H. Толстых. М., 1991. — 223 с.
- Прихожан, А.М. Анализ содержания «образа Я» в старшем подростковом возрасте у учащихся массовой школы и школы интерната. Возрастные особенности психического развития детей / А. М. Прихожан. -М., 1982.
- Протопопова, Н.В. Профессиональная ориентация и допрофессиональная подготовка детей-сирот в Асиновском детском доме // Модернизация образования и повышения квалификации: Сб. нау. тр / Н. В. Протопопова. -Томск, 2003.-С. 95−98.
- Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской. М.: НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР., 1990. — 264 с.
- Психическое развитие детей сирот (по результатам психологического мониторинга) / Под ред. JIM. Шипицыной. — СПб., 1996.
- Пузанова, Б.П. Коррекционная педагогикаосновы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие / Б. П. Пузанова. -М., 1999.
- Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. -М., 1991.
- Развитие личности в условиях психической депривации / Под. Ред. И. В. Дубровиной. М., 1991. — 159 с.
- Раку, А.И. Особенности положения умственно отсталого ребенка в семье / А. И. Раку // Дефектология 1977. — № 4.
- Раттер, М. Помощь трудным детям / М. Раттер. М., 1987.
- Реан, A.A. Социальное сиротство в современной России. Аналитический доклад / A.A. Реан, Ж. К. Дандарова, В. А. Прокофьева. М., 2002.
- Российский статистический ежегодник. М., 1998.
- Ростовцева, Ю.М. Повышение физической работоспособности женщин молодого возраста средствами ритмической гимнастики: Автореф. дис. канд. пед. наук. / Ю. М. Ростовцева. М., 1990. — 24 с.
- Рутман, Э.М. Надо ли убегать от стресса? / Э. М. Рутман. М.: ФиС, 1990. — 126 с.
- Сагдуллаев, А. А. О проблемах отношений в семьях, имеющих детей с отклонениями в развитии / А. А. Сагдуллаев // Дефектология. -1990.-№ 4.
- Сазыкина, В.Г. Методика преподавания критических ситуаций при обучении плаванию детей инвалидов: Автореф. дис.. кан. пед. наук. / В. Г. Сазыкина. — Волгаград, 2000. — 23 с.
- Самотолкина, Н.Г. Возрастные особенности изменчивости физиологических функций детей и подростков. Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков / Н. Г. Самотолкина. М.: 1990. -с. 248.
- Самыличев, A.C. К вопросу о теоретических основах методики физического воспитания учащихся вспомогательной школы / A.C. Самыличев // Дефектология. 1997. — № 3. — С. 11−15.
- Самыличев, A.C. Дифференцированный подход к учащимся вспомогательной школы при воспитании двигательных способностей на уроках физической культуры: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. / A.C. Самыличев М., 1984. — 24 с.
- Сатышева, С.Н. Компенсация отклонений и деформаций в психическом развитии воспитанников детского ' дома / С. Н. Сатышева. -Томск, 1999.-45 с.
- Сахоненко, А. А. Общая физическая подготовка умственно отсталых школьников 8−11 лет: Автореф. дис.. канд. пед. наук. / А. А. Сахоненко Омск, 1999. — 23 с.
- Семья, дети: факты и проблемы. // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 1999. -№ 11.
- Сермеев, Б.В. Педагогические аспекты коррекции двигательной сферы инвалидов с нарушением функций спинного мозга // Физ. воспит.
- Детей с отклонениями в развитии: Межвуз. сб. науч. тр. / Б. В. Сермеев, В. Г. Григоренко, А. П. Глоба. Красноярск, 1991. — 43 с.
- Сиваков, В.И. Педагогическое воздействие на психоэмоциональное напряжение школьников на уроках физической культуры / В. И. Сиваков // Физическая культура: образование, воспитание, тренировка. 2004, — № 1. — С. 17 — 20.
- Сила, Р.В. К гигиеническому обоснованию нормы нагрузки на уроке физического воспитания и спорта детей и подростков / Р. В. Сила, М. Э. Тосте. Таллин, 1975.-С. 152- 157. .
- Сильченко, О.Б. Исследование особенностей влияния специально направленных физических упражнений на психологическую устойчивость к стрессу подростков: Автореф. дис.. канд. Пед. наук. / О. Б. Сильченко. М., 1979.- 20 с.
- Сиротин, O.A. Оптимизация психических состояний школьников на уроках физической культуры / O.A. Сиротин, В. И. Сиваков // Физическая культура: образование, воспитание, тренировка. 2000, — № 1. — С. 15 — 17.
- Слепович, Е.С. Психологическая структура задержки психического развития в дошкольном возрасте: Автореф. дисс.. доктора психол. наук в форме науч. докл. / Е. С. Слепович. М., 1994. — 55 с.
- Соладков, A.C. Адаптационно компенсаторные нарушения у детей — инвалидов и их коррекция средствами физической культуры /А.С Соладков, О. В. Морозова. — 1998. — № 1. — С. 45 — 47.
- Солнцев, А. А. Адаптация детей к микросоциальным условиям / А. А. Солнцев // Советская педиатрия. 1989. № 7. — С. 107- 125.
- Справочник директора образовательного учреждения для детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Под общ. Ред. Г. В. Семья.-М., 2001.-480 с.
- Средства адаптивной физической культуры. Методические рекомендации по физкультурно оздоровительным и развивающим занятиямдетей с отклонениями в интеллектуальном развитии / Под ред. С. П. Евсеева. -СПб., 1996.-С. 57−59.
- Страковская, B. J1. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 до 14 лет / B. JL Страковская. M., 1994.
- СтуДеникин, М. Я. Окружающая среда и здоровье детей / М. Я. Студеникин, А. А. Ефимова, О. А. Лицева // Педиатрия. 1989. — № 8. — 509 с.
- Тонкова Ямпольская, Р. В. Оздоровительная и воспитательная работа в доме ребенка / Р. В Тонкова — Ямпольская, Э. Л. Фрухт, Л. Г. Голубева. — М., 1989. — 188 с.
- Тотева, С. Психические расстройства и отклонения в поведении/ С.Тотева. М., 1983.
- Триггер, Р.Д. Психологические особенности общения младших школьников с задержкой психического развития / Р. Д. Триггер // Дефектология. 1989. — № 5.
- Фарфель, В. С. Развитие движений у детей школьного возраста / В. С. Фарфель. М., 1959. — 65 с.
- Физическая реабилитация и спорт инвалидов: нормативные правовые документы, механизмы реализации, практический опыт, рекомендации / Под ред. A.B. Царик. М., 2000. — 592 с.
- Филлипова, Ю.С. Оздоровительная аэробика: Метод, пособие / Ю. С. Филлипова. Новосибирск., 1995. — 41 с.
- Фомин, H.A. Физиологические основы двигательной активности / H.A. Фомин, Ю. Н. Вавилов. М., 1991. — 224 с.
- Фрейд, 3. Избранное / 3. Фрейд. М., 1989.
- Царик A.B. Некоторые аспекты стратегии активного долголетия / A.B. Царик // Теория и практика физической культуры. 2002. — № 4. — С. 40 -43.
- Черемных, А. Д. К вопросу о ролевой идентификации спортсменов инвалидов / А. Д. Черемных // Теория и практика адаптивной физической культуры. — Спб., 1996. — № 3. — С. 57 — 59.
- Чепурных, Е.Е. Социальная защита детства в сфере образования / Е. Е. Чепурных. Ярославль, 2001.
- Черник, Е.С. Двигательные возможности учащихся вспомогательной школы / Е. С. Черник.-М., 1992.
- Черствая, O.E. Педагогические аспекты влияния семейного уклада на воспитание: Автореф. дис. канд. пед. наук. / O.E. Черствая. М., 2001.-21 с.
- Шанина, Г. Е. Современные методы коррекции нарушенных психологических функций посредством двигательной активности / Г. Е. Шанина // Вестник психосоциальной и коррекционно реабилитационной работы. — 2003. — № 2. — С. 11 — 19.
- Шевченко, С.Г. Особенности знаний и представлений о ближайшем окружении у первоклассников с задержкой психического развития / С.Г. Шевченко//Дефектология. 1974. — № 1.
- Шипицына, JI.M. Развитие личности ребенка в условиях материнской депривации / JI.M. Шипицына, Е. С. Иванов, А. Д. Виноградова. -СПб., 1997.- 160 с.
- Шипицына, JI.M. Старое и новое: социальная защита в России / Л. М. Шипицына. СПб., 1997. — 43 с.
- Шпитальная, O.A. Физическая рекреация младших школьников с проблемами интеллекта в условиях детского дома: Автореф. дисс.. пед. наук. / O.A. Шпитальная. Спб, 2000. — 23 с.
- Шульга, Т.И. Психологические основы работы с детьми «группы риска» в учреждениях социальной помощи поддержки / Т. И. Шульга, Л. Я. Олиференко // Прикладная психология и психоанализ. 1998. — № 2. — С. 34 -36.
- Шурыгин, Г. И. О психогенных патологических формированиях личности у детей и подростков в семьях отцов, страдающих алкоголизмом / Г. И. Шурыгин // Невропотология и психиатрия. 1978. — № 10.
- Эмоциональное напряжение и роль физических упражнений в профилактике его отрицательных последствий // Методологические и прикладные проблемы физической культуры. Р.н. Дону, 1996, вып. 1.-64 с.
- Юровский, С.Ю. Воспитательная работа с учащимися вспомогательной школы в процессе занятий по физической культуре / С. Ю. Юровский // Дефектология. 1985. — 1. — 39 с.
- Andres Th. Sportliche Tatigkeit als Therapie bei paychisch Kranken / Andres Tn // Schweiz, Z., Sportmend. 1976.
- Aronson M. Kyllerman M., Sabel K.G., Sandin В., Olegard R. Chilrcn of Alcoholie Mothers. Development, Perseptual and Behavioral Characteristics as Compared to Mathed Controls // Acta Paediatr Seand. 1985.74,1
- Bredemeier В J., Shfelas D.L., Weiss M.R. The relationship of sport involvement and aggresion tendencies // Of sport psychology. V. 8. — № 2. — P 204−318.
- Bristol M.M. Gallagher D.D., Schopler C. Mothers and Fathers of Young Developmentally Disabled and Hondisabled. Boys: Adaptation and Spousal Support // Developmental psychology, 1988. V. 4, № 3.
- Broke S., Long L. Efficiency of coping with a reallife Stressor: a multimodal comparison of aerobic fitness // Psychology. -1987. V. 24. — N. 2. -p. 173- 180.
- Brook S., LONg B. Efficiency of Copin with a Real-Life Stressor: A. Multimodal Comparison of Aerobic Fitness // Psychophysiology. 1987. — Vol.24. — № 2. — P. 335−365.
- Brozek J., Ading: Some contributions of physiological antropology // Psychopatology of Ading. 1961. P. 182 — 202.
- Bruniii F., Ciacca G., Rottini E. Sport Inflenza sull accrescimento somatico. Problem propose // Med., Sport. 1974.
- Christopher A. Oswald, Stanley N. Basco Stretching for fitness, health and performance., 1998.
- Cummings S.J. The impact of the handicapped child on the fathers: A spidy of fathers of menally refarded end chronically ill children. // American J / of OrhopsycHIATRY. 1976, 36.
- Dennis W., Najaijan P. Infant development under enironmental handicap // Psychol. Monographs. 1957. V. 32.
- Davies J., Convertino V. A. A comparison of heart rate methods for predicting endurance training intensity // Meg. Sei. Sports. 1975. V. 7. P. 295 -298.
- Foss P. Characteristics of stress redicing physiness. 1988. — Dec. P. 115−116.
- Fukushima M. Perinatal risk factors: an epidemiologic approach // Fukushima med. J., 1987, Vol. 37, № 1. P. 11 19.
- Gibello B. Vraies et fausses debilites mentales chez 1 enfant // Vie med., 1983. 64, № 5.
- Grews D., Landers D. A meta analytic review of aerobic fitness and re-activity to psychosocial stressors // Med. Sei. Sports Exerc. 1987. Vol. 19. № 5. P.114- 120.
- Haunder R., Allen G., Camaione D. Some psychological benefits resulting from involmnt in an aerobic fitness from the perspectivis of participaty and knowledgeable informants // Journal Sport Med. 1986. V. 26. № 1. P. 67 76.
- Innerhofer P. Problem schulischer Sozialisation// Kinderarzt, 1974.7.
- Irwin M. Stress induced immune dysfiinktion in humans //Snress Neuroendocriinologi. — New JORKA Marcel Dekker. Lnc., 1991, P. 585 — 612.
- Lehr V. Die rolle der mutter in der sozialisation des Kinder. Darmstadt., 1975.
- Le-Rooux J. Street children in South Africa. Adolescense // 1996, Vol. 122, № 31. P. 423−431.
- Lovell K. Malagdjusted and Delinqent Children. In: Educational psychology and children. London: Univ. Of London Press, 1973.
- Markel H. Orphanages revisited. Some historical perspectives on dependent, and orphaned children in America // Arch. Pediatr Adolesc. Med., 1995, Vol. 149, № 6. P. 609 610.
- Meyer K. Somatische, psychologische und soziologisce Untersuchungen zur Unterbegabung. Die Bedeunug psychologischer und soziologischer Faktren: Diss. Von K. Meyer (Tubungen), 1972.
- Morgan W. P. Affektive enfeicie ce of vigorous physical activity. Medizine and science in sports and exercise. T. 17. № 1. P. 94 100.
- Musoke R. N., Jitta J. N. Postnatal grouth of abandoned preterm babies. East-Afr. Med. J., 1994, Vol. 71, № 8. P. 519 523.
- Plante T., Karpowitz D. The influence of Aerobic Exercise influence on Psyiological Stress Responsivity // Psychophysiology. 1987io Mio 24. № 6. P. 670−677.
- Reider C., Ciechetti D. Organizational persspective on cognitive controlfunctioning and cognitive affective balanse in maltreated children // Dev. Psychol. 1989, 25. № 3. P. 382 — 393
- Roth D., Hoimes D. Influence of Aerobic Exercise Traning and Relaxation Tranind on Physical and Psychologic Health Following StressFul Life Evens // Psychosomatic Medicine. 1987/ - Vol. 49. — p. 355 — 365.
- Siemon M. K. Family subsystem: working with School age Children experiencing Psycholgica streess. Clinical Practice in psychosozial nursing: assesmet and intervention .N. Y.: Appleton Century — Crofts, 1978.
- Skeels H. Adult status of children with contrasting life experience: a follow up study // Monographs of the society for research in child development.1996. V.3.N. 105.
- Spilberger Ch. D., Vagg P. R., Barker L.R., Donham G.W., Westberry L. G. The fortor structure of the stratetreit anxity inventory // Stress and anxiety. Rds. L. Dg. Sarasoh, Ch. D. Spilberger. New York: Hemisphere, 1980. V. 7. P. 95- 109.
- Spits R. Hospitalism: A follow up report on investigation // Psychoanalyt. Studyjfthe child. 1945,1946. V. 1,2.
- Weyerer S., Kupfer B. Physical Exercise and Psychological Health // Sports Med., 1994. V. 17, № 2. p. 108 116.
- Wolff P. P., Tesfai B., Egsoo H., Aradon T. The orphans of Eritrea: a comparison stady // J. Child. Phychol. Psychiatry, 1995, Vol. 36, № 4. P. 633 -644.
- Yarrow L. M aternal deprivation // The c hild: his p sychological and cultural development // J. Normal development. 1. Normal development and psychological assessment. 1972. V. XIV.200