Физическая подготовка студентов к условиям профессиональной деятельности инженера-электромеханика водного транспорта
В связи с тем, что профессия инженера-электромеханика предъявляет высокие требования не только к лабильным физическим качествам (мышечная сила, физическая работоспособность, эффективность кровообращения, общая выносливость и др.), но и к консервативным, обусловленным силой нервных процессов и их подвижностью (объем памяти, устойчивость концентрации внимания, темп восприятия и переработки… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Психофизиологические и физические качества человека, определяющие успешную профессиональную деятельность, и их динамика в процессе физической подготовки (обзор литературы)
- 1. 1. Индивидуальные морфофункциональные и психофизиологические особенности организма — основы * профессиональной пригодности
- 1. 2. Роль физической культуры в профессиональной деятельности человека
- 1. 3. Критический анализ общих и частных принципов построения процесса физического воспитания в вузе. — 36 Резюме
- Глава 2. Задачи, методы и организация исследования
- 2. 1. Задачи исследования
- 2. 2. Методы исследования. — 51 9 2.3. Организация исследования
- Глава 3. Функциональные и психофизиологические показатели студентов и степень их соответствия требованиям профессиональной деятельности инженера-электромеханика
- 3. 1. Санитарная характеристика профессии инженера-электромеханика
- 3. 2. Требования профессиональной деятельности инженера-электромеханика к личностным и психофизиологическим качествам человека-специалиста
- 3. 3. Объем и характер организованной и неорганизованной двигательной активности у исследуемого контингента
- 3. 4. Морфофункциональные и психомоторные показатели инженеров-электромехаников и студентов-«электромехаников» I, II и
- Y курсов
- 3. 5. Корреляционная связь функциональных и психофизических показателей с объемом двигательной активности
- 3. 6. Влияние однократной интенсивной физической нагрузки на мозговую гемоциркуляцию и психомоторную деятельность инженеров и студентов
- Глава 4. Организация занятий по физическому воспитанию в вузе цикловым методом
- 4. 1. Обоснование организации циклового метода физического воспитания студентов
- 4. 2. Показатели сердечно-сосудистой системы
- 4. 2. 1. Показатели функции внешнего дыхания
- 4. 2. 2. Показатели физической работоспособности
- 4. 2. 3. Показатели уровня физической подготовленности
- 4. 2. 4. Показатели физической подготовленности
- 4. 2. 5. Динамика простудной заболеваемости при различных вариантах построения процесса физического воспитания. — 116 Обсуждение результатов исследования
Физическая подготовка студентов к условиям профессиональной деятельности инженера-электромеханика водного транспорта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность разработки путей совершенствования, профессиональной подготовки в вузе обусловлена закономерностями общественного развития и высокой социальной значимостью проблемы повышения качества подготовки специалиста-профессионала, основанной на гуманистических идеалах и принципах.
Именно в процессе подготовки и обучения будущих специалистов в вузе складываются те ориентиры, навыки, знания, которые в последующем в значительной мере будут определять лицо всей сферы их профессиональной деятельности. Таким образом, резервы улучшения процесса профессиональной подготовки инженера-электромеханика, необходимо искать в вузовской системе.
Важнейшими задачами профессиональной подготовки специалистов в вузе является создание условий для свободного выбора специальности и рациональное построение учебного процесса, направленного на развитие и совершенствование необходимых в будущей профессии знаний, умений, навыков и физических качеств.
В решении столь многосторонних задач и направлений принимают участие специалисты различного профиля: экономисты, педагоги, психологи, физиологи и врачи.
Известно (И.Д. Карцев с соавт, 1968, 1977; В. М. Левин и Э. С. Рутенбург, 1977; Г. В. Осипов, М. Н. Руткевич, 1983; О. В. Ендропов, 1998 и др.), что недостаточный уровень развития физических качеств у молодых инженеров промышленных предприятий является причиной 24−37% всех ошибок, задержек в работе, аварий и остановок оборудования. По мнению Р. Н. Макарова (1989), 80−90% несчастных случаев на производстве связано с человеческим фактором. Кроме того, целым рядом исследований (И.Д.
Карцев с соавт., 1963,1968; JI.A. Леонова, 1963; Н. К. Меньшиков, 1975 и др.) установлено, что не все здоровые лица одинаково успешно осваивают одну и ту же работу. Успешное освоение профессии возможно лишь при наличии соответствия определенных психофизиологических и морфофункциональных показателей человека специфическим требованиям, предъявляемым производственными профессиями (именно к этим, профессионально важным, «ключевым функциям).
Проблемы физической подготовки в связи с освоением будущей профессии рассматривались в многочисленных отечественных работах (JLH. Нифонтова, 1965; М. Я. Виленский, 1981, 1983, 1989; В. Э. Нагорный, 1972; Е. Ф. Минин, 1991; В. К. Сидоренко, 1992; В. А. Кабачков, 1980, 1996; Н. К. Меньшиков, 1975; Г. В, Валеева, 1988; А. А. Нужный, 1994, В. А. Грибков, 1995; В. П. Жидких, 2000; М. Г. Березина, 2000 и др.). Однако проблемы эффективности физической подготовки в формировании личности, профессиональной надежности, работоспособности, профессионального долголетия инженеров-электроников и электромехаников водного транспорта исследовались недостаточно.
Существующая в вузах водного транспорта программа ППФП предполагает акцентированные занятия водными видами спорта и упражнениями на воде. Однако, Новосибирская государственная академия водного транспорта ведет подготовку по тринадцати специальностям и, в том числе, по специальности «Электротехника, электромеханика и электротехнология». Профессиональная деятельность выпускников этой специальности имеет свою специфику и существенно отличается, например, от деятельности судоводителей. В связи с требованиями этой специальности должна проводиться не только профильная физическая подготовка студентов, но и их ориентация на выбор этой специальности с учетом психофизиологических и показателей.
Так как, с точки зрения инженерной психологии, нецелесообразно тратить время и средства на обучение людей, чья отдача впоследствии будет минимальной (Б.М. Теплов, 1961). t щ.
Недостаточная изученность требований, предъявляемых профессией инженера-электромеханика водного транспорта к психофизиологическим и морфофункциональным качествам организма, и невозможность формирования необходимых физических качеств у студентов в рамках объема часов (20% от необходимой ДА), предусмотренного вузовской программой, при общепринятом планировании, вызвали необходимость данных исследований. Таким образом, ключевыми моментами решения проблемы повышения эффективности физической подготовки студентов к их будущей профессии инженера-электромеханика являются:
1. Разработка профессиограмы инженера-электромеханика, как ориентира для построения процесса физического воспитания.
2. Рациональное планирование учебной нагрузки по физическому воспитанию и увеличение объема двигательной активности студентов за счет самостоятельных занятий.
Объект исследования. Педагогический процесс по физическому воспитанию студентов, нацеленный на развитие у студентов психофизических качеств, необходимых для успешной работы будущему инженеру-электромеханику.
Предмет исследования. Физическая подготовленность и уровень развития психофизических качеств студентов факультета «Электроника, электромеханика и электротехнологии» и инженеров-электромехаников.
Цель исследования. Экспериментальное и теоретическое обоснование планирования учебной нагрузки по физическому воспитанию студентов более эффективно развивающей необходимые физические качества для будущей профессии инженера-электромеханика.
Гипотеза. Предполагается, что планирование учебной годовой нагрузки по физической подготовке студентов в объеме 140 чесов циклами, состоящими из 6-ти недельного периода плановых занятий, по 3 занятия в неделю (что используется в спортивных технологиях) и 4-х недельного периода самостоятельных занятий, позволит более эффективно, по сравнению с общепринятым планированием, развивать физические качества необходимые инженеру-электромеханику водного транспорта, прививать студентам практические навыки самостоятельного использования t физических упражнений и способствовать увеличению объема двигательной активности.
Научная новизна. Исследованиями установлено, что для успешной профессиональной деятельности в качестве инженера-электромеханика водного транспорта человек должен уметь воспринимать и быстро распознавать шумы и запахи, обладать вестибулярной устойчивостью, стрессоустойчивостью и высокой помехоустойчивостью, быть способным выполнять опасную, с физическим и психическим напряжением, работу и при этом быстро принимать решения в изменившейся ситуации.
Показано, что у молодых специалистов, успешно выполняющих свою работу, существенно выше, чем у студентов-«электромехаников» показатель физической работоспособности, тест на 12-ти минутное плавание, индекс кистевой и становой силы, показатель внимания, точность воспроизведения усилия и движения.
Впервые исследованы уровни физической подготовленности, эмоционально-волевые качества, и психомоторные и нейродинамические параметры инженеров-электромехаников водного транспорта, обеспечивающие им соответствие требованиям профессиональной деятельности.
— Установлено, что уровень физической работоспособности и эффективности кровообращения при физической нагрузке определяют качество мозговой гемоциркуляции, которая, в свою очередь, создает % условия для надежной интеллектуальной и психомоторной деятельности-, /.
— Определены допустимые уровни показателя физической работоспособности и показателя эффективности кровообращения, ниже которых даже кратковременная интенсивная физическая нагрузка существенно снижает профессиональную надежность;
— Выявлены корреляционные связи степени утомления, простудной заболеваемости, уровня физической работоспособности, психомоторной деятельности у студентов и инженеров с объемом и характером двигательной активности. Характер корреляций указывает на то, что при подготовке студентов в вузе необходимо обращать внимание не только на профессионально направленную физическую подготовку, но и на ориентацию абитуриентов по специальности инженера-электромеханика с учетом уровня развития психофизических показателей.
Теоретическая значимость работы. Заключается в развитии теоретических основ значимости двигательной активности в становлении специалиста-профессионала. В дополнении теории физического воспитания по разделу «Профессионально-прикладная физическая культура», в % частности, по физическому воспитанию, направленному на подготовку инженеров-электромехаников водного транспорта. Проведенные исследования по цикловой организации физического воспитания в вузе, являются фактором интеграции спортивной и физической культуры, фактором переноса спортивных технологий в практику физического воспитания, что отвечает потребностям и условиям физической подготовки к профессиональной деятельности студентов.
Практическая значимость работы. Результаты проведенных исследований позволили составить профессиограмму инженеров-• электромехаников водного транспорта по ряду физических, функциональных и психомоторных показателей. Значения наиболее важных показателей для профессиональной деятельности, выявленные у специалистов, высоко адаптированных к профессиональной деятельности инженера-электромеханика, могут служить в качестве модельных характеристик для направленного физического воспитания и ориентации абитуриентов на выбор данной специальности.
Разработанный метод цикловой организации процесса физического воспитания студентов является более эффективным в развитии физических и i функциональных качеств, необходимых в будущей профессиональной деятельности, а также создает условия для приобретения навыков самостоятельного использования физических упражнений.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Физические, функциональные и психофизиологические показатели организма человека, существенно влияющие на успешность деятельности инженера-электромеханика водного транспорта, можно разделить на две группы. К первой относятся показатели, которые могут существенно изменяться под влиянием физических упражнений, ко второйпоказатели, на которые занятия физическими упражнениями влияют в меньшей степени.
2. Выявляются особенности изменений физических качеств, функционального состояния и умственной работоспособности на протяжении всего периода обучения студентов-электромехаников в вузе.
3. Общепринятая система физического воспитания студентов не отвечает современным требованиям формирования адаптивных возможностей организма, развития профессионально-значимых физических качеств и формирования положительной мотивации к самостоятельному выполнению физических упражнений.
4. Планирование занятий по физическому воспитанию студентов цикловым методом в рамках часов, отведенных программой на учебный год, является более эффективным, оказывающим более выраженное влияние не только на развитие морфофункциональных и психофизиологических показателей, а также создающая условия для, самостоятельного выполнения упражнений.
Апробация и внедрение результатов исследования. Промежуточные и итоговые результаты обсуждались и получили положительную оценку на научных и научно-практических конференциях и семинарах.
Новосибирского института инженеров водного транспорта (1981;1999 г. г.).
Данные исследования докладывались на научно-практических конференциях Томского, Усть-Кутского и Якутского пароходства. По теме диссертации опубликовано 6 научных и 5 методических работ, 3 методических рекомендаций. Результаты исследований внедрены в работу кафедр физического воспитания НГТУ, НГАВТ. Материалы исследований включены в цикл лекций кафедры теоретических основ физической культуры Новосибирского государственного педагогического университета.
выводы.
1. Отличительной особенностью профессий инженера-электромеханика водного транспорта является наличие, наряду с высокими требованиями к интеллекту человека, высоких требований к его физическим качествам.
2. Для профессии инженера-электромеханика водного транспорта важны следующие качества: максимальная устойчивость эмоционально-волевой сферы, физическая выносливость организма, вестибулярная устойчивость, дифференцировочная способность (пространственные параметры движения и усилия), восприятие минимальных изменений в работе электрических установок и механизмов.
3. Студенты-электромеханики обнаруживают более низкий уровень знаний специфики требований профессиональной деятельности к физическим качествам человека, чем специалисты.
4. У молодых специалистов, успешно справляющихся со своей работой, средний уровень мышечной силы, общей выносливости и физической работоспособности выше, чем у студентов, у них также более высокая способность дифференцировать мышечные усилия и движения.
5. Низкий уровень устойчивости организма к физическим нагрузкам отрицательно сказывается на интеллектуальной и психомоторной деятельности инженеров-электромехаников и студентов, выбравших эту профессию: замедляется реакция, ухудшается качество внимания и памяти, увеличивается ошибка точности воспроизведения усилия и движения, вследствие чего снижается профессиональная надежность.
6. Показатель физической работоспособности при пульсе 170 ударов в минуту и показатель эффективности кровообращения характеризуют устойчивость организма к кратковременным физическим нагрузкам и его надежность в условиях профессиональной деятельности.
У студентов разброс показателей как организованной, так и неорганизованной двигательной активности находится в большем диапазоне, чем у молодых специалистов. Средние значения показателей двигательной активности у студентов ниже и находятся на уровне 50% от необходимого.
Цикловая организация занятий по физическому воспитанию в рамках часов, отведенных по программе на учебный год, является более эффективной в расширении диапазона двигательной активности, в развитии морфофункциональных показателей, необходимых в профессиональной деятельности и формировании практических навыков самостоятельного использования физических упражнений.
РЕКОМЕНДАЦИИ.
В связи с тем, что профессия инженера-электромеханика предъявляет высокие требования не только к лабильным физическим качествам (мышечная сила, физическая работоспособность, эффективность кровообращения, общая выносливость и др.), но и к консервативным, обусловленным силой нервных процессов и их подвижностью (объем памяти, устойчивость концентрации внимания, темп восприятия и переработки информации и др.), которые мало изменяются под влиянием физических упражнений, считаем целесообразным вести не только целенаправленную физическую подготовку в процессе учебы, но и широко инфсрмировагь абитуриентов о специфике требований данной профессии к физическим и психофизиологическим качествам человека.
2. Исследования показали, что у лиц со значениями физической работоспособности менее 13 кГм/кг массы тела в 1 минуту при пульсе 170 ударов в минуту и с неудовлетворительной оценкой показателя эффективности кровообращения (ПЭК) после интенсивной кратковременной нагрузки происходит выраженное замедление реакций, ухудшение внимания и снижение способности различать мышечные усилия и движения. В связи с тем, что характерной особенностью профессии инженера-электромеханика является наличие как запланированной, так и случайной нагрузки большой интенсивности, можно рекомендовать данный уровень показателей в качестве критерия профессиональной надежности.
3. Исследования показали, что организация занятий по физическому воспитанию в вузе цикловым методом дает возможность в рамках годового объема часов, отведенных программой, более эффективно решать задачи развития физических качеств студентов. В связи с чем данный метод планирования учебной нагрузки можно рекомендовать в качестве альтернативного.
4. С целью увеличения количества времени на формирование физических качеств, необходимых в профессиональной деятельности, и привития навыков самостоятельных занятий можно рекомендовать систему домашних заданий на периоды, свободные от обязательных занятий.
Список литературы
- Абрамов М.С. Морфофункциональные показатели студентов иих зависимость от двигательной активности. /Жуков М.М. ТиПФК, 1985.-№ 2.-С. 32−34.
- Агаджанян Н.А. Формирование оптимального функциональногоуровня неспецифической резистентности в период адаптации студентов кусловиям вуза. /Ионгва Т.В., Сауткин М. Ф. Физиология человека, 1994. t1. Т.20. -№ 3. С. 144−150.
- Агарков Т.Ф. К проблеме методов повышения устойчивости организма к неблагоприятному действию высокой температуры ьнешней среды. Автореф. дисс. док. мед. наук. JL, 1962. — 30 с.
- Агафонов Ф.Я. Изменения скорости переработки информации у студентов, занимающихся в спортивных секциях. /Козлова А.К. -Физиология и гигиена учебно-воспитательного процесса. Смоленск, 1979.-С. 49−53.
- Акимова М.Н. Индивидуальные особенности внимания иосновные свойства нервной системы: Автореф. дисс. канд. мед. наук. i1. Куйбышев, 1971.-29 с.
- Алексеев В.М. Пульсовая оценка относительной физиологической напряженности аэробной мышечной работы. /Коц Я.М.- Физиология человека, 1981. Т.7. № 4. С. 728−733.
- Александров В.И. Теоретические и методологические аспекты физической культуры и спорта. // Актуальные вопросы теории физической культуры и практики оздоровительной работы. -Новосибирск, 1996.-С. 5−234.
- Алкперов И.И. Психофизиологическая оценка напряженности труда операторов нефтеперерабатывающего завода в условиях нервно-эмоциональных нагрузок. / Мелкумян А. Н., Чарыева О.
- Психофизиология труда операторов автоматизированного производства. М.: Мин-во здравоохранения РСФСР, 1974. — С. 69−76.
- Анастази А. Психологическое тестирование.-Пер. с анпг. / Под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского. М.: Педагогика, 1982. — Т. 1. — 320с.
- Анастази А. Психологическое тестирование. Пер. с англ. / Под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского. М.: Педагогика, 1982. — Т.2. — 296 с. t
- Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. -М.: Наука, 1968.-448 с.
- Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. -М.: Медицина, 1975. 477 с.
- Анохин ПК. Узловые вопросы теории функциональной системы. -М.: Наука, 1980. 197 с.
- Антипов И.Г. Динамика физического развития и состояния здоровья студентов мединститута. / Петухов Н. А. III Всероссийский съезд по ЛФК. — Свердловск, 1986. — С. 6−7.
- Апанасенко Г. А. Физическое здоровье и максимальная аэробная способность индивида // ТиПФК. -М., 1989. -№ 4. С. 29−31.
- Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. М.: Наука 1982. — 267 с.
- Асрятян Э.А. К учению о физиологической лабильности центральных нервных этажей: Физиология центральной нервной системы.-М., 1953.-С. 110−127.
- Афанасьева Г. Ф. Изменения в физическом развитии и функциональном состоянии студенток 1−2 курсов ТО ДНСХИ под влиянием ритмической гимнастики. / Васильева Л. Н. Тезисы Всесоюзной научн.-практ. конф. — М., 1986. -С. 143−144.
- Ашуров А.С. Профессиональная направленность физической подготовки студентов-геологов к работе в условиях высокогорья. Автореферат дис.канд.пед. наук. Казань, 1991. — 20 о-.
- Ашуров А.С. Научные основы профессионально-прикладной физической подготовки студентов-геологов. // Тезисы докл. Республиканской научно-практ. Конф. Душанбе, 1977. — С. 55−60.
- Аулик И.В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте. М.: Медицина, 1979. — 49 с.4
- Бабушкин Г. Д. Психология труда тренера по спорту. Омск, 1985.-84 с.
- Баевский P.M. Кибернетический анализ сердечного ритма при пробе с физической нагрузкой у членов экипажей орбитальной станции «Салют-6». / Барсукова Ж. В., Тазетдинов И. Г. Кардиология, 1981. — № 11.-С. 100−104.
- Баевский P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. М.: Медицина, 1979. — 237 с.
- Баевский P.M. Оценка и классификация уровней здоровья с точки зрения теории адаптации. // Вестник АМН СССР, 1989. № 8.
- Баевский Р. М. Особенности регулирования сердечного ритма при умственной работе. / Кудрявцева В. И. Физиология человека, 1975. -№ 2.
- Байгильдеева Ф.М. Динамика показателей физического развития, физической работоспособности, состояния здоровья с учетом факторов риска ИБС в период обучения в вузе. / Микусев Ю. Е. -Всероссийская науч r.-практ. конф. -М., 1988. С. 7−8.
- Бака М.М. Социально-биологические проблемы физической культуры и спорта. / Бойко B.C., Гурвич С. С., Муравов И.В.
- Бальсевич В.К. Методологические принципы исследований i.o отбору и спортивной ориентации. // Теория и практика физической культуры, 1980. № 1. — С. 31−33.
- Бальсевич В.К. Конверсия высоких технологий спортивной подготовки как актуальное направление совершенствования физического воспитания для всех.// ТиПФК., 1993. № 4. — С. 21−22.
- Батурин А.В. Исследование высшей нервной деятельности как один из методов профессионального отбора. / Боровер Ю. С., Вдоьин В. П. и др. Тезисы докл. 4 Всесоюзн. научн. конф. по физиологии труда. — М., 1973. — С. 43−44.
- Белинович В.В. Производственная гимнастика М., 1960. — 126с.
- Белугин С.Л. Данные о состоянии физического воспитания в медицинском институте // Тезисы III Всерос. Съезда по ЛФК и спортивной медицине. Свердловск, 1986. — С. 12.
- Березина М.Г. Роль психофизиологических особенностей студентов в адаптации к учебной деятельности.: Автореф. диес. канд. биол. наук. Новосибирск, 2000. — 23 с.
- Бехтерева Я.П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека. -Л.: Наука, 1980. 350 с.
- Бехтерева Н.П. Некоторые общие физиологические принципы функционирования мозга человека. // Физиология человека, 1986. Т. 12. -№ 5.-С. 817−830.
- Бирюкова З.И. Высшая нервная деятельность спортсменов. Исследование типологических особенностей нервной системы. М.: ФиС, 1961.-291 с.
- Бобылев Ю.П. Экспериментальное обоснование профессионально-прикладной физической подготовки будущих чертежников. Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М, 19.74,-21 с.
- Бобылев Ю.П. Экспериментальное обоснование применения специальных физических упражнений при подготовке учащихся профтехучилищ по специальности чертежника. / Назаров В. П. -Материалы научно-практ.конф. Л., 1972. — С. 15−16.
- Бодров В.А. Проблемы профессионального психологического отбора. // Психологический журнал, 1965. Т.6. — № 2. — С. 85−94.
- Бодров В.А. Значение статистической структуры при однозначно детерминированном реагировании на сигналы двух видов. / Зараковский Г. М. Вопросы психологии, 1966. — № 6. — С. 77−86.
- Бодров В.А., Психологический отбор летчиков и космонавтов. / Малкин В. Б., Покровский Б. Л. и др. М.: Наука, 1984. — С. 264.
- Бодров В.А. Функциональная асимметрия парных органов и профессиональная эффективность пилотов. / Доброхотова Т. А., Федорчук А. Г. Физиология человека, 1990. — Т. 16. -№ 6. — С. 142−147.
- Бойко Е.И. Время реакции человека. М.: Медицина, 1964. -242 с.
- Брайтес С.Н. Кибернетические модели систем управления и памяти в организме. / Свечинский В. П., Суслов А. И. и др. М.: Медицина, 1974. — С. 206−254.
- Бриль М.С. Отбор в спортивных играх. М.:ФиС, 1980. — 217 с.
- Булгакова Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов. М.: ФиС, 1978.
- Бурназян А.И. Справочник по космической биологии и медицине. / Газенко О. Г. 3 изд-е, перераб. и дополн. — М.: Медицина, 1983.-35 с.
- Василец Т.В. Генетические предпосылки подвижности нервных процессов в моторных реакциях. // Вопросы психологии, 1974. — № 5. С. 136−140. -
- Васильева А.В. Психологические особенности ВНД и критерии пригодности на профессию оператора прокатного стана. Психофизиологические основы профотбора и профориентации. -М.: Наука, 1976.-С. 15−33.
- Васильева Т.Н. Влияние урока физического воспитания наtпсихомоторную и умственную деятельность юношей. Автореф. дис.канд.биол.наук. Новосибирск, 1999. — 20 с.
- Васильева Т.Н. Влияние однократных физических нагрузок на психофизические показатели школьников и студентов. // Матер.междунар. научно-практ. конф. Томск, 1998. — С. 82−83.
- Вардимиади Н.Д. Физическое развитие и физическая подготовленность студентов с различными программами подготовки к сдаче норм комплекса ГТО. / Кононенко В. А., Чурсина Т. Ю. — Харьков, 1985.-С. 81−82.
- Вегертас З.А. Динамика физического развития студентов Каунасского медицинского института. / Пятронис А. П. Тезисы I Всесоюзн. конф. — Харьков, 1985. — С. 37−38.
- Верушкин Н.Г. Методы и средства управления физической подготовкой студентов технических ВУЗов. Автореф. дис.канд.пед. наук. -М., 1995.-24 с.
- Верушкин Н.Г. Пути повышения скоростно-силовых качеств студентов. // Матер. Московской межвузовской научно-метод. конф. -М., 1995.-С. 41−46.
- Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов и спорт. М.: ФиС, 1988. — 23 с.
- Верхошанский Ю.В. Горизонты научной теории и методологии спортивной тренировки. // Теория и практика физической культуры, 1998. -№ 7.- С. 41−54. :
- Виленский М.Я. Проблемы оптимального соотношения умственной и физической деятельности студентов // Проблемы умственного труда. М.: МГУ, 1983. — Вып.6. — С. 79−85.
- Виленский М.Я. Профессиональная направленность физического воспитания студентов педагогических специальностей. / Сафин Р. С. -М.: Высшая школа, 1989. 158 с.
- Виноградов М.И. Руководство по физиологии труда. М.: Медицина, 1969.
- Виру А.А., Гормоны и спортивная работоспособность. / Кырге П. К. М.: ФиС, 19??. — 153 с.
- Власова JI.H. Двигательная активность в режиме учебного дня и свободного времени студента-медика. / Гейхман Л. Л. III Всероссийский съезд по ЛФК и спортивной медицине. — Свердловск, 1986. — С. 14−15.
- Внуков А.П. Формирование потребности в физическом самосовершенствовании у студентов педагогических институтов. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1982. — 17 с.
- Внуков А.П. / Силов Х.Ф., Галерко Д. Н. Теория и практика физической культуры, 1977. — № 5. — С. 47−51.
- Волков В.М. Системный подход к оценке поздних фаз восстановления// Теория и практика физической культуры, 1974. № 12. -С.60−64.
- Волков В.М. Восстановительные процессы в спорте. М.: ФиС, 1976.- 104 с.
- Волков Н.И. Энергетический обмен и, 'работоспособность человека в условиях напряженности мышечной деятельности. Автореф.дис.канд.биол. наук. М., 1969. — 25 с.
- Волков Н.И. Проблема утомления и восстановления в теории и практике спорта// ТиПФК, 1974. № 1. — С.60−65.
- Волков В.М. Спортивный отбор. / Филин В. П. М.: ФиС, 1983.
- Вороновская В.И. Зависимость между функциональной подвижностью нервных процессов, объем кратковременной памяти и успешность некоторых видов трудовой и спортивной деятельности. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Киев, 1989. — С. 23.
- Вяткин Б.А. Роль темперамента в спортивной деятельности. -М., 1978.
- Гавриленко В.М. Сравнительная эффективность вариантов комплексирования материала по курсу физического воспитания в вузе. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1981. — 23 с.
- Гавриленко В.И. К вопросу определения общей выносливости и тренированности спортсменов. / Гриценко В. В., Мочалов О. Ю. ТиМФК, 1984.-№ 10.-С. 16−19.
- Гандельсман А.Б. Физиологические основы методики спортивной тренировки. / Смирнов К. М. М.:ФиС. — 230 с.
- Гарбузов А.Н. К вопросу о взаимосвязи структуры и функции в изучении мозгового кровообращения. / Науменко А. И. В кн.: Вопросы мозгового кровообращения. JL: Изд-во МЗО СССР, 1970. — С. 23—47.
- Генкин А.А. некоторые принципы построения корректурных таблиц для определения скорости переработки информации. / Медведев В. И., Шик М. П. Вопросы психологии, 1963. -№ 1. — С.104−110.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Опыт экспериментального исследования работы зрительной системы наблюдателя. // Инженерная психология /
- Под редакцией В. П. Зинченко, А.Н., А. Н. Леонтьева, Д. Ю. Панова. М.: МГУ, 1964. — С.192−230.
- Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта: / Мартьянов Б. И. Методич. пособие. — М.: Академия, 2000. — 28 с.
- Голубева Э.А. Индивидуальные особенности памяти человека: Психофизиологическое исследование. -М.: Педагогика, 1980. С. 152.
- Голубева Э.А. Реакция навязывания ритма как метод исследования в дифференциальной психофизиологии // Проблемыгдифференциальной психологии. М.: Педагогика, 1972. — № 7. — С. 7−24.
- Гончаров В.А. Исследование формирования точности движений и трудовых умений у школьников в связи с занятиями спортом. Автореф.дис.канд.пед.наук. М., 1968. — 21 с.
- Гончаров В.И. Физическое воспитание в высшей школе как фактор социальной адаптации студентов в вузе и молодых специалистов в трудовом коллективе. Автореф. дисс. канд.. наук. М., 1983. — 23 с.
- Граевская Н.Д. Спорт и здоровье // ТиПФК, 1996. № 4. — С. 4954.
- Граевская Н.Д. К вопросу об унификации оценки функционального состояния спортсменов. / Долматова Т. И., Калугина Г. Е. и др. Теория и практика физической культуры, 1994. -№ 2. — С. 11— 15.
- Грибков В.А. Методика восстановления умственной и физической работоспособности студентов средствами физической культуры в процессе учебно-трудовой деятельности. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1995. — 25 с.
- Гриненко М.Ф., Саниян Г. г. Труд, здоровье, физическая культура. М.: ФиС, 1974. — 288 с.
- Грицевский М.А., Анализ состояния ожидания в труде оператора химического производства. / Конопкин О. А., Стрюков Г. А.
- Психологические вопросы регуляции деятельности. М.: Педагогика, 1973.-С. 95−128.
- Гуревич И.А. 1500 упражнений для моделирования круговойtтренировки. М.: Высшая школа, 1980.
- Гуревич К.М. Психологические вопросы изучения профессиональной пригодности оперативных работников энергосистемы. // Типологические особенности ВНД человека. -М.: Просвещение, 1965. -ТIV. С. З—22.
- Гуревич К.М. профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М.: Наука, 1970. — С. 271.
- Гуревич К.М. Овладение профессиональным мастерством как проблема дифференциальной психологии. // Психофизиологические вопросы становления профессионала. М.: Сов.Рос., 1974. — С. 11−27.
- Данько Ю.И. Очерки физиологии физических упражнений. М.: Медицина, 1974. — 295 с.
- Дембо А.Г. Заболеваемость спортсменов и ее структура. М., 1990.-220 с.
- Дембо А.Г. Врачебный контроль в спорте. М.: Медицина, 1988. -230 с.
- Дюжев А.К. Динамика показателей двигательной активности студентов.// Всероссийская научн.-практ. конф. М., 1988. — С. 16.
- Ендропов О.В. Значение физической активности в эпидемиологии простудных заболеваний студентов. / Кончиц Н. С. -Тезисы IV Всесоюзной конф. Новосибирск, 1986. — Т.2. — С. 132.
- Ендропов О.В. Формы и уровни двигательной активности в первичной профилактике заболеваний, реабилитации и физиологическом состоянии здоровья. Автореф. дисс. докт. мед. наук. Новосибирск, 1998. -39 с.
- Жидких В.П. Профессионально-прикладная физическая подготовка в системе подготовки специалистов строителей. Дисс. д-ра пед. наук. Омск. 2000. 329 с.4
- Жолдак В.И. Социально-педагогические основы производственной физической культуры. Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М., 1991. -50 с.
- Забавникова И.В. Значение силовой подготовки в физическом воспитании студентов. / Забавников А. П. ТиПФК, 1984. — № 9. — С. 51.
- Загорский Б.И. Основы профессионально-прикладной физической подготовки (как раздел теории и методики физического воспитания). Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1986. — 22 с.
- Загрядский В.П. Методы исследования в физиологии труда. / СулимоСамуйлло З.К. Л.: Наука, 1976. — 92 с.
- Зайцева В.Ф. Средства и методы профессиональной ориентации старшеклассников на уроках физической культуры с учетом особенностей профессий, требующих высокой устойчивости вестибулярного аппарата. Автореф. дисс.канд.пед. наук. Л., 1990. — 21 с.
- Зараковский Г. М. Психофизиологический анализ трудовой деятельности. -М.: Наука, 1966. С. 114.
- Зациорский В.М. Физические качества спортсменов. М.: ФиС, 1970.
- Заярин Г. А. Развитие профессиональных способностей учащихся профессионально-технических училищ в процессе физического воспитания. Автореф. дисс. канд. пед. наук. — Донецк, 1991. 18 с.
- Зимкин Н.В. Физиология человека. М.: ФиС, 1964.
- Иванова Н.А. Влияние уроков физкультуры на работоспособность и мозговое кровообращение учащихся. Тезисы докл.научн. конф. Львов, 1981. — С.76−77., /
- Ильин Е.П. Психология физического воспитания: Учебник для институтов физической культуры. С.-Пб.: ГГПУ, 2000. — 486 с.
- Ильинич В.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов вузов. -М.:Высшая школа, 1978.-143с.
- Ильинич В.И. О некоторых проблемных вопросах ППФПiвопросы теории) // ТиПФК, 1990. № 3. — С. 13−15.
- Ильюченок Р.Ю. Память и адаптация. Новосибирск.: Наука, 1979.-192 с.
- Кабачков В.А. Обоснование рационального объема занятий физическими упражнениями для учащихся в системе профтехобразования // Социальные проблемы физической культуры и спорта. М., 1980. — С. 87−94.
- Кабачков В.А. Профессионально-прикладная физическая подготовка учащихся в средних ПТУ. / Полиевский С. А. М.: Высшая школа, 1982.
- Кабачков В.А. Основы физического воспитания с профессиональной направленностью в учебных заведениях профтехобразования. Автореф. дисс. докт. пед. наук. М.:ВНИИФКС, 1996.-63 с.
- Казначеев В.П. Очерки теории и практики экологии человека. -М.: Наука, 1983.-259 с.
- Казначеев В.П. Проблема человековедения. М-Н-ск, 1997. -352 с.
- Карпман З.Л. Тестирование в спортивной, медицине. / Белоцерковский З. Б., Гудков И. А М.: ФиС, 1988. — 208 с.
- Карцев И.Д. Физиологические критерии профессиональной пригодности подростков к различным профессиям. / Халдеева Л. Ф., Павлович К. Э. М.: Медицина, 1968. -163 с., *
- Карцев И.Д. Физиологические критерии профессиональной пригодности подростков к различным профессиям. 2-е изд-е. -М.: Медицина, 1977. 176 с.
- Кемхадзе А.С. Профессиональная физическая подготовкастудентов с учетом структуры двигательного обеспечения ихt ¦деятельности. Авторе'1,с.канд.пед. наук. Тбилиси, 1996. — 23 с.
- Киколов А.И. Обучение и здоровье. М.: Высшая школа, 1985. -105 с.
- Киколов А.И. Умственно-эмоциональное напряжение за пультом управления. М.: Медицина, 1987. — 176 с.4
- Климов Е.А. Как выбрать профессию. -М.: Просвещение, 1984. -160 с.
- Климов Е.А. Социальное и биологическое в контексте проблемы формирования профессиональной пригодности // «Соотношение биологического и социального в человеке». М., 1975. — С. 210−220.
- Климова В.Г. Роль оптимизации режима дня студентов в организации учебного процесса. // III Всероссийский съезд по ЛФК и спортивной медицине. Сверловск, 1986. — С. 27.
- Клосовский Б.Н. Общие вопросы патофизиологии мозгового кровообращения. М.: Изд-во АМН СССР, 1960.
- Клосовский Б.Н. Развитие и деятельность зрелой нервной клетки в связи с питающими ее системами. / Космарская Е. Н. Проблемы умственного труда. — М.: МГУ, 1972. — Вып. 2.
- Коган А.Б. Функциональное состояние человека-оператора / Владимировский Б. М. Оценка и прогнозирование. — М.: Наука, 1988. -212 с.
- Кольченко Н.В. Функциональная подвижность основных нервных процессов и ее значение для некоторых видов трудовойдеятельности. Автореф. дисс.канд.мед. наук. Киев, 1Р78. — 28 с.
- Конопкин О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М.:Наука, 1980. — 244 с.
- Конопкин О.А. Зависимость скорости приема информациичеловеком от индивидуальной выраженности основных свойств нервнойсистемы // Вопросы профессиональной пригодности оперативногоiперсонала энергосистем. -М.: Просвещение, 1966. С. 195−218.
- Кончиц Н.С. Физиологические основы физического воспитания студентов в связи с индивидуальными особенностями организма. Автореф.дисс.докт.мед. наук. -Томск, 1990. 48 с.
- Кончиц Н.С. Медико-биологические и педагогические наблюдения за юными биатлонистами в процессе их подготовки в специализированной спортивной школе. / Маматов В.Ф.- Новосибирск, 1978.-59 с.
- Корнеева И.Т. Психо-вегетативные особенности юных спортсменов / Поляков С. Д., Смирнов И. Е. «Медицина и физическая культура на рубеже тысячелетий». — М., 2000. — С. 6−7.
- Корнилова Г. И. Состояние психического здоровья молодых текстильщиц и влияние его на производственную адаптацию / Проблемы адаптации детского и взрослого организма в норме и патологии. М., 1990. — С.161−163.
- Коробков А.В. Физиология человека. М.: Высшая школа, 1980. — С. 247.
- Коробков А.В. Основные этапы и направления формирования двигательных функций в детском и юношеском возрасте // Всесоюз.научн.конф. по юношескому спорту. М.-ФиС, 1972. — С.46−48.
- Коровин С.С. Методологические и психолого-педагогические предпосылки ППФК. Оренбург: ОГПУ, 1997. — 184 с.
- Коровин С.С., Профессиографическая характеристика труда торговых работников в связи с задачами ППФП учащейся молодежи / Гречаная И. В. ТиПФК, 1991. — № 2. — С. 31.
- Коровин С.С. Профессиональная физическая культура и формирование личности. / Кабачков В. А. Оренбург: ОГПУ, 1998. — 259 с.
- Коровин С.С., Профессионально-прикладная физическая подготовка работников сферы обслуживания. / Фомин Н. А. Оренбург, 1991.-109 с.
- Косилов С.А. Физиология труда и производственное обучение. -М., 1962.-231 с.
- Косилов С.А. Очерки физиологии труда. М., 1965.
- Коцарь Ю.А. Оценка динамики показателей функциональных резервов легкоатлетов в спринтерских и стайерских двигательных режимах. Автореф. гис. канд. биол. наук. Новосибирск, 1997. — 34 с.
- Крестовников А.Н. Физиология спорта. М.: ФиС, 1939.
- Кузьмак Б.С. Социально-экономические проблемы физической культуры и спорта. / Осинцев А. А. 2-е изд. — М.: ФиС, 1981. — 280 с.
- Куинджи Н.Н. Совмещение социальных и биологических ритмов как гигиеническая основа обучения школьников. Автореф. дис. докт. мед. наук. М., 1989. — 49 с.
- Кулагин Ь.В. Основы профессиональной психодиагностики. -М.: Медицина, 1984. С. 216.
- Кулагин Б.В. Типологический подход к исследованию проблем профотбора / Сергеев С. Т. Психологический журнал, 1989. — Т. 10. -№ 1.-С. 62−66.
- Кузнецов В.В. / Новиков А.Н. Теория и практика физической культуры, 1975. -№> 1.
- Куренцов В.А. Рациональное соотношение средств общей и профессионально-прикладной физической подготовки при освоенииосновных групп профессий в ПТУ. Автореф. дисс.канд.пед.наук. -М., 1996. 23 с.
- Левандо В.А. Заболеваемость и защитные свойства организмаспортсмена / Ташпулатов Р. Ю., Бунятян А. Ф. и др. Проблемы спортивной медицины. — М., 1975. — С. 50−57.
- Левандо В.А. Современный спорт и неспецифическая сопротивляемость организма спортсменов высокого класса // Суркина И. Д., Суздальницкий Р. С. ТиПФК, 1989.- № 11. — С, 38−40.I
- Левенко Н.А., Влияние физических нагрузок различной интенсивности на показатели умственной работоспособности студентов / Рыжак М. М., Михайлов В. В. Проблемы умств.труда. — М.: Изд—во Моск. ун-та., 1983. — Вып. 6. — С. 91−95.
- Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. М.: Изд-во МГУ, 1984. 94 с.
- Леонова Л.А. Гигиенически рациональный режим производственного обучения учащихся старших классов средней школы в ткацких цехах текстильной промышленности. Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1963.-23 с.
- Леонтьев А.Н. Вопросы психологии. / Кричник Е. П. 1961. -№ 5.
- Линдсей П. Переработка информации у человека. / Норман Д. -М., 1974.-550 с.
- Лобов А.Н. Некоторые морфофункциональные показатели студентов IV курса. Всероссийская научн.-практ. конф. М., 1988. — С. 31−32.
- Лобов А.Н. Влияние физических упражнений циклического характера на состояние здоровья и иммунологическую активность организма. / Горбунов А. В. III Всероссийский съезд по ЛФК и спорт. Медицине. — Свердловск, 1986. — С. 36−37.
- Ломов Б.Ф. Человек и техника: Очерки инженерной психологии. -Л.:ЛГУ, 1963.-266 с.
- Луговцев В.П. Исследование работоспособности, показателей двигательной и вегетативной систем на поздних этапах восстановления. // ТиПФК, 1980. № 9. — С. 26−27.
- Макаренко Н.В., Основы профессионального отбора. / Пухов
- B.А., Кольченко Н. В. и др. Киев: Наукова думка, 1987.-244 с.
- Макареня В.В. Совершенствование двигательных качеств какiфактор профессиональной подготовки студентов медицинского вуза. / Погуляй Н. П. III Всероссийский съезд по ЛФК и спорт, медицине. -Свердловск, 1986. — С. 38−39.
- Макаров Р.Н. Человеческий фактор : динамическое здоровье. -Черкассы, 1989. 146 с.
- Маркова Е.А. К вопросу функционального состояния вегетативной нервной системы при эмоциональном стрессе у студентов во время экзаменов. / Коптюх В. В. Гигиена и санитария, 1978. — № 2. —1. C. 45−47.
- Маршак М.Е. Некоторые особенности регуляции мозгового кровообращения. (Материалы симпозиума). / Блинова A.M., Рыжова Н. М. -М., 1968.-142 с.
- Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник для институтов физ. культуры. М.: Физкультура и спорт, 1991.
- Матвеев Л.П. Прикладность физической культуры: понятийные основы и их конкретизация в современных условиях // ТиПФК, 1996. -№ 7. С. 42−47.
- Махмудов К.Г. Влияние различных двигательных режимов на морфофункциональную подготовленность человека // Тезисы Ш Всеросс. съезда по ЛФК и спортивной медицине. Свердловск, 1986. -С.42.
- Махмудов К.Г. Динамика состояния здоровья, физического развития и функциональной подготовленности студентов за годы обучения в вузе. / Омочев Г. М. и др. Всеросссийская науч.-практ. конф. -М., 1988.-С. 33.
- Медведев В.И. Устойчивость физиологических и психологических функций человека при действии экстремальных факторов. Л.: Наука, 1982. — 103 с.
- Медведев В.И. Человек и научно-технический прогресс //с
- Физиология человека, 1986. Т. 12. — № 5. — С. 707−714.
- Медведев В.И. Психофизиологические проблемы оптимизации деятельности // Физиологические механизмы оптимизации деятельности. Л.:Наука, 1985.-С. 3−21.
- Медведева Л.Е. Формирование профессиональных умений у студентов физкультурного вуза будущих специалистов-реабилитологов. Автореф. дисс. канд. пед. наук. — Омск, 1999. -23 с.
- Медведева Л.Е. Пути оптимизации практики в процессе формирования профессиональных умений студентов специализации «Физические средства реабилитации» / Куртев С. Г. Матер, межрегион, научно-практ. конф. молодых ученых. — Омск: СибГАФК, 1998. — С. 124.
- Меерсон Ф.З. Адаптационная медицина: Механизмы и защитные эффекты адаптации. М.: Hypoxia Medical Ltd, 1993. — 331 с.
- Меерсон Ф.З. Применение средств физической культуры и других факторов внешней Среды в целях повышения силы защитно-приспособительных механизмов мозговой гемоциркуляции.// Проблемы умственного труда. М.: Изд-во МГУ, 1972. — Вып.2. — С. 46−72.
- Меньшиков Н.К. Развитие профессиональных способностей летчика. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Смоленск, 1975. — 21 с.
- Милерьян Е.А. В сб. «Система человек и автомат». -М.:Наука, 1965.-С. 53−57.
- Минин Е. Ф, Профессионально-прикладная физическая подготовка судового механика. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1991.-25 с.
- Михалев В.И. Вопросы управления тренировочным процессом лыжников-гонщиков // Вопросы управления тренировочным процессом в лыжном спорте. Омск, 1985. — С. 3−6.
- Могендович М.Р. Локомоция, поза и кровоснабжение мозга.//
- Материалы II научной конференции по физиологии спорта, спортивнойвмедицине и ЛФК. Пермь, 1967. — С.29−32.
- Мойкин Ю.В. Перенапряжение систем организма в результате длительного поддержания рабочих поз. / Крюкова Д. Н. Психофизиологические основы профилактики перенапряжения. М.: Медицина, 1987. — С. 77−110.
- Моно Г. Энергетические затраты у человека // Физиология труда. -М.: Медицина, 1973. С. 125−160.
- Мотылянская Р.Е. Выносливость у юных спортсменов. — М: ФиС, 1969.-223 с.
- Мотылянская Р.Я. Значение модельных характеристик спортсменов высокого класса для спортивного отбора и управления тренировочным процессом // ТиПФК, 1979. № 4. — С. 21−23.
- Мошкова И.Н. Психология производственного обучения. / Малов С. Л. М.: Высшая школа, 1990. — 207 с.
- Муравов И.В. Двигательная активность в регулировании функций организм г при старении. // Двигательная активность и старение. -Киев, 1969.-С. 9−49.
- Муравов И.В. Оздоровительные эффекты физической культуры и спорта. Киев: Здоровья, 1989. — 56 с.
- Муравов И.В. Резервы морфофункциональной организации человека и развитие ее в условиях спортивной тренировки // Социально—биологические проблемы физической культуры и спорта. Киев: Здоровье, 1983.-С.120−151.
- Навакатикян А.О. Психофизиологические методы профессионального отбора в ведущие профессии энергопредприятий. / Бузунов В. А., Майдиков Ю. Л. Киев, 1979. — 24 с.
- Навакатикян А.О. Возрастная работоспособность лиц умственного труда. / Крыжановская В. В. Киев: Здоровья, 1979. — С. 207.
- Нагорный В.Э. Гимнастика для мозга. М.: Изд-во «Советская Россия», 1972.- 120 с.
- Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976. — 336 с.
- Небылицын В.Д. Основные свойства нервной системы человека. -М.: Просвещение, 1986.
- Небылицын В.Д. Надежность работы оператора в сложной системе управления.//Инженерная психология. М.:МГУ, 1964. — С. 358 367.
- Немирович-Данченко О. Р. Изменения неспецифической иммунологической реактивности организма юных спортсменов при напряженной мышечной деятельности. / Липкина A.M. Проблемы спортивной медицины. Кн. 2. -М., 1975. — С. 69−73.
- Никитюк Б.А. Адаптация, конституция, моторика // ТиПФК, 1989.-№ 1.-С. 40−42.
- Нифонтова Л.Н. Влияние занятий производственной гимнастикой на показатели физического развития и сердечнососудистую систему операторов. / Гончарова Г. А. ТиМФК, 1965. — Х"3. -С.63.
- Новиков A.M. Опыт исследования процесса формирования трудовых умений и навыков у учащихся. Автореф. дис. канд. пед. наук, 1971.-23 с. Я
- Нужный А.А. Организационно-дидактические основы ФП курсантов. Автореф. канд. дис. пед. наук. -М., 1994.
- Орлов А.А. Методика использования статодинамических упражнений для восстановления профессиональной работоспособности людей умственного труда. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1995. — 24 с.
- Осипов Г. В. Рабочая книга социолога. / Руткевич М. Н. и др. 2-е изд-е, переработанное и дополненное. — М.: Наука, 1983. — 477 с.
- Остроушко С.В. Профессиональная направленность в физическом воспитании студентов финансово-экономических специальностей. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Хабаровск, 1999. — 24 с.
- Петрушевский И.И. Исследование влияния физических нагрузок на некоторые стороны умственной работоспособности военнослужащих. Автореф.дисс. канд.пед.наук. Л., 1963. — 24 с.
- Петухов Н.А. Повышение эффективности физического воспитания студентов на основе занятий футболом. / Степанов Е. Э., Галкин В. И. Харьков, 1985. — С. 23.
- Платонов К.К. Вопросы психологии труда. М.: Медицина, 1970.
- Полиевский С.А. Физическое воспитание учащейся молодежи. (Гигиенические аспекты). -М.: Медицина, 1989. 156 с.
- Полиевский С.А. Преимущества обучения юных спортсменов профессиональным навыкам // ТиПФК, 1976. С. 38. .
- Полиевский С.А. Физкультура и профессия. / Старцева И. Д. -М.:ФиС, 1988.- 161 с.
- Пушкин В.Н. Оперативное мышление в больших системах. М.: Энергия, 1965.
- Пшенникова М.Г. Адаптация к физическим нагрузкам. // Физиология адаптационных процессов. М., 1986. — С. 123−221.
- Раевский Р.Г. Экспериментальное . обоснованиеdпрофессиональной прикладной физической подготовки специалистов химической промышленности. Автореф. дис. канд. пед. наук, 1970. -19 с.
- Раевский Р.Г. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов технических вузов. М.: Высшая школа, 1985. -134 с. i ¦
- Ревякин М.Ю. О некоторых проблемах адаптации студентов-первокурсников ИФК к процессу обучения. Матер, межрег. науч.-практ. конф. Новосибирск, 1999. — С. 114.
- Родионов А.В. Психодиагностика спортивных способностей. -М.: Физкультура и спорт, 1973. 216 с.
- Розе Н.А. Психомоторика взрослого человека. JL: Изд-во ЛГУ, 1970. -128 с.
- Розенблат В.В. Об оценках тяжести и напряженности труда. // Функции организма в процессе труда. М., 1975. — С. 8−30.
- Розенблат В.В. Проблема утомления. М.: Медицина, 1975. -240 с.
- Романов Б.Т. Применение тренажерных установок в физическом воспитании студентов. / Пономарева В. В. III Всероссийский съезд по ЛФК и спорт, медицине. — Свердловск, 1986. — С. 61−62.
- Романов Ю.А. Биологические ритмы функций организма человека и животных // Новости медицины и медицинской техники. М., 1975.-Т. 2.-С. 47−50.
- Рубанович В.Б. Валеологические принципы организации физической культуры. Новосибирск, 1997. -С. 162.
- Рунова С.А. Социально-профессиональная адаптация студентов первого курса к условиям педагогического вуза. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Новосибирск, 2000. — 18 с.
- Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М., 1979.
- Русалов В.М. О соотношении пластичности психических процессов с факторами биоэлектрической активности мозга человека / Калашников С. В. Индивидуально психологические различия и биоэлектрическая активность мозга человека. -М.: Наука, 1988. — С. 5−56.
- Рябцев С.М. Влияние занятий лыжными гонками на состояниездоровья и морфофункциональные показатели мужского организма в¦онтогенезе. Автореф. дисс. канд. биол. наук. Новосибирск, 1999. — 28 с.
- Савицкий II.H. Биофизические основы кровообращения. Л.: Медгиз, 1963. — 230 с.
- Селиванов А.П. Гигиеническая оценка физиологических сдвигов у студентов в период экзаменов / Агарков В. И., Томачинская Л. П. -Гигиена и санитария, 1977. № 10. — С. 392.
- Сергеев Ю.П. Субмикроскопическое строение миокарда и скелетной мышцы крыс при различных тренировочных процессах. / Кондаленко В. Ф. Молекулярные и субклеточные механизмы адаптации к спортивной деятельности. — М., 1979. — С. 97−125.
- Сидоренко В.К. Физическое воспитание плавсостава в условиях работы речного флота. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Киев. 1992. 23 с.
- Скерневичене В.В. О совершенствовании методики занятий по физическому воспитанию со студентами подготовительного отделения. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Вильнюс, 1973. — 32 с.
- Смирнов К.М. Физическая работоспособность человека. -Новосибирск: Изд-во СО АН СССР, 1970. 35 с.
- Соловьев Г. М. Формирование физической культуры личности студента в ракурсе современных образовательных технологий. — Ставрополь, 1999. 167 с. л
- Сонькин В.Д. Новый взгляд на старую проблему: конституция человека и физическое воспитание / Зайцева В. В., Маслова Т. М. -ТиПФК, 1994. № 3. — С. 54−57.
- Суздальницкий Р.С. Временный иммунодефицит, вызванныйчрезмерно большими и эмоциональными нагрузками / Левандо В. А.,
- Першин Б.Б. и др. ТиПФК, 1989. — № 2. — С. 4−7.
- Сулейманов И.И. Конфликты и характер спортсменов // Современные достижения спортивной науки. С-Пб, 1994. — С. 109.
- Сулейманов И.И. Производственная физическая культура. -Омск, 1989.
- Сысоев В.Н. Индивидуальные особенности операторов при работе в условиях психоэмоционального напряжения. / Степанян Е. Б. Физиология человека, 1994. Т. 20. — № 4. — С. 69−75.
- Тамм С.Н. Единство физических и психосоциальных особенностей студентов как предпосылка формирования их здоровья // Физические и психосоциальные особенности студентов. Таллин, 1986. -С. 9−16.
- Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: АПН РСФСР, 1961.- 132 с.
- Тимакова Т.С. Многолетняя подготовка пловца. М.: ФиС, 1985. -144 с.
- Тристан В.Г. Пространственно-временная организация человека при различных уровнях здоровья и двигательной активности // ТиПФК, 1995.-№ 9.-С.44−45.
- Тхоревский В.И. Тест для оценки мышечного утомления / Силантьев В. П. Гигиена труда, 1983. — № 3. — С.36−38.
- Ульянов В.И. Методические основы профессиональной направленности физического воспитания будущих учителей / Учебное пособие. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 1996. — 183 с. .щ
- Ухтомский А.А. Доминанта. М.-Л.: Наука, 1966. — 273 с.
- Фарфель B.C. Предельное потребление кислорода у человека, ее зависимость от возраста, пола, физического развития и тренированности // Проблемы советской физиологии, биохимии, фармакологии. М.: Изд-во АМН СССР, 1963. — С. 66−97.t
- Фарфель B.C. Анализ рекордов скорости и выносливости // Исследования по физиологии выносливости. М.: ФиС, 1969. -Вып.З. -С. 13−3 7.
- Федченко Н.Н. Влияние занятий по плаванию на умственную работоспособность студентов / Федченко И. А. Физическая культура в научн. организации учебного процесса студентов пединститутов. — М., 1981,-С. 58−85.
- Фейгин С.Л. Производственная гимнастика в системе НОТ. Л., 1971.
- Филин В.П. Основы юношеского спорта. / Фомин Н. А. М.: ФиС, 1980.-255 с.
- Фомин Л.М. Исследование эффективности занятий эмоционального характера в процессе подготовки юных лыжников-гонщиков (12−13 и 14−15 лет). Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1972. -123 с.
- Фомин Н.А. Физиологические основы двигательной активности. / Вавилов Ю. Н. М.: ФиС, 1991. — 224 с.
- Фольборт Г. В. Физиология процессов утомления и восстановления. Киев, 1951.
- Хананашвили М.М. Информационные неврозы. — М.: Медицина, 1978.- 144 с.
- Харитонова Л.Г. «Стратегия» этапов «долговременной» и «срочной» адаптации к мышечным нагрузкам организма спортсменов с различным уровнем тренированности // ТиПФК, 1995/- № 9. С. 46−49.
- Харитонова Л.Г. Комплексные исследования процессов адаптации организма детей и подростков к физическим нагрузкам // ТиПФК, 1996. № 12. — С. 18−22.
- Хедман Р. Спортивная физиология. М.: ФиС, 1980. — 149 с.
- Хрущев С.В. Врачебный контроль за физическим состояниемtшкольников. М.: Медицина, 1980. — 234 с.
- Чазов Е.И. Эмоциональные стрессы и сердечно-сосудистые заболевания. Вестник АМН СССР, 1975. № 8. — С. 3−8.
- Чесноков А.С. Научные основы управления физической культурой и спортом. М., 1977. — 79 с.
- Чесноков А.В. Развитие профессиональных качеств педагога физической культуры и спорта посредством нетрадиционных методик. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Томск, 2000. — 18 с.
- Чопкоева А.А. Кровоснабжение и кислородное обеспечение головного мозга у собак при адаптации к высокогорью и мышечной деятельности. Автореф. дисс. канд. биол. наук. Новосибирск, 1999. -22 с.
- Шварц В.Б. генетика и спортивная специализация детей и подростков // Медицина, подросток, спорт. Смоленск, 1975. — С. 54−57.
- Шевцов В.В. Об одном из направлений оптимизации физического воспитания студентов. / Щеголев В. А. Научные основы физкультурно-оздоровительной работы среди населения. — М., 1986. — С. 62.
- Шкребко А.Н. Особенности мозговой гемодинамики у спортсменов при велоэргометрическом тестировании / Павлова Е. Е. -Матер, научно-практ. конф. М., 2000. — С. 37−38.
- Щедрина А.Г. Морфофункционапьные показатели здоровья студентов в связи с различными видами учебной деятельности и влиянием физического воспитания. Автореф. дис.,/докт. мед. наук.41. Новосибирск, 1982. 47 с.
- Эберт Л.Я. Состояние иммунного статуса как показателя степени адекватности тренировочных нагрузок функциональным возможностям спортсменов // ТиПФК, 1993. № 11−12. — С.20−23.
- Эргономика / Под. ред. А. А. Крылова, Г. В. Суходольского. Д.: Изд-во ЛГУ, 1988. — 184 с.
- Язвиков В.В. Влияние повторных нагрузок, применяемых в фазах послерабочего периода, на активность ферментов в скелетной мышце крыс. // Молекулярные и субклеточные механизмы адаптации к спортивной деятельности. М., 1979. — С. 90−96.
- Яруллин Х.Х. Клиническая реоэнцефалография. Л.: Медицина, 1967.
- Bartlett F. The effects of flying in human performance., 1951., N 50.
- Burton M. Relationship of personality traits to motor ability. «Res. Anart»., 1960. N31.
- Die Strurtur des «Psychischen Factors» um Boxen. «Theor und Prax. Fiir Korperkultur»., 1967. N5.