Прогнозирование транспортных потоков нефти и газа при освоении ресурсов углеводородного сырья: На примере Новосибирской области
Предложен новый методический подход и разработан блок специализированных модулей прогнозирования развития транспорта углеводородного сырья, как составной части регионального нефтегазового комплекса. В качестве модулей выступают моделыю-алгоритмические конструкции производственно-экономических подсистем нефтегазового комплекса. В целом предложенная система прогнозирования состоит из блока… Читать ещё >
Содержание
- 1. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ТРАНСПОРТИРОВКИ УГЛЕВОДОРОДНОГО СЫРЬЯ В СОСТАВЕ РЕГИОНАЛЬНОГО НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА
- 1. 1. Задачи прогнозирования развития экономических систем в условиях перехода к рыночным отношениям
- 1. 2. Методологические принципы прогнозирования
- 1. 3. Системное представление объекта прогнозирования
- 1. 4. Логическая схема прогнозирования
- 2. МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РАЦИОНАЛЬНОЙ СХЕМЫ ТРАНСПОРТИРОВКИ УГЛЕВОДОРОДНОГО СЫРЬЯ В СОСТАВЕ РЕГИОНАЛЬНОГО НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА
- 2. 1. Структура модульной системы прогнозирования транспортной схемы
- 2. 2. Прогнозирование потребностей в нефтепродуктах и в газовом топливе
- 2. 3. Прогнозирование подготовки минерально-сырьевой базы
- 2. 4. Прогнозирование объемов добычи нефтегазового сырья
- 2. 5. Распределение потоков углеводородного сырья
- 2. 6. Взаимодействие различных видов транспорта для обеспечения рациональных потоков нефти и нефтепродуктов
- 3. ФОРМИРОВАНИЕ СЦЕНАРИЯ РАЦИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТРУБОПРОВОДНОГО И ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА ПРИ ОСВОЕНИИ НЕФТЕГАЗОВЫХ РЕСУРСОВ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
- 3. 1. Потребности Новосибирской области в нефтепродуктах
- 3. 2. Анализ состояния сырьевой базы, углеводородного сырья и перспективы развития нефтегазодобывающей промышленности в Новосибирской области
- 3. 3. Возможные направления использования углеводородного сырья
- 3. 4. Анализ возможных потоков нефтяных грузов
- 3. 5. Рациональная схема транспортировки нефти, газа и продуктов их переработки при освоении и использовании углеводородных ресурсов Новосибирской области
Прогнозирование транспортных потоков нефти и газа при освоении ресурсов углеводородного сырья: На примере Новосибирской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Транспортная инфраструктура углеводородного сырья и продуктов его переработки является важнейшим элементом в составе регионального нефтегазового комплекса (НГК). Роль транспорта как отрасли материального производства проявляется в значении транспортного фактора в размещении производительных сил. Транспортная составляющая в общих затратах на производство продукции добывающей и перерабатывающей отраслей НГК достигает 27−35%. Продукция транспорта выражается самим перемещением грузов. Поскольку нефтегазовый комплекс включает объекты добывающей и перерабатывающей отраслей, то и при определении транспортно-экономических связей, объемов перевозки и грузопотоков продукции НГК обмен ее между производителями и потребителями должен рассматриваться с двух сторон: в сфере производства — между добывающими и перерабатывающими предприятиями и в сфере потребления — между перерабатывающими объектами и потребителями готовой продукции (нефтебазами, энергетическими установками и т. д.).
Во второй половине прошлого столетия в отечественном недропользовании доминировало стремление первоочередного освоения крупных по запасам высокопродуктивных месторождений. К настоящему времени таких месторождений в нефтегазовом секторе топливно-энергетического комплекса страны практически уже не осталось. В этой связи изменилась и современная государственная и региональная политика в области рационального недропользования. Одним из важнейших ее направлений стало создание благоприятных условий для вовлечения в хозяйственный оборот небольших по запасам месторождений минерального сырья для обеспечения местных, собственных потребностей субъектов Федерации, прежде всего в топливе и энергии. Однако методические подходы определения экономически эффективных путей освоения таких объектов пока не созданы. Нет также и практических разработок, реализующих эту цель.
В Новосибирской области (НСО) к источникам углеводородного сырья местного значения относятся нефтегазовые месторождения Северного административного района. В этой связи представляется актуальной разработка методики определения эффективных направлений освоения и использования местного углеводородного сырья и ее практическая реализация на примере реального объекта, каким и является группа месторождений Северного района НСО. Одним из важнейших направлений этих исследований является разработка методики формирования рациональной транспортной инфраструктуры с учетом повышенной динамичности работы комплексообразующих отраслей, особенностей транспортировки сырья и готовой продукции НТК, особенностей сложившейся региональной транспортной системы и взаимодействия видов транспорта на разных этапах освоения местных нефтегазовых ресурсов. Это и определило выбор темы диссертации и объекта исследования.
Цель исследования — разработка методических основ и вариантного прогноза формирования рациональной схемы транспортировки нефти и газа с учетом взаимодействия различных видов транспорта при освоении ресурсов местных ресурсов углеводородного сырья.
Достижение цели осуществляется последовательным решением ряда задач, основными из которых являются:
— анализ внешних условий формирования и развития регионального НГК (потребители, конъюнктура, потребности в нефти, газе и продуктах их переработки и т. д.);
— анализ внутренних условий функционирования комплексообразующих производственных подсистем (подготовка минерально-сырьевой базы, добыча углеводородного сырья, переработка нефти и газа);
— анализ транспортной инфраструктуры (трубопроводный, железнодорожный, водный и др.);
— системная характеристика объекта исследования и логическая схема прогнозирования его развития;
— разработка методики прогнозирования рациональной схемы освоения и транспортировки углеводородного сырья;
— формирование сценария рационального взаимодействия различных видов транспорта при освоении нефтегазовых ресурсов Новосибирской области.
Объект исследования — транспортная система в составе нефтегазовой отрасли Новосибирской области.
Предмет исследования — транспортно-экономические связи и взаимодействие различных видов транспорта при перевозке сырья и готовой продукции нефтегазового производства.
Информационная база исследования. Диссертационная работа базируется на обширном фактическом и прогнозно-аналитическом материале о современном состоянии и перспективах развития хозяйственного комплекса Новосибирской области и его транспортной системы, о балансовых запасах нефти и газа по месторождениям Северного района НСО, количественной оценки и структуры ресурсов углеводородов нефтегазоносной территории области, а также технико-экономических показателях и нормативах освоения ресурсов углеводородов. Все материалы собраны, проанализированы, классифицированы и сведены в базы данных. В диссертации учтены все действующие законодательные и нормативные документы по транспорту и недропользованию.
Основная идея исследования — разработка прогнозного сценария сбалансированного, взаимоувязанного развития нефтегазового производства и его транспортной системы как основы устойчивого социально-экономического развития Новосибирской области.
Теоретическая и методологическая основа диссертации. В основе диссертационной работы лежит идеология системного подхода к исследованию сложных проблем.
Методология исследования формировалась под активным воздействием основных положений экономической теории и современных достижений в области территориальной организации производительных сил, экономики и организации транспорта и недропользования с применением методов экономико-математического моделирования.
В диссертации учтены результаты научных исследований отдельных специалистов и крупных научных коллективов Москвы (ИКТП, МИИТа, ВНИИУПа, ВНИИЖТа, РГУНГа им. И. М. Губкина, ВНИИОЭНГа и др.), Санкт-Петербурга (ВНИГРИ, СПГГИ (ТУ) им. Г.В.Плеханова), Новосибирска (СГУПСа, ИГНиГа СО РАН, СНИИГГиМСа, ИЭиОПП СО РАН), Иркутска (ИрГУПСа).
В исследовании отражены и широко использованы труды ведущих отечественных и зарубежных ученых, прежде всего в области:
— экономики и организации транспорта (В.И.Белов, П. П. Бородавкин, С. А. Быкадоров, А. В. Дмитриенко, В. Г. Дубинский, А. И. Журавель, В. П. Зачесов, Ю. И. Колдомасов, К. Л. Комаров, В. Н. Лившиц, В. А. Персианов, В. А. Половников, А. Н. Толстой, Н. Я. Фурман, Е. Д. Хануков, Т. С. Хачатуров, Б. И. Шафиркин, Л. Форд, Д. Фулкерсон, Ф. Хичкок и др.);
— экономики и геологии нефтегазовых ресурсов (А.А.Арбатов, М. Д. Белонин, А. А. Герт, В. Ф. Дунаев, А. А. Ильинский, С. А. Кимельман, М. А. Комаров, А. А. Конопляник, А. Э. Конторович, О. С. Краснов, В. А. Крюков,.
К.Н.Миловидов, Г. М. Мкртчян, В. И. Назаров, В. Д. Наливкин, Б. В. Робинсон, В. И. Татаренко, Г. Г. Шалмина, Ю. Н. Швембергер, В. И. Шпильман и др.).
В диссертации учтены положения «Стратегии экономического развития Сибири», разработанной под научным руководством академиков H. J1. Добрецова, А. Э. Конторовича, В. В. Кулешова и утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 765-р от 7 июня 2002 г., материалы научно-практической конференции «Транспортная стратегия России», прошедшей 12−13 мая 2003 г. в г. Новосибирске и полученные под научным руководством А. А. Кисельникова материалы о перспективах экономического развития Новосибирской области.
Научная новизна выполненного исследования заключается в том, что автор с системных позиций предлагает новый методический подход к прогнозированию рациональной схемы транспортировки нефти и газа в процессе освоения местных ресурсов углеводородного сырья с учетом взаимодействия различных видов транспорта. При этом:
— обосновано применение основных методологических принципов прогнозирования к объекту исследования в современных экономико-правовых условиях;
— дано системное представление объекта исследования;
— предложена логическая схема прогнозирования развития транспортной системы в составе нефтегазового комплекса;
— разработана новая методика и модульная система прогнозирования рациональной схемы транспортировки углеводородного сырья в составе регионального нефтегазового комплекса с учетом взаимодействия различных видов транспорта.
Практическая значимость работы заключается в том, что реализация изложенных в диссертации теоретических и методических положений и расчетных процедур повышает научную обоснованность прогнозов развития транспортной системы при вовлечении в хозяйственное освоение нефтегазовых ресурсов территории. Модельно-методический аппарат представлен в целостном завершенном виде, пригодном для его практического применения. Он доказал свою высокую эффективность при выполнении многовариантных расчетов на основе которых сформирован сценарий рационального взаимодействия трубопроводного и железнодорожного транспорта при освоении и использовании нефтегазовых ресурсов в Новосибирской области.
Совокупность результатов исследования, определяющих его научную новизну и практическую значимость, в сжатом виде сводится к следующим основным положениям, выносимым на защиту.
У. Постановочно-аналитический аспект.
Во-первых, анализ сложившейся системы снабжения Новосибирской области нефтепродуктами показал, что в настоящее время оно осуществляется полностью за счет внешних поставок и не является надежным, что особенно негативно проявляется в периоды пикового возрастания потребностей.
Во-вторых, имеющиеся запасы и ресурсы нефти и газа Северного района НСО способны стать источником сырья для формирования местной нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности и позитивным фактором совершенствования структуры топливно-энергетического баланса области.
В-третьих, анализ литературных источников вскрыл несовершенство методологии и отсутствие адекватных методических разработок прогнозирования развития производства применительно к современным экономико-правовым реалиям.
2. Конструктивный аспект.
Во-первых, на основе методологии системных исследований дано адекватное представление объекта исследования и усовершенствована логическая схема прогнозирования развития транспорта при освоении нефтегазовых ресурсов.
Во-вторых, разработана методика в форме блочно-модульной системы с модельными конструкциями и алгоритмическими процедурами, являющиеся наиболее адекватным инструментарием многовариантных расчетов для формирования сценариев подготовки минерально-сырьевой базы (МСБ) и долговременного развития добычи, транспортировки, переработки и использования нефти и газа и позволяющих оценить социально-экономическую значимость вовлечения в хозяйственный оборот местных ресурсов углеводородного сырья территории.
3. Прикладной аспект. Сводный сценарий развития нефтегазового комплекса в Новосибирской области, сформированный на основе выполненных прогнозных расчетов по предложенной методике, показал:
Во-первых, возможность доведения добычи нефти до 1,5 — 2,0 млн т в год через 8−9 лет после начала разработки месторождений при общем сроке эксплуатации 45 — 50 лет.
Во-вторых, размещение в районе Верх-Тарского месторождения малогабаритной нефтеперерабатывающей установки и создание в г. Куйбышеве нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) небольшой мощности (до 3 млн. т в год по сырью) позволит существенно повысить надежность обеспечения области моторным и котельно-печным топливом.
В-третьих, поставки газа на Барабинскую ГРЭС будут осуществляться трубопроводным транспортом с месторождений Северного района НСО (3040% объема потребления) и с месторождений Томской или Тюменской области (остальные 60−70%). Газификация Барабинской ГРЭС позволит увеличить ее мощность по производству электроэнергии и тепла в 2−2,5 раза и значительно улучшит экологическую ситуацию в городе.
В-четвертых, уникальное природное качество новосибирской нефти предопределило в период строительства Куйбышевского НПЗ смешанные нефтепроводно-железнодорожные поставки ее на Омский или Ачинский НПЗ. С вводом в эксплуатацию Куйбышевского НПЗ вся новосибирская нефть нефтепроводом будет поступать перерабатываться на этом заводе. Снабжение нефтебаз готовой продукцией будет осуществляться в основном железнодородным транспортом и частично речным и автомобильным. За счет оптимизации потоков нефтяных грузов и схемы взаимодействия видов транспорта между собой расходы на доставку нефтепродуктов потребителям НСО сократятся более чем в 2 раза.
В-пятых, нефтегазовый проект Новосибирской области экономически является весьма эффективным: на каждый рубль затрат за весь период эксплуатации нефтегазовых месторождений прибыль составит 0,5 — 0,6 руб., срок окупаемости 6−7 лет, внутренняя норма рентабельности 18 — 22%.
И, наконец, новые отрасли создадут дополнительные рабочие места для трудоустройства 1,8 — 2,0 тыс. человек.
Обоснованность и достоверность результатов работы обусловлены корректным применением методов исследования, репрезентативностью и достаточностью конкретной аналитико-статистической информации, выполнением сценарных расчетов и анализом их результатов.
Основные результаты диссертации использованы:
Главным управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России (ГУПР) по Новосибирской области при определении объектов лицензирования, приростов запасов и объемов геологоразведочных работ;
Новосибирской государственной геодезической академией (СГГА) при составлении аналитической записки по развитию минерально-сырьевого комплекса Новосибирской области;
— Красноярской железной дорогой при обосновании рационального использования нефтеналивного подвижного состава для перевозки новосибирской нефти.
Принципиальный вывод автора о высокой эффективности освоения запасов и ресурсов углеводородов Новосибирской области подтвержден на практике началом промышленной разработки Верх-Тарского, Малоичского и Восточно-Тарского нефтяных месторождений. В 1999 году ОАО «Новосибирскнефтегаз» и ОАО «Северноенефтегаз», имеющие лицензии на право добычи нефти на Верх-Тарском, Восточно-Тарском и Малоичском месторождениях, получили 33 тыс. т нефти, в 2000 году — 68 тыс. т, а в 2001 году — 86 тыс.т. Заканчивается строительство нефтепровода «Верх-Тарское месторождение — Барабинск».
Апробация работы. Основные результаты диссертации были доложены и одобрены: на совместном заседании кафедры «Экономика транспорта» и кафедры «Менеджмент на транспорте» СГУПСа (г. Новосибирск, 2003 г.) — на заседании секции экономики минерального сырья Ученого совета СНИИГГиМСа (г. Новосибирск, 2003 г.) — научных семинарах отдела экономики и перспективного планирования геологоразведочных работ на нефть и газ СНИИГГиМСа (г. Новосибирск, 2001;2003 гг.) — Третьей международной конференции «Теория и практика геолого-экономической оценки нефтегазовых объектов. Оценка инвестиционной привлекательности объектов лицензирования» (г. Санкт-Петербург, ВНИГРИ, 2002 г.) — Региональной научно-практической конференции «ВУЗы Сибири и Дальнего Востока — Транссибу» (г. Новосибирск, СГУПС, 2002 г.) — Международной I научно-практической конференции «Пути повышения эффективности использования транспортного потенциала Транссибирской магистрали» (г. Москва, МИИТ, 2003 г.).
Публикации. По теме диссертации автором опубликовано пять научных статей общим объемом 2,1 п.л.
Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав основного текста, заключения, списка использованной литературы из 125 наименований. Работа содержит 125 страницы основного текста, 14 рисунков, 18 таблиц.
Основные результаты диссертационной работы состоят в следующем.
1. Показана трансформация целей и задач, определены роль и место и сформулированы основные методологические принципы прогнозирования развития экономических систем при принятии управленческих народнохозяйственных решений в условиях перехода к рыночным отношениям.
2. Исходя из сформулированных методологических принципов, дано системное представление объекта исследования и предложена новая логическая схема прогнозирования.
3. Предложен новый методический подход и разработан блок специализированных модулей прогнозирования развития транспорта углеводородного сырья, как составной части регионального нефтегазового комплекса. В качестве модулей выступают моделыю-алгоритмические конструкции производственно-экономических подсистем нефтегазового комплекса. В целом предложенная система прогнозирования состоит из блока специализированных модулей транспортной инфраструктуры, блока модулей комплексообразующих производств (подготовка минерально-сырьевой базы (МСБ), разработка месторождений и переработка нефти и газа) и блока модулей внешней среды, определяющей целевые установки для прогнозирования развития регионального нефтегазового комплекса как единой целостной системы.
4. Блок специализированных модулей транспортной инфраструктуры представлен в виде двух последовательно реализуемых модулей: модуля формирования вариантов транспортных потоков нефти, газа и продуктов их переработки и модуля оптимизации взаимодействия различных видов транспорта при освоении нефтегазовых транспортных потоков.
5. Выполнен анализ современной системы обеспечения Новосибирской области нефтепродуктами и с учетом перспектив социально-экономического развития области осуществлен прогноз потребности в нефти, газе и продуктах их переработки.
6. Проанализировано современное состояние запасов и ресурсов нефти и газа, определены перспективы расширения МСБ и рассчитаны прогнозные уровни добычи и переработки углеводородного сырья в Новосибирской области.
7. Осуществлен анализ возможных потоков новосибирской нефти и продуктов ее переработки и выбор из них наиболее эффективных на базе транспортного полигона существующих и перспективных магистралей Новосибирской области и смежных регионов.
8. Обоснована рациональная схема транспортировки нефти, газа и продуктов их переработки при освоении и использовании углеводородных ресурсов Новосибирской области на основе оптимизации динамики взаимодействия трубопроводного и железнодорожного видов транспорта. За счет оптимизации потоков нефтяных грузов и схемы взаимодействия этих видов транспорта расходы на доставку нефтепродуктов потребителям области в прогнозируемом периоде сократятся более чем в два раза.
9. Разработанный прогнозный сценарий освоения и использования новосибирских нефтегазовых ресурсов с учетом рациональной схемы транспортировки нефти и продуктов ее переработки повысит надежность обеспечения народно-хозяйственного комплекса Новосибирской области нефтепродуктами и будет способствовать снижению его зависимости от внешнего нефтяного рынка, улучшит структуру энергои топливоснабжения, I будет стимулировать создание и развитие машиностроительных предприятий нефтегазового профиля, снизит экологическую напряженность промышленных центров и, в конечном итоге, позволит улучшить благосостояние населения области.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Список литературы
- Абовский Н.П., Воловик А. Я. Системный подход в научно-техническом творчестве. Красноярск: Стройиздат, 1989. — 118 с.
- Аганбегян А.Г. Система экономико-математических моделей оптимального территориально-производственного планирования на перспективу// Проблемы народнохозяйственного оптимума. -Новосибирск: Наука, 1966. С. 5−55.
- Акофф Р. Искусство решения проблем/ Пер. с англ. М.: Мир, 1982. -224 с.
- Астахов А. С. Экономика разведки, добычи и переработки полезных ископаемых (геоэкономика). М.: Недра, 1991.-316 с.
- Баев Г. Х. Как определять потребность в минеральном сырье// Минеральные ресурсы России: Экономика и управление. 1997. — № 1. -С. 18−23.
- Балашов Е.П. Эволюционный синтез систем. М.: Радио и связь, 1985. -328 с.
- Белонин М.Д., Подольский Ю. В. Методологические основы создания автоматизированной системы геолого-экономического прогнозирования// Математические методы и автоматизированные системы в геологии. Обзор. М.: ВИЭМС, 1984. — 106 с.
- Беляева Т.В. Экономическая оценка реализации новых технологий в путевом хозяйстве железных дорог// Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Новосибирск: СибГУПС, 2003.-23 с.
- Берилко В.И., Робинсон Б.В.,. Татаренко В. И. Рациональное природопользование в переходной экономике. Новосибирск: СНИИГГиМС, 1998. — 178 с.
- Бирман И.Я. Расчет оптимальной схемы перевозок взаимозаменяемых продуктов// Вестник статистики. I960. — № 5. — С. 39−49.
- Бородавкин П.П., Березин B.JJ., Рудерман С. Ю. Выбор оптимальных трасс магистральных трубопроводов. М.: Недра, 1974. — 240 с.
- Быкадоров С.А. Применение информационных технологий в управлении затратами на железнодорожном транспорте. М.: Желдориздат- Новосибирск: СГУПС, 2001. — 240 с.
- Валтер Я. Стохастические модели в экономике/ Пер. с чеш. М.: Статистика, 1976.-231 с.
- Вопросы увязки планов развития отраслей, участвующих в выполнении региональных программ/ А. М. Алексеев, А. Е. Белоногова, А. А. Кисельников и др.// Моделирование внутренних и внешних связей отраслевых систем. Новосибирск: Наука, 1978. — С. 161−179.
- Геология нефти и газа Западной Сибири/ А. Э. Конторович, И. И. Нестеров, Ф. К. Салманов и др. М.: Недра, 1975. — 679 с.
- Герт А.А. Обоснование эффективности управленческих решений в нефтегазовом бизнесе. Новосибирск: СНИИГГиМС, 1999. — 182 с.
- Голуб А.А., Струкова Е. Б. Экономика природных ресурсов. М.: Аспект Пресс, 1998. — 319 с.
- Голуб А.А., Струкова Е. Б. Экономические методы управления природопользованием. М.: Наука, 1993. — 136 с.
- Гольштейн Е.Г., Юдин Д. Б. Задачи линейного программирования транспортного типа. М.: Наука, 1969. — 382 с.
- Горчаков А.А., Орлова И. В., Половников В. А. Методы экономико-математического моделирования и прогнозирования в новых условиях хозяйствования. М.: ВЗФЭИ, 1991. — 160 с.
- Гранберг А.Г., Суспицын С. А. Введение в системное моделированиенародного хозяйства. Новосибирск: Наука, 1988. — 303 с.
- Денисов В.И. Народнохозяйственные модели оптимального развития природных комплексов. М.: Наука, 1978. — 192 с.
- Диалектика и системный анализ. М.: Наука, 1986. — 336 с.
- Дмитриепко А.В. Об оценке затрат на строительство двухпутных разгружающих линий// Вопросы эксплуатации железных дорог. -Новосибирск: НИИЖТ, 1974.-вып. 158.-С. 104−121.
- Дубинский В.Г. Экономика развития и размещения нефтепроводного транспорта в СССР. М.: Недра. 1977. — 199 с.
- Дубинский В.Г., Дубинская Н. В. Экономика нефтепроводного транспорта. М.: Недра, 1984.-216 с.
- Енисей Северный морской путь: грузообразующий потенциал Ангаро-Енисейского региона/ М. К. Бандман, В. В. Воробьева, Т. Н. Есикова и др. — Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 1999. — 90 с.
- Желтое Ю.П., Золотухин А. Б., Пономарева И. А. Методы прогнозирования развития нефтегазового комплекса. М.: Наука, 1990. -230 с.
- Журавель А.И. Себестоимость железнодорожных перевозок. -Новосибирск: СГУПС, 2000. 304 с.
- Залежи углеводородов в нижне-средней юре Обь-Иртышской нефтегазоносной области Западной Сибири/ В. С. Сурков, Ф. Г. Гурари, В. П. Девятов и др.// Геология и геофизика. 1995. — Т.36. — С. 60−69.
- Захаров А.Г. Совершенствование планирования и анализа грузовых перевозок на железнодорожном транспорте. М.: Транспорт, 1990. — 239 с.
- Зачесов В.П., Печеник А. А. Речной транспорт Красноярского края: Оптимизация работы. Красноярск: Кн. изд-во, 1995. — 288 с.
- Иванова М.М. Динамика добычи нефти из залежей. М: Недра, 1976.- 247 с.
- Ильинский А.А. Экономическая оценка ресурсов нефти и газа. СПб: Изд-во СПбУ, 1992.- 164 с.
- Калинин Н.А. Методика долгосрочного прогнозирования разведки и добычи нефти. М.: Недра, 1979. — 142 с.
- Канторович JJ.B. О перемещении масс// Доклады АН СССР. 1942. -Т. 37.-№ 7−8.-С. 227−229.
- Канторович JI.B. Экономический расчет наилучшего использования ресурсов. М.: Изд-во АН СССР, 1960. — 347 с.
- Канторович JJ.B., Гавурин М. К. Применение математических методов в вопросах анализа грузопотоков// Проблемы повышения эффективности работы транспорта. М.: Изд-во АН СССР, 1949. — С. 110−138.
- Кисельников А.А. Экономика Сибири. Новосибирск: СибАГС, 1996.- 131 с.
- Козлова С.Б. Некоторые вопросы усиления полигона транспортной сети// Выбор этапного развития железнодорожных линий. М.: транспорт, 1964.- 164 с.
- Козлов JJ.A. Оптимальное планирование развития и размещения отраслей промышленности (Вопросы методологии и методики). -Новосибирск: Наука, 1970. 176 с.
- Колдомасов Ю.И. Экономические связи в народном хозяйстве СССР.- М.: Экономиздат, 1963.-431 с.
- Колышкина Л.Г., Беляев В. И. Железнодорожный транспорт на стыке с другими видами транспорта// Бюллетень транспортной информации. -1998.-№ 8−9.-С. 31−35.
- Комаров К.Л., Башков В.К, Макашов С. А. Место и роль Новосибирска в транспортной инфраструктуре России и мира. -Новосибирск: СГУПС, 2001. 25 с.
- Комаров KJI., Старостенко В. И., Тасун В. Н. О стратегии транспортной безопасности и транспортного освоения Сибири. -Новосибирск: СГУПС, 2001. 40 с.
- Комаров М.А., Мелехии Е. С., Кгшельман С. А. Проблемы развития экономики недропользования. Калуга: ВИЭМС, 1999. — 216 с.
- Краснов О.С. Формирование стратегии подготовки и освоения минерально-сырьевой базы нефтегазодобывающей промышленности. -Новосибирск: Сибирское соглашение, 2000. 284 с.
- Краснов О.С., Зоткин А.А. Прогноз освоения нефтяных ресурсовI
- Крюков В.А., Севастьянова А. Е., Шмат В. В. Методический подход к обоснованию устойчивости стратегии социально-экономического развития сырьевых территорий// Регион: экономика и социология. 1997. — № 2. -С. 14−42.
- Крюков В.А., Севастьянова А. Е., Шмат В. В. Нефтегазовые территории: как распорядиться богатством? Новосибирск-Тюмень, 1995. — 367 с.
- Кушниренко КФ. Краткий справочник по горючему/ 4-е изд., перераб. и доп. М.: Воениздат, 1989. — 303 с.
- Кэрби Д.Х., Госконг JI.JI. Транспорт нефти// Нефтяная индустрия мира/ Пер. с англ. М.: Недра, 1966. — С. 75−92.
- Лившиц В.Н. Системный анализ экономических процессов на транспорте. М.: Транспорт, 1986. — 240 с.
- Лурье А.Л. Методы достижения наименьшего пробега грузов при составлении перевозочных схем// Применение математики в экономических исследованиях. М., 1959. — С. 354- 389.
- Лурье А.Л. О применении математических методов при планировании грузовых перевозок// Кибернетика и автоматизация транспортных процессов. М., 1960.-С. 95−118.
- Лысенко В.Д. Разработка нефтяных месторождений: Теория и практика. М.: Недра, 1996. — 367 с.
- Лэсдон Л.С. Оптимизация больших систем/ Пер. с англ. — М.: Наука, 1975.-431 с.
- Магистральные трубопроводы: СНиП 11−45−75. М.: Стройиздат, 1975.-62 с.
- Маслов В.О., Перова МД. Развитие трубопроводного транспорта. М.: Недра, 1981.- 128 с.
- Математическое моделирование экономических процессов на железнодорожном транспорте/ Под ред. А. Б. Каплана. М.: Транспорт, 1984.-256 с.
- Методика расчетов и экономические показатели для распределения перевозок между видами транспорта. М.: Транспорт, 1966. — 524 с.
- Методические положения оптимального отраслевого планирования в промышленности. Новосибирск: Наука, 1972. — 312 с.
- Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (2-я редакция). Официальное изд-е/ Рук. авт. кол.: В. В. Коссов, В. Н. Лившиц, А. Г. Шахназаров. М.: Экономика, 2000. -421 с.
- Муштаков Д.А. Экономическая оценка проектов формирования транспортных коммуникаций в районах нового освоения// Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Новосибирск: СибГУПС, 2003. — 23 с.
- Некоторые геолого-экономические предпосылки долгосрочного прогнозирования развития добычи нефти и газа/ М. С. Моделевский, С. А. Балиев, А. Г. Селицкий и др.// Советская геология. 1975. — № 8. — С. 17−26.
- Нестеров Е.П. Транспортные задачи линейного программирования. -М.: ВИПО МПС, 1962. 172 с.
- Нефтегазоиосностъ России/ К. А. Клещев, Ю. П. Мирончев, Б. Я. Вассерман и др. М.: ВНИГНИ, 1997. — 123 с.
- Нормы технологического проектирования и технико-экономические показатели магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов: ВСН 17−77. М.: Миннефтепром, 1977. — 67 с.
- Нормы продолжительности строительства и задела в строительстве предприятий, зданий, сооружений: СН 440−79. М.: Стройиздат, 1981. -477 с.
- Пермяков И.Г., Шевкунов Е. Н. Геологические основы поисков, разведки и разработки нефтяных и газовых месторождений. М.: Недра, 1971.-344 с.
- Персианов В.А., Милославская С. В. Смешанные железнодорожно-водные перевозки: Экономика, планирование, управление. М.: Транспорт, 1988.-230 с.
- Персианов В. А., Скалов К. Ю., У сков Н.С. Моделирование транспортных систем. М.: Транспорт, 1972. — 208 с.
- Перспективное планирование транспортно-экономических связей в СССР. -М.: Транспорт, 1968. 160 с.
- Перспективы освоения сырьевой базы нефтегазодобывающей промышленности Новосибирской области/ В. С. Сурков, О. С. Краснов, Б. В. Робинсон, В.С.Старосельцев// Минеральные ресурсы России: Экономика и управление. 2000. — № 4. — С. 24−31.
- Перг (ев В. П. Экономическая оценка и выбор решений в инвестиционном дорожно-строительном проекте// Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Новосибирск: СибГУПС, 2002. — 22 с.
- Планирование отраслевых систем (модели и методы оптимизации)/ Под ред. А. Г. Аганбегяна и др. М.: Экономика, 1974. — 319 с.
- Половников В.А. Анализ и прогнозирование транспортной работы морского флота. М.: Транспорт, 1983. — 224 с.
- Прогноз месторождений нефти и газа/ А. Э. Конторович, Э. Э. Фотиади, В. И. Демин и др. М.: Недра, 1981. — 185 с.
- Робинсон Б.В. Экономическая оценка нефтяных ресурсов новых районов. Новосибирск: Наука, 1985. — 113 с.
- Российский статистический ежегодник: Стат. сб. М.: Госкомстат России, 2000. — 642 с.
- Силичева Г. В. Экономическая оценка качества грузовых перевозок на железной дороге// Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Иркутск: ИрГУПС, 2002. — 22 с.
- Советский энциклопедический словарь/ Под ред. А. М. Прохорова. -М.: Сов. энциклопедия, 1982. 1228 с.
- Стратегия развития нефтегазовых компаний/ О. М. Ермилов, К. Н. Миловидов, Л. С. Чугунов, Р. В. Ремизов. М.: Наука, 1998. — 623 с.
- Стратегия экономического развития Сибири/ Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации № 765-р от 7 июня 2002 г. М., 2002. — 25 с.
- Татаренко В.И. Минерально-ресурсный комплекс: проблемы экономической оценки и прогноза освоения. Новосибирск: СГГА, 1999. -171 с.
- Типовые модели долгосрочного прогнозирования динамики разведки и добычи нефти и газа/ Н. А. Калинин, В. И. Мелехин, А. В. Мандельберг и др. -М.: Недра, 1986.-336 с.
- Толстой А. Методы устранения нерациональных перевозок при планировании// Социалистический транспорт. 1939. — № 9. — С. 28−51.
- Толстой А.Н. Методы устранения нерациональных перевозок при составлении оперативных планов/ Под общ. ред. А.Галицкого. М.: Трансжелдориздат, 1941.- 100 с.
- Транспортная стратегия России//Материалы научно-практической конференции, 12−13 мая 2003 г., г. Новосибирск. Новосибирск. — 2003. -806 с.
- Укрепление российской государственности: экономика, ресурсы, геополитика/ Н. Н. Моисеев, Д. С. Львов, А. А. Петров, В. М. Питерский. М.: Геоинформмарк, 2000. — 113 с.
- Форд JI.P., Фулксрсон Д. Р. Решение транспортной задачи// Методы и алгоритмы решения транспортной задачи. М.: Госстатиздат, 1963. — С. 61−72.
- Формирование транспортных систем регионов/ В. Я. Ткаченко, К. Л. Комаров, Л. А. Лукьянчикова и др. Новосибирск: СГАПС, 1996. — 195 с.
- Франк С.О. Развитие российского транспортного комплекса задача общегосударственная.// Нефтегазовая вертикаль. — 2001. — № 7. — С. 7−12.
- Фурман И.Я. Экономика магистрального транспорта газа. М.: Недра, 1978.-271 с.
- Хануков Е.Д. Транспорт и размещение производства. М.: Трансжелдориздат, 1955. — 412 с.
- Хачатуров Т.С. Экономика транспорта. М.: Изд-во АН СССР, 1959. -587 с.
- Холомеева Н.В. Разработка методов планирования затрат на содержание автомобильных дорог с учетом региональных особенностей// Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Новосибирск: СибГУПС, 2001. — 20 с.
- Чарноцкая Л.П. Железная дорога от, А до Я. М.: Транспорт, 1990. -208 с.
- Четыркин ЕМ Статистические методы прогнозирования. М.: Финансы и статистика, 1977.-200 с.
- Шалмина Г. Г. Ресурсно-сырьевая база как фактор социально-экономического развития Новосибирской области// Региональная экономика: Материалы научной сессии преподавателей НГАЭиУ (28−30 апреля 1999 г.). Новосибирск: НГАЭиУ, 1999. — С. 84−90.
- Шалмина Г. Г., Тарасевич В. В., Загарин А. В. Основы стратегии развития регионов России. Новосибирск: НГАЭиУ, 1999. — 420 с.
- Шафиркин Б.И. Координация транспорта и планирование грузовых перевозок. М.: Транспорт, 1966. — 231 с.
- Шафраник Ю.К., Крюков В. А. Нефтегазовые ресурсы в круге проблем. -М.: Недра, 1997.-265 с.
- Швембергер Ю.Н. Долгосрочный прогноз поисков, разведки и добычи нефти и газа: методология, методы и модели. М.: ВНИИСИ, 1985. — 67 с.
- Шевчук А.В., Мелехин Е. С., Кгшельман С. А. Инвестиционные финансовые механизмы в недропользовании. М.: Геоинформмарк, 1999. -40 с.
- Шпильман В.И. Количественный прогноз нефтегазоносности. М.: Недра, 1982.-215 с.
- Экономика геологоразведочных работ. Учебник для вузов /Под ред. М. И. Агошкова. М.: Недра, 1985. — 358 с.
- Экономика железнодорожного транспорта/ В. А. Дмитриев, А. И. Журавель, А. Д. Шишков и др. М.: Транспорт, 1996. — 328 с.
- Экономика железнодорожного транспорта/ Под ред. В. И. Белова. М.: Транспорт, 1989.-351 с.
- Экономика строительства магистральных трубопроводов. Изд-е 2-е, перераб. и доп./ Под ред. Б. Н. Семенова. М.: Недра, 1977. — 421 с.
- Экономико-математические методы и модели в перспективном отраслевом планировании (вопросы методологии и методики)/ Отв. ред.
- A.Г.Аганбегян. Новосибирск: Наука, 1982. — 432 с. Экономико-математические методы и прикладные модели/
- B.В.Федосеев, А. Н. Гармаш, Д. М. Дайитбегов и др. М.: ЮНИТИ, 1999. -391 с.
- Экономические проблемы освоения ресурсов нефти и газа/ Сост. В. И. Назаров. М.: Недра, 1989. — 166 с.
- Экономический справочник железнодорожника: Ч. I и II/ 2-е изд-е, перераб. и доп./ Под ред. Б. И. Шафиркина. М.: Транспорт, 1978. — 398 с.
- Brookes L. Energy consumption and economic growth// Chemical Engineering. 1972. — № 266. — P. 368−372.
- Ford L.R., Fulkerson D.R. A simple algorithm for finding maximal network flows and an application to the Hitchcock problem // Canad. J. Math. 1957. -V. 9.-№ 2.-P. 210−218.
- Hitchcock F.L. Distribution of a product from several sources to numerous localities// J. Math. Phys. 1941. — 20. — P. 224−230.