Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование умений валеологической деятельности у студентов в процессе физического воспитания

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методологическую и теоретическую основу исследования составили: диалектика как метод научного познания общественных явленийконцептуальные положения психологической теории деятельностиположения теории и методики физического воспитания и спортивной тренировки (В. К. Бальсевич, А. Г. Бердников, Г. JI. Драндров, JI. И. Лубышева, В. И. Лях, А. П. Матвеев, Г. Г. Нагалов, В. Н. Олияр, А. И. Пьянзин, В… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы формирования умений валеологиче-ской деятельности у студентов в процессе физического воспитания
    • 1. 1. Здоровье студента как социально-педагогическая проблема J
    • 1. 2. Сущность и структура валеологической деятельности студентов
    • 1. 3. Физическое воспитание как ведущий фактор формирования умений валеологической деятельности у студентов
  • Глава 2. Цель, задачи, методы и организация опытно-экспериментальной работы по формированию умений валеологической деятельности у студентов в процессе физического воспитания
    • 2. 1. Цель, задачи и методы опытно-экспериментальной работы
    • 2. 2. Организация опытно-экспериментальной работы
  • Глава 3. Опытно-экспериментальное исследование эффективности педагогических условий, способствующих формированию умений валеологической деятельности у студентов в процессе физического воспитания
    • 3. 1. Опыт разработки и применения технологии формирования умений валеологической деятельности у студентов в процессе физического воспитания
    • 3. 2. Экспериментальное обоснование использования педагогических условий, способствующих формированию умений валеологической деятельности у студентов в процессе физического воспитания

Формирование умений валеологической деятельности у студентов в процессе физического воспитания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Проблема сохранения здоровья имеет огромное социальное и экономическое значение. Критерием благополучия социально-экономической и культурной жизни народа любого государства является уровень здоровья его населения. Здоровье в интегрированном виде отражает качественную сторону характера включенности личности в природную и социальную сферы и является важной естественной предпосылкой её творческой активности. Важнейшим условием самореализации человека во всех сферах деятельности является высокий уровень его психосоматической организации. Здоровье является одним из условий эффективной профессиональной деятельности современного человека (М. Ф. Секач).

Однако условия современной жизни, существующая педагогическая система с преобладающим когнитивным подходом не способствуют сохранению здоровье подрастающего поколения. Подтверждением тому является понижение здоровья студенческой молодежи, неустойчивая мотивация к сохранению здоровья, отсутствие механизмов внедрения* принципов здорового образа жизни в массовую практику высших образовательных учреждений. Исследования показывают, что уровень здоровья, физического развития и физической подготовленности молодежи в целом не соответствует современным требованиям биосоциальной адаптации к постоянно изменяющимся условиям жизни (В. К. Бальсевич, М. Я. Виленский, JL И. Лубышева и др).

В документах Всемирной организации здравоохранения (1995г.) подчеркнуто, что осознанная ответственность общества и, прежде всего, каждого человека за сохранение и поддержание на надлежащем уровне собственного здоровья является ключевым фактором, без которого усилия служб национального здравоохранения по достижению здоровья для всех будут оставаться недостаточно эффективными.

В концепции федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006;2015 годы» указывается на необходимость сохранения и укрепления здоровья, улучшения качества процесса физического воспитания и образования детей и учащейся молодежи, формирования у них устойчивого интереса и потребности в регулярных самостоятельных занятиях физической культурой и спортом и навыков здорового образа жизни, повышения уровня образованности в области физической культуры, спорта и здорового образа жизни.

В связи с этим одним из приоритетных направлений гуманизации образования в высшей школе является утверждение здорового образа жизни студентов, который рассматривается как необходимый компонент образования. Отсюда важной педагогической задачей является воспитание валеологически грамотного гражданина страны, способного нести ответственность за свое здоровье, осуществлять валеологическую деятельность.

В работах Н. М. Амосова, В. В. Баранова, Э. Н. Вайнера, И. А. Лаври-чевой, В. Н. Муравьева, В. А. Пономарёва и др. доказывается необходимость выработки у человека привычки здорового повседневного проживания, потребность человека в поддержании и укреплении здоровья рассматривается ими как одна из ведущих потребностей в системе профессиональных ценностей.

Проблемам формирования валеологической культуры посвящены исследования М. Я. Виленского, И. И. Брехмана, В. П. Казначеева, И. В. Мура-вова, Р. О. Серебряковой и др., валеологического мировоззрения — В. Ф. Воробьева, О. Ю. Грезневой, В. В. Кожанова, В. Чайцева и др.

Решению проблем валеологического образования и воспитания, развития мотивации здоровьесбережения обучающихся посвящены работы Г. К. Зайцева, Ю. П. Лисицина, В. П. Петленко, Л. Г. Татарниковой и др.

Вопросы валеологической деятельности, её содержания рассматриваются в трудах И. Г. Бердникова, А. М. Митяевой и др.

Осознание необходимости радикального повышения уровня физической культуры личности в целях формирования здорового образа жизни привело к появлению целого ряда исследований (А. В. Баранов, Н. В. Барышева,.

А. И. Бурханов, В. В. Зайцев, С. В. Кочнева, В. М. Миняров, М. Г. Неклюдов и др.).

Исследования Д. В. Викторова, Г. К. Зайцева, И. А. Лавричевой, А. П. Лаптева и др. указывают стратегию развития мотивации здоровьесбе-режения через организацию физкультурно-оздоровительной деятельности.

Использование физического воспитания в качестве эффективного средства, обеспечивающего формирование культуры здоровья у студенческой молодежи, обосновано в исследованиях Т. В. Антоновой, В. К. Бальсевич, М. Я. Виленского, А. А. Глазырина, В. П. Зайцева, Л. И. Лубышевой и др.

Вместе с тем анализ литературы показывает, что проблема формирования умений валеологической деятельности у студентов в процессе физического воспитания остаётся недостаточно исследованной.

Таким образом, можно говорить о существовании противоречия между объективной потребностью формирования умений валеологической деятельности у студентов в процессе физического воспитания и недостаточной разработанностью педагогических условий, способствующих эффективности данного процесса.

Выявленное противоречие определило выбор темы настоящего исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы педагогйческие условия, способствующие эффективному формированию умений валеологической деятельности у студентов в процессе физического воспитания?

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать педагогические условия, способствующие формированию умений валеологической деятельности у студентов в процессе физического воспитания.

Объект исследования: процесс формирования умений валеологической деятельности у студентов.

Предмет исследования: совокупность педагогических условий формирования умений валеологической деятельности у студентов в процессе физического воспитания.

Гипотеза исследования заключается в том, что формирование умений валеологической деятельности у студентов в процессе физического воспитания будет наиболее эффективным, если:

— определены психолого-педагогические аспекты проблемы здоровья студентов;

— выявлена сущность и структура валеологической деятельности студентов;

— актуализирована оздоровительная направленность физического воспитания на основе включения элементов спортивного единоборства — ушу в её содержание;

— осуществляется контроль и коррекция данного процесса на основе выявления уровня сформированности умений валеологической деятельности у студентов;

— разработана и внедрена технология формирования умений валеологической деятельности у студентов в процессе физического воспитания.

В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:

1. Выделить социально-педагогические аспекты проблемы здоровья студентов на основе теоретико-методологического анализа психолого-педагогической литературы.

2. Выявить сущность и структуру валеологической деятельности студентов, а также соответствующие ей основные умения и критерии их сформированности.

3. Раскрыть сущность физического воспитания как ведущего фактора формирования умений валеологической деятельности у студентов.

4. Дать качественную характеристику уровней сформированности умений валеологической деятельности у студентов.

5. Разработать и внедрить технологию формирования умений валеологической деятельности у студентов в процессе физического воспитания.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили: диалектика как метод научного познания общественных явленийконцептуальные положения психологической теории деятельностиположения теории и методики физического воспитания и спортивной тренировки (В. К. Бальсевич, А. Г. Бердников, Г. JI. Драндров, JI. И. Лубышева, В. И. Лях, А. П. Матвеев, Г. Г. Нагалов, В. Н. Олияр, А. И. Пьянзин, В. Г. Федоров, Ж. К. Холодов и др.) — научно-концептуальные взгляды, определяющие сущностную основу здоровья и здорового образа жизни (Р. И. Айзман, Г. Л. Апанасенко, И. И. Брехман, И. М. Воронцов, В. В. Кол-банов, Д. В. Колесов, В. П. Петленко, В. Ю. Сапов, Л. Г. Татарникова и др.) — психолого-педагогическое обоснование проблем физкультурного образования студентов (М. Я. Виленский, А. В. Лотоненко, Л. И. Лубышева, А. М. Максименко, О. А. Маркиянов и др.), в том числе и осмысление физической культуры с философско-культурологических позиций (В. К. Бальсевич, Б. Н. Воронцов и др.) — исследования особенностей ценностного аспекта физической культуры и формирование здорового образа жизни личности (М. Я. Левин, А. А. Наин, И. И. Соковня-Семенова и др.).

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы исследования использовались следующие методы: теоретические (анализ и синтез методологической, педагогической, психологической, методической литературы, учебно-программных и методических документов) — эмпирические (наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа, педагогической эксперимент) — статистические (математическая и статистическая обработка данных эксперимента).

Опытно-экспериментальную базу исследования составили юридический и экономический факультеты филиала Российского государственного социального университета в г. Чебоксары.

Работа над проблемой исследования осуществлялась в три этапа.

На первом этапе (2003;2005гг.) проводилось накопление эмпирического материала, практического опыта, осуществлялся анализ литературы, исследовалось состояние проблемы, определялись методологические и методические подходы к проблеме, научный аппарат исследованиябыл проведен констатирующий этап педагогического эксперимента, составлена программа опытно-экспериментальной работы.

На втором этапе (2005;2007 гг.) был организован формирующий этап педагогического эксперимента, в ходе которого разработана и внедрена в педагогическую практику вуза технология формирования умений валеологической деятельности у студентов в процессе физического воспитаниявыявлены педагогические условия, повышающие эффективность процесса формирования умений валеологической деятельности у студентов.

На третьем этапе (2007;2008 гг.) был проведен количественный и качественный анализ результатов опытно-экспериментальной работысистематизированы результаты исследования и на их основе сформулированы выводыосуществлена работа по оформлению результатов исследования в виде диссертационной работы.

Научная новизна исследования определяется тем, что полученные в нем результаты в своей совокупности содержат решение важной задачи в области оздоровления обучающейся молодежи и формирования потребности в здоровом образе жизни. В ходе исследования:

— с позиций аксиологии уточнено определение понятия «валеологиче-ская деятельность» как совокупность действий человека, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов в области сохранения и укрепления своего здоровья;

— валеологическая деятельность рассмотрена с позиций проективного и содержательно-целевого подходов и на этой основе выявлены наиболее важные её компоненты;

— охарактеризованы уровни сформированности умений валеологической деятельности у студентов;

— разработана технология формирования умений валеологической деятельности у студентов в процессе физического воспитания;

— выявлены и экспериментально обоснованы педагогические условия формирования умений валеологической деятельности у студентов в процессе физического воспитания.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты дополняют теорию физической культуры методологическим обоснованием физического воспитания как фактора формирования умений валеологической деятельности у студентов. Полученные данные углубляют и расширяют научные представления о сущности, структуре и содержании валеологической деятельности, критериях и уровнях сформированности умений валеологической деятельности.

Практическая значимость исследования определяется тем, что разработанная и внедренная в современную педагогическую практику технология формирования умений валеологической деятельности у студентов в процессе физического воспитания обеспечивает повышение уровня физического развития и физической подготовленности учащихся, способствует эффективности процесса формирования умений валеологической деятельности. Полученные результаты исследования универсальны, они могут быть использованы педагогами средних, средних специальных и высших учебных заведений для организации учебной и виеучебной деятельности студентов по дисциплине «Физическая культура».

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Валеологическая деятельность есть совокупность действий человека, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов в области сохранения и укрепления своего здоровья. Валеологическая деятельность культивирует здоровый образ жизни, способствует формированию физических качеств личности.

2. Основными умениями валеологической деятельности являются: умения рационально питатьсяумения разумно организовывать режим труда и отдыхадвигательные уменияумения использовать методы закаливанияумения владеть своими эмоциямиумения противостоять воздействиям факторов рискаумения самоконтроля за состоянием здоровья.

3. Технология формирования умений валеологической деятельности у студентов в процессе физического воспитания представляет собой совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств, направленных на формирование валеологической культуры личности, ориентированной на здоровый образ жизни.

4. Основными педагогическими условиями, обеспечивающими формирование умений валеологической деятельности у студентов в процессе физического воспитания, являются: определение психолого-педагогических аспектов проблемы здоровья студентоввыявление сущности и структуры валеологической деятельности студентовактуализация оздоровительной направленности занятий физической культурой на основе включения элементов спортивного единоборства — ушуосуществление контроля и коррекции данного процесса на основе выявления уровня сформированное&tradeумений валеологической деятельности у студентовразработка и внедрение технологии формирования умений валеологической деятельности у студентов в процессе физического воспитания.

Достоверность результатов обеспечивалась применением комплекса эмпирических и теоретических методов, адекватных задачам исследованияцеленаправленным анализом реальной педагогической практики и педагогического опытакомплексным характером опытно-экспериментальной работы и применением в процессе обработки ее результатов методов математической статистикиопытом работы соискателя в качестве преподавателя физической культуры в высшем учебном заведении с 2001 г.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения исследования обсуждались на IV Международной научно-практической конференции «Физическая культура и спорт: интеграция науки и практики» (Ставрополь, 2007) — на II Международном научно-практическом семинаре «Актуальные вопросы физической культуры и спорта студентов» (Орел, 2004) — на межрегиональных научно-практических конференциях «Эт-нопедагогика в условиях модернизации российского образования» (Якутск, 2004), «Молодёжь в современной России: социально-экономические проблемы и пути их решения» (Чебоксары, 2004), «Социальная защита: профессионализм, партнерство, ответственность» (Москва, 2005) — на межвузовских научно-практических конференциях «Физическая культура и валеологическое образование современной молодежи», «Интеграция всех сил общества в целях формирования здорового образа жизни» (Чебоксары, 2003), «Психолого-педагогические, медико-социальные аспекты здорового образа жизни» (Чебоксары, 2004), «Социально-экономические проблемы региона и пути их решения» (Чебоксары, 2005, 2006) — на научно-практической конференции докторантов, аспирантов и соискателей ЧГПУ им. И. Я. Яковлева (Чебоксары, 2008) — на ежегодных научно-практических конференциях филиала РГСУ в г. Чебоксары «Социальное развитие Чувашии: тенденции, перспективы, проекты» (Чебоксары, 2003, 2005, 2006, 2007) — на заседаниях кафедры физического воспитания и валеологии филиала Российского государственного социального университета в г. Чебоксарына заседании кафедры теоретических основ физического воспитания Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева.

По теме исследования имеются 24 публикации (из них 4 в соавторстве).

Результаты проведенного исследования внедрены в содержание профессиональной подготовки будущих специалистов — студентов экономического факультета филиала Российского государственного социального университета в г. Чебоксары.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, 3 глав, заключения, библиографического списка использованной литературы (186 источников на русском и 12 на иностранном языках) и 6 приложений общим объемом 230 страниц. Диссертационное исследование содержит 41 таблицу и 4 рисунка.

Выводы по третьей главе.

Анализ опытно-экспериментальной работы позволил сделать следующие выводы.

Результаты констатирующего эксперимента на начальном этапе опытно-экспериментального исследования показали, что большинство студентов имеют недостаточный уровень сформированности умений валеологической деятельности. В экспериментальной группе таких студентов 74,1%, в контрольной группе немного меньше — 69%. Только 7,1% студентов экспериментальной группы и 8,4% студентов контрольной группы достигли достаточного уровня сформированности умений валеологической деятельности. Первоначальный уровень сформированности умений валеологической деятельности присущ 18,8% студентам экспериментальной группы и 22,9% - контрольной.

Таким образом, мы можем констатировать, что большинство студентов-первокурсников недостаточно освоили содержание образовательного предмета «Физическая культура», обучаясь в школе, кроме этого они мало принимают участия в валеологической деятельности что, конечно, сказывается и на уровне их валеологической культуры в целом и на состоянии здоровья.

Выявленные на начальном этапе экспериментального исследования уровни сформированности умений валеологической деятельности, а также уровни физического развития и физической подготовленности показали необходимость разработки и реализации технологии формирования умений валеологической деятельности у студентов в процессе физического воспитания в вузе.

Под технологией формирования умений валеологической деятельности у студентов в процессе физического воспитания мы понимаем совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств, направленных на формирование валеологической культуры личности, ориентированной на здоровый образ жизни.

Первый этап технологии формирования умений валеологической деятельности у студентов в процессе физического воспитания (диагностико-аналитический) посвящен изучению личности и коллектива студентов, процессов, происходящих в образовательном учреждении и в окружающем его социуме. В процессе диагностико-аналитического этапа полученные результаты не только фиксировались, но и анализировались. Проведенная аналитическая работа позволила сделать общее заключение о состоянии исследуемой проблемы и на основе этого определить содержание следующего, целепола-гающего этапа технологии формирования умений валеологической деятельности у студентов в процессе физического воспитания основными структурными компонентами которого выступают концептуальная основа и цель.

Структурными компонентами следующего процессуально-деятельностного этапа технологии формирования умений валеологической деятельности у студентов в процессе физического воспитания являются: студент, педагог как субъекты валеологической деятельностисодержаниеорганизация процессасредства валеологического взаимодействиядеятельность педагога по управлению процессом. На данном этапе происходило осуществление процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

В содержательном плане при построении технологии физического воспитания в вузе, обеспечивающей формирование умений и навыков валеологической деятельности у студентов, упор был сделан на включение в программу дисциплины «Физическая культура» элементов спортивного единоборства — ушу, проведение факультативных занятий с группой начальной подготовки по разработанной нами образовательной программе «Ушу-саньда», организацию работы клуба «Аюрведа».

Определение уровня сформированности умений валеологической деятельности у студентов по окончании формирующего этапа исследования показало, что большинство студентов (88,2%) экспериментальной группы имеют достаточный уровень сформированности умений валеологической деятельности, а в контрольной — недостаточный (76,2%).

Результаты экспериментальной группы существенно выше, чем в контрольной: отмечен значительный рост числа студентов с достаточным (88,2% на конечном этапе против 7,1% на начальном) уровнем сформированности умений валеологической деятельности. Соответственно снизилось количество студентов экспериментальной группы с первоначальным (до 0%) и недостаточным уровнем сформированности умений валеологической деятельности, таких студентов осталось 11,8% (на начальном этапе было 74,1%).

С помощью статистических методов обработки данных, полученных на конечном этапе экспериментального исследования, была доказана гипотеза о значимых изменениях, которые произошли в уровнях сформированности умений валеологической деятельности у студентов экспериментальной группы в результате проведения формирующего эксперимента. Основными педагогическими условиями, обеспечивающими формирование умений валеологической деятельности у студентов в процессе физического воспитания, являются: определение психолого-педагогических аспектов проблемы здоровья студентоввыявление сущности и структуры валеологической деятельности студентовактуализация оздоровительной направленности занятий физической культурой на основе включения элементов спортивного единоборства — ушуосуществление контроля и коррекции данного процесса на основе выявления уровня сформированности умений валеологической деятельности у студентовразработка и внедрение технологии формирования умений валеологической деятельности у студентов в процессе физического воспитания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. На основе теоретико-методологического анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования нами выделены следующие социально-педагогические аспекты проблемы здоровья студентов: в образовательных учреждениях в связи с увеличением учебной нагрузки значительно снижается качество здоровья подрастающего поколениясовременная система образования не побуждает и не научает «конструировать» собственное здоровье, противоречит естественным потребностям человекачеловек становится только потребителем своего здоровья, но не его производителемпоследовательное всестороннее и научно обоснованное здоровьесбере-гающее образование способствует сохранению и укреплению здоровья студентовсоциальные институты способны воплотить идеи здоровьесбереже-ния педагогическими средствами и таким образом изменить взгляд общества на здоровье как первостепенную жизненную ценность.

2. Выявлена сущность валеологической деятельности студентов, представляющая собой совокупность действий человека, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов в области сохранения и укрепления своего здоровья. Структурными компонентами валеологической деятельности с позиций проективного подхода являются мотивационно-ценностный, целевой, процессуальный и результативный, с позиций содержательно-целевого — рациональное питаниеразумный режим труда, отдыха и снадвигательная активностьиспользование методов закаливаниявладение своими эмоциямиотказ от вредных привычек.

Под умениями валеологической деятельности мы понимаем подготовленность субъекта к теоретическим и практическим действиям по сохранению и укреплению своего здоровья и ведению здорового образа жизни. Основными умениями являются: умения рационально питатьсяумения разумно организовывать режим труда и отдыхадвигательные уменияумения использовать методы закаливанияумения владеть своими эмоциямиумения противостоять воздействиям факторов рискаумения самоконтроля за состоянием здоровья. Критериями сформированности умений являются точность, прочность, гибкость и возможность их применения на практике.

3. Раскрыта сущность физического воспитания как ведущего фактора формирования умений валеологической деятельности у студентов: физическое воспитание в непрерывной системе образования призвано обеспечить единство, целостность развития своеобразия и неповторимости телесной и психологической организации человека, интеллектуального и физического потенциала, определяющих самобытность каждого индивидуумасистематические занятия физической культурой и спортом не только оказывают непосредственное влияние на организм занимающихся, но и играют большую роль в воспитании ценностных ориентаций на здоровье, в формировании умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями, использовать их в целях досуга, отдыха и самосовершенствованияпреподавание физического воспитания в вузе с акцентом на формирование интеллектуального компонента физической культуры и системных знаний в этой области способствует появлению осознанных мотивов и потребностей в телесно-двигательном самосовершенствовании, росту физической подготовленности и улучшению состояния здоровья студентов.

4. Определены первоначальный, недостаточный и достаточный уровни сформированности умений валеологической деятельности у студентов и дана их качественная характеристика.

Студентам, имеющим первоначальный уровень сформированности умений валеологической деятельности, характерно отсутствие точности, прочности и гибкости при воспроизведении умений и, как следствие, отсутствие самой валеологической деятельности, т. е. возможности применить умения на практике.

Студенты, имеющие недостаточный уровень сформированности умений валеологической деятельности, отличаются неточностью, непрочностью и недостаточной гибкостью при воспроизведении умений, они думают, что смогут применить на практике свои умения вести здоровый образ жизни, однако валеологическая практика у них пока отсутствует.

Студенты, обладающие достаточным уровнем сформированности умений валеологической деятельности, как правило, точно и постоянно воспроизводят умения в новых ситуациях и условиях, ведут активную валеологиче-скую деятельность, проявляя в ней свои умения организации здорового образа жизни.

5. Разработана и внедрена технология формирования умений валеологической деятельности у студентов в процессе физического воспитания, которая представляет совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств, направленных на формирование валеологической культуры личности, ориентированной на здоровый образ жизни. Формирование умений валеологической деятельности у студентов в процессе физического воспитания есть организованный, целенаправленный процесс, который включает в себя: сообщение студентам знаний о здоровом образе и стиле жизниорганизацию эмоционального переживания сообщаемых знаний, превращение их во взгляды и личные убежденияорганизацию позитивного опыта валеологической деятельности.

В ходе опытно-экспериментальной работы гипотеза исследования получила своё подтверждение. Задачи исследования решены и цель достигнута.

Проведенное исследование не исчерпывает проблему теории и практики формирования умений валеологической деятельности у студентов. Существует объективная необходимость изучения данного процесса у детей школьного возраста.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Р. И. Педагогическая валеология стратегия самосозидания / Р. И. Айзман // Сибирский учитель. — 2000. — № 1 (5). — С. 2−8. Акбашев, Т. Ф. Всеобщая валеограмотность: шаг первый / Т. Ф. Акбашев //Народное образование. — 1995. -№ 5. — С. 107−112.
  2. Актуальные вопросы физической культуры и спорта студентов: материалы II международного научно-практич. семинара / под. ред. В. С. Макеевой. Орел: ОрелГТУ, 2004. — 381 с.
  3. Актуальные проблемы физической культуры и спорта в современных социально-экономических условиях развития общества: сб. науч. статей / науч. ред. Ю. В. Кузнецов. Чебоксары: Чуваш, гос. пед. ун-т, 2007. -244 с.
  4. , Е. В. Педагогические условия формирования здорового образа жизни у школьников на основе аксиолого-компетентностного подхода : автореф. дис.. канд. пед. наук, 13.00.01 / Е. В. Алексеева. -Нижний Новгород, 2006. 24 с.
  5. , Н. М. Чтобы стать здоровым, очень важно быть счастливым / Н. М. Амосов//Здоровье детей. 1995.-№ 11−12. — С. 14.
  6. , В. И. Педагогика : учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. — Казань: Центр инновационных технологий, 2000. — 608 с.
  7. , Ю.А. Три кита здоровья / Ю. А. Андреев. М.: Физ. и спорт, 1991.-336 с.
  8. , Т. В. Валеологическая направленность физической культуры : учебно-методическое пособие / Т. В. Антонова. — Чебоксары: филиал МГСУ, 2004.- 16 с.
  9. , Т. В. Педагогические условия саморазвития культуры здоровья студента в процессе физического воспитания : дис. .канд. пед. наук, 13.00.04 / Т. В. Антонова. Чебоксары, 2005. — 186 с.
  10. , Г. JI. Валеология: имеет ли она право на самостоятельное существования? / Г. JI. Апанасенко // Валеология. — 1996. № 2. — С. 9−14.
  11. , Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании : Пособие для студентов, аспирантов и препод, ин-тов физ. культуры / Б. А. Ашмарин. М.: Физкультура и спорт, 1978. -223 с.
  12. , В. К. Физическая активность человека / В. К. Бальсевич, В. А. Запорожанов. Киев: Здоровье, 1987. — 224 с.
  13. , В. К. Физическая культура: молодежь и современность / В. К. Бальсевич, J1. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. -1995.-№ 4.-С. 2−4.
  14. , А. В. Новые организационные формы работы физического воспитания в сельской школе / А. В. Баранов, С. В. Кочнева // Физическаякультура — основа здорового образа жизни: доклады, тезисы, материалы. Самара, 1996. — С. 37−38.
  15. , Н. В. Активизация познавательной деятельности в организации здорового образа жизни / Н. В. Барышева, О. А. Горковенко // Физическая культура — основа здорового образа жизни: доклады, тезисы, материалы. Самара, 1996. — С. 65−67.
  16. , Н. В. О развитии физкультурного образования в системе образовательных учреждений / Н. В. Барышева // Физическая культура — основа здорового образа жизни: доклады, тезисы, материалы. — Самара, 1996.-С. 17−25.
  17. , Н. В. Организационно-педагогическая система развития физической культуры личности : автореф. дис. .докт. пед. наук, 13.00.01 / Н. В. Барышева. Казань, 1997. — 40 с.
  18. , Н. В. Основы физической культуры школьника : учебное пособие для учителей физической культуры / Н. В. Барышева, В. М. Ми-нияров, М. Г. Неклюдова. Самара, 1994. — 126 с.
  19. , И. Г. Теоретические основы формирования валеологической культуры личности учителя : дис.. докт. пед. наук, 13.00.01 / И. Г. Бердников. М., 1998. — 378 с.
  20. , С. Н. Боевые исскуства: философия и техника боевых ис-скуств / С. Н. Бердышев. Ростов-н/Д.: «Феникс», 2002. — 496 с.
  21. , В. М., Физическая культура на расстоянии / В. М. Богданов, В. С. Пономарев, А. В. Соловов // Высшее образование в России. — 2001. — № 4.-С. 121−124.
  22. , С. Б. Комплексный подход к проблемам здоровья / С. Б. Бондарь // Личность студента в образовательно-развивающем пространстве физической культуры: Тез. докл. М., 2003. — С. 72.
  23. , И. И. Валеология / И. И. Брехман. — СПб.: Наука, 1993. 170 с.
  24. , А. И. Актуальные проблемы школьной валеологии / А. И. Бурханов // Физическая культура — основа здорового образа жизни. Доклады, тезисы, материалы. — Самара, 1996. — С. 56−61.
  25. , А. И. Роль физической культуры и спорта в формировании здоровья учащихся / А. И. Бурханов // Физическая культура — основа здорового образа жизни: доклады, тезисы, материалы. — Самара, 1996. — С. 109−111.
  26. , Э. Н. Валеология : учебник для вузов / Э. Н. Вайнер. М.: Вла-дос, 2001.-336 с.
  27. , Э. Н. Социальные аспекты здоровья и здорового образа жизни / Э. Н. Вайнер // Валеология. 1998. -№ 3. — С. 17−23.
  28. , О. С. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О. С. Васильева, Ф. Р. Филатов. М.: Издательский центр «Академия», 2001. -352 с.
  29. , Д. В. Развитие мотивации здоровьесбережения у студентов вузов (педагогический аспект): автореф. дис.. канд.пед.наук, 13.00.08 / Д. В. Викторов. Омск, 2007. — 24 с.
  30. , М. Я. Процессуальные характеристики формирования здорового образа жизни учащейся молодежи / М. Я. Виленский // Физическая культура основа здорового образа жизни. Доклады, тезисы, материалы. — Самара, 1996.-С. 10−12.
  31. , М.Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента : уч. пособие / М. Я. Виленский, А. Г. Горшков. М.: Гардарики, 2007. -218 с.
  32. , Т. И. Практикум по дисциплине «Физическая культура» : методическое пособие / Т. И. Волкова, Д. В. Волков, В. К. Валиева. — Чебоксары: УИЭМ СПбГПУ, 2007. 116 с.
  33. , И. А. Китайская классическая концепция военного обучения : дис. канд. пед. наук, 13.00.01 / И. А. Воронов. М., 1996. — 234 с.
  34. , И. А. Секретные боевые искусства Старого Китая / И. А. Воронов. СПб.: Б&К, 2000. — 242 с.
  35. , И. М. Пищевая аллергия у детей / И. М. Воронцов, О. А. Ма-талыгина. JI.: Знание, 1990. — 32 с.
  36. , М. А. Методика валеологического воспитания в школьном биологическом образовании : автореф. дис. .канд. пед. наук, 13.00.02 / М. А. Гаврилова. Астрахань, 2007. — 22 с.
  37. , С. Г. Спортивно-боевые единоборства: от древних ушу и буд-зюцу до профессио-нального кикбоксинга: монография / С. Г. Гагонин. СПб.: ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1997. — 352 с.
  38. , М. К. Формирование физических качеств учащейся молодежи в условиях становления и развития рыночных отношений : автореф. дис. .канд. пед. наук, 13.00.01 /М. К. Галиев. Казань, 1998. -20 с.
  39. , А. А. Формирование здорового образа жизни курсантов учебных заведений МВД средствами физической культуры и спорта : автореф. дис. .канд. пед. наук, 13.00.04 / А. А. Глазырин. Минск, 1998. -20 с.
  40. , И. Ю. Концептуальные основы валеологического образования молодежи / И. Ю. Глинянова // Экополис: образование и здоровье: Материалы межд. конф. СПб.: УПН, 1995. — С. 149.
  41. , А. П. Формирование понятия здорового образа жизни у учащихся основной школы : автореф. дис. .канд. пед. наук, 13.00.01 / А. П. Голобородько. Харьков, 1997. -22 с.
  42. , Т. А. Здоровье смолоду / Т. А. Гончаров, А. М. Мельников. -Казань: Тат. кн. изд., 1987. — 144 с.
  43. , О. Ю. О некоторых принципиальных аспектах валеологического воспитания и обучения / О. Ю. Грезнева // Валеология. 1998. -№ 3. — С. 29−32.
  44. , М. Н. Социальная ответственность в системе ценностных ори-ентаций современного общества : дис.. канд. филос. наук, 09.00.11 /М. Н. Губачев. Уфа, 2004. — 134 с.
  45. , П. Д. Система педагогической коррекции формирования общефизической подготовленности студентов высшего физкультурного учебного заведения в условиях севера : автореф. дис. канд. пед. наук, 13.00.04и
  46. П. Д. Гуляев. Йошкар-Ола, 2005. — 23 с.
  47. , Ю. П. Введение в энциклопедию здоровья и долголетия / Ю. П. Гущо. М. — Минск: МА «Личность, Экология, Мир» — ЕМП «Кольцо», 1993.-304 с.
  48. , Г. Л. Формирование готовности студентов факультета физической культуры к творческому обучению двигательным действиям : автореф. дис.. д-ра. пед. наук, 13.00.04 / Г. Л. Драндров. Омск, 2002. -60 с.
  49. , П. К. К решению проблемы формирования здорового образа жизни населения России / П. К. Дуркин, М. П. Лебедева // Теория и практика физической культуры. 2002. — № 8. — С. 2−5.
  50. , В. А. Теория и технология дифференциорованного физического воспитания детей и учащейся молодежи : дис.. док. пед. наук, 13.00.04/В. А. Ермаков.-Тула, 1996.-515 с.
  51. , О. В. Информационная система самоконтроля для дистанционного рекреативного самосовершенствования студентов / О. В. Жбанков // Теория и практика физической культуры. — 2002. — № 6. С. 52−54.
  52. , Ю. Д. Подготовка специалистов по физической культуре и спорту в системе педагогического образования / Ю. Д. Железняк // Теория и практика физической культуры. 2002. — № 5. — С. 47−53.
  53. , Ю. Д. Профессионализм в физкультурно-спортивной деятельности / Ю. Д. Железняк // Основы общей и прикладной акмеологии. -М., 1995.-С. 94−303.
  54. Живем с удовольствием: учебно-методическое пособие / авт.-составители Т. В. Платонова, Д. Н. Гаврилова. СПб.: изд-во СПбГУФК им. П. Ф. Лесгафта, 2005. — 100 с.
  55. , В. П. Валеология: проблема, воспитание и образование студентов в техническом вузе / В. П. Зайцев // Теория и практика физической культуры. 1998. — № 9. — С. 12−14.
  56. , В. П. Здоровье человека и профилактика заболеваний / В. П. Зайцев, И. Д. Варавин, И. И. Варавин. Белгород: БелГТАСМ, 1998. -216 с.
  57. , Г. К. В ал еол о го-педагогические основы обеспечения здоровья человека в системе образования : дис.. докт. пед. наук, 13.00.01 / Г. К. Зайцев. СПб, 1998. — 409 с.
  58. , В. В. Методология индивидуального подхода в оздоровительной физической культуре на основе современных информационных технологий : автореф. дис. .д-ра пед. наук, 13.00.04 / В. В. Зайцева. М., 1995.-47 с.
  59. , Н. Б. Валеологические основы стратегии педагогической деятельности (на материалах начального обучения): автореф. дис.. канд. пед. наук, 13.00.01 / П. Б. Захаревич. СПб., 1998. — 20 с.
  60. Здоровье молодежи XXI века: тезисы науч.-практ. конф. / под общ. ред. В. В. Чешихиной. М.: Изд-во МГСУ «Союз», 2000. — 164 с.
  61. , Ф. Р. Деятельность педагогического коллектива по предупреждению переутомления и сохранению здоровья школьников в процессе обучения : автореф. дис. .д-ра пед. наук, 13.00.01 / Ф. Р. Зотова. Чебоксары, 2005. — 42 с.
  62. , Э. М. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Э. М. Казин, Н. Г. Блинова, Н. А. Литвинова. М.: Гуманит. издательский центр В ЛАД ОС, 2000. — 192 с.
  63. , В. П. Основы общей валеологии : учебное пособие / В. П. Казначеев. -М. — Воронеж, 1997. 288 с.
  64. , С. К. Ушу. Книга II. Стиль тайцзыцюань. М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2004. — 96 с.
  65. , М. П. Психофизиологические, организационные и технические аспекты оздоровления студентов методами физической культуры и метеобарокоррекции / М. П. Карпенко. М.: СГА, 2003. — 124 с.
  66. , В. В. Формирование валеологического мировоззрения современного школьника : монография / В. В. Кожанов. Чебоксары: Чуваш-госпедуниверситет им. И. Я. Яковлева, 2002. — 187 с.
  67. , В. В. Формирование потребности в физической культуре у учащихся младшего школьного возраста : автореф. дис.. канд. пед. наук, 13.00.04 / В. В. Койносов. Омск, 1992. — 21 с.
  68. , В. В. Валеология : учебное пособие / В. В. Колбанов. СПб., 1998.-148 с.
  69. , В. В. Валеология в школе / В. В. Колбанов, Г. К. Зайцев. — СПб.: Образование, 1992. 52 с.
  70. , Д. В. Валеология — новое направление в педагогических науках / Д. В. Колесов // Биология в школе. 1997. — № 2. — С. 15−19.
  71. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М.: АПКиПРО, 2002. — 24 с.
  72. Коротаева, J1. А. Организация системы валеологической службы в школе как условие формирования физически и духовно здоровой личности: дис.. канд. пед. наук, 13.00.01 / JI. А. Коротаева. — Казань, 1997. — 205с.
  73. , Е. А. Оптимизация учебного процесса по физической культуре в школе на основе технологии дифференцированного физкультурного образования школьников : автореф. дис.. д-ра пед. наук, 13.00.04 / Е. А. Короткова. Омск, 2000. — 46 с.
  74. , JI. Б. Педагогические принципы и модели организации физкультурно-спортивной деятельности детей и молодежи : дис.. д-ра пед. наук в виде научного доклада, 13.00.04 / JI. Б. Кофман. М., 1998. — 72 с.
  75. , М. В. Охрана здоровья матери и ребенка приоритетная задача семьи и общества / М. В. Краснов // Семья в России (Семья в Чувашской Республике). — 2002. — № 3. — С. 19−37.
  76. , В. Г. Психология и педагогика. Вопросы ответы. Структурные схемы: Учеб. пособие для вузов / В. Г. Крысько. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.-367 с.
  77. , Н. В. Методы системного педагогического исследования / Н. В. Кузьмина. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. — 172 с.
  78. , С. В. Педагогика личности от концепций до технологий : учеб.-практ. пособие / С. В. Кульневич. Ростон-н/Д: Творческий центр «Учитель», 2001. — 160 с.
  79. , С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: учеб. пособие / С. В. Кульневич, Е. В. Бондарев-ская. М. — Ростов-н/Д, 1999. — 482 с.
  80. , И. А. Формирование валеологической культуры студентов : дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / И. А. Лавричева. Саратов, 2002. — 190 с.
  81. , А. П. Физическая культура и спорт в формировании здорового образа жизни / А. П. Лаптев // Теория и практика физ. культуры. 1986. -№ 7. — С. 13.
  82. , М. Я. Качество жизни и влияющие на него факторы : учеб. пособие, изд. 2-е, доп. / М. Я. Левин, В. А. Таймазов, Л. Ю. Орехова, В. Н. Степанова. СПб.: изд-во «Олимп СПб.», 2003. — 360 с.
  83. , Ю. П. Влияние образа жизни и факторов риска / Ю. П. Лиси-цин // Первентивная кардиология: руководство. М.: Медицина, 1987. -С. 53−67.
  84. , Ю. П. Здоровье населения и современные теории медицины / Ю. П. Лисицин. М.: Медицина, 1982. — 325 с.
  85. , Ю. П. Факторы риска / Ю. П. Лисицин // Книга о здоровье: сборник. -М.: Медицина, 1988. С. 11−23.
  86. , Е. Н. Физическая культура и здоровье школьников / Е. Н. Литвинов // Физическая культура основа здорового образа жизни. Доклады, тезисы, материалы. — Самара, 1996. — С. 5−9.
  87. , С. И. Физическая активность: методы оценки и коррекции / С. И. Логинов. Сургут: изд-во СурГУ, 2005. — 342 с.
  88. , А. В. Физическая культура и её виды в реальных потребностях студенческой молодежи / А. В. Лотоненко, Е. А. Стеблецов // Теория и практика физической культуры. 1997. — № 6. — С. 26.
  89. , Л. И. К концепции физкультурного воспитания студентов / Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. 1991. — № 12. -С. 13−15.
  90. , Л. И. Кадровая поддержка развития инновационных процессов в физическом воспитании / Л. И. Лубышева, В. П. Косихин // Теория и практика физической культуры. 1997. — № 1. — С. 2−4.
  91. , Л. И. Обсуждение актуальной междисциплинарной проблемы «Спорт и цивилизация» /Л. И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. 2004. — № 5. — С. 61−62.
  92. , Л. И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью / Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. 1997. — № 6. — С. 10−13.
  93. , Л. И. Социологический прогноз развития инновационных процессов в спортивном воспитании детей и юношества / Л. И. Лубышева // II Международный форум «Молодежь Наука — Олимпизм»: Материалы. -М., 2002. — С. 137−140.
  94. , Л. И. Социология физической культуры и спорта / Л. И. Лубышева. — М.: Академия, 2001. 238 с.
  95. , В. П. Об одной вековой дискуссии / В. П. Лукьяненко // Физическая культура в школе. 1997. — № 3. — С. 14−17.
  96. Лях, В. И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 111 классов / В. И. Лях, Л. Б. Кофман, Г. Б. Мейксон // Физ. воспитание учащихся 1−11 класов. Программа общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 1996. С. 106−204.
  97. Лях, В. И. Концепция физического воспитания и оздоровления детей и подростков / В. И. Лях, Г. Б. Мейксон, Л. Б. Кофман. М.: Просвещение, 1992.-24 с.
  98. Лях В. И. Тесты в физическом воспитании школьников: пособие для учителя / В. И. Лях. М.: ООО «Фирма „Изд-во ACT“», 1998. — 272 с.
  99. , А. Р. Формирование валеологической культуры педагога детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва : Автореф. дис. .канд. пед. наук, 13.00.01 / А. Р. Мадьяров. — Йошкар-Ола, 2007. — 25 с.
  100. , А. М. Теория и методика физической культуры : учебник / А. М. Максименко. М.: Физическая культура, 2005. — 544 с.
  101. , Г. А. О состоянии здоровья детей и подростков в Российской Федерации / Г. А. Малькова // Дети России образованы и здоровы: Материалы III Всерос. науч.-практ. конф. — М., 2005. — С. 42−47.
  102. , В. В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. В. Марков. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. 320 с.
  103. , А. П. Физическая культура личности как проблема педагогики / А. П. Матвеев // Ярославский педагогический вестник. 1996. — № 3 (6). — С. 65−67.
  104. , М. А. Межпредметные связи в обучении основам физической культуры младших школьников : автореф. дис. .канд. пед. наук, 13.00.04 / М. А. Милованов. Ярославль, 1995. — 18 с.
  105. , А. М. Психолого-педагогические условия становления валеологической культуры младших подростков : дис.. канд. пед. наук, 13.00.01 / А. М. Митяева. Орел, 1999. — 182 с.
  106. , В. С. Выбираем здоровье / В. С. Михайлов, А. С. Палько — М.: Мол. Гвардия, 1987. 191 с.
  107. , М. Д. О педагогике здоровья / М. Д. Михайлова. Якутск: Изд-во Якутского ун-та, 2005. — 164 с.
  108. , И. В. Возможности организма человека / И. В. Муравов. — М.: Знание, 1988. 89 с.
  109. , В. Н. Здоровье человека — социальная ценность / В. Н. Муравьева. -М.: Знание, 1988. 94 с.
  110. , А. А. Валеологическое воспитание средствами физической культуры / А. А. Найн // Вестник института развития образования и воспитания подрастающего поколения при ЧГПУ. Серия 3. Физическое развитие и здоровье школьников. 2001. — № 7. — С. 227−229.
  111. , Г. Г. Предметная интеграция теоретических основ физической культуры, спорта и физического воспитания (логика, история, методология): дис. .докт. пед. наук в виде науч. доклада, 13.00.04 / Г. Г. Ната-лов. Краснодар, 1998. — 86 с.
  112. , Г. Г. Стратегия развития физической культуры и парадигма синергетики / Г. Г. Наталов // Теория и практика физической культуры. — 2002.-№ 4. -С. 2−11.
  113. , Д. В. Методические основы формирования и развития эколо-го-валеологических умений и навыков у студентов небиологических специальностей : дис.. канд. пед. наук, 13.00.02 / Д. В. Натарова. Челябинск, 2004. — 207 с.
  114. , И. Н. Восточные единоборства / И. Н. Оранский. -М.: Советский спорт, 1990. 75 с.
  115. , А. А. Саньда: Техника свободного поединка в ушу / А. А. Парцевский. М.: ТОО ДИКОП, 1991. — 64 с.
  116. , JI. Э. Образ жизни современных школьников и его влияние на здоровье и качество жизни / JI. Э. Пахомова, Г. Л. Нестеренко, Л. А. Кадуцкая. Теория и практика физической культуры. — 2007. — № 9. — С. 19−23.
  117. Педагогические технологии: учеб. пособие для студ. педагог, специальностей / под общ. ред. В. С. Кукушина. М.: ИКЦ «МарТ», 2004. — 336 с.
  118. , В. П. Интегративная медицина XXI века: валеологические проблемы / В. П. Петленко // Тезисы докладов на III национальном конгрессе по профилактической медицине и валеологии. СПб., 1996. — С. 9.
  119. , В. П. Этюды валеологии: Здоровье как человеческая ценность / В. П. Петленко, Д. Н. Давиденко. СПб.: Балтийская педагогическая академия, 1998. — 120 с.
  120. , А. Н. Потребность в физической культуре как области деятельности / А. Н. Плешаков, А. В. Лотоненко // Теория и практика физической культуры. 2002. — № 5. — С. 23−26.
  121. , Н. Н. Человек и физические нагрузки / Н. Н. Пономарев. -Воронеж, 1980.-98 с.
  122. , С. В. Валеология в школе и дома (О физическом благополучии школьников) / С. В. Попов. СПб: СОЮЗ, 1997. — 256 с.
  123. Проблемы физического воспитания, спортивной тренировки и профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту: сб. науч. трудов / науч. ред. Г. JL Драндров. Чебоксары: ЧГШПУ им. И. Я. Яковлева, 2003. — 202 с.
  124. , А. И. Методология и технология управления процессом спортивной подготовки легкоатлетов-прыгунов : автореф. дис. .д-ра пед. наук, 13.00.04 / А. И. Пьянзин. -М., 2004. 46 с.
  125. Развитие инновационных процессов в организации физического воспитания детей и молодежи: сб. статей / отв. ред. О. А. Маркиянов. — Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 1998. 156 с.
  126. , А. Здоровье здорового человека (Основы оздоровительной медицины) / А. Разумов, В. Пономаренко, В. Пискунов. М.: Медицина, 1996.-С. 140−149.
  127. , Ж. С. Самостоятельная работа студентов как основа многоуровневого высшего образования / Ж. С. Раимбаева // Наука и Школа. — 2006.-№ 2.-С. 55−56.
  128. , П. А. Развитие физической культуры и спорта — приоритетное направление социальной политики государства / П. А. Рожков // Теория и практика физической культуры. 2002. — № 1. — С. 2−8.
  129. , М. К. Формирование здорового образа жизни у старшеклассников в условиях семьи и школы : автореф. .канд. пед. наук, 13.00.01 / М. К. Салаватова. Майкоп, 2006. — 20 с.
  130. , X. Ким Преподавание боевых исскуств / X. Ким Санг. Ростов-н/Д.: «Феникс», 2003. — 240 с.
  131. , В. Ю. Теоретико-методические основы здорового образа жизни учащейся молодежи : монография / В. Ю. Сапов. СПб.: ООО изд-во «Петрополис», 2001. — 100 с.
  132. , М. Ф. Психология здоровья : Учебное пособие для высшей школы / М. Ф. Секач. М.: Академический Проект, 2003. — 192 с.
  133. , А. А. Лед тронулся, господа валеологи. Но не растаял / А. А. Семенов // Медицинская газета. 1997. — № 7. — С. 6.
  134. , Р. О. Как сохранить психическое здоровье / Р. О. Серебрякова. Л.: Знание, 1980. — 19 с.
  135. , Н. К. Здоровьесберагающие образовательные технологии в современной школе / Н. К. Смирнов. М.: АПКиПРО, 2002. — 121 с.
  136. , Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе / Н. К. Смирнов. М.: АРКТИ, 2006. — 123 с.
  137. Соковня-Семенова, И. И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И. И. Соковня-Семенова, М.: Изд. центр «Академия», 1997. — 208 с.
  138. , В. Д. Валеологический мониторинг детей и подростков / В. Д. Сонькин, В. В. Зайцева // Теория и практика физической культуры. — 1998.-№ 7.-С. 10−12.
  139. , В. К. Мышечная активность и здоровье детей : монография / В. К. Спирин. Великие Луки: ВЛГИФК, 2001. — 138 с.
  140. , В. К. Теоретико-методические аспекты индивидуальной направленности занятий оздоровительной физической культурой школьников : автореф. дис. .д-ра пед. наук, 13.00.04 / В. К. Спирин. -М., 2003. -43 с.
  141. , Е. В. Формирование валеологического самосознания будущего учителя на начальном этапе профессиональной подготовки : автореф. дис. .канд. пед. наук, 13.00.08 / Степкина Е. В. Волгоград, 2001. — 19 с.
  142. , Н. А. Саньда. Восточные единоборства / Н. А. Стригин, Рига — Самара: Самарский Дом печати, 1991. — 159 с.
  143. , JI. Г. Валеология — основы безопасности жизни ребенка / JI. Г. Татарникова, Н. Б. Захаревич, Т. О. Каменина. Спб.: Petroc, 1997. -380 с.
  144. , JI. Г. Валеология в педагогическим пространстве / JI. Г. Татарникова. Спб.: Petroc, 1999. — 146 с.
  145. Татарникова, JL Г. Педагогическая валеология: Генезис. Тенденции развития / J1. Г. Татарникова. СПб.: Petroc, 1997. — 416 с.
  146. , В. А. Основы физкультурно-спортивных знаний студентов высших учебных заведений : учеб. пособие / В. А. Титов, О. А. Маркиянов. -Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2007. 152 с.
  147. , Г. С. Физическое воспитание : Новый комплекс учебных дисциплин / Г. С. Туманян // Спорт для всех. 2003. — № 1. — С. 40−42.
  148. Тюмасева, 3. И. Невалеологические проблемы валеологии / 3. И. Тюма-сева // Народное образование. 2002. — № 7. — С. 73−79.
  149. , В. И. Программно-методическое обеспечение оздоровительного воздействия физической культуры в условиях семьи, детского сада, школы : дис.. д-ра пед. наук в виде научного доклада, 13.00.04 / В. И. Усаков. Омск, 2000. — 87 с.
  150. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» // Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: учеб. пособие для студ. пед. вузов и колледжей / под ред. Т. И. Ерофеевой. -М.: Академия, 1999. С. 299−306.
  151. , В. В. Проблема обеспечения саморазвития студентов в контексте гуманизации высшего образования / В. В. Федоров // Интеграция образования. -2003. -№ 2. -С. 101−105.
  152. , Н. В. Укрепление здоровья населения — стратегическое направление развития социальной сферы Чувашии / Н. В. Федоров // Семья в России (Семья в Чувашской Республике). 2002. — № 4. — С. 5−10.
  153. , И. А. Значение занятий по физическому воспитанию для учебы студентов / И. А. Федченко // Материалы IV межвузовской научно-практической конференции. — Краснодар, 1996. С. 10.
  154. Физическая культура основа здорового образа жизни: доклады, тезисы, материалы/под общ. ред. Н. В. Барышевой. — Самара, 1996. — 168 с.
  155. Физическая культура и валеологическое образование современной молодежи: сб. науч. трудов / отв. ред. В. В. Кожанов. Чебоксары, 2003. — 130 с.
  156. Физическая культура (УМКД для специальности «Финансы и кредит»): учебно-методическое пособие / Авт. — сост. С. В. Антонов, Т. В. Антонова. Чебоксары: ООО «Атолл», 2007. — 48 с.
  157. Физическое совершенствование учащейся молодежи: сб. науч. трудов / от. ред. А. П. Павлов. Чебоксары: Чувашгоспедуниверситет им. И. Я. Яковлева, 2001.- 120 с.
  158. , JI. М. Педагогический опыт глазами психолога / JI. М. Фридман. М.: Просвещение, 1987. — 224 с.
  159. , Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. пособие / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. М.: Академия, 2008. — 480 с.
  160. , В. Валеология: какой ей быть / В. Чайцев // Медицинская газета. 1997.-№ 54.-С. 6.
  161. , М. Н. Педагогические условия обучения волейболу в физическом воспитании студентов нефизкультурных вузов : автореф. дис.. канд. пед. наук, 13.00.04 / М. Н. Чапурин. Йошкар-Ола, 2007. — 24 с.
  162. , В. В. Современные подходы к построению индивидуальной стратегии здорового образа жизни молодежи / В. В. Чешихин // Здоровье молодежи XXI века: тезисы научно-практической конференции. М.: Изд-во МГСУ «Союз», 2000. — С. 4−6.
  163. , Б. Н. Валеология : избранные лекции / Б. Н. Чумаков. М.: Владос, 1997.-158 с.
  164. , В. А. Развитие научных взглядов о физической готовности человека к деятельности / В. А. Шейченко. СПб.: ВИФК, 1996. — 371 с.
  165. , JI. П. Человек и его потребности : учебное пособие / JI. П. Шиповская. М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2008. — 432 с.
  166. , Е. О. Валеологическое сопровождение образовательного процесса как условие реализации разноуровневых программ в современной школе : автореф. дис.. канд. пед. наук, 13.00.01 / Е. О. Школа СПБ., 1997.- 19 с.
  167. , Е. Ю. Формирование психологической готовности девушек к здоровому образу жизни и осознанному материнству : автореф. дис. .канд. псих, наук, 19.00.07 / Е. Ю. Шулакова. — Нижний Новгород, 2002. 26 с.
  168. , С. Н. Педагогические условия воспитания основ самоорганизации личности на уроке физкультуры : автореф. дис. .канд. пед. наук, 13.00.01 / С. Н. Шуткин. Липецк, 1999. — 18 с.
  169. , Н. Н. Формирование и развитие эколого-валеологический знаний, умений и навыков у учащихся при изучении курса биологии в общеобразовательной школе : дис. .канд. пед. наук 13.00.02 / Щелчкова Н. Н. Екатеринбург, 2005. — 228 с.
  170. Anderson, С. School Health / С. Anderson. St. Louis: Mosby, 1964. — 551 p.
  171. Simons-Morton, В. G. Introduction to Health Education and Health Promotion. 2nd edition. / B. G. Simons-Morton, W. H. Greene, N. H. Gottlieb. Waveland Press, 1995. — 214 p.
  172. Dishman, R. K. Health psychology and exercise adherence / R. K. Dishman // Quest. 1981.- V.33.-P.166−180.
  173. Donsbach, K. Preventive organio medicine: your passport to good health / K. Donsbach. New Canaan: Conn., 1976. — 191 p.
  174. Dorian, B. Stress, immunity and illness / B. Dorian, P. E. Garfinkel // A review. Psychological Medicine. 1987. — Vol. 17. — N 2. — P. 397−407.
  175. Froukje Dijk, Adolescents' view on smoking, quitting and health education / Froukje Dijk, Jascha de Nooijer, Evelien Heinrich, Hein de Vries // Health Education. 2007. — Vol. 107.-Is. 2.-P. 114−125.
  176. Health education in Primary Schools. Geneva, 1967. — 180 p.
  177. Health education. Edited by Beryll Ford: Pergamon press, 1977. — 120 p.
  178. Kalimo, R. Psychological and behavioral responses to stress at work / R. Kalimo, T. Mejman // Psychological factor work and relation health. Geneva, 1987.-P. 23−26.
  179. Natelson, В. H. Stress, predisposition and the onset of serious disease: Implications about psychological etiology / В. H. Natelson // Neuroscience and Biobehaviour Research. 1983. — Vol. 7. — N 4. — P. 511−527.
  180. Simon Blake, Editorial: Health education and young people: it’s time to join up / Simon Blake // Health Education. -2005. -Vol. 105. Is. 4. — P. 245−248.
Заполнить форму текущей работой