Моделирование влияния внутрифирменных коммуникаций в корпоративной социальной сети на развитие компетенций сотрудников предприятия
Современное состояние экономики характеризуется ускорением процессов глобализации, конкуренцией, увеличением объемов информации, постоянным появлением на рынке новых товаров и услуг. Успешное развитие компании предполагает производство и реализацию на рынке конкурентоспособного продукта, создание которого обусловлено, в том числе, и необходимостью эффективного использования накопленных… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Роль социальной сети в системе управления знаниями компании
- 1. 1. Анализ влияния корпоративной социальной сети на процессы трансформации знаний
- 1. 2. Функционал социальной сети, являющейся базой системы управления знаниями компании
- 1. 3. Анализ современных методов и инструментов моделирования социальных сетей
- Выводы по главе 1
- Глава 2. Моделирование процесса развития внутрифирменных коммуникаций в рамках корпоративной социальной сети
- 2. 1. Развитие компетенций сотрудников в результате их активности в корпоративной социальной сети
- 2. 2. Методика определения степени активности пользователя корпоративной социальной сети в роли коммуникатора
- 2. 3. Методика оценки эффективности внутрифирменных коммуникаций в рамках корпоративной социальной сети
- 2. 4. Модель снижения затрат на обучение сотрудников
- Выводы по главе 2
- Глава 3. Внедрение корпоративной социальной сети с методикой оценки эффективности внутрифирменных коммуникаций
- 3. 1. Реализация и внедрение корпоративной социальной сети в компании Willgrade
- 3. 2. Апробация методики оценки эффективности внутрифирменных коммуникаций в рамках корпоративной социальной сети
- Выводы по главе 3
Моделирование влияния внутрифирменных коммуникаций в корпоративной социальной сети на развитие компетенций сотрудников предприятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Современное состояние экономики характеризуется ускорением процессов глобализации, конкуренцией, увеличением объемов информации, постоянным появлением на рынке новых товаров и услуг. Успешное развитие компании предполагает производство и реализацию на рынке конкурентоспособного продукта, создание которого обусловлено, в том числе, и необходимостью эффективного использования накопленных корпоративных знаний. Эти процессы инициируют происходящий в настоящее время переход к экономике знаний, особенностью которой является то, что «знания играют в ней решающую роль, а их производство является источником роста экономики» [40]. Носителями основной части корпоративных знаний являются сотрудники компании. Общение сотрудников в социальной сети может способствовать приобретению ими новых компетенций, полезных компании, а также изменению уровня развития уже имеющихся компетенций (в данной работе эти процессы исследуются совместно и объединены термином «развитие компетенций сотрудников»).
Объектом исследования является корпоративная социальная сеть, используемая в качестве базы для системы управления знаниями предприятия, и процессы, протекающие в ней. В социологии «социальная сеть» (англ. social network) определяется как социальная структура 1, состоящая из множества узлов, которыми являются социальные объекты (люди или организации), и определенного на нем множества отношений (совокупности связей между ними). В рамках данного исследования термин «социальная сеть» используется для обозначения информационной системы, построенной в виде корпоративного портала, совокупность инструментов которого образует информационную среду, назначение которой заключается.
1 С математической точки зрения — граф в формировании и развитии социальной структуры, состоящей из множества агентов (сотрудников, групп) и определенного на нем множества отношений (совокупности связей между агентами).
Предметом исследования является эффективность внутрифирменных коммуникаций в корпоративной социальной сети.
В последние годы значительно вырос интерес к упорядочиванию функционирования и анализу эффективности социальных сетей. Появился термин SNA — методология и методы исследования связей между з социальными акторами, которыми могут являться индивиды, социальные группы, организации, и прочие элементы социальной структуры. При исследовании социальных сетей применяются, как правило, методы теории графов и вероятностные модели. Социологические исследования в этой области с применением методов высшей математики продвинулись достаточно далеко и привели к определенным результатам. Анализ корпоративной социальной сети не может быть сведен к расчету стандартных для информационных систем технических показателей, таких как объемы передаваемой информации, нагрузка на систему, количество регулярно работающих в сети пользователей и других. Результаты такого анализа будут отображать одинаковые показатели для знаниевых работников, регулярно использующих систему для обмена знаниями, и для сотрудников, общающихся по личным вопросам с помощью инструментов социальной сети.
Отсутствие экономико-математической модели развития компетенций сотрудников в результате их активности (деятельности) в корпоративной социальной сети является причиной невозможности принятия обоснованных управленческих решений на основе этих и иных технических показателей активности сотрудников в социальной сети. Отсутствие методики оценки.
2 Social network analysis — анализ социальных сетей.
3 От англ. actors — участники эффективности внутрифирменных коммуникаций в рамках корпоративной социальной сети затрудняет процесс принятия руководством компании решения о затратах в эту информационную систему.
Общение сотрудников в социальной сети по рабочим вопросам может способствовать приобретению ими компетенций, полезных компании. Актуальность создания модели развития компетенций сотрудников в результате их активности в корпоративной социальной сети обусловлена также и необходимостью снижения затрат на обучение сотрудников. Несмотря на значительные достижения в области анализа социальных сетей существует потребность в теоретической разработке экономико-математической модели, позволяющей оценивать вероятности развития компетенций сотрудников компании вследствие протекания процессов трансформации знаний, происходящих в корпоративной социальной сети. Заявленная проблема обусловливает актуальность и практическую значимость результатов исследования. Научная задача находится на стыке экономической социологии, информационного менеджмента и управления знаниями и требует применения математического аппарата для моделирования процессов обмена и создания знаний, проходящих в системе.
В создание и развитие теории управления знаниями внесли вклад зарубежные ученые и практики менеджмента, в том числе: Пруссак Л., Брукинг Э., Вииг К., Нонака И., Такеучи X., Букович У., Уильяме Р., Давенпорт Т., Свейби К. Э., Харрингтон Дж., Воул Ф. Среди отечественных ученых и практиков значительный вклад в развитие и становление теории управления знаниями внесли Гапоненко А. Л., Лабоцкий В. В., Лукичева Л. И., Мильнер Б. З., Уринцов А. И., Тельнов Ю. Ф., Селетков С. Н., Макаров В.Л.
Вопросам анализа социальных сетей посвящены работы зарубежных и отечественных ученых: Морено Я. Л., Фриман Л., Уэллман Б., Чураков А., Градосельская Г. В.
Однако теоретические и практические вопросы анализа влияния внутрифирменных коммуникаций в корпоративной социальной сети на развитие компетенций сотрудников предприятия проработаны недостаточно полно. Для повышения обоснованности управленческих решений необходима возможность прогнозирования развития компетенций сотрудников компании, а также возможность оценки эффективности внутрифирменных коммуникаций в рамках корпоративной социальной сети. В качестве средства решения этой проблемы предлагается модель развития компетенций сотрудников в результате их активности в корпоративной социальной сети, на базе которой создана методика оценки эффективности внутрифирменных коммуникаций в рамках корпоративной социальной сети и модель снижения затрат на обучение сотрудников.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем дано решение научной задачи: разработана модель развития компетенций сотрудников в результате их активности в корпоративной социальной сети, а также основанные на этой модели методика, позволяющая производить оценку эффективности внутрифирменных коммуникаций в рамках корпоративной социальной сети, и модель снижения затрат на обучение сотрудников. Цель исследования: повышение эффективности внутрифирменных коммуникаций в корпоративной социальной сети и обоснованности управленческих решений на основе разработки экономике-математической модели развития компетенций сотрудников в результате их активности в корпоративной социальной, сети. Для достижения цели исследования в работе поставлены и решены следующие задачи:
• Обосновать возможность построения системы управления знаниями.
СУЗ4) на базе корпоративной социальной сети и сформулировать.
4 СУЗ — совокупность набора управленческих процедур, множества информационных и коммуникационных технологий и множества взаимоотношений между сотрудниками, объединенных на базе комплекса методов УЗ, и призванных повысить эффективность выявления, хранения, передачи, структуризации, обработки, преобразования, распространения и проведения других операций со знаниями и информацией. требования к функциональным возможностям корпоративной социальной сети.
• Проанализировать применимость современных методов и инструментов моделирования социальных сетей для повышения эффективности использования корпоративной социальной сети в качестве базы системы управления знаниями компании.
• Разработать вероятностную модель развития компетенций сотрудников в результате их активности (деятельности) в корпоративной социальной сети, позволяющую оценивать вероятности приобретения сотрудниками компетенций на основе показателей активности сотрудников в социальной сети.
• Создать методику определения степени активности пользователя корпоративной социальной сети в роли коммуникатора.
• Разработать модель снижения затрат на обучение сотрудников на основе прогноза развития компетенций сотрудников компании.
• Создать методику оценки эффективности внутрифирменных коммуникаций в рамках корпоративной социальной сети и провести апробацию этой методики на примере ООО «Уилгрейд» (далее по тексту — компания \/1%гас1е).
При решении поставленных задач диссертационного исследования использовались следующие научные методы: системный подход, анализ, синтез, абстрагирование, систематизация, сравнение, классификация, дедукция, наблюдение, обобщение, моделирование. В ходе исследования использовались труды отечественных и зарубежных ученых в таких областях как: управление знаниями, управление человеческими ресурсами, экономическая социология, информационный менеджмент, методы экономико-математического моделирования, нелинейное программирование, анализ социальных сетей.
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. В первой главе исследуется корпоративная социальная сеть в разрезе управления знаниями (УЗ) и современные методы анализа и моделирования социальных сетей. В первом параграфе исследуются основные инструменты и технологии УЗ, применяемые на практике, их влияние на основные процессы трансформации знаний, место корпоративной социальной сети в системе управления знаниями компании. Во втором параграфе вводится набор необходимых функциональных возможностей корпоративной социальной сети как набор инструментов УЗ, область применимости которых покрывает все этапы трансформации знаний (на основе классификации, предложенной японскими учеными Нонака И. и Такеучи X.). В третьем параграфе исследуются современные методы моделирования и анализа корпоративной социальной сети.
Выводы по главе 3.
1. На основе указаний к необходимому функционалу корпоративной социальной сети (параграфы 1.2, 2.1, 2.2 и 2.3 данного диссертационного исследования) и требований руководства компании Willgrade разработана корпоративная социальная сеть на базе технологии SharePoint.
2. В рамках решения задачи апробации и анализа корректности методики оценки эффективности внутрифирменных коммуникаций в рамках корпоративной социальной сети, внутренняя корпоративная социальная сеть внедрена в компанию Willgrade в качестве инструмента УЗ с системой оценки эффективности внутрифирменных коммуникаций, в основу которой была положена эта методика.
3. На основе собранных системой оценки эффективности внутрифирменных коммуникаций в рамках корпоративной социальной сети за период с 01.03.2010 по 29.12.2010, проведен анализ корректности использования показателя эффективности внутрифирменных коммуникаций, в результате которого выявлена сильная статистическая зависимость показателя эффективности внутрифирменных коммуникаций и количества приобретенных сотрудниками компетенций в результате активности в социальной сети.
4. Определен экономический эффект внедрения корпоративной социальной сети в компанию Willgrade. Коэффициент окупаемости инвестиций (при расчете на три года, при ставке дисконтирования, равной 0,1) ROI ~ 121%. Дисконтированный период окупаемости инвестиций: 3 года.
5. Методика оценки эффективности внутрифирменных коммуникаций в рамках корпоративной социальной сети, базирующаяся на модели развития компетенций сотрудников в результате их активности в корпоративной социальной сети, позволяет определять эффективность в контексте УЗ использования корпоративной социальной сети, что повышает обоснованность управленческих решений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В данном диссертационном исследовании создана экономико-математическая модель развития компетенций сотрудников в результате их активности в корпоративной социальной сети, на базе которой разработаны методики, позволяющие оценивать эффективность внутрифирменных коммуникаций в рамках корпоративной социальной сети и определять степень активности пользователя корпоративной социальной сети в роли коммуникатора, а также модель снижения затрат на обучение. Таким образом, достигнута цель диссертационного исследования, состоящая в повышении эффективности внутрифирменных коммуникаций в корпоративной социальной сети и обоснованности управленческих решений на основе разработки экономико-математической модели развития компетенций сотрудников в результате их активности в корпоративной социальной сети. Помимо достижения цели исследования, были решены следующие задачи:
1. Проведен анализ современных технологий и инструментов управления знаниями с позиции их применения на этапах трансформации знаний. Определено место корпоративной социальной сети среди других инструментов УЗ: социальная сеть может являться агрегатором инструментов УЗ, область применимости которых покрывает все этапы трансформации знаний.
2. Сформулированы требования к функциональным возможностям корпоративной социальной сети, являющейся базой системы управления знаниями компании.
3. Проведен анализ применимости современных методов и инструментов моделирования и оценки социальных сетей для повышения эффективности использования корпоративной социальной сети в качестве базы системы УЗ компании.
4. Исходя из классификации активностей сотрудников в социальной сети по критерию возможности привязки результатов этих активностей к компетенциям, выявлены основные роли пользователей корпоративной социальной сети: получатель знаний, носитель знаний и коммуникатор. Степени активности сотрудника в каждой из этих ролей определяют знаниевый профиль пользователя.
5. Сформулированы правила, на основе которых должен производиться автоматический расчет показателей активности пользователей корпоративной социальной сети. Проведен анализ особенностей расчета этих показателей, изменение которых инициировано общением сотрудников в социальной сети с использованием различных инструментов сети.
6. Разработана методика определения степени активности пользователя корпоративной социальной сети в роли коммуникатора, в основу которой положен расчет рейтинга коммуникаторов.
7. Разработана экономико-математическая модель развития компетенций сотрудников в результате их активности в корпоративной социальной сети. Разработанная модель позволяет оценивать вероятности приобретения сотрудниками компетенций на основе показателей активности сотрудников в социальной сети.
8. Разработана модель «совершенного коллектива» и понятие «функции обучения». В рамках этой модели скорость изменения функции компетенции сотрудника, являющаяся функцией обучения, линейно зависит от текущего значения функции компетенции сотрудника.
9. Разработана методика оценки эффективности внутрифирменных коммуникаций в рамках корпоративной социальной сети, в основу которой положен расчет показателя эффективности внутрифирменных коммуникаций. Эта методика может быть также использована для сравнения эффективности использования социальной сети с точки зрения управления знаниями двумя разными коллективами, наборы компетенций которых «приводимы» к эквивалентному состоянию.
10. Разработана модель снижения затрат на обучение сотрудников на основе показателей активности сотрудников в социальной сети в соответствии с моделью развития компетенций сотрудников в результате их активности в корпоративной социальной сети.
11. Проведена частичная апробация разработанных моделей и методов в реальном проекте построения системы управления знаниями в российской компании.
Фундаментальную базу исследования составили основы теории управления знаниями, систематизированные в трудах российских и зарубежных ученых и специалистов. При создании модели развития компетенций сотрудников в результате их активности в корпоративной социальной сети и методик, базирующихся на этой модели, а также модели снижения затрат на обучение, использовались методы теории графов, теории вероятности и математического программирования.
Апробация результатов диссертационного исследования успешно проведена автором в компании Willgrade в рамках проекта построения системы управления знаниями на базе корпоративной социальной сети.
На основе результатов диссертационной работы (модель развития компетенций сотрудников в результате их активности в корпоративной социальной сети) существует перспектива дальнейших исследований по данной теме: разработка оптимальной системы мотивации сотрудников к обучению коллег в социальной сети путем создания методики расчета показателя активности пользователей в роли носителей знанийразработка модели адаптивной самообучающейся организации, затраты на плановое обучение сотрудников в которой (управление) определяются на основе данных системы оценки эффективности социальной сети (наблюдение) в режиме он-лайн, на основе методов теории оптимального управления.
Успешность внедрения разработанных моделей и методик позволяет рассчитывать на их востребованность и дальнейшее использование в проектах внедрения корпоративных социальных сетей в качестве инструмента управления знаниями.
Список литературы
- Cross R., A. Parker, L. Prusak, S.P. Borgatti, Knowing what we know: supporting knowledge creating and sharing in social networks / Organizational Dynamics, Vol. 30, No. 2, 2001. pp. 100 -120.
- Freeman L.C. A set of measures of centrality based on betweenness // Sociometry, 1977.-Vol. 40.-№ 1.-pp. 35−41.
- Freeman L.C. Visualizing Social Networks // Journal of Social Structure, 2000. Vol. 1(1)
- Hallinan M., Williams. R. The Stability of Students' Interracial Friendships // American Sociological Review. 1987. Vol. 52. P. 653−655.
- Lyle M. Spenser, Jr., PnD Signe M.Spenser. Competence at work. Models for Superior Performance. Jhon Wiley & Sons, Inc, 2005.
- Moreno J. L. Sociometry, experimental method and science of society. N.Y.: Beacon House, 1951.
- Nick van Dam. The e-Learning Fieldbook, McGraw-Hill. New York, 2004. -340.
- Polany M. The Tacit Dimension. London: Routledge&Kegan Paul, 1966.
- Wasserman S., Faust K. Social Network Analysis: Methods And Applications// NewYork: Cambridge University Press, 1994.
- Wellman B. Network analysis: some basic principles // Sociological Theory. N.Y., 1983.
- Wiig K. Knowledge Management Methods: Practical Approaches to Managing Knowledge. Schema Press: Arlington, TX, 1995.
- Wiig K. Knowledge Management: The Central Management Focus for Intelligent Acting Organizations. Schema Press: Arlington, TX, 1994.
- Wiig K. Knowledge Management Foundations: How People and Organizations Create, Represent and Use Knowledge. Schema Press: Arlington, TX, 1993.
- Айзерман M.А., Гусев Л. А., Петров C.B., Смирнова И. М. Динамический подход к анализу структур, описываемых графами (основы графодинамики) // Автоматика и Телемеханика. 1977. — I. № 7. с. 135 151. II. № 9. с. 123−136.
- Акимов С.О. Анализ влияния корпоративной социальной сети на процессы трансформации знаний. / С. О. Акимов // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2011. — № 3. — с. 174−178.
- Акимов С.О. Технологии и инструменты управления знаниями // e-Learning World. M., 2009. — № 25. — с. 44−53.
- Акимов С.О. Технологии оценки эффективности корпоративных систем электронного обучения // e-Learning World. M., 2008. — № 23. — с. 54−57.
- Акимов С.О. Управление знаниями в вузе // e-Learning World. M., 2009. -№ 25. — с. 54−59.
- Альперович M. Технологии хранения и обработки корпоративных данных (Data Warehousing, OLAP, Data Mining). Электронный ресурс. URL: http://www.sft.ru/reviews/DevCon97/DC2/DC2T12.htm. 2008 г. (дата обращения: 12.02.2009).
- Анфилатов В. С. Системный анализ в управлении / В. С. Анфилатов, А. А. Емельянов, А. А. Кукушкин- Под ред. А. А. Емельянова.: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2002. — 368 с.
- Арефьев А.О., Баженов А. Д. Управление компетенцией и ротация человеческих ресурсов проектно-ориентированного предприятия / «p.m. Office», 2005.
- Божко В.П., Власов Д. В., Гаспариан М. С. Информационные технологии в экономике и управлении: Учебно-методический комплекс. М.: Изд. центр ЕАОИ. 2008. — 120 с.
- Брукинг Э. Интеллектуальный капитал / Пер. с англ. под ред. Л. Н. Ковалик. СПб: Питер, 2001.
- Букович У., Уильяме Р. Управление знаниями: руководство к действию/ Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2002. — XVI, 504 с. — (Серия «Менеджмент для лидера»).
- Гаврилова Т. А., Хорошевский В. Ф. Базы знаний интеллектуальных систем. Учебник. СПб.: Питер, 2000.
- Гаврилова Т.А. Использование онтологий в системах управления знаниями. Электронный ресурс. URL: http://big.spb.ru/publications/bigspb/km/useontologyinsuz.shtml. 2008 г. (дата обращения: 16.02.2011).
- Глухов В. В., Коробко С. Б., Маринина Т. В. Экономика знаний / СПб.: Питер, 2003. — 528 е.: ил. — (Серия «Учебное пособие»).
- Градосельская Г. В. Анализ социальных сетей / Г. В. Градосельская // Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. М., 2001.
- Дубова Н. Инструмент создания корпоративной социальной сети // Открытые Системы. СУБД. М.: «Открытые системы», 2007. — № 1.
- Дубова Н. Социальная сеть знаний // Открытые Системы. СУБД. М.: «Открытые системы», 2005. — № 12.
- Дэниэл Е. О’Лири. Управление корпоративными знаниями // Открытые системы. СУБД. -М.: «Открытые системы», 1998. -№ 4.
- Затеса А. Роль Homo Cognintius в современной экономике // e-Learning World. М., 2008. — № 24. — С.20−23.
- Зудов Д.В. Интеллектуальные ресурсы в современном бизнесе// Менеджмент сегодня. 2006. — № 2. — 124−132 с.
- Клейнер Г. Б. Управление корпоративными предприятиями и экономика знаний // Мир России. М., 2005. — № 4. — с. 30−48.
- Лабоцкий В.В. Управление знаниями (технологии, методы и средства представления, извлечения и измерения знаний). Минск: Соврем. Шк., 2006. — 392 с.
- Луценко Е.В. Программная идея системного обобщения математики и ее применение для создания системной теории информации// Научный журнал КубГАУ / Е. В. Луценко. Краснодар: КубГАУ, 2008. — № 2(36).
- Макаров В.Л. Контуры экономики знаний // Экономист. 2003. — № 3. -с.3−15.
- Мариничева М. Управление знаниями: идеальная схема, эффективно работающая на практике // Менеджмент сегодня. 2002. — № 2. — с.76−81.
- Мариничева М.К. Управление знаниями на 100%: Путеводитель для практиков. М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. — 320 с.
- Мильнер Б.З. Концепция управления знаниями в современных организациях // Российский журнал менеджмента. 2003. — Т1. — № 1. -с.57−76.
- Мильнер Б.З. Теория организации. Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. -М.: ИНФРА-М, 2004. — 648 с.
- Мильнер Б.З. Управление знаниями. М.: ИНФРА-М, 2003. — XIV, 178 с.
- Мильнер Б.З., Румянцева З. П., Смирнова В. Г., Блинникова A.B. Управление знаниями в корпорациях: учебное пособие / под ред. доктора экон. наук, профессора Б. З. Мильнера. М.: Дело, 2006. — 304 с.
- Новиков Д. А. Сетевые структуры и организационные системы. М.: ИЛУ РАН, 2003.- 102 с.
- Новиков Д.А., Цветков A.B. Механизмы функционирования организационных систем с распределенным контролем. М.: ИЛУ РАН, 2001.- 118 с.
- Нонака И., Такеучи X. Компания создатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах / Пер. с англ. — М.: ЗАО «Олимп -Бизнес», 2003. — 384 е.: ил.
- Офицеров Д.В. Метод дискретного Ч'-преобразования для решения задач целочисленного программирования // Журнал вычислительной математики и математической физики, том 30. Минск: 1990. — 231−242 с.
- Патаракин Е.Д. Социальные взаимодействия и сетевое обучение 2.0. М.: «Современные технологии в образовании и культуре», 2009. — 176 с.
- Печенкин А.Е. Методологическое обеспечение оценки экономической эффективности корпоративного электронного обучения // Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. М., 2005. -161 с.
- Попов Э.В., Фоминых И. Б., Харин Н. П., Виньков М. М. Управление знаниями. Аналитический обзор // Вестник РФФИ, № 4, 2004.
- Румизен М. К. Управление знаниями: Пер. с англ. М.: ООО «Издательство ACT», 2004. -XVIII, 318 с.: ил.
- Селетков С.Н., Днепровская Н. В. Развитие теории управления информацией // Информационные ресурсы России. 2006. — № 6 (94). -с.12−14.
- Стрекаловский A.C. Задачи оптимизации с невыпуклым ограничением: учеб. пособие / A.C. Стрекаловский, Т. В. Груздева. Иркутск: Иркутск, гос. ун-т, 2008. — 88 с.
- Тельнов Ю.Ф. Интеллектуальные информационные системы / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. М., 2004. — 82 с.
- Тельнов Ю.Ф. Использование систем управления знаниями в виртуальном образовании // Искусственный интеллект в XXI веке- Труды Международного конгресса. М.: Физматлит, 2001. — с. 411−418.
- Тельнов Ю.Ф. Электронное обучение в открытой образовательной среде на основе создания интегрированного пространства знаний // Открытое образование. 2005. — № 3. — с. 22−30.
- Тихомирова Н.В., Печенкин А. Е., Павлековская И. В. Управление знаниями ключевой элемент знаниевой экономики // Вестник РУДН. -М., 2005.-№ 1(2).
- Трунович A.C. Учебно-методический комплекс «Технологии управления знаниями». М.: МЭСИ, 2009. — 108 с.
- Трунович A.C., Шлыгин A.C. Компетентностный подход в управлении человеческими ресурсами организации // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. М.: 2008. — № 2. — 80−84 с.
- Тузовский А.Ф., Чириков C.B., Ямпольский В. З. Системы управления знаниями (методы и технологии) / Под общ. ред. В. З. Ямпольского. -Томск: Изд-во HT Л, 2005. 260 с.
- Уиддет С., Холлифорд С. Руководство по компетенциям. Гиппо, 2003.
- Уринцов А.И., Павлековская И. В., Печенкин А. Е. Управление знаниями в экономических системах. / А. И. Уринцов. М.: Евразийский открытый институт, 2009. — 313 е.: ил.
- Уринцов А.И., Печенкин А. Е., Павлековская И. В. Управление знаниями в современных компаниях (учебное пособие). М.: МЭСИ, 2009. — 179 с.
- Хедли Дж. Нелинейное и динамическое программирование / Пер. с англ. Ю.И. Волкова- под ред. Т. П. Акелова. М.: Мир, 1967. — 507 с.
- Чипига А.Ф., Колков Д. А. Анализ методов случайного поиска глобальных экстремумов многомерных функций // Успехи современного естествознания. 2006. — № 2 — с. 24−26.
- Чугреев В. Л. Модель структурного представления текстовой информации и метод ее тематического анализа на основе частотно-контекстной классификации // Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук: 05.13.01. СПб., 2003. — 185 с.
- Чураков А.Н. Анализ социальных сетей // А. Н. Чураков. -Социологические исследования (Социс), 2001. № 1. — с. 109−121.
- Шатилов М. Инструменты для социальных сетей // Открытые Системы. СУБД. М.: «Открытые системы», 2008. — № 4. — с. 21−24.