Национальные инновационные системы крупных западноевропейских стран
Среди примеров концессий в Италии также можно выделить строительство госпиталя New Mestre в Венеции, проектирование и строительство Полицейской академии во Флоренции, а также строительство сети трамвайных путей во Флоренции. Основной институциональной формой частно-государственного партнерства является создание акционерных обществ под реализацию конкретного проекта, часто при участии иностранного… Читать ещё >
Национальные инновационные системы крупных западноевропейских стран (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Белорусский национальный технический университет Филиал БНТУ «Институт повышения квалификации и переподготовки кадров по новым направлениям развития техники, технологии и экономики БНТУ»
РЕФЕРАТ
Национальные инновационные системы крупных западноевропейских стран (Великобритания, Германия, Франция, Италия)
Учебный предмет: Экономика и управление инновациями Минск 2015
- Введение
- 1. Национальная инновационная система Великобритании
- 1.1 Роль правительства
- 1.2 Спрос на инновации
- 1.3 Поддержка инновационной деятельности в предпринимательском секторе
- 1.4 Инновации и научно-исследовательская база
- 1.5 Международная инновационная деятельность
- 1.6 Профессиональные навыки для инновационной деятельности
- 1.7 Инновации в секторах государственных услуг
- 1.8 Региональные инновации
- 2. Национальная инновационная система Германии
- 2.1 Академический сектор инновационной системы Германии
- 2.2 Международный аспект инновационной системы Германии
- 3. Национальная инновационная система Франции
- 3.1 Общая характеристика и место в международных рейтингах
- 3.2 Субъекты НИС
- 3.3 Образование в контексте НИС
- 3.4 Объемы финансирования и программы
- 3.5 Государственная политика по поддержке инновационной сферы
- 3.6 Полюса конкурентоспособности
- 4. Национальная инновационная система Италии
- 4.1 Налоговые привилегии при занятии инновационной деятельностью
- 4.2 Сферы и отрасли применения инноваций в Италии
- 4.3 Органы власти, ответственные за взаимодействие государства и бизнеса
- 4.4 Модели и механизмы частно-государственного партнерства в Италии
- Заключение
- Список использованной литературы
Формирование инновационной составляющей в настоящее время является обязательным атрибутом высококонкурентоспособной экономики.
В последние 3−5 лет тенденции развития инновационной политики и национальных инновационных систем стран Большой восьмерки (G-8) претерпевают значительные изменения. Это связано не только с глобальным финансово-экономическим кризисом, требующим экономических реформ, но и с тем, что наблюдаются первые признаки новой научно-технической и промышленной революции, связанной с появлением новейших технологий, таких как нано-, био-, информационно-коммуникационные и когнитивные технологии, которые получили название NBIC-технологии. В целом этот этап развития называют NBIC-революцией. Характерная ее черта — конвергенция и появление синергетических эффектов NBIC-технологий, оказывающих прямое или косвенное воздействие на развитие промышленного производства, образование, экономику, торговлю, социум, культуру, физиологический и когнитивный потенциал человека, а в конечном итоге — и на цивилизацию в целом. Если до недавнего времени инновационная политика стран G-8, таких как Великобритания, Германия, Италия, базировались исключительно на идее построения инновационной экономики, то в связи с результатами анализа современных тенденций развития высоких технологий и глобализации инновационного развития постепенно начал использоваться более комплексный, междисциплинарный, межведомственный подход. Всё это находит отражение в НИС этих стран. [7]
Под национальной инновационной системой понимается совокупность институтов, относящихся к частному и государственному секторам, которые индивидуально и во взаимодействии друг с другом обусловливают развитие и распространение новых технологий в пределах конкретного государства. Национальная инновационная система (НИС) — комплексная система институтов правового, финансового и социального характера, деятельность которых состоит в создании, распространении и внедрении разных инновационных продуктов, в т. ч. с целью коммерческой прибыли и повышения конкурентоспособности.
Явившись закономерным результатом предшествующего индустриального развития, НИС как действенная система институтов позволила высокоразвитым странам обеспечить блестящие технологические прорывы и поддерживать конкурентоспособность своих экономик на самом высоком уровне.
Быстрое развитие «новой экономики», растущая взаимосвязь между рынками капитала и новыми технологиями, усиление социальной ориентации новых технологий, масштабный характер создания и использования знаний, технологий, продуктов, услуг обусловили возникновение национальных инновационных систем как институциональной основы инновационного развития стран.
Общими методологическими принципами построения НИС является следование идеям Й. Шумпетера о конкуренции на основе инноваций в корпорациях как главном факторе экономической динамики, о роли институционального контекста инновационной деятельности как фактора, прямо влияющего на ее содержание и структуру. На рисунке представлена условная схема такой структуры как обобщение характерных черт моделей НИС различных стран. [1]
Общие черты, необходимые для нормального функционирования любой такой системы
1. Креативный блок, или блок порождения (генерации) знания
2. Блок трансфера технологий.
3. Финансирование производства.
4. Инновационное производство.
5. Воспроизводство кадров.
Высокоразвитые страны активизируют обучение инновационному менеджменту. Это выражается в увеличении количества кафедр по предпринимательству в университетах (Германия), организации учебных курсов по проблемам наукоемких предприятий для выпускников вузов, инженеров и ученых (Великобритания), специальных курсов по инновационной политике и инновационному менеджменту для руководящих работников (Португалия), тренингов по предпринимательству для студентов, менеджеров и собственников малых предприятий (Бельгия).
Принципы организации и функционирования инновационных систем могут в значительной мере различаться как в зависимости от национальных ресурсов, задач, которые ставит перед собой руководство страны, социокультурных параметров общества, стиля национального менеджмента, так и в зависимости от модели инновационного развития, выбранной руководством того или иного государства. В каждом конкретном случае стратегия развития НИС определяется проводимой государственной макроэкономической политикой, нормативным правовым обеспечением, формами прямого и косвенного государственного регулирования, состоянием научно-технологического и промышленного потенциалов, внутренних товарных рынков, рынков труда, и также историческими и культурными традициями и особенностями. Так, например, во Франции цель НИС видят в создании дополнительных рабочих мест, а в Германии — в развитии прогрессивных технологий.
В большинстве случаев, преимущественно государство, независимо от модели инновационного развития, выступает главным инициатором, координатором и катализатором движения страны по инновационному пути. Государственную поддержку инновационной деятельности можно обозначить как совокупность инструментов и механизмов государственной политики, направленной на усиление инновационной активности. Инструменты государственной поддержки ориентированы на формирование законодательно-правовой базы, содействующей инновационному развитию, стимулирование спроса на инновации, усиление взаимодействия между всеми игроками и элементами НИС.
Выбор форм и методов стимулирования инновационной деятельности зависит от модели НИС, приоритетов и целей государственной инновационной политики. Исходя из национальных особенностей и экономического потенциала, в настоящее время можно выделить четыре модели НИС:
1. «евроатлантическая» (страны Зап. Европы: Великобритания, Германия, Франция др.)
2. «восточноазиатская» (Япония, Южная Корея, Гонконг, Тайвань).
3. «альтернативная» (Таиланд, Чили, Турция, Иордания, Португалия и др.)
4. модель «тройной спирали» (США, ряд европейских стран).
Таблица — Сравнительная характеристика моделей национальных инновационных систем
Критерии | Евроатлантическая | Восточноазиатская | Альтернативная | Модель «тройной спирали» | |
1. Ядро модели | Университеты и исследовательские центры | Исследовательские лаборатории при корпорациях | Университеты и технопарки | Наука-государство-бизнес и их взаимодействие | |
2.Этапы инновационного цикла | Полный инновационный цикл | Отсутствует элемент фундаментальной науки | Практически отсутствуют фундаментальная и прикладная наука | Полный инновационный цикл | |
3.Роль государства | Помощь в коммерциализации, финансирование инновационных проектов; поощрение государственно-частного партнерства в инновационной сфере | Ориентация на заимствование технологий и экспорт высокотехнологичной продукции | Заимствование новых технологий, подготовка кадров и выделение приоритетных сфер | Стимулирование технологического развития и коммерциализации результатов НИОКР | |
4.Особенности финансирования НИОКР | Активно используются государственные гранты | Расходы частного сектора преобладают | Расходы государства на создание инновационной инфраструктуры, подготовку кадров | Частный сектор плюс государственные расходы. Активно используется венчурный капитал (США) | |
5.Методы стимулирования инновационной активности | Законодательные (в том числе по охране интеллектуальной собственности), финансовые, налоговые | Создание организационных условий для инновационной активности | Создание организационных условий | Законодательные (в том числе по охране интеллектуальной собственности), финансовые | |
Примеры стран | Страны Западной Европы (Великобритания, Германия, Франция, Италия) | Япония, Южная Корея, Гонконг, Тайвань | Таиланд, Чили, Турция, Иордания, Португалия | США, отдельные элементы включаются в НИС европейских стран | |
Составлено Давыденко Е. В. (доцент кафедры экономики и международного бизнеса Международного банковского института (г. Санкт-Петербург), кандидат экономических наук) [3]
В рассматриваемых в данной работе странах (Великобритания, Германия, Франция, Италия) преобладает Евроатлантическая модель. Она представляет собой модель полного инновационного цикла — от появления инновационной идеи до внедрения готового товара в массовое производство. В странах Западной Европы, использующих данную модель, как правило, емко представлены все элементы НИС: фундаментальная и прикладная наука, НИОКР, разработка опытных образцов и запуск их в массовое производство. Соответственно в этих странах государство большое внимание уделяет коммерциализации, финансированию инновационных проектов, в частности посредством предоставления грантов, стимулирования создания компаний научно-исследовательского профиля при университетах и академических учреждениях.
Фактически ядром НИС западноевропейских стран выступают университеты и научно-исследовательские центры. Так, в Великобритании сосредоточием инновационной системы является узкий круг университетов мирового уровня (Оксфорд, Лондонский университет, Кембридж). Помимо этого, в стране создаются инновационные центры двух категорий. Первые разрабатывают и продвигают уникальную технологию с учетом потребностей бизнеса; вторые — фокусируются на определенном рынке или секторе экономики для объединения взаимодополняющих направлений науки и технологии (с целью извлечения синергетического эффекта). Идея концентрации НИС вокруг крупнейших университетов реализована также в Италии, Франции и Германии. В целом, в вышеупомянутых странах преимущественно используются законодательные (в том числе по охране интеллектуальной собственности), финансовые, налоговые методы стимулирования инновационной активности. Особой популярностью пользуются различные инновационные структуры (технопарки, технополисы и др.).
Основные методы стимулирования инноваций (на примере Франции):
1. Создание бизнес-инкубаторов;
2. Получение статуса молодой инновационной компании. Этот статус присваивается малым и средним компаниям, работающим в отрасли менее 8 лет, расходы на НИОКР которых составляют не менее 15% от общего объема затрат. Подобный статус обеспечивает компании целый спектр льгот, связанных с осуществлением НИОКР.
3. Государственные и частные фонды венчурного капитала.
4. Взаимные фонды в поддержку инноваций;
5. Налоговый кредит на исследования, представляющий собой скидку с налога в зависимости от величины расходов компании на НИОКР. На долю кредита выделяется более 80% всей налоговой помощи, направляемой на развитие в стране НИОКР.
6. Интеграция молодых специалистов. Подобная практика предполагает активное привлечение инновационными компаниями в свои ряды молодых талантливых ученых.
Аналогичные инструменты используются и в других странах, строящих свою НИС на базе евроатлантической модели. В настоящее время в странах Западной Европы идут процессы объединения НИС в единое инновационное пространство, создание единой инновационной системы в рамках ЕС. С этой целью разработаны специальные механизмы активизации инновационной деятельности в масштабах всего региона (различные программы, инновационные сети, технологические платформы, совместные технологические инициативы, дорожная карта ESFRI и др.). Кроме того, следует упомянуть о наметившейся тенденции встраивания в НИС данных стран элементов «тройной спирали» .
Рассматриваемые в данной работе страны (Великобритания, Германия, Франция и Италия) в разное время претендовали на роль великих европейских держав, а две из них являются таковыми и по сей день. Размер международных претензий, безусловно, сказывался на характере научно-технической деятельности, которая в условиях постоянных военных конфликтов на континенте была в очень значительной степени ориентирована на прикладные и военные инновации. После второй мировой войны эти страны значительно изменили направление научено-технической деятельности, пытаясь сконцентрироваться на относительно дешевых способах получения высокоценной научно-технической информации, особенно в этом преуспела Великобритания, отказавшаяся от дорогостоящих вложений в исследования по ядерной физике, за исключением непосредственной связанных с производством ядерного оружия. Основными направлениями были выбраны радиоастрономия и биологические свойства высокомолекулярных веществ, что и в том и в другом случае привело к научным открытиям исключительной важности, созданию двух фундаментальных научных дисциплин, астрофизики и молекулярной биологии, и получению значительного числа Нобелевских премий. Во всём остальном британская инновационная система, сконцентрированная вокруг небольшого числа университетов экстра-класса (Оксфорд, Кембридж, Лондонский университет) копировала инновационную систему США. [4]
Примерно по той же схеме после войны были преобразованы инновационные системы Германии и Италии, не добившиеся успехов, сколько-нибудь сравнимых с довоенными. Франция пошла своим путём, сконцентрировав в основном фундаментальные исследования (за исключением математики) во французском эквиваленте Академии наук под названием CNRS (Национальный центр научных исследований). Математические исследования были в основном сосредоточены в Эколь Нормаль, и в нескольких крупных университетах, прежде всего в Нанси и Сорбонне. капитал инновационный конкурентоспособный
В странах Западной Европы преобладает модель инновационного процесса под названием «Международная межфирменная кооперация — метод повышения эффективности НИОКР», которая отличается от моделей «Рисковое венчурное предпринимательство» США и «Новые формы взаимодействия людей в инновационном процессе» Японии. В каком-то смысле формы взаимодействия научно-технических идей в Европе занимают промежуточное между американской и японской практикой положение. Такая кооперация нацелена на решение долгосрочных коммерческих задач; она связана с глобальным распространением новых технологий и находится в русле объективного процесса интернационализации хозяйственной жизни.
На специфику организации инновационного процесса в Западной Европе оказал влияние ряд обстоятельств. Прежде всего, раньше крупные европейские фирмы имели сравнительно узкий национальный рынок, в то время как вложения в НИОКР требуют крупных масштабов производства для рентабельной реализации их результатов, а также широких рынков сбыта. По этой причине инновационные процессы в Европе в начале 80-х годов стали наталкиваться на ограничительные рамки национальных рынков: при небольших объемах реализации стоимость национальной продукции неизменно росла, а конкурентоспособность падала. В этих условиях естественным путем повышения эффективности производства и конкурентоспособности продукта стала международная кооперация европейских фирм, позволившая расширить масштабы рынка за счет интеграции. Затем появились совместные международные проекты фирм на ключевых направлениях НТП. Еще одним фактором стало сильное конкурентное давление американских и японских фирм. Поскольку сохранение конкурентоспособности обеспечивалось только переходом к новым типам технологий, возникли технические и финансовые трудности, которые привели к объединению капиталов и стимулировали интеграцию фирм.
Одной из разновидностей межфирменной кооперации в сфере международных отношений в последние годы является стремление к совместному решению важнейших финансовых, технических, производственных и других вопросов. Тенденция к расширению коллективной практики в политике крупных фирм стала характерной для пионерных отраслей НТП. Участники соглашений выполняют взаимодополняющие функции в процессе проведения научных исследований и коммерциализации результатов. Такие соглашения получили название стратегических или научно-технических альянсов (НТА). Научно-техническим альянсом принято называть устойчивое объединение фирм различных размеров между собой или с университетами, государственными лабораториями на основе соглашения о совместном финансировании НИОКР, разработке или усовершенствовании продукции. Если партнеры по альянсу — из разных стран, то он становится международным. Существует несколько видов НТА: совместная научно-техническая и производственная деятельность, организация консорциумов и совместных предприятий и др. Создавая новую технологию вне жестких национальных границ, международные HTA снижают влияние чисто страновых факторов, например ограниченности ресурсов или жесткости государственного регулирования. Каждый из участников альянса вносит свой вклад в виде имеющихся у него интеллектуальных или материальных ресурсов, а после получения результатов согласно определенной договоренности получает свою долю в интеллектуальной собственности. Стремление к образованию HTA особенно отчетливо выражено у мелких и средних компаний, которые, не располагая большими финансовыми и техническими возможностями, квалифицированными кадрами, не имея доступа к сложному дорогостоящему оборудованию, заключают технологические соглашения между собой или с более крупными фирмами.
1. Национальная инновационная система Великобритании
В Великобритании до начала 2000;х годов не проводилось целенаправленной централизованной политики по стимулированию и развитию инноваций. В 2003 году Министерство торговли и промышленности Великобритании опубликовало стратегию правительства в сфере технологического развития, в 2004 году был создан Совет по технологическим стратегиям, который осуществляет инвестиции в создание новых технологий, поддерживает их развитие и коммерциализацию. Относительно целостная инновационная стратегия долгосрочного развития Великобритании была сформулирована лишь в 2008 году. Разработанная недавно в Великобритании стратегия «инновационная нация» особенно актуальна в условиях нынешнего финансовоэкономического кризиса. В ней изложены особенности национальной инновационной политики и разъясняется ее роль в формировании спроса на инновации. В стратегии заявлена амбициозная цель — создать в соединенном Королевстве самые привлекательные условия для инновационного бизнеса и государственных услуг. Появление Белой книги «Инновационная нация» в марте 2008 г. [Innovation Nation White Paper, 2008] ознаменовало собой создание долгосрочной инновационной стратегии Великобритании. В этом программном документе провозглашается основная задача правительства — создать в стране наиболее привлекательные в мире условия для инновационного бизнеса и государственных услуг, описывается широкий контекст британской инновационной политики, подробно анализируются инновационная деятельность в государственном секторе и роль государственной политики в формировании спроса на инновации. Доклад опубликован Департаментом инноваций, университетов и компетенций (Department for Innovation, Universities and Skills — DIUS), который отвечает за разработку и реализацию инновационной политики в Великобритании. DIUS образован летом 2007 г. путем слияния ряда подразделений бывших Департамента торговли и промышленности и Департамента образования и компетенций, названия которых после этой реформы были изменены. В сферу ответственности ведомства вошли вопросы, связанные одновременно с наукой, инновациями, высшим образованием, профессиональным обучением (внеуниверситетским, в том числе для взрослого населения) и повышением квалификации. В число заявленных целей DIUS входят «развитие профессиональных навыков населения, организация научных исследований и образовательной деятельности мирового уровня, использование знаний и навыков для создания инновационной конкурентоспособной экономики». [9]
В Великобритании практика государственного финансирования исследований реализуется как система «двойной поддержки». Стратегическое финансирование производится через единовременные субсидии. Параллельно Департамент инноваций, университетов и компетенций финансирует Исследовательские советы, которые, в свою очередь, финансируют исследования в стране на проектной основе. Таким образом, единовременные субсидии обеспечивают стабильность и стратегические ресурсы, которые университеты могут потратить в соответствии со своими приоритетами и программами развития, в то время как проектное финансирование со стороны Исследовательских советов обеспечивает энергичную конкуренцию между разными проектами.
В Великобритании создаются многочисленные инновационные центры 2х типов: ориентированные на разработку специфической технологии и продвижение ее использования (создаются в ответ на нужды или возможности бизнеса, например, Printable Electronics Technology Centre, PETEC); и сфокусированные на определенном секторе экономики или рынке (создаются для того, чтобы собрать вместе взаимодополняющие дисциплины науки, части технологической цепочки и т. п.). Подобные центры рассматриваются в качестве стратегических драйверов экономического развития на региональном уровне. Недостатком деятельности большинства таких центров инноваций и технологий является то, что они не интегрированы в национальную инновационную систему и часто не связаны с более широкими программами развития, например, с программами которые реализуются Советом по технологической стратегии.
Региональный подход к инвестициям в центры привел к высокой дисперсии инновационной деятельности и дублированию: например, на территории Великобритании на данный момент действует 8 центров инноваций и технологий, занимающихся композитными материалами.
Одним из основных факторов успеха британской инновационной политики стала ориентация на частную инициативу. В отличие от многих других стран, ведущая роль в инновационном развитии Великобритании принадлежит не государству: инновационная стратегия страны нацелена, прежде всего, на развитие спроса на инновации, практикуется региональный подход к инвестициям. (8)
Правительством уже используются две налоговые программы, направленные на стимулирование акционерного финансирования в малых коммерческих компаниях, не допущенных к котировкам на бирже: «Схема инвестиций в предприятия» и «Фонд венчурного капитала» .
Учреждение DIUS позволило сблизить некоторые направления политики. Так, при определении перспектив развития высшего образования теперь в большей степени учитываются потребности работодателей, в том числе частного бизнеса. Что касается инновационной деятельности, то департамент получил возможность более тщательно и углубленно анализировать потенциал фирм по освоению и практическому использованию новых знаний. В число основных обязательств, заявленных в инновационной стратегии, входят:
*учреждение нового фонда, призванного способствовать развитию профессиональной подготовки кадров во взаимодействии с бизнесом;
* разработка ведомствами планов государственных закупок, ориентированных на инновации;
* развитие региональных инициатив инновационных ваучеров для налаживания контактов между бизнесом и исследовательскими организациями;
* создание новых сетей и лабораторий для инноваций в государственном секторе;
* организация на базе университетского сектора Центра исследования инноваций для измерения и анализа инновационных процессов.
В прошлом главным фактором инновационной деятельности в основном считались инвестиции в фундаментальные исследования, результаты которых впоследствии коммерциализовались в промышленности. Сейчас отмечается значимость открытой модели инноваций, когда организации сотрудничают с университетами, другими компаниями и поставщиками либо пользуются накопленным ими опытом. Потребители также становятся агентами инноваций — как самостоятельно, так и совместно с бизнесом или в качестве сопроизводителей государственных услуг.
1.1 Роль правительства
" Инновационная нация" содержит новые рекомендации по использованию инструментов закупок и регулирования для стимулирования инноваций в предпринимательском секторе, а также повышения инновационной активности в государственном секторе, в частности в сфере государственных услуг. Рассматриваемая стратегия нацелена на создание условий для инновационной деятельности путем обеспечения макроэкономической стабильности, открытости и конкурентоспособности рынков. Во многих отраслях экономики достаточно добиться таких условий и инвестировать в развитие новых знаний и навыков для расцвета инновационной активности. Однако в некоторых секторах правительство может играть более заметную роль посредством оказания адресной поддержки с применением методов государственного регулирования, осуществления закупок и оказания услуг для формирования рынка инновационных решений различных проблем. Среди источников инноваций отмечаются творческое применение уже апробированных технологий и нестандартный подход к созданию новых продуктов и услуг.
1.2 Спрос на инновации
Спрос может способствовать активизации инновационной деятельности, поскольку, стараясь удовлетворить быстро меняющиеся потребности рынка, компании получают и новые возможности. Первые потребители — население, предприятия и государственные органы — включаются в инновационный процесс уже на этапе создания новых продуктов и обеспечивают получение критически важного первичного дохода на ранней стадии. Государственное регулирование может как стимулировать, так и затруднять этот процесс (например, введением завышенных стандартов для новых технологий или ограничением свободы инновационного творчества). В докладе «Инновационная нация» показано, что мероприятия по поддержанию предложения инноваций должны дополняться политическими мерами, стимулирующими спрос. Некоторые правительственные органы разработали собственные стратегии инновационных закупок. Так, бизнес-модель Министерства обороны базируется на системном подходе к заказам инновационных исследований и закупкам готовой продукции.
1.3 Поддержка инновационной деятельности в предпринимательском секторе
Компании выступают ключевым детерминантом результативности инновационной деятельности в стране, и Великобритания обладает в этом отношении довольно сильными позициями во всех секторах экономики. Правительство играет критическую роль в создании адекватных условий для инноваций и предоставляет компаниям прямую поддержку в ситуациях, когда рыночные механизмы не срабатывают. За реализацию и координацию государственных мер отвечают такие организации, как, например, Совет по технологической стратегии (Technology Strategy Board — TSB). TSB является вневедомственной государственной организацией, финансируемой DIUS. В его компетенцию входит продвижение технологических инноваций в областях, обладающих наибольшим потенциалом для ускорения роста и наращивания производительности британской экономики. TSB также оказывает поддержку и осуществляет инвестиции в технологические исследования, разработки и процесс коммерциализации.
Перечислим некоторые мероприятия, предусмотренные инновационной стратегией в целях стимулирования инноваций в предпринимательском секторе Великобритании:
* TSB будет участвовать в подготовке и запуске «показательных производств» для демонстрации инновационных технологических решений в действии;
* не менее 500 предприятий в различных регионах страны получат инновационные ваучеры для работы с любой исследовательской организацией.
* DIUS призван обеспечить доступность адекватного финансирования для всех инновационных компаний на любой стадии их развития и предоставлять им необходимую методологическую поддержку;
* DIUS и TSB должны выполнить рекомендации по удвоению числа партнерств по передаче знаний (Knowledge Transfer Partnerships — финансируемых государством схем, деятельность которых направлена на предоставление британским компаниям возможности воспользоваться знаниями и опытом, накопленными университетами, а также государственными и частными научно-исследовательскими институтами)…
1.4 Инновации и научно-исследовательская база
Научно-исследовательская база является важной составляющей инновационного процесса. На долю Великобритании приходилось 9% всех публикаций в ведущих научных журналах мира и 12% цитирований. Наряду с другими источниками знаний, предлагаемыми крупными компаниями, малыми и средними предприятиями, а также потребителями, эта научно-исследовательская база способствует генерации новых идей, часть из которых обладает значительным экономическим и социальным потенциалом. В соответствии с докладом «Инновационная нация» в задачи DIUS входит наращивание объемов инвестирования в научные исследования и расширение масштабов обмена знаниями между исследовательскими центрами и предпринимательским сектором, включая сферу искусств, гуманитарные науки, государственные услуги и сектора креативных услуг.
1.5 Международная инновационная деятельность
Инновационный процесс все в большей мере приобретает международный характер. В предпринимательском секторе усиливается тенденция к интернационализации исследований и разработок, цепочек поставок, потребительской базы и адаптации модели открытых инноваций. Подобно тому, как более мобильными становятся физические лица, участвующие в инновационной деятельности, это происходит и с теми средствами, которые идут на финансирование инноваций. Научно-исследовательская база страны способствует кооперации в целях достижения лидерских позиций вне зависимости от национальных границ высокотехнологичного бизнеса. При этом международная конкуренция в сфере инноваций обостряется, подстегиваемая, в частности, растущими инвестициями ведущих развивающихся стран.
1.6 Профессиональные навыки для инновационной деятельности
Люди, обладающие способностями к инновационной деятельности, оказывают «самовоспроизводящийся» позитивный эффект на экономику: инновационные компании предпочитают иметь высококвалифицированных, креативных работников, а последние, в свою очередь, ориентированы на карьерные перспективы именно в таких организациях. Более того, в ходе инновационной деятельности генерируются новые идеи, для внедрения и использования которых требуются квалифицированные специалисты. Общая структура системы повышения профессиональной квалификации для активизации инновационной деятельности в предпринимательском секторе описана в «Стратегии повышения квалификации» .
1.7 Инновации в секторах государственных услуг
Инновации в сфере государственных услуг необходимы прежде всего для того, чтобы удовлетворить перспективный спрос на них в условиях постоянных бюджетных ограничений. В первую очередь инновационная деятельность стимулируется растущими потребностями в области образования, права, здравоохранения и транспорта. Необходим творческий подход к предоставлению услуг в этих областях, т. к. он позволяет удовлетворить комплексные запросы потребителей.
Правительство обладает всеми необходимыми механизмами для внедрения инноваций в сфере государственных услуг при помощи распределения ресурсов и структурирования льгот. Готовность идти на риск, практика бюджетирования, аудит, оценка результатов, подбор кадров — все это способно поддержать инновационную деятельность. Кроме того, все, кто вовлечен в процесс оказания государственных услуг, должны придерживаться модели открытых инноваций и внедрять новые решения, разработанные в частном и некоммерческом секторах. Одной из мер в этом направлении станет организация Национальным аудиторским ведомством специального исследования, направленного на оценку фактора риска в стимулировании инноваций в секторе государственных услуг. Это исследование позволит оценить приемлемые уровни риска при реализации инновационной политики. Различные ведомства и другие заинтересованные организации будут работать над сбором и распространением примеров передового опыта в области инноваций в государственном секторе.
1.8 Региональные инновации
Несмотря на широкое распространение глобальных коммуникаций, инновационная деятельность зачастую локализуется в определенных кластерах, таких как города, сельские поселения, регионы или государства. Очевидно, что не все знания могут быть кодифицированы, поэтому субъектам инновационной деятельности полезно прямое взаимодействие друг с другом. Помимо пополнения базы знаний кластеры позволяют инновационным организациям быть ближе к своим рынкам и лучше прогнозировать спрос. В Великобритании показатели инновационной активности существенно различаются по регионам, что объясняется отраслевой специализацией и историческими предпосылками. Соответственно, пространственные инновационные стратегии должны строиться с учетом специфики каждого региона. Благодаря интернационализации производства знаний для многих регионов страны все более важную роль будет играть не столько генерирование знаний, сколько их импорт извне. Необходимо учитывать пространственные аспекты инновационной деятельности для максимального проникновения ее результатов во все регионы страны. Для выполнения этой задачи DIUS будет способствовать партнерству между венчурными фирмами, университетами, предприятиями и региональными органами власти для разработки инновационных решений местных и региональных проблем. [9]
2. Национальная инновационная система Германии
Одним из государств Европы, обладающим значительным потенциалом в области научных исследований и высокотехнологичного бизнеса является Германия. В целом, стратегию инновационного развития Германии можно выразить словами президента Фраунхоферовского общества (FG) профессора Ханс-ДжергБаллинджера: «Немецкие производственные компании смогут противостоять конкуренции иностранных фирм, проводящих „политику низких цен“, только в том случае, если предложат потребителю действительно инновационные товары и услуги, уникальные изделия высочайшего качества, за которые потребители захотят заплатить более высокую цену» .
Значительную роль в инновационной системе Германии играют высшие учебные заведения (в том числе классические и технические университеты, а также профессиональные высшие школы — университеты прикладных наук) и научные сообщества. Сильной стороной вузов Германии заключается в том, что обучение в них, как правило, совмещается с научно-исследовательской деятельностью. Две трети всех научных результатов в ФРГ получают в университетах.
Начало целенаправленного инновационного развития Германии относится к периоду после Второй мировой войны, когда основную роль в формировании национальной инновационной системы играли государственные органы, определявшие направления ведения научно-исследовательской деятельности. В инновационном развитии Германии важную роль сыграло сотрудничество с США (послевоенное восстановление экономики), а также развитие механизма государственно-частного партнерства, ставшего в определенной степени заменой венчурному финансированию, не получившему в Германии широкого распространения. [8]
В Германии к настоящему времени сформирована законодательная база инновационной системы, правовые акты которой можно условно разделить на три группы — относящиеся к учебным заведениям, к исследовательским организациям и к сектору предпринимательства. Особенно удачным признается действующая система патентных законов, предусматривающую, в числе прочего, упрощенную регистрацию изобретений. В то же время в сфере нанотехнологий отсутствует полноценная законодательная база, из-за чего она регулируется правовыми актами из смежных отраслей (например, фармацевтики).
Всего же в настоящее время выделяют три основных направления поддержки национальной инновационной системы — улучшение условий ведения инновационного предпринимательства, развитие образования и науки для подготовки квалифицированных специалистов и повышения качества проводимых исследований и финансирование инновационного предпринимательства. Выполнение этих задач немецкими государственными органами признается достаточно успешным, однако при этом отмечаются некоторые недостатки. В частности, в Германии неразвиты стимулы для ведения исследовательской деятельности и внедрению инноваций в налоговой системе. Недостаточно развито взаимодействие науки и бизнеса; одной из мер по решению этой проблемы стало создание в вузах кафедр предпринимательства, призванных содействовать более широкой коммерциализации разработок.
Доля Германии на мировом рынке высокотехнологичных товаров в 1997 г. составляла 14,4%, она занимала по этому показателю 3-е место, уступая лишь США (18,8%) и Японии (15,8%). По объему продаж товаров, являющихся техникой «высокого качества», Германия лидирует на мировом рынке (ее доля составляет 16,8%), прежде всего за счет таких отраслей как машиностроение, электротехника, автомобильная и химическая промышленность. В области «технологии высшего качества» Германия занимает 3-е место после Японии и США. Также Германия играет значительную роль во внутренней торговле между странами ЕС. Основными торговыми партнерами в области высоких технологий являются США, Япония, Южная Корея.
Германия занимает выгодное положение в мировой гонке технологий по многим показателям. Она обладает мощным научным потенциалом, а ее затраты на НИОКР — одни из самых высоких в мире. Германия также является одним из мировых лидеров в получении патентов на душу населения. Однако вопреки всем этим достижениям, экономическое развитие страны на протяжении 90-х годов XX столетия было по сравнению с другими индустриальными державами относительно медленным.
Традиционно сила германской экономики основывалась на быстром распространении новых технологий. Однако по мере того, как инновационные циклы становятся все короче, это преимущество Германии ставится под вопрос. Кроме того, многочисленные конкуренты из развивающихся стран, главным образом Юго-восточной Азии, представляют угрозу позициям немецких предприятий. Их технологический уровень уже позволяет успешно вести борьбу за германские рынки сбыта.
Средства, выделяемые на НИОКР, составляют примерно 2,4% от ВВП. Тем не менее, разрыв между ФРГ и другими развитыми странами увеличивается и по этому показателю. По доле расходов на НИОКР она занимает седьмое место после Швеции, Финляндии, Кореи, США, Японии и Швейцарии. Специалистами прогнозируется дальнейшее увеличение финансовых вливаний в НИОКР в сфере автомобилестроения и сопутствующих ему отраслях, однако, например, в фармацевтической промышленности будет проходить обратный процесс.
В ФРГ организация НИОКР имеет свою особенность: в ней нет центрального механизма, координирующего проведение научных исследований и определяющего приоритетные направления. Университеты и научно-исследовательские учреждения финансируются как за счет государственного бюджета, так и за счет регионального. Законы ФРГ ограничивают влияние федерального правительства на выбор приоритетов и целей в научных исследованиях, что дает возможность для развития различных подходов по решению тех или иных вопросов. При этом усиливается ответственность и заинтересованность регионов, расширяются возможности и стимулы для сотрудничества высших учебных заведений с экономикой, в особенности со средними по размеру предприятиями. Большое участие в организации обмена технологий принимают местные органы власти, в первую очередь, правительства земель. Они вносят большой вклад в создание научных парков и инновационных центров, рассматривая эту деятельность как одно из важнейших направлений в решении проблем регионального развития.
Привлекательность Германии как центра НИОКР демонстрирует тот факт, что зарубежные филиалы американских фирм именно здесь реализуют большую часть своих НИОКР. А в рейтинге предпочтений японских дочерних предприятий она стоит на втором месте после Великобритании. Не стоит забывать и тот факт, что около 70% всех НИОКР в Германии финансируется частными компаниями и только 30% - государством и местными властями. [7]
В Германии инновационные меры государства ориентированы преимущественно на малые и средние предприятия. Наряду с организационной и технологической подвижностью этих предприятий, позволяющей более оперативно реагировать на изменения рыночной обстановки, повышенное внимание к ним со стороны правительства объясняется соображениями социальной политики. Дело в том, что в сфере малых и средних предприятий занято 24 млн. человек, что составляет почти 60% всех работающих, причем большинство их непосредственно связано с высокими технологиями. В малых и средних предприятиях сосредоточена значительная часть инновационного потенциала экономики Германии. Причем, если крупные фирмы концентрируют свои усилия в традиционных отраслях — машиностроении, автомобилестроении, химической промышленности, то малый и средний бизнес склонны концентрировать свои усилия на «технологиях будущего». В землях бывшей ГДР малый и средний бизнес играет ведущую роль в инновационном процессе.
Вместе с США и Японией Германия входит в тройку лидеров по получению патентов на душу населения. Патентная специализация Германии проявляется, главным образом, в большой пропорции патентов по защите окружающей среды (утилизация полимеров, биологическая очистка воды и т. д.) и относительно малой — в информационных и телекоммуникационных технологиях, что отличает ее от США и Японии. Инновационная политика на федеральном уровне основывается на:
· Содействие инновационной активности фирм путем создания благоприятных условий для этого (налоговые льготы, обязательные для исполнения инструкции и т. д.) и прямой поддержки (финансирование исследований и инноваций).
· Усиление позиций Германии в области новых информационных и коммуникационных технологий, включая инициативы по реформированию профессионального образования и приглашению высококвалифицированных иностранных специалистов.
· Увеличение сотрудничества и технологического обмена между исследовательскими центрами и промышленностью.
· Оптимизация средне-специального и высшего образования в направлении большей осведомленности о новых технологиях, модернизация университетской системы обучения и профессионального образования.
· Стимулирование развития «технологий будущего», таких как биотехнология и мультимедиа.
· Развитие рынка венчурных капиталов.
Есть несколько особенностей инновационной системы ФРГ, которые необходимо учитывать. В Германии существует четкое разделение полномочий между федеральным правительством и 16 землями в финансировании НИОКР, профессионального образования и инновационных проектов. В компетенцию земель входит финансирование профессионального образования и фундаментальных исследований в ВУЗах, а также региональных инновационных программ. Федеральное правительство отвечает за стратегический курс в развитии НИОКР, систему мер по поддержке на необходимом уровне инновационной активности предприятий, проводимой посредством государственных банков (KfW и DtA), особо важные направления технологической политики (энергетика, транспорт, защита окружающей среды и здравоохранение), создание общенациональной законодательной базы по внедрению инноваций.
Внутри федерального правительства полномочия по проведению инновационной политики распределены главным образом между федеральным Министерством образования, науки, исследований и технологии (BMBF) и федеральным Министерством экономики и технологии (BMWi). BMBF, в основном, финансирует НИОКР по различным тематическим программам, а также инновационные проекты в ВУЗах, обмен технологий. Инновационная политика BMWi сосредоточена на поддержке малого и среднего бизнеса, помощи при образовании новых фирм (через ссуды и венчурный капитал).
2.1 Академический сектор инновационной системы Германии
Исходя из тезиса, что наука является неотъемлемой и важнейшей составляющей немецкой культуры, что от всеобщего признания качества германской технологии зависит международный авторитет страны — как одно из следствий, ее место на мировом рынке, поддержание высокого уровня отечественной науки также входит в систему государственных приоритетов Германии. Академический сектор в ФРГ представлен, в основном, университетами, где ведутся как прикладные, так и фундаментальные исследования. Университеты в ФРГ играют большую роль в проведении НИОКР: на них приходится около 20% всех выполняемых научно-исследовательских работ и около 30% занятого в НИОКР персонала. Кроме того, университеты Германии имеют высокую степень автономии и свободы в принятии решений по финансированию и проведению тех или иных научно-исследовательских программ, самостоятельном выборе приоритетных направлений научного поиска. [2]
Научные общества в Германии выполняют функции технологических посредников между лабораториями и промышленными компаниями, это — общественные организации, занимающиеся распределением средств на научные исследования на конкурсной основе. В Германии насчитывается четыре научных общества: Объединение немецких исследовательских центров им. Гельмгольца; Научное общество им. Фраунгофера; Общество им. Макса Планка и научно-исследовательские учреждения «Голубого списка» .
Ведущая организационная роль принадлежит Фраунгоферовскому обществу, в которое входят 45 исследовательских институтов. Их деятельность финансируется за счет субсидий федерального правительства и доходов от выполнения контрактных исследований. Главной задачей общества является содействие внедрению в промышленность новых технологий и выполнение исследований общенационального значения (например, в области охраны окружающей среды и энергосбережения). Чтобы облегчить малым фирмам доступ к его услугам правительство предоставляет им субсидии в размере до 40% полной стоимости заказываемых НИОКР.
Общество им. Макса Планка занимается свободными фундаментальными исследованиями в более чем 70 НИИ и 27 рабочих группах при университетах Германии. Оно оказывает университетам поддержку в проведении сложных и дорогостоящих экспериментов, требующих специального оборудования. Обеспечение высокого уровня подготовки специалистов в ключевых областях науки также претворяется в жизнь через деятельность Общества Макса Планка. Примерно 1800 самостоятельных (не взаимосвязанных) проектов выполняются в сотрудничестве с учеными из 50 стран мира. Значительную часть директоров институтов и руководителей отделений (45 из 240), а также более 20% членов научно-консультативных советов институтов Общества составляют иностранные ученые. Учреждения «Голубого списка» занимаются прикладными и фундаментальными исследованиями в области естествознания, экономики, общественных и гуманитарных наук, а также проводят исследования по вопросам образования. [8]
2.2 Международный аспект инновационной системы Германии
Одновременно с признанием роста международной конкуренции в сфере науки и экономики большинство немецких экспертов едины во мнении, что Германия должна оставаться открытой для мировой науки и, вместе с тем, привлекательной для лучших умов мира. Поэтому важной составной частью государственной научно-технической политики является содействие интернационализации научно-исследовательского ландшафта страны путем достижения такого уровня научно-исследовательской работы в высшей школе и внеуниверситетских научных учреждениях, который позволил бы привлечь больше иностранных студентов и ученых со степенями.
В документах федерального Министерства образования, науки, исследований и технологии встречается и такое толкование понятия глобализации международных научных связей для своей страны, как сочетание международного обмена знанием с непосредственным выполнением работы у себя дома.
3. Национальная инновационная система Франции
3.1 Общая характеристика и место в международных рейтингах
Во Франции доля государственных затрат на НИОКР в общих затратах на эти цели составляет 49,9%. Остальную часть финансирования обеспечивается частным сектором, причем 70% расходов на НИОКР приходится на промышленные компании. Французская инновационная политика направлена на стимулирование частных инвестиций в науку, улучшение взаимодействия между всеми ключевыми участниками инновационного процесса в рамках полюсов конкурентоспособности и на поддержку развития малых и средних предприятий (РМЕ). С этой целью с участием государства, а также негосударственных структур осуществляются различные мероприятия, включающие международный, национальный и региональный уровни взаимодействия. В целях улучшения кооперации участников проекта и трансфера технологий, во Франции созданы особые инновационные кластеры («София Антиполис», «Марсельский инновационный кластер»), в стране разработана и запущена специальная программа «Полюсов конкурентоспособности» .
Одним из основных сильных сторон национальной инновационной системы Франции, способствующих ее инновационному развитию, стали полюса конкурентоспособности, позволяющие предприятиям, университетам и исследователям-разработчикам работать в связке. [10]
Для инновационной системы Франции характерна особая роль науки, которая рассматривается как преимущественно государственная сфера, и инновационная деятельность как преимущественно сфера частного бизнеса. Такой подход, сложившийся исторически, находит отражение и в структуре научной и инновационной системы страны. Государство принимает широкое участие в организации и финансировании инновационного процесса, а бюджетное финансирование расходов на научные исследования по доле в общих расходах находится на втором месте в Европе. По большинству показателей уровня инновационности Франция занимает среднее или выше среднего положение в ЕС, при довольно низкой степени участия в научно-исследовательских программах, финансируемых Европейским Союзом.
3.2 Субъекты НИС
Во Франции существуют три категории научно-исследовательских учреждений, связанных с государством: государственные научно-исследовательские учреждения; государственные промышленно-коммерческие учреждения, занимающиеся, в основном, прикладными исследованиями по важнейшим наукоемким секторам национального хозяйства Подавляющая часть фундаментальных исследований осуществляется в рамках Национального центра научных исследований (CNRS), аналог академии наук. Единственное исключение — математические исследования, которые в основном сконцентрированы в Эколь Нормаль, а также в нескольких крупных университетах, прежде всего в Университете Нанси и Сорбонне. В двадцатку ведущих научно-исследовательских организаций входит также Национальный центр здравоохранения и медицины (Inserm), Национальный центр агрономических исследований (Inra), Институт Пастера и т. д. В целом этими учреждениями обеспечивается до 59% научно-исследовательских работ.
Продвижением инноваций во французскую промышленность призвано заниматься Инновационное агентство Франции, которое находится в двойном подчинении — Министерству промышленности и Министерству научных исследований. Для Агентства характерна децентрализованная структура с широким представительством на региональном уровне. Агентство оказывает финансовую поддержку предприятиям по реализации инновационных проектов.
Во Франции действует 29 бизнес-инкубаторов, главной задачей которых является сопровождение стартующих предприятий, оказание консультаций, в том числе при слияниях-поглощениях. 2 тысячи предприятий уже воспользовались этой функцией, и сейчас сотрудники новообразованных инновационных предприятий продолжают проходить обучение в инкубаторах.
160 высших учебных заведений — 85 университетов и высшие национальные школы поддерживают тесные связи с вышеназванными научно-исследовательскими организациями. Ответственность за состояние научных исследований в целом и национальную инновационную политику лежит на двух государственных ведомствах — Министерстве научных исследований и Министерстве промышленности.
Кроме того, в 2005 году был создан ряд национальных агентств, поддерживающих и финансирующих область научного исследования и инновации, в частности Национальное агентство научного исследования (Agence Nationale de la Recherche), которое занимается поддержкой и финансированием исследовательских проектов в области кооперации между государственными исследовательскими лабораториями и предприятиями; Агентство промышленной инновации (Agence de l’innovation industrielle), созданное c целью финансирования крупномасштабных промышленных программ.
Одним из ключевых ведомств в системе управления региональными инновационными системами и их инвестиционной поддержки во Франции является Национальное агентство по инновациям - ANVAR, которое находится в совместном ведении Министерства по исследованиям и Министерства по промышленности (годовой бюджет ANVAR составляет около 300 млн евро, и оно принимает участие в реализации более 4000 индивидуальных программ). Это национальное агентство представляет собой (совместно с региональными делегациями этого агентства) главную штаб-квартиру в Париже в области инновационного управления регионами. Миссия Агентства заключается в следующем:
· инвестиционная поддержка создания предприятий и разработка инноваций в промышленности (в первую очередь это касается малого и среднего предпринимательства) с использованием свободных от налогов и возвратов кредитов, возвращаемых только в случае коммерческого успеха;
· продвижение коммерческого использования общественных исследований и их вклада в промышленный рост посредством продвижения инноваций.
Государственная региональная политика во Франции координируется Генеральным секретариатом по региональным делам, который реализует свои полномочия в основном через префектуры. Региональные подразделения Министерств по исследованиям и по промышленности отвечают за исполнение контрольных функций в соответствии с полномочиями этих ведомств. Это такие подразделения, как Региональная исследователькая и технологическая организация и Региональный отдел по промышленности, исследованиям и окружающей среде. В целом, в стране существует множество действующих организаций на региональном уровне, а именно: — технические центры; - региональные центры по инновациям и передаче технологий — CRITT и центры по технологическим ресурсам — CRT, которые осуществляют научное и технологическое обслуживание; - центры, объединяющие национальные общественные исследовательские лаборатории и частные исследовательские институты; - сети институциональных структур (ANVAR/OSEO, DRIRE, DRRT, Chambers of commerce и др.), нацеленных в том числе на инвестиционное и информационное обеспечение технологического развития малого и среднего бизнеса по поводу рынков и технологий; - региональные научные парки («технополисы»), приближенные к центрам академических разработок.
3.3 Образование в контексте НИС
Франция укрупняет образовательные учреждения с целью создания обширной научно-производственной базы инноваций. Главным критерием оценки деятельности того или иного образовательного учреждения является связь его с производством. В регионах создано 14 центров передачи технологий. С ними работает 45 университетов, 40 высших технических школ. Таким образом, между производством и образованием во Франции создана живая связь: производство финансирует обучение специалистов, студентов, аспирантов и докторов наук. Как показывает опыт, подготовленные на средства предприятий кадры не обязательно идут в науку, но могут занимать должности в организационной структуре, менеджменте.
Ряд мероприятий министерства образования направлены на то, чтобы стимулировать предпринимательскую активность молодых исследователей, помочь им включиться в инновационные проекты, реализуемые на предприятиях. С этой целью создаются дополнительные квалификации: пост-докторантуры, CIFRE или DRT (дипломы технологов-исследователей). Эти новые квалификации, благодаря условию мобильности, позволяют молодым исследователям успешно зарекомендовать себя на предприятиях. В этом же плане следует отметить ряд мероприятий, осуществляемых так называемой Обсерваторией педагогических практик в поддержку предпринимательства cреди студентов; создание экспериментальных «предпринимательских домов» на 6 университетских сайтах; конкурсы «инициативы молодежи» на средней ступени обучения, с целью поддержания предпринимательской активности студентов.
3.4 Объемы финансирования и программы
Способность Франции оставаться в лидирующей группе развитых европейских стран непосредственно связана с ее научно-исследовательским потенциалом. С целью обеспечения исследовательских работ было решено увеличить ассигнования на научные исследования и гранты, что способствовало увеличению рабочих мест в исследовательском секторе. Основные ресурсы были мобилизованы в пользу университетcких лабораторий и исследовательских организаций за счет сокращения административных структур. [6]
В целом, инновационная система Франции создавалась и работает исключительно на конкурсной основе, и частная инициатива вносит все больший вклад в финансирование проектов, отбираемых предприятиями самостоятельно, несмотря на то, что централизаторский подход к инновациям, роль государства в них не теряет влияния. Однако государственные средства задействуются в проектном финансировании все меньше. Основная нагрузка лежит на самом предприятии, часть ее поступает из средств образовательных учреждений, общий объем ежегодного финансирования составляет 250 млн евро, 200 из которых принадлежат национальной французской программе " Полюса конкурентоспособности" , финансирующей в основном предприятия малого и среднего бизнеса в регионах. [10]
Государственная программа «Полюса конкурентоспособности» реализует идею о переносе центра тяжести поддержки инноваций в регионы страны. С помощью программы во французскую сферу инноваций привлекаются внешние инвесторы. В основном «полюса» относятся к аэрокосмической, морской и транспортной сфере. Введена и оценка результативности «полюсов». Поддержка их осуществляется не только на уровне федерального центра, но и на уровне региональном и даже муниципальном.
Государство проводит также конкурсы на получение субсидий, ежегодно до 14 тысяч предприятий борются за шанс получить государственную помощь. Выигравший конкурс, кроме прочего, освобождается от некоторых видов налогов. Студент, окончивший ВУЗ, может сразу основать свое предприятие, ему будет оказана любая возможная помощь.
3.5 Государственная политика по поддержке инновационной сферы
Во Франции основные приоритеты и национальные программы в области научного исследования и инновационного развития устанавливаются правительством и Парламентом, а затем предлагаются на рассмотрение ведущим научно-исследовательским организациям и высшим учебным заведениям. Министерская политика традиционно поддерживает основные исследовательские программы в тех областях, где исполнителем является государство (космос, авиационная промышленность, ядерная энергетика, информатика и электроника). В сфере государственного научного исследования занято около 158 000 человек, 163 000 — на предприятиях.
Как и в ЕС в целом, во Франции в настоящее время большое внимание уделяется поиску путей повышения эффективности сложившейся инновационной системы. В 1999 г был принят Закон об инновациях и научных исследованиях, призванный реорганизовать и модернизировать НИС в направлении формирования более эффективной системы коммерциализации научно-исследовательского потенциала. В частности, предусмотрены 3 группы мер:
* стимулирование перехода научного персонала из государственного сектора в бизнес (учреждая собственные фирмы или переходя в фирмы, занимающиеся коммерческой эксплуатацией их научных разработок);
* поощрение сотрудничества между государственным научным сектором и коммерческими предприятиями путем создания инкубаторов, бюро по трансформации технологий;
* совершенствование правовой базы с целью стимулирования участия научного персонала в новых предприятиях и развития взаимных инновационных фондов, использование льгот для новых инновационных компаний.
Этот закон и определяет вектор инновационной политики до последнего времени. Реализация закона привела к принятию целого ряда решений правительства и специального «инновационного плана», цель которых заключается в создании обшей правовой базы, стимулирующую развитие партнерства между государственным научным сектором и негосударственными участниками инновационного процесса.
В результате в текущее десятилетие также был принят целый ряд законодательных актов об инновациях, несколько программ и перспективных планов, создана полноценная инновационная система, проведена налоговая инновационная реформа. Освобождение от налогов есть форма государственного кредита научно-производственному предприятию, и государство здесь выступает гарантом. В год с инновационных предприятий государство получает до 3 млрд евро налогов.
На ближайшие годы правительство Франции определило следующие приоритеты:
· фундаментальные исследования, которые должны способствовать креативности и созданию новых отраслей знания;
· технологические исследования, которые должны способствовать созданию инновационных производств;
· развитие национальной инфраструктуры (национальная сеть технологических коммуникаций, технологические площадки для физических, химических и биологических исследований).
Особым приоритетом пользуются проекты в области кооперации между государственным и частным исследовательскими секторами, проекты по созданию инновационных предприятий, которые финансируются правительством из специальных исследовательских и технологических фондов. В 2004 был выделен государственный кредит на проведение научных исследований — Crйdit d’Impфt Recherche (CIR), который является существенным элементом финансирования инновационных предприятий, позволяя увеличить конкурентоспособность предприятий, поддерживая их усилия в плане исследовательских инициатив. Пользоваться этим кредитом могут все промышленные, коммерческие или сельскохозяйственные предприятия, а также некоторые ассоциации.
Особым приоритетом также пользуются так называемые «молодые инновационные предприятия» (в основном малые или средние предприятия), срок функционирования которых не превышает 8 лет и затраты на исследования которых составляют минимум 15% от всего дохода предприятия.
Во Франции ведется широкая дискуссия о путях совершенствования национальной инновационной системы и национальной науки на фоне определения общих направлений структурной политики страны, поиска «инициатив конкурентоспособности» на период до 2020 года.
3.6 Полюса конкурентоспособности
В последние годы во многих развитых странах важнейшим элементом промышленной и инновационной политики государства становится кластерная стратегия. Именно кластерный подход начинает играть ключевую роль в определении будущих направлений трансформации национальной промышленности и национальной инновационной системы. Каждая страна имеет свою специфику реализации кластерной стратегии. Особый интерес представляет опыт Франции, которая с 2005 г. берёт курс на развитие в стране инновационно-технологических кластеров или полюсов конкурентоспособности. [10]
Полюса конкурентоспособности создаются с целью мобилизации национальных усилий в период серьёзных социально-экономических проблем (кризисов, структурной перестройки промышленности, резкого сокращения рабочих мест в экономике и т. д.), сокращения издержек на основе совместных усилий, активизации использования различных ресурсов (природных, производственных, научно-технологических и др.) и развития частно-государственного партнёрства. Многие из них возникают на основе промышленных кластеров, локальных производственных систем или технопарков. Тем не менее, полюса конкурентоспособности — это принципиально новый этап развития кластерной стратегии государства. Эти полюса — новый и мощный стимул к сотрудничеству между предприятиями, научными центрами, учреждениями высшей школы на основе организованных территориальных сетей, общей стратегии развития и совместных инновационных проектов.
Полюс конкурентоспособности - это объединение на определенной территории предприятий (от крупных до малых), государственных и частных научно-исследовательских лабораторий и образовательных учреждений вокруг совместных проектов с сильной инновационной составляющей и общей стратегией развития. Данное партнёрство тесно связано с рынком, привязано к определенному научно-технологическому направлению и нацелено на поиск той критической массы, которая ведёт к конкурентоспособности и международной значимости.
Основные задачи, поставленные перед полюсами конкурентоспособности:
· Развитие конкурентоспособности экономики Франции на основе усиления процесса нововведений с особым вниманием к нововведениям прорывного характера;
· Создание на территориях Франции благоприятных условий для развития промышленной деятельности с сильной технологической составляющей;
· Усиление притягательности территории Франции;
· Стимулирование занятости и экономического роста. Борьба с процессом перемещения промышленного потенциала в другие страны.
Для получения статуса полюса конкурентоспособности заявка на полюс должна удовлетворять 4 основным критериям:
· Стратегия развития, увязанная с планом экономического развития территории полюса;
· Международная значимость в промышленном или технологическом плане;
· Партнёрство между участниками полюса;
· Способность к совместным действиям в области НИОКР и создание посредством этого новых благ с высокой добавленной стоимостью.
Для поддержки развития полюсов конкурентоспособности государство создаёт целый арсенал специальных финансовых механизмов и выделяет весьма солидные денежные средства. Эта финансовая помощь осуществляется в 3 основных формах:
· Кредиты на льготных условиях на закупку оборудования (половина, которых приходится на Министерство промышленности, экономики и финансов).
· Финансирование из специализированных государственных фондов — Национального агентства по научным исследованиям, Агентства по промышленным инновациям, Единого межминистерского фонда, группы OSEO и др.
· Снижение налоговой и социальной нагрузки. Пока в отношении полюсов конкурентоспособности используются достаточно традиционные налоговые рычаги воздействия (освобождение от налога на прибыли, от ежегодного налога на совокупную сумму доходов, от профессионального и поземельного налога), стимулирующий эффект которых на сегодняшний день весьма незначителен.
По прогнозам экспертов, к 2025 г. конкурентоспособность экономики Франции будет основываться на интенсивном сотрудничестве между участниками национальной инновационной системы, а также на достижении необходимой критической массы для получения оптимальных эффектов. Это предполагает структурную перестройку национальной инновационной системы вокруг ограниченного числа инновационных кластеров международного значения, престиж которых позволит привлекать таланты, знания и инвестиции со всего мира. Основными участниками этих кластеров будут научные центры, учреждения высшей школы, крупные предприятия, пользующие международным признанием. Активное участие будут принимать также малые и средние компании, особенно новые инновационные предприятия. Деятельность этих кластеров будет в основном сконцентрирована в нескольких ключевых стратегических направлениях (телекоммуникационные системы, биотехнология, здравоохранение, окружающая среда, транспорт, экономика и финансы, мультимедиа, самолётостроение и космос, энергетика, безопасность). Государство будет продолжать активно участвовать в возникновении инновационных кластеров, однако их территориальное размещение будет задаваться не государственным декретом, а логикой их развития.
4. Национальная инновационная система Италии
Италия относится к числу европейских стран с относительно невысокой инновационной активностью, что во многом вызвано общей ситуацией в итальянской сфере инновационного развития. Доля затрат на инновационное развитие в ВВП лишь немного превышает 1,1%, но при оптимальном использовании всех возможностей научного, производственного и управленческого потенциала страны этот показатель может вырасти. Трудности, с которыми Италия сталкивается в плане инновационной деятельности, связаны с изначально невысоким уровнем инновационной части экономики, недостаточным притоком квалифицированных кадров, сравнительно небольшой долей использования высоких технологий в промышленности и сокращением объемов государственного финансирования ИР. По сравнению с Германией, Францией и Великобританией в Италии не только ниже инвестиции в инновационное развитие, но и слабее национальная патентная система, поэтому поступления от лицензирования технологических инноваций сравнительно невелики.
Сильной стороной Италии считаются те области экономики, где сохранились традиции семейного бизнеса. Это текстильная промышленность и производство одежды, которые в той или иной степени нацелены на инновационную деятельность и дают значительный вклад в ВВП Италии. Наличие большого количества малых и средних предприятий с полным циклом производства — от сырья до сбыта готовой одежды, высокая степень специализации компаний в каждом секторе, различные модели сбыта и их географически обоснованная инфраструктура — основа многолетнего лидерства этих отраслей промышленности во внешнеэкономической деятельности Италии.
На высшем политическом уровне управление научно-исследовательской и национальной инновационной системой Италии, включая разработку, финансирование и реализацию инновационной политики и соответствующих программ страны, находится в ведении Совета министров и Межведомственного комитета экономического планирования (CIPE), который входит в административную структуру министерств, не имеющих портфель. Межведомственному комитету экономического планирования подотчетны Министерство образования, университетов и научных исследований (MIUR), которое, согласно законодательству Италии рассматривает и принимает заявки на финансирование научных исследований, а также Министерство экономического развития (МED).
Организационная структура Министерства образования, университетов и научных исследований включает в себя три департамента: 1) департамент общих вопросов; 2) департамент образования; 3) департамент университетов и исследований, который является ответственным за весь сектор государственных инновационных результатов.
Министерство экономического развития подразделяется на: 1) департамент энергетики; 2) департамент развития и экономической сплоченности; 3) управление связи; 4) департамент предпринимательства и интернационализации.
Министерство образования, университетов и научных исследований (MIUR) было основано в 1989 г. Основные его функции — координация, финансирование, мониторинг и реализация национальной научно-технологической политики. Министерство экономического развития (МED) образовано в 1999 г. В рамках указанных основных функций Министерство экономического развития осуществляет свою деятельность в следующих областях: содействие созданию и развитию международных альянсов в высокотехнологичных отраслях экономики; поддержка основных европейских проектов в области промышленных ИР; содействие интернационализации итальянского бизнеса.
Для осуществления успешной инновационной деятельности правительство Италии разрабатывает различные государственные инновационные программы. Научной и инновационной политике уделяется особое внимание в Программе инноваций, роста и занятости (PICO). В ней предусмотрено 12 стратегических инициатив, направленных на реформу национальной системы инновационных разработок и инноваций. Тематика основных проектов программы включает: разработку информационно-технологических платформ для системы здравоохранения, туризма и информационной мобильности населения; создание 12 совместных государственно-частных лабораторий по проведению научных исследований в области медицинской диагностики, солнечной энергетики, биотехнологий, геномики и др.
Еще одной государственной инновационной программой является национальная научно-исследовательская программа (PNR), которая является политическим документом правительства. Ее реализация находится в ведении Министерства образования, университетов и научных исследований. Это основной правительственный план реализации политики в области инновационных разработок, который в настоящее время разрабатывается и на последующие годы.
· Среди достижений данной программы можно выделить:
· разработку инновационной конструкции для промышленных электродвигателей, которые используются для переработки пластиковых отходов в углеводороды, необходимые для производства энергии;
· производство новых наноматериалов, использующихся для улучшения характеристик воздуха и воды в домах;
· создание специальных систем домашней автоматизации с целью повышения уровня свободы передвижения и безопасности людей с ограниченными возможностями и пожилых людей;
· разработку самолета EF / Eurofighter;
4.1 Налоговые привилегии при занятии инновационной деятельностью
Наиболее важными являются три основных метода: налоговое стимулирование; стимулирование через амортизационную политику (самостоятельный механизм); прямые бюджетные дотации компаниям, осваивающим новые виды продукции. Налоговые льготы представляют не научным организациям, а предприятиями и инвесторам, что обеспечивает спрос на исследования и инновации. Преимущество налоговой поддержки в том, что она предоставляется не авансом, а за реальную инновацию. Налоговая льгота осуществляется путем исключения затрат на инновацию из облагаемого налогом дохода в размере 110%, что выше большинства западных стран (больше льгота только в Австралии). Налоговые скидки на НИОКР в Италии объёмные, т. е. льгота выдаётся пропорционально размерам затрат. Например, 25 долларов налогового кредита за каждые 100 долларов расходов на НИОКР. Частные предприятия, занимающиеся инновационной деятельностью, освобождаются от региональных налогов на производственную деятельность в течение пяти лет, а для малых фирм созданы пониженные налоговые ставки на рост капитала. Однако, сложность составляет «бюджетирование» налоговых льгот, так как каждый период инновационного развития бизнеса соответствует определенным уровням инвестиций в НИОКР, которые довольно сложно прогнозировать при планировании бюджетных ассигнований в рамках статьи федерального бюджета, финансирующей общий объем налоговых кредитов. Эта проблема в Италии решается введением фиксированных скидок. Согласно закону о финансах 2000 г. налоговые скидки предоставляются компаниям, которые бесплатно обеспечивают своих служащих компьютерным оборудованием и программами. Как стимул для обновления производственных фондов в Италии применяется ускоренная амортизация оборудования. Так установлен срок амортизации в 5 лет для оборудования и приборов, используемых для НИОКР, со сроком службы более 4 и менее 10 лет. Прямые бюджетные дотации в Италии выделяют предприятиям, осваивающим новую продукцию, либо потребителям этой продукции. Часто дотации увязывают с поставками товаров для государственных нужд. Создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов, является основанием для получения инвестиционного налогового кредита. Наверное, это единственный случай прямого стимулирования инновационного процесса в западном законодательстве. Задачу стимулирования научно-технической и инновационной деятельности в полном объеме решает государство, но при этом оно не отбирает у научных организаций существовавшие ранее льготы. Заметен акцент на стимулирование развития инновационной деятельности малого бизнеса, т.к. именно для малых наукоёмких предприятий предусмотрено достаточно большое количество налоговых льгот, селективных налоговых кредитов, инвестиционных налоговых кредитов, которые дополняют
4.2 Сферы и отрасли применения инноваций в Италии
По имеющимся данным статистической службы Италии ISTAT, основная концентрация расходов фирм на инновационное развитие и инновационную деятельность сосредоточена в секторах телекоммуникаций, химии, фармацевтике, текстиле, автомобильной промышленности, металлургии и на транспорте в целом. Металлургия Италии имеет в последние годы один из самых высоких темпов роста производства. («Даниели»). Медицина (ISMETTB). В итальянском Палермо провели операцию, управление которой осуществлялось роботом. В области фармацевтики Италия каждый год подтверждает своё стремление к нововведениям — производство иопамидола, сурфактанта (используется в терапии спасения жизни при дыхательных патологиях у недоношенных новорожденных). На территории Италии сосредоточен крупнейший химический концерн мира «Монтэдисон», который использует уникальные технологии по производству синтетических материалов. Италия внедряет инновации, связанные с образованием. Она одной из первых применила на практике стандарты, предусмотренные Болонским процессом, а также европейскую систему кредитования студентов вузов. В Италии создано 23 технопарка, из них четыре (Area в Триесте и RAF в Милане, VEGA в Венеции и Environment park в Турине) включают больше половины всех резидентов итальянских технопарков. По количеству персонала самыми крупными являются Tecnopolis, Abruzzo Science Park и Pastis. Все 24 бизнес-инкубатора, кроме штатных сотрудников (290 человек), пользовались услугами 358 сторонних консультантов, прежде всего в виде аутсорсинга услуг. В целом бизнес-инкубаторы гораздо меньше ориентированы на инновационное развитие и другие наукоемкие работы. В настоящее время 78,3% бизнес-инкубаторов предоставляют услуги в сфере профессионального образования и повышения квалификации, 78,3% оказывает маркетинговые услуги и 65,2% поддерживает процесс интернационализации производства продукции резидентов. Более половины компаний бизнес-инкубаторов получают государственные субсидии.
4.3 Органы власти, ответственные за взаимодействие государства и бизнеса
Италия относится к числу стран с моделью наличия одного специального органа управления в сфере государственно-частного партнерства и характеризуется наличием на центральном уровне власти специального профильного органа государственного или государственно-общественного управления в сфере государственно-частного партнерства. Координацию деятельности в сфере государственно-частного партнерства в Италии осуществляет Технический отдел по финансированию проектов Департамента планирования и координации экономической политики Италии, подотчётного Министерству экономики и финансов Италии. Основным направлением деятельности указанного отдела является содействие использованию методов финансирования объектов инфраструктуры посредством привлечения частного капитала.
4.4 Модели и механизмы частно-государственного партнерства в Италии
В Италии применяется два механизма частно-государственного партнерства: контрактный механизм, под которыми подразумевают сотрудничество между представителями государства и частного бизнеса без создания под реализацию проекта отдельной организации, и институциональный механизм, под которым понимаются совместные организации, построенные на государственном и частном капитале, как правило, в интересах долгосрочного обслуживания того или иного элемента инфраструктуры. В Италии выделяются следующие основные контрактные формы частно-государственного партнерства:
· концессии в области проведения работ;
· концессии в области оказания услуг;
· спонсорство;
· финансовый лизинг (коммерческое использование полученных результатов, то есть инновационных разработок).
Среди примеров концессий в Италии также можно выделить строительство госпиталя New Mestre в Венеции, проектирование и строительство Полицейской академии во Флоренции, а также строительство сети трамвайных путей во Флоренции. Основной институциональной формой частно-государственного партнерства является создание акционерных обществ под реализацию конкретного проекта, часто при участии иностранного капитала: создание акционерных обществ с преобладающим участием государства; создание акционерных обществ с преобладающим участием частного капитала; создание смешанных акционерных обществ. В качестве примера акционерного общества с преобладающим участием государства можно выделить итальянское экспортно-кредитное агентство SACE. 100% акций данного акционерного общества находится под контролем Министерства экономики и финансов. Деятельность SACE включает в себя: страхование и перестрахование экспортных кредитов от политических и коммерческих рисков; продвижение итальянских инвестиций за рубежом через фонды венчурного капитала, путем участия в капитале иностранных предприятий и оказания профессиональных консультаций. В отношении распределения и управления рисками по проектам частно-государственного партнерства позиция Италии ориентирована на сохранение за государством прав собственности на создаваемый продукт (за исключением случаев, когда частный партнер берет на себя основные риски по проекту). [7]
Заключение
Сегодня большинство стран перестраивают свою экономику на инновационные рельсы, выбирая наиболее адекватную национальным особенностям модель НИС. В рассматриваемых в данной работе странах (Великобритания, Германия, Франция, Италия) преобладает Евроатлантическая модель НИС. Она представляет собой модель полного инновационного цикла — от появления инновационной идеи до внедрения готового товара в массовое производство. В странах Западной Европы, использующих данную модель, как правило, емко представлены все элементы НИС: фундаментальная и прикладная наука, НИОКР, разработка опытных образцов и запуск их в массовое производство. Однако, мы можем уже уверенно констатировать тот факт, что и в Европе модель «тройной спирали» становится ключевым фактором регионального развития.
Успешному развитию национальной инновационной системы способствуют следующие факторы:
1. последовательная и долгосрочная инновационная политика государства с четко сформулированными целями и задачами;
2. рациональное использование имеющегося инновационного потенциала в качестве фундамента для строительства инновационной экономики и реализации инновационной политики;
3. систематические усилия по налаживанию и укреплению сотрудничества между частным, исследовательским и образовательным секторами;
4. выявление и целевая поддержка важных для инновационно-технологического потенциала направлений, недостаточно быстро развивающихся либо не развивающихся самостоятельно;
5. охват как можно большего объема потенциально инновационных фирм посредством предоставления им государственной поддержки;
6. развитые программы коммерциализации инноваций, создаваемых и заимствуемых технологий;
7. разумное привлечение иностранных инвестиций транснациональных корпораций;
8. наличие развитого законодательства в области интеллектуальной собственности;
9. систематическое изучение и внедрение лучшего международного опыта.
На основе анализа стран можно также сделать вывод о том, что низкий уровень развития отдельных институтов не всегда мешает инновационному развитию. Ключевое значение в данном случае имеют выбор стратегии проведения государственной политики и, зачастую, — удачное стечение обстоятельств.
Основные предпосылки успешного инновационного развития:
· бесплатное образование (Германия)
· социальная сплоченность, единообразие (Дания, Швеция)
· высокие расходы на науку (Германия, Япония).
К факторам, препятствующим развитию инновационных систем, в частности, можно отнести следующие:
· низкая доля бизнеса в финансировании НИОКР (Франция);
· слабое вовлечение малого бизнеса в инновационную деятельность (Франция);
· «утечка мозгов» (Франция, Германия);
· территориальные диспропорции в развитии (Германия, Франция);
· быстрое старение населения (страны Европейского союза);
· высокие расходы на военно-промышленный комплекс (Швеция, Израиль);
· неразвитые рынки венчурного капитала (Германия);
· проблемы коммерциализации инноваций (Германия, Бразилия).
Анализ отдельных мер государственной политики различных стран мира, с учетом указанных недостатков инновационных систем, позволяет выделить несколько компонентов государственной инновационной политики, которые, как правило, используются для развития национальной инновационной системы:
· создание специальных организаций и органов, ответственных за определение и реализацию инновационной политики (почти все страны);
· активное взаимодействие с другими странами в части обмена технологиями (почти все);
· создание инновационных кластеров (Франция, Германия);
· осуществление основных инноваций в крупных транснациональных корпорациях (Швеция, Франция, Япония);
· обеспечение бесплатного образования (Германия, Норвегия);
· использование «инновационных ваучеров» (Великобритания, Германия);
· значительное прямое бюджетное финансирование НИОКР в различных формах.
1. Концепция национальной инновационной системы. Одобрена на заседании комиссии по вопросам ГНТП при Совете Министров Республики Беларусь (Протокол № 05/47пр от 08.06.2006 г.)
2. Е. В. Бабкина, В. А. Сергеев. Тройная спираль инновационного развития: опыт США и Европы, возможности для России. Статья. Инновации. № 12 (158), 2011. — http://www.studfiles.ru/preview/1 792 729/
3. Давыденко Е. В. Модели национальных инновационных систем:
зарубежный опыт и адаптация для России. Проблемы модернизации и перехода к инновационной экономике. Проблемы современной экономики № 2 (50), 2014, УДК 338.221(99); ББК 65, Стр:23−26 — Электронный ресурс: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=49 372.
4. Давыденко Е. В. Эволюция моделей инновационного развития в контексте глобализации мировой экономики. Журнал «Проблемы современной экономики». № 2 (46), 2013. http://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-modeley-innovatsionnogo-razvitiya-v-kontekste-globalizatsii-mirovoy-ekonomiki
5. Дагаев А. Налоговое стимулирование инноваций в предпринимательском секторе // Проблемы теории и практики управления. — М., 2004. — № 3. — С. 80−86.
6. Заварухин. В.П., Корчмар Л. Л., Рубвальтер Д. А., Руденский О. В. Механизмы косвенного финансирования инновационной деятельности: налоговые режимы, льготы и кредиты в странах ОЭСР.// Информационно-аналитический бюллетень.
7. Киселёв В. Н., Рубвальтер Д. А., Руденский О. В. Инновационная политика и национальные инновационные системы Канады, Великобритании, Италии, Германии и Японии. — М., 2009.
8. Международный опыт инновационного развития. Основные этапы становления государственной инновационной политики. -// http://www.gosbook.ru/node/20 172
9. Скотт Ричард. Инновационная стратегия Великобритании. Журнал «Форсайт», выпуск № 4, том.3, 2009. Электронный ресурс: http://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnaya-strategiya-velikobritanii
10. Черноуцан Е. М. Полюса конкурентоспособности как важнейшиё институт реализации нового курса промышленной и региональной политики Франции / Проблемы государственной политики регионального развития России. Материалы Всероссийской научной конференции. М: Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования, 2008.