Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Теоретические основы обеспечения потребности населения в хлебопродуктах в условиях рыночной экономики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Наиболее существенные результаты исследований, которые выносятся на защиту: методика количественной оценки факторов, влияющих на величину потребности населения в хлебопродуктахметодика распределения населения по уровню потребления хлебопродуктов в зависимости от годового доходаметодология определения количественной величины потребительского спроса на хлебопродуктыметодика изучения потребности… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы формирования потребности населения в хлебопродуктах
    • 1. 1. Этапы формирования потребности как экономической категории
    • 1. 2. Классификация видов потребности
    • 1. 3. Теоретические основы координации спроса и предложения
    • 1. 4. Система факторов, влияющих на величину спроса на хлебопродукты
  • Глава 2. Анализ современного состояния уровня предложения и спроса на хлебопродукты
    • 2. 1. Значение хлеба и хлебопродуктов для жизнедеятельности человека
    • 2. 2. Зависимость величины потребительского спроса от ассортимента продукции
    • 2. 3. Анализ организационно-экономических условий предложения хлебопродуктов
  • Глава 3. Концепция удовлетворения потребности населения в хлебопродуктах
    • 3. 1. Стратегические направления исследования спроса и предложения хлебопродуктов
    • 3. 2. Методология определения потребности населения в хлебопродуктах
    • 3. 3. Основные направления эффективного обеспечения населения хлебопродуктами

Теоретические основы обеспечения потребности населения в хлебопродуктах в условиях рыночной экономики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одной из важнейших социально-экономических задач, адекватных условиям рыночной экономики, является полное удовлетворение всесторонних запросов населения в товарах народного потребления. Особое значение среди множества продуктов питания имеют хлебопродукты.

Удовлетворение спроса на необходимые хлебопродукты является не только важнейшей социальной, но и экономической задачей, поскольку от его величины зависит объем производства зерна, муки и крупы в ассортименте.

Как известно, хлебопродукты служат одним из источников получения людьми белка растительного происхождения, витаминов и микроэлементов. Кроме того, они обладают свойством длительного хранения, доступны различным слоям населения, пользуются огромным спросом из-за сравнительно низкой стоимости по сравнению с другими продуктами питания. Наряду с этим, к положительным характеристикам хлебопродуктов можно отнести то обстоятельство, что они являются одними из немногих продовольственных товаров, потребность в которых по объему удовлетворяется практически полностью. Однако в отношении ассортимента, качества, а также количества в региональном разрезе имеются существенные недостатки.

В условиях рыночной экономики, когда спектр насыщения рынка разнообразными продуктами питания значительно расширился, изменилась структура потребления хлебопродуктов, возросли требования к их качеству. В свою очередь, это вызывает необходимость теоретического обоснования уровня потребительского спроса и реализации ряда прикладных задач по обеспечению населения высококачественными хлебопродуктами.

Изучению проблем удовлетворения потребности человека в различных товарах на всех этапах исторического развития общества уделялось достаточно много внимания. Среди огромного числа работ наиболее важными с теоретической точки зрения наряду с исследованиями мыслителей древности и их последователейАристотеля, Плутарха, Феокрита, Гельвеция, Вольтера, А. Смита, К. Маркса и других, можно выделить труды зарубежных ученых.

A.Маршалла, Э.Дж.Долана, М. Х. Мескона, М. Альберта, Ф. Хердоуси, С. Фишера, Р. Дорнбуша, К. Р. Макконнелла, С. Л. Брюса, П. Хейне, П. Самуэльсона и др., а также ученых различных поколений России: Г. В. Плеханова, Н. Д. Кондратьева, А. Я. Лившица, В. Д. Камаева и др. Ученые-экономисты различных отраслей АПК — В. П. Грузинов,.

B.В.Гусев, А. Н. Жигалов, Л. И. Кочетков, А. К. Павлюченков, Т. Ф. Рябова, Е. В. Стрелков, Л. А. Трисвятский и другие также внесли весомый вклад в теорию развития рыночных структур пищевых производств.

Однако при всей значимости проведенных научных работ вопросы теоретического обоснования потребности в хлебопродуктах, определение основных направлений обеспечения населения высококачественными отечественными продуктами из зерна не получили должного развития.

Принимая во внимание вышеизложенное, особую актуальность приобретает разработка теоретического обоснования уровня удовлетворения потребности населения в хлебопродуктах и определение направлений эффективного обеспечения потребительского спроса на высококачественные продукты зернового происхождения отечественного производства. Исходя из этого сформулированы цель и задачи исследования.

Целью исследования явилось методологическое обоснование и разработка научно-практических положений, направленных на обеспечение потребности населения в высококачественных хлебопродуктах в условиях рыночной системы хозяйствования.

Для достижения этой цели в работе поставлены и решены следующие задачи: определение сущности и обоснование классификации видов потребностивыбор основополагающих факторов, влияющих на величину потребности и их количественная оценкаанализ спроса и предложения хлебопродуктов и выявление тенденций развития экономического потенциала предприятийразработка методики изучения потребительского спроса на хлебопродуктыразработка методологии определения уровня потребности населения в хлебопродуктахопределение количественной оценки потребительского спроса на хлебопродуктывыбор основных направлений, обеспечивающих полное удовлетворение населения в высококачественных хлебопродуктах отечественного производства.

Объектом исследования явилась отрасль хлебопродуктов, осуществляющая производство, распределение и обеспечение хлебопродуктами население различных регионов страны.

Предмет исследования — закономерности и тенденции развития спроса и предложения, экономическая деятельность предприятий хлебопродуктов.

Методология исследования. Теоретической основой исследования послужили: экономическая теория развития рыночной экономики, экономический анализ статистических данных, постановления правительства Российской Федерации, труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам координации спроса и предложения.

Реализация цели и поставленных задач исследования осуществлялась на основе использования количественно-качественного анализа, статистических методов обработки информации, анкетирования и др. Эмпирическую базу исследования составили материалы Госкомстата РФ, ОАО ФКК.

Росхлебопродукт", отдельных акционерных обществ хлебопродуктов г. Москвы, Воронежской области, Краснодарского и Ставропольского краев /19, 34−38, 57, 64−67, 71, 88−90/. В работе использованы также результаты исследований ВНИИЗ, в которых автор принимал участие, иВНИЭСХ /80,81/.

Научная новизна. В диссертации разработаны и предложены:

1 .Классификация видов потребности в зависимости от периодичности их использования, функционального назначения, значимости, уровня обеспеченности и др.

2. Методологическое обоснование количественных оценок потребности населения в хлебопродуктах, состоящее из: методики определения оценок основополагающих факторов, влияющих на величину потребностиметодики изучения потребительского спросаметодики группирования населения в зависимости от уровня доходаметодики определения величины спроса на хлебопродукты.

3.Научно-методический подход к координации и регулированию спроса и предложения.

4.Обоснование направлений обеспечения потребительского спроса на хлебопродукты отечественного производства.

Практическая значимость работы. В диссертации предложены: метод количественной оценки экономических, социальных и других факторов, влияющих на потребность в хлебопродуктахколичественные характеристики уровня спроса и предложения хлебопродуктовметодика проведения анкетирования работников предприятий и покупателей, позволяющая определить ассортимент хлебопродуктов и структуру их потребленияметодика определения потребности в хлебопродуктах по различным направлениям использования, в том числе, личное, производственное и др.- методика определения уровня предложения хлебопродуктовосновные направления улучшения обеспечения населения хлебопродуктами.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационной работы были обсуждены и одобрены на международной научно-практической конференции «Рыночные отношения в АПК России: Современное состояние и перспектива» (Москва, 1997) — международной научно-теоретической конференции «Молодые ученые — пищевым и перерабатывающим отраслям АПК» (Москва, 1997) — научной конференции МГЗИПП «Современные проблемы пищевой промышленности» (Москва, 1997).

Материалы исследований используются при чтении курсов лекций во МГЗИПП и МГУПП.

Методика количественной оценки уровня потребности населения в хлебопродуктах использована Департаментом продовольственных ресурсов г. Москвы, ОАО ФКК «Росхлебопродукт» и АО.

Мосгорхлебопродукт" при обеспечении населения Москвы хлебопродуктами.

Публикация результатов исследования. Содержание диссертационной работы, полученные теоретические результаты и практические предложения отражены в 10 научных работах общим объемом 8,83 п.л., авторский вклад в которые равен 3,73 п.л. /19, 53, 54, 76−81/.

Наиболее существенные результаты исследований, которые выносятся на защиту: методика количественной оценки факторов, влияющих на величину потребности населения в хлебопродуктахметодика распределения населения по уровню потребления хлебопродуктов в зависимости от годового доходаметодология определения количественной величины потребительского спроса на хлебопродуктыметодика изучения потребности в хлебопродуктах различных групп населенияконцепция обеспечения потребительского спроса на хлебопродукты отечественного производства.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, 3-х глав, выводов и предложений, списка использованной литературы, 7 приложений. Диссертация изложена на 156 страницах машинописного текста, содержит 10 таблиц и 14 рисунков. Список использованной литературы включает 96 наименований.

1. Аристотель. Соч. в 4 т. — М., Мысль, 1984. — Т.4., с. 155−156.

2. Валиков В. З. Общая экономическая теория. Учебное пособие. Новосибирск, ТОО «ЮКЭА», МПК «Модус», 1996 — 416 с.

3. Батурин И. Б. Питание населения в России в 1989;93 гг. Вопросы питания, 1994, .№ 3. — с. 4 — 8.

4. Бачурин А. В. Рынок в СССР: становление, регулирование.М., Экономика, 1991.-312 с.

5. Бем-Баверк Е. Основы. — Инсбрук, 1909. — 214 с.

6. Большой коммерческий словарь. По ред. Т. Ф. Рябовой. — М., Война и мир, 1996. — 400 с.

7. Борисов Е. Ф. Основы экономической теории. — М., НоваяВолна, 1996. — 320 с.

8. Бухарин Н. И. Политическая экономия рантье. Теория ценности и прибыли австрийской школы. — М., Орбита, 1988. 191 с.

9. Вайсман А. Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху. Стратегияменеджмента: 5 факторов успеха. Пер. с нем. — М., АО «Интерэксперт», Экономика, 1995. — 344 с.

10. Валовой Д. Е. Экономика в человеческом измерении. Очеркиразмышления. — М., Политиздат, 1988. — 384 с.

11.

Введение

в рыночную экономику: Учеб. пособие для экон.спец.вузов. Под ред. А. Я. Лившица, И. Н. Никулиной. — М., Высшая школа, 1994. -447 с.

12. Верли И. Обзор хозяйственной деятельности хлебопекарнойпромышленности в 1986 году. Пер. с венг. — М ., ВЦП, 1988. — 12 с.

13. Всемирная история экономической мысли. Т. I. Под ред.В. Н. Черковца. — М., Мысль, 1987. — 606 с.

14. Всемирная история экономической мысли. Т. 2. Под ред.В. Н. Черковца, М., Мысль, 1988. — 574 с.

15. Всемирная история экономической.мысли. Т. 3. Под ред.В. Н. Черковца, М., Мысль, 1989. — 605 с.

16. Всемирная история экономической мысли. Т. 3. Под ред.В. Н. Черковца, М., Мысль, 1990. — 591 с.

17. Гайгер, Линвуд Т. Макроэкономическая теория и переходная экономика. Пер. с англ. — М., «ИНФРА-М», 1996. — 560 с.

18. Герчикова И. Н. Маркетинг и международное коммерческоедело. Учебник. — М., Внешторгиздат, 1990. — 263 с.

19. Горбатенко И. В., Печеная Л. Т., Маргулис Е. И. Пути удовлетворения потребности в муке на основе повышения конкурентоспособности предприятий. Тезисы доклада на конференции «Молодые ученые — пищевым и перерабатывающи. м отраслям АПК». — М., МГУПП, 1997.

20. Государственная программа приватизации государственныхи муниципальных предприятий в Российской Федерации. Российские вести. 05.01.1994 г.

21. Грузинов В. П., Грибов В. Д. Экономика предприятия. Учебноепособие. — М., ИЗП, 1996. — 128 с.

22. Грузинов В. П. Экономика предприятия в условиях рынка.М., Экономика, 1993. — 293 с.

23. Гусев В. В. и др. Основные тенденции экономического потенциала отраслей хлебопродуктов. — М., ВИНИТИ, 1991. — 305 с.

24. Гусев В. В. Методика оценки уровня развития экономическогопотенциала элеваторной, мукомольной, крупяной, хлебопекарной и макаронной отраслей промышленности. — М., ВИНИТИ, 1991.-25 с.

25. Гусев В. В. Рынок хлебопродуктов в СССР. Основы маркетинга. М., ЦНИИТЭИ хлебопродуктов СССР, 1991.50 с.

26. Гусев В. В. и др. Удовлетворение спроса городского населениястраны на хлеб и хлебобулочные изделия. — М., 1989. — 24 с.

27. Гусев В. В. Экономический потенциал отрасли хлебопродуктов.М., ЦНИИТЭИ хлебопродуктов, 1992. — 34 с.

28. Денискин В. В. Основы экономического прогнозирования впищевой промышленности. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., Колос, 1993.-238 с.

29. Долан Э.Дж., Линдсей Д. Микроэкономика. Пер. с англ.Лукашевича. — -Пб., 1994. — 448 с.

30. Долан Э.Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель.Пер. с англ. В. Лукашевича и др. Под общ.ред. Б. Лисовина и В.Лукашевича. — -Пб., 1992, — 496 с.

31. Жигалов А. Н., Стрелков Е. В. Организация зернового рынка вРоссии. — М., Хлебпродинформ, 1996. — 416 с.

32. Завьялова П. С, Демидов В. Е. Формула успеха: маркетинг (стовопросов — сто ответов о том, как эффективно действовать на внешнем рынке). 2-е изд., перераб. и доп. — М., Международные отношения, 1991. — 416 с.

33. Загородний Г. Д. Производство и потребление хлебопекарнойпродукции за рубежом и в СССР. — М., ЦНИИТЭИПищепром, 1985.-Вып. 2. с. 16.

34. Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Экономика и жизнь, 1991, Ко 9.

35. Закон РСФСР «О налогах с предприятий, объединений и организаций» , — М., 1990.

36. Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности». — Экономика и жизнь, 1991, Хо 4.

37. Закон РСФСР «О собственности в РСФСР «. — Экономика ижизнь. 1991, № 3 .

38. Закон Российской Федерации «Об акционерных обществах» .Принят 26.12.1995 г. Хо 208-ФЗ.

39. Зворыкин К. Курс по мукомольному производству. — Харьков, 1994.-620 с.

40. Камаев В. Д. и др. Учебник по основам эконо мической теории (экономика). — М., ВЛАДОС, 1994. — 384 с.

41. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости процента и денег. — М., Наука, 1978.

42. Кондратьев М. Д. Избранные сочинения. Под ред. Абалкина Л.И.- М., Экономика, 1993. — 453 с.

43. Котлер Ф. Основы маркетинга. Пер, с англ. Общ.ред. и вступ.ст. Е. И. Пеньковой. — М., Прогресс. 1990. -736 с.

44. Куделя А. Д., Рябова Т. Ф. Мировой рынок зерна. — М., Гуманитарный центр «Монолит», 1997. — 156 с.

45. Кульман А. Экономические механизмы. Пер. с фр. Общ. ред.М. И. Хрусталевой. — М., АО «Прогресс», «Универс», 1993. 192 с.

46. Курс экономической теории. Под общ. ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселевой. — Киров, АСА, 1994. — 323 с.

47. Леонтьев В. Экономические эссе. Теории, исследования, факты иполитика. Пер. с англ. — М., Политиздат, 1990. — 415 с.

48. Лившиц А. Я.

Введение

в рыночную экономику: Курс лекций.М., МПТПО «Квадрат», 1991. — 255 с.

49. Макконнелл К. Р., Брю Л. Экономикс. — М., Республика, 1992, т. I — 399 с.

50. Макконнелл К.P., Брю Л. Экономикс. — М., Республика, 1992, т. 2 — 390 с.

51. Маркс К. Капитал. Книга третья. Процесс капиталлистическогопроизводства, взятый в целом. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., Т.25, ч. И, с. 3−703.

52. Маркс К. Энгельс Ф. Соч. т. I., главы I, П, П1, IY. М., Госполитиздат, 1991.

53. Маргулис Е. И. Состояние и тенденции развития рынка муки и егороль в удовлетворении потребностей населения. — М., Хлебпродинформ, 1997. — с. 9.

54. Маргулис Е. И. Теоретические основы полезности хлебопродуктовдля жизнедеятельности человека. — М., Хлебпродинформ, 1997. с. 10.

55. Маршалл А. Принципы экономической науки. — М., Прогресс, 1993.-с. 480.

56. Менгер К. Основания политической экономии. — М., 1992.

57. Методические рекомендации о порядке ведения учета и оформления операций с зерном и продуктами его переработки на предприятиях отрасли хлебопродуктов Российской Федерации. — М., АО «Росхлебопродукт», 1994.

58. Микро-, макроэконо.мика. Практикум. Под общ. ред. Ю. А. Огибина. — -Пб., Литера Имос, «Санкт-Петербург Оркестр», 1994. 432 с.

59. Ноздрева Р. Б., Цыгичко Л. И. Маркетинг: как победить на рынке. — М., Финансы и статистика, 1991. — 304 с.

60. Нуриев P.M. Основы экономической теории. Учеб. для вузов.М., Высшая школа, 1996. — 447 с.

61. Основы предпринимательского дела. / Благородный бизнес. Под.ред. Ю. М. Осипова. — М., Гуманитарное знание, 1993 — 432 с.

62. Перекличка веков. Размышления, суждения, высказывания. Сост.В. Г. Носков. — М., Мысль, 1990. — 443 с.

63. Позняковский В. М. Гигиенические основы питания и экспертизыпродовольственных товаров. Учебник. — Новосибирск, Изд-во Новосиб. ун-та, 1996. — 432 с.

64. Постановление Правительства Российской Федерации «О мерах пореализации Федерального закона «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд», № 241 от 13.03.1995 г.

65. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по закупке, поставке, переработке, хранению и реализации зерна и продуктов его переработки для государственных нужд» № 573 от 09.06.1995 г.

66. Постановление Правительства Российской Федерации «О созданииФедеральной продовольственной корпорации и системы оптовых продовольственных рынков» № 1121 от 03.10.1994 г. — Информационный бюллетень Минсельхозпрода РФ, 1995. — № 1−2. — 46 с.

67. Постановление Правительства Российской Федерации «Об экономических условиях функционирования АПК в России в 1995 г.», 0704.1995 г.

68. Протас В. Ф. Микроэкономика: структурно-логические схемы.Учебн.пособие для вузов. — М., Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. 168 с.

69. Рикардо Д. Соч., т. I, — М., Соцэкгиз, 1955. — 353 с.

70. Рилей И. А. Хлеб и макаронные изделия в рационе питания жите. лей США. Фирма «Кэмпбел суп», г. Камден, шт. Нью-Джерси. Пер. с англ. — М., ВЦП, 1987. — 10 с.

71. Российский статистический ежегодник. Статистический сборник. Госкомстат России. — М., 1995. — 976 с.

72. Рыночная инфраструктура: проблемы становления и развития. Подред. В. А. Гаги, И. А. Тюльневой. — Томск, Томский университет, 1993. — 280 с.

73. Рыночная инфраструктура: состав, функции, взаимодействие спредприятиями. Под ред. А. К. Матвеева. — -Пб., -ПбДМТП, 1992. 118 с.

74. Рябова Т. Ф., Куделя А. Д. Развитие рынка зерна в России. 19 861 995. М., Гуманитарный центр «Монолит», 1997. — 140 с.

75. Рябова Т. Ф., Печеная Л. Т., Стрелков Е. В., Муталов A.M. Методические аспекты повышения уровня работы предприятий хлебопродуктов. — М., ЦНИИТЭИ хлебопродуктов, 1993. — 44 с.

76. Рябова Т. Ф., Маргулис Е. И. Влияние качества хлебопродуктовна жизнедеятельность человека. — Хранение и переработка сельхозсырья, 1997, Ко 11. — с. 9.

77. Рябова Т. Ф., Маргулис Е. И. Значение хлеба и хлебопродуктовдля жизнедеятельности человека. — Хлебопечение России, 1997, № 6, с. 10.

78. Рябова Т. Ф., Маргулис Е. И. Организация предпринимательскойдеятельности. Рабочая программа и темы курсовых работ для студентов экономических специальностей всех форм обучения. М., МГЗИПП, 1997.-С.41.

79. Рябова Т. Ф., Маргулис Е. И. Проблемы удовлетворения потребностей населения в высококачественных продуктах. Тезисы доклада во МГЗИПП. — М., МГЗИПП, 1997.

80. Рябова Т. Ф. Маргулис Е.И., Печеная Л. Т. Методология определения спроса на хлебопродукты. Тезисы доклада во ВНИЭСХе. Т. П. — М., ВНИЭСХ, 1997.

81. Рябова Т. Ф., Пашкевич Е. С., Маргулис Е. И. Концепция уровнязатрат на производство муки и крупы. Методика определения уровня и нормативы установления себестоимости мукомольных и крупяных предприятий. — М., ФКК «Росхлебопродукт», 1995.-34 с.

82. Самуэльсон П. А. Экономика. Пер. с англ. Пушкарева К. В. — М., Алфавит, 1993.-430 с.

83. Смит А. Исследование о природе и причине богатства народов.М., Соцэкгиз, 1962.-285 с.

84. Современный маркетинг (В.Е.Хруцкий, И. В. Корнеева, Е. Э. Автухова. Под ред. В. Е. Хруцкого. — М., Финансы и статистика. 1991. 256 с.

85. Справочное пособие по экономике предприятий хлебопродуктов. — М., ВИНИТИ, 1991. — 340 с.

86. Толковый словарь для работы в рыночной экономике. Предпринимательство. Бизнес. Малые предприятия. Сост. Янсон Д. Е., Вып. 5. — М., Надежда, 1992. — 47 с.

87. Томашевич В. На пути к рыночной экономике. Методическое пособие. — М., Интертрейнинг, 1991. — 170 с.

88. Трисвятский Л. А., Рябова Т. Ф., Кочетков Л. И. Российский хлебный рынок. — М., ЦНИИТЭИ хлебопродуктов, 1993. — 36 с.

89. Указ Президента Российской Федерации «Об особенностях приватизации предприятий по первичной переработке сельхозпродукции, производственно-техническому обслуживанию и материальнотехническому обеспечению АПК». — М., Кремль, 1995 г.

90. Федеральный закон «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд’от 02.12.1994 г.

91. Филиппов А. Н., Воронин В. Г., Жигалов А. Н. Организация, планирование и управление производством на предприятиях хранения и переработки зерна. 3-е изд., перераб. и доп. Под ред. А. Н. Филиппова. — М., Колос, 1984. — 423 с.

92. Финансовый менеджмент. Учебно-практическое руководство.М. Перспектива. Под рук. Е. С. Стояновой, 1993. — 268 с.

93. Фишер С, Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. Пер с англ.- М., Дело ЛТД, 1993. — 864 с.

94. Хайек Ф. Пагубная самонадеянность. — М., 1992. — 254 с.

95. Хейне П. Экономический образ мышления. Пер. с англ. — М., Дело, 1993.-704 с.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой