Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование умений самостоятельной творческой воспитательной деятельности у студентов педвузов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В исследовании получены данные, научная новизна, теоретическая и практическая значимость которых заключается в том, что уточнено и конкретизировано содержание понятий «умения самостоятельной творческой воспитательной деятельности», «структура самостоятельной творческой воспитательной деятельности» — выявлен комплекс умений самостоятельной творческой воспитательной деятельности, определена его… Читать ещё >

Содержание

  • введение-.,.:. з
  • ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗОВ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ПЕДАГОГИКИ
    • 1. 1. Состояние проблемы подготовки будущих учителей к самостоятельной творческой воспитательной деятельности .'."'."
    • 1. 2. Сущность, содержание и структура умений самостоятельной творческой воспитательной деятельности будущих учителей
    • 1. 3. Педагогические условия формирования умений самостоятельной творческой воспитательной деятельности
    • 1. 4. Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. ОПЫТНО — ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ УМЕНИЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯ
  • ТЕЛЬНОСТИ
    • 2. 1. Цели и задачи опытно-экспериментальной работы
    • 2. 2. Педагогические условия реализации процесса подготовки будущего учителя к самостоятельной творческой воспитательной деятельности
    • 2. 3. Анализ результатов экспериментальной работы
    • 2. 4. Выводы по второй главе

Формирование умений самостоятельной творческой воспитательной деятельности у студентов педвузов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современный этап развития общества, характеризующийся происходящими в нашей стране социально-экономическими и политическими переменами, вызванными становлением демократических институтов и развитием рыночных отношений, требует от человека определенных качеств, в ряду которых способность мыслить и действовать творчески, самостоятельно, нетрадиционно.

В работах многих педагогов (С.И. Архангельский, С. Е. Матушкин, Н.Д. НикандрОв, В.Оконь. А. Д. Сазонов, Г. Н. Сериков. В А. Сластенин. Н.А. То-мин, В. А. Черкасов, П. И. Чернецов, Н. М. Яковлева и др.) отмечалось, что при сложившейся системе подготовки формированию профессиональных умений будущих специалистов, в том числе и самостоятельной работы, уделялось недостаточное внимание, а акцент, в основном, делался на теоретическую подготовку. Тогда как известно, что на самостоятельную работу студентов университетов и других высших учебных заведений стран Западной Европы, США, Японии отводится до 50−60% учебного времени. В последние годы в условиях становления вариативного образования в России, появления нового типа учебных заведений (гимназии, лицеи, колледжи, частные школы и т. д.), перехода на новые государственные стандарты начинает появляться тенденция увеличения количества учебного времени, отводимого на самостоятельную работу творческого характера. Это обусловливает потребность в творчески подготовленных учителях, способных целенаправленно и плодотворно организовывать самостоятельную творческую деятельность учащихся, что обязывает их к разностороннему самообразованию и обогащению научными знаниями по психолого-педагогическим, специальным и другим наукам, овладению практическими педагогическими умениями, средствами и приемами организации и проведения учебно-воспитательного процесса в школе и во внеурочное время.

Приобретенные педагогами в студенческие годы умения и навыки становятся важным условием постоянного совершенствования его профессионального мастерства.

Современного специалиста «должна отличать инициатива и ответственность, потребность в постоянном обновлении и обогащении своих знаний, способность смело принимать новаторские решения и активно проводить их в жизнь». (124, с. 14).

Анализ массового опыта в то же время показывает, что в работе вуза имеются серьезные недостатки, вызванные, как правило, не слабым преподаванием какой-либо одной из учебных дисциплин, например, методики преподавания учебного предмета или методики воспитательной работы, а несогласованностью учебных дисциплин общественного, психолого-педагогического и специального курсов.

Наши исследования показывают, что для определенной части студентов показательно несоответствие интересов к профессии учителя и интереса к дисциплинам по избранной специальности, часть из них совершенно не представляет, какими профессиональными умениями, в том числе творческими, они должны овладеть, чтобы успешно работать с детьми.

Практика показала, что не все выпускники вуза способны педагогически руководить процессом воспитания школьников. В школе ученик преимущественно работает под руководством учителя. В вузе этот процесс дополняется самоучением, самообразованием. Исследования многих авторов (А:К. Громцева, Р. А. Лозовская, П. Й. Пидкасистый, Н. Н. Тулькибаева, А. В1. Усова и др.) показывают, что навыки самостоятельной работы, полученные в школе, являются недостаточными в вузе.

Студентов, особенно первокурсников, необходимо учить методам самостоятельной работы, т. к. они чаше всего остаются самоучками в вопросах овладения умениями самостоятельной творческой работы, идут методом проб и ошибок в данном направлении, порою овладевают нерациональными приемами работы и каким-то образом приспосабливаются к требованиям вуза.

В результате степень сформир. ованности профессионально-педагогических умений части выпускников педвуза не соответствует объективным требованиям общества к современному учителю.

Все эти негативные явления говорят об актуальности разработки проблемы формирования умений самостоятельной творческой воспитательной деятельности у будущих учителей.

Творческая профессионально-педагогическая подготовка, ориентированная на развитие способностей и раскрытие индивидуальности студентов, возможна лишь в ходе творческого соединения теоретической и практической подготовки личности учителя к работе в школе в новых социальных условиях.

Теоретические положения, разработанные Л. Б. Выготским, Н. К, Крупской, А. С. Макаренко, А. Н. Леонтьевым, В. А. Сухомлинским, С. Т. Шацким, заложили плодотворную основу для исследования проблемы формирования творческой личности учителя, его профессионально-педагогических умении, в их педагогическом наследии педагог рассматривается с позиции объекта и субъекта творческого педагогического труда.

Отечественная педагогика и психология накопила значительный опыт исследования по формированию различных аспектов профессиональной подготовки будущего учителя. Исследование базируется на фундаментальных трудах Б. Г. Ананьева. С. И. Архангельского. Д. Н. Богоявленского. П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, А. Т. Ковалева, В. А. Крупицкого, Е. И. Милерана, А. В. Петровского, Н. К. Платонова, С. Л. Рубинштейна, В. А. Сластенина, Б.М. Теп-лова, изложивших теоретические основы формирования разнообразных умении, выявивших соотношение знании, умений, навыков, охарактеризовавших их понятие и структуру.

В вузовской педагогике многие стороны формирования творческой личности учителя стали предметом диссертационных исследований. Например, Л. Ф. Бенидитова, А. В. Дмитриев, С. В. Кабанова, Т. В. Лисовский исследовали определенные качества личности, В. А. Беляева, Н. И. Лунина, С. Б. Елканов, В. А. Сластенин, Н. М. Яковлева — знания, умения и навыки у студентов педагогических вузов.

Существенный интерес представили работы. й исследования, посвященные проблемам педагогического мастерства (Ю.П. Азаров, А. В. Мудрик, В. М. Коротов, В. А. Сластенин, А. И. Щербаков и др.), формированию умений творческой воспитательной деятельности (В.В. Белова, Н. Ф. Белокур, М. П. Герасимова, Т. П. Иванов., В. В. Лебединский, Н. А. Томин, Б. Е. Ширвиндт, Н. М Яковлева и др.).

Однако, несмотря на усиливающееся внимание к вопросам профессионально-творческой подготовки студентов педвузов: (О.А. Абдуллина, А. П. Акимов, В. А. Сластенин, Н. А. Томин, М. А. Фрумкин, В. Н. Худяков, Н.М. Яковлева), нельзя считать достаточно полно решенным вопрос о формировании самостоятельных творческих умении в подготовке к воспитательной деятельности, требуют дальнейшего решения вопросы. соотношения учебной и практической деятельности студентов, определения роли и значения этих видов деятельности в развитии самостоятельных творческих умении, в формировании профессиональных качеств педагогов. Результаты экспериментальной работы выявили необходимость организации обучения методам и приемам самостоятельной творческой работы студентов. Опрос студентов младших курсов показал, что при правильном понимании значения твбрческой воспитательной деятельности и ее сущности 29% из них правильно выделяют часть умений самостоятельной творческой воспитательной деятельности, 42% называют одно-два умения, остальные затрудняются ответить на этот вопрос либо дают неправильный ответ. В этой связи возникает необходимость в теоретической разработке проблемы формирования умений самостоятельной творческой деятельности в подготовке к воспитательной работе.

Таким образом, на основавши анализа научной и психолого-педагогической литературы, изучения опыта работы высшей и средней школы и собственного опыта работы в высшей школе была сформулирована проблема исследования. Проблема определяется противоречием, с одной стороны, между объективно существующей потребностью школы и общества в целом в творчески работающем учителе и, с другой — недостаточной теоретической и практической разработанностью путей эффективного формирования умений самостоятельной творческой воспитательной деятельности. В научной и методической литературе не получили достаточного освещения такие' вопросы, как содержание, уровни и критерии, структура и организация подготовки будущего учителя к самостоятельной творческой воспитательной деятельности.

Учитывая актуальность, практическую значимость и недостаточную теоретическую и практическую разработанность проблемы, мы избрали тему исследования «Формирование умений самостоятельной творческой воспитательной деятельности у студентов педвузов».

Цель исследования — разработка содержания и структуры умений самостоятельной творческой воспитательной деятельности у будущих учителей и педагогических условий их успешного формирования.

Объект исследования — профессионально-педагогическая подготовка студентов в педвузе к самостоятельной творческой воспитательной работе.

Предмет исследования — процесс формирования умений самостоятельной творческой воспитательной деятельности у студентов/.

В основу нашего исследования положена следующая гипотеза: формирование умений самостоятельной творческой работы у студентов педвуза будет осуществляться более эффективно, если:

•разработать сущность, содержание и структуру умений самостоятельной творческой воспитательной деятельности;

•определить критерии и уровни сформированности умений самостоятельной творческой воспитательной деятельности;

•разработать педагогические условия формирования умений самостоятельной творческой воспитательной деятельности: дифференцированный подход к формированию соответствующих умений в процессе лекционных занятий, сочетание традиционных и новых форм семинарских и лабораторно-практических занятий, включение студентов в разнообразные виды внеаудиторной воспитательной деятельности, способствующей реализации их творческого потенциала.

Исходя из цели и гипотезы исследования, были определены следующие задачи:

1 .Изучить состояние проблемы в теории и практике высшей школы.

2.Раскрыть и обосновать сущность, содержание и структуру умений самостоятельной творческой воспитательной деятельности у будущего учителя.

3.Разработать уровни и критерии сформированности творческих самостоятельных умений.

4.Выявить, обосновать и реализовать педагогические условия, способствующие эффективному формированию самостоятельных творческих воспитательных умений: дифференцированный подход к формированию соответствующих умений в процессе лекционных занятийсочетание традиционных и новых форм практических занятий, включение студентов. в разнообразные виды внеаудиторной воспитательной деятельности способствующей реализации их творческого потенциала.

5 .Разработать методические рекомендации по формированию указанных умений на материале дисциплин психолого-педагогического цикла.

Теоретико-методологической основой исследования в философском аспекте является диалектико-материалистическое положение о всеобщей связи, которая отражена в философских и психолого-педагогических концепциях деятельностного подхода к формированию личности в трудах А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Н. Д. Никандрова и др., в психологическом аспекте — теория развивающего обучения, отраженная в работах В. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, П. А. Менчинской, Н. Ф. Талызиной, Д. В. Эльконина и др.- в дидактическом аспекте — теория формирования научных понятий и исследования по проблеме активизации самостоятельной и творческой деятельности личности, рассмотренные в трудах Б. П. Беспалько, А.К. Громце-вой, И. Я. Лернера, П. И. Пидкасистого, Н. А. Томина, А. В. Усовой, Г. И. Щукиной, Н. М. Яковлевой и др.

В процессе работы над диссертацией были использованы следующие методы:

•изучение психолого-педагогической литературы, монографических материалов в аспекте исследуемой проблемы- :.

•изучение, обобщение и научный анализ эффективного педагогического опыта- •.

•системно-структурный и аналитико-сравнительный анализ педагогических процессов и исследований;

• методы наблюдения, опроса, анкетирования, беседы, экспертного оценивания;

•проведение констатирующего и обучающего этапов эксперимента. Исследование выполнялось в три этапа в течение 1992;1997гг. Первый этан (1992;1994гг.) — подготовительно-поисковый. Посвящен выбору направления и проблемы исследования, изучению и анализу научно-исследовательской литературы и передового педагогического опыта. Осуществлялась разработка программы и понятийного аппарата исследования. Проводился констатирующий эксперимент.

Второй этан (1994;1996гг.) -экспериментально-поисковый. Осуществлен основной констатирующий и формирующий эксперимент. Выявлены и систематизированы педагогические условия формирования умений самостоятельной творческой воспитательной деятельности у студентов. Разработана и апробирована модель формирования творческих самостоятельных умений у будущего учителя.

Проходили проверку педагогические условия успешного формирования умений самостоятельной творческой воспитательной деятельности будущего учителя в вариативном режиме: дифференцированный подход к формированию умений в процессе лекционных занятий, сочетание традиционных и новых форм практических занятий, включение студентов в разнообразные виды внеаудиторной воспитательной деятельности, способствующей реализации их творческого потенциала. Отрабатывались формы и методы педагогического эксперимента. Результаты исследовательской работы докладывались на научных конференциях и отражались в публикациях.

Третий этап (1996;1997 гг.) — внедренческий. Отрабатывались и проверялись теоретическая и практическая идеи исследования. Осуществлялась проверка и обработка результатов исследования. Разрабатывались практические рекомендации и предложения, осуществлялись публикации материалов исследования. Оформлялся и докладывался материал диссертации на кафедре педагогики ЧГПУ.

База исследования. Экспериментальная работа осуществлялась с 1992 года на факультете физической культуры и математическом факультете ЧГПУ. Всего исследованием на констатирующем и формирующем этапах эксперимента было охвачено 408 студентов и учителей.

Теоретическая значимость исследования.

Уточнено и конкретизировано содержание понятий «умения самостоятельной творческой воспитательной деятельности», «структура самостоятельной творческой воспитательной деятельности».

Научная новизна исследования.

1 .Определены сущность, содержание и структура умений самостоятельной творческой воспитательной деятельности будущих учителей.

2.Выявлены педагогические условия формирования умений самостоятельной творческой воспитательной деятельности студентов: дифференцированный подход к формированию данных умений в процессе лекционных занятий, сочетание традиционных и новых форм практических занятий, включение студентов в разнообразные виды внеаудиторной воспитательной деятельности. Практическая значимость исследования заключается:

•в разработке уровней и критериев сфо’рмированности умений самостоятельной творческой воспитательной деятельности;

•в разработке и подготовке методических рекомендаций по исследуемой проблеме;

•в разработке системы заданий к семинарским и лабораторным занятиям, способствующей более эффективной подготовке будущих учителей к самостоятельной творческой воспитательной работе.

Достоверность полученных результатов обеспечена исходными теоретико-методологическими положениями и воспроизводимостью результатов проведенного исследованияразнообразием и взаимодополняемостью методов исследования, адекватных целям, гипотезе и задачам исследованиямноголетним вариативным характером исследованиярепрезентативностью объема выборки участников педагогического экспериментаметодами Математической статистики.

На защиту выносятся следующие положения:

1 .Необходимость подготовки будущего учителя к самостоятельной творческой воспитательной деятельности в учебно-воспитательном процессе в вузе обусловлена возросшими требованиями к уровню профессионального мастерства выпускника педагогического вуза, общественной потребностью в творчески мыслящих и действующих учителях и неразработанностью проблемы формирования умений самостоятельной творческой воспитательной деятельности в теории и практике педагогики.

2.Умения самостоятельной творческой воспитательной деятельности базируются на следующих определяющих их компонентах: 1) эмоциональном возбуждении и самовозбуждении, 2) единстве мысли, чувства и действия, 3) знании педагогической культуры, творческого воспитания и самовоспитания, 4) творческом самоопределении.

3.Эффективность процесса формирования умений самостоятельной творческой воспитательной деятельности значительно повышается при следующих педагогических условиях: дифференцированном подходе к формированию исследуемых умений в процессе лекционных занятийсочетании традиционных и новых форм семинарских и лабораторно-практических занятийвключении студентов в разнообразные виды внеаудиторной воспитательной деятельности, способствующей реализации их творческого потенциала.

Апробация и внедрение результатов. исследования осуществлялась посредством: ••.

• публикаций- •.

• докладов и выступлений на различного уровня научных, научно-практических семинарах, совещаниях и конференциях (ЧГПУ, ЧИПКРО, ЧелГУ);

• работы в структуре кафедральных и межкафедральных методологических семинаров по проблемам образования и воспитания;

• докладов на конференциях по итогам научно-исследовательской работы сотрудников и аспирантов ЧГПУ;

• чтения лекций, проведения практических занятий со слушателями ЧИПКРО;

• работы в качестве преподавателя кафедры педагогики ЧГПУ;

• ведения систематической работы по проблеме исследования в школах № 85,147, 121. А.

Выводы по первой главе.

1 .Потребность современной школы и общества в целом в творчески работающем учителе вызвала необходимость в специальной подготовке будущих учителей к самостоятельной творческой воспитательной деятельности. Творческий учитель должен отличаться дополнительными качествами, в ряду которых способность мыслить и действовать творчески, самостоятельно, нетрадиционно.

2.Умения самостоятельной творческой воспитательной деятельности — это владение определенными способами и приемами воспитания, которые позволяют учителю-воспитателю формировать и развивать творческую самостоятельность и творческие способности учащихся и на основе сознательного использования психолого-педагогических знаний продуктивно решать воспитательные задачи.

3.На основе анализа основополагающих для самостоятельной творческой воспитательной деятельности понятий мы выделили компоненты структуры этой деятельности: эмоционально-мотивационный компонент, компонент единства мыслей, чувств и действий, культуро-творческий компонент и компонент самоопределения.

4.На основе анализа структуры умений самостоятельной творческой воспитательной деятельности мы выделили комплекс умений самостоятельной творческой воспитательной деятельности, включающий в себя следующие умения: проявлять познавательно-воспитательную активностьпринимать нетрадиционные решениярационализаторство и изобретательстворазвития склонностей и способностей к воспитательной деятельностиосуществления исследовательского подхода б этой деятельностисамооценки творческой воспитательной деятельностиосуществления индивидуального подхода к самостоятельной творческой воспитательной деятельности. Мы определили и соответствующие слагаемые компоненты этих умений.

5.Условия эффективной подготовки будущего учителя к самостоятельной творческой воспитательной деятельности представляют собой динамичный комплекс, включающий:

— дифференцированный подход к формированию умений самостоятельной творческой воспитательной деятельности в процессе лекционных занятий;

— сочетание традиционных и новых форм семинарских и лаборатор-но-практических занятий;

— включение студентов в разнообразные виды внеаудиторной воспитательной деятельности, способствующей реализации их творческого потенциала.

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ УМЕНИЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

2.1. Цели и задачи опытно-экспериментальной работы.

В ходе теоретического анализа исследуемой проблемы, которому была посвящена первая глава, мы выдвинули ряд предположений, требующих экспериментальной проверки: условиями, обеспечивающими эффективность процесса формирования умений самостоятельной творческой воспитательной деятельности являются: дифференцированный подход к формированию исследуемых умений у будущих учителей в процессе лекционных занятийсочетание традиционных и новых форм семинарских и лабораторно-практических занятийвключение студентов в разнообразные виды внеаудиторной воспитательной деятельности, способствующей реализации их творческого потенциала.

Проверка этих предположений осуществлялась в ходе опытно-экспериментальной работы, основной целью которой было формирование у будущих учителей исследуемых умений. В эксперименте приняли участие студенты факультета физической культуры и математического факультета Челябинского государственного педагогического университета и учителя школ Челябинской области. Эксперимент осуществлялся в ходе изучения студентами дисциплин психолого-педагогического блока, внеучебной профессионально-педагогической деятельности будущих учителей в вузе и педагогической практики. Всего экспериментом было охвачено 216 студентов и 182 учителя. Опытно-экспериментальная работа проводилась в несколько этапов.

Основной целью первого этапа эксперимента — констатирующего — являлось выявление уровня готовности студентов к осуществлению самостоятельной творческой воспитательной деятельности СТВД. В ходе эксперимента было опрошено 216 студентов двух факультетов ЧГПУ и 182 учителя Челябинской области, проходивших курсовую подготовку в Челябинском институте повышения квалификации работников образования.

В целом 95,1% (172 человека) учителей и 90,3% (195 человек) студентов признают профессиональную и общественную значимость указанных умений, На вопрос: «Нужно ли обучать в вузе умениям самостоятельной творческой воспитательной деятельности? Для чего?» — были получены следующие типичные ответы: «Обязательно, иначе мы не сможем воспитать творческую личность в своих учениках» (Леонова Вероника, мат. факультет), «Без владения такими умениями учителю трудно будет найти свой индивидуальный стиль педагогической деятельности. Без них учитель никогда не станет мастером, новатором» (Семенков Вадим, факультет физкультуры), «Такие умения делают интересной, достойной подражания личность учителя в глазах его учеников» (Камендровская Наташа, математический факультет). Несколько иная картина в отношении потребности к осуществлению самостоятельной творческой воспитательной деятельности. Испытывают необходимость в самостоятельной творческой воспитательной деятельности 91,2% (166 человек) учителей и 73,6% (159 человек) студентов. К наиболее значимым умениям опрошенные относят умение осуществлять индивидуальный подход к воспитанникам, принимать нетрадиционные решения в воспитал тельных ситуациях, умение рационализировать собственную педагогическую деятельность. Однако, умения, связанные с исследованием самостоятельной творческой воспитательной деятельности, её критической оценкой, оптимальным использованием собственных склонностей и способностей большинством опрошенных не выделяются.

Экспериментальная работа проводилась в течении двух лет до начала формирующего эксперимента и параллельно с ним. Это позволило определить группы в рамках основного эксперимента.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Глобальные процессы демократизации и гуманизации общества и связанное с ними реформирование современной российской школы предъявляют высокие требования к профессионально-педагогической подготовке учителей, в том числе к их подготовке к реализации задач самостоятельной творческой воспитательной деятельности.

Основные направления перестройки высшего и среднего специального образования на одно из первых мест ставят такие качества современного специалиста, как инициативность и ответственность, постоянная потребность в обновлении и обогащении своих знаний, способность к новаторству и творчеству.

Таков социальный заказ. Между тем, он вступает в противоречие со сложившейся практикой вузовского преподавания, не дающей достаточных умений самостоятельной творческой воспитательной деятельности. Это и определило актуальность настоящего исследования.

Изучение современного состояния самостоятельной творческой воспитательной деятельности, анализ психолого-педагогической литературы, опыт работы в вузе показали, что подготовка к самостоятельной творческой воспитательной деятельности в учебно-воспитательном процессе вуза крайне необходима. Эта подготовка обусловлена возросшими требованиями к личности учителя и его деятельности.

Одним из резервов повышения эффективности учебновоспитательного процесса в высшей школе является реализация принципа t самостоятельности и активности в обучении и воспитании, проявляющаяся в совершенствовании умений самостоятельной творческой воспитательной деятельности.

Наше исследование посвящено важной проблеме подготовки будущих учителей к самостоятельной творческой воспитательной деятельности посредством формирования у них соответствующих умений. Главная задача исследования — разработка содержания, структуры и педагогических условий формирования умений самостоятельной творческой воспитательной деятельности.

Отправной точкой работы явился анализ понятия «умения самостоятельной творческой воспитательной деятельности».

Весьма важным в нашей работе было определение содержания уровней и критериев умений самостоятельной творческой воспитательной работы в подготовке студентов к воспитательной деятельности.

Проведенное исследование показало, что самостоятельный творческий процесс педагогической деятельности учителя, его структура и организация являются важным условием успешности воспитания школьников. Это привело нас к необходимости разработки структуры самостоятельной творческой воспитательной деятельности, состоящей из четырех компонентов: эмоционального возбуждения и самовозбужденияединства мысли чувства и действиякультуры творческого воспитания и самовоспитаниятворческого самоопределения.

Комплекс умений, необходимых для осуществления самостоятельной творческой воспитательной деятельности включает следующие умения: проявлять познавательно-воспитательную активностьпринимать нетрадиционные решениярационализаторства и изобретательстваразвивать склонности и способности субъектов воспитательной деятельностиосуществлять исследовательский подход в самостоятельной творческой воспитательной деятельностисамооценки творческой воспитательной деятельностиосуществлять индивидуальный подход. Наше исследование выявило основные слагаемые названных умений.

Проведенное исследование показало, что процесс формирования умений самостоятельной творческой воспитательной деятельности протекает успешно при реализации совокупности условий, включающих дифференцированный подход в процессе лекционных занятий, сочетание традиционных и новых форм семинарских и лабораторно-практических занятий, включение студентов в разнообразные виды внеаудиторной воспитательной деятельности, способствующей реализации их творческого потенциала.

В ходе опытной экспериментальной работы учитывался поэтапный характер процесса формирования умений самостоятельной творческой воспитательной деятельности.

В исследовании получены данные, научная новизна, теоретическая и практическая значимость которых заключается в том, что уточнено и конкретизировано содержание понятий «умения самостоятельной творческой воспитательной деятельности», «структура самостоятельной творческой воспитательной деятельности" — выявлен комплекс умений самостоятельной творческой воспитательной деятельности, определена его сущность, содержание и структура, выявлены и экспериментально проверены педагогические условия эффективного формирования умений самостоятельной, творческой воспитательной деятельностиразработаны уровни и критерии сформированности исследуемых умений, методические рекомендации по исследуемой проблеме.

Результаты теоретико-экспериментального исследования подтверждают гипотезу и позволяют сделать следующие выводы.

1. Проблема формирования умений самостоятельной творческой воспитательной деятельности требует своего решения. Ее актуальность обусловлена объективно существующей потребностью школы и общества в целом в Л творчески работающем учителе, а также недостаточной теоретической и практической разработанностью. Одним из путей решения этой проблемы является выявление и создание педагогических условий эффективного формирования умений самостоятельной творческой воспитательной деятельности.

2. Успешность и продуктивность самостоятельной творческой воспитательной деятельности зависит от практической готовности к ней, в основе которой лежит комплекс соответствующих деятельности профессионально значимых умений. Под умениями самостоятельной творческой воспитательной деятельности мы понимаем владение определенными способами и приемами воспитания, которые позволяют учителю-воспитателю формировать и развивать творческую самостоятельность и творческие способности учащихся и на основе сознательного использования психолого-педагогических знаний продуктивно решать воспитательные задачи.

3. На основе анализа основополагающих для самостоятельной творческой воспитательной деятельности мы выделили комплекс умений самостоятельной творческой воспитательной деятельности и определили слагаемые умений. .

4. Формирование умений самостоятельной творческой воспитательной деятельности будет проходить более эффективно при использовании дифференцированного подхода в процессе лекционных занятийсочетании традиционных и новых форм семинарских и лабораторно-практических занятийвключении студентов в разнообразные виды внеаудиторной воспитательной деятельности, способствующей реализации их творческого потенциала. Комплекс педагогических условий эффективного формирования умений самостоятельной творческой воспитательной деятельности является необходимым и достаточным для успешной подготовки к самостоятельной творческой воспитательной деятельности. j.

5. Результатом подготовки будущих учителей к самостоятельной творческой воспитательной деятельности выступает сформированность соответствующих умений и готовность к осуществлению названной деятельности. Основным критерием определения сформированности у студента данного умения является его продвижение на более высокий уровень. Показателями, характеризующими уровни сформированности умений, являются сформиро-ванность соответствующего мотива самостоятельной творческой воспитательной деятельности, владение системой профессионально-педагогических знаний, необходимых для осуществления деятельности, регулярность (систематичность) выполнения умения.

Проведенная исследовательская работа подтвердила, что реализация определенных педагогических условий формирования умений самостоятельной творческой воспитательной деятельности приводит в абсолютном большинстве случаев (96%) к достижению как минимум достаточных, как максимум высоких результатов в формировании готовности к самостоятельной творческой воспитательной деятельности студентов педагогических вузов.

Однако, разрабатываемая нами проблема нуждается в дальнейшем исследовании по таким направлениям, как формирование исследуемых умений в процессе педагогической практики, соотношение умений самостоятельности и творческой воспитательной деятельности, мониторинг самостоятельной творческой деятельности.

В этих направлениях нами и будет продолжено дальнейшее исследование.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А. Общепедагогическая подготовка в системе высшего педагогического образования -М.: Просвещение 1990. 141 с.
  2. О.А. О формировании педагогических умений. Советская педагогика, 1972, № 11.
  3. Ю.П. Искусство воспитывать. М.: ПросвящениеД985. 448с. ¦
  4. Ю.П. О мастерстве воспитания. -М.: ЗнаниеД974. 64 с.
  5. Акимова А.П.О характере профессиональных умений в деятельности педа-гогов-мастеров//Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы./Под ред. Н. В. Кузьминой. Л., 1973. — С.37−44.
  6. Актуальные вопросы формирования познавательной активности студентов педвуза: Сб. статей / Ред. коллегия: Н. Н. Кузьмин (отв. ред.) и др. Воронеж: ВГПИ, 1978. — 112 с.
  7. Актуальные проблемы развития творческой активности студенческой молодежи: Материалы 5 совместной науч.-практ. конф. Воронеж, ун-та и Унта им. Мартина Лютера (ГДР). Воронеж,!988. -214 с.
  8. Ю.Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука М.: Сов. радий, 1979−175с.
  9. П.Ананьев В. Г. Человек как предмет познания-Л.: ЛГУ, 1968 89 с.
  10. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности Казань, Изд. КГУ, 1988, — 238 с.
  11. В.И. Педагогика творческого развития. Инновационный курс. Книга 1,-Казань, Изд. КГУ, 1996, — 567 с.
  12. С. И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. М.: Высш. шк., 1976. — 200 с.
  13. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высш. шк., 1980. — 368 с.
  14. А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров / Институт практической психологии: НПО «МОДЕК» Воронеж, 1996.-768 с.
  15. П.Афанасьев В. Г. Человек в управлении обществом.- М.: Политиздат, 1977— 382 с.
  16. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. -М.: Просвещение, 1982. 192 с.
  17. Г. Д. Взаимосвязь профессионального интереса и склонности к педагогической деятельности.// Вопросы психологии 1987 — № 2 — С. 6269.
  18. В.В. Педагогические условия подготовки будущего учителя к управлению конфликтом в учебно-воспитательном процессе школы: Авто-реф. дис. канд. пед. наук. Челябинск: ЧГПУ, 1996 .- 24 с.
  19. Н.Ф. Теория и практика формирования у студентов умений конструктивной воспитательной деятельности //Пути повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в педагогическом вузе. Челябинск, 1985.-С. 12−20.
  20. Н.Ф. Формирование дидактических умений будущего учителя в процессе вузовской общепедагогической подготовки . Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ин-та, 1996. — 87 с.
  21. Н.Г. Культура публичного выступления: Краткие метод, указания и упражнения. М.: Изд-во ВКЛ при ЦК ВЛКСМ, 1972. — 117 с.
  22. И.И. Культура умственного труда Горький: Волго-Вят. кн. изд-во, 1969.-95 с.
  23. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Просвещение, 1989. -192 с.
  24. B.C. Мышление как творчество (Введение в логику мысленного диалога).-М.: Политиздат, 1975.-399 с.
  25. П.П. Как изучать школьников М.: Новая Москва, 1926 — 31 с.
  26. Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчест-ва.-Р/н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1983. 173 с.
  27. Е.И. Еще раз об умениях й навыках //Вопр. психологии. 1957. № 1. -С. 64−71.
  28. Большая советская энциклопедия. Т. 48- М.: Изд. Сов. энциклопедия, 1978.31 .Бондаревский В. Б. Организация самостоятельной работы студентов // Советская педагогика. 1968 — № 8. — С. 110−119.
  29. С.М. Лекционное преподавание в высшей школе Горький: Изд-во Горьк. пед. ин-таим. Горького, 1939.-271 с.
  30. В.М. Активизация мыслительной деятельности студента в высшей школе. Киев: Вища школа, 1979. — 215 с.
  31. С.Г. Общее образование взрослых: Стимулы и мотивы. М.: Педагогика, 1987. — 184 с.
  32. С.Г. Психолого-педагогические проблемы деятельности молодого учителя.-Л.: Знание, 1983. 92 с.
  33. И.П. Приобщение к творчеству-М.: Просвещение, 1973, — 228 с.
  34. Вопросы воспитания познавательной активности и самостоятельности школьников. Сб. статей / Под ред. Салимова Э. А. Казань, 1972. — 314 с.
  35. JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1967. 93 с.
  36. М.А. Теоретические основы формирования творческой личности школьника в процессе политехнической подготовки. Дис. доктора пед. наук / АПН СССР, — М., 1987, — 328 с.
  37. П.Я. Введение в психологию. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. -150 с.
  38. Ш. И. Дидактический принцип сознательности,— М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961 223 с.
  39. М.Г. Исследования по проблемам активизации самостоятельной работы студентов: (обзорная информация). -М.:НИИВШ, 1976.
  40. М.Г. Развитие у учащихся восьмилетней школы опыта творческой деятельности в процессе выполнения самостоятельных работ. Автореф. дис.канд. пед. наук. М., 1973.
  41. Д.М., Стенли Д. М. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976.-495 с.
  42. Е.Я. К вопросу о видах учебно-методических знаний в работе над книгой // Вопросы воспитания мышления в процессе обучения / Под ред. П. Н. Гвоздева, Ш. И. Ганелина. М., 1949, — 356 с.
  43. Ф.Н. Психологический анализ педагогических способностей // Способности и интересы. -М., 1962 С. 63−72.
  44. Ф.Н. Психология. Учебное пособие для пед. ин-тов / Под ред. А. А. Смирнова и др.-М.: Учпедгиз, 1956.-575 с.
  45. Н.К. Дифференциация и индивидуализация образования в современных условиях // Проблемы социалистической педагогики М.: Педагогика, 1973,-с. 338−341.
  46. Г. Г. Педагогические условия подготовки студентов к творческой профессионально-педагогической деятельности во внеаудиторной исследовательской работе: Дис. канд. пед. наук-Челябинск, 1983,-233 с.
  47. М. Собрание сочинений: В 30 т., Т. 27, — М.: Госполитиздат, 1949,-519 с.
  48. А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию.: Учеб. пособие по спецкурсу для пединститутов. М.: Просвещение, 1983.- 144 с.
  49. А.Д. Виды обобщения в обучении: (Логико-психологические проблемы построения учебных предметов). М.: Просвещение, 1972. -423с.
  50. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теорет. и экспе-рим. психол. исслед. / АПН СССР-М.: Педагогика, 1986.-239 с.
  51. В.В. Теория развивающего обучения. М.: ЙНТОР 1996.-544 с.
  52. В. Описательная психология: Пер с нем.- 2-е изд.- СПб.: Але-тейя, 1996 160 с.
  53. .П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. М.: Учпедгиз, 1961.-239 с.
  54. Инновационное обучение: стратегия и практика. Материалы Первого научно-практического семинара психологов и организаторов школьного образования. Сочи, 3−10 окт. 1993 г. /Под ред. Б. Я. Ляудис.-М., 1994. -303с.
  55. Интенсификация творческой деятельности студентов / В. И. Андреева и др.- Казань: КГУ, 1990.- 187 с.
  56. Н.П. Мировоззрение и творчество // Формирование диалекти-ко-материалистического мировоззрения у учащейся молодежи. Смоленск, 1970. — С. 23−34.
  57. Л.Б. Лекции по современным проблемам психологии обучения.- Владимир: Изд-во Владимир, гос. пед. ин-та, 1970. 264 с.
  58. Л.Б. Математические методы в педагогике и педагогической психологии: В 2ч. М.: Просвещение, 1971: — 4.1. — 60 с. — 4.2. — 56 с.
  59. Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся М.: Просвещение, 1968. — 288 с.
  60. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. -Грозный: Изд-во Грозн. гос. пед. ин-та, 1976. 147 с.
  61. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1987. 190 с.
  62. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990.- 140 с.
  63. И. Собрание сочинений: В 8 т.: Перевод / Под общ. ред. А.В. Гулы-ги.- Юбил. Изд., 1794−1994, — М.: ЧОРОД994-, — (Мировая филосф. мысль). Т.8.
  64. П.Л. Некоторые принципы творческого воспитания и образования // Вопросы философии. 1971. — № 7С. 114−115.
  65. .М. Социальное и биологическое в научном творчестве // Биологическое и социальное в развитии человека-М.: Мысль, 1997 140 с.
  66. А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. Казань.: Изд-во Казан, ун-та, 1982. — 224 с.
  67. С.И. Формирование у студентов педагогических умений и навыков в условиях университетского образования. Л.: Изд-во Ленингр. унта, 1973. -152 с.
  68. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе,— М.: Знание, 1989, — 80 с.
  69. З.И. Методика подготовки и проведения публичного выступления (лекции, беседы). М.: Знание, 1966. — 48 с.
  70. Д.М. Основы теории творчества: Пособие для студентов и учителей-Екатеринбург, 1993 -79 с.
  71. Кон И. С. Социология личности-М.: Политиздат. 1967 383 с.
  72. .И. Учение процесс творческий. — М.: Просвещение, 1989. -158 с.
  73. А.И. Педагогические основы самовоспитания. М.: Знание, 1974. -64 с.
  74. А.И. Педагогическое исследование. Рязань: Изд-во Рязан. гос. пед. ин-та, 1975. — 178 с.
  75. П.Ф. Формирование развитой творческой личности студента (философски-социологический и методологический анализ). Киев: Вища шк., 1984.- 155 с.
  76. В.В. Место и функции эксперимента в педагогическом исследовании. -М.: Просвещение, 1973. 98 с.
  77. В.В. Преподавание как творческая' деятельность учителя/дидактика средней школы М.: Просвещение, 1982.-319 с.
  78. В.Т. Технология творческого мышления— М.: Изд. МГУ, 1975.-209 с.
  79. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1970.-114 с.
  80. Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л.: Изд-во ЛГУ, 1967. -183 с.
  81. Н.В. Способности, одаренность, талант учителя: (В помощь лектору). Л.: Знание, 1985. 32 с.
  82. Ю.Н. Творческое мышление и профессиональная деятельность учителей / Вопросы психологии, — 1986 -№ 2 С.21−30.
  83. Ю.Н. Психология обучения взрослых— М.: Просвещение, 1985, — 127 с.
  84. ЮО.Кыверялг А. А. Методы исследования в профессиональной педагогике.
  85. Таллин: Валгус, 1980. 334 с. 101 Левчук З. С. Формирование готовности к профессиональному творчеству: Дис.канд. пед. наук. — Минск, 1992. — 178 с.
  86. В.А. Самообразование и рефлексия в научном познании // Общественные науки 1980-л. 2. С. 123−137.
  87. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
  88. Ю4.Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981. Л
  89. Ю5.Лернер И. Я. Дидактические основы формирования самостоятельности учащихся при изучении гуманитарных дисциплин: Дис. д-ра пед. наук. М., I1970.- 810 с. ' ««««
  90. Юб.Лернер И. Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей //Научное творчество. М.: Наука, 1969. — С. 41*3−418.
  91. Л.В. Подготовка к творчеству: опыт ГДР //Советская педагогика. 1988, — № 12.-С. 110−112.
  92. Н.А. Организация самостоятельных работ студентов младших курсов вуза: Дис.канд. пед. наук, 1983.- 187 с.
  93. Л.М. Формирование творческой индивидуальности учителя в педагогическом вузе. Ташкент: ФАН, 1986. — 96 с.
  94. О.Макаренко А. С. Сочинения: В 7 т., Т.5.- М.: Издательство АПН РСФСР, 1957.
  95. Ш. Марьенко Т. Ю. Подготовка будущих учителей к работе в пед, классах в условиях многопрофильной гимназии: Дис. канд. пед. наук. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 1997.—178с.
  96. А. Условия творческого труда. М.: Мир, 1970. — 303 с.
  97. С.Е. Знания и навыки неотделимы. Челябинск: Кн. изд-во, 1963.-63 с.
  98. М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1978.
  99. .С. Талант писателя и процессы творчества Л.: Сов. писатель, Ленинградское отд., 1969 — 446 с.
  100. Методы педагогических исследований /Под ред. В. И. Журавлева. М.: Педагогика, 1979. — 255 с.
  101. И7.Низамов Р. А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1975. — 303 с.
  102. Р.А. Проблема форм и методов обучения в вузе //Психолого-педагогические вопросы обучения и эстетического воспитания. Казань, 1975.-С. 25−44.
  103. П9.Никандров Н. Д., Петрова Е. Д. Система организационных форм обучения в педагогическом институте // Содержание, методы и формы обучения в институте. Л., 1977. — С. 3−15.
  104. Р.А., Кан-Калик В.А. Творчество как условие профессиональной подготовки будущего учителя //Сов педагогика. 1982. — № 4. — С. 90−92.
  105. Е.Ю. Педагогические условия подготовки будущего учителя к осуществлению дифференцированного обучения в школе: Дис. канд. пед. наук-Челябинск, 1995 196 с.
  106. Новое педагогическое мышление: Сборник статей./ Под ред. А.В. Петровского-М.: Педагогика, 1989.-278 с.
  107. И.Г. Подготовку учительских кадров на уровень современных задач //Преподавание педагогических дисциплин в высшей школе /Под ред. В. Б. Бондаревского. — М., 1972. — Т.2. — С. 17−27.
  108. Основные направления перестройки высшего и среднего образования в стране: Сборник-М.: Высш. шк., 1987 76 с.
  109. Основы вузовской педагогики /Под ред. Н. В. Кузьминой, И. А. Урклина. Д.: ЛГУ, 1972.-311 с.
  110. Педагогическая энциклопедия: В 4 т М.: Сов. энциклопедия, 19 641 968.
  111. В. Твои возможности, человек! 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Знание, 1984.-272 с.
  112. П.Н. Самостоятельно-познавательная деятельность школьников в обучении. М.: Педагогика, 1980. — 240 с.
  113. Т.А., Рычкова З. Г. Развитие у учащихся интереса к математике с помощью самостоятельных работ— М.: Выспгшк, 1977 48 с.
  114. К.К. О знаниях, навыках и умениях //Сов. педагогика. 1963. -№ 11. С.-98−103.
  115. Я.А. Психология творческого мышления. М.: Изд-во АПН РСФР, 1960.-352 с.
  116. Я.А. Психология творчества и педагогика М.: Педагогика, 1976, — 280 с.
  117. Н.Ю. Творческий стиль деятельности: Педагогический аспект- Казань, 1989. 204 с.
  118. М.М. Как развивать педагогическое творчество. М.: Знание, 1987. -73 с.
  119. М.М. Педагогическое творчество: проблемы развития и опыт. Киев: Радяньська школа, 1988. — 187 с.
  120. Г. И. Формирование у студентов умений и навыков самостоятельной работы с учебной книгой по математике // Профессиональная педагогическая направленность математической подготовки учителя в педагогическом институте. Вологда, 1990. — С.23−26.
  121. Психологические и психофизиологические особенности студентов /Под ред. Н. М. Пейсахова. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1974. — 296 с.
  122. Психологический словарь / Редкол.: В. В. Давыдов и др.- М.: Педагогика, 1983.-447 с.
  123. Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников / На основе их самостоятельной деятельности М.: Педагогика, 1 975 184 с.
  124. Развитие творческой активности студентов в учебной, научно-исследовательской и социально-политической деятельности: Сб. науч. тр. / Гос. ком. СССР по нар. обр. НИИ пробл. высш. шк. М., 1990. — 184 с.
  125. И.П. НОТ учителя. М.: Просвещение, 1982. — 203 с.
  126. И.П. Проблемы развития педагогического творчества учителя: Дне. канд. пед. наук. -М., 1965. -224 с.
  127. В.В. Сумерки просвещения: Сборник. / Сост. В. Н. Щербаков.-М.: Педагогика, Г990.-620 с.
  128. Российская педагогическая энциклопедия / Под ред. В. В. Давыдова /.М.: Большая российская энциклопедия. В 2-х т., 1993.
  129. JI.A. Самостоятельность личности в познании и общении (Опыт теоретического и экспериментального исследования). Пособие по спецкурсу. Р/н/Д, 1975. 297 с.
  130. О. А. Условия формирования профессионально-педагогической направленности будущих учителей в педвузе: Дис.. канд. пед. наук. Курган, 1993. — 208 с.
  131. Г. П. Психолого-педагогические проблемы обучения первокурсников-Калининград, 1975 183 с.
  132. Р.С. Исследование возможности осуществления индивидуального подхода при самостоятельной работе студентов : Дис.. канд. пед. наук. М., 1973. — 192 с.
  133. Р.П. Первоначальная подготовка студентов к научно-педагогическому творчеству //Сов. педагогика, 1974. — № 8. — С. 80−86.
  134. В.А. Научно-исследовательская работа и формирование творческой личности учителя //Организация научно-исследовательской работы в пединститутах. Казань, 1973 -С. 10−11
  135. В.А. Профессиональная готовность учителя к воспитательной работе: содержание, структура, функционирование //Процесс подготовки учителя в системе высшего пед. образования: Межвуз. сб. науч. *тр. /Под ред. В. А. Сластенина. М., 1982.-С. 14−28.
  136. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. — 160 с.
  137. А.А. Психология ребенка и подростка. М., 1928.
  138. Г. В. Коллективная учебно-познавательная деятельность как средство формирования творческой индивидуальности старшеклассников: Дис. канд. пед. наук. — Екатеринбург, 1993. — 214 с.
  139. A.M. Логическая структура учебного материала: Вопросы дидактического анализа / Под ред. М. А. Данилова. М.: Педагогика, 1974. -192с.
  140. Л.Ф. Педагогический эксперимент в области воспитания //Методы педагогического исследования. М.: Просвещение, 1972. — 158с.
  141. В.А. Разговор с молодым директором школы. М.: Просвещение, 1973. -206 с.
  142. В.А. Рождение гражданина. М.: Молодая гвардия, 1971. -336 с.
  143. Г. А. Формирование умений и интегративно-познавательной самостоятельной деятельности в процессе изучения общеобразовательных дисциплин в военно-инженерных учебных заведениях: Авореф. дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1992. -21 с.
  144. Творческая направленность деятельности педагога: Сб. науч. тр./ Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. Л.: НИИ ООВ АПН СССР, 1978. -102 с.
  145. O.K. Структура мыслительной деятельности. М., 1969
  146. Н.А. Изучение, анализ педагогического опыта как важное условие творческой подготовки будущих специалистов. // Пути совершенствования учебно-воспитательного процесса в высшей школе. Челябинск, 1983. С. 63−70.
  147. Н.А. Пути совершенствования педагогической технологии подготовки учителя Челябинск: ЧГПИ, 1991. — 58 с.
  148. Н.А., Белокур Н. Ф. Формирование воспитательных умений будущего учителя в процессе вузовской общепедагогической подготовки: Пособие по спецкурсу. Челябинск: ЧГПИ, 1996. — 96 с.
  149. А.В. Как овладеть рациональными умениями и навыками труда. -Магнитогорск, 1990. 39 с.
  150. В.К. Творчество в системе образования. М: Изд. «Прометей», 1995.-221с.
  151. К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т./ Под ред. В. Я. Струминского. -М.: Учпедгиз, 1953
  152. Философский словарь /Под ред. И. Т. Фроролова, 5-е изд. — М.: Политиздат, 1987. — 590 с.
  153. И. Назначение человека. С.-Петербург: Изд. «Жизнь для всех», 1913.-200 с.
  154. Формы и методы активизации творческой деятельности студентов в процессе обучения: Межвуз. сб. Петрозаводск: ПТУ, 1988. — 160 с.
  155. В.Н. Комплексные творчески задания производственного характера как средство самообразования деятельности учащихся ПТУ. Челябинск: ЧГПИ, 1994. — 49 с.
  156. В.А. Оптимизация методов и приемов обучения. Иркутск, 1985.- 198 с.
  157. С.М. Искусственный интеллект: Гносеологический аспект. -М.: Мысль, 1985.- 199 с.
  158. B.C. Педагогика творчества учащихся. М.: Знаний, 1988. -80 с.
  159. А.Т. Проблемы теории творчества. — М.: Высш. шк., 1972. — 216 с.
  160. Н.М. Исследовательский компонент творческой педагогической деятельности и его реализация в подготовке будущих учителей // Пути повышения эффективности обучения в школе. Челябинск, 1981. — С. 71−79.
  161. Н.М. Подготовка студентов к творческой воспитательной деятельности /Челяб. гос. пед. институт. Челябинск: Изд. ЧГПИ, 1991. 126с.
  162. Н.М. Теория и практика педагогического творчества: Учебное пособие к спецкурсу / Челяб. гос. пед. институт. Челябинск: Изд. ЧГПИ, 1987.-67 с.
  163. Н.М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач: Дис. доктора пед. наук: Челябинск, 1992. — 403 с.
  164. Н.М. Формирование исследовательских умений у студентов педагогического вуза (на материале педагогики): Дис. канд. пед. наук. -Челябинск: Изд. ЧГПИ, 1977. 192 с.
  165. Н.М., Томин Н. А. Подготовка студентов к творческому решению задач воспитания как система // Методология, теория и практика педагогического творчества: Тез. докл. науч.-практ. конф. Челябинск, 1989.
Заполнить форму текущей работой