Совершенствование методов расчета и технических решений безбалластного мостового полотна железнодорожных мостов
Большое значение имеет учет сейсмических нагрузок при проектировании плит. Исследования, выполненные в диссертации, показывают необходимость учета сейсмических воздействий для территорий с балльностью 9 баллов и выше по карте В на мостах длиной более 100 м. В этих районах необходимо применять сейсмостойкие плиты с повышенной несущей способностью. При этом нет необходимости изменять геометрические… Читать ещё >
Содержание
- 1. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ИССЛЕДУЕМОГО ВОПРОСА
- 1. 1. Обзор методов устройства пути на мостах в России и зарубежных странах
- 1. 3. Анализ методов расчета и экспериментальных исследований безбалластного мостового полотна
- 1. 4. Цель и методы исследования
- 2. АНАЛИЗ РАБОТЫ СУЩЕСТВУЮЩЕГО БЕЗБАЛЛАСТНОГО МОСТОВОГО ПОЛОТНА (БМП)
- 2. 1. Анализ основных дефектов существующего БМП и их причин
- 2. 2. Экспериментальный и теоретический анализ работы плит БМП
- 2. 2. 1. Исследование влияния жесткости прокладного слоя на работу плит БМП с различными расстояниями между балками опирания
- 2. 2. 2. Влияние начальных несовершенств плиты на её напряженно-деформируемое состояние
- 2. 3. Экспериментальный и теоретический анализ работы шпилек
- 2. 3. 1. Исследование влияния жесткости прокладного слоя на работу шпилек
- 2. 3. 2. Оценка влияния вибраций и натяжения шпильки на унос плит и раскручивание гаек
- 2. 4. Экспериментальный и теоретический анализ работы прокладных слоев
- 2. 4. 1. Исследование работы прокладного слоя в виде сплошной бетонной подливки
- 2. 4. 2. Исследование работы прокладного слоя из дерева и синтетических материалов
- 2. 4. 3. Экспериментальный анализ релаксации напряжений в полимерном материале прокладного слоя вследствие длительного напряженного состояния сжатия
- 2. 5. Выводы по разделу
- 3. ИССЛЕДОВАНИЕ РАБОТЫ БЕЗБАЛЛАСТНОГО МОСТОВОГО ПОЛОТНА ПРИ ДИНАМИЧЕСКИХ НАГРУЗКАХ
- 3. 1. Влияние жесткости прокладного слоя на динамические характеристики ВСП
- 3. 1. 1. Описание методики и алгоритма оценки влияния характеристик пути на его взаимодействие с подвижным составом
- 3. 1. 2. Анализ результатов расчета динамических свойств пути
- 3. 2. Оценка коэффициента динамики для плит БМП при сходе поезда
- 3. 3. Оценка сейсмостойкости типовой конструкции плит БМП
- 3. 1. Влияние жесткости прокладного слоя на динамические характеристики ВСП
Совершенствование методов расчета и технических решений безбалластного мостового полотна железнодорожных мостов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Безбалластное мостовое полотно (БМП) является в настоящее время основным видом мостового полотна на железнодорожных мостах. Первые конструкции БМП разработаны в НИИ мостов и институте Ленгипротрансмост в середине 70-х годов прошлого века. Авторы полагали практически неограниченную долговечность конструкции и низкие расходы на содержание БМП. Более чем 40-летний опыт эксплуатации показал, что БМП имеет лучшие эксплуатационные показатели, чем применяемое ранее мостовое полотно на деревянных брусьях. Однако опыт эксплуатации БМП показал, что в нем возникают эксплуатационные дефекты. Эти дефекты при своевременном устранении не приводят к нарушению безопасности движения. Тем не менее, развитие дефектов и повреждений БМП отрицательно сказывается на эксплуатации мостов и требует совершенствования вопросов проектирования, укладки и эксплуатации БМП.
В диссертации анализируется опыт эксплуатации БМП и выявляются основные дефекты конструкции. Для установления причин повреждений элементов БМП выполнены теоретические и экспериментальные исследования работы БМП и его фрагментов. На основе выполненных исследований разработаны рекомендации по оптимизации жесткости прокладного слоя БМП, по натяжению шпилек, по повышению трещиностойкости плит. Разработана методика расчета плит БМП и технология их изготовления с применением фибробетона.
В настоящее время разрабатывается новая конструкция опирания плит на балки проезжей части и обосновывается возможность применения плит для мостов на линиях с высокоскоростным движением.
Материалы исследований внедрены в Инструкцию по содержанию и расчету БМП, а также использованы при разработке предложений по содержанию БМП на ряде мостов железнодорожной сети России.
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ.
Выполненные исследования позволяют сформулировать следующие общие выводы по работе:
1. Опыт эксплуатации БМП показал высокие эксплуатационные характеристики рассматриваемой конструкции. Однако ей присущи и нежелательные дефекты. К их числу относятся трещины в плитах БМП, расстройство узлов сопряжения плит с балками проезжей части и повреждение прокладного слоя. Определенные проблемы возникают и с укладкой БМП. Технология укладки связана со значительными трудозатратами и затруднительна в зимнее время. Сложившееся состояние вопроса требует совершенствования методов расчета и новых технических решений БМП, позволяющих устранить наблюдаемые на практике дефекты рассматриваемой конструкции и, в конечном итоге, повысить ее надежность, долговечность.
2. Анализ дефектов БМП позволяет выделить два принципиально разных технических решения устройства БМП. Это полотно с заранее изготовленными прокладными слоями и полотно с прокладными слоями, которые изготавливаются на месте. Особенности работы этих типов БМП существенно различаются.
Для мостового полотна с монолитным прокладным слоем, который изготавливается на месте, а плита служит для него опалубкой, отсутствуют напряжения в плите, связанные с устранением монтажных зазоров между плитой и слоем при натяжении шпилек. Монолитный прокладной слой выполняется из жестких материалов (бетоны, полимербетоны), поэтому путь на таких материалах характеризуется высокой жесткостью. Высокая жесткость прокладного слоя приводит к его неравномерной загрузке, а в ряде случаев к отрыву плиты от прокладного слоя на части поверхности контакта. Все это приводит к преждевременному износу слоев и нежелательным динамическим эффектам при проходе поезда.
Для БМП, которое укладывается на заранее изготовленные прокладные слои, используются материалы с относительно небольшим модулем упругости. Упругий слой при этом равномерно загружается как при натяжении шпилек, так и при проходе по плите колесной пары. Однако при этом происходит обезгруживание шпилек, приводящее к раскручиванию гаек или к усталостному разрушению шпильки.
3. В работе установлены необходимые жесткости прокладного слоя и необходимое натяжение элементов крепления, исходя из условия эксплуатационной надежности работы шпилек. Для жестких прокладных слоев из бетонов и полимербетонов нет необходимости тянуть шпильки на 12−20 тс как это рекомендуется в инструкциях [32, 33]. Для обеспечения передачи на пролетное строение нагрузок от подвижного состава достаточно натяжения шпильки на величину 6 тс.
Что касается плит, укладываемых на податливые прокладные слои, то для них недопустимо укладывать плиты на материалы с модулем упругости менее 50 МПа, поскольку это приводит к чрезмерному обезгруживанию шпилек, их ослаблению, раскручиванию, неудовлетворительной работе шпилек на выносливость, расстройству геометрии пути и другим негативным эффектам.
4. Анализ работы БМП однозначно показывает, что во всех случаях плиты в большей или меньшей степени работают на знакопеременную нагрузку. В связи с этим в существующих конструкциях плит должны возникать усталостные трещины.
5. Выполненный анализ позволил рекомендовать подходы к расчету плит и оценивать поперечные и продольные моменты в плитах в зависимости от жесткости прокладного слояВ любом случае плиты должны считать, как на положительный момент, так и на отрицательный, вызванный натяжением шпилек и выдергиванием плиты при нахождении поезда перед плитой. По данным выполненных исследований этот момент может достигать до 50% от положительного при проходе поезда.
6. Считается, что снижение жесткости мостового полотна приводит к уменьшению динамических нагрузок на путь и улучшению плавности хода экипажей. Этот вывод в целом подтверждается в выполненных исследованиях, но для некоторых дефектов, например стыков рельсов наоборот, повышение жесткости приводит к понижению силы удара о стык колесной пары. Поэтому в зоне стыков повышение податливости нерационально.
7. Проведенные исследования позволяют заключить, что регулирование жесткости прокладного слоя и подрельсового основания позволяют добиться таких же динамических характеристик, как и при езде на балласте. Однако в работе показана нежелательность снижения жесткости прокладного слоя ниже 50 МПа, так как это приводит к целому ряду негативных эффектов при работе элементов БМП. Снижение жесткости пути целесообразно осуществлять за счет специальных конструкций крепления рельса к плите. При этом можно рекомендовать жесткость прокладного слоя иметь в диапазоне 80−100 МПа, а жесткость подрельсового основания в 5 МПа при затухании у-0,3−0,4.
8. Анализ динамических эффектов при сходе поезда с рельс показал, что давление на плиту в момент удара может в 2−2,3 раза превышать статическое. Такой эффект наблюдается при сходе поезда на БМП с бетонным прокладным слоем над опорой моста. Выявленный эффект следует учитывать при армировании плит БМП.
9. Большое значение имеет учет сейсмических нагрузок при проектировании плит. Исследования, выполненные в диссертации, показывают необходимость учета сейсмических воздействий для территорий с балльностью 9 баллов и выше по карте В на мостах длиной более 100 м. В этих районах необходимо применять сейсмостойкие плиты с повышенной несущей способностью. При этом нет необходимости изменять геометрические размеры плит. Достаточно, например, использовать фибробетон при исполнении сейсмостойких плит.
Список литературы
- Айзенберг Я.М. Сейсмическое зонирование для строительных норм. Сейсмостойкое строительство, № 6, 2000. с.40−43.
- Амелин C.B., Андреев Г. Е. Устройство и эксплуатация пути. М.: Транспорт, 1986.
- Амелин C.B., Смирнов М. П., Рязанцев В. И., Сильницкий Ю. М. Устройство, ремонт и текущее содержание железнодорожного пути. M.: Транспорт, 1981.
- Астрахан А. Х, Брик А. Л., Клейнер P.C., Кучанова А. Ю., Седова Н. М., Симкин А. Ю., Ткаченко С. С., Уздин A.M., Шульман С. А. Узел крепления плит проезжей части к главным балкам моста. A.c. СССР, МКИ E01D 7/02, N 1 266 919.
- Астрахан А.Х., Брик А. Л., Костырко Ф. Г. Клейнер P.C., Ткаченко С. С., Уздин A.M., Шульман С. А. Пролетное строение железнодорожного моста. A.c. СССР, МКИ E01D 7/02, N 1 229 249.
- Беляев H.A. Анализ работы металлических пролетных строений с различными типами мостового полотна. В сб. Тр. ВНИИЖТ. вып. 625. М.: Транспорт, 1980. с. 29−35.
- Бондарь Н.Г., Казей И. И., Лесохин Б. Ф., Козьмин Ю. Г. Динамика железнодорожных мостов. М.: Транспорт, 1965. 412 с.
- Брик А. Л, Костырко Ф. Г. Способ сопряжения мостового полотна с балками проезжей части. A.c. СССР N 1 331 934, Е 01 D 1/00, 1987.
- Брик А.Л., Костырко Ф.Г Состояние и перспективы совершенствования безбалластного мостового полотна. В сб. «Новые технологии в мостостроении». СПб.: ПГУПС, 2001. с. 15−16.
- И. Брик A.JI., Костырко Ф. Г. Способ сопряжения мостового полотна с балками проезжей части. A.c. СССР, N 1 346 721 Е Ol D 19/04, 1986.
- Бутлеров Н.Г. Опыт эксплуатации БМП. Путь и путевое хозяйство. М., 2002.
- Бычковский H.H., Данковцев А. Ф. Металлические мосты. -Саратов: Сарат. гос. техн. университет, 2005. ч.1.
- Вериго М.Ф., Коган А. Я. Взаимодействие пути и подвижного состава. -М.: Транспорт, 1986. 559 с.
- Вибрации в технике: справочник. В 6-ти т. / Ред. совет: В. Н. Челомей. М.: Машиностроение, 1981. — Т.4. Вибрационные процессы и машины. / Под ред. Э. Э. Лавендела. 1981. 509 е., ил.
- ВСН 56−97. Проектирование и основные положения технологий производства фибробетонных конструкций. М.: НИИЖБ, 1997.
- Гарг В.К., Дуккипати Р. В. Динамика подвижного состава. М.: Транспорт, 1988. 391 с.
- Гипшман М.Е., Попов В. Н. Проектирование транспортных сооружений. -М.: Транспорт, 1988.
- Данилов В.Н. Расчет рельсовой нити в зоне стыка. Труды ВНИИЖТ, 1952, Вып. 70, 116 с.
- Долгая A.A. Применение теории виброперемещения к анализу смещений зданий с сейсмоизолирующим поясом. Сейсмостойкое строительство. 1998, № 2, с. 29−32.
- Долгая A.A. Применение теории виброперемещения к анализу смещений зданий с сейсмоизолирующим поясом и плит безбалластного мостового полотна./ Вторые Савиновские чтения. Тезисы докладов, 1992, ПВВИСУ, с 24−25.
- Долгая A.A., Индейкин A.B., Уздин A.M. Теория диссипативных систем. СПб.: ПГУПС, 1999. 99 с.
- Долгая A.A., Корпусов C.B., Никитин A.A., Ткаченко С. С., Уздин A.M., Шульман С. А. Опорный узел пролетного строения моста. Патент России, № 2 119 990, приоритет 11.07.1997, per. 10.10.1998.
- Долгая A.A., Корпусов C.B., Никитин A.A., Уздин A.M. Способ сопряжения плиты мостового полотна с балками пролетного строения. Патент России, № 2 119 989, приоритет 16.06.1997, per. 10.10.1998.
- Елисеев О.Н., Уздин A.M. Сейсмостойкое строительство. Учебник. СПб.: Изд. ПВВИСУ, 1997. 371 с.
- Индейкин A.B. Вертикальные колебания балочных пролетных строений с безбалластным мостовым полотном на железобетонных плитах. Сб. Мосты и строительные конструкции. JI., 1963. Вып. 207. ЛИИЖТ.
- Индейкин A.B. Колебания пролетных строений с безбалластным мостовым полотном на железобетонных плитах. Сб. Мосты и строительные конструкции. Л., 1963. Вып. 207. ЛИИЖТ.
- Инструкция по измерению усилий натяжения высокопрочных болтов в эксплуатируемых мостах. / МПС РФ, НИИ мостов СПб.: ПГУПС, 1998. 8 с.
- Инструкция по оценке сейсмостойкости эксплуатируемых мостов на сети железных и автомобильных дорог (на территории Туркменской ССР). -Ашхабад: Ылым, 1988. 106 с.
- Инструкция по применению и проектированию безбалластного мостового полотна на железобетонных плитах на металлических пролетных строениях железнодорожных мостов. М.: Транспорт, 1993.
- Клюкин С.А., Орешкин А. И., Малахова Н. М., Васильева Т. А. Инструкция по применению и проектированию безбалластного мостового полотна на железобетонных плитах на металлических пролетных строениях железнодорожных мостов. — М., 2007.
- Инструкция по содержанию искусственных сооружений. / МПС РФ -М.: Транспорт, 1999. 108 с.
- Капур К., Ламберсон Л. Надежность и проектирование систем. -М.: Мир, 1980. 604 с.
- Карцивадзе Г. Н. Повреждения дорожных искусственных сооружений при сильных землетрясениях. М.: Транспорт, 1969. 56 с.
- Клинов С.И. Железнодорожный путь на искусственных сооружениях. -М.: Транспорт, 1990.
- Козьмин Ю.Г., Васильев ДН. Вертикальная жесткость рельсового пути на мосту. Сб. тр. ЛИИЖТа, вып. 328 Л., 1971. с. 87−97.
- Кондратов В.В., Орешкин А. И., Петров В. А., Уздин A.M. Вопросы надежности и безопасности безбалластного мостового полотна. Сейсмостойкое строительство. Вып 4. 2006 г. СПб. с. 61−65.
- Кондратов В.В., Орешкин А. И., Уздин A.M. Влияние жесткости прокладного слоя на динамику мостового полотна. Известия петербургского университета путей сообщения. Вып 2/2006. СПб.
- Кондратов В.В., Уздин A.M., Харина Ю. А. Основные дефекты конструкции безбалластного мостового полотна на железнодорожных мостах и их влияние на безопасность движения. Сейсмостойкое строительство. Безопасность сооружений. 2004, № 1, с. 44−48.
- Корпусов C.B. Проблемы эксплуатации железнодорожных мостов в условиях скоростного движения. В сб. «Новые технологии в мостостроении». СПб.: ПГУПС, 2001. с. 32−33.
- Костырко Ф.Г. Пути совершенствования безбалластного мостового полона на железобетонных плитах железнодорожных мостов. В сб. «Совершенствование эксплуатационных качеств и содержания мостов и водопропускных труб». Л., ЛИИЖТ, 1980, с. 55−64.
- Костырко Ф.Г. Пути совершенствования безбалластного мостового полотна на железобетонных плитах железнодорожных мостов, с. 55−61. Сборник трудов «Улучшение эксплуатационных качеств и содержания мостов и водопропускных труб». ЛИИЖТ 1980.
- Костырко Ф.Г., Немзер A.M. Анализ конструктивных решений мостового полотна металлических пролетных строений железнодорожных
- Осипов В. О. Мосты тоннели на железных дорогах. Москва. Транспорт. 1988 г.
- Основин В.Н., Шуляков JI. В., Дубяго Д. С. Справочник по строительным материалам и изделиям. Ростов-на-Дону: Изд. «Феникс», 2006.
- ОСТ 32.72−97. Плиты железобетонные безбалластного мостового полотна для металлических пролетных строений железнодорожных мостов. Общие технические условия. / МПС РФ. М.: Департамент пути и сооружений МПС России, 1997.
- Пейчев М.М., Уздин A.M. К вопросу учета демпфирования в рамках СНиП «Строительство в сейсмических районах», Сейсмостойкое строительство. Безопасность сооружений. 2001, № 3, с. 37−39.
- Петропавловский A.A., Богданов H.H., Бондарь Н. Г. и др. под ред. Петропавловского A.A. Проектирование металлических мостов. М.: Транспорт, 1982.
- Подбелло A.M., Подбелло М. С. Обоснование параметров железобетонных плит безбалластного мостового полотна. Сб. Трудов ЛИИЖТа. Повышение эксплуатационных качеств железнодорожных мостов. — Л., 1989.
- Половко A.M. Основы теории надежности. М.: Изд. «Наука», 1964.
- Положение по оценке состояния и содержания искусственных сооружений на железных дорогах Союза ССР. / МПС РФ М.: Транспорт, 1991.28 с.
- Рабочие чертежи «Безбалластное мостовое полотно на железобетонных плитах для металлических пролетных строений железнодорожных мостов», шифр 897. Л.: Ленгипротрансмост, 1991.
- Рекомендации по заданию сейсмических воздействий для расчета зданий разной степени ответственности. СПб — Петропавловск-Камчатский: КамЦентр, 1996,12 с.
- Рекомендации по применению и проектированию безбалластного мостового полотна на железобетонных плитах на металлических пролетныхстроениях железнодорожных мостов. СПб.: НИИ мостов МПС России, 2002.
- Рекомендации по проектированию прикреплений высокопрочными болтами железобетонных плит проезжей части к стальным балкам пролетных строений. -М.: ЦНИИС, 1968.
- Рекомендации по учету податливости опорных элементов безбалластного мостового полотна. Отчет о НИР. Рук. A.M. Уздин. СПб.: ПГУПС, 1996. 34 с.
- Ржаницын А.Р. Теория расчета строительных конструкций на надежность. М.: Стройиздат, 1978.
- Рокки, К. С. Эванс Х.Р. Перевод с англ. Митропольского Н. М., Морозовой J1.B. Под ред. Потапкина A.A. Проектирование стальных мостов. -М.: Транспорт, 1986.
- Руководство по определению грузоподъемности металлических пролетных строений железнодорожных мостов. М.: Транспорт, 1987.
- Руководство по пропуску подвижного состава по железнодорожным мостам. / Главное управление пути МПС РФ. М.: Транспорт, 1993.
- Савинов O.A. Сейсмоизоляция сооружений (концепция, принципа устройства, особенности расчета)./ Избранные статьи и доклады «Динамические проблемы строительной техники» СПб., 1993. с.155−178.
- Саламахин П.М., Воля О. В., Лукин Н. П. Мосты и сооружения на дорогах. -М.: Транспорт, 1991.
- Сахаров O.A. К вопросу задания сейсмического воздействия при многоуровневом проектировании сейсмостойких конструкций Сейсмостойкое строительство. Безопасность сооружений, № 4, 2004 г. с. 7−9.
- Сахаров O.A., Кузнецова И. О. К вопросу об оценке коэффициентов сочетаний сейсмической и железнодорожной нагрузки. Сейсмостойкое строительство, 2006, № 3, с. 21−25.
- Сахаров O.A. Назначение расчетного ускорения с учетом новых карт сейсмического районирования. Сейсмостойкое строительство. Безопасность сооружений. № 2, 2002 г. с.48−49.
- СНиП 2.05.03−84*. Мосты и трубы. / Госстрой СССР. М.: ЦИТП Госстроя СССР, 1996. 214 с.
- СНиП 3.06.04−91. Мосты и трубы. / Госстрой СССР. М.: МГП «Информрекламиздат», 1994. 166 с.
- Технологические правила ремонта каменных бетонных и железобетонных конструкций эксплуатируемых железнодорожных мостов. -М.: Транспорт, 1997.
- ТУ 0991−125−4 685 490−2001. Стальные фибры, фрезерованные из сляба типа «Харекс».
- ТУ 2272−001−44 340 211−2000 Волокно полипропиленовое «фибрин» для дисперсного армирования бетонов. СПб., 2000.
- Угрюмов А.К. Методология расчета парка локомотивов на двухпутных участках в условиях неравномерности движения. Труды ЛИИЖТа, вып. 244. М.-Л.: Транспорт, 1965.
- Угрюмов А.К. Неравномерность движения поездов. М.: Транспорт, 1968.
- Угрюмов А.К. Суточная неравномерность вагонопотоков. Труды ЛИИЖТа, вып. 231. Л., 1964.
- Уздин A.M. Об учете рассеяния энергии при оценке сейсмостойкости транспортных сооружений// Сейсмостойкость транспортных и сетевых сооружений М.: Наука, 1986. с. 35−44.
- Уздин A.M. Оценка статистических характеристик расчетного воздействия при заданной сейсмичности площадки строительства. Сейсмостойкое строительство, 2000, № 2, с. 3−4.
- Уздин A.M. Уточнение коэффициента сочетаний сейсмической и подвижной нагрузок при расчете железнодорожных мостов. Экспресс-информация «Сейсмостойкое строительство», 1983, Вып. 10, с .20−23.
- Уздин A.M., Сандович Т. А., Аль-Насер-Мохомад Самих Амин. Основы теории сейсмостойкости и сейсмостойкого строительства зданий и сооружений. СПб.: Изд. ВНИИГ, 1993. 175 с.
- Указания по устройству и конструкции мостового полотна на железнодорожных мостах. -М.: Транспорт, 1989.
- Указания по устройству и конструкции мостового полотна на железнодорожных мостах. -М.: Транспорт, 1978. с. 12−14.
- Хевиленд Р., Инженерная надежность и расчет на долговечность. Перевод с англ. Чумаченко Б. А. под ред. Баласанова Г. Н. М.: Изд. «Энергия», 1966.
- Цейтлин А.И. Об учете внутреннего трения в нормативных документах по динамическому расчету сооружений.// Строительная механика и расчет сооружений, 1981, № 4, с. 33−38.
- Шебякин О.С., Немзер A.M. Новая конструкция мостового полотна. Путь и путевое хозяйство, 1972, № 8, с 17−19.
- Шестоперов Г. С. Сейсмостойкость мостов М.: Транспорт, 1984.143 с.
- Яковлева Т.Г., Карпушенко Н. И., Клинов С. И. и др. Железнодорожный путь. -М.: Транспорт, 2001.
- Ban- J. The seismic safety of bridges: A view from the design office // th
- European Conference on Earthquake Engineering, Elsevier Science Ltd, Oxford, UK, 2002.
- Cheetham, C.J. and P. Maguire. Coating of Glass Fibres, U.S. Patent 4,173,486, 1979.
- Clarke J. Source: Materials World vol. 6 no. 2 pp. 78−80 February, 1998.
- Fardis M.N. «Code developments in earthquake engineering» University of Patras, Department of Civil Engineering, Patras, Greece. Published by Elsevier Science Ltd. 12-th European Conference on Earthquake Engineering. Paper Reference 845.
- Foss K.A. Coordinates which uncouple the equations of motion of damped linear dynamic system. J. Appl. Mech., 25, 361 (1958).
- Majumdar. A.J. and J.F. Ryder. Glass Fibre Reinforcement of Cement Products, Glass Technology, Vol. 9 (3), p. 78−84, 1968.
- Majumdar. A.J. and R.W. Nurse. Glass Fibre Reinforced Cement, Materials Science and Engineering, Vol. 15, p. 107−127, 1974.
- Ramachandran, V.S. Superplasticizers in concrete. National Research Council of Canada, Division of Building Research, Canadian Building Digest 203, February, 1979.
- Rhodes D. Проблемы внедрения безбалластного пути. Железные дороги мира. № 1, 2002.
- Robins Р J and Austin S A, 'Sprayed and sprayed fibre concrete', Construction Materials Reference Book, Chapter 24, Butterworths, London, March 1992, pp. 24/1−17.