Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Национальные традиции как средство военно-патриотического воспитания молодёжи в условиях поликультурного региона

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования. В условиях идеологической неопределенности, экономической слабости государства, социальной дезинтеграции, морально-психологической неустойчивости, обострения национальных противоречий продолжают усиливаться крайне тревожные процессы, связанные с утратой значительной частью общества, особенно молодежью, духовно-нравственных основ, таких социально-значимых качеств, как… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы организации военно-патриотического воспитания в полиэтнической среде
    • 1. 1. Сущность, особенности военно-патриотического воспитания на основе этнических традиций
    • 1. 2. Современное состояние проблемы восприятия на основе этнопедагогических традиций
    • 1. 3. Социально-психологическая и педагогическая роль национально-этнических традиций в военно-патриотическом воспитании в условиях северокавказского региона
    • 1. 4. Педагогические возможности этнокультурных традиций народов северокавказского региона в воспитательной работе с военнослужащими
  • Глава II. Педагогические условия, средства организации военно-патриотического воспитания на основе национально-этнических традиций
    • 2. 1. Организационно-педагогическое проектирование направлений, способов модернизации системы военно-патриотического воспитания в ставропольском регионе
    • 2. 2. Способы и средства реализации основных направлений модернизации региональной системы патриотического воспитания
    • 2. 3. Условия, факторы повышения эффективности системы военно-патриотического воспитания в поликультурном регионе

Национальные традиции как средство военно-патриотического воспитания молодёжи в условиях поликультурного региона (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В условиях идеологической неопределенности, экономической слабости государства, социальной дезинтеграции, морально-психологической неустойчивости, обострения национальных противоречий продолжают усиливаться крайне тревожные процессы, связанные с утратой значительной частью общества, особенно молодежью, духовно-нравственных основ, таких социально-значимых качеств, как долг, ответственность, гражданственность, патриотизм, что ведет к падению престижа не только военной, но и государственной службы. Одной из причин запоздалого гражданского становления, депатриотизации подрастающих поколений является непродуманное, недальновидное разрушение прежней и слишком затянувшееся создание новой, соответствующей современным реалиям системы патриотического воспитания. Отсутствует и общая стратегия гражданско-патриотического воспитания, ослаблено управление деятельностью социальных институтов государственных структур, ответственных за подготовку молодежи к выполнению конституционного долга.

Усиление в последние годы волны терроризма и экстремизма, национальных конфликтов, локальных войн вновь обусловили востребованность таких основополагающих понятий, как «воинский долг», «героизм и мужество», «патриотизм», «героические традиции», «национальная идея», «национальный характер», «честь», «боевая слава».

Актуальность исследования определяется комплексом военно-патриотических факторов: отказ от культивирования образа внешнего врага в лице стран НАТО, обоюдное стремление России и стран Запада в сотрудничестве против вызовов и угроз сил терроризма и экстремизма, в переосмыслении глобальных интересов России.

Иных подходов требует патриотическое воспитание молодежи в условиях демократизации общества и образования, деструктивных последствий кризисных явлений — феномена «потерянных поколений», трудных и затяжных процессов реформирования Вооруженных Сил.

В системе военного образования основными задачами воспитательной работы являются «воспитание государственного патриотического сознания, верности России, конституционному долгу, гордости за принадлежность к Вооруженным Силам и их офицерскому корпусудисциплинированности и исполнительности, чувства воинского долга, офицерской чести и достоинства. общей культуры и высоких моральных качеств».1.

Для того, чтобы система воспитательной работы могла обеспечить эффективное решение данных задач, необходимо уже в школьном возрасте прививать подрастающим поколениям патриотические качества, ориентировать на патриотические ценности. Однако в связи с диверсификацией образования, его демократизацией, усилением национально-регионального компонента, актуализацией этнопедагогических традиций особенно возрастает трудность обеспечения в образовании и воспитании гармонии федерального и национально-этнического державного и местного патриотизма, нахождения меры между национально-патриотическим и государственным патриотизмом, между гражданским и военным патриотизмом.

Актуальность исследования обусловлена и недостаточной теоретической разработанностью проблемы в новых условиях, в условиях полиэтнического и поликультурного региона. Изучение научной литературы, массового опыта показало, что в новых условиях акцент смещается в сторону национально-региональных интересов, потребностей, особенностей, что нередко приводит к ослаблению державного начала, к перерождению местного патриотизма в.

1 Приказ Министра Обороны РФ № 10 (4 января 2000 г.). — М., 2000. — С.27. (82с.) национализм, к усилению дезинтеграционных процессов в культурном развитии народов.

Для предупреждения таких негативных явлений важно учитывать тот положительный опыт военно-патриотического воспитания, который был наработан отечественной педагогической наукой и практикой в 80-е годы (А.А. Аронов, В. А. Безродный, B.C. Ильин, Н. М. Конжиев, Р. В. Овчинников, Е.Н. Цветаев).

Вопросы воспитания воина-интернационалиста, его морально-психологической подготовки рассматриваются в работах А. Г. Базанова, А. В. Барабанщикова, Н. Ф. Выдрина, Г. В. Средина, Н. Ф. Феденко.

Проблема военно-патриотического воспитания студенческой молодежи нашла глубокое раскрытие в трудах А. Н. Вырщикова, А. Д. Джаббарова, С. В. Домбровского, Д. Д. Ситлова, А. А. Черкасова.

В конце 90-х годов проблема повышения эффективности патриотического воспитания в новых условиях отражена в диссертационных исследованиях В. В. Марьина, В. А. Белевцева, И. В. Горбачевой, И. В. Ипполитовой, А. Г. Трофимчука, В. Т. Татаренко.

Однако, роль этнопедагогических традиций в патриотическом воспитании молодежи в современных условиях раскрыта лишь частично, безотносительно от общих интеграционных процессов в государстве, культуре, образовании. Общие теоретические вопросы, связанные с ролью этнопедагогических знаний, народного опыта воспитания раскрыты в работах И. А. Арабова, В. Ф. Афанасьева, К. И. Бузарова, Г. Н. Волкова, С. Б. Узденовой, И. А. Шорова, Н. В. Кузьминой. Проблемы возрождения русских традиций в образовании и воспитании основательно исследуются в работах Е. В. Бондаревской, Е. П. Белозерцева, С. В. Кульневича, В. В. Макаева, J1. J1. Супруновой, И. А. Терентия, В. К. Шаповалова.

В последние годы технологии использования народных традиций в школе получили научные обоснования в диссертационных исследованиях.

JI.Г. Андреевой, Ф.А.-А. Чотчаевой, Е. В. Кузнецовой, И. О. Поповой, А. С. Койчуевой и других.

Анализ научно-педагогической литературы и диссертационных исследований позволил выявить ряд несоответствий и противоречий: во-первых, несоответствие между потребностями общества в надежной личности защитника отечества и процессом ориентации молодежи преимущественно на общечеловеческие ценности, абстрактно связанных с ценностями «малой родины" — во-вторых, преувеличение местных начал, абсолютизация национального (единичного и особенного) препятствует укреплению государственности (державных начал), укреплению общенациональных начал, интересовв-третьих, противоречие между потребностью в интеграции федерального образовательного пространства и усилением дезинтеграционных узконационалистических процессов в региональных образовательных системахв-четвертых, противоречие между потребностью в модернизации патриотического образования и воспитание и состоянием системы патриотического воспитания в национально-региональных субъектах Российской Федерации. Еще в большей степени противоречия эти имеют место в Ставропольском крае, отличающемся очень сложными социальными и межнациональными отношениями. В связи с этим возникает проблема: как использовать значительный педагогический потенциал народных традиций в целях укрепления российской державности, повышения эффективности патриотического воспитания молодежи в поликультурной среде?

Актуальность и недостаточная разработанность проблемы определили выбор темы исследования: «Национальные традиции как средство военно-патриотического воспитания молодежи. (В условиях поликультурного региона)».

Объект исследования — процесс военно-патриотического воспитания молодежи в поликультурной среде.

Предмет исследования — социально-педагогические условия использования народных традиций в военно-патриотическом воспитании молодежи в поликультурной среде.

Цель исследования — теоретическое обоснование и опытно-экспериментальная апробация технологии организации военно-патриотического воспитания учащейся молодежи на основе народных традиций.

Гипотеза заключается в том, что технология организации военно-патриотического воспитания учащейся молодежи может быть эффективней, если:

— разработаны концептуальные основы проектирования модели русской национальной школы как системообразующего фактора укрепления российской государственности, патриотической консолидации народов России;

— осмыслены и поняты сущность, функциональное назначение, педагогический потенциал народных традиций в контексте современных военно-политических, социокультурных процессов в полиэтническом регионе;

— определены и обоснованы содержание, структура военно-патриотического воспитания учащейся молодежи с учетом национально-этнических традиций;

— выявлены и экспериментально проверены возможности педагогических средств, комплексная реализация которых способствует повышению эффективности подготовки допризывной молодежи к выполнению воинского долга, определенного Конституцией и законодательством РФ.

Задачи исследования:

1. Изучить современное состояние проблемы роли этнопедагогических традиций в современном образовательном процессе и обобщение опыта организации воспитательной работы в поликультурной среде;

2. Разработать концептуальные положения организации военно-педагогического воспитания на основе народных традиций в условиях поликультурного региона;

3. Разработать, научно обосновать и апробировать проект технологии организации военно-патриотического воспитания в образовательной системе Ставропольского региона;

4. Выявить и описать социально-педагогические факторы, определяющие успешность реализации модели технологии военно-патриотического воспитания учащейся молодежи.

Методологическую основу исследования составили положения философии, психологии, педагогики, рассматривающие диалектическое единство общего, особенного и единичного, общечеловеческого и национальногокультурологический и аксиологический подходы, концепции социальной и культурной интеграции, исторического развития русской национальной идеи.

Теоретическую базу сследования составили концепции народности воспитания (К.Д. Ушинский), этнопедагогического подхода к воспитанию (Е.П. Белозерцев, Г. Н. Волков, И. А. Арабов, О. Д. Мукаева, С. Б. Узденова, В.К. Шаповалов) — положения теории социализации личности (А.В. Петровский, А. В. Мудрик, Е. Н. Шиянов и др.) — целостного подхода к исследованию педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, В. И. Ильин, В. В. Краевский и др.) — концепции формирования гражданственности и патриотизма (А.В. Беляев, А. В. Барабанщиков, А. Н. Вырщиков, Г. В. Средин, В. В. Марьин, В. И. Вдовюк и др).

Методы исследования.

Теоретические методы научного познания: анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение, аналогия, систематизация, моделирование.

Эмпирические методы: наблюдение, опрос (анкетирование, беседа, интервью, тестирование) — изучение документации, результатов деятельностиэксперимент (констатирующий, формирующий) — обобщение опытанезависимые характеристикиэкспертные оценкиграфическая интерпретация результатовмонографическое изучение личности.

Базу исследования составили образовательные учреждения Ставропольского края: гимназия № 9 (с. Расшеватка), гимназия № 12 (г.Ставрополь) — СОШ № 1, № 2, № 16 (с. Александровское) — райвоенкомат, РОСТО (с. Александровское) — Ставропольский филиал Ростовского военного института Ракетных войск, личный опыт несения военной службы.

Исследование осуществлялось в три этапа:

На первом, поисковом этапе (1997;1998гг.) был проведен анализ научной литературы по исследуемой проблеме, обобщение опыта. На данном этапе определялась база исследования, разрабатывалась методика его организации, концептуальные идеи, положения организации военно-патриотического воспитания на основе национально-этнических традиций.

На втором, опытно-экспериментальном этапе (1999;2000гг.) проводилась организация констатирующего и формирующего эксперимента, уточнялись цель и задачи исследования, отбирался комплекс диагностирующих методикразрабатывалась модель организации военно-патриотического воспитания, проверялась ее эффективность.

Экспериментальной работой было охвачено 280 учащихся старших классов (СОШ № 1, № 2 и № 16 с. Александровское) — 100 человек курсантов-первокурсников Ставропольского филиала Ростовского института РВ.

На третьем, обобщающе-заключительном этапе (2000;2001гг.) были подведены и систематизированы итоги теоретического и опытно-экспериментального исследования, апробированы и внедрены на основе его результатов научно-методические рекомендации, проведено оформление диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

— впервые разработана концепция проектирования содержания военно-патриотического воспитания учащейся молодежи в единстве его федерального, регионального и национального компонентов, на основе интеграции общечеловеческих и национально-культурных ценностей;

— обоснованы подходы к модернизации системы военно-патриотического воспитания в условиях полиэтнического и поликультурного региона;

— разработана модель технологии военно-патриотического воспитания на основе интеграции традиций российских Вооруженных Сил и народных героических традиций, традиций русской национальной школы, этнопедагогических традиций горских народов;

— выявлены и обоснованы условия успешной реализации модели военно-патриотического воспитания в полиэтнической и поликультурной среде.

Практическая значимость исследования определяется разработкой системы критериев и показателей оценки качества военно-патриотического воспитания допризывной молодежи на основе народных, героических традиций и традиций Вооруженных Сил, конкретного вида войскразработкой методических рекомендаций по организации системы военно-патриотического воспитания на уровне региона, района, отдельного среднего образовательного учреждения, формирования воинского коллектива, учебной группы курсантов в условиях военного вуза.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных теоретических позиций, объективностью научных методов, адекватных предмету, целям и задачам исследования, объемом выборки объектов эксперимента и полученными положительными результатами в уровнях сформированности знаний, ценностных ориентаций старшеклассников.

На защиту выносятся:

1. Концепция организации военно-патриотического воспитания учащейся молодежи, в основу которой положена идея интеграции общечеловеческих, российских общенародных и национально-этнических ценностей, традиций. При этом структуробразующую роль в получаемом системном единстве играют воинские традиции исторического прошлого и настоящего Российских Вооруженных Сил. Модель русской национальной школы как системообразующего фактора в патриотической консолидации подрастающих поколений народов России, обеспечения ее целостности, национальной безопасности.

2. Проект технологии модернизации системы военно-патриотического воспитания допризывной молодежи на уровне региона, района, образовательного учреждения с учетом национально-этнических особенностей учащихся.

3. Педагогические средства, условия формирования воинского коллектива, в состав которого входят курсанты разных национальностей, в военном вузе. Организация совместной деятельностизнание содержания народных традицийзнание традиций Вооруженных силдиалог культур, эстетизация обрядов, ритуалов др.

Апробация результатов исследования и их внедрение в практику осуществлялась на региональных, межвузовских, внутривузовских конференциях, методических семинарах, сборах, совещаниях с 1997 г. по настоящее время. Диссертация обсуждалась на кафедрах педагогики и психологии высшей школы Ставропольского госуниверситета, гуманитарных и социально-экономических дисциплин Ставропольского филиала Ростовского военного института ракетных войск. Внедрение результатов исследования проводилось в форме рекомендаций руководящим работникам образования Ставропольского края, учителям, райвоенкоматам и районным отделениям.

РОСТО, преподавателям и офицерам-воспитателям военных вузов, а также в форме научных публикаций, научно-методических разработок. Объем и структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка из 145 работ, таблиц — 8, рисунков — 5, приложений — 3.

Выводы по второй главе:

Проведенный анализ содержания, структуры региональной модели системы ВПВ, реализуемой в Ставропольском крае с 1996 года, позволил определить следующие условия, факторы, влияющие на эффективность ее функционирования:

— наличие государственных и общественных органов управления ВПВ: координационных советов, центров, осуществляющих организующую, координирующую, планирующую, контролирующую функции;

— планомерная деятельность управляющих структур по разработке нормативно-правовых основ ВПВ;

— информационно-методическое обеспечение ВПВ (ориентация СМИ на освещение военно-патриотического воспитания в крае, пропаганду передового опытаразработка методических материаловнаучное обоснование новых форм и методов воспитания);

— системный характер организации и проведения мероприятий по ВПВ, включающих федеральный и национально-региональный компоненты содержания ВПВ;

— интеграция социально-педагогической среды (привлечение в качестве субъектов воспитания церкви, семьи, военных формирований, общественно-политических организаций и движений, СМИ, деятелей культуры и искусства, ветеранов спортивно-технических организаций и др.);

— придание содержанию ВПВ поликультурного, интернационального характера при системообразующей роли русских национально-этнических традиций, традиций российских Вооруженных сил.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведённый диссертантом в настоящем исследовании анализ военно-патриотического воспитания молодёжи на основе национально-этнических традиций в условиях поликультурного региона позволяет сделать следующие выводы:

Этнические традиции являются неотъемлемой частью процесса возрождения этносов северокавказского региона на современном этапе российской истории.

Традиции не могут трактоваться как нечто второстепенное, в общем процессе воспитания, они представляют собой часть природы человека и играют функционально необходимую роль в военно-патриотическом воспитании молодёжи и военнослужащих.

Будучи предметом различных видов научного познания (военного, психологического, педагогического и др.) традиции выделяются в качестве объекта специального научного анализа только сейчас, когда формируются различные взгляды и направления, исследующие феномен этнического возрождения, который целесообразно анализировать на основе принципа дополнительности. Абсолютное большинство исследований по проблемам традиций, в том числе и этнических традиций, имеют не взаимоисключающий, а взаимодополняющий характер, раскрываемый исследователями феномен с различных точек зрения, на различных уровнях анализа и, с различными познавательными, и практическими целями. В результате этого в современной общественной науке не выработано единого понимания категорий «военно-патриотическое воспитание», «традиции», «воинские традиции», а категория «этнические воинские традиции» отсутствует совсем, те же определения, которые имеются, делают акцент на различные стороны и компоненты этого феномена.

Значительное повышение интереса к исследованию этнического возрождения и этнических традиций начинается с конца 80-х годов нынешнего столетия, однако, вплоть до сегодняшних дней в научной литературе преобладал подход к традициям как к вторичному процессу, производного от других процессов. На основе проведённого анализа складывается представление, что традиции далеко не во всех случаях являются эпифеноменом (хотя это, конечно же, не исключается), а имеют собственное существование и природу, более того являются источником и основой этнопедагогики.

Активное изучение этнических процессов, началось в нашей стране с конца 1980;х годов, и в качестве методологического арсенала стали использоваться в основном концепции зарубежной науки. Не вызывает сомнений тот факт, что в отечественной и зарубежной науке накоплен огромный теоретический и эмпирический материал, но, в тоже время, по мнению диссертанта, методологическим и педагогическим аспектам исследования традиций этносов уделялось крайне мало внимания, а воинским традициям этносов практически внимания не уделялось и это сразу же стало обнаруживаться при рассмотрении различных научных концепций.

В диссертации делается вывод, что традиции этносов северокавказского региона необходимо исследовать на основе системного подхода к анализу общественных процессов. Любое социальное явление в современном мире имеет множественную природу, и отнести его к какому-либо одному типу или виду можно лишь на основе определённой теоретической редукции. В этом случае традиции этносов Северного Кавказа можно трактовать и как тип или вид социального явления, системообразующей основой которого являются отношения внутри этноса или субэтноса, и как системообразующий фактор самого существования этноса или субэтноса. В многофакторных явлениях их системообразующая основа далеко не всегда бывает очевидной, поэтому необходимо обозначить маркеры этнических традиций.

При определении традиций этносов северокавказского региона как ситемообразующего фактора, таким маркером выступает, прежде всего, идентификация традиций их непосредственными участниками в категории этнических отношений.

В отдельных случаях этнические традиции могут представлять собой компонент социального явления. В социальном явлении, имеющем многофакторную природу, этнический компонент может нарастать, что позволяет идентифицировать это явление как этническое, лишь с определённого этапа его эволюции, или наоборот, снижаться, в результате чего этнические традиции в некоторой степени утрачивают этнопедагогические признаки.

При анализе современных этнических школ и направлений видно, что они основаны на определённой теоретической редукции, каждая из них при этом вносит свой вклад в исследование этнических процессов с определённых методологических позиций, поэтому было бы неправильно противопоставлять их друг другу. Наоборот, к их анализу необходимо подходить с точки зрения принципа дополнительности, выявлять новое знание, вырабатываемое в рамках этих школ и использовать их в дальнейших научных исследованиях этносов, их традиций, в том числе и воинских традиций.

Наличие повторяющихся черт в этнических традициях в различных регионах страны и в различные эпохи позволяет говорить о имеющих место закономерностях в эволюции этнических традиций, которые могут и должны стать предметом дальнейшего научного анализа. В частности поддаются определённой систематизации такие элементы воинских традиций этносов северокавказского региона как причины возникновения, предмет, объект, этапы, роль и т. п.

Всё это свидетельствует об ограниченности как узко сциентистского подхода к изучению традиций различных этносов, так и отвлечённого специально-научного и практического подхода к указанной проблеме, на который ориентируются некоторые исследователи в рамках так называемого «постмодернистской» методологии.

Традиции этносов Северного Кавказа составляют заметные вехи в истории этого региона, они запечатлены в его коллективной памяти и дошедших до нас письменных источниках как важнейшие события. Исключительную значимость этнические традиции приобретают в начале XXI века. Объясняется это рядом причин, в том числе: во-первых — повышенной остротой процесса этнического возрожденияво-вторых — именно в настоящее время, в начале XXI века, реализуется идея этнической самостоятельности, где одну из ведущих ролей играет процесс этнического возрожденияв-третьих — вторая половина XX века ознаменована новым феноменом планетарного масштаба — глобальным этническим возрождением.

Действуют и другие факторы. Практически повсеместно распространилась идеология национализма, сепаратистские настроения и движения, спутником жизни стал терроризм как атрибут затяжных этнических конфликтов.61 Человечество вступает в новую полосу этнической истории, в которой будут преобладать локальные и региональные конфликты, и эта особенность во многом определяет контуры исторического процесса XXI века, в котором трудно переоценить роль и значение процесса этнического возрождения на Северном Кавказе.

В диссертации раскрывается, что традиции этносов Северного Кавказа, независимо от конкретных форм проявления — это традиции культуры имеющие глубокие корни, традиции ценностей, ценностного отношения к действительности.

Хотя в качестве непосредственных причин появления традиций выступают традиции интересов собственного сохранения, без ценностного.

См. Авксентьев В. А. Социально-философские аспекты анализа этнических конфликтов. Дисс.. д-ра филос. наук. — Ставрополь: СГУ, 1996. компонента традиции не выйдут за пределы традиций небольшой группы, но по мере расширения ценностного содержания традиций к ней приобщаются массы, складываются предпосылки для трансформации традиций как этнического явления, из кратковременных в длительные, из малозначимых в важнейшие что, по нашему мнению является основным в системе военно-патриотического воспитания.

Факторы, способствующие появлению традиций этносов связаны, прежде всего, с этнополитической динамикой общества. В рамках системного подхода к анализу этнических традиций можно выделить и другие типы традиций, как на основе типологии традиций по функциональной сфере (экономика, культура и др.), так и на основе других типологических признаков.

Макросоциальные процессы, способствующие проявлению традиций, были бы невозможны без их микроуровневого воплощения. Исследование этнической сущности и содержания традиций, механизма привлечения отдельного человека к этим традициям, позволяет сделать вывод о наличии психологических (генетических) предпосылок, повышающих роль традиций в этнических отношениях.

Вместе с тем, традиции не являются безусловной и, тем более, единственно возможной реакцией человека в определённой ситуации, главным остаётся их патриотическое значение, а формы проявления могут быть разными. Большую роль в ориентировании человека, в условиях нарастания темпов этнического возрождения, играет и культурная среда, в которых сложились определённые образы традиций, в том числе этническая, -запёчатлённая в мифах, сказаниях, легендах, литературе и искусстве. В этих же духовных формах содержатся своего рода предпосылки действия представителя какого-либо этноса, оценки возможных исходов и т. п. Таким образом, этнокультурная социализация, включает в себя и усвоение характерных для данного этноса традиций и в первую очередь патриотических.

Хотя традиции вообще и этнические традиции в частности обладают большой устойчивостью, это не означает что трансформация образов традиционного поведения людей невозможна. В современной культуре, по убеждению диссертанта необходимо формирование устойчивого культурно-педагогического ориентира на поиск современных форм и направлений использования традиций этносов северокавказского региона в военно-патриотическом воспитании не только воинов российской армии, но и всей молодёжи.

Исследование этнических традиций северокавказского региона с позиций педагогики позволяет сделать определённые выводы о их истоках, сущности, содержании, а также определённых путях их дальнейшего применения.

— традиции этносов Северного Кавказа представляют собой исключительное явление, они не имеют аналогов в современном мире и истории человечества;

— традиции этносов северокавказского региона имеют свою специфику, обусловленную особенностями геополитического положения России, а также особенностями современного этапа в меняющемся цивилизационном устройстве человечества;

Россия находится в одном из наиболее этноконфликтных частей планеты: на её территории взаимодействуют культуры и цивилизации различного типа, находящиеся в пределах своих исторических ареалов. Часть проживающих народов имеют центры культурно-цивилизационного притяжения за пределами России. Всё это создаёт сложную систему этнокультурного взаимодействия, а Северный Кавказ по своему геополитическому значению имеет стратегическое значение. Пограничное положение региона на стыке двух типов цивилизаций — Западной и Восточнойобуславливает наличие в этнических процессах особенностей, способных вызвать нестабильность. Роль военно-патриотического воспитания в этих условиях переоценить трудно.

Избранный в диссертации подход даёт возможность подойти к пониманию роли этнических традиций в контексте этнопедагогических проблем современной России и поиска различными этносами своего места в новом этническом устройстве государства.

Полученные диссертантом результаты могут послужить основой для дальнейшего исследования феномена этнического возрождения и его традиций, в том числе и воинских, тем самым, способствовать формированию методологической базы этнопедагогики. Требует глубокой разработки проблема этнической базы воинских традиций. Представляется необходимым исследование механизма возникновения, эволюции и динамики, ценностной ориентации этнических традиций.

Важным и практически неисследованным аспектом проблемы является изучение влияния воинских традиций этносов и субэтносов Юга России на динамику этнопедагогических процессов на Северном Кавказе.

Научное знание о традициях этносов Северного Кавказа представляет собой важный фрагмент общественной науки и может и должно быть включено в арсенал научного управления обществом.

Анализ этнических традиций сочетает в себе элементы теоретического и прикладного знания, влияние этнических традиций на общественные процессы многоаспектно, и нередко носит опосредованный характер.

При работе с различными источниками диссертанту не встретились фундаментальные работы, в которых содержались бы рекомендации или предложения по применению традиций этносов Северного Кавказа в различных целях.

Разумеется, такого рода материалы и предложения содержатся в аналитических материалах выполненных специально по заказу того или иного органа или ведомства (Министерства Обороны, Федеральной Пограничной Службы, Министерства Внутренних Дел и т. п.).

Объясняется это, прежде всего тем, что далеко не всегда традиции этносов Северного Кавказа затребованы, в связи с этим представляется, что данное исследование может иметь не только теоретический, но и практический характер.

Поэтому на современном этапе этнического возрождения представляются следующие основные пути использования и влияния традиций этносов северокавказского региона на общественные процессы: во-первых — включение в программы высшего и специального образования курсов по этническим проблемам современности. Это наиболее перспективное направление для работы учёных-обществоведов на несколько лет. Учебные курсы по этническим проблемам современности должны стать неотъемлемой частью подготовки специалистов с высшим образованием (в т.ч. и военным).

Кроме того, в полиэтнических регионах необходимо приступить к подготовке специалистов с дополнительной специализацией по этническим проблемам, а в перспективе начать подготовку педагогов-этнологов, предусмотрев глубокое изучение этнической истории Северного Кавказаво-вторых — работа в средствах массовой информации с широкой аудиторией. После распада единой системы политического образования (например — общества «Знание») связь научного мира с людьми возможна только с использованием средств массовой информации, роль которых постоянно возрастает, а связь учёных и средств массовой информации, к сожалению, продолжает уменьшаться.

В общественном сознании сформировалось крайне упрощённое, негативное, основанное на вульгарных стереотипах представление об этносах Северного Кавказа и его традициях. Уяснение сущности этого феномена, перспектив эволюции — крайне необходимо сегодня российскому обществу;

В-третьих — это взаимодействие с общественными объединениями и организациями, в первую очередь с теми которые заняты проблемами этнического возрождения. Практика показывает, что именно на этом направлении можно оказать наиболее позитивное воздействие на сам процесс использования этнических традиций как одного из решающих факторов этнического возрождения.

И, наконец, крайне необходимо ставить в повестку дня вопрос сотрудничества учёных историков, философов, педагогов, социологов с политическими структурами. Одним из важнейших направлений этого сотрудничества представляется этнопедагогическая экспертиза документов готовящихся различными властными структурами. О крайней необходимости такой экспертизы свидетельствует ситуация с принятием Закона Российской Федерации «О реабилитации репрессированных народов» и производных от него других законов и законодательных актов. Гуманные по своей сущности и крайне необходимые в политическом и правовом отношении акты, придали процессу этнического возрождения характер этнической напряжённости, оказывая зачастую негативное воздействие на этнические процессы, в том числе и на этносы Северного Кавказа, как заметную часть этого процесса.

Кроме этого, на Северном Кавказе, в других полиэтнических регионах, особенно в районах, относящихся к территориям потенциальной этнической напряжённости, уже в настоящее время необходим постоянный этнический мониторинг, целью которого было бы прогнозирование процесса этнического возрождения народов и связанных с этим проблем.

Восстановление во многом утраченной в последнее десятилетие связи науки и общественной практики представляется крайне необходимой и важной задачей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Г. Национальные отношения и политика общественного согласия // Этнополитический вестник, 1995, № 2.
  2. В.А. Этническая конфликтология. В 2 Ч. / Под ред Шаповалова В. А. Ставрополь: СГУ, 1996.
  3. А.В., Авксентьев В. А. Краткий этносоциологический словарь-справочник. Ставрополь, 1994.
  4. А.В., Авксентьев В. А. Этнические проблемы современности и культура межнационального общения. Ставрополь: СГПИ, 1993.
  5. А.В., Шаповалов В. А. Этносоциальные проблемы России. Ставрополь: Ставропольское кн. изд-во, 1994.
  6. В.А. Социально-философские аспекты анализа этнических конфликтов. Дисс.. д-ра филос. наук. Ставрополь: СГУ. 1996.
  7. А.В., Авксентьев В. А. Северный Кавказ у этнической картины мира. Ставрополь, 1998.
  8. Актуальные проблемы развития национальных отношений, интернационального и патриотического воспитания. М.: Воениздат, 1988.
  9. А.Л. Этническая революция и реконструкция постсоветского пространства// Общественные науки и современность, 1996, № 3.
  10. Ю.Андреев В. И. Нравственное воспитания солдат и сержантов в подразделениях частей сухопутных войск. М.: ВПА, 1981.
  11. Л.Г. Трудовое воспитание в русской народной педагогике: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Пятигорск, 2001.
  12. А.А. Национальная безопасность России как геополитическая проблема /V Современные проблемы национальной безопасности: Мат. научно-практ. конференции. Ставрополь: изд-во СГУ, 1997.
  13. А.С., Библер B.C., Кедров Б. М. Анализ развивающегося понятия. М.: Наука, 1967.
  14. С.А. Народы и культура: развитие и взаимодействие. М., 1989.
  15. С.Г. Социальные традиции в системе военно-патриотического воспитания призывной молодёжи и подготовки её к службе в Вооружённых Силах СССР. М.: ВПА, 1980.
  16. Ю.В., Дробижева JT.M., Сусоколов А. А. Этносоциология. -М.: Аспект Пресс, 1998.1 7. Асмолов А. Г. Психология личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.
  17. А.Г., Шлягина Е. И. Национальный характер и индивидуальность: опыт этнопсихологического анализа // Психологические проблемы индивидуальности. Вып. 2. М.- J1., 1984.
  18. И.Л. Эволюция форм гостеприимства у кабардинцев // Этнографическое обозрение, 1996, № 3.
  19. Г. Боевая служба осетин. Владикавказ, 1915.
  20. А.К. Некоторые вопросы этнографического изучения поведения // Этнические стереотипы поведения / Под ред. А. К. Байбурина. JL: Наука, 1985.
  21. А.А. Преемственность традиционных норм нравственного воспитания детей младшего школьного возраста у горских народов: Автореф. дис.. канд.пед.наук. Карачаевск, 2000.
  22. Н.В. Педагогика и практическая психология. Ростов н/Д, 1999.
  23. В.А. Военно-патриотическое воспитание студентов университета в условиях профессиональной подготовки на военной кафедре: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Ставрополь, 2000.
  24. А.В. Социально-педагогические основы формирования гражданственности учащейся молодёжи. Ставрополь: изд-во СГУ, 1997.
  25. А.В. Принцип пооликультурности образования и гражданское достоинство личности // Мир на Северном Кавказе через языки образования, культуру. Пятигорск: изд-во ПГЛЯ, 1998.
  26. А.В., Новиков А. И. Методические основы формирования патриотического сознания // Вестник СГУ, Вып. 25, 2000.
  27. Т.А. Философский анализ взаимосвязи патриотического и интернационального долга в системе боевого потенциала Вооружённых Сил. -М.: ВПА, 1978.
  28. Л.Г. Русская армия и флот в XVIII веке. М.: Воениздат, 1958.
  29. Л.Г. Русская армия и флот в XIX веке. М.: Воениздат, 1973.
  30. I. Бзаров Р. Осетины // Эхо Кавказа, 1994, № 2.
  31. М.М. Русско-ингушские отношения и присоединение Ингушетии к России // Вопросы историко-культурных связей на Северном Кавказе. Орджоникидзе, 1985.
  32. В.В. и др. Социально-психологический климат коллектива и личность. М.: Мысль, 1983.
  33. Х.Х. Преемственность этнокультурных традиций межпоколенных отношений в педагогике карачаевского народа: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Карачаевск, 2000.
  34. В.В. Ценностное отношение в системе философского знания: Дис. канд. филос. наук. М., 1985.
  35. А.Н., Никонов К. М. Российская национальная идея. -Волгоград: изд-во ВГУ, 1998.
  36. А.О., Павленко В. Н. Этническая психология. СПб, 1994.
  37. Бларамберг Иоганн, Кавказская рукопись. Ставрополь.: Кн. изд-во, 1992.
  38. Брешко-Брешковский Н. Н. Дикая дивизия. М.: Изд-во Московская правда, 1991.
  39. С. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе. М., 1823.
  40. Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983.
  41. Ю.В. Этнические процессы в современном мире. М., 1987.
  42. Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. М.: Наука, 1987.
  43. Г. Ю., Дмитров О. А. Дружбой сплочённые: культура межнационального общения в СССР. М.: Мысль, 1986.
  44. Ф.Е. Психология переживания. М., 1994.
  45. Введение в этническую психологию / Под ред. Ю. П. Платонова. -СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1995.
  46. Вержбитский J1. Боевые традиции в архив? // Военный вестник, 1989,12.
  47. Верность славным традициям. М.: ДОСААФ, 1986.
  48. Н.Г. Этнокультурные контакты народов горного Кавказа в общественном быту // Кавказский этнографический сборник, IX. М.: Наука, 1989.
  49. Вопросы воинского воспитания. М.: Воениздат, 1983.
  50. В.К. Общественный строй адыгских народов XVIII первая половина XIX в. — М., 1967.
  51. Г. Д. Национальные образы мира. М.: Советский писатель, 1988.
  52. Э. Нации и национализм. М., 1992.
  53. И.В. Психолого-педагогическое сопровождение в войсках как один из факторов формирования их высокого морально-психологического состояния: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Ставрополь, 2000.
  54. Л.К. Роль «старшей» женщины в семье (по материалам Северного Кавказа) // Женщина и свобода: Пути выбора в мире традиций и перемен. М., 1994.
  55. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001−2005 годы». М.: Рос. гос. военный историко-культурный центр, 2001.
  56. Л.Н. Конец и вновь начало. М.: Танаис, 1994.
  57. Л.Н. О термине этнос // Доклады отделений и комиссий Географического общества СССР. Вып. 3. Л., 1967.
  58. Л.Н. От Руси к России: очерки этнической истории. М.: Экопросс, 1992.
  59. Дагестан: нижне-терское казачество. М., 1995.
  60. Дагестан: этнополитический портрет. Очерки, документы, хроника. -М.: ИЭА, 1994.
  61. У.Б. Героический эпос чеченцев и ингушей. М., 1972.
  62. И.О. Кавказской линии и присоединённом к ней Черноморском войске. СПб., 1829.
  63. Ван Дейк Т. А. Язык. Познание. Коммуникация. М.: Прогресс, 1989.
  64. X., Фрейда Н. Национальный характер и национальные стереотипы // Современная зарубежная этнопсихология / Под ред. С. А. Арутюнова и др. М.: ИНИОН СССР, 1979.
  65. С.П. Педагогическая подготовка будущих офицеров к воспитательной работе с личным составом в нестандартных ситуациях: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1999.
  66. А.И. Проблемы групповой сплочённости. М., 1979.
  67. .З. Россия в европейском социокультурном пространстве // Социол. журнал, 1994, № 3.
  68. Л.М. Национализм, этническое самосознание и конфликты в трансформирующемся обществе // Национальное самосознание и национализм в Российской Федерации начала 1990-х гг. М., 1994.
  69. А.Н. Социально-философский анализ воинских традиций казачества. Дисс.. канд. филос. наук. Ставрополь, 1997.
  70. Н.Ф. История войны и владычества русских на Кавказе. -СПб., 1871.
  71. М.М. Иваны, помнящие родство // Армия, 1993.
  72. Л.Б. Терские казаки (середина ХУ1-началоХХ в.) Историко-этнографические очерки. М., 1974.
  73. Г. В. Межличностные отношения в межнациональных коллективах и этнокультурные взаимодействия: Автореф. дис. .канд. истор. наук. М., 1987.
  74. Э.Ф., Карпова Г. А. Педагогическая диагностика личности учащихся СПТУ: учеб.пос. Свердловск, 1989.
  75. Ю.И. Национальные традиции народов СССР и их использование в сплочении многонациональных воинских коллективов. М.: ВПА, 1988.
  76. Золотые звёзды чечено-ингушетии. Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство, 1985.
  77. С.Ю. Взаимодействие этнического и общечеловеческого в современной культуре. Дисс.. канд. филос. наук. Ставрополь, 1999.
  78. Ю.В. Поведенческие стереотипы: обряд примирения кровников в горных зонах Балкан и на Кавказе // Этнографическое изучение знаковых средств культуры. М.: Наука, 1989.
  79. И. Что значит «служить России»? // О грядущей России.
  80. И.А. Путь к очевидности. М., 1993.
  81. Н.В. Теория и практика подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся: Автореф. дис.. д-ра пед.наук.-Челябинск, 2000.
  82. История, нравы и обычаи народностей Северного Кавказа. Ростов-на -Дону, ПУ КСКВО, 1989.
  83. История, традиции, обычаи различных национальностей и их учёт в политико-воспитательной работе в многонациональном воинском коллективе. -Свердловск: Красный боец, 1988.
  84. Какие традиции нам нужны? // Армия, 1993, № 2.
  85. Г. А. Педагогическая диагностика коллектива учебной группы профтехучилища: Учеб. пос. Свердловск: СИПИ, 1991.
  86. С.В. Духовно-нравственные аспекты в отечественной истриографии русской армии. Новогорск: Академия гражданской защиты, 1996.
  87. К. Русский национальный характер. М., 1995.
  88. А.А. История русской армии. М.: Голос, 1992.
  89. А.Х., Фуре А. В. Многонациональный воинский коллектив: сущность, особенности и основные направления его сплочения. Изд. ПУ ГСВГ, 1989.
  90. Э.Ф. Этнополитическая ситуация в республике Дагестан // Исследования по прикладной и неотложной этнологии. М., 1994, № 72.
  91. И.С. Воспитание личного состава на боевых традициях Советских Вооружённых Сил. М.: ВПА, 1983.
  92. Н.И. Как относиться к себе и людям, или практическая психология на каждый день. М.: Новая школа, 1994.
  93. А.С. Формирование ценностных ориентаций старшеклассников в национальной школе: Дис. .канд.пед.наук. Карачаевск, 2000
  94. Е.В. Этнопедагогическая подготовка студентов педвуза к работе в политэтническом регионе: Автор, реф. дис. .канд. пед. наук.-Волгоград, 2001.
  95. Е.Н. Народы Кавказа и их связи с Россией. Вторая половина XVI -30-е годы XVII в. М., 1963.
  96. Кцоева (Солдатова) Г. У. Этнические стереотипы в системе межэтнических отношений: Дис. .канд. психол. наук. М., 1985.
  97. А.И. Педагогическая диагностика. — Славяновск-на-Кубани, 1998.
  98. У. Чеченское племя П Поэма об Алгузе / Сост.: Е. А. Хадонов., З. М. Хадонов., Е. Е. Хадонов. М.: Мысль, 1993.
  99. А.А. Психология общения. М.: Смысл, 1997.
  100. Д. Аварцы // Эхо Кавказа, 1994, № 1.
  101. В.И. Славные боевые традиции Советских Вооружённых Сил. М.: ДОСААФ, 1963.
  102. В.Ф. и др. Межнациональные отношения и дисциплина в воинских коллективах. М.: ВПА, 1988.
  103. А.Б. Роль этнопсихологической двойственности в межэтническом взаимодействии: Автореф. дис. .канд. психол. наук. М., 1991.
  104. Национальная доктрина образования в РФ (проект) // Известия РАО, 1999, № 4.
  105. А.В. Метоологические вопросы формирования и развития традиций Советских Вооружённых Сил. М.: ВПА, 1984.
  106. Обряд проводов в Вооружённые Силы СССР. Советские традиции, праздники, обряды. М., 1986.
  107. И.П. Терское казачество. Владикавказ, 1991.
  108. В.Н., Солдатова Г. У. Некоторые особенности самосознания этнического меньшинства // Свобода и воля (к проблеме национального определения и самоопределения). Кишинев, 1994.
  109. Л.П. Модель открытой социально-педагогической системы в условиях сельской школы // Опыт реализации закона РФ «Об образовании на Ставрополье». Ставрополь, 1994.
  110. Педагогическая диагностика в школе. Минск, 1987.1 13. Петровский А. В., Шпалинский В. В. Социальная психология коллектива. М.: Просвещение, 1987.
  111. Приказ Министра Обороны РФ № 207 от 17 апреля 1993 г.
  112. Примерное положение о детских и молодежных военно-патриотических объединениях // Молодежь Ставрополья: ежеквартальный вестник № 12. Ставрополь, 1999.
  113. Н.Д., Соловьёва Л. Т. Дифференциация материнских и отцовских ролей в семье народов Кавказа: традиции и современность // Женщина и свобода: Пути выбора в мире традиций и перемен. М., 1994.
  114. А.И. Некоторые черты горского феодализма на Кавказе // Сов. этнография, 1978, № 2.
  115. Ю.В. Военно-патриотические традиции казачества. История и современность. Дис. .канд. филос. наук. М.: ГАВС, 1994.
  116. Свод этнографических понятий и терминов. Этнография и смежные дисциплины. М.: Наука, 1988.
  117. В.Д. Воинские ритуалы. М.: Воениздат, 1988.
  118. Советские традиции, праздники и обряды. М.: Профиздат, 1976.
  119. Советский энциклопедический словарь. М., 1984.
  120. Современная молодежь: основные ценности, позиции, ориентиры. // Военные знания, 1997, № 6.
  121. Социология молодежи. -М.: ИМ, 1995.
  122. JI.JI. Понятие поликультурного образования и его функции. // Мир на Северном Кавказе через языки образования, культуру. -Пятигорск: изд-во ПГЛЯ, 1998.
  123. В.Т. Педагогические основы профессионального воспитания военнослужащих по контракту: Автореф. дис. .канд.пед.наук. -Карачаевск, 2000.
  124. Традиции в современном обществе. М.: Наука, 1990.
  125. Традиции в строю. М.: ДОСААФ, 1980.
  126. А.Г. Нравственное воспитание курсантов военных училищ на основе общечеловеческих ценностей: Автореф. дис. канд.пед. наук. Ростов н/Д, 1999.
  127. К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании // Изб. пед. соч. М., 1945.
  128. Философский энциклопедический словарь. М., 1989.
  129. Л.М., Пушкина Т. А., Каплунович И. Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М.: Просвещение, 1988.
  130. И.Н. Генерал армии Исса Плиев. Тбилиси: Мецниереба, 1976.
  131. А.А. Технология использования народных традиций на факультативных занятиях в начальных классах: Автореф. дис. .канд. пед. наук -Карачаевск, 2000.
  132. С.М. Русская народная педагогика о нравственном воспитании. Пятигорск, ПГЛУ, 1999.
  133. В.К. Модель национальной школы и условия ее реализации // формирование и реализация модели русской национальной школы. Вып.2.-Ставрополь, СКИПКРО, 2000.
  134. В.К., Сидоров В. И. Формируя, корректируя и воплощая в жизнь концептуальные основы эксперимента // Формирование и реализация модели русской национальной школы. Вып.З. Ставрополь, СКИПКРО, 2000.
  135. Н.Е. Диагностика воспитанности: Педагогические методики. М., 1987.
Заполнить форму текущей работой