Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические условия развития лидерских качеств подростков в детском общественном объединении

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Итоги экспериментальной работы по развитию лидерских качеств подростков в детском общественном объединении доказывают, что систематическое вовлечение подростков в специально организованную деятельность, направленную на приобретение лидерского опытаиспользование в деятельности детского общественного объединения технологии социального проектирования с предоставлением каждому подростку возможности… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ПОДРОСТКОВ. !
    • 1. 1. Анализ базовых теорий лидерства
    • 1. 2. Анализ исследования лидерства в детских группах
  • Выводы по I главе
  • ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ПОДРОСТКОВ В ДЕТСКОМ ОБЩЕСТВЕННОМ 50 ОБЪЕДИНЕНИИ
    • 2. 1. Исторические аспекты развития лидерских качеств подростков
    • 2. 2. Детское общественное объединение как воспитательное пространство развития лидерских качеств подростков
    • 2. 3. Характеристика педагогических условий развития лидерских качеств подростков в детском общественном объединении
  • Выводы по II главе
  • ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧСЕКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ 92 ПОДРОСТКОВ В ДЕТСКОМ ОБЩЕСТВЕННОМ ОБЪЕДИНЕНИИ
    • 3. 1. Исследование тенденции лидерства подростков в детских общественных объединениях Пермской области
    • 3. 2. Содержание экспериментальной работы по апробации педагогических условий развития лидерских качеств подростков в детском общественном объединении
    • 3. 3. Заключительный этап формирующего эксперимента и результаты экспериментальной работы
  • Выводы по III главе

Педагогические условия развития лидерских качеств подростков в детском общественном объединении (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Развивающиеся в современном обществе процессы социально-экономических и культурных преобразований, их динамизм влияют на повышение требований к личности, которая должна быть творческой, саморазвивающейся и самосовершенствующейся. Обществу необходимы граждане, способные по-новому взглянуть на решение насущных проблем, вести за собой. В связи с этим особую важность приобретает изучение лидерства среди подростков, так как именно в этом возрасте закладываются и формируются основы лидерского потенциала, который впоследствии раскрывается во взрослой жизни.

Будущее любого государства зависит от степени внимания общества к вопросу воспитания нового поколения, поэтому в большинстве стран правительства стремятся поддерживать и стимулировать развитие детского движения.

Проблема создания, развития и успешной деятельности детских общественных объединений не может быть положительно решена при отсутствии подготовленных лидеров детского движения. Необходима грамотная, систематическая работа с будущими лидерами: целенаправленно скомплектованный и подготовленный актив сможет в дальнейшем стать резервом организаторов детских общественных объединений.

В настоящее время проблема раннего выявления, развития и воспитания будущих лидеров активно исследуется в педагогике и психологии разных стран мира. Растет ее популярность в отечественной науке и образовательной практике. В научных исследованиях и в обыденном сознании подготовка будущих лидеров все более воспринимается как стратегическая государственная задача. С ее решением связываются надежды на прогресс общества.

Задача отбора и подготовки социально перспективных подростков, потенциальных лидеров, которые при наличии соответствующих качеств, умений и навыков способны быть лидерами детского общественного объединения, а в перспективе — взять на себя ответственность за решение насущных проблем, является достаточно актуальной.

Анализ теоретических источников позволил сделать вывод, что в педагогической и психологической науках сформированы основные положения и подходы в изучении феномена лидерства.

Методологические и теоретические аспекты интересующей нас проблемы определены в трудах отечественных ученых Б. Д. Парыгина, Л. И. Уманского, В. И. Зацепина, М. С. Полянского, А. В. Петровского, И. П. Волкова, P.JI. Кричевского, А. В. Карпова.

Большой интерес представляют работы, посвященные различным аспектам лидерства. Теории и практике выявления лидеров и реализации ими организаторских и лидерских функций посвящены работы А. Н. Лутошкина, В. В. Петровского, Л. И. Уманского. Стили лидерства раскрыты в работах Е. В. Андриенко, А. В. Запорожца, А. В. Петровского, Г. М. Андреевой, Д. Гоулман. Вопросы соотношения лидерства и руководства освещены в исследованиях Б. Д. Парыгина, Р. Л. Кричевского, И. П. Волкова, М. В. Удальцовой.

Многие отечественные и зарубежные авторы анализировали лидерские качества личности: Л. И. Уманский, А. Г. Шмелев, А. Н. Лутошкин, Е. В. Горохова, Т. В. Махина, Р. Хейфетц, Д. Лори, Дж. Пикен.

Особую значимость представляют работы, посвященные деятельности детских общественных объединений. Многие работы Н. К. Крупской, А. С. Макаренко касаются проблем развития общественной активности детей, деятельности Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина.

Вопросы истории, организации и функционирования детских общественных объединений рассматриваются в работах А. В. Волохова, И. И. Фришман, А. Г. Кирпичник, М. Е. Кульпединовой, Д. Н. Лебедева, Т. В. Трухачевой, Э. А. Мальцевой, Н. М. Костиной, М. И. Рожкова и др.

Содержательны результаты и выводы в теоретических исследованиях, обобщенные в диссертационных работах последних десятилетий:

О.В.Чугуновой о детском общественном объединении как о способе педагогического влияния на социальную активность подростковВ.Ю. Большакова о педагогических основах развития лидерской одаренности у старших школьниковО.А. Павловой о социально-педагогических условиях реализации лидерского потенциала старших подростков во временных детских объединенияхТ.Е. Вежевич о педагогических условиях развития лидерских качеств учащихся.

Основной интерес ученых направлен на изучение воспитательных функций детских организаций (Ю.Н. Таран, В. В. Ковров, Д.Н. Лебедев), уделяется внимание вопросам подготовки взрослого к работе с детьми в детском общественном объединении (А.Г. Кирпичник, М. Е. Кульпединова, E.JI. Рутковская), социализации личности подростка в детском общественном объединении (А.В.Волохов).

Что касается вопросов развития лидерских качеств подростков, то они затрагиваются лишь в контексте школьного коллектива (Т.Е. Вежевич) или в условиях временного детского коллектива (И.П. Волков, А. В. Уманский, О.А.Павлова).

Анализ теоретических и научно-практических источников показал, что определение и обоснование педагогических условий эффективного развития лидерских качеств подростков в детском общественном объединении не рассматривалось в качестве отдельной проблемы.

Таким образом, возникает ряд противоречий:

— между потребностью современного общества в лидерах, необходимостью развития лидерских качеств подростков — членов детских общественных объединений и недостаточной теоретической и практической разработанностью педагогических условий этого развития;

— между наличием научных знаний в сфере деятельности детских общественных объединений и недостаточным исследованием проблемы развития лидерских качеств подростков в детском общественном объединении;

— между потребностями практики в организации педагогического влияния на развитие лидерских качеств подростков в детском общественном объединении и недостаточным методическим обеспечением этой деятельности.

Эти противоречия определили постановку проблемы данного исследования: при каких педагогических условиях процесс развития лидерских качеств подростков в детском общественном объединении будет эффективным?

Таким образом, актуальность, теоретическая и практическая значимость, недостаточная разработанность проблемы определили тему нашего исследования: «Педагогические условия развития лидерских качеств подростков в детском общественном объединении».

Цель исследования — теоретическое и экспериментальное обоснование педагогических условий, способствующих эффективному развитию лидерских качеств подростков в детском общественном объединении.

Объект исследования — процесс развития лидерских качеств подростков в детском общественном объединении.

Предмет — педагогические условия, способствующие эффективному развитию лидерских качеств подростков в детском общественном объединении.

Гипотеза исследования — процесс развития лидерских качеств подростков в детском общественном объединении будет эффективным, если реализовать совокупность следующих условий:

— систематическое вовлечение подростков в специально организованную деятельность, направленную на приобретение лидерского опыта;

— использование в деятельности детского общественного объединения технологии социального проектирования с предоставлением каждому подростку возможности реализации различных позиций членов объединения (от исполнителя до организатора);

— систематический педагогический мониторинг динамики развития лидерских качеств подростков.

Для реализации поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы в были определены задачи исследования.

1. Проанализировать состояние данной проблемы в педагогической теории и практике.

2. Уточнить понятие «лидер», «лидерские качества» применительно к детскому общественному обьедииеиию.

3. Выявить на основе историко-педагогического анализа архивных документов исторические аспекты развития лидерских качеств подростков.

4. Выявить особенности детского общественного объединения, способствующие развитию лидерских качеств подростков — его участников.

5. Обобщить результаты экспериментального исследования процесса развития лидерских качеств подростков в детском общественном объединении.

Методологической основой исследования являются следующие научные подходы и концепции:

— деятельпостный подход к развитию личности (А.Н. Леонтьев, С.Л.Рубинштейн);

— гуманистические идеи воспитания ребенка (Ж. Руссо, С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко, В.А. Сухомлинский);

— концепция педагогического стимулирования лидерства (А.Л. Уманский);

— логико-исторический подход (Г.И. Быконя).

Теоретическую основу диссертационной работы составили исследования, в которых рассматривались: вопросы соотношения руководства и лидерства (Б.Д. Парыгин, Н. С. Жеребова, Л.И. Уманский) — проблема типологии лидерства (Л.И.Уманский, Б. Д. Парыгин, Н. С. Жеребова, М. И. Рожков.) — вопросы педагогического сопровождения деятельности детских общественных объединений (А.В. Волохов, Е. В. Титова, Н. Н. Никитин, Т. В. Трухачева,.

М.Е.Кульпединова, Д. Н. Лебедев).

Цель, гипотеза, задачи исследования определили выбор комплекса взаимодополняющих и взаимопроверяющих методов исследования:

— теоретические методы: изучение и анализ архивных документов трех фондов Государственного общественно-политического архива Пермской области (ГОПАПО), философской, психологической, педагогической, научно-методической литературы;

— методы эмпирические: наблюдение, обогащенное использованием аудио-и видеосредств, фотосъемкойанкетированиеретроспективный анализ собственной педагогической деятельности в качестве председателя Координационного совета Союза детских общественных организаций Пермской области, руководителя детского общественного объединения «РВО» г. Перми (1999;2002 гг.) — педагогический эксперимент.

— математические методы обработки экспериментальных данных.

Базой исследования являлись детские общественные объединения Пермского края: «РВО», «Лидер», «Муравей», «Патриоты Отечества», «Барсы» г. Перми, «Я, Ты, Мы» — Карагайского района, «Единство"-Пермского района, ДОО «Гольфстрим" — с. Частые, «ЧАДО» — г. Чайковский, «Ровесник» с. Кишертьучастники Областного сбора актива детских общественных объединений «Возьмемся за руки, друзья!», лагеря Областной заочной школы «Лидер», организованных при Областном центре творчества молодежи «Муравейник». В эксперименте участвовало 446 подростков и 92 педагога.

Решение задач исследования и проверка его гипотезы осуществлялись в три основных этапа.

Первый этап (2000;2003 гг.) характеризовался теоретическим анализом и оценкой состояния исследуемой проблемы в педагогической, психологической и методической литературе. Осуществлялись разработка программы научного исследования, формулирование гипотезы, постановка задач, определение стратегии исследования, диагностическая работа с целью изучения состояния лидерства в детских общественных объединениях Пермской области.

Второй этап (2003;2005 гг.) посвящен разработке программы «Лидер», осуществлению экспериментальной работы по определению эффективности педагогических условий развития лидерских качеств подростков в ДОО.

Третий этап (2005;2006 гг.) включал интерпретацию и обобщение эмпирических данных, уточнение выводов, литературное оформление диссертации, подготовку научно-методических материалов, распространение и внедрение теоретических и практических результатов в деятельность детских общественных объединений и общеобразовательных школ.

Научная новизна исследования определяется как самой сущностью логико-исторического подхода к анализу проблемы, так и содержанием ряда основных положений и выводов работы. Диссертация является одной из первых работ, в которой предпринят анализ педагогических условий развития лидерских качеств подростков в детском общественном объединении, в частности, анализ потенциала социального проектирования в развитии лидерских качеств членов ДОО. Впервые вводятся в научный оборот некоторые неопубликованные документальные источники из фондов Государственного общественно-политического архива Пермской области.

Автор полагает, что элементами новизны в настоящей работе являются:

• Выявлены педагогические условия, способствующие эффективному развитию лидерских качеств подростков в детском общественном объединении.

• Выделены этапы и особенности в работе по развитию лидерских качеств пионеров Пермской области.

• Установлен исторический аспект использования технологии социального проектирования в развитии лидерских качеств подростков.

• Выявлены возможности технологии социального проектирования в развитии лидерских качеств подростов.

• Определена совокупность критериев развития лидерских качеств критерий внутренней готовности и критерий внешней реализации (практически-действенный).

Теоретическая значимость исследования:

• Обогащена педагогическая наука за счет выявления педагогических условий, обеспечивающих эффективность развития лидерских качеств подростков в детском общественном объединении;

• Доказано, что детское общественное объединение является воспитательным пространством наиболее позитивного, эффективного развития лидерских качеств его участников;

• Предложены структурные компоненты «ситуации успеха», создаваемой для подростка в процессе работы над социальным проектом. Разработана и апробирована программа «Лидер».

Практическая значимость исследования. Результаты исследования позволили разработать комплекс педагогических рекомендаций по созданию ситуации успеха для подростков членов ДОО в процессе работы над социальным проектом и по проведению занятий, нацеленных на формирование навыков социальной активности у членов ДОО, развитие их лидерских качеств. Разработана и внедрена в практику программа «Лидер" — для подростков, обучающихся по данной программе, — рабочая тетрадь «Азбука лидера».

Комплекс рекомендаций может быть применен как при обучении актива детских общественных объединений, так и в образовательных учреждениях, использующих модели ученического самоуправления. Возможно также использование полученных результатов в системе подготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Детское общественное объединение является воспитательным пространством развития лидерских качеств подростков. Предоставляемая каждому ребенку возможность осознать себя реальной частью общества со своими правами, обязанностями и их реальным, активным проявлениемналичие в ДОО субъект-субъектных отношенийналичие многообразной по содержанию социально-ориентированной деятельности, способствующей познанию, развитию, самореализации личности, приобретению опыта лидерского поведенияразнообразие реализуемых подростком в объединении социальных ролей (позиций) позволяют рассматривать детское общественное объединение в качестве воспитательного пространства развития лидерских качеств подростков.

2. Социальное проектирование является исторически сложившимся средством развития лидерских качеств подростков. На основе анализа документальных источников установлено использование технологии социального проектирования в пионерской организации с целью формирования активности, инициативности подростков.

3. Педагогическими условиями, обеспечивающими эффективное развитие лидерских качеств подростков в детском общественном объединении, являются: а) вовлечение подростков в специально организованную деятельность, направленную на приобретение лидерского опытаб) использование в деятельности детского общественного объединения технологии социального проектирования, которая обеспечивает каждому подростку возможность реализовать различные позиции членов объединения (от исполнителя до организатора) — в) осуществление систематического педагогического мониторинга динамики развития лидерских качеств.

4. Критериями развития лидерских качеств подростков в детском общественном объединении являются: критерий внутренней готовности, включающий познавательную составляющую и мотивационпую составляющую, и критерий внешней реализации (практически-действенный), включающий деятельиостную составляющую и личностно-позиционную составляющую.

Надежность и достоверность полученных выводов обеспечивается всесторонним анализом проблемы при определении исходных теоретикометодологических позиций, комплексом эмпирических и теоретических методов, адекватных задачам исследованияиспользованием методов математической обработки данных, воспроизводимостью полученных результатов. Программа «Лидер» апробирована в ОЦТМ «Муравейник» г. Перми на базе детских творческих объединений «Лидер», «Психовей», ДОО «РВО», «Муравей», «Лидер», областной заочной школы «Лидер» и на занятиях Межшкольного УПК Ленинского района г. Перми. Внедрение основных результатов исследования осуществлялось посредством семинаров, публикаций, проведения сборов актива детских общественных объединений и ученического самоуправления Прикамья.

Основные теоретические положения исследования были представлены и одобрены на заседаниях кафедры педагогики Пермского государственного университета, курсах вожатых Пермского района Пермского края, на Региональном семинаре «Обучение технологии социального проектирования» (Пермь, 2006), на Открытом молодежном форуме (Пермь, 2006).

Различные аспекты исследования, выводы, рекомендации изложены на Международных и Российских, межвузовских научно-практических конференциях: «Студент, наука, цивилизация» (Красноярск, 1998), «Молодежь России и Прикамья: проблемы социального развития и пути их решения» (Пермь, 1999), «Современное молодежное, детское движение и государство» (Москва, 2000), «Университетское образование и регионы» (Пермь, 2001), «Актуальные проблемы социального воспитания» (Ульяновск, 2006). По теме исследования опубликовано 9 работ.

Структура диссертационного исследования состоит из введения, трех глав, заключения, списка библиографии, приложений. Материал изложен на 178 страницах и дополняется приложением на 89 страницахбиблиография включает 194 источника, из них 2 на английском языке. В работу включены таблицы, рисунки, диаграммы.

ВЫВОДЫ ПО III ГЛАВЕ.

В исследовании приняли участие 538 человек, из них педагогов — 92 человекачлены детских общественных объединений — 446 человек — дети подросткового возраста (13−15 лет).

Зондирующий этап эксперимента позволил определить тенденции проявления лидерских качеств подростков в детском общественном объединении, отношение педагогов к проблеме развития лидерских качеств подростков и сделать следующие выводы:

1.Стремление к лидерству — характерная особенность подросткового возраста.

2.Не во всех детских общественных объединениях создаются условия для реализации лидерских устремлений подростков — членов ДОО.

В настоящее время существует ряд противоречий:

— между желанием большинства членов детских общественных объединений вести активный образ жизни, быть организаторами различных дел, брать на себя ответственность (69,3%) и дефицитом определенных лидерских качеств, лидерских знаний и умений (72%);

— между пониманием педагогами актуальности проблемы развития лидерских качеств подростков в ДОО (78,2%) и теоретической и практической неготовностью к работе с подростками-лидерами (82,6%), отсутствием специальных методических материалов по работе с подростками-лидерами (87%).

Экспериментальная работа проводилась на базе детских общественных объединений с. Бершеть «Единство», с. Карагай «Я, Ты, Мы». В качестве контрольной группы было определено детско-юношеское общественное объединение «Патриоты Отечества» в составе 40 человек. Всего экспериментом было охвачено 84 подростка.

Исследование было проведено с помощью таких методов и методик, как анкетирование, наблюдение, аутосоциометрия, «Методика оценки коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-1)» и оценивающие лидерский опыт испытуемых разработанная диссертантом — методика «Карта успеха лидера», «Азбука организатора» (автор Т.Е. Вежевич).

В ходе формирующего эксперимента были реализованы условия, необходимые для развития лидерских качеств подростков — систематическое вовлечение подростков в специально организованную деятельность, направленную на приобретение лидерского опытаиспользование в деятельности детского общественного объединения технологии социального проектирования с предоставлением каждому подростку возможности реализации различных позиций членов объединения (от исполнителя до организатора) — систематический педагогический мониторинг динамики развития лидерских качеств.

Включая испытуемых в разные виды деятельности, мы использовали различные формы работы: однодневные сборы, коллективные творческие дела, тренинги, деловые игры, научно-практические конференции.

С помощью современных диагностических методик систематически отслеживалось развитие лидерских качеств. В ходе эксперимента в течение двух лет неоднократно фиксировались изменения показателей уровня развития данных качеств, социальный статус, накопление знаний и опыта организаторской деятельности подростками. Полученные результаты подкреплялись беседами, наблюдениями.

Параллельно с работой по развитию лидерских качеств подростков внимание уделялось вопросам групповых норм, нравственным аспектам поведения лидера.

В нашей экспериментальной группе было организовано изучение специального курса по лидерству. В рамках данной программы в опытной работе с экспериментальной группой особое внимание было уделено понятию лидерства, рассмотрению содержания лидерских качеств, анализу различных стилей управления и т. д.

Если на начало эксперимента теоретическими знаниями организаторской деятельности владели 11%, то на конец эксперимента — 86%) испытуемых. Наличие практического организаторского опыта в начале эксперимента отмечали 55% испытуемых, в конце эксперимента — 80%. Эти данные подтверждаются и записями зачетных книжек: к моменту окончания эксперимента увеличилось количество подростков, взявших на себя роль организатора, ведущего мероприятия и отказавшихся от роли зрителя или просто участника.

В ходе работы отмечен рост социального статуса большинства испытуемых экспериментальной группы, который был определен на основе материалов аутосоциометрических исследований.

Зафиксирован динамичный рост коммуникативных и организаторских способностей у испытуемых в экспериментальной группе.

В ходе формирующего эксперимента было сделано четыре измерения основных 11 лидерских качеств у испытуемых. Сравнительный анализ показал, что в ходе эксперимента произошло изменение таких качеств, как компетентность, инициативность, активность, общительность, настойчивость, наблюдательность, самостоятельность, что подтверждено результатами математической обработки и вычислением критерия <р* Фишера (угловое преобразование Фишера).

Отметим, что также одним из показателей эффективности развития лидерских качеств является и то, что испытуемые из экспериментальной группы (ДОО «Единство», «Я, ты, мы») постоянно выступают в роли главных инициаторов и организаторов различных коллективно-творческих дел не только в своих объединениях, но и в школах, в районах.

ДОО «Единство» за 2005;2006 год успешно выполнило 11 проектов. ДОО «Я, ты мы» — 9 проектов. Проекты «Давайте поиграем», «Перекресток миений», «Школьный радиоузел» — ДОО «Единство» и проекты «Помоги себе сам», «Сельская школа — надежда России» — ДОО «Я, ты, мы» — краевым конкурсом в марте 2006 года признаны лучшими проектами. Шесть лидеров детского объединения «Единство» награждены путевками в ВДЦ «Орленок» (Приложение 15).

В качестве контрольной группы выступило детско-юношеское объединение «Патриоты Отечества». Проведя измерения по выше описанным методикам в начале и конце эксперимента, и не ставя перед собой задачи создания специальных условий для развития лидерских качеств подростков этого объединения, мы получили следующие результаты.

В контрольной группе на начало эксперимента высокий статусный индекс имели 5 человек, в конце эксперимента выделилось еще 2 человека, чей статусный индекс значительно повысился. Таким образом, общее количество ребят, пользующихся авторитетом, составило 7 человек. В начале эксперимента в коллективе испытуемых контрольной группы средний статусный индекс был равен 2,65, что относится ко II статусной шкале, в конце эксперимента средний статусный индекс практически не изменился, он составил 2,7.

В контрольной группе отмечен небольшой рост коммуникативных и организаторских способностей, но он не столь динамичен, как в экспериментальной группе, остался в зоне незначимости.

В ходе формирующего эксперимента в контрольной группе было также сделано четыре измерения основных 11 лидерских качеств у испытуемых. Сравнительный анализ показал, что в ходе эксперимента произошло изменение такого качества, как организованность, что подтверждено результатами математической обработки и вычислением критерия (р* Фишера (угловое преобразование Фишера), что мы объясняем особенностями этого объединения, реализуемой программой деятельности. Изменения всех остальных лидерских качеств у испытуемых контрольной группы, произошедшие с первого по четвертое измерения, несущественны. Значения (р* в контрольной группе находятся в зоне пезпачимости.

Таким образом, представленные данные свидетельствуют о росте лидерских качеств испытуемых экспериментальной группы по сравнению с испытуемыми контрольной группы. Обобщив данные, полученные в процессе обработки материалов исследований лидерских качеств подростков детских общественных объединений, мы делаем вывод, что эффективность педагогических условий, способствующих развитию лидерских качеств получила статистическое подтверждение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Данное исследование было посвящено изучению проблемы лидерства и выявлению педагогических условий, способствующих эффективному развитию лидерских качеств подростков в детском общественном объединении.

Современная действительность, характеризующаяся ростом требований, предъявляемых обществом к развитию и воспитанию личности, способной к социальным преобразованиям, конкурентаспособной в различных ситуациях, ориентированной на эффективное взаимодействие с государственными и общественными организациями, требует воспитания и развития у подростков лидерских качеств. Необходимо развивать качества инициативного, самостоятельного субъекта, способного активно и успешно строить свои отношения с окружающим миром в различных видах деятельности. Именно поэтому проблема педагогических условий, реализация которых будет способствовать развитию лидерских качеств подростков в детском общественном объединении, нашла детальное освещение в данном диссертационном исследовании.

В рамках исследования лидер детского общественного объединения определяется как член группы, статусно выделившийся в конкретном деле, за которым группа признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях. Лидерские качества — это совокупность определенных свойств, черт, позволяющая члену ДОО статусно выделиться в конкретном деле и принимать ответственные решения в значимых для группы ситуациях. Перечень лидерских качеств включает в себя:

I) компетентность, 2) активность, 3) инициативность, 4) общительность, 5) сообразительность, 6) настойчивость, 7) самообладание,.

8) работоспособность, 9) наблюдательность, 10) самостоятельность;

II) организованность.

В ходе теоретического анализа доказано, что основными критериями развития лидерских качеств являются:

1. критерий внутренней готовности, который включает в себя: -познавательную составляющую (понимание поставленных задач, знание алгоритмов организаторской деятельности, знание правил эффективного общения в различных ситуациях);

— мотивациоппую составляющую (внутренняя готовность к принятию роли лидера, желание выполнять функции лидера, интерес к организаторской деятельности, стремление действовать).

2. критерий практически-действенный (критерий внешней реализации), который включает в себя: деятельностную составляющую (умение использовать знания организатора на практике, умение организовать деятельность, результативность деятельности);

— личностно-позиционную составляющую (восприятие лидера группой, восприятие группы лидером, выполнение функций лидера).

В рамках исследования на основе анализа архивных документов был изучен опыт пионерской организации Пермской области в развитии лидерских качеств подростков, установлены и выделены основные этапы и особенности работы с пионерами-активистами. На основе изучения и анализа трудов Н. К. Крупской, посвященных вопросам пионерского движения, содержанию, формам и методам пионерской работы в СССР, был установлен исторический аспект использования технологии социального проектирования в развитии лидерских качеств пионеров.

В рамках данного исследования детское общественное объединение рассматривается в качестве воспитательного пространства наиболее благополучного, эффективного развития лидерских качеств его участников.

Предоставляемая детским общественным объединением возможность каждому ребенку осознать себя реальной частью общества со своими правами, обязанностями и их реальным, активным проявлениемналичие субъект-субъектных отношенийналичие многообразной по содержанию социально ориентированной деятельности, способствующей познанию, развитию, самореализации личности, приобретению опыта лидерского поведенияразнообразие реализуемых подростком в объединении социальных ролей (позиций), являются предпосылками для развития лидерских качеств подростков.

Информация, полученная автором данного исследования в ходе собственной деятельности в качестве председателя Координационного совета Союза детских общественных организаций Пермской области, руководителя детского общественного объединения «РВО» г. Перми (1999;2002 гг.), руководителя социальных проектов была обобщена в контексте изучения научной литературы по исследуемой проблеме. В результате, была выдвинута гипотеза, что процесс развития лидерских качеств подростков в детском общественном объединении будет эффективным, если.

— систематически вовлекать подростков в специально организованную деятельность, направленную на приобретение лидерского опыта;

— использовать в деятельности детского общественного объединения технологии социального проектирования с предоставлением каждому подростку возможности реализации различных позиций членов объединения (от исполнителя до организатора);

— систематически осуществлять педагогический мониторинг динамики развития лидерских качеств подростков.

Выдвинутые педагогические условия были реализованы в экспериментальном режиме в деятельности детского общественного объединения. В результате созданных нами условий для развития лидерских качеств подростков, в экспериментальной группе мы получили следующие данные.

Отмечен рост теоретических знаний организаторской деятельности. В начале эксперимента — 11% испытуемых отмечали владение знаниями деятельности организатора, в конце эксперимента — 86% испытуемых.

Наличие практического организаторского опыта в начале эксперимента отмечали 55% испытуемых, в конце эксперимента — 80%).

В ходе работы отмечен рост социального статуса большинства испытуемых экспериментальной группы, который был определен на основе материалов аутосоциометрических исследований.

На начало эксперимента высокий статусный индекс в экспериментальной группе имели 8 человек, в конце эксперимента выделились еще 9 человека, чей статусный индекс значительно повысился. Таким образом, общее количество подростков, пользующихся авторитетом, составило 17 человек.

Сравнительный анализ показал, что в ходе эксперимента произошло развитие таких качеств, как компетентность, инициативность, активность, общительность, настойчивость, наблюдательность, самостоятельность, что подтверждено результатами математической обработки и вычислением критерия (р * Фишера (угловое преобразование Фишера).

В качестве контрольной группы выступило ДОО «Патриоты Отечества». Проведя измерения по выше обозначенным методикам в начале и конце эксперимента и не ставя перед собой задачи создания специальных условий для развития лидерских качеств подростков этого объединения, мы получили следующие результаты.

В начале эксперимента в коллективе испытуемых контрольной группы средний статусный индекс был равен 2,65, что относится ко II статусной шкале, в конце эксперимента средний статусный индекс практически не изменился, он составил 2,7.

Значения <р* в контрольной группе находятся в зоне значимости только у одного качества — «организованность». Изменения всех остальных лидерских качеств у испытуемых контрольной группы, произошедшие с первого по четвертое измерения, несущественны.

Итоги экспериментальной работы по развитию лидерских качеств подростков в детском общественном объединении доказывают, что систематическое вовлечение подростков в специально организованную деятельность, направленную на приобретение лидерского опытаиспользование в деятельности детского общественного объединения технологии социального проектирования с предоставлением каждому подростку возможности реализации различных позиций членов объединения (от исполнителя до организатора) — систематический педагогический мониторинг динамики развития лидерских качеств, действительно, способствуют эффективному развитию лидерских качеств подростков.

Результаты, полученные в процессе исследования, в целом подтвердили нашу гипотезу. В процессе исследования были решены поставленные задачи. Это позволило достичь цели исследования — теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность педагогических условий, обеспечивающих развитие лидерских качеств подростков в детском общественном объединении.

В процессе эксперимента разработаны научно-практические рекомендации по формированию и развитию лидерских качеств подростков в детском общественном объединении, оказана практическая помощь педагогам Пермского края в организации такой работы в детских общественных объединениях и в органах ученического самоуправления.

Мы понимаем, что данное диссертационное исследование не охватывает все аспекты проблемы развития лидерских качеств подростков в детском общественном объединении и открывает перспективы последующего исследования. Так, например, выявился ряд проблем, подлежащих дальнейшему изучению, в частности, нуждаются в разработке программы подготовки педагогов — руководителей ДОО для работы с подростками-лидерами, необходимо совершенствование диагностического инструментария для выявления сформированности лидерских качеств.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Федеральный закон «Об общественных объединениях», 14.04. 1995 // Сборник нормативных правовых документов и методических материалов по детскому движению, Казань: РИЦ «Школа», 2000.- 136 с.
  2. Всесоюзная пионерская организация им. В. И. Ленина: Документы и материалы.- М.: «Молодая гвардия», 1974.- 352 с.
  3. Директивы и документы по вопросам пионерского движения.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.-262 с. 1. Документы архивов
  4. Государственный общественно-политический архив Пермской области (ГОПАПО) Ф.487. оп. 2, д. 14, л. 35.
  5. ГОПАПО. Ф.487, оп.1, д. 14, л. 4.
  6. ГОПАПО. Ф.487, оп.1. д. 14, л. 5.
  7. ГОПАПО. Ф.487, оп.1. д. 14, л. 7.
  8. ГОПАПО, Ф. 487, on. 1, д. 156, л.ЗЗ.
  9. ГОПАПО. Ф. 487, on. 1, д. 156, л.8.
  10. ГОПАПО. Ф. 487, on. 1, д. 156, л.Ю.
  11. ГОПАПО. Ф. 487, on. 1, д. 156, л.12.
  12. ГОПАПО. Ф. 487, on. 1, д. 156, л.11.
  13. ГОПАПО. Ф. 487, оп. 1, д. 156, л.16.
  14. ГОПАПО. Ф.487, оп.1, д. 303,л.58.
  15. ГОПАПО. Ф.487, оп., 1, д. 303, Л.-160.
  16. ГОПАПО. Ф. 1458, оп.2, д. 395, л.47.
  17. ГОПАПО. Ф. 1458, оп.2, д. 395, Л.-48.
  18. ГОПАПО. Ф. 1458, оп.2, д. 395, л. 87.
  19. ГОПАПО. Ф. 1458, оп.2, д. 395, л. 52.
  20. ГОПАПО. Ф. 1458, оп.2, д. 395, л.88.
  21. ГОПАПО. Ф. 1753, оп.20,д.16, л.22.
  22. ГОПАПО. Ф. 1753, оп.22, д. 27, л. 1−8.
  23. ГОПАПО. Ф. 1458, опъ.2, д. 395, л.50.
  24. Монографии, научные статьи
  25. Е.Б. О теориях лидерства в современной политической психологии // США: экономика, политика, идеология. 1993. № 4.- С. 13 -21.
  26. Д. Психология лидерства.- М.: Изд-во: Эксмо, 2005.-352 с.
  27. Д. Эффективное лидерство: Как развивать и применять лидерские навыки / Джон Адаир.- М.: Изд-во: Эксмо, 2003.- 177 с.
  28. Адлер 10. Лидерство как механизм постоянного обеспечения конкурентоспособности /Адлер 10., Липкина В. // Стандарты и качество.-2000. № 10.- С. 14−22.
  29. Л.В. Детские общественные объединения в воспитательном пространстве социума // Педагогика.-2000. № 7.- С. 50.
  30. С.А. Основные направления анализа лидерства // Вопросы психологии.- 1991. № 3.- С. 90−96.
  31. Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений.- М.: Аспект Пресс, 2001.- 416 с.
  32. В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. Казань: Центр инновационных технологий, 2000.- 362 с.
  33. Е.В. Социальная психология: Учебное пособие для студентов высших педагогических заведений / Под ред. В. А. Сластенина.- М.:1. Академия, 2002.- 264 с.
  34. Антология мировой философии в 4- т. Т. 1, ч. 1. М.: Мысль, 1969.- 579 с.
  35. Т.Ф. Содержание профессиональной деятельности организаторов региональных детских объединений и система их подготовки.- Кострома, 1998.- 34 с.
  36. Т. К. Идейно-политическое воспитание и формирование общественной активности школьников // Теория и методика коммунистического воспитания в школе / Под ред. Г. И. Щукиной.- М.: Просвещение, 1974.- С. 112.
  37. Г. К. Критика современных буржуазных концепций лидерства. М.: Мысль, 1978. 135 с.
  38. А.В. Психодиагностика способности к общению или как определить организаторские и коммуникативные качества личности. М.: ВЛАДОС, 1999. С.91−131.
  39. И.С. Лидерство и организация педагогического процесса: методические материалы. С-Пб.: Санкт-Петербургский городской дворец творчества юных.-1995.- 34с.
  40. В.Ф. Лидерство одна из доминант современного российского образования // Среднее профессиональное образование.- 1998. № 7−8, С 12−16.
  41. А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. М.: Просвещение, 1991.169 с.
  42. Т.В. Тендерные исследования лидерства // Вопросы психологии. -2000. № 1,-С. 87−131.
  43. В.А. Роль системы образования в поддержке развития детских общественных организаций // Внешкольник.- 1998. № 3.- С.10−12.
  44. Э. Лидер и группа. О структуре и динамике организаций и групп: Пер. с англ. / Берн Э.-Екатеринбург: Литур, 2000.-319с.
  45. М.В. Теоретические основы выдвижения, подготовки, деятельности организаторов детских объединений // Теория, история, методика детского движения (ТИМ): Инфор. Бюллетень. -М.: Пресс-Соло, 1998.- Вып.4, — С.11−15.
  46. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1986.- 464 с.
  47. Н.М. В пространстве воспитательной деятельности. Монография / Науч. ред. Н. К. Сергеев, — Волгоград: Перемена, 2001.-181 с.
  48. Л.П. Человек: Деятельность и общение.- М.: Цель, 1978.- 325 с.
  49. И.П. К вопросу о методах оценки организаторских способностей // Вестник ЛГУ. Экономика. Философия. Право. Л.1977.№ 23.- С. 26.
  50. А. В. Социализация ребенка в детских общественных организациях (вопросы теории и методики): Монография.- Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 1999.- 270 с.
  51. Воспитательное пространство как объект педагогического исследования / Под ред. Н. Л. Селивановой. Калуга: Институт усовершенствования учителей, 2000.- 248 с.
  52. Л.С. Развитие высших психических функций.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.- 500с.
  53. Е.В. Хочу быть лидером! // Детское общественное движение и ученическое самоуправление: Вып.1.- 2000.- 96 с.
  54. Ю.Б. Введение в общую психологию.2-е изд. М., 1997.334 с.
  55. Главный принцип детской организации: метод, пособие. Часть I // Под ред. Г. М Иващепко, Л. В Алиевой, — Воркута, 1992.- 100 с.
  56. О.В. Выборы актива залог успеха ученического самоуправления // Классный руководитель. — 2003. № 8. — С. 92.
  57. P.M. Элементы практической психологии.- СПб: Изд-во: «Свет», 1997.-608с.
  58. Д.А., Платонов Р. И. Основы подготовки будущих учителей как лидеров детских организаций. Научно- методическое пособие. Якутск, 2001, — 47 с.
  59. Десев JL Психология малых групп.- М.: Прогресс, 1979.- 148 с.
  60. А.И. Психология коллектива: Методологические проблемы и исследования: Учебное пособие для вузов. М.: МГУ, 1984.- 208 с.
  61. А. Кому он нужен, этот лидер? // Народное образование.- 2004. № 2.- С.149−156.
  62. Н.С. Лидерство в малых группах как объект социально-психологического исследования // Руководство и лидерство. Под ред. Б. Д. Парыгина.- Л.: ЛГПИ, 1973.- 143 с.
  63. В. Ланг Л. Руководить без конфликтов: Пер. с нем.- М.: Экономика, 1990.- 335 с.
  64. Е.М. Об актуальности одного из видов лидерства в группе. /Эмоциональные потенциалы коллектива.- Ярославль, 1977.-С.126−129.
  65. А.Г. Воспитываем ребенка- лидера.- Ставрополь, 1999.- 63 с.
  66. .В. Теория личности Курта Левина М.: МГУ, 1981.-117с.
  67. И.П. Формирование юных общественников и организаторов.
  68. И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел.- М.: Педагогика, 1989.- 208 с.
  69. Г. М., Кульпединова М. Е. Детское движение: реалии и возможности // Педагогика.-1989. № 6.- С.34−40.
  70. Имидж лидера / Под ред. Егоровой- Гантман Е. В. М.: «Знание», 1994.- 265 с.
  71. Ф. Психотерапия и лидерство.- СПб.: Изд-во: «Речь», 2000, — 234 с.
  72. ., Седенберг С. Вызов лидеров.- М.: Дело, 1996.- 352 с.
  73. В. Прикладная психология.- С-пб.: Изд-во «Питер», 2000.- 560 с.
  74. С. 7 навыков лидера: Nonfiction (Деловой бестселлер): Пер. с англ. Кови С.-Минск: Изд-во: «Парадокс», 1996.- 448 с.
  75. В.А., Лебедев Д. Н., Кульпединова М.Е: «Я» становится богаче // Теория, история, методика детского движения (ТИМ): Инфор.бюллетень.- Спец. вып. М.: Пресс — Соло, 1996.- С.- 53.
  76. А. Кому и зачем нужно детское движение? // Теория, история методика детского движения (ТИМ): Информационный бюллетень. Спец. Вып.- М., 1995,-С. 22−24.
  77. JI. Детское движение в России: программы и опыт // Воспитание школьников.- 1992. № 5/6- С. 19−21.
  78. Я. JI. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности). Учебное пособие.- 2-е изд., доп.- Минск: ТетраСистемс, 2000.- 432 с.
  79. Кон И. С. Социология личности.- М., 1967.- 312 с.
  80. Кон И. С. Психология старшеклассника.- М.: «Просвещение», 1980.- 207 с.
  81. М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения.- М.: «Дело», 1997.- С.24−29.
  82. В.М. Самоуправление школьников.- М.: «Просвещение», 1981.-208с.
  83. Э., Смит JI. Тренинг лидерства: Пер. с англ./ Кристофер Э. Смит.Л. СПб.: Питер, 2002.- 117 с.
  84. P. JI. Если Вы руководитель . Элементы психологии менеджмента в повседневной работе.- М.: Дело, 1993.- 348 с.
  85. P.JI. Психология малой группы / P.JI. Кричевский, Е. М. Дубовская.- М.: Изд-во МГУ, 1991.- 203 с.
  86. P.JI. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе / P.JI. Кричевский, М. М. Рыжак.- М: Изд-во МГУ, 1985.- 224 с.
  87. P.JI. Динамика группового лидерства // Вопросы психологии.-1980. № 2.-С. 64−67.
  88. P.JI. Механизмы лидерства в юношеских коллективах. Проблемы детской и педагогической психологии. Вып.2. М., 1976.- 264 с.
  89. Н.К. О юных пионерах. М.: Изд. АПН РСФСР, 1957.- 264 с.
  90. Н.К. Воспитаем хороших общественников. Речь на совещании делегатов I Всесоюзного слета пионеров // Крупская Н. К. Пед. соч. в 6 т.М.: Педагогика, 1980.- Т.4.- 798 с.
  91. В.А. Большие заботы маленьких граждан.- М.: Молодая гвардия, 1990.-238 с.
  92. Е.В. Лидер и лидерство. Исследования лидерства в современной западной общественно-политической мысли.- Архангельск: Изд-во Поморского международного педагогического университета, 1996.-256 с.
  93. Е.В. Социально философский анализ лидерства.- М.: МПГУ, 1996.-С.2−8.
  94. Е.С. Основы социальной психологии,— Л.: ЛГУ, 1967.- 172 с.
  95. М.Е. Я становится богаче. Теория, история методика детского движения (ТИМ). Информационный бюллетень. Спец. Вып. М., 1995.-С. 51
  96. В.Н. Межличностное общение.- СПб.: Изд-во «Питер», 2001.163 с.
  97. Д.Н. Детское общественное движение переходного периода: тенденции, противоречия, перспективы // Внешкольник. 1999. № 5,-С.23−25
  98. Д.Н. Подготовка пионерского актива к организаторской деятельности, — Москва, 1989.- 31 с.
  99. Д.Н. Детское общественное движение: испытание временем // Воспитание школьников 2003. № 1. — С.57.
  100. Д.Н. Пионерия на пути в будущее // Внешкольник.- 1997. № 5−6.-С.25−29.
  101. Е.А. Готовясь работать с подростками.- М.: МГПУ, 1993.- 152 с.
  102. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность, — М.: Политиздат, 1975.- 304 с.
  103. А.Н. Формирование личности // Психология личности в трудах отечественных психологов.- СПб: Изд-во «Питер», 2000.- С. 166
  104. Д.А. Совместная деятельность, общение, взаимодействие (к обоснованию педагогики «сотрудничества») // Вестник высшей школы. -1989. № П.- С.35−45.
  105. Х.Й. Как воспитывает процесс обучения? // Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология», № 12. М.: Знание, 1982.-С.47.
  106. А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. М.: Педагогика, 1988.-128 с.
  107. А.Н. Как вести за собой: старшеклассникам об основах организаторской работы, — М.: Просвещение, 1978.- 159 с.
  108. А.С. Коллектив и воспитание личности.- М.: Педагогика, 1972.- 334 с.
  109. А.С. Методика организации воспитательного процесса / Пед. соч.: в 8 т., Т.1.- М.: Педагогика, 1995.- С. 24.
  110. Т.Н. Выдвижение лидера в среде старших школьников и его влияние на товарищей // Руководство и лидерство. Под ред. Б. Д, Парыгина. Л.: ЛГПИ, 1973.- 143 с.
  111. Т.Н. Социальная активность старшеклассников.- М.: Педагогика, 1988.- 144 с.
  112. Э. Л. Костина Н.М. Педагогика детского движения. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2000.- 516 с.
  113. В. Полемические этюды об образовании,— М.: Педагогика -1993.- 312 с.
  114. А. Психология лидера / Пер. с итальянского Славянской ассоциации Онтопсихологии. Изд. 3-е, испр. и дополн.- М.: ННБФ «Онтопсихология», 2001. 208 с.
  115. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. сангл. М.: Дело, 1992.- 551 с.
  116. Г. С. Сущность и типология социального лидерства / Смольков В. Г. // Социально-гуманитарные знания.- 2001.№ 6. С. 61−68.
  117. С. В роли лидера успешной команды: Пер. с англ. / Моррис С., Уилкокс Г., Нейзел Э.-Днепропетровск: Баланс-Клуб, 2002.- 180с.
  118. А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина.- М.: Издательский центр «Академия», 1999.- 184 с.
  119. Э.Ш. Приемы педагогического воздействия. Учебное пособие для студентов высших педагогических заведений.- М.: Просвещение, 1972. -216 с.
  120. Р.С. Психологические условия и критерии эффективности работы коллектива.- М.: Наука, 1982.- 212 с.
  121. Н.Н. Психология межличностных отношений.- Киев: Лыбидь, 1990.- 191 с.
  122. Л.Ф. Детская (возрастная) психология: Учебник. М., Российское педагогическое агентство. 1996. — 374 с.
  123. О.В. Сферы реализации детского самоуправления // Классный руководитель. -2003. № 8.- С. 98−102.
  124. .Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971.- 351 с.
  125. В.П. Гражданское образование в России: новые подходы и региональный опыт / В. П. Пахомов // Всероссийская акция «Я -гражданин России»: руководство для организаторов и методистов- сост. В. П. Пахомов. Москва- Самара, 2000.- 66 с.
  126. Педагогика: Учеб. пособие для студентов высших педагогических заведений / Под ред. Ю. К. Бабанского.- 2-е изд., доп. и перераб.- М.: «Просвещение», 1988.-477 с.
  127. А.В. Теория деятельностного опосредования и проблема лидерства//Вопросы психологии.- 1980. № 2.- С. 29−41.
  128. А.В., Шпалинский В. В. Социальная психология коллектива. М.: Просвещение, 1978, — 176 с.
  129. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив.- М: Политиздат, 1982, — 258 с.
  130. К.К., Адаскин Б. И. Об изменении и формировании личности учащихся. М.: Наука, 1996, С.- 5−6.
  131. Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Иностранные языки в школе № 2, 3 — 2000 г.
  132. М.В. Психология растущего человека. М.: «Принт», 1999.- 105 с.
  133. Программа «Лидер» / Авт. кол. под рук. М. И. Рожкова. М., НПЦ Совета СПО-ФДО, 1992.- 75 с.
  134. А.С. Шаг за шагом, или Технология подготовки и реализации социального проекта // Школьные технологии.- 2002, № 4.-С.92−108.
  135. В.П. Введение в политологию: Учебник / Пугачев В. П., Соловьев А.И.-3-е, перераб. и доп. изд.- М.: Аспект Пресс, 2000, — 447с.
  136. А. А. Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. -С-пб.: Изд-во «Питер», 1999.- 416 с.
  137. А.А. Психология и педагогика // А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум.- СПб.: «Питер», 2002.- 432 с.
  138. С. Лидер и его команда / Резник С. // Лидеры образования.- 2004. № 2.- С.35−38.
  139. Н.Ф. Пионерское движение Прикамья и его роль в воспитании подрастающего поколения//Молодежное движение Прикамья: прошлое, настоящее, будущее: материалы научно- практической конференции. -Пермь, 1999.- С. 75−77.
  140. М.И., Волохов А. В. Детские организации: возможности выбора. Вариативно-программный подход к социализации ребенка в деятельности детских организаций: Методическое пособие дляорганизаторов детского движения.- М.: НПЦ СПО-ФДО, 1996.- 111 с.
  141. М.И. Воспитание учащихся: теория и методика / Рожков М. И., Байбородова JI.B.- Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2002.- 282 с.
  142. А.П. Внеучебная работа пионеров и школьников в годы Великой Отечественной войны // Советская педагогика.- 1985. № 10, — С. 102−104.
  143. Руководство и лидерство // Сборник научных трудов. Под ред. В. Д. Парыгина.- Л.: ЛГПИ, 1973. -144с.
  144. В.Ю. Соотношение понятий «воспитательная среда» и «воспитательное пространство» / Ярославский педагогический вестник. 2003. № 3. с. 36.
  145. А.Л. Социально- психологические проблемы управления. -Л.: ЛГУ, 1975.- 120 с.
  146. Е. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Речь, 2006.- 349 с.
  147. Слет лидеров детских и молодежных общественных объединений- 2000 / Выявление, формирование и развитие лидерских качеств молодого человека. Вып 9. Вологда, 2001.- 60 с.
  148. В.Г. Сущность и типология социального лидерства /Смольков В.Г. //Социально-гуманитарные знания.- 2001.№ 6. С. 61−68.
  149. Л. Д. Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. М.: РСТ: Р-на-Д.: Феникс, 1998.-576 с.
  150. Е.Н., Лузина Л. М. Педагогу о современных концепциях воспитания. М.: ТЦ Сфера, 2002, — 160 с.
  151. В.А. Методика воспитания коллектива.- М.: Просвещение, 1981, — 192 с.
  152. Ю.Н. Как разработать программу детского объединения. Методические рекомендации в вопросах и ответах.- Липецк, 2000.- 51 с.
  153. ТИМ. Теория, история, методика детского движения: Инфор. Бюллетень.- Вып.4, — М.: Пресс- Соло, 1998, — 123 с.
  154. Е., Трухачева Т. С. Они и мы, или шесть вопросов о концептуальных основах взаимодействия школы и детской организации. (ТИМ). Спец. Вып., 1995.-С.71.
  155. В.П. Поговорим об этикете. М.: «Московская правда», 1997.-С. 11.
  156. Т.В. Новые взрослые и новые дети (проблема взаимодействия).- М., Московский университет культуры, 1997, — 167 с.
  157. М.В. Социология управления.- М.: ИНФРА-М, Новосибирск, 1999.-С.
  158. Л.И. Организаторские способности и их развитие. Курск, 1967.-160 с.
  159. Л.И. Психология организаторской деятельности. М.: Наука, 1980. 159 с.
  160. Л.И. Личность. Организаторская деятельность. Коллектив. Изб. Пед. тр.- Кострома, КГУ им. Н. А. Некрасова, 2001.-208 с.
  161. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе.- М.: Педагогика, 1989.-208 с.
  162. Д.И. Психологические основы общественно-полезной деятельности подростков. М.: Педагогика, 1982.- 224 с.
  163. Фрейд 3. Психология бессознательного / Сост. Ярошевский М. Г. М.: Просвещение, 1990, — 448с.
  164. Хочу быть лидером! Серия «Детское общественное движение и ученическое самоуправление». Выпуск 1.-Н. Новгород. ООО «Педагогические технологии», 2000.- 96 с.
  165. А.С. Лабораторный эксперимент в социально-психологическом исследовании организованности коллектива / Психологический журнал.- 1980. № 4.-С.36−42.
  166. А.Г. Валидность теста менеджерского потенциала // Вест. МГУ. Сер. XIV. Психология, 1993, № 3. С.23−33.
  167. А. Учеба актива // Классный руководитель. 2003. № 8. — С. 97.
  168. Г. П. Система педагогических исследований. Методологический анализ // Педагогика и логика. М.: Касталь, 1993.-С. 139.
  169. Н.Е. Педагогическая технология: педагогическое воздействие в процессе воспитания школьника. -М.: Педагогика, 1997.- С. 44.
  170. Н.Е. Практикум по педагогической технологии. М., 1998.-С.26−31.
  171. Яковлева Е. J1. Психология развития творческого потенциала личности. М.: «Флинта», 1997.-С. 11.
  172. Е.А. Психология коллектива и личность.- М.: МГУ, 1997.-257 с.
  173. Goleman D. Primal leadership. Harvard Business Review, 2004. 411 c.
  174. Детское движение словарь справочник / Под ред.Т. В. Трухачевой.- М. Минск, 1998.- 183 с.
  175. С.И. Словарь русского языка. -М.: Русск. яз., 1994, — 816 с.
  176. Психологический словарь // Под ред. Давыдова В. В., М.: Педагогика, 1983.- С. 176.
  177. Психолого-педагогический словарь.- Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.540 с.
  178. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х тт. Т.1 / Гл. ред. Давыдов В. В. М.: БРЭ, 1998, — 608 с. 1. Диссертации
  179. В.Ю. Педагогические основы развития лидерской одаренности у старших школьников. Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 2000.- 29 с.
  180. Т.Е. Педагогические условия развития лидерских качеств учащихся: Дис. канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2001.-198 с.
  181. Е.М. Влияние лидера на сверстников в юношеских группах: Автореф. дис. .канд. псих, наук.- М., 1984.
  182. Е.М. Влияние лидера на сверстников в юношеских группах: Дис.канд.псих.наук. 1984.С.-63.
  183. Т.Н. Довузовская подготовка педагога-организатора детского и молодежного движения на базе подросткового клуба: Дис. канд. пед. паук. Тюмень, 2000.- 253 с
  184. И.А. Ситуация успеха в учебной деятельности как фактор развития отношений сотрудничества в системе учитель-ученик: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1996.- 24 с.
  185. Э.Е. Становление лидерских качеств личности в системе высшего военно-профессионального образования: Дис. канд. пед. наук. Орел, 2003.-219 с.
  186. Т.В. Особенности использования социально- психологического тренинга в целях развития лидерских качеств студентов будущих менеджеров: Дис. канд. пед. наук. М., 2003.- 207 с.
  187. О.А. Социально-педагогические условия реализации лидерского потенциала старших подростков во временных детских объединениях: Дис. канд. пед. наук. Кострома, 2004.- 168 с.
  188. В.В. Педагогические условия включения старшеклассников в социальную деятельность: Дис.канд. пед. наук.- Ярославль, 1994.-С.39.
  189. Скрыппиков О. И Психолого-педагогические условия формирования качеств лидера у курсантов военных институтов: Дис. канд. пед. наук. Саратов: СГУ, 1999.-191 с.
  190. А.Л. Педагогическое сопровождение детского лидерства: Дис. доктора пед. наук. Кострома, 2004.- 321 с.
  191. Л. Н. Идея воспитания социальной активности личности вдеятельности пионерской организации в советской педагогике 60-х-середины 70-х годов: Автореф. дис. канд. пед. наук: Хабаровск, 2000. -20 с.
  192. T.JI. Формирование лидерских качеств подростков в условиях Всероссийского детского центра «Орленок»: Дис. канд. пед. наук. Волгоград, 2002.- 194 с.
  193. О.Д. Детское общественное объединение как способ педагогического влияния на социальную активность подростков: Дис. канд. пед. наук. Кострома, 2000.- 185 с.
Заполнить форму текущей работой