Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование гражданственности у студенческой молодежи в образовательном процессе технологического вуза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В ходе исследования были подтверждены положения гипотезы, образовательный процесс вуза способствует формированию гражданственности у студентов при следующих педагогических условиях: будет уточнено понятие «гражданственность» для студентов как будущих специалистовосуществлена интеграция гуманитарного, общественного (социального), правового и психолого-педагогического знания в содержании… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
    • 1. 1. Сущность, содержание, принципы процесса формирования гражданственности у студенческой молодежи в образовательном процессе
    • 1. 2. Педагогические условия эффективного формирования гражданственности в образовательном процессе технологического вуза
    • 1. 3. Концептуальные основы формирования гражданственности у студенческой молодежи в образовательном процессе технологического вуза
  • ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

Глава II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ВУЗА 2.1 Результаты сформированности гражданственности у студенческой молодежи технологического вуза.

2.2 Разработка и апробация модели формирования гражданственности у студенческой молодежи

2.3. Анализ результатов формирующего эксперимента по формированию гражданственности у студенческой молодежи в образовательном процессе технологического вуза.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

Формирование гражданственности у студенческой молодежи в образовательном процессе технологического вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. История последних десятилетий убедительно показывает, что человечество вступило в фазу осмысления мира в его целостности и взаимосвязи. Усиление интеграционных процессов в современном мире активизирует задачи подготовки молодежи к жизни в условиях новой цивилизации, базирующейся на приоритетах ценностей человеческой морали и культуры. Критическая ситуация, в которой оказалось молодое поколение, требует обращения к определенной системе ценностей, связанных с лучшими национальными традициями, общечеловеческой традицией гуманизма как глобального мировоззрения, определяющего отношение человека к окружающему миру и другим людям.

Решение многих актуальных проблем современного общества существенным образом зависит от уровня сформированности гражданственности подрастающего поколения, поэтому гражданское развитие личности представляет важнейшую составляющую образовательного процесса.

Данная проблема в педагогической науке и практике нашла отражение при разработке: теоретических основ гражданского воспитания (А.С.Гаязов, Н. В. Иванова, М. И. Рожков и др.), систем ценностных ориентаций личности (Е.В.Бондаревская, М. А. Дмитриева, Р. М. Рогова, В. Н. Сагатовский и др.), уровней гражданской воспитанности молодежи, (И. М. Брызгалова, А. И. Кочетов, В. С. Мухина, Р. М. Нугаев, Т. А. Панкова, Н. Д. Савотина, М. И. Шилова) принципов формирования гражданственности и гражданской позиции (О. И. Мартынюк, Т. А. Мерцалова, Ю. М. Рудин и др.), механизмов формирования личности (В. Е. Гурин, A.A. Зиновьев, И. П. Иванов, И. М. Ильинский, И С. Кон, А. И. Кочетов, C.B. Кульневич, A.C. Макаренко, И. С. Марьенко, Э. Ш. Натанзон, В. П. Прохоров, Н. С. Пряжников, Л. И. Рувинский, Г. И. Филонов, B.C. Чудный, Е.А.Ямбург).

Определенное внимание в последние годы уделялось отдельным социальным и политическим аспектам гражданского воспитания молодежи и различным подходам к нему в современных условиях (Г.П.Акопов, И. С. Артюхова, Г. П. Артемов,. З. И. Василевич, А. А. Иудин, А. П. Кочетков, И. Д. Лельчинский, Н. Д. Никандров, А. Ф. Никитин, Г. Н. Филонов, Г. А. Чередниченко и др.), а также проблемам эволюции идеи гражданского воспитания на разных этапах развития педагогических знаний (О.И. Волжина, В. В. Крамник, Е. Ю. Кривошеина, М.И.Шилова).

Выполнен ряд исследований, в которых рассматриваются условия формирования гражданственности школьников (И.С. Артюхова, Е. В Бондаревская, Т. М. Иванова, Л. И. Карцев, Н. И. Лапин, Н. А. Масюков, Г. Б. Пуйман, Г. Б. Скок, Н. Д. Сорокина, В.В.Чечет), формирование гражданственности молодежи в условиях общественного молодежного объединения и организации (А. А. Зиновьев, И. М. Ильинский, В. И. Загвязинский, М. П. Зайцев А.Г. Кирпичник, К. Д. Радина, Ю. П. Селиванов, В. А. Сластенин, Ю. П. Строков, Е. В. Титова).

В последние десятилетия развертываются исследования теоретического и прикладного характера по гражданскому образованию. Различные аспекты этой проблемы освещаются в работах современных философов, психологов, педагогов (А.Г.Асмолов, И. Д. Фрумин,.

A.Н.Тубельский, В. А. Караковский, Я. В. Соколов, 3. К. Шнекендорф, Е. А Ямбург).

Опыт педагогов Самарской, Тульской, Воронежской, Калужской областей по организации гражданского образования и воспитания молодежи обобщен в трудах В. Н. Пахомова, В. В. Башева, Т. В. Болотиной, И. В. Калиш, М. Е. Жихаревича, М. Е. Жуковой, Р. П. Макейкиной, П. П. Симоненко,.

B.Н.Шубкина и др.

Вместе с тем, в педагогической науке остается неисследованным ряд актуальных вопросов, связанных с формированием гражданственности студенческой молодежи: концептуальные основы системы формирования гражданственностисодержание и готовность студентов к профессиональному и личностному взаимодействию в гражданском обществе и правовом государстве.

Изучение образовательной практики в вузе показывает, что процесс формирования гражданственности студентов целенаправленно не осуществляется.

В результате сложился ряд противоречий между:

— потребностью общества в социально активной студенческой молодежи, готовой к гражданскому самоопределению на основе гражданской позиции и гражданской компетентности, и неготовностью образовательного процесса в вузе обеспечивать данный социальный запрос;

— востребованностью данного интегрального качества у студенческой молодежи и недостаточной разработанностью методических, теоретических и практических основ ее формирования в образовательном процессе технологического вуза.

Обозначенные противоречия определили суть проблемы исследования: каковы педагогические условия формирования гражданственности у студенческой молодежи в технологическом вузе согласно ее социально-содержательной и структурно — интегральной характеристике как личностного феномена?

Объект исследования — образовательный процесс в технологическом вузе.

Предмет исследования — педагогические условия формирования гражданственности у студенческой молодежи в образовательном процессе технологического вуза.

Цель исследования — теоретически обосновать и экспериментально проверить систему эффективных педагогических условий формирования гражданственности в образовательном процессе технологического вуза.

Гипотеза исследования — процесс формирования гражданственности студенческой молодежи в технологическом вузе будет эффективным, если:

— в содержание образования включить систему педагогических, правовых, психологических, социально-политических знаний, способствующих формированию человека — гражданина демократического общества и правового государства;

— целостный образовательный процесс технологического вуза сориентировать на педагогическую модель формирования гражданственности у студенческой молодежипродуктивные педагогические технологии гражданского самоопределения студенческой молодежи технологического вуза эффективно сочетать с традиционными педагогическими технологиями.

Задачи исследования:

1.Выявить сущность, структуру и критерии сформированности гражданственности как интегрального качества личности.

2. Разработать процессуальную модель формирования гражданственности у студенческой молодежи, отражающую концептуальную основу процесса формирования данного интегрального качества.

3.Теоретически обосновать систему педагогических условий, способствующих эффективному формированию гражданственности у студенческой молодежи технологического вуза.

Технологически обеспечить формирование гражданственности у студенческой молодежи в образовательном процессе технологического вуза, представив процедурно деятельность субъектов как определенную систему действий, обеспечивающую гарантированный результат.

Методологической основой исследования является гуманистический (A.C. Асмолов, Е. В. Бондаревская, Б.П. Битинас), деятельностный (П.Я. Гальперин, A.A. Леонтьев, A.A. Зиновьев, И. М. Ильинский, В.А. Сластенин) и личностно — ориентированный (В.Е. Турин, И. С. Кон, И. П. Иванов, М.И. Шилова) подходы к формированию гражданственности в образовательном процессе, а также концепции целостного подхода к организации образовательного процесса (Е.П. Белозерцев, А. П. Владиславлев, B.C. Ильин, Ю.П. Кулюткин) и оптимизации процесса обучения в высшей школе (O.A. Абдуллина, Ю. К. Бабанский, В. Н. Гуров, В. И. Каган, Н. В. Кузьмина, А. Д. Суханов, И.А. Сыченков) — теория проблемного обучения (В.В. Давыдов, Т. В. Кудрявцев, A.M. Матюшкин, М. И. Махмутов, З.К. Меретукова), активизации учебно-познавательной деятельности в высшей школе (М.М. Анцибор, A.B. Брушлинский, A.A. Вербицкий, П.И. Пидкасистый).

Теоретической основой исследования явились психологические теории личности, закономерности ее социализации (В.Н. Гуров, A.B. Мудрик, А. Б. Орлов, A.B. Петровский, E.H. Шиянов), концепция междисциплинарной интеграции (B.C. Безрукова, В. П. Беспалько, Ю. С. Тюнников, И.П. Яковлев), концепция средового подхода к обеспечению целостности педагогического процесса (В.Н. Бочарова, В. Н. Гуров, Р. Г. Гурова, Л.Я. Рубина), организации гражданского воспитания подрастающего поколения (О.С. Газман, А. И. Кочетов, В. А. Караковский, Л. И. Маленкова, О. В. Крючкова, М. И. Шилова, O.A. Хаткевич), теоретические разработки в области педагогических технологий (В.П. Беспалько, Г. К. Селевко, H.A. Савотина, Л. Б. Соколова, E.H. Степанов, Н.Е.Щуркова), идеи по проблеме социализации молодежи (И.Д. Никандров, А. Ф. Никитин, С. А. Шмаков, Г. А. Чередниченко, Л.М. Фридман) — теоретические основы педагогического проектирования (В.П. Беспалько, И. И. Ильясов, Ю.С. Тюнников).

Для решения поставленных в исследовании задач и проверки выдвинутой гипотезы использовался комплекс взаимодополняющих и взаимопроверяющих методов ' исследования. Среди них: теоретическиеанализ психолого-педагогической, дидактической и методической литературы, теоретическое обобщение, синтез теоретических положений с учетом новых фактов и конкретных условийэмпирические — наблюдение, опрос, интервьюированиедиагностические — анкетирование, тестирование, анализ продуктов учебной деятельности, обобщение независимых характеристик) — экспериментальные — констатирующий, формирующий эксперименты, ранжирование.

Личный вклад соискателя состоит в следующем: в разработке концептуальных положений исследования, модели и программы эффективного формирования гражданственности у студентов, в организации и проведении экспериментальной работы, анализе полученных результатов.

Организация и база исследования. Опытно — экспериментальная работа проводилась на базе Кубанского государственного технологического университета, ГОУ «Профессиональное училище № 1», НОУ «СевероКавказский техникум «Знание» г. Краснодара. В ней приняли участие 421 студент 1 — 4 курсов различных факультетов университета, 64 преподавателя- 186 студентов 1- 5 курсов социально — гуманитарного факультета Кубанского государственного технологического университета, более 300 учащихся вышеназванных образовательных учреждений.

Основные этапы исследования. Исследование, начатое в 2001 году, складывалось из трех этапов:

На первом этапе (2001;2002 гг.) изучалось состояние проблемы в педагогической теории и практике, обобщался опыт формирования гражданственности студенческой молодежи, изучался опыт работы общественных объединений по гражданскому и патриотическому воспитанию молодежи. Определялись теоретическая база и методологическая основа исследования, исходные позиции автора, установлен объект, предмет, цель и задачи, сформулирована рабочая гипотеза, определены основные методы исследования. Проводился констатирующий эксперимент, моделировался формирующий эксперимент.

На втором этапе (2003 — 2004 гг.) была проведена опытно-экспериментальная работа по выявлению условий и факторов изучаемого процесса, анализ и оценка ее результатов, разработка рекомендаций по эффективному осуществлению процесса формирования гражданственности. Основные методы: целенаправленное наблюдение, посещение и анализ занятий по различным дисциплинам технологического и гуманитарного цикла, анкетирование студенческой молодежи, преподавателей, беседы с кураторами, деканами и заведующими, со специалистами музея Куб ГТУ, обработка материалов, реализация программы.

На третьем этапе (2005;2007гг.) был завершен формирующий эксперимент. Оформлены и внедрены в практику работы кураторов рекомендации по формированию гражданственности студенческой молодежи в процессе профессиональной подготовки. Уточнялись теоретико-экспериментальные выводы: обобщались, систематизировались и оформлялись полученные результаты. Использованы следующие методы исследования: педагогический эксперимент, апробация программы формирования гражданственности у студенческой молодежи в образовательном процессе училища, техникума, вуза, анализ результатов исследования и обобщение материала, его обработка.

Научная новизна исследования: раскрыта с учетом современных ценностных трансформаций сущность гражданственности как интегрального качества личности, выражающего единство социально заданного и субъектного императива нравственности;

— выявлены факторные возможности формируемой у студентов гражданственности в развитии их профессионализма и способов его реализации в будущей деятельности на уровне общественного долга.

— разработаны сопряженные модели гражданственности и процесса ее формирования у студенческой молодежи, включающие соответственно их структурные компоненты, уровневые критерии и показатели, основообразующие принципы и организационно-содержательные этапы, в совокупности существенно изменяющие ценностно-смысловые аспекты образовательного процесса в технологическом вузе.

Теоретическая значимость исследования состоит в: -конкретизации понятия «гражданственность» соответственно обозначаемому личностному феномену с позиций формирования его когнитивных, эмоциональных и нравственных характеристик как проявление сущего в отношении человека к обществу;

— обосновании возможности проектирования педагогического процесса формирования гражданственности студентов технологического вузавзаимосвязи профессионально значимых качеств и гражданственности будущего специалиста, в целом обеспечивающих высокий уровень его профессионализма и социальной эффективности в предстоящей деятельности;

— разработке модели формирования гражданственности, обогащающей содержательно, профессиографически и методически образовательный процесс в технологическом вузе.

Практическая значимость исследования выражается в разработке и апробации целевой программы формирования гражданственности студентов «РОСТ», сопровождающих ее дидактических материалов, диагностического инструментария для определения уровней ее сформированное&trade-, авторских тренинговых программ развития студентов как лидеров и организаторов молодежного общественного движения.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты работы докладывались на X Юбилейной Всероссийской научно-практической конференции 24 сентября 2004 года, на XI Всероссийской научно-практической конференции 23 сентября 2005 года (г.Краснодар), были опубликованы в сборнике (т. 23) «Труды Куб ГТУ». По теме исследования у автора имеется двенадцать публикаций, общим объемом 1,8 печатных листа. Ход исследования, его основные положения и результаты обсуждались на заседании кафедры философии, на заседании методической комиссии социально-гуманитарного факультета Куб ГТУ, на заседании кафедры педагогики.

Достоверность результатов исследования обеспечивается исходными методологическими позициями, комплексом методов педагогического исследования, адекватных его предмету и задачам, опытно-экспериментальной проверкой гипотезы, всесторонним качественным и количественным анализом экспериментальных данных, личным участием автора на всех этапах исследования.

На защиту выносятся следующие положения;

1. Гражданственность-это интегральное качество личности, которое структурно-содержательно фокусирует когнитивные (общественно-политическая и правовая компетентности), эмоциональные (патриотические, интернациональные чувства) и нравственные характеристики как проявление сущего в отношении человека к обществу.

2. Модель формирования гражданственности представляет педагогическую систему, включающую объект-субъект-субъектное целеполагание, иерархию структурных компонентов, их уровневые критерии и показатели, взаимосвязь социально и профессионально-проективных принципов, гуманитарное содержание, эффективные формы и методы его реализации и прогнозируемый результат. Данная модель реализуется в контексте основных задач профессиональной подготовки будущих специалистов, а ее ведущими механизмами выступают: самоидентификация с идеалом человека — гражданина, социально — ролевая готовность студенческой молодежи к осуществлению гражданского долга, соуправление и самоуправление как метод самокоррекции в общественно значимой деятельности.

3. Формирование гражданской позиции студенческой молодежи в образовательном процессе технологического вуза осуществляется при соблюдении следующих педагогических условий:

— обеспечении интеграции гуманитарного, общественного, правового и психолого-педагогического знания в содержании образовательного процесса технологического вузаориентации преподавателей технологического вуза на педагогическую модель процесса формирования гражданственности у студенческой молодежи;

— мотивации гражданского, правового, общественно-политического самовоспитания;

— включении в образовательный процесс технологического вуза педагогических технологий подготовки будущих специалистов как граждан демократического общества и правового государства;

— реализации субъектной гражданской позиции у студенческой молодежи через групповую и индивидуальную общественно-политическую деятельность и волонтерское движение.

4. Последовательное осуществление этапов формирования гражданственности (диагностический, организационно-педагогический, аналитико-рефлексивный, самоидентификационный и самокоррекционный) обеспечивается системой эффективных методов (убеждение, подражание, упражнение, приучение, стимулирование и контроль) и инновационных форм (молодежное движение, социально-политические клубы, волонтерские акции), инициирующих гражданские действия студентов.

Структура и объем диссертации

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений. Основной текст изложен на 168 страницах и включает 8 рисунков, 26 таблиц и 25 приложений.

Список литературы

насчитывает 229 наименований, в том числе 2 на иностранном языке.

Выводы по второй главе.

Конечный этап опытно-экспериментальной работы показал, что гражданственность представляет собой личностное качество и является составляющей личности будущего специалиста.

Профессиональная подготовка и самовоспитание является необходимым условием для становления будущего специалиста и гражданина.

Нами выявлено, что студенты более направлены на сотрудничество с преподавателями, чем преподаватели со студентами.

Изучению состояния сформированности гражданственности студентов способствовали исследования их ценностной ориентации.

Цель констатирующего эксперимента заключалось в выявлении исходного уровня показателей гражданственности у студентов.

Задачами первого этапа констатирующего эксперимента были: диагностика исходного уровня гражданственности у студентов на основе разработанных признаков, показателей и критериев, уровня сформированности гражданственности как интегративного качества личности будущего специалиста и разработка программы эффективного формирования гражданственности у студентов в процессе их профессиональной подготовки.

Недостаточно внимания студентами уделяется дисциплинам гуманитарного и общественного, правового и психолого-педагогического цикланет единых подходов к понятию «гражданственность» и цели его воспитания у студентов.

Актуальной является работа с преподавателями вузов по повышению их квалификации и компетентности в гражданском воспитании студентов.

Очевидна необходимость активной дифференцированной общественно-политической, патриотической и интернациональной деятельности студентов в дискуссионных клубах, на конференциях, встречах с ветеранами Великой Отечественной войны и ветеранами педагогического труда. Оправданны принципы самоуправления и педагогического сотрудничества, они сегодня востребованы в образовательном пространстве вузов.

Школой демократии и гражданственности остаются в образовательном процессе вуза молодежные организации и объединения с позитивной социальной направленностью. Необходима продуманная и практически выверенная работа со студентами по формированию гражданственности как необходимого качества будущего специалиста.

Данные позиции выводов проверены и обоснованы в процессе опытно-экспериментальной работы по формированию гражданственности у студенческой молодежи в образовательном процессе вуза.

Модель процесса и программа формирования гражданственности студенческой молодежи «РОСТ» апробированы в Институте экономики и управления в медицине и социальной сфере г. Краснодара, Краснодарского филиала государственного образовательного учреждения профессионального высшего образования Российского государственного торгово-экономического университета г. Краснодара, в негосударственном образовательном учреждении среднего профессионального образования «Северо-Кавказском техникуме «Знание «» в г. Краснодаре, в государственном образовательном учреждении «Профессиональное училище № 1, г. Краснодара».

Сущность разработки и апробации модели и программы эффективного гражданского воспитания студентов состояла в следующем.

Была осуществлена интеграция дисциплин гуманитарного, общественного, правового и психолого-педагогического циклов в образовательном процессе технологического вуза. Умелый подбор материалов для лекций и семинарских занятий осуществлен преподавателями, мотивация их, методическая грамотность и психологическая подготовка к работе обеспечили определенные результаты. Важным условием эксперимента стала активная познавательная деятельность самих студентов, их целенаправленное изучение учебного материала и продуктивное восприятие интегрированного знания;

Эффективность реализации данного педагогического условия зависела от целенаправленного отбора материала студентами при самостоятельной работе, использование его в познавательной деятельности под научным руководством преподавателя — познавательный процесс был творческим и обоюдным;

Гуманитарные знания стали основой формирования потенциал в духовно-нравственном воспитании личности, в гражданском сознании, коммуникабельности личности студентов.

Правовые знания способствовали развитию правовой культуры, социальной адаптации респондентов.

Общественно-политические знания дали возможность осознанно воспринимать политико-экономические события в стране и в мире, формировать взгляды, убеждения, принципы — мировоззрение студентов, грамотно пользоваться информацией СМИ, реализовать субъектную позицию в социуме (приложение 8, таблица 18).

Знания психологии и педагогики способствуют становлению гражданственности, дают возможность самостоятельно проводить анализ личностных изменений, коррекции поведения.

Научные знания студентов обеспечивают им возможность действовать под влиянием убеждения, знания, внутреннего фактора, а не под воздействием внешних факторов или импульсов. Такую позицию мы называем гражданской.

Принцип целостности и ориентации на ценности и ценностные отношения в подходе к процессу гражданского воспитания студентов определили отношение в педагогическом коллективе к каждому как к целостной личности. Принцип субъектности и личностно-ориентированный подход, сотворчество, сотрудничество и соуправление создают педагогическое пространство для формирования чувств и норм поведения, побуждающих к определенному (прогнозируемому) типу поведения, для реализации субъектной позиции студентов. Принципы гуманизации, демократизации, комплексный подходи такие формы воспитательной работы, как: коллективно-творческие дела, участие в общественном молодежном и волонтерском движении, обеспечили студентам осознание собственной значимости и важности в процессе совместной деятельности. Они стали фактором побуждения к активной деятельности в социуме и стимулом для формирования активной жизненной позиции студентов.

Созданные на формирующем этапе педагогические условия способствовали эффективному формированию гражданственности у студентов в образовательной среде вуза.

Реализация модели процесса формирования гражданственности у студентов позволила создать необходимые условия для эффективного формирования гражданских качеств у будущих специалистов, которые используют свой гражданский и профессиональный потенциал в правовом государстве и демократическом обществе. Результаты повторной диагностики выявили следующее. Разработанная нами программа «РОСТ» формирования гражданственности у студентов, ее методическое обеспечение оказались эффективными. Применение тренинговой программы в группе способствовало как диагностике, так и коррекции нравственных качеств гражданина у студентов, имеющих низкую мотивацию к социальной деятельности. Программа разработана на основе структурных компонентов гражданственности как система игр, упражнений и тренинга личностных качеств, имеет большие развивающие возможности, отличается гибкостью и вариативностью. Целевая и тренинговая программы апробированы под одним названием преднамеренно: выделение группы студентов с низким и крайне низким уровнем сформированности нравственных качеств гражданина могло отторгнуть их от занятий по программе, от самовоспитания.

Гражданственность, на наш взгляд, развивает готовность личности защищать идеалы и общечеловеческие ценности, и эта готовность становится личной целью каждого гражданина демократического общества.

Заключение

.

Студенческая молодежь сегодня как специфическая социально-демографическая группа отличается рядом сущностных признаков и тенденций: она — наиболее образованна, организационно сплочена, мобильна. Она наиболее остро воспринимает ломку, политические и социальные сдвиги в современном обществе. В будущем ее социальная ниша охватит экономику, культуру и искусство страны.

Воспитанию гражданственности молодежи, как отмечено в научной философской, социологической и педагогической литературе, во все времена уделялось внимание как важному и необходимому фактору становления государства и общества.

К фундаментальным ценностям поколений исследователи относят такие: трудолюбие, патриотизм, культуру межнационального общения, познавательную активность, политическую и правовую культуру, коммуникативность, доброжелательность, сострадательность, ответственность и другие нравственные качества. Наличие терминальных и инструментальных ценностей характеризует гражданскую позицию личности будущего специалиста.

В педагогическом исследовании мы получили ответы на вопросы: в каком соотношении находятся общественные, личные и профессиональные ценности студенческой молодежи сегодня, какую роль она определяет себе в социальных процессах, каким видит свой гражданский вклад в культуру и экономику страны.

С учетом современных научных подходов исследование направлено на утверждение необходимости разработки проблемы формирования гражданственности у студентов в образовательном процессе вуза. Научно-исследовательская работа привела нас к следующим результатам и выводам.

На основе анализа философской, социологической, психологической и педагогической литературы было уточнено понимание сущности гражданственности как интегративного качества личности. Анализ педагогической литературы по проблеме показал, что в наше время нет единого определения понятий «гражданственность», «гражданское воспитание» и «гражданское образование», «гражданские качества», «гражданская позиция», нет цели и структуры, компонентов и показателей гражданственности.

Данное исследование актуализировало проблему формирования гражданственности у студентов в образовательном процессе вуза, определив особенности формирования гражданственности будущих специалистов.

Опытно-экспериментальная работа по формированию гражданственности у студентов в образовательном процессе технологического вуза проходила с учетом диагностических данных. Совершенствование процесса организовано по нескольким направлениям: усвоение интегрированного гуманитарного, общественного, правового и психолого-педагогического знания студентамисоздание педагогических условий для эффективного формирования гражданственности у студентоворганизация реализации субъектной позиции студентов посредством их участия в коллективно-творческих делах университета, в деятельности органов студенческого соуправления и самоуправления, молодежных общественных объединений и организаций. Работа велась дифференцированно как со студентами разного уровня сформированности гражданственности, так и с преподавателями.

Реализация модели процесса формирования гражданственности студентов, разработанные нами цели, задачи, этапы, принципы, подходы, формы и методы взаимодействия, определенные содержанием деятельности, структурные компоненты и результат опытно-экспериментальной работы показали, что целевая и тренинговая программы «РОСТ» (радость общения с товарищами), рассчитанные на работу со студентами с низким уровнем сформированности гражданственности, органически сочетающиеся с воспитательным планом вуза, оказались эффективными, вариативными, корректными. Они не подчеркивали преимуществ одних испытуемых над другими, вовлекали студентов в развитие тех или иных нравственных качеств.

Теоретический семинар для преподавателей «Ррцхд/шавениость-основа С. О&Р- /1И^нС>сгН^яв11яется частью воспитательного процесса вуза, имеющей целью организацию процесса гражданского воспитания.

В процессе опытно-экспериментальной работы был разработан диагностический инструментарий, позволивший формировать и корректировать ход воспитания гражданственности как личностного качества студентов.

На основе диагностических материалов нами составлен социальный портрет молодого современника — студента. В целом, он характеризуется социально активной направленностью и готовностью к переменам в жизнистремлением обладать «деловой хваткой», порядочностью, оптимизмом, терпимостью, гуманностьюубежденностью, что современник не должен быть жестоким, агрессивным и циничным по отношению к другим людям. Мы выявили, таким образом, что современный молодой человек имеет свои представления о гражданине страны и члене демократического общества.

Исследование отличается следующими особенностями: сложившееся отношение к себе как ценности проявляется у большинства студентов. Оно связано с отношением к ценностям гражданственности и будущей профессиональной деятельностиактивизирует гражданское становление студентов система занятий по программам, в которых они творчески реализуют себя как личностинаиболее эффективна исследовательская работа со студентами по диагностике и самодиагностике личностных и профессиональных качествпрофессиональное самосознание способствует формированию зрелого отношения к жизни и обучению, разрешает противоречия между профессионально обусловленными задачами и гражданской позицией студентов.

Значимость факторов и условий можно представить следующим образом. Направленность личности студента зависит от процесса формирования гражданственности как интегративного качества личности. Гражданская позиция будущего специалиста определяется как личностная установка при наличии трех условий: индивидуальном подходе в формировании гражданственности, творческой социальной активности студентов, его установке на нравственное самовоспитание.

В ходе исследования были подтверждены положения гипотезы, образовательный процесс вуза способствует формированию гражданственности у студентов при следующих педагогических условиях: будет уточнено понятие «гражданственность» для студентов как будущих специалистовосуществлена интеграция гуманитарного, общественного (социального), правового и психолого-педагогического знания в содержании образовательного процесса как способствующая формированию гражданственности студентовопределены педагогические условия и структурные компоненты понятия «гражданственность», уточнено содержание критериев и показателей определения эффективности гражданственностииспользованы личностно ориентированные методики формирования гражданственности в процессе усвоения интегрированного знания в вузеобеспечена реализация субъектной позиции студентов посредством их деятельности в органах самоуправления и в молодежных общественных организациях и объединениях.

Проведенное исследование открывает перспективы дальнейшего исследования, направленного на изучение процесса формирования гражданственности у молодежи в демократическом обществе: степень взаимодействия социальных институтов и формирования гражданственностиформирование гражданственности в условиях молодежного общественного объединения или организации.

В целях эффективного формирования гражданственности у студенческой молодежи в современных условиях необходимо знать не только сущность и содержание процесса, но компоненты определения сформированности гражданственности. В нашем исследовании они следующие: мотивационно-ценностный, когнитивный, поведенческий.

Когнитивный компонент определяется уровнем познавательной активности личности, осознанием общественной значимости знаний, сформирован-ностью профессиональной эрудиции и критичностью мышления. Эмоционально — ценностный компонент — определяется сформированностью мировоззрения, ценностной ориентацией, наличием социально значимых факторов побуждения к деятельности. Поведенческий компонент — общественной активностью, коммуникабельностью, культурой поведения, обликом гражданина (речь, поступки, поведение), соответствующим социокультурным нормам.

Каждый из перечисленных компонентов предполагает перечень определенных личностных качеств. Все эти качества проявляются в практической деятельности при формировании умений и навыков поведения.

При организации процесса формирования гражданственности у студентов в вузе необходимо учитывать особенности образовательного процесса современной высшей школы, технологического университета.

На первом, подготовительном этапе, были охарактеризованы мотиваци-онно-ценностный и когнитивный компоненты гражданственности.

Анализ теоретических источников позволяет выявить педагогические условия, обеспечивающие эффективное воспитание гражданственности студентов. К ним отнесены:

Направленность образовательного процесса современного вуза на осознание гражданственности как ведущего качества будущего специалиста:

— включение в перечень структурных компонентов и признаков гражданственности мировоззренческих, нравственных устоев личности, ее убеждений и взглядов;

— вовлеченность в решение проблемы формирования гражданских качеств будущих специалистов всех субъектов образовательного процесса вуза;

— выявление и использование адекватных для процесса воспитания гражданственности принципов (гуманизации, демократизации, целостности, субъ-ектности и ориентации на ценности и ценностные отношения), методов (убеждения, подражания, упражнения, стимулирования, контроля) и подходов (организационно-действенного и отношенческого);

— актуальность постановки задач исследования: создание педагогических условий эффективного воспитания гражданственностиориентацию субъектов на САМО-сть.

На следующем, промежуточном этапе, проходила поэтапная диагностика и коррекция процесса формирования гражданственности. Моделирование процесса и создание программы, а также активное участие преподавателей в опытно-экспериментальной работе обеспечило мотивацию, а затем и продуктивную деятельность студентов. На контрольном этапе эксперимента прошел процесс, включающий рефлексивно-творческую деятельность по оценке и коррекции приобретенных качеств.

В исследовании решены поставленные задачи частично: конечный воспитательный эффект, по нашему мнению, всегда зависит от конкретных условий, мотивации индивида и воздействия социокультурной среды на него. Разработанная программа по формированию гражданственности в образовательном процессе вуза учитывает внутренние факторы и оптимальные условия вузовского образования. Она направлена на изменение мотивации студентов по отношению к формированию гражданственности, профессиональной деятельности и позволила в процессе занятий со студентами достичь определенных результатов.

Кроме формирующей цели, программа обладает развивающим и воспитывающим фактором, который определяется теми благоприятными обстоятельствами, в которых оказываются ее участники, изменением их взглядов, мнений, позиций, убеждений и представлений о взаимоотношениях участников педагогического процесса. В ходе опытно-экспериментальной работы программа формирования гражданственности у студентов «РОСТ» прошла апробацию и может быть использована для работы со студентами различных специальностей в процессе их профессиональной подготовки. В ней выделены следующие идеи формирования гражданственности у студентов: освоение студентами в процессе формирования гражданственности социокультурного опыта предыдущих поколений, достижений мировой цивилизациисохранение и обеспечение преемственности в области истории и культуры народапривитие студентам умений ценностно-ориетационного единства с группой, коллективизма, объединение студентов вокруг идеи народного единства, гражданского мира и согласия.

Приоритетными направлениями в процессе гражданского воспитания студентов являются:

1.Создание педагогических условий для формирования высокообразованной, профессионально компетентной, граждански зрелой, творчески развитой, физически здоровой личности. Использование позитивного опыта предыдущих поколений в патриотическом и гражданском воспитании подрастающего поколения.

3. Воспитание у студентов общественно-политической активности, правовой культуры, патриотизма и интернационализма, нравственных качеств гражданина: познавательной активности, трудолюбия, коммуникабельности и ответственности.

4.Содействие созданию и активной работе в социуме молодежных общественных объединений и организаций, ориентированных на гражданское становление и самореализацию молодежи в демократическом обществе.

Отличительной чертой студенческой молодежи в нашем исследовании стала установка на роль ведомого в социальной и политической жизни страны.

Опытно-исследовательская работа подтвердила гипотезу: совокупность педагогических условий будет эффективно влиять на формирование гражданственности у студентов в образовательном процессе, если приоритетными направлениями в процессе формирования гражданственности у студентов являются:

Создание педагогических условий для формирования и развития гражданственности у студентов, включающих усвоение интегрального гуманитарного знания и социальную практику.

Обеспечение реализации субъектной позиции студента в педагогическом процессе технологического вуза.

Создание между участниками педагогического процесса отношений сотрудничества и сотворчества.

На современном этапе развития России необходима разработка и реализация новых подходов к определению приоритетов и принципов воспитания подрастающего поколения.

Дальнейших исследований требует проблема формирования гражданственности в условиях молодежного общественного объединения с использованием современных методов.

Нами определены как необходимые следующие педагогические условия гражданского воспитания студентов технологического вуза.

Глубокий анализ современного состояния гражданского воспитания студентов.

Формирование у студентов осознания важности гражданского и профессионального становления. Создание у них мотивации к гражданскому самовоспитанию и профессиональному становлению.

Согласовать на основе единых теоретических и методологических положений общие принципы, методы и подходы реализации модели процесса воспитания гражданственности студентов.

Соблюсти системно-структурный подход к моделированию процесса гражданского воспитания студентовобозначить основные элементы и параметры содержания процесса гражданского воспитания студентов технологического вуза.

На основе организационно-деятельностного и отношенческого подходов и при использовании субъектно-субъектных отношений разработать цели и задачи процесса формирования гражданственности студентов.

Обеспечить интеграцию гуманитарного, общественного, правового и психолого-педагогического знания. Научные знания студентов обеспечивают им возможность действовать под влиянием убеждения, знания, внутреннего фактора, а не под воздействием внешних факторов или импульсов. Такую позицию мы называем гражданской.

Обеспечить выраженную гражданскую позицию преподавателей вуза к деятельности по гражданскому воспитанию студентов, работу их над повышением собственного уровня психолого-педагогических знаний и умений.

Воспитывать у студентов как будущих специалистов политическую и правовую культуру, патриотические и интернациональные чувства, нравственные качества гражданина: трудолюбие, ответственность, познавательную активность, коммуникабельность.

Обеспечить реализацию субъектной позиции студентов через участие их в коллективной творческой деятельности, в соуправлении и самоуправлении, а также посредством участия в общественном молодежном и волонтерском движении.

Воспитывать студентов как граждан и патриотов России посредством изучения ее правовой и государственной системы, символики, истории гражданской жизни в стране, жизнедеятельности выдающихся личностей Отечества, активно используя возможности социальных институтов.

Гражданственность, по мнению студентов и преподавателей, представляет собой личностное качество и является составляющей личности будущего специалиста.

Профессиональная подготовка и самовоспитание является необходимым условием для становления будущего специалиста и гражданина.

Нами выявлено, что студенты более направлены на сотрудничество с преподавателями, чем преподаватели со студентами.

Изучению состояния сформированности гражданственности студентов способствовали исследования их ценностной ориентации.

Задачами первого этапа констатирующего эксперимента были: диагностика исходного уровня гражданственности у студентов на основе разработанных признаков, показателей и критериев, уровня сформированности гражданственности как интегрального качества личности будущего специалиста и разработка программы эффективного формирования гражданственности у студентов в процессе их профессиональной подготовки.

Недостаточно внимания студентами уделяется дисциплинам гуманитарного и общественного, правового и психолого-педагогического цикланет единых подходов к понятию «гражданственность» и цели его воспитания у студентов.

Актуальной является работа с преподавателями вузов по повышению их квалификации и компетентности в гражданском воспитании студентов.

Очевидна необходимость активной дифференцированной общественно-политической, патриотической и интернациональной деятельности студентов в дискуссионных клубах, на конференциях, встречах с ветеранами Великой Отечественной войны и ветеранами педагогического труда. Оправданны принципы самоуправления и педагогического сотрудничества, они сегодня востребованы в образовательном пространстве вузов.

Школой демократии и гражданственности остаются в образовательном процессе вуза молодежные организации и объединения с позитивной социальной направленностью. Необходима продуманная и практически выверенная работа со студентами по формированию гражданственности как необходимого качества будущего специалиста.

Данные позиции выводов проверены и обоснованы в процессе опытно-экспериментальной работы по формированию гражданственности у студентов в образовательном процессе вуза при проведении нами констатирующего эксперимента.

Использование личностно ориентированных методик способствовало эффективному формированию гражданственности у студентов, реализации их субъектной позиции. В опытно-экспериментальной работе это были коллективно-творческие дела, деятельность в органах студенческого самоуправления и в молодежной общественной организации «Союз студентов Куб ГТУ».

Стойкие результаты в формировании гражданственности студентов могут быть обеспечены, по нашему убеждению, при создании системы гражданского воспитания молодежи, которая должна органически взаимодействовать с образовательным процессом школы, вуза и общества, включать в себя как целостный компонент деятельность социальных институтов и молодежных организаций.

Школой демократии и гражданственности остаются в образовательном процессе вуза молодежные организации и объединения с позитивной социальной направленностью. Необходима продуманная и практически выверенная работа со студентами по формированию гражданственности как необходимого качества будущего специалиста.

Данные позиции выводов проверены и обоснованы в процессе опытно-экспериментальной работы по формированию гражданственности у студентов в образовательном процессе вуза при проведении нами. -^¿-^ирующего эксперимента.

Гражданственность, на наш взгляд, развивает готовность личности защищать идеалы и общечеловеческие ценности, и эта готовность становится личной целью каждого гражданина демократического общества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Практическая психология. Екатеринбург, 1998 211 с.
  2. Абдульханова Славская К. А., Брушлинский, A.B. Философско-психологическая концепция С. Л. Рубинштейна Текст./ К.А.Абдульханова-Славская, А. В. Брушлинский // М: Наука.-1989.- 248 с.
  3. Ассоциация исследователей детского движения / Под. ред.Т.В. Трухаче-вой. М: Изд."Пресс-Соло" .-1995.-161с.
  4. B.C. Межгрупповое взаимодействие.-М., 1990 -123с.
  5. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие Текст. / В. С. Агеев.М.-1990 -123с.
  6. Ю.П. Искусство воспитывать. Текст./ Ю. П. Азаров.-М., Просвещение.- 1979.-221 с.
  7. Акопов Г. В. Социальная психология образования. -М., 2000. 296с.
  8. .С. Беседы о самовоспитании. М., 1977.-176 с.
  9. Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Текст. / Ш. А. Амонашвили. М: Педагогика.1984. — 560 с.
  10. Г. М. Методы исследования межличностного восприятия. -М., 1984.- 141с.
  11. Артюхова И. С. Ценности и воспитание./И.С.Артюхова. Педагогика.-1999.-№ 4.-С. 117−121.
  12. А.Г. Психология индивидуальности. Текст. /А.Г. Асмолов, М: Академия, 1986.-608 с.
  13. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. Текст. /А.Г. Асмолов, М: Академия, 1984.-266 с.
  14. Г. П. Гражданская культура и выборы / http: politanalysis. Narod.4 ru / artyomov 3. Htm.
  15. Л.Р. Проектирование педагогической деятельности школьников. Текст./ Л. Р. Байбородова. Ярославль: Просвещение. 1997,-127с.
  16. Ю.К. Педагогика. М., 1983 608с.
  17. Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе.-М., 1997−111 с.
  18. С.П. Сущность процеса обучения.М., 1992−163с.
  19. A.B. Психодиагностика способности к общению, или Как определить организаторские и коммуникативные качества личности. М., 1999.- 177 с.
  20. С. Н. Педагогические приемы эмоционального воздействия на учащихся. Текст. / С. Н. Батраков. Ярославль: Просвещение. 1982. -183 с.
  21. А. С. Ситуация успеха. Как ее создать. Текст. / А. С. Белкин. -М: Просвещение. 1991. 169 с.
  22. Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. Текст. / Н. А. Бердяев. М. 1989. — 607 с.
  23. В. П. Слагаемые педагогической технологии. Текст. / В. П. Беспалько. М: Просвещение. 1989. — 190 с.
  24. . П. Процесс воспитания: приобщение к ценностям. Текст. / Б. П. Битинас. -М: Академия. 1994- 292 с.
  25. JI. И. Трансформация функций высшего образования и социаль-нойпозиции студенчества. Текст. / JI. И. Бойко. // Социс. 2001. — № 9.-с.41−47.
  26. Н. И. Методика воспитательной работы в школе. Текст./ Н. И. Болдырев. М: Просвещение. Изд. 2-е исп. и доп. 1974 — 270 с.
  27. Е. В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. Текст. / Е. В. Бондаревская Р / на — Д.: Издательский центр «МарТ». — 1994 — 183 с.
  28. П. П. Гражданское или человеческое воспитание? Текст. / П. П. Блонский. Свободное воспитание свободной школы. 1918. № 4.-е.79−92.
  29. Е. М., Логинова Г. П. Индивидуальность и профессия. Текст. / Е. М. Борисова, Г. П. Логинова. М: Просвещение — 1991.-79 с.
  30. А. Социальная среда и состояние личности. Текст./ А. Бугаева. -М: Просвещение. 1968. 207 с.
  31. Васильева 3. И., Ахаян Т. В., Казакина М. Г., Радионова Н. Ф. Изучение личности школьника учителем. Текст. / 3. И. Васильева, Т. В. Ахаян, М. Г. Казакина, И. Ф. Радионова. М: Педагогика. 1991. — 136 с. 21
  32. Ф. И. Студенчество: проблемы воспитания и становления. Текст./ Ф. И. Василевич. Студенчество. Диалоги о воспитании.-2003.-№ 2.-С. 17−23.
  33. О. С. Общетвенное гражданское воспитание:взгляд в будущее. Текст. / О. С. Газман. «Педагогика». 1990. — № 7.- С. 38 — 44.
  34. Гасанов 3. Г. Формирование культуры межнационального общения в многонациональном регионе в системе образования. [Текст]. / 3. Г. Гасанов. Педагогика. 1994. — № 5. — С. 11 — 159.
  35. А. С. Формирование гражданина: теория, практика, проблемы. Монография. .Текст./A.C. Гаязов. Челябинск. -. 1995 178 с
  36. Е. И., Панина, Н.В. Психология человеческого взаимопонимания. Текст. / Е. И. Головаха, Н. В. Панина Киев: 1989. — Свит. -187 с.
  37. Н. Ф. Студент: путь к личности. Текст. / Н. Ф. Головат-ный.- М: Просвещение. 1981. 142 с.
  38. Л. К, Битинас Б. П. Введение в диагностику воспитания. Текст. /Л. К. Голубев, Б. П. Битинас. М: Академия. 1989 — 298 с.
  39. Е. И. Современный взгляд на психологию и педагогику высшего образования. Текст. / Е. И. Горбачева. / Вопросы психологии -1997.-№ 2.- С. 131 -133.
  40. В. В. Проблема субъекта в педагогике. Текст. / В. В. Горшкова. Л.: Издательство «Свет». -1991. — С. 59 — 68
  41. Ф. Б. Воспитывая гражданина, формируя мировоззрение. Текст. / Ф. Б. Горелик М: Просвещение. 1968. — 207 с.
  42. Н. Н. Основные подходы к образованию: не отвергать, а делать рациональный выбор. Текст. / Народное образование. 2005. — № 1. — С. 117−124.
  43. Р. М Элементы практической психологии. Текст. / Р. М. Грановская СПб: Идательство «Свет». 1997 .- 608 с.
  44. Т. Г. Основы конструктивного общения: Практикум Текст. / Т. Г. Григорьев. Новосибирск: 1999. — 121 с.
  45. К. М. Профессиональные требования и их изменение. Типологические особенности высшей нервной деятельности / Под ред. Б. М. Те-плова-М. 1967.-С. 214−223.
  46. В. Е. Воспитание активности у старшеклассников. Текст. / В. Е. Гурин Издательство Ростовского университета, 1974 — 148 с.
  47. Э. Н., Турчанинова Ю. И. Введение в философию образования. Текст. / Э. Н. Гусинский, Ю. И. Турчанинова. М: 2001. — 109 с.
  48. С. С., Тульчинский Г. Л. Проблема понимания в философии. Текст. / С. С. Гусев, Г. Л. Тульчинский М: Просвещение. 1985. — 193 с.
  49. В. В. Воспитание молодежи в новыхсоциально-экономических условиях. Текст. / В. В. Давыдов. Социс.2001. № 5. 112−117 с.
  50. М. И. Курс педагогики, ч. 2. Теория и практика воспитания. Текст. / М. И. Демков. М: Академия — 1999. — С. 39.
  51. В. И. Российское государтсво и молодежные, детские объединения: смысл и практика партнерства. / Доклад на Всероссийской научно-практической конференции «Современная молодежное и детское движение и государство». М: Изд. «Голос». 2000. 68 с.
  52. А. Б. Воспиателю о психологии и психогигиене общения. Текст. / А. Б. Добрович. М.: Просвещение. 1987. — 207 с.
  53. А. Б. Общение: наука и искусство. Текст. / А. Б. Добрович. -М: Просвещение. 1996. 254 с.
  54. Дружинин, В. Н. Психодиагностика общих способностей. Текст. / В. Н. Дружини. М.: Просвещение. 1996. — 223 с.
  55. . И. В. Профессиональная психология образования. Текст. / И. В. Дубровина. М: Просвещение. 1998. — 234 с.
  56. С. Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя: учебное пособие. Текст. /С. Б. Елканов.- М.: Просвещение. 1 989 189 с.
  57. Н. П. Методика самостоятельной работы. Текст. / Н. П. Ера-стов. М.: Просвещение. 1985. — 79 с.
  58. Г. Формирование педагогической интеллектуальной культуры. Текст. / Г. Ф. Железовская. Педагогика. 1995. № 2 — С. 25 -37.
  59. Н.В. Учителю о практике психологической помощи. Текст. / Н. В. Жутикова М.: Просвещение. 1988. — 171 с.
  60. В. И. Основы педагогической конфликтологии. Текст. / В. И. Журавлев. Самара: 1995.- 184 с.
  61. А. Я. Самоопределение детей и молодежи в дополнительном образовании / Дополнительное образование. 2001 — № 4 — С. 18.
  62. . Е., Шевченко Л. В. Воспитание ответственности у старшеклассников. Текст. / Ж. Е. Завадкая. Мн. — Идз. Академии послевузовского образования. — 1981. — 187 с.
  63. В. И. Основы социальной педагогики. Текст. / В. И. Загвя-зинский. М.: Изд. «Пед.общество России» — 2002. — 154 с.
  64. Дж. Столкновение разных подходов к понятию о гражданственности: трудности развития у учащихся критического мышления // Гражданское образование: содержание и активные методы обучения. Текст. /Дж. Зевин М.: Просвещение. — 1997. — 199 с.
  65. И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов. Текст. / И. А. Зимняя. 2-е доп., испр. и перераб. — М.: Логос. 2004. — 384 с.
  66. В. П. О целях и ценностях образования. Текст. / В. П. Зинчен-ко. Педагогика. — 1997. № 5. — С. 3 — 6.
  67. А. А. Глобальное сверхобщество и Россия. Текст. / А. А. Зиновьев. М.АСТ. Мн. ХАРВЕСТ. 2000 — 128 с.
  68. А. А. Русская трагедия. Текст. / А. А. Зиновьев М: Алгоритм. -2005−512 с.
  69. А. В. Диагностика моральной воспитанности личности. Текст. / А. В. Зосимовский. -М: Просвещение. 1977 178 с.
  70. А. В. Патриотическое воспитание: духовная сфера, опыт. Текст. / А. В. Зубарайев. Педагогика. № 5 — 1990. — С.37 — 42.
  71. И. А. Основы педагогического мастерства. Текст. / И. А. Зязюн.- М.: Просвещение. 1989. 299 с.
  72. Т. М. Воспитание гражданственности у студентов в образовательном процессе. Текст. / Дисс. канд.пед. наук. Самара. 2005.-194 с.
  73. И. П. Воспитывать коллективистов. Текст. / И. П. Иванов. -М.: Педагогика. 1982 78 с.
  74. В. А. Новые информационные технологии обучения. Текст. /В. А. Извозчиков. СПб.: Свет. 1991. — 120 с.
  75. И. М. Молодежь и молодежная политика. Текст. / И. М. Ильинский. М.: Голос. 2001. 696 с.
  76. И. М. О культуре войны и культуре мира. Текст. / И. М. Ильинский.-М.:Институт молодежи. 1993 120 с.
  77. А. А., Овсянников А. А., Стрелков Д. Г. Новое поколение: надежды, цели, идеалы. // Система воспитания в высшей школе, вып. 6. М.:1992. -79 с.
  78. И. В. «Гражданское образование в российской школе». Текст. / И. В. Калиш М.: Академия, 2000 — 48 с.
  79. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. Текст. / В. А. Кан-Калик. М.: Просвещение. 1987. — 190 с.
  80. П. Ф. Избранные педагогические сочинения. Текст. / П. Ф. Каптерев. М.: Просвещение. 1982. — 182 с.
  81. В.А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание. Воспитание! // Теория и практика школьных воспитательных систем. Текст. / В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова. -М.:Новая школа. 1996. 155 с.
  82. В. А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. Текст. / В. А. Караковский М.: Новая школа. 1992.- 177 с.
  83. Т. А., Яковлев Д. Е. Патриотическое воспитание школьников. Текст. / Т. А. Касимова. М.: Айри -пресс. 2005. — 64 с.
  84. М. Становление правосознания современной молодежи. Текст. / М. Кимчибеков. М.: РАО — издание 2-е. 2004. — 144 с.
  85. Е.А. Психология профессионального самоопрелеления. Текст. / Е. А. Климов Р. / на — Д.: Издательский центр «МарТ». 1996 -146 с.
  86. . М. О теории научного творчества // Научное творчество / По ред. С. Р. Микулинского, М. Г. Ярошевского. М.: Просвещение. 1969. С. 23 — 94.
  87. Л. И., Шмелькова М. И. Идейно-политическое воспитание школьников. Текст. / Л .И .Кузнецова. М.: Просвещение. 1977.- 256 с.
  88. В. А. Национальная идея и воспитание патриотизма. Текст. / В. А. Кобылянский. Педагогика. 1998. — № 5. — С. 52 — 58.
  89. Н. И. Лучшие психологические игры и упражнения. Текст. / Н. И. Козлов. Екатеринбург: 1997. — 141 с.
  90. С. В. Учитель ученик. Текст. / С. В. Кондратьева. — М.: Просвещение. 1981. — 80 с.
  91. Концепция модернизации образования России до 2010 года .М.: Айри-Пресс. 2005- 49 с.
  92. В.М. Введение в общую теорию развития личности. Текст. /В. М. Кротов. М.: Просвещение. 1991. — 182 с.
  93. А. И. Культура педагогического исследования. Текст. /
  94. A. И. Кочетов. Мн, Редакция журнала Адунацыя и выхованка. 1996.- 312 с.
  95. А. П. Гражданское общество: проблемы исследования и перспективы развития// Вестник Московского университета. Сер. 12. Полит, науки.-1998. № 4. — С. 93.
  96. В. В. Методология педагогического исследования. Текст. /
  97. B. В. Краевский. Самара. 1994. — 241 с.
  98. В. В Образование и идеология в контексте гуманизации образования // Гуманизация образования. Текст. / В. В. Краевский. -1996. № 1.-С.5−8.
  99. Е. Ю. Идеология формирования гражданского самосознания в России // Материалы научно-практической конференции 15−16 февраля 2001 года. -М.-.1988. -т.З. С. 312.
  100. Г. И. Гражданское самочувствие студентов: социальные и воспитательные аспекты / Текст. / Г. И. Крошка. Педагогический вестник. Кубани. — 2001. — № 2. — С. 24 — 25.
  101. В. А., Балбасова Е. Г. Педагогические способности, их структура, условия формирования и развития. Текст. / В. А. Крутец-киЕ.Г.Балбасов. М.: Просвещение. 112 с.
  102. О.В., Хаткевич O.A. Нравственность в современном мире. Текст. / О. В. Крючкова, О. А. Хаткевич. Мн.: ИООО «Красико-Принт», 2003.- 169 с.
  103. , JI.B. Истоки гражданственности. Текст./Л.В.Кузнецова,-М.: Просвещение, 1995−114 с.
  104. Н. В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Просвещение. 1990 — 114 с.
  105. В. С. Теория и методика воспитательной работы. Текст. / В. С. Кукушкин. -Р. / на Д. Изд. «МарТ» — 2002 — 314 с.
  106. Ю. Н. Психология обучения взрослых. Текст. Ю. Н. Кулют кин. М.: Просвещение. 1985. — 128 с.
  107. В. С. Педагогика личности.ч.1 / Стратегия и тактика личностного воспитания. Текст. / В. С. Кульневич. Р. / на Д.: Изд. «МарТ», 1995.-215 с.
  108. Н. В. Эффективность обучения и воспитания. Текст. / Н. В. Кухарев. -Мн.: ИООО «Красико Принт». 1979. 291 с.
  109. В. В. Имидж реформ: психология и культура перемен в России. Текст./ СПб.: 1995. 174 с.
  110. В. Г. Психология и педагогика: схемы и комментарии.
  111. Текст. / В. Г. Крысько. М.: Московский психолого-социальный институт. Изд. «Флинта». 2001. — 368 с.
  112. Д. Н. Детское общественное движение переходного периода: тенденции, противоречия, перспективы. Текст. / Д. Н. Лебедев.-Внешкольник, 1999 № 5 — С. 11−14.
  113. В. С. Содержание образования. Текст. / В. С. Леднев. М: Педагогика. 1989. — 292 с.
  114. И. Д. Идейно-политическое воспитание студентов. Текст. / И. Д. Лельчинский. Советская педагогика. — 1998. — № 7. — с.65 -70.
  115. А. А Деятельность, сознание, личность. Текст. / А. А. Леонтьев.-М.: Просвещение 1979. — 304 с.
  116. В. М., Кульневич C.B. Учимся управлять собой и деть-ми.Педагогический практикум. Текст. / В. М. Лещинский, С. В. Кульневич.- М.: Просвещение Владос — 1995. — 240 с.
  117. В.Т. Поколение обманутых надежд. Текст. / В. Т. Лисовский.-Педагогика 1991 № 6 — С. 44 — 51.
  118. .Т. Педагогика. Текст. / Б. Т. Лихачев. М.: Просвещение 1992.-С.249−250.
  119. А. Н. Как вести за собой. Текст. / А. Н. Лутошкин.-Мн.: Просвещение 1981. — 207 с.
  120. В. И. Идеология воспитания российской молодежи. Текст. / В. И. Лутовинов. Педагогика — № 5 — 1998. — С. 46 — 51.
  121. М.А. Особенности формирования гражданского общества в многонациональном регионе (на примере республики Дагестан): Автореф. дис. .канд. фил .наук. Махачкала: 2005. 19с.
  122. A.C. Соч. в 7 т. Текст. / А. С. Макаренко .- М.: Просвещение. С. 145 146.
  123. Л.И. Я человек. Текст. / Л. И. Маленкова. — М.: ТОО «Интел Тех» 1996. — 496 с.
  124. А. К. Психология труда учителя. Текст. / А. К. Маркова.-М.: Просвещение. 1993. 192 с.
  125. И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников. Текст. / И. С. Марьенко. М.: Просвещение. 1980. — 183 с.
  126. И. С. Нравственное воспитание школьников. Текст. / И. С. Марьенко. М.: Просвещение. 1969. — 310 с.
  127. А. Н. Гражданское общество: понятие, теория, история. Текст. / А. Н. Медушевский. М.: «Астрель». 2003 — 34 с.
  128. H.A. Мышление в процессе обучения // Исследование мышления в советской психологии. Текст. / Н. А. Менчинская. СПб.: Изд. «Свет». 2001. С. 349−388.
  129. H.A. Воспитание ответственностью. Текст./ Н. А. Минкина.-М.: Высшая школа. 1990. 144 с
  130. А. И. Педагогический процесс как целостное явление. Текст. / А. И. Мищенко. М.: Просвещение. 1993 — 213 с.
  131. Л.Ф. Индивидуальный подход в обучении как мера педа гогического воздействия. // Современные психолого-педагогические проблемывысшей школы. Текст. / Л. Ф. Моносова. Л.: Свет.1973. Вып. 1.- С. 2631.
  132. Э.И. Проблемы теории и методики коммунистического воспитания школьников. Текст. / Э. И. Моносзон. М.: Педагогика. 1978. — 201 с.
  133. Мой мир и Я. Путь к единению. / Под ред. Б. П. Битинаса М.: Акаде мия. 1993 — 186 с.
  134. Мой мир и Я. Путь к любви. Руководство для учителя. / Сост.М.Станеки-Козвосски. М.:1994. — 212 с.
  135. А. Б. Социализация и смутное время. Текст. / А. Б. Мудрик. -М.?Просвещение. 1991.- 187 с.
  136. Л.И. Личность и оценочные способности старшеклассни ков. Текст. / Л. И. Мнацаканян. М: Просвещение, 1991.- 191 с.
  137. Э.Ш. Психологический анализ поступков ученика. Текст. / Э. Ш. Натансзон. М.: Просвещение. 1991. — 126 с.
  138. , Г. В., Романенко, В.Н. Гуманизация образования в техническом вузе // Высшее образование в России. Текст. / Г. В. Никитина, В. Н. Романенко 1994. — № 1.-С. 124- 125.
  139. А.Ф. Единство нравственного и гражданского воспитания. Текст. / А. Ф. Никитин. М.: Педагогика. 1990 — № 1. С. 36−41.
  140. Н.Д. Духовные ценности в воспиттании человека. Текст./ Н. Д. Никандров.М: Педагогика. 1998.- № 4.- с. 3−4.
  141. Л.И. Воспитательная система как педагогическая кате гория // Гуманизация образования. Текст. / Л. И. Новикова. М.: Педагогика. 1995. № 2. — С. 49- 58.
  142. Образцов П. И. Методы и методология психолого-педагогического исследования. Текст. / П. И. Образцов. Санкт-Петербург. 2004. 268с.
  143. Н.Н., Щекин Г. В. Психология работы с людьми. Текст. / Н. Н. Обозов, Г. В. Щекин. Киев: 1990. 203 с.
  144. Обучение и развитие./Под. ред.Л. В. Занкова. Текст. /М.: Педагогика, 1975.-440 с.
  145. М.К. Педагогические условия формирования межэтнической толерантности у старшеклассников / Автореф. дис.канд.пед.наук Армавир, 2004.
  146. Ю.М. Восхождение к индивидуальности. Текст. / Ю. М. Орлов.-М.: Просвещение. 1991.-287 с.
  147. Основы профессиональной педагогики: Профтехпедагогика /Под ред. С. Я. Батышева, С. А. Шапоринского. -М.: Просвещение. 1977. — 504 с.
  148. В. П. Всероссийская акция «Я-гражданин России «Текст. / В. П. Пахомов. Самара: Свитас Россия. 2000. — 66 с.
  149. А. С. Реванш истории: российская стратегическая инициатива в 21 веке. Текст. / А. С Панарин. М.: Просвещение. 1998. 199
  150. Л.А. Компетентность в общении.Социально-психологический тренинг. Текст. / Л. А. Петровская. М.: Педагогика. 1982.-255 с.
  151. В.В. Педагогические игры. Книга пятая. Текст. / В. В. Петрусинский. М.: Новая школа. 1994. — 135 с.
  152. Педагогика. Большая современная энциклопедия. / Автор-составитель: Рапацевич Е. С. Мн. ИООО Современное слово. 2005. — 720 с.
  153. Пидкасистый П. И. Педагогика. Текст. / П. И. Пидкасистый М.: Педагогическое общество России. 1998. 640 с
  154. В.Ю. Основы педагогической технологии: учебно-методическое пособие. Текст. / В. Ю. Питюков.- М.: «Граф-Пресс», изд. 3-е, испр. и доп., 2001. 192 с
  155. М.М. Как развивать педагогическое творчество. Текст./ М. М. Поташник.- М.: Педагогика, 1987, — 80 с.
  156. Психология //Словарь/ Под общей ред. А. В. Петровского, М.Г. Яро-шевского.- М.: Политиздат. 1990, — 494 с.
  157. Психология и педагогика. / Николенко В. М. и др. М.: Просвеще ние, 2000. — 175 с.
  158. Психологическое сопровождение выбора профессии / Под ред. JI.M. Митиной, — М.: Педагогика 1998.-184 с.
  159. Пуйман С.А., Чечет, В. В. Практикум по педагогике. Текст./ С. А. Пуйман, В. В. Чечет, — Мн., Тетра-Системс.-2003.-176 с.
  160. Развитие творческих способностей учащихся / Под ред.В. С. Кукуш кина. Шахты: 1990−81 с.
  161. А. А. Психология познания педагогом личности учащегося. Текст./ А. А. Реан. М.: Академия. 1990. — 272 с.
  162. Ю. М. Гражданское общество как феномен цивилизации. 4.2. Текст. / Ю. М. Резник. М: Просвещение 1998. — 98 с.
  163. П. Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей:Рождение мастера. Текст./ П. Е. Решетников.-М: Новая школа. 2000.-304с.
  164. Е. К. Государственная символика России. Текст./Е.К.Ривина.-М.:Творческий центр, 2006.- 64 с.
  165. Российская педагогическая энциклопедия. М:1993.- Т. 1,263с.
  166. A.C., Леонтьева Т. В., И.Г.Шапошникова. Введение в педагоги ческую деятельность. М.: Академия. 2004. 153 с.
  167. Е.И. Личность в педагогической деятельности. Текст./ Е. И. Рогов.- М.:Владос. 1995.- 240 с.
  168. Н.С. Ценности гуманитарного образования. / Высшее образование в России. 1996. — № 1.- С. 85 — 89.
  169. Е. Организационная культура и поведение как путь к разви тиюдемократии в школе. / Народное образование. № 2. 2005. — С 81 — 85.
  170. , Л.И. Как воспитать волю и характер. Текст. / Л. И. Рувинский М: Просвещение. 1988. 160 с.
  171. Л.И. Методика воспитательной работы.- М.: Просвещение. 1989.-335 с.
  172. О. П. Нравственно-эстетическое воспитание студентов. /Советская педагогика .-1991. № 9. С. 85 — 88.
  173. Н.Д. Гражданственность: традиции и современные требо вания. / Педагогика. 2002. № 4.С. 39−41.
  174. В. Н. Философия развивающейся гармонии. ч.1.СПб.:Свет. 1997.- 149 с.
  175. А.И., Самоукина Н. В. Выбор профессии: путь к успеху. Текст./А.И.Самоукин, Н. В. Самоукина. Дубна. — ООО Феникс +. 2000. -192 с.
  176. В. С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. / Под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия. 2003. — 336 с.
  177. Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. Текст. / Г. К. Селевко. М.: Академия. 1998. — 256 с.
  178. Н. JI. Современные представления о воспитательном пространстве. / Педагогика. 2000. № 6. — С. 35 — 37.
  179. В.В. Личностью ориентированное образование. / Педагогика. 1994 .-№ 1.С. 16−20.
  180. В. Жизненный смысл христианства. Текст. / В. Соловьев,-СПб.: Свет. 1982−329 с.
  181. Г. Б. Как проанализировать свою собственную педагогическую деятельность. Текст. / Г. Б. Скок. М.: Педагогическое общество России. — изд. 2 — е.2001. — 102
  182. В.А., Подымова Л. С. Педагогика : инновационная деятель -ность. Текст. / В. А. Сластнин, Л. С. Подымова. М.: Академия. 1997. -224 с.
  183. В.А., Мищенко А. И., Шиянов E.H. Педагогика: Учебное пособие. Текст. / В. А. Сластенин, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: Академия. 1988.-608 с.
  184. Словарь практического психолога. МН., М., Харвест. Аст.-2001 .-800 с.
  185. В.И. Элементарная педагогика, или Как управлять поведением человека. Текст. / В. И. Слуцкий. М.: Просвещение. 1992. — 159 с.
  186. Смирнова С. Д. Педагогика и психология высшего образованиям деятельности к личности. Текст. / С. Д. Смирнова. М.: Педагогика. 2001. -304 с.
  187. Социальная психология .// А. Н. Сухов, А, А. Бодалев, В. Н. Казанцев идр.М.: Айри Пресс, 2001.-600 с.
  188. Современная дидактика: теория и практика./Под науч ред. И. Я. Лернера, И. И. Журавлева.-М.: Просвещение. 1994.- 212 с.
  189. А.И. Три облика государства три стратегии гражданского общества / Полис.-1996.- № 6.-С.29−33.
  190. E.H. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации. Текст. / Е. Н. Степанов.-М.: Творческий Центр. 2003.- 128 с.
  191. Л.Д., Самыгин С. И. Педагогика: сто экзаменационных ответов./ Экспересс-справочник для студентов вузов.Изд.5,перераб. и доп. Текст./Л.Д.Столяренко, С. И. Самыгин.- Р. / на. Д., 2006. 192 с.
  192. В.А. Мудрая власть коллектива. Текст. В.А. Сухомлин-ский. М.:Просвещение 1975.-237 с.
  193. В.А. Рождение гражданина. Текст. / В. А. Сухомлинский -М.: Просвещение, 1988.- 247 с.
  194. Стратегия государственной молодежной политики в России на 20 062 016гг. М.: Творческий центр. 2005. — 41с
  195. Теория и практика воспитательных систем / под ред Л. И. Новиковой, в 2 кн -М.: Просвещение. 1993. 121 с.
  196. . М. Ум полководца. Проблемы индивидуальных различий. Текст. / Б. М. Теплов. М.: Просвещение. 1961. — 223 с.
  197. E.H. Формирование гражданственности у студентов в учебном процессе технического вуза. / Автореф. дисс. канд. пед. наук.Тула.2000. 20с.
  198. , Е.И. Социальная педагогика. Самореализация школьников в коллективе. Текст. / Е. И. Тихомирова. М: Академия. 2005. -144 с.
  199. Т.И. Гражданское образование в Российской школе:образование в документах и комментариях. Текст. / Т. И. Тюляева. М.: ACT Аст-рель. 2003. — 605 с.
  200. С.М. Формирование готовности будущих специалистовк научно-исследовательской деятельности в профессиональной сфере (на примере специальности -юриспруденция) /Автореф. пед. наук. Майкоп. 2006. 26 с.
  201. К. Д. Человек как предмет воспитания. / Собр.соч.в 11 т., Текст. / К. Д. Ушинский. М.: Просвещение. 1950. — 8 т. — С.З.
  202. Г. Н., Гражданское воспитание: реальность и тенденции разви тия. / Педагогика. 1999. № 3. — С .49.
  203. Г. Н. Воспитательный процесс как открытая система. / Педагогика. 1998. № 8. — С.35 — 40.
  204. JI. М., Пушкина Т. А., Каплунович И. Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. Текст. / J1. М. Фридман, Т. А. Пушкина, И. Я. Каплунович. М.: Просвещение. 1988.-207 с.
  205. Фридман JIM., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя Текст. / J1. М. Фридман, И. Ю. Кулагина. М.: Просвещение. 1998. — 432 с.
  206. Ф.П. Психолого-педагогические аспекты организации эффективной учебы / Ф. П. Хакунова. Современные проблемы науки и образования. 2006. № 6.-С. 99- 100.
  207. И. Ф. Педагогика. Текст. / И. Ф. Харламов.-М.: Высшая шко ла, изд. 2-е, перераб., доп. 1990 576 с.
  208. О. А. Нравственность в современном мире. Мн. ИООО Краси ко -Принт. 2003.- 169 с.
  209. X. Мотивация и деятельность: Пер. с нем.: в 2 т. Текст. / X. Хекхаузен. М.: Владос. 1986 — 581 с.
  210. B.C. Нет безымянных героев, — Краснодар. 1984, — 111 с
  211. П.А. Психология профессионального самоопределения в ран -ней юности. Текст. / П. А. Шавир. М.: Просвещение .1981. — 96 с.
  212. ., Швальбе X. Личность, карьера, успех. Текст./ Б. Швальбе, Х.Швальбе. М.: Академия. 1993. — 240 с.
  213. Шевандрин Н. И Социальная психология в образовании Текст. / Н. И. Шевандрин. М.: Владос. 1995. — 544 с.
  214. М.И. Учителю о воспитанности школьников. Текст. / М. И. Шилова. М.: Просвещение. 1990. — 144 с.
  215. Ю.И. Условия развития гражданской культуры молодежи в образовательных учреждениях./ http://www. prof. msu. ru. /publ/omski/ 3. 07. htm.
  216. Шипель В. М. Что определяет самочувствие народа?/ Педагогика. 1990 -№ 6- С. 32−37.
  217. Т.С. Социальная психология. Текст. / Т. С. Шибутани. М.: Политиздат. 1968. — 356 с.
  218. З.К. Правовые акты ООН в вузовском курсе педагоги ки. /Педагогика. 1992- № 1−2. С. 11−16.
  219. X. Как воспитать нравственное поведение. Текст. ./ X. Штольц,-М.: Просвещение. 1986. 80 с.
  220. В.Н. Молодое поколение в кризисном обществе // Куда идет Россия? Альтернатива общественного развития.М.: Академия. 1995. -181
  221. Н.Е. Воспитателю личностном общении (психология общения). Текст./ Н. Е. Щуркова. М.: Педагогическое общество России. 1994.- 77 с.
  222. , Н.Е. Диагностика воспитанности: педагогические методики. Текст./ Н. Е. Щуркова. Краснодар, 1994. -18 с.
  223. И. С. Технология личностно-ориентированного образования.-М.: Педагогическое общество России. 2000.- 211с.
  224. Е.А. Школа для всех. Текст./ Е. А. Ямбург.-М.: Просвещение.-1996.-312 с
  225. М. Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания.
  226. Текст. / М. Г. Яновская. М.: Просвещение 1986. — 160 с.
  227. В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектирова нию. Текст. / В. А. Ясвин. — М.: Просвещение. 1997, — 199 с.
  228. Harter S. Seifand Identity Development || At the Threshold Ed. S.S. Feldman and G.R.Elliott. Cambringe. 1993. P.353.
  229. Brown J. The Development of Creative Teater -Scholars || Creative and Learning, ed. by J. Kagan. Boston. 1967, p.p. 164 180.
Заполнить форму текущей работой