Особенности воспитания и образования в раннем средневековье
А в начале VII в. В связи с распространением монашества в Европе начинают появляться первые монастырские школы, в Британии и Ирландии. Их основателем считается Магн Кассиодор — римский писатель. В основе образования и воспитания этих школ лежала философия Августина Блаженного (354−430 г. г.). Который считал, что в основе образования лежат знания, написанные в библии. Для понимания библии… Читать ещё >
Особенности воспитания и образования в раннем средневековье (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Оглавление Введение Глава 1. Особенности воспитания и образования в раннем средневековье
1.1 Характеристика и виды воспитания и образования эпохи раннего средневековья
1.2 Структура, классификация и система образования и воспитания церковных школ
1.3 Итог Глава 2. Схоластика в средневековом воспитании и образовании
2.1 История и характеристика схоластики
2.2 Схоластическая система образования
2.3 Научный прогресс времён схоластики
2.4 Итог Глава 3. Средневековые университеты
3.1 Понятие и происхождение университетов
3.2 Классификация и структура университетов
3.3 Университетские методы образования и воспитания
3.4 Значение университетов Заключение
Введение
Данная проблема — особенности воспитание в раннем средневековье и на сегодняшний день не теряет актуальности, ибо именно в этот период произошло множество геополитических изменений: утверждение христианства в Европе, борьба с античным наследием, пересмотр воззрений на человеческую природу и сущность, которые не могли не повлиять на изменение в европейской системе воспитания, в которой, в этот период, наряду со множеством негативных явлений, особенно проявляющихся в упадке культуры, появилось множество прогрессивных нововведений и особенностей, некоторые из которых сохранились и до наших дней. Поэтому изучение данной темы может позволить сравнить нынешнею систему воспитания и связанного с ним обучения со средневековой, что позволит, на основе выявленных тенденций развития, выявить плюсы и минусы сегодняшней системы.
Интерес к данной проблеме вызван желанием изучить, каким было воспитание и обучение в исторический период, который называют «тёмными веками» и ассоциируется только с негативными процессами, вроде господства церкви и общим высоким уровнем безграмотности.
Объектом исследования является период средневековья (V-XV в.в.). Предметом исследования являются особенности воспитания и обучения этого периода, а также влияние на систему воспитания средневековой схоластики и первых средневековых университетов.
Цель данной работы сформировать представление о системе воспитания и обучения в раннее средневековье.
Для выполнения данной цели, будут решены следующие задачи:
— изучить те события раннего средневековья, которые повлияли на формирование и развитие системы воспитания и обучения;
— выявить особенности раннесредневекового воспитания;
— проследить влияние на раннесредневековое воспитание таких факторов как схоластика и появление первых средневековых университетов;
— выявить конечные цели воспитания и образования человека в данную эпоху.
Глава 1. Особенности воспитания и образования в раннем средневековье
1.1 Характеристика и виды воспитания и образования эпохи раннего средневековья Средние века — значительный исторический период в истории человеческой цивилизации, следующий за Античностью и предшествующий Новому времени, который охватывает промежуток, с 476 г. — падения Западной Римской империи по XVII в. Этот период является очень важным для человечества, поскольку именно в этот период произошло утверждение христианства, в Европе возникли и утвердились новые государства, созданы новые шедевры культуры и искусства и естественно были разработаны новые системы обучения и воспитания, сочетающие умственное развитие с нравственным. Средние века подразделяют на три периода: Раннее — V—X вв., развитое — XI—XIV вв., и позднее — XIV—XVII вв.
Период Раннего средневековье характеризуется смесью античной, языческой (варварской) и христианской культур, что отразилось на характере воспитания и обучения. Несмотря на то, что с первыми двумя усердно боролось христианство, они всё равно существовали.
По-прежнему господствовала, варварская традиция, семейного воспитания. Дольше всех она сохранилось у скандинавов, где она была единственной. До семи лет детей воспитывали матеря. По достижению семи лет мальчики переходили на попечение всех мужчин из рода. Мальчиков воспитывали физически, готовя их одновременно и к профессии воина и крестьянина. Семейное воспитание сохранилось на земле остготов, в своё время их король Теодорих (454−526) возражал против исключительно интеллектуального образования и рекомендовал не забывать про физическое и военное воспитание. Оно присутствовало у народов северной и восточной Европы, где идеалом считалось и физическое и умственное воспитание, только старейшины рода могли преподавать умственные науки: генеалогию, мифологию, руническое письмо, варварское право. Идеал-достоинствами считались: работы с металлами, стрельба из лука, владение мечом и копьём, езда на лыжах и знание поэзии, рун, игры на арфе и в шахматы. Семейное воспитание давало только основы воспитания, но большинство людей, в Европе, ограничивалось и им.
Семейное воспитание было единственным для девочек, которых матеря, учили ведению домашнего хозяйства и устройству быта. Дочери феодалов могли получать образование и в женских монастырях, где их воспитывали, в религиозном духе, обучали чтению, письму, рукоделию, домоводству и ткачеству или дома под началом монаха-учителя. Обучение грамотности отсутствовало, хотя девушки из знатных семей, обычно получали более широкое воспитание, обучаясь латинскому и греческому языкам, стихосложению, поэзии, танцам, пению, игре на музыкальных инструментах.
Мальчики же, в более старшем возрасте, могли продолжить обучение вне семьи. Александр Джуринский выделял две формы семейного обучения: ученичество и рыцарское воспитание. Первая форма была распространена среди ремесленников. Она заключалась в том, что мальчика отдавали на воспитание ремесленнику, который помимо него обучал ещё одного — двух учеников, и тот обучал мальчика своему ремеслу. Платой за обучение служила работа ученика в хозяйстве. Обучение продолжалось 7−8 лет, после чего ученик становился подмастерьем и мог уже получать за свою работу плату. Впоследствии, достаточно обучившись ремеслу, подмастерье мог уже открыть своё дело. При такой форме обучении, грамоте ученика либо обучал сам ремесленник, либо разрешал ученику посещать специальное учебное заведение.
Рыцарское же воспитание было распространено среди детей светских феодалов, куда их отдавали после завершения обучения в обычной школе, где овладевали грамотой и счётом. С семи лет мальчики приобретали знания и, умения, будучи пажами при супруге сюзерена и ее придворных. В 14 лет они становились оруженосцами при рыцарях, которые были для них образцом нравственности, силы, мужества, воспитанности. В основе рыцарского воспитания лежала программа «семи рыцарских добродетелей», включающая — плавание, фехтование, езду верхом, владение копьём, шахматы, охоту, игру на музыкальном инструменте и чтение стихов собственного сочинения. Пажи и оруженосцы должны были усвоить «основные начала любви, войны и религии». К «началам любви» относились вежливость, доброта, великодушие, знание этикета, благородные манеры и речь, умение сочинять стихи, воздерживаться от гнева, скромность в еде и пр. «Началами войны» назывались воинские профессиональные умения. Ближе к завершению службы начинали заниматься и религиозным воспитанием. Учителями были люди из дворовой челяди. Больше всего внимания уделялось подготовке военного дела. В основе нравственного воспитания лежали идеи превосходства рыцарства над низшими сословиями, героизма, личной жертвенности и свободы. Завершалось рыцарское воспитание в 21 год, обрядом посвящения в рыцари, заключавшимся в благословлении освещённым мечом, а также физических испытаниях и рыцарских турнирах.
Также, все исследователи отмечают, что этот период характеризуется упадком античной культуры, который отразился и на образовании с воспитанием. Даже после падения Западной Римской империи в 476 г. античные школы продолжали существовать и в них преподавали грамматику и риторику. Существование этих школ даже поддерживали практически все правители средневековых европейских государств. Однако, к VII в. античные школы почти полностью исчезли, вследствие растущего количества церковных школ и разрушения античного общества, вызванного постоянным ведением войн, а также тем, что средневековые деятели полностью отрицали античную культуру, с её идеалом всесторонне развитой личности, считая её языческой, дьявольской и греховной. Однако, античное общество слишком глубоко отразилось на всех сферах жизни Западной Европы, чтобы исчезнуть бесследно. Наследством античного образования стала латынь, на которой разговаривало и писало всё население западной Европы, и ставшая обязательной для изучения во всех церковных школах, и которую не забыли, несмотря на то, как отмечал Джуринский А. Н., что даже в своё время римский папа Григорий I (540−604) говорил, что нельзя одним языком восхвалять и Юпитера и Иисуса Христа и вообще он считал что, невежество — мать истинного благочестия. Труды античных философов и писателей продолжали храниться в библиотеках монастырей. В спасении античных знаний даже принимали участие небольшие группы христианских педагогов-богословов. В результате античные знания не были забыты, а наоборот даже широко использовались. Например, опираясь на постулаты античного образования и воспитания, Августин Блаженный создал модель обучения клириков, Магн Кассиодор и «последний античный философ» Боэций (480−524) написали первые учебники по музыке, арифметики и логики, архиепископ Мартин де Брага написал трактат по воспитанию «Формулы благородной жизни», где предлагалось строить воспитание на ценностях стоиков: воздержанность, осторожность, справедливость, мужество, благоразумие.
Также это период, особенно промежуток V—VII вв., характеризуется крайне критичной ситуацией с образованием. В школьном деле был сильный упадок. В церковных школах испытывался сильный ученический дефицит. Количество школ было мало и то они были только в монастырях, поскольку только там были библиотеки, сочинения античных философов, религиозная литература и др. Всё это вылилось во всеобщую безграмотность, в том числе среди знати и королей. Например, короли из династии Меровингов, не умели писать, так же как и знать.
Исправить положение пыталась католическая церковь, проведя VI вселенский собор в 681 г., духовные соборы в Валенсе и Оранже в 529 г. на которых принимались решения о призывах к создании новых школ. Безрезультатно. Призывы не были услышаны.
Гораздо большего успеха достиг в этом Карл Великий (742−814), который сам до конца жизни так и не научился писать. У себя при дворе он открыл учебное заведение, которое называли академией. Преподавали в ней различные, приглашённые учителя из Англии, Ирландии, Италии: Альбинн Алкуин (735−804), написавший трактат «Всеобщее увещевание», где он обосновал важность всеобщего обучения и подготовки учителей; бенедиктинец Павел Диакон и вестгот Теодульф написавшие «Каролингский минускул» — лёгкое для прочтения латинское письмо. Академия была «передвижной». Её резиденцией был город Аахен, но она всё время путешествовала вместе с королевским двором. Учились в академии в основном дети из высших сословий. Они осваивали музыку, риторику, астрономию, грамматику, геометрию, логику, арифметику, диалектику, этику, изучали труды римских писателей: Сенеки, Цицерона, Вергилия и др. Кроме того, осознавая важность образования для развития государства, Карл Великий пытался сделать образование всесословным, бесплатным и обязательным, а также он поощрял открытие новых церковных школ, в которых изучали: счёт, письмо, чтение, церковное пение. Но после смерти Карла Великого почти все его идеи оказались забыты: академия перестала работать, церковные школы ослабили позиции, но не потеряли их окончательно.
Но главная специфика образования и воспитания периода раннего средневековья заключалась в господствующем положении христианства и церкви во всей общественно-культурной жизни. Именно христианская церковь определяла и формировала правила поведения в обществе, образ жизни, этические и эстетические постулаты, картину мира, которая не подвергалась никакому сомнению. Впрочем, несмотря на господство церкви, воспитание в эпоху раннего средневековья, по сути, представляло смесь религии и светской традиции. С одной стороны, в основе воспитания лежало Божественное начало, главной целью воспитания и образования считалось спасение души, а Бог считался высшим судьёй. Воспитание было обращено к каждому отдельному ребёнку, и в то же время было нацелено на выработку сословной морали. А с другой стороны, не отрицалось и важность усвоения земных знаний. Но всётаки доминирующей сферой в воспитании и образовании была церковь.
Церковь, монополизировав образовательно-воспитательную сферу, создала новый вид школы — христианская, основным языком которой стал латинский. Церковь использовала авторитарные методы воспитания. Идеалом её образования считался усреднённый, верующий человек. Главная идея педагогики раннего средневековья была, то, что весь мир это «школа Христа» и смыслом жизни всех людей является познание Бога. Как отмечают исследователи, чтобы оправдать эксплуатацию широких слоёв населения, церковь, используя учение о прирожденной греховности человека, призывала людей к аскетичному образу жизни, умерщвляя плоть и воздерживаясь от всех земных благ. Всё это для спасения души в будущей загробной жизни, где будут все вознаграждены за перенесённые мучения. Этим церковь воспитывала у людей долготерпение и смирение, покорность феодалам.
Образование, став церковным, имело конечной целью, в первую очередь, усвоение церковной догматики.
1.2 Структура, классификация и система образования и воспитания церковных школ Церковные школы делились на внутренние, где готовили к монашеству и внешние, где обучали обычных детей. Также как и в остальных школах, учиться здесь могли только мальчики 7−10 лет. В церковных школах нравственное воспитание было аскетическим — учеников учили отказываться от благ, соблюдать посты. В то время как умственное образование не считалось приоритетным. Существовало три базовых уровня образования: элементарный, на котором изучали пение, счёт, письмо, чтение; средний, где изучали тривиум (риторику, диалектику, грамматику); и повышенный, где уже изучали квадриум (геометрию, арифметику, астрономию и музыку). Но как отмечают исследователи Мазалова М. А. и Уракова Т. А. Все дисциплины вёл один учитель, кроме пения. Пение вёл специальный учитель — кантор. Кроме того в церковных школах была должность циркатора — блюстителя порядка и дисциплины.
Школ с повышенным уровнем образованием было немного, и были они в основном в Англии, Шотландии и Ирландии. Преподавали в них по программе семи свободных искусств, сформированной Боэцием, Кассиодором и др. и к которым, относились: грамматика, диалектика, география, риторика, музыка, арифметика, астрономия. Особое внимание уделялось грамматике и музыке, как базовых наук для священнослужителей.
Грамматику изучали на Латыни по учебникам Алкуина, Доната и многих других. Также изучали стихосложение, литературу, изучая труды как христианских деятелей (Седулия, Пруденция), так и античных (Сенеки, Катона). Так же было и с диалектикой с риторикой, которых изучали, одновременно по произведениям Аристотеля, Цицерона и Августина Блаженного и Алкуина. Одинаково и плохо обстояла ситуация с изучением географии и геометрии. Одинаково, потому что их обоих изучали с помощью чисел, определяя с их помощью и обитаемое пространство, и геометрические фигуры. А плохо, потому что по ним был крайне скудный материал для изучения, не хватало учителей, и потому изучали их в основном: Геометрию по сохранившимся трудам Евклида, а географию по арабским источникам. О географических открытиях того времени, например о путешествии викингов в Северную Америку в 985 г. ничего не знали.
Астрономию также изучали по арабским источникам и использовали в основном для вычисления дат многочисленных церковных праздников, а также изучения Птолемеевой системы мира.
Музыку изучали как светскую так и духовную, символизируя тем самым единство общества и Бога, человека и природы. Изучали с помощью нот, написанных алфавитными буквами.
Всем предметам придавался религиозно-мистический характер.
Кроме того, церковные школы делились на епископальные и монастырские:
Именно в раннее средневековье появились первые церковные школы для так называемых, катехуменов (оглашённые) — людей, которые ещё не приняли крещение, но уже изучали основы и догмы веры, и имели цель стать членами христианской общины. В этих школах главными предметами были изучение христианской морали и различных псалмов. Впоследствии в этих школах ещё и ввели чтение катехизиса, после чего школы стали называться катехизическими. Позже, уровень образования в этих школах вырос и они стали готовить не только будущих церковников, но и стали давать общеобразовательную подготовку по всем предметам для детей из всех сословий. В итоге из этих школ и образовались епископальные школы, другое их название кафедральные так как они учреждались при кафедре городского собора. Епископальные школы были основным видом, пока в IX в. их не вытеснили монастырские школы. Но в X—XII вв. Они снова появились в различных городах: Париже, Реймсе, Вердене и др.
А в начале VII в. В связи с распространением монашества в Европе начинают появляться первые монастырские школы, в Британии и Ирландии. Их основателем считается Магн Кассиодор — римский писатель. В основе образования и воспитания этих школ лежала философия Августина Блаженного (354−430 г. г.). Который считал, что в основе образования лежат знания, написанные в библии. Для понимания библии и усвоения этих знаний, Августин считал, в первую очередь надо овладеть «словесными» науками и историей, затем математикой и естественными науками. Таким образом, Августин считал, что образование должно состоять не только из теологических, но и из светских дисциплин — математики, диалектики, языков, риторики, истории. В процессе обучения Августин больше всего внимания уделял вере и авторитету учителя. Большой вклад в развитие монастырских школ внесли бенедиктинцы, члены ордена анахоретов основанным монахом Бенедиктом Нурсийским (480−533), который одним из первых откликнулся на призыв церкви основывать школы. Школы бенедиктинцев устраивывались по опыту Кассиодора и языком обучения в них была латынь. Поначалу их школы обучали только будущих членов ордена, но впоследствии они стали обучать и мирян. Всего бенедиктинцы за шесть веков своего господства основали при монастырях 15 000 школ. Поскольку церковные школы были религиозными центрами, то и образования было соответствующим. Бинидиктинцы, в свои школах, обучали только соблюдению религиозных ритуалов, чтению псалмов и основам грамоты. Но в XIII в. Бенедиктинцев справедливо обвинили в разврате и безнравственности, коим предалось большинство из них. Из-за чего их школы стали закрываться. Им на смену пришли, основанные в 1216 г. ордены доминиканцев и, в 1212 г., капуцинов-францисканцев. В период их правления в церковных школах преподавали только Библию и богословие, в то время как физическое воспитание отсутствовало. Однако при капуцинах при сохранении религиозного учения добавились письмо, счёт, пение и астрономия. Основными учебниками были Абецедарий — тогдашний букварь, содержащий основы христианства и наставления на родном языке и Псалтырь, который читали и заучивывали. Поскольку бесконечное повторение написанного и его «слепое» заучивание было единственным методом обучения. Кроме того многие ученики даже на родном языке не понимали написанного. От этого уровень образования сильно хромал.
Писать учили на деревянных вощеных дощечках заострённой металлической палочкой, чернилами из сажи и перьями. В VI в. Стали использовать пергамент. Считать учили по пальцам ног и рук. Дисциплина была жестокой и суровой. В качестве наказания применялись помещение в карцер, лишение пищи, избиение розгами, палками и бичем. Наказания поощрялись церковью, которая говорила, что природа человека греховна, и только телесными наказаниями можно изгнать из него «дьявольское начало».
Больше всего преуспели монастырские школы в Англии и Ирландии. Монахи этих стран написали много научных трудов по истории, астрономии, стихосложению, литературе, грамматике, арифметике. Благодаря чему за Англией закрепился статус острова учёных.
Монастырские школы имели большое влияние на духовно-образовательную сферу, а в результате распространения монашества по всей Европе средоточием образования и воспитания долгое время оставались именно монастырские школы, вытеснив епископальные. Монашество должно было служить образцом воспитания. Оно уделяло много внимания нравственному воспитанию, пытаясь добиться «чистоты сердца», путём чтения религиозных трудов, соблюдения постов, ведением аскетичного образа жизни, отказывая себе в земных удовольствиях, и контролируя свои поступки и мысли. И в то же время оно считало и важным приобретение земных знаний.
Однако, несмотря на всё это пользы от церковных школ, в практическом смысле, было немного. Как отмечает Джуринский, во многом, потому что доступ туда детям из широких слоёв населения был закрыт. А сам уровень обучения был низким. Порой дети даже по окончанию школы не могли овладеть элементарным уровнем латыни.
1.3 Итог Таким образом, основными особенностями воспитания и образования в Раннем средневековье являлось: 1) Религиозно-христианский характер воспитания и образования, выражающийся в доминировании церкви, которая устанавливала воспитательно-образовательные нормы и эталоны образцов, религиозно-мистическом характере всех учебных предметов, особом смысле жизни — познание Бога; отказ от всех благ ради счастливой загробной жизни и.т.д. и даже цели жестоких школьных наказаний — выбить из человека греховное начало. 2) Однако при этом в образовании сохранились светские черты, заключающиеся в преподавании «земных» (светских) предметов: геометрии, арифметике, астрономии, грамматике и др. и даже самые преданные служители церкви признавали важность усвоения этих предметов. 3) В Раннем средневековье вместе с христианской традицией тесно переплетались варварская и античная.
Первая проявлялась в сохранившийся традиции семейного воспитания, особенно женщин, и имеющийся у всех народов Европы, а вторая, несмотря на своё вымирание, в виде сохранившихся и активно практикуемых античных элементов — Латинский язык, труды античных философов и писателей, учебные программы (семь свободных искусств) и др. При этом с обеими традициями боролась церковь. 4) Низкий уровень образования и высокий уровень безграмотности, вызванный разрушением античных школ и неспособностью малочисленных церковных школ заменить их; отсутствием учебников, научных трудов и.т.д.; нехваткой как учеников так и образованных учителей. При этом вклад в ликвидацию безграмотности гораздо больший внесла светская власть нежели церковная. 5) В образовании и воспитание, в целом, акцентировали внимание на нравственном характере, отодвигая на второй план физическое воспитание и умственное.
Глава 2. Схоластика в средневековом воспитании и образовании
2.1 История и характеристика схоластики Огромное влияние на педагогику средневековья оказала схоластика (от лат. scola — школа), пришедшая на смену раннесредневековой школе. Её появление было связано с интенсивным процессом отделения ремесла от сельского хозяйства, что приводило к быстрому процессу роста городов. Из-за чего политическая власть стала всё больше сосредотачиваться в руках монархии и отходить от церкви. Теперь церковь говорила, что есть два вида знания: «Сверхъестественное», которое содержится в библии, и получить его можно только с помощью «откровения» и «естественное» доступное для человеческого разума и содержащиеся в трудах античных философов — Платона, Аристотеля от, которого, схоластика заимствовала способ логического изложения мыслей с помощью суждений и умозаключений. и др. Учёные должны лишь подтверждать эти тексты. Так и появилась схоластика — теолого-философское средневековое течение, пытающиеся рационально объяснить постулаты христианства, характеризующиеся подчинением рациональной мысли церковной догме.
Схоластика пытается с помощью разума, основанного на заимствованных у арабов и античности мыслей, познать христианское вероучение. Таким образом, схоластика не пыталась открыть что-то новое, она всего лишь посвятила себя правильному толкованию уже готовых знаний, скрытых в священных писаниях.
Схоластика базировалась на идеи «двойственной истины», которая признавала сосуществование знания и веры, но при непоколебимом верховенстве веры.
Поскольку схоластика носит, прежде всего, канонический характер, то она признаёт все христианские вероучения. Однако схоластика пытается обдумать, являются ли деяния божьи результатом свободной воли Бога или божественного разума, которому подчиняется божественная воля. Если вторая точка зрения будет признана, то это будет значить, что все деяния Бога — рациональны, а значит, подвластны человеческому разуму, а это уже идёт в разрез с официальной церковной идеологией, о том, что Господь непознаваем. Кроме того схоластика задаётся такими вопросами как например: «Может ли Бог убить самого себя?» или создать камень, который сам же не сможет поднять. Подобные противоречия порождают парадигматические оппозиции и приводят к десакрализации веры.
Основателями схоластики называют раннесредневековых философов-богословов Алкуина (735−804) и Иоанна Скота Эриугена (810−877), живших в Европе в те времена, когда и произошло разграничение веры и разума, светской и религиозной культуры. Однако, как говорит медиевист Э. Жильсон, в какой-то, момент христианская традиция обогатилась аристотилизмом из которого она заимствовала множество научных и философских понятий. По мимо аристотелизма схоластика формировалась под влиянием: неоплатонизма (от которого схоластика переняла совместимость рассуждений с мистикой и иррационализмом), патристики и в целом, христианской теологии (например работы Августина Блаженного, Иоанна Дамаскина и др.).
В образовавшейся схоластике теология и философия слились, но теология имела доминирующие позиции, а философия широкую автономию. Вплоть до XIV—XV вв. схоластике удавалось сохранять единство веры и разума, но их разрыв предотвратить не смогла. Пиком развития схоластики считается XIII в. Когда зародился томизм — разработанная Фомой Аквинским течение, совмещающее ортодоксальное христианство с разумом и здравым смыслом, впоследствии, в XIX в. Томизм стал официальной идеологией католической церкви.
Схоластика господствовала в европейском мировоззрении в период XIначало XVI в.в. Схоластика представляла смесь философии и педагогике. Как философия она разрабатывала алгоритмы дедуктивных рассуждений и силлогизмов, а как педагогика логически преподавала христианское вероучение, чтобы донести до учеников систематизированное, совершенное знание. Схоластика была ориентирована на абстрактное богословие и формальную логику. Схоластика повлияла на методы воспитания и обучения, дифференциацию учебных заведений, популяризацию интеллектуального труда т.к. обычно все схоласты имели высокий социальный статус, в дальнейшем, на создание университетов. Культурными ценностями схоластики были христианское богословие и аристотелизм.
Основными течениями схоластики были: реализм, номинализм и концептуализм. Эти три течения спорили о проблеме индивидуации т. е. то что бытие состоит из множества, но не тождественных друг другу индивидов. Реалисты считали, что в основе индивидуации лежит форма, которая делает вещи неповторимыми. Концептуалисты считают, что форма создаёт типологические различия, а индивидуальные — материя. Номиналисты считают, что всё сущее единичное и индивидуальное.
Ещё одним предметом спора, возникшим в X Iв. был вопрос об универсалиях т. е. об общих понятиях. Спор был связан с христианским триединством Бога — Бог-отец, Бог-сын, Бог-святой дух; един ли Бог или существует исключительно в трёх отдельных лицах? Реалисты считали, что общее существует независимо от частных предметов, т. е. Бог — это реально существующее «общее». Номиналисты полагали, что существует только частное, а общее нет, т. е. единого Бога нет, есть три раздельных Бога. Чтобы примерить реализм и номинализм П. Абеляр выработал учение о концептуализме, он считал, что общее не существует вне отдельных вещей, оно существует в самих вещах, по сути, он пытался сделать из троицы одну личность.
2.2 Схоластическая система образования Появление и развитие схоластики привело к упадку раннесредневековой церковной школы: Со схоластикой связано появление и развитие городских школ, поскольку вследствие роста городов выросло, и количество городских жителей из-за чего возникла потребность в светски образованных людях. Городские школы давали образование прикладного и светского характера. Их ученики проживали и обучались вне церквей и монастырей. Директором школы был ректор, а учителями, нанятые им выходцы из духовенства и выпускники университетов. Городские школы были двух видов: школы счёта, которые давали элементарное образование и готовили к поступлению во второй вид — латинские школы, повышенного уровня.
В схоластических школах изменился характер образования. При сохранении тривиума и квадриума, логика и латынь заменили грамматику и риторику, в образовании усилился формально-логический элемент. Схоласты были сторонниками идеи начинать обучение как можно раньше, поэтому они изменили структуру обучения: отныне при монастырях появлялись школы средней и высшей ступени. Теперь обучение длилось 6−8 лет; по два года изучалась сначала философия, потом богословие и церковная история и право, потом более углубленно богословие. После окончания школы средней ступени, переходили в школу высшей ступени, где изучалось то же самое, но на более глубоком уровне. Всё обучение длилось 13−16 лет и по окончанию выпускники становились бакалаврами с высшим духовным саном.
Таким образом, в период развитого средневековья оформилась чёткая иерархическая система учебных заведений: Начальное образование давали в приходских школах, где давали только самое элементарное образование. Среднее образование давали в монастырских школах, где обучение шло на Латинском языке (обучение на родном языке началось только с XIV в.) и преподавали чтение, письмо, христианскую мораль, теологию, философию, «семь свободных искусств». Также изучали библию, работы отцов церкви и одновременно труды античных мыслителей — Платона, Аристотеля, Овидия, Вергилия, Цицерона и др.
Александр Джуринский отмечает, что большинство известных схоластов были прогрессивными людьми и проповедовали гуманистические и научные идеи в педагогике. Например, одним из идеологов схоластики был теолог и философ Фома Аквинский (1225−1274), сочинения которого были одним из важнейших источников изучения богословия в средневековье и который пытался объединить христианские знания со светскими, с религиозными постулатами во главе. Например, в своём трактате «сумма теологии», представляющей собой энциклопедию средневекового миропонимания, он попытался религиозно осмыслить все вопросы о познании человека, природы и общества. Фома Аквинский считал, что истина есть двух видов: доступная разуму и выходящая за его пределы.
Большой вклад в развитие схоластики внёс французский педагог-богослов Пьер Абеляр (1079—1142). Он также пытался соединить разум с верой, учил, что с помощью образования можно достичь высокого общественного положения, вдохновлял на творчество, считая, что знания достигаются путём самостоятельной работы, учил искусству спора и логике мышления.
По мимо, Абеляра в раннее средневековье появляется множество других педагогов и богословов, которых можно назвать предвестниками Возрождения. Так как каждый из них сделал свой вклад в развитие воспитания и образования.
К таковым, например, относится, Гуго Сен — Викторский (1096−1141), глава Парижской кафедральной школы и автор трактата о системе средневекового образования «Дидаска-лиона». Он, по сути, объединил все имеющиеся тогда знания о преподавании в высшей школе. Неразрывно, связывал религиозные и светские черты воспитания. Придавая образованию богоугодный характер и ставя на первое место «спасение души» Гуго СенВикторский не отрицал и «мирские» науки: физику, математику, логику и.т.д. которые тоже учат истине, но бессильны её достичь. Кроме того Гуго Сен — Викторский оставил множество рекомендаций, например о необходимости изучать прежде всего сущностное знание.
Винсент де Бове (1190−1264) автор «О воспитании знатных детей», который на первое место ставил нравственное воспитание, предлагая смягчить жестокие методы воспитания, считая их крайней мерой, и заменить их на весёлые (шутки и игры) и с их помощью добиваться внимания детей. Де Бове призывал педагогов действовать убеждением и учитывать специфические качества детей, необходимые для нормального воспитательного процесса (слабохарактерность, искренность, капризность и.т.д.). Де Бове также считал необходимым связать интеллектуальное воспитание с нравственным.
Альберт Великий (1193−1280) является одним из ярчайших идеологов схоластики, поскольку именно он, во многом, через свои труды (38 томов) донёс до Европы идеи аристотелизма по философии и теологии. Он также оставил большое наследство практически во всех науках того времени (логике, алхимии, зоологии, ботанике, астрономии, географии, психологии, минералогии и многих других).
Жан Шарль Гер-сон (1363−1429) автор трактата «Приведение детей к Христу» также проповедовал гуманистические мотивы, призывая педагогов к терпению и кротости, по отношению к детям.
Раймонд Лулий (1235−1316) испанский мыслитель, считал, что обучение надо проводить на родном языке, а не на лытыне, приучать детей к труду с ранних лет и давать им основные навыки профессии.
Однако, несмотря на большое количество видных учёных-схоластов, схоластика не допускала свободы изучения, подчиняя все рациональные мысли церковной догме. Ярким примером тут является главный авторитет схоластов — античный медик Гален (129−200). Схоласты «забыли» про все его экспериментальные медицинские исследования в области строения и функционирования живого организма, но зато возвели в религиозную догму и знамя средневековой схоластической медицины его слабые стороны (например — учение о «пневме», «сверхъестественных» силах в человеке и др.). Так появился галенизм — искажённое, однобокое понимание трудов Галена, который был опровергнут только во время эпохи Возрождения.
Любая попытка переосмыслить установленные церковью знания жестоко пресекались. Например «чудесного доктора» Роджера Бэкона (1215−1294) за критику схоластики, использование опытного метода в науке и обращение к первоисточникам осудили и бросили в тюрьму.
2.3 Научный прогресс времён схоластики Однако в эпоху схоластики, в XIII в. Произошёл заметный прогресс и в естественных науках (химия, география, медицина, техника и.т.д.) вызванный растущими позициями рационального познания, основанного на эмпирическом исследовании, что отразилось на образовании и воспитании, но при этом интерес к гуманитарным наукам отнюдь не угас. В период XII—XIII вв. произошли изменения, в лучшую сторону во всей сфере образования и воспитания: увеличивалось количество библиотек, открывающихся при монастырях, дворцах, домах знати, университетов; поднялся авторитет, вознаграждение за труд и социальный статус учителя по сравнению с Античностью.
Схоластика является одним из шагов в развитии логики. Поскольку одной из черт схоластики является жёсткая определённость понятиями. Эту мысль выразил медиевист Умберто Эко: «Иисусом положено говорить либо да либо нет, а прочее от лукавого… Следует называть рыбку рыбкой, не затуманивая понятия блудливыми словесами».
Со схоластикой тесно связано и развитие популярной тогда науки — алхимии, которую сегодня называют «лженаукой».
Алхимия зародилась в Древнем Египте, где жрецы обладали искусством изготовлять сплавы из различных металлов. Это искусство унаследовали древние греки, которые перевели название науки как «chymeia» (наставление, наливание), и базировалась она на четырёх первоэлементах Аристотеля (огонь, вода, земля, воздух), а в VII в. Унаследовавшие её арабы прибавили к ней приставку «al» .
В Европе алхимия появилась в XI в. В связи с многочисленными переводами различных арабских рукописей по алхимии. Европейские алхимики многого достигли: они изобрели множество способов приготовления пороха и бумаги, открыли железный купорос, углекислый аммоний и др. Однако сильнейшее влияние на алхимию схоластики привело к тому, что все алхимики поставили своей целью раздобыть «философский камень», который может превращать «неблагородные металлы» в «благородные» (золото и серебро) и давать эликсир вечной молодости и исцеления от всех болезней. Из-за чего алхимией стали заниматься все слои населения: от царей до нищих и бродяг, и все они ставили своей целью — раздобыть «философский камень».
Известными алхимиками были: Роджер Бэкон, который при этом критиковал схоластику, а к алхимии относил изучение животных, растений, почв и медицину, так как в то время между медициной и химией не было существенных различий. Бэкон изучал свойства многих химических веществ и металлов. Он открыл рецепт приготовления чёрного пороха. Во многом именно, Бэкон основал экспериментальную химию.
Также известным алхимиком, был учитель Фомы Аквинского Альберт Великий. Он написал множество трудов по алхимии: «Книга об Алхимии», «О металлах и минералах», «Алхимический свод». Альберт Великий первый открыл и описал свойства мышьяка, высказал гипотезу о том, что все металлы состоят из мышьяка, серы, ртути и нашатыря.
Великим алхимиком был итальянский кардинал Джованни Фиданца (1121−1274), который в результате многочисленных экспериментов, в 1270 г. получил раствор нашатыря и азотной кислоты, который оказался способным растворять золото. Этот раствор получил название — царская водка.
Однако уже в конце XIII в. В схоластике нагрянул кризис так как, характер образование в этих школах изменился. Всё обучение стало представлять обычное заучивание схоластических трактатов без ознакомления трудов античных писателей. Господствующий в схоластике культ авторитетов и отсутствие эксперимента, проявляющиеся во всём, стали одной из причин упадка схоластики. Из-за отсутствия опыта и установления знаний, основывавшихся на догматах церкви, а не познания реальности схоластика, по сути, превратилась в пустую игру умными словами и понятиями, вытеснившими подлинное изучение природы и фактов.
Кроме того в школьном образовании произошёл кризис вызванный экономическим развитием общества. Рост количества школ привёл к упадку схоластики, которая стала терять своё влияние, а к началу эпохи Возрождения вообще стала предметом гонения со стороны учителей и философов. Преподавание многих предметов свелось к минимальному усвоению схоластических трактатов. Образовательный курс снизился всего до 2−3 летнего обучения. Особенно яро, на схоластику накинулись философы Возрождения, считающие схоластику одной из негативных черт средних веков, которая представляла, не более, чем бесплодную и бессмысленную игру слов, препятствующую научному развитию.
2.4 Итог Значение схоластики в европейской культуре велико: 1) Во многом, именно благодаря схоластике, в основе которой лежали учения античных философов, сохранилась «связь поколений», способность к рационально-интеллектуальному мышлению, учения многих античных философов, например — Аристотеля, Платона, Боэция.
2) Приверженность схоластики к традициям, консервативность, верховенство канона и традиционное понимание школы было необходимо в условиях новых европейских взглядов на оригинальность и ниспровержение основ.
3) Схоластика внесла огромный вклад в развитие науки, сделав множество открытий полезных для всего человечества, несмотря на свою догматичность и мистичность. Например, логики, например внеся множество новых понятий (например интенциональности); бесценен вклад схоластики в химию, поскольку связанная с нею алхимия стала необходимым этапом развития между натурфилософией и экспериментальной химией. Именно в период алхимии были сделаны множество научных открытий: Паральцес открыл цинк, Василий Валентин соляную кислоту, Ян Баптиста ван Гельмонт ввёл термин «газ» и таких примеров много.
4) К схоластике относится важный этап развития школьного образования в Европе. Несмотря на господство церкви, образование стало приобретать рационально-светский характер: оформилась иерархия учебных заведений, появились городские школы, независимые от монастырей, стали изучаться светские науки, в целом, повысился статус образования.
5) Именно, схоластическое образование стало предвестником появления университетов, в будущем, а многие схоласты (Ф.Аквинский, П. Абеляр), своими гуманистическими воззрениями в педагогике стали предшественниками эпохи Возрождения.
Глава 3. Средневековые университеты
3.1 Понятие и происхождение университетов Главными причинами появления университетов были: потребность в грамотных людях (юристах, медиках, богословах) для работы в государственном аппарате, вызванная ростом экономики, средневековых городов, торговли, ремесла и культуры. А также массовое желание нового способа поиска истины Поскольку господствовавшая в XI—XV вв. в Европе схоластика к XIV в. Уже исчерпала себя, провозглашая своей целью познание мира, используя разум, схоластика превратилась в догматичную науку с непогрешимыми и окончательными знаниями, которые запрещено было переосмысливать, а также проводить эксперименты из-за чего схоластика тормозила научный прогресс, и как выделяет Н. О. Воскресенскеая, превратившись в пустую игру слов и обсуждения бестолковых вопросов типа: «Почему Адам в раю не должен был съесть именно яблоко, а не грушу?» или «Сколько на конце иглы может уместиться ангелов?».
Кроме университетов повышенное образование давали образовавшиеся во Франции (в частности), в XIV—XV вв. коллегии — светские учебные заведения, являющиеся переходной формой между начальным и высшим образованием. До середины XV в. Они служили приютом для детей из бедных слоёв. Впоследствии, они превратились в учебные заведения при университетах. Ещё позже они превратились в землячества. Ученики коллегий жили в самых нищих районах города, живя на милостыню, а также занимаясь разбоями и убийствами.
Прототипом университетов может послужить Салернская медицинская школа, в Италии, основанная в IX в. Несмотря на господство церкви, эта школа продолжала дело античной медицины и в целом, носила светский характер. Обучение в этой школе продолжалось пять лет, после чего, ещё год, шла обязательная практика. Салернская школа стала одним из немногих мест в средневековой Европе, свободным от догм схоластики, она внесла большой вклад в развитие европейской медицины. Самым знаменитым врачом школы был Арноль из Виллановы (1235 —1311 гг.), написавший «Салернский кодекс здоровья», книгу посвящённую предупреждению болезней, строению человеческого тела, описанию видов темперамента. Салернская школа обрела, такую популярность, что в неё стекались множество людей, в их числе философы и юристы, её называли «поселением Гиппократа». Эта школа единственная, в Европе, имела право на выдачу врачебных лицензий. В 1213 г. Салернская школа была преобразована в университет.
Как считают Мазалова и Уракова, слово университет происходит от лат. universitas — совокупность, поскольку первоначально оно обозначало купеческие гильдии и ремесленные цеха. По аналогии, с ними университетами стали называть и корпорации преподавателей, профессоров и студентов, целью которых, является изучение и увеличение христианских знаний.
Первые университеты, в Европе, возникли в XI—XII вв. из церковных школ, в крупнейших городах Европы, превратившихся в крупные учебные центры. Например, Парижский университет сформировался из Сорбоны — богословской школы при Нотр-даме и объединившихся с ней рядом юридических и медицинских школ. Другая часть университетов образовывалась, поскольку города, в которых они располагались, становились местом паломничества людей приезжающих, чтобы послушать умного профессора. Таким образом образовался Болонский университет так как в XI в. В Болонье приехал Ирнерий — знаток римского права и тысячи людей стали сюда стекаться, так образовалась юридическая школа, из которой возник университет. Также образовался и Салернский университет.
Первыми университетами были: Болонский (1088), Сорбонна (Парижский университет) в 1215 г., Оксфордский (1117 г.), Кембриджский (1209 г.), Неаполитанский (1224 г.), Лиссабонский (1290 г.) и др. Именно в этих первых университетах и были разработаны основные принципы демократического управления университетской жизнью.
Количество новых университетов быстро увеличивалось. Если в XIII в. Университетов было только 19, то уже в следующем веке их появилось ещё 25. Новые университеты строились в Орлеане, Пизе, Кёльне, Праге, Вене, Кракове, Флоренции и других городах. Одна из причин быстрого роста университетов заключалась в том, что на их функционирование не требовалось больших расходов: Преподавали в любых помещениях (иногда даже дома у преподавателя), вместо скамеек, зачастую сидели на соломе, количество студентов редко превышало 10 человек. Аудитории — специальные комнаты для занятий стали появляться только в XIV в. Тогда же стали появляться и длинные парты, за которыми могли сесть 20 человек и кафедра для выступлений, располагавшаяся на возвышенности.
Основывались университеты как светской, так и религиозной властью. Учреждение должно было получить папскую буллу о своем создании. Тем самым римский папа выводил учреждение из-под надзора церковной и светской власти и легализировал существование университета. Университеты имели широкую автономию, которая закреплялась специальным документом — привилегиями, которые подписывал правитель страны или римский папа. студенты освобождались от воинской службы, а сами университеты от выплаты налогов, имели право давать учёные степени (что раньше могла себе позволить только церковь), свой суд, были неподвластны городским властям, а Парижский университет ещё и имел своих представителей в Генеральных штатах.
3.2 Классификация и структура университетов Для университетов была характерна, набиравшая масштабы специализация. Например, Сорбонна специализировалась на обучении философии и теологии, Оксфорд на каноническом праве, Орлеанский на гражданском, Испанские университеты на естественных и точных науках, Итальянские на римском праве. Студенческие миграции отражала популярная в Европе того времени поговорка: «Школяры учатся благородным искусствам в Париже, древним авторам — в Орлеане, судебным кодексам — в Болонье, медицинским припаркам — в Салерно, чернокнижию — в Толедо, а добрым нравам — нигде».
Университеты были двух типов: южный и северный, в зависимости от того, кому в университетах принадлежала власть, студентам или преподавателям.
Южный тип, олицетворял Болонский университет, который сформировался как студенческая ассоциация, созданная для защиты приезжавших студентов-правоведов. Профессора тут не имели власти, студенты не обязаны были им подчиняться.
Северный тип, олицетворяет Парижский университет, который наоборот сформировался как организация преподавателей. В отличи от Болонского студенты этого университета не могли участвовать в университетских собраниях или принимать участие в голосованиях. Северному типу также принадлежали Оксфорд и Кембридж.
Впрочем, в некоторых итальянских и испанских университетах господствовали переходные формы: власть тут была разделена между преподавателями, студентами и местной властью. А в некоторых южнофранцузских университетах (в Орлеане, Монпелье) студенты и преподаватели объединялись в борьбе против церкви.
Церковь пыталась контролировать университеты: Их официальным покровителем объявил себя Ватикан, ордена доминиканцев и францисканцев контролировали кафедры, первостепенным предметом было богословие, преподаватели были выходцы из духовенства, в университетах дежурили канцлеры — представители церкви, подчинённые архиепископу. Однако, несмотря, на эти меры, университеты всётаки носили светский характер.
В университетах царила демократия, внесословный и вненациональный характер. Студентами (от лат. «studere» — учиться) становились люди из разных сословий. Студентами мог стать и светский феодал и кардинал одновременно. Возрастных ограничений не было. Многие университеты, поначалу, были кочевыми, то есть переезжали с места на место из-за начинавшихся войн или вспыхнувших болезней. В некоторых университетах, по национальному признаку, образовывались землячества. Позже (со второй половины XIIIв.) стали появляться факультеты (от лат. facultas — способность, умение, талант) — организации, которые осуществляли подготовку студентов по одной какой-либо специальности. Термин был введён Римским папой Григорием IX в 1232 г., который обозначал разные специальности в Парижском университете. Главы факультетов — деканы (от лат. decern — 10) были из правящей верхушки университета, именно они сообща избирали ректора (от лат. Rector — управитель) университета, нередко из числа студентов. При управлении университетом ректор советовался с учёным советом, состоящим из профессоров и магистров. В свою очередь студенты сами выбирали профессоров и деканов из своей среды. Однако с конца XVв. ректора уже назначали церковные или светские власти. Обучение в университете начиналось в 13−14 лет и продолжалось 3−7 лет. Образовательная программа базировалась на «семи свободных искусств».
Как правило, в составе каждого университета было четыре факультета: богословский, артистический, медицинский и юридический. Причём между этими факультетами была установлена иерархия. Самым старшими и почётным считался богословский, потом юридический, медицинский и самый младший артистический. И потому артистичный (от лат. «артес» -искусство) факультет считался подготовительным на котором, все студенты должны были, обязательно, освоить «семь свободных искусств», сначала тривиум (грамматику, риторику, диалектику), по усвоению которого студент сдавал экзамены и становился бакалавром. Далее студент должен был овладеть квадриумом (геометрия, арифметика, музыка, астрономия), по усвоению которого он становился магистром и имел право продолжить обучение на одном из трёх основных факультетов.
На богословском факультете изучали священное писание и работу Павла Ломбардского (XII в.) «Сентенции». Обучение шло 12 лет, после чего выпускники становились магистрами теологии, а позже лиценциатами (учителями, допущенными к чтению лекций, но ещё не защитивших научную работу).
Студенты юридического факультета изучали римское и католическое права. Обучение продолжалось четыре года, после чего студенты становились бакалаврами, а позже лиценциатами.
Студенты медицинского факультета изучали работы Гиппократа, Галена, Авиценны и др. они также учились четыре года, после чего становились бакалаврами, после чего два года они занимались практикой под руководством магистра, а затем могли, после сдачи экзаменов, стать лиценциатами. В медицине, в этот период, произошёл большой прорыв, связанный с изучением строения человеческого тела, поскольку раньше церковь запрещала вскрывать трупы (даже преступников), что сказывалось на знаниях о человеческом теле. С XIII в. Светские правители разрешали проводить вскрытие умерших, но 1 труп в несколько лет. В 1316 г. магистр Болонского университета Мондино де Луччи (1275−1326) написал первый в Европе учебник по анатомии, хотя и основывался он всего на двух вскрытиях и во многом дополнялся работой Галена «О назначение частей человеческого тела». Однако, несмотря, на все достижения, сильного развития хирургия не получила, поскольку, в число предметов она не входила и занимались ею, в основном, цирюльники и банщики, которые за врачей не считались, поскольку университета они не заканчивали. Отношений к хирургии изменилось только после того как в результате крестовых походов была получена возможность перевести приобретённые арабские рукописи.
В основе образовательной программы студентов артистического факультета лежали тривиум и квадриум, с особым акцентом на астрономию и геометрию. Впоследствии, изучали также схоластику, философию, труды Аристотеля по метафизике, этике, логике. После двух лет обучения, студенты становились бакалаврами, а после 3−10-летней подготовки и магистрами.
Хотя как отмечал профессор Николай Суворов, из общей колеи, выбивались Оксфорд и Кембридж. В отличи от европейских университетов, в которых господствовал космополитический характер, в английских господствовал национальный, то есть в них не было большого количества иноземцев из других стран. Поэтому и институт землячества тут был слабо развит, и деления на нации тут не было. Хотя, даже в Английских университетах студенты делились на северных и южных, но это деление было не по национальному признаку, а по общественно-политическим взглядам. Не было в английских университетах и деления на четыре факультета, основным предметом в них были «семь свободных искусств», которые в европейских университетах рассматривались всего лишь в качестве подготовительных.
Конечной целью университетского образования было получение учёной степени.
3.3 Университетские методы образования и воспитания Учебный год длился с 20 октября по 7 сентября. Сентябрь — Октябрь, а также Пасха и жаркие дни летом были каникулами, названными так, поскольку совпадали с появлением на небе созвездия Малого пса (от лат. canicula — собака, щенок), от чего и пошло слово «каникулы». Обучение в университете шло с раннего утра и до вечера (с 5 утра до 8 вечера). Основным методом обучения было чтение лекций, профессором, который параллельно делал свои комментарии. После окончания чтения лекций студенты воспроизводили их содержание. Однако из-за недостатка учебников, профессору приходилось по несколько раз зачитывать одну и ту же фразу, чтобы студенты её запомнили. Например в XVв. В парижском университете, на медицинском факультете имелось всего 12 книг. Эта одна из причин такой длительности учёбы. Чтобы преодолеть книжный дефицит магистры делали сборники конспектов и фрагментов из книг — «Суммы», прообразы современных хрестоматий, которые помогали студентам при подготовки к экзаменам.
Все студенты обязаны были посещать все лекции, как дневные, так и вечерние. За непосещение лекций, со студентов взимался штраф. Лекции были двух видов: дневные (ординарные (обязательные)) и вечерние (экстраординарные (дополнительные)). Преподаватели не читали какой-либо курс по определённой науки (римскому праву, философии). Они читали просто какую-нибудь книгу. Те книги, которые считались более важными, читались днём, менее важные вечером. Лекции шли 1−2 часа. Перед началом каждой лекции преподаватель делал короткий пролог, в котором определял характер работы над книгой. Главная задача преподавателя в ходе лекции была смешать разные варианты текстов и прокомментировать. Просить повторить или медленнее читать, студентам было запрещено.
Также студенты должны были посещать еженедельные диспуты, где студенты при участии преподавателя и его помощника — бакалавра дискутировали на какую-либо тему. Практических занятий не было. Один-два раза в год проводились диспуты без какой-либо оговорённой темы, поэтому на этих диспутах обсуждались какие-нибудь мировоззренческие или научные вопросы. Диспуты носили явный демократичный характер, поскольку их участники вели себя развязно, перебивая выступление оратора освистыванием и криками, и были нацелены на выработку у студентов самостоятельности мышления.
Отношения преподавателя и студента, во многом, напоминали отношения ремесленника и подмастерья, в раннее средневековье: студентами становились в 13−14 лет, записывались у профессора, который обучал и отвечал за своего студента, обучение шло 3−7 лет и оканчивалось получением бакалавра. Бакалавр мог уже посещать лекции других преподавателей, обучал новых студентов. Далее он мог, защитить перед членами факультета научную работу, после которой получал учёную степень (магистр, доктор и др.). Присуждение учёных степеней сопровождалось наделением почётных титулов (нап. Граф права), что, также напоминало, раннесредневековую традицию рыцарского воспитания.
При этом, обучение в университетах было платным. Из-за чего в XIV в. В Европе появилось новое сословие студентов-бедняков (ваганты, голиарды), которые вели нищий образ жизни: жили в съёмных каморках, перебивались случайными заработками, странствовали из одного университета в другой. Но при этом, именно из этих людей, в будущем образовалось множество деятелей науки и образования. Ваганты прославились своей поэзией, представляющую смесь латинских церковных гимнов и народного фольклора. Ваганты писали про веселье, любовь, застольные песни. У них были странные отношения с церковью: с одной стороны они были клириками и потому не смели дурно отозваться о церкви или духовенстве, а с другой стороны они писали сатиры на монашество, пародии на церковные молитвы и библейские сюжеты. Большинство их трудов анонимны, так как авторы боялись столкновений с инквизицией.
По окончанию обучения студента ждал итоговый экзамен, на котором он должен был выступить перед магистрами и деканами от каждого факультета. Экзамен проходил в форме диспута, на котором студент должен был ответить на все вопросы, тем самым доказав, что он читал все учебные книги и посещал все диспуты. Сдавшего экзамен ждала награда — степень бакалавра. Следующие два года он был ассистентом у магистра, после чего становился — лиценциатом, то есть получал право на чтение лекций. Ещё спустя полгода он получал степень магистра. Новоиспеченный магистр должен был прочесть торжественную речь перед бакалаврами и другими магистрами, дать клятву и устроить пир.
3.4 Значение университетов Университеты являлись альтернативной системой образования схоластической, которая к XIV в. Уже изжила себя, превратившись в «игру умными словами» и потому тормозившей научный прогресс. В то время как университеты стали центрами интеллектуальной жизни Европы. Их учителя и ученики (в разное время ими были Роджер Бэкон, Пьер Абеляр, Ян Гус, Николай Коперник, Данте Алигьери, Франческа Петрарка, Вильям Оккам и др.) обогащали духовный мир, культуру, науку, просвещение. Университеты носили прогрессивный характер. Несмотря на все их недостатки, развитие университетов послужило основой для нового, гуманистического направления в воспитании и образовании, интеллектуального развития. Их появление приводило к оживлению торговли, общественных отношений, доходов. По этой причине, города, охотно содействовали открытию университетов. Любой университет был гордостью любого города, поскольку был оплотом свободы, куда бежали талантливые, мятежные люди.
образование церковный средневековье схоластика
Заключение
Несмотря на то, что Средние века, вполне справедливо называют «тёмными веками», нельзя сказать, что данная эпоха губительно сказалась на всей системе образования и воспитания. Наоборот, в данный период произошло большое развитие образования и воспитания.
Прежде всего, несмотря на господство церкви, негативно относившейся к античности и имеющей целью истребить все знания и труды, с ней связанные, по сути, вся средневековая система образования и воспитания (учебные предметы, характер и структура школ) была логическим её продолжением, тем самым сохранив преемственность видов систем образования из разных эпох.
В средние века произошло множество научных открытий во всех сферах, поскольку даже во времена апогея церковного господства, самые ярые церковники не отрицали пользы светского образования. Было изобретено книгопечатанье (1300 г.), что содействовало развитию и распространению литературы, как религиозной и национальной, а это содействовало развитию образования, несмотря на то, что книг тогда было немного. В средние века произошло огромное развитие в химии. Несмотря на то, что эта наука диктовалась церковью и преследовала мистические цели (поиск философского камня), в ходе достижения этих целей произошло множество химических открытий (открытие соляной кислоты, термина «газ»), популярных и по сей день. Новые термины и понятия появились в логике. Отдельным этапом развития стала литература, обогатившаяся произведениями студентов-вагантов.
В образовании в этот период произошла преемственность, то есть оно было поделено на элементарное, среднее, высшее. Произошла иерархизация учебных заведений, структурированы и упорядочены учебные дисциплины. Порядок учебных заведений и предметов установленный в средние века, по сути, сохранился и до наших дней.
Наконец именно в средние века появились университеты, которые продолжили традицию античного образования и стали огромным событием в мире образования. Поскольку университеты стали центрами интеллектуального, гуманного, рационального образования. Все порядки университетов, сформированные в средние века (демократичный характер, лекционная форма обучения, должности и учёные степени) действуют, и по сей день.
Таким образом, в средние века были заложены множество элементов образования и воспитания, которые благоприятно отозвались на всей системе образования и до сих пор являются фундаментальными основами в образовании многих стран.